Моя будущая профессия педагог дополнительного образования. Эссе "я педагог дополнительного образования". «До» - дом, семья

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ
РОСТОВСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ
Если вы удачно выберете труд и вложите в
него всю свою душу, то счастье само вас
отыщет
К. Д. Ушинский
Презентацию выполнила:
студентка 36 группы
Хартукова Жанна

полноценная
организация
досуга
развитие
личности
стимуляция
познавательной
мотивации
развитие
потенциальных
способностей

Почему именно эта профессия…

Выбор профессии часто определяет в дальнейшем
весь жизненный путь человека. В жизни каждого рано
или поздно всегда возникает вопрос: «Кем стать и куда
пойти учиться?»
Передо мной тоже встал такой выбор. Исходя из
своих интересов, склонностей, способностей, личных
качеств,
я
выбрала
профессию
педагога
дополнительного
образования
(по
направлению
изобразительная
деятельность
и
декоративно-
прикладное творчество).

Дополнительное образование – это особое (внеучебное для школьника) образовательное пространство. Оно решает задачи не только

Определение
Дополнительное
образование
– это особое (внеучебное для
школьника) образовательное пространство. Оно решает задачи не только
социализации, но и индивидуализации личности подростка и становится
основным
фактором
развития
творческих
Дополнительное
способностей.
образование
-
предназначено для свободного выбора и
освоения
детьми
дополнительных
образовательных программ, которые близки
их
природе,
потребностям,
отвечают
помогают
внутренним
удовлетворять
интересы, развивать творческий потенциал,
творческую личность ребенка.

Девиз педагогов дополнительного образования

Если спросят меня о профессии,
То от всей души я скажу:
Мне бывает и сложно и весело,
Развиваюсь, учусь и тружусь.
Развиваюсь, ведь каждый день несет
Новый смысл, новый путь, новый взгляд.
И учусь на примере коллег своих
И поступков и мнений ребят.
Кто-то создан строить дома,
Для кого-то лечить призвание.
А я не знаю лучшей профессии,
Чем педагог дополнительного образования

История дополнительного профессионального образования в России

История дополнительного профессионального образования в России берёт своё начало в
первой половине 20-го века. До конца 90-х годов ДПО развивалось в основном в рамках
межотраслевых институтов повышения квалификации специалистов народного хозяйства.
В 1994-95 гг. началось активное развитие дополнительного образования в учреждениях
СПО, ДПО и ВПО. Сегодня по всей стране действует более 1000 подразделений
дополнительного профессионального образования, которые ежегодно обучают (повышение
квалификации, профессиональная переподготовка) свыше 400 000 специалистов. Ключевая
роль
в
развитии
принадлежит
дополнительного
ведущим
высшим
внутривузовские системы ДПО.
профессионального
учебным
заведениям,
образования
на
базе
(ДПО)
которых
сегодня
созданы

Школа – это особый «мир», в котором дети проводят много времени на протяжении длительного срока, поэтому очень важна правильная

организация
Программа
дополнительного
школой
их
творческой
образования
работы
в
и
направленности.
школе
формируется
самостоятельно, а также различные направления и способы
организации дополнительного образования.

Тип профессии

Профессия педагога дополнительного
образования относится к типу
«Человек – человек»
Предмет труда: люди
По направлению изобразительная
деятельность и декоративно-прикладное
творчество– «Человек – художественный
образ»
Предмет труда: искусство

Требования к профессии

Педагог
дополнительного
образования
должен
знать:
Закон
Российской Федерации "Об образовании" Конвенцию о правах ребенка;
основы педагогики, психологии, физиологии и гигиены, общетеоретических
дисциплин в объеме, необходимом для решения педагогических, научнометодических и организационно-управленческих задач;
современные
образовательные технологии; содержание, методику и организацию научнотехнической, эстетической,
туристско-краеведческой, оздоровительно-
спортивной, досуговой деятельности, отдыха и развлечений; программы
занятий кружков, секций, студий, клубных объединений по профилю;
тенденции и новации в науке, технике, культуре, искусстве (по профилю);
нормативные документы в рамках компетенции; правила охраны труда.

Основой профессии выступают

Мастерство педагога дополнительного образования – не
случайная удача, не счастливые находки, а систематический,
кропотливый поиск и труд, часто черновой, будничный
наполненный
тревожными
раздумьями,
открытиями
и
неудачами. Победа ребёнка становится и моей победой.
Именно в такие минуты я говорю сама себе: «Не ропщи на
судьбу, и если избрала эту стезю, то прими и полюби детей всем
сердцем, поверь в них, растворись в них, потому что призвание
моё- нести любовь и радость.
Сейчас мы переживаем достаточно трудное время. Работа
педагога
дополнительного
образования
становится
менее
привлекательной. И когда я размышляю о смысле и значении
этой профессии, вспоминаю притчу.

Путешественник увидел трех рабочих,
которые толкали тяжело нагруженные тачки, и
спросил каждого о том, что он делает. Первый
ответил: «Толкаю эту тяжелую тачку, будь она
проклята». Второй сказал: «Зарабатываю на
хлеб
для
своей
семьи».
А
третий
гордо
произнес: «Я строю прекрасный храм!»
Трое рабочих делали одно и тоже, но
чувствовали
себя
по-разному.
Для
первого
работа была каторгой, и он был несчастен.
Второй чувствовал себя опорой и кормильцем
семьи. В его ответе- спокойное достоинство.
Третий служил прекрасной цели. Он был горд и
счастлив.

Моё педагогическое кредо:

Каждый ребёнок – уникальная личность!

В
дополнительном
образовании
нет
форм
принуждения. Могу. Хочу. Умею. Делаю. Не боюсь ошибиться.
Эти глаголы определяют позиции детей и обусловливают стиль
взаимоотношений с ними взрослых. Полученную информацию и
практический опыт на занятиях дети используют в дальнейшей
жизни.

Считаю, что интерес – это ключ
к знаниям и его необходимо поддерживать в детях.
Умение увлечь своим кружком и есть
педагогическое мастерство, к которому мы все
стремимся.

