Выступление к семинару «Профессиональное развитие педагога дополнительного образования основа его успешной деятельности." учебно-методический материал на тему. Профессиональный рост педагога дополнительного образования в современных условиях Профессиональ

потенциал личность педагог профессиональный

Психологи, основываясь на положении С.Л. Рубинштейна, выделяют две модели труда педагога: модель адаптивного поведения и модель профессионального развития.

Модель адаптивного поведения характеризуют:

Пассивное, конформное принятие педагогом целей и ценностей крупы,

Подчинение среде, отсутствие стремления к независимости от воздействий извне,

Неспособность к гибкому поведению, подчинение профессиональной деятельности внешним обстоятельствам,

Низкий уровень развития профессионального самосознания,

Использование наработанных алгоритмов решений педагогических задач.

Модель профессионального развития предполагает:

Способность педагога выйти за пределы непрерывного потока повседневной педагогической практики и увидеть свой профессиональный труд в целом;

Способность принимать, осознавать, оценивать трудности педагогического процесса, самостоятельно и конструктивно разрешать их. Рассматривать трудность как стимул собственного развития;

Осознание педагогом своих потенциальных возможностей, перспектив личностного и профессионального роста;

Способность к поиску, творчеству, готовность делать выбор;

Осознание педагогом ответственности за все, что происходит с ним и его воспитанниками;

Способность планировать и ставить цели профессиональной деятельности, изменяя ради их достижения себя самого.

Профессиональное развитие педагога понимается:

Как рост, становление, интеграция и реализация в педагогическом труде профессионально значимых личностных качеств и способностей, профессиональных знаний и умений,

Как активное качественное преобразование своего внутреннего мира, приводящее к новому способу жизнедеятельности - творческой самореализации в профессии.

Подчеркнем, что:

· Профессиональное развитие понимается прежде всего как саморазвитие, т.е. внутренняя активность педагога по качественному преобразованию себя самого, самоизменению;

· Профессиональное развитие неотделимо от личностного и может рассматриваться как процесс самопроектирования личности педагога;

· В качестве фундаментального условия профессионального развития педагога рассматривается становление его профессионального самосознания;

· Психологический механизм развития самосознания - превращение собственной деятельности педагога в предмет практического образования;

· Результатом развития является творческая самореализация педагога, формирование индивидуального стиля деятельности.

Рефлексия

Понятие рефлексия возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. В контексте философской проблематики рефлексия обычно трактуется как:

Способность разума и мышления обращаться на себя;

Анализ знания с целью получения нового знания;

Самонаблюдение за состоянием ума и души;

Выход из поглощенности жизнедеятельностью в ментальный план, исследовательский акт, направленный на основания собственного осуществления.

Рефлексия выступала в качестве одного из объяснительных принципов организации и развития психики человека, и прежде всего ее высшей формы - самосознания.

Анализ работ, посвященных изучению рефлексии, показывает, что она исследуется в четырех основных аспектах: кооперативном, коммуникативном, личностном и интеллектуальном.

Кооперативный аспект

Рефлексия трактуется как «высвобождение» субъекта из процесса деятельности, его «выход» во внешнюю позицию по отношению к ней (Г.П. Щедровицкий).

При этом акцент делается на результатах рефлексии, а не на ее процессуально-психологических механизмах.

Коммуникативный аспект

Рефлексия рассматривается как существенная составляющая развитого общения и межличностного восприятия, которая характеризуется как специфическое качество познания человека человеком (А.А. Бодалев).

Личностный аспект

Рефлексия понимается кА процесс переосмысления, механизм дифференциации в каждом развитом и уникальном человеческом «я» его различных подструктрур и интеграции «Я» в неповторимую целостность.

Интеллектуальный аспект

Рефлексия определяется как умение субъекта выделять, анализировать и соотносить с предметной ситуацией собственные действия (В.В. Давыдов). Такое ее понимание служит одним из оснований, позволяющих раскрыть представления о психологических механизмах теоретического мышления и реализовать их в возрастной и педагогической психологии.

Мы понимаем рефлексию как процесс осмысления, переосмысления и преобразования субъектом содержания и форм своего опыта, которые порождают действенное отношение личности как целостного «Я» к собственному поведению и общению, к осуществляемой деятельности. Социокультурному и вещно-экологическому окружению человека.

