Взаимосвязь логопеда и воспитателя в старшей группе. Тетрадь взаимосвязи учителя –логопеда и воспитателя в подготовительной к школе группе. Развитие лексико-грамматических процессов

Краткая аннотация: От умения учителя-логопеда максимально продуктивно организовать свою собственную деятельность во многом зависит эффективность и качество коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей. Для экономии времени необходимо совершенствовать формы и методы организации труда, путём рационального использования оптимальных средств. Рационально распределить своё рабочее время позволяет грамотное планирование работы. Одними из наиболее эффективных рациональных технических приёмов планирования считается использование табличных форм работы и создание картотечной системы.

С развитием общества, с повышением интенсивности жизненных процессов, растёт цена времени. Рациональное использование его – важный показатель профессионализма.

Для экономии времени необходимо совершенствовать формы и методы организации труда, путём рационального использования оптимальных средств.

Анализ реальной ситуации, сложившейся в настоящее время в системе воспитания и обучения детей дошкольного возраста, показал, что количество детей, имеющих отклонения в речевом развитии, неуклонно растёт.

Возрастающие требования к современному логопеду-практику, большое количество направлений в его деятельности, увеличивающийся с каждым годом объём текущей и отчётной документации, а также сложность и значимость решаемых им задач, требуют от него высокой организованности личного труда.

Цель рациональной организации труда — повысить его результативность. Достижение этой цели возможно за счёт,

  1. во-первых, рационального использования времени,
  2. во-вторых, создания и рационального использования наиболее благоприятных условий труда: чёткое определение целей, продуманные формы ведения документации, внедрение в коррекционный процесс картотечной и табличной системы.

От умения учителя-логопеда максимально продуктивно организовать свою собственную деятельность во многом зависит эффективность и качество коррекционной работы по преодолению речевых нарушений у детей.

Работа логопеда усложнена из-за огромного объёма информации и практических материалов. Распределение рабочего времени учителя-логопеда напрямую связано с формами организации и методами его диагностико-коррекционой, методической и консультативной работы, а также с содержанием специальных (коррекционных) дошкольных программ.

Рационально распределить своё рабочее время позволяет грамотное планирование работы. Вместе с тем, существуют некоторые общие подходы к планированию деятельности учителя-логопеда в течение учебного года и рабочей недели, которых он придерживается независимо от того, какая коррекционная программа лежит в основе его деятельности.

Планирование, основанное на реальном бюджете времени, является объективной основой организации деятельности логопеда.

А Компьютеризация в сфере образования даёт широкие возможности на современном уровне подойти к решению вопроса по устранению противоречия между объёмом работы учителя-логопеда и имеющимся временем для её выполнения.

Одним из наиболее эффективных рациональных технических приёмов планирования считается использование табличных форм работы.

Так же большим подспорьем для логопеда при планировании работы является использование картотечной системы, что помогает логопеду максимально упростить подготовку к занятиям и проведению их.

В различных картотеках систематизирован и обобщен практический материал. Все задания распределены по отдельным карточкам, ко многим подобран красочный иллюстрированный материал. Это «спасает» логопеда от многочисленных поисков, а это значит, что он сможет уделить ребенку чуть больше времени, потратя его именно на обучение.

Так для планирования индивидуальной работы с детьми можно использовать табличные бланки, в которые лишь вносится № картотеки, либо пособия, номер карточки, либо стр. и результат работы. (см. Таблицу 1)

Бланк для оформления планов индивидуальной работы с детьми

Таблица 1

Дата Компоненты занятия

№ картотеки, название пособия

№ карточки, стр. Результат
  • Моторика

Артикуляционная

— общая
— мелкая
  • Дыхательная гимнастика
  • Самомассаж (массаж)

Фонематический слух

- звуковой анализ
  • Произношение

Постановка звуков

-автоматизация и дифференциация звуков
  • Лексико-грамматические категории
  • Связная речь

(память, внимание, мышление)

А для оформления календарных планов фронтальных занятий удобна форма, предложенная опытным логопедом-практиком Т.А. Ткаченко. Данная форма делает календарное планирование «планированием открытого типа», то есть дает возможность практикам пополнять содержание каждого занятия собственными приемами, заданиями, дидактическими играми и упражнениями . (см. Таблицу 2)

Таблица 2

Эффективность работы логопеда напрямую зависит от слаженного, хорошо организованного взаимодействия с воспитателями логопедической группы, поэтому в задачи логопеда входит не только планирование собственной работы, но и планирование работы воспитателя по закреплению полученных детьми на логопедических занятиях знаний .

