Инструменты управления государственным долгом. Административные и рыночные методы управления государственным долгом Рыночные методы управления государственным долгом

В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга. Все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая дополнительную нагрузку на бюджет, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций. С точки зрения инвестора наиболее приемлемо своевременное получение доходов и погашение займа, однако в условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к различным способам регулирования долга.

Управление государственным долгом - деятельность государства, связанная с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов и регулированием рынка государственного кредита.

Способы регулирования долга:

1) Под рефинансированием государственного долга понимается погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов.

2) конверсия - изменение доходности займов, т. е. в целях снижения расходов по управлению государственным долгом государство чаще всего снижает размер выплачиваемых процентов по займам (однако не исключено и увеличение процентов);

3) консолидация - изменение условий займов, связанных со сроком. Благодаря консолидации может быть достигнуто увеличение срока действия уже выпущенных займов;

4) унификация займов - это объединение нескольких займов в один. Цель – уменьшение количества ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы по обслуживанию государственного долга. Унификация обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и самостоятельно;

5) аннулирование государственного долга - мера, в результате которой государство полностью отказывается от обязательств по выпущенному займу. В некоторых случаях правительство может провести обмен облигаций по регрессивному соотношению, т.е. когда несколько облигаций приравниваются в одной новой облигации, что избавляет государство от необходимости исполнять обязательства по ценным бумагам, размещенных на рынке в обесценившейся на момент расчета валюте.

Существующая система управления государственным долгом способствует сокращению объема потенциальных кредитных ресурсов инвестирования и объема внутренних инвестиционных ресурсов, т. е. обладает негативным эффектом.

Основная задача управления государственным долгом – изменение долговой стратегии с отсрочки платежей на сокращение долга.

Финансовый механизм регулирования внешней задолженности состоит в ликвидации ее части путем обмена на финансовые активы:

Долг в обмен на собственность (проводится, как правило, в рамках программы приватизации) – предполагает обмен долговых обязательств на акции приватизированного предприятия и привлечение инвесторов.

Долг в обмен на экспорт – предполагает поддержание конкурентоспособного производства в стране, освоение новых рынков, развитие экспорта и т.д. Важно поддержать отрасли, имеющие значительный экспортный потенциал.

Долг в обмен на налоги – предполагается законодательное установление льгот для инвесторов, которые побудили бы их к инвестициям. В этом случае внешний долг будет погашаться за счет будущих доходов.

Реструктуризация долга – погашение долговых обязательств с одновременным осуществлением заимствований в объемах погашаемых обязательств с установлением иных условий обслуживания долга и срока его погашения.

Государственный долг:

Государственный долг РФ

Государственный долг субъекта РФ

Муниципальный долг.

Каждый бюджетный уровень отвечает только по своим обязательствам и не несет ответственности за долги другого уровня, если они не были гарантированы.

Под государственным долгом понимаются долговые обязательства РФ перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права. Государственный долг РФ полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.

Государственный долг можно классифицировать по нескольким признакам:

– месту размещения долга;

– уровням государственной власти;

– сроку привлечения средств;

– характеру выплачиваемого дохода;

– объему расходов на выплату государственного долга;

– методу определения дохода и др.

Наиболее распространенной является классификация в зависимости от места размещения долга, в этом случае государственный долг делится на внешний и внутренний.

Управление государственным долгом заключается в реализации системы мероприятий, осуществляемых государством, связанных с определением объемов заимствований, состава кредиторов, форм и условий предоставления кредитов и их погашения.

В организационную структуру системы управления государственным долгом входят органы власти и управления РФ, выполняющие функции по управлению государственным долгом в соответствии с их компетенцией и поставленными перед ними задачами. Президент Российской Федерации устанавливает основные приоритеты бюджетной политики на краткосрочную и среднесрочную перспективу. Федеральное Собрание Российской Федерации утверждает в законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год верхний предел государственного внешнего и внутреннего долга. Правительство Российской Федерации определяет организационные основы системы управления государственным долгом и финансовыми активами, утверждает основные источники и условия осуществления заимствований, включая программу государственных заимствований. Министерство финансов Российской Федерации управляет в установленном порядке государственным долгом. Центральный банк Российской Федерации консультирует Минфин России по вопросам графика погашения государственного долга с учетом приоритетов единой государственной денежно-кредитной политики. Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации принимает участие в анализе эффективности проектов, финансируемых за счет средств внешних заимствований.

Управление государственным долгом осуществляется с помощью следующих методов:

1) рефинансирование. Представляет собой погашение основного долга и процентов по нему за счет средств, полученных от размещения новых займов;

2) аннулирование. Это отказ государства от уплаты основного долга и процентов по всем ранее выпущенным займам;

3) конверсия. Принятие государством решения об изменении доходности ранее выпущенных займов;

4) новация. Соглашение между кредитором и заемщиком о прекращении действия обязательств и их замене другими обязательствами, предусматривающими другие условия погашения займов;

5) унификация. Объединение нескольких ранее взятых на себя государством обязательств с заменой на новые ранее выпущенных финансовых инструментов;

6) консолидация. Увеличение сроков действия ранее выпущенных обязательств.

