«Дифференциация звуков, ». Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе. Конспект логопедического занятия для начальных классов "дифференциация звуков и букв с-з" Конспект занятия на тему дифференциация звуков

Тамара Мужикина
«Дифференциация звуков [с], [з]». Конспект коррекционно-развивающего занятия в подготовительной группе

Конспект коррекционно-развивающего занятия

по формированию звукопроизношения

(подготовительная группа)

Тема: Дифференциация звуков [с], [з]

Цели занятия.

Коррекционно-образовательная:

Уточнять, активизировать словарь по теме «Дикие животные в зоопарке»;

Совершенствовать грамматический строй речи (упражнять в подборе родственных слов, закреплять употребление предлогов (с, за, из, из-за, из-под, совершенствовать навыки употребления имён существительных мн. числа родительного падежа.

Создать условия для формирования умения дифференцировать звуки С и З через развитие фонематического слуха и зрительного восприятия, тактильного контроля;

Развивать произносительные навыков через автоматизацию звуков С и З в предложениях и связной речи.

Способствовать совершенствованию навыков звукового анализа слов через выделение согласных звуков С и З на фоне слов;

Совершенствовать навыки звукового анализа слов, определения позиции звуков в словах.

Совершенствовать навык составления описательного рассказа по заранее составленному плану.

Коррекционно-развивающая: - способствовать развитию абстрактного мышления через отгадывание загадок;

Способствовать развитию умения координировать речь с движением через выполнение речевых упражнений,

Развивать речевой слух, зрительное восприятие и внимание.

Коррекционно-воспитательная: - создавать условия для развития эмоционально-волевой сферы, чувства уверенности, взаимопонимания, доброжелательности,

Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.

Словарная работа: расширение пассивного и активного словаря через введение понятий….

Оборудование: индивидуальные зеркала, предметные картинки с изображением животных на изучаемые звуки (лиса, заяц, слон, барсук, зубр, носорог, суслик, змея, медведь); ширма, игрушки: слон и заяц; письмо от зайчат; магнитные домики со звуками [с], [з]; карточки-символы предлогов, магнитофон, диск с музыкой, указка

Ход занятия

1. Орг. момент

Психогимнастика

Выразите свое состояние и настроение в разное время зимы:

Как мы радуемся первому снегу,

ежимся от холодного ветра,

нас пробирает дрожь до самых костей в морозную, студеную погоду.

2. Сообщение темы занятия

Л. Ребята, сегодня у нас не простое занятие, а необычное. Мы отправимся с вами в зоопарк. Догадайтесь, кто нас туда пригласил (загадывает загадки).

Много бед таят леса, Он трубит, но не трубач,

Волк, медведь там и лиса! Всеми признанный силач.

Наш зверек живет в тревоге, Стоя спит под пальмой он.

От беды уносит ноги. Догадались? Это…

Ну-ка, быстро отгадай-ка, (Слон)

Как зверек зовется? (Заяц.)

Дети отгадывают загадки. Логопед помещает перед детьми игрушечных зайца и слона, сообщает тему занятия.

Л. – Какие звуки мы выделяли в своих словах?

Д. – С и З.

Л. – Сегодня мы будем различать звуки С – З на слух и учиться правильно произносить их.

II. Актуализация имеющихся знаний у детей, сравнивание звуков С, З по артикуляционным и акустическим признакам.

Л. Дадим характеристику этим звукам.

Л. – Что делают наши губы, зубы, язык, когда мы произносим звук С? З? Посмотрите в зеркала.

Дети – Губы в улыбке, зубы приоткрыты, язык «горкой».

Л. Чем похожи эти звуки?

Дети. Они оба согласные, твердые.

Л. Чем эти звуки отличаются друг от друга?

Дети. Звук [с] - глухой, звук [з] - звонкий.

Л. -Звук [с] - согласный, твердый, глухой. Звук [з] - согласный, твердый, звонкий.

III. Основная часть.

Дифференциация С-З на слух и в произношении.

Развитие фонематического слуха

Л. -Для того, чтобы нам попасть в зоопарк нужно пройти через препятствия, кто правильно запомнит и повторит слова, тот получает билет в зоопарк.

Игра «Запомни - повтори»

Дети по очереди повторяют за логопедом дорожки из слов и чистоговорки (зайка и слон помогают исправлять ошибки детей).

Сом - зонт - сок

Зайка - сумка - завод

Знак - стол - звон

Собака - заноза - соль

Лист - зубы - твист

Замок - совок - засов

Работа с картинками. Пришли в зоопарк

Логопед обращает внимание детей на картинки, расположенные на доске (лиса, заяц, слон, барсук, зубр, носорог, змея, медведь).

Л. Ребята, посмотрите, кто встречает нас в зоопарке?

Дети. Животные.

Л. Наш зоопарк необычный, потому что в нем живут разные животные и все они дружат друг с другом. Какие животные живут в зоопарке?

Дети. Дикие.

Дети называют животных.

Игра «Четвёртый лишний»

Л. В названиях наших животных есть звуки [с] и [з]. Рассмотрите внимательно картинки и скажите, какая картинка лишняя. Почему?

