Психологическое консультирование семей имеющих детей с овз. Публикация педагога на тему "Консультирование родителей детей с ОВЗ". Детей с ограниченными возможностями здоровья и

ИНВАЛИДНОСТЬ ДЕТЕЙ - значительное ограничение их жизнедеятельности, приводящее к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста, а также способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем.

Таким образом, в силу особенного положения детей-инвалидов в обществе, их нужд и потребностей им необходима профессиональная помощь специалистов, которая должна носить не только медицинский характер.

Специалисты на основе обследования семей, воспитывающих ребенка с отклонением в развитии, указывают на необходимость целенаправленной работы с родителями проблемных детей.

Важное место в работе с семьей, имеющего ребенка-инвалида, занимает консультирование. Консультация представляет собой взаимодействие между двумя или несколькими людьми, в ходе которого определенные специальные знания консультанта используются для оказания помощи клиенту в решении текущих проблем или при подготовке к предстоящим действиям.

Технология консультирования в социальной работе – это система операций и процедур, объединенных алгоритмами и инструментарием, направленная на организованное специалистом по социальной работе общение с клиентом в связи с его трудной жизненной ситуацией.

Принципы консультирования.

Доброжелательное и безоценочное отношение к клиенту.

Ориентация на нормы и ценности клиента (относиться к психологическому консультированию и подразумевает, что психолог-консультант во время работы должен ориентироваться не на специально принятые нормы и правила, а на те жизненные принципы и идеалы, носителем которых является клиент).

Запрет давать советы, уважение права на самостоятельное принятие решения.

Анонимность (любая информация, сообщенная клиентом консультанту, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, частным лицам, в том числе родственникам и друзьям).

Разграничение личных и профессиональных отношений (не переходить с клиентами на дружеские отношения и не оказывать профессиональную помощь друзьям и ближайшим родственникам).

Включенность клиента в процесс консультирования (следить за тем, чтобы развитие разговора выглядело для клиента логичным и понятным, а также чтобы человек не просто «внимал» специалисту, а ему было действительно интересно).

Эффективность консультативной работы с родителями, воспитывающими ребенка-инвалида, определяется степенью их готовности к сотрудничеству, наличием обратной связи, а также мотивации родителей. Одна из самых продуктивных форм работы с подобными семьями – индивидуальная работа, в частности, индивидуальное консультирование. Индивидуальное консультирование проводится в несколько этапов.

1 этап – первый контакт с семьей. Знакомство, ориентировка в структуре социально-бытовой ситуации семьи, формулировка проблемы.

2 этап – обсуждение проблемы семьи, «аккумулирование» и анализ полученной от родителей информации.

Сеанс консультации является центральным моментом, на котором происходит непрерывный встречный поток информации от родителей и консультанта.

Консультант должен взаимодействовать с семьей в определенной последовательности, не пропуская и не преуменьшая значения каждой фазы (этапа), причем на каждом этапе общения родители должны сами определять свои страхи и опасения, осознавать свой взгляд на сложившуюся ситуацию.

а) Первоначально необходимо выявить уровень понимания родителями характера трудностей ребенка и уровень адаптации семьи к этому.

б) Внесение ясности в факты. На этом этапе (фазе) родители освещают факты семейной жизни и развития ребенка. Важным моментом этого этапа является также разъяснение родителям необходимости подобной работы (такого рассказа), что заставляет их тщательно обдумывать то, что они говорят о ребенке.

в) Информирование семьи консультантом. На этом этапе происходит не только передача информации семье, но и проверка того, что и как осознали родители на предыдущих фазах (встречный поток информации). Нельзя подавать информацию, не убедившись в том, что родители поняли позицию консультанта, его взгляд на проблемы семьи.

Обратная связь от консультанта семье включает наблюдение за вербальными и невербальными реакциями, контроль эмоций, купирование нежелательных реакций.

Следует отметить, что вся структура процесса консультирования – этапы и связанные с ними фазы коммуникации – находятся в тесной связи с динамикой эмоционального состояния родителей, социально-психологической адаптации семьи в целом.

3 этап – выдача информации консультантом.

Это основной этап всего консультирования. Насколько адекватно принято решение, насколько оно осознано семьей и насколько родители будут следовать ему в дальнейшем, определяет эффективность консультирования в целом. Необходимо, чтобы родители поняли, что это решение повлияет на их жизнь, что им придется жить, опираясь на свое собственное решение.

4 этап – заключительная беседа – совместное нахождение решений выхода из проблемной ситуации; вероятностный прогноз дальнейшего развития семейных отношений.

Консультант, проводящий консультирование семьи с проблемным ребенком, должен ясно и четко понимать цели и задачи консультирования, реально оценивать огромную тяжесть подобной работы и ответственность за свою деятельность.

АБИЛИТАЦИЯ ИНВАЛИДОВ – система и процесс формирования отсутствующих способностей к образовательной, профессиональной, бытовой, общественной, досуго-игровой и иной деятельности.

Термин «абилитация» применим преимущественно в отношении детей-инвалидов с врожденными заболеваниями и последствиями травм, полученных во время родов, нуждающихся как можно в ранние сроки в восстановительном лечении, психическом и физическом развитии, социализации, социальной адаптации и интеграции в общество.

Программы по абилитации предполагают, что человек обучается достигать различных функциональных целей при помощи альтернативных путей, когда привычные блокированы.

Основными компонентами абилитации инвалидов являются следующие мероприятия: протезирование, ортезирование, а также реконструктивная хирургия, способы профессиональной ориентации, санаторно-курортное лечение, ЛФК, спортивные мероприятия, медицинская реабилитация.


22. Социальная защита, помощь и поддержка, предоставление социальных услуг бездомным.

Согласно указу Президента РФ «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества Федеральному Правительству и органам исполнительной власти в регионах поручена реорганизация приемников-распределителей органов внутренних дел в центры социальной реабилитации.

На органы внутренних дел возлагается: выявление лиц, занимающихся бродяжничеством и попрошайничеством; их задержание; доставление в центры социальной реабилитации и установление личности задержанных.

Органам здравоохранения поручено проведение медицинского освидетельствования бомжей и при необходимости направление их на лечение. Трудоустройство этой категории граждан и определение выплаты по безработице отнесено к ведению Федеральной службы занятости России. На органы социальной защиты возлагается направление этих лиц в учреждения социальной защиты, а также определение оснований и порядка выплаты пенсий.

Правительство Российской Федерации своим постановлением «О мерах по развитию сети учреждений социальной помощи для лиц, оказавшихся в экстремальных условиях без определенного места жительства и занятий» (1995 г.) поддержало инициативу органов социальной защиты населения о создании для лиц без определенного места жительства домов ночного пребывания, социальных приютов, социальных гостиниц, социальных цен­тров и др. Решения об организации соответствующих учреждений отнесено к ведению органов исполнительной власти регионов. Расходы, связанные с созданием и содержанием социальных учреждений для этих лиц, отнесены за счет бюджетов субъектов Российской Федерации.