Подчеркнем что:

· Профессиональная педагогическая рефлексия - сложный психологический феномен, выражающийся в способности преподавателя входить в активную исследовательскую позицию по отношению к своей деятельности и к себе как ее субъекту с целью критического анализа, осмысления и оценки ее эффективности для развития личности учащегося;

· Речь идет о постоянной рефлексии личностью способов действенного самоопределения и самопостроения в контексте формирующихся в культуре идеалов и ценностей; такого рода рефлексивное самопректирование обеспечивает создание новых способов поведения, общения и деятельности, а также смысловых перспектив реализации потенциала личности в творчестве;

· Рефлексия является основным инструментом профессионального развития педагога, формирования его индивидуального стиля деятельности.

Рефлексивное обучение

Основные идеи, лежащие в основе разработки модели рефлексивного обучения:

· Обучения из опыта;

· Обучения на основе непрерывной рефлексии.

Процесс рефлексивного обучения можно описать в виде последовательных шагов:

· Действие;

· Мысленное возвращение к действию, ситуации и их конкретное описание;

· Определение наиболее существенных черт ситуации;

· Разработка альтернативных способов действия.

· Осуществления альтернативных способов действия.

1. действие

2. взгляд назад на действие

3. осознание существенных аспектов

4. разработка альтернативных способов действия

5. попытка воплотить альтернативный способ действия

Рефлексивно-инновационная модель обучения, основанная на непрерывной систематической рефлексии, может быть представлена процессами целостного переосмысления опыта.

Рефлексивно-инновационная модель обучения

Основной принцип состоит в том, что наличная ситуация и опыт субъекта решения не может служить средством или подсказкой для творческого решения.

Наличный опыт оказывается лишь материалом для выявления смыслопорождающих возможностей человека, которые обеспечивают рефлексивный процесс-осмысление, переосмысление и действенное преображение действительности его жизнедействия (С.Ю. Степанов). Как только происходит такое переосмысление, то возникает предпосылка к порождению нового. Умение переосмыслить опыт совей деятельности одна из главных предпосылок дальнейшего саморазвития человека. Развивая рефлексивные способности человека, мы тем самым обеспечиваем обновление мышления, мировоззрения, системы ценностных ориентаций.

Психолого-педагогическое обеспечение таких процессов возможно путем создания рефлексивно-инновационной среды. При ее создании одним из основных принципов рефлексивно-инновационного обучения является принцип проживания знаний и практических методов перед их теоретическим осмысление и анализом.

Следующий принцип состоит в том, что рефлексивно-познавательный процесс в целом и каждый его элемент в отдельности должны исходить из интересов участников этого процесса.

Создание рефлексивной среды предполагает использование различных методик обучения рефлексии и обучения на основе непрерывной рефлексии. Одной из таких методик является «Педагогический дневник», варианты его использования разработаны в европейском (в частности голландском опыте) подготовки педагогов.

Повышение эффективности и качества образования - одно из базовых направлений реализации государственной политики, общая рамка тех системных преобразований, которые обеспечат решение вопросов социально-экономического развития страны. На сегодняшний день одним из ключевых направлений государственной социальной политики является развитие педагогического кадрового потенциала.

Кисляков А.В., Щербаков А.В. отмечают, что современные условия изменяющейся социокультурной и экономической ситуации, совершенствование Российского законодательства в сфере дополнительного образования, предъявляют высокие требования к компетентности педагогов. Одной из ведущих задач, обозначенной в Концепции развития дополнительного образования детей, является апробация и внедрение профессионального стандарта педагога дополнительного образования детей и взрослых.

Усиление внимания государства к уровню профессионализма педагогов необходимо рассматривать в контексте повышения качества дополнительного образования, а не только с позиции совершенствования нормативно-правовой системы дополнительного образования, как иногда относятся к данному процессу руководители и педагоги учреждений.

Если обратится к содержанию трудовых функций педагога дополнительного образования в профессиональном стандарте дополнительного образования, то отмечается тенденция расширения трудовых действий, умений и знаний, которыми должен владеть современный педагог.

Трудовые функции педагога дополнительного образования выступают: организация деятельности обучающихся, направленной на освоение дополнительной программы; разработка программно-методического обеспечения реализации программы; педагогический контроль и оценка освоения программы; организация досуговой деятельности обучающихся; обеспечение взаимодействия с родителями (законными представителями) обучаюшихся.

Происходящие изменения в современной системе образования, делают необходимостью повышение профессионализма педагога, его профессиональной компетентности.

Как справедливо отмечают исследователи, воспитать саморазвивающуюся современную личность может только педагог, который сам обладает такими качествами, профессиональной компетентностью, педагогическим мастерством и стремится к постоянному профессиональному росту.

