Консультация «Театрализованная деятельность как способ активизации словаря детей младшего дошкольного возраста. Обогащение словарного запаса у детей старшего дошкольного возраста в процессе театрализованной деятельности Развитие словаря в театрализованной

Театрализованная деятельность – как средство обогащения словаря детей.

Психолог-логопед: Смольникова А.Ф.

Театрализованная деятельность – важнейшее средство развития у умственно отсталых детей эмпатии, т.е. способности распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, жестам, интонации, умения ставить себя на его место в различных ситуациях, находить адекватные способы содействия.

Создание спектакля с младшими школьниками - очень увлекательное и полезное занятие. Совместная творческая деятельность вовлекает в процесс постановки даже недостаточно активных детей, помогая им преодолеть трудности в общении.

Как правило, материалом для сценического воплощения служат сказки. Русские народные сказки несут в себе активизирующее воздействие, как на речевую деятельность, так и эмоциональную сферу ребенка. Чувства, вызываемые сказкой, неустойчивы и выразительны, как и эмоции детей. Сказка базируется на народно-этнической культуре, фольклорных корнях и обладает богатым социальным, нравственно-педагогическим потенциалом.

С социально-педагогической точки зрения сказка выполняет следующие функции:

Социализации, поскольку приобщает новое поколение к общечеловеческому и этническому опыту;

Креативную, поскольку выявляет, развивает и реализует творческий потенциал личности, его образное и абстрактное мышление;

Лексико-образную, поскольку формирует языковую культуру личности, активизирует и развивает внутреннюю слухоречевую память ребенка.

Начинать работу следует с более простых видов театра, коротких и простых по содержанию сказок. Для более успешного усвоения, исследователи разработали этапы разучивания сказки:

1 этап – чтение художественного произведения, беседа по его содержанию. Обсуждение настроения главных героев сказки, выбор настроения действующих персонажей, пересказ сказки.

Так, после чтения стихотворения С. Маршака «Котята» спрашивала у детей: «Какое настроение было у хозяйки в начале стихотворения? Как вы догадались об этом?»
После чтения сказки А.Толстого «Приключения Буратино» можно предложить следующие вопросы: «Каких героев можно назвать злыми? Почему?»
Для развития у детей умения внимательно слушать, запоминать последовательность событий, свободно ориентироваться в тексте, представлять образы героев можно использовать специальные упражнения, проблемные ситуации типа «Ты с этим согласен?». Например, показать иллюстрацию с лисой и спросить» «Вы согласны, что это лиса из сказки «Лиса, заяц и петух?» Почему вы так решили?» Или при чтении отрывка из сказки спросить: «Вы согласны, что это песенка принадлежит волку, а не козе? («Козлятушки-ребятушки, отворитеся, отопритеся…») Почему вы так думаете?» Отвечая, дети вынуждены вспоминать текст и представлять определённый образ.
2 этап – показ инсценировки сказки воспитателем. Обсуждение кто из героев, каким голосом говорит.

В начале фрагменты из сказок использовала как упражнения, например: детям предлагала попроситься в теремок, как лягушка или медведь. После чего спрашивала у детей, кто из детей был более похожим по голосу, манерам на этих персонажей. В следующий раз усложняла задания, предложив одному ребёнку разыграть диалог двух персонажей. Так, дети ненавязчиво и непринуждённо учились словесному перевоплощению, стараясь передать характер персонажа, его голос.
Для обучения детей средствам речевой выразительности используются более сложные упражнения. Например, можно предложить детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги» и т.д. Или привлечь внимание к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения: «Дай мне куклу», «Мама пришла за мной» и т.д. Выполнение таких упражнений закономерно приводит к необходимости ознакомления детей с основными эмоциональными состояниями (радость, грусть, печаль, страх, злость и др.) и способами невербального и вербального выражения.
Для решения этой задачи можно использовать упражнения типа «Разные настроения, чтения произведений, просмотр и обсуждение кукольных спектаклей, где ярко отражены разные состояния (Л. Толстой «Лев и собачка», Н. Носов «Живая шляпа»), упражнения типа «Я радуюсь, когда…», «Я грущу когда…» и т.д.
Развитию уверенности в себе и социальных навыков поведения способствует такая организация театрализованной деятельности детей, когда каждый ребёнок имеет возможность проявить себя в какой-то роли.