Сейчас в РФ сложились четыре типа социальных учреждений , оказывающих помощь лицам без определенного места жительства:

1) дома ночного пребывания;

2) специальные дома-интернаты для инвалидов и престаре­лых;

3) центры социальной адаптации;

4) социальные гостиницы и приюты.

В июне 1992 г. в Москве был открыт первый в России дом ночного пребывания на 25 мест.

В социальных учреждениях бомжам предоставляется бесплатный ночлег, оказывается медицинская помощь, проводится санитарная обработка, выдаются талоны на бесплатное питание. Нуждающиеся в специализированной медицинской помощи направляются в учреждения здравоохранения.

В ряде регионов получило развитие обслуживание бездомных престарелых и инвалидов из числа освободившихся из мест лишения свободы . Эта категория граждан направляется в специальные дома-интернаты для престарелых и инвалидов, которые являются медико-социальными учреждениями. Социальная работа с лицами из числа освободившихся заключенных позволяет престарелым и инвалидам данной категории не только решить социально-бытовые проблемы, но и восстановить утраченные социальные связи с обществом.

Центры социальной адаптации предназначены для трудоспособных лиц, освобожденных из мест лишения свободы, снятых с учета органов внутренних дел и задержанных за бродяжничество. Данные учреждения решают вопросы бытового и психологического характера, а также оказывают помощь в трудоустройстве. Здесь проводятся культурно-массовые работа и предупредительно-профилактические мероприятия. Такие центры имеют общежития, где бомжам предоставляется возможность проживать до шести месяцев. За этот период клиентам оказывается помощь в решении различных правовых вопросов, а также в восстановлении утраченных социальных связей.

Социальные приюты (гостиницы) дают возможность 10-суточного бесплатного проживания, а также получения необходимых консультаций по вопросам бытового и трудового устройства, пенсионного обеспечения. В социальных приютах оказывается медицинская помощь. В период проживания клиенты получают бесплатные горячие обеды, постельные принадлежности и предметы культурно-бытового назначения.


23. Основы правовой защиты детства в Российской Федерации.

ДЕТСТВО - период жизни человека от рождения до подросткового возраста.

СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА - это политика государства по обеспечению конституционных прав и минимальных гарантий человеку независимо от его места жительства, пола, возраста, национальности.

Главная цель социальной защиты - оказание необходимой помощи конкретному человеку (ребенку) в сложной жизненной ситуации.

Основные направления современной российской системы социальной защиты детства определяются следующими факторами:

1) уровнем материального обеспечения и социальными возможностями детей современной России;

2) обязательствами перед международными организациями, в частности перед ООН, в области социальной защиты детства;

3) опытом социальной защиты детства в истории России.

В настоящее время политика государства в области социальной защиты детства проявилась: в выплате ежемесячных пособий, в создании новых учреждений защиты семьи и детства, в обеспечении государственных гарантий в области образования.

Единая государственная система социальной защиты включает в себя органы управления социальной защиты и подведомственные им предприятия, территориальные органы социальной защиты.

1. Международный уровень.

а) Декларация прав ребенка (1959);

б) минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила) (1985);

в) Конвенция о правах ребенка (1989);

г) Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей (1990).

2. Федеральный уровень.

а) Законы "Об образовании" (1992), Семейный кодекс РФ (1996), "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" (1996), "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" (1998), "Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних" (1999);

б) указы и распоряжения Президента РФ, например "О мерах по социальной поддержке многодетных семей" (1992);

в) постановления Правительства РФ - "О правительственной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав".

г) федеральные программы: "Дети России", "Молодежь России".

3. Региональный уровень.

Права ребенка очерчены в Семейном кодексе РФ: право воспитываться в семье, право на защиту и обеспечение потребностей ребенка, на защиту здоровья, на проживание в помещении, где живет его семья, право на сохранение своей индивидуальности, право на имя, на общение с родными, а также право на собственность, алименты, пенсии, пособия, предусмотренные законом.

Права ребенка в России регулируются такими законодательными документами, как:

Конституция РФ; Семейный кодекс РФ;

Законодательство РФ об охране здоровья граждан;

Закон об основных гарантиях прав ребенка в РФ;

Федеральный закон «Об образовании»;

Закон о дополнительных гарантиях защиты детей-сирот и детей, оставшихся без родителей;

Закон о социальной защите инвалидов в РФ.

Федеральный закон об опеке и попечительстве.

24. Социальная защита детей – сирот и детей, лишенных родительского попечительства.

Социальная защита - меры поддержания тех категорий населения, которые сами не могут себя поддерживать.

Основными проблемами детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются их крайне тяжелое психосоциальное положение, вызванное как врожденными свойствами нервной системы, так и особенностями личности, осложненным неврологическим статусом, негативным жизненным опы-

том, педагогической и социальной запущенностью.

Положение детей в обществе отражает моральное и нравственное здоровье общества.

Сотрудники социально-реабилитационных центров фиксируют рост социальной дезадаптации детей, который вызван, с одной стороны, дистанцированием школы от социальных, педагогических, психологических проблем неблагополучных семей и трудных детей, а с другой стороны - недостатками превентивной практики, т.е. поздним выявлением социально неблагополучных семей.

Социальная дезадаптация в детском возрасте ведет к формированию людей малообразованных, не имеющих трудовых навыков, ориентации на создание полноценной семьи и т.д. Такие люди легко переходят границы любых моральных, нравственных и правовых норм, становясь угрозой всему обществу.

В целях своевременной охраны прав несовершеннолетних органы опеки и попечительства выявляют детей, оставшихся без попечения родителей, и детей, родители которых не обеспечивают надлежащих условий для их развития, и передают этих детей на воспитание в семьи (в порядке усыновления или опеки и попечительства) или в специализированные детские учреждения. Органы опеки и попечительства в трехдневный срок со дня получения сообщения о ребенке, нуждающегося в социальной защите, обязаны обследовать условия жизни ребенка и обеспечить его защиту и устройство. На них также возлагаются обязанности по учету и избранию указанных форм устройства детей и контролю за условиями их содержания, воспитания и образования.

Российское социальное законодательство предполагает следующие виды семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: усыновление, опека и попечительство, помещение ребенка в приемную семью, а также в детские дома семейного типа.

Усыновление (удочерение) является одной из приоритетных форм социального устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Это государственный акт, в связи с которым между усыновителем и усыновленным и всеми их родственниками возникают такие же права и обязанности, которые по закону существуют между биологическими родителями и детьми и другими родственниками. В подавляющем большинстве случаев усыновляются дети ранних возрастов; усыновление несовершеннолетних более старшего детского, а тем более подросткового и юношеского возрастов происходит крайне редко, что является актуальной проблемой для осуществления социальной работы в данном направлении.