«Профессиональный рост» — это: с усвоением профессиональных ролей, мотивации, профессиональных знаний и умений и т. д.; го (интуитивного) самосовершенствования, прямого/косвенного воздействия на личность профессионала с целью совершенствования его деятельности.

Реализация управления профессиональным ростом педагога предполагает оказание практической помощи педагогам в вопросах совершенствования теоретических знаний и повышения педагогического мастерства, изучение, обобщение и внедрение в практику передового педагогического опыта, овладение новыми формами, методами и приемами обучения и воспитания детей.

Основной целью образовательной деятельности МБУ ДО «Центр технического творчества» г.Якутска, является создание условий для развития и популяризации технического и научно-технического творчества детей.

В 2015-2016 учебном году функционировало 17 видов кружков с охватом 1683 учащихся, занимающихся в 148 учебных группах. Например судомоделирование, авиамоделирование, ракетомоделирование, стендовый моделизм, технический кружок «Perpetuum mobile», начальное техническое моделирование, техническое конструирование, архитектурное проектирование и дизайн, дизайн проектирование и макетирование, художественное конструирование и дизайн, художественное конструирование с элементами технического моделирования, логическое моделирование, 3D-моделирование, робототехника, компьютерная графика, техническое моделирование и конструирование физических приборов, столяр-конструктор. Итого в центре в 2015-2016 учебном году обучалось 1656 учащихся в 148 учебных группах.

Кружковые занятия проводят 29 педагогов дополнительного образования детей, в том числе 4 педагога-совместителя. Из них высшее образование имеют 25 педагогов, среднее профессиональное - 4 педагога.

Нами проведено изучение индивидуальных мотивационных побуждений к профессиональному росту работников Центра. Было предложено написать мини-эссе состоящее из десяти предложений на тему «Мотивы профессионального роста». При обработке были выделены основные группы мотивов профессионального роста, названные педагогами. Только 18 % педагогов определили десять мотивов своего профессионального роста, большинство 71% смогли назвать пять мотивов, и 7 % педагогов остановились на перечислении только трех основных мотивов. Необходимо отметить, что 4 % опрошенных не смогли написать на одного мотива профессионального роста.

Анализ полученных данных показал, что в количественном соотношении педагоги выдели больше стимулирующих факторов, чем препятствующих факторов, с преобладанием внешних стимулов профессионального роста - курсы повышения квалификации; пример и влияние коллег, организация методической работы.

В препятствующих факторах наблюдается сочетаемость внутренних мотив и внешних стимулов - собственная инерция, нехватка времени, отсутствие поддержки и помощи со стороны администрации.

На основе полученных результатов по мотивации профессионального роста ответы мы распределили на две группы: 1.Мотивация, основанная на внутренних мотивах. 2.Мотивация, включающая внешние стимулы.

При всем этом лидирующую позицию занимает внешняя мотивация, основанная на должностном продвижении, материальных и профессиональных стимулах развития. Среди мотивационных побуждений моделирования собственной компетентности наиболее частными ответами были интерес к творчеству и самообразованию, желание соответствовать требованиям времени, педагогическое призвание.

Таким образом, мотивация профессионального роста представляет собой сложный комплекс мотивов личности субъекта, где в качестве можно выделить ценностные и смыслообразующие ориентации, профессиональную направленность, содержание и иерархию мотивов, мотивы достижения успеха и избегания неудачи.

В состав мотивации профессионального роста входят внутренние мотивы, отражающие личностные ценности педагогов, и внешние стимулы, создаваемые в системе непрерывного образования условия для развития самосовершенствования педагога как профессионала.

Разделы: Общепедагогические технологии

Для качественного дополнительного образования нужны три составляющие (педагог, образовательная программа, материально-техническая база). В первую очередь, особенный педагог, профессионал высочайшего уровня, интересная личность с развитыми коммуникативными качествами. Для достижения и совершенствования данных качеств педагога дополнительного образования в МОУДОД Доме детского творчества Яранского района Кировской области в 2006-2007 учебном году решалась проблемно-методическая тема “Формирование и развитие ключевых компетентностей педагогических кадров и обучающихся в условиях модернизации дополнительного образования детей”.

Данная проблема была поставлена не случайно. Время требует освоения нового содержания, новых форм и методов работы, поиска эффективных путей обучения и воспитания, а значит, остро ставится вопрос о компетентности педагогов дополнительного образования (что подтверждается в Концепции модернизации дополнительного образования детей до 2010 года).

