Хрестоматия. Введение в гендерные исследования. Хрестоматия Феминистская литературная критика

Представляет собой вторую часть учебного издания «Введение в генедрные исследования», и является основным учебным материалом для первой части – «Учебного пособия». По своей структуре «Хрестоматия» соответствует структуре «Учебного пособия», основанной на принципе дисциплинарности социальных наук. Принципиальный критерий отбора текстов для «Хрестоматии» был обоснован авторами соответствующих разделов «Учебного пособия». «Хрестоматия» предназначена для использования в качестве базового учебного материала для создания новых учебных курсов по гендерным дисциплинам в постсоветских университетах на основе опыта западной генедрной и феминистской теории. Большинство текстов хрестоматии - работы ведущих западных гендерных и феминистских теоретиков (Джудит Батлер, Рози Брайдотти, Тереза де Лауретис, Люси Иригарэ, Гейл Рубин, и т.д.), сыгравших важную роль в создании новой академической социальной дисциплины "гендерные исследования" в системе западного социального знания. Тексты, входящие в «Хрестоматию», являются общеметодологическими для западной гендерной и феминистской теории, их учебно-методологическое применение выходит за рамки отдельных дисциплин социального знания и соответствующих им разделов «Учебного пособия». Хрестоматия может быть использована в качестве базового учебного материала при подготовке учебных курсов по гендерным исследованиям.

Ред.: С.В. Жеребкин
Харьков: Харьковский центр гендерных исследований, 2001, 2, 991 с.

Предисловие

Возникновение и развитие гендерных исследований в США и Западной Европе
Рози Брайдотти. Женские исследования и политики различия
Тереза де Лауретис. Американский Фрейд
Бел Хукс. Наука трансгрессировать. Образование как практика свободы
Лора Аусландер. Женские + феминистские + лесбийские-гей + квир исследования = гендерные исследования

Феминистская теория: проблематизация женской субъективности
Патриция Эллиот, Нэнси Менделл. Теории феминизма
Люси Иригарэ. Пол, который не единичен
Рози Брайдотти. Путем номадизма
Джудит Батлер. От пародии к политике
Ив Кософски Сэджвик. Эпистемология чулана

Гендерная проблематика в политических науках
I. Гендерная проблематика в политической теории
Андреа Дворкин. Порнография. Мужчины обладают женщинами
Шанталь Муфф. Феминизм, гражданство и радикальная демократическая политика
II. Политическая теория феминизма: современные дебаты
Джудит Батлер. Случайно сложившиеся основания: феминизм и вопрос о "постмодернизме"
Нэнси Фрейжер. От перераспределения к признанию? Дилеммы справедливости в "пост-социалистическую" эпоху
Джудит Батлер. Чисто культурное

Социология гендера
I. Социальное конструирование гендера
Ирвин Гофман. Гендерный дисплей
II. Феминистская критика эпистемологических оснований социологии: перспективы социологии гендерных отношений
Энн Оукли. Гендер, методология и модусы человеческого знания: проблематика феминизма и парадигматические дискуссии в социальных науках
III. Феминистский подход к интерпретации качественных данных: методика анализа текста, интеракции и изображения
Суламифь Рейнхарц. Феминистское мультиметодное исследование

Гендерная проблематика в экономической теории
Пола Инглэнд. Изолированный индивид: антропоцентристский уклон в постулатах неоклассической теории

Гендерная проблематика в исторических науках
Джоан Скотт. Гендер: полезная категория исторического анализа

Гендерная проблематика в психологии
I. Гендерные исследования в психология
Рода К. Ангер. Трехстороннее зеркало: психологи, изучающие женщин, глазами феминисток
Гейл Рубин. Размышления о сексе: заметки о радикальной теории сексуальных политик
II. Феминизм и психоанализа
Джулиет Митчелл. Женская сексуальность. Жак Лакан и ecole freudiene. Введение
Джейн Гэллоп. Ключи к Доре

Гендерная проблематика в антропологии
Генриетта Мур. Феминизм и антропология: история взаимоотношений

Гендерная проблематика в философии
Элизабет Гросс. Изменяя очертания тела
Джейн Флекс. Конец невинности

Гендерная проблематика в теории культуры
I. Гендерная проблематика в парадигме культурных исследований
Гайятари Чакраворти Спивак. Могут ли угнетенные говорить?
Энн Грей. Извлекая уроки из опыта: культурные исследования и феминизм
II. Женщины и искусство: политики репрезентации
Лиза Тикнер. Феминизм, история искусства и сексуальное различие
Гризельда Поллок. Созерцая историю искусства: видение, позиция и власть
Тереза де Лауретис. В зазеркалье: женщина, кино и язык

Гендерная проблематика в экологии
Кэролин Мерчант. Смерть природы. Женщина, экология и научная революция

Гендерная проблематика в языкознании
Дейл Спендер. Мужчина создал язык
Робин Лакофф. Язык и место женщины

Феминистская литературная критика
Элен Сиску. Хохот Медузы
Аннетт Колодны. Танцы на минном поле. Некоторые наблюдения относительно теории, практики и политики феминистской литературной критики

Мужские исследования: меняющиеся мужчины в изменяющемся мире
Роберт Коннелл. Маскулинность и глобализация
Дэвид Гилмор. Загадка мужественности

Гендерная проблематика в праве: права женщин
Лиз Фогель. По ту сторону равенства: некоторые феминистские вопросы

Гендерные политики в социальных движениях: теория и практика современного феминизма
I. Терия и практика современного феминизма: женское движение в США
Белл Хукс. Черные женщины: формирование феминистской теории
Джоан Скотт. Некоторые размышления по поводу генера и политики
II. Женское движение второй волны: истоки, концептуализация и результаты
Верта Тэйлор и Нэнси Уиттьер. Коллективная идентичность в группах общественных движений: лесбийская феминистская мобилизация

Чтобы сузить результаты поисковой выдачи, можно уточнить запрос, указав поля, по которым производить поиск. Список полей представлен выше. Например:

Можно искать по нескольким полям одновременно:

Логически операторы

По умолчанию используется оператор AND .
Оператор AND означает, что документ должен соответствовать всем элементам в группе:

исследование разработка

Оператор OR означает, что документ должен соответствовать одному из значений в группе:

исследование OR разработка

Оператор NOT исключает документы, содержащие данный элемент:

исследование NOT разработка

Тип поиска

При написании запроса можно указывать способ, по которому фраза будет искаться. Поддерживается четыре метода: поиск с учетом морфологии, без морфологии, поиск префикса, поиск фразы.
По-умолчанию, поиск производится с учетом морфологии.
Для поиска без морфологии, перед словами в фразе достаточно поставить знак "доллар":

$ исследование $ развития

Для поиска префикса нужно поставить звездочку после запроса:

исследование*

Для поиска фразы нужно заключить запрос в двойные кавычки:

" исследование и разработка"

Поиск по синонимам

Для включения в результаты поиска синонимов слова нужно поставить решётку "# " перед словом или перед выражением в скобках.
В применении к одному слову для него будет найдено до трёх синонимов.
В применении к выражению в скобках к каждому слову будет добавлен синоним, если он был найден.
Не сочетается с поиском без морфологии, поиском по префиксу или поиском по фразе.

# исследование

Группировка

Для того, чтобы сгруппировать поисковые фразы нужно использовать скобки. Это позволяет управлять булевой логикой запроса.
Например, нужно составить запрос: найти документы у которых автор Иванов или Петров, и заглавие содержит слова исследование или разработка:

Приблизительный поиск слова

Для приблизительного поиска нужно поставить тильду "~ " в конце слова из фразы. Например:

бром~

При поиске будут найдены такие слова, как "бром", "ром", "пром" и т.д.
Можно дополнительно указать максимальное количество возможных правок: 0, 1 или 2. Например:

бром~1

По умолчанию допускается 2 правки.

