Общее понятие о характере и его проявлениях. Общее понятие о характере и его природе. Общее понятие о характере и его определение


В психологии понятие "характер" (греч. "печать", "чеканка") означает совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, которые складываются и проявляются в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы поведения.

Основа характера складывается постепенно, укрепляется в процессе жизни и становится типичной для данного человека, а конкретные проявления характера могут видоизменяться в зависимости от ситуации, в которой находится человек, под влиянием людей, с которыми он общается.

Структура:

Большинство исследователей выделяет в структуре сложившегося характера прежде всего две стороны: содержание и форму . Они неотделимы друг от друга и составляют органическое единство. Содержание характера составляет жизненную направленность личности, т.е. ее материальные и духовные потребности, интересы, идеалы и социальные установки. Содержание характера проявляется в виде определенных индивидуально-своеобразных отношений, которые говорят об избирательной активности человека. В разных же формах характера выражаются различные способы проявления отношений, темперамента, закрепившиеся эмоционально-волевые особенности поведения.

Общим для характера и темперамента является их зависимость от физиологических особенностей человека, и прежде всего от типа нервной системы. Темперамент определяет в характере такие черты, как уравновешенность поведения, легкость или трудность вхождения в новую ситуацию, подвижность реакции и т.д. (однако он не предопределяет характер). Свойства темперамента могут в какой-то степени даже приходить в противоречие с характером (например, склонность к меланхолии и работоспособность). У человека со сформировавшимся характером темперамент перестает быть самостоятельной формой проявления личности. Он становится динамической стороной характера и определяет эмоциональную направленность, скорость протекания психических процессов и проявления личности. В конечном счете черты темперамента и характера органически связаны и взаимодействуют друг с другом в едином целостном облике человека, образуя неразделимый сплав - интегральную характеристику его индивидуальности.

Характер долгое время отождествляли с волей человека. Выражение "человек с характером" рассматривалось как синоним выражения "волевой человек". Воля связана с силой характера, его твердостью, решительностью. С одной стороны, в волевых поступках характер складывается и в них же проявляется - волевые поступки в значимых для личности ситуациях переходят в характер человека, закрепляясь в нем в качестве относительно устойчивых его свойств; с другой стороны, эти свойства обусловливают поведение человека, его волевые поступки. Волевой характер отличается определенностью, постоянством и самостоятельностью, твердостью при осуществлении намеченной цели.

Ряд исследователей (А.Г. Ковалев, В.В. Богословский, Л.Н. Щербаков) выделяют убеждения как один из компонентов в структуре характера. Они считают, что убежденность определяет принципиальность поведения человека, уверенность в справедливости и важности дела, которому он отдает свои силы. Убежденность проявляется в таких чертах характера, как целеустремленность, принципиальность, оптимизм, требовательность к себе и другим.

Своеобразие характера сказывается и в особенностях протекания чувств человека. Когда говорят о характере, обычно обращают внимание и на эмоциональные свойства личности . Что человек любит и что ненавидит, к чему равнодушен - все это определенным образом характеризует его как личность. Таким образом, имеется взаимосвязь между чувствами и свойствами характера. С одной стороны, уровень развития нравственных, эстетических и интеллектуальных чувств зависит от характера деятельности и общения человека, а также от сформировавшихся на этой основе черт характера. С другой стороны, сами эти чувства становятся характерными устойчивыми особенностями личности, составляя таким образом характер человека.

Характер представляет собой неразрывное целое. Однако изучить и понять такое сложное целое, как характер, нельзя, не выделив в нем отдельных сторон или типичных проявлений, так называемых черт характера. Под чертами характера понимают индивидуальные привычные формы поведения человека, в которых реализуется его отношение к действительности. Черты характера необходимо рассматривать и оценивать во взаимосвязи друг с другом. Каждая черта характера приобретает свое значение, часто совершенно различное, в зависимости от ее соотношения с другими чертами. Например, осторожность без сочетания с решительностью может сделать человека бездеятельным.

В структуре характера исследователи выделяют следующие группы черт.

К первой группе относятся черты , выражающие направленность личности. Это устойчивые потребности, интересы, склонности, цели и идеалы, а также система отношений к окружающей действительности. Эти черты представляют собой индивидуально-своеобразные способы осуществления отношений личности к действительности.

Ко второй группе относятся интеллектуальные, волевые и эмоциональные черты характера.

В самом общем виде все черты характера можно разделить на основные, ведущие, которые задают общую направленность развитию всего комплекса его проявлений, и второстепенные, определяемые основными. Например, если ведущей чертой является нерешительность, то человек прежде всего опасается "как бы чего не вышло", поэтому даже если он попытается помочь ближним, то это закончится внутренними переживаниями и самооправданиями. Если же ведущей чертой является альтруизм, то человек, не колеблясь, идет на помощь ближнему. Знание ведущих черт позволяет отразить суть характера, показать его основные проявления.

Свойства:

Различают четыре системы свойств характера, определяемых различными отношениями личности.

1. Свойства, выражающие отношение к коллективу и отдельным людям (доброта, отзывчивость, требовательность, заносчивость и т. д.).

2. Свойства, выражающие отношение к труду (трудолюбие, лень, добросовестность, ответственное или безответственное отношение к труду и т. п.).

3. Свойства, выражающие отношение к вещам (аккуратность или неряшливость, бережное или небрежное обращение с вещами и др.).

4. Свойства, выражающие отношение к самому себе (самолюбие, честолюбие, тщеславие, гордость, самомнение, скромность и т. д.).

32. Специфика индивидуальной работы в психокоррекционной практике .

Психологи́ческая корре́кция (психокорре́кция) - один из видов психологической помощи (среди других: психологическое консультирование, психологический тренинг, психотерапия); деятельность, направленная на исправление особенностей психологического развития, не соответствующих оптимальной модели, с помощью специальных средств психологического воздействия; а также - деятельность, направленная на формирование у человека нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.

