Конспект занятия пасха во второй младшей группе. Конспект НОД по художественно-эстетическому творчеству (рисование) во второй младшей группе на тему: "Пасхальное яйцо" план-конспект занятия по рисованию (младшая группа) на тему. Ожидаемые результаты проек

Разделы: Работа с дошкольниками

Цель: познакомить детей с историей этого православного праздника.

Задачи:

  • Вызвать интерес к жизни русского народа в разное историческое время.
  • Приобщать детей к традиционной культуре на основе использования фольклора.
  • Способствовать развитию воображения, обогащению словаря детей.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Дети в русских национальных костюмах строятся у дверей зала. Через плечо перекинуты маленькие сумочки, в которых находятся крашеные пасхальные яйца.

Звучит русская национальная мелодия. Дети, взявшись за руки, хороводным шагом входят в зал, подходят к своим местам за столы, снимают сумочки, кладут их на стол перед собой и спокойно садятся.

1 ч (1)

Воспитатель.

Здравствуйте, добры молодцы!
Здравствуйте, красны девицы!
Звонко капают капели
Возле нашего окна.
Птицы весело запели
В гости Пасха к нам пришла.

– Ребята, сегодня на занятии мы с вами поговорим о самом великом празднике, который отмечается на Руси - празднике Святой Пасхи. Этот праздник в народе называют праздником праздников, торжеством из торжеств.

– Празднуется Пасха всегда в воскресенье. Мы с вами много говорили об этом празднике, узнали много интересного. Вчера вы со своими родителями, братьями, сестрами отмечали этот чудесный праздник - праздник Святой Пасхи. Кто-то из вас, наверное, побывал в церкви. А скажите мне, дети, какое событие послужило для утверждения этого праздника в христианской религии?

Дети (ответ) Воскрес (ожил) Иисус Христос после того, как его распяли на кресте.

Воспитатель.

Дети

Воспитатель. В этот день в церкви вспоминают страдания и смерть Иисуса Христа на кресте, учат христианскому всепрощению, потому что Иисус Христос любил всех людей и прощал им все зло. Даже когда его пригвоздили к кресту, он молился за своих врагов и говорил: «Отче наш! Прости им они не ведают, что творят».
Праздник Святой Пасхи знаменит различным угощением, которое в течении года не встретишь ни на одном праздничном столе. Скажите мне, дети, какие блюда готовят один раз а году, только для пасхального стола?

Дети. (ответ) Куличи, пасхи, крашеные яйца.

Воспитатель. А чем украшают дом?

Дети. (ответ) Зажигают свечи, включают лампы, люстры, светильники, в вазы ставят веточки вербы.

Воспитатель. Да, вербу ставят за неделю до Светлой Пасхи, в вербное воскресение. Ребята, а кто мне скажет, почему именно верба служит украшением дома?

Дети. (ответ) Верба в России считается первым цветущим кустарником.

Воспитатель. Издавна считалось, что достаточно трех цветущих веточек вербы, чтобы прогнать из дома всю нечистую силу. А в вербовых золотых пушистых сережках содержится целительная сила. Бабушки их разминали в ладонях, прикладывали к лицу и приговаривали: « Сойдите, морщинки, разгладься, кожа». Размятую веточку вербы повязывали платком ко лбу и шептали: «Уймись, головная боль!» Кору вербы сушили, размельчали в порошок, и она становилась целительным лекарством. Больному давали вдыхать вербный порошок, и у него исчезал насморк.
Праздник Святой Пасхи богат обрядами . В этот день старики расчесывали волосы с пожеланиями, чтобы у них было столько внуков, сколько волос на голове, умывались с золота, серебра и красного яичка в надежде разбогатеть, а молодые взбирались на крыши,чтобы лучше рассмотреть как будет играть и веселиться красное солнышко. Весь народ шел в церковь. Всю ночь накануне Святой Пасхи шла пасхальная служба. Когда во время пасхальной службы звучали святые слова «Христос Воскрес. Воистину воскреси», молодые девушки загадывали на будущее: «Пошли, Боже, жениха хорошего, ни молодого, ни старого, а ровняшку».

1 ч (2)

Музыкальный руководитель. Мы послушаем с вами церковное песнопение. В православной церкви звучание музыкальных инструментов не допускается, поэтому музыка написана для хора. Это духовная музыка, ее автор - русский композитор Дмитрий Бортнянский. Вслушайтесь, как прекрасен самый удивительный, самый совершенный музыкальный инструмент - голос человека.

Звучит фрагмент концерта для двух хоров «Тебе Бога хвалим» Д. Бортнянского (гр-сь) (1.Allegromalstoso).

Музыкальный руководитель. В этот день, в день Святой Пасхи, во всех церквях и соборах после окончания Пасхальной службы звонят колокола. Послушайте стихотворение, которое сочинил о колокольном звоне русский поэт Сергей Есенин.

Колокол дремавший разбудил меня.
Улыбнулась солнцу сонная земля.
Понеслись удары к синим небесам,
Звонко раздается голос по лесам.
Скрылась за рекою белая луна,
Звонко побежала резвая волна.
Тихая долина отгонят сон,
Где-то за дорогой замирает звон.