Критерий близости

Для поиска по критерию близости, нужно поставить тильду "~ " в конце фразы. Например, для того, чтобы найти документы со словами исследование и разработка в пределах 2 слов, используйте следующий запрос:

" исследование разработка"~2

Релевантность выражений

Для изменения релевантности отдельных выражений в поиске используйте знак "^ " в конце выражения, после чего укажите уровень релевантности этого выражения по отношению к остальным.
Чем выше уровень, тем более релевантно данное выражение.
Например, в данном выражении слово "исследование" в четыре раза релевантнее слова "разработка":

исследование^4 разработка

По умолчанию, уровень равен 1. Допустимые значения - положительное вещественное число.

Поиск в интервале

Для указания интервала, в котором должно находиться значение какого-то поля, следует указать в скобках граничные значения, разделенные оператором TO .
Будет произведена лексикографическая сортировка.

Такой запрос вернёт результаты с автором, начиная от Иванова и заканчивая Петровым, но Иванов и Петров не будут включены в результат.
Для того, чтобы включить значение в интервал, используйте квадратные скобки. Для исключения значения используйте фигурные скобки.

1. Абибунова Н.И. Что такое гендер?// Общественные науки и современность. - 1996. № 6. - С. 123-125

2. Агеев В.С. Влияние факторов культуры на восприятие и оценку человека человеком.//Вопросы психологии. - 1985. № 3. - С. 135-140

3. Алешина Ю.Е., Лекторская Е.В. Ролевой конфликт работающей женщины // Вопросы психологии. - 1989. - № 5.

4. Андреева Г. М. В поисках новой парадигмы: традиции и старты XXI века // Социальная психология в современном обществе: Уч. пособ. для вузов / Под ред. Г. М. Андреевой, А. И. Донцова. М., 2002. - С. 9-26.

5. Блохина Н.А. Понятие гендера: становление, основные концепции и представления // http://www.gender-cent.ryazan.ru/content.htm.

6. Введение в гендерные исследования. Часть 1. Учебное пособие // под ред. И. Жеребкиной - Харьков: ХЦГИ; СПб: Алетейя, 2001. - 708 с.

7. Введение в гендерные исследования. Часть 2. Хрестоматия // под ред. С. Жеребкина - Харьков: ХЦГИ; СПб: Алетейя, 2001. - 991 с.

8. Введение в гендерные исследования. Часть 3. Программы учебных курсов североамериканских и западноевропейских университетов // под ред. С. Жеребкина - Харьков: ХЦГИ; 2001. - 412 с.

9. Волович А.С. Особенности процесса социализации выпускников средней школы. Дисс. канд. психол.наук. М., 1990. - С. 127-130.

10. Воронина О.А. Философия пола. - М.: Русское слово, 1998. - 407 с.

11. Воронцов Д. В. Что такое гендер // Гендерная психология / под ред. И. С. Клециной. - СПб.: Питер, 2009. - С. 9-20.

12. Гаврилица О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. - 1998. - № 4.

13. Гендерная экспертиза учебников для высшей школы / Под ред. О.А. Ворониной. - М.: РОО МЦГИ - ООО «Солтэкс», 2005. - С. 19.

14. Жалимбетова Р. Б. Гендерные исследования: история и современность // http://giacgender.narod.ru/n4tl.htm.

15. Иванова Н.Л., Кулаева Е.В. Самоопределение женщин с различными типами гендерной идентичности // Вопросы психологии. - 2011. №1. - С. 106 - 116.

16. Ильин Е.П. Дифференциальная психофизиология мужчины и женщины. - СПб.: Питер, 2006. - 544 с.

17. Ильиных С.А. Специфика гендерных исследований: важные детали: Монография / С.А.Ильиных. Новосибирский государственный университет экономики и управления (НИНХ). - Новосибирск: НГУЭУ, 2009. - 234с.

18. Клецина И. С. Гендерные исследования в отечественной психологии: история развития и теоретические подходы // Женщина. Образование. Демократия. Материалы 3-й Международной междисциплинарной научно-практической конференции (8-9 декабря 2000 года). Минск, 2001. - С. 168-177.

19. Клецина И. С. Развитие гендерных исследований в психологии // Общественные науки и современность. 2002. № 3. - С. 27.

20. Клецина И.С. От психологии пола - к гендерным исследованиям // Вопросы психологии. - 2003. - №1.

21. Клецина И.С. Психология гендерных отношений. Теория и практика. СПб: Алетейя, 2004. - 408 с.

22. Кон И.С. Половые различия и дифференциация социальных ролей: соотношение биологического и социального в человеке. - М.: Медицина, 1975. - 776 с.

23. Малышева Н. Г. Гендерные стереотипы в молодежных средствах массовой коммуникации: Дис.... канд. психол. наук. - М.: 2008. - 178 с.

24. О.В. Митина, В.Ф. Петренко. Кросскультурное исследование стереотипов женского поведения (В России и США) // Вопросы психологии. - 2000. - №1.

25. Орехова А.В. К вопросу о постпрофессиональной адаптации женщин-спортсменок после окончания спортивной карьеры в СССР и Российской Федерации // http://ms-solutions.ru/index.

26. Пушкарева Н.Л. Зачем он нужен, этот «гендер»? // Социальная история 1998/1999. М., 1999. - С. 155.

27. Социальная психология: Хрестоматия / Сост. Е.П. Белинская, О.А. Тихомандрицкая. - М.: Аспект Пресс, 2008. - С. 6-11; 23-31.

28. Степанова Л.Г. Внутриличностный гендерный конфликт в контексте семейных отношений // Семья в России. - 2007. - № 4.

29. Трофимова Е.И. К вопросу о гендерной терминологии. // http://www.gender-cent.ryazan.ru/content.htm.

30. Хасан Б.И., Тюменева ЮЛ. Особенности присвоения социальных норм детьми разного пола //Вопросы психологии. - 1997. - № 3.

31. Ю.Е. Алешина и А.С. Волович Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии - 1991. - № 4. - С. 74-82.

Глава 1 Феминизм как социокультурная основа тендерных исследований.

1.1 Развитие феминизма как социально-политического движения в странах Европы и Америки.

1.2 Распространение практик и теорий феминизма в России.

Глава 2 Становление проблематики тендерных исследований.

2.1 Способы конструирования тендера в евро-американской науке XX века.

2.2 Институциализация тендерных исследований.

2.3 Региональная специфика современных тендерных исследований России.

Глава 3 Современные тендерные исследования культуры.

3.1 Тендерная проблематика в различных областях научного знания.

3.3 Проблема тендерной методологии в науках о культуре.

3.4 Тендерная проблематика в современных культурологических исследованиях.

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гендерные исследования в науках о культуре: теоретико-методологический аспект»

Актуальность темы исследования определяется необходимостью серьезной научной рефлексии методологических оснований тендерных исследований современной культуры.

Социальные, экономические и политические преобразования, произошедшие в течение XIX - XX вв., внесли значительные изменения в полоролевые взаимоотношения во всех областях культуры, обусловили появление женщин в профессиональной и образовательной сферах, возникновение новых форм брака, изменение статуса женщины в обществе, трансформацию социокультурных стереотипов маскулинности и феминности. Актуализация интереса к полу с очевидностью проявляется и в сфере частной жизни, и в искусстве, и в науке.

Изучение взаимоотношений мужчин и женщин, различия социальных ролей, идентичности и сексуальности привело к возникновению тендерных исследований, в рамках которых изыскатели дифференцируют понятия «пол» и «тендер». Понимание тендера как социального статуса и системы отношений, на основании которой общество делится по признаку пола в рамках определенной культуры, позволило применить тендерный подход к исследованию различных форм и явлений культуры.

Научный интерес к тендерным различиям связан со значительными изменениями, происходящими в современной культуре, трансформацией ролей мужчины и женщины на современном этапе развития общества; проблемы социального пола являются сегодня исключительно актуальными.

Тендерные исследования, находящиеся в процессе институциализации, в настоящее время являются одним из перспективных направлений российских гуманитарных наук. Развитие тендерных исследований на современном этапе рассматривается в качестве условия демократизации и гуманизации как общества, так и института науки. Являясь по своей природе интегративным направлением современного социального знания, заимствуя исследовательские приемы социологии, политологии, психологии, лингвистики, литературоведения и других наук, тендерные исследования дают возможность по-иному взглянуть на известные культурные факты, способствуют более полной и точной их интерпретации с учетом тендерной специфики.