Государственным долгом являются долговые обязательства Российской Федерации перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами и международными организациями.

§ Внешний долг - это обязательства перед нерезидентами в иностранной валюте.

§ Внутренний долг - обязательства перед резидентами в рублях.

Государственный долг обеспечивается в федеральной собственности.

Долговые обязательства Российской Федерации существуют в форме:

§ кредитных соглашений, подписанных от имени Российской Федерации с кредитными организациями, иностранными государствами и международными финансовыми организациями;

§ государственных ценных бумаг;

§ договоров о предоставлении государственных гарантий;

§ переоформления долговых обязательств третьих лиц в государственный долг.

Государственный долг может быть краткосрочным (до одного года), среднесрочным (от одного года до пяти лет) идолгосрочным (от пяти до тридцати лет).

Государственный долг погашается в сроки, установленные условиями займов, но эти займы не могут превышать 30 лет.

Управление государственным долгом осуществляется правительством РФ .

Российская Федерация не несет ответственности по долговым обязательствам субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, если они не были гарантированы федеральным правительством.

Максимальные объемы государственного внутреннего и внешнего долга определяются законом о федеральном бюджете на очередной год. В соответствии со статьей 106 Бюджетного кодекса РФ предельный объем государственных внешних заимствований не должен превышать годовой объем платежей по обслуживанию и погашению государственного внешнего долга.

Законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год утверждается Программа государственных внешних заимствований. Эта программа представляет собой перечень внешних заимствований федерального бюджета на очередной финансовый год с указанием цели, источников, сроков возврата и общего объема заимствований. В ней оговариваются все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл.

Решение об эмиссии государственных ценных бумаг принимается соответственно правительством в соответствии с предельными объемами дефицита бюджета и государственного долга, установленными в соответствии с законом о бюджете, а также с Программой внутренних заимствований.

В решении об эмиссии государственных ценных бумаг отражаются сведения об эмитенте ценных бумаг, объем и условия эмиссии.

Государственной гарантией является способ обеспечения правовых обязательств, в силу которого Российская Федерация как гарант дает письменное обязательство отвечать за исполнение лицом, получившим гарантию, его обязательств перед третьими лицами.

Законом о федеральном бюджете на очередной год определяется максимальный размер суммы государственных гарантий. Общая сумма государственных гарантий, выраженных в рублях, включается в состав государственного внутреннего долга.

Общая сумма государственных гарантий, выраженных в иностранной валюте, включается в состав государственного внешнего долга.

В соответствии со статьей 118 Бюджетного кодекса РФ бюджетные учреждения не имеют права брать кредиты у кредитных организаций. Но они обладают правом получать ссуды из бюджетов и государственных внебюджетных фондов. Реестр задолженности государственных унитарных предприятий ведется Казначейством.

Государственные книги внутреннего и внешнего долга Российской Федерации ведутся Министерством финансов РФ.

В Государственную долговую книгу вносятся сведения об объеме долговых обязательств Российской Федерации, субъектов Федерации и муниципальных образований по эмитированным ценным бумагам.

Информация о заимствованиях вносится эмитентом в Государственную долговую книгу Российской Федерации в срок, не превышающий три дня с момента возникновения соответствующего обязательства.

Для снижения долгового бремени может применяться реструктуризация долга . Под ней понимается погашение прежних долговых обязательств с одновременным осуществлением новых заимствований в объемах погашаемых долговых обязательств и с установлением новых условий обслуживания долга.

Также используются следующие инструменты управления государственным долгом:

§ консолидация - объединение нескольких займов в один более долгосрочный с изменением ставки процента;

§ конверсия государственного займа - изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего в ходе конверсии правительство снижает ставку процента;

§ конверсия внешнего долга - средство сокращения внешнего долга путем выполнения долговых обязательств перед кредиторами передачей им векселей и акций в национальной валюте;

§ новация - замена первоначального обязательства между сторонами другим обязательством между этими же сторонами, предусматривающим другой способ исполнения.

В 1985 г. внешний долг СССР составлял 22,5 млрд. долл., в 1991 г. - 65,0 млрд. долл. Внешний долг России, включая долг СССР, составил на 1 января 2003 г. 124,5 млрд. долл. Для его полного погашения в течение 30 лет вместе с процентными платежами предстоит выплатить не менее 300 млрд. долл.

