Конспект занятия по логопедии Дифференциация звуков - в слогах, словах. Развиваем речь в движении. Индивидуальное занятие. Специальный комплекс упражнений для правильного произнесения свистящих звуков Индивидуальных логопедических занятий свистящие звуки

Подготовила: учитель - логопед Ревина Ирина Алексеевна
г.Пенза Пензенской области МБДОУ №52 Филиал №2

Цель: Автоматизация звука [с].

Задачи:

коррекционно-образовательная:

  • Автоматизировать звук [с] изолированно, в слогах, словах, предложениях, чистоговорках.

коррекционно-воспитательная:

  • Воспитывать усидчивость, интерес к занятию, нравственные качества.

коррекционно-развивающая:

  • Развивать подвижность артикуляционного аппарата, мелкую моторику, внимание, память, мышление, дыхание, умение регулировать силу воздушной струи.

Оборудование: предметные картинки, картинки с изображением Красной Шапочки, волка, лабиринт.

Речевой материал: слоги, слова, предложения, загадка, чистоговорка.

План занятия:

1.Организационный момент (1 мин.)

2.Развитие артикуляционной моторики (2 мин.)

3.Развитие мышления (2 мин.)

4.Развитие дыхания (1 мин.)

5.Произнесение звука изолированно, развитие умения регулировать силу воздушной струи (1 мин.)

6.Автоматизация звука в слогах (1 мин.)

7.Физминутка (1 мин.)

8.Автоматизация звука в словах (2 мин.)

9.Автоматизация звука в предложении (1 мин.)

10.Автоматизация звука в чистоговорке (2 мин.)

11.Итог занятия (1 мин.)

Ход занятия.

1.Организационный момент.

Здравствуй, какое у тебя настроение? (Хорошее). Давай улыбнёмся друг другу. Начнём наше занятие. У меня есть знакомая девочка, зовут её… Ты узнаешь, когда отгадаешь загадку.

Бабушка девочку очень любила
Шапочку красную ей подарила.
Девочка имя забыла свое.
А ну, подскажи-ка имя ее. (Красная Шапочка).

(Появляется изображение Красной Шапочки). Ты знаешь сказку о Красной Шапочке? (Да). Мама сказала девочке отнести бабушке гостинцы, так как самой маме срочно нужно уйти по делам, и она никак не успеет сходить к бабушке. Но Красная Шапочка боится, что волк её съест и просит нас проводить её до домика бабушки. Давай проводим её. (Давайте).

2.Развитие артикуляционной моторики.

Подождём, пока Красная Шапочка соберётся в дорогу и испечёт блинов. А как она это делает, сейчас покажем.

Красная Шапочка проснулась рано утром с отличным настроением, широко улыбнулась (упражнение «Улыбочка») и пошла чистить зубки (делать упражнение «Чистим зубы» 5 раз).

Вспомнила Красная Шапочка, что ей нужно напечь блинов для старенькой бабушки, и отправилась она месить тесто. («Накажем непослушный язычок» 5 раз).

Тесто получилось что надо, и напекла Красная Шапочка вкусных блинов! (Упражнение «Лопаточка»).

Подумала Красная Шапочка, раз она сама не позавтракала ещё, а путь к бабушке нелёгкий, ничего страшного не случится, если она съест два блинчика. Достала она к блинчикам вкусное малиновое варенье. Да пока ела, испачкала губы. Надо их аккуратно облизать. С улыбкой, не закрывая ротика, «слизни» варенье с верхней губы (5 раз).

Запила она всё чаем из чашечки (упражнение «Чашечка»). Ой, как же сытно поела Красная Шапочка (упражнение «Оближем губы»). Пора к бабушке отправляться.

3.Развитие мышления.

Путь наш будет пролегать через лес и полянку, на окраине которой и стоит дом бабушки.

Мы с Красной Шапочкой договорились встретиться у большой ели. Будем её ждать.

Но Красная Шапочка не зря волнуется, волк уже прибежал в лес и ждёт её. Проводи Красную Шапочку по безопасной дорожке. Проведи линию карандашом по той дорожке, которая приведёт Красную Шапочку к ели, а не к волку и на дороге ей не должны встретиться преграды.

4.Развитие дыхания.

Красная Шапочка добралась и благодаря тебе не встретила волка. Отправляемся в путь. Чувствуешь, какой в лесу чистый воздух, давай подышим спокойно. Вдохнём воздух через нос, задержим его и выдохнем через рот (3 раза).