Нет детей неодаренных, каждый одарен в какойлибо области, надо только найти эту область и
помочь ребенку реализоваться.

Мой кумир – К. Д. Ушинский

«Только личность может
воспитывать другую личность,
в
которой
ярко
индивидуальный
выражены
стиль,
своеобразие, неповторимость»

Важными чертами педагогов
дополнительного образования являются
1. Постоянное
самообразование,
самосовершенствование
2. Самокритичность, эрудиция,
целеустремленность и овладение
новыми современными
технологиями
3. Исключает высокомерный взгляд на
ребенка с позиции взрослого опыта

Педагог дополнительного образования должен
обладать следующими личностными качествами
быть чутким и
доброжелательным
обладать
широким кругом
интересов и
умений
обладать
чувством
юмора
понимать
потребности и
интересы детей
быть готовым к
выполнению самых
разных обязанностей,
связанных с обучением
и воспитанием детей
проявлять гибкость, быть
готовым к пересмотру
своих взглядов и
постоянному
самосовершенствованию
иметь высокий
уровень
интеллектуального
развития
быть
активным
располагать
творческим
потенциалом

Плюсы и минусы профессии

Плюсы
Минусы
удовольствие
от
взаимодействия
с
подрастающим поколением;
передача своих знаний
и опыта детям;
реализация
постоянного стремления к
совершенствованию
творческого
и
художественного
потенциала;
психоэмоциональные
нагрузки;
ненормированный
график работы;

Области применения профессии

в
системе
дополнительного
образования
в учреждениях культуры и искусства
в школах искусств
в общеобразовательных учреждениях
в учреждениях профессионального
образования
Преподавательская деятельность по направлению изобразительная деятельность и
декоративно-прикладное творчество, организация досуговых мероприятий, конкурсов,
выставок, методическое обеспечение образовательного процесса.

Эталоном
современного
облика
педагога
дополнительного образования считаю прежде всего
человека, который любит детей и свою работу
К
дополнительного
деятельности
образования
педагога
с
полным
основанием могут быть отнесены слова
Шота Руставели:
«Что ты спрятал, то пропало,
что ты отдал, то – твое».
Не обладая прекрасным бескорыстием,
нельзя быть настоящим педагогом.

Счастье
человека
во
многом
зависит от того, какой смысл он вкладывает
в свой труд, в свою работу.
Вот почему я хочу работать в школе:
Я люблю смотреть
на лица своих
обучаемых
Я люблю входить в
класс, полный ребят
Я люблю чувствовать,
как с каждым
общением мои ребята
становятся всё
увереннее

Перспективы

Средняя зарплата педагога дополнительного образования в
муниципальном детском саду - около 20 тысяч рублей. В
негосударственных
центрах
творчества,
как
правило,
доход
преподавателя специальных предметов - музыки, хореографии,
рисования - складывается из количества отработанных часов.

Таким образом, я не знаю как сложится
моя судьба, но я с уверенностью могу
сказать, что буду добиваться поставленной
цели. Ведь
это именно та профессия,
которую я вижу в своём будущем. Профессия
ответственная,
но
очень
интересная,
творческая, нужная! В этой профессии я
смогу реализовать все свои творческие идеи.

Источники информации
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ».
Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого
развития. - Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических
наук. - М., 2002
Наш Бруднов. Сб. статей. М., 2004
Портал открытых данных Правительства Москвы.
Куда пойти учиться: как составляется рейтинг столичных школ. Москва 24 (18
августа 2015).
https://ru.wikipedia.org/wiki.

Дополнительное образование детей - феномен и процесс свободно избранного ребенком освоения знаний, способов деятельности, ценностных ориентаций, направленных на удовлетворение интересов личности, ее склонностей, способностей и содействующий ее самореализации и культурной адаптации, выходящие за рамки стандарта общего образования.

Педагог дополнительного образования - специально содействующий развитию дополнительного образования детей в конкретном учреждении, владеющий педагогикой дополнительного образования, реализующий программы дополнительного образования детей.

Педагог дополнительного образования - равноправный участник партнерских отношений, совместной деятельности с детьми, специально содействующий их развитию.

Методика - процедура использования комплекса методов и приемов безотносительно к личности субъекта их осуществляющего.

Технология - строго научное проектирование и точное воспроизведение педагогических действий, гарантирующих успех (определяются личностными параметрами педагога).

Взаимодействие - система отношений связи, взаимозависимости между людьми, взаимная поддержка и согласованность действий для достижения единой цели и решения общих задач.

Педагогическая деятельность - вид социально значимой деятельности, специально направленный на организацию условий для возникновения и становления деятельности ребенка по развитию своего человеческого образа.

Педагогическая поддержка - особая педагогическая деятельность, обеспечивающая индивидуальное развитие (саморазвитие) ребенка, но исходящая из признания того, что поддерживать можно только то, что уже есть в наличие, развивать самостоятельность, «самость» человека.

Маршрут образовательный - заранее намеченный своеобразный путь воспитанника в образовании, отражающий его интересы, потребности и возможности.

Развитие личности - процесс формирования личности, накопления в ней качественных изменений, приводящих к переходу от одного состояния к другому, более совершенному.

Творчество - оригинальное, высокоэффективное решение задач педагогического процесса.

Специфические особенности дополнительного образования детей

Учреждения дополнительного образования могут рассматриваться в качестве воспитательной организации, так как специально создаются государством и негосударственными структурами, и имеются своей основной задачей социальное воспитание определенных возрастных групп населения. Исходным в идентификации учреждений дополнительного образования в данном качестве следует считать рассмотрение социализации как «развития и самоизменения человека в процессе усвоения и воспроизводства культуры., что происходит во взаимодействии человека со стихийными, относительно направляемыми и целенаправленно создаваемыми условиями жизни на всех возрастных этапах». Отсюда социальное воспитание представляет собой процесс относительно социально контролируемой социализации, осуществляемый в специально созданных воспитательных организациях; взращивание человека в процессе планомерного создания условий для целенаправленного позитивного развития и приобретения духовно-ценностной ориентации.