Дети. Медведь. В этом слове нет звуков [с] и [з].

Игра «Посели животных в домики»

На доске находятся картинки с изображением двух домов. На одном нарисована буква С, на другом буква З.

Л. -Звери грустные стоят,

В дом попасть они хотят.

Но не знают - как? куда?

Помогите, детвора!

Игра «Определи место звука в слове»

Дети берут картинки с изображением животных с доски и распределяют их по домикам со звуками на два столбика, объясняя свой выбор и позицию звука в слове (в начале, середине, конце).

Л. Молодцы! Сегодня у нас много разных животных. Давайте скажем правильно - кого у нас много?

Игра «Один-много»

В зоопарке мы ходили,

К каждой клетке подходили

И смотрели всех подряд:

Медвежат, волчат, бобрят.

Кого у нас много в зоопарке?

Д. У нас много зайцев, зубров, носорогов и т. д.

Игра «Семейка слов», упражнение в подборе родственных слов к слову «заяц» (зайка, зайчиха, зайчата, зайчонок, заячий, заячья, заячьи).

Л. Зайка прыгал и скакал,

Зоопарк нам показал.

Всю семью свою позвал,

Никого не потерял.

Л. - Скажите, как называют детей у зайца? (зайчата, зайчонок)

Их маму зовут.? (зайчиха)

Вся их семья зовётся.? (заячья)

Назовите зайца ласково. (зайчик, зайка, заинька)

Волки любят лакомиться.? (зайчатиной)

Трусишкой называют.? (зайчишку)

Физкультминутка

В зоопарке побывали,

Очень сильно мы устали.

Мы играть с вами пойдем,

И немножко отдохнем!

Логопед читает стихотворение, дети выполняют соответствующие тексту движения.

Зайка по лесу скакал,

Зайка корм себе искал.

Вдруг у зайки на макушке

Поднялись как стрелки ушки.

Шорох тихий раздаётся,

Кто-то по лесу крадётся.

Зайка путает следы.

Убегает от беды.

Прыгнул вбок и оглянулся,

И под кустиком свернулся.

Словно беленький клубок,

Чтоб найти никто не смог.

Упражнение в подборе предлогов в предложениях

Л. Дети, посмотрите, у зайца в руках конверт. Это зайчата передали нам письмо с заданиями. Здесь что-то написано, а что непонятно. Зайчата еще маленькие и не умеют писать правильно. Давайте поможем им!

На доске выставляются символы предлогов (с, за, из, из-за, из-под). Детям предлагается прослушать предложение и вставить пропущенный предлог, выбрав его символ.

С/СО ИЗ ЗА ИЗ-ЗА ИЗ-ПОД

Зайка спрятался … куст. (за)

Лиса выскочила … норы. (из)

Слон выглядывает … дерева. (из-за)

Носорог вышел …воды. (из)

Барсук вылезает … упавшего дуба. (из-под)

Суслик спрыгнул … холмика. (с)

Заяц перепрыгнул.. пенька на пенёк. (с)

Игра «Придумай рассказ о животных»

Л. -Дети, сегодня наше путешествие в зоопарк необычное. Вы хотите составить рассказ о животных, кто чем питается, как выглядит, где живёт? И тд. Выбирайте картинку с изображением животного, и приготовьтесь рассказывать.

Дети выбирают картинки и составляют рассказ из 3-5 предложений.

Л. –Молодцы, вот и подошло к конце наше путешествие в зоопарк. Наши гости, зайка и слон, хотят узнать.

Какое задание вам понравилось?

Какое задание показалось трудным?

Развивающее обучение способствует становлению личности младшего школьника, раскрытию его индивидуальных возможностей, опирается на приобретение им опыта разнообразной деятельности: учебно-познавательной, практической и социальной.

Сегодня в начальной школе все большее внимание уделяется деятельностному, практическому содержанию образования, конкретным способам деятельности, применению приобретенных знаний и умений в реальных жизненных ситуациях. Поэтому большое распространение получает «технология деятельностного метода обучения», которая применима при работе по любой из действующих программ.

Используя этот метод на занятиях, школьная логопедическая служба помогает ребёнку на первых этапах обучения преодолевать немалые трудности в овладении письменной речью, не допускать ошибок, старательно, аккуратно выполнять задания, поверить в свои силы, в возможность улучшения результатов, с интересом относиться к занятиям.

Предлагаю конспект группового логопедического занятия для детей 2 класса, построенное по технологии деятельностного метода. Занятие-игра «Детективное агентство». Тема: «Дифференциация З-С»

Тема: «Дифференциация З–С»

Образовательные:

  • уточнение, сравнение артикуляции звуков [с-з];
  • сравнение характеристик звуков [ с-з];
  • закрепление умения определять позицию заданного звука в слове;
  • уточнение написания букв, обозначающих звуки [с-з];

Развивающие:

  • развитие фонематической дифференциации звуков [с-з]: в изолированной позиции, в слогах, словах;
  • развитие артикуляции;
  • развитие речи, памяти, мышления, орфографической зоркости, наблюдательности, умения работать в сотрудничестве с другими;

Воспитывающие:

  • воспитание положительной мотивации к учению;
  • воспитание интереса к предмету.

