Как можно различить социальное и межличностное взаимодействие. Межличностное взаимодействие: трансактный анализ. Виды и структура малых групп

«СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ»

1. Предмет социальной психологии.

2. Общение и деятельность.

3. Общение и личностные взаимодействия.

4. Понятие о ролях, их формирование и принятие личностью.

5. Зарождение социальной психологии на Западе («психология народов», «психология масс», «теория инстинктов социального поведения»).

6. Социальная психология и социология.

7. Социальные установки.

8. Руководство как форма межличностных взаимодействий.

9. Виды межличностных отношений: деловые, эмоциональные, официальные, неофициальные.

10. Общее понятие о межличностном познании.

11. Понятие социальных групп.

12. Манипуляция как форма межличностных взаимодействий.

13. Феномены групповой дифференциации: положение личности в группе (роль групповых ожиданий, статуса и роли, лидерства, установок, самочувствия личности) и мотивы межличностного выбора (количественная и качественная стороны).

14. Формирование первого впечатления о другом человеке.

15. Коммуникация как форма межличностных взаимодействий.

16. Развитие социальной психологии в России, Советском Союзе, постсоветской России.

17. Обслуживание как форма межличностных взаимодействий.

18. Развитие социальной психологии в Европе и США.

19. Классификация групп.

20. Феномены групповой интеграции: сплоченность, совместимость, внушаемость, конформность.

21. Эффекты межличностного восприятия и понимания: «ореола», «стереотипизации», «первичности», «новизны».

22. Уровни общения: внутриличностный, межличностный, сверхличностный.

23. Разновидности общения:субъект – реальный партнер, субъект – субъективированный объект, субъект – воображаемый партнер.

24. Транзактный анализ.

25. Лидерство в группе.

26. Положительное и отрицательное влияния группы на личность.

27. Эксперименты Аша: исследования давления группы.

28. «Психологическая» социальная психология и «социологическая» социальная психология.

29. Функции общения: обслуживание предметной деятельности, общение ради общения, приобщение партнеров к ценностям друг друга.

30. Общая характеристика общения.

31. Функции общения: информационная, регуляционная, аффективная.

32. Человек как субъект и как объект в межличностных взаимодействиях.

33. Общие, возрастные и индивидуальные особенности понимания человека человеком.

34. Психологическая характеристика конфликта.

35. Понятие об индивидуальном стиле общения.

36. Виды межличностных отношений: субъект – объектные, объект – субъектные, субъект – субъектные.

37. Социальная фасилитация.

38. Фундаментальная ошибка атрибуции.

39. Сопротивление групповому давлению.

40. Деиндивидуализация в группе и борьба за уникальность.

41. Общее понятие о психическом, личностном и социально-психологическом развитии личности.

42. Межличностные отношения в дошкольном и в младшем школьном возрасте.

43. Взаимоотношения подростков.

44. Отношения с людьми в ранней юности.

45. Общение и воспитание.

46. Развитие личности в школе.

47. Семья и воспитание.

48. Формирование и изменение социальных установок.

Проблема взаимодействия является предметом изучения таких наук как социология, психология и социальная психология.

Известный американский социолог Н. Смелзер предельно кратко определил социальное взаимодействие как процесс , в котором люди действуют и реагируют на действия других х.

Простое и понятное на уровне обыденного сознания социальное взаимодействие теряет свою простоту на уровне теоретического осмысления его сущности, что и отражается в разнообразных концепциях социального взаимодействия.

Для практики делового общения значительный интерес представляет трансактный анализ, который был первоначально разработан американским психологом Э. Берном для психотерапевтических целей, но затем нашел более широкое применение.

Одним из возможных способов понимания общения, который дает возможность увидеть смысл и содержание слов, своих действий и действий партнера, является восприятие положения партнеров, а также их позиций относительно друг друга. В любом разговоре, беседе, публичном общении огромное значение имеет относительный статус у партнеров: кто в данной ситуации ведущий и кто ведомый.

Подход к анализу ситуации общения с позиций, занимаемых партнерами, развивается в русле трансактного анализа , основными положениями которого являются следующие:

  • 1. Взаимодействие людей зависит от психологических позиций, занимаемых ими в процессе общения.
  • 2. Человек в той или иной ситуации взаимодействия может занимать позицию Взрослого, Родителя либо Дитя.
  • 3. Различные формы взаимодействия людей характеризуются специфическими позициями участников.