Таблица 6 Динамика государственного внешнего долга Российской Федерации (млрд. долл. США)

Наименование На 1.01. 1998 На 1.01. 1999 На 1.01. 2000 На 1.01. 2001 На 1.01. 2002 На 1.01. 2003
Внешний долг РФ, включая обязательства СССР В том числе: 123,5 149,3 158,4 139,3 138,0 124,5
по кредитам правительств иностранных государств 63,5 66,9 66,5 63,6 56,8 52, 7
по кредитам иностранных банков и фирм 36,2 48,4 39,4 6,0 6,0 3,0
по кредитам международных финансовых организаций 18,7 26,0 19,4 16,2 15,0 13,4
государственные ценные бумаги РФ в иностранной валюте 26,7 47,1 48,6 49,2
по кредитам Центрального банка РФ 6,4 6,4 6,4 6,2
гарантии и резервы на изменение процентных ставок и валютных курсов 5,1 8,0 - - 5,2 -

В целях обеспечения своих внешнеполитических и внешнеэкономических интересов Россия предоставляет кредиты иностранным государствам. Программа предоставления таких кредитов утверждается законом о федеральном бюджете на очередной год. Эта программа состоит из перечня кредитов с указанием целей их предоставления, получателей и суммы. Договоры о реструктуризации задолженности или списании задолженности иностранных государств перед Российской Федерацией должны быть ратифицированы Государственной думой.

Значительное воздействие, оказываемое государственным долгом на социально‑экономические процессы в стране, обусловливает необходимость организации эффективного долгового управления, представляющего собой процесс разработки и реализации стратегии в целях: привлечения необходимой суммы финансирования; достижения поставленных целей в отношении затрат и риска; решения других задач в области управления государственным долгом, которые может поставить правительство, например развития и поддержания работы эффективного и ликвидного рынка государственных ценных бумаг.

Целью управления государственным долгом является нахождение оптимального соотношения между потребностями государства в дополнительных финансовых ресурсах и затратами по их привлечению, обслуживанию и погашению. Традиционно понятие управления государственным долгом рассматривается в широком и узком смыслах.

Управление государственным долгом в широком смысле предполагает:

Формирование политики в отношении государственного долга, необходимых институтов и инструментов;

Определение основных показателей и предельных значений государственной задолженности;

Определение основных направлений воздействия на микро– и макроэкономические показатели;

Определение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов и т. д.

Определение политики в отношении государственного долга и его верхний предел устанавливаются законодательными органами власти, а оперативное управление осуществляет исполнительная власть.

Управление государственным долгом в узком смысле предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг. Еще более узкая трактовка управления государственным долгом предполагает регулирование состава и структуры совокупного государственного долга при его неизменной величине.

Традиционно управление государственным долгом основывается на следующих принципах :

безусловности – обеспечении точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

единства учета – учета в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных органами власти всех уровней;

единства долговой политики – обеспечения единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к публично‑правовым образованиям низлежащих уровней;

согласованности – обеспечения максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства‑заемщика;

снижения рисков – выполнения всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;


оптимальности – создания такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальными затратами и минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

гласности – предоставления достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

Управление государственным долгом осуществляется посредством применения целого ряда специальных методов , к которым, в частности, относятся:

досрочное погашение – погашение государственного долга ранее срока, установленного кредитным договором или условиями выпуска ценных бумаг;

рефинансирование – погашение части государственного долга за счет вновь привлеченных средств;

конверсия – изменение доходности займа;

консолидация – превращение части имеющейся задолженности в новую с более длительным сроком погашения. Чаще всего использование этого приема связано с желанием государства устранить опасность, которая может грозить денежно‑кредитной системе в случае массовых требований по погашению задолженности;

новация – соглашение между государством‑заемщиком и кредиторами по замене обязательств в рамках одного и того же кредитного договора;

унификация – решение государства об объединении нескольких ранее выпущенных займов;

отсрочка – консолидация при одновременном отказе государства от выплаты дохода по займам в ранее установленные сроки;

дефолт – отказ государства от уплаты государственного долга.

В зависимости от оснований для применения методы управления государственным долгом могут быть разделены на административные и финансовые. При использовании административных методов все операции с долговыми обязательствами государства осуществляются на основании прямых директив уполномоченных органов государственной власти и управления. Как правило, в этом случае оценка экономической эффективности и результативности действий по управлению государственным долгом не производится. Финансовые методы базируются в первую очередь на анализе финансовых показателей и нацелены на получение максимально возможного эффекта от привлекаемых займов при минимизации связанных с ними издержек.

На практике в процессе проведения операций с долговыми обязательствами государства одновременно используются и административные, и финансовые методы. При этом основной задачей органов, ответственных за формирование и реализацию долговой политики, является нахождение их оптимальной комбинации, которая позволила бы осуществлять максимально эффективное управление государственным долгом.