Оборудование: тетради, ручки, мяч, карточки с заданиями, картинки «Насос», «Комар», таблицы характеризующие звуки, зеркала, звуковые линейки, карточки со словами (Соя, сайка, фоторобот), диктанты И.Т.Федоренко, таблицы для дом. задания, мишень настроения, медали.

Ход занятия.

Организационный момент.

Психологический настрой.

Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание:

Мы рады приветствовать вас в классе нашем,
Возможно, есть классы и лучше и краше,
Пусть в нашем классе вам будет светло,
Пусть будет уютно и очень легко!
Поручено нам вас сегодня встречать,
Но, начнем же урок, не будем зря время терять.

Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием отдохнут в нашем классе и порадуются за ваши успехи.

Выберите и вы то настроение, которое вам больше нравится.

II. Актуализация опорных знаний.

Кто такой детектив? Как его ещё можно назвать?

Какими качествами должен обладать хороший детектив?

По ходу ответов детей появляется запись на левой стороне доски:

Иметь зоркий глаз;
Уметь слушать и слышать;
Быть внимательным.

Сегодня я вам предлагаю превратиться в детективов, а наш кабинет будет называться так:

«Детективное агентство» .

Интересно, кто станет лучшим сыщиком?!

III. Постановка учебной проблемы.

Итак, в наше детективное агентство поступило сообщение: потерялись два звука. Что будем делать? (собирать информацию)

Какие у нас возникли вопросы?

Как их зовут?
Как они произносятся?
Какие их основные характеристики?
Чем они похожи?
Чем они отличаются?

Это и есть цель нашей деятельности.

Познакомимся с правильным произнесением этих звуков;
Узнаем, какие их основные характеристики;
Сравним их: чем они похожи и чем отличаются.

На какие две группы делятся все звуки? (гласные и согласные)

IV. «Открытие нового знания».

Посмотрите на эти картинки. Наши звуки похожи на те, которые издают эти предметы. (Картинки «Насос», «Комар»)

Произнесите эти звуки.

Вспомните наше правило:

Каждый день всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Верно, чётко говорим
Никуда мы не спешим.

Чтобы правильно произносить эти звуки, сделаем зарядку для языка.

Упражнения «Заборчик», «Чищу зубы», «Язык-силач», «Лопатка».

Составление фоторобота.

На центральной части доски табличка: «Фоторобот».

Работаем с наборным полотном, выставляем характерные признаки артикуляции этих звуков. Затем характеризуем их.

[З] –согласный звук, звонкий, твердый и мягкий.

[С]– согласный, глухой, твердый и мягкий.

Как же выглядят эти звуки?

Работа на листочках с наложенными друг на друга буквами.

Обведите буквы, которые соответствуют данным звукам.

Гимнастика для глаз.

Посмотрите только глазами вправо, влево, вверх, вниз; нарисуйте глазами буквы.

V. Первичное закрепление.

Упражнение на дыхание.

Сели прямо, спинки выпрямили, голову подняли, улыбнулись, правая рука на животе. Вдохнули, на выдохе произносим слоги: СА-со-су-си-сы;

Работа в парах.

Вставьте пропущенные буквы «С» или «З» в слова, подчеркните лишнее.

…амок, ли…тва, ро…овый, …апах
…иний, гал…тук, …о…на, …абор
…тарый, хво…т, …убы, …мех

Сделайте звукобуквенный анализ слов-исключений.

Работа со словосочетаниями.

Вставьте пропущенные буквы.

Составьте словосочетание, запишите получившиеся словосочетания по слогам, выделяя буквы зелёной ручкой.

Моро…ный …ка…ка
…нойная пе…ня
Интере…ная во…дух
…вонкая пу…тыня

Работа с цифровым рядом.

Поставьте пальчик на ту цифру, которая соответствует Звуку [С (З)] в слове.

[С] – весло, успел, занавес, страус, действие, август, возглас.
[З] – признак, озорник, капризный, сказал, незабудка, разность, рюкзак.

VI. Физкультминутка.

Давайте немного отдохнём и поиграем в мяч. Замените звук [з] на [с].

зуб – суп
коза – коса
роза – роса
зайка – сайка
Зоя – соя
Солить – залить

Какие слова неизвестны вам? (соя, сайка)

VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Диктанты И.Т.Федоренко.

Дни стали короче.
В лесу много берёз.
Прилетели птички.
Ярко светит солнце.
Лида вытерла доску.

Пишем по памяти, выделяя буквы С и З.

Эти предложения являются текстом?

Найдите слово с парным согласным на конце, которое произносится не так, как пишется.

VIII. Рефлексия.

Подведём итог работы нашего детективного агентства. Работаем в парах. Задайте друг другу вопросы по теме урока.

IX. Самооценка. «Мишень настроения».

С каким настроением вы уходите с этого урока? Прикрепите кружочки на мишень в зависимости от того, как вы работали: На зелёный цвет, если сегодня вам было всё понятно, на жёлтый – если в чём-то не разобрались, красным, если на занятии было трудно.