Задания в тетради взаимосвязи разрабатываются на год с учетом понедельного планирования логопеда и могут быть использованы и в последующие года. А индивидуальной работе воспитателя с детьми по заданиям логопеда отведена специальная таблица, которая заполняется совместно логопедом и воспитателем ежедневно, ежегодно.

Данная форма тетради взаимосвязи логопеда и воспитателя построена на основе «Тетрадей взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей и подготовительных группах» О.С. Гомзяк (см. Таблицу 3, 4).

Примерная форма оформления тетради взаимосвязи логопеда и воспитателя

Таблица 3
Месяц ____________, неделя___

1. Развитие общей моторики

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

В огород пойдём,Урожай соберём.
Мы морковки натаскаем, Таскают
И картошки накопаем, копают
Срежем мы кочан капусты, Срезают
Круглый, сочный, очень вкусный, Показывают круг руками – 3 раза
Щавеля нарвём немножко Рвут
И вернёмся по дорожке. Идут по кругу, взявшись за руки.

2. Развитие мелкой моторики

Инструкция воспитателя

Выполняемые движения

У Лариски
Две редиски.
У Серёжки-сорванца
Два зелёных огурца.
А у Вовки
Две морковки
Да ещё у Петьки
Две хвостатых редьки.
Сжимают пальцы в кулак, по очереди разжимают их, начиная с большого, на одной или обеих руках.

3. Развитие артикуляционной моторики

Вид упражнений

Выполняемые движения

Упражнения для челюсти Спокойное открывание и закрывание рта. Удержать рот открытым под счёт до 5
Упражнения для губ «Улыбка» — «Трубочка»
Упражнения для языка «Лопаточка» (удержание языка под счёт до 10)«Иголочка»

4. Развитие фонетико-фонематических процессов (Звук А. Звук О)

Игра «Выдели звук». Первый звук в словах Аня, акула, арбуз, акробат и т.д.
Дать характеристику звуку А/О: гласный, обозначаем красным цветом. Что происходи с ртом при произнесении звуков А/О? Закрепить понятия звук и буква. Закрепить понятие гласный звук: воздух выходит свободно, не встречая преграды, получается песенка, поётся.
Игра «Поймай звук». Произносить ряд звуков, дети должны хлопнуть на звук А/О
Определить место звука А/О в словах Аня, мак, река, акула, рак, рыба, аист, арбуз, пчела, трава и т.д./ Оля, сок, ведро, дом, нож, роза, крот, осы, окна, мост, гнездо, облако, ложка, доктор, метро и т.д. Закрепить ответы: Звук А/О находится в начале/ середине/ конце слова, нарисовать графические схемы
В названиях каких овощей слышится звук А/О
Выложи столько красных кружков, сколько слышишь звуков А/О в слове на материале лексической темы «Овощи»

5. Развитие лексико-грамматических процессов

«Назови ласково» на материале лексической темы «Овощи»
«Один - много» на материале лексической темы «Овощи»
«Назови, какой, какая?» на материале лексической темы «Овощи»
«Скажи наоборот» Кабачок большой, а огурец - маленький, картофель крупный, а редис - … (мелкий), перец внутри пустой, а морковь - … (полная), помидор мягкий, а огурец - … (твердый).
«Беседа об овощах» Что это? (Название овоща.) Где растет? (В огороде, на грядке.) Какие овощи растут в земле, на земле, на кустах?Какие овощи можно выкапывать, какие срывать, срезать, вы­дергивать?

Какой овощ на вкус? Какой формы? Какого цвета? Какой овощ на ощупь?

Что можно из него приготовить?

«Убираем урожай» Воспитатель показывает картинки овощей и просит детей отве­тить на вопрос: «Как убирают этот овощ?». Дети составляют предложения - например: капусту срезают и т.д.Морковь, свеклу, репу, редис - … (дергают). Огурцы, помидоры, горох - … (срывают).

Капусту - … (срезают).

Картофель - … (выкапывают).