Психокоррекционные воздействия могут быть следующих видов: убеждение, внушение, подражание, подкрепление. Различают индивидуальную и групповую психокоррекцию. В индивидуальной психолог работает с клиентом один на один при отсутствии посторонних лиц. В групповой - работа происходит сразу с группой клиентов со схожими проблемами, эффект достигается за счёт взаимодействия и взаимовлияния людей друг на друга.

Достоинством индивидуальной психокоррекции является то, что она обеспечивает конфиденциальность, тайну и по своему результату бывает более глубокой, чем групповая. Все внимание психолога направлено только на одного человека. Индивидуальная психокоррекция удобна тем, что лучше раскрывает особенности клиента, снимает у него психологические барьеры, которые неизбежно возникают и с трудом преодолеваются в том случае, когда человеку приходится откровенно высказываться в присутствии других людей.

Но этот вид психокоррекции малоэффективен при решении проблем межличностного характера, для которых необходима работа в группе.

Необходимыми условиями индивидуальной психологической коррекции являются следующие:

добровольное согласие на получение такой помощи;

доверие клиента к психологу;

активность клиента и его творческо-исследовательское отношение к собственным проблемам;

право клиента принимать или не принимать оказываемую помощь;

право клиента самому решать вопросы в своей жизни.

Важной личностной предпосылкой эффективной работы является стремление самого психолога к. самоактуализации и личностному росту. Освоение психокоррекции необходимо начинать с себя, с постоянной работы над развитием гибкости, спонтанности и мужества. Личностный рост предполагает реалистичное отношение к себе, постоянную открытость новому опыту, готовность внутренне изменяться, исследовать и творить себя, брать на себя ответственность за свои решения и действия.

Форма индивидуальной психокоррекции выбирается в следующих случаях:

Когда проблемы клиента индивидуального, а не межличностного характера;

Когда применяются достаточно сильные методы психологического воздействия и клиента необходимо постоянно держать под наблюдением и контролем;

Когда у клиента выявлена сильная тревожность;

Когда выявлена сильная заторможенность;

При неуверенности в себе;

При необоснованных страхах;

При проблемах недостаточного осознания самого себя;

При утрате смысла и цели жизни.

Иногда бывает и так, что по характеру проблемы клиенту требуется групповая работа, но он категорически отказывается работать в группе. Тогда, в качестве первого шага на пути реабилитации можно использовать индивидуальную работу. И постепенно, по мере готовности, подводить клиента к осознанию необходимости включения в групповую работу.

Противопоказаниями для групповой психокоррекционной работы могут служить сильно выраженная возбудимость и эмоциональная неуравновешенность клиента, трудный характер, физическая болезнь, недостаточный уровень интеллектуального или морального развития и т.п. При сильнодействующих психокоррекционных процедурах у таких людей может наступить эмоциональный стресс или эмоциональный срыв.

В силу других причин клиент может сознательно или бессознательно мешать работать другим участникам группы.

Индивидуальная психокоррекция помогает только тем, у кого есть действительные психологические или поведенческие проблемы. Наличие таких проблем может установить профессиональный психолог или осознать сам клиент. Иногда человеку кажется, что у него есть проблемы, хотя на самом деле их нет. Иногда напротив, кажется, что проблемы нет, хотя на самом деле она существует.

Психокоррекция мало чем может помочь людям, у которых психологические или поведенческие отклонения вызваны серьезными заболеваниями органического характера. Для таких людей необходима помощь психотерапевтов или психиатров.

Основные методы индивидуального психокоррекционного воздействия

1. Убеждение. В основном применяется к людям, обладающим высоким уровнем интеллектуального развития и способным самостоятельно справиться со своими психологическими проблемами. Это, как правило, люди с достаточно развитой силой воли, но до начала психокоррекционного воздействия не убежденные в том, что у них действительно есть проблемы, над которыми стоит работать, или просто не верящие в то, что с помощью психолога им удастся эти проблемы решить.

2. Внушение. «Это более простой, а для клиента - менее эффективный способ воздействия, чем убеждение, так как при внушении не задействована воля клиента, способная усилить психокоррекционный эффект. Но с другой стороны, пользуясь внушением, можно быстрее добиться нужного результата, так как этот метод не требует длительных разъяснении и долгих дискуссий психолога и клиента. Но зато воздействие, основанное на чистом внушении, исчезает быстрее, чем влияние, базирующееся на убеждении. В основе внушения лежит механизм прямого влияния психолога на подсознание клиента, на использование не только разума, но и чувств, эмоций. Внушение обычно используют в условиях, когда внимание и сознание клиента чем-то отвлечены. Наилучшим условием для внушения является ситуация, при которой клиента вводят в состояние полного расслабления. Это могут делать только специалисты, имеющие соответствующее образование и профессионально владеющие техникой.

Каждый человек, представляя собой личность, находится в определенных отношениях с действительностью, с окружающими людьми. Эти отношения определяют поведение, моральный облик личности. Понятно, что в поведении человека, в его практической действительности выражается его отношение к явлениям и предметам, к товарищам, к коллективу, к своим обязанностям, к самому себе. Таким образом, индивидуальное своеобразие отношения конкретной личности к окружающему миру обусловлено общественными отношениями, особенностями воспитания и обучения.

Характер – это индивидуальное сочетание наиболее устойчивых, существенных психических свойств человека, которые выражают его отношение к действительности и проявляются в поведении и поступках.

Формирование убеждений, идеалов, мировоззрения, различных знаний является одним из основных условий формирования характера. Характер объединяет в себе направленность интеллектуальных, эмоциональных и волевых качеств личности.

