Урок учителя логопеда употребление предлогов перед между. Конспект логопедического занятия на тему «Дифференциация предлогов с пространственным значением. Игровое задание « Правильно – неправильно»

Конспект логопедического занятия

Тема: Предлоги К, ОТ.

Цели: Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами К, ОТ. Учить детей составлять предложение с заданным предлогом по картинке, схеме и наглядной ситуации. Учить детей выкладывать схемы предложений с предлогами.

Ход занятия.

    Организационный момент. Логопед читает загадку и напоминает, что сесть за стол сможет только тот, кто найдет маленькие слова (предлоги) в стихотворении:

Нас на ноги надевают,

Мы по улице шагаем.

Если в салочки играем –

От других мы убегаем.

Вечером на полку

Ставят нас друг к дружке,

Пусть теперь без нас

Отдыхают ножки.

Дети отгадывают загадку, называют маленькие слова НА, ПО, В, К и садятся на места.

    Массаж.

Дети выполняют самомассаж лица, шеи и рук, повторяя за учителем.

    Артикуляционная гимнастика.

Улыбочка, часики, качели, трубочка, лошадка, грибок, гармошка, маляр, т.д.

    Постановка звука.

    Повтори слоги

    Повтори чистоговорки

    Повтори слова

    Работа по теме занятия.

    Сделай, как я скажу.

Логопед просит детей выполнять его инструкции:

Маша, подойди к Насте. К кому подошла Маша?

Женя, подойди к доске. К чему подошел Женя?

Дима, подойди …столу. Правильно я дала задание Диме или что-то пропустила? Да, я не сказала маленького слова К.

Как надо было сказать? (Дима, подойди к столу.)

То же с предлогом ОТ.

    Когда мы так говорим?

Логопед выставляет на доску схемы предлогов К, ОТ и уточняет – когда мы говорим эти маленькие слова: К – когда кто-то к кому-то или к чему-то движется, ОТ – когда предмет отодвигается от чего-то. Затем логопед напоминает, что маленькие слова называются предлоги.

    Скажи наоборот.

Логопед предлагает детям сказать наоборот:

Подойти к двери – Отойти от двери. Подъехать к дому.

Подплыть к берегу. Подбежать к маме.

Пришить к платью пуговицу. Прикрепить к воротнику брошку.

Положить шарф к шапке. Пододвинуть сапоги к туфлям.

Логопед делит детей на две группы. Одной группе нужно придумать как можно больше предложений с предлогом К, а другой – с предлогом ОТ. За каждое составленное предложение дается фишка.

    Составь предложение. (Используется кукольная мебель и посуда).

Логопед на столе приближает или удаляет игрушки от разных предметов: столик от дивана, чашечку к блюдцу, креслице к дивану и т.п.

Затем он просит детей посмотреть на схемы и составить с каждым предлогом предложение по наглядной ситуации.

Составление предложений по схеме и предметным картинкам: Машина →│ дом; девочка │→ дерево и т.д.

6. Динамическая пауза. Хлопки.

Если услышите предлог К – хлопните один раз, ОТ – два раза.

Мама приколола брошку к шляпе. Пуговица оторвалась от рубашки.

Отодвинь сапоги от двери. Бабушка пришила помпон к шапке.

Поставь правый ботинок к левому. Подошва оторвалась от босоножки.

Сапожник прибил каблук к сапогу. Драчун оторвал рукав от рубашки.

Сестренка пришила рукав к рубашке. Я складываю вещь к вещи.

    Выкладывание схем предложений.

Логопед напоминает детям, что в схеме предложения слова-предметы и слова-действия обозначаются черными прямоугольниками, определения – красными, а предлоги – короткими черными прямоугольниками.

На столе логопеда приготовлены все указанные символы в достаточном количестве. Логопед объясняет, что сейчас он будет читать предложения. Вызванный ребенок должен выложить схему прочитанного предложения и назвать в нем предлог.

Мама приколола блестящую брошку к шляпе.

Пуговица оторвалась от нарядного платья.

Бабушка пришила пушистый помпон к шапке.