В концепции взаимодействия Э. Берна основными понятиями являются состояния Я и трансакции , т.е. единицы общения.

Наблюдение психологов за деятельностью людей показали, что наборы поведенческих характеристик (позы, интонации голоса, теми речи, жесты, мимика, разговорный словарь и т.п.) меняются в различных ситуациях. К примеру, характеристики поведения человека в ситуациях взаимодействия с коллегами, руководителем, супругой, ребенком и т.д. будут различны. Изменение поведения сопровождается изменением эмоционального состояния. Существует прямая связь между схемой поведения человека и состоянием его психики, что позволило Э. Берну выделить типичные состояния сознания .

Состояние Я определяется им как система чувств , выражающаяся в согласованной с ней схеме поведения. Репертуар этих состояний Э. Бери разбил на следующие категории

1) состояния Я, сходные с образами родителей или с образами значимых для человека людей, заменявших родителей. Человек хранит в своем сознании набор воспринятых им состояний Я его родителей, активизируемых в некоторых обстоятельствах. На основе идентификации человек сначала перенимает у родителей или у других значимых для него людей систему ценностей , состоящую из этических категорий, которые становятся основой совести. Кроме этической системы ценностей в состоянии родительского Я (формируемом также благодаря школе, средствам мас-

совой информации) сохраняются и другие ценности: мировоззренческие, политические. Помимо этого перенимаются также и предрассудки. В родительском Я заложены и социальные нормы , которые указывают как нужно и как не нужно себя вести;

  • 2) состояния Я, направленные на объективную оценку реальности. Все нормальные люди способны на объективную переработку информации при активизации соответствующих состояний их Я;
  • 3) состояния Я, все еще действующие с момента их фиксации в раннем детстве. Каждый человек несет в себе впечатления своего детства, активизируемые при определенных условиях.

В терминологии трансактного анализа эти состояния Я именуются как состояние Я-Родителя (Родитель ), состояние Я-Взрослого (Взрослый ) и состояние Я-Детское, или Дитя.

Состояние Я Родителя может проявляться двояким образом: как критическое и кормящее-заботливое. Состояние Я-ребенка также проявляет себя в разной форме - как свободное, приспосабливающееся и бунтарское поведение. Состояние Я-Родителя, Взрослого и Дитя - нормальные психологические феномены. Каждый тип состояний по-своему важен для человека. Дитя - это источник радости, интуиции, творчества, спонтанных побуждений. Благодаря Родителю многие наши реакции давно стали автоматическими, что помогает сберечь массу времени и энергии. Взрослый перерабатывает информацию и учитывает возможности эффективного взаимодействия с окружающим миром. Взрослый также контролирует действия Родителя и Дитя и является посредником между ними.

Внутренние психические процессы, характеризующие актуальное состояние Я человека, выражаются во внешнем поведении, по которому можно определить состояние его сознания. В приводимой ниже таблице выделены поведенческие характеристики Родителя, Взрослого и Дитя (табл. 2).

Таблица 2

Основные характеристики позиций Родителя, Взрослого, Дитя

Родитель

Распознание состояний Я-Родителя

Критическое

Кормяще-заботливое

Общее поведение

Оценивающее, ироническое, порицающее, показывающее, авторитарное, запрещающее, приказное

Доброе, ободряющее, озабоченное, сочувствующее, защищающее, советующее, помогающее

формулировки

«Ты должен, ты не должен», «Это следует делать, это не следует делать», «Как ты можешь!», «Я не позволю так обращаться со мной!» и др.

«Успокойся», «Я могу вас понять», «Лучше не делать этого», «Будь осторожен», «Не ломай себе голову» и др.