3 этап – разучивание слов к сказке. Действий с персонажами театра.

На данном этапе проводила работу разучивания слов, а также действий персонажа с каждым индивидуально, а когда слова были разучены проводили общую репетицию все персонажи вместе.

4 этап – дети сами показывают сказку, действуя с персонажами, воспитатель за автора.

На данном этапе персонажи сами показывали сказку, а воспитатель лишь помогал, произнося слова автора.

5 этап - заключительный – дети сами говорят слова автора.

Вывод : коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самовыражению личности, создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.

Авансцена – пространство сцены между занавесом и зрительным залом

Акт (Действие) – отдельная часть сценического произведения

Актёр – исполнитель ролей в театральных представлениях

Амплуа – специализация актёра на исполнении ролей, наиболее соответствующих его внешним сценическим данным, характеру дарования

Амфитеатр – места для зрителей за партером, расположенные возвышающимся полукругом

Антракт – перерыв между действиями спектакля

Аплодисменты – одобрительные хлопки зрителей, форма выражения приветствия или благодарности артистам и создателям спектакля

Афиша – объявление о представлении

Бельэтаж – первый этаж зрительного зала над партером, амфитеатром и бенуаром

Бенефис – спектакль в честь одного из его участников

Бенуар – ложи по обеим сторонам партера на уровне сцены

Бутафория – предметы, специально подготовленные и употребляемые вместо настоящих в театральных постановках (посуда, оружие, украшение)

Водевиль – комическая пьеса на лёгкие бытовые темы, первоначально с пением куплетов

Грим – подкрашивание лица, искусство придания лицу (посредством специальных красок, наклеивания усов, бороды и т.д.) внешности, необходимой актёру для данной роли

Декорация – устанавливаемое на сцене живописное или архитектурное изображение места и обстановки театрального действия

Диалог – разговор между двумя или несколькими актёрами

Драма – действие с серьёзным сюжетом, но без трагического исхода

Жест – движения рук, головы, передающие чувства и мысли

Занавес – полотнище, закрывающее сцену от зрительного зала

Задник – расписной или гладкий фон из мягкой ткани, подвешенный в глубине сцены

Звонок . Их в театре бывает три. Первый предупреждает о скором начале спектакля и о том, что пора двигаться по направлению к своему месту. Второй говорит о том, что нам пора уже сидеть на своих местах, а задержавшимся — поторопиться. Третий звонок дают с началом представления. Входить в зал после третьего звонка неприлично, в некоторых театрах после него совсем не пускают в зал.

Комедия – спектакль с весёлым, смешным сюжетом

Кулисы – вертикальные полосы ткани, обрамляющие сцену по бокам

Ложа – группа мест в зрительном зале, выделенная перегородками или барьерами; располагаются по сторонам и сзади партера (ложи бенуара) и на ярусах

Мелодрама – драматическое произведение с острой интригой, с резким противопоставлением добра и зла

Мизансцена – сценическое размещение, положение актёров на сцене в определённый момент действия

Мимика – мысли и чувства, передаваемые не словами, а выражением лица

Монолог – речь одного действующего лица, выключенная из разговорного общения персонажей и не предполагающая непосредственного отклика, в отличие от диалога

Падуга – горизонтальные полосы ткани, ограничивающие высоту сцены

Пантомима – выразительное телодвижение, передача чувств и мыслей лицом и всем телом

Парик – накладные волосы

Партер – места в зрительном зале ниже уровня сцены

Рампа – невысокий барьер вдоль авансцены, прикрывающий со стороны зрительного зала приборы для освещения сцены, а также — театральная осветительная аппаратура, помещаемая за таким барьером и служащая для освещения передней части сцены снизу

