Использование пословиц, поговорок и скороговорок в работе учителя. Использование русского фольклора в логопедической работе Использование пословиц поговорок в логопедической работе

Использование пословиц, поговорок и скороговорок в логопедической работе.

Очень интересным и насыщенным практическим материалом считаю использование русского фольклора в логопедической работе. Фольклор - как сокровищница русского, народа находит своё применение в различных областях работы с детьми. С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи развития речи, звуковой культуры речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития, можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа. Виды малых фольклорных форм. Я перечислю и охарактеризую некоторые виды малых фольклорных форм: пословицы, поговоркии скороговорки. Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками впитавший в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Используя пословицы и поговорки, логопед учит детей ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивает умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику. Например: Мороз не велик, да стоять не велит. Апрель с водою, май с травою. Скороговорки являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи и незаменимы для дикционных упражнений. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи, и формируем интонационную выразительность его речи. Например: интонационная окраска речи в приговорке.

Девица-сестрица,

Сходи за водицей –

Я волка боюся,

Медведя страшуся.

Или скороговорка: до города дорога в гору, а с города с горы. (Дети проговаривают скороговорку в различном темпе). Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.

Использование скороговорок в работе с детьми дает возможность сделать процесс коррекции как можно интереснее и увлекательнее, что способствует скорейшему достижению требуемых результатов.

На начальном этапе закрепления звука с использованием скороговорок необходимо подбирать короткие ритмичные легко запоминающиеся строчки-чистоговорки, например:

    «У осоньки-осы, есть полоски и усы».

    «Ря-ря-ря: алая заря.

Рю-рю-рю: рисую я зарю.

Ри-ри-ри: чисто говори.

Ра-ра-ра: в садик мне пора.

Ре-ре-ре: игры во дворе.

Ро-ро-ро: легкое перо.

Ры-ры-ры: стихи для детворы.»

    «Дятел дуб долбил, да не додолбил».

Затем постепенно переходя к скороговоркам также следует начинать их заучивание в медленном темпе, объясняя ребенку значение слов и выражений, которые в них содержатся:

    «На мели мы налима лениво ловили,

Меняли налима вы мне на линя.

О любви не меня ли вы мило молили,

И в туманы лимана манили меня.»

    «Шла Саша по шоссе и сосала сушку».

    «Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон,

Как же кукушонок в капюшоне смешон» .

Урайнат Гашимова

Как правило, у детей 3-4 лет хорошо развита речь. Однако многим малышам с трудом даются шипящие звуки и буква Р. Поэтому важно правильно подобрать скороговорки и чистоговорки для детей 3-4 лет. При помощи чистоговорок и скороговорок развиваются слух , словарный запас, мышление, память.

Работа над разучиванием скороговорки «Наша Маша ела кашу… »

1 Отгадывание загадки.

Из крупы ее сварили

Посолили, подсластили.

Где большая ложка ваша

Вкусная на завтрак …

2. Каши бывают разные, потому что их готовят из разной крупы.

(Пригласила детей в мою кладовую – там у меня заготовлено много разной крупы : дети рассмотрели, руками на ощупь потрогали, понюхали)

3. А теперь пора варить кашу . Сделайте круг. Это горшочек. Но сначала давайте с вами вспомним, какие продукты необходимы для приготовления каши. (молоко, соль, сахар, крупа, масло) .

Я называю продукты, как только услышите название своего продукта выходите во внутрь круга.


Раз, два, три, Кашу наш горшок вари ! Мы внимательными будем, Ничего не позабудем! Наливаем молоко… Сыпем соль… Сыпем сахар… Насыпаем мы крупу… Ничего не позабыли! Все продукты поместили. А тепеоь все друг за другом Размешаем кашу кругом ! Каша варится : «Пых – пых!» - «Пых – пых – пых» . Для друзей и для родных. Её вместе поедим, Всех – всех кашей угостим. Вот и сварилась наша каша , попробуйте какая она получилась? (вкусная, сладкая, солёная, жидкая, густая, вязкая) .

4. Нашу кашу попробовала и девочка Маша Чтение скороговорки

Наша Маша ела кашу , Угостила Мишу, Сашу, Съели дети много каши.

5. Работа над мнемотаблицей . Разобрали каждую картинку мнемотаблицы на экране.