Усыновление производится судом по заявлению лица или лиц, желающих усыновить ребенка, при обязательном участии органов опеки и попечительства. Усыновителями могут быть лица обоего пола, совершеннолетние, дееспособные, их возраст должен превышать возраст усыновляемых не менее чем на 16 лет.

Вопросы об усыновлении (удочерении) утверждены постановлением Правительства РФ «Об утверждении правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществление контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории РФ» от 15.09.1995 г. с изм. от 29.03.2002 г. Закон гарантирует тайну усыновления, разглашение которой является уголовным преступлением (ст. 155 Уголовного кодекса РФ), и запрещает при усыновлении или удочерении разъединять братьев и сестер, кроме случаев, когда разъединение допустимо в интересах ребенка.

Опека и попечительство - наиболее распространенная форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также защиты их естественных прав и интересов. Чаще всего опекунами и попечителями становятся родственники осиротевших детей. Опекун должен воспитывать ребенка, заботиться о его здоровье, получении им образования. Согласно Гражданскому кодексу РФ, опека устанавливается над детьми до 14 лет, попечительство - над детьми с 14 до 18 лет.

Обязанности по опеке и попечительству совершаются безвозмездно, на содержание ребенка ежемесячно выплачиваются денежные средства, порядок и размеры которых устанавливает Правительство РФ. Государство осуществляет постоянный надзор за условиями жизни подопечного, выполнением опекуном своих обязательств. Закон предусматривает защиту ребенка от злоупотреблений опекунов, ограничивает их полномочия и самостоятельность при распоряжении имуществом подопечного.

Помещение ребенка в приемную семью является относительно новой формой устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, для современной России. Ее суть заключается в составлении договора между органами опеки и попечительства и приемными родителями (приемной семьей) о передаче ребенка(детей) на воспитание на срок, установленный договором. Согласно положению о приемной семье, утвержденному Правительством РФ в 1996 г., в такой семье должно быть не более восьми детей. Приемные родители выполняют функции воспитателей и получают оплату за свой труд. Государство и органы местного самоуправления выделяют денежные средства на содержание каждого приемного ребенка и предоставляют соответствующие льготы, установленные законодательством.

Органы опеки и попечительства обязаны оказывать приемной семье необходимую помощь, способствовать созданию нормальных условий для жизни и воспитания детей и вправе осуществлять контроль за выполнением возложенных на приемных родителей обязанностей по содержанию, воспитанию и образованию детей.

В последние годы стала получать распространение новая форма семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, - передача в детские дома семейного типа , т.е. в особую форму семьи, где подбирается разновозрастный детский коллектив. Сравнительно небольшое число детей проживает с постоянными взрослыми, которые не обслуживают детей, как персонал, и не учат их специальным навыкам и умениям, как штатные преподаватели, а живут с ними общей жизнью и организовывают эту жизнь. Поэтому воспитатели получают специальную психологическую, педагогическую и медицинскую подготовку.

Таким образом, можно констатировать, что среди видов семейного устройства детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наиболее эффективными оказываются те, которые предусматривают помещение ребенка в условия, наиболее близкие к нормальным условиям обычной семьи.

Организация детских домов, приютов и других органов, осуществляющих заботу и опеку над брошенными детьми, - является прямой социальной обязанностью государства. В России каждый 100-й ребенок живет и воспитывается в интернатной системе. Для этих детей государственное учреждение вынужденно становится единственным домом, защитой от жестокостей внешнего мира.

В России функционируют 272 дома ребенка. Дети старше 3 лет переводятся в детские дома дошкольного и школьного возраста - образовательные учреждения, учреждения социального обслуживания (детские дома-интернаты для детей-инвалидов, с умственной отсталостью и физическими недостатками, социально-реабилитационные центры, социальные приюты). Основой деятельности подобных учреждений являются профилактика и предупреждение психологопедагогических и медико-социальных проблем, связанных со становлением подрастающего человека.


Семья - микросоциум, в котором формируются сам ребёнок, его нравственные качества, отношение к людям, представление о характере межличностных отношений. В современных исследованиях выявлена прямая зависимость особенностей ребёнка от семейного фактора: чем сильнее проявляется семейное неблагополучие, тем более выражены нарушения разфития ребёнка. Поэтому семья, воспитывающая ребёнка с ОВЗ, - реабилитационная структура, обладающая потенциальными возможностями создания благоприятных условий для развития и воспитания ребёнка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Консультирование семьи ребёнка с ОВЗ

Консультирование семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, имеет определённую организованную форму.

Первый этап: знакомство, установление контакта и достижение необходимого уровня доверия и взаимопонимания. Первая фраза, выразительная мимика, улыбка – невербальные средства, используемые психологом для установления контакта и вхождения в мир проблем семьи и ребёнка с ОВЗ. Необходимо помнить, что для семьи, воспитывающей ребёнка с ОВЗ, это ещё одно испытание. Поэтому создание атмосферы радости встречи – необходимое условие для установления контакта.

Второй этап: определение проблем семьи со слов родителей. Психолог беседует со всеми членами семьи, выясняя волнующие их проблемы. Затем беседа продолжается без ребёнка отдельно с каждым взрослым.

Выделяются группы проблем, с которыми родители детей с ОВЗ обычно обращаются за помощью к психологу:

  1. Трудности, возникающие в процессе обучения ребёнка;
  2. Проблемы, связанные с воспитанием ребёнка;
  3. Проблемы взаимоотношений со сверстниками (здоровые дети стесняются больных брата или сестру, подвергают их насмешкам; здоровые дети оказывают на больного ребёнка пальцем или пристально, с повышенным интересом рассматривают его физические недостатки; сверстники обижают больного ребёнка, не хотят с ним дружить и др.);
  4. Межличностные контакты больного ребёнка с близкими, их отношение к нему (жалость, гиперопека; со стороны больного ребёнка может проявляться грубость и агрессия по отношению к близким);
  5. Заниженная оценка возможностей ребёнка специалистами образовательной организации (родители жалуются, что преподаватель недооценивает возможности их ребёнка, в домашних условиях ребёнок показывает лучшие результаты успеваемости);
  6. Нарушения супружеских отношений между матерью и отцом больного ребёнка, возникшие из-за дефекта ребёнка;
  7. Эмоциональное отвержение кем-либо из родителей ребёнка с ОВЗ, а в крайних случаях даже отказ от его материального обеспечения;
  8. Сравнительная оценка матерью (отцом) отношения супруга (супруги) к ребёнку с ОВЗ и к нормальным детям (позитивная или негативная, возможно проявление чувств ревности, гнева, агрессивности).

На этом этапе у психолога формируется первичное обобщённое представление о проблемах ребёнка и его семьи.

Третий этап: психолого-педагогическая особенностей развития ребёнка. На этом этапе консультирования на беседу и обследование приглашается ребёнок. Психолог проводит диагностику интеллектуальных, личностных особенностей ребёнка, прогнозирует его возможности к обучению по определённой программе.