Режиссёр – лицо, руководящее постановкой спектакля

Реквизит – предметы, необходимые актёрам по ходу действия спектакля

Репертуар – пьесы, идущие в театре в определённый промежуток времени

Репетиция – основная форма подготовки спектакля путем многократных повторений (целиком и частями)

Реплика – фраза (или часть фразы) сценического персонажа, за которой следует текст или действие другого лица

Роль – художественный образ, создаваемый актёром

Софиты – ряд ламп для освещения сцены спереди, сверху

Трагедия – напряжённое действие с неразрешимыми проблемами, оканчивается гибелью одного из героев

Труппа – коллектив актёров театра

Фарс – театральная постановка лёгкого содержания с чисто внешними комическими приёмами

Фойе – зал в театре для пребывания зрителей перед началом спектакля или во время антракта

Ярус – идущий вдоль задней и боковых стен зрительного зала балкон с местами для зрителей

Ольга Абузярова
Консультация «Театрализованная деятельность как способ активизации словаря детей младшего дошкольного возраста»

Театрализованные игры позволяют решать многие задачи программы детского сада : от ознакомления с общественными явлениями, развития речи, формирования элементарных математических представлений до физического совершенствования. Разнообразие тематики, средств изображения, эмоциональность театрализованных игр дают возможность использовать их в целях всестороннего воспитания личности.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие : дети знакомятся с чувствами, настроениями героев, осваивают способы их внешнего выражения, осознают причины того или иного настроя, игра является средством самовыражения и самореализации ребенка. Участвуя в театрализованных играх , дети отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы, входят в образ, перевоплощаются в него, живут его жизнью. Особенность театрализованных игр состоит в том , что они имеют готовый сюжет, а значит, деятельность ребенка во многом предопределена текстом произведения.

В процессе работы над выразительностью реплик персонажей, собственных высказываний незаметно активизируется словарь ребенка , звуковая сторона речи. Новая роль, особенно диалог персонажей, ставит ребенка перед необходимостью четко, понятно изъясняться. У него улучшается диалогическая речь, ее грамматический строй, ребенок начинает активно пользоваться словарем , который, в свою очередь, тоже пополняется. Увиденное и пережитое в самодеятельных театральных представлениях расширяет кругозор детей , вызывает потребность рассказывать о спектакле своим друзьям и родителям. Все это, несомненно, способствует развитию речи , умению вести диалог и передавать свои впечатления в монологической форме.

Для того, чтобы оказывала благоприятное воздействие на развитие детей , а в частности, формировании словаря нужно , чтобы каждый ребенок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Поэтому необходимо использовать разнообразные приемы :

Выбор детьми роли по желанию;

Назначение на главные роли наиболее робких, застенчивых детей ;

Распределение ролей по карточкам (дети берут из рук воспитателя любую карточку, на которой схематично изображен персонаж);

Проигрывание ролей в парах.

Во время занятий необходимо :

Внимательно выслушивать ответы и предложения детей ;

Если они не отвечают, не требовать объяснений, а переходить к действиям с персонажем;

При знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними.

В заключение различными способами вызывать у детей радость .

Также большое значение на активизацию словаря , развитию воображения, обогащения речи детей отводится сказке и кукольному театру . Именно их дети лучше запоминают, любят слушать и смотреть. Сказка должна рассказываться детям ежедневно не только в детском саду, но и дома. Дети должны выступать в ней не только слушателями, но и рассказчиками.

Вот наши советы :

Предложить детям самостоятельно придумать сюжет с двумя воображаемыми игрушками и обыграть его;

Предложить детям нетрадиционный набор кукол для сочинения сценок и пьес

для разноконтрастных ролей – Деда Мороза и Лягушки, Снегурочки и Петрушки;

Предоставить детям возможность для исполнения контрастных ролей – старого

медведя и маленького медвежонка, злой собаки и беззащитного щенка.