5.Произнесение звука изолированно, развитие умения регулировать силу воздушной струи.

Вдруг поднялся сильный ветер. Давай покажем это. Как свистит ветер? (Ребёнок произносит звук [с], сильно выдыхая). Свисти сильно, ведь ветер сильный. Ветер стих, пускай слабый ветер. (Ребёнок произносит звук [с], слабо выдыхая).

6.Автоматизация звука в слогах.

Красная Шапочка очень хорошо поёт, повторяй её любимую песню.

са-са, сы-сы, ас-ас, ис-ис, аса, ысы

7.Физминутка.

Шли мы лесом. (указательный и средний пальцы правой руки «шагают» по столу)

Крались полем. (указательный и средний пальцы левой руки «шагают» по столу)

Ловко брасом

Плыли морем. (ребром правой руки провести по столу волнистую линию)

Отдохнули - (ладони положить на стол)

Снова плыли. (ребром левой руки провести по столу волнистую линию)

Только, куда шли

Забыли. (разведение рук в стороны, изображение мимикой лица недоумение).

Но мы же помним, куда идём. Куда же мы идём? (К бабушке Красной Шапочки).

8.Автоматизация звука в словах.

Вот и вышли мы на полянку, а на ней цветов видимо-невидимо.

Красная Шапочка собрала целый букет цветов. Назови, какие цветы в букете? (Картинки).

Смородина, астра, ирис, крокус, нарцисс, флокс, гладиолус.

Что-то здесь не так, не только цветы собрала Красная Шапочка, что здесь лишнее? (Смородина). А смородина это что? (Ягода).

9.Автоматизация звука в предложении.

Повтори, что собрала Красная Шапочка.

Красная Шапочка собрала прекрасный букет из цветов и ягод.

10.Автоматизация звука в чистоговорке.

(Появляется изображение волка). Волк выследил нас, давай защитим Красную Шапочку и прогоним его. Повторяй за мной.

СА-СА-СА, СА-СА-СА - УКУСИЛА В НОС ОСА!

СО-СО-СО, СО-СО-СО - СТАЛ МОЙ НОС, КАК КОЛЕСО!

СЫ-СЫ-СЫ, СЫ-СЫ-СЫ - НЕ БОЮСЬ Я ЗЛОЙ ОСЫ!

СУ-СУ-СУ, СУ-СУ-СУ - Я ОСУ В РУКЕ НЕСУ!

Вот так, волк, никого мы не боимся, ни осы, ни тебя. Уходи. Волк понял, что Красная Шапочка под защитой и ушёл.

А вот и дом бабушки Красной Шапочки. Красная Шапочка подарила бабушке букет, собранный ею. Бабушка очень обрадовалась такому подарку. А ещё она очень рада, что Красная Шапочка добралась до неё целая и невредимая. Бабушка и Красная Шапочка благодарят нас за помощь. Бабушка за то, что мы не бросили её внучку в беде, приглашает нас к себе домой на обед.

11.Итог занятия.

Кому мы сегодня помогали на занятии? (Красной Шапочке). К кому мы с ней ходили? (К бабушке). Зачем? (Отнести блинов). Как ты думаешь, помогать другим нужно? (Да). Мы сделали доброе дело! Ты молодец!

Тема:

Цели:

Задачи:

Оборудование:

План занятия:

1. Организационный момент.

Ход занятия:

  1. Автоматизация звука [Ц]. Уточнение артикуляционного уклада звука [Ц], произнесение звука. Автоматизация звука [Ц]: Используется индивидуальный демонстрационный материал - картинки со звуком [Ц]: - в словах (в конце, начале, середине): боец, конец; цапля, цепь; овца, кольцо и пр.

5. Дифференциация звуков [С]- [Ц]. Динамическая пауза (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действии; в данном случае, воспитанник должен в случае правильного произнесения звука в словах — сделать шаг вперед, двигаясь к обозначенной цели, шаг назад — если задание выполнено неверно): - проговаривание цепочек слогов, воспринятых на слух: са-ца, цо-со, су-су-цу и пр.