В современной науке тендерный подход к анализу социальных и культурных явлений и процессов используется очень широко. В ходе тендерных исследований чаще всего рассматриваются роли, нормы, ценности, черты характера, которые общество предписывает женщинам и мужчинам через системы социализации, разделения труда, культурные ценности и символы для того, чтобы охарактеризовать традиционную тендерную асимметрию и иерархию власти.

Понятие о том, что тендер включает социокультурное разделение между мужчинами и женщинами, устоялось в различных культурных практиках, которые, инкорпорируясь в повседневную жизнь, укрепляют мнение о естественности главенствующего положения мужчины в культуре и социуме. Использование тендерного подхода применительно к исследованию культуры помогает обнаружению и анализу иерархического разделения между мужчинами и женщинами, прочно вошедшего в современную жизнь и укоренившегося в социальных институтах. Применение тендерного подхода в науках о культуре (культурологии, антропологии, истории и др.) также позволяет изучить установки, стереотипы, формы дискриминации, предрассудки, социальное восприятие, связанные с понятиями мужского и женского.

Настоящая диссертационная работа, с одной стороны, находится в русле современной тендерной проблематики, с другой - с учетом современного состояния тендерных исследований, должна наметить перспективы, характер и методологию исследований конкретных форм культуры.

Степень научной разработанности проблемы. Цель и задачи диссертационного исследования определили обращение к источникам и источниковедческой литературе: к монографиям, научным статьям, посвященным исследованию тендера в области социально-гуманитарных наук, включающих в себя историю, социологию, психологию и психоанализ, лингвистику, этнологию и антропологию, литературоведение, дисциплины философского цикла, политологию, экономику, культурологию; к исследованиям в области тендерной методологии и тендерного анализа в различных областях российской науки; к материалам, свидетельствующим о деятельности региональных центров тендерных исследований в России. Кроме того, с целью изучения истории тендерных исследований в работе использованы архивные документы, декреты, указы, материалы съездов.

Социально-гуманитарные науки явились наиболее благоприятной сферой для развития тендерных исследований.

Проблема пола всегда была широко представлена в российской исторической науке, несмотря на то, что тендерные исследования вошли в неё несколько позже, чем в другие дисциплины гуманитарного цикла. Российских историков интересовали вопросы, связанные с положением женщины в социуме и её участием в общественных движениях и благотворительной деятельности, изменением статуса и положения женщины в российском обществе, замужеством и разводом в жизни горожанки, эмансипацией женщины и её экономической независимостью, жизнью русской крестьянки, женским счастьем, межконфессиональными браками, появлением «женских исследований» в отечественной историографии (С.Г. Айвазова, Н. Бошковска, В.А. Веременко, Л.Н. Денисова, Н.В. Досина, Н.Л. Пушкарева, О.Д. Шемякина).

Инкорпорирование тендерного подхода в социологию представлено в работах, показывающих социокультурный аспект процессов половой социализации, моделей маскулинности и феминности и исследующих такие тендерные характеристики личности, как тендерная идентичность, стереотипы и установки, связанные с типичными моделями поведения обоих полов (Э. Гидденс, Н. Смелзер, С. Бем, М. Киммел, Е.А. Здравомыслова, И.С. Клецина, И.С. Кон, A.A. Темкина).

Центральную роль в исследовании женской психологии сыграл психоанализ. Труды 3. Фрейда оказали большое влияние на всю культуру в целом и подтвердили стереотипное представление о женщине как о «неполноценном человеке». Теоретическое обоснование полового диморфизма, исследование процессов формирования установок, изучение психологии лидерства, а также психофизиологии мужчины и женщины представлено в работах Б.Г. Ананьева, В.Е. Кагана, Е.П. Ильина, Т.В. Бендас.

Исследованию «женского языка» на уровне текста литературных произведений и выявлению женской литературной традиции, изучению женских образов в литературе и феномена «женского чтения» посвящены труды O.P. Демидовой, H.JI. Пушкаревой, С.Р. Охотниковой, К. Бинсвангер.

Легитимация тендерного подхода и тендерных исследований позволяет использовать категорию «гендер» для переосмысления дисциплин философского цикла (C.B. Рассадин, И.А. Жеребкина, Г.А. Брандт, O.A. Воронина, A.A. Костикова).

В рамках российских и зарубежных тендерных исследований существуют работы, посвященные участию женщин в политическом процессе на уровне государства, на уровне мировой политики, роли женщин-лидеров в политических структурах; подобные исследования восполняют пробелы в академической политологии (С.Г. Айвазова, Е.А. Здравомыслова, A.A. Темкина, Г.Г. Силласте).

Одной из основных тем тендерных исследований становится изучение вопроса, связанного с изменением социально-экономического статуса женщин в условиях рыночных реформ, а также с разделением домашнего труда, с выявлением дискриминации женщин в профессиональной сфере (Дж. С. Милль, М. Киммел, Н.М. Римашевская, С.Ю. Рощин, Р.П. Колосова).

Применение тендерного подхода в культурологии позволяет изучить культуру различных эпох, включая современную, с точки зрения «феминного» и «маскулинного», рассмотреть тендерные субкультуры, выявить андрогинную природу живописи, исследовать тендерные отношения в национальном сообществе, а также другие аспекты культуры (А.Р. Усманова, Т.А. Клименкова, Е.В. Тараканова, К.С. Шаров).

Необходимо отметить работы, обращенные к разработке методологии тендерного подхода в различных сферах науки. Зарубежные ученые первыми обратили внимание на существование проблемы неравенства полов и предложили практические рекомендации по методике внедрения тендерного подхода в исследование различных сфер жизни1. Изучение опыта зарубежных ученых в области тендерных исследований также позволило российским исследователям применить тендерный подход к анализу различных областей и сфер науки (С.Г. Айвазова, A.B. Белова, JT.C. Ржаницына, A.B. Смирнова, J1.B. Штылева).

В сфере культурологической науки предпринята попытка выявить методологию тендерного анализа в области самих тендерных исследований, эксплицировать возможность использования «тендера» для анализа культурных изменений социальной направленности, однако на практике это выразилось лишь в постановке тендерной проблематики, в разработке теоретического инструментария, в обозначении методологических проблем, связанных с использованием тендерного подхода к исследованию явлений культуры (H.A. Усачева, Т.А. Чебанюк).

Одну из основных ролей в разработке теории и методологии тендерных исследований в России играют научные изыскания, проводимые на базе центров гендерных исследований. Центры тендерных исследований изначально создавались с целью объединить усилия исследователей,

1 Практическое руководство по внедрению тендерного подхода. Методология. Обзор по секторам. Сборник примеров из практик / под ред. Астриды Ниеманис. - Братислава, 2007. - Ч. 1; Пособие по тендерному анализу [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.owl.ru/canadian/gender analysis/index.htm# 1; Тендерный анализ: руководство по разработке стратегии. Практическое пособие / под ред. Н. Шведовой. Министерство по делам женщин Канады [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.owl.ru/win/books/easygender/add 1 .html ведущих индивидуальную работу в русле тендерной проблематики. Организация данных центров позволила ученым не только установить связи, но и проводить комплексные исследовательские и образовательные проекты, организовывать летние школы и вести просветительскую работу. Спектр вопросов, решаемых центрами, очень разнообразен: развитие тендерного образования2, проведение тендерной экспертизы законодательства и социальной политики государства3, семейные проблемы4, изучение тендерной проблематики в области социологии и социальной теории5,

6 1 история женского движения, проблемы насилия. Несмотря на большое количество работ, созданных в русле тендерных исследований, следует отметить неравное соотношение между многочисленными работами, посвященными анализу тендерных аспектов отдельных явлений культуры, описанию частных методик исследований, и работами, где было бы осуществлено теоретическое осмысление и обобщение целей и задач тендерного анализа, специфики методологии тендерных исследований, статуса и перспектив современных тендерных исследований, в том числе, в сфере культурологии.

Настоящее диссертационное исследование призвано отчасти заполнить этот пробел.