Давайте, дети, послушаем с вами колокольный звон.

Музыкальный руководитель. В Светлое Христово Воскресенье колокола звонят по - особенному торжественно. Этот звон зовется Пасхальный благовест. Давайте повторим.

Дети повторяют вместе с музыкальным руководителем.

Ребенок.

Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес,
Христос воскрес! Христос Воскрес!

Ребенок.

Вот просыпается земля,
И одеваются поля.
Весна идет, полна чудес,
Христос воскрес! Христос воскрес!

2 ч.

Воспитатель. Со Святой Пасхальной недели начинаются первые весенние игры и хороводы. Давайте и мы, добры молодцы, красны девицы, покличем весну, встанем в хоровод.

Звучит русская национальная мелодия. Дети встают, заводят хоровод в центре зала, читают весенние русские народные заклички и приговорки.

1) Синички - сестрички, чечетки - тетки,
Кулички - мужички, скворцы - молодцы,
Из - за моря к нам летите,
Весну красну несите!
С шелковой травой,
С жемчужной росой,
С теплым солнышком,
С пшеничным зернышком!

2) Весна, весна, на чем пришла?
На сохе, на бороне, на чужой стороне.
3) Ой, весна, весна, тките, тетки, кресна,
А вы, мужички, точите сошники.
Да в поле поезжайте, пахать начинайте!

Исполняется хоровод «Веснянка»
Украинская народная мелодия.

4) Жаворонушки, прилетите,
Тепло летечко принесите,
Нам зима надоела,
Весь хлеб у нас поела,
Дрова, солому всю пожгла.
Молоко все унесла.

5) Весна, весна красная!
Приди, весна с радостью,
С радостью, с радостью,
С великою милостью!
Со льном высоким,
С корнем глубоким,
С хлебами обильными!

Исполняется хоровод «Весна-красна»

Белорусская народная мелодия.

Воспитатель.

Эй, парнишки и девчонки,
Не хотите ль поплясать?
Свою удаль молодецкую
В пляске русской показать.

Дети (ответ) Хотим!

Исполняется общая пляска.
Русская народная мелодия «Травушка - муравушка.»

Воспитатель.

Вы водили хороводы
И плясали дружно.
А теперь, мои ребята,
Поиграть вам нужно.

Проводится игра «Гори ясно»
Русская народная мелодия.

Воспитатель. Меня тоже в свой круг возьмите!
Будет у меня козлик, будут и серые волки. (Считает считалку, выбирает козлика)

Шла коза по мостику
И виляла хвостиком,
Зацепилась за перила,
Прямо в речку угодила,
Кто не верит - это он,
Выходи из круга вон!

Исполняется русская народная песня.
Как у бабушки козел»(инсценированная)
(Воспитатель встает в круг к детям)

Проводится игра «Козел»-считался

Воспитатель. Хорошо играли, хорошо пели и плясали. Пора и за работу приниматься.

Дети хороводным шагом, взявшись за руки, идут за столы.

3 ч.(1)

Воспитатель. Хочу испытать ваше умение в росписи пасхальных яиц.
По обычаю красили пасхальный яйца в Великую пятницу, за день перед Пасхой.
Издавна считалось, что яйцо - символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды. Когда-то в древности бытовала такая легенда: « Был вначале род человеческий заключен в яйце. Был он семенем непророщенным, почкой нераскрывшейся. Но конец пришел заточению. Род родил - Ладу матушку. Род разрушил темницу силой любви. Тогда любовью мир наполнился.
Красили яйца чаще всего шелухой от лука! Считалось, что таким образом окрашенное яйцо приобретает целебную силу, помогает от всяких болезней, от сглазов. Малым детям, когда они плохо спали, катали по темечку яичко, и ночные страхи ребенка исчезали.
Давайте с вами повторим символы, изображениями которых расписывали пасхальные яйца.

Сосна - долголетие и здоровье.
Звезда - нравственная чистота, человеколюбие.
Дубовый лист - гармония.
Солнце - к урожаю.

Звучат русские народные песни. Дети расписывают яйца акварелью или фломастерами.

(Воспитатель наблюдает за работой детей, помогает тем детям, у кого не получается, хвалит за удачные работы.)

Воспитатель. Перед вами на столе в ваших сумочках лежат настоящие крашеные пасхальные яйца, которые вы принесли из дома. Как они называются в народе?

Дети (ответ) Крашенки.

Воспитатель. Достаньте из сумочек крашенки, возьмите в руки, а сумочки повесьте на плечо. Сейчас мы проведем игры с крашенками. Выходите из-за столов!

3ч (2)

Дети выходят и становятся в две шеренги в центре зала: девочки напротив мальчиков, разворачиваются лицом друг к другу.

Проводится игра №1 (участвуют поочередно первая и вторя пары)

По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чье яйцо дольше крутится, тоти победитель, он забирает яйцо проигравшего.

Проводится игра №2 (участвуют поочередно третья и четвертая пары)
Играющие катают крашенки так, чтобы они столкнулись. Чье яйцо разбивается, тот отдает его сопернику.