7. Автоматизация звука [Зь]. Уточнение артикуляционного уклада звука [Зь], произнесение звука. Автоматизация звука [Зь]: Динамическая пауза: (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действие) - проговаривание слов, насыщенных звуком [Зь]: зигзаг, зазимовать, зазеленеть и пр.; В статическом положений у зеркала: — в словосочетаниях: зеленые зерна, змея ползет по земле и пр.

8. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.

Просмотр содержимого документа
«Конспект индивидуального занятия по автоматизации свистящих звуков.»

Конспект индивидуального логопедического занятия.

Тема: «Автоматизация свистящих звуков».

Цели: закрепление навыка правильного произнесения звуков [С], [Сь], [З], [Зь], [Ц].

Задачи: развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания, автоматизация навыков правильного произнесения свистящих звуков, введение звуков в речь ребенка, развитие внимания и памяти, фонематического восприятия.

Оборудование: индивидуальный наглядный материал.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Автоматизация звука [С] в словах, словосочетаниях, простых предложениях.

3. Автоматизация звука [Сь] в словах, словосочетаниях.

4. Автоматизация звука [Ц] в словах.

5. Дифференциация звуков [С]-[Ц] в слогах.

6. Автоматизация звука [З] в словах, словосочетаниях, предложениях.

7. Автоматизация звука [Зь] в словах, словосочетаниях.

8. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.

Ход занятия:

    Организационный момент. Артикуляционная гимнастика: «Улыбка», «Трубочка», «Лопатка», «Киска сердится», «Чистим зубки», «Дудочка», «Ветерок».

    Автоматизация звука [С]. Уточнение артикуляционного уклада звука [С], произнесение звука. Автоматизация звука [С]: - в словах, насыщенных звуком [C]: сосулька, состав, способ, спуск, соска и пр.; - в словосочетаниях: стеклянный стакан, соленый суп, спелая капуста, смелый солдат и пр.; - в предложениях: смелый солдат спешит сражаться, у стола стоит стул, рассаду высадили в саду, скоро вставать и пр.

    Автоматизация звука [Сь]. Уточнение артикуляционного уклада звука [Сь], произнесение звука. Автоматизация звука [Сь]: Динамическая пауза (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действие; в данном случае, воспитанник должен в случае правильного произнесения звука в словах, сделать шаг вперед, двигаясь к обозначенной цели): - проговаривание слов, насыщенных звуком : синий, сельдь, система, соседи, спасибо и пр.; В статическом положений у зеркала: - в словосочетаниях: веселые гуси, синие васильки, десять слов и пр.

    Автоматизация звука [Ц]. Уточнение артикуляционного уклада звука [Ц], произнесение звука. Автоматизация звука [Ц]: Используется индивидуальный демонстрационный материал – картинки со звуком [Ц]: - в словах (в конце, начале, середине): боец, конец; цапля, цепь; овца, кольцо и пр.

Игра «Чего не стало» - на развитие внимания и памяти, отработка грамматических категорий: родительный падеж единственного числа имен существительных: - в словах с насыщенных звуком [Ц]: целуется, целится, цепляется и пр.;

5. Дифференциация звуков [С]- [Ц]. Динамическая пауза (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действии; в данном случае, воспитанник должен в случае правильного произнесения звука в словах - сделать шаг вперед, двигаясь к обозначенной цели, шаг назад - если задание выполнено неверно): - проговаривание цепочек слогов, воспринятых на слух: са-ца, цо-со, су-су-цу и пр.

6. Автоматизация звука [З]. Уточнение артикуляционного уклада звука [З], произнесение звука. Автоматизация звука [З]: - в словах, насыщенных звуком [З]: зазывала, заноза, зазубрина и пр.; - в словосочетаниях: знакомая музыка, знание языка, забыли зонт и пр.; - в предложениях: у Зои новый зонт, звучит знакомая музыка, Захар заехал на завод и пр.

7. Автоматизация звука [Зь]. Уточнение артикуляционного уклада звука [Зь], произнесение звука. Автоматизация звука [Зь]: Динамическая пауза: (ребенок проговаривает речевой материал, выполняя при этом то или иное действие) – проговаривание слов, насыщенных звуком [Зь]: зигзаг, зазимовать, зазеленеть и пр.; В статическом положений у зеркала: - в словосочетаниях: зеленые зерна, змея ползет по земле и пр.

8. Итог занятия. Оценка деятельности ребенка.

Автоматизация звуков с использованием мнемодорожек.