2 Московский центр тендерных исследований [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gender.ru/: Ивановский центр тендерных исследований http://icgs.ru/: Тверской центр женской истории и тендерных исследований http://www.tvergenderstudies.ru/: Центр тендерных исследований Волгоградского государственного педагогического университета [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://vspu.ru/centr-gendernyh-issledovanii: Ставропольский государственный университет [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.stavsu.ru/

3 Московский центр тендерных исследований http://www.gender.ru/; Карельский центр тендерных исследований http://urfak.petrsu.ru/

4 Центр этногендерных исследований [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.iea.ras.ru/: Европейский университет в Санкт-Петербурге http://www.eu.spb.ru/; КНАГТУ [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://www.knastu.ru/; Самарский центр тендерных исследований http://samaragender.narod.ru/].

5 Центр тендерных исследований Саратовского государственного технического университета Ь1Кр:/Л5Ш-socwork.narod.ru/gendresearch.htm: Центр тендерных исследований Саратовского государственного технического университета http://www.altstu.ru/structure/unit/cgiigo/

6 Тюменский центр тендерных исследований http://fiipn.utmn.ru/; Центр этногендерных исследований http://www.iea.ras.ru/

7 Карельский центр тендерных исследований http://urfak.petrsu.ru/; Центр этногендерных исследований [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.iea.ras.ru/

Таким образом, объектом исследования выступают науки о культуре, предметом исследования - тендерный подход в исследованиях культуры.

Цель исследования - выявить специфику тендерного подхода в исследованиях культуры, выявить эвристическую и методологическую ценность тендерного подхода в науках о культуре.

В соответствии с целью сформулированы основные задачи исследования:

Обратившись к истории «женского вопроса» в культуре Европы, Америки и России, обобщить, систематизировать и проблематизировать материал по истории тендерных исследований в современной науке;

Изучить становление и современное состояние гендерной проблематики в западной и российской гуманитаристике;

Рассмотреть «классические» концепции тендерных исследований, выявить их место в становлении гендерного подхода в современных исследованиях культуры;

Рассмотреть содержание понятийного аппарата тендерных исследований: базовых категорий «гендер», «тендерные исследования», «гендерная система», «тендерная идентичность», «феминность», «маскулинность» и др. в западной и российской гуманитаристике;

Исследовать специфику тендерных исследований в регионах России;

Обобщить и систематизировать материал по применению гендерного подхода в науках: истории, философии, лингвистике, социологии, психологии, культурологии;

Выявить специфику гендерного подхода в культурологии;

Обозначить возможность и перспективы применения гендерного подхода к анализу культуры.

Решение этих задач предполагает и постановку более узких научных проблем, нашедших свое отражение в структуре и содержании работы.

Теоретико-методологические основы исследования.

Поставленные в работе задачи решались с использованием общенаучных методов исследования: описательного, сравнительно-исторического и типологического, дающих возможность рассмотреть в синхроническом и диахроническом аспектах историю развития «женского вопроса» в странах Европы, США и России, выявить её закономерности, обобщить материал по тендерным исследованиям и применению тендерного подхода в различных науках (истории, философии, лингвистике, социологии, психологии, культурологии), систематизировать изученные источники, научную литературу, выявить региональную специфику тендерных исследований в России, а также специфику тендерного подхода в культурологии.

Методологическую и теоретическую основу исследования составили работы отечественных (С.Г. Айвазова, О.М. Здравомыслова, Е.П. Ильин, И.С. Кон, И.С. Клецина, Н.Л. Пушкарева и др.) и зарубежных ученых (М. Мид, С. Бем, 3. Фрейд, Р. Столлер, М. Киммелл, С. де Бовуар, Б. Фридан, Э. Гидденс, К. Уэст и др.), разрабатывающих проблемы пола в психологии, педагогике, социологии, истории, антропологии и других наук.

Научная новизна работы обусловлена:

Обращением к актуальной теоретико-методологической проблеме современной гуманитарной науки;

Оригинальностью поставленных задач;

Обращением к оригинальным англоязычным источникам;

Новым уровнем анализа и обобщения уже имеющихся научных данных об объекте и предмете исследования;

Раскрытием специфики тендерного подхода в современных исследованиях культуры.

Положения, выносимые на защиту:

В формировании проблематики тендерных исследований, устойчивого интереса к тендерной теме в различных сферах научного знания, расширении тендерных исследований до междисциплинарной области исследования значимую роль сыграли как женские движения, так и движения за права различных социальных и этнических групп, сексуальных меньшинств;

Актуальность тендерных исследований в различных областях научного знания обусловлена, в первую очередь современными социально-культурными изменениями, необходимостью анализа и учета этих изменений, без чего невозможно принятие практических решений в области политики, экономики, образования;

В рамках тендерных исследований как междисциплинарного научного знания формируется среда, благоприятствующая синтезу универсальных методов и приемов, сложившихся в других науках, для более полного изучения явлений культуры. Таким образом, гендерный подход является не столько специфическим исследовательским методом, сколько стратегией, комплексом приемов и процедур, используемых в науке с целью изучения принципов организации жизни и деятельности людей;

Специфика современных российских женских и гендерных исследований обусловлена тем, что: 1) до 1980-х гг. изучение женской темы предписывалось государством и велось в рамках существующей идеологии, унифицирующей половые различия, 2) становление и институциализация гендерных исследований в России начинается с опозданием на 20 лет и проходит по образцу институциализации гендерных исследований на Западе и во многом благодаря финансовой поддержке ряда западных фондов, женских политических и социальных организаций европейских стран и Америки; проблематизация их часто заимствована;

Пик популярности гендерных исследований в России пришелся на 2004-2005 гг., в связи с социокультурными трансформациями и активным внедрением в российскую культуру инокультурных элементов. Снижение интереса к гендерной проблематике происходит в 2006 г. и обусловлено укорененностью традиционных гендерных ролей в современной русской культуре, отсутствием внутренней готовности и потребности в реформировании гендерных стереотипов и поведенческих практик (особенно в регионах), что проявляется и в патерналистских ожиданиях российского человека по отношению к государству.

Теоретическая и практическая значимость. Теоретическая значимость данного исследования заключается в уточнении методологии тендерных исследований (в том числе, в культурологии), в полноте рассматриваемых материалов, в анализе специфики национальной и региональной проблематики тендерных исследований, в анализе и систематизации разрозненного материала, касающегося специфики тендерных исследований в различных областях научного знания.

Практическая ценность исследования состоит, в первую очередь, в том, что полученные результаты могут быть использованы в вузовской практике при подготовке спецкурсов и курсов лекций по культурологии, мировой и отечественной культуре, на семинарских занятиях по указанным дисциплинам, в курсовых и дипломных работах студентов.

Кроме того, результаты исследования возможно учитывать при формировании городской, региональной и государственной культурной политики, при прогнозировании результатов экономических и социокультурных реформ.

Апробация исследования. По теме диссертации опубликовано 14 статей, в том числе в изданиях, входящих в перечень ВАК РФ.

Результаты и выводы исследования изложены на международных, всероссийских и вузовских конференциях: «Мужское и мужественное в современной культуре» (г. Санкт-Петербург, 2009 г.), «Гендерное образование в подготовке учителя» (г. Томск 2007 г., 2008 г.); «Актуальные проблемы современной науки и образования» (г. Уфа, 2010 г.), «Запад, Восток, Россия: литература и культура на пороге XXI века» (г. Хабаровск, 2009 г.),«Дальний Восток: динамика ценностных ориентаций» (Комсомольск-на-Амуре, 2008 г.), «Семиотическое пространство Дальнего Востока» (г. Комсомольск-на-Амуре, 2009 г.), «Дальний Восток: сохранение человеческого потенциала и повышение качества жизни населения: материалы международной научно-практической конференции» (г. Комсомольск-на-Амуре, 2011 г.), 39-я и 41-я научно-технические конференции аспирантов и студентов «Научно-техническое творчество студентов и аспирантов» (г. Комсомольск-на-Амуре, 2009 г., 2011 г.); представлены на XII краевом конкурсе молодых ученых (г. Хабаровск, 2010 г.).