Подошва оторвалась от старой босоножки.

Сапожник прибил крепкий каблук к сапогу.

Драчун оторвал рукав от новой рубашки.

    Итог занятия. Назвать предлоги, о которых говорили на занятии.


ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ТЕМЕ «ПРЕДЛОГИ»

Учителя – логопеда
Тихоновой М.А.
Тема занятия: предлоги В, НА, ПОД.
Цели:
1.Уточнить пространственные отношения, выраженные предлогами В, НА, ПОД.
2. Учить детей выделять эти предлоги в тексте.
3.Учить детей составлять предложения с заданными предлогами по картинке, схеме и наглядной ситуации.
4.Закрепить правильное употребление в речи приставочных глаголов.
5.Развитие слухового внимания и памяти.
Оборудование:
схемы предлогов, изображение Карлсона, игрушки (кукольная мебель и посуда, птичка, коробка и т.д.), предметные и сюжетные картинки, сюжетная картина «Лес».
План занятия.
Организационный момент.
Логопед читает детям загадку и просит найти и запомнить маленькие слова в стихотворении:
На пригорке и под горкой
Под берёзкой и под ёлкой
Хороводами и в ряд
В шляпках молодцы стоят.
1.Уточнение пространственных значений предлогов,
Знакомство с понятием «предлог».
На доске выставлены схемы предлогов В, НА, ПОД.
-Когда мы говорим эти маленькие слова? –
В: когда предмет находиться внутри
НА: когда предмет находиться сверху
Под: если предмет внизу.
-Вы выросли, многому научились, скоро пойдете в школу, поэтому пора называть маленькие слова более точно – предлоги.
2.Игра «Найди предлог».
Логопед на столе производит действия с игрушками, перекладывая их НА,ПОД и В разные предметы (используется кукольная мебель и посуда, птичка, бабочка, коробочка).
- Посмотрите на схемы и составьте с каждым предлогом предложение.
3.Анализ рассказа.
Логопед выставляет картинки на панно и рассказывает:
Однажды осенью во двор вышли погулять Маша, щенок Джерри и петушок Гоша. Вдруг набежала туча, закрыла солнце, и пошел дождь. Машенька и Джерри спрятались в доме, а Гоша взлетел на забор и закричал «Я удалец!Я молодец!Я ничего не боюсь!». Вышли тут мама и папа Маши и сказали: «под дождем можно только под зонтиком быть, тогда дождь не страшен». Вскоре дождик закончился, на небе засияло солнышко, и только на дорожке остались лужи.
Закончив рассказ, логопед просит найти в тексте предложения с предлогами НА, ПОД, В.
Детально анализируются предложения со словами «вышли, вдруг, набежала, взлетел», поясняется, что начальные звуки (слоги, приставки) не являются предлогами, это часть слова.4. Физминутка. «Слушай, повторяй, делай».
На горе растут дубы,
Под горой растут грибы,
Мы в корзинки их собрали,
Быстро к дому подбежали.
Пальчиковая гимнастика «Дом»(Ткаченко Т.А.):
На поляне дом стоит,
Ну а к дому путь закрыт.
Мы ворота открываем,
И в наш домик приглашаем.
В доме стол на тонкой ножке,
Рядом стульчик у окошка,
Два бочонка под столом.
Вот какой я видел дом!
Внимательно послушать и выполнить задание, затем повторить из предложения только предлог:
Встань на ковер
Подойди к стульчику
Подпрыгни вверх
Встань на носочки
Найди вертолёт
Поднять левую над головой
Положить левую ладонь под правую
5.Работа с индивидуальным наглядным материалом.
У детей на столах - индивидуальные сюжетные картинки, по которым они должны составить предложения и назвать один из предлогов: В,НА,ПОД.
6.Исправь ошибки в рассказе Карлсона.
- Все вы знаете Карлсона, который живёт на крыше. Однажды ему надоело летать по городу, и Карлсон отправился вместе с друзьями погулять в лесу. Прогулка была просто замечательной! И Карлсон решил придумать рассказ про лес для Малыша. Но вот беда – он совершенно не знает предлогов, поэтому рассказ получился неправильный, некрасивый. Помогите Карлсону исправить ошибки!
Вчера я гулял (В) замечательном лесу. Стояла тихая осенняя погода, листочки (НА) деревьях были желтые, красные, оранжевые. Сухие листья лежали у нас (ПОД) ногами. Мы собрали кленовые, березовые и рябиновые листочки. Какие красивые осенние букеты несли мы домой (В) руках! Много грибов выросло (ПОД) деревьями.
7. Итог занятия, оценка деятельности детей