«Какие слова обозначают овощи?» Лук, репа, подорожник, крапива (лук, река); чеснок, редис, роза, смородина (чеснок, редис); кабачки, огурцы, клубника, картофель (кабачки, огурцы, карто­фель); ромашка, перец, патиссон, малина (перец, патиссон).
Игра «Повар» Назови блюда, которые можно приготовить из разных ово­щей.Я положу в борщ …. Я положу в щи… .Я положу в суп…

6. Развитие связной речи

Пересказ описательного рассказа об овощах с опорой на схему
Рассматривание овощей и картины «Натюрморт».
Чтение: р.н.с. «Вершки и корешки»; заучивание Ю.Тувим «Овощи»

7. Продуктивная деятельность

Аппликация «Корзинка с овощами».
Лепка овощей из пластилина.
Рисование «Натюрморт из овощей

Таблица 4

Октябрь. 1 неделя. Лексическая тема: «Овощи»

8. Индивидуальная работа воспитателя с детьми

Ф.И. ребёнка

примечания логопеда

примечания воспитателя

Понедельник

1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.
1.
2.
3.
4.
5.

Таким образом, эффективные формы организации работы позволяют сэкономить время, отведённое на оформление документации и направить его на коррекционную работу с детьми.

Всё вышеизложенное позволяет сделать вывод, что рационализация личного труда учителя-логопеда чрезвычайно важная проблема, успешное решение которой позволяет поднять на качественно более высокий уровень процесс коррекционного воздействия и в итоге эффективность его работы.

  1. Гомзяк О.С. Говорим правильно в 5-6 лет. Тетрадь взаимосвязи работы логопеда и воспитателя в старшей логогруппе. М., 2009
  2. Зайверт Л. Ваше время в ваших руках. М.,1991
  3. Пожиленко Е.А. Методические рекомендации по постановке у детей звуков [с], [ш], [р], [л]. СПб, 2009
  4. Ткаченко Т.А. Календарный план логопедических занятий по коррекции общего недоразвития речи у детей. М., 2006

Борискина Виталия Сергеевна,
учитель-логопед,
МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 26»,
г. Алексин




Основные коррекционные задачи воспитателя Развитие неречевых психических функций: внимания, памяти, словесно-логического мышления Совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики Закрепление произношения поставленных логопедом звуков Расширение и активизация словаря по лексической теме Отработка правильного употребления сформированных грамматических категорий Закрепление навыков звуко-слогового анализа и синтеза Формирование связной речи Закрепление навыков чтение и письма Коррекция эмоционально-личностных особенностей детей


Взаимопосещение занятий Формы взаимодействия Интегрированные занятия, логопедические досуги для детей Консультации, круглые столы, мастер-классы для педагогов Семинары, конференции, конкурсы для педагогов Работа с родителями Развивающая среда Коррекционный уголок Индивидуальная работа по тетради взаимодействия Планирование содержания работы по лексической теме Тематическое планирование Обследование детей


КАРТА ИНДИВИДУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКА ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ детский сад 17 Петродворцового района Санкт-Петербурга Ф.И.О. ребёнка _____________________________________________________ Дата рождения ___________________ Дата поступления в ДОУ ________________ Учебный год: __________ Возраст на _________ Группа __________________ Воспитатели ______________________ Учебный год: __________ Возраст на _________ Группа __________________ Воспитатели Рекомендации по заполнению карты: Данная карта ведётся в течение всего срока пребывания ребёнка в ДОУ. Контрольный срез динамики развития проводится не менее 2 раз и не более 3 раз в год. Воспитатель отмечает результаты развития (динамики), все достижения ребёнка по сравнению с самим собой: чему научился, что узнал и освоил нового. Определяется зона ближайшего развития ребёнка (Учитывается при планировании). Направления, подлежащие непосредственной оценке педагога, должны соответствовать рекомендациям программы воспитания и обучения, реализуемой в ДОУ.


СЕНТЯБРЬ Социально-коммуникативное развитие игровая деятельностькоммуникативная деятельность элементарная трудовая деятельность Познавательное развитие познавательно-исследовательская деятельность развитие элементарных математических представлений экологическое воспитание конструирование Физическое развитие двигательная деятельность (инструктор по ФК)КГН Художественно-эстетическое развитие восприятие художественной литературы и фольклора музыкальная деятельность (музыкальный руководитель) изобразительная деятельность Речевое развитие словарный запасЗКР, фонематический слух грамматический строй речи, словотворчество пересказсоставление рассказа (все виды) разучивание стихотворений и интонационная сторона речи Учебный год: __________ Возраст на _________ Группа __________________ Воспитатели ______________________