Проводится игра №3 (участвуют пятая и шестая пары)

Бой крашенками. Игроки бьют крашенками острой стороной. Чье яйцо разобьется или даст трещину, тот проигравший. Он отдает свое яйцо сопернику.

Воспитатель. На этом наше занятие подошло к концу.

Дети выстраиваются в центре зала полукругом.

Воспитатель. Давайте подведем итог. О каком великом празднике шла речь сегодня на занятии?

Дети (ответ) О празднике Святой Пасхи.

Воспитатель. Как по-другому называется этот праздник?

Дети (ответ) Светлое Христово Воскресенье.

Воспитатель. Как называется кустарник, веточки которого приносят в дом и ставят в вазы за неделю до Пасхи, чтобы прогнать из дома всю нечистую силу?

Дети (ответ) Этот кустарник называется вербой.

Воспитатель. Вечером, накануне праздника чтобы присутствовать на Пасхальной службе, где собирается народ?

Дети (ответ) В церкви.

Воспитатель. Утром в церквях и соборах после пасхальной службы начинают звонить во что?

Дети (ответ) В колокола.

Воспитатель. Как называется этот звон?

Дети (ответ) Пасхальный благовест.

Воспитатель. Какую церковную музыку вы слушали и кто ее написал?

Дети (ответ) Мы слушали концерт для хора, написал его русский композитор Бортнянский.

Воспитатель. Чем еще сегодня на занятии вы занимались?

Дети (ответ) Мы расписывали пасхальные яйца.

Воспитатель. Чем обычно красят пасхальные яйца?

Дети (ответ) Перед Пасхой яйца обычно красят луковой шелухой.

Воспитатель. А почему?

Дети (ответ) Такое яйцо помогает от разных болезней.

Воспитатель. Что еще мы сегодня делали на занятии?

Дети (ответ)

1. Пели песни, водили хороводы, играли в разные игры.
2. Еще играли в игры с крашенками.

Воспитатель. Молодцы! Понравилось вам занятие?

Дети (ответ) Да, понравилось.

Ребенок.

Хвалите Господа с небес
И пойте непрестанно!
Исполнен мир его чудес
И славой несказанной!

Ребенок.

Хвалите Господа с небес
И ангельские лики!
Пусть смолкнут всякая печаль
И ропот безнадежный.

Ребенок.

Хвалите Господа с небес
И славьте, человеки!
Воскрес Христос! Христос воскрес!
И смерть попрал вовеки!

Песня. Приглашение детей к столу.

Проект «Дорого яичко к Христову Дню»

(вторая младшая группа, краткосрочный, творческо-информационный)

Вид проекта: творческо-информационный.

Продолжительность проекта: краткосрочный – 2 недели.

Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители.

Образовательная область: познание, чтение художественной литературы, художественное творчество, музыка, социализация.

Актуальность темы:

Всем известно, что впечатления детства глубоки, неизгладимы в памяти человека. Народная культура является действенным средством познавательного, нравственного и эстетического развития детей. Русский народ не должен терять своего нравственного авторитета. Мы не должны забывать о своем культурном прошлом. Знакомя детей с народными обрядовыми праздниками, тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Общение с народной культурой облагораживает, делает человека мягким, чутким, добрым, мудрым.

Пасха - самый радостный и большой праздник христиан. Ликует природа, все вокруг оживает и цветет. Празднование Пасхи стало уже традицией. Но дети недостаточно имеют представления об этом празднике, о росписи пасхальных яиц, об старинных играх-забавах.

Я решила познакомить детей с народными праздниками, так как именно дошкольный возраст является благоприятным периодом для приобщения детей к истокам русской народной культуры, способный возродить преемственность поколений, передать нравственные устои, духовные и художественные ценности. Еще К. Д. Ушинский отмечал: «Воспитание, если оно не хочет быть бессильным, должно быть народным, должно быть пронизано народностью».

Постановка проблемы: узнать о традициях празднования Пасхи в России, как родителям совместно с детьми можно подготовить и провести семейный праздник Пасхи.

Цель проекта: Приобщение дошкольников к истокам русской народной культуры через организацию различных видов детской деятельности.

Задачи:

Развивать познавательную активность, любознательность детей через знакомство с историей и традициями православного праздника «Пасха».

Прививать уважение и любовь к православным традициям своего народа, воспитывать нравственные и эстетические чувства.

Пробудить эмоциональную отзывчивость.

Создать условия для реализации творческой деятельности.

Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.

Этапы проекта:

Организационно-подготовительный.

Основной.

Заключительный.

Ожидаемые результаты проекта:

Пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю.

Расширение кругозора детей.

Знакомство с традиционными и обрядовыми праздниками, с русскими народными играми.

Объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению детей к русской национальной культуре.

Реализация проекта:

1 этап. Подготовительный.

Обоснование актуальности темы.

Определение цели и задач проекта.

Создание развивающей среды: подбор литературы, пособий, атрибутов.

Обсуждение с родителями детей вопросов, связанных с проведением проекта.

2 этап. Основной.

Социализация.

Дидактическая игры «Собери картинку» (Пасхальные сюжеты), «Подбери по цвету», «Большой - маленький».