На начало 2008 г. ситуация в области управления государственным долгом РФ характеризовалась следующими параметрами: его объем составляет около 7 % ВВП (для сравнения – критерий долговой безопасности, установленный Маастрихтским соглашением, составляет 60 % ВВП); государственный внутренний долг незначительно превышает государственный внешний долг.

В настоящее время управление государственным долгом РФ осуществляется в соответствии с Основными направлениями долговой политики на 2007–2009 гг., которые были одобрены Правительством РФ в апреле 2006 г. Согласно этому документу, целями управления государственным долгом РФ в среднесрочной перспективе являются:

Уменьшение абсолютных и относительных размеров государственного внешнего долга Российской Федерации путем замещения внешнего долга внутренними заимствованиями;

Сохранение и развитие национального рынка государственных ценных бумаг;

Использование инструментов долговой политики, в частности государственных гарантий, для ускорения темпов социально‑экономического развития страны;

Использование инструментов долговой политики при проведении денежно‑кредитной политики с целью осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы и борьбы с инфляцией.

За 2007–2009 гг. Министерство финансов РФ запланировало разместить государственные ценные бумаги Российской Федерации на общую сумму 897 млрд руб. Учитывая действующие графики погашения «старых» выпусков, государственный внутренний долг РФ, выраженный в государственных ценных бумагах РФ, увеличится с 1032,1 млрд руб. до 1644,2 млрд руб.

Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Под управлением понимается сознательное и целенаправленное воздействие на объект управления с помощью совокупности приемов и методов для достижения определенного результата. Управление основано на знании объективных закономерностей развития природы и общества. Вместе с тем на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих структур, а также законодательные акты.

Важной областью управленческой деятельности является управление государственным долгом.

Управление государственным долгом Российской Федерации осуществляется Правительством Российской Федерации либо уполномоченным им Министерством финансов Российской федерации.

Управление государственным долгом субъекта Российской Федерации осуществляется высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовым органом субъекта Российской Федерации в соответствии с законом субъекта Российской Федерации.

Управление муниципальным долгом осуществляется исполнительно-распорядительным органом муниципального образования (местной администрацией) в соответствии с уставом муниципального образования.

Можно выделить пять этапов развития российского рынка внутреннего долга:

1 этап - связан с переходом российских денежных властей от прямого финансирования ЦБ РФ дефицита федерального бюджета к созданию рынка федеральных облигаций.

2 этап - обусловлен возникновением ресурсных ограничений для дальнейшего развития рынка внутреннего долга и его открытием для внешних инвесторов.

3 этап - определяется системным финансовым кризисом.

4 этап - характеризуется постепенным преодолением кризиса.

5 этап - представляет современное развитие рынка внутреннего долга 25. С.2.

В процессе управления государственным долгом Российской Федерации решаются следующие общие задачи:

удержание величины внутреннего государственного долга на уровне, обеспечивающем сохранение экономической безопасности страны, выполнение органами власти взятых на себя обязательств без причинения значительного ущерба финансированию программ социально-экономического развития;

минимизация стоимости долга на основе удлинения срока заимствований и снижения доходности государственных ценных бумаг, перехода на другие рынки и переключения внимания на другие группы инвесторов;

поддержание стабильности и предсказуемости рынка государственного долга;

достижение эффективного и целевого использования заимствованных государством средств и гарантированных им заимствований;

диверсификация долговых обязательств по срокам заимствований, доходности, формам выплаты дохода и другим параметрам для удовлетворения потребностей различных групп инвесторов;

координация действий федеральных органов, органов субъектов Российской Федерации и местного самоуправления на долговом рынке страны .

Управление государственным долгом бывает стратегическим и оперативным. Перспективные вопросы развития государственного долга находятся в компетенции Федерального собрания, Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, законодательных (представительных) и исполнительных органов власти субъектов Российской Федерации. Исполнительные органы готовят проекты федеральных и региональных законов (законодательной инициативой обладают также Федеральное Собрание и Президент Российской Федерации, представительные органы и главы администраций субъектов Российской Федерации), Федеральное Собрание Российской Федерации и законодательные органы субъектов Российской Федерации их принимают, а Президент Российской Федерации и главы региональных администраций их отклоняют или подписывают.

В частности, ежегодно в законе о федеральном бюджете, Федеральное Собрание и Президент Российской Федерации, устанавливают предельные объемы государственного внутреннего и внешнего долгов; источники внутреннего финансирования бюджетного дефицита, включая доходы от эмиссии государственных ценных бумаг.

Оперативное управление государственным долгом осуществляют Правительство Российской Федерации и его специальный орган - Министерство Финансов Российской Федерации, а также Центральный банк Российской Федерации и Внешэкономбанк, как агенты Минфина Российской Федерации. Эти органы определяют генеральные условия выпуска отдельных займов, порядок эмиссии и обращения долговых обязательств, время выпуска очередного займа и условия его функционирования, организуют первичное размещение и вторичный рынок государственных ценных бумаг, организуют и осуществляют выплату доходов и погашение долговых обязательств, организуют и осуществляют выдачу государственных (бюджетных) кредитов и государственных гарантий, осуществляют контрольные действия и другие мероприятия по оперативному управлению государственным долгом 40. С.416-418.