Условия для управления социализацией создаются в ходе взаимодействия индивидуальных и групповых субъектов в трех взаимосвязанных и в то же время относительно автономных по содержанию, формам, способам и стилю взаимодействия процессах:

1) организации социального опыта ребенка;

2) его образования;

3) индивидуальной помощи ему.

Отличительные черты того или иного вида воспитательных организаций определяются:

целым рядом факторов, их функцией в национальной системе, социального воспитания;

исторической линией оформления в общественном сознании этой функции;

государственной политикой в сфере воспитания;

стихийными процессами развития того или иного общественного института, имеющими циклический характер;

конкретной социальной ситуацией, в которой осуществляется анализ, и самим подходом к анализу.

И тем не менее было целесообразно в качестве первой особенности учреждений дополнительного образования детей выделить специфику вхождения ребенка в воспитательную организацию. Посещение учреждения дополнительного образования является для ребенка добровольным, то есть исключает обязательность на какое-либо принуждение. Это выражается в том, что отсутствие его не может быть препятствием для продолжения образования, приобретения профессии. Добровольность также связана с самостоятельным выбором ребенком содержания предметной деятельности, длительностью участия в жизни того или иного детского объединения. Так как многочисленные учреждения дополнительного образования предлагают различные услуги, здесь наиболее ярко проявляется характер отношений, когда ребенок и его родители выступают в качестве заказчиков образовательной услуги. Отношения «заказчик - исполнитель» создают предпосылки для выбора предметной направленности деятельности в учреждениях дополнительного образования детей. Отсюда возникает такая специфическая черта учреждений дополнительного образования, как постоянная ориентированность на привлечение детей, так как от этого зависит для педагога возможность реализовать образовательную программу.

Такой принцип комплектования воспитательной организации, как добровольность, создает необходимость обеспечить мотивацию участия в деятельности у учащихся. Общепризнано, что мотив является результатом соотнесения в сознании индивида образа потребности и образа встреченного предмета. Следовательно, развитие у школьников мотивации участвовать в деятельности детских объединений предполагает конструирование таких ситуаций жизнедеятельности, в которых окружающие предметы порождают у детей привлекательные (подобные образам потребностей) образы вышеназванных занятий. Содержание социального воспитания в учреждениях дополнительного образования должно включать, с одной стороны, непосредственное побуждение, заражение, вовлечение учащихся в совместную деятельность, а с другой -- ориентировать ребенка на осознание значимости и ценности этих занятий.

Добровольность вхождения в воспитательную организацию в данном случае обеспечивается:

1) предоставлением возможностей выбора различных форм реализации себя, того или иного объединения, соответствующего их интересам и наклонностям;

2) созданием возможностей перехода из одного объединения в другое и переключением с одного вида деятельности на другой в рамках

одного объединения;

3) применением индивидуальных сроков и темпов выполнения программ.

Такие объективные факторы, как отсутствие жестких образовательных стандартов в учреждениях дополнительного образовали и заинтересованность педагога в том, чтобы ребенок посещал занятия вне прямой зависимости от академических успехов, определяют следующие особенности учреждения дополнительного образования:

Креативность (творческость) жизнедеятельности детских объединений;

Дифференциация воспитательного процесса:

Индивидуализация воспитательного процесса (реагирование времени, темпа и организации пространства при освоении содержания образования);

Обращенность к процессам самопознания, самовыражения и самореализации ребенка;

Стремление создать подлинный диалоговый характер взаимоотношений между педагогом и воспитанниками.

Креативность функционирования детских сообществ в учреждениях дополнительного образования выражается в развитии элементов исследовательской работы, конструирования, опытничества, в первых пробах в области искусства и литературы. Согласно завету С.Т.Шацкого сам быт учреждений дополнительного образования организован с обилием художественных и творческих форм, так что ребенок добровольно подчиняется требованиям педагога, то есть «свободная стихия» превращается в закон жизни, принимаемый воспитанником добровольно.

Дифференциация воспитательного процесса может быть отнесена, к важным особенностям учреждении дополнительного образования детей. Например, в большинстве воспитательных организаций детские объединения (классы в школе, отряды в загородном лагере) создаются без учета интересов, входящих в них подростков. Кроме того, положенное в основу объединения воспитанников увлечение может быть достаточно узким, а при последующем уточнении круга интересов участников могут изменяться как состав группы, так и содержание деятельности, дифференциация связана не только с желаниями воспитанников, но и с их возможностями. Учреждения дополнительного образования детей и детскоподростковые объединения могут существенно различаться по уровню сложности реализуемых программ.

Индивидуализация воспитательного процесса выступает как регулирование времени, темпа и организации пространства при освоении содержания социального опыта и образования. Данное преимущество учреждений дополнительного образования связано с отсутствием строго определенного места в государственной системе социального воспитания. В отличие от школы, которая, как правило, готовит выпускника к следующей ступени профессиональной подготовке, для учреждения дополнительного образования детей возможен и внешне тупиковый вариант. Социальный опыт, дополнительные сведения и т.д., приобретенные в учреждениях дополнительного образования детей, не обязательно становятся основой будущей профессии, а в большей мере организуют опыт самостоятельной свободной ориентации в различных (сферах деятельности. Поэтому как долго и насколько интенсивно ребёнок осваивал дополнительную образовательную программу, становится не столь уж и важным.

Обращенность к процессам самопознания, самовыражения и самореализации ребенка обеспечивается включением ребенка в деятельность. Результатом включения является состояние включенности -- своеобразное начало субъектного отношения к деятельности. Включенность понимается как личностное состояние по отношению к деятельности, несущее в себе объективный и субъективный компоненты (В.В.Рогачев). Объективным компонентом является собственно деятельность личности, субъективным отношение личности к данной деятельности, другими словами, состояние включенности В.В.Рогачёв характеризует интериоризацией цели деятельности; непосредственным участием в ней; выполнением определенных действий, приносящих личности удовлетворение собственных интересов и потребностей; удовлетворенностью межличностными отношениями, возникающими в процессе деятельности.

В учреждениях дополнительного образования благодаря личностно ориентированному информированию, помощи в самоопределении происходит проектирование ребенком вариантов участия в совместной деятельности, которая становится для него деятельностью в полном смысле слова, то есть приобретает необходимые атрибуты: собственные для личности цель, предмет, объект, средства.

