Пути решения социально-экономических проблем семьи. Социальные проблемы россии и альтернативные пути их решения Социально экономические проблемы и пути их решения

Социальные проблемы России и альтернативные пути их решения

В 1990-е годы в России возникли беспрецедентные по сравнению с советской эпохой различия как в текущих доходах и потреблении населения, так и в его обеспеченности недвижимостью, предметами длительного пользования. Как следствие, в стране усилилось социальное расслоение, которое выражается не только в количественных параметрах. Образовавшиеся новые группы населения (богатые, средние классы, средне- и малообеспеченные) сформировали собственные уклады жизни. При этом в годы подъема, несмотря на благоприятные усредненные экономические показатели, различия между данными укладами продолжали углубляться. Видимо, происходит их «капсулирование» (закрепление) из-за фактического прекращения процесса диффузии социальных групп. После начального бурного социального перемешивания общественных слоев в 1990-е годы произошло резкое (полагаем, даже слишком резкое) уменьшение вертикальной мобильности и сформировалась ориентация на извлечение ренты из достигнутого положения.

Можно утверждать, что в результате экономических, социальных и политических процессов последних 15-20 лет российское общество еще не смогло консолидироваться вокруг общих целей и ценностей. В настоящее время оно представляет собой постепенно усложняющуюся совокупность микросообществ, возникших по множеству оснований.

На этом фоне проведение любых реформ сталкивается с практически неизбежным сопротивлением со стороны групп специальных интересов, поскольку рациональные действия «сверху» могут их непосредственно затрагивать. Власть вынуждена прибегать к авторитарным и манипулятивным методам управления обществом, что еще больше усугубляет ситуацию. Нынешнее его состояние характеризуют как стабильное прежде всего потому, что благодаря экономическому росту появилась возможность направить существенные средства на социальные цели, например на «монетизацию льгот», которая обошлась федеральному бюджету в сумму, в несколько раз превосходящую первоначально запланированную.

Любое значительное снижение цен на российские энергоносители, несмотря на наличие Стабилизационного фонда, приведет к серьезным проблемам с финансированием накопленных социальных мандатов, если, конечно, экономика уже в ближайшие годы не переориентируется на новые приоритеты. Но, абстрагируясь от цен на нефть, важно понимать, что раздробленное общество не отвечает потребностям высокотехнологичной, интеллектуальной и наукоемкой экономики, поскольку требуемое качество человеческого капитала не сводится только к физическому здоровью населения и современному образованию. Нужны принципиально иная социальная однородность общества, интенсивная мобильность его слоев и жизненных укладов, что, конечно, не должно приводить к потере этнической и культурной идентификации.

Основными принципами, способными объединить решающее большинство общества, могут стать:

  • обеспечение равных стартовых возможностей на индивидуальном уровне;
  • ясность положительных социальных перспектив для всех общественных слоев;
  • формирование на этой базе образа жизни, приемлемого для максимального числа ее укладов.

Образ жизни

Какие черты желаемого (будущего) российского образа жизни можно назвать? При этом речь не идет о «выращивании в пробирке» некого «нового, идеального» человеческого материала. На самом деле уже сейчас имеются общие ценности, которые методами социальной политики нужно вывести на авансцену общероссийской жизни.

Справедливость

Экономический подъем позволил «разогнуться» тем, кто пережил кризисное десятилетие, но он не решил проблемы соответствия характера и уровня жизни представлениям о трудовых пли даже предпринимательских заслугах. Распространенное ныне в российском обществе ощущение социальной несправедливости крайне опасно, поскольку оно легко канализируется в поиск виновного: внутри страны - по этническому («инородцы») или социальному («олигархи», просто обеспеченные люди) признаку, а вне страны - в ненависть ко всему «американскому», «западному». Как показывают социологические опросы, это уже начинает происходить, хотя пока в основном в традиционно подверженных ксенофобии слоях общества.

Простая раздача бюджетных денег на социальные цели, внеочередные индексации пенсий и зарплат врачей, учителей, работников культуры и военнослужащих не смогут остановить эти негативные тенденции. С точки зрения большей части нашего общества, справедливость - это прежде всего моральная норма. Люди готовы согласиться с тем, что доктора наук должны жить лучше простых рабочих, потому что они много лет учились и их вклад в общественное благосостояние очевиден; к тому же в России интеллектуальный труд всегда был престижным. Но поверить в то, что долларовым миллионером можно стать честно и быстро, большая часть наших сограждан не может, тем более что для этого нередко имеются веские основания. В сфере бизнеса в качестве нормы выступает мелкий предприниматель, который на глазах местного сообщества тяжелым трудом формирует свое скромное благосостояние.

Конечно, ощущение справедливости в России не обязательно станет преобладать только тогда, когда самые богатые будут раскулачены. Имеются и более цивилизованные варианты.

Во-первых, обладателям крупных состояний нужно поменять свой образ жизни. Было бы разумным уделять меньше внимания демонстративной, откровенно вызывающей стороне «светской жизни», освещение которой занимает видное место в СМИ. Хотя в мире активно обсуждаются светские новости из жизни миллиардеров и киноактеров, но такой эпатаж остается развлечением и не вызывает социального раздражения у бедных, а также образованных слоев населения.

Во-вторых, для крупного и среднего бизнеса пришло время действительно серьезной системной благотворительности, направленной на решение конкретных и самых болезненных общественных проблем, например на финансовую помощь патронатным и приемным семьям или на создание рабочих мест и обучение инвалидов.

В-третьих, пора отказаться от аморальной сегрегации по признаку толщины кошелька в здравоохранении и школьном образовании. Государство должно приблизить максимальное число социальных учреждений к уровню, который сейчас характерен для немногих.

В-четвертых, государство должно перейти от слов к делу в борьбе с коррупцией. Надо, наконец, четко выделить те немногочисленные (по сравнению с нынешним положением) сферы, где оно действительно выступает более эффективным менеджером, чем саморегулируемые и общественные организации, а также бизнес.