Автоматизация свистящих и шипящих звуков.
Описание материала: предлагаю эффективный прием работы над свистящими и шипящими звуками на этапе их автоматизации в стихах с помощью мнемотехники (совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций). За основу работы были взяты стихи собственного сочинения. Данная техника (мнемодорожки), позволит автоматизировать звуки в более короткий срок, одновременно, развивая такие высшие психические процессы, как память, внимание, логическое мышление, пространственные ориентировки. Поможет логопедам, учителям, воспитателям, внимательным родителям активизировать внимание детей и долгое время поддерживать их интерес к закреплению уже «надоевших» звуков, превратить скучную работу в увлекательное интересное занятие, ведь ребенок может пользоваться как готовыми схемами, так и сам рисовать картинки, соединяя их в один сюжет.
Цель: повышение эффективности занятий по закреплению звуков.
Задачи:
- учить правильной артикуляции и характеристике изучаемых звуков
-развивать артикуляционную моторику;
-мелкую моторику
-фонематические процессы;
-лексико-грамматический строй речи;
-связную речь;
-развивать психические функции(внимание, память, мышление, ориентировку в пространстве)
-воспитывать положительное отношение к учебе
-любовь к родному языку.

Автоматизация свистящих звуков:
(СЬ-С)
Сено, сено мы косили
И на сеновал возили.

Серый селезень сегодня
Семечек себе купил.
Серый селезень сестренку
Семечками угостил.

Строили строители
Новый стадион.
Хоккеистов, футболистов
Скоро примет он.

Куст смородины растет
Спелых ягод принесет.
Красных ягод соберем,
Песню радостно споем.

(ЗЬ-З)
Зефир купила Зина
У дома в магазине.
Друзья на чай с зефиром
Придут сегодня к Зине.

Тузик на земле лежал
И хозяйку свою ждал.
В лес пойдут они гулять
Землянику собирать.

Заяц и зайчиха
покрасили забор,
А зайчата на забор
нанесли узор.

Зонт спасает от дождя
Как закапал – открывай.
Если слякоть и гроза
Ты его не забывай.

(Ц)
Из колодца мы водицу
Для цыплят своих несем,
И в корытце мы водицу
Им прохладную нальем.

Скворцы - певцы
Концерт дают,
А цапли им
цветы несут.

Автоматизация шипящих звуков:
(Ш)
Шапку, шубу на зиму
Шурочке купили.
И про шарф из шерсти
Тоже не забыли.

Шустрая шиншилла
Шубку обновила.
Шарф еще себе нашла
И гулять она пошла.

(Ж)
Медвежонок ждет на ужин
Жабу, ежика, ужа.
Приготовил свежий тортик
Из медового коржа.

Жук жужжит ужу на ушко.
Неужели еж пропал?!
Он мне джем сегодня утром
Ежевичный обещал

(Ч)
Вчера черепаха учила
Черепашонка считать,
Четыре часа объясняла
Как складывать и вычитать

Чайник на печи стоит
Скоро, скоро закипит.
К чаю ждут нас калачи,
Пончики и куличи.

(Щ) )
Мы с товарищем тащили
Щуку из реки.
Будет вечером уха,
А не просто щи.

Щавель кислый соберем,
Щи готовить мы пойдем,
Еще покрошим овощей,
Не бывало щей вкусней.

Конспекты по лексической теме "Транспорт" для детей 4-5 лет, имеющих тяжелые нарушения речи