говорить

Твердо, высокомерно, саркастически, остро, насмехаясь, иронически, цинично

Тепло, успокаивающе, сочувственно

Взрослый

Распознание состояний Я-Взрослого

Общее поведение

По-деловому, объективно, без эмоций, независимо, задумываясь, собирая и перерабатывая информацию

Речевые формулировки

«Возможно», «Вероятно», «По моему мнению», «Я думаю», «Я предполагаю» и т.д. Вопросы начинаются со слов: «как», «почему», «кто», «что», «когда»

Манера говорить

Уверенно (без высокомерия), ясно и четко, спокойно, без страстей и эмоций, нейтрально

Выражение лица

Частое изменение выражения лица в соответствии с ситуацией, лицо обращено к партнеру, внимательное, ненапряженное

Жесты и положение тела

Жесты подкрепляют то, что говорится, верхняя часть туловища слегка наклонена вперед (выражение заинтересованности)

Распознание состояний Я-Ребенка

Свободное

Приспосабливающееся

Бунтарское

поведение

Спонтанное, игривое, хитрое, злорадное, раскрепощенное, вялое, открытое, естественное

Осторожное, боязливое, беспомощное, покорное, неуверенное, сдержанное, обиженное

Капризное, своенравное, строптивое, грубое, агрессивное, неприязненное

формулировки

«Я хочу», «Прекрасно!»,

«Так тебе и надо!», «Замечательно!», «Я бы очень хотел»

«Я хотел только...», «Почему всегда я?», «Я попробую», «Я правильно сделал?», «Я не могу этого сделать»

«Я этого не хочу», «Оставьте меня в покое!», «Проклятье!»

говорить

Преимущественно громко, быстро и горячо, захлебываясь, печально

Тихо, нерешительно, плаксиво, подавленно, подобострастно, нудно, привередливо

Гневно, громко, упрямо, угрюмо

Выражение лица

Воодушевленное, возбужденное, ошеломленное, хитрое, лукавое, любопытное, печальное, взволнованное

Нервное, потерянное, тактичное, выражающее согласие

Жесткое, упрямое, отсутствующее

Графическое состояние Я изображается следующим образом (рис. 7):

Рис . 7

Модель трех состояний Я Э. Берна проявляется в трех вариантах: у каждого человека одно из состояний Я является наиболее значимым и доминирует над остальными двумя состояниями.

Позиции партнеров в общении определяются теми их состояниями Я, которые вступают во взаимодействие в данный момент общения. Эта схема нашла применение в разработке рекомендаций по психологии и технике делового общения. Она используется В. Зигертом и Л. Ланг в их работе «Руководить без конфликтов», а также в книге Р. Шмидта «Искусство общения», в которой деловое общение рассматривается с позиций трансактного анализа.

Трансакция , по определению Э. Берна, представляет собой единицу общения , состоящую из стимула {С) и реакции (Р ) между двумя состояниями сознания. Вербальное общение в трансакции сопровождается невербальным, выражающимся во взгляде, интонации, рукопожатии и т.д.

Э. Берн выделяет три формы трансакций - дополнительные, пересекающиеся и скрытые. Каждой из этих форм соответствуют свои правила коммуникации.

1. Дополнительные трансакции , называемые также параллельными , осуществляются между двумя любыми состояниями Я собеседников, причем реакция человека прямо связана с тем состоянием, которое затронул партнер по общению (рис. 8).

Правило коммуникации : дополнительные трансакции могут продолжаться долго. Длительное общение не во всех случаях бывает эффективным.

2. Особенностью пересекающихся трансакций является то, что реакция собеседника исходит не из того состояния Я, на которое было направлено воздействие. Пересекающиеся трансакции препятствуют течению беседы.



Рис. 8

Партнеры при пересекающихся трансакциях говорят мимо друг друга (рис. 9).


Рис . 9

Правило коммуникации: после пересекающейся трансакции коммуникация временно разрушается.

3. Наиболее сложными являются скрытые трансакции , поскольку в них взаимодействие осуществляется сразу на двух уровнях - социальном и психологическом. На социальном уровне произносится одно, а на психологическом подразумевается другое, причем партнеры это прекрасно понимают и реагируют не на социальный, а на психологический уровень (рис. 10).


Рис. 10

Всем знакома ситуация, когда кто-нибудь опаздывает, а ждущий его спрашивает: «А вы знаете, сколько уже времени?» В большинстве случаев в ответ слышится извинение. Ясно, что следует автоматическая реакция на психологический стимул: «Объясните мне, почему вы опоздали?» Можно себе представить, как удивился бы спрашивающий, если бы услышал в ответ: «Сейчас 10 часов 44 минуты».

Правило коммуникации : при скрытых трансакциях общение происходит на скрытом психологическом уровне.