Опека над социально незащищенными

Ощущение социального неблагополучия, распространенное в стране, обостряется массовой безнадзорностью детей, нищетой инвалидов, заброшенностью и полной беззащитностью стариков; особенно одиноких. В дореволюционной России государство практически не занималось этими проблемами, оставляя их решение на усмотрение частных и местных благотворителей. Но за годы советской власти ситуация в данной области кардинально изменилась, и до сих пор в общественном мнении доминирует представление о том, что именно государство должно нести основную ответственность за судьбы социально уязвимых граждан. В 1990-е годы оно резко ослабило свои усилия в сфере социальной защиты и фактически оставило без поддержки миллионы беспомощных людей, что лишь обострило в обществе чувство свершающейся несправедливости. Это тем более относится к настоящему времени, когда в бюджетной системе наблюдается изобилие средств, успешно стерилизуемых государственными финансовыми институтами.

Конечно, было бы ошибкой требовать срочной раздачи денег всем бедным и социально незащищенным. Общество поймет и поддержит меры, направленные в первую очередь на социальную реабилитацию безнадзорных детей, инвалидов и одиноких стариков.

Многое уже было сказано о необходимости ликвидации детских домов (за исключением тех, в которых находятся тяжело больные дети, требующие специализированного ухода). Но еще важнее из-за масштабов проблемы (речь идет о миллионах детей) позаботиться о детях из социально неблагополучных семей. Здесь возможны и ужесточение законодательства о лишении родительских прав, и временное изъятие детей в благополучные семьи (подкрепленное соответствующим материальным поощрением), и установление ежедневной опеки со стороны общественности и местных властей над семьями, где ребенок чувствует себя неуютно и создана реальная угроза его здоровью и нормальному развитию. Подключение общественности к решению этих проблем способно положительно повлиять на настроения жителей на поселенческом и муниципальном уровнях.

Интеграция инвалидов в общество может стать классическим примером государственно-частного партнерства. Государство определяет идеологию и механизмы действий, выделяет стартовые бюджетные деньги (например, на медицинскую реабилитацию и предоставление соответствующих технических средств), а бизнес, используя собственные ресурсы, обучает инвалидов и создает для них рабочие места. Это будет иметь и большую экономическую отдачу, так как, во-первых, в условиях дефицита рабочей силы инвалиды, как правило, оказываются востребованными именно как работники (в своей массе добросовестные и дисциплинированные) и, во-вторых, снижаются совокупные затраты общества на их содержание благодаря дополнительно производимому ими ВВП. Однако большинство инвалидов не могут работать по объективным причинам, поэтому требуется такая форма общественной солидарности, как обеспечение их жизни за счет налогоплательщиков. При этом нужны точные и эффективные механизмы распределения бюджетных средств и доведения их до адресатов, прежде всего в форме реабилитационных и поддерживающих натуральных услуг, и реорганизация системы денежных выплат инвалидам.

Аналогичные программы необходимы и применительно к одиноким пенсионерам (одиноким супружеским парам пенсионеров), нуждающимся в постороннем уходе. Однако здесь роль государства сводится к публичному размещению бюджетного госзаказа между муниципальными, частными и общественными организациями, специализирующимися на работе в этой сфере.

Крайне важно децентрализовать политику в отношении социально уязвимых групп населения, максимально приблизив ее к адресатам помощи. Для этого надо передать соответствующие функции по крайней мере на уровень муниципальных округов, закрепив за ними стабильные источники бюджетных доходов. Подобный маневр благотворно скажется на мнении населения о проводимой борьбе с социальным неблагополучием, позволит вовлечь в данный процесс представителей общественности.

Достойная оплата достойного труда

Богатые могут позаботиться о своем благополучии сами. Социально незащищенных должно взять под опеку государство вместе с бизнесом и общественностью. Но большинство населения - это люди, работающие по найму, мелкие предприниматели, военнослужащие, отчисления с доходов которых во многом и позволяют функционировать государству. Несмотря на снижение уровня безработицы в российской экономике и рост доходов населения, ситуация продолжает оставаться тревожной.

Во-первых, крупнейший работодатель - государство - выплачивает врачам, учителям, работникам культуры, военнослужащим в подавляющем большинстве случаев мизерную зарплату. Именно поэтому российские бедные - не столько пенсионеры и инвалиды (хотя среди них бедных тоже немало), сколько бюджетники с женами-бюджетницами и одним-двумя несовершеннолетними детьми и молодые семейные офицеры.

Во-вторых, миллионы людей все еще заняты на убыточных предприятиях, конкурентоспособность которых восстановить невозможно. Прямое социальное следствие этого - низкие зарплаты в сельском хозяйстве, текстильной и кожевенно-обувной промышленности, большинстве подотраслей машиностроения.

В качестве социального норматива, соответствующего желаемому российскому образу жизни, можно предложить не просто «достойную» заработную плату, а занятость на эффективных рабочих местах, связанных с производством конкурентоспособных товаров и услуг, что, в свою очередь, и позволит обеспечить достойную зарплату.

Требует расшифровки и понятие «достойная». По нашему мнению, оно определяется сочетанием двух факторов: минимальная оплата труда должна обеспечивать по крайней мере «минимальный потребительский бюджет» (примерно вдвое больше «прожиточного минимума трудоспособного человека») одинокого работника, а средняя оплата труда по стране - быть не ниже совокупного минимального потребительского бюджета работника и двух членов его семьи, то есть на свою зарплату работник сможет скромно, но достойно содержать семью с неработающей женой и ребенком.

Несмотря на многочисленные новации в организации семьи, в России по-прежнему доминируют традиционные семейные ценности. Но реализовать их на практике удается далеко не каждому: мешают неуверенность в завтрашнем дне, низкая материальная обеспеченность молодежи, широкое распространение алкоголизма и наркомании.

