Аналитическая справка о работе библиотеки мбоу «ливадийская сш. Справка о работе школьной библиотеки Справка о профессиональной деятельности библиотекаря
Справка
по итогам проверки состояния работы школьной библиотеки
МБОУ «Нижне-Нойберского СШ №2».
Согласно плану внутришкольного контроля на 2015-2016 учебный год заместителем директора по воспитательной работе Ясаевой З.М. изучена документация заведующей школьной библиотеки Мацаевой Р.С-А.
Цель проверки: изучение системы работы школьной библиотеки и оценка её эффективности.
Сроки проведения проверки: с 16 по 21 ноября 2015 года
Изучая работу библиотекаря проведена следующая работа:
Заведующая библиотекой Мацаева Р.С-А.
Режим работы библиотеки с 9.00 до 17.30, ежедневно с перерывом на обед, с одним выходным днем (воскресенье).
Школьная библиотека, прежде всего, – учебная библиотека, поскольку обязана обеспечивать информацией и соответствующими документами учебный процесс. В то же время она выполняет и функции специальной библиотеки, обслуживая педагогический коллектив школы, и публичной, предоставляя учащимся внепрограммные материалы, поддерживая внеклассную и внешкольную работу.
Проверка показала, что библиотека работает по плану, который является приложением к общешкольному и утверждён директором школы. План реален, выполним, имеются все разделы с анализом и задачами на новый учебный год. В годовой план библиотеки внесен план работы проведения библиотечных уроков. В своей работе библиотекарь руководствуется нормативными документами, регламентирующими работу библиотеки: Должностная инструкция;
положение о библиотеке школы;
правила пользования библиотекой школы;
конвенция о правах ребенка;
перспективный план библиотекаря;
инструкция об учете библиотечного фонда.
Школьная библиотека создаёт неформальные отношения со своими читателями, чем выгодно отличается от более формальных связей учителя и ученика. Вот почему именно школьная библиотека имеет многие преимущества в библиотечном обслуживании.
Школьный библиотекарь хорошо знает как учителей, так и учащихся школы, что позволяет ему более эффективно осуществлять и индивидуальную и массовую работу.
Библиотека находится в приспособленном помещении. В библиотеке имеется зона читального зала. В помещении светло, чисто, уютно, температурный режим соответствует нормам.
Классные руководители начальных классов проводят мероприятия по работе с книгой, по привлечению детей к чтению.
Библиотекарь Мацаева Р.С. ведёт индивидуальную работу с учащимися при обмене книг, при записи в библиотеку. Библиотечные уроки проводятся согласно плану и записываются в дневник работы библиотеки. Библиотека оформлена по принципу открытого доступа. В библиотеке постоянно оформляются тематические книжные выставки и выставки к юбилеям писателей. Учащиеся и педагоги школы активно используют периодические издания, выписываемые школьной библиотекой, как на уроках, так и во внеурочной деятельности.
Документы учёта фонда:
книга суммарного учёта;
инвентарная книга учета дарственных книг;
инвентарная книга учёта методической литературы;
инвентарная книга учета школьных учебников.
Данные книги ведутся в соответствии с требованиями. Журнал регистрации посещения учащихся, дневник детской библиотеки в котором ведется запись учета посещаемости в библиотеку, план работы библиотеки, паспорт, федеральный список экстремистских материалов, папка информаций о проведенных мероприятиях и библиотечных уроках.
На день проверки вся литература была обработана. Библиотекарем начата картотека учёта учебников, картотека журнальных статей, картотека по профильному обучению, по ЕГЭ и ГИА.
Состояние комплектования фонда следующее:
школьные учебники – 9241;
художественная литература – 368;
методическая литература – 433;
словари и энциклопедии – 131.
Учащиеся обеспечиваются учебниками. Активом библиотеки один раз в четверть проводятся рейды проверки учебников. Результаты рейдов своевременно доводят до учащихся. Учащиеся старшего звена в основном берут из библиотеки периодические издания и литературу по программе.
Для обеспечения учёта при работе с фондом ведётся следующая документация:
- книга суммарного учёта фонда библиотеки;
- инвентарные книги (4 шт.);
- папки «Акты»;
- картотека учёта учебников;
- папка «Накладные»;
- читательские формуляры (301).
На выставочных стеллажах в 2015-2016 учебном году оформлялись следующие выставки: «Правила дорожного движения», «Здоровье потеряешь- все потеряешь», «Люблю тебя, моя Чечня», «Для родителей», «Лес- наш друг», «Знакомьтесь- новые книги», «С законом на «Вы», «Первый раз, в первый класс», «Готовься к экзаменам»,
«Права ребенка».
На основе вышеизложенного:
Выводы:
Работа школьной библиотеки по вовлечению учащихся в мир культуры ведется в соответствии с намеченным планом. Постоянно проводятся различные конкурсы и мероприятия. Библиотекой используются все возможные формы и методы обслуживания с применением всех имеющихся в библиотеке материалов и печатных изданий для выполнения главной задачи – формировании культуры чтения и любви к книге.
Рекомендации:
1. Внедрять новые, эффективные формы работы, новые технологии по формированию у читателей навыков независимого библиотечного пользователя.
2. Организовывать мероприятия, ориентированные на воспитание нравственного, гражданско- патриотического самосознания личности, формирование навыков здорового образа жизни.
3. Продолжать повышать свою квалификацию и профессиональный уровень.
4. Формировать у обучающихся информационной культуры, любви к книге, культуры чтения, умения и навыков независимого пользователя.
5. Формировать фонд учебников согласно Федеральному перечню учебников и ФГОС.
6. Завершить работу по систематизации фонда.
Справку составила зам. дир. по ВР Ясаева З.М.
Цель: организация совместнойработы библиотеки и педагогического коллектива по стимулированию интереса к чтению, самообразованию.Работа библиотеки в школе, выполнение плана воспитывающей деятельности школьников в рамках Недели детской книги
Объект контроля: библиотекарь
Методы и формы контроля : собеседование сбиблиотекарем, посещение мероприятий иуроков
Виды контроля : тематический
Сроки проведения : с 01.04 по 08.04.2009
Выход на результат : справка
Одна из задачдеятельности библиотеки – воспитание у учащихся культуры чтения, любви к книге, умения пользоваться библиотекой. Привитие школьникам потребности в систематическом чтении литературы для развития творческого мышления, познавательных интересов и способностей, успешного освоения учебных программ.