Четвёртый этап: определение модели воспитания, используемой родителями, диагностика их личностных характеристик. Важным этапом консультирования является определение характера межличностных взаимоотношений родителей с ребёнком. Особенности этих взаимоотношений во многом определяются психологическим типом самих родителей.

Пятый этап: оценка диагностики результатов и формулирование психологам реальных проблем . Этот этап посвящён обсуждению с родителями реальных проблем, которые были выявлены в беседе и в процессе психологического изучения ребёнка и его семьи. Психолог уточняет проблему, а при необходимости и переформулирует её. Задача психолога заключается в том, чтобы обратить внимание родителей на действительно существующие проблемы.

Шестой этап: определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены. Основные проблемы семей, воспитывающих детей с ОВЗ, решаются в результате осуществления следующих мер:

  • выбор для ребёнка подходящих программ обучения и вида специальной (коррекционной) образовательной организации;
  • организация коррекционной работы в домашних условиях;
  • выбор адекватной модели воспитания и обучения родителей ребёнка практическим воспитательным приёмам;
  • формирование у ребёнка адекватных отношений с членами семьи и другими значимыми взрослыми;
  • изменение мнения родителей о «бесперспективности» развития ребёнка.

Седьмой этап: подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем в формулировке психолога. Завершая консультирование, психолог заново формулирует проблемы семьи, предлагает свою интерпретацию существующих трудностей и указывает способы их разрешения.

Использованная литература: Ткачёва, В.В. Семья ребёнка с ограниченными возможностями здоровья. – М.: Национальный книжный центр, 2014. – 152 с.


Полный текст

В условиях инклюзивного образования одной из самых актуальных задач является задача вовлечения родителей, воспитывающих ребенка с отклонениями в развитии, в коррекционно-развивающую работу, организуемую в образовательном учреждении (ОУ) и требующую продолжения в условиях семейного воспитания. Очевидно, нет необходимости подробно говорить о значимости семьи как института социа­лизации, поскольку данный тезис убедительно рас­крыт в многочисленных работах психологов и педа­гогов. Подчеркнем лишь, что в развитии ребенка с ограниченными возможностями семья играет не просто важную, а первостепенную и уникальную роль. Позиция родителей, их отношение к ребенку, их желание или нежелание, умение или неумение со­здать в семье развивающую среду в прямом смысле определяют судьбу ребенка . Осознают ли это сами родители?

Как показывают исследования специалистов Института коррекционной педагогики, наши соб­ственные наблюдения - приблизительно две тре­ти родителей, воспитывающих детей с ограничен­ными возможностями здоровья (ОВЗ), не осозна­ют определяющей роли семейного воспитания в развитии ребенка, не связывают появление вто­ричных дефектов в его развитии с неблагополуч­ными отношениями в семье, с неоптимальным сти­лем родительского воспитания и, как следствие, либо уповают на чудо («ребенок подрастет, и про­блемы исчезнут»), либо, расписавшись в собствен­ной беспомощности, надеются только на специа­листов, на то, что детский сад или школа справят­ся со всеми проблемами в развитии ребенка само­стоятельно.

Ошибочность такой установки многократно анали­зировалась в научной литературе . Автори­тетными учеными убедительно показано, что только при условии своевременного включения роди­телей в коррекционно-развивающий процесс можно и скорректировать и предупредить появление вторич­ных отклонений в развитии, и, тем самым, достичь максимально возможного уровня личностного разви­тия ребенка с ОВЗ с целью интеграции его в общество.

Эта задача непосредственно сопрягается, на наш взгляд, с задачей повышения эффективности психоло­гического консультирования родителей в условиях ин­клюзивного образования.

Что предполагает оптимизация психологического консультирования родителей? Во-первых, осуществ­ление психоконсультирования на основе материалов углубленной диагностики; во-вторых, целенаправлен­ную работу по организации ранней консультативной помощи (лучше до поступления ребенка в детский сад, т. е. в первый год жизни); в-третьих, выделение в каче­стве приоритетной в консультировании задачи фор­мирования у взрослых адекватного родительского по­ведения, основанного на умении выстраивать педаго­гически целесообразные отношения с ребенком и ак­тивно участвовать в совместной со специалистами коррекционно-развивающей работе; в-четвертых, ори­ентацию специалистов на работу с семьей проблемно­го ребенка как с целостной системой; в пятых, специ­альные усилия коллектива сотрудников ОУ по под­держанию благоприятного психологического настроя родителя и семьи в целом.

Формат небольшой статьи не позволяет рассмот­реть все пять условий оптимизации работы с родите­лями, воспитывающими проблемных детей, поэтому остановимся лишь на некоторых из них. Оптимизация консультативного процесса возможна только в том случае, если специалисты ОУ хорошо знают, что собой представляет каждый проблемный ребенок и что со­бой представляет его семья. Понимая это, мы предус­матриваем проведение и первичной, и углубленной диагностики детей, проводим обследование детей и на начальном этапе работы, и на завершающем, составля­ем психологическое заключение по результатам диа­гностики.

Не менее важным считаем изучение конкретных семей, поскольку материалы научных исследований позволяют, на наш взгляд, составить лишь некоторый обобщенный «психологический портрет» семьи, воспи­тывающей ребенка с ограниченными возможностями. А для оказания адресной помощи ребенку, для обеспе­чения взаимопонимания с родителями необходимо увидеть «неповторимое лицо», особый микромир каждой конкретной семьи.

Так как изучение научной литературы поз­волило выявить особую значимость для развития и воспитания ребенка с ОВЗ типа отношения родителей к нему и самочувствия родителей, преобладающего настроения, степени их удовлетворенности жизнью, то именно эти параметры мы и стремимся исследовать в первую очередь. Для изучения типа отношения роди­телей к ребенку используются методы наблюдения, беседы и тестирования родителей. Тестирование осу­ществляется с применением валидной и надежной ме­тодики PARI (parental attitude research instrument -ме­тодика изучения родительских установок), разрабо­танной американскими психологами Е. С. Шефер и Р. К. Белл и в нашей стране адаптированной Т. В. Не-щерет. Самочувствие родителей, преобладающее наст­роение, степень их удовлетворенности жизнью выяв­ляются в ходе специальной диагностической беседы, являющейся частью консультативной встречи. При необходимости беседа дополняется тестированием с помощью теста «Индекс жизненной удовлетвореннос­ти», разработанного американскими учеными, впер­вые опубликованного в 1961 г. и адаптированного Н. В. Паниной в 1993 г.

Представим в свернутом виде результаты изучения 18 семей, воспитывающих детей дошкольного возрас­та с проблемами в развитии, посещающих массовые группы детского сада № 306 Новосибирска. Для боль­шинства таких семей характерны неконструктивные типы отношения к проблемному ребенку: чаще -эмо­циональная отстраненность от ребенка; реже - само­отдача, излишняя концентрация на ребенке. Эмоцио­нальная отстраненность от ребенка представлена в двух вариантах. Первый вариант - излишняя стро­гость и требовательность; второй вариант - предо­ставление ребенку фактически полной свободы в дей­ствиях, бесконтрольность, попустительство. Во всех названных случаях ребенок с ОВЗ оказывается в не­благоприятных условиях семейного воспитания.

