Речевая игра на тему части тела. Конспект занятия по развитию лексико-грамматической стороны речи в средней группе. Тема: «Части тела» с использованием речедвигательных упражнений и пальчиковых игр. Речевая подвижная игра

Гомзяк О., учитель-логопед.

  • Коррекционно-образовательные:

    Учить дифференцировать глаголы совершенного и несовершенного вида, образовывать возвратные глаголы.

    Коррекционно-развивающие:

    Закреплять умение образовывать существительные с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов;

    Развивать словарь антонимов;

    Закреплять знания о назначении частей тела.

    Коррекционно-воспитательная:

    Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, стремление радовать старших хорошими поступками.

    Оборудование: предметная картина с изображением человека, сюжетные картинки к играм.

    Ход занятия:

    1. Организационный момент.

    Игра “Назови ласково”

    Сядет тот, кто назовет ласково:

    голова - нос - руки - грудь -

    лоб - подбородок - локти - спина -

    брови - рот - пальцы - живот -

    ресницы - язык - ногти - ноги -

    глаза- горло- плечи- колени -

    затылок - зубы - шея - пятки -

    щеки - губы - уши - лопатки -

    2. Объявление темы.

    Сегодня на занятии мы будем говорить о человеке, о строение его тела и о том, какие они люди.

    3. Вводная беседа.

    Взрослые и дети, мальчики и девочки это люди. Их тела устроены по одному принципу, но при этом различаются между собой. Тело напоминает мудрый механизм, который способен выполнять множество различных функций. С его помощью мы можем смеяться, плакать, говорить, бегать, думать, работать и играть. Двух абсолютно одинаковых людей не бывает. Люди из одной семьи больше похожи друг на друга, чем на других. Близнецы обладают наибольшим сходством.

    Человеческое тело состоит из различных частей. Внутри тела человека находятся мягкие части, называемые органами, постоянно занятые работой. Каждый орган имеет особые обязанности и выполняет их, чтобы наше тело нормально работало. Все органы взаимодействуют друг с другом, как детали машины.

    4. Развитие лексико – грамматических категорий.

    Игра “Что делает, а что сделал, сделала?”

    Покажите и расскажите, где действие еще совершается, а где уже совершилось. (По картинкам)

    Мыла - вымыла вешает - повесила

    Рисует – нарисовал умывается – умылся

    Одевается – оделся прячется – спрятался.

    Прыгает -перепрыгнул наливает – налил

    Ест – съел бросает – бросила и т.д.

    Игра “Расскажи о себе”

    Ребята! Я буду говорить о других, а вы мне в ответ расскажите о себе. (По заданию логопеда)

    Девочка купается, а я купаюсь и т.д.

    Игра “Скажи наоборот”

    А теперь на заданное слово, подберите слово наоборот.

    Добрый - … (злой), большой – маленький, высокий - низкий, толстый – худой, больной – здоровый, друзья – враги, одеваться - раздеваться, трудиться – лениться, старый – молодой, веселый – грустный, чистый – грязный, аккуратный - неряшливый, входит – выходит, залезает – слезает.

    Игра “Справа, выше, ниже”

    Рассмотрите троих друзей, которые изображены на картине. Обратите внимание на их рост, возраст, где они стоят по отношению друг к другу. А теперь составьте предложение, используя слово справа (слева, выше, ниже, между, старше, моложе).

    Физкультминутка.

    Ах ты, девочка чумазая, Качают головой.

    Где ты носик так измазала? Касаются кончика носа указательным

    Кончик носа черный.

    Будто закопченный. Качают головой.

    Я на солнышке лежала, Руки над головой, пальцы растопырены.

    Нос кверху держала. Голову запрокидывают назад,

    Вот он и загорел. к воображаемому солнцу.

    К заданному слову подберите слово, которое обозначает часть тела человека:

    Видят- слышат- работают- бегают-

    Дышит- жуют- стоят- машут-

    Игра “Два, две”

    Что у человека бывает по паре. Назовите эти части тела, используя слова два, две.

    Игра “Назови части тела человека, которых нет у домашних животных”

    А теперь подумайте и скажите, каких частей у домашних животных не бывает, а у человека они есть.

    Лицо, подбородок, ладони, пальцы, ногти, локти, руки, плечи).

    Игра “Узнай по описанию” или “Какой, какие?”

    Вы много узнали о частях тела человека, и вам будет нетрудно догадаться, о чем я говорю:

    Красивые, серые, зеленые, голубые, большие (что?) - глаза.