В работе Р. Шмидта «Искусство общения» приведены практические советы по овладению искусством трансактного анализа.

Не бывает хороших или плохих форм трансакций. Каждая из них имеет свои позитивные и негативные аспекты.

Форму трансакции нужно выбирать применительно к ситуации, в различных ситуациях необходимо гибко реагировать.

Для того чтобы изменить партнера по общению, нужно изменить свое поведение. В ответ изменится реакция партнера, хотя, возможно, что не с первой попытки.

Нужно стараться избегать скрытых трансакций, которые сопровождаются критикой или недовольством. Критические замечания следует высказывать прямо, но в любом случае в вежливой форме, что позволит установить открытые отношения.

Желательно использовать скрытые трансакции, при которых на скрытом уровне присутствуют отношения «вы мне симпатичны», «мне нравится говорить или работать с вами» и т.д.

Во многих случаях имеют смысл параллельные трансакции.

Перекрестные трансакции бывают полезны, если они используются сознательно и в соответствии с обстоятельствами.

Использование основ трансактного анализа существенно улучшает практику делового общения, поскольку помогает сознательно контролировать свои психические состояния, а также понимать состояния партнера по общению и находить пути оптимизации взаимодействия с ним.

  • См.: Смелзер II. Социология. М.: Феникс, 1998.
  • Берн Э. Игры, в которые играют люди: пер. с англ. Л.: Лениздат, 1992.

Общение как межличностное взаимодействие
Изучение общения как сложного социально-психологического явления предполагает выделение в его структуре универсальной свойства, обуславливающей все формы его проявления. Таким свойством для общения является взаимодействие.
В философии категория «взаимодействие » используется для определения общей формы связи вещей или явлений в их взаимной смене, влиятельные одних на другие.

Социальное взаимодействие является составной и формой проявления общей, универсальной взаимодействия. Иначе говоря, общество - это система реальных связей и взаимодействий человека с другими людьми, социальными группами, совокупность всех социальных отношений - опосредованных и непосредственных, сознательных и неосознанных.
В процессе деятельности люди обмениваются не только информацией, но и различными действиями. Эти действия обеспечивают планирование совместной деятельности, ее координацию и распределение функций. С их помощью осуществляются взаимное стимулирование, взаимный контроль и взаимопомощь в процессе решения общей задачи. Это предполагает, что каждый из участников - партнеров по взаимодействию - делает свой вклад в его решение, обеспечивающее большую эффективность соответствующей деятельности по сравнению с суммой отдельных индивидуальных действий указанных участников.
Таким образом, взаимодействие (интеракция) в социально-психологическом плане - аспект общения и психология общения, проявляющаяся в организации людьми взаимных действий, направленных на реализацию совместной деятельности, достижения определенной общей цели.
Человек, взаимодействуя с другими людьми, одновременно вступает в определенные конкретные связи и отношения с ними, с различными социальными группами, обществом в целом. Поэтому в структуре интерактивного общения (взаимодействия) можно выделить две стороны: внутреннюю (содержательную) и внешнюю (формальную) .