Так, например, такой тип отношения к проблемно­му ребенку, как излишняя концентрация на нем, при­водит к тому, что к 5-6 годам ребенок теряет и без то­го слабую способность к мобилизации своих ресурсов в трудных ситуациях, он постоянно ждет помощи от взрослых: дома - от родителей, в детском саду - от педагогов. Следствие такого типа отношения к ребен­ку - трудности социализации, неизбежное усугубле­ние вторичного дефекта. Убеждены, что родители, склонные к гиперопеке, объективно нуждаются в пси­хологической помощи. Важно помочь им понять, что чрезмерная концентрация на ребенке лишает нор­мальной жизни их самих и блокирует процессы само­развития ребенка.

Исследование «индекса жизненной удовлетво­ренности» позволило обнаружить, что ни один из родителей трудных детей, посещающих ДОУ, не удовлетворен своей жизнью в полной мере. Средняя степень удовлетворенности своей жизнью наблюда­ется у 4-х родителей. У остальных участников про­веденного исследования, т. е. у 14 человек, зафикси­рован низкий индекс жизненной удовлетвореннос­ти. Эти родители считают, что жизнь несет им боль­ше разочарований, чем большинству людей, с кото­рыми они знакомы. Они убеждены в том, что многое упустили в своей жизни; отмечают, что с годами ощущают все большую усталость от жизни. Заме­тим, что возраст участников обследования находит­ся в интервале от 24 до 43 лет. 10 мам из 13, соста­вивших данную группу, переживают чувство вины, считают, что совершили в своей жизни много оши­бок, за которые приходится расплачиваться. Для всех 14 респондентов данной группы характерны пессимистический взгляд на жизнь, на свое буду­щее, подавленное состояние.

Результаты данного исследования представляют не столько теоретический, сколько практический ин­терес: 77 % родителей, принявших участие в нашем об­следовании, объективно нуждаются в психоконсуль­тировании и по поводу своего состояния, и по поводу семейного воспитания проблемного ребенка. Заметим, что работать с родителями проблемных детей еще сложнее, чем с самими детьми, поскольку многие про­блемы оказываются запущенными, а неэффективные способы взаимодействия с ребенком - усвоенными на уровне автоматизированных действий. Это обстоя­тельство побудило нас начать искать разнообразные варианты выхода на родителей, имеющих особых де­тей, задолго до поступления ребенка в детский сад. Этот подход дает хорошие результаты: в тех случаях где удается провести раннюю психодиагностику детей (например, в 8-14 месяцев) и оказать своевременную помощь родителям, направленную на повышение их родительской компетентности, там впоследствии осо­бому ребенку легче адаптироваться в инклюзивной группе детского сада.

Психоконсультирование родителей проблемных детей, посещающих массовые группы детского сада (детей с задержанным развитием различного генеза, с нарушениями в эмоционально-волевой сфере и т. д.), выстраивается нами как непосредственная работа с родителями, направленная на решение раз­личного рода психологических проблем, связанных с трудностями в супружеских и детско-родитель-ских отношениях, где основным средством воздей­ствия является определенным образом построенная беседа . Перед каждой встречей тщательно продумываются все этапы консультирования, а именно: конкретные приемы установления контак­та; получение информации о психологическом кли­мате в семье; особенности развития ребенка на ран­них этапах и его поведение в разные периоды жизни и в разных ситуациях и т. д.

Во время консультирования считаем особо важ­ным помочь родителям преодолеть неконструктивные установки, стереотипы и страхи. Стремимся обеспе­чить «запуск» рефлексивного мышления, что позволя­ет понять причины трудностей в развитии и поведе­нии ребенка, спрогнозировать возможные варианты его индивидуального развития и, наконец, внутренне принять рекомендации психолога как инструмент соб­ственной деятельности по воспитанию и развитию своего ребенка. В нашей консультативной практике свою высокую эффективность обнаружили такие средства психоконсультативного воздействия, как не­рефлексивное и активное выслушивание, информиро­вание, перефразирование, резюмирование, отражение чувств. Свою сверхзадачу мы видим в реализации сис­темного подхода, а именно в том, чтобы помочь роди­телям восстановить или преобразовать связи между членами семьи, найти наиболее оптимальные способы воспитания ребенка, опирающиеся на его личностные и познавательные ресурсы.

Наиболее актуальными вопросами практики пси­хоконсультирования родителей являются, на наш взгляд, следующие:

    Как вовлечь родителей, имеющих ребенка раннего возраста с выявленными нарушениями развития (пусть даже незначительными), в кон­сультативный процесс и через него - в активную коррекционную работу в условиях семейного вос­питания?

    Как правильно строить консультативный про­цесс, чтобы добиться желаемого результата в работе с немотивированными родителями?

    Как удержать родителей от преждевременного прерывания консультативного процесса?

    Как преодолеть известный феномен «хождения по кругу врачей», характерный для многих родителей проблемных детей?

    Как вовлечь в консультативный процесс не одно­го родителя, а всю семью, в которой воспитывается ре­бенок с нарушениями в развитии?

    Как работать с родителями, отвергающими свое­го ребенка?

    Может ли специалист повлиять на «индекс жиз­ненной удовлетворенности» родителей, воспитываю­щих детей с нарушениями, который имеет, как прави­ло, низкие показатели?

    Какие техники консультативной работы эффек­тивны для преодоления установки, характерной для части родителей, на симбиотические отношения с ре­бенком?

Нами найдены способы решения некоторых из этих проблем, и мы рассчитываем на продуктивный диалог с заинтересованными коллегами (специалиста­ми в области инклюзивного образования).

Яковенко Т.Д. Психологическое консультирование семей, воспитывающих детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Инклюзивное образование: методология, практика, технологии. Скопировать

Литература

  1. Алешина Ю. Е. Индивидуальное и семейное пси­хологическое консультирование. 2-е изд. - М.: Неза­висимая фирма «Класс», 2000. 208 с.
  2. Бурменская Г. В., Карабанова О. А., Лидерс А. Г. Возрастно-психологическое консультирование. Про­блемы психического развития детей. - М.: МГУ, 1990. 136 с.
  3. Валиева С. Ф. Роль семьи в процессе социализа­ции ребенка // Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 1997. № 3. С. 122-123.
  4. Кочюнас Р. Основы психологического консуль­тирования. - М., 1999. 240 с.
  5. Малофеев Н. Н. Ранняя помощь - приоритет со­временной коррекционной педагогики // Дефектоло­гия. - 2003. № 4. С. 7-11.
  6. Мамайчук И. И. Психологическая помощь детям с отклонениями в развитии. - СПб., 2001.
  7. Психология семейных отношений с основами семейного консультирования. Уч. пособие для студ. высш. уч.. заведений / Е. И. Артамонова, Е. В. Екжанова, Е. В. Зырянова и др. Под. ред. Е. Г. Силяевой. - М.: Издательский центр «Акаде­мия», 2002. 192 с.
  8. Семаго М. М., Семаго Н. Я. Организация и содер­жание деятельности психолога специального образо­вания. Методическое пособие. - М.: АРКТИ, 2005. 336 с.
  9. Ткачева В. В. О некоторых проблемах семей, вос­питывающих детей с отклонениями в развитии // Де­фектология. 1998. № 1.