Следует различать этапы управления. Можно выделить, по меньшей мере, следующие пять укрупненных этапов, на каждом из которых решаются специфические задачи.

На первом этапе идет процесс обоснования предельных объемов государственного внутреннего долга, предельных объемов государственных внутренних заимствований, предельных объемов предоставления государственных гарантий, а также формируются программы государственных внутренних заимствований.

На втором этапе управления государственным догом формируется программа эмиссии государственных ценных бумаг, и определяются конкретные параметры предстоящих заимствований по срокам обращения, уровню вероятной доходности, порядку выплаты доходов, ограничениям на владельцев, порядок размещения и другие условия, делающие каждое заимствование оригинальным и привлекательным для инвесторов резидентов и нерезидентов.

На третьем этапе проводится размещение облигаций и регулирование котировок по государственным долговым обязательствам на вторичном рынке государственного долга. Воздействие на котировки по государственным облигациям позволяет регулировать бюджетную эффективность проводимых заимствований и величину текущего (внутреннего и внешнего долга).

Четвертый этап - антикризисное управление - связан с проведением мероприятий, необходимость которых определяется наличием проблемных долгов или кризисных долговых ситуаций. Если правительство не в состоянии обслуживать и погашать свои долги, то оно вступает в переговоры с кредиторами на предмет пересмотра графика платежей и сроков погашения долгов. В результате переговоров стороны могут прийти к соглашению об отсрочке платежей, реструктуризации долга, частичном или полном списании задолженности, досрочном выкупе обязательств, проведении новации и тому подобном.

Пятый этап - исполнение оригинальных или скорректированных графиков платежей по обслуживанию и погашению государственных внутренних долгов 40. С.417-418.

В основу управления государственным долгом положены следующие принципы:

безусловность - обеспечение точного и своевременного выполнения обязательств государства перед инвесторами и кредиторами без выставления дополнительных условий;

единство учета - учет в процессе управления государственным долгом всех видов ценных бумаг, эмитированных федеральными органами власти, органами власти субъектов федерации и органами местного самоуправления;

единство долговой политики - обеспечение единого подхода в политике управления государственным долгом со стороны федерального центра по отношению к субъектам федерации и муниципальным образованиям;

согласованность - обеспечение максимально возможной гармонизации интересов кредиторов и государства-заемщика;

снижение рисков выполнение всех необходимых действий, позволяющих снизить как риски кредитора, так и риски инвестора;

оптимальность - создание такой структуры государственных займов, чтобы выполнение обязательств по ним было сопряжено с минимальным риском, а также оказывало наименьшее отрицательное влияние на экономику страны;

гласность - предоставление достоверной, своевременной и полной информации о параметрах займов всем заинтересованным в ней пользователям.

В условиях невозможности для государства по каким-либо причинам обеспечить погашение займов и выплат процентов по ним могут быть использованы ограниченные методы ее управления: аннулирование государственного долга, списание долговых обязательств, реструктуризация, рефинансирование, консолидация, отсрочка погашения займов, новация, унификация, конверсия, секьюритизация, выкуп.

Аннулирование государственного долга - это отказ государства от всех обязательств по ранее выпущенным займам. Выделяют две основные причины аннулирования долга: приход к власти новых политических сил и финансовая несостоятельность государства. Использование этого метода сопряжено с рядом негативных последствий для страны-должника, среди которых выделяют основные: потеря доверия к стране-должнику; ограничение возможностей для дальнейших заимствований на международных финансовых рынках; вероятность сокращения объемов внешней торговли; рост неустойчивости внутреннего рынка, утечка финансового капитала из страны.

Под списанием долговых обязательств понимают их прекращение и, соответственно, уменьшение объема государственного долга при наличии оснований, определенных законом. Применение этого метода характерно для стран с низким уровнем доходов и в то же время высоким объемом задолженности.

По сравнению с аннулированием долга последствия списания для страны-должника считаются более благоприятными, так как доступ к новым финансовым ресурсам сохраняется. Если ни аннулирование, ни списание долга не могут быть рассмотрены в качестве оптимального варианта, стороны прибегают к реструктуризации.

Реструктуризация - это пересмотр графика платежей по обслуживанию задолженности, создание нового и более приемлемого графика выплаты долга за счет продления льготного периода выплат процентов и увеличения периода выплат основного долга. Реструктуризация может способствовать восстановлению способности государства обслуживать долги за счет отсрочки платежей, и, соответственно, уменьшения суммы выплат и высвобождения финансовых ресурсов.