Методическая работа учреждения дополнительного образования каждый год строится на основе проблем, запросов и потребностей педагогов. В связи с выявленными проблемами педагогов в организации образовательного процесса формулируются цели и задачи методической службы. Так, в 2006-2007 учебном году методическая служба Дома детского творчества реализовывали цель года: стимулирование раскрытия и развития инновационного потенциала педагогов дополнительного образования. Прежде чем, приступить к реализации намеченной цели, необходимо знать инновационный потенциал педагогического коллектива.

Методическая работа каждого педагога проектируется с учетом выстраивания индивидуальных образовательно-профессиональных траекторий, которые включают в себя три раздела:

  • Программно-методическое обеспечение образовательного процесса
  • Обобщение и творческая ретрансляция собственного педагогического опыта
  • Работа по теме самообразования

Реализация индивидуальных программ профессионального роста, на наш взгляд, способствует повышению эффективности педагогической компетентности, об этом же свидетельствует мониторинг роста профессиональной компетентности педагогических кадров.

Особое внимание методическая служба МОУДОД Дома детского творчества уделяет освоению педагогами методов реализации компетентностно-ориентированного дополнительного образования. В обучении педагогических кадров используются, как традиционные, так и инновационные формы работы.

Развитие профессиональной компетентности педагога происходит только тогда, когда он осознанно включается в инновационную деятельность, результативность которой зависит не столько от педагогических технологий, сколько от личности, профессионализма, его инициативности и творчества. Благодаря использованию инновационной формы - научно-исследовательской деятельности, впервые в Доме детского творчества было создано научное общество обучающихся “Эврика!”.

Инновационной формой методической деятельности можно считать смотр-конкурс педагогического мастерства “Хрустальный лебедь”. В Доме детского творчества он проходит по 6 номинациям:

  • Открытое учебное занятие и его самоанализ
  • Передовой педагогический опыт
  • Образовательная программа
  • Проект
  • Портфолио
  • Воспитательное мероприятие и его самоанализ

Необходимо заметить, что смотр-конкурс педагогического мастерства положительно влияет на повышение профессиональной компетентности педколлектива. Каждый педагог растет в ходе конкуренции с другими, черпая что-то новое для себя из опыта других.

Продуктивно ведется работа на районных методических объединениях. В 2006-2007 учебном году в Доме детского творчества были проведены методические объединения по темам: “Новое время – новые подходы к педагогической деятельности”, “Формирование ключевых компетентностей обучающихся как фактор и результат качества ДОД”, “Фестиваль педагогических идей”. Опыт каждого педагога, принимающего участие в районных методических объединениях, заслуживает особого внимания и обобщается в сборниках материалов.

С 2006 года апробировалась целевая комплексная программа повышения профессионального мастерства педагогов дополнительного образования “Профессионал”, цель которой – создание единой информационной среды, обеспечивающей сохранение, развитие и эффективное использование педагогического потенциала Дома детского творчества. При реализации программы наблюдается повышенный интерес педагогов к предъявлению себя на различных уровнях. В 2005-2006 учебном году во Всероссийском фестивале педагогических идей “Открытый урок” приняли участие 4 педагога, а в 2006-2007 учебном году уже 7 педагогов, все отмечены дипломами Всероссийского фестиваля, опыт опубликован в сборнике материалов фестиваля и интернете на сайте www.festival.1september.ru.

Что касается областного уровня, здесь тоже остается только порадоваться за педагогический коллектив. Так, ДДТ стал победителем областного фестиваля “Ее Величество – Семья” в номинации “Учреждение – семье”. Три педагога дополнительного образования стали победителями и призерами областного конкурса авторских дополнительных образовательных программ. Педагог дополнительного образования руководитель детского объединения “Кукольное ателье” стала призером в областном конкурсе педагогических инноваций. Два педагога дополнительного образования проводили мастер-классы на межрегиональном форуме “Развитие. Творчество. Интеллект”.

Успехи и достижения педагогов дополнительного образования есть и на районном уровне. В рамках конкурса педагогических инноваций приняли участие 6 педагогов. Начальной ступенью участия в районном конкурсе передового педагогического опыта стал смотр-конкурс профессионального мастерства “Хрустальный лебедь”. Три педагога стали призерами районного конкурса педагогических инноваций.

Подведя итоги всего вышесказанного, хочется отметить, что методическая служба МОУДОД Дома детского творчества успешно создает условия для раскрытия и развития инновационного потенциала педагогов дополнительного образования. И в дальнейшем продолжит деятельность по повышению профессиональной компетентности педагогов посредством использования инновационных и традиционных форм методической работы.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ПРОЛЕТАРСКОГО РАЙОНА г. РОСТОВА-НА-ДОНУ ЦЕНТР ВНЕШКОЛЬНОЙ РАБОТЫ «ДОСУГ»

Исследование на тему:

« Профессионально-личностное развитие

педагогов дополнительного образования

в контексте современных требований »

Реферат подготовил(а):

Новохатская Нина Викторовна

Должность:

методист высшей квалификационной категории,

педагог дополнительного образовани

высшей квалификационной категории

Место работы:

МБУ ДО ЦВР «Досуг»

2017 г.