В ходе проверки выявлено следующее:
Школьная библиотека работает в режиме пятидневной рабочей недели с 8 00 до 16 00 часов.
План работы школьной библиотеки и план Недели детской книги составлен в соответствии с общешкольным планом.
В течение Недели Детской книги быловыявлено:
Ø Посещений школьной библиотеки – 451
Ø Взято книг избиблиотечного фонда – 753
Ø Самые активные классы, посещающие школьную библиотеку – 11 «б», 9 «а», 7 «в» Ребята из этих классов показали самый высокий процент посещений библиотеки в течение предметной недели. Спросом пользовалась у ребят литература различной тематики: это и информационные справочники, историческая литература,литература родного края и многое другое.
План работы в рамках Недели Детской книги был составлен совместно с методическим объединениемучителей гуманитарного цикла. Он направлен:
Ø на воспитание у учащихся культуры чтения, любви к книге, умениепользоваться библиотекой;
Ø насодействие педагогическому коллективу в развитии и воспитании детей;
Ø на привлечение учащихся к систематическому чтению, развитию речи и мышления, познавательных интересов и способностей.
Был посещён урок внеклассного чтения в 5-х классах, который подготовили Юдинцева С.С. и Чекменёва В.М. по теме «Путешествие в книжное царство». Урокбыл подготовлен, соответствовал возрасту учащихся. Ребята в игровой форме учились работать с книгой, отвечали на каверзные вопросы, показывая свою эрудицию. Воспитательная эффективность этого урока – умение работать в коллективе: большом и малом (группы); повышение культуры слушателя и читателя. На уроке было много наглядности, оформлена книжная выставка, использовалосьм/медийное оборудование. Учителя учли дозировку использования оборудования в целяхпрофилактики и сохраненияздоровья учащихся. Общий эмоциональный фон урока – доброжелательный, творческая обстановка.
На других уроках применялись различные виды деятельности учащихся, наблюдалось многообразие форм проведения. Данные уроки имеют большое воспитательное значение, прививают любовь к чтению, развивают познавательные интересы.
Совместно с районной центральной детской библиотекой были проведены тематические классные часы:
с 5 «б» классом «Бажовские чтения» - кл.руководитель Тлеуленова А.С.
с 7 «в» классом «Бажовский фестиваль» - кл.руководительКучерова С.А.
с 9 «а,б» классами – «200 лет со дня рождения Н.В.Гоголя» - кл.руководители: Токарева Л.М., Оникиенко Е.В.
Однако, некоторыемероприятия в рамках неделине были проведены:
Уразаева Г.А. – урок – презентация «Похвала книге» к 430-летию И.Фёдорова в 7-х классах; Кузнецова И.В. - викторина «Герои любимых книг» в 9-х классах.
В соответствии со знаменательными и памятными датами были оформлены выставки, стенды:
- Тематическая выставка к 200-летию со дня рожденияН.В.Гоголя – Чекменёва В.М.
- Информационная выставка «К нам новая книга пришла» – Чекменёва В.М.
- Стенды«Души прекрасные порывы» - Донец И.Е., Юдинцева С.С.
- Тематические выставки рисунков «Мы читаем и рисуем…», «Сказы Бажова», «По страницам произведений А.С.Пушкина»,«Книга»
Так же был проведён конкурс на лучшую эмблему, экслибрис школьной библиотеки среди учащихся 5-8 классов.
Подготовлен к выпускулитературный альманах №3, в который вошлитворческие работы учащихся школы, педагогов, выпускников школы под руководством Донец И.Е
Вывод : Работа школьной библиотеки ведется в соответствии со школьным воспитательным планом. Постоянно проводятся различные конкурсы и мероприятия. Работу библиотекаря школыЧекменёвой В.М. признать удовлетворительной.
1. Классным руководителям активнее сотрудничать со школьной библиотекой, вовлекая учащихся в подготовку и проведение классных часов и внеклассных мероприятий, соответствующих плану воспитательной работы в классах.
2. Библиотекарю Чекменёвой В.М. составить график проведения мероприятий по классам-группам совместно с классными руководителями на 2009/2010 учебный год и довести его на заседании методического объединения классных руководителей.
3. В рамках недели детской книги проводить не только уроки, но и внеклассные мероприятия после уроков, вовлекая учащихся в подготовку и проведение коллективного творческого дела.
4. Объявить замечание Уразаевой Г.А. и Кузнецовой И.В. за невыполнение должностных обязанностей учителя в рамках Недели на заседании МО учителей гуманитарного цикла.
5. Отметить работу учителей-предметников Тюриной Е.М., Юдинцевой С.С., Донец И.Е., Чекменёвой В.М. в рамках Недели.
Справка по состоянию работы
библиотеки СШ № 16 имени Т. Айбергенова
Цель: Анализ эффективности работы школьной библиотеки
Объект контроля: библиотека
Сроки контроля : 1.11.2014 – 29.11.2014
Методы контроля: наблюдение, беседа, анализ.
Согласно плану внутришкольного контроля на 2014-2015 учебный год в период с 1.11.2014 по 29.11.2014 проведен контроль состояния работы школьной библиотеки. В ходе проверки было установлено, что цели работы библиотеки:
формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ;
адаптация учащихся к жизни в обществе;
воспитание у учащихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
формирование здорового образа жизни.
и задачи:
бесплатное обеспечение участников образовательного процесса - обучающихся, педагогических работников, родителей (или иных законных представителей) обучающихся (далее - пользователей) - доступом к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); цифровом (CD-диски).
воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающегося, развитии его творческого потенциала;
формирование навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации;
совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды.
соотносятся с целями и задачами работы школы в целом.