Научное определение характера было впервые дано И. П. Павловым. Великий физиолог указал, что физиологической основой характера является «сплав» устойчивых систем временных первых связей, приобретенных в процессе жизни, и черт типа высшей нервной деятельности человека. Этот «сплав» образуется в конкретных жизненных условиях, в процессе деятельности человека и изменяется в связи с изменениями условий жизни и деятельности. Изменение внешних условий вызывает изменения и в образовавшейся системе нервных связей. В ответ на изменившиеся условия жизни и деятельности человек реагирует адекватными новым условиям поступками, действиями, которые, повторяясь, закрепляются. Так, в коре головного мозга образуются новые, временные, относительно прочные, нервные связи, система, которая обеспечивает устойчивое взаимодействие личности с внешним миром.

Рассмотрим определения характера отечественными учеными.

Характер – это психологический склад личности, выражающий все направленности (отношения к себе, к людям, деятельности, вещам и воле).

Н. Д. Левитов

Характер – это психическое свойство, т. е. сложное и устойчивое образование личности, включающее в себя врожденные (психофизиологические, биопсихические, и приобретенные (социопсихические) свойства индивида.

В. В. Бойко

Характер – это индивидуально ярко выраженные и относительно устойчивые психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки

К. К. Платонов

Структура и свойства характера

Структура характера представляет собой сложное образование в целом, состоит из ряда подструктур, выражающих собой содержание и форму характера и проявляющихся в таких компонентах, как направленность, убеждение, потребности, склонности, интересы и т. п.

Содержание характера составляет направленность личности – убеждения, потребности, мотивы, интересы, склонности, идеалы, чувства, морально-волевые качества личности. Все эти компоненты определяют особенности отношения человека к окружающему миру – явлениям, событиям, коллективу, к самому себе. Идейной основой направленности личности является система взглядов на природу, общество, сознание, то есть мировоззрение личности.

Важную черту мировоззрения составляет убежденность. Убежденность человека проявляется в таких чертах характера, как целеустремленность, принципиальность, требовательность, решительность, настойчивость.

Потребность есть нужда организма к определенным условиям жизни, без которых организм не может обходиться. Потребности человека по мере их осознания выступают как силы, побуждающие к деятельности, то есть как мотивы деятельности. На основе потребностей возникают и развиваются интересы.

Интересы – это особое отношение личности к предметам и явлениям, выражающееся в желании познавать их. Интересы подразделяются на материальные (к вещам, одежде, пище и т. п.) и духовные (познавательные, эстетические и т. п.). Потребности и интересы тесно связаны между собой. Интересы формируются на основе потребностей, но вместе с тем, часто стойкие интересы являются основой возникновения новых потребностей.

Под способностями понимают индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими.

Фундамент структуры характера составляют черты характера. Различают несколько групп черт характера. Одни из них выражают моральную направленность личности, то есть отношение к обществу, коллективу, к товарищам, к самому себе. Другие являются выражением воли человека. Отношение человека к другим людям выражают такие черты характера, как коллективизм, гуманность, чуткость, искренность и справедливость.

Под чертой характера понимают те или иные особенности личности человека, которые систематически проявляются в различных видах его деятельности и по которым можно судить о его возможных поступках в определенных условиях.

В структуре характера – выделяют 2 группы черт.

Структура характера

I группа черт II группа черт

К первой группе черт относятся черты выражающие направленность личности (устойчивые Ко второй группе относятся интеллектуальные, потребности, установки, интересы, склонности, идеалы, цели), систему отношений к окружающей волевые, и эмоциональные черты характера действительности и представляющие собой индивидуально-своеобразные способы осуществления этих отношений

В коллективной деятельности воспитываются новые черты характера людей: взаимовыручка, взаимная помощь, товарищество, патриотизм.

Гуманность – черта характера, выражающая сердечное отношение к человеку. Гуманное отношение означает любовь к человеку, душевность и доброжелательное отношение в обращении с людьми. Тесно связаны гуманность и чуткость.

Чуткость есть выражение гуманности. Чуткость означает внимательное отношение к человеку, уважение к нему, сочувствие его переживаниям, стремлениям.

Противоположными чертами коллективизма и гуманности являются такие отрицательные черты характера, как индивидуализм и эгоизм.

Трудолюбием называют черту характера, проявляющуюся в желании и стремлении человека трудиться. В труде человек испытывает чувство радости, чувство морального удовлетворения. Радость от процесса труда и его результатов, удовлетворение от общественной оценки труда у конкретного человека служат необходимыми факторами в формировании у него потребности трудиться.

Важной чертой характера, выражающей отношение человека к результатам своей работы и к труду других людей, является бережливость. Бережливый человек сознает, что каждая вещь создается трудовыми усилиями многих людей и надо бережно относится ко всему, что создали ум и руки человека. Особой заботой людей является бережливое отношение к общественному достоянию, к государственной собственности.

Отрицательное отношение к труду выражается в таких отрицательных чертах характера, как лень, небрежность, косность.

Находясь в общественных отношениях с другими людьми, каждый человек осознает себя как личность и определенным образом относится к себе, к своему поведению, к своим поступкам. Закрепляясь в практике, это определенное отношение к самому себе переходит в черту характера. Основные черты характера, выражающие отношение к своей личности, - это скромность, самокритичность, чувство собственного достоинства.

В противоположности иногда можно наблюдать такие отрицательные черты характера, как зазнайство, заносчивость, высокомерие, выражающие преувеличенное самомнение.

К волевым чертам характера относятся целеустремленность, самостоятельность, решительность, настойчивость, выдержка.

Характер каждого человека представляет собой единство индивидуального и типичного (общего).

Индивидуальные черты характера особенно ярко проявляются в особенностях учебной и трудовой деятельности человека, в особенностях мышления, внимания, памяти, воображения и волевых качествах, во всем многообразии отношений индивида с действительностью.

Индивидуальные черты характера особенно ярко выражаются в своеобразии типичных черт характера. Каждая историческая эпоха и ее общественно-социалистические группы создают то общее в мировоззрении, направленности людей, в их поведении, что определяет их черты характера как типичные для данной исторической эпохи, для данной социальной группы.