Приложенные файлы

Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com


Подписи к слайдам:

Презентация логопедического занятия Провела: учитель-логопед Богачек В.В. МОУ «Оранжерейнинская СОШ»

Логопедическое занятие. Предлоги

Составь словосочетание по картинке. Назови маленькое слово во всех словосочетаниях.

Составь словосочетание по картинке Назови маленькое слово во всех словосочетаниях.

Соедини картинку с предлогом. В НА

Зашифруй предложение. Новую мебель занесли в комнату. В вазе на столе лежали фрукты.

Вставь предлог В или НА. Утром все спешат … работу. Скоро…саду зацветут деревья. Ручеёк журчал …овраге. …берёзе висят серёжки.

Составь предложение, употребив в нём В и НА. На дереве в гнезде живут птицы.

Предлоги служат для связи слов в предложении, т.е. помогают другим словам в предложении связаться по смыслу.

от отъехала дворца …

поехала дороге … по

переехала мост через …

поднялась гору … в

спустилась горы с …

подкатила избушке к …

Зарядка для глаз

Слова, стоящие перед другими словами, под, в, от, по, через, в, с, к, над, на, перед, около, у это предлоги. Они служат для связи слов в предложении. Предлоги пишутся раздельно с другими словами.

Чудесный выдался денёк, А я учу уроки… Я должен твердо знать урок: У нас учитель строгий! И я шепчу, закрыв глаза, Скрестив под стулом ноги: Что значит – « по»? Что значит – « за»? И « за», и « по» - предлоги…» А хорошо бы – ЗА порог И – мчаться ПО дороге! Какой бы выдумать предлог, Чтоб не учить предлоги? А.Шибаев

Спасибо за занятие. Молодцы!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективное планирование логопедических занятий по предупреждению дисграфии с детьми подготовительной к школе группы, зачисленных на логопедический пункт ДОУ № 1971

Данное планирование работы было составлено на основе изучения методической литературы по теме и обобщения собственного опыта работы и апробировано в работе с детьми в течение 3 лет...

Конспект проведения фронтального логопедического занятия по обогащению и активизации словаря в старшей логопедической группе для детей с ОНР «Зимующие птицы. Прогулка в лес»

Занятие проводится в игровой форме, что позволяет удерживать внимание и интерес детей на всё время его проведения. Зал желательно украсить деревьями, сугробами, что создает у детей эффект присутствия...

Любовь к Родине - чувство, проверенное веками. Каждый человек испытывает чувство привязанности к месту, где он родился, к дому, в котором он живёт, к людям, с их обычаями и традициями, к приро...

Анализ и редактирование письменных работ учащихся (Аннотация + конспект занятия + презентация)Основные задачи таких уроков - развитие умения совершенствовать свой текст, исправлять ошибки в соде...

Конспект открытого логопедического занятия в старшей логопедической группе с участием родителей "Умники и умницы"

Цели:Коррекционно-образовательные:- уточнить и активизировать словарь по пройденным лексическим темам;-формировать практические умения и навыки пользования исправленной (фонетически чистой, лексически...

КОНСПЕКТ

подгруппового логопедического занятия,

учителя-логопеда МБОУ СОШ №13 г. Белгорода

Жидковой Нины Павловны

в группе для детей с НЧП

Предлоги «над, под»

Цель: познакомить детей со значением предлогов «над», «под».

Задачи:

-обучающие: учить детей выделять в словосочетаниях, предложениях предлоги «на», «над», уточнить его пространственное значение, познакомить со схемой предлогов «над», «под», понимать разницу значений предлогов «над», «под», закрепить умение анализировать предложение, упражнять в выделении предлогов «над», «под» в тексте.