Познавател ьная часть Активизаци я словаря Грамматиче ский строй речи Развитие связной речи Мелкая моторика Коорд речи с движением Разучивани е стихов Чтение худ литературы - Обобщающе е понятие «Зимующие птицы» - Названия зимующих птиц -Названия частей тела - Формироват ь представлен ия о повадках, внешних признаках и образе жизни - Как помочь птицам пережить холодную зиму Сущ-е: ворона, сорока… туловище, крыло…корм, зерно, семечки, сало; Прил-е: голодные, шустрый, быстрый, юркий,… желтогрудая, красногруды й. Глаголы: чирикает, каркает… подлетел, перелетел, залетел… Наречия: Холодно, голодно… Антонимы: 1.«Один- много» 2.«Сосчита й, сколько» (1-5) 3. «Доскажи словечко »подлете л, перелете л,вылете л. 4. «Какая? Какой?» 5. «Кто как подает голос?» 6. «Чей? Чья? Чье? Чьи?» Образование притяжат ельных прилагате льных. 1 Составление предложени й с предлогами Ответь на вопросы по картине «Кто на ветке?» «Кто под кормушкой? » 2 Составление загадок- описаний по алгоритму: внешние признаки, повадки 3 Составление связного рассказа по серии сюж. картин «Как дети помогали птицам» 1. Мелкая моторика «Сколько птиц к кормушке нашей прилетело?» 2. «Коорд. речи с движением» «Снегири» 3. Дид. игра «4 лишний» 4. Дид. игра «Кого не стало?» 5. «Что изменилось? » 6. «Кто, что любит?» 1.«Синица» Н. Григорье ва Постучит синица Утром мне в окно….. 2. Скребицк ий «Появились синички» 3. Рассказы о снегире и воробье (Кузнецова, Тихонова «Развитие и Коррекция речи детей 5- 6 лет») 4.Отгадыва ние загадок


Содержание работыВедущая роль Введение в тему. Познавательная часть. Расширение и активизация словаря по лексической теме. Воспитатель Логопед Контроль над четким произношением поставленных звуков, звуконаполняемостью и слоговой структурой слов Логопед Воспитатель Формирование, отработка лексико-грамматических категорий; формирование и отработка фонематического восприятия Логопед Воспитатель Развитие связной речи. Логопед Воспитатель Чтение художественной литературы, заучивание стихов Воспитатель Логопед Продуктивная деятельность по теме: рисование, лепка, аппликация, конструирование Воспитатель Экспериментальная деятельностьВоспитатель Экскурсии, целевые прогулки по лексическим темамЛогопед Воспитатель РАЗГРАНИЧЕНИЕ ФУНКЦИЙ ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ В ПРОЦЕССЕ РАБОТЫ ПО ЛЕКСИЧЕСКОЙ ТЕМЕ




Методические материалы для воспитателя Советы воспитателю по созданию эмоционального благополучия каждого воспитанника Задачи, содержание и особенности деятельности воспитателя в группе для детей с ОНР Методические принципы планирования и проведения занятий воспитателя по развитию речи Разграничение функций логопеда и воспитателя в процессе работы по лексической теме


Практические приложения Общий комплекс артикуляционной гимнастики Комплексы для свистящих, шипящих и сонорных звуков Экран состояния звукопроизношения. Комплекс упражнений для развития мелкой моторики Комплекс упражнений для развития общих речевых навыков Игры, упражнения и задания для развития фонематических процессов Игры, упражнения и задания для развития слоговой структуры слова Игры, упражнения и задания для развития лексико- грамматических категорий


Индивидуальная коррекционно-развивающая работа с детьми логопедических групп Основные направления работыСимволы Неречевые психические функции Слуховое внимание и память Зрительное внимание и память Зрительно-пространственный гнозис и праксис Сенсорные эталоны: цвет, форма, величина Пространственные представления Временные представления Моторная сфера. Произносительные компоненты речи Мелкая моторика Артикуляционная моторика Коррекция звукопроизношения Общие речевые навыки. Просодика Речевые психические функции Обогащение лексики Формирование грамматического строя речи Фонематическое восприятие Фонематический анализ Фонематический синтез Фонематические представления Слоговая структура слова Развитие связной речи: Составление предложений Пересказ Рассказ по схеме Рассказ по серии сюжетных картин Рассказ по сюжетной картине Творческое рассказывание Обучение элементам грамоты Развитие графомоторных навыков. Печатание букв, слов. Слоговое чтение