Все перечисленные черты личности и ряд других, объединяясь и взаимообуславливаясь, составляют единое целое – характер. Полнота, цельность, конкретная определенность характера зависят от сочетания различных черт характера, а значит, и от условий жизни, воспитания и развития. Сочетание формирования индивидуальных и типичных черт характера ребенка создает необходимые условия для воспитания всесторонне и гармонически развитой личности.

Отсюда понятна динамичность структуры характера. Структура характера изменяется, качественно перестраиваясь на протяжении всей жизни личности.

3. Свойства характера

Структура характера – это целостность организации отдельных свойств характера, зависящих друг от друга и связанных друг с другом.

В российской психологии различают 4 системы свойств характера, определенных различными отношениями личности:

Глобальные свойства характера оказывают свое действие на широкую сферу поведенческих проявлений. Принято выделять 5 глобальных черт характера (А. Г. Шмелев, М. В. Бодунов, У. Норман).

Локальные, частные свойства характера влияют на частные, узкие ситуации.

Свойства характера

Общие (глобальные) свойства Частные (локальные) свойства самоуверенность – неуверенность общительность – застенчивость доминантность (лидерство) – подчиненность оптимизм – уныние согласие, дружелюбие – враждебность совестливость – бессовестность смелость – осторожность впечатлительность – «толстокожесть»

сознательность – импульсивность доверчивость – подозрительность мечтательность – практицизм тревожная ранимость – спокойная безмятежность эмоциональная стабильность – тревожность деликатность – грубость самостоятельность – конформизм (зависимость от группы)

самоконтроль – импульсивность интеллектуальная гибкость – ригидность миролюбивость – агрессивность оригинальность – стереотипность демонстративность – скромность деятельная активность – пассивность страстная увлеченность – апатичная вялость честолюбие – непритязательность деликатность – грубость гибкость – решительность

Акцентуация характера

Акцентуация характера – преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Как считает известный немецкий психиатр К. Леонгард, у 20-50% людей некоторые черты характера столь заострены (акцентуированы), что это при определенных обстоятельствах приводит к однотипным конфликтам и нервным срывам. Акцентуация характера - преувеличенное развитие отдельных свойств характера в ущерб другим, в результате чего ухудшается взаимодействие с окружающими людьми. Выраженность акцентуации может быть различной - от легкой, заметной лишь ближайшему окружению, до крайних вариантов, когда приходится задумываться, нет ли болезни - психопатии. Психопатия - болезненное уродство характера (при сохранении интеллекта человека), в результате которого резко нарушаются взаимоотношения с окружающими людьми; психопаты могут быть даже социально опасны для окружающих.

Но в отличие от психопатий акцентуации характера проявляются не постоянно, с годами могут существенно сгладиться, приблизиться к норме. Леонгард выделяет 12 типов акцентуации, каждый из которых предопределяет избирательную устойчивость человека к одним жизненным невзгодам при повышенной чувствительности к другим, к частым однотипным конфликтам, к определенным нервным срывам.

В благоприятных условиях, когда не попадают под удар именно слабые звенья личности, такой человек может стать и незаурядным; например, акцентуация характера по так называемому экзальтированному типу может способствовать расцвету таланта артиста, художника.

Акцентуации характера часто встречаются у подростков и юношей (50-80%). Нередко приходится иметь дело с акцентуированными личностями, и важно знать и предвидеть специфические особенности поведения таких людей.

Приведем краткую характеристику особенностей поведения в зависимости от типов акцентуации:

1) гипертимический (гиперактивный) - чрезмерно приподнятое настроение, всегда весел, разговорчив, очень энергичен, самостоятелен, стремится к лидерству, риску, авантюрам, не реагирует на замечания, игнорирует наказания, теряет грань недозволенного, отсутствует самокритичность;

2) дистимичный - постоянно пониженное настроение, грусть, замкнутость, немногословность, пессимичность, тяготится шумным обществом, с сослуживцами близко не сходится, в конфликты вступает редко, чаще является в них пассивной стороной;

3) циклоидный - общительность циклически меняется (высокая в период повышенного настроения и низкая в период подавленности);

4) эмотивный (эмоциональный) - чрезмерная чувствительность, ранимость, глубоко переживает малейшие неприятности, излишне чувствителен к замечаниям, неудачам, поэтому у него чаще печальное настроение;

5) демонстративный - выражено стремление быть в центре внимания и добиваться своих целей любой ценой (слезы, обмороки, скандалы, болезни, хвастовство, наряды, необычные увлечения, ложь). Легко забывает о своих неблаговидных поступках;

6) возбудимый - повышенная раздражительность, несдержанность, агрессивность, угрюмость, «занудливость», но возможны льстивость, услужливость (как маскировка). Склонность к хамству и нецензурной брани или молчаливости, замедленности в беседе. Активно и часто конфликтует;

7) застревающий - «застревает» на своих чувствах, мыслях, не может забыть обид, «сводит счеты», служебная и бытовая несговорчивость, склонность к затяжным склокам, в конфликтах чаще бывает активной стороной;

8) педантичный - выраженная занудливость в виде «переживания» подробностей, на службе способен замучить посетителей формальными требованиями, изнуряет домашних чрезмерной аккуратностью;

9) тревожный (психастенический) - пониженный фон настроения, опасения за себя, близких, робость, неуверенность в себе, крайняя нерешительность, долго переживает неудачу, сомневается в своих действиях;

10) экзальтированный (лабильный) - очень изменчивое настроение, эмоции ярко выражены, повышенная отвлекаемость на внешние события, словоохотливость, влюбчивость;

11) интровертированный (шизоидный, аутистический) - малая общительность, замкнут, в стороне от всех, общение по необходимости, погружен в себя, о себе ничего не рассказывает, свои переживания не раскрывает, хотя свойственна повышенная ранимость. Сдержанно, холодно относится к другим людям, даже к близким;

12) экстравертированпый (конформный) - высокая общительность, словоохотливость до болтливости, своего мнения не имеет, очень несамостоятелен, стремится быть как все, неорганизован, предпочитает подчиняться.