Эффективная семейная политика невозможна без создания благоприятных внешних условий, например достойной оплаты достойного труда, оздоровления всей атмосферы в обществе и долгосрочных усилий властей и элиты, направленных на рост образованного здорового населения. Уже сейчас можно предложить отдельные меры, которые, не подменяя настоящую семейную политику, способны поднять престиж института семьи. Так, целесообразно предоставлять дополнительные вычеты по подоходному налогу работника, если у него на иждивении находятся другие члены его семьи, или ощутимую скидку по оплате путевок на курорты и санатории, если отдыхать едут все члены семьи. Нужно поощрять (в частности, налоговыми каникулами) именно семейный малый бизнес, когда муж и жена (или совместно с другими членами семьи) открывают кафе, мини-гостиницу, магазинчик, мастерскую по оказанию бытовых услуг. Государство могло бы материально поддерживать семейные клубы, где люди встречаются и проводят свой досуг, в виде, например, бесплатного предоставления помещения, телефонов и т.п. (разумеется, занятие бизнесом на этой площади должно быть запрещено).

Желаемые характеристики российского общества

Какое общество может возникнуть в России, если перечисленные выше базовые ценности станут основой образа жизни и материализуются в конкретных действиях?

Прежде всего будет достигнуто устойчивое равновесие между всеми частями, слоями, группами и элементами общества, что крайне важно для обеспечения долгосрочной социальной и политической стабильности в стране. Причем заработают механизмы общественного саморегулирования, а не ручного управления, осуществляемого узкой группой бюрократов.

Удастся сохранить разнообразие (этническое, культурное и пр.) укладов жизни, создав при этом возможности для их взаимной диффузии и формирования общей политической, управленческой и интеллектуальной элиты.

Основная часть российского общества по уровню своего материального положения станет концентрироваться вокруг найденной «золотой середины». К числу бедных будут относиться только безнадежные маргиналы - не более 5% населения. В случае превышения этого уровня общество мобилизует дополнительные средства для нормализации положения.

Обладатели огромного богатства начнут рассматривать его не как признак собственного превосходства и победы над себе подобными, а как приобретенную ответственность за то, чтобы эти деньги направлялись в том числе и на общественные цели (создание новых рабочих мест, благотворительность и пр.). Это вполне соответствует исконной русской (и не только русской) духовной традиции.

Государство, как неотъемлемая часть общества, расстанется со многими из нынешних функций и прежде всего откажется от прямого вмешательства в экономику в качестве крупнейшего владельца или совладельца наиболее ценных активов. Функции надзора и контроля, как правило, будут переданы саморегулируемым организациям и профессиональным сообществам. Тем самым кардинально сократится база коррупции и неэффективного администрирования.

Стратегии возможного развития

Сопоставим сформулированные выше основные черты желаемого образа жизни с возможными стратегиями развития России .

Стратегия «Инерция »

Эта стратегия складывается стихийно, базируясь на традиционном русском «авось», или «кривая вывезет». России повезло с ценами на нефть, так, может быть, везение продолжится и дальше? Пока же будем копить деньги в Стабилизационном фонде (или в новых фондах, создаваемых на его базе), распределяя лишь небольшую часть из них на цели решения только самых неотложных социальных проблем.

Различия в материальном положении россиян будут углубляться. Официально учитываемая заработная плата и сейчас различается в десятки раз, но дифференциация усиливается из-за сопоставимых по объему «серых» выплат. Однако в рыночной сфере такое положение во многом объективно обусловлено разделением на успешный (крупные госмонополии, экспортеры сырья и обслуживающие их отрасли) и неконкурентоспособный сектор (легкая промышленность, сельское хозяйство, значительная часть машиностроения и оборонки, малый бизнес). В то же время сохраняются административные и коррупционные препятствия для развития малого бизнеса, доля которого и в ВВП, и в занятости недопустимо мала и не соответствует требованиям современной высокоинтеллектуальной экономики. Наиболее острая ситуация в области заработной платы сложилась в бюджетной сфере (образование, здравоохранение, культура), а также в отношении военнослужащих, где работодатели - государство и органы местного самоуправления - пока не нашли оптимального соотношения между уровнем оплаты труда и его результатами.

Развитие по инерционному сценарию приведет к маргинализации многих работников (в неконкурентоспособных секторах и бюджетной сфере), когда их значительная часть (не менее 20-25 млн. человек) потеряют реальные шансы на эффективную занятость и соответствующую оплату труда. Опасаясь социального взрыва, государство будет вынуждено фактически дотировать мизерную зарплату в этих секторах, принимая на себя дополнительные финансовые обязательства, источником покрытия которых (через налогообложение) станет конкурентная сфера нашей экономики, что, в свою очередь, еще больше ее обременит, уменьшая возможности для дальнейшего развития.

Массированное социальное обременение грозит конкурентному сектору экономики и в связи с нынешними тенденциями в пенсионном страховании и обеспечении. Рост дефицита Пенсионного фонда во все большей степени покрывается за счет федерального бюджета. Старение населения и необходимость поддерживать достигнутый уровень пенсий рано или поздно сделают неизбежным либо повышение ЕСН, либо «раскупорку» Стабилизационного фонда. Оба варианта прямо противоречат долгосрочным экономическим интересам страны.

Финансовое положение Пенсионного фонда не позволяет в обозримой перспективе существенно повысить пенсии. Максимум, на который можно рассчитывать, - сохранение нынешнего коэффициента замещения (25%), а также современного реального содержания пенсий. Это означает, что отдельно проживающие пенсионеры, как правило, будут в массе своей по-прежнему относиться к малообеспеченным слоям.

К этим же слоям будет относиться и значительная часть семей с несовершеннолетними детьми. Несмотря на постоянно повышающиеся размеры единовременного пособия при рождении ребенка и пособия по уходу за ним до достижения возраста 1,5 лет, основным каналом поддержки семей с детьми остается ежемесячное пособие, выплачиваемое малообеспеченным семьям до достижения ребенком возраста 16 лет (а при продолжении очного обучения - 18 лет). Оно передано в ведение регионов, и его размер колеблется, как правило, от 70 до 200 руб., что явно недостаточно. Ситуацию усугубляет и выплата ежемесячного пособия в денежной форме, не позволяющая региональным властям оказывать помощь «в натуре», что зачастую более предпочтительно в отношении детей из неблагополучных семей.