_________________________________________________________

г. Ростов-на-Дону, Ростовская область

Российская Федерация

СОДЕРЖАНИЕ

Введение……………………………………………………………………….3

1. Краткая характеристика современных тенденций

в дополнительном образовании………………………………………………3

2. Профессионально-личностное развитие

педагогов дополнительного образования в современном контексте………6

2.1. Характеристика аспектов деятельности

педагога дополнительного образования……………………………………...6

2.2. Профессиональная литература……………………………………………7

2.3. Профессиональное общение………………………………………………8

2.4. Курсы повышения квалификации, семинары, вебинары,

презентации, педагогические сообщества в системе «Интернет»………….9

2.5. Дополнительная квалификация в области менеджмента

в образовании…………………………………………………………………...9

2.6. Рефлексия – основной механизм

личностного развития………………………………………………………...10

Заключение……………………………………………………………………11

Литература…………………………………………………………………….12

ВВЕДЕНИЕ

В совокупности актуальных социально-культурных проблем, связанных с реформой образования в нашей стране, большое внимание уделяется развитию дополнительного образования детей. Учреждения дополнительного образования детей нуждаются в таких педагогах, которые могли бы воспитывать людей творчески активных, являющихся носителями социокультурных ценностей.

Структурно дополнительное образование детей вписывается в систему общего и профессионального образования, а также в сферу социально-культурной деятельности.

В современных условиях дополнительное образование детей выполняет сложную задачу обеспечения благоприятных условий для социальной адаптации подрастающего поколения к жизни в обществе. Это повышает значимость профессиональной деятельности основного субъекта названной образовательной сферы – педагога дополнительного образования детей.

1.КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОВРЕМЕННЫХ ТЕНДЕНЦИЙ В ДОПОЛНИТЕЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Общество предъявляет к педагогам дополнительного образования детей высокие требования, которым их профессиональная деятельность не всегда отвечает.

Педагоги дополнительного образования детей до последнего времени не имели возможности получать базовое высшее образование. Нынешний выпускник педагогического вуза не владеет специальными теоретическими знаниями и практическими умениями для работы в системе дополнительного образования на профессиональном уровне. Мы повсеместно встречаемся на практике с ситуацией расхождения базовой подготовки педагога дополнительного образования детей и теми социальными задачами, которые призвано решать современное учреждение дополнительного образования детей.

В связи с острым дефицитом педагогических кадров большинство учреждений дополнительного образования детей вынуждено принимать на работу работников с различным качеством теоретической и практической подготовки: зачастую педагоги дополнительного образования не имеют базового педагогического образования. Бывшие военные, инженерно-технические и клубные работники, начиная заниматься педагогической деятельностью, испытывают определённые затруднения в работе с детьми.

Дополнительное образование детей представляет собой гармоническое единство познания, творчества, общения детей и взрослых, в основе которого лежит любознательность и увлеченность свободным поиском пути к мастерству и постижению смысла жизни.

При этом ребенок самостоятельно и добровольно избирает содержание и эмоционально-ценностные ориентиры деятельности, взрослого специалиста (педагога, консультанта, руководителя), то или иное объединение увлеченных единомышленников.

Детская увлеченность ярко высвечивает одаренность ребенка на пути постижения главного дела его жизни.

В самодеятельных объединениях детей как бы проектируется, моделируется, культурная среда обитания, отношения увлеченных людей, учитываются психологические особенности детей и подростков, она ориентирована на гуманистические ценности образования. На этих же ценностных позициях выстраиваются научно-методическая работа, процессы программирования и аттестации педагогических кадров, рекреативно-досуговая деятельность. Муниципальные образовательные учреждения дополнительного образования детей – тип образовательных учреждений, основное предназначение которых – развитие мотивации личности к познанию и творчеству, реализация дополнительных образовательных программ и услуг в интересах личности, общества, государства.

Их основная задача – обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья и профессионального самоопределения, творческого труда детей. В этих учреждениях для ребенка обеспечивается возможность получения основного творческого образования, самоопределения и социализации в обществе. Эти учреждения, в основном, взяли на себя функцию воспитания в системе образования.