Распознавание акцентуации на ранних этапах формирования способствует их смягчению и ослаблению. Важно своевременно устранить обстоятельства, способствующие их появлению и развитию. В противном случае может произойти усиление акцентуации, и тогда формируется личность «трудного», проблемного ребенка. Он склонен к антисоциальным поступкам, конфликтует с родителями, учителями и сверстниками.

ДИАГНОСТИКА ОСОБЕННОСТЕЙ ХАРАКТЕРА

ТЕСТ. ХАРАКТЕР - ЭТО СУДЬБА, или САМИ ЛИ ВЫ РУКОВОДИТЕ СВОИМ ПОВЕДЕНИЕМ?

Предлагаемый тест поможет вам оценить те особенности вашего характера, которые имеют немаловажное значение для карьеры делового человека. Для этого вам нужно будет поработать с тест-картой. Внимательно вглядитесь в изображенные на тест-карте 16 символов, которые собраны в четыре группы, условно названные «движение» (I), «спокойствие» (II), «уверенность» (III), «неуверенность» (IV). В каждой из групп выберите по одному символу, который более всего соответствует вашим представлениям.

Буквенные обозначения Количество баллов за выбор символов символов

«движение» «спокойствие» «уверенность» «неуверенность»

РЕЗУЛЬТАТЫ ТЕСТИРОВАНИЯ

В буквальном переводе с греческого характер означает чеканка, отпечаток. В психологии под характером понимают совокупность индивидуально-своеобразных психических свойств, которые проявляются у личности в типичных условиях и выражаются в присущих ей способах деятельности в подобных условиях.

Характер - это индивидуальное сочетание существенных свойств личности, выражающих отношение человека к действительности и проявляющихся в его поведении, в его поступках.

Характер взаимосвязан с другими сторонами личности, в частности с темпераментом и способностями. Характер, как и темперамент, является достаточно устойчивым и малоизменяемым. Темперамент на форму проявления характера, своеобразно окрашивая те или иные его черты. Так, настойчивость у холерика выражается кипучей деятельности, у флегматика - в сосредоточенном обдумывании. Холерик трудится энергично, страстно, флегматик - методично, не спеша. С другой стороны, и сам темперамент перестраивается под влиянием характера: человек с сильным характером может подавить некоторые отрицательные стороны своего темперамента, контролировать его проявления. С характером неразрывно связаны и способности. Высокий уровень способностей связан с такими чертами характера, как коллективизм - чувство неразрывной связи с коллективом, желание работать для его блага, вера в свои силы и возможности, соединенная с постоянной неудовлетворенностью своими достижениями, высокой требовательностью к себе, умением критически относиться к своему делу. Расцвет способностей связан с умением настойчиво преодолевать трудности, не падать духом под влиянием неудач, работать организованно, проявлять инициативу. Связь характера и способностей выражается и в том, что формирование таких черт характера, как трудолюбие, инициативность, решительность, организованность, настойчивость, происходит в той же деятельности ребенка, в которой формируются и его способности. Например, в процессе труда как одного из основных видов деятельности развивается, с одной стороны, способность к труду, а с другой - трудолюбие как черта характера.

В общении с людьми характер человека проявляется в манере поведения, в способах реагирования на действия и поступки людей. Манера общения может быть более или менее деликатной, тактичной или бесцеремонной, вежливой или грубой. Характер в отличие от темперамента обусловлен не столько свойствами нервной системы, сколько культурой человека, его воспитанием.

Существует разделение черт личности человека на мотивационные и инструментальные. Мотивационные побуждают, направляют деятельность, поддерживают ее, а инструментальные придают ей определенный стиль. Характер можно отнести к числу инструментальных личностных свойств. От него больше зависит не содержание, а манера выполнения деятельности. Правда, как было сказано, характер может проявляться и в выборе цели действия. Однако, когда цель определена, характер выступает больше в своей инструментальной роли, т.е. как средство достижения поставленной цели.

Перечислим основные черты личности, которые входят в состав характера человека. Во-первых, это те свойства личности, которые определяют поступки человека в выборе целей деятельности (более или менее трудных). Здесь как определенные характерологические черты могут проявиться рациональность, расчетливость или противоположные им качества. Во-вторых, в структуры характера включены черты, которые относятся к действиям, направленным на достижение поставленных целей: настойчивость, целеустремленность, последовательность и другие, а также альтернативные им (как свидетельство отсутствия характера). В этом плане характер сближается не только с темпераментом, но и с волей человека. В-третьих, с состав характера входят чисто инструментальные черты, непосредственно связанные с темпераментом: экстраверсия - интроверсия, спокойствие – тревожность, сдержанность – импульсивность, переключаемость – ригидность и др. своеобразное сочетание всех этих черт характера у одного человека позволяет отнести его к определенному типу. В следующем разделе рассмотрим типологию характеров.

Шпаргалка по общей психологии Резепов Ильдар Шамильевич

70. Понятие о характере

70. Понятие о характере

Характер – это своеобразие склада психической деятельности, проявляющегося в особенностях социального поведения личности и в первую очередь в отношениях к людям, делу, к самой себе.

Характер формируется постепенно в процессе познания и практической деятельности.

Характер конкретного человека отражает как те общественно-исторические условия, в которых он живет, так и направленность воспитания, поскольку и первое и второе условия детерминируют определенные черты характера личности.

В характере каждого человека надо видеть единство устойчивых и динамических свойств. Основа, главный стержень характера складывается постепенно, укрепляется в процессе жизни и становится типичной для данного человека, а конкретные проявления характера могут видоизменяться в зависимости от ситуации, в которой находится человек, под влиянием людей, с которыми он общается. Оставаясь самим собой, человек может проявлять то большую, то меньшую откровенность или замкнутость, решительность или нерешительность, твердость или мягкость.