Структура исследования: диссертация состоит из Введения, трех глав (включающих в себя 9 параграфов), Заключения, Списка использованных литературных и интернет-источников (222 наименования), Приложений. Общий объем работы составляет 196 страниц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

  • Философско-мировоззренческие основания теории и практики женского нонконформизма в контексте формирования русской ментальности 2004 год, кандидат философских наук Сазонова, Людмила Алексеевна

  • Духовные и социокультурные основания российского феминизма 2004 год, доктор социологических наук Ельникова, Галина Алексеевна

  • Гендер в традиционной русской культуре 2007 год, кандидат философских наук Колесникова, Наталия Николаевна

  • Гносеологические основы развития гендерной идентичности в педагогической теории и практике 2010 год, доктор педагогических наук Талина, Ирина Владимировна

  • Гендерные стереотипы в молодежных средствах массовой коммуникации 2008 год, кандидат психологических наук Малышева, Наталья Георгиевна

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Латина, Светлана Викторовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обратившись к истории феминизма в культуре Европы, США, а также России, рассмотрев материал по истории западных и российских тендерных исследований мы пришли к выводу о том, что женские движения, а также движения за права различных социальных и этнических групп, сексуальных меньшинств сыграли значимую роль в формировании проблематики тендерных исследований и устойчивого интереса к тендерной теме в различных сферах научного знания, расширении тендерных исследований до междисциплинарной области исследования. Западный феминизм явился толчком для распространения практик и теорий феминизма в России (однако женское движение не носило массового характера и не имело чётко обозначенных этапов) и обозначил его специфику, проявившуюся в ограниченных («скромных») амбициях женщин: стремлению к большей социальной активности, а не к равноправию полов.

В России специфика становления и институциализации современных женских и тендерных исследований заключается в том, что возникновение и развитие новой научной отрасли происходило по западному образцу, т.е. многие российские ученые ставили перед собой такие же исследовательские задачи, что и их коллеги на Западе, работавшие в направлении «women"s studies». Одной из причин вторичности проблематики российских исследований, многочисленных заимствований, и даже калькирования, оказывается зависимость исследователя от поддержки западных благотворительных фондов, финансировавших значительное число тендерных проектов в России. В качестве другой причины рассматривается отечественная традиция изучения «женской темы»: научные изыскания контролировались в советское время государством и велись в рамках идеологии, унифицирующей половые различия. Появление тендерных исследований позволило изучать не только проблемы феминности, но также маскулинности и сексуальности, включая опыт меньшинств.

Обобщив материал по применению тендерного подхода в социально-гуманитарных науках, нами было выявлено, что актуальность тендерных исследований в различных областях научного знания связана, в первую очередь, с современными социально-культурными изменениями, обусловившими появление женщин во многих сферах и актуализировавшими интерес к полу, с необходимостью анализа и учета этих изменений для принятия практических решений в области политики, экономики, образования.

Социокультурные трансформации и активное вхождение в российскую культуру тендерной науки явились причиной популярности тендерных исследований в начале 2000-х гг. (см. Приложение А). Снижение интереса к тендерной проблематике, произошедшее после 2005 г., было обусловлено изменениями, произошедшими в научной, политической и социальной сферах (в т.ч. снижение финансирования науки государством и западными благотворительными организациями, реформы в сфере образования и др.). Среди культурных факторов, не способствующих развитию тендерных исследований выделяем следующие: укорененность традиционных тендерных ролей в современной русской культуре, отсутствие внутренней готовности и потребности в реформировании тендерных стереотипов и поведенческих практик.

Изучив становление и современное состояние тендерной проблематики в западной и российской гуманитаристике, мы пришли к выводу о том, что тендерные исследования, являясь междисциплинарным научным знанием, формируют среду, благоприятствующую синтезу универсальных методов и приемов, сложившихся в других науках, для более полного изучения явлений культуры, что дает возможность рассматривать тендерный подход не столько специфическим исследовательским методом, сколько стратегией, комплексом приемов и процедур, используемых в науке с целью изучения принципов организации жизни и деятельности людей.

Масштаб и количество исследований по тендерной тематике с очевидностью указывают на то, что к сегодняшнему дню тендерный подход прочно укоренился в науке и помогает не просто описать разницу в статусах, ролях, установках, стереотипах и иных аспектах жизни мужчин и женщин, но проанализировать власть и доминирование, утверждаемые в обществе через тендерные роли и отношения.

Систематическое применение тендерного подхода в культурологических исследованиях существенно дополнило бы наше представление о культуре. Являясь социально-культурным конструктом, тендер детерминирует феминность и маскулинность как культурно обусловленные категории; применение тендерного подхода к исследованию культуры позволит более детально изучить существующую в формах культуры тендерную асимметрию, которая являясь одним из факторов формирования культуры, андроцентричной по своей природе, определяет творческий процесс и восприятие форм культуры. Восприятие культуры, таким образом, основывается на дифференциации по признаку пола.

Проведенное исследование открывает перспективу дальнейших изысканий по тендерной проблематике, а программное использование тендерного подхода, в свою очередь, помогло бы выявить различное соотношение «мужского» и «женского» в культуре разных эпох и этносов, увидеть полоролевые стереотипы, характерные для той или иной культуры, проанализировать специфику форм культуры, связанных с тендерными стереотипами.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.

  • Дюби Ж., Перро М. (общ. ред.). История женщин на Западе. В 5 томах. Том II. Молчание средних веков (Документ)
  • Максимова О.Б., Гафизова Н.Б., Королева Т.В. и др. Подборка статей - Гендерные стереотипы (Документ)
  • Ярская-Смирнова Е.Р. Социальная политика и социальная работа: гендерные аспекты (Документ)
  • Хомская Е.Д. Нейропсихологическая диагностика (Документ)
  • Козырева И.А.(ред.) Актуальные вопросы теории социальной работы (Документ)
  • Курсовая работа - Гендерные различия в сфере ценностных ориентаций старшеклассников (Курсовая)
  • Тартаковская И.Н. Гендер и национальность (Документ)
  • Курсовой проект - Технология производства сгущенного молока с сахаром (Курсовая)
  • n1.doc

    ББК С550.53 УДК 301.19 В 24

    В 24 Введение в гендерные исследования. Ч. I : Учебное пособие/ Под ред. И. А. Жеребкиной - Харьков: ХЦГИ, 2001; СПб.: Але-тейя, 2001. - 708 с. ISBN 5-89329-397-5

    Издание осуществлено при финансовой поддержке

    Фонда Дж. Д. и К. Т. Макартуров

    в рамках проекта ХЦГИ «Университетская сеть

    по гендерным исследованиям для стран бывшего СССР»

    Харьковского национального университета им. В. Н. Каразина

    Рецензенты:

    д-р философских наук Черникова В. Е.

    Данное учебное пособие представляет новую академическую дисциплину - гендерные исследования, которые рассматривают различные аспекты социальных проблем пола. гендерная проблематика в учебнике представлена как в традиционных социальных дисциплинах, которые входили в «пантеон» советских социальных наук (социология, философия, психология, лингвистика, экономическая теория, история), так и в новых - таких как политология, антропология, культурные исследования, мужские исследования, феминистская теория, экология и другие.

    Учебное пособие предназначено для преподавателей, студентов и аспирантов университетов и всех, интересующихся гендерной проблематикой.

    OCR: Ихтик (г.Уфа)

    ihtik.lib.ru

    © Издательство «Алетейя» (СПб.), 2001 г.