Стремление создать подлинный диалоговый характер взаимоотношении между воспитателями и воспитанниками в учреждениях дополнительного образования позволяет осуществлять индивидуальную педагогическую помощь детям по широкому кругу проблем.

В то же время условием эффективности индивидуальной педагогической помощи в учреждениях дополнительного образования является именно то, что воспитанник здесь готов принять помощь от воспитателя, у ребенка имеются установки на добровольный контакт по поводу своих проблем, желание найти у педагога понимание, получить информацию, совет, порой далее инструктаж.

Подлинный диалоговый характер межличностных отношений между педагогом и воспитанниками в учреждении дополнительного образования обусловлен соотнесенностью с внешней реальностью, то есть с предметом деятельности, по поводу которой и проистекает сотрудничество взрослого и ребенка. Отсюда возникает следующее требование: подростку должен быть понятен смысл совместной деятельности. Диалоговый характер отношений воспитанника с педагогом может приводить к «переворачиванию субъектности», когда ребенок сам выступает в роли инициатора, организатора, контролера. Подлинный диалог в межличностном взаимодействии базируется на коммуникативной толерантности педагога дополнительного образования. Коммуникативная толерантность проявляется в том, что по отношению к странным, вызывающим на первый взгляд недоумение, явлениям в поведении партнёра доминирует стремление понять и принять эти особенности. Проявляя коммуникативную толерантность, воспитатель рассматривает эти проявления как внешние, или как форму, которая не должна оказывать решающего влияния на содержание контактов, и не старается немедленно переделать воспитанника, сделать его «удобным».

Вторая особенность учреждений дополнительного образования детей наиболее ярко проявляется в образовании и определяется прежде всего взаимоотношениями с общеобразовательной школой. Ребенок посещает клуб по месту жительства, изостудию или класс скрипки музыкальной школы параллельно со школой, следовательно, перечисленные детские объединения выполняют функцию дополнения.

Понятие «дополнительный» («дополнительное») имеет два значения:

1) дополнительное - это то, что делает более полным, прибавляясь к чему-нибудь, восполняя недостающее в чем-нибудь;

2) дополнительное предстает как прибавление сверх, помимо необходимого.

Другими словами, дополнительное образование призвано дополнить каждому воспитаннику ту общую и необходимую для всех основу, которую обеспечивает школа, с помощью разных материалов и по-разному. Это дополнение должно осуществляться в русле желаний и возможностей ребенка (и его родителей), общества и государства, причем в сторону превышения насущно необходимого. Существует объективная диалектическая зависимость дополнительного образования от основного, и заключается она в определении государством того содержания образования, которое является основным (общим и обязательным). Дополнительное образование обречено на периферийную роль - быть обращенным в прошлое и в будущее. Его содержание составляет то, что перестало быть общим и обязательным, и то, что еще не стало таковым. Эта периферийность не принижает значения дополнительного образования, а наоборот, она делает его мощным средством гуманизации системы образования в целом все, что из-за тех или иных условий невозможно положить в основу всем (или всем, кто выбрал тот или иной профиль), можно добавить по возможности и желанию, углубляя, расширяя и применяя школьные знания.

Дополнительное образование, осуществляемое в различных воспитательных организациях, выделяется на основе специфической функции дополнения общего, дополнения как унифицированного, как базового, как обязательного и как академического (теоретического). Но дополнительное образование как раз не является унифицированным, оно ориентировано не столько на удовлетворение общественной потребности в подготовке нового поколения к участию в производстве и культурной жизни страны, сколько на удовлетворение индивидуально-групповых образовательных потребностей, которые объективно не могут быть учтены при организации массового образования. Противопоставление дополнительного образования унификации массовой школы проявляется как в его содержании, так и в способах освоения. Дополнительная образовательная программа создается как методическое обеспечение образовательного процесса группы детей, состав которой определяется наличием у них той или иной образовательной потребности, что может быть связано как с возрастными особенностями, так и с ценностями социальной, этнической, субкультурной группы, индивидуальными интересами и возможностями.

Вследствие этого дополнительное образование не является академическим, то есть ориентированным в отборе содержания на основы наук. Его содержание может, во-первых, дополнять основное в аспекте применения знаний и умений, то есть иметь практическую направленность. Во-вторых, оно может восполнять имеющиеся с точки зрения потребностей повседневной жизни «пробелы» в содержании основного образования -- утилитарная направленность. В-третьих, оно часто имеет междисциплинарный, синтетический характер. Таким образом, сфера дополнительного образования тем шире, чем более академичен и унифицирован характер основного (массового школьного) образования.

Основное образование рассматривается как базовое, то есть как основа для последующей профессионализации, причем в любой сфере деятельности. Дополнительное образование в этом смысле базовым не является. Дополнительные занятия могут служить для удовлетворения потребностей, возникновение которых не связано с жизненными планами личности, а обусловлено актуальной ситуацией жизнедеятельности -- эпизодический интерес, стремление принадлежать группе значимых сверстников, обрести новых друзей и т. п. В старшем школьном возрасте, когда профессиональное самоопределение начинает выступать в качестве важной задачи личностного развития, дополнительные занятия для части учащихся становятся основой профессионализации, но в конкретной сфере (или сферах) деятельности, которая оценивается ими как наиболее вероятные направления продолжения образования. Дополнительное образование является также базой для формирования досуговых предпочтений -- хобби, что должно рассматриваться как расширение пространства самореализации личности, как способ повышения качества жизни.

Дополнительное образование в отличие от основного не является обязательным. Это выражается в том, что отсутствие его не может быть препятствием для продолжения образования, приобретения профессии. Необязательность его выражается также и в добровольности, менее жесткой регламентации образовательного процесса. С одной стороны, ребенок или его родители сами определяют содержание и форму получения дополнительного образования, меру обязательности посещения занятий. С другой -- учреждение дополнительного образования задает некие писаные и неписаные правила, регламентирующие поведение детей и педагогов, касающиеся среди прочего и обязательности посещения занятий.