    Густые, длинные, короткие, блестящие, вьющиеся, пышные - волосы.

    Большой, конопатый, орлиный, маленький, горбатый – нос.

    Пухлые, розовые, узкие, большие – губы.

    5. Итог занятия.

    О ком говорили на занятии?

    Как должны относиться люди друг к другу?

    Что можно сказать о человеке, какой он?

    Материал для закрепления вне занятий логопеда.

    Лексико – грамматические игры.

    Игра “Назови части тела”

    Части тела: голова, руки, ноги, туловище.

    Части головы: волосы, лицо, лоб, брови, ресницы, нос, щеки, рот, губы, зубы, подбородок.

    Части туловища: шея, плечи, живот, спина.

    Игра “Назови ласково”

    голова - нос - руки - грудь -

    лоб - подбородок - локти - спина -

    брови - рот - пальцы - живот -

    ресницы - язык - ногти - ноги -

    Игра “Подбери предмет” (часть тела)

    Видят- слышат- работают- бегают-

    Дышит- жуют- стоят- машут-

    Трогают- нюхает- говорит- пишут-

    Игра “Два, две”

    Парные части тела: две брови, два глаза, две щеки, два уха, два плеча, две руки, два локтя, две ладони, две ноги, два колена, две пятки, две ступни).

    Игра “Мой, моя, мои”.

    Мой – нос, язык, рот и т.д.

    Моя – рука, нога, голова и т.д.

    Мои - руки, плечи, ноги, уши и т.д.

  • Вы обеспокоены состоянием речи своего малыша? Вашему ребенку 4 года, но его речь малопонятна для окружающих? А может, ему уже 5 лет, но он неправильно произносит отдельные звуки, заменяет другими или совсем их пропускает?

    Первое, что нужно сделать - это проконсультироваться с логопедом и следовать его рекомендациям, так как артикуляционная гимнастика только готовит речевые органы к постановке звуков, но не ставит их!

    Родители часто бывают необьективными в оценке речи своего ребенка, и им даже может нравиться "детская" речь ребенка, а некоторые родители поощряют "сюсюканье", что абсолютно недопустимо.

    Опытный специалист поможет вам не упустить момент, когда нужно серьезно аняться исправлением звукопроизношения.

    Чтобы родителям было удобно следить за своевременным появлением в речи ребенка звуков, мы предлагаем таблицу, в которой даны примерные сроки окончательного усвоения детьми гласных и согласных звуков.

    Из таблицы видно, что к 5-6 годам ребенок должет овладеть правильным произношением всех звуков речи. Если этого не произошло, то мы не можем говорить о так называемом возрастном косноязычии, когда отсутствие некоторых звуков или их замена допустимы и не вызывают серьезных опасений.

    Задержка в своевременном появлении звуков говорит о том, что существуют особые причины, мешающие ребенку самостоятельно овладеть звуками. Нарушения, недостатки, дефекты произношения требуют специальной логопедической помощи.

    Ели Вы занимаетесь артикуляционной гимнастикой с ребенком 4 лет, то это поможет ему своевремено овладеть правильным звукопроизношением, а детям 5-6 лет - подготовить артикуляционные органы к постановке тех звуков, которые он самостоятельно освоить не смог.

    Перед тем как приступить к занятиям, вы должны чётко знать, какие звуки у ребёнка нарушены; знает ли он названия частей своего тела, артикуляционных органов и как ориентируется в них.

    Попросите ребёнка показать (и покажите вместе с ним) верхнюю и нижнюю губу, верхние и нижние зубы, кончик языка, передние и боковые зубы, нёбо, подбородок, уголки рта, правую и левую щёки.

    Знание частей тела и лица можно закрепить в играх.

    Игра "Сказочка-указочка"

    Взрослый читает стихотворение и вместе с ребёнком показывает части лица и артикуляционные органы. Не устала ты пока,
    Покажи, моя рука:
    Это - правая щека,
    Это - левая щека.

    Ты сильна, а не слаба,
    Здравствуй, верхняя губа,
    Здравствуй, нижняя губа,
    Ты не меньше мне люба!

    Есть у губ одна черта -
    В них улыбка заперта:
    Вправо - правый угол рта,
    Влево - левый угол рта.

    Подбородок тянем вниз,
    Чтобы с челюстью отвис.
    Там - к прогулкам не привык -
    Робко прячется язык.

    А вокруг-то - целый ряд
    Зубки нижние стоят:
    Боковые слева, справа,
    Впереди - зубов оправа.