Как показывают обследования, «монетизация льгот» практически не повлияла на снижение уровня бедности в России из-за сохранения категориального подхода к социальной помощи, никак не связанного с уровнем дохода семьи льготника. Если и в дальнейшем в этой сфере не произойдет принципиальных изменений, то увеличение размера ежемесячных денежных выплат, введенных для «федеральных» и части «региональных» бюджетников, в лучшем случае не будет превышать показатель инфляции.

Сложившиеся тенденции не способствуют снижению в перспективе социального неравенства как в плане доступа к социальным услугам, так и с точки зрения денежных доходов. Структура российского общества останется неизменной:

  • 1-2% населения - богатые;
  • 15-20% - средние классы (доходы позволяют делать сбережения, широко пользоваться кредитными механизмами, обладать собственной квартирой, автомобилем и дачей, образ жизни предполагает заботу о собственном здоровье, вложение денег в свое образование и образование детей, участие в программах дополнительного медицинского и пенсионного страхования, отдых за пределами места жительства, активное участие в местном самоуправлении и т.п.);
  • 60-65% - промежуточный слой между средними классами и бедностью (жизнь от зарплаты до зарплаты, стесненность в расходах на высококачественные продукты питания и товары длительного пользования, практически случайный доступ к качественным услугам образования и здравоохранения, высокая вероятность потери доходов и соответственно сползания в бедность);
  • 15-20% - бедность (борьба за выживание, невозможность доступа к качественным социальным услугам);
  • 5-7% - социальное «дно» (беспросветная нищета, окончательная люмпенизация).

Такая социальная структура не гарантирует общественной стабильности, не может обеспечить и перелом к лучшему с точки зрения поддержания доверил в треугольнике «общество - государство - бизнес».

Стратегия «Рантье»

В рамках данной стратегии социальная политика предполагает существенное усиление перераспределительных функций государства без проведения модернизационных реформ. В результате такой политики (если она будет проводиться достаточно профессионально) возможно некоторое сокращение имущественных различий за счет форсированного повышения доходов (в том числе в рыночном секторе - через давление на бизнес) наименее обеспеченных слоев населения.

Продолжится наращивание финансирования через национальные проекты. При этом объемы выделенных средств могут возрасти в несколько раз, что позволит осуществлять дальнейшее обновление материально-технической базы образования, здравоохранения и, возможно, культуры (в качестве нового национального проекта), а также повышение заработной платы бюджетников.

Пенсионный фонд окончательно превратится в часть федерального бюджета. При этом индексации пенсий будут проводиться очень часто, исходя из необходимости поддержания стабильности в обществе.

Реализация всех названных мер будет сопровождаться мощной пропагандистской кампанией прежде всего через электронные СМИ, суть которой - показать, как социально ориентированное государство (наконец-то появившееся в стране, пережившей «непростой советский период и хаос 1990-х годов») решает назревшие проблемы. Временная трудовая миграция в страну может принять своеобразный характер. Обласканные государством «коренные жители» будут замещать только «чистые» рабочие места, перекладывая на гастарбайтеров уборку улиц и строительство дорог, бэби-ситерство и даже работу станочником на заводе.

Большая сырьевая рента позволит состоятельным российским гражданам проводить отпуск за границей. При сохранении социального неравенства это означает двух-трехкратный выезд в год вместо расширения круга выезжающих. Рентополучатели из состоятельных слоев быстро освоят мир, посетят те столицы, острова и курорты, куда раньше было невозможно попасть, может быть, купят там дома и виллы. Следующее поколение уже не будет знать своей страны и переключится на жизнь за рубежом. В принципе в глобализации молодежи нет ничего удивительного - масса молодых людей и сейчас уезжает на хорошо оплачиваемые рабочие места за границей. Но расширятся ли при этом возможности самореализации для среднего класса как в сфере культуры, так и в плане отдыха?

Если раздавать средства понемногу всем группам недовольных или активно лоббирующих, трудно ожидать серьезной политики и области культуры, отдыха и развития человека. Намного проще вывозить людей за границу, создавать элитные клубы, покупать игроков и привозить «звезд», подрабатывать за рубежом, чем систематически помогать российской культуре, неординарным людям, особенно молодым. Меценаты способны повысить качество обслуживания самых богатых и поддерживать вместе с государством наиболее знаменитые учреждения культуры. Чем равномернее распределены по целям средства небогатой страны, тем менее вероятны масштабное возрождение культуры и формирование желаемого образа жизни.

В принципе подобная стратегия может быть успешной, и продолжительность ее реализации зависит в первую очередь от таких факторов, как цены на нефть и другое экспортируемое сырье, торговый и платежный балансы страны. Если, как прогнозирует нынешнее правительство, уже через два-три года в России стоимость импорта сравняется со стоимостью экспорта, то это будет первым признаком близкого исчерпания финансовых возможностей проведения масштабной государственной перераспределительной политики. А в случае падения цен на нефть государство может столкнуться с необходимостью отказа от стратегии «Рантье». Возникающая тогда развилка очень проста: либо переход к мобилизационному сценарию, либо формирование и реализация модернизационной стратегии.

Стратегия «Мобилизация»

В условиях экономического подъема мобилизация в социальной сфере представляется маловероятной. Однако в случае ограничения доходов государства, усиления тенденций к управлению социальными процессами «сверху» может проявиться ряд ее элементов. При наличии больших групп состоятельных людей мобилизация означает определенное давление в области налогов, ужесточение контроля над потреблением, привлечение частных компаний к полупринудительному решению социальных проблем, согласно усмотрению чиновников различных уровней.