Основные направления работыСимволы Неречевые психические функции Слуховое внимание и память Зрительное внимание и память Зрительно-пространственный гнозис и праксис Сенсорные эталоны: цвет, форма, величина Пространственные представления Временные представления


Содержание коррекционного уголка Сменный иллюстративный материал и пособия по лексической теме Дидактические игры по лексической теме Иллюстративный материал для закрепления по предыдущей лексической теме Пальчиковые игры, обводки, штриховки, пособия для развития мелкой моторики и конструктивного праксиса Настольные игры и иллюстративный материал для автоматизации и дифференциации звуков Схемы, модели и алгоритмы для заучивания стихов и составления пересказов и рассказов Игры для звукового и слогового анализа слов и предложений Игры для формирования и совершенствования грамматического строя речи
Консультации, круглые столы и мастер-классы педагогов Требования к речи воспитателя коррекционной группы Рекомендации по созданию предметно- развивающей среды в группе Основные виды нарушений звукопроизношения и пути их коррекции Этапы развития фонематического восприятия и формирования навыков фонематического анализа и синтеза Использование схем и алгоритмов для развития связной речи и т. д.
Мероприятия и консультативно - информационная работа с родителями Родительские собрания Досуги, тематические праздники, экскурсии Оформление информационных стендов Ведение сайта ДОУ: размещение методических и практических материалов, индивидуальных заданий для занятий с детьми



Индивидуальная тетрадь (дневник) оформляется на каждого ребенка логопедической группы. В нее записываются задания для закрепления знаний, умений и навыков, полученных на занятиях. Учитывая, что ребенок занимается под руководством воспитателей, родителей, логопед в этой тетради дает методические рекомендации по выполнению предложенных заданий.

В настоящее время появилось большое количество печатных рабочих тетрадей для индивидуальной работы с детьми, имеющими речевые нарушения 3 . Логопед вправе сделать выбор: либо он совместно с родителями и ребенком ярко, красочно оформляет индивидуальную тетрадь, либо пользуется печатным изданием, внося в него коррективы с учетом индивидуальных особенностей ребенка и динамики его развития. Если логопед отдает предпочтение готовым печатным изданиям, то к индивидуальным тетрадям прилагается тетрадь взаимосвязи с родителями, куда записываются дата, номера заданий, страницы, дополнительные виды работ с ребенком.

В конце недели индивидуальные тетради передаются родителям для домашних занятий в выходные дни. В рабочие дни воспитатель и логопед работают с ребенком по тетрадям.

Тетрадь учета посещаемости детьми логопедических занятий

Для учета посещаемости детьми логопедических занятий заводится специальная тетрадь. На левой стороне второй страницы оформляется список детей логопедической группы. На остальной части второй и третьей страниц вверху указываются месяц, дата и выделяется графа «Примечание», в которой логопед указывает количество пропущенных занятий ребенком в каждом месяце и делает другие записи. Тетрадь заполняется до начала занятий. Буквой «н» отмечается отсутствие ребенка в ДОУ.

Тетрадь учета позволяет также скоординировать индивидуальную работу, а именно: регулировать количество занятий в неделю с каждым ребенком (логопед знаком «+» ежедневно определяет группу детей для индивидуальной работы), чередовать дни и время индивидуальных занятий с тем, чтобы не возникло проблем в усвоении общеобразовательной программы, анализировать организационный аспект индивидуальных занятий за любой период обучения с целью повышения эффективности логокоррекционной работы.

Тетрадь рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателя

Многие задачи по коррекции речевой деятельности логопед и воспитатель решают совместно: формирование фонетико-фонетических процессов, лексико-грамматического строя речи и связного высказывания, развитие коммуникативной функции речи, высших психических процессов и др. Ведущая роль в организации коррекционно-педагогической работы принадлежит логопеду. Он формирует навыки правильной речи у детей, а воспитатель закрепляет их. Практика работы показывает, что эффективность преодоления речевых нарушений у дошкольников во многом зависит от того, насколько продуктивно, умело и грамотно воспитатель включает отработанный речевой материал в ситуацию естественного общения детей и систематически контролирует поставленные звуки в речи ребенка.