Учреждения дополнительного образования в государственной системе социального воспитания объективно играют подчиненную роль. Данное обстоятельство выражается как в определении содержания организуемого социального опыта и образования, так и в подстройке порядка функционирования под режим общеобразовательной школы.

Третья особенность. Одна из задач учреждений дополнительного образования детей -- содействие в профессиональном самоопределении учащихся, которое обеспечивается предоставлением возможности школьникам выбирать сферу деятельности из предложенного перечня и практико-ориентированным характером содержания, форм и методов социального воспитания.

Предназначенность данных воспитательных организаций для детей старшего дошкольного и всего школьного возрастного спектра приводит к тому, что в них профессиональная ориентация становится длительным процессом постепенного уточнения интересов ребенка, восхождения его к профессии путем многочисленных проб в сфере практической деятельности через углубление и расширение содержания образования, а также через освоение ребенком способов деятельности, что представляет собой либо профилизацию, либо профессионализацию.

Профилизаиия образования имеет место, когда в качестве его содержания выступает определенная образовательная область. При этом не только могут углубленно изучаться дисциплины одной из образовательных областей базового учебного плана общеобразовательной школы, но и могут раскрываться межпредметные связи. В учреждении дополнительного образования детей обучение отличается прикладной направленностью. В его содержании относительно большую долю составляет освоение приемов и способов деятельности не только учебной, но и практической, что создает возможности для профессионализации воспитанника.

В ряде учреждений и объединений, ориентированных на развитие способностей детей в определенной сфере, индивидуальные достижения воспитанников будут различаться в зависимости от степени одаренности. Так, дети с небольшими задатками, как правило, имеют достаточно четкие представления о собственных возможностях и ограничениях. На этой основе у данной категории воспитанников возникает проблема желания и интереса заниматься данным видом деятельности. Ориентация одаренных детей на осуществление привлекательной и значимой для них деятельности очень велика, как и затрачиваемое на эти занятия время. Соответственно воспитанник оказывается в ситуации дефицита разнообразного взаимодействия вне рамок избранного вида деятельности. Поэтому ряд возрастных задач не решается ребенком полноценно. Для ряда детских объединений в учреждениях дополнительного образования при оказании индивидуальной помощи характерна ориентация на преодоление неуспешности воспитанника в значимой для него предметно-практической или духовно-практической деятельности.

Четвертая особенность -- опосредованность социального воспитания. Весьма интересным представляется рассмотрение социального воспитания в учреждении дополнительного образования через принцип дополнительности в социальной педагогике. Если воспитание (относительно социально контролируемая часть) дополняет процесс стихийной социализации, то в воспитательной организации, призванной «дополнять воспитание», акцент может быть сделан на уменьшении управляющего начала. Скорее всего, характерной чертой учреждений дополнительного образования детей становится оптимальное сочетание стихийной, относительно направляемой, относительно социально-контролируемой социализации и сознательного самоизменения человека.

Общение и межличностные отношения, занимая значительное место в жизнедеятельности учреждений дополнительного образования, характеризуются интенсивностью и насыщенностью. Каждый из их воспитанников стремится реализовать себя в этой сфере, часто не обладая соответствующими навыками. Поэтому содействие в установлении взаимопонимания с окружающими, преодоление стереотипов воспитанника, перенесенных им из других ситуаций, имеют характер индивидуальной помощи. Кроме того, индивидуальная помощь в учреждениях дополнительного образования направлена на решение таких проблемных ситуаций, как: саморегуляция ребенка при участии в выступлениях, соревнованиях, конференциях, выставках; несформированность навыков самообслуживания (туристический поход, полевая экспедиция, военные сборы, выезды спортивной команды на соревнования); нежелание или неготовность ребенка разделять нормы и ценности клубного сообщества; некомпетентность в межличностном взаимодействии.

Возможность уменьшить регуляцию поведения воспитанников обеспечивается тем, что педагог занимается с относительно немногочисленной группой воспитанников (15 -- 16 человек), соединяя как групповые, так и индивидуальные формы работы.

Характеризуя пятую особенность учреждений дополнительного образования как воспитательных организаций, следует отметить, что возникнув по общественно-педагогической инициативе интеллигенции и предпринимателей, данный вид воспитательных организаций с 1918 г. и по настоящее время остается преимущественно государственным. Относительная молодость (100--150 лет) института внешкольного воспитания -- дополнительного образования, существенные политические, экономические и социальные изменения, произошедшие в начале 1990-х гг. в нашей стране, имеют у этой разновидности воспитательных организаций недостаточно определенный статус в отечественной системе социального воспитания.

Шестой особенностью учреждений дополнительного образования является то, что они имеют различное ведомственное подчинение, например: Министерство образования РФ, Министерство культуры РФ, Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму.

Седьмая особенность связана со спецификой субъектов социального воспитания в учреждениях дополнительного образования детей. Своеобразие состоит в том, что открытие учреждения дополнительного образования по тому или иному профилю связано с наличием в воспитательной организации соответствующего специалиста. Работа педагога дополнительного образования регламентируется программой, которую он создает на основе своих собственных представлений и легализует через соответствующие экспертизу и утверждение. Вообще, эффективность профессиональной деятельности педагога дополнительного образования обусловлена его самореализацией.

Следует отметить, что многие педагоги дополнительного образования, не имея профессионально-педагогической подготовки, являются специалистами в конкретной предметно-практической сфере, поэтому решение ими задач социального воспитания происходит интуитивно.

Взаимодействие воспитателя и воспитанника в учреждениях дополнительного образования и общеобразовательной школе различается как по своей сути, так и в восприятии ребенка. Педагог дополнительного образования определенным образом ограничен в методах управления деятельностью и поведением воспитанника, в частности, речь идет о методах требования и наказания. Поэтому ребенок не испытывает страха и тревоги, общаясь с педагогом. В данном случае педагог для управления деятельностью воспитанников устанавливает отношения диалога, а активность детей в освоении содержания образования обеспечивается путем стимулирования их интереса. Педагог в глазах воспитанника является специалистом в привлекательном виде деятельности, поэтому ребенок готов устанавливать с ним контакт, чтобы освоить деятельность. Другими словами, образ педагога дополнительного образования, как правило, отличается от образа учителя школы в сторону большего доверия, более комфортных отношений, интереса обеих сторон друг к другу и к осваиваемому ребенком предмету.