-коррекционно-развивающие: развивать слуховое и зрительное внимание, мышление, воображение, умение ориентироваться в пространстве, развивать навыки самоконтроля, расширять словарный запас.

-воспитывающие: воспитывать чувство взаимовыручки, поддержки, умение работать в группе, воспитывать интерес к занятиям, формировать положительную учебную мотивацию.

Оборудование: сюжетные и предметные картинки, схемы предлогов, карточки, фишки.

План занятия:

    Организационный момент.

    Работа по сюжетной картинке.

    Работа со схемами.

    Физ-минутка.

    Развитие слухового внимания.

    Работа с карточками.

    Пальчиковая гимнастика.

    Работа в тетрадях.

14. Подведение итогов.

Ход занятия:

    Организационный момент.

Здравствуйте, дети! Какое у вас сегодня настроение? Посмотрите на меня: давайте друг другу мило улыбнемся. Садитесь. Приготовьтесь к занятию.

Давайте, с вами выполним небольшую речевую (фонетическую) разминку. Я вам произнесу чистоговорки, две чистоговорки мы повторим их хором, а затем по очереди. Говорить нужно четко, громко, чтобы было слышно каждый звук. Готовы?

Бу-бу-бу! – ворон на дубу!

Ва-ва-ва! – высокая трава!

Де-де-де! - У деда в бороде!

Жу-жу-жу! - Жучку покажу!

Зи-зи-зи! – Зину привези!

Ле-ле-ле – лейка на столе!

Молодцы, ребята!

    Основная часть. Введение в тему.

Ребята, посмотрите кто к нам пришел в гости (картинка на доске) – утка и утята! Послушайте внимательно рассказ об утке и утятах.

У мамы утки было трое утят. Утята были шустрые, озорные и очень любили играть в прятки. Как то раз стали играть они с мамой уткой в прятки. Договорились, что никуда не станут залезать, а будут прятаться только в низу, под чем-то. Мама утка закрыла глаза и стала искать утят. А утята бегают с места на место и зовут маму: «Кря-кря, мы под столом. Кря-кря, мы под…» Подскажите маме утке, где сейчас утята? (под кроватью, под креслом, под шкафом, под диваном). А потом утята и говорят: «Мы … стулом». «Ничего не понимаю! - отвечает мама утка. Где вы?». – Мы … стулом».

Почему утка не поняла? Какое маленькое слово пропустили утята? (под).

«Под» - это маленькое слово, предлог, обозначает положение предмета внизу, т. е. предмет находится под чем-то, под другим предметом.

Посмотрите не схему предлога «под».

Ребята, положите ручку под стол. А теперь держите ручку над столом.

Какое маленькое слово вы услышали? (над).

«Над» - предлог, обозначает положение предмета в воздухе, т. е.

Предмет находится, висит над чем – то.

Посмотрите на схему предлога «над».

    Уточнение пространственного значения предлогов «под», «над».

Ребята, 1) положите карандаш под стол. Держите карандаш над столом.

2) Положите карандаш под тетрадь. Держите карандаш над тетрадью.

3) Положите карандаш под тетрадь, а ручку держите над тетрадью.

    Уточнение значения всех предлогов.

Рассмотрите картинку и назовите, где находятся герои.

    Распределение картинок под схему данных предлогов.

Посмотрите на картинки. В каком случаи мы употребим предлог «над», а в каком «под»? (пчелка над цветком, мячик под диваном).

    Работа по сюжетной картинке.

Ребята, рассмотрите картинку. В каком случаи мы используем предлог «под», в каком «над»? (бабочка над мишкой, тучи над зайчиком, трава под ежиком, цветочек под зайчиком). Составьте предложение с предлогами «над», «под».

    Работа со схемами.