Внутренней (содержательной) стороной взаимодействия является совокупность отношений личности с социальной средой, которые можно рассматривать в двух аспектах: широком (социальном) и узком (межличностным).
В широком смысле личность является субъектом многочисленных и разнообразных отношений: производственных, политических, религиозных, национальных, нравственных и т.д. Такие отношения часто называют общественными, или социальными, их характерной чертой является то, что они лишены индивидуализированного, личного выражения и отражают связи, взаимодействие не между конкретными личностями, а между репрезентантами различных социальных групп, между различными социальными типами. Эти отношения носят объективный характер: личность вступает в них независимо от их желаний и стремлений, симпатий или антипатий.
В социальных отношениях отражаются существенные связи между различными сферами жизнедеятельности людей, которые выполняют в обществе определенные социальные функции (роли). Система этих функций определяет, регламентирует поведение лица определенным нормам, отражающие наиболее типичные, общественно необходимые виды деятельности и способы их выполнения.
Но для каждого конкретного лица такие общественные отношения очень редко выступают в «чистом» виде. Отражаясь в его внутреннем
мире, они приобретают субъективного, личностного окраску, индивидуального отображения и формы проявления, становятся фактом сознания как межличностные отношения, как конкретный результат ее взаимодействия с социальной средой.
Социально-психологический и личный аспекты общественных отношений проявляются в поведении человека, его мотивах, чувствах, настроениях, оценках. Поэтому на эмпирическом уровне как непосредственная реальность предстает межличностных социально-психологический аспект общественных отношений не только для участников, но и для исследователей.
Этот факт довольно часто является гносеологическим источником одной из распространенных ошибок социально-психологических исследований. Так, в концепции интеракционизма, в социометрии Дж. Морено социальные отношения отождествляются с межличностным взаимодействием. Отсюда делается вывод об определяющей роли микросреды в развитии общества и личности.
В действительности же все, что происходит в пределах межличностных отношений, содержательно обусловлено определенным типом социальных отношений, заданный целью совместной деятельности людей. Сами межличностные отношения формируются не где-то вне общественными отношениями, а внутри них, как конкретная персонификация обезличенных социальных связей.
Зависимость межличностных отношений от социальных хорошо продемонстрировал американский психолог Дж. Фурст. В своей книге «Невротик, его среда и внутренний мир» он рассказал о владельце фабрики - вежливый и внимательную к своим рабочих человека, которая давала им возможность хорошо заработать, создавал определенные условия для труда, терпеливо относилась даже к их профсоюзной организации. Но когда в условиях конкуренции его прибыли стали уменьшаться, он начал увольнять рабочих, урезать им зарплату, разогнал профсоюз. В конце концов его отношения с рабочими изменились коренным образом: они стали враждебными, антагонистическими. Следовательно, в социальных отношениях индивидуально-психологические особенности конкретных людей, которые вступают в общение Миде собой, важны, в первую очередь, для выполнения официальных функций, а уже потом - для установления межличностных отношений.
Таким образом, содержанием взаимодействия между людьми есть определенная и специфическая для социальной структуры общества совокупность экономических, правовых, политических отношений. Реализация этого содержания в конкретной деятельности людей требует определенных средств и форм выражения. Они могут иметь как рациональное, так и эмоциональный характер, проявляться в конкретных особенностях социально-психологического, межличностного общения.
Обе разновидности отношений - и социальные , и межличностные - реализуются именно в общении (прямом или опосредованном), в деятельности людей и социальных групп. Но каждый из них проявляется в специфических формах общения.
Межличностные отношения формируются под влиянием непосредственных условий жизнедеятельности человека, их специфической чертой является эмоциональная окрашенность . Чувства, которые определяют эти отношения, можно разделить на две группы: конъюнктивные и дизъюнктивные .
К конъюнктивным принадлежат чувства, которые сближают людей, объединяют их в кооперацию, выражают готовность сотрудничать, совместно действовать . Дизъюнктивные чувства разъединяют людей, делают взаимоотношения напряженными, конфликтными . Интенсивность выявления чувств влияет на эффективность деятельности членов группы и является одним из показателей социально-психологического климата группы.
Реализация отношений в конкретной деятельности происходит в форме взаимного обмена действиями, определяющий внешний (формальный) сторону взаимодействия. Именно такой обмен (навыками, умениями) является основой взаимодействия как материального, практического аспекта общения в отличие от информационного как обмена мыслями, чувствами, ценностями.
Традиционно в социальной психологии все разновидности взаимодействий разделяют на две группы. К первой относятся действия, которые способствуют организации совместной деятельности, обеспечивающие ее интеграцию, согласованность, эффективность. Такими формами взаимодействия является кооперация, согласие, приспособление, сотрудничество и т.д. Ко второй - конкуренцию, конфликт, оппозиция, то есть действия, которые приводят к несогласованности совместной деятельности, снижению ее эффективности.

Среди разнообразных форм межличностного взаимодействия можно выделить такие, как привязанность, дружба, любовь, соревнование, уход, времяпрепровождение, операция, игра, социальное влияние, подчинение, конфликт, ритуальное взаимодействие и др.

* Одна из распространенных форм - ритуальное взаимодействие, которое строится по определенным правилам, символически выражая реальные социальные отношения и статус человека в группе и обществе. Ритуал выступает как специальная форма взаимодействия, придуманная людьми для удовлетворения потребности в признании. Ритуал обнаруживает ценности группы: люди выражают ритуалом то, что более всего трогает их; что составляет их социальные ценностные ориентации.