6. Чтение скороговорки воспитателем медленно по мнемотаблице.

7. Затем дети рассказывали по мнемотаблице.



8. Рассказывание скороговорки детьми по памяти .

Публикации по теме:

Из опыта работы «Работа над пословицами в старшем дошкольном возрасте» Из опыта работы «Работа над пословицами в старшем дошкольном возрасте». Русский народ создал огромную изустную литературу - мудрые пословицы.

Конспект физкультурно-оздоровительного занятия «Наша Маша чумазая» средняя группа Виды деятельности: познавательно-исследовательская, самообслуживание, коммуникативная, социальная. Образовательные области: социально-коммуникативное.

Памятка для ученика начальной школы «Работа над ошибками» РАБОТА НАД ОШИБКАМИ. Памятка для ученика начальной школы. 1. Большая буква в начале предложения. Выпиши предложение правильно. Придумай и.

Проектная работа с учащимися «Если про кашу не забудешь, здоровым и спортивным будешь!» Введение. Социологические службы считают, что существует проблема в употреблении каш среди школьников и взрослых. Дежуря в столовой нас.

Доброго времени суток всем, заглянувшим ко мне на страничку в этот час! В конце марта в личном сообщении Маамовская подруга Людочка Рыбакова.

Работа над песней на музыкальных занятиях в детском саду Жизнь ребёнка с самого раннего возраста сопровождается песней: это потешки и колыбельные, которые поёт ему мама или бабушка. Подрастая, дети.

В нашем детском саду закончился месячник по военно-патриотической работе. В младшей группе запланированы: беседы о семье и о любви к членам.

Галина Грибакина
Использование скороговорок и чистоговорок на логопедических занятиях

Известно, что дети-дошкольники, имеющие речевые расстройства отличаются, как правило, неусидчивостью, быстрой утомляемостью и истощаемостью, снижением интереса. Им присущи плохое усвоение учебного материала и, как следствие, необходимость постоянного стимулирования своей активности.

Для преодоления имеющихся проблем целесообразно использование в логопедической работе малых фольклорных форм. С помощью малых форм фольклора взрослый легко устанавливает с ребенком эмоциональный контакт, эмоциональное общение.

Фольклор - народное творчество, художественная коллективная деятельность народа, отражающая его жизнь, воззрения и идеалы. В переводе с английского языка- «народная мудрость, народное знание» .

Малые жанры фольклора - это небольшие по объёму фольклорные произведения. К многообразию малых жанров фольклора относятся скороговорки и чистоговорки . Это удивительный жанр фольклора, созданный народной мудростью специально для тренировки органов речи, способных воспроизводить все звуки родного языка. Среди огромного разнообразия речевого материала, пожалуй, только скороговорки и чистоговорки могут быть использованы и направлены непосредственно на воспитание звуковой стороны речи, а также для отработки дикции, силы голоса, темпа речи.

Скороговорки- это несложный , ритмичный, часто шуточный текст, построенный на сочетании звуков, которые затрудняют быстрое произнесение слов. Используя скороговорки для развития речи , можно добиться больших успехов в исправлении неправильного произношения звуков.

Диапазон скороговорок необычайно широк . Они бывают короткие и длинные, рифмованные и нерифмованные, сюжетные и бессюжетные, логичные и абсурдные, с повторами и без повторов, «построенные» на одном звуке и их сочетаниях.

Новая скороговорка произносится логопедом в замедленном темпе , отчетливо, выделяя часто встречающиеся звуки. Читается несколько раз, негромко, ритмично, с немного приглушенными интонациями, прежде поставив перед детьми учебную задачу : послушать внимательно, как произносится скороговорка , постараться запомнить, поучиться говорить ее очень отчетливо. Затем дети самостоятельно вполголоса проговаривают ее.

Для повторения скороговорки сначала вызываем детей с хорошей памятью и дикцией.

Отрабатывать скороговорки надо в следующем порядке :

Проговорить скороговорку медленно , шепотом, очень четко артикулируя губами;

Проговорить скороговорку шепотом , быстро, также очень четко артикулируя;

Проговорить «сквозь зубы» (губы активно артикулируют, зубы сжаты) ;

Проговорить скороговорку громко , медленно, очень четко артикулируя;

Проговорить громко, как можно четче и быстрее.