Я тоже испытала радость от того, что мы дружно справились со своей задачей. Благодарю всех детективов за работу! (Вручение медалей)

X. Домашнее задание.

Заполните таблицу, используя слова со звуками [С] и [З].

Иванова Людмила Евгеньевна,
учитель-логопед,
МБОУ СОШ г. Рассказово
Тамбовской области

Тема: Дифференциация звуков З-С

Цель: закрепить умение различать на слух звуки «с» и «з» изолированно, в слогах, словах, фразах; развивать фонематический слух; закрепить умение производить слоговой анализ слова ориентируясь на схему; развивать речевую память, внимание, аналитическую деятельность; воспитывать чувство коллективизма, умение отвечать полным ответом.

Оборудование: пароход из картона, индивидуальные карточки с колокольчиками, демонстрационные картинки на звуки «с», «з», картинка с пальмами, мяч, раздаточные картинки со звуками «с» «з», магнитофонная запись звуков моря-гудка парохода-шторма.

Ход занятия

1. Организационный момент
(дети стоят перед столами)
Логопед: - Дети, сейчас будет интересное занятие. Мы с вами отправимся в путешествие. А на чем мы отправимся путешествовать, вы узнаете, если отгадаете загадку:

По волнам плывет отважно,
Не сбавляя быстрый ход.
Лишь гудит машина важно.
Что такое? (Пароход)

Логопед: - По каким признакам догадались что пароход?
(По волнам плывет, быстрый, машина гудит)
Логопед: - Кто управляет пароходом?
(Капитан)
Логопед: - Кто ему помогает?
(Матросы)
Логопед: Я буду капитаном, а вы будите матросами. Для того чтобы попасть на пароход нужно научиться пользоваться сигнальными карточками. На звонкий звук - З - поднимаем карточку с колокольчиком, на глухой звук - С - карточку с зачеркнутым колокольчиком. Слушайте внимательно звуки, которые я буду говорить.

2. Работа с изолированными звуками

Логопед: - П, Т, К, С, Ш, Б, В, З, С, П, Х, Ф, С, Ж, З, Т, Г, С, П, К, Д, З, М, С.
Логопед: - Молодцы. А сейчас занимаем свои места на пароходе. Кто догадался, какие звуки мы будем во время путешествия различать?
Постановка цели. Логопед: - Сегодня будем учиться различать звуки - з - с
Логопед: - Кто вспомнит и расскажет все о звуке - с -?
(Согласный, глухой, твердый)
Логопед: - Кто вспомнит и расскажет все о звуке - з -?
Логопед: - Какая разница между звуками?
(Звук - с - глухой, а звук - з - звонкий)
Логопед: - А чем они похожи?
(Оба звука согласные, оба твердые)
Логопед: - Тренируемся слушать эти звуки. Игра «Лишний слог»



3. Дифференциация звуков в слогах

Логопед: - Нужно выделить лишний слог и запомнить его.
СА - СА - СА - ЗА (Лишний слог ЗА)
СО - ЗО - СО - СО (Лишний слог ЗО)
ЗЫ - СЫ - СЫ - СЫ (Лишний слог ЗЫ)

(ЗА, ЗО, ЗЫ)
Логопед: - Слушаем дальше.
ЗА - ЗА - ЗА - СА (Лишний слог СА)
СО - ЗО - ЗО - ЗО - ЗО (Лишний слог СО)
ЗЫ - ЗЫ - СЫ - ЗЫ (Лишний слог СЫ)
Логопед: - Кто вспомнит и назовет все слоги?
(СА, СО, СЫ)
Логопед: - Назовите слоги со звонким согласным звуком.
(ЗА, ЗО, ЗЫ)
Логопед: - Назовите слоги с глухим согласным звуком.
(СА, СО, СЫ)

4. Пальчиковая гимнастика

Логопед: - Молодцы! А сейчас приготовили бинокли для наблюдения.
(звучит музыка, выполняется пальчиковая гимнастика.)

Кто на всех морях бывал? (показываем бинокль)
Кто держал в руках штурвал? (управляем штурвалом)
Чаек видел, кто в дали? (показываем чаек)
Тот, кто любит корабли! (показываем лодочку)

(музыка усиливается)
Логопед: - Внимание! Начинается шторм, поднять паруса! (имитируем кистями рук натягивание каната)

5. Дифференциация звуков в словах

Логопед: - Шторм закончился, но от качки все вещи на пароходе перепутались. Нужно разложить их по полкам. На верхнюю полку положим картинки, в названии которых слышим звук - с -. На нижнюю полку наборного полотна положим картинки со звуком - з -
(картинки, перепутанные на наборном полотне)
Дети четко произносят слово и определяют место звука в слове.
Логопед: - Запомните картинки
(картинки закрываются шторкой)
Логопед: - Вспомните и назовите картинки со звуком - с - .
(Сумка, насос, носки, стакан)
Логопед: - Вспомните и назовите картинки со звуком - з -.
(Комбинезон, зонт, рюкзак)
Логопед: - Молодцы! Посмотрим в бинокль, что мы видим впереди. (логопед выставляет картинку с пальмами).