    Предисловие 14

    Возникновение и развитие гендерных исследований
    в США и Западной Европе
    17

    Елена Ярская-Смирнова

    1. Возникновение и развитие женских исследований - Связь женских исследований с новыми социальными движениями - Первая стадия развития женских исследований в США (конец 1960х-1970-е годы) - Вторая стадия развития женских исследований: институциализация - Третья стадия развития женских исследований: принцип мультикультурализма - Четвертая стадия развития женских исследований: перспективы глобализации - Женские исследования в Западной Европе - Ген- дерное образование: от «скрытого учебного плана» к «феминист ской педагогике» - 2. Возникновение и развитие гендерных исследований - Причины возникновения и основные отличия университетских программ гендерных исследований - Феминистские и гендерные исследования: методологические проблемы определения - Перспективы развития женских и гендерных исследований в структуре академического образования

    Феминистская теория 90-х годов:

    проблематизация женской субъективности 49

    Ирина Жеребкина

    1. Постановка проблемы и методологические предпосылки -


    1. Значение современной феминистской теории для гендерных исследований: проблематизация женской субъективности -

    2. Два подхода к проблеме женской субъективности в феминист ской теории: постановка проблемы - 2. Проблемы и парадоксы репрезентации женской субъективности - 1) Структура истерии как «я»-эксцесс в философской концепции женской субъек тивности Люси Иригарэ - 2) Структура «оная» в философской концепции женской субъективности Рози Брайдотти -

    3. Перформативная гендерная субъективность в философской концепции Джудит Батлер - 4) Концепции квир-идентичнос-
    6

    ти (Тереза де Лауретис, Элизабет Гросс и Ив Кософски Сэджвик) - 3. Женская сексуальность в феминистской теории - 1) Женская сексуальность в системе «генеалогии женщин» в философии Люси Иригарэ - 2) Сексуальное различие в философской концепции Рози Брайдотти - 3) Джудит Батлер: сексуаль ность как «цитатность» и понятие «принудительной гетеросексуальности» - 4) Теории квир-сексуальности и их значение для современной феминистской теории - 4. Противоречия и проблемы в теории современного феминизма

    Гендерная проблематика в политических науках

    1. Гендерная проблематика в политической

    Теории 80

    Ирина Чикалова

    1. Новое женское движение - 2. Женщины в традиционной поли тической теории - 3. Феминистская методология в политической теории - 4. Радикальный феминизм: переосмысление категорий классической политической теории - 1) Публичное и приватное пространство - 2) «Личное есть политическое» - 3) Концептуализация понятий «различие» и «сексуальное различие» - 5. Основные понятия и концепции политической теории феминизма - 1) Феминизм и демократическая концепция гражданства - 2) Концепция обретения/осознания силы - 3) Те ория представительства - 4) Концепция интеграции - 5) Концепция маргинальности - 6. Политические требования феминизма - 7. Расширение исследовательской базы в 1990-е годы

    2. Политическая теория феминизма:

    Современные дебаты 107

    Сергей Ушакин

    1. Пол и политика: постановка проблемы - 2. Капилляры власти: методологические предпосылки возникновения современной политической теории феминизма - 3. Кому на благо? Концепция политики и политического в феминистской теории «признания» Нэнси Фрейжер - 4. Феминистская теория власти, политики и политического Джудит Батлер - 5. Значение и про блематичность аргументации «конкретной морали» в феминист ской политической теории Шейлы Бенхабиб - 6. Заключение: итоги и перспективы развития политической теории феминизма на современном этапе

    Социология гендера

    1. Социальное конструирование гендера:

    Феминистская теория 147

    1. Социальное конструирование гендера как феминистская критика - 2. Теоретические основания - 1) Социально-конструктивистский подход П. Бергера и Т. Лукмана - 2) Этнометодо-логия Г. Гарфинкеля: случай Агнес как категоризация и осуществление гендера в повседневности - 3) Драматургический интеракционизм И. Гофмана: гендерный дисплей - 3. Основные положения - 1) Гендер и власть - 2) Задачи конструктивистского анализа - 4. Заключение

    2. Феминистская критика эпистемологических
    оснований социологии:

    Перспективы социологии гендерных отношений... 174 Елена Здравомыслова, Анна Темкина

    1 . Феминистская критика социологической эпистемологии - 1) Понятие феминистской эпистемологии - 2) Основные положения эпистемологической критики социологического знания -

    3) Субъект познания: феминистские интерпретации -

    4) Объект познания: феминистские интерпретации - 5) Отно
    шения между субъектом и объектом: феминистские интерпре
    тации - 2. Альтернативные эпистемологии - 1) Женский опыт
    как основание феминистской эпистемологии - 2) Феминистс
    кий эмпиризм
    - «включение женщин» - 3) Феминистский по
    зиционный подход
    - 4) Социально-конструктивистская эпис
    темология
    - 5) Постмодернистская феминистская эпистемо
    логия
    - 3. Методы феминистского исследования - 4. Заключе
    ние: значение феминистской эпистемологии для социологии ген
    дерных отношений

    3. Феминистский подход к интерпретации
    качественных данных: методы анализа текста,
    интеракции и изображения 197

    Елена Мещеркина

    1. Введение: методологические постулаты феминистского исследования - 2. Проблема выбора метода - 1) Партийность, анга жированность и «частичная идентификация» как методологи-

    ческие стратегии: проблемы и противоречия - 2) «Взгляд снизу» - 3) Исследование и акция: отношения женского движения и «башни из слоновой кости» - 4) Процесс исследования как прогресс осознания: овладение собственной историей - 3. Дискуссия о методах в женских исследованиях: количественные и качественные методы - 4. Интерпретативные методы в качественных исследованиях - 1) Биографическое исследование - 2) Анализ дискурса - 3) Содержательный анализ - 4) Анализ и интерпретация изображений - 5) Анализ фото- и фильмома-териалов - 6) Психоаналитическая интерпретация текста - 7) Объективная герменевтика - 8) Конверсационный анализ - 9) Анализ языка тела - 5. Заключение: значение качественных методов для феминистской социологии

    гендерная проблематика

    в экономической теории

    Елена Мезенцева

    1. Постановка гендерных проблем в основных направлениях экономической мысли - 2. Частная сфера как объект изучения ген-дерной экономики - 3. Публичная сфера как объект изучения гендерной экономики - 4. Взаимосвязь частной и публичной сферы с позиций гендерной экономики - 5. Заключение. Возмож ности гендерной экономики как самостоятельной экономической дисциплины

    гендерная проблематика

    в исторических науках ,

    Наталья Пушкарева

    1. Введение: гендерная методология в истории - 2. «Ее история»: рождение исторической феминологии - 3. Что такое историческая феминология? - 4. Чего достигла историческая фемикология? - 5. От теорий социального конструирования к гендерной концепции в истории - 6. От «истории женщин» к «гендерной истории» - 7. Постструктурализм и «другие истории». От пола к «поли-» - 8. Лингвистический поворот и проблема «женского письма» - 9. Гендерная методология в науках о про шлом: перспективы 90-х годов

    9 Гендерная проблематика в психологии

    1. Г ендерные исследования в психологии 312

    Елена Иванова


    1. Введение: понятие гендерных исследований в психологии -

    2. Пол (гендер) и мозг человека - 3. Гендерные различия в когни тивной сфере - 4. Гендер и эмоции - 5. Гендерные роли - 6. Ген дерная идентификация - 7. Гендерные стереотипы, предрассуд ки, установки - 8. Феминистская психология - 9. Заключение: значение гендерных исследований в психологии
    2. Феминизм и психоанализ 346

    Ирина Жеребкина


    1. Феминизм и психоанализ: проблема взаимоотношения -

    2. Фрейдовская теория гендера - 3. Феминистская критика Фрей да - 4. «Жак Лакан: феминистское введение» - 1) Теориясубъективности: символическое в формировании гендерной идентично сти - 2) Женская субъективность как сексуальность - 5. Постлакановский феминистский психоанализ: основные концепции и направления - 1) Значение теории Лакана для феминистского психоанализа - 2) Основные концепции феминистского психоанализа
    Тендерная проблематика в антропологии 370

    Елена Гапова

    1. Введение: антропология как наука о сущности культуры. Проблематика пола в антропологии - 2. Значение и ограниче ния женской темы и женщин-ученых в антропологии. Маргарет Мид - 3. Тезис «знание-власть» в антропологии - 4. Основные положения феминистского проекта в антропологии - 1) Жен щина как субъект в антропологии - 2) Концепция «обмена женщинами» Гейл Рубин - 3) Природа и культура как женское и мужское в антропологической концепции Шерри Ортнер - 5. Приватное и публичное в антропологии: модель гендерной стра тификации Джоан Хубер - 6. Феминистская критика антропологии - 1) Критика эволюционных теорий в антропологии - 2) Антиструктуралистская тенденция в антропологии и критика проблемы власти - 3) Феминистская антропология на современном этапе: гендерное неравенство в условиях глобализации