Рефинансирование долга - привлечение государством должником новых кредитов для погашения старой задолженности (и процентов по ней) по уже существующим займам. Зачастую дополнительные финансовые ресурсы предоставляют те же кредиторы, на обслуживание долга которым займы и предназначены. Этот процесс похож на спираль, сопровождающуюся бесконечным наращиванием долга и платежей по нему. В то же время возможности развития экономики сокращаются. В большинстве своем использование этого метода мотивируется политическими причинами. Используются три способа рефинансирования государственного долга:

1. замена обязательств (с согла-сия их держателей) с истекшими сроками погашения на новые обязательства, по сумме экви-валентные погашаемым сумам;

2. досрочная замена одних обязательств на другие с более длительными сроками погашения;

3. размещение (продажа) новых облига-ций и за счет вырученных средств погашение облигаций с истекшими сроками погашения.

Государство заинтересовано в получении займов на длительные сроки. Увеличение срока действия уже выпущенных займов может быть достигнуто за счет консолидации государственного долга. Таким образом, под консолидацией понимается изменение условий займов, связанное с их сроками.

Отсрочка погашения займов - это консолидация при одновременном отказе государства от выплаты доходов по займам.

Новация - соглашение между заемщиком и кредиторами по замене обязательства по указанному финансовому кредиту другим обязательством.

Унификация займов - это объединение нескольких займов в один, когда облигации ранее выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и без нее. Такая мера предусматривает уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по системе государственного кредита.

Конверсия государственного долга - изменение первоначальных условий государственных займов и изменение их доходности. Конверсия может быть принудительной, когда кредитор обязан обменять облигации старого займа на облигации нового с пониженной процентной ставкой; добровольной, когда кредитор имеет право согласиться на новые условия либо получить данную в долг государству сумму обратно. Термин “конверсия” охватывает механизмы, которые обеспечивают превращение долговых обязательств в новые, улучшающие финансовое положение заемщика (либо в данный период, либо в будущем). Конверсия может предусматривать перевод долговых обязательств в собственность, акции, инвестиции, товарные поставки, долговые обязательства третьих стран, ресурсы на цели развития и др. Применение конверсионных схем позволяет снизить общую задолженность и способствует привлечению прямых иностранных инвестиций.

Другим важным рыночным инструментом управления долгом является секьюритизация. При использовании этого метода проводится эмиссия новых долговых обязательств в виде облигаций, обмениваемых на старый долг или подлежащих продаже на открытом рынке. В процессе секьюритизации происходит сокращение общего объема внешней задолженности, уменьшение процентных платежей и увеличение срока выплаты долга.

В некоторых случаях, когда стоимость долга на вторичном рынке значительно ниже его номинальной стоимости, должники прибегают к выкупу долга, что позволяет сократить общий объем задолженности на рыночных условиях.

Приведенные методы управления государственным долгом в своей основе базируются на переговорном процессе. Они относятся к рыночным методам управления государственным долгом и широко используются развитыми стра-нами и международными финансовыми организациями .

Таким образом, под управлением государственным долгом следует понимать совокупность мер по регулированию его объема и структуры, определению условий и осуществлению новых заимствований, регулированию рынка государственных заимствований, реализации мер антикризисного управления проблемными долгами, обслуживанию и погашению долга, определению условий и предоставлению государственных гарантий, контролю над эффективным использованием заимствованных средств. В целях управления государственным внутренним долгом Правительство вправе применять различные методы, в т.ч. аннулирование государственного долга, списание долговых обязательств, реструктуризацию, рефинансирование, консолидацию, отсрочку погашения займов, новацию, унификацию, конверсию, секьюритизацию, выкуп.

ВВЕДЕНИЕ

СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИИ

Сущность государственного долга

Структура государственного долга, современное состояние

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНИМ И ВНУТРЕННИМ ГОСУДАРСТВЕННЫМ ДОЛГОМ

Основные задачи и методы управления долгом

Государственные программы регулирования государственного долга

Пути и методы решения проблем

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

ВВЕДЕНИЕ

Бюджетная, долговая и валютная политика государства неразрывно связаны между собой. Государственный долг влияет практически на все показатели экономики страны: уровень инфляции, ставку рефинансирования, инвестиционный рейтинг страны и, как следствие, объем инвестиций в экономику страны в целом и реальный сектор экономики. Значительные размеры государственных обязательств приводят к сокращению инвестиционных ресурсов в экономике, нарушению воспроизводственных процессов, снижению экономического роста. Рано или поздно заимствования выходят за рамки возможностей государства, что вызывает необходимость сокращения расходов на социальные, инвестиционные и другие цели, не связанные с погашением и обслуживанием долга.