6. Физ. минутка

Логопед:- Внимание! Стоп машина. Мы приплыли к острову. Высаживаемся на остров и прогуляемся по острову.
Вот на остров мы попали, (шагаем)
Мы попали, мы попали.
По болоту мы бежали, (бежим на месте)
Мы бежали, мы бежали.
На скалу мы залезали, (имитация движений)
Залезали, залезали.
Очень сильно мы устали.

Логопед:- Ребята, если мы устали я предлагаю вам отдохнуть и поиграть в игру «Придумай слово.»
Поможет нам мячик: Мяч бросаю, ты - лови,
Слово со звуком «с» мне назови.

Дети придумывают слова на звук «с». Аналогично придумываем слова на звук «з»: Мяч бросаю, ты - лови,
Слово со звуком «з» мне
Назови.

7. Работа со слоговым составом слова

Логопед: - Нам пора на пароход. Садимся и отправляемся в обратный путь. Внимание, капитан объявляет тренировку на правильное чтение сигналов. У вас на столах у каждого картинки, в названии которых разное количество слогов.
Капитан показывает вам слоговую схему слова. Вы должны найти картинку, в названии которой столько же слогов. Картинку показываете капитану.
(автобус, сова, лиса, сани, стол, сом, совок, самолет, слон, сапоги; береза, ваза, зонт, заяц, коза, змей, замок, рюкзак, гнездо.)

8. Дифференциация звуков в предложении

Логопед: - Каждый моряк должен уметь четко произносить трудные предложения. Предлагаю потренироваться в произношении чистоговорки:

Зое сниться странный сон- с Зоей рядом серый слон.

(произношение чистоговорки отдельными детьми.)

9. Итог занятия

Логопед: - Мы приплыли в группу. Наше путешествие окончено. Что вам понравилось в путешествии. Мы покидаем пароход, вы хорошо работали, молодцы.

Коррекционно-воспитательные:

План занятия:

1. Организационный момент.

3. Введение в тему занятия.

6. Дифференциация в слогах.

7. Пальчиковая гимнастика.

8. Дифференциация в словах.

10. Итог занятия.

12. Домашнее задание.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжать знакомится со звуками [C] и [З].

2. Проверка домашнего задания.

Открываем тетради и проверяем домашнее задание.

Цель этапа:

3. Введение в тему занятия.

Дети, давайте вспомним песенки - звуки, которые вы хорошо знаете: С -С - С - песня холодного ветерка, З - З - З - песня комара.

Цель этапа:

4. Артикуляционная разминка.

Цель этапа:

Цель этапа:

а) Игра «Подвижные ладоши».

б) Игра «Звуки С-З».

К нам в гости пришли Света и Захар. (Выставить на наборное полотно картинки с изображением девочки и мальчика.)

С какого звука начинается имя девочки? (мальчика)?

Какой звук «С»? («З»).

Чем они похожи? (Согласные, твёрдые.)

Чем они отличаются? («С» - глухой, «З» - звонкий)

Ребята, давайте почувствуем звонкость согласного звука З, руку положите на горлышко и произнесите: З-З-З. Если чувствуется вибрация, дрожание - это звонкий звук, если дрожания нет - глухой.

Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук - З или С - слышится в слове: роза, насос, сок, коза, газон, коса, оса, забор, зуб, золото.

Дети выполняют задание. На слово со звуком С - называют картинки: насос, сок, коса, оса. На слово со звуком З - называют картинки: роза, коза, газон, забор, зуб, золото.

6. Дифференциация в слогах.

А теперь мы немного поиграем в игры со слогами, и первая наша игра называется «Скажи наоборот» (с мячом).

Ребята, вы сейчас должны за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить лишний слог:

Са-са-са-са-за

Со-со-со-со-зо

Су-су-су-су-зу

Зы-зы-зы-зы-сы

Зи-зи-зи-зи-си

Зу-зу-зу-зу-су

7. Пальчиковая гимнастика.

- «Забор» (ладони соединены кончиками пальцев встык, большие пальцы подняты вверх; пальцы двигаются «от себя» и «на себя»).

И калитку - на замок, чтобы волк войти не смог.

8. Дифференциация в словах.

Сейчас я буду произносит слова, а вы будете говорить какое слово лишнее в данной цепочке.

Санки, забор, сова, сок;

Роза, коза, ваза, нос;

Самолет, сумка, стрекоза, суп.

В каком слове встречаются оба звука?

Немного поработаем у доски. Я помещаю два домика на доску: зелёный и синий. На крыше синего замка звенит колокольчик.

А вам необходимо расставить картинки в домики: если картинка со звуком С - она будет жить в зелёном домике, со звуком З - в синем (стул, стол, зайка, коза, оса, зеркало, лиса, сом, зебра, забор).

Цель этапа:

Последнее задание - это повторение за мной скороговорок. При этом необходимо следить за произношением звуков [С] и [З].

Идет козел с козой, а коза идет с косой.

Змея змеилась, змея смеялась, смеясь, змеилась, змеясь, смеялась.

10. Итог занятия.

Ребята, вам понравилось занятие?

Какие звуки мы сегодня сравнивали?

Какое задание вам понравилось больше всего?

