Михаил Клеофас Огинский: биография. Михаил клеофас огинский В каком городе проходила творческая деятельность огинских

Mihail Oginskiy Карьера: Музыкант
Рождение: Польша» Варшава, 25.9.1765 - 15.10
Михаил Огинский - известный польский, белорусский и российский политический деятель, известный композитор, граф. Родился 25 сентября 1765 года.Значительную часть наследия Михаила Огинского составляют фортепианные пьесы: польские танцы - полонезы и мазурки, а также марши, менуэты, вальсы, романсы.

Политической деятельностью занялся в 1789 году. С 1790 года посол Речи Посполитой в Голландии, с 1791 в Англии, в 17931794 -казначей ВКЛ. В 1794 году участвовал в белорусско-польском восстании во главе сформированного им батальона егерей. После поражения восстания эмигрировал в Константинополь, где становится активным деятелем белорусско-польской эмиграции, потом переехал в Париж. В Париже контактировал с Талейраном и французской директорией с целью восстановления независимости Речи Посполитой. После ослабления надежд на восстановление независимости и объявленной амнистии в 1802 вернулся в Россию и поселился в деревне Залесье на территории современного Сморгонского района (Беларусь). В 1807 году встречается с Наполеоном в Италии. В 1810 году Огинский переезжает в Петербург и становится сенатором Российский империи, активно занимается политикой. В 18101