Необоснованная бюджетная, денежно-кредитная и курсовая политика государства вызывает неуверенность на финансовых рынках в отношении инвестиционного климата, побуждая инвесторов к выдвижению требований более высокой премии за риск. Чрезмерный рост государственного долга несет в себе угрозу для экономической безопасности страны и стабильности бюджетной системы.

Рассматриваемая тема очень актуальна, особенно в условиях современного кризиса. Ведь именно в кризисный период государственный долг может значительно возрасти. Поэтому для урегулирования задолженности на общегосударственном уровне необходим серьезный анализ структуры долга, возможностей по его погашению, срочности и целесообразности ведения переговоров по его реструктуризации.

Цель данной работы – исследование сущности государственного долга и анализ методов его управления.

Исходя из цели, можно определить следующие задачи: рассмотреть понятие «государственный долг», а также его виды и влияние на экономику страны; проанализировать структуру и динамику государственного долга; изучить задачи и методы управления государственным долгом, и вместе с тем исследовать новые пути и методы решения проблем, связанных с государственным долгом.

Объектом рассмотрения является внутренний и внешний государственный долг.

Предметом исследования являются методы государственного управления внутренним и внешним государственным долгом.

Работа состоит из двух глав. В первой главе рассматриваются сущность государственного долга как экономической категории, основные причины его возникновения, а также структура и динамика внешних и внутренних заимствований. Во второй главе анализируются традиционные методы управления государственным долгом, а также основные государственные программы в этой области, и предполагаются альтернативные пути решения проблем, связанных с регулированием государственного долга.

При написании данной курсовой работы была использована учебная литература, информация СМИ, официальных сайтов Банка России и Министерства финансов, справочно-правовая система «Консультант-Плюс».

ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ И ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ДОЛГА РОССИИ

1.1. Сущность государственного долга

С появлением государства возникли и его потребности, которые надо финансировать. Что вызвало к жизни такие финансовые категории, как государственные налоги, расходы, бюджет. С развитием государства расширялись его функции, росли потребности, что привело к увеличению государственных расходов.

Основную массу денежных ресурсов, предназначенных для финансирования общегосударственных нужд, государство получает в виде налогов и обязательных платежей. В условиях нестабильности финансового состояния народного хозяйства, снижения государственных доходов, государство вынужденно привлекать для покрытия своих расходов средства из других источников. Основной формой государственных заимствований является государственный кредит.

Государственный кредит – это специфические отношения по поводу перераспределения части стоимости валового внутреннего продукта и национального богатства, иностранного ссудного капитала, связанные с формированием дополнительного к бюджету фонда финансовых ресурсов органов власти и использованием бюджетных средств на возвратной основе или для обеспечения гарантий. В этих отношениях орган власти выступает как заемщик, гарант или кредитор.

Государственный кредит представляет собой совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком выступает государство в лице его органов, а кредиторами - физические и юридические лица. В сфере международных отношений государство выступает одновременно и кредитором, и заемщиком.

Однако государственный кредит отличается от банковского и коммерческого кредитов.

Частный ссудный капитал используется для кредитования хозяйствующих субъектов в целях обеспечения бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности. Банковское кредитование отражает производительное использование ссудного капитала. Аккумулируемые же посредством государственного кредита дополнительные финансовые ресурсы не участвуют в кругообороте производительного капитала, в производстве материальных ценностей, а используются для покрытия бюджетных дефицитов.

К тому же при предоставлении банковского кредита в качестве обеспечения могут выступать какие-то конкретные материальные и финансовые ценности - товары (товарораспорядительные документы), ценные бумаги и др. При заимствовании средств государством обеспечением кредита является все имущество, находящееся в его собственности.

Положительное воздействие распределительной функции государственного кредита заключается в том, что с ее помощью налоговое бремя более равномерно распределяется во времени, то есть налоги, которые взимаются в период финансирования расходов за счет государственного займа не увеличиваются.

Объективная необходимость использования государственного кредита для удовлетворения потребностей общества обусловлена постоянным противоречием между величиной этих потребностей и возможностями государства по их удовлетворению за счет бюджетных доходов. Финансовая поддержка предприятий, социальная политика государства, выполнение им своих функций по обороне страны и управлению ею требуют постоянно увеличивающихся бюджетных расходов. Немалых средств стоит и международная деятельность государства. Между тем доходы государственного бюджета всегда ограничены определенными рамками – уровнем экономического развития, величиной налоговой нагрузки, действующим законодательством и многими другими факторами. Поэтому органы власти прибегают к помощи государственного кредита как инструмента мобилизации дополнительных средств.

Наиболее целесообразным является выпуск государственных ценных бумаг, но в этом случае перед государством возникает серьезнейшая задача, связанная с поиском оптимального сочетания видов государственных ценных бумаг по срокам обращения, уровням доходности и другим качествам.