Каждую скороговорку проговаривайте с разными интонациями :

С вопросительной;

Грустно;

- «запыхавшись» («как будто бежали за автобусом» ).

Проговорите скороговорку , выделяя голосом последовательно разные слова : «СЕРАЯ кошка сидит на окошке. Серая КОШКА сидит на окошке. Серая кошка СИДИТ на окошке. Серая кошка сидит на ОКОШКЕ».

Общая длительность таких упражнений – три – десять минут.

Чистоговорки - народно - поэтические шутки, заключаются в умышленном подборе слов, трудных для правильной артикуляции при быстром и многократном повторении.

«Род складной речи, с повторением и перестановкой одних и тех же букв или слогов , сбивчивых или трудных для произношения» (В. И. Даль)

Чистоговорки используются для развития у детей навыков четкой дикции, а также при автоматизации поставленных (скоррегированных ) звуков. Повторяются они в умеренном темпе с утрированной (подчеркнутой) артикуляцией.

Примеры чистоговорок : ла-ла-ла - у меня юла, оч-оч-оч - наступила ночь, жа-жа-жа – иголки у ежа и др.

Методика работы над чистоговоркой .

Логопед проговаривает чистоговорку 1-2 раза ;

Дети проговаривают хором 1-2 раза;

логопед проговаривает снова , интонируя (Какой звук слышится чаще всего) ;

Детям предлагается проговаривать как логопед , выделяя голосом звук «Чистоговорки » .

Виды работ с чистоговорками :

1. Повтори, не ошибись.

2. Скажи с различной интонацией.

3. Скажи тихо.

4. Скажи громко.

5. Скажи медленно.

6. Скажи быстро.

7. Выдели слово интонацией.

8. Закончи чистоговорку (добавь словечко) .

9. Придумай чистоговорку по картинке .

10. Проговори чистоговорку ритмично подбрасывая и ловя мяч руками.

11. Проговори чистоговорку , перебрасывая мячик из одной руки в другую.

12. Проговори чистоговорку , прохлопывая ритм ладошками.

13. «Прошагай» чистоговорку .

Публикации по теме:

Учителем-логопедом работаю уже много лет, и я абсолютно уверенна в том, что очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются.

Использование дидактических игр на логопедических занятиях Использование дидактических игр на логопедических занятиях Одним из необходимых качеств полноценной устной речи является правильное произношение.

Использование инновационных технологий на логопедических занятиях в ДОУ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ НА ЛОГОПЕДИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЯХ В ДОУ. Цыбульская Марина Владимировна, учитель – логопед высшей категории.

В практической работе логопеда часто нужны специфические пособия, которые невозможно приобрести в магазинах. Предлагаю вашему вниманию два.

Использование метода наглядного моделирования на логопедических занятиях с детьми старшей группы Обоснование выбранной темы: Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления.

Использование сухого бассейна на логопедических занятияхНа логопедических занятиях я использую сухой бассейн, наполненный горохом, в котором.

В статье рассказывается о значении использования малых фольклорных форм на логопедических занятиях по развитию речи у старших дошкольников.

На современном этапе перед педагогами стоит задача открыть путь к сердцу и уму маленького ребёнка, воспитать гармоничную личность, сформировать в его сознании систему общечеловеческих ценностей.

Значительное влияние на развитие ребёнка оказывает устное народное творчество. В фольклоре заложена мудрость многих поколений, позитивно влияющая на формирование и развитие ребёнка. Раннее знакомство с фольклором стимулирует речевое развитие малыша, учит связно выражать свои мысли и эмоции.

Пословицы и поговорки представляют собой особый вид поэзии веками впитывавший в себя опыт и мудрость многих поколений, морально-этические, социально-эстетические, художественные и воспитательные идеалы. Малые фольклорные формы хранят историю развития народа, отражают его характер, культуру, симпатии и антипатии. Пословицы и поговорки освещают явления, предметы, человека с разных точек зрения и благодаря своему разнообразию дают великолепный богатейший материал для развития речи.