Анализируя результаты наблюдения, бесед с учащимися и работниками педагогического коллектива, собеседования с библиотекарем школы ___________________________________, можно сделать вывод, что:
учащиеся посещают библиотеку активно, обращаются в основном за программными произведениями, художественной литературой, периодическими изданиями, пользуются научно-популярной, справочной, краеведческой, детской литературой. Однако у учащихся наблюдается тенденция брать информацию в Интернете. Библиотека оснащена 5 компьютерами с выходом в Интернет.
частыми посетителями библиотеки остаются 9 -11 классы. В течение года они постоянно обращаются за книгами, серьезно изучают русскую классику, современную литературу и книги зарубежных авторов из школьной программы, обращаются за критическими статьями, а также за литературой по другим школьным предметам. Среднее звено интересуется фантастикой, детективами, историей, пользуются справочной литературой для написания рефератов и докладов. Учащиеся начальных классов активно посещают библиотеку, выбирают книги по интересам, стихи детских и русских писателей, систематически участвуют в различных библиотечных мероприятиях. Наиболее спрашиваемыми среди читателей являются познавательные журналы для малышей и подростков. Педагогические работники интересуются методикой преподавания учебных предметов, обучения и воспитания детей, новейшими педагогическими технологиями
Работа с читателями
Массовая работа велась по следующим основным направлениям: поощрение свободного чтения (чтения для удовольствия), содействие воспитательным программам школы, содействие учебному процессу.
Для дифференцированного подхода в работе с читателями 2014-2015 уч. году определены следующие группы читателей:
Учащиеся 1-4 кл.;
Учащиеся 5-6 кл.;
Учащиеся 7-8 кл.;
Учащиеся 9-11 кл.;
Педагоги;
Формирование библиотечного и учебного фондов. Сохранность фондов.
В структуру фонда библиотеки школы входят: книжный фонд, содержащий художественную литературу, входящую в школьную программу, научно-популярные издания, литературу для внеклассного чтения, а также справочно - энциклопедические издания; фонд школьных учебников; периодические издания, связанные как с обеспечением образовательного процесса, так и для досугового чтения; документы на электронных носителях информации по предметам, изучаемых в школе.
Общий фонд библиотеки СШ № 16 имени Т. Айбергенова насчитывает 44062 экземпляра, из них наименований учебно-методической литературы 34522 экземпляра, художественной литературы 9540, периодических изданий – 30 наименований. Учащиеся и педагоги школы обеспечены учебно-методической литературой на 100%. Библиотекарем в совместной работе с классными руководителями и учащимися ежегодно принимаются соответствующие меры для сохранности и пополнения книжного фонда:
выдача учебников;
работа с должниками;
обмен учебниками с другими ОУ;
информирование родителей об укомплектованности учебных фондов;
анализ качественного и количественного состояния учебников;
заказ на учебно-методическую литературу в соответствии с потребностью;
проверка правильности расстановки фонда;
работа с картотекой учебников;
отбор учебников и ветхой литературы на списание.
В сентябре – октябре проведено оформление заказа на периодические издания на I полугодие 2014-2015 года. Для оптимизации книжного и учебного фондов списание ветхой литературы и оформление актов проводится c 10.11.2014 по 10.12.2014 при согласовании с Управлением образования города Астаны.
Проводятся беседы о бережном отношении к учебникам и книгам при записи в библиотеку, при посещении классов в сотрудничестве со старшей вожатой Закириной Гульмирой Кайсашевной проводятся частичные проверки учебников.
Ведение справочно - библиографического аппарата.
В библиотеке создан справочно-библиографический аппарат: алфавитный и систематический каталоги; энциклопедии, словари, справочники. На стадии формирования ведется работа по электронному каталогизированию учебников в рамках проекта « Smart School – Школа будущего», введение информации о структуре школы и количестве учащихся в каждом классе для автоматического определения обеспеченности учебниками – « E - Learning », систематически пополняется каталог имеющейся литературы.
Работа с родителями
В библиотеке также осуществляется обслуживание родителей: предоставление информации о пользовании библиотекой их детьми; индивидуальная работа по подбору дополнительного материала для учащихся школы.
Самообразовательная деятельность
Библиотекарь принимает активное участие в городских совещаниях школьных библиотекарей, проводимых Управлением образования города; посещает различные семинары; открытые уроки, мероприятия и организует тематические выставки к мероприятиям.
Выводы:
Анализ результатов и процесса деятельности позволяет сформулировать следующие выводы:
Информационно-массовая работа библиотеки ведется на хорошем уровне.
Невозможно решать новые задачи, стоящие перед школьной библиотекой, без существенного обновления фондов.
Выявлена положительная динамика по основным количественным показателям работы библиотеки.
Вместе с тем в ходе анализа результатов и процесса всей деятельности библиотеки отмечается
спад интереса у 32 % учащихся к чтению художественной литературы;
недостаточное комплектование основного фонда библиотеки
невысокая активность работников педагогического коллектива на подписные периодические издания;
по возможности создавать комфортные условия для учащихся в библиотеке (организация читального зала);
заинтересовывать книгой, прививать потребность в регулярном чтении учащихся среднего звена;
совершенствовать новые библиотечные технология в проведении массовых мероприятий;
Заместитель директора по УВР Калита Г.М.
+ Справка по работе школьной библиотеки
Школьная библиотека работает по плану, утвержденному администрацией школы, опираясь на разделы общешкольного плана. Основными направлениями деятельности библиотеки являются:
Обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного информационно-библиографического обслуживания учащихся и педагогов;
Обучение читателей пользованию книгой и другими носителями информации, поиску, отбору и умению оценивать информацию;
Формирование эстетической, экологической культуры и интереса к здоровому образу жизни.
Школьная библиотека прививает
у учащихся потребность в постоянном самообразовании, воспитывает ответственность, уделяет внимание пропаганде литературы в помощь школьным программам. А также развивает и поддерживает в детях привычку и радость чтения и учения, потребность пользоваться библиотекой в течении всего учебного периода.
Школьная библиотека - это первый информационный центр для наших учащихся. Именно здесь должны приобретаться навыки самостоятельного поиска, критической оценки полученной информации, сравнения информации, полученной из различных источников: как из традиционных (книги, журналы, газеты), так и из нетрадиционных.