ПРОФЕССИЯ - ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Мир стареет в былых надеждах.

Но сегодня, как и вчера,

На плечах эту землю держат

И несут на себе МАСТЕРА.

Те, кто в жизни постичь смогли

Щедрость камня, душу металла,

Свежесть формулы,

Соль земли …

Р. Рождественский

Эти слова поэта полностью относятся к удивительной профессии – ПЕДАГОГ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

«Труд, творчество, талант» - три важных понятия, неразрывно связанных с профессией педагога дополнительного образования.

В системе образования должность педагога дополнительного образования укоренилась и прижилась. В перечне педагогических профессий до 1998 г . отсутствовал государственный стандарт подготовки педагогов дополнительного образования. Предполагалось, что в этой системе может работать любой человек, имеющий специальное образование и некоторые педагогические способности. Сегодня эту специальность могут давать учреждения среднего профессионального образования.

Каждый педагог дополнительного образования выбирает свою дорогу к МАСТЕРСТВУ: кто-то начинает её с красного диплома в педагогическом институте или колледже: кто-то по зову сердца и складу ума, особому чувству долга или ответственности за проблемы детства и постигает педагогику через самообразование или систему повышения квалификации.

Сегодня дополнительное образование детей рассматривается как «особо ценный тип образования», как «зона ближайшего развития образования в России». Оно не просто расширяет и углубляет полученные в школе знания, но, прежде всего, формирует человека, даёт ему возможность раскрыться, найти себя, попробовать свои силы в самых разных областях творчества, сделать жизнь детей насыщеннее и ярче. Зачастую именно дополнительное образование является главным приоритетом в выборе жизненного пути.

Среди образовательных учреждений Троицко-Печорска есть такие, куда дети и подростки с удовольствием бегут сами и откуда им так не хочется уходить. Среди них - Центр внешкольной работы.

Более шестисот ребят в возрасте от 6 до 18 лет в свободное от учебы время бегут сюда за знаниями и безудержным желанием развивать свои способности.

Для учеников здесь стараются создать комфортные условия. Учебные кабинеты оформлены педагогами в соответствии со спецификой преподавания предмета. Имеется в учреждении собственный актовый и спортивный залы.

Центр – это маленький мир, в котором есть свои будни и праздники, радости и огорчения, встречи и расставания.

39 педагогов (14 из которых штатные работники Центра) каждый день учат детей самому главному – умению жить, творить и общаться в коллективе.

Коллективом педагогов умело руководит методист Дуденгефер Людмила Николаевна . Сегодня методическая работа Центра направлена на результативность учебно-воспитательного процесса, повышение профессионального уровня и мастерства педагогических работников. Для педагогов Центра организуется непрерывное образование: обучение на курсах повышения квалификации, повышение профессионального уровня, участие в районных и учрежденческих семинарах, работа по темам самообразования, представление опыта работы через различные формы (мастер-классы, открытые занятия, методические разработки).

Педагоги дополнительного образования активно реализуют в своей деятельности основное направление национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»: совершенствование учительского корпуса.

§ художественно-эстетическая;

§ туристско-краеведческая;

§ физкультурно-спортивная;

§ социально-педагогическая;

Педагоги Центра - это профессионалы своего дела. Каждый из них работает по своему направлению в соответствии с дополнительной образовательной программой.

Доминирующим направлением деятельности в Центре является художественно-эстетическое , на долю которого приходится половина воспитанников.

Данное направление представлено разнообразием дополнительных образовательных программам, среди которых: Современный и эстрадный танец, Вокал, Хореография, Юный актер, Изобразительное творчество, Рукоделие, Флористика, Столярно-сувенирное дело и многие другие.

«Золотые руки» - так называют педагогов декоративно-прикладного направления. В данном направлении работают как начинающие, так и именитые мастера. Молодое творческое объединение «Ярмарка», руководит которым педагог дополнительного образования Караваева Наталья Борисовна уже может гордиться своими победами. Призовые места в конкурсе детского творчества «Экономная энергия», в конкурсах «Зеркало природы» и «Мастер золотые руки».

Интересные работы выполняют воспитанники творческого объединения «Мастерская Самоделкина», руководитель Кузнецова Елена Михайловна . Елена Михайловна в педагогике человек не новый, её педагогический стаж 33 года. Поэтому знает, как найти к каждому воспитаннику подход, заинтересовать делом, поддержать в нужную минуту. Её воспитанники выполняют прекрасные работы из соленого теста, в технике «бумажная пластика», квиллинг.

Руководитель творческого объединения «Цветик-семицветик», педагог дополнительного образования Зайцева Людмила Александровна – человек творческий, увлеченный. Под ее руководством юные флористы познают красоту окружающего мира через работу с природным материалом. Творческое объединение «Цветик-семицветик» - это огромный мир, мир творчества и добра, красоты и гармонии. Мало кого оставляют равнодушными искренние и наивные, выразительные и яркие работы юных творцов.

Идти вместе с детьми по дороге прекрасного; учить, не навязывая; слушать, рассказывая; быть соавтором в творчестве; не мешать, а развивать, - вот главные заповеди педагогов детских объединений художественно-эстетического направления.

Танцы – это наиболее яркая и эмоциональная часть любого праздничного мероприятия. Здесь каждый может блеснуть пластикой и грацией, умением двигаться.

Детский танцевальный коллектив «Визави», руководитель Тиунова Елена Алексеевна - это дружный, творчески работающий коллектив, который имеет собственные традиции. Своё педагогическое кредо Елена Алексеевна сформулировала так: «В каждого ребёнка надо вкладывать душу, быть не только педагогом, но и другом, которому можно доверять». За это её любят воспитанники, уважают родители, не забывают выпускники.