Сюжетно-ролевая игра «Семья» (в чистый четверг готовим дом к празднику Пасхи).

Пасхальные игры-забавы: «Катание яиц», «Кто найдёт больше яиц?», «Эстафета с яйцами», «Разбивайки»», «Пасхальное гнездышко».

Игра драматизация по сказке «Курочка Ряба».

Игра малой подвижности «Вышла курочка гулять…».

Хороводные игры «Солнышко-вёдрышко», «Ты по кругу пройди, себе друга найди».

Познание.

Занятие (ФЦКМ) «Как в старину люди готовились к празднику Пасхи».

Беседы на темы: «Что такое Пасха?», «Почему мы красим яйца на Пасху?»

Составление рассказов «Как мы дома праздновали Пасху?»

Посадка травки для оформления пасхального яйца.

Художественная литература.

Чтение: Л. Зилов «Легенда о Христовом жаворонке»; стихов о празднике Пасха; фольклорных произведений.

Художественное творчество.

Объемная аппликация в технике бумажная пластика «Веточка вербы».

Рисование роспись пасхального яйца «Яичко не простое, а расписное».

Занятие кружка «Волшебная бумага». Изготовление открытки «Пасхальная радость».

Разучивание песен и хороводов о весне, цветах, Пасхе: хоровод «Цветочки на лужочке» муз. Величко; хоровод «Вот весна пришла» р. н. м.

Слушание «Колокольный звон».

Игра с колокольчиками.

Работа с родителями.

Папка-ширма «Поздравление со светлым праздником Воскресения Христова Пасхой».

Папка-передвижка «Как праздновать пасху».

Консультация «Пасхальные традиции и значение для семьи».

Советы родителям «Готовимся к Пасхе. Как провести выходные вместе с ребёнком во время Пасхи?».

3 этап: Заключительный

Занятие «Светлая Пасха».

Знакомство со сказкой Пасхальная сказка о курочке Рябе»

Практическая работа « Украсим яйца к Светлой Пасхе»

Выставка детских рисунков, поделок по данной теме.

Выставка работ совместного творчества родителей и детей «Дорого яичко к Христову Дню».

Постановка новой проблемы: Узнать, как празднуют Пасху в других странах?

Литература:

Князева О.Л., Маханёва М. Д. "Приобщение детей к истокам русской народной культуры": Программа. Учебно-методическое пособие. - 2-е., перераб. и доп. - СПб: Детство-Пресс, 2010.

http://detochka.ru/articles/a_9059/

http://deti-burg.ru/tvorchestvo/

http://www.passion.ru/baby/pasha

Ход занятия:
В зале воссоздана обстановка русской избы. На столах стоят свечи, пасха. На лавках сидят родители, гости праздника. Все персонажи одеты в русские народные костюмы. В горнице хлопочет хозяйка с бабушкой.

Хозяйка: Ну, вот и все приделала, осталось совсем немного. Куличи пора в печь ставить. Пока они пекутся, яички масленой тряпочкой протру, чтобы блестели. Да будем в церковь собираться, понесем куличи, да яички святить.

Хозяйка: (бабушке) Вот и кулич готов, можно собираться.

Выходят из избы, (звучит музыка колокольный звон).

Возвращаются из церкви ставят куличи, яйца на стол и обращаются к гостям.

Хозяйка:

Христос воскрес!
Гости:

Востину воскрес!
Хозяйка:
В эту светлую седмицу
Вас сюда, в свою светлицу.
Рада пригласить, друзья!
Будем мы – одна семья –
Пасху светлую встречать.
Только надо вот позвать
Деток, чтоб звучал их смех,

И больших, и малых – всех!

Звучит аудиозапись «Ой, бежит ручьем вода». Входят парами дети; старшие держат младших за руку. Старшие, встают за младшими.

Хозяйка:

Добрый день, дорогие дети, уважаемые гости!

Милости просим на праздник! (дети здороваются)
Хозяйка:

Как мне на вас любо-дорого смотреть. Старшие, заботятся о младших, помогают им, прямо как в большой, хорошей семье. А, знаете-ли вы, ребятки, какой сегодня праздник мы отмечаем? (ответы детей, бабушка предлагает детям сесть за стол).

Бабушка:

Что это за праздник такой – Пасха?

Бабушка:

Среди всех христианских праздников – Пасха Христова – самый величайший, самый светлый, торжественный. Святая Пасха – это праздник победы любви и добра над злом, жизни над смертью, нашей надежды на будущее воскресение, потому, что в этот день мы вспоминаем Воскресение Господа нашего – Иисуса Христа. Когда-то, очень давно, злые люди предали и убили Иисуса, но он, победил смерть и воскрес. Поэтому Пасху еще называют Воскресением Христовым.
Хозяюшка:

А я знаю, что вы стихи об этом светлом празднике приготовили!

1 ребенок
Воскресение Христа!
Все полны любви и ласки.
Мы пришли сейчас сюда,
Чтоб отметить праздник Пасхи.
2 ребенок
Бог нас учит совершать
Добрые дела для близких.
Никого не обижать,
Даже маленькую киску.
3 ребенок
Повсюду благовест гудит,

Из всех церквей народ валит.