I. Общий фонд библиотеки – 32246 экз.
Из них:
художественная литература - 18799 экз.
справочная литература - 123экз.
учебная литература - 11801 экз.
методическая литература - 1523 экз.
Библиотечный фонд пополняется энциклопедическими изданиями, новыми справочниками и словарями, которые пользуются большой популярностью у учеников, справочниками по предметам и другими изданиями.
Фонд художественной литературы находится в открытом доступе читателей. Библиотека укомплектована научно-популярной, справочной, отраслевой, художественной литературой для детей:
Младшего школьного возраста (1-4 классы);
среднего школьного возраста (5-9 классы);
старшего школьного возраста (10-11 классы);
педагогической и методической литературой для педагогических работников;
периодическими изданиями с учетом современных задач учебно-воспитательного процесса, а также учебниками и учебными пособиями.
Расстановка осуществлена по возрастным группам (1-4 классы; 5-9 классы, 10- 11 классы) в соответствии с таблицами ББК для школьных библиотек.
Литература для учащихся 1-4 классов расставлена по тематическим рубрикам: «Сказки», «Стихи», «Интересное о разном», «О растениях и животных». Ценная литература, а также книги, имеющиеся в единственном экземпляре, расставлены на отдельном стеллаже для пользования в библиотеке.
Фонд учебников расположен на отдельном стеллаже. Расстановка произведена по классам. Отдельно выделены устаревшие книги, предназначенные для списания.
Ежегодно делается заказ на новые учебники. В формировании заказа участвуют библиотекарь и администрация школы.
В целях профилактики сохранности учебников, библиотекарем проводятся беседы с читателями - детьми на абонементе, а классными руководителями на классных часах. Систематически проводились рейды по сохранности учебников.
В конце учебного года по графику проходит сдача учебников по классам
II. Содержание и организация работы с читателями.
В конце учебного года проводится анализ читательской активности учащихся. По результатам анализа можно сделать следующие выводы.
В 2013-2014 учебном году средние показатели читательской активности значительно увеличились, а количество пассивных читателей сократилось. Читателей, пользующихся только учебной литературой на конец года нет. Процентное увеличение активных читателей возросло во всех ступенях.
Количество читателей: 235
Число посещений: 2024
Число книговыдачи: 4048
Количество Учащихся | Количество читателей | %читателей |
|
Прочие (уч-ля, тех. служащие) | |||
Увеличение читательской активности произошло за счет пополнения фонда справочной литературы, художественной литературой современных авторов. Много поступило переизданной детской литературы Байгобылова, Райан.Р, Коуп Р, Николая Носова и других авторов. Во 2-х и 9-х классах возросла книговыдача художественной программной литературы. Особенно активно читают ученики начальных классов, в среднем звене это ученики5, 6, 9 классов. Учащиеся 9-11классов берут не только программные произведения, но и много литературы по истории, критического материала, книги современных авторов. Знакомство со школьной библиотекой у учащихся первых классов традиционно происходит в сентябре. А в конце декабря для первоклассников проходит торжественная запись, первый библиотечный урок «Первые уроки чтения, первые уроки доброты». Учащиеся знакомятся с понятием “библиотека”, “библиотекарь”. Этот урок проходит интересно, познавательно со стихами, загадками. Постоянно ведется индивидуальная работа с читателями. Регулярно проводятся беседы с целью изучения читательского интереса и широты кругозора читателя.
Учителя же интересуются методикой преподавания учебных предметов, новейшими педагогическими технологиями. Из периодических изданий особой популярностью пользуются журналы и газеты: «Классный руководитель», «Справочник классного руководителя», «Последний звонок», «Учительская газета».
III. Справочно-библиографическая работа
Библиотека продолжает работу по сбору материала в тематические папки-накопители
Составлены папки в помощь классным руководителям:
- « Моя Родина –Казахстан».
- «Великие имена».
- «Государственные Символы РК».
- «Знаете ли вы?».
- «Ты и твоя будущая профессия» по профориентации.
Большая работа проводилась среди учащихся в пропаганде библиотечно-библиографических знаний. В течение учебного год проводятся библиотечные обзоры и библиотечные уроки для читателей всех возрастных групп. На этих мероприятиях ребята познакомились с новинками периодических изданий, предназначенными для их возраста, узнали о справочном аппарате энциклопедий, познакомились с новинками художественной литературы. Пользователям библиотеки представляется «Обзор литературы, поступившей за лето в школьную библиотеку».
IV. Пропаганда чтения как форма культурного досуга.
Роль библиотеки в пропаганде литературы огромна. Помочь сориентироваться в книжном богатстве, принимать активное участие в школьной жизни - это обязанность школьного библиотекаря. Забота школьной библиотеки заключается в том, чтобы каждый читатель нашел свою книгу, получил необходимый совет, оказался в обстановке, благоприятной для самообразования, самораскрытия личности.
Важнейшим направлением деятельности библиотеки является раскрытие фонда через выставки. В библиотеке оформляются разнообразные выставки как к юбилейным и знаменательным датам, так и к различным месячникам. Также имеются постоянно действующие книжные выставки, которые регулярно обновляются вновь поступившей литературой: «Новые поступления». Наиболее значимыми и удачными были циклы выставок к календарным датам. Подбирая материал к этим выставкам, стараешься рассказать не только историю праздника, сообщить интересные факты, но и предложить литературу с выставки и побеседовать с читателями. Особое внимание уделяется выставкам, посвященным писателям-юбилярам. Читателям предлагается краткая биография писателя, выставляются его книги, проводятся викторины. В прошлом учебном году читатели познакомились с творчеством А.Тарази, К.Токаева, Н.Носова, Ч.Айтматова.
Сохранение традиций чтения в семье – залог успешного приобщения к чтению детей. Это и определило главную направленность всей работы школьной библиотеки. Практически все мероприятия способствовали развитию интереса к чтению. Вместе с педагогическим коллективом были использованы разные формы работы по пропаганде книги. Одно из важных мест в этой работе – это массовые мероприятия, т.к. именно на внеурочных мероприятиях происходит живое общение с ребятами. Это обзоры, обсуждения, утренники, викторины, праздники.