Особенности работы с родителями, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья

В настоящее время в Российской Федерации фиксируется увеличение количества детей с ограниченными возможностями здоровья (от новорожденных до подростков 17 лет). В 2009 и 2010 годах их число оставалась практически без изменений - 495,37 и 495,33 тысячи соответственно. Затем в 2011 году наметился рост (до 505,2 тысячи), который отмечался также и в последующие годы: в 2012 - 510,9 тысячи, в 2013 - 521,6 тысячи, в 2014 - 540,8 тысячи.

Таблица 1.

Количество детей

Таким образом, прослеживается устойчивая тенденция увеличения в Российской Федерации детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательных учреждениях.

Дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) - дети в возрасте от 0 до 18 лет с физическими и (или) психическими недостатками, имеющие ограничение жизнедеятельности, обусловленное врожденными, наследственными, приобретенными заболеваниями или последствиями травм, подтвержденными в установленном порядке.

Ст. 2 п. 16 ФЗ об образовании гласит, что обучающийся с ОВЗ - это физическое лицо, имеющее недостатки в физическом или психологическом развитии, подтвержденное психолого-медико-педагогической комиссией и препятствующие получению образования без создания специальных условий.

Анализ дефектологической и психолого-педагогической литературы позволил нам определить основные нозологические группы детей с нарушениями развития:

  • Дети с нарушениями зрения. Это могут быть полностью невидящие, либо слабовидящие. Первичный дефект в этом случае носит сенсорный характер, так как вследствие поражения зрительного анализатора у ребенка страдает зрительное восприятие. В ориентировочной и познавательной деятельности зрение практически не используется.
  • Дети с нарушениями слуха . К ним относятся неслышащие, слабослышащие и позднослышащие. В этом случае первичным дефектом также является сенсорное нарушение, а именно повреждение слухового анализатора. В данном случае значительно затруднено или невозможно речевой общение.
  • Дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата . Первичный дефект - двигательные расстройства вследствие органического поражения коры головного мозга, выполняющих функцию двигательных центров. В таких случаях у детей можно наблюдать моторную неловкость,
    нарушения координации, силы и объема движений. Движения во времени и пространстве либо невозможны, либо значительно затруднены.
  • Дети с недоразвитием речи или её тяжелыми нарушениями . У этой категории в дальнейшем развиваются осложнения в познавательной сфере и коммуникациях.
  • Дети с нарушениями интеллектуального развития, первичное нарушение - органическое поражение головного мозга, обуславливающее нарушения высших познавательных процессов . Умственно отсталые дети - дети, имеющие стойкое, необратимое нарушение психического развития, прежде всего, интеллектуального, возникающее на ранних этапах онтогенеза.
  • Дети с задержкой психического развития , их характеризует замедленный темп формирования высших психических функций и относительно стойкие состояния незрелости эмоционально-волевой сферы и интеллектуальной недостаточности, не достигающей умственной отсталости, вследствие слабовыраженных органических поражений центральной нервной системы (ЦНС).
  • Дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (дети с ранним детским аутизмом). Это разнородная группа, которая может характеризоваться различной клинической симптоматикой и психолого-педагогическими особенностями. Объединяющим признаком у детей аутизмом является нарушение общения и социальных контактов.
  • Дети с комплексными (сложными) дефектами развития , когда сосуществуют два и более первичных нарушения, например, церебральный паралич и слабослышащие, задержка психического развития и слабовидящие.

Говоря об особенностях работы с родителями таких детей хотелось бы сделать акцент не столько на формах работы (они мало чем отличаются от работы с другими родителями: родительские собрания мастер-классы, консультации), сколько на внутреннем наполнении. Детям с ОВЗ нужна коррекция, а родителям - психотерапия. Какая бы форма работы у нас не была, она всегда носит психотерапевтический эффект, то есть родитель должен уйти с ресурсом.

Появление в семье ребенка с ограниченными возможностями здоровья качественным образом меняет сложившийся уклад жизни, вызывая у родителей очень широкий спектр эмоциональных реакций, чаще всего объединенных таким емким понятием как «родительский стресс». В динамике родительского стресса традиционно выделяют несколько стадий.

Первая стадия сопряжена с эмоциональной дезорганизацией членов семьи. Родители испытывают шок, смятение, растерянность, беспомощность, а в некоторых случаях и страх перед ситуацией, с которой столкнулись.

Вторая стадия - это период негативизма и отрицания . Проявляется эта стадия по-разному: одни родители не желают признавать наличие проблемы и диагноз ребенка (реакция по типу «мой ребенок не такой»), другие, признавая проблему, становятся неоправданными оптимистами в отношении положительного прогноза развития и реабилитации ребенка, не понимают всей глубины проблемы (реакция по типу «он же еще выправится, перерастет»).

На первой и второй стадиях усилия психолога следует направить на укрепление внутрисемейных отношений и сотрудничества между членами семьи. Психологу и другим специалистам важно понимать, что на первых порах родители могут оказаться не готовы к их помощи, особенно к общению с психологом или психотерапевтом. В этот период родители ребенка с ОВЗ скорее поделятся своими переживаниями с другими родителями, имеющими ребенка со схожими проблемами. И этот опыт может носить поддерживающий и даже психотерапевтический эффект, что очень ценно для ресурсирования данной семьи.

Третья стадия - горевание. По мере того, как родители начинают принимать и понимать проблемы своего ребенка, они погружаются в глубокую печаль, связанную с осознанием проблемы. На этой стадии у членов семьи могут появится депрессивные и невротические реакции.

Четвертая стадия - адаптация . Характеризуется эмоциональной реорганизацией, приспособлением, принятием ситуации появления в семье ребенка с особенностями. Одни родители в силу своих личностных качеств, жизненного опыта и других факторов могут самостоятельно справиться с вышеназванными стадиями и адаптироваться к подобной ситуации, другие родители нуждаются в психологической помощи в виде консультаций и эмоциональной поддержки, а некоторым родителям и другим членам семьи нужна длительная психотерапевтическая помощь.

Конечно, каждая семейная ситуация, сопряженная с появлением ребенка с ОВЗ, уникальна и индивидуальна, и то, как именно и как долго будут протекать стадии адаптационного синдрома зависит от ряда сопутствующих факторов (личности родителей, диагноза ребенка, прогнозов и т. д.). Бывают ситуации, когда родители «застревают» на одной из стадий и тогда задача психолога - сопроводить родителей в данный период, помочь прожить его и выйти на следующий этап.