Заметные изменения в поведении человека обусловливаются и временными состояниями психики. Некоторые сдвиги в характере наблюдаются и при старении организма .

Хотя характер не врожден, особенности природной организации человека, и в первую очередь нервной деятельности, сказываются как на проявлениях характера, так и на процессе формирования его отдельных черт. Уравновешенность или неуравновешенность, сила или слабость, подвижность или инертность нервных процессов – все это окрашивает в определенный тон реакции человека, его поведение и деятельность.

Кроме типа нервной системы, на характер влияют и другие особенности организма: сердечно-сосудистой, пищеварительной и эндокринной систем. Точно установлено, что всякого рода расстройства в деятельности этих систем резко сказываются на характере человека.

В свою очередь, образующиеся черты характера влияют на проявление природных свойств личности. Характер может маскировать одни из врожденных проявлений, усиливать другие, тормозить третьи за счет образования и упрочения новых рефлекторных связей и т. п.

Характер есть сплав черт типа нервной деятельности и жизненных впечатлений, закрепляющихся в виде определенных временных нервных связей в коре головного мозга.

Характер находит свое выражение не только в поступках и действиях, но и в речи, мимике и пантомимике. Характер накладывает отпечаток на внешний облик личности. Он отражается и в типичной позе. Характер, отражая жизнь, в свою очередь, влияет на образ жизни.

Из книги Делай меньше, достигай большего. Секреты Мага Дождя автора Чу Чин-Нинь

ИЗЪЯНЫ В ХАРАКТЕРЕ ДЖОРЖА ВАШИНГТОНА На первом этапе своей жизни Джорж Вашингтон совершенно не замечал изъянов собственной персоны.Его тщеславиеКогда в 1754 году Джорж Вашингтон получил свое первое военное задание во время Франко-Индийской кампании, он решил, что у него

Из книги Занимательная психология автора Шапарь Виктор Борисович

Все о характере и судьбе Чертово клеймо или счастливый знак? Что означают родинки на теле? В XV в. родинки и родимые пятна считались дьявольскими отметинами. В некоторых странах женщинам, у которых они имелись, грозило сожжение.В XVIII столетии распространилось поверье,

Из книги Я и мой внутренний мир. Психология для старшеклассников автора Вачков Игорь Викторович

Общее представление о темпераменте и характере С момента рождения и до самой смерти человека происходят изменения его внутреннего мира. Поток психической жизни не замирает ни на минуту. Впрочем, в какие-то моменты бурление эмоций и напряженная работа ума чуть затихают, а

Из книги Понять природу человека автора Адлер Альфред

ЧАСТЬ ВТОРАЯ НАУКА О ХАРАКТЕРЕ

Из книги Психология и психоанализ характера автора Райгородский Даниил Яковлевич

О, так называемом, нормальном характере Никто… не будет отрицать, что в обычной жизни, в сношениях людей друг с другом громадное значение имеет знание их психологии, знание их индивидуальных особенностей. Это знание имеет и чисто теоретическое, научное значение и

Из книги Психология архетипа ребенка автора Юнг Карл Густав

3. Будущность в характере архетипа Существенным аспектом мотива ребенка является его характер будущности. Ребенок - это потенциальное будущее. Поэтому возникновение мотива ребенка в психологии индивида означает, как правило, предвосхищение грядущего развития, даже

Из книги Анатомия человеческой деструктивности автора Фромм Эрих Зелигманн

автора Войтина Юлия Михайловна

73. ПОНЯТИЕ О ХАРАКТЕРЕ Понятие «характер» употребляется в разных значениях, например когда мы хотим оценить поведение человека, когда говорим о постоянных, привычных для человека формах поведения или о тех формах поведения, в которых выражается личность человека.

Из книги Мой ребенок – интроверт [Как выявить скрытые таланты и подготовить к жизни в обществе] автора Лэйни Марти

Из книги Искусство добиваться своего автора Степанов Сергей Сергеевич

Приложение 17 Тест для женщин: одежда расскажет о характере Вы считаете себя доброжелательным, приятным в общении человеком, хорошей женой и матерью, образцовой хозяйкой, надежным работником… Но разделяют ли это мнение ваши родные и близкие, друзья и коллеги? Ведь так

Из книги Язык внешности [Жесты, мимика, черты лица, почерк и одежда] автора Степанов Сергей Сергеевич

Приложение 19 Тест для женщин: ОДЕЖДА РАССКАЖЕТ О ХАРАКТЕРЕ Вы считаете себя доброжелательным, приятным в общении человеком, хорошей женой и матерью, образцовой хозяйкой, надежным работником… Но разделяют ли это мнение ваши родные и близкие, друзья и коллеги? Ведь так

Из книги Основы общей психологии автора Рубинштейн Сергей Леонидович

Учение о характере Говоря о характере (что в переводе с греческого означает "чеканка", "печать"), обычно разумеют те свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим

Из книги Кто в овечьей шкуре? [Как распознать манипулятора] автора Саймон Джордж

Научитесь точнее судить о характере окружающих людей Каждый, кто хочет избежать виктимизации, должен уметь выявлять в своем окружении людей с агрессивными или скрыто-агрессивными наклонностями. При этом, чтобы определить основные черты характера того или иного

Из книги Родители без границ. Секреты воспитания со всего мира автора Гросс-Ло Кристина

Часть четвертая О детском характере

Из книги Шпаргалка по общей психологии автора Резепов Ильдар Шамильевич

72. Индивидуальное и типическое в характере Типическое как отражение общего в условиях жизни и природе человека. Характер есть общественно-историческое явление; следовательно, не может быть каких-то всеобщих характеров вне времени и пространства. Есть определенные

Из книги Спасибо за отзыв. Как правильно реагировать на обратную связь автора Хин Шейла

Дело не только в характере Когда мы говорим о характере и темпераменте, существует опасность, что вы воспримете это как данность, которая уже не подлежит изменению, дескать, такая уж ваша судьба, такими уж вы родились. Это не совсем так.Да, темперамент человека обусловлен

В настоящее время характер как целостное личностное образование изучается в дифференциальной психологии, предметом которой являются индивидуально-психологические различия между людьми. Под характером понимается совокупность устойчивых, индивидуальных особенностей человека, обусловливающих типичные для него способы поведения в определенных жизненных ситуациях и обстоятельствах.