МБОУ Жирятинский районный ЦПМСС

Групповое занятие с дошкольниками подготовительной группы
Подготовила:
учитель – логопед
Проняева М. С.
с.Жирятино 2014г.
Цель: вырабатывать дифференциацию парных согласных звуков [д] и [т] с опорой на артикуляторные, зрительные, слуховые и моторные ощущения;
Задачи:
Образовательные
упражнять в умении давать характеристику звукам;
упражнять в умении выделять заданные звуки из слов;
учить детей дифференцировать звуки Т-Д;
Коррекционно - развивающие
развивать фонематический слух, внимание;
развивать связную речи и высшие психические функции (произвольное внимание, слуховую память, моторные навыки);
развивать мелкую моторику рук;
Воспитательные
воспитывать навыки самоконтроля при выполнении заданий, навыки самооценки.
Оборудование: ноутбук (с презентацией к занятию); индивидуальные зеркала; карандаш синего цвета (на каждого ребёнка); шариковая ручка (на каждого ребёнка); конверт (с благодарностью от Старичка Звуковичка); мяч; предметные картинки (тапки, радуга, душ, тушь, удочка, уточка, дрова); конверт (с письмом от Старичка Звуковичка), карточки с буквами Д(2шт) и Т.
Методы
Беседа, наглядно - практическиеХод занятия:
I. Вводная часть.
Логопед. Ребята сегодня на занятии у нас с вами много гостей. Давайте поприветствуем их.
Дети. Здравствуйте. Садятся на свои места.
1. На партах у каждого ребенка лежат карточки с буквами Д и Т.
- Сначала поднимут руки те, у кого на парте лежит буква, похожая на этот предмет (дом) (слайд №2).
- А теперь поднимут руки те, у кого на парте лежит буква, похожая на этот предмет (молоток) (слайд №2).
Прежде чем начать занятие вспомним и проговорим наше правило:
Каждый день, всегда, везде
На занятиях, в игре-
Верно, чётко говорим!
Никуда мы не спешим!
2. Сделаем гимнастику для язычка.
“Язычок проснулся, потянулся.
Лег на нижнюю губу и лежит, отдыхает.
Одну, две, три, четыре, пять минут лежит.
Направо посмотрел, налево посмотрел, направо – налево (5-6 раз). Побегал из стороны в сторону.
Вверх посмотрел, вниз посмотрел, вверх – вниз (5–6 раз).
Вышел язычок на улицу, сел на лошадку и поскакал. Быстро бежит лошадка, копытами цокает. А вы цокаете своими языками.
Сломалась лошадка. Язычок взял молоточек и починил лошадку – Д-Д-Д. (постучать кончиком языка за верхними зубами).
3. Ребята, а теперь поиграем с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика (звучит музыка Г.Соколова «Молоточки»). (слайд №3)
Строим домик для бельчат – тук да тук.
Раздается звонкий стук – д-д-д,
Молоточки стучат – д-д-д,
Дом надежный у бельчат.
Строим домик для зайчат – тук да тук.
Раздается тихий стук – т-т-т,
Молоточки стучат – т-т-т,
Дом надежный у зайчат.
Логопед. Ребята давайте вспомним, как звучали молоточки у зайчат? (Т-т-т)
А как звучали у бельчат? (Д-д-д)
Звуки одинаковые или разные? (Эти звуки разные)
Сегодня мы вспомним почему звуки Д и Т звучат по-разному.
II. Выделение и сравнение звуков Д и Т, узнавание данных звуков из ряда других.
1. Сравнение артикуляции звуков д-т. (слайд №4)
- Что такое артикуляция? (Это «работа» наших губ, зубов и языка)
Перед индивидуальными зеркалами дети поочередно произносят звуки д и т, наблюдают, в каком положении находятся губы, зубы и язык.
В тетрадях выполняются схемы:
д т