Во второй половине дня воспитатель проводит специальные индивидуальные занятия с детьми, содержание которых определяет логопед. Задания записываются в тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателя 4 индивидуально для каждого ребенка, подгруппы (от 3 до б чел.) или всей группы. В вечерние занятия включаются артикуляционные и пальчиковые упражнения; проговариванис слов, фраз, стихов, текстов, отработанных ранее логопедом с целью автоматизации, дифференциации поставленных звуков; игры, задания по формированию фонематических процессов, лексико-грамматических компонентов языка; рассматривание специально подобранных предметных, сюжетных картинок и составление рассказов по ним; различные виды упражнений на развитие внимания, памяти, мышления. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю.

Примерная форма ведения тетради рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателя 5

Дата

Фамилия, имя ребенка

Взаимосвязь с родителями

Результаты

Фонематические процессы

Звуко-нроизношение

Словарный запас

Предложение

Связная речь

Развитие психологической базы речи

Автоматизация звука [с] во фразах (с. 15- 21*)

И фа «Что изменилось?» (на материале темы «Грибы») Карточка № 2

Петров Андрей (ОНР)

Комплекс артикуляционных упражнений на звук [ iuj (с. 3-10)

Обогащение словарного запаса по теме «Грибы». Карточка № 2

Употребление притяжательных местоимений (мой, моя, мое). Карточка №10

Пригласить родителей для беседы на 21.10

Работа со всей группой

Анализ звукового ряда (а-у, а-у-и и т.д.)

Составление предложений по сюжетной картине «Осень в лесу»

План взаимодействия учителя-логопеда с участниками коррекционно-педагогического процесса

Успех совместной коррекционно-педагогической работы с детьми, имеющими тяжелые нарушения речи, во многом зависит от правильно организованного взаимодействия логопеда, воспитателей, психолога, музыкального руководителя, инструктора по физической культуре и специалиста по изобразительной деятельности, медицинских работников, социального педагога и родителей. Каждый из них, решая свои задачи, определенные образовательными программами и положениями о ДОУ, должен принять участие в формировании и закреплении правильных речевых навыков у детей, развитии сенсомоторной сферы, высших психических процессов и укреплении здоровья.

Логопед организует взаимодействие специалистов в коррекционно-педагогическом процессе ДОУ. Он планирует и координирует психолого-педагогическое сопровождение детей с тяжелыми нарушениями речи.

Рациональная организация совместной деятельности помогает правильно использовать кадровый потенциал, рабочее время, определять основные направления коррекционно-развивающей работы и умело реализовывать личностно-ориентированные формы общения с детьми.

Многие задачи по коррекции речевой деятельности логопед и воспитатель решают совместно: формирование фонетико-фонетических процессов, лексико-грамматического строя речи и связного высказывания, развитие коммуникативной функции речи, высших психических процессов и др. Ведущая роль в организации коррекционно-педагогической работы принадлежит логопеду. Он формирует навыки правильной речи у детей, а воспитатель закрепляет их. Практика работы показывает, что эффективность преодоления речевых нарушений у дошкольников во многом зависит от того, насколько продуктивно, умело и грамотно воспитатель включает отработанный речевой материал в ситуацию естественного общения детей и систематически контролирует поставленные звуки в речи ребенка.

Во второй половине дня воспитатель проводит специальные индивидуальные занятия с детьми, содержание которых определяет логопед. Задания записываются в тетрадь рабочих контактов логопеда и воспитателя индивидуально для каждого ребенка, подгруппы (от 3 до б чел.) или всей группы. В вечерние занятия включаются артикуляционные и пальчиковые упражнения; проговариванис слов, фраз, стихов, текстов, отработанных ранее логопедом с целью автоматизации, дифференциации поставленных звуков; игры, задания по формированию фонематических процессов, лексико-грамматических компонентов языка; рассматривание специально подобранных предметных, сюжетных картинок и составление рассказов по ним; различные виды упражнений на развитие внимания, памяти, мышления. Все виды заданий должны быть знакомы детям и подробно объяснены воспитателю.

Примерная форма ведения тетради рабочих контактов учителя-логопеда и воспитателя

Дата Фамилия, имя ребенка Содержание работы Взаимосвязь с родителями Результаты
Фонематические процессы Звуко-нроизношение Словарный запас Грамматические категории Предложение Связная речь Развитие психологической базы речи
20.10 Иванов Саша (ФФН) Автоматизация звука [с] во фразах (с. 15- 21*) Ифа «Что изменилось?» (на материале темы «Грибы») Карточка № 2
20.10 Петров Андрей (ОНР) Комплекс артикуляционных упражнений на звук }