Заря глядит уже с небес...

4ребенок

Сегодня праздник светлой пасхи,
Куличи, на яйцах краски,
Гости, праздничный обед.
И печали в доме нет.
Праздник светлый и большой,
Замечательный такой.
Пост прошёл, его не стало,
Яйца есть пора настала.
Хозяюшка: Очень хорошие стихи, спасибо детушки.
Бабушка: Скажите мне, детушки, какое самое главное угощение на Пасху? (куличи и расписные яйца, пасха.)

Бабушка: А вы знаете, откуда повелся обычай христосоваться крашеными яйцами?

Садитесь поудобнее и слушайте я расскажу вам предание старины глубокой. Предание гласит, что святая Мария Магдалина пришла к царю Тиберию, чтобы сообщить ему радостную весть о воскрешении убитого Иисуса и преподнесла ему в подарок обыкновенное яичко. Но царь ей не поверил, сказал: «Пусть это яйцо покраснеет, тогда поверю, что Иисус воскрес». И яйцо, в тот же миг стало красным. Мария Магдалина сказала: «Христос Воскрес», а Тиберий ответил: «Воистину воскрес».
С той поры люди в светлый день Пасхи, красят яйца при встрече здороваются словами «Христос Воскрес», а им отвечают: «Воистину воскрес» и обмениваются яичками. Посмотрите, сколько сегодня в моей избе расписных яиц.
Хозяюшка: Давайте мы сейчас с вами похристосуемся. Берите в руки по яичку, я вам скажу «Христос Воскрес!», а вы мне отвечаете «Воистину воскрес!».

Бабушка: А теперь со мной милые детушки. (Обмениваются яичками).

Ребёнок.

Колокол дремавший

Разбудил поля.

Улыбнулась солнцу

Сонная земля.

Понеслись удары

К синим небесам,

Ребёнок.

С полей уж снят покров снегов,

И руки рвутся из оков,

И зеленее ближний лес...

Христос воскрес!

Христос воскрес!

Ребенок.

Вот просыпается земля,

И одеваются поля,

Весна идёт, полна чудес!

Христос воскрес! Христос воскрес!

Хозяюшка:
Солнышко сильнее греет,
Птичьи песенки слышны,
И листочки зеленеют:
Праздник Пасхи – день весны!

Бабушка:

Дружно мы весну встречаем

И с поклоном приглашаем

С хлебами обильными

С весенними ливнями

Входи Весна в каждый дом

Тебе, Весна, все рады в нем!

Я – Весна -Красна вам в подарок принесла

Листья на дубочке, шелковый платочек

Много-много вешних вод, да весенний хоровод!

Хоровод-танец «Ручеёк», песня «ой, весна»,подг.гр

Песня «Дождик озорник» хороводом. мл.гр

Хозяюшка: Какие веселые, чудесные песни, от них так светло и радостно стало на душе.

Хозяюшка: Существует поверье. Что на Пасху «солнце играет». И многие старались подкараулить это мгновение ранним утром выходили смотреть как солнце «играет», - если небо чистое, голубое, значит, будет хороший урожай.

Солнышко красно,

Гори, гори ясно!

В небо пташкой залети,

Нашу землю освети,

В небо рыбкой поплыви,

Нашу землю оживи!

Всех на свете детушек

Обогрей, оздорови!

Игра «Гори, гори ясно» подг. гр.

Игра «Солнышко и дождик» мл. гр

Вот вербочка пушистая к Пасхе зацвела

И я ее на праздник к вам сегодня принесла.

Танец «с вербочкой»

Бабушка: Праздник Пасхи продолжается целую неделю. И называется эта неделя по-разному – пасхальной, светлой, святой. Люди ходят, друг к другу в гости, веселятся. И чтобы пробудить землю от зимнего сна, чтобы был хороший урожай, катали по земле крашеные яички.

Чтоб веселью не мешать нужно праздник продолжать

А теперь пора играть

Хозяюшка

Отчего ж не поиграть? (Берет яйцо)

Ты катись яичко к душе Господней

Дай людям ты защиты

И добра дай и спасу!

Пасхальные игры.

«Катись, катись яичко»
«Чье яйцо будет дольше крутиться».

« Горячее яйцо»

Бабушка: Молодцы ребятки, дружно играли, никого не обижали. А сейчас. Садитесь, послушайте, что еще вам поведаю. В день светлого Христово воскресения было принято посещать больницы. Тюрьмы. Бедных людей и дарить им подарки. Господь никого не оставляет в этот день без утешения. Без красного яйца и пасхального кулича. И даже самые жестокие люди становятся добрыми. Сейчас старшие ребята покажут вам сказку. Которая называется «Пасхальный колобок», а вы внимательно слушайте, да хорошенько запоминайте.