Вывод: звуки д и т одинаковые по артикуляции.
Сравнение «работы» голосовых связок.
Положить руку на горло и произнести поочередно звуки Д и Т.
Вывод: Звук д - звонкий (рисуем колокольчик), звук т – глухой (рисуем колокольчик и зачёркиваем его).
2. Дифференциация [т] – [д] (работа в тетрадях).
Подчеркни букву Д в ряду букв, букву Т обведите.
Д Т Т П А К Д Е В Я Д С М Ю Р Д Ч
Б Ж Х П Д Ы В Е У Д Б Т Д А Д Ц Д
Ж Д А Е Д Т П Д Р Г Д Ш К Д Т М В
Б д п т р в д и в д о а ы ф д т к п л д
Л п д т а в д ю ж и ы д к д х э п т д
Физминутка.
Проговаривание чистоговорок и выполнение движений.
Да-да-да – не ходи Вадим туда! (дети грозят указательными пальчиками)
Ду-ду-ду – все равно туда пойду! (шагают на месте)
Да-да-да – ой, холодная вода! (хлопают себя по рукам, выполняя движения « ямщика»)
Та-та-та – молоко есть у кота. (выполняют движения, имитирующие процесс наливания молока в мисочку)
Ту-ту-ту – рыбки хочется коту. (движения, имитирующие поглаживание кота)
Ты-ты-ты – любят рыбу все коты. (поглаживают себя по животам)
3. Игра «Найди лишнюю картинку». Различение звуков [Д], [Т] в словах. (слайды №6, №7)
Логопед.
А) Внимательно посмотрите на картинки. Назовите предметы, изображённые на них. А теперь выберите те предметы, в названии которых звук [Д] – отсутствует. (слайд №6)
Б) Внимательно посмотрите на картинки. Назовите предметы, изображённые на них. А теперь выберите те предметы, в названии которых звук [Т] – отсутствует.(слайд №7)
4. Игра «Эхо». Дифференциация [д-т] в слогах.
Дети поочередно ловят мяч и повторяют за логопедом слоговые цепочки.
Ььььь да – та – да то – до – то да – та – та – ду
ты – ды – ты ды – та – ды то – ды – то – то
та – да – та ту – до – ту та – ты – да – ды
ду – ду – ту до – то – да ду – до – ту – то
Том – дом Там – дам – там Тум – тум – дум
Дом – том –дом Дым – тым – дам 3. Выделение звуков [Д] и [Т] в словах. Дифференциация звуков в словах
– Сейчас поиграем в игру “Что где находится?»
Картинки: тапки, радуга, душ, тушь, удочка, уточка, дрова.
– Что находится в правом нижнем углу? Какой звук слышим в этом слове? (Радуга.)
– Что находится в верхнем левом углу? Какой звук слышим в этом слове? (Тапки). В слове тапки слышу звук т, он согласный, глухой
– Что находится в правом верхнем углу? Какой звук слышим в этом слове? (Душ.)
– Что находится в левом нижнем углу? Какой звук слышим в этом слове? (Тушь.)
– Что находится между тапками и тушью? (Уточка.)
– Что находится между душем и радугой? (Удочка.)
- Что находится в середине доски? (Дрова.)
– Молодцы! Вы хорошо справились с этим заданием.
III. Заключительная часть.
Логопед:
- С какими согласными мы работали сегодня? (С сог-ми Д и Т)
- Ребята вам пришло письмо, а от кого сейчас узнаем. Зачитывает. Награждает детей за работу

Индивидуальное занятие. Специальный комплекс упражнений для правильного произнесения свистящих звуков [С], [Сь], [З], [Зь], [Ц].

Цель: закрепить правильное произношение свистящих звуков изолировано.

1. Закрепление правильного выполнения артикуляционных упражнений;

2. Продолжать правильно формировать длительную направленную струю;

4. Развивать фонематический слух и фонематическое восприятие.

Оборудование: зеркало, предметные картинки.

Ход занятия

1. Организационный момент: Сегодня к нам в гости пришел Звукознайкин. Наш Звукознайкин все умеет. Он стихи сочиняет, картинки рисует, спортом занимается. А еще он правильно и красиво говорит. Он и тебя может этому научить. Звукознайкин откроет тебе страну красивых звуков. Звукознайкин любит повторять: «Звуки слушай ты внимательно и произноси старательно! Говори спокойно, внятно, чтобы было всем понятно». Послушай внимательно, что рассказывает он.

В нашей речи очень часто встречаются свистящие звуки. Их пять: с твердым звуком [с] ты уже познакомился. Твердый звук [с] ты произносишь в словах: санки, лиса, нос. Мягкий звук [сь] ты слышишь и произносишь в словах: семь, осёл, лось. Твердый звук [з] ты слышишь и произносишь в словах: замок, коза, ваза. Мягкий звук [зь] ты слышишь и произносишь в словах: зима, земля, газета. Всегда только твердый звук [ц] ты слышишь и произносишь в словах: цапля, птица, заяц (ребенок повторяет все слова за логопедом с изучаемыми звуками) . Звукознайкин предлагает тебе проверить, правильно ли ты произносишь эти звуки. Запомни! При произнесении звуков [С], [Сь], [З], [Зь], [Ц]: губы улыбаются, кончик языка находится за нижними зубами, боковые края языка плотно прижимаются к верхним коренным зубам, передняя часть спинки языка поднимается к верхним бугорочкам и образуют с ними щель, через которую по середине языка идет сильная холодная струя.