Танцевальный коллектив «Живые камни» существует 19 лет, руководит этим коллективом педагог дополнительного образования Шурыгина Елена Александровна. Отличительной чертой педагога является оригинальность: постановка танцев, подбор музыкального материала, сценических костюмов. Первые воспитанники коллектива самые дорогие, они уже взрослые, сами стали родителями, но своего педагога помнят и любят.

Начинающий танцевальный коллектив «Радость» под руководством профессионального хореографа Дуденгефер Людмилы Николаевны в ближайшее время будет радовать своими выступлениями родителей и гостей Центра. Воспитанники коллектива очень хотят и стараются освоить основы хореографии.

Нет детей неодаренных, каждый одарен в какой-либо области, надо только найти эту область и помочь ребенку реализоваться. Программа творческого объединения «Сюрприз» органично сочетает в себе различные виды искусств: музыку, песню и танец. Бажукова Лариса Петровна руководит творческим коллективом «Сюрприз» 8 лет, она является призером районного конкурса профессионального мастерства «Сердце отдаю детям».

Задору и таланту этих ребят можно только позавидовать!

«Здоровый образ жизни – это стильно!» - так могут сформулировать свой девиз педагоги и воспитанники физкультурно-спортивной направленности. Для занятий в спортивных секциях необходимы большая выдержка, сила, мужество, ловкость, быстрота, твердость и решительность, а также соревновательные качества.

Большой популярностью среди младших школьников пользуется секция по рукопашному бою. Молодой начинающий педагог Мезенцев Денис Михайлович старается научить детей основным приемам рукопашного боя.

Самым романтическим объединением по праву можно назвать туристический клуб «ВисП». Бессменный руководитель клуба Мороз Андрей Елисеевич. Дружные походы по просторам района – любимое дело туристов. А летние туристические смены запомнятся ребятам на всю жизнь. Ни холод, ни жара – не помеха участникам турклуба. В любое время года они готовы покорять склоны и вершины.

Жизнь Центра разнообразна, любой ребенок может найти здесь для себя занятие по душе.

Центр внешкольной работы организует дополнительное образование не только в Троицко-Печорске, но и в поселках района: Нижней Омре, Комсомольске-на-Печоре, Якше, Усть-Илыче, Знаменке на базе общеобразовательных школ и детских садов.

Кроме образовательной деятельности в Центре внешкольной работы выстроилась определенная система районных праздников и конкурсов . Самые значимые их них:

  • фестиваль детских танцевальных коллективов «В ритме танца»;
  • районный конкурс детского прикладного творчества «Мастер золотые руки»
  • праздничное мероприятие ко Дню Матери
  • Новогоднее представление
  • поздравительная открытка для ветеранов педагогического труда
  • праздник, посвященный Дню защиты детей.

Воспитательную работу в Центре ведет педагог-организатор Петрова Татьяна Георгиевна . Она творчески подходит к разработке и проведению всех мероприятий. Незабываемыми, яркими событиями являются театрализованные представления, в которых участвуют не только педагоги, но и родители воспитанников.

Большую работу по созданию нравственно-здоровых отношений в жилых микрорайонах выполняют клубы по месту жительства. Основное направление работы по месту жительства – это организация досуга, проведение массовых мероприятий. Клубы по месту жительства организованы в поселке Мылва и в поселке Белый Бор.

Нельзя обойти вниманием организацию летнего отдыха. В период летних каникул на базе Центра организуются профильные лагеря, лагеря с дневным пребыванием, трудовые бригады, тематические смены. В 2011 году программа тематической смены «Школа Мастеров» стала победителем в районе среди программ летнего отдыха в номинации «Творческая смена» и получила гранд в размере 5 000 рублей.

Педагог дополнительного образования – удивительная, уникальная педагогическая профессия. Педагог-внешкольник помогает ребятам открывать свое призвание, учит любить труд, формирует черты истинных патриотов, мужественных и честных людей.

К деятельности педагога дополнительного образования с полным основанием могут быть отнесены слова Шота Руставели: «Что ты спрятал, то пропало, что ты отдал, то – твое».

Не обладая прекрасным бескорыстием, нельзя быть настоящим педагогом.

Екатерина Лукащук
Эссе «Я-педагог дополнительного образования»

"Я - педагог дополнительного образования ".

"Здоровый дух – в здоровом теле", – вот краткое, но полное описание

счастливого состояния в этом мире…

Я давно ответила себе вопрос : почему я выбрала профессию педагога? Профессию, философией которой является одно – любовь к детям и стремление передать им частичку себя. Моё педагогическое кредо – любить, понимать, помогать! Если я не буду любить детей, я не смогу их понять. Если я не смогу понять детей, то не смогу помочь, помочь им вырасти сильными, красивыми, с верой в себя!

Но возникает не менее важный вопрос, каким должен быть педагог? Современный педагог - это профессионал своего дела, который умеет переработать массу информации, найти все самое интересное, необходимое и полезное, а также преподнести в необычной и эмоционально окрашенной форме своим ученикам. Важными чертами современного педагога дополнительного образования являются постоянное самообразование , самосовершенствование, самокритичность, эрудиция, целеустремленность и овладение новыми современными электронными технологиями. Педагог должен быть для каждого обучающегося другом, так как на этом строится вся система взаимоотношений между педагогом и ребенком.

В детстве я ходила в народный цирк «Романтики» , с гордостью делилась своими победами и достижениями со своими сверстниками. Уже тогда представляла себя на месте руководителя и проявляла творческий подход к постановке номеров и подбору трюков. После окончания школы, твердо решив для себя стать руководителем циркового коллектива, поступила в училище искусств и культуры. После окончания училища была направлена в городской дворец культуры, где и начала свой путь педагога. Вместе с желанием работать, растет профессионализм, опыт, понимание, что все, что я делаю – делаю неслучайно и не зря.

За годы работы в образовании я добилась некоторых успехов, которые вдохновляют меня идти дальше, не останавливаться на достигнутом. А главное, что бы добиться чего-то в этой профессии нельзя без талантливых детей, а делаем детей талантливыми только мы. Поэтому, когда мои ученики становятся призерами конкурсов, выступают на сцене или даже просто проявляют заинтересованность к моему направлению и хотят как можно больше узнать, прийти на дополнительное занятие , я испытываю огромную гордость не только за них, но и горжусь собой. Горжусь тем, что ношу это почетное звание – педагог.