Пасхальный колобок
Избушка с русской печкой. За столом сидят дед и баба
Ведущий:
Жили-были дед да баба,
Но не было у них курочки рябы.
Были дед и баба очень бедные –
Со слезкой считали гроши медные.
Нечем было курочку кормить,
Нечем было курочку поить.
Не снесла им курочка яичка –
Не испечь теперь
Пасхального куличика!
Дед.
Ни куличика, ни хлебца –
Нечем в Пасху разговеться!
Баба
Грех великий унывать!
Надо думать – мозговать!
Дверцу в сердце открывать,
Ум на помощь призывать.
Ведущий: (подсказывает)
Испить святой водицы,
Богу помолиться!
Бог подскажет, как вам быть,
Как муки на хлеб добыть.
Нужно ведь всего чуток – испечете колобок!
Дед (радостно вторит)
По амбарам пометем,
По сусекам поскребем.
Баба (согласно кивает)
Невеликий наш роток –
Наскребем на колобок!
Ведущий:
На водице замесили
И слезицей посолили.
Бога поблагодарили,
В печку тесто посадили…
(имитируют, уходят)
Постный вышел колобок.
На окошко стынуть лег.
Утром рано он проснулся –

Огляделся, потянулся
И сказал…
Колобок: (вбегает, обращается к зрителям)
… Привет, друзья!
Ах, какой я славный, пышный!
Ой, а где же это я? (оглядывается)
Никого кругом не слышно…
Тихо в доме по утрам.
Не поют пока и птицы.
Покачусь скорее в Храм –
Окроплюсь святой водицей!
Сценка Тропинка в лесу
Ведущий:
С подоконника он слез
Да и выпрыгнул в окошко,
Но пошел не по дорожке –
По тропинке, прямо в лес…
Смотрит первая же елка
На него глазами волка!
Волк (грубо рычит)
Ну, приветик, колобок!
Откушу румяный бок!
Колобок:
По амбару я метен,
По сусекам я скребен,
На водице замешен,
Да слезицей посолен,
Но еще не освещен.
В Храм святиться я качусь,
Подожди – и ворочусь!
Ведущий:
Дальше колобок спешит –
Под бочком трава шуршит.
Раз – споткнулся! Два – и с ходу
Прыг к медведюшке в берлогу!
Медведь: (недовольно ворчит)
Ух! Как испугал меня!
Чуть не помер, право, я!
За провинность тебя съем…
Ишь, распрыгался совсем!
Колобок:
Извини меня, медведь!
Буду осторожней впредь!
В Храм святиться я качусь,
Подожди – и ворочусь.
Ведущий:
Колобок бежит быстрее,
Ножек хлебных не жалея.
Вдруг встречает он в лесу.

Очень хитрую лису!
Лиса: (ласково поет)
Здравствуй, милый колобочек!
Дай мне от себя кусочек.
Ты же ведь не жадненький…
Правда же, мой сладенький?
Колобок:
Опоздать, лиса, боюсь –
В Церковь Божию качусь!
К Пасхе надо освятиться -
Святой водою окропиться
Лиса: (вкрадчиво)
Что-то я тебя не слышу!
Подойди, милок, поближе…
Колобок: (громче, но не приближаясь)
В Храм святиться я качусь,
Подожди – и ворочусь!
(колобок убегает)
Сцена 3 – Церковь
Ведущий:
Колобок наш в церковь прикатился
Святою водою
Хорошенько окропился.
А Батюшка его и спрашивает…
Батюшка:
Окропился святою ты водичкой,
Ну, а где же твое красное яичко?
Колобок: (грустно)
Старики мои бедные – бедные
Рады редкому грошику медному.
Не смогли мне дать красного яичка!
Не смогли испечь пасхального куличика.
Только и смогли меня испечь.
Прости, Батюшка, печальную мне речь…
Батюшка:
Грех великий унывать!
Молиться надо да на Бога уповать!
Как небесной посылает пищу птичке –
Так тебе, глядишь, пошлет Господь яичко.
Ведущий:
Слух дошел до прихожан –
Разбежались по домам.
И тут же яичек – полная корзина!
Подставляй-ка, колобок, поскорее спину!
(подает колобку корзину с яичками)
Сцена 4 Тропинка в лесу
Ведущий:
Колобок всем низко поклонился
И обратно домой покатился.
Только стал торопиться –
Глядь: опять волк, медведь и лисица!
Лиса:

Ах, какой же румяненький бок!
Волк

Со Святой Пасхой тебя, колобок!
Медведь:

С наступающим Христовым Воскресением!
Будешь ты нам к празднику вкусным угощеньем!
Колобок: (нравоучительно)
Неразумные вы звери!
Объяснял – они не верят!
Постный я, мои друзья. –
Разговеться мной нельзя!
Что же делать нам тогда?
Просим дружно мы прощенья!
Где же к празднику еда?
Будет к Пасхе угощенье?
Колобок: (торжественно)
Не печальтесь никогда –
Будет к празднику еда!
Вы к корзинке подойдите –
По яичку все возьмите.
Бога поблагодарите!
Звери (хором или по очереди)
Слава Богу! Слава Богу!
Слышим колокольный звон!
Добрых слов тебе в дорогу!
Старикам от нас – поклон!
Сцена 5 Избушка
Ведущий:
Глядь: уже и дом родной –
Крыша красная с трубой.
Вверх дымок плывет от печки.
Вот уже и на крылечке
Баба с дедом не дождется,
Колобок, когда вернется.
Дед (строго)
Ты куда же ускакал?
Я весь лес уж обыскал!
Баба (взволнованно)
Заждались, дружок, тебя!
Волновалась очень я!
Колобок:
Вы простите, дорогие старики!
Но будить вас было не с руки.
Вас порадовать хотел
Хоть одним из добрых дел:
В Храм с утра я покатился –
Святой водою окропился,
Да на Праздник Пасхи ясный
Вам принес яичек красных!
Дед (удивленно)
Кто же так тебе помог?
Баба