Что было самым трудным?

12. Домашнее задание.

1 Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [З], [З"], [Ц]. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, - 2003. - 64 с.

2 Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. - М.: Просвещение, - 1991. - 204 с.

3 Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. - М.: В.Секачев, 2005. - 16с.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия на тему: «Дифференциация звуков [С] - [З]».»

Конспект подгруппового логопедического занятия в старшей группе

Тема занятия: «Дифференциация звуков [С] - [З]».

Тип занятия: закрепление пройденного материала.

Цель занятия: закрепить умения детей дифференцировать звуки [С] и [З] в словах, предложениях.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

    закрепление знаний о механизмах организации звуков [С] - [З], в слогах, в словах и в предложениях;

    упражнение в употреблении слов со звуками [С] - [З]». в свободной речи.

Коррекционно-развивающие:

    развитие и совершенствование артикуляционной, пальчиковой (мелкой) моторики;

    развитие звукового и слогового анализа и синтеза;

    совершенствование фонематического восприятия и слуха;

    обучение умению различать на слух и отчётливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки [С] - [З];

    развитие психических процессов: восприятия, внимания, памяти, мышления.

Коррекционно-воспитательные:

    формирование навыков сотрудничества, взаимопонимание, самостоятельности, инициативности, ответственности;

    воспитание интереса к играм со звуками и словами;

    развитие умения работать в коллективе и индивидуально, воспитание уважительного отношения друг к другу.

Материалы: карточки с буквами С, З, наборное полотно, картинки с изображением девочки и мальчика; стул, стол, зайка, коза, оса, зеркало, лиса, сом, зебра, забор собака, заяц; зелёный и синий домики, мяч.

План занятия:

1. Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3. Введение в тему занятия.

4. Артикуляционная гимнастика.

5. Развитие фонематического восприятия.

6. Дифференциация в слогах.

7. Пальчиковая гимнастика.

8. Дифференциация в словах.

9. Дифференциация в предложениях.

10. Итог занятия.

11. Оценка деятельности детей.

12. Домашнее задание.

Ход занятия:

1. Организационный момент.

Цель этапа: Создать положительный настрой и расположить детей к занятию.

– Здравствуйте ребята! Сегодня мы продолжать знакомится со звуками [C] и [З].

2. Проверка домашнего задания.

– Открываем тетради и проверяем домашнее задание.

Цель этапа: Выяснить, насколько сформировано произношение звуков с-з в слогах, отличающихся одним звуком.

Дети поочередно произносят слоги.

3. Введение в тему занятия.

– Дети, давайте вспомним песенки – звуки, которые вы хорошо знаете: С –С – С – песня холодного ветерка, З – З – З – песня комара.

Цель этапа: Привлечь внимание и вызвать интерес детей к занятию.

4. Артикуляционная разминка.

Цель этапа: Формировать правильный артикуляционный уклад произношения звуков [З], [С].

Дети выполняют упражнения («Часики», «Лопатка», «Киска сердится», «Чистим нижние зубки», «Конфетка» и т.д. (контроль через индивидуальные зеркала).

5. Развитие фонематического восприятия.

Цель этапа: Формировать умение различать на слух звуки [З], [С].

а) Игра «Подвижные ладоши».

Давайте поиграем с вами, если вы услышите звук С, то спрячьте ладошки, т.к. они замёрзли от холодного ветерка, если услышите звук З, то прогоняйте комара, чтобы он вас не укусил.

б) Игра «Звуки С-З».

– К нам в гости пришли Света и Захар. (Выставить на наборное полотно картинки с изображением девочки и мальчика.)

– С какого звука начинается имя девочки? (мальчика)?

– Какой звук «С»? («З»).

– Чем они похожи? (Согласные, твёрдые.)

– Чем они отличаются? («С» – глухой, «З» – звонкий)

– Ребята, давайте почувствуем звонкость согласного звука З, руку положите на горлышко и произнесите: З-З-З. Если чувствуется вибрация, дрожание – это звонкий звук, если дрожания нет – глухой.

в) Упражнение «Слушай внимательно».

– Я буду произносить слова, а вы внимательно слушайте и называйте, какой звук – З или С – слышится в слове: роза, насос, сок, коза, газон, коса, оса, забор, зуб, золото.

Дети выполняют задание. На слово со звуком С – называют картинки: насос, сок, коса, оса. На слово со звуком З – называют картинки: роза, коза, газон, забор, зуб, золото.

6. Дифференциация в слогах.

Цель этапа: Проверить навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в слогах.

– А теперь мы немного поиграем в игры со слогами, и первая наша игра называется «Скажи наоборот» (с мячом).

За-са, сы-зы, со-зо, ус-уз, зы-сы, су-зу

а) Игра «Назови лишний слог».

– Ребята, вы сейчас должны за мной четко проговаривать ряды слогов, и должны определить лишний слог:

Са-са-са-са-за

Со-со-со-со-зо

Су-су-су-су-зу

Зы-зы-зы-зы-сы

Зи-зи-зи-зи-си

Зу-зу-зу-зу-су

7. Пальчиковая гимнастика.

Цель этапа: Развивать мелкую моторику.