Рассмотрите схемы на доске. Составьте по ним предложения. (Под столом лежит мяч. Под деревом растет цветок. Над елкою летят шары. Над цветком летит бабочка.) Составьте по эти схемам словосочетание, чтобы там употреблялись предлоги «над», «под». Только сначала вспомним, что такое «словосочетание»? (это сочетание слов, когда слова между собой дружат). (Мяч под столом, летят над елкою, растет под деревом, бабочка над цветком).

    Физ-минутка.

Ребята, какое сейчас время года? (весна). А какие признаки весны вы знаете? (тает снег, зеленеет трава). Мы с вами поиграем в игру «Веснянка».

Солнышко, солнышко,

Золотое донышко.

(движения полукругом вправо-влево).

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

(Руки тянут вверх).

Побежал в саду ручей,

(Бег на месте).

Прилетели сто грачей,

(взмахивают руками как крыльями).

А сугробы тают, тают,

(Медленно приседают)

А цветочки подрастают.

(Тянутся вверх, встав на носочки и подняв руки).

Садитесь, ребята.

    Развитие слухового внимания.

Ребята, сейчас мы с вами поиграем в игру «Кто внимательный?». У вас на столах лежат фишки – красного и коричневого цвета. Я вам сейчас буду читать словосочетание, а вы если услышите предлог «над» поднимете красную фишку, если «под» - коричневую. Понятно?

Зайчик под кустом

Дети под деревьями

Над лесом туча

Люди под зонтиками

Ковер над кроватью

Птицы под облаками

Бабочки над цветами

Ласточка над гнездом.

    Работа с карточками.

А) В данные словосочетания вставьте предлоги «над» или «под».

Прячется … стул Поставили … кровать

Вырос … березой … нами комары

Картина … диваном … головой шары

Самолет … лесом живет … землей

Произнесите словосочетания целиком, выделяя голосом предлог.

Б) Прослушайте два слова. Составьте словосочетания, отвечая на вопросы: Что под чем? Кто под чем?

Голова ________ шляпа

Тапки _________ стулом

Люстра ________ стол

Парта _________ ноги

Крот __________ земля

Мыши _________ пол

В) Прочитайте предложения. Найдите и исправьте ошибку.

Люди спят над ватным одеялом. Под лесом показалось солнце. Под высокой обрывом блестит река. Под селом пролетел вертолет. Под густой ветвями было темно и сыро.

    Пальчиковая гимнастика.

«Месим тесто».

Тесто мнем, мнем, мнем!

Тесто жмем. Жмем, жмем!

(очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки (одновременно и поочередно)).

Пироги мы испечем!

(Руками совершаем движения, как будто лепим снежки).

12. Работа в тетрадях.

Прочитайте предложения. Сосчитайте количество слов в предложении. Каким по счету стоит предлог? Назовите его.

Ручка закатилась под письменный стол. Дюймовочка спала под большим листом. Пчелы кружились над ульем. Под густыми ветвями было темно и сыро. Над березами кружили грачи.

Произнесите по очереди каждое предложение так, как будите писать. Запишите предложения. Проверьте свою запись. А теперь проверьте запись своего товарища и карандашом подчеркните ошибки.

13. Развитие словесно-логичсекого мышления.

Придумайте свое предложение с предлогами «над», «под».

14Подведение итога.

Ребята, с какими предлогами мы сегодня с вами познакомились? Что вам понравилось на занятии? Как вы работали на занятии?

Литература:

    Горбунова С. Ю., «Сборник конспектов логопедических занятий». – М., 2007.

    Ефименко Л. Н, Мисаренко Г. Г. «Организация и методы коррекционной работы логопеда на школьном логопункте». – М., «Просвещение», 1991.

    Кузнецова Е. В., «Ступеньки к школе». – М., 2007.

    Кукушина В. С., «Логопедия в школе. Практический опыт». – М., 2005.

    Миронова С. А., «Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях». – М., «Просвещение», 1991.

    Садовникова И. Н., «Коррекционное обучение школьников с нарушениями чтения и письма». – М, «Аркти», 2005.

    Смирнова И. А. «Логопедический альбом для обследования лексико-грамматического строя и связной речи». – С.-П., «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.