Постигая скрытый в пословицах и поговорках смысл, ребёнок, учится мыслить, а попытки объяснения формируют и совершенствуют навыки связной речи. При знакомстве детей с малыми фольклорнными формами особое внимание необходимо уделить пониманию меткости, точности их языка, формированию умения отличать и понимать прямой и переносный смысл выражений. Пословицы и поговорки характеризуются ёмкостью содержания, поэтому применимы к множеству сходных ситуаций, однако конкретный смысл обретают только в контексте. Данная особенность позволяет эффективно использовать их при обучении детей творческому рассказыванию, формировании и развитии речи-рассуждения.

Использование в логопедической работе малых фольклорных форм, как средства формирования речемыслительной деятельности детей посредством знакомства с образностью и многозначностью родного языка.

Использование в речи пословиц и поговорок учит детей лаконично, точно и выразительно передавать свои мысли и чувства, творчески использовать слово, формирует умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику, интонационно окрашивать речь. Дети учатся понимать этимологию слов, выражений, подбирать малые фольклорные фырмы близкие и противоположные по смыслу.

Основу успешности проводимой работы составляет формирование у дошкольников понятия о том, что фразеологические обороты являются целостной неделимой единицей, несущей определённый смысл только при условии точного воспроизведения без замен или перестановок слов.

Пословицы и поговорки активизируют речь ребёнка, развивают мышление и чувство родного языка. При систематической работе с детьми по пословицам и поговоркам старшие дошкольники уже способны не только понимать выражения народной мудрости, но и на их основе делать логические выводы.

Опираясь на выше сказанное, приведем фрагмент подгруппового занятия из цикла «Времена года».

Тема: «Зима»

Цели:

  1. Расширить и закрепить знания и представления о зиме.
  2. Активизировать словарь по теме «Зима».
  3. Познакомить детей с пословицами и поговорками о зиме.
  4. Учить детей чувствовать и понимать обобщающий смысл в пословицах и поговорках.
  5. Обогатить лексику родственными словами (мороз).
  6. Учить вести диалог по содержанию рассказа.
  7. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Оборудование:

  • сюжетные картины «Зимой на катке», «Зима. Игры на свежем воздухе», «Зима. Помощь взрослым», «Зима. На горке».

Ход занятия:

1. Беседа по картине. Чтение стихотворения.

(На доске выставляется сюжетная картина «Зимой на катке».) — Рассмотрите картину и назовите время года, изображённое на ней.

(На картине изображена зима.)

Где находятся дети?(Дети находятся на катке.)

Что они делают?(Они катаются на коньках.)

Послушайте стихотворение «На катке»:

Блестят коньки, блестит каток
Пушистый снег искрится.
Надень коньки свои, дружок
Попробуй прокатиться.
Пускай тебя, щипнёт мороз –
Смотри, не испугайся.
Пусть заморозит он до слёз –
Ему не поддавайся!
Не отпускай, скользи вперёд,
Лети быстрее птицы.
Мороз упрямый отстаёт
От тех, кто не боится!
(В. Донникова)

Какой мороз в стихотворении? (Мороз сердитый.)

От кого он отстаёт? (От тех, кто не боится.)

Что делают дети на катке, чтобы не боятся мороза? (Они катаются, двигаются, резвятся, играют в хоккей.)

(Словарная работа: резвятся)

2. Работа с пословицами и поговорками.

(На доске добавляются сюжетные картины: «Зима. Игры на свежемвоздухе»,« Зима. Помощь взрослым».)

Чем ещё занимаются дети и взрослые зимой на улице, чтобы не замёрзнуть? (Дети катаются на санках, лыжах, ледянках, лепят снеговиков, играют в снежки, разгребают снег.)

Известна ли вам пословица «Мороз не велик, да стоять не велит»?

Как вы понимаете её смысл? (Ответы детей.)

Мороз бодрит и заставляет всех людей, независимо от возраста двигаться быстрее, чтобы не замёрзнуть. Послушайте другие пословицы о морозе и выберите только те, которые по смыслу подходят к пословице «Мороз не велик, да стоять не велит»:

  • Без мороза вода не замёрзнет.
  • Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
  • Снег холодный, а от мороза укрывает.
  • Зима лодыря морозит.

(Дети выбирают подходящие пословицы.)

3. Физминутка.