– «Забор» (ладони соединены кончиками пальцев встык, большие пальцы подняты вверх; пальцы двигаются «от себя» и «на себя»).

Мы построили забор, это наш с тобою двор.

Вот калитка для друзей, заходи сюда скорей.

И калитку – на замок, чтобы волк войти не смог.

Дети выполняют упражнение в соответствии с текстом.

8. Дифференциация в словах.

Цель этапа: Проверить навык сформированности различения на слух звуков [С], [З] в словах.

– Сейчас я буду произносит слова, а вы будете говорить какое слово лишнее в данной цепочке.

– санки, забор, сова, сок;

– роза, коза, ваза, нос;

– самолет, сумка, стрекоза, суп.

– В каком слове встречаются оба звука?

Логопед выставляет картинки на наборное полотно.

– Немного поработаем у доски. Я помещаю два домика на доску: зелёный и синий. На крыше синего замка звенит колокольчик.

– А вам необходимо расставить картинки в домики: если картинка со звуком С – она будет жить в зелёном домике, со звуком З – в синем (стул, стол, зайка, коза, оса, зеркало, лиса, сом, зебра, забор).

9. Дифференциация в предложениях.

Цель этапа: Проверить навык сформированности правильного произношения и различения звуков [С], [З] в предложениях.

– Последнее задание – это повторение за мной скороговорок. При этом необходимо следить за произношением звуков [С] и [З].

– Идет козел с козой, а коза идет с косой.

– Змея змеилась, змея смеялась, смеясь, змеилась, змеясь, смеялась.

10. Итог занятия.

Цель этапа: Дети называют звуки, уточняют правильную артикуляцию звуков с-з.

– Ребята, вам понравилось занятие?

– Какие звуки мы сегодня сравнивали?

– Какое задание вам понравилось больше всего?

– Что было самым трудным?

11. Оценка деятельности детей. Логопед оценивает работу детей и дарит всем звездочки за хорошую работу.

12. Домашнее задание. Логопед предлагает детям контролировать произношение звуков [С] и [З]. (прятать язычок за нижние зубки) в слогах, словах и предложениях.

Дети закрепляют пройденную тему во время домашних занятий.

Список используемой литературы:

1 Новоторцева Н. В. Рабочая тетрадь по развитию речи на звуки [З], [З"], [Ц]. – Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, – 2003. – 64 с.

2 Миронова С. А. Развитие речи дошкольников на логопедических занятиях. – М.: Просвещение, – 1991. – 204 с.

3 Визель Т.Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи. – М.: В.Секачев, 2005. – 16с.

Конспект логоритмического занятия по теме: Дифференциация звуков С-З (1 класс).

(открытое интегрированное занятие учителя-логопеда и учителя музыки)

Тема: Дифференциация звуков с – з.

Цель:

  • Учить различать звуки с – з и развивать психомоторику на данном звуком материале.

Задачи:

  • развивать фонематический слух;
  • развивать дыхание, артикуляцию и координацию движений;
  • формировать кинестетические ощущения, пространственную ориентацию, релаксацию;
  • воспитывать коллективную деятельность, творческое начало.

Оборудование:

  • «Волшебный подснежник» с заданиями; картинки с изображением весны и подснежника; предметные картинки: совы, зайца, лисы, свиньи, козы, зебры; домики с буквами «С», «З»; сигнальные карточки со слогами — СА-ЗА, СО-ЗО, СЫ-ЗЫ, СЯ-ЗЯ, СЁ-ЗЁ, СИ-ЗИ; схемы букв «С», «З»; хвалёнки.

Ход занятия

I. Вступление.

Звучит тихая, мелодичная весенняя музыка. Дети и логопед сидят на ковре, в кругу.

Долгожданный март на дворе,
Весь мир вокруг оживился.
Мы искренне рады этой поре,
И вдруг вопрос появился:
Когда это птицы поют?
Когда за окном сирень расцвела?
Когда цветы повсюду цветут?
И сибирская ночь так тепла?
Конечно, все догадались,
Это время года – ВЕСНА!

Ребята, наступила долгожданная весна! Просыпается природа и распускаются первые цветы! Кто знает, как называется первый весенний цветок?

(Дети: — ПОДСНЕЖНИК).

Правильно, подснежник – это вестник весны. Он первый прорастает из-под снега, поэтому так и называется ПОД-СНЕЖ-НИК.

Встали, дети садятся на стулья, логопед на доске показывает картинку подснежника.

Ребенок рассказывает стихотворение о весне, которое было задано выучить дома наизусть:

В лесу подснежник появился
И вот пришла весна!
Как здорово! Как здорово!
Весна! Весна! Весна!

II. Основная часть.

Логопед: — Посмотрите, я нашла прекрасный волшебный подснежник.

Сегодня мы будем делать то, что подскажет нам каждый из его лепестков.

Посмотрите, ребята, что нарисовано на первом лепестке?

(Дети видят картинку: воздушный шарик и комарик.) На доске появляются картинки воздушного шарика и комарика.

Какой звук слышится, когда шарик начинает сдуваться? (Дети: — звук с).