Мобилизации - и прежде всего государственных расходов на культуру - присущи хорошо известные проблемы. Во-первых, она характеризуется архаичными подходами к формированию культурной среды, которые не приемлет интеллигенция и которые невозможно реализовать в открытой стране. «Свой» образ жизни не может просто отличаться от «чужого», он должен быть современным, модным, отвечать нынешнему уровню развития средств массовой информации, легко распространяющих сведения о жизни в разных странах, то есть быть конкурентоспособным. Во-вторых, бюрократические методы проведения такой политики определяют неэффективность распределения ресурсов. При этом подходе еще можно построить необходимые для осуществления соответствующей деятельности помещения, но очень трудно сделать саму деятельность в сфере массовой культуры и формирования образа жизни эффективной.

Мобилизационный сценарий возникает или как попытка быстро и просто решить сложные проблемы страны, или как прямое следствие предыдущей стратегии («Рантье») в случае наступления «тощих годов» (падение цен на нефть и другие экспортные товары в сочетании с неудачей структурной перестройки экономики), даже до исчерпания средств Стабилизационного фонда (или других финансовых резервов). Тогда вряд ли возможно говорить о какой-либо цивилизованной социальной политике. Мобилизационная социальная политика предполагает:

  • ограничение денежных доходов (зарплат, пенсий);
  • более широкое использование методов прямого распределения некоторых благ и услуг (карточки, нормы) в зависимости от иерархического положения в общественном устройстве;
  • «сжатие» всех видов неконтролируемой государством общественной активности.

Как показывает история, такой поворот событий длится недолго, но может привести к большим социальным и экономическим потерям.

Стратегия «Модернизация»

Для России наиболее желательна модернизационная стратегия. Только ее успешная реализация поможет избежать крупных потрясений, чреватых исчезновением нашей страны как суверенного государства. Именно модернизационная стратегия подразумевает переход российского общества к желаемому образу жизни, в котором можно выделить две сферы: моральную и материальную.

Моральная сфера предполагает (в качестве идеала, к которому следует стремиться):

  • исчезновение столь распространенной сейчас социальной розни (это относится к контрастным парам: общество - государство; бедные - богатые; молодые - пожилые);
  • создание и функционирование многообразных саморегулируемых механизмов для решения всех типов потенциальных конфликтов.

При этом важно понимать, что такой итог - не результат массированной промывки мозгов или настойчивой рекламы, а прямое следствие новой социальной политики, охватывающей все общественные группы, и нового типа государства, не пытающегося узурпировать функции гражданского общества.

Материальная сфера предполагает:

  • неантагонистическое распределение богатства между членами общества - от нынешнего показателя 15,3: 1 (соотношение между средними доходами 10% наиболее и наименее обеспеченных людей) нужно перейти к 8-10: 1; аналогичная по масштабам задача стоит и в региональном разрезе (очевидно, здесь надо учитывать различия в укладах жизни);
  • превращение образования, здравоохранения и культуры в важнейшие производственные отрасли с точки зрения как инвестиций, так и инновационного вклада в рост ВВП;
  • изменение в динамике карьерного роста, с тем чтобы носче полного курса обучения (11-12 лет школы + бакалавриат или специалитет) в начале трудовой деятельности обеспечивалась заработная плата, достаточная для быстрого приобретения недвижимости и другого имущества (прежде всего с использованием кредитных схем); реализацию пенсионных программ, предусматривающих коэффициент замещения на уровне не менее 50%;
  • широкое распространение такой формы собственности, как ценные бумаги и акции, которые приносят не решающий, но ощутимый доход;
  • массовый переход к обеспеченности населения комфортабельным жильем с количеством комнат по формуле N+ 1, где N - число членов семьи; при этом все более распространенной станет тенденция выезда на постоянное место жительства из крупных городов в пригороды, из многоквартирных домов - в малоэтажное жилье с собственным земельным участком;
  • получение возможности отдыха в России и за рубежом в соответствии с собственными интересами.

Исходя из желаемого образа жизни, который оказывается достижимым только при выборе модернизационной стратегии, можно сформулировать конкретные планы действий в каждом сегменте социальной политики. При этом отметим, что модернизация осуществима на основе нескольких сценариев, лежащих внутри «спектра возможностей», которые могут сменять и дополнять друг друга. Крайними его границами мы условно принимаем «индивидуалистский» и «общественный» сценарии.

Основные принципы «индивидуалистского» сценария:

  • форсированный перенос ответственности за формирование семейного благосостояния на трудоспособного человека;
  • оказание государственной социальной помощи (в том числе предоставление значимого пакета бесплатных услуг образования, здравоохранения и культуры) только тем одиноким людям и семьям, доходы которых находятся ниже признанной обществом черты бедности по объективным причинам (прежде всего нетрудоспособность и наличие большого числа несовершеннолетних детей), а также - на незначительный период времени - официально зарегистрированным безработным.

Основные принципы «общественного» сценария:

  • интенсификация участия государства в перераспределении денежных доходов от богатых к бедным;
  • стремление обеспечить бесплатные минимальные социальные стандарты в области образования, здравоохранения и культуры для всех граждан России независимо от уровня семейных доходов;
  • рост бюджетных расходов на социальные цели как в абсолютном, так и в относительном выражении (при сохранении благоприятной экспортной конъюнктуры);
  • стимулирование участия в социальной политике профсоюзов и других неполитических общественных организаций.

По итогам II квартала 2007 г. прожиточный минимум и целом но России для трудоспособного человека, пенсионера и ребенка составлял соответственно 4116, 3033 и 3647 руб. и месяц (http: www.gks.ru /scripts/db_inet./dbinet.egi?pl=2340007 ). Таким образом, минимальная оплата должна быть не ниже 8232 руб., а средняя зарплата - не ниже 23758 руб. Сравним: и конце 2007 г. «минималка» составляла 2300 руб., а средняя зарплата достигла 13-14 тыс. руб.
Подробнее о возможных сценариях развития России см. статьи под этой рубрикой и январском номере журнала.

Чаще всего они выражены в несоответствии потребительских возможностей и потребностей в глобальном формате. Экономика как наука выделяет несколько основных проблем, оказывающих критическое влияние на хозяйственную деятельность стран и мировое экономическое пространство.