Таким образом, можно сделать следующие выводы : театрализованная деятельность – это целенаправленный процесс формирования творческой личности, способствующий развитию умения воспринимать, оценивать, чувствовать прекрасное в окружающем мире и передавать свое отношение к нему, умения воспринимать предметы такими, какие они есть, приспосабливаться к той или иной социальной обстановке.

В работе с детьми театрализованной деятельности следует уделять должное внимание, так как именно она предоставляет уникальные возможности для гармоничного развития личности ребенка.

Формирование речевой активности , диалогической и монологической речи, словарного запаса возможно при активном включении в процесс развития и обучения ребенка разных видов театрализованных игр .

Публикации по теме:

В мою группу ходят малыши в возрасте от 2 до 3 лет. Некоторые дети еще плохо говорят,поэтому одной из основных задач нашей работы с малышами.

дидактическая игра-активный вид учебной деятельности, игра направленная на обучение и развитие детей. конкретные сведения об окружающем мире.

«Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста». Отчёт по самообразованию «Активизация словаря детей младшего дошкольного возраста» В 2014-2015 учебном году я взяла тему по самообразованию: «Активизация словаря.

Пальчиковые игры как способ развития речи детей младшего дошкольного возраста Я выбрала именно это направление не случайно, т. к. считаю очень важным уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук с помощью пальчиковых.

Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста путем использования малых форм фольклора Доклад «Обогащение словаря детей младшего дошкольного возраста путем использования малых фольклорных форм». Актуальность. Основная цель.

Театрализованная деятельность как способ формирования социальных навыков дошкольников ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА К ПРЕЗЕНТАЦИИ Здравствуйте Уважаемые коллеги! 1-2 слайд «Что такое театр? Это лучшее средство для общения людей,.

развитие речь дошкольный театрализированный

«Театрализованная деятельность дошкольников» - достаточно новое педагогическое понятие, которое имеет длительную историю своего становления.

В конце XVIII - начале XIX веков, под влиянием Запада, в быт дворянской семьи входит домашний театр, который приобщает ребенка к театральному искусству. А профессиональные (постоянные) театры для детей организуются в нашей стране с 1918г. открывается первый стационарный детский театр Моссовета, возглавляемый Н.И. Сац, где первоначально показывают лишь кукольные и балетные представления.

С развитием системы общественного дошкольного воспитания театр начинает входить в жизнь детских садов. Дети сами в образе действующего лица начинают исполнять взятую на себя роль.

В детских дошкольных учреждениях начинают широко использовать новые виды театров (театр картинок, театр игрушек, театр петрушек, теневой театр) как для показа детям, так и для самостоятельного разыгрывания детьми.

В педагогическую науку и практику вводятся новые понятия «театрально-игровая деятельность» и «театрализованная игра». Они получают следующие определения: «театрально_игровая деятельность дошкольников» - это «понятие обобщенное, в котором объединены разного рода представления: настольный, пальчиковый, теневой театры, разного рода представления на ширме, игры_драматизации», а «театрализованные игры» - это «игры-представления, где в лицах разыгрываются определенные литературные представления и с помощью таких выразительных средств, как интонация, мимика, жест, поза и походка, воссоздаются конкретные образы».

«Театрализованная деятельность дошкольников», как понятие, законодательно закрепляется в государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Замена термина «театрально - игровая деятельность дошкольников» обусловлена дальнейшим развитием психолого-педагогической науки, сменой парадигмы современного образования.

Работа по развитию речи и ознакомлению с окружающим занимает большое место в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Она осуществляется во всех видах деятельности, в разных формах, как на специальных речевых занятиях, так и вне занятий. . Под театрализованными играми ученые понимают игры в театр, сюжетами которых служат хорошо известные сказки или театральные представления по готовым сценариям. Одно из первых и наиболее популярных пособий для воспитателей по использованию разных видов кукольного театра было разработано Т.Н. и Ю.Г. Караманенко . Благодаря выходу этого пособия, а затем - работы Г.В. Генова , арсенал средств педагогического воздействия на детей дошкольного возраста обогатился разными видами театров, что повысило активность привлечения самих детей к театрализованной деятельности. Е.Л. Трусовой было установлено, что театрализованные игры отличаются от сюжетно-ролевых игр не только сюжетом, но и характером игровой деятельности .