    Нёбо вместо потолка
    Есть во рту у языка.
    А когда открылся рот,
    Язычок пошёл вперёд.

    Интересная картинка:
    Есть и кончик, есть и спинка,
    Боковые есть края -
    Всё про ротик знаю я!

    Игра "Всё за мною повторяй, только не показывай щёки (нос, живот, зубы...)"

    Цель. Проверить знание частей тела и лица, развивать внимание.

    Ход. Взрослый в достаточно быстром темпе называет и показывает части тела и лица, пытаясь "перехитрить" ребёнка. Ребёнок должен быть внимательным и не показывать "запрещённую" часть тела или лица.

    Прежде чем приступить к выполнению артикуляционных упражнений, вы должны выяснить, как ваш ребёнок ориентируется в пространстве: может ли он показать, что находится справа, слева, впереди, сзади, наверху, внизу; различает ли он правую и левую руки. Без этого выполнение артикуляционной гимнастики невозможно или крайне затруднительно для ребёнка.

    Игра "Весёлые фигуры"

    Детям даются поручения. Например:
    1. "Правую руку вытяни вперёд, а левой рукой закрой левый глаз".
    2. "Левой рукой возьмись за правое ухо, а правой рукой - за левое".
    3. "Левую руку положи на затылок, правую на живот, а правую ногу поставь на пятку".
    Далее всё зависит от вашей фантазии. Играйте вместе с ребёнком.

    Упражнение "Наши руки"

    Это упражнение выполняется с маленькими каучуковыми шариками.
    Эта ручка - правая (мячик на ладошке),
    Это ручка - левая (мячик на ладошке),
    Я на мячик нажимаю
    И зарядку делаю:
    Будет сильной правая (сжимаем мячик в правом кулачке),
    Будет сильной левая (в левом),
    Будут ручки у меня
    Ловкие, умелые (катаем шарик между ладошками).

    Упражнение "Зарядка"

    Выполняем движения в соответствии со стихотворением.

    Руки в стороны, в кулачок,
    Разожмём и на бочок (то есть на пояс).
    Руки вверх, в кулачок, Разожмём и на бочок.
    Руки вперёд, в кулачок, Разожмём и на бочок.
    Руки к плечикам, в кулачок, Разожмём и на бочок.

    Упражнение "Фокусник"

    Выполняется с каучуковым мячиком. Способствует развитию мелкой моторики и ориентации в пространстве, правильному пониманию предлогов (мы обязательно их используем, объясняя упражнение артикуляционной гимнастики).
    За рукой (мяч прячется от зрителя за ладонью и придерживается большим пальцем) и под рукой (прямая кисть ладонью вниз, большой палец придерживает мяч).
    Из-под кисти на покой (мяч берётся второй рукой из-под ладони державшей его руки и кладётся на тыльную часть кисти).
    Над рукою мяч кружит (одна кисть прямая, ладонью вниз, другая рука с мячиком кружится над нею),
    От неё теперь бежит (рука с мячом как бы уходит от другой руки).
    Между пальцев подержи (соответственно),
    И в ладошку положи (соответственно).
    Вдоль ладони (катим от кончиков пальцев к середине ладони),
    Через палец (перекатываем через лежащий на ладони большой палец).
    И вокруг запястья танец (обводим вокруг запястья одной руки).

    "Логопедические упражнения. Артикуляционная гимнастика." Т.А. Воробьёва, О.И. Крупенчук

    Аннотация: Лексико-грамматическое занятие в средней логопедической группе по теме «Части тела». Материал, отобранный для занятия, соответствует возрасту детей, доступен для понимания, насыщен игрой и наглядностью, предполагает активную деятельность детей. Использовалась презентация, художественное слово (стихотворение), речевые упражнения, которые способствовали накоплению и уточнению словаря детей, дыхательные упражнения. Обращалось внимание на формирование у детей навыков учебной деятельности: умение слушать и слышать указание педагога, работать в определённом темпе.

    Конспект НОД по образовательной области «Речевое развитие»

    Тема: «Части тела»

    Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».

    Программные задачи:

    Образовательная область «Речевое развитие»:

    1. Расширять и активизировать глагольный словарь по лексической теме «Части тела».
    2. Закреплять умение образовывать форму множественного числа существительных.
    3. Закреплять умение практические употреблять в речи предлог –на.

    Образовательная область «Познавательное развитие»:

    1. Учить названия основных частей тела, их функции, различать правую — левую руку и ногу.
    2. Развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание и память.

    Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

    • Продолжать работу по формированию доброжелательных взаимоотношений между детьми, умение работать коллективно.

    Образовательная область «Физическое развитие»:

    • Развивать общую моторику и мелкую моторику кистей рук.

    Оборудование:

    • картинки с изображением частей тела, кукла, зеркало.

    Ход НОД

    1. Открытый вход в деятельность

    Логопед просит детей сесть полукругом и поздороваться друг с другом, кивая головой.

    2. Вводно — организационный

    К нам в гости пришла кукла. Поздоровайтесь с куклой и послушайте, какое стихотворение она вам прочитает:

    Это руки – хлоп, хлоп.
    Это ноги – топ, топ.
    Там спина, тут живот,
    Наверху голова.
    Это шея у меня.
    Полюбуйтесь – это Я.

    3. Мотивация на деятельность

    Педагог просит детей посмотреть в зеркало и показать те части, про которые рассказала кукла (руки, ноги, спина, живот, голова, шея)

    Все, что мы сейчас назвали и показали, называется – части тела. Сегодня мы свами поговорим о частях нашего тела.

    4. Работа по теме. Расширение имеющихся знаний

    Д/и «Покажи и назови»

    Педагог просит детей показать и назвать у куклы:

    Где голова? (Вот голова).
    - Где шея?
    - Где рука?
    - Где нога?
    - Где спина?
    - Где живот?

    Д/и «Один-много»

    Педагог называет существительное, обозначающее одну часть тела, дети образуют форму множественного числа существительного. (На примере 2 кукол).

    Д/и «Что, где находится?»

    Логопед спрашивает у детей:

    Что есть у вас на голове? (На голове волосы, глаза, уши и т.д.)

    Что на руке?

    Что на ноге?

    Что на туловище?

    5. Динамическая пауза

    Где же, где же наши руки?
    Где же наши руки? (дети прячут руки за спину)
    Вот, вот наши руки. Вот наши руки. (показывают руки и делают фонарики)
    Где же, где же наши ноги. Где же наши ноги?
    Вот, вот наши ноги. Вот наши ноги. (топают ногами)
    Где же, где же наши дети?
    Где же наши дети? (дети закрывают лицо руками)
    Вот, вот наши дети Вот наши дети. (дети хлопают в ладоши)

    6. Знакомство с новым материалом

    Д/и «Наоборот»

    Логопед предлагает детям потрогать мел и посмотреть, какие у них руки. У меня руки чистые, а у вас? (грязные)

    Опустить руки в воду. У меня руки сухие, а у вас? (мокрые)

    Положить руки на грелку. У меня руки холодные, а у вас? (горячие)

    7. Практическая деятельность

    Д/и «Чего нет у куклы?»

    Детям раздаются карточки с изображением куклы, у которой нарисованы отдельные части тела, педагог спрашивает:

    Что забыл нарисовать художник у куклы? (У куклы нет руки. У куклы нет волос. И т.д.)

    8. Открытый выход из деятельности

    Молодцы, ребята, мы сегодня говорили о частях тела. Всех, кто хорошо занимался, я поглажу по головке.

    Бикмаева А.Н.,
    учитель-логопед

    Конспект занятия по развитию лексико-семантических компонентов речи детей логопедической подготовительной группы на тему: «Части тела человека»

    Описание материала: Предлагаю Вам конспект занятия по развитию лексико-семантических компонентов речи детей логопедической подготовительной группы на тему: «Части тела человека». Данный материал будет полезен учителям-логопедам, воспитателям детского сада.

    Цель:
    Тренинг коррекции мышления на основе операция распознавания.
    Закрепить знания детей о частях тела человека, их назначении, бережном отношении к ним.
    Упражнять в составлении и употреблении в речи сложных предложений с предлогом «для»; употребление грамматической категории дательного падежа.
    Упражнять в употреблении разных значений многозначных слов.
    Продолжать знакомство с фразеологическими оборотами.
    Активизировать словарь детей, развивать умение правильно строить предложения, логически мыслить.
    Оборудование: плакат о строении человека; картинки с изображением частей тела человека; макет паутинки и восьмерок для гимнастики глаз, трафареты человеческого тела, цветные карандаши, магнитофон, кассета, картинки на многозначность: нос, язык.