    10

    гендерная проблематика в философии 390

    Сергей Жеребкин

    1. Введение. История философии как интеллектуальная история мизогинии - 2. гендерная проблематика в античной фило софии: формирование мизогинистского мышления в философии Платона и Аристотеля - 3. Мизогиния и обоснование патриар-хатных отношений в философии средневековья - 4. «Эпоха разума». Гендерная проблематика в философии Просвещения: парадоксы либерализации - I ) Руссо: женская чувственность в терминах разума - 2) Кант о различии мужского и женского разума - 3) Мери Уоллстонкрафт в защиту женских прав и женской эмансипации - 5. «Эпоха чувственности». Метафизи ческое оборачивание: новая концепция женского в философии ро мантизма - 6. Женское/телесное в философии Ницше - 7. Гендерная проблематика в современной философии: парадоксы кон цептуализации женского - 8. Заключение. Особенности и значе ние философии феминизма для современного философского дискурса

    Гендерная проблематика в теории культуры

    1. Гендерная проблематика в парадигме
    культурных исследований 427

    Альмира Усманова

    1. Введение: пол и гендер в контексте дихотомии «природа-куль тура» - 2. Гендер и культура: антиэссенциализм как кулъту-рализм - 3. Культурология и/или «культурные исследования»


    • 4. Гендерная проблематика в «культурных исследованиях»

    • 5. Проговаривание «себя» и представление «другого» в гендер ных и культурных исследованиях - 6. Феминистские исследования массовой культуры и визуальных репрезентаций - 1) Ген-дерные стереотипы культуры - 2) Гендер и жанр: значение «женских жанров» в культуре - 3) Женщина как субъект визуальной культуры - 7. Заключение. Значение гендерных исследований для постсоветской культурологии
    2. Женщины и искусство:

    Политики репрезентации 465

    Альмира Усманова

    1 . Введение. Понятие феминистской критики в истории и теории искусства - 2. Основные положения феминистской крити-

    ки: от понятия «женских образов» к проблеме репрезентации пола в искусстве - 3. Flashback : взгляд в недавнее прошлое феминистской критики - 4. Основные темы феминистской критики искусства - 5. Женская сексуальность в искусстве: кто сказал, что «визуальное искусство предназначено для наслаждения»? - 6. Иконография женских образов в искусстве: альтернативные интерпретации - 7. Заключение. Значение феминистской критики для теории и истории искусства

    Гендерная проблематика в экологии 493

    Екатерина Карпенко


    1. Введение: экология и экофеминизм. Понятие экофеминизма -

    2. Возникновение и теоретические источники современного экофеминизма - 3. Основные концепции и направления экофеминизма - 4. Перспективы экофеминизма: значение для экологии и гендерных исследований
    Гендерная проблематика в языкознании 508

    Елена Горошко

    1. Возникновение и основные направления лингвистической ген-дерологии - 2. Возникновение феминистской лингвистики -

    3. Теоретические основы феминистской лингвистики - 4. Ос
    новные течения в феминистской лингвистике
    - 5. Граммати
    ческая категория рода и проблема референции
    - 6. «Дискурсив
    ное направление» феминистской лингвистики
    - 7. Р. Лакофф,
    Язык и место женщины - 8. Теория двух культур Д. Таннен -
    9. Феминистское планирование и реформирование языка. Новые
    гендерные политики
    - 10. Значение феминистской лингвисти
    ки для языкознания

    Феминистская литературная критика 543

    Ирина Жеребкина


    1. Введение: понятие феминистской литературной критики -

    2. Понятие женской литературы - 1) Теоретические подходы: понятие «гинокритики» - 2) Женско-центрированная литература: «время невинности» - 3) «Женский опыт» и «женская литература»: экстра-литературные критерии в литературе - 4) Проблемы и поиски новых теоретических оснований: критика концепций «женского авторства» и «женского опыта» в литературе - 3. Понятие «женского чтения» - 1) Основные по-
    12

    ложения теории «женского чтения» - 2) Критика теорий «женского чтения» - 4. Понятие «женского письма» - 1) Основные положения теории «женского письма» - 2) Критика концепций «женского письма» - 5. Женская автобиография как особый тип «женского опыта» - 6. Заключение: значение феминистской литературной критики для теории литературы

    Мужские исследования: меняющиеся мужчины

    в изменяющемся мире 562

    Игорь Кон

    1. «Кризис маскулинности» и мужские движения - 2. Мужские исследования и парадигмы маскулинности - 1) Биолого-эволюционный подход - 2) Психоаналитический подход - 3) Маскулинность и мужские роли - 4) От мужских ролей к гендерным идентичностям - 3. Маскулинность как история - 4. Заклю-

    Гендерная проблематика в праве:

    права женщин 606

    Светлана Поленина

    1. Права женщин в контексте прав человека - 2. Право женщин на жизнь, здоровье, достоинство и личную неприкосновенность - 3. Право женщин на образование и свободу выбора жизненного пути - 4. Права женщин в экономической и социальной сферах - 5. Политические права женщин - 6. Заключение

    Гендерные политики в социальных движениях: теория и практика современного феминизма

    1. Теория и практика современного феминизма:

    Женское движение в США 635

    Людмила Попкова

    1. Введение. Новое женское движение в США и его разновидности - 2. Влияние книги Бетти Фридан Загадка женственности на развитие женского движения в Америке - 3. Либеральная концепция феминизма в женском движении США - 4. Основные политические достижения и ограничения либерального феминизма в США - 5. Концепция радикального феминизма в женском

    движении США - 6. Проблема сексуальности и репродуктивных прав в теории и практике женского движения США - 1) Кейт Миллетт, Сексуальная политика - 2) Суламифь Фай-ерстоун. Диалектика пола: доводы для феминистской революции - 3) Значение темы репродуктивных прав для женского движения - 7. Значение темы насилия для теории и практики женского движения США. Сьюзан Браунмиллер, Против нашей воли и Кэтрин МакКиннон, Сексуальные домогательства к работающим женщинам - 1) Борьба против порнографии как разновидность политики женского движения в США - 2) Роль лесбийской политики внутри женского движения - 8. От «эгалитарного феминизма» к «социальному феминизму» - 9. Понятие множественности феминизмов, или феминизмов различий в женском движении США - 10. Заключение: значение женского движения США для развития демократии

    2. Женское движение второй волны:

    Истоки, концептуализация и результаты 664

    Анна Темкина

    1. Женское движение как общественное движение: исследовательские подходы - 2. Женское движение в сравнительной перспективе: особенности коллективного действия и структуры политических возможностей - 3. Идеология как ресурс движения. Основные направления идеологии - 4. Влияние движения на политику

    Алфавитный указатель

    Предисловие

    Главная цель данного учебного пособия - способствовать внедрению новой академической дисциплины гендерных исследований в систему высшего постсоветского образования в тех формах, которые были апробированы в североамериканских университетах в период создания в них программ и кафедр по women " s studies (женским исследованиям) - либо в качестве основных учебных курсов, либо гендерных тем внутри отдельных социальных дисциплин.

    Необходимость учебного пособия по гендерным исследованиям для постсоветской академии вызвана интенсивной динамикой их развития за последнее десятилетие в странах бывшего СССР и реальной практикой университетского преподавания: в постсоветской высшей школе в настоящее время более 350 ученых работают в области гендерных исследований и читают гендерные курсы, охватывающие большинство социальных дисциплин. 1

    Структурным принципом учебника - при всем понимании междисциплинарного характера гендерных исследований в целом - выбран тем не менее принцип дисциплинарности, соответствующий реальному опыту преподавания социальных дисциплин в постсоветской высшей школе в рамках обязательных учебных планов факультетов и кафедр (в первую очередь в государственных региональных вузах). В результате гендерная проблематика в учебнике представлена как в традиционных социальных дисциплинах, которые входили и в «пантеон» советских социальных наук (социология, философия, психология, лингвистика, экономическая теория, история), так и в новых, появившихся в качестве учебных дисциплин только в постсоветских университетах - таких как политология (разделы И. Р. Чикало-вой и С. А. Ушакина), антропология (раздел Е. И. Гаповой), культурология, или культурные исследования (раздел А. Р. Ус-мановой), экология (раздел Е. И. Карпенко). Кроме того, пред-