На тех стадиях, когда родители готовы разделить свои переживания с психологом (или иными специалистами), готовы принять от него помощь, задачей психолога становится помочь родителям (и другим членам семьи) через осознание своих чувств и переживаний, через коррекцию родительского состояния сформировать у них ценностное отношения к ребенку с ОВЗ и позитивный взгляд на его будущее. Для того, чтобы помочь достичь этой цели мы предлагаем вариант структурированного опросника родителей, имеющих детей с ОВЗ, который позволяет уточнить беспокоящие симптомы самих родителей (не ребенка) и поразмышлять над природой проблемы. Этот опросник имеет психотерапевтический характер, позволяет родителям выйти за рамки привычного восприятия и понимания своей ситуации, убрать генерализацию проблемы, разбивая её на составные части, выйти из ассоциированного состояния.

Опросник позволяет родителям осознать свои истинные чувства, эмоции, переживания - вербализовать - начать управлять ими. Стать над проблемой. Пока мы внутри, ассоциированы, проблема управляет нами.

Вариант структурированного интервью с родителями, имеющими детей с ОВЗ

Жалобы

Что конкретно беспокоит маму (других членов семьи) в поведении ребенка, эмоциональном состоянии, общении с другими детьми или взрослыми?

Когда беспокоящие моменты возникли впервые?

Когда это стало заметным?

Когда это стало мешать?

Когда Вы (мама) это видите, когда Вы с этим сталкиваетесь, что с Вами происходит? Что Вы испытываете? Что физически с Вами происходит?

Как вы поступаете в эти моменты?

Что Вам удается сделать?

Кто или что Вам помогает в эти моменты себя сохранять или поддерживать?

Как Вы понимаете, определяете, что очередной трудный момент близок?

Бывает ли что должно начаться, но не началось?

Как чаще всего заканчиваются такие трудные моменты?

Что бывает потом?

Когда Вы «выдыхаете»?

Становится ли лучше или хуже с течением времени?

Каким взрослым себя чувствует в связи с этой проблемой?

Какую жизненную задачу ставит перед Вами эта проблема в масштабе всей жизни?

Природа проблемы

Что Вы думаете о причинах тех особенностей ребенка, которые Вас беспокоят?

Когда и при каких обстоятельствах Вы поняли, что это так?

Если Вы нашли эту точку, вернитесь в этот момент и вспомните, что изменилось внутри Вас?

Что Вам дало это понимание?

Предлагаемые вопросы для проведения беседы с родителями носят примерный характер и могут быть видоизменены в зависимости от контекста беседы, особенностей ребенка или родителей, стадии проживания семьей ситуации и множества других факторов. Данный опросник поможет специалисту структурировать беседу с родителями, диагностировать их эмоциональное состояние и возможно определить некоторые векторы коррекционной помощи данной конкретной семье.

Этапы консультирования семей, воспитывающих детей с ОВЗ

  1. Знакомство. Установление доверительного контакта.
  2. Определение проблем семьи со слов родителей или лиц их замещающих.
  3. Психолого-педагогическая диагностика особенностей ребенка.
  4. Определение модели воспитания, используемой родителями, и диагностика их личностной свойств.
  5. Формулирование психологом реальных проблем, существующих в семье.
  6. Определение способов, с помощью которых проблемы могут быть решены.
  7. Подведение итогов, резюмирование, закрепление понимания проблем в формулировке психолога.

Согласно статистике, большинство семей, в которых рождаются дети с нарушениями в развитии, распадаются, отцы из этих семей уходят. Разные специалисты приводят разные данные: кто-то говорит о 10% полных семей, воспитывающих инвалидов, кто-то - о 5-8%…

Чаще подвержены семьи к разводам, где женщина ведет себя пассивно или панически (раздражается, по любому поводу бьет тревогу). Такие супружеские отношения не становятся именно тогда, когда родился больной ребенок, задатки были внесены еще до его рождения. В семьях, где сложились с начала хорошие отношения, такое редко происходит. Некоторые семейные пары считают, что рождение больного ребенка, только укрепило их союз. Но чаще как это не прискорбно случается наоборот.

Что же начинает происходить в такой семье между мужем и женой? Распространенный вариант, увы, такой: вместо того, чтобы еще больше сплотиться и еще бережнее относиться друг к другу, преодолевая новые трудности, супруги становятся оппонентами, предъявителями претензий.

То же самое сплошь и рядом происходит в семьях, где растут обычные дети. Но в кризисной семье это противостояние усиливается, порой к нему прибавляются и взаимные обвинения вроде: «Это из-за тебя ребенок родился таким, это у тебя что-то не так в роду» и т. п. Естественно, что женщина эмоционально привязана к ребенку гораздо больше отца, она острее переживает различные состояния своего ребенка. Но значит ли это, что отец любит ребенка меньше?

Особенности консультирования отцов

Учитывая сложность и многоаспектность проблемы принятия отцами ребенка с особенностями, процесс консультирования должен быть направлен на:

Поддержку и развитие у отца ребенка потребности сохранить семью или, если развод неизбежен, на формирование ответственности за содержание и материальное обеспечение ребенка и его матери;

Снижение уровня травмированности по поводу психической или физической «дефектности» ребенка; щадящее отношение к переживаниям отцов (реакции, которые мы можем зафиксировать отличные от женских);

Развитие стремления к оказанию помощи матери ребенка, пониманию ее трудностей, к оказанию психологической поддержки;

Привлечение отца к активному общению с ребенком (прогулки, мероприятия по физическому развитию, совместный отдых, семейные традиции).

Особенности консультирования матерей

Тактика работы с матерями проявляется в:

Снятии напряженности в контактах с ребенком и социумом;

Обсуждение проблем конкретной семьи как проблем, существующих у многих подобных семей, а также в семьях, растящих здоровых детей;

Коррекция деструктивной позиции матери («мой ребенок такой, как все, у него нет проблем. Вот подрастет, и все само собой пройдет», или «Из него никогда ничего не получится»).