    Ход занятия.
    I.Организационный момент
    Сегодня на занятии будет много интересного и полезного. Садитесь поудобнее:
    II. Я хочу загадать вам загадки:
    1.Два соседа – непоседы.
    День на работе, ночь – на отдыхе. (Глаза).
    2.Если б не было его, не сказал бы ничего. (Язык).
    Многозначность слова: язык.
    3.Между двух светил я в середине один. (Нос).
    4. Всю жизнь ходят в обгонку,
    А обогнать друг друга не могут. (Ноги).
    5. У двух матерей по пять сыновей,
    Одно имя всем. (Пальцы, руки).
    - Ребята, скажите, о чем я загадывала загадки? (О частях тела человека)
    Вот сегодня мы поговорим об этом на занятии.
    III. Но сначала я хочу вам рассказать рассказ (шуточный) «Голова».
    - Послушайте внимательно.
    Жила – поживала голова. Вверху у нее было темя, сзади – затылок, по бокам были уши, а впереди лицо. У головы был трон – шея. А шея с туловищем дружила, шея туловищем дорожила. У туловища были руки и ноги. У рук были лопатки, а у ног пятки. У рук были локти, а у пальцев – когти. Все части тела важны, все части человеку нужны!
    IV. Ребята, скажите, о каких частях тела идет речь, в этом рассказе?
    Ответы детей.
    - Как вы думаете, для чего человеку нужны глаза? (Для того, чтобы видеть окружающий мир..)
    - Как нужно беречь глаза? (Не смотреть близко телевизор..)
    - Да, ребята, глаза очень часто устают и им нужно давать отдохнуть.
    Давайте сейчас сделаем гимнастику для глаз.
    Объясните значение фразы: В чужом глазу соринку видим, а в своем бревна не замечаем.
    V. Упражнение «Стрельба глазами; поморгать глазами; последить глазками за паучком, который передвигается по паутинке, разноцветным восьмеркам.»
    - Ребята, а для чего нужны уши? (Ответы детей).
    - Как нужно их беречь? (Ответы детей).
    Объясните фразеологический оборот: Медведь на ухо наступил.
    - Ребята, на мочке уха находится много сосудиков, которые помогают работать разным органам. Давайте мы потрем наши мочки пальчиками. (Это и уху приятно, и органам хорошо).
    - Ребята, а для чего нужен нос? (Ответы детей).
    - Как его нужно беречь? (Ответы детей).
    - Давайте правильно подышим (диафрагмальное дыхание; шумный вдох и медленный под счет до 5 выдох).
    - Многозначность слова: нос.
    Объясните выражения: «Не суй нос не в свое дело», «Заруби себе на носу».
    - Для чего нам нужны руки?

    - Фразеологический оборот «Золотые руки»
    - Для чего нужны ноги?
    - Как их беречь? (Ответы детей).
    Упражнение на осанку «Дерево».
    VI. Чтение стихотворения Маршака.
    Одна дана нам голова,
    А глаза два и уха два.
    И два виска, и две руки,
    Зато один и нос и рот.
    И будь у нас наоборот
    Одна нога, одна рука,
    Зато два рта, два языка –
    Мы только бы и знали,
    Что ели и болтали.
    VII. - Ребята, скажите, пожалуйста, чего у человека по 2? (По 2 органа?) (Ответы детей).
    - Чего у человека по 1? (Ответы детей).
    VIII. А сейчас мы поиграем в игру «Четвертый лишний». Слушайте внимательно.
    Голова, шапка, ладонь, шея
    Воротник, пальцы, нога, ладонь
    Нога, стопа, колено, сапоги
    Глаза, нос, очки, ладонь
    IX. Физкультминутка.
    X. – Ребята, а сейчас подумайте и ответьте:
    1. Сколько глаз у двух детей? (У двух детей четыре глаза).
    2. Сколько ушей у трех мальчиков?
    3. Сколько пальцев на двух руках?
    4. Сколько пальцев на правой ноге?
    5. Сколько носов у четырех мальчиков?
    6. Сколько пальцев на двух руках и двух ногах?
    XI. А сейчас поиграем с пальчиками, приготовим их к следующему заданию. (Пальчиковая гимнастика).
    XII. А сейчас мы с вами обведем контур фигуры человека и дорисуем недостающие части. Будьте внимательны. Смотрите друг на друга и вспоминайте.
    Дети обводят и дорисовывают под спокойную музыку.
    XIII. Итог занятия.
    Посмотрите, какие красивые люди у нас получились. Мы сегодня поговорили о частях тела человека, поиграли в разные игры и убедились, что все части человеку очень нужны, все для него важны.
    Занятие окончено. Всем спасибо.

    Конспект НОД в подготовительной группе компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи