Великие просветители Европы. Просвещение – эпоха (XVIII в.), когда научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, вышло за пределы университетов. Основные особенности и выдающиеся деятели эпохи Деятели искусства эпохи просвещения

Особенности Просвещения в Украине.

Григорий Сковорода - философ-просветитель.

1.Философия Просвещения:

Основные особенности и выдающиеся деятели эпохи

Духовными наследниками гуманистов эпохи Возрождения стали просветители XVIII века. Предавая острейшей критике и гневному осмеянию феодальные порядки и церковные догматы, просветители подрывали идеологическую основу старого общества и создавали новую духовную культуру, основанную на принципах гуманизма, равенства людей, раскрепощения человеческого разума и гармоничного развития личности.

Просвещение - это политическая идеология, философия и культура эпохи крушения феодализма и утверждение капиталистических отношений. Термин “просвещение” был введен в культурный оборот Вольтером и Гердером. Немецкий философ И. Кант определил Просвещение какнеобходимую историческую эпоху развития человечества, сущность которой состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса.

Выдающиеся деятели Просвещения

Английское Просвещение

Локк Джон (1632-1704) - философ материалист, из первых высказал многие идеи Просвещения, автор теории общественного договора и естественного права.

Шефтсбери Антони Эшли Купер (1671-1713) - философ-материалист, эстетик, представитель деизма; Шефтсбери эстетизирует мир, утверждая эстетический характер нравственного совершенства, рисуя величественную картину вечно творимого и творящего космоса с единым первоисточником истинного, благого и прекрасного.

Толанд Джон (1617-1722) - философ-материалист, близок к диалектической трактовке сущности мира (догадка о самодвижении материи); в книге “Христианство без тайн” выступал против христианской религии и церкви; по обвинению в нападках на религию и нравственность книга была осуждена на сожжение, а автор приговорен к тюремному заключению, но бежал. Главное философское сочинение - “Письма к Серене”.

Коллинз Уильям Уилки (1824-1889) - писатель, в художественной форме критиковал не только старые феодальные порядки, но и зарождающиеся буржуазные нравы.

Французское Просвещение

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - философ, писатель, историк. В основном сочинении “О духе законов” обосновывает позицию деизма; основатель географической школы в социологии, изучающих влияние естественных природных факторов на ход истории; развивал концепцию функциональной роли религии, необходимой для поддержания общественного порядка и сохранения нравственности.

Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруэ, 1694-1778) - философ, писатель, публицист; в художественной форме критиковал феодальные отношения, деспотическую форму правления, феодально-клерикальное мировоззрение. В “Философских письмах”, “Трактате о метафизике”; “Философском словаре” выступал как деист, в то же время высказывал идею о вечности и несотворенности материи, ее объективном существовании и вечном движении. Оказал большое влияние на французских материалистов XVIII века.

Мабли Габриель Бонно де (1709-1785) - политический мыслитель, историк, утопический коммунист. Считал источником социальных бед частную собственность, видел путь преобразования общества в уменьшении имущественного неравенства посредством пресечения роскоши и ограничения потребностей (аскетический коммунизм); признавая народ носителем верховной власти. Идеи Мабли способствовали идеологической подготовке французской революции.

Руссо Жан Жак (1712-1778) - философ, писатель, эстетик, педагог, идеолог Великой Французской революции. Изданная в 1762 году работа Руссо “Эмиль, или О воспитании” за религиозное вольнодумство была приговорена к сожжению, а автор на 5 лет иммигрировал в Англию. Во взглядах на правду Руссо - деист. Социально-политическим идеалом Руссо была республика, он защищал мысль о неправомерной власти, которая ополчается против народа, его жизненных интересов, обосновывал право народа на революционное низвержение такое власти. В работах “Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов”, “Рассуждение о происхождении и обоснованиях неравенства между людьми” прозорливо описал многие противоречия социального и научно-технического прогресса.

Кондильяк Этьен Бонно де (1715-1780) - философ, логик, член Французской академии; в своем главном философском сочинении “Трактате об ощущениях” развивал сенсуалистическую теорию познания Локка. В работе “Язык исчислений” дал трактовку логики как общей грамматики всех знаков.

Немецкое Просвещение

Вольф Христиан (1679-1754) - философ-рационалист, идеолог раннего Просвещения, стремился к построению всеобъемлющей системы философского знания; его учебные руководства стали основой университетского образования Германии. В этике принципы естественной морали считает объективными нормами вытекающими из самой структуры бытия и независящими от воли бога. В политическом учении Вольф - сторонник теории естественного права и выразитель идей просвещенного абсолютизма.

Лессинг Готхольд Эфраим (1729-1781) - философ, эстетик, писатель, критик. Преодолевает ограниченность вольфианского рационализма; в тезисах “Воспитание человеческого рода” подходит к идее органического развития и поступательного движения человечества к совершенству; в эстетике обосновал принципы реалистического художественного образа, дал известную классификацию искусства.

Гердер Иоганн Готфрид (1744-1803) - философ, теоретик культуры, общественный деятель, главный вдохновитель движения “Буря и Натиск” - просветительского литературного движения, порвавшего с нормативной эстетикой классицизма, с преувеличенным культом разума и развивавшего эстетику демократичного самобытного искусства с изображением ярких и сильных страстей. В работе “Идеи философии истории человечества” проводит идею становления и развитию мира как органического целого, завершает очерком истории человеческой культуры. Оказал большое влияние на творчество Гете.

Гете Иоганн Вольфганг (1749-1832) - поэт, ученый, философ, стремился к универсализму знания и мировоззрения; его поэзия и занятия наукой (остеология, минералогия, ботаника, физика, учения о цвете) дополняли друг друга. В основе его философии - диалектическая картина мира, где мир рисуется как совокупность живых форм, как сплошной метаморфоз форм. В “Фаусте”, уникальном по построению художественном произведении, над которым Гете работал всю жизнь, в поэтической форме отражены научные, исторические, философские, нравственные проблемы.

Русское Просвещение

Ломоносов Михаил Васильевич (1711-1765) - выдающийся ученый естествоиспытатель и мыслитель-материалист, поэт; развивая идеи науки Нового времени о едином универсуме с естественными закономерностями, доступными познанию; (разрабатывал “корпускулярную” философию) как исходную концепцию для объяснения физических и химических явлений. Общественный прогресс Ломоносов связывал с развитием образования, просвещения и ремесел; в духе Просвещения разработал проекты экономического и социального развития страны. Основная тема поэзии Ломоносова - Вселенная, природа и человек. По инициативе Ломоносова в 1755 году был создан Московский университет, ставший центром русской науке и культуры.

Козельский Яков Павлович (около 1728 - около 1794) - русский просветитель, философ-материалист, развивал идеи справедливого общественного устройства, выступал против крепостничества и религиозной морали.

Аничков Дмитрий Сергеевич (1733-1788) - философ-деист, профессор Московского университета; его диссертация о происхождении религии осуждена за атеизм и все ее экземпляры сожжены на Лобном месте в Москве.

Новиков Николай Иванович (1744-1818) - просветитель, писатель, журналист, издатель, организатор типографий, библиотек, школ в Москве, книжных магазинов в 16 городах России; выступал против крепостного права, по приказу Екатерины II был заключен в Шлиссельбургскую крепость.

Радищев Александр Николаевич (1749-1802) - писатель, философ-материалист, родоначальник революционной традиции в России. Развивая идеи французских просветителей, дал революционную интерпретацию теории естественного права, осуждал самодержавие как - наипротивнейшее человеческому естеству состояние. За сочинение “Путешествие из Петербурга в Москву” Радищев был осужден на смертную казнь, замененную ссылкой в Сибирь. В ссылке написал философский трактат “О человеке, его смерти и бессмертии”, где развивал материалистическое мировоззрение.

Чаадаев Петр Яковлевич (1794-1856) - философ-идеалист, публицист. В “Философских письмах” философ уповает на свершение земных чаяний народа как сверхразумного целого, преодолевавшего эгоизм и индивидуализм как несообразные с всеобщим назначением человека быть двигателем Вселенной под руководством всевышнего разума и мировой воли. После опубликования “Философских писем” Чаадаев “Высочайшим повелением” был объявлен сумасшедшим. Позже мыслитель написал ”Апологию сумасшедшего”, где в ответ на обвинения в недостатке патриотизма говорил об особенной исторической судьбе России.

Из всего многообразия взглядов просветителей, различных теорий и их интерпретаций выделим центральные идеи идеологии и философии Просвещения.

1. Антисхоластическая, антирелигиозная направленность идей Просвещения. Цель Просвещения как широко идейного движения состояла в критике основ феодальной идеологии, религиозных суеверий и предрассудков, в борьбе за веротерпимость, за свободу научной и философской мысли, за разум против веры, за науку против невежества и мистики, за свободу исследования против ее подавления авторитетом, за критику против апологетики. В рамках Просвещения развивалась как атеистическое мировоззрение, так и деизм, представители которого допускали Бога - духовную силу как первотолчка, первопричины мира, а “естественную религию” в качестве социального регулятора исторического процесса.

2. Всепроникающий разум. Главный лозунг Просвещения - “Наука и прогресс!”. Разум у просветителей является главным средством преобразования общества. человек должен соответствовать разумной гармонии естественного мира, а поэтому его надо просветить, образовать. Задачу широкого распространения науки, образования просветители ставили не только теоретически и не для будущих поколений, но сами много сделали для ее практического осуществления. Многие просветители свои надежды возлагают не на революции, а на постепенное, эволюционное преобразование общества на принципах разума и справедливости путем морально-политического и эстетического воспитания граждан. Отсюда же и идея “просвещенной монархии”, согласно которой правитель - “философ на троне”, восприняв принципы просвещения, может путем “хорошего законодательства” установить справедливые общественные порядки.

3. Исторический оптимизм просветителей основан на идее “естественного человека”, согласно которой человек по природе своей добр, а причина зла в нем - ущемление цивилизацией его природного, естественного начала. Запросы, желания, устремления и цели такого человека объявлялись разумными. Просветители верили в человека, его разум и светлое будущее, считали его творцом истории. На этих идеях основаны теории “Естественного права” и “Общественного договора”. В противоположность учению о божественном происхождении власти, ее неограниченные сторонники теории “Общественного договора” на основе доктрины естественного права и идеи о народном суверенитете. Согласно которой источником и конечным обладателем всякой власти является народ, утверждали, что государство, образованное волеизъявлением свободных и независимых индивидов (общественный договор), обязывается обеспечить соблюдение их неотъемлемых (естественных прав - права на жизнь, свободу и частную собственность). Руссо в книге “Об общественном договоре” утверждал, что поскольку государство возникает на основе договора, граждане вправе расторгнуть договор в случае злоупотребления властью.

Идеология и философия Просвещения оказали большое влияние на все сферы жизни общества; идеи просвещения живы и поныне в стремлении человечества к общечеловеческим гуманистическим ценностям; а лидеры Просвещения остаются примером самоотверженной борьбы за новые идеалы. Дух Просвещения и просветитель образно выражен в следующей характеристике, которую М. Горький дал Вольтеру: “... Вольтер, человек с лицом дьявола, всю жизнь, как титан, боролся с пошлостью. Крепок был яд его мудрого смеха! Даже попы, которые сожрали тысячи книг, не портя своего желудка, отправлялись на смерть одной страницей Вольтера, даже королей, защитников лжи, он заставлял уважать правду” .

Для того чтобы Вы почувствовали своеобразие духа и стиля философии просвещения, прочтите небольшие фрагменты текстов и сравните постановку и решение философско-мировоззренческих проблем разными философами.

Вариант 1.

Прочитав два фрагмента текста, ответьте на вопросы:

какие философские проблемы здесь поставлены?

в чем сходство и различие в их трактовке различными представителями философии Просвещения.

(1). Готхольд Лессинг

“Ведь упражнять рассудок при таком своекорыстии человеческого сердца только на том, что связано с нашими физическими потребностями, означало бы не обострить, а притупить его. Для того, чтобы рассудок достиг полной ясности и создал ту чистоту сердца, которая вселяет в нас способность любить добродетель ради ее самой, он должен упражняться в постижении духовных предметов...

Нет, оно придет, оно обязательно придет, в это время совершенства, когда человеку, по мере того как его рассудок будет все увереннее в лучшем... будущем... он будет творить добро ради самого добра, а не ради того воздаяния, которое уготовано чьим-то произволом...”.

Лессинг Г. Э. Воспитание человеческого рода // Человек. Мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. – М.: ИПЛ, 1991. – С.385).

“Мефистофель”

“... Я о планетах говорить стесняюсь,

Я расскажу, как люди бьются, маясь.

Божок вселенной, человек таков,

Каким и был он испокон веков.

Он лучше б жил чуть-чуть, не озари

Его ты божьей искрой изнутри.

Он эту искру разумом зовет

И с этой искрой скот скотом живет.

Прошу простить, но по своим приемам

Он кажется каким-то насекомым.

Полулетя, полускача,

Он свиристит как саранча.

О, если б он сидел в траве покоса

И во все дрязги не совал бы носа!”

(Гете И.В. Фауст // Избранные произведения в 2-х томах – М.: Правда, 1985. – Т. II. – С.135).

Вариант 2.

Сравните постановку и решение философских проблем просветителями XVIII века по предложенным фрагментам текста.

(1). Жан Жак Руссо

“Как и тело, дух имеет свои потребности. Телесные потребности являются основой общества, а духовные его украшают. В то время как правительство и законы охраняют общественную безопасность и благосостояние сограждан, науки, литературы и искусства - менее деспотичные, но, быть может более могущественные - обвивают гирляндами цветов оковывающие людей железные цепи, заглушают в них естественные чувства свободы, для которой они, казалось бы, рождены, заставляют их любить свое рабство и создают так называемые цивилизованные народы. Необходимость воздвигла троны, науки и искусства их утвердили. Сильные мира сего, любите таланты и покровительствуйте их обладателям”.

(Руссо Ж. Ж. Рассуждения об науках и искусствах... // Антология мировой философии. – К., 1991. – Т.1. – Ч.2. – С.152)

(2) Иоганн Готфрид Гердер

“Нет сомнения, что вообще все, что еще не совершилось на земле, совершится в будущем; ибо неувядаемые права человека и силы, заложенные в него богом, неистребимы... Божество помогает нам только через наше усердие, наш разум, наши собственные силы. После того как оно сотворило землю и все создания, лишенные разума, оно создало человека и сказало ему: “Будь моим подобием, богом на земле! Владей и господствуй! Произведи все благородное и прекрасное, что ты можешь создать из своей природы; я не могу помочь тебе чудесами, потому что я вложил в твою человеческую судьбу в твои человеческие руки; но тебе будут помогать все священные, вечные законы природы”.

Гердер И. Г. Еще один опыт философии истории для воспитания человечества // избр. Соч. - М., Л., 1959. - С.273

Вариант 3.

Прочитав два фрагмента текста ответьте на вопросы:

ü какая концепция здесь излагается?

ü кем из философов нового времени она была впервые сформулирована?

ü в чем сходство и различие трактовок этой проблемы в представленных текстах?

(1) Шарль Монтескье

“Как существо физическое, человек, подобно всем другим телам, управляется неизменными законами, как существо, одаренное умом, он беспрепятственно нарушает законы, установленные богом, и изменяет те, которые сам установил. Он должен руководить собою, и, однако, он существо ограниченное, как всякое смертное разумное существо, он становится жертвой неведения и заблуждения и нередко утрачивает и те слабые познания, которые ему уже удалось приобрести, а как существо чувствующее, он находится во власти тысячи страстей. Такое существо способно ежеминутно забывать своего создателя - и бог напоминает о себе в заветах религии; такое существо способно ежеминутно забывать самого себя - и философы направляют его законами морали; созданный для жизни в обществе, он способен забывать своих ближних - и законодатели призывают его к исполнению своих обязанностей посредством политических и гражданских законов”.

Монтескье Ш. - Л. О духе законов // Антология мировой философии. - К., 1991. - Т.1 - Ч.2. - С.111

(2) Жан Жак Руссо

“Переход от естественного состояния к гражданскому производит в человеке весьма заметную перемену, заменяя в его действиях инстинкт правосудием и сообщая его действиям нравственное начало, которое им прежде не доставало... Хотя в состоянии общественном человек и лишается многих преимуществ, которыми он обладал в естественном состоянии, но зато он приобретает гораздо большее преимущества: его способности упражняться и развиваться, мысль его расширяется, чувство его облагораживаются, и вся его душа возвышается до такой степени, что, если бы злоупотребления новыми условиями жизни не низводили его часто до состояния более низкого, чем то, из которого он вышел, он должен был бы беспрестанно благословлять счастливый момент, ... превративший его из тупого ограниченного животного в существо мыслящее - в человека”.

Руссо Ж. Ж. Рассуждение о науках и искусствах // Антология мировой философии. – К., 1991. – Т.1. – Ч.2. – С.160-161.

Еще раз обратитесь к раздумьям философов - просветителей в поисках ответа на вопрос: какие добродетели почитались в эту эпоху? И вновь возвратимся к нашей таблице «Добродетели в истории культуры» и заполним последний столбец: культура эпохи модерна. Таблица заполнена. Проведите сравнительный анализ эпох. Менялось ли существенно представление о нравственном идеале человека? Какие выводы следуют из ответа на этот вопрос.

В философии просвещения была четко поставлена проблема нравственной природы человека. Одни философы утверждали, что человек по природе своей добр, а цивилизация делает его злым, алчным, завистливым. Другие же доказывали, что человек изначально односторонен и несовершенен и лишь правильное воспитание в обществе может сделать его Человеком. К какой позиции присоединяетесь Вы? Почему? Какие жизненные выводы следуют из Вашей позиции?


Просвещение – эпоха (XVIII в.), когда научное знание, ранее бывшее достоянием узкого круга ученых, вышло за пределы университетов и лабораторий. 1.Вера во всесилие науки и человеческого разума. 2.Решающая роль образования для развития общества. Широкое просвещение масс – путь к преодолению всех бед и несчастий. 3.Многие деятели Просвещения были из третьего сословия: Сомневались в справедливости существующих порядков. Критиковали все, что угнетало человека, ограничивало его способности. Требовали: равенства всех перед законом, неприкосновенности собственности, невмешательства церкви в светскую жизнь, свободы печати, справедливых налогов, аграрной реформы, поддержки науки и техники. Выступали против абсолютизма. Верили в неисчерпаемые силы и возможности человека. Просветители – деятели эпохи Просвещения.






Шарль Луи Монтескьё (1689 – 1755) Французский политический мыслитель, писатель, социолог, историк Представитель французской просветительской философии Один из идейных предшественников буржуазной революции во Франции XVIII века Развил учение о разделении властей: законодательную, исполнительную, судебную


Франсуа Мари Аруэ Вольтер (1694 – 1778) Французский писатель, философ, историк Автор многочисленных политических и исторических трудов, поэм, романов, пьес Критиковал церковь и феодальные порядки, считая однако, что религию надо сохранить для народа, чтобы удерживать его в повиновении Боролся против феодального сословного неравенства Вел переписку с Екатериной Великой


Жан Жак Руссо (1712 – 1778) Французский философ- просветитель, писатель, композитор Он считал, что люди рождаются равными в своих правах и что народ имеет право сам устанавливать управление страной Выступал против роскоши богачей и против собственности феодалов








Философия Просвещения пронизывала все сферы жизни общества: экономику, политику, культуру, общественные отношения, но прежде всего она носила ярко выраженный политический характер, поскольку главным ее содержанием являлась критика существующих порядков и противопоставление им модели идеального общества, создание которого утвердило бы в жизни «царство Разума». Просветители вели борьбу против беззакония и злоупотребления властью, против фанатизма и нетерпимости, верили, что развитие просвещения может изменить общество, уничтожить зло. Вывод



1. Философия Просвещения:

основные особенности и выдающиеся деятели эпохи

2. Особенности Просвещения в Украине

3. Григорий Сковорода - философ-просветитель

Философия Просвещения: основные особенности и выдающиеся деятели эпохи

Духовными наследниками гуманистов эпохи Возрождения стали просветители XVIII века. Наиболее остро критикуя и гневно осмеивая феодальные порядки и церковные догматы, просветители подрывали идеологическую основу старого общества и создавали новую духовную культуру, основанную на принципах гуманизма, равенства людей, раскрепощение человеческого ума и гармоничного развития личности.

Просвещение - это политическая идеология, философия и культура эпохи крушения феодализма и установление капиталистических отношений. Термин "просвещение" был введен Вольтером и Гердера. Немецкий философ и. Кант определил Просвещение как необходимую историческую эпоху развития человечества, сущность которые состоит в широком использовании человеческого разума для реализации социального прогресса.

Выдающиеся деятели Просвещения

Английское Просвещение

Локк Джон (1632-1704) - философ материалист, один из первых сформировал много идей Просвещения, автор теории общественного договора и естественного права.

Шефтсбери Антони Эшли Купер (1671-1713) - философ-материалист, эстетик, представитель деизма; Шефтсбери эстетизирует мир, утверждая эстетический характер нравственного совершенства, рисуя величественную картину вечно творимом и творящего космоса с единым первоисточником всего, благого и прекрасного.

Толанд Джон (1617-1722) - философ-материалист, близкий к диалектическому трактовка сущности мира (догадка о самодвижение материи) в книге "Христианство без тайн" выступал против христианской религии и церкви; по обвинению в нападках на религию и нравственность книга была осуждена на сожжение, а автор приговорен к тюремному заключению, но бежал. Главный философский труд - "Письма к Серены".

Коллинз Уильям Уилки (1824-1889) - писатель, в художественной форме критиковал не только старые феодальные порядки, но и буржуазные моральные нормы, которые зарождались.

Французское Просвещение

Шарль Луи Монтескье (1689-1755) - философ, писатель, историк. В основном произведении "О духе законов" обосновывает позицию деизма; основатель географической школы в социологии, которая изучала влияние природных факторов на ход истории; развивал концепцию функциональной роли религии, необходимой для поддержания общественного порядка и сохранения нравственности.

Вольтер (настоящее имя Франсуа Мари Аруз, 1694-1778) -философ, писатель, публицист; в художественной форме критиковал феодальные отношения, деспотическую форму правления, феодально-клерикальный мировоззрение. В "Философских письмах", "Трактате о метафизике"; "Философском словаре" выступал как деист, в тон же время выражал идею о вечности и не-создания материи, ее объективное существование и вечное движение. Очень вилинув на французских материалистов XVIII века.

Мабли Габриель Бонно де (1709-1785) - политический мыслитель, историк, утопический коммунист. Считал источником социальных бед частную собственность, видел путь преобразования общества в уменьшении имущественного неравенства за счет прекращения роскоши и ограничения потребностей (аскетический коммунизм) признавал народ носителем верховной власти. Идеи Мабли способствовали идеологической подготовке Великой французской революции.

Руссо Жан Жак (1712-1778) - философ, писатель, эстетик, педагог, идеолог Великой Французской революции. Изданная в 1762 году работа Руссо "Эмиль, или О воспитании" за религиозное свободомыслие была приговорена к сожжению, а автор на пять лет иммигрировал в Англию. Во взглядах на природу Руссо - деист. Социально-политическим идеалом Руссо была республика, он защищал мысль о неправомерной власть, которая действует против народа, его жизненных интересов, обосновывал право народа на революционное свержение такой власти. В работах "Способствовало ли возрождение наук и искусств улучшению нравов", "Рассуждение о происхождении и обоснования неравенства между людьми" прозорливо описал много противоречий социального и научно-технического прогресса.

Кондильяк Этьен Бонно де (1715-1780) - философ, логик, член Французской академии; в своем главном философском произведении "Трактате об ощущениях" развивал сенсуалистической теорию познания Локка. В работе "Язык вычетов" дал трактовку логики как общей грамматики всех знаков.

Содержание статьи

ЭПОХА ПРОСВЕЩЕНИЯ Просвещение, интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 вв. в Европе и Северной Америке. Оно явилось естественным продолжением гуманизма Возрождения и рационализма начала Нового времени, заложивших основы просветительского мировоззрения: отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму как к единственному критерию познания человека и общества. Название закрепилось после выхода статьи И.Канта Ответ на вопрос: что такое Просвещение? (1784). Корневое слово «свет», от которого происходит термин «просвещение» (англ. Enlightenment; фр. Les Lumières; нем. Aufklärung; ит. Illuminismo), восходит к древней религиозной традиции, закрепленной как в Ветхом так и в Новом Заветах. Это и отделение Творцом света от тьмы, и определение самого Бога как Света. Сама христианизация подразумевает просвещение человечества светом учения Христа. Переосмысляя этот образ, просветители вкладывали в него новое понимание, говоря о просвещении человека светом разума

Просвещение зародилось в Англии в конце 17 в. в сочинениях его основателя Д.Локка (1632–1704) и его последователей Г.Болингброка (1678–1751), Д.Аддисона (1672–1719), А.Э.Шефтсбери (1671–1713), Ф.Хатчесона (1694–1747) были сформулированы основные понятия просветительского учения: «общее благо», «естественный человек», «естественное право», «естественная религия», «общественный договор». В учение о естественном праве, изложенном в Двух трактатах о государственном правлении (1690) Д.Локка, обоснованы основные права человека: свобода, равенство, неприкосновенность личности и собственности, которые являются естественными, вечными и неотъемлемыми. Людям необходимо добровольно заключить общественный договор, на основе которого создается орган (государство), обеспечивающий охрану их прав. Понятие об общественном договоре было одним из основополагающих в учении об обществе, выработанном деятелями раннего английского Просвещения.

В 18 веке центром просветительского движения становится Франция. На первом этапе французского Просвещения главными фигурами выступали Ш.Л.Монтескье (1689–1755) и Вольтер (Ф.М.Аруэ, 1694–1778). В трудах Монтескье получило дальнейшее развитие учение Локка о правовом государстве. В трактате О духе законов (1748) был сформулирован принцип разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В Персидских письмах (1721) Монтескье наметил тот путь, по которому должна была пойти французская просветительская мысль с ее культом разумного и естественного. Однако Вольтер придерживался иных политических взглядов. Он был идеологом просвещенного абсолютизма и стремился привить идеи Просвещения монархам Европы (служба у Фридриха II, переписка с Екатериной II). Он отличался явно выраженной антиклерикальной деятельностью, выступал против религиозного фанатизма и ханжества, церковного догматизма и главенства церкви над государством и обществом. Творчество писателя разнообразно по темам и жанрам: антиклерикальные сочинения Орлеанская девственница (1735), Фанатизм, или Пророк Магомет (1742); философские повести Кандид, или Оптимизм (1759), Простодушный (1767); трагедии Брут (1731), Танкред (1761); Философские письма (1733).

На втором этапе французского Просвещения основную роль играли Дидро (1713–1784) и энциклопедисты. Энциклопедия, или Толковый словарь наук, искусств и ремесел , 1751–1780 стала первой научной энциклопедией, в которой излагались основные понятия в области физико-математических наук, естествознания, экономики, политики, инженерного дела и искусства. В большинстве случаев, статьи были основательными и отражали новейший уровень знаний. Вдохновителями и редакторами Энциклопедии явились Дидро и Ж. Д"Аламбер (1717–1783), в ее создании принимали активное участие Вольтер, Кондильяк, Гельвеций , Гольбах, Монтескье, Руссо . Статьи по конкретным областям знания писали профессионалы – ученые, писатели, инженеры.

Третий период выдвинул фигуру Ж.-Ж. Руссо (1712–1778). Он стал наиболее видным популяризатором идей Просвещения, введшим в рационалистическую прозу просветителей элементы чувствительности и красноречивого пафоса. Руссо предложил свой путь политического устройства общества. В трактате Об общественном договоре, или Принципы политического права (1762) он выдвинул идею народного суверенитета. По ней, правительство получает власть из рук народа в виде поручения, которое оно обязано выполнять в соответствии с народной волей. Если оно эту волю нарушает, то народ может ограничивать, видоизменять или отобрать данную им власть. Одним из средств такого возврата власти может стать насильственное свержение правительства. Идеи Руссо нашли свое дальнейшее развитие в теории и практике идеологов Великой французской революции.

Период позднего Просвещения (конец 18 – нач. 19 в.) связан со странами Восточной Европы, Россией и Германией. Новый импульс Просвещению придает немецкая литература и философская мысль. Немецкие просветители были духовными преемниками идей английских и французских мыслителей, но в их сочинениях они трансформировались и принимали глубоко национальный характер. Самобытность национальной культуры и языка утверждал И.Г.Гердер (1744–1803). Его основное произведение Идеи к философии истории человечества (1784–1791) стала первой основательной классической работой, с которой Германия вышла на арену мировой историко-философской науки. Философским исканиям европейского Просвещения было созвучно творчество многих немецких писателей. Вершиной немецкого Просвещения, получившей мировую славу, стали такие произведения, как Разбойники (1781), Коварство и любовь (1784), Валленштейн (1799), Мария Стюарт (1801) Ф.Шиллера (1759–1805), Эмилия Галотти , Натан Мудрый Г.Э.Лессинга (1729–1781) и особенно Фауст (1808–1832) И.-В. Гете (1749–1832). В формировании идей Просвещения важную роль играла философы Г.В.Лейбниц (1646–1716) и И.Кант (1724–1804). Традиционную для Просвещения идею прогресса развивал в Критике чистого разума И.Кант (1724–1804), ставший основателем немецкой классической философии.

На протяжении всего развития Просвещения в центре рассуждений его идеологов находилось понятие «разум». Разум, в представлении просветителей, дает человеку понимание как общественного устройства, так и самого себя. И то и другое можно изменить к лучшему, можно усовершенствовать. Таким образом обосновывалась идея прогресса, который мыслился как необратимый ход истории из тьмы неведения в царство разума. Наивысшей и самой продуктивной формой деятельности разума считалось научное познание. Именно в эту эпоху морские путешествия приобретают систематический и научный характер. Географические открытия в Тихом океане (о-ва Пасхи, Таити и Гавайи, восточное побережье Австралии) Я.Роггевена (1659–1729), Д.Кука (1728–1779), Л.А.Бугенвиля (1729–1811), Ж.Ф.Лаперуза (1741–1788) положили начало планомерному изучению и практическому освоению этого региона, что стимулировало развитие естественных наук. Большой вклад в ботанику внес К.Линней (1707–1778). В работе Виды растений (1737) он описал тысячи видов флоры и фауны и дал им двойные латинские наименования. Ж.Л.Бюффон (1707–1788) ввел в научный оборот термин «биология», обозначив им «науку о жизни». Ш.Ламарк (1744–1829) выдвинул первую теорию эволюции. В математике И.Ньютон (1642–1727) и Г.В.Лейбниц (1646–1716) почти одновременно открыли дифференциальное и интегральное исчисления. Развитию математического анализа способствовали Л.Лагранж (1736–1813) и Л.Эйлер (1707–1783). Основатель современной химии А.Л.Лавуазье (1743–1794) составил первый перечень химических элементов. Характерной особенностью научной мысли Просвещения было то, что она ориентировалась на практическое использование достижений науки в интересах промышленного и общественного развития.

Задача просвещения народа, которую ставили перед собой просветители, требовала внимательного отношения к вопросам воспитания и образования. Отсюда – сильное дидактическое начало, проявляющееся не только в научных трактатах, но и в литературе. Как истинный прагматик, придававший большое значение тем дисциплинам, которые были необходимы для развития промышленности и торговли, выступил Д.Локк в трактате Мысли о воспитании (1693). Романом воспитания можно назвать Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо (1719) Д.Дефо (1660–1731). В нем была представлена модель поведения разумного индивидуума и с дидактических позиций показано значение знаний и труда в жизни отдельной личности. Дидактичны и произведения основоположника английского психологического романа С.Ричардсона (1689–1761), в романах которого – Памела, или Вознагражденная добродетель (1740) и Кларисса Гарлоу, или История молодой леди (1748–1750) – воплотился пуританско-просветительский идеал личности. О решающей роли воспитания говорили и французские просветители. К.А.Гельвеций (1715–1771) в работах Об уме (1758) и О человеке (1769) доказывал влияние на воспитание «среды», т.е. условий жизни, общественного устройства, обычаев и нравов. Руссо, в отличие от других просветителей, сознавал ограниченность разума. В трактате О науках и искусствах (1750) он подверг сомнению культ науки и безграничный оптимизм, связанный с возможностью прогресса, считая, что с развитием цивилизации происходит обеднение культуры. С этими убеждениями были связаны призывы Руссо вернуться к природе. В сочинении Эмиль, или О воспитании (1762) и в романе Юлия, или Новая Элоиза (1761) он развивал концепцию естественного воспитания на основе использования природных способностей ребенка, свободного при рождении от пороков и дурных наклонностей, которые формируются у него позже под влиянием общества. По мнению Руссо, детей следовало воспитывать в изоляции от общества, один на один с природой.

Просветительская мысль направлялась на конструирование утопических моделей как идеального государства в целом, так и идеальной личности. Поэтому 18 в. может называться «золотым веком утопии». Европейская культура этого времени породила огромное количество романов и трактатов, повествующих о преобразовании мира по законам разума и справедливости, – Завещание Ж. Мелье (1664–1729); Кодекс природы, или Истинный дух ее законов (1773) Морелли; О правах и обязанностях гражданина (1789) Г.Мабли (1709–1785); 2440 год (1770) Л.С.Мерсье (1740–1814). Одновременно как утопию и антиутопию можно рассматривать роман Д. Свифта (1667–1745) Путешествие Гулливера (1726), в котором развенчиваются такие основополагающие идеи Просвещения, как абсолютизация научных знаний, вера в закон и естественного человека.

В художественной культуре Просвещении не было единого стиля эпохи, единого художественного языка. В нем одновременно существовали разнообразные стилевые формы: позднее барокко, рококо, классицизм, сентиментализм, предромантизм. Менялось соотношение различных видов искусства. На первый план вышли музыка и литература, возросла роль театра. Происходила смена в иерархии жанров. Историческая и мифологическая живопись «большого стиля» 17-го столетия уступила место картинам на бытовые и нравоучительные темы (Ж.Б.Шарден (1699–1779), У.Хогарт (1697–1764), Ж.Б.Грез (1725–1805). В жанре портрета наблюдается переход от парадности к интимности (Т.Гейнсборо , 1727–1788, Д.Рейнольдс, 1723–1792). В театре возникает новый жанр буржуазной драмы и комедии, в которых выводится на сцену новый герой, представитель третьего сословия – у П.О.Бомарше (1732–1799) в Севильском цирюльнике (1775) и Женитьбе Фигаро (1784), у К.Гольдони (1707–1793) в Слуге двух господ (1745, 1748) и Трактирщице (1753). В истории мирового театра заметно выделяются имена Р.Б.Шеридана (1751–1816), Г. Филдинга (1707–1754), К.Гоцци (1720–1806).

В эпоху Просвещения происходит небывалый взлет музыкального искусства. После реформы, проведенной К.В.Глюком (1714–1787), опера становится синтетическим искусством, соединяющим в одном спектакле музыку, пение и сложное драматическое действие. На высшую ступень классического искусства поднял Ф.Й.Гайдн (1732–1809) инструментальную музыку. Вершиной музыкальной культуры Просвещения является творчество И.С.Баха (1685–1750) и В.А.Моцарта (1756–1791). Особенно ярко просветительский идеал проступает в опере Моцарта Волшебная флейта (1791), которую отличает культ разума, света, представление о человеке как о венце Вселенной.

Просветительское движение, имея общие основные принципы, развивалось в разных странах не одинаково. Становление Просвещения в каждом государстве было связано с его политическими, социальными и экономическими условиями, а также с национальными особенностями.

Английское Просвещение.

Период становления просветительской идеологии приходится на рубеж 17–18 веков. Это был результат и следствие английской буржуазной революции середины 17-го столетия, что является коренным отличием островного Просвещения от континентального. Пережив кровавые потрясения гражданской войны и религиозной нетерпимости, англичане стремились к стабильности, а не к кардинальному изменению существующего строя. Отсюда умеренность, сдержанность и скептицизм, отличающий английское Просвещение. Национальной особенностью Англии было сильное влияние пуританизма на все сферы общественной жизни, поэтому общая для просветительской мысли вера в безграничные возможности разума сочеталась у английских мыслителей с глубокой религиозностью.

Французское Просвещение

отличалось наиболее радикальными взглядами по всем вопросам политического и социального характера. Французские мыслители создавали учения, отрицающие частную собственность (Руссо, Мабли, Морелли), отстаивающие атеистические воззрения (Дидро, Гельвеций, П.А.Гольбах). Именно Франция, на столетие ставшая центром просветительской мысли, способствовала быстрому распространению передовых идей в Европе – от Испании до России и Северной Америки. Этими идеями вдохновлялись и идеологи Великой французской революции, коренным образом изменившей социальную и политическую структуру Франции.

Американское просвещение.

Движение американских просветителей тесно связано с борьбой английских колоний в Северной Америке за независимость (1775–1783), завершившейся созданием Соединенных Штатов Америки. Разработками социально-политических программ, подготовивших теоретическую базу для построения независимого государства, занимались Т.Пейн (1737–1809), Т.Джефферсон (1743–1826) и Б.Франклин (1706–1790). Их теоретические программы легли в основу главных законодательных актов нового государства: Декларации независимости 1776 и Конституции 1787.

Немецкое Просвещение.

На развитие немецкого Просвещения влияли политическая раздробленность Германии и ее экономическая отсталость, что определило преимущественный интерес немецких просветителей не к социально-политическим проблемам, а к вопросам философии, морали, эстетики и воспитания. Своеобразным вариантом европейского Просвещения было литературное движение «Буря и натиск», к которому принадлежали Гердер, Гете и Шиллер. В отличие от своих предшественников они отрицательно относились к культу разума, отдавая предпочтение чувственному началу в человеке. Особенностью немецкого Просвещения являлись также расцвет философской и эстетической мысли (Г.Лессинг Лаокоон, или о границах живописи и поэзии ,1766; И.Винкельман История искусства древности ,1764).

Людмила Царькова

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

План: 1. Великие просветители Европы (Джон Локк, Ш. Монтескьё, О. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо); 2. Новые экономические теории. А.Смит; 3. Энциклопедисты. Д.Дидро. Ж.Д’Аламбер

3 слайд

Описание слайда:

Просвещение – идейное течение, настаивавшее на решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества.

4 слайд

Описание слайда:

5 слайд

Описание слайда:

Джон Локк (1632-1704) Выдающийся английский мыслитель. Создание учения о естественных, прирожденных правах человека. Он был уверен, что от природы все люди равны. Впервые говорит о необходимости разделения властей: отделении исполнительной власти от законодательной.

6 слайд

Описание слайда:

Французский просветитель. Автор книги «О духе законов», в которой выступал непримиримым противником деспотизма во всех его формах. Развил учение Локка о разделении властей, указал, что есть три ветви власти – законодательная, исполнительная, судебная. Шарль Луи Монтескьё (1689-1755)

7 слайд

Описание слайда:

Франсуа-Мари Аруэ де Вольтер 1694-1778 Французский мыслитель Справедливый общественный строй Вольтер связывал со свободой, равенством, собственностью. Вольтер не был сторонником широких массовых движений. Роль создателя разумного общества он отводил монарху, стоящему на позициях Просвещения. Особое место в деятельности Вольтера занимает борьба против стремления церкви поработить разум человека религиозным учением, против претензий церкви на то, что она является единственным носителем морали.

8 слайд

Описание слайда:

Жан Жак Руссо (1712-1778) Руссо не призывал уничтожить частную собственность, но считал необходимым ограничить ее размеры, мелкую же собственность, основанную на личном труде, сохранить. Он является сторонником всеобщего избирательного права. Каждый гражданин может быть допущен к управлению государством, источник верховной власти – весь народ. Идеал мыслителя – демократическая республика мелких собственников.

9 слайд

Описание слайда:

Адам Смит (1723-1790) Шотландский ученый Адам Смит считал, что свободный обмен товарами и свободная конкуренция играют главную роль в развитии хозяйственной жизни стны.

10 слайд

Описание слайда:

Дени Дидро (1713-1784) Совместно с Жаном Д’Алабером издали знаменитую «Энциклопедию наук, искусств и ремёсел» (1751 г.)

11 слайд

Описание слайда:

Энциклопедию наук, искусств и ремёсел» (1751 г.) Работа состояла из 35 томов, насчитывала 71818 статей и 3129 иллюстраций. Первые 28 томов (17 томов текста (60 тысяч статей) и 11 томов «гравюр» (иллюстраций к тексту), опубликованные между 1751 и 1766 годами, были созданы под редакцией Дидро (хотя некоторые тома, состоящие из одних иллюстраций, не были напечатаны до 1772).

12 слайд

Описание слайда:

Перед вами извлечения из произведений французских философов, размышляющих о необходимости преобразования общества на основе научного знания и гуманистических ценностей. В своих трудах они призывали здесь, на земле, устроить жизнь человека лучше. Прочитайте тексты и подумайте, в чем проявлялся гуманизм мыслителей эпохи Просвещения.

13 слайд

Описание слайда:

«...Когда в одном и том же лице или в одном и том же правительственном органе законодательная власть соединена с властью исполнительной, - свободы нет, так как можно опасаться, что тот же самый монарх или тот же самый сенат, который может издавать тиранические законы, будет выполнять их тираническим же образом. Свободы не бывает еще в тех случаях, когда судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она объединена с властью исполнительной, то судья превращается в притеснителя...» (Ш. Монтескье), «...Церковь всегда хотела распространиться и пользовалась всевозможным оружием, чтобы отнять у нас наше достояние и наши жизни... История церкви - это непрерывная цепь распрей, обмана, притеснений, мошенничества... убийств; и тем самым доказано, что злоупотребление относится к самому существу дела, как доказано, что волк всегда был хищником и вовсе не вследствие некоторых случайных злоупотреблений пил кровь наших овец.

14 слайд

Описание слайда:

Религия причиняет... только зло. Куда ни повернись, везде вы увидите, что священники неизменно проповедовали бойню... Самый нелепый из всех деспотизмов, самый унизительный для человеческой природы, самый несообразный и самый зловредный - это деспотизм священников... Трудно понять, как это святые, давшие обет смирения, покорности и целомудрия, владеют тем не менее целым государством в вашем государстве и повелевают рабами...» (Вольтер). «Человек рождается свободным, а между тем везде он в оковах... Найти такую форму ассоциации, которая защищала бы и охраняла совокупной силой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным, каким он был раньше. Вот основная проблема, которую разрешает общественный договор...» (Ж.-Ж. Руссо).

15 слайд

Описание слайда:

«Под словом «нетерпимость», как правило, понимают ту ужасную страсть, которая побуждает ненавидеть всех людей, пребывающих в заблуждениях, и преследовать их. ...Насилие делает человека лицемером, если он слаб, или же мучеником, если он храбр. Но слабые и храбрые в равной мере будут чувствовать несправедливость преследований и возмущаться ими. ...Всякое средство, которое возбуждает ненависть, негодование и презрение, - безбожно. ...Всякое средство, которое стремится возбудить людей, вооружить нации и залить землю кровью, безбожно. Безбожно стремиться навязать законы совести, универсальные правила действия. Необходимо просвещать, а не принуждать» (Д. Дидро).