В отличие от темперамента, зависящего от врожденных, анатомо-физиологических особенностей, и прежде всего от свойств нервной системы, характер человека формируется при жизни, в процессе социализации и воспитания по мере того, как человек вступает в многообразную систему отношений с предметной действительностью и другими людьми. Теорию становления характера человека в зависимости от его отношений к действительности разработали В.Н. Мясищев и Б.Г. Ананьев. Сначала отношения осуществляются на конкретно-эмоциональном уровне. Они определяют переживания человека, особенности восприятия действительности, поведенческие реакции на внешние воздействия. Положительный или отрицательный опыт взаимоотношений с людьми формирует и соответствующую систему внутренних отношений личности. Повторяющиеся эмоциональные положительные и отрицательные реакции вызывают более длительные психические состояния, которые постепенно закрепляются и становятся устойчивыми качествами личности, чертами характера.

три основные особенности черт характера : они должны быть достаточно выраженными, тесно взаимосвязанными с другими чертами и систематически проявляться в различных видах деятельности.

Понятия «черты личности» и «черты характера» часто употребляются как синонимы, но их следует различать. Личность как психологическое образование шире, чем характер, который является лишь одной из ее подструктур. Центральным звеном личности служит потребностно-мотивационная сфера. Доминирующие мотивы, ценности и цели определяют направленность личности. В структуру черт личности входят свойства, характеризующие ее направленность. Ради главных ценностей человек может проявлять разные черты своего характера или изменять их. В этом смысле личность - более высокая инстанция, чем характер.

Жизненный путь людей, отношения, в которые они вступают, условия воспитания характеризуются своеобразием. Различны у них и природные предпосылки развития индивидуальности, поэтому у каждого человека формируется свойственная только ему неповторимая совокупность черт и проявлений характера. Однако наряду с индивидуальными особенностями характеру каждого человека присущи и черты, общие с другими людьми. Это связано с тем, что схожие обстоятельства жизни людей, живущих в одинаковых общественных условиях, формируют типические черты характера. Сущность характера заключается в единстве индивидуального и типического.

Характерообразующими являются не все отношения, а только наиболее значимые, связанные с удовлетворением основных жизненных, материальных и духовных потребностей человека.

Отношения к обществу и другим людям формируют нравственные черты характера: Гуманность, честность, принципиальность, справедливость, эгоизм, беспринципность, злобный нрав, лживость. В системе отношений к другим людям особую группу составляют коммуникативные черты: доброжелательность, отзывчивость, чуткость, открытость, искренность, вежливость, недоверие, зависть, неприязнь.

В системе отношений человека к труду формируются волевые черты характера - целеустремленности, самостоятельности, терпеливости, лень, безответственность, недисциплинированность, несобранность.

Отношение к себе формируется в структуре самосознания человека как его когнитивный, эмоциональный и оценочный компоненты.

Немаловажными для человека являются и его отношения к вещам. Постепенно у ребенка складываются такие черты характера, как аккуратность, бережливость, щедрость, или негативные черты - неаккуратность, расточительность, жадность.

Кроме перечисленных, наиболее значимых для человека типов отношений, существует много других, например отношения к природе, к объектам искусства, творчеству, которые, повторяясь в различных жизненных ситуациях и закрепляясь в образе жизни, превращаются в черты характера.

В характере каждого человека есть и положительные, и отрицательные черты, хотя соотношение их может быть различным.

П.Б. Ганнушкин выделил три критерия, по которым их можно дифференцировать: тотальность, стабильность, социальная дезадаптация.

Тотальность заключается в том, что психопатии проявляются всегда и везде независимо от конкретных условий, от вреда, который это может принести самому человеку или другим людям. Стабильность - в том, что они проявляются в течение многих лет, иногда всей жизни. У человека постоянно возникают трудности при взаимодействии с другими людьми - и в семье, и в учебе и на работе, что говорит о социальной дезадаптации. Тотальность, стабильность и социальная дезадаптация при акцентуациях характера также имеют место, но в меньшей степени и легче поддаются коррекции

43. СПОСОБНОСТИ, ЗАДАТКИ

Способности

Способности - свойства и качества (индивидуальные особенности) человека, делающие его пригодным к успешному выполнению каких-либо видов общественно-полезной деятельности (С.Л.Рубинштейн).

· Способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но объясняет (обеспечивает) их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике. (Б.М. Теплов).

способности - это такое своеобразие психических особенностей человека, которые позволяют ему с той или иной степенью успешности овладевать деятельностью и совершенствоваться в ней.

Способности и знания, умения, навыки взаимосвязаны, но не тождественны. По отношению к знаниям, умениям, навыкам, мастерству способности человека выступают как возможность с той или иной степенью быстроты и эффективности их приобретать и наращивать. Способности обнаруживаются не в знаниях, умениях, навыках и мастерстве, а в динамике их приобретения и развития, скорости, легкости и прочности овладения мастерством и наращивания его. Способность - это возможность, а тот или иной уровень мастерства в конкретном деле - это действительность.

Способности человека обнаруживаются только в деятельности, при этом лишь в той, которая не может осуществляться без наличия соответствующих способностей. Как только человек начинает заниматься какой-либо деятельностью, его способности актуализируются, проявляются и развиваются.