От лисы кто уберег?
Колобок:
Бог!
Ведущий:
И людей доброе сердце!
Баба:

Христос воскрес!
Все:

Воистину воскрес!
Баба:

Без утешения Господь не оставляет,

Того, кто к ближнему заботу проявляет!

1 ребенок
Красное, как капля крови на кресте,
Без конца и края – круглое везде!
Символ вечной жизни, красное яйцо
Как цветок из рая на руке расцвел!

2 ребенок
Всюду слышен шум и смех
Песни. Радость и веселье
Поздравляем всех-всех-всех
С первым праздником весенним!
Песня «Пришла весна пасхальная»
Хозяюшка:

Ребята, давайте поблагодарим наших юных артистов за такое замечательное представление.
А вас, мои милые дети, еще раз поздравляю со Светлым праздником Пасхи.Желаю вам здоровья, счастья, радости, мира. Желаю, чтобы вы часто радовали своих родителей добрыми поступками и не забудьте поздравить с праздником своих родителей, близких и друзей!
Дети под колокольный перезвон покидают зал.

Конспект занятия по ознакомлению детей второй младшей группы с праздником «Пасха»

Тема: «Словно в сказку попали, и о Пасхе мы узнали».

Программное содержание: 1. Дать детям элементарные знания о празднике Пасха.

2. Приобщать детей к культуре русского народа.

3. Воспитывать любовь и уважение к русским праздникам.

Материал: Кукла в народном костюме, наглядные пособия (Картинки кулича, пасхи, пасхальных крашеных яиц, загадки, стихи.

Предварительная работа: Рассматривание с детьми иллюстраций – корзина с пасхальными крашеными яйцами, рассматривание кулича и Пасхи.

Ход НОД:

Звучит веселая музыка с пением птиц и журчанием воды (Звуки природы) .

* * *

Звонко капают капели

Возле нашего окна.

Птицы весело запели,

В гости Пасха к нам пришла (К. Фофанов)

Ребята, сегодня к нам в гости пришла Кукла Маша в русском народном костюме.

Здравствуйте, ребята! Шла я к вам шла, и где то по дороге сундучок свой забыла.

Помогите мне ребята отыскать его, этот сундучок нам интересную и волшебную тайну откроет, отправится в сказку из которой вы узнаете о большом светлом празднике.

Поможем ребята нашей кукле Маше? Поищем сундучок? Ведь и вправду интересно, что же в нем находится.

(Вместе с ребятами отправляемся в разные уголки группы, и находим сундучок среди книг.)

Ребята, посмотрите, а сундучок то не простой и не пустой, а с загадками. А тут еще и записка: «Отгадаете загадки- попадете прямо в сказку»

Ну что ребята, будем загадки отгадывать?

Слушайте первую загадку:

«Напекли хозяюшки к празднику в печи

Пышные, румяные чудо-(куличи! »

Правильно, ребята, это куличи, слушайте следующую загадку:

«Солнышко играет, и щебечут птички,

Украшение стола – красные (яички) .»

Ребятки, мы загадки отгадали, и посмотрите в сундучке еще записка одна:

-«Вы загадки отгадали, только в сказку не попали, так закройте вы глаза, ожидайте чуда, палочкой волшебной, я взмахну легко, в сказке мы очутимся от группы далеко. »

Ребятки, присаживайтесь на стульчики. Посмотрите внимательно, что же это такое у нас изображено?

Да это же Пасхальные угощения на стол в праздник. Ребята, Пасху празднуют очень давно, с самых давних времен люди верили, что в Пасху происходят чудеса и волшебство.

Пасха - это наш самый главный праздник, а символами этого светлого праздника являются крашеные яички, куличи и конечно сама Пасха.

Яйцо - это символ жизни, её возрождения. Яйца красят в разные цвета и дарят со словами: «Христос воскресе! » В ответ следует сказать: «Воистину воскресе! » - и расцеловаться в знак всепрощения и любви к близким.

А еще когда все готовятся к празднику в доме обязательно все прибирают, чтобы встретить праздник с чистотой и уютом.

Так же на Пасху принято печь куличи, это очень вкусные высокие пироги украшенные сахаром и маленькими конфетками. А еще в Пасху обязательно делают Пасху – ее называют так в честь праздника и она сделана из творога, а не из теста.

А теперь послушайте ребята небольшое стихотворение о Пасхе, которым мы и завершим наше занятие:

«Радует природа в светлый праздник Пасхи,

Колоколен звоны рвутся ввысь небес!