«Художник-невидимка»

Художник-невидимка (Маршируют по кругу друг за другом с высоким подниманием колена.)
По городу идёт.
Всем щёки нарумянит, (Останавливаются, встают лицом в круг, трут щёки ладонями, щиплют себя за нос.)
Всех за нос ущипнёт.
А ночью он, пока я спал, (Идут на цыпочках друг за другом.)
Пришёл с волшебной кистью
И на окне нарисовал (Останавливаются лицом в круг, «рисуют» листья воображаемой кистью.)
Сверкающие листья.

4. Работа с текстом.

(На доске выставляется сюжетная картина «Зима. На горке».)

Послушайте рассказ «Морозный день»:

Однажды в морозный день братья Саша и Коля решили пойти погулять. Мама их предупредила: «Сегодня на улице мороз!» Саша оделся как обычно, но взял с собой санки. А Коля испугался мороза и надел: кофту, свитер, тёплые рейтузы, брюки, тёплую шапку, шубу, рукавицы, а сверху повязал мамину шерстяную шаль. На улице Саша то взбирался на горку, то быстро скатывался вниз, бегал и резвился. Ему было тепло и весело. А Коля стоял в стороне, похожий на шарик. Ему было трудно двигаться, и он вскоре замёрз. Когда мальчики вернулись домой, Саша сказал маме: «Какой чудесный морозный денёк!» А Коля стоял грустный и молчал.

Вопросы к тексту:

Кто испугался мороза?

Как Коля спасался от мороза?

Что делал на улице Саша?

Кому из братьев было холодно на морозе и почему?

Раскрывает ли смысл этого рассказа пословица «Мороз не велик, да стоять не велит»?

Вспомните другие пословицы. (Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает. Зима лодыря морозит.)

А как вы себя ведёте на улице в мороз?

5. Игры.

Игра «Исправь ошибку»

(Педагог произносит пословицы с искажением, а дети исправляют ошибки.)

  • Мороз не велик, да стоять велит.
  • Мороз проворного за нос хватает, а перед ленивым шапку снимает.
  • Зима лодыря согревает.

Игра «Образуй слово» (образование родственных слов)

Как называется небольшой, слабый мороз? (морозец)

Как назовём очень сильный мороз? (морозище)

Мороз что делает? (морозит)

Если зимой на улице мороз, то день… (морозный).

Как называется лёгкий утренний мороз осенью или весной? (заморозки)

Как по-другому назывался Дед Мороз в одной из сказок? (Морозко)

Где замораживают продукты? (в морозильнике)

Какие продукты будут в морозильнике? (замороженные)

Назовите замороженное сладкое кушанье из сливок, молока, сока ягод. (мороженое)

Как по-другому назвать продавщицу мороженого? (мороженщица).

Итак, если пословицы и поговорки отобраны с учетом возрастных возможностей детей и организована систематическая работа старшим дошкольникам, они доступны их пониманию и осознанию. Таким образом, использование малых фольклорных форм в речевом развитии детей вполне оправдывает себя, как на индивидуальных, так и на подгрупповых занятиях.

Использование русского фольклора в логопедической работе.

Очень интересным и насыщенным практическим материалом считаю использование русского фольклора в логопедической работе.

Фольклор — как сокровищница русского, народа находит своё применение в различных областях работы с детьми.

Фольклор – это народный язык, а народ — непревзойдённый учитель речи.

Знакомство детей с литературным наследием малых фольклорных форм включает все направления коррекционной работы по преодолению общего недоразвития речи и нарушений звукопроизношения.

Использование разных жанров фольклора: потешек, пословиц, поговорок, частушек, небылиц, попевок, сказок, народных подвижных игр, пальчиковых игр развивает речь, формирует нравственные привычки, обогащает знания о природе.

С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи развития речи, звуковой культуры речи и наряду с основными методами и приемами речевого развития, можно и нужно использовать этот богатейший материал словесного творчества народа.

Виды малых фольклорных форм

Я перечислю и охарактеризую виды малых фольклорных форм.

Пословицы, поговорки, загадки, потешки, попевки, скороговорки, народные сказки, народные песни, фольклорные игры.

Пословицы и поговорки – особый вид устной поэзии, веками впитавший в себя трудовой опыт многочисленных поколений. Через особую организацию, интонационную окраску, использование специфических языковых средств выразительности (сравнений, эпитетов) они передают отношение народа к тому или иному предмету или явлению.