Данная образовательная система сориентирована на запрос ребёнка и его семьи, на запрос социума, в ней нет жёсткого государственного стандарта образования. В дополнительном образовании четко выражена субъектная позиция ребёнка, которому дано право выбора педагога, вида творческой или социальной деятельности, коллектива, режима занятий. Личностное, творческое развитие воспитанника учреждения дополнительного образования не приходит в противоречие с необходимостью выставления ему нормативной оценки за творческий результат, личностное достижение. Мотивационный компонент учебной деятельности не разрушается сравнением ребенка с другими, соотнесением его уровня развития с возрастными нормативами и государственным стандартом образования.

Таким образом, очевидно, что в образовательных учреждениях дополнительного образования детей образовательный (воспитательный) процесс ориентирован на ребенка, на его возрастные и личностные особенности, на его социальный заказ и субкультуру.

Успех образовательного процесса в учреждении дополнительного образования зависит от его соответствия потребности ребенка в творческом развитии его человеческой уникальности. Обеспечить этот успех может только творческая уникальная личность педагога.

2. ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ ПЕДАГОГОВ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ КОНТЕКСТЕ

2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА АСПЕКТОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Технологические и информационные изменения в мире и в развитии различных сфер человеческой деятельности происходят настолько стремительно, что однажды полученное хорошее образование сегодня уже не может стать гарантом эффективности дальнейшей работы без систематического и непрерывного личного совершенствования и развития.

Без постоянного обновления ранее полученных знаний и сформированных умений, без умелого анализа ситуации, отслеживания изменений в законодательстве и нормативных документах результаты деятельности специалиста могут быть признаны непрофессиональными.

Педагог дополнительного образования - фигура, которая определяет разрешение всех проблем учебно-воспитательного процесса в учреждении.

Обязательное условие этого - высокая информированность, знание результатов новейших исследований психолого-педагогической науки, посвященных усовершенствованию технологий обучения, воспитания и развития. Все это требует от педагога постоянного совершенствования профессионализма, повышения уровня общей культуры.

Готовность увидеть, как изменились потребности и приоритеты общества, означает умение определить проблему и соответственно начать поиск ключей к реализации новых задач. Инициатором процесса обновления может выступать администрация учебных заведений. Нередко сами преподаватели оказывают давление на администрацию, убеждая ее в необходимости перемен.

Изменения и преобразования в любой сфере человеческой деятельности должны начинаться с ее субъекта. Преображение сознания подрастающего поколения во многом зависит от педагога. Новейшие открытия ученых в области физики, биологии, медицины, техники значительно изменяют наши представления о мире. Меняется роль коммуникативных навыков в эпоху глобальной информатизации. Меняются общественные потребности и принципы обучения. Меняются роли во взаимоотношениях с обучаемыми. Все это требует от педагога постоянного профессионального развития на протяжении всей карьеры. Быть в постоянном саморазвитии, отслеживать новую информацию, учиться самому, не останавливаясь, - эти особенности и делают профессию педагога сверхсложной и увлекательной одновременно. В ней сочетаются элементы творчества и делового расчета, научных исследований и практической реализации. Парадокс этой профессии заключается в необходимости быть вечным студентом. Традиционная система переподготовки педагогических работников учреждений дополнительного образования не в состоянии обеспечить непрерывное образование, поэтому каждый из них обязан сам поддерживать свой профессиональный рост и личное развитие.

Как на начальных этапах вступления в профессию, так и в период профессиональной зрелости перед специалистом постоянно встает проблема

улучшения качества своей деятельности, однако не всегда он знает, что необходимо предпринять для ее эффективного решения.

2.2. ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Изучение работ отечественных и зарубежных авторов позволяет отслеживать новые тенденции в методике преподавания. Чтение литературы в смежных областях позволяет получать информацию, так необходимую для пополнения знаний, например в сфере новых информационных технологий, культурологии и истории, экономики и политологии.

Кроме получения знаний из других областей, такая литература помогает понять сложные аспекты в своей специальности. Взгляд со стороны, не обремененный профессиональными стереотипами, позволяет посмотреть на проблему под другим углом зрения, найти параллели при поиске решения определенной задачи.

Очень часто в этих книгах можно найти ответы на конкретные вопросы, например, какими методическими приемами воспользоваться для облегчения понимания материала или как повысить мотивацию учащихся.