    См. базу данных на сайте ХЦГИ http :// www . gender . univer . kharkov . ua и электронную версию составленного Зоей Хоткиной справочника «гендерные исследования в России и СНГ. Кто есть кто» по адресу http :// www . owI . ru / win / books / dbras _ who _ is _ who /
    15

    Ставлены дисциплины, которые не преподаются в постсоветских университетах, но с необходимостью являются частью североамериканских программ и курсов по гендерным исследованиям - например, мужские исследования (раздел И. С. Кона), феминистская теория, феминистская литературная критика, феминизм и психоанализ (разделы И. А. Жеребкиной), права женщин (раздел С. В. Полениной). Данный структурный баланс, учитывающий практики преподавания гендерных исследований как в североамериканских, так и в постсоветских университетах, на наш взгляд, способен обеспечить более мобильную и вариативную систему преподавания их в постсоветской высшей школе в целом. Вместе с тем данное учебное пособие демонстрирует следующую закономерность - выбранный в качестве основного принцип дисциплинарности на самом деле радикальным образом модифицирует академическую дисциплинарность традиционных/классических социальных наук, основанных на принципах классического универсализма, из-за междисциплинарной методологии гендерных исследований. Являясь междисциплинарными, гендерн ые исследования - как, возможно, ни одна другая постсоветская академическая методология - трансформируют и постсоветские социальные дисциплины, и сам принцип постсоветского высшего образования критикой классических/традиционных методологий и утверждением новых/неклассических моделей развития социального знания (см., например, разделы Е. А. Здра-вомысловой и А. А. Темкиной, А. Р. Усмановой, Н. Л. Пушкаре-вой, специально рассматривающие смену научных парадигм внутри отдельных дисциплин социального знания).

    Второй принцип, но уже не структуры, а методологии - это особая роль феминистской теории для гендерных исследований во всех разделах данного учебного пособия. В данном случае мы исходим из двух гносеологических тезисов: во-первых, на Западе гендерные исследования связаны с феминистской теорией и обязаны ей своим происхождением; во-вторых, хотя феминистская теория и идеология - сегодня лишь часть более широкой предметной области гендерных исследований (и учебник в целом исходит из замены феминистской теории гендерной, что специально подчеркивается в разделах Е. Р. Ярской-Смир-новой, И. С. Кона и Н. Л. Пушкаревой), однако для патриархат-ных культур, каковы бы ни были их разновидности, тема феминизма является до сих пор чрезвычайно актуальной - до тех

    Пор, пока и у нас феминистская теория и политики не дадут сколько-нибудь ощутимых результатов в изменении гендерного порядка в обществе и социального положения женщин.

    Именно поэтому последним разделом учебника является раздел о связи феминистской теории с женским движением (разделы Л. Н. Попковой и А. А. Темкиной) - с целью демонстрации определенных политических результатов как женского движения, так и гендерных исследований, являющихся для него теоретическим источником.

    Вместе с тем учебник заканчивается на результатах второй волны женского движения на Западе, оставляя ситуацию дальнейшего развития феминистской и гендерной теории и гендерных исследований открытой - как в западной культуре перехода к новому тысячелетию, так и в постсоветской транзитивной культуре, пытающейся сегодня выработать свои собственные темы и модели, а также, возможно, и методологию гендерных исследований. Потому что сегодня, на наш взгляд, это действительно открытые ситуации, обнаруживающие новые социальные проблемы в жизни женщин и мужчин. Вместе с тем хотелось бы надеяться, что новые социальные изменения не будут происходить в худшую для женщин сторону.

    Возникновение и развитие гендерных

    исследований в США

    и Западной Европе

    Елена Ярская-Смирнова

    В этой главе мы рассмотрим эволюцию женских, гендерных и феминистских исследований на Западе, обсудим их задачи и особенности развития в североамериканских университетах, а также привлечем некоторые примеры академических программ Западной Европы и Великобритании.

    1. Возникновение и развитие женских исследований

    Связь женских исследований с новыми социальными движениями. Термин «гендерные исследования» (gender studies ) появился в мире не так давно, в 1980-е годы, когда в университетах Северной Америки были открыты соответствующие факультеты и кафедры; тогда же в Западной Европе появились ассоциации и научно-исследовательские центры, ведущие разработки гендерной проблематики. Возраст академических курсов женских исследований (women " s studies ) в американских университетах примерно на десять лет старше; параллельно было учреждено и несколько академических программ феминистских исследований (feminist studies ).

    Женские исследования как академическая дисциплина уходят корнями в феминизм первой волны, в феминистскую критику традиционной науки и высшего образования, которая стала особенно влиятельной после опубликования в 1949 году книги Симоны де Бовуар Второй пол. Ряд курсов по вопросам роли женщин в истории и литературе существовал и ранее, правда, они были разрозненными и единичными; таким образом, вплоть

    До начала 1970-х годов женские исследования не фигурировали под таким именем в университетах и колледжах США.

    Несмотря на продолжающиеся теоретические споры о том, считать ли женские исследования прямым или косвенным следствием женского движения, а также непрекращающуюся теоретическую дискуссию о характере связи академического феминизма и практики женского движения, факт остается фактом: первые курсы женских исследований в высшей школе США были организованы непосредственно под влиянием женских движений 1960-1970-х годов. Теоретический анализ в то время считался важнейшим условием социальных изменений (что, кстати, было характерно для эмпирической американской социологии в целом), а исследование угнетения женщин ассоциировалось с поиском политических и социальных возможностей преодоления неравенства в патриархальных и капиталистических обществах. Тесная связь теории и практики была главным принципом развития данной академической дисциплины в США, а политический характер знания, в том числе - и особенно - феминистского, казался не только совершенно очевидным, но и необходимым.

    Женские исследования в США возникли, во-первых, одновременно с этническими (ethnic studies ) и черными (black studies ) исследованиями в ответ на растущую критику в адрес консерватизма и дискриминационных политик в академии, и, во-вторых, как необходимый шаг с целью пересмотра роли женщин и других маргинализованных групп в обществе. В эти годы женщины Западной Европы и США выступали в феминистском освободительном движении за свои гражданские и экономические права. Утверждая, что «личное есть политическое», феминистки начали открыто обсуждать то, о чем раньше говорилось лишь шепотом - например, сексуальность, изнасилование, сексуальное насилие в форме инцеста и домашнее насилие. Для феминисток было ясно, что все эти проблемы неразрывно связаны между собой, и чтобы достичь свободы для женщин, необходима борьба по каждому отдельному вопросу.

    Академические, социальные и политические цели феминистского освободительного движения развивались бок о бок с освободительными движениями чернокожих, американских индейцев и сексуальных меньшинств, движениями за гражданские, студенческие права и антивоенными выступлениями. Все эти

    Социальные группы, имеющие представителей в академическом сообществе и вне его, убедительно доказывали, что их культурные практики, жизненный опыт и представления о социальном мире очень важны для понимания, развития и трансформации современного общества. Эти движения, получившие название политик идентичности, способствовали институциализации программ женских и гендерных исследований, а также программ изучения расы и сексуальности в американских университетах. Кроме того, деятельность этих движений привела к увеличению числа женщин и представителей меньшинств в различных академических сферах.

    Первая стадия развития женских исследований в США (конец 1960-х-1970-е годы) - создание новой академической дисциплины женских исследований (women " s studies ). Первая программа женских исследований была открыта в 1969/70 учебном году в университете Сан-Диего. В тот год в университетах США в целом насчитывалось лишь 17 лекционных курсов о женщинах. Однако к 1980 году число таких курсов выросло до 20 тысяч, а количество программ, или специальностей, существующих в рамках традиционных или новых самостоятельных кафедр и факультетов, уже равнялось 350.

    Изучение женщин изначально появилось в рамках традиционных академических социальных и гуманитарных дисциплин - в основном, в литературе, истории, философии, социологии и психологии. Преподавание многочисленных и разнообразных курсов было начато официальным и неофициальным образом, в различных условиях, часто по настоянию студентов. Первые феминистские требования, предъявляемые к университетам, были связаны с «внесением» женщин в учебные планы, учебники, издательские каталоги. Также были опубликованы и начали использоваться в учебном процессе несправедливо забытые труды женщин, а ученые стали связывать темы своих исследований с проблемами женщин