Используя пословицы и поговорки, логопед учит детей ясно, лаконично, выразительно выражать свои мысли и чувства, интонационно окрашивая свою речь, развивает умение творчески использовать слово, умение образно описать предмет, дать ему яркую характеристику.

Например: Мороз не велик, да стоять не велит. Апрель с водою, май с травою.

Потешки, скороговорки, приговорки, заклички являются богатейшим материалом для развития звуковой культуры речи и незаменимы для дикционных упражнений. Развивая чувство ритма и рифмы, мы готовим ребенка к дальнейшему восприятию поэтической речи, и формируем интонационную выразительность его речи.

Например: Интонационная окраска речи в приговорке.

Девица-сестрица,
Сходи за водицей
- Я волка боюся,
Медведя страшуся.

Или скороговорка : до города дорога в гору, а с города с горы . (Дети проговаривают скороговорку в различном темпе).

Важно, чтобы при выполнении дикционных упражнений за каждым произносимым словом стояла реальная действительность. Только в этом случае речь ребенка будет звучать естественно и выразительно.

Песенная лирика.

Народная лирическая песня существенно отличается от других родов и видов фольклора. Фольклорные песни представляют собой сложный комплекс. Это и песни взрослых, сочиненные специально для детей (колыбельные, потешки и пестушки); и песни, постепенно перешедшие из взрослого репертуара в детский
(колядки, веснянки, заклички, игровые песни); и песенки, сочинявшиеся самими детьми.

С помощью песенной лирики возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий.

Народные песни позволяют ребенку вначале почувствовать, а затем осознать красоту родного языка, его лаконичность, способствуют формированию образности речи, словесному творчеству детей. Например «Каравай» песня с элементами игры.

Колыбельные песни – спутник детства.

Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей младшего возраста.

В младенчестве матери и бабушки убаюкивают детей ласковыми колыбельными песнями, развлекают их пестушками и потешками, играя с их пальчиками, ручками, ножками, подбрасывая их на коленях или на руках.

Общеизвестны: «Сорока-ворона, кашу варила…»; «Ладушки-ладушки! Где были? – У бабушки…», «Потягунючки, поростунюшки»!

Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту детей.

Колыбельная, как форма народного поэтического творчества, также содержит в себе большие возможности в формировании фонематического восприятия, чему способствует особая интонационная организация (напевное выделение голосом гласных звуков, медленный темп, наличие повторяющихся фонем, звукосочетаний, звукоподражаний.

Колыбельные песни позволяют запоминать слова и формы слов, словосочетания. Невзирая на небольшой объем, колыбельная песня таит в себе неисчерпаемый источник воспитательных и образовательных возможностей.

Грамматическое разнообразие колыбельных песен способствует освоению грамматического строя речи. Обучая детей образовывать однокоренные слова, можно использовать эти песни, так как в них создаются хорошо знакомые детям образы, например образ кота. При чем это не просто кот, а «котенька», коток», «котик», «котя».

Котенька, коток,
Котя серенький хвосток!
Приди, котик, ночевать
Мово Лешеньку качать, прибаукивать!

К тому же положительные эмоции, связанные с тем или иным с колыбели знакомым образом, делают это освоение более успешным и прочным.

Сказка — как фольклорный жанр.

Слово “сказка” впервые встречается в семнадцатом веке в качестве термина, обозначающего те виды устной прозы, для которых в первую очередь характерен поэтический вымысел.

Известно, что многие сказки начинаются с зачина:

«Жили-были», а заканчиваются приговоркой: «Стали жить-поживать и добра наживать». Рассказывание сказок предполагает знание особых формул, вроде такой:

«Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается».

Мысль в сказке очень простая: хочешь себе счастья, учись уму-разуму.

Сказки – своего рода нравственный кодекс народа, их героика – это хотя воображаемые, но примеры истинного поведения человека. Сказки учат детей не подчиняться злому обращению, не опускать руки при возникновении проблем, а смело сражаться с неприятностями и побеждать их. Стремясь пробудить в детях лучшие чувства, уберечь их от черствости, эгоизма, равнодушия, народ красочно рисовал сказках борьбу могущественных сил зла с силой добра, представленной чаще всего в образе обыкновенного человека.