Все мероприятия, проводимые библиотекой, были нацелены на литературное, историческое, толерантное просвещение школьников, содействующее патриотическому, нравственному, эстетическому воспитанию и формирующее привлекательный образ книги и чтения.
За 2013 -2014 учебный год были проведены мероприятия.
Мероприятия | ||
Библиографические уроки и обзоры | ||
Книжно-иллюстративные выставки | ||
Крупные комплексные мероприятия (литературно-музыкальные композиции, утренники) | ||
V. Работа с активом
По составленному плану велась следующая работа:
Знакомство с фондом (т.е. расстановкой книг по разделам) для того, чтобы самим можно было правильно поставить книги на свои места;
При поступлении новых изданий учебной и художественной литературы активисты проставляли библиотечный штамп;
Для выдачи учебной литературы на следующий год оформили «Журнал выдачи учебников» по классам;
Один из самых любимых этапов работы – обслуживание читателей на абонементе. Учились записывать книги в формуляре, помогали в выборе книг учащимся начальных классов;
Принимали активное участие во многих мероприятиях школьной библиотеки.
VII. Взаимодействие с другими службами и другими организациями
Принимаю участие в декадах, месячниках, объявленных по школе:
Декада по Самопознанию.
Декада казахского языка.
Декада начальных классов.
Для повышения интереса детей к книгам школьная библиотека тесно сотрудничает с сельской библиотекой. Библиотека в течение года оказывает помощь учителям, классным руководителям в проведении массовых мероприятий, классных часов, предметных недель. Производится подбор литературы, сценариев, стихов; оформляются книжные выставки. Школьная библиотека прививает у учащихся потребность в постоянном самообразовании, воспитывает ответственность, уделяет внимание пропаганде литературы в помощь школьным программам.
Библиотека развивает и поддерживает в детях привычку и радость чтения и учения, а так же потребность пользоваться библиотекой в течение всей жизни. Библиотека пропагандирует чтение, а так же ресурсы и службы школьных библиотек как внутри школы, так и за её пределами. Старается добиться систематического чтения, прививает интерес к периодической печати, ведет работу с читательским активом.
Задачи, поставленные на учебный год, в полной мере выполнены. Проведены все запланированные мероприятия.
Общие выводы и предложения:
1.Школьная библиотека выполняет большой объем работы по предоставлению пользователям необходимого информационного материала.
2.Возросла взаимосвязь библиотеки с педагогическим коллективом и учащимися.
3.Библиотека нуждается в пополнении фонда художественной и детской литературой, т.к. много устаревшей литературы.
4.Активизировать читательскую активность в среднем звене.
5.Продолжить работу над повышением качества и доступности информации, качеством обслуживания пользователей.
Информационно-методическое и библиотечное
обеспечение учебного процесса
за 2012-2015 уч.годы
Быстротекущий процесс информатизации всего общества определяет необходимость инновационных изменений в деятельности школы и школьной библиотеки. В настоящее время библиотека становятся не просто хранителем печатных и других материалов, а информационной системой, создающей определённые информационно-библиотечные ресурсы.
Школьная библиотека является неотъемлемой частью образовательного процесса школы.
Основная цель школьной библиотеки – удовлетворение потребностей детей в духовном и интеллектуальном росте, самопознании и самообразовании. Школьная библиотека в новых условиях предполагает интеграцию функций информационного и культурного центров в интересах инновационного образовательного процесса.
Библиотека руководствуется в своей работе нормативными документами:
Типовое Положение о библиотеке общеобразовательной школы.
Правила пользования школьной библиотекой.
Должностные инструкции работников библиотеки.
Приказ Министра образования и науки РК от 17 августа 2000 года № 827 «Об утверждении документов по библиотечному делу для библиотек системы образования».
Приказ Министра образования и науки РК от 3 июля 2001 года № 522 «О мерах по улучшению качества работы библиотек общеобразовательных школ РК».
Постановление Правительства РК от 19 февраля 2003 года № 173 «Об утверждении Правил обеспечения учебниками обучающихся и воспитанников организаций образования».
Приказ Министра образования и науки РК от 18 июля 2003 года № 508 «Об утверждении Инструкции о формировании фонда библиотеки государственной организации образования РК.
Перечень учебных изданий определенный Приказами МО и НРК « об утверждения перечня учебников, учебно-методических комплексов, пособий и другой дополнительной литературы, в том числе на электронных носителях, разрешенных к использованию в организациях образования» № 400 от 27 сентября 2013 года, № 460 от 18 ноября 2013 года и № 127 от 28 апреля 2014 года «О внесении изменения и дополнений в приказ № 400 от 27 сентября 2013 года» .
Исходя из особенности организации учебной деятельности и программы развития школы, основными задачами работы библиотеки являются:
Обеспечение информационно-документальной поддержки учебно-воспитательного процесса и самообразования учащихся и педагогов.
Формирование у школьников информационной культуры и культуры чтения.
Совершенствование традиционных и инновационных форм индивидуальной и массовой работы.
Привлечение родителей к решению вопросов библиотечного обслуживания и организации чтения детей.
Формирование интереса к здоровому образу жизни.
Формирование экологической культуры современных школьников.
Материально техническая база:
помещение - 1 комната
площадь – 54 кв.м.
В соответствии со штатным расписанием школы: Библиотекарь – 0.5 единицы.
Основные функции библиотеки .