Рассматривая конкретно-психическую характеристику различных способностей, можно выделить совокупность общих качеств личности, необходимых для успешного овладения многими видами деятельности, - общие способности. К ним относятся, например, умственные способности, тонкость и точность ручных и других движений, развитая память, внимательность, память, воображение, речь и др. Вместе тем есть и совокупность специальных качеств, необходимых для той или иной деятельности - специальные способности: музыкальные, художественные, математические, технические, литературные, спортивные и др.

Различают несколько уровней в развитии способностей людей:

одаренность - это совокупность нескольких способностей, обусловливающая успешную деятельность человека в определенной области и выделяющая его среди других лиц.

Показатели одаренности: темп и легкость усвоения материала, широта переноса, время проявления, соотношение результатов с условиями.

талант - совокупность способностей, которая позволяет получать продукт деятельности, отличающийся оригинальностью и новизной, совершенством и общественной значимостью. Особенность таланта -- высокий уровень творчества при осуществлении деятельности;

гениальность - высшая степень развития таланта, позволяющая осуществлять принципиально новое в той или иной сфере деятельности: незаурядность в различных областях + доминирующая сторона, осознание способности, включенность способности в характер.

Творчество гениального человека имеет историческое и обязательно положительное значение.

Патологическое снижение способностей получило название олигофрении.

Таким образом, обобщив все выше перечисленные свойства и особенности способностей, в современной психологии выделили условия развития и факторы, влияющие на развитие способностей.

Условия развития способностей:

· Необходимо учитывать сенситивные периоды развития различных функций

· Наличие благоприятной социальной среды (окружение, которое обладает знаниями и т.п.)

· В каждый момент времени деятельности должна находиться в зоне оптимальной трудности:

Простая деятельность - снижение интересов;

Очень сложная деятельность - снижение темпа, мотивации

Факторы, влияющие на развитие способностей:

· - исходная предпосылка - врожденные задатки

· - время выявления

· - развитие способностей к деятельности, к которой есть интерес

· - всестороннее развитие интересов и способностей

· - соперничество и сотрудничество

Кроме способностей существует понятие задатки.

Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности человека: преобладающий тип высшей нервной деятельности, особенности развития отдельных структур головного мозга, правого и левого полушарий и т.д., благодаря которым у человека могут успешно формироваться и развиваться способности.

Без соответствующих задатков хорошие способности невозможны, но задатки это вовсе не всегда гарантия того, что у человека обязательно появятся хорошие способности. Люди отличаются друг от друга по своим задаткам, и этим объясняется то, почему при равных условиях обучения и воспитания у одних людей способности быстрее развиваются. При этом важно понять, что, несмотря на биологическую обусловленность способностей, их конкретное развитие определяется социальным.

Исключительно большую роль в развитии соответствующих способностей играют и потребностно-мотивационная сфера личности, желание и стремление человека заниматься тем или иным делом.

В целом формирование и развитие у человека соответствующих способностей определяются главным образом тремя обстоятельствами:

1) наличием соответствующих задатков, предрасположенности;

2) потребностно-мотивационными особенностями личности;

3) социальными обстоятельствами, которые в определенном смысле слова имеют решающее значение.

Основные отличия задатков от способностей в следующем . Задатки даны (заданы - отсюда и название) человеку с рождения или возникают благодаря естественному развитию организма. Способности приобретаются в результате обучения. Для того чтобы иметь задатки, человеку не нужно принимать со своей стороны никаких усилий. Задатки не "требуют", чтобы человек активно включался в те виды деятельности, с которыми эти задатки функционально связаны. Способности без активного участия человека в тех видах деятельности, к которым они относятся, не формируются.

Задатки, как и способности, могут быть различными. Есть задатки, которые связаны с общими и специальными способностями, центральные и периферические, сенсорные и двигательные.

К общим задаткам относятся те, которые касаются строения и функционирования организма человека в целом или его отдельных подсистем: нервной, эндокринной, сердечнососудистой, желудочной. К специальным относятся задатки, соотносимые с работой отделов коры головного мозга: информационного (зрительного, слухового, двигательного, обонятельного и других) и мотивационного (сила и специфика эмоциональных процессов и потребностей организма). Центральные задатки касаются анатомо-физиологического строения ЦНС и внутренних органов человека. Периферические задатки связаны с работой периферических отделов органов чувств. Сенсорные задатки характеризуют процессы восприятия и переработки человеком информации, воспринимаемой при помощи различных органов чувств, а двигательные относятся к работе мышечного аппарата и управляющих им отделов ЦНС.

44СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О ПРЕДМЕТЕ СОЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Существуют два основных подхода к вопросу о предмете социальной психологии.

Первый понимает социальную психологию как науку о массовых явлениях психики. Второй – главным предметом исследования считает личность. В процессе обсуждений обозначился третий подход, рассматривающий социальную психологию как науку, изучающую как массовые психические процессы, так и положение личности в группе.

Обобщая существующие разнообразные определения, можно сказать следующее: социальная психология – это отрасль психологической науки, которая изучает факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности личностей, обусловленные включенностью их в социальные общности, а также психологические особенности этих общностей.

Из определения вытекает, что предметом социальной психологии являются факты, закономерности и механизмы поведения, общения и деятельности отдельных личностей и групп, связанные с их включенностью в социальные общности.

По мнению А. Н. Сухова, А. А. Бодалева и других существует подход, который разделяет предмет теоретической социальной психологии (изучение закономерностей возникновения, функционирования и проявления социально-психологических явлений на макро-, среднем и микроуровне в различных сферах, в нормальных, осложненных и экстремальных условиях) и предмет прикладной социальной психологии (закономерности психодиагностики, консультирования и применения психотехнологий в сфере социально-психологических явлений).

Сфера собственных интересов социальной психологии просматривается довольно четко, что и позволяет отграничить ее как от проблем социологии, так и от проблем общей психологии.