Е.Л.Трусова применяет синонимы понятия «театрализованная игра», «театрально-игровая деятельность и творчество» и «игра-драматизация». Театрализованная игра сохраняет все структурные компоненты сюжетно-ролевой игры, выделенные Д. Б. Элькониным:

  • 1. роль (определяющий компонент)
  • 2. игровые действия
  • 3. игровое употребление предметов
  • 4. реальные отношения.

В театрализованных играх игровое действие и игровой предмет, костюм или кукла, имеют большее значение, так как облегчают принятие ребенком роли, определяющей выбор игровых действий.

Характерными особенностями театрализованных игр являются литературная или фольклорная основа их содержания и наличие зрителей (Л.B. Артемова, Л.В. Ворошнина, Л.С Фурмина и др.).

В педагогической литературе, посвященной изучению роли театрализованных игр в становлении личности ребенка, авторы приводят разные квалификации театрализованных игр. Артемова Л.В. предлагает классифицировать их в зависимости от ведущих способов эмоциональной выразительности, посредством которых разыгрывают сюжет на:

  • 1. игры-драматизации и
  • 2. режиссерские игры.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности - интонацию, мимику, пантомиму. Слово связано с действиями персонажей. В данных играх разыгрываются готовые тексты. Это и стихи, и проза, и песенки. Поэтому воспитатель должен отбирать из произведений детской художественной литературы тексты, имеющие воспитательную ценность, отличающиеся чёткой последовательностью событий и действий, художественной выразительностью языка, простотой построения фразы, эмоциональной насыщенностью.

Театрализованные игры-драматизации воспитывают у детей выразительность движений и речи, воображение, фантазию, творческую самостоятельность, совершенствуются внимание детей, зрительное восприятие, подражательность, как основу самостоятельности. Эта форма работы с детьми даёт возможность воспитателю успешно реализовать целый ряд задач, одной из которых является развитие речи.

Видами драматизации являются:

  • 1. Игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;
  • 2. Ролевые диалоги на основе текста;
  • 3. Инсценировки произведений;
  • 4. Постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;
  • 5. Игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

Игра-драматизация? деятельность, требующая от дошкольников необходимых для выполнения ее способностей, умений, навыков.

К разновидностям игр-драматизаций можно отнести:

  • 1. Игры - драматизации с пальчиками;
  • 2. Игры - драматизации с куклами би-ба-бо;
  • 3. Импровизация. (Разыгрывание темы, сюжета без предварительной подготовки - пожалуй, самая сложная, но и наиболее интересная игра. К ней готовят все предыдущие виды театра.)

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду (Приложение Ц):

  • 1. Настольный;
  • 2. плоскостной и объемный;
  • 3. кукольный (бибабо, пальчиковый, марионеток и т.д.);
  • 4. катушечный;
  • 5. ложковый;
  • 6. баночный;
  • 7. кулачковый и т.д.

В них ребенок не является действующим лицом, он создает сцены, ведет роль игрушечного персонажа - объемного или плоскостного. Он действует за него, изображает его интонацией, мимикой. Пантомимика ребёнка ограничена, поскольку он действует неподвижной или малоподвижной фигуркой, игрушкой, однако подражательность, выразительность речи задействованы в полном объеме.

Так, Н.А. Реуцкая разделила театрализованные игры в зависимости от художественного оформления на игры - драматизации, игры с настольным театром, фланелеграф, теневой театр, театр Петрушки, игры с марионетками. (Рисунок 1.1. Классификация театрализованных игр Н.А. Реуцкой). }