Лепесток предлагает вам выполнить задание. Покажем с помощью рук, как надувается и сдувается воздушный шарик, красиво произнесем «с-с-с».

Задание 1.

Упражнение «Шарик сдувается»

Произнесение «с-с-с…»

И.п.: стоя, ноги вместе.

На вдохе правая рука поднимается вверх (шарик надувается).

На выдохе, с напряжением кисти, опускается через сторону вниз со звуком «с-с-с..»

Повторить левой рукой, двумя руками вместе.

Молодцы!

Упражнение «Комарики».

Произнесение «з-з-з…». Мальчики произносят «з-з-з» твёрдо, басом, а девочки мягко, тоненько.

Подушечки пальцев рук совершают хватательные движения – «Комарики кусаются».

Варианты выполнения:

  1. Правой рукой.
  2. Левой рукой.
  3. Двумя руками одновременно.
  4. Попеременно (реципрокно).

Эти движения выполняются за спиной.

Молодцы!

Задание 2. (развитие фонематического слуха, координации движений)

Дети, перевернув второй лепесток, видят нарисованные цветы. На доске появляется картинка вазы с цветами.

Для выполнения данного задания дети идут по кругу, внимательно слушая логопеда.

Правила игры:

1. Встали в круг.

2. Идём по кругу, маршируя.

3. Услышав в названии цветка звук [с] – останавливаемся, звук [з] – приседаем.

4. Если этих звуков нет в слове, то продолжаем идти по кругу.

Настя, что делаем, если слышим звук [с]? (останавливаемся)

Данил, что делаем, если слышим звук [з]? (приседаем)

Лена, что делаем, если нет звуков [с-з]? (идём по кругу)

Внимательно слушайте меня!

Названия цветов: ландыш, тюльпан, астра, ромашка, мак, роза, георгин, хризантема, колокольчик, фиалка, лилия, василёк, пион, орхидея, гвоздика, одуванчик, подснежник.

Задание 3.

Дети, перевернув третий лепесток, видят картинки с изображением птиц и животных. На доске появляется соответствующие картинки.

Логопед: — Сейчас, мы разделимся на 2 команды по 2-3 человека.

Правила игры: Необходимо расселить животных и птиц по домикам. Если в слове есть звук [с] – в 1 домик, если [з] – во 2 домик. Каждый по очереди берёт картинку, называет её и прикрепляет к нужному домику. Чья команда без ошибок выполнит задание, та и победила.

Картинки: сова, заяц, лиса, свинья, коза, зебра.

Проверка, оценивание.

Задание 4 . Учитель музыки.

На четвёртом лепестке нарисованы нотки.

1) Пение слогов: СА,СА,СА – ЗА,ЗА,ЗА СЯ,СЯ,СЯ – ЗЯ,ЗЯ, ЗЯ

СО,СО,СО – ЗО,ЗО,ЗО СЁ,СЁ,СЁ – ЗЁ,ЗЁ,ЗЁ

СЫ,СЫ,СЫ – ЗЫ,ЗЫ,ЗЫ СИ,СИ,СИ –ЗИ,ЗИ,ЗИ

2) Инсценировка песни «Козлёнок». (Со зрителями)

Козлёнка выбирают по кругу считалочкой: «Козлик, козлик, выходи и немного поводи»

Дети двигаются по кругу, взявшись за руки. В середине движущегося круга противоходом идет козлик. На 1-й куплет дети идут в середину круга, где стоит козлёнок, показывая рожки, и отходят назад. На 2-й куплет – идут по кругу, останавливаются, а козленок поет: «Ме-ме-ме, играть люблю, вот возьму и догоню», притопывает ногой и дети бегут на места.

Выходи, козлёнок мой,
Пободаемся с тобой.
«Ме-ме-ме, — звучит ответ, -
А у вас и рожек нет».
Выходи, козлёнок мой,
Поиграем мы с тобой.
«Ме-ме-ме, играть люблю,
Вот возьму и догоню».

III. Заключительная часть.

Задание 5. (развитие кинестетических ощущений, пространственной ориентации, упражнение на релаксацию)

Дети, перевернув последний лепесток, видят написанные буквы «С», «З».

Дети принимают положение лежа на боку соответственно схемам букв.

Логопед: — Делимся на 2 команды. 1-я команда принимает положение лежа на боку и изображает букву «С», 2-я – изображает букву «З».

А зрители оценят, чья буква получилась аккуратная и красивая.

(У всех хорошо получилось)

Закрыли глаза, отдохнули.

Встали, сели на свои места.

IV. Итог занятия.

Логопед: — Обе команды – молодцы, старались и активно работали! Все будут награждены хвалёнками!!!

Ребята вам понравилось занятие?

Что больше всего вам понравилось?

Какие звуки ВЫ учились правильно произносить и различать?

Какой цветок называют вестником весны?

А теперь я предлагаю вам пойти в класс и нарисовать свой волшебный подснежник. Наше занятие закончено.

До свидания!

Михеева Мария Валерьевна,
учитель-логопед,
КОУ «Нефтеюганская школа для обучающихся с ОВЗ»,
г. Нефтеюганск, ХМАО – Югра