Образовательная - поддерживать и обеспечивать образовательные цели,
Аккумулирующая – библиотека формирует, накапливает, систематизирует и хранит библиотечно-информационные ресурсы,
Сервисная – библиотека представляет информацию об имеющихся библиотечно-информационных ресурсах, организует поиск и выдачу библиотечно-информационных ресурсов,
Информационная – представляет возможную информацию вне зависимости от ее вида, формата и носителя,
Культурная – организовать мероприятия, воспитывающие культурное и социальное самосознание, Координирующая – библиотека согласовывает свою деятельность с другими библиотеками, администрацией для более полного удовлетворения потребностей пользователя в документах и информации,
Социальная – библиотека содействует развитию особенности пользователей к самообразованию и адаптации в современном информационном обществе,
Просветительская – библиотека приобщает учащихся к сокровищам мировой и отечественной культуры. Направления деятельности библиотеки
Работа с учащимися:
уроки культуры чтения;
библиографические уроки;
информационные и прочие обзоры литературы;
игры, конкурсы, викторины, презентации и т.д.;
доклады о навыках работы библиотеки; 2. Поддержка общешкольных мероприятий:
предметные недели естественно научного – цикла, казахского, русского языков и литературы, математики, информатики, детской книги;
общественные акции: день борьбы с наркоманией, курением, алкоголизмом и др.
3.Работа с учителями и родителями:
обзоры новинок художественной, научной, учебно-методической и учебной литературы;
информационные обзоры на заданные темы;
индивидуальная работа с педагогами;
оказание методической консультационной помощи педагогам, родителям, учащимся в получении информации из библиотечно-информационного центра школьной библиотеки
Общие сведения о библиотеке:
Количество учащихся – 196 ,
из них читателей – 196
Количество учителей –17 , из них читателей –17.
Объем библиотечного фонда –32246
Объем учебного фонда - 11801
Формирование фонда библиотеки.
Работа с библиотечным фондом литературы:
Прием и выдача учебников учащимся. Обеспечить выдачу учебников в полном объеме согласно учебным программам.
Подведение итогов движения фонда. Диагностика обеспеченности учащихся учебниками и учебными пособиями на каждый учебный год. Составление справки по учебно-методическому обеспечению учебного процесса школы.
Прием и техническая обработка поступивших учебников и художественной литературы.
Проведение работы по сохранности учебного фонда (рейды с проверкой учебников)
Списание учебного фонда и художественной литературы с учетом ветхости и смены учебных программ.
Ведение журнала выдачи учебников.
Установление связи с другими библиотеками с целью обмена учебниками.
Контроль за своевременным возвратом в библиотеку выданных изданий. Книжный фонд библиотеки формируется Отделом образования Астраханского района. Библиотекой выполняются все требования по приему и технической обработке новых изданий. Обеспечивается сохранность фонда. Проводится мелкий ремонт книг.
Эффективность управления и качество организации учебно-воспитательного процесса. Количество учебников в расчете на одного учащегося (количество учебников в школьной библиотеке, количество учащихся).
Материально-технические ресурсы
Библиотечный фонд организации образования
Количество учебников по классам в процентном отношении
Всего учащихся | ||||||||||||
Количество по классам | ||||||||||||
Обеспеченность в % | ||||||||||||
Количество электронных учебников по предметам в разрезе классов обучения:
Наименование учебной дисциплины | Наименова | Наименование электронного учебника |
|
Английский язык (2003) |
|||
Информатика | Информатика (2008) |
||
Информатика (каз.яз) | Информатика (2008) |
||
Математика | Веселая математика (2008) |
||
Физика (2005) |
|||
Химия (2004) |
|||
Әліпби cиқырлы әріптер (2007) |
|||
Самопознание | Самопознание(2010) |
||
Өзін-өзі (2010) |
|||
Өзін-өзі(2010) |
Качество обслуживания читателей.
Кол-во читателей | |||
книговыдача | |||
Кол-во посещений |
Библиотечный фонд школьных учебников учитывается отдельно от основного фонда. Проводятся рейды по проверке сохранности учебников. Практически всем учащимся в начале учебного года в пользование выдаются учебники, следовательно, каждый учащийся становится читателем библиотеки
коли чество фонда дополнительной литературы.
Справочная литература 123экземпляров
Языковые словари -26 (на трех языках)
5-(Официально-деловой, каз. русс.)
Периодические издания-5
Количество электронных учебников-18
4. Величина книжного фонда В начале учебного года в классах проводятся родительские собрания по разъяснению порядка обеспечения учебниками, согласно Постановления Правительства РК «Об утверждении Правил обеспечения учебниками обучающихся и воспитанников организаций образования». Недостающие комплекты учебников по классам приобретаются за счет средств родителей через торговую сеть, так же по некоторым предметам выдаются учебники старых годов издания, по мнению учителей-предметников, их можно использовать при реализации учебных программ, производится межбиблиотечный обмен учебниками в рамках школ района.
Организация библиотечного обслуживания. Одной из самых важнейших задач школьной библиотеки, помочь школе в воспитании у подрастающего поколения стремления овладеть глубокими знаниями по предметам школьной программы. Пробудить у ребят интерес к знаниям; приобщать к чтению, пропагандировать литературу в помощь учебному процессу, воспитать любовь к книге, бережное отношение к учебникам, используя для решения этих задач беседы при записи в библиотеку, экскурсии, уделять внимание индивидуальной работе с читателями. В этом нам помогает формирование фонда с целью наиболее полно обеспечить учебно-воспитательный процесс, с учетом задач и специфики школы. В библиотеке сформирован фонд по отраслевому составу фонд, включающий учебную, справочную, художественную, научно- популярную литературу для учащихся, педагогическую и методическую литературу для педагогических работников. Для реализации учебного плана школы ежегодно за счет средств районного бюджета приобретается учебно-методическая литература, анализ библиотечного фонда свидетельствует о том, что рассматривать поступление учебной литературы с точки зрения учета схематично можно изобразить так:
В соответствии с инструктивно-методическим письмом Министерства образования и науки РК в библиотеку поступают учебники:
2011-2012 уч. году – 458 экз.
2012-2013 уч. году - 227экз.
2013-2014 уч. году – 671экз.
Из анализа поступлений следует, что поступление учебников ежегодно увеличивается. В 2011-12 годах мы получили 100% тетради и доукомплектовывались учебниками по Самопознанию. Учебная литература поступала в размере 50% от общего количества учащихся в 2013, а в 2014году-70%. Не достающее количество учебников родители приобретают сами в книжном магазине.
Анализ обеспечения учебниками показал, что уч-ся начального звена на 55% обеспечены учебниками, 5,6,7,8,9, 11 - 75% за счет бюджета и 25% за счет родителей. 10 классы -100% за счет бюджета.