На протяжении своей истории человечество выработало огромное количество разнообразных ритуалов: религиозные обряды, дворцовые церемонии, дипломатические рауты, военные ритуалы, светские обряды, включая праздники и похороны. К ритуалам относятся и многочисленные нормы поведения: прием гостей, приветствие знакомых, обращение к незнакомым и т.п.

* Операция - вид взаимодействия, при котором общение осуществляется с позиции "Взрослый - Взрослый". С операциями мы встречаемся ежедневно: на работе, учебе, практически в любом виде созидательной деятельности. Успешно проведя операцию, человек подтверждает свою компетентность и получает подтверждение окружающих. Трудовое взаимодействие, распределение и выполнение профессиональных, семейных функций, умелое и эффективное осуществление этих обязанностей - вот те операции, которые заполняют жизнь людей.

* Соревнование - форма социального взаимодействия, когда имеется четко определенная цель, которая должна быть достигнута, а все действия различных людей соотнесены друг с другом с учетом этой цели. Человеку при этом присуще желание добиться лучших результатов, чем другие члены команды.

* В ряде случаев человек, находясь с другими людьми в одном помещении и выполняя вроде бы совместную деятельность, мысленно пребывает в совершенно ином месте, беседует с воображаемыми собеседниками, мечтает о своем. Такое специфическое взаимодействие называют уходом.



* Времяпрепровождение - следующий тип одобряемых фиксированных взаимодействий, обеспечивающий хотя бы минимум приятных ощущений, знаков внимания, "поглаживаний" между взаимодействующими людьми. Времяпрепровождение - фиксированная форма трансакций (единиц взаимодействия), призванная удовлетворять потребность людей в признании. Самая распространенная тема времяпрепровождения - "Вещи" (сравнение имеющихся во владении автомашин, телевизоров и др.). Мужское времяпрепровождение чаще происходит на тему "Кто вчера выиграл" (футбольные и другие спортивные результаты). Преимущественно женские темы - "Кухня", "Магазин", "Платье", "Дети", "Сколько стоит?" и т.п.

* Дружба и любовь как формы взаимодействия удовлетворяют потребность людей в приятии. Дружба включает фактор симпатии и уважения. Любовь отличается от дружбы усиленным сексуальным компонентом, т.е. любовь = сексуальное влечение + симпатия + уважение. В случае влюбленности имеется лишь сочетание сексуального влечения и симпатии.

Данные формы взаимодействия отличаются от всех остальных тем, что в них обязательно присутствуют скрытые трансакции по типу "Ребенок - Ребенок", выражающие взаимное признание и симпатию. Некоторые черты характерны для всех дружеских и любовных привязанностей: взаимопонимание, самоотдача, удовольствие от пребывания с любимым, забота, ответственность, интимная доверительность, самораскрытие (обнаружение сокровенных мыслей и переживаний перед другим человеком).

* Игра, манипуляция - еще один тип взаимодействия между людьми. Игры - стереотипизированная серия взаимодействий, приводящих к заранее предсказуемому, предопределенному результату. Это серия манипуляций, которые призваны изменить поведение другого человека в нужную для инициатора взаимодействия сторону без учета желаний второго участника трансакции. Каждая игра начинается с "приманки", которую активный участник, инициатор, предлагает пассивному участнику с учетом особенностей его характера, его "слабинки". Затем следует серия двойных трансакций, которые неизменно приводят к заранее запланированному результату. Чтобы выйти из игры и не стать жертвой чужих манипуляций, важно превратить двойные трансакции в открытые, прямые, поскольку игра возможна лишь при наличии скрытого подтекста в словах, трансакциях.

Понятие коллектива.

ž Высшая форма организованной группы - коллектив, но не всякая внешне и внутренне организованная группа становится коллективом. Группа, организованная только внутренними целями, не выходящими за ее рамки, относится к корпорациям, враждебным друг другу (шайки воров, религиозные общины, группы бизнесменов).

Коллектив (от лат. collectivus - собирательный) - группа, совокупность людей, работающих в одной организации, на одном предприятии, объединенных совместной деятельностью в рамках какой-либо организации.