У дополнительного образования есть одна особенность, оно не имеет стандартов как, в школьном и дошкольном образовании . Это помогает педагогу самостоятельно составлять программу, определять содержание, формы и методы проведения занятий. Это занимательный творческий процесс, позволяющий реализовать педагогические идеи.

В последние годы ведется огромная работа по модернизации системы образования . Процесс обучения в моей работе направлен на максимальное раскрытие возможностей каждого ребенка. Я выстраиваю отношения с детьми на основе доверия и взаимопонимания. Обучаю основам мастерства через игру, труд и творчество. В работе придерживаюсь дидактических принципов : принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей, принцип системности и последовательности (от простого к сложному, доступности, наглядности. Необходимость двигательной активности для здоровья человека сегодня ни у кого не вызывает сомнений. Приобщаться к физической культуре необходимо с детства, ведь спортивные упражнения – мощное средство всестороннего развития детей и подростков : они не только улучшают физическое состояние ребенка, но и способствуют реализации целого ряда задач нравственного, умственного, эстетического и трудового воспитания, а так же развивают волевые качества. Что немало важно для современного мира.

Сейчас многие живут по моде. Но мода – это не только форма причёски, фасон одежды, это и особенность поведения, и образ жизни . Моя работа заключается в том, чтобы мода на здоровье, здоровый образ жизни стали потребностью каждого воспитанника. Я буду счастлива, если это сбудется, осознавая то, что здесь есть и частица моего труда!

Публикации по теме:

Интегрированные занятия в системе дополнительного образования как фактор повышения качества образования Интегрированные занятия в системе дополнительного образования как фактор повышения качества образования Сегодня новые федеральные государственные.

Организация системы непрерывного образования педагога в учреждении дополнительного образования Проблема профессионального развития актуальна для образования в целом. Но проблема непрерывного профессионального развития педагога дополнительного.

Программа дополнительного образования «Песочные фантазии» Программа дополнительного образования «Песочные фантазии» для детей дошкольного возраста разработала педагог-психолог дошкольного отделения.

Программа дополнительного образования Программа дополнительного образования «Путешествие в песочные фантазии» для детей 4-5 лет Разработчик программы: Новожилова Галина.

Программа дополнительного образования «Учимся играя» ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «УЧИМСЯ ИГРАЯ» Разработала воспитатель: Кротова О. В. Пояснительная записка В соответствии с ФГОС.

После окончания школы я поступила на юридический факультет Тюменского государственного университета, продолжая заниматься в танцевальном коллективе первокурсников, выступать на концертах, защищая честь университета. В Тюмени я познакомилась с будущим мужем. Он учился на хореографическом отделении института культуры и работал в Доме Культуры хореографом детской группы. Посещая его занятия с детьми, наблюдая за педагогическим процессом, все больше убеждалась, что танцевальное искусство — это не просто увлечение, это вид профессиональной деятельности. Педагогика стала смыслом моей жизни.

В 2013 г. закончила бюджетное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Омской области», «Образование детей старшего дошкольного возраста». Получив высшее образование, мы переехали в Сургут. Началась моя педагогическая деятельность в Центре детского творчества.

Я занимаюсь с детьми 4-10 лет, и это не случайный выбор. В этом возрасте ребенку нравится все, чем он занимается, начинают проявляться способности к определенным видам деятельности, начинают формироваться интересы. Быть свидетелем и помощником в этом занимательном процессе доставляет мне огромное удовольствие. Понимание того, что я могу выявлять любовь и способность детей к танцам в столь раннем возрасте, развивать эти способности, давать детям возможность заниматься любимым делом и испытывать от этого счастье, делает и меня счастливым человеком.

Дополнительное образование имеет свою особенность: в отличие от общего и дошкольного образования, дополнительное образование не имеет стандартов. Это дает возможность, выбирать вид деятельности, самостоятельно составлять программу, определять содержание, формы и методы образования. Это занимательный творческий процесс, позволяющий реализовать педагогические идеи (педагог дополнительного образования — профессионал, творец, волшебник).

Я как педагог решаю важные задачи: увидеть, разглядеть, не пропустить в ребенке все лучшее, что в нем есть. Создать среду единомышленников, в которой будет комфортно и интересно, где ребята могут получать новые знания, достигать результатов, самореализовываться и чувствовать себя успешными. Все это позволяет мне чувствовать свою значимость, востребованность как специалиста.

Современный педагог должен идти в ногу со временем, отслеживать тенденции развития общества. В последние годы ведется огромная работа по модернизации системы образования. Я свою работу организую на основе культурно-исторического и личностно-деятельностного подходов.

Процесс обучения направлен на максимальное раскрытие возможностей каждого ребенка. Я стараюсь выстраивать отношения с детьми на основе доверия, взаимопонимания. Обучаю основам мастерства через игру, труд и творчество. Составляю план мероприятий таким образом, чтобы каждый ребенок мог оказаться в «ситуации успеха».

В процессе воспитательной работы с детьми, прививаю базовые национальные ценности: любовь к Родине, ценность семьи, здоровья, образования, уважение к труду и творчеству, содействую эстетическому развитию.

В работе придерживаюсь дидактических принципов: принцип учета возрастных и индивидуальных особенностей, принцип системности и последовательности, доступности, наглядности. Но основным принципом в работе с детьми считаю принцип гуманного отношения и любви к детям.

В своей речи В.В. Путин сказал такие слова: «Любовь к детям выражается в качестве знаний, которые учитель дает ученику, потому истинная любовь заключается в том, чтобы так поработать с ребенком, чтобы он имел жизненную перспективу, получил знания, необходимые ему для личного успеха в жизни, для получения образования, и дорогу в жизнь получил, эффективный билет в жизнь, дающий возможность себя реализовать». Мне близка эта позиция.

Для себя я определила миссию педагога: «Любить детей и свое дело. Передавать детям знания и прививать навыки, которые дадут возможность им реализовать себя в жизни».