За основу в работе библиотеки берется годовой «План работы библиотеки», который включен в общий план учебно-воспитательной работы. Весь фонд расположен на стеллажах. Фонд по отраслям знаний расположен на полках систематически. Книги расставлены по отделам, расположены за разделителями, на которых указан индекс той отрасли знания, к которой относится книга. Художественная литература расположена на полках в алфавитном порядке. Фонд для дошкольников и учащихся 1-4 классов расположен тематически. Общее название «Твои первые книжки» и подразделы: «Стихи детям», «Мир сказок», «Ребятам о зверятах». Литература для учащихся 5-11 классов расположена в алфавитном порядке. Наиболее читаемые книги, любимые жанры, выделены на полках. Это – «Путешествия, приключения, фантастика», «Сокровища мировой литературы».
Сочетание жанра с определенной темой дает возможность переключить внимание ребят на книги научно - познавательного характера: от приключенческой повести к чтению исторической литературы: от фантастических романов к знакомству с книгами по технике и естествознанию
В библиотеке также имеются книги справочного характера. К справочным изданиям относятся энциклопедии, справочники, словари. Для младших школьников в фонде имеются энциклопедические издания: «Что такое?», «Почемучка», а для подростков «Детская энциклопедия», несколько томов Акимушкина «Жизнь животных». В работе также используем энциклопедии общего характера. Это «БСЭ» , «Советский энциклопедический словарь» энциклопедия «Казахская ССР» в 4 томах. Конкретность запросов читателей даже младшего возраста требует обращения к этим изданиям. За последние два года справочный аппарат наполнился новыми изданиями, такими как справочники по биологии, химии, физике, математики, географии, истории. Книги справочного характера: «Древние города»и др. Что позволяет выполнять запросы читателей и педколлектива. Вся эта литература учитывается в инвентарных книгах. Так же учет литературы ведется в «Книге суммарного учета». Сейчас фонд стал пополняться новыми изданиями, но их еще получаем в малом количестве. При частом пользовании, небрежном отношении, что имеет место в нашей жизни, книга со временем ветшает, утрачивает свой первозданный вид, и дальнейшая работа с ней затрудняется. Особенно подвержены этому учебники. Поэтому одним из обязательных условий в пользовании библиотечным фондом, является бережное отношение к книге. По классам проводили беседы о правилах пользования книгами. Проводим рейды «Живи книга». Ребята помогают обрабатывать вновь поступившую литературу, проводят мелкий ремонт книг и учебников. Для детей начального звена работает «Книжкина больница», где проходит мелкий ремонт книг. Ежедневны соответствующие беседы «Книга- мой лучший друг». Читателями библиотеки являются учащиеся, преподаватели и другие работники школы. Специфика работы школьной библиотеки такова, что в начале учебного года выдаем учебную литературу на весь контингент учащихся. На основе проведенного анализа формуляров выяснилось, что учащиеся 1-4 классов посещают библиотеку чаще, чем учащиеся 5-7. В среднем прочитано 20-25 книг одним читателем.
Непосредственное наблюдение за подростком, вовремя поданный совет и помощь в выборе книги помогают читателю сформировать определенный эстетический и художественный вкус. Воспитание ребенка – читателя в библиотеке начинается с того момента, когда только, что научившийся грамоте ученик впервые приходит в библиотеку. Наша задача состоит в том, чтобы из всех книг отобрать такие, которые были бы доступны пониманию ребенка, давали ему новые знания. Для этого в библиотеке используется наглядная пропаганда – показ изданий или раскрытие их содержания в зрительно воспринимаемых формах. Формы наглядной пропаганды, открытый доступ к книгам, книжно-иллюстрированные выставки, просмотры литературы. В зависимости от тематики и значения выставки организуются на разные сроки. Приход и запись в библиотеку для начинающего читателя - значительное событие. Он не только вместе со своими товарищами знакомится с библиотекой и ее правилами, но и становится самостоятельным читателем.
Организация библиотечного обслуживания. Главная задача библиотеки - обеспечение учебно-воспитательного процесса и самообразования путем библиотечного и информационно-библиографического обслуживания учащихся, педагогов и других категорий читателей. Библиотека сотрудничает с массовыми библиотеками ЦБС, библиотеками других школ района. В работе соблюдается принцип дифференцированного подхода к читателям с учетом их индивидуальных, возрастных и психологических особенностей, читательских интересов. Пользуется популярностью «Золотая полка для маленьких читателей». «Положи на эту полку понравившиеся книги».
Приоритетные темы и основные направления работы
Военно-патриотическое воспитание
Неумолкающей темой в деятельности школьной библиотеки всегда будет тема памяти о Великой Отечественной войне, ее жертвах, ее героях. Не дать забыть, помнить о цене Победы, донести до ума и сердца подвиг старшего поколения, цель рекомендаций книг с книжной выставки «Поклонимся Великим тем годам» с подразделами «Спасибо деду за победу», «Казахстанцы в ВОВ», «Поэзия хранит те огненные годы», оформленной к очередной дате. Постоянно действующей и пользующейся спросом у читателей младшего и среднего возраста является темполка «Дети, опаленные войной » после беседы взяты учениками книги «Друзья-однополчане», Л.Кассиля «Главное войско».
Очень важное значение, имеет воспитание у школьников чувства патриотизма, любви и гордости к своей Родине.
С этой целью в библиотеке оформлена книжная выставка «Казахстан сегодня!» с темполками Символы нашей Родины», «Край мой - гордость моя!»
Библиотека участвует в проведении родительских собраний посредством оформления книжных выставок, бесед, рекомендаций. Так на одном из общешкольных собраний родителей была предложена вниманию книжная выставка «Болашақты,ң ақ жолына-кітаппен! », «С книгой - в добрый путь!». Выставка вызвала живой интерес и внимание к ее материалам.
В декабре наша страна отмечала день независимости РК. Библиотекой к этому событию проводились обзоры, беседы по различным источникам, «Біздің Президентіміз», «Наш Президент». Познакомили детей с биографией Н. А. Назарбаева. Оформлена большая развернутая книжная выставка «Казахстан-гордость моя!» с тематическими разделами: «Лидер, ведущий за собой», «Летопись Независимости», «Астана-символ новой эпохи».