2.3. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Для специалиста в области коммуникации очень тяжело находиться в состоянии информационного голода. Не всем выпадает удача работать в команде единомышленников, все члены которой с удовольствием обмениваются друг с другом опытом, новой информацией, идеями и мнениями и готовы всегда поддержать своих коллег. На помощь приходят профессиональные ассоциации, деятельность которых направлена на поддержание контактов между специалистами из разных регионов. Сейчас в нашей стране проводится множество локальных и международных конференций, организуемых ассоциациями. Широкая география конференций позволяет преподавателям принимать в них участие, что необычайно полезно даже в роли слушателя - за короткий срок можно узнать много нового, ознакомиться с разнообразием идей, понаблюдать за ходом дискуссий. Кроме того, устанавливаются новые профессиональные контакты.

2.4. КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ, СЕМИНАРЫ, ВЕБИНАРЫ, ПРЕЗЕНТАЦИИ, ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ СООБЩЕСТВА В СИСТЕМЕ «ИНТЕРНЕТ»

В стране активно работают организации, одним из направлений деятельности которых является проведение методических мероприятий для преподавателей. Кроме государственных институтов повышения квалификации, многие университеты имеют факультеты или отделения дополнительного образования. Тренинги для преподавателей активно проводят негосударственные учебные центры.

В наше время многие университеты и Академии проводят вебинары. Они стали очень распространены по всей стране. Немало важную роль по обмену опытом играют педагогические сообщества в системе «Интернет».

2.5. ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ В ОБЛАСТИ МЕНЕДЖМЕНТА В ОБРАЗОВАНИИ

Возможности карьерного роста для преподавателей сегодня не ограничиваются исключительно академическими должностями. Учебным заведениям приходится заниматься привлечением дополнительных источников финансирования. Для управления финансовыми потоками, подбора персонала, выполнения маркетинговых исследований и проведения рекламных исследований требуются администраторы, владеющие одновременно управленческими технологиями и современными образовательными подходами.

Реальный спектр возможностей, существующих в рамках непрерывного образования личности, не ограничивается перечисленными выше действиями. Они лишь примерно иллюстрируют возможные направления деятельности преподавателей.

2.6. РЕФЛЕКСИЯ – ОСНОВНОЙ МЕХАНИЗМ

ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ

Профессия педагога, являясь одной из самых необходимых обществу, имеет массу неразрешенных проблем, которые снижают эффективность данного вида деятельности. Среди таких проблем можно назвать стереотипизацию труда учителя, профессиональное выгорание, недостаточно высокий уровень креативности во всех аспектах работы, объективный подход к процессу обучения и воспитания, преобладание авторитарных позиций, педагогическое истощение, невротическое развитие личности педагога, неосознанность личных качеств и стиля работы, педагогической направленности. Данные проблемы являются личностными проблемами педагогов, а рефлексия - одним из основных механизмов личностного развития. Как показывают исследования О. С. Анисимова, И. И. Казимирской, Ю. Н. Кулюткина и др., рефлексия у педагогов является необходимым компонентом успешной реализации профессиональной деятельности. Например, Ю. Н. Кулюткин одним из основных критериев профессионального мастерства считает рефлексивность мышления педагога. Такой же точки зрения придерживается О. С. Анисимов. Несомненно, рефлексия в педагогическом мышлении имеет огромное значение и является одним из основных механизмов, позволяющих адекватно решать педагогические задачи с учетом реализации предельных и частных целей педагогической деятельности. Первое и главное условие, без которого невозможно вхождение в педагогическую деятельность, - личностное принятие педагогом саморазвития как особого вида деятельности. Мы знаем, что педагог, лишенный какой-либо четкой профессиональной позиции, обречен на бесплодную деятельность. Но в современном меняющемся мире ценна даже не столько какая-то определенная профессиональная педагогическая позиция, ценен сам опыт саморазвития, само творческое отношение к своему делу. Этот опыт - опыт не только успехов, но и опыт трудностей, кризисов, проблем. Учитель способен выйти за пределы непрерывного потока педагогической практики и увидеть свой профессиональный труд в целом. Решающий элемент - возможность делать осознанный выбор, а значит, ощущать в единстве свою свободу и свою ответственность за происходящее. Основное направление личностно-профессионального развития педагога - расширение сферы педагогического влияния. Эта сфера может ограничиваться лишь пределами собственной личности. Но особенности человеческой природы таковы, что каждый из нас может выбрать не только развитие, но и стагнацию и деградацию, не только преодолевать собственные недостатки, но и остаться при них.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

Таким образом, мы рассмотрели возможности профессионально-личностного развития педагогов.