Функционирование государственного кредита ведет к образованию государственного долга. Государственный долг - это сумма задолженностей по выпущенным и непогашенным долговым обязательствам государства, включая начисленные по ним проценты. Государственный долг делится на основной и текущий в зависимости от срока погашения. Основным государственным долгом называется вся сумма задолженности государства, по которой не наступил срок платежа и которая не может быть предъявлена к оплате в течении данного периода. Текущим государственным долгом называется задолженность государства по обязательствам, по которым наступил срок платежа.

Различают внешний и внутренний государственный долг.

Отметим, что в России сложился отличный от общемирового подход к такому разделению. Закон РФ "О государственном внутреннем долге Российской Федерации", принятый в 1992 г., закрепил деление государственного долга на внутренний и внешний, проводимое по валютному критерию. Таким образом, в настоящее время заимствования делятся на внутренние и внешние в соответствии с валютой возникающих обязательств.

В соответствии со статьей 98 Бюджетного кодекса РФ в объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются: номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации; объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации; объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией.

В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются: номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены иностранной валюте; объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации; объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

В мировой же практике существуют следующие определения:

Внешний государственный долг - это долг иностранным государствам, организациям и отдельным лицам. Этот долг ложится, на страну наибольшим бременем, так как она должна отдавать ценные товары, оказывать определенные услуги, чтобы оплатить проценты по долгу и сам долг. Надо помнить также, что кредитор ставит обычно определенные условия, после выполнения которых и предоставляется кредит.

Внутренний долг – это долг государства своему населению. Долговые обязательства могут иметь форму: кредитов, полученных правительством; государственных займов, осуществленных посредством выпуска ценных бумаг от имени правительства; других долговых обязательств. Долговые обязательства могут быть краткосрочными (до 1 года), среднесрочными (от 1 года до 5 лет), долгосрочными (от 5 до 30 лет). Погашаются долги в установленные сроки, которые не могут превышать 30 лет.

Внутренние долговые обязательства можно условно разбить на рыночные, существующие в форме эмиссионных ценных бумаг, и не рыночные, возникшие по итогам исполнения федерального бюджета и выпущенные в счет финансирования образовавшейся задолженности. Если выпуск и обращение первых достаточно регламентированы и включаются в программу внутренних заимствований на очередной финансовый год, то вторые выпускаются нерегулярно, несмотря на принятие соответствующих законодательных актов.

Управление госдолгом - формирование одного из направлений финансовой политики государства, связанного с его деятельностью в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Обеспечением государственного долга России служат все активы, находящиеся в распоряжении Правительства Российской Федерации.

Административные методы (конверсия, консолидация, унификация, отсрочка погашения, списание долга, аннулирование долга):

Конверсией называется изменение первоначальных условий займа, касающихся доходности. Чаще всего происходит изменение номинального процента с целью снижения государственных расходов, связанных с выплатой процентов по долгу.

Изменение условий займов, касающееся его сроков, называется консолидацией государственного долга. При этом государство, не изменяя доходности облигаций, превращает краткосрочные обязательства в средне- или долгосрочные.

Унификация – объединение нескольких займов в один заем. В результате этой операции образуется консолидированный (или фундированный) долг.

Рыночные методы (реструктуризация, доразмещение облигаций, выкуп долга, секъютиризация, обмен долга):

Реструктуризации долга – изменение графика погашения основного долга и уплаты процентов по нему. Реструктуризация внешнего и внутреннего долга может быть проведена с частичным списанием (сокращением) суммы основного долга.

Рефинансирование долга – погашение накопившейся задолженности путем размещения новых займов.

Погашение займов осуществляется путем выкупа (возможен досрочный выкуп) облигаций у инвесторов, проведения тиражей выигрышей по выигрышным займам, проведения тиражей погашения по выигрышным и процентным займам, амортизации долга (погашение долга частями).

Выплата доходов производится при выкупе у инвесторов дисконтных облигаций в виде разницы между ценой выкупа и ценой размещения займа, путем ежеквартальной (полугодовой или годовой) оплаты купонов или оплаты выигрышей по облигациям, попавшим в тираж.

Обмен облигаций по регрессивному соотношению – несколько ранее выпущенных облигаций займа приравниваются к одной новой.

Секъютиризация - одна из форм привлечения финансирования путём выпуска ценных бумаг, обеспеченных активами, генерирующими стабильные денежные потоки

К новым методам покрытия обязательств перед странами-кредиторами является погашение долга товарными поставками, обмен долговых обязательств на акции и облигации компаний страны-должника, оплата долга в местной валюте с последующим обращением ее в инвестиции или собственность, обмен на долговые обязательства третьих стран и другие. Эти методы управления государственным внешним долгом обычно объединяют в понятие конверсия внешнего долга, под которой в данном случае понимают реализацию всех механизмов, обеспечивающих замещение внешнего долга другими видами обязательств, менее обременительными для экономики страны-должника.