Ограниченность ресурсов при безграничности потребностей

Потребности мирового сообщества и конкретных государств постоянно растут. В таких условиях возникает проблема, как, имея ограниченные ресурсы, противоположно потребительским желаниям имеющим перспективу снижения своих объемов, удовлетворить растущие потребности.

Ресурсами в рамках данной экономической проблемы выступают не только материальные ценности и полезные ископаемые, но и интеллектуальные способности людей, производственные мощности и средства производства, знания, время и прочие факторы. Ограниченность ресурсов в глобальном формате при постоянном техническом развитии и возрастающих потребностях конечных потребителей товаров и услуг способна спровоцировать всемирный экономический кризис.

Внутриобщественные проблемы

Одной из проблем экономики являются негативные процессы, протекающие внутри общества, к таким можно отнести социальное неравенство, политические противоречия, безработицу, нехватку продуктов питания, спад демографии, вооруженные столкновения, прочие потрясения в социуме, затрагивающие значительные массы населения.

Общество, находящееся в состоянии конфликта, вне зависимости от формы его протекания и причины, неспособно к эффективному и рациональному экономическому развитию, что неизбежно порождает угнетение хозяйственной деятельности конкретного государства и его партнеров. Как правило, все внутриобщественные проблемы взаимосвязаны, так, имущественное расслоение общества провоцирует социальное напряжение затрагивающие широкие массы населения.

Коррупция

В XXI веке важнейшей проблемой экономики стала коррупция, которая приобрела транснациональный характер. Данное явление препятствует экономическому росту и противоречит интересам общества, ввиду того что коррупция приводит к индивидуальному обогащению конкретного человека или группы заинтересованных лиц. К негативным последствиям коррупции относятся:

  • Неэффективное и нерациональное использование государственного капитала и ресурсов.
  • Нарушение инвестиционных потоков, их потеря.
  • Снижение темпов производительности, эффективности государственного управления.
  • Создание негативных политических условий, социального неравенства.
  • Развитие криминального сообщества.

Энергетические проблемы

В современном мире энергетические ресурсы — не просто высоколиквидный финансовый инструмент это важнейший фактор развития хозяйственной деятельности и существования общества. Нефть, газ, ядерная энергетика, электроэнергия и уголь обеспечивают жизнеспособность всех сфер экономики, являясь и ресурсом производства, и его конечным продуктом.

Увеличение потребления энергетических ресурсов провоцирует как развитие экономики, особенно для стран их экспортирующих, так и создает зависимость от внешних факторов для государств, их импортирующих. Создающийся дефицит энергоресурсов может привести к краху энергозависимых производств, что способно разрушить не только экономику конкретного государства, но и всей планеты. Энергетические проблемы несут одни из наиболее тяжелых последствий для глобальной хозяйственной деятельности.

Экологические проблемы

Потенциал экономической сферы формируется состоянием окружающей среды. Экология и климат имеют ключевое значение для становления мировой экономики. Негативными последствиями экологических проблем становятся:

  • Сокращение сельскохозяйственных площадей, понижение плодородия.
  • Создание экологических условий, недопустимых для жизни и деятельности людей.
  • Снижение производственной эффективности.
  • Загрязнение окружающей среды, уничтожение озонового слоя.
  • Невозможность добычи ресурсов.

Л.А. Кислякова, Е.А. Гринь

Социально-экономические проблемы современного общества и пути их решения

ПМР, г. Рыбница МОУ «Рыбницкий теоретический лицей»

Введение

Интернационализация хозяйственных и научно-технических связей привело к возрастанию глобальных проблем человеческой цивилизации. К ним относятся проблемы военной угрозы, продовольственный, энергетический и другие кризисы.

Характерная черта проблем – их мера значимости для общественного развития.

Для характеристики проблем можно использовать классификацию:

эффективность использования достижений НТР;

проведение демографической политики;

совершенствование системы образования;

решение сырьевой энергетической и продовольственной проблем.

1. Демографическая проблема.

На современном этапе развития широко признаются значимость и ценность человеческих ресурсов. Протекающие процессы в Приднестровье заслуживают самого пристального внимания. Так, распространение современных средств медицины приведёт к значительному снижению детской смертности, и установление контроля над инфекционными заболеваниями.

В связи с тем, что темпы естественного прироста населения складываются из рождаемости и смертности, а последнее зависит от уровня развития общества (экономического, социального, культурного).

Кроме того, в развивающей зоне происходит формирование возрастной структуры населения, в которой большой вес занимает молодежь. Соответственно меньшая доля принадлежит населению в трудоспособном возрасте. То есть чем выше коэффициент иждивенчества, тем более ограничены возможности повышения жизненного уровня населения. Для решения данной проблемы в Приднестровье надо разрабатывать программы планирования семьи и претворять их в жизни.

2. Проблема нищеты, голода и болезней.

Сложный комплекс проблем возникает на стыке взаимоотношений общества, человека и природы. Глобальные проблемы оказывают существенное влияние на структуру и механизм общественного воспроизводства; влияют на биологические и социальные аспекты воспроизводства не только рабочей силы, но и человеческой популяции в целом.

Одной из таких проблем является ликвидация нищеты, голода, болезней, безработицы и неграмотности. Для её решения нужна следующая система мероприятий:

динамичное развитие социально-экономической и научно-технической области;

экономический порядок;

преодоление экономической отсталости.

Как известно, и голод, и недоедание существует давно. И главным фактором, который их обуславливал, было недостаточное развитие сельскохозяйственного производства. В Приднестровье надо возродить сельское хозяйство, былую славу садов и виноградников.

Чтобы возродить сельское хозяйство нужно субсидии государства. Субсидирование сельскохозяйственного производства повысит интенсивность и продуктивность земледелия. Решение продовольственной проблемы – это обеспечение населения таким количеством и ассортиментом продуктов питания, которые необходимы для нормального воспроизводства и функционирования рабочей силы.

К глобальным проблемам следует отнести многие проблемы здравоохранения. Они затрагивают интересы как каждого человека, так и всего человечества, влияют на судьбы нынешнего и будущего поколений. Нужны согласованные международные действия по охране здоровья населения.