Осознание педагогом своей деятельности, средств и методов ее осуществления составляет основу профессионального педагогического развития. Способность педагога находить наиболее оптимальные пути разрешения педагогических ситуаций будет свидетельствовать об уровне его педагогического мастерства. Главное - это способность педагога осознавать, рефлексировать особенности своего индивидуального стиля деятельности и в соответствии с этим осуществлять выбор средств решения педагогических проблемных ситуаций.

ЛИТЕРАТУРА

1. АНИСИМОВ О. С. Методологическая культура педагогической деятельности и мышления /ИНИОН СССР. Всесоюзный методологический центр. М.: Экономика, 1991.

2. КУЛЮТКИН Ю. Н. Рефлексивная регуляция мыслительных действий // Психологическое исследование интеллектуальной деятельности / под ред. О. К. Тихомирова. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1979.

Утверждение К.Д.Ушинского о том, что педагог живёт до тех пор, пока учится, в современных условиях приобретает особое значение. Сама жизнь поставила на повестку дня проблему непрерывного педагогического образования.

Способность «творить себя» в соответствии с социально-нравственными идеалами, в которых профессиональная компетентность, богатая духовная жизнь и ответственность стали бы естественными условиями человеческой жизни, является острейшей потребностью дня.

Профессиональное саморазвитие, как и любая другая деятельность, имеет в своей основе довольно сложную систему мотивов и источников активности. Обычно движущей силой и источником самовоспитания педагога называют потребность в самосовершенствовании.

Различают внешние и внутренние источники активности саморазвития.

Внешние источники (требования и ожидания общества) выступают в качестве основных и определяют направление и глубину необходимого саморазвития.

Вызванная извне потребность педагога в самовоспитании в дальнейшем поддерживается внутренним источником активности (убеждениями, чувством долга, ответственности, профессиональной чести, здорового самолюбия и т.п.). Эта потребность стимулирует систему действий по самосовершенствованию, характер которых во многом предопределяется содержанием профессионального идеала. Другими словами, когда педагогическая деятельность приобретает в глазах педагога личностную, глубоко осознанную ценность, тогда и проявляется потребность в самосовершенствовании, тогда и начинается процесс саморазвития.

Для развертывания процесса саморазвития большое значение имеет уровень сформированности самооценки. Психологи отмечают два приёма формирования верной самооценки. Первый состоит в том, чтобы соотнести уровень своих притязаний с достигнутым результатом, а второй – сопоставить их с мнениями окружающих. Если притязания не высоки, то это может привести к формированию завышенной самооценки. Изучение характера затруднений в деятельности педагогов показало, что только те, кто ставят перед собой высокие задачи, имеют затруднения. Это, как правило, творчески работающие педагоги. Те же, кто не имеют высоких притязаний, обычно удовлетворены результатами своей работы, высоко их оценивают, в то время как отзывы об их работе далеки от желаемых. Вот почему так важно каждому человеку, избравшему педагогическую профессию, сформировать в своём сознании идеальный образ педагога.

Если к саморазвитию относиться как к целенаправленной деятельности, то обязательным компонентом её должен быть самоанализ . Педагогическая деятельность предъявляет особые требования к развитию познавательных психических процессов: мышления, воображения, памяти и др. Не случайно многие психологи и педагоги в ряду профессионально значимых свойств личности педагога называют способность к распределению внимания, профессиональную память на лица, имена, психические состояния, педагогическое воображение, наблюдательность и др.

Составной частью профессионального саморазвития педагога является его самообразовательная работа. Наиболее эффективный путь профессионального самообразования педагога – его участие в творческих поисках педагогического коллектива, в разработке инновационных проектов развития образовательного учреждения, авторских курсов и педагогических технологий, и др.

Заключительная часть.

3.1. Итог изложения материала лекции.

1. В чем заключаются социальные функции педагога?

2. Какие из профессиональных функций педагога Вы считаете наиболее сложными и почему?

3. Назовите особенности педагогической профессии.

4. Какой законодательно-нормативный акт определяет структуру системы образования в Донецкой Народной Республике?

5. Назовите уровни профессионального образования в ДНР.

6. На что направлена деятельность педагогов дополнительного образования?

7. Определите профессионально значимые качества педагога дополнительного образования.

8. Что лежит в основе профессионального саморазвития педагога дополнительного образования?

3.2. Задание для самостоятельной работы:

Составить опорный конспект по теме;

Ознакомиться с квалификационной характеристикой педагога

дополнительного образования;

Выполнить творческую работу на тему «Почему я выбрал (а) профессию педагога дополнительного образования»;

Заполнить таблицу «Профессиональные обязанности педагога дополнительного образования».

АОС (адрес обратной связи): [email protected]