2. Артикуляционная гимнастика для свистящих звуков : Но прежде чем мы начнем произносить звуки, поиграем с нашим непослушным язычком (упражнения:

— «Лопаточка»: улыбнись, приоткрой рот. Положи широкий язык на нижнюю губу. Подержи его в таком положении, считая про себя до пяти.Язык лопаткой положи.И спокойно поддержи.Язык надо расслаблятьИ под счет его держать:Раз, два, три, четыре, пять!Язык можно убирать.
— «Накажем непослушный язычок»: «наказать» язык тебе помогут губы. Для этого тебе придется просто подразниться, вот так. Положи язык на нижнюю губу и произнеси: «Пя-пя-пя». Как будто верхней губой слегка пошлепал свой непослушный язык. Сделай так еще раз.На губу язык клади,«Пя-пя-пя» произноси,Мышцы расслабляются…Лопатка получается…Ты под счет ее держи…До пяти…до десяти…
— «Почистим зубки»: улыбнись, приоткрой рот, почисти кончиком языка нижние зубы, делая движения из стороны в сторону. Почисти еще раз старательно нижние зубы с внутренней стороны. Если получится, почисти верхние зубы. Проговаривай про себя:Чищу зубы, чищу зубыИ снаружи…и внутри…Не болели, не темнели,Не желтели чтоб они.
Твой язык станет сильным, если ты научишься выполнять упражнение «Язык-силач»: слегка улыбнись, приоткрой ротик, опусти широкий кончик языка к нижним передним зубам, упирай язычок в зубы.Язычок у нас силач –В зубы упирается,Сильно напрягается,Горкой выгибается.Силачу пора на отдых.Чтобы смог он полежать,Мышцы будем расслаблять.Чувствуешь спинка языка напрягается, даже выгнулась. Устал язык? Положи его расслабленным – лопаточкой – во рту, пусть отдохнет.
И последнее упражнение «Качели»: улыбнись, открой рот, как при звуке [а], опусти широкий кончик языка за нижние зубки (с внутренней стороны) и подержи под счет «раз». Подними широкий язык за верхние зубы и подержи под счет «два». Давай повторим ещё разок!На качелях я качаюсь:Вверх – вниз, вверх – вниз,Я до крыши поднимаюсь,А потом спускаюсь вниз.

Только следи, чтобы работал только язычок, а нижняя челюсть оставалась неподвижной. Ты научил свой язычок качаться.

3. [С]: ну а теперь посмотри на картинку. Звукознайкин отправился в лес, но по дороге домой колесо его велосипеда спустило. Помоги накачать колесо, изобрази насос: встань прямо, сожми пальцы в кулачки, поставь руки перед собой (а если делаешь упражнение сидя – опусти руки вдоль туловища) и делай руками движения вверх-вниз. Воздух выходит из насоса и свистит: с-с-с-с-с.
4. [Сь]: а сейчас помоги Звукознайкину заготовить дрова на зиму, начинаем вместе с ним пилить осинку: сь-сь-сь-сь. Слушай себя – мягко свистит пила: сь-сь-сь-сь.
5. [З]: в лесу много комаров – полным-полно, замучили они вас со Звукознайкиным, звенят и звенят над ухом. Большой комар летает и звонко звенит своим твердым голосом: з-з-з-з.6. [Зь]: Подразни комаров – позвени твердым и мягким голосом, а руки разведи в стороны и помаши ими как крыльями, долго маши, как будто надоедливый комар над тобой вьётся. А теперь представь, что ты маленький комарик: улыбнись широко, выгни спинку языка, мягко позвени голоском: зь-зь-зь.
7. [Ц]: представь, что в лес вдруг пришла весна. Все ей обрадовались, потому что весной оживает природа. Запели свои весенние песенки синички: ц-ц-ц – слышатся вокруг отрывистые звуки. Попробуй пропеть песенку синички: улыбнись открытой улыбкой, широкий кончик языка упирай в нижние зубки, переднюю часть языка прижимай к верхним зубам, посередине языка идет сильная короткая воздушная струя, поднеси руку к своему рту и почувствуешь сильную толчкообразную холодную струю воздуха. Давай немножко посвистим отрывистую песенку синички: ц-ц-ц-ц.

8. Итог занятия: давай повторим упражнения: накачай насос (с-с-с), спили осинку (сь), позвени, как комары это делают (з), просвисти песенку синички (ц). Умница! Может быть, у тебя еще и не всё получается, как следует. Поэтому чтобы научиться красиво и правильно произносить свистящие звуки, нужно и дальше тренировать свой язычок, с помощью упражнений, которые ты уже научился делать.