Занятие проводилось с детьми 6-летнего возраста с диагнозом ОНР. Цель — продолжать закреплять пространственное значение предлогов В, ИЗ, НА, ПО, С, НАД, ПОД с использованием конструктора ЛЕГО.

Тема: «Дифференциация предлогов с пространственным значением»

Занятие проводилось в подготовительной к школе группе.

Задачи :

Образовательные :

  • Продолжать закреплять пространственное значение предлогов В, ИЗ, НА, ПО, С, НАД, ПОД.
  • Закреплять понятия о словах-предметах, словах-признаках, словах-действиях.
  • Продолжать упражнять детей в составлении предложений с предлогами из 4-5 и более слов.

Развивающие:

Воспитательные :

  • Продолжать учить правильному поведению на занятиях.
  • Продолжать воспитывать чувство коллективизма, умение выслушивать собеседника.

Оборудование : мягкая игрушка, конструктор «ЛЕГО», лазерная указка.

Место проведения: групповая комната.

Ход занятия.

1. Организационный момент.

Актуализация знаний.

Дети стоят на ковре.

Логопед: Давайте вспомним: в нашем языке есть слова-предметы, слова-признаки, слова-действия. Назовите примеры.

Дети называют слова-предметы, слова-признаки, слова-действия.

Логопед берет мягкую игрушку (заяц). Детям предлагается внимательно выслушать вопрос логопеда и ответить на него наиболее полно.

Даша, где сейчас сидит заяц? – Заяц сидит на столе.

Костя, куда спрятался серый заяц? – Серый заяц спрятался под стол.

Сережа, откуда спрыгнул веселый заяц? – Веселый заяц спрыгнул со стола.

Какие маленькие слова вы вставили в свои ответы? – НА, ПОД, СО.

Как называются эти маленькие слова? – Предлоги.

Сегодня мы с вами вспомним несколько предлогов, которые имеют пространственное значение.

2. Основная часть занятия.

Логопед предлагает детям выслушать стихотворение, в котором много предлогов. После этого дети должны назвать предлоги, которые они услышали в этом стихотворении.

Ехала машина ПО дороге
И везла зерно Сереге.
Вдруг откуда ни возьмись
НА дорогу вышла рысь.
Рысь ушами повела
И С дороги вмиг сошла.
Дальше ехала машина,
Прокололась ее шина.
Вышел мастер ИЗ машины
И увидел гвоздь он В шине.
Поменял он колесо
И отправился В село.
Там ПОД маленькой горой,
Пруд замерз этой зимой,
А НАД прудом как пушинки,
Тихо кружатся снежинки.
Рядом С прудом дом стоял,
Там Сергей зерно и ждал.
С маленьким, но приключеньем
Добралась машина к цели,
С небольшим, но удивленьем
Оказалось В ней печенье.

Логопед: Какие предлоги вы услышали в этом рассказе? Назовите их.

Далее логопед раздает плато с «ЛЕГО»-элементами разного цвета (слова обозначаются синими фигурами, предлоги – красными, человечек – точкой). Логопед предлагает составить любое предложение из истории про машину, но так, чтобы в нем обязательно был предлог. (Например: Красная машина ехала по дороге.). Дети выполняют задание и называют свои предложения.

Физкультминутка .

Координация речи с движением.

Мы бежали по дорожке, отдыхали наши ножки.
Хлопали в ладошки мы над головой,
Затем мы также весело топали ногой.
В кармашки мы положим шумные ладошки,
Достанем из кармашков и просто отдохнем.

Затем логопед берет лазерную указку и направляет луч на различные предметы.

Логопед: Скажите, ребята, где находится луч и что он делает.

Лучик «бежит» по столу.
Лучик «сел» на книгу.
Лучик «спрятался» под стул.
Лучик «спрыгнул» со стола.
Лучик «прыгает» над головой.

3. Итог занятия.

Какие предлоги мы с вами сегодня повторяли?

Какое значение имеют эти предлоги?

Какая игра вам понравилась больше всего?

Сероева Ольга Валерьевна,
учитель-логопед,
ГБОУ Столичная гимназия дошкольное отделение №4