Разнообразен сказочный фонд. Здесь и сказки предельно простые по содержанию и форме (“Курочка ряба”, “Репка”), и сказки с острым захватывающим сюжетом (“Кот, петух и лиса”, “Гуси-лебеди”).

Важно, чтобы ребенок не просто слушал ту или иную сказку, но и осознавал ее идею, вдумывался в подробности происходящего. Дети тонко подмечают оттенки в сюжетах, в характерах и поведении персонажей. Идет переоценка услышанного ранее. Так, дети трех - трех с половиной лет называют медведя из сказки “Теремок” добрым, хорошим. Более старшие дети по-новому оценивают дружную работу животных из сказки “Зимовье зверей”; избалованность, заносчивость Малашечки из сказки “Морозко ” ярче оттеняют доброту, отзывчивость Маши из сказки “Гуси-лебеди”.

Полнота восприятия сказки зависит также во многом от того, как она будет прочитана, насколько глубоким окажется проникновение рассказчика в текст, насколько выразительно донесет он образы персонажей, передаст и моральную направленность, и остроту ситуаций, и свое отношение к событиям.

Дети чутко реагируют на интонацию, мимику, жест.

Рассказывать сказку надо неоднократно. При первом прослушивании впечатления часто бывают неточны. Напряженно следя лишь за сюжетом, дети многое упускают. Во время повторных прослушиваний впечатления углубляются, сила эмоциональных переживаний нарастает, так как ребенок все более вникает в ход событий, яснее становятся для него образы сказочных персонажей, их взаимоотношения, поступки. Больше вслушивается теперь малыш и в звучание самой речи, запоминает отдельные понравившиеся ему выражения.

Особенно необходимы повторы для детей, эмоционально менее развитых. Для такого ребенка повторение сказки помогает пройти путь от смутных, неясных догадок и впечатлений до полного понимания происходящего, и тогда сказка взволнует его самого, захватит его воображение, чувства. Объединяя детей для дополнительного чтения, надо учитывать их развитие, особенности восприятия, эмоциональность. С понимания сказок начинается понимание родной речи.

Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.

Загадки обогащают словарь детей за счет многозначности слов, помогают увидеть вторичные значения слов, формируют представления о переносном значении слова. Они помогают усвоить звуковой и грамматический строй русской речи, заставляя сосредоточиться на языковой форме и анализировать ее.

Разгадывание загадок развивает способность к анализу, обобщению, формирует умение самостоятельно делать выводы, умозаключения, умение четко выделить наиболее характерные, выразительные признаки предмета или явления, умение ярко и лаконично передавать образы предметов, развивает у детей «поэтический взгляд на действительность».

Использование загадок в работе с детьми способствует развитию у них навыков речи–доказательства и речи–описания. Уметь доказывать – это не только уметь правильно, логически мыслить, но и правильно выражать свою мысль, облекая ее в точную словесную форму.

Чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки, учить замечать своеобразие художественного образа, понимать, какими речевыми средствами он создан, формировать понимание образного слова. В этих целях проводится анализ языка загадки, обращается внимание на ее построение.

Рекомендуется иметь в запасе несколько загадок об одном предмете, явлении, чтобы показать детям, что найденные ими образы, выражения не единичны, что существует много возможностей сказать по-разному и очень емко и красочно об одном и том же.

Итак, посредством загадки у детей развивается чуткость к языку, они учатся пользоваться различными средствами, отбирать нужные слова в потоке речи, постепенно овладевая образной системой языка.

Фольклорные игры – школа для ребёнка. Воспитание активности, сноровки, сообразительности, инициативы в полной мере развернуто в играх. Одни игры развивают ловкость, быстроту, силу, меткость, другие приучают сообразительности, вниманию. Связь с коллективом, подчинение установкам и порядкам – в педагогике эту функцию игры называют «социализацией», приучением его к соблюдению этических норм, правил общежития. В фольклорных играх этим особенно интересны считалки. С их помощью устанавливаются правила игры. Короткий стихотворный отчёт с четким скандированием слогов называет того, на ком окончился счёт. Считалки учат четко, правильно и быстро говорить, оставаясь просто игрой.