Группа может выступать в качестве управляющей, управляемой или самоуправляемой структуры с различной степенью сплоченности ее членов - от неорганизованной толпы до единого коллектива. Чтобы считаться коллективом, группа должна удовлетворять нескольким признакам, главным из которых можно считать наличие общей цели у всех ее членов. Последняя может формироваться в результате взаимного влияния их индивидуальных целей или задаваться извне в соответствии с миссией организации, но всегда будет совместной, единой для всех, а не просто одинаковой, схожей.

Другим признаком коллектива является психологическое признание членами группы друг друга и отождествление себя с нею, в основе чего лежат совместные интересы, идеалы, принципы, сходство или взаимная дополняемость характеров, темпераментов и т.п., хотя переоценивать эти моменты не следует.

Такое психологическое признание делает возможным постоянное практическое взаимодействие людей, в результате чего потенциал коллектива оказывается существенно большим, чем сумма потенциалов каждого из его членов.

Во-первых, взаимодействие позволяет преодолеть ограниченность физических и интеллектуальных способностей каждого в отдельности.

Во-вторых, на его основе удается выполнить гораздо больший объем обычной работы вследствие разделения и специализации труда и возникновения помимо воли участников духа соревнования, мобилизующего скрытые резервы и существенно повышающего интенсивность деятельности.

В-третьих, создаются условия для успешного решения проблем там, где по тем или иным причинам невозможно распределить обязанности между отдельными членами группы.

Четвертым признаком коллектива можно считать наличие определенной культуры, выраженное в общих ценностях, символике, нормах и правилах поведения в коллективе, вступления или выхода из него, требованиях к физическому и моральному облику его членов. У каждого коллектива существует склонность к идеализации прошлого, представлению своей историю в наиболее выгодном свете, поддержанию традиций. Это формирует комплекс представлений о собственном превосходстве даже в какой-то узкой области, придает ему дополнительную силу, устойчивость, сплоченность, препятствует дезорганизации.

Коллектив играет огромную роль в жизни каждого человека, которую трудно переоценить. Прежде всего, в его рамках удовлетворяется естественная потребность людей в общении и деловом взаимодействии, в принадлежности к группе себе подобных; у коллектива человек в необходимых случаях обретает поддержку и защиту; в своем коллективе он в первую очередь находит признание успехов и достижений. В то же время, наряду с желанием быть в коллективе, люди хотят отличаться от других, оставаться какими они есть индивидуальностями, достойными уважения.

Воздействуя на поведение людей, коллектив во многом способствует его изменению. Здесь человек имеет возможность по-новому взглянуть на себя со стороны, оценить себя и свою роль в обществе. Коллектив изменяет человека, так как ему приходится учиться жить и работать в окружении других людей, приспосабливать к ним свои желания, стремления, интересы. Коллектив в значительной мере стимулирует творческую активность большинства людей, пробуждает в них стремление к совершенствованию, к первенству в соревновании.

Метод социометрии.

Для изучения неформальной структуры малой группы наиболее часто используют метод социометрии, предложенный Д.Морено. Основными характеристиками неформальной структуры малой группы, выявляемыми с помощью социометрии, являются:

ž социометрический статус членов группы, т.е. положение, которое они занимают в системе межличностных предпочтений и отклонений;

ž характеристики взаимных предпочтений и отклонений;

ž наличие микрогрупп, члены которых связаны отношениями взаимных предпочтений, и характер отношений между ними;

ž относительное число взаимных предпочтений (так называемая социометрическая сплоченность группы).

Социометрия - теория измерения межличностных отношений, автором которой является американский психиатр и социальный психолог Дж. Морено. Реже социометрией называют методику изучения внутригрупповых связей и иерархии в малых группах.

Пример простой дифференцированной социограммы

Одной из инноваций Морено является так называемая социограмма. Это схема, которая представляет собой несколько концентрических кругов. Каждый из кругов соответствует количеству предпочтений в данной группе (чем ближе к центру - тем больше предпочтений). Предпочтения выявляются путём опросов или других исследований. В центр помещается наиболее популярный член группы (или несколько членов), далее - менее популярные, по мере убывания, вплоть до изгоев (крайний,внешний круг). Между индивидами прочерчиваются линии со стрелками, обозначающие обоюдную либо одностороннюю симпатию или антипатию. Повторные измерения, проведенные в той же группе, позволяют исследовать динамику отношений.

Модифицированный вариант социометрии может применяться и для исследования более крупных групп, например, организаций или групп населения.