Глобальными проблемами здравоохранения являются:

Системы наблюдений за эпидемиологическими процессами и борьба против эпидемий;

Изучение и разработка методов борьбы против сердечно - сосудистых, онкологических и других эпидемических заболеваний;

Охрана окружающей среды;

Контроль за качеством, эффективностью и побочными действиями лекарств;

Помощь здравоохранению и подготовка кадров;

Проблема доступности рационального питания.

Учёные считают, что в решении глобальных проблем основным критерием должно служить состояние здоровья человека, всего населения. Поэтому здравоохранение приобретает функции критерия оценки гуманистичности и глобальных проблем современности.

3. Сохранение мира, разоружение и конверсия военного производства.

На протяжении современной истории человечество затратило на вооружение гигантские средства.

Следствием накопления конфликтного потенциала явился рост военных расходов. Как известно, растущие военные расходы оказывают негативное воздействие на государственный бюджет. На современном этапе экономики Приднестровью приходится расплачиваться за чрезмерные военные расходы прошлых лет. Неизбежный спутник милитаризации – государственный долг – остаётся в наследство на долгие годы после выхода из строя устаревшей военной техники (с. Колбасна Рыбницкого района).

Изготовление и наращивание огромного арсенала оружия наносит непоправимый вред окружающей среде. Рост милитаризации экономики углубляет и обостряет экономические, социальные, политические и другие проблемы. Поэтому первоочередной задачей является прекращение гонки вооружений. Её решение требует демилитаризации экономики. В последние годы всё шире подтверждается, что военные расходы тормозят экономическое и технологическое развитие.

4. Экологический кризис.

В середине 70-х годов начался экономический кризис, который означает резкое обострение противоречий между человеком и природой, их конфликт, глобальное нарушение равновесия в природном круговороте веществ вследствие хозяйственной деятельности человечества.

Важнейшими признаками этого кризиса являются: глобальные изменения климата и возникновение парникового эффекта.

Одним из признаков экологического кризиса стала проблема отходов, нерациональных форм организаций быта и отдыха.

5. Топливо – энергетическая и сырьевая проблемы.

Использование топливо – энергетических и сырьевых ресурсов на нашей планете растёт значительными темпами. Сегодня промышленный работник в процессе труда вооружен энергией примерно в сто лошадиных сил. На каждого жителя планеты производится около 2 кВт энергии, а для обеспечения общепринятых норм качества жизни необходимо 10 кВт. Поэтому основной причиной обострения топливо – энергетической проблемы является увеличение масштабов вовлечения природных ресурсов в хозяйственное обращение и их ограниченное количество на нашей планете.

6. Основные пути решения экологической, топливо – энергетической и сырьевой проблемы.

С точки зрения вещественного содержания общественного способа производства являются: - быстрое развитие и использование таких основных видом восстанавливаемой энергии, как солнечная, ветровая и гидроэнергия рек.

Для решения проблемы голода необходимо внедрять передовою агротехнику, высокопродуктивное животноводство, высокоурожайные культуры, эффективные удобрения и средства защиты растений и т.д.; – поиск эффективных рычагов управления процессов роста населения.

Основные пути решения экологической, топливо – энергетической и сырьевой проблемы с точки зрения общественной формы таковы: – установление национальной народной собственности на все природные ресурсы. Это защитит их от хищнического использования. Целесообразно создать своеобразный фонд экологической безопасности для ликвидации наиболее угрожающей окружающей среде источников опасности; - проведение природоохранной политики с помощью административно – экономических рычагов стимулирование производства таких автомобилей, техники, электростанций, которые бы не загрязняли окружающую среду, обеспечивали экономию всех топливо – энергетических, сырьевых ресурсов, расширение лесных насаждений, уменьшение отходов и т.д. – активизация деятельности различных общественных организаций, политических партий направленной на решение глобальных проблем.

7. Стратегия развития Приднестровья.

В Тирасполе начал работу социально – экономический форум «Приднестровье: на встречу будущему».В форуме приняли участие руководители крупнейших предприятий Приднестровья в области промышленной и аграрного производства и представители российских экспертов – экономистов.

Обсуждались ключевые проблемы экономики, блокирующие развитие крупнейших предприятий республики, пути поиска внутренних резервов государства по стимулированию роста производства, препятствие в привлечении инвестиций.

Было отмечено, что крупные предприятия ПМР работают в основном на экспорт, поэтому от состояния этого сектора зависят все показатели экономики, валютная стабильность, социальная сфера. Республике удалось удержаться «на плаву» во время кризиса, но многие программы реализуются за счёт внешних ресурсов, при этом высокими темпами наращивается внешний долг.

По мнению Генерального директора Молдавского металлургического завода Андрея Юдина, причина отсутствия инвестиций – нерешённость вопросов имущественных гарантий для собственников на территории Приднестровья. Привлечь в Приднестровье инвестиции можно, только если страны – гаранты политического урегулирования дадут соответствующие гарантии инвесторам и банкам, которые будут сюда деньги.

«У нас есть огромное количество проектов, которые чрезвычайно интересны для инвесторов, но банки деньги сюда не дают и не дадут в силу политических причин» - считает Юдин. Он также отметил чрезвычайное влияние на успех в работе местного админресурса – «инвестировать может сюда только тот инвестор, который заручился поддержкой на самом высоком уровне».

В ходе дискуссии выступили представители предприятий «Тиротекс», Рыбницкого цементного комбината, заводов « KVINT » , Молдавизолит.

Эти встречи будут продолжены и на них будут выработаны конкретные предложения.

А сегодня в Приднестровье предлагают создание свободных экономических зон, работать над внедрением стандартов ЕврАзЭС, либерализовать внешние финансовые операции с расширением взаиморасчётов в рублях РФ, внедрить сертификацию приднестровских товаров на территории РФ, открыть филиалы российских инвестиционных банков, создавать совместные предприятия по грузоперевозкам.

Заключение.

В настоящее время признаётся, что кроме чисто экономического, глобальные проблемы оказывают колоссальное политическое воздействие на жизнь современной цивилизации и, будучи тесно переплетёнными, в своём решении требуют сплочения усилий всего человечества. Развитие современной мировой экономики, переход к постиндустриальной стадии развития вносит коррективы в приоритетность глобальных проблем. От этого они не становятся менее важными, однако человечество ограничено в своих финансовых возможностях, которое оно может выделить для решения проблем. Этот сдерживающий фактор вполне может быть преодолён на пути поиска политических решений проблемы и проявления политической воли отдельных государств к налаживаю действенного международного сотрудничества в решении глобальных проблем.

Список литературы

    Экономическая теория: учебник / под общ. ред. акад. В.И. Видяпина, А.И. Добрынина – М: Инфра – М, 2000- (Серия «Высшее образование»)

    Экономическая теория. Учебник / под ред. В.Д. Камаева, М,2002.

    Курс экономической теории. Учебник/ под ред. М.Н.Чепурина, Е.А. Киселевой, Киров, 2002.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Подобные документы

    Факторы, влияющие на уровень бедности. Степень иждивенческой нагрузки. Улучшение демографической ситуации в стране. Опека над социально незащищенными. Стратегии решения социально-экономических проблем в России. Неравенство жизненных шансов населения.

    курсовая работа , добавлен 17.02.2015

    Сущность и различные подходы к определению бедности. Формирование интереса к проблеме бедности в России и за рубежом. Основные показатели уровня жизни населения. Социально-демографический портрет бедных в России. Причины и стратегии борьбы с бедностью.

    курсовая работа , добавлен 26.09.2010

    Исследование современной социально-демографической ситуации в России. Анализ и оценка политики, проводимой государством в данном направлении. Попытки прогнозирования дальнейших перспектив социально-демографического развития в Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 04.05.2011

    Сущность демографической проблемы в Российской Федерации. Связь между численностью населения, рождаемостью, смертностью, миграцией и эмиграцией. Политика, направленная на улучшение демографической ситуации. Прогнозы на развитие демографических процессов.

    контрольная работа , добавлен 09.09.2009

    Функции и типология семьи как социального института. Современные проблемы неполных семей. Социально-экономические простых (нуклеарных) и многодетных семей. Статистика разводов и браков в России. Показатели, характеризующие уровень жизни населения.

    курсовая работа , добавлен 04.09.2011

    Теоретические основы уровня и качества жизни населения, индикаторы и их сущность. Основные показатели уровня и качества жизни населения развитых зарубежных стран и России. Проблема бедности, государственное регулирование социально-экономической политики.

    дипломная работа , добавлен 26.05.2009

    Методологические подходы в прикладном социологическом исследовании законов функционирования социальных систем. Социальные программы по преодолению безработицы и поддержке малоимущих, созданию условий для выхода из бедности трудоспособных слоев населения.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2014

К этой группе можно отнести проблемы, связанные с уровнем жизни семьи, ее бюджетом (в том числе потребительским бюджетом средней семьи), удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, со специфическими нуждами и потребностями многодетных и молодых семей, государственной системой материальной помощи.

Удельный вес семей с несовершеннолетними детьми и среднедушевым доходом ниже прожиточного минимума столь значителен, что они по-прежнему остаются основной группой бедного населения. Уровень благосостояния семей напрямую связан с численностью детей, воспитывающихся в них. Например, среди неполных семей, имеющих трех и более детей, доля семей со среднедушевым денежным доходом ниже прожиточного уровня составила 93,6%.

Низкий уровень заработанной платы, не обеспечивающий потребности семьи по содержанию иждивенцев, отставание размеров социальных выплат от роста стоимости жизни являются фактами, обусловливающими широкое распространение бедности среди семей с несовершеннолетними.

Таким образом, помощь семьям, имеющим социально-экономические проблемы, продолжает оставаться актуальной частью социальной работы. Однако практика показывает, что оказание всеобщей и малодифференцированной помощи всем малоимущим - тупиковый путь. Так, в отдельных шахтерских городках и поселках, где шахты перестали работать, а пособия выплачивались регулярно, развилась целая прослойка людей, не работающих и уже не желающих работать, готовых жить и дальше на мизерные дотации государства. Гораздо более эффективным мог бы стать активный подход к этим людям, предполагающий их привлечение к любому труду, решение задач социально-психологического характера одновременно с экономическими.

Социально-бытовые проблемы

К данной группе относятся проблемы, связанные с обеспечением семей жильем, условиями проживания, а также с потребительским бюджетом средней семьи, удельным весом в структуре общества малообеспеченных семей и семей, живущих ниже черты бедности, с материальными трудностями многодетных и молодых семей, государственной системой помощи малообеспеченным семьям. Все они достаточно распространены и известны, поэтому нет необходимости прибегать к примерам и статистическим данным.

Социально-психологические проблемы

Эта группа включает в себя самый широкий спектр проблем: они связаны со знакомством, выбором брачного партнера и далее - брачно-семейной адаптацией, согласованием семейных и внутрисемейных ролей, личностной автономией и самоутверждением в семье. Кроме того, к ней относятся и проблемы супружеской совместимости, семейных конфликтов, сплоченности семьи как малой группы, насилия в семье.

Анализ реальной практики центров психолого-педагогической помощи населению показывает, что решение проблем социально-психологического характера сегодня осуществляется по двум основным направлениям:

  • 1) оказание психолого-педагогической и психотерапевтической помощи;
  • 2) социально-правовая работа и социальная педагогика. Социально-психологические проблемы беспокоят также школьников, студентов, безработных, рабочих, пенсионеров, предпринимателей, домохозяек, инвалидов, дошкольников, т.е. различные категории населения.

Статистика свидетельствует о преобладании консультаций по проблематике детско-родительских и супружеских отношений. Высока также доля обращений по поводу отношений с друзьями, эмоциональных расстройств, проблем общения и одиночества. Особого внимания требуют запросы, связанные с суицидальными настроениями, насилием, алкоголизмом, наркоманией и токсикоманией.