При содействии общеобразовательному и воспитательному процессу библиотека оказывает помощь и участвует в подготовке и проведении мероприятий к знаменательным датам, предметным учебным декадам. Подборки материалов, обзоры, беседы, книжные выставки готовятся ко «Дню знаний», «Прощанию с букварем», «Последнему звонку» и др. Ежегодно выпускается «Календарь знаменательных дат», проводятся просмотры источников к предметным мероприятиям.
Уделяем внимание рекомендации книг и др. источников экологического направления. Привитие любви к родному краю начинается с воспитания уважения ко всему живому, что нас окружает. У книжных выставок «Природа вокруг нас», «Хранителем природы стань, человек!» проводятся тематические беседы по книгам «Профилактика ЗОЖ», «Красная книга-сигнал тревоги». Ежедневно к урокам по познанию мира, естествознания, биологии рекомендуются энциклопедические издания «Птицы Казахстана», «Животный, растительный мир Казахстана», «Заповедники и Национальные парки Казахстана» и мн. др. У книжных полок провожу опрос «Что вы читали о природе?» и рекомендует книги Пришвина, Бианки, Раушанов «Кұстар-біздін досымыз» и др.
В век скоростей и техники нельзя забывать и о духовно-нравственном воспитании нового поколения. В данном направлении библиотекой проводятся следующие мероприятия: большая развернутая книжная выставка-приглашение к собеседованию «Про тебя самого, для тебя одного.» с тематическими полками «С книгой в добрый путь », «Азбука твоей жизни», для всех возрастных групп учащихся представлена книжная выставка-диалог «С радостью в сердце», у которой состоялись дискуссии, обсуждения «В человеке все должно быть прекрасно» . Подрастающее поколение должно быть грамотно в правовом отношении. У тематической полки «Ваши права» проведена беседа по книге «Конвенция о правах ребенка» с учащимися. Тематическое досье «Правовое воспитание» предоставляется при подготовке классных часов, уроков, рефератов. Молодое поколение должно развиваться и физически. Для приобретения здорового образа жизни в библиотеке ученикам предоставлена книжная выставка «Спорт, учеба и труд рядом идут». У кн. полки о спорте библиотекарь рекомендовала книгу «Малыши открывают спорт» и др. Живя в многонациональном государстве необходимо знать традиции и обычаи народов нашей страны. Библиотека участвует в подготовке и проведении классных и школьных торжеств: праздника «Наурыз - праздник весны ». Для подготовки мероприятий в библиотеке оформлена подборка источников «Торжествуй, Наурыз!». Ко Дню единства народа Казахстана 1е мая оформлена подборка материалов. Обзоры по книгам «Народ Казахстана - история и современность», «Волшебный хоровод», «Волшебный город мастеров». Выбор будущего дела, долгий и кропотливый процесс в жизни школьника. Помочь в этом и забота библиотекаря. У книжной выставки «Мир профессий» проведена беседа с учащимися 9х классов. В библиотеке оформлена книжная выставка «Нас зовут неведомые дали» с разделами «Звездный сын Земли», «Они были первыми», «Космос Земле». «Космос далекий и близкий» - обзор книг, конкурс рисунков «Все о космосе» показал интерес ребят к космической теме.
Информационная и справочно-библиографическая работа.
Библиотечно-библиографическая грамотность школьников, залог успешной учебы. Библиотекой в данном направлении ведется систематическая работа, начиная с 1х классов. «Ваша школьная библиотека» - экскурсии-знакомства с «Посвящением в читатели». Каждому ученику вручен «Читательский билет» с приглашением, стихами «Как хорошо уметь читать», Обращением Книги к читателям и стихотворном обозначении термина «Книжкин Дом». На книжных стеллажах младшего возраста расположен указатель «Азбука библиотеки», темполки свободного выбора «Страницы истории», «Стихи, пословицы, загадки», у которых ведутся беседы по книгам. Ежедневно библиотекарь обращает внимание учеников на имеющиеся справочные, энциклопедические издания, проводя библиотечные уроки в библиотеке. Для младшего среднего звена постоянно пополняется стол просмотра красочных универсальных и отраслевых энциклопедий. К юбилейным литературным датам обновляется стенд «Знаменательные даты».К 550- летию образования Казахского Ханства оформлена книжная полка. Сборники стихов и поэм казахских авторов и просветителей. На период летнего отдыха для чтения библиотека предоставляет часть книжного фонда. Проведены следующие мероприятия: Игра-урок «В мире сказок», викторина по сказкам Г.Х.. Андерсена, игра-путешествие «Волшебное путешествие по стране Казахстан». Проведен опрос «Что вы знаете о книге? Отгадайте-ка загадки». Ко Дню символов РК проведен обзор книг «Конституция РК», «Символы Независимости» и д.р. Эмоционально прошел просмотр видео-диска «Астана- любимый город!» под девизом «Цвети, моя столица!» с последующим обзором книг: «В сердце Евразии», «История Астаны» и д.р.
Формирование и организация книжного фонда. Работа с фондом учебников.
В каждой учебной четверти проводятся рейды по сохранности учебников «Берегите учебники - ваши главные книги!» В классах проводятся беседы «Без учебников, друзья, нам прожить никак нельзя!» Постоянно действует «Книжкина больница», в которой ученики начальных классов и на уроках труда ремонтируют ветхие учебники. Проведена информация и соответственно индивидуальная подписка на периодические издания. Ведутся все формы учетной документации фонда. Проводимые библиотекой мероприятия направлены на сохранение и развитие нравственных, эстетических ценностей, целостное развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных возможностей. Воспитывается культура чтения. Достигается одна из главных целей - пропаганда книги, чтения. И как результат – умение учащимися-читателями использовать полученную информацию в интересах своего духовного и интеллектуального развития.
Организационно-методическая работа.
Активное участие принимается в проводимых районных семинарах библиотекарей.
Библиотекарь: Карпова С.В.