Появилась зелень, стали ярче краски,

В храмах торжествуют, ведь Христос воскрес! »

Ребята, мы сегодня с вами познакомились с праздником светлой Пасхи. Я желаю вам всем помогать готовиться вместе с мамами, папами, бабушками, со всей семьей готовиться к этому замечательному светлому празднику.

  1. Конспект занятия по ознакомлению детей второй младшей группы с праздником «Пасха»
  2. Выполнила Пьянкова Елена Александровна

Цель: познакомить детей с традициями празднования Пасхи.

Задачи:

1. Рассказать почему празднуется этот праздник, почему именно в этот праздник красятся яйца,пекут куличи.

3. Развивать мелкую моторику пальцев, воображение.

4. Развивать речь и мышление.

Материал: наглядные пособия (картинки кулича, пасхи, пасхальных крашеных яиц, загадки, стихи).

Предварительная работа: Рассматривание с детьми иллюстраций – корзина с пасхальными крашеными яйцами, рассматривание кулича и Пасхи.

Ход занятия

Звучит веселая музыка с пением птиц и журчанием воды (Звуки природы) .

Звонко капают капели Возле нашего окна. Птицы весело запели, В гости Пасха к нам пришла

(К. Фофанов)

Ребята, послушайте,пожалуйста, первую загадку :

Напекли хозяюшки к празднику в печи

Пышные, румяные чудо... (куличи)

Правильно, ребята, это куличи, слушайте следующую загадку :

Солнышко играет, и щебечут птички,

Украшение стола – красные... (яички)

Ребята, а куличи и крашеные яички атрибуты какого праздника (Пасхи)

ПАСХА - это главный церковный праздник. Всю неделю люди готовятся к празднику Пасхи .

Скажите, что нужно сделать, что бы встретить праздник пасхи ?

(Люди красят яйца, пекут куличи, убирают свои жилища).

В день Пасхи принято надевать чистую светлую одежду, дарить друг другу крашеные яички, угощаться пасхальными куличами, а при встрече люди говорят друг другу «Христос Воскресе!» и отвечают «Во истину Воскресе!». Говорят, что на Пасху происходят чудеса.

Даже солнышко радуется этому дню. Вы когда нибудь видели, как солнышко в небе играет, оно словно танцует в небе.

Ребята, а вы знаете почему люди дарят яички друг другу в этот праздник? Потому, что яичко – символ новой жизни.

Почему символом новой жизни стало яичко?

(Потому что из яичка появляется новая жизнь, из него вылупляется цыпленок.)

Правильно, природа оживает, просыпается ото сна, когда приходит весна и наступает праздник Пасхи .

Ребята, давайте посмотрим на картинку:

Чем заняты дети на картинке ? (Дети играют с яичком)

Верно, в этот день дети играли с яичками, катали их на месте, с горок.

В игры с яйцами любили играть не только дети, но взрослые.

А вы сегодня хотите поиграть и повеселится? (да)

Сюрпризный момент

(Фонограмма кудахтанье птицы)

Правильно это курица, давайте найдем, откуда раздается кудахтанье.

Корзина с курицей, а в ней большое яйцо.

Игра первая: «Яичко»

Под музыку передаем яичко по кругу, когда мелодия заканчивается, тот, у кого яичко выходит в круг и рассказывает стихотворенье.

Игра вторая: «Битва»

Понравились вам игры? Молодцы быстро научились играть с яичком.

Ребята кажется в корзине еще что то есть. Что это? (Яички)

Какие? (пасхальные)

Давайте рассмотрим их, они одинаковые? (разные)

Правильно, потому что их раскрашивали разными способами.

Посмотрите на это яичко.Это крашенка. Яичко, окрашенное одним цветом, называют крашенка. (Попросить нескольких детей показать крашенку)

А это писанка, потому что яичко расписали разными красками (попросить детей повторить)

Встанете, пожалуйста, перед столами.

Показать детям корзинку с яйцами.

Ребята, как называются эти яички писанки или крашенки?

Правильно крашенки, сейчас мы с вами превратим их в писанки.

Как, да очень просто с помощью ватных палочек и красок. Если мы разрисуем наши крашенки, то получатся какие яички- писанки! Ребята, посмотрите, перед вами лежит заготовка яичка-крашенки, гуашевые краски и ватные палочки. С помощью ватных палочек мы можем рисовать не только точки, но и прямые линии и волнистые. Сначала мы окунаем ватную палочку в воду, затем в краску и начинаем рисовать наш узор. Ребята, для каждого цвета мы берем новую палочку, краски не смешиваем. Можно нарисовать весенние цветочки незабудки -желтая точка в центре, а вокруг нее голубые или синие точки. И так превращаем наши крашенки в писанки! Фантазируйте! Музыка фоновая.

Теперь полюбуемся нашими яичками, красивые они получились? (да.)

Ребята, ваши яички, которые вы сейчас украсили своими руками, принесут счастье и радость, тому, кому вы их подарите. Давайте мы подарим наши писанки нашим близким,т.е. маме и папе.

Итог занятия:

О каком празднике мы сегодня говорили? Как готовятся люди к этому празднику? Как называются яйца, которые просто раскрасили? А которые расписали? А в какие игры играют на Пасху? А что еще мы сегодня делали?