Отношение родителей к особенностям своего ребенка - это та отправная точка, которая определит дальнейший путь ребенка и его социализацию в обществе. Нарушения детско-родительских коммуникаций и деструктивное отношение к проблеме могут привести к возникновению необратимых поведенческих отклонений и значительно усложнить процесс социализации ребенка. Для того, чтобы суметь помочь своему ребенку родители, прежде всего, сами должны находится в ресурсном состоянии, не должны стыдиться своего ребенка или стремиться из чувства жалости ограждать его от любой сложной деятельности. Тогда и сам ребенок не будет чувствовать себя иным, беспомощным, ни на что не способным.
Памятка «Если в семье особенный ребенок»

  1. Никогда не жалейте ребенка из-за того, что он не такой как все.
  2. Дарите ребенку свою любовь и внимание, но не забывайте, что есть и другие члены семьи, которые тоже в них нуждаются.
  3. Несмотря ни на что, сохраняйте положительное представление о своем ребенке.
  4. Организуйте свой быт так, чтобы никто в семье не чувствовал себя жертвой, отказываясь от своей личной жизни.
  5. Не ограждайте ребенка от обязанностей и проблем. Решайте все дела вместе с ним.
  6. Предоставьте ребенку самостоятельность в действиях и принятии решения.
  7. Следите за своей внешностью и поведением. Ребенок должен гордиться Вами.
  8. Не бойтесь отказать ребенку в чем-либо, если считаете его требования чрезвычайными.
  9. Чаще разговаривайте с ребенком. Помните, что ни телевизор, ни радио не заменят ему Вас.
  10. Не ограничивайте ребенка в общении со сверстниками.
  11. Чаще прибегайте к советам педагогов и психологов.
  12. Общайтесь с семьями, где есть дети. Передавайте свой опыт и перенимайте чужой.
  13. Помните, что когда-нибудь ребенок повзрослеет и ему придется жить самостоятельно, готовьте его к будущей жизни, говорите о ней.

Ковальчук Мария Александровна
Должность: студент
Учебное заведение: ТИ(ф)СВФУ
Населённый пункт: Нерюнгри, Республика Саха (Якутия)
Наименование материала: статья
Тема: "ОСОБЕННОСТИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И АУТИЗМОМ"
Дата публикации: 11.11.2018
Раздел: дошкольное образование

Ковальчук Мария Александровна

Студентка группы З-БА-ППО 15(5)

ТИ(ф)СВФУ

Научный руководитель Кобазова Юлия Владимировна

Доцент кафедры ПиМНО ТИ(ф)СВФУ

ОСОБЕННОСТИ КОНСУЛЬТИРОВАНИЯ СЕМЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ

ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И

АУТИЗМОМ

Актуальность

проблемы

семейного

воспитания

ограниченными

возможностями здоровья (ОВЗ) связана с решением вопроса о том, по какому пути

пойдет развитие детей данной категории и их дальнейшая социализация.

Особенности психологического климата в семьях, воспитывающих детей с

исследованиях

Блинкова,

Богдановой,

Волковской, С. А. Игнатьевой, И. Б. Карвасарская, Е. М. Мастюковой, А. Г.

Московкиной, М. М. Семаго, В. В. Ткачевой и др.

Семья является наиболее важным фактором социализации ребенка и ее

превосходит

воздействие

общественных

институтов. Для ребенка с ОВЗ роль семьи неизмеримо возрастает, т.к. именно

членам семьи приходиться ухаживать, воспитывать и обучать детей. В связи с чем

имеющихся

значительно

возрастают

психологические

эмоциональные

нагрузки,

испытывает

переживаний и проблем, во время которых повышается риск возникновения у ее

членов стрессов, депрессий и множество других психологических проблем. Чтобы

успешно справиться с этими кризисами, члены семьи нуждаются не только в

разного вида помощи, например материальной, физической, но и психологических

консультациях,

поддерживающий

мотивирующий

характер.

эффективными такие консультации могут быть только тогда, когда в их процессе

особенности,

развития

взаимоотношений

воспитывается ребенок с ОВЗ.

Появление

имеющего

отклонения

физическом,

психическом

умственном

развитии

сильными

эмоциональными

переживаниями

родителей.

Коренным

меняются

жизненные

родителей.

рождении

каким-либо

отклонением, родители очень часто испытывают

противоречивые чувства – от

недоверия и нежелания соглашаться с мнением врачей до полного отчаяния.

Изучив специальную литературу можно выделить общие признаки, которые

характеризуют семьи, воспитывающие детей с ОВЗ:

Родители

испытывают

эмоциональную

физическую

нагрузку,

усталость, напряжение, тревогу и неуверенность в отношении будущего ребенка.

Личностные проявления и поведение ребенка не отвечают ожиданиям

родителей

следствие,

вызывают

раздражение,

разочарование,

неудовлетворенность.

Отношения внутри семьи нарушаются и искажаются.

Социальный

снижается

возникающие

проблемы

затрагивают

внутрисемейные

взаимоотношения,

приводят

изменениям в ее ближайшем окружении.

Родители стараются скрыть факт задержки развития ребенка от друзей

и знакомых, соответственно, круг внесемейного функционирования снижается.

психологический

конфликт»

результат

столкновения

общественным

адекватно

оценивающим

усилия родителей по воспитанию и лечению такого ребенка.

внимание

воспитывающие

детским аутизмом.

индивидуального

развития

аутизмом,

проявляющимися во всех ситуациях, являются такие качественные нарушения

как: недостаток социального взаимодействия; взаимной коммуникации; наличие

стереотипных форм поведения.

Родители детей, страдающих аутизмом, часто в поисках информации и

совета о том, как воспитывать своего ребенка посещают психологов, психиатров,

дефектологов одного за другим. А иногда родители просто перестают искать пути

решения этой проблемы.

По мнению И.Б. Карвасарской

«Аутизм ребенка можно воспринимать как

«крест», как наказание, а можно как стимул к собственному развитию… Можно

всю жизнь страдать, можно смириться и принять ситуацию как неизменную,

можно не оставлять усилий. И этот выбор каждый родитель делает сам».

Для того чтобы помочь родителям принять диагноз ребенка как стимул,

необходимо

грамотно

организовать

психолого-педагогическую

родителям, в частности консультирование.

Проблемы семьи в процессе консультирования необходимо рассматривать с

точки зрения двух моментов: проблемы, касающиеся эмоционального баланса в

семье; проблемы, касающиеся обучения, воспитания и развития ребенка.

На этапе консультирования родителей необходимо оказывать поддержку и

выявлять представления членов семьи о характере переживаемых трудностей.Это

дает возможность родителям почувствовать облегчение, и ведет к снижению

напряжения в контакте с ребенком, укрепляет родительскую самооценку. Также

выяснить

семейной

особенности

динамики,

анализировать

семейную

адекватного

понимания

сложившейся

ситуации.

обратная

консультанта

включающая

сообщение

консультант

понимает

проблему,

отражение его собственных чувств и переживаний. В процессе консультирования

определяется проблемное поле семьи, согласовываются представления психолога

имеющихся

проблемах,

ставятся

необходимо достичь в процессе работы с семьей.

Эффективность

консультационной

определяется

активным

включением родителей в процесс реабилитации ребенка, особенно отцов. Как

показывает наш опыт, отцы более способны конструктивно разрешать проблемы

ребенка с аутизмом, чем матери, и их активное привлечение к проблемам ребенка

оказывает благотворное влияние не только на процесс воспитания ребенка, но и на

психологический климат в семье в целом.

Литература:

Мастюкова Е. М., Московкина А. Г. Семейное воспитание детей с

отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под

ред. В.И.Селиверстова. - М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 408 с.

Нарушение психического развития детей – ранний детский аутизм.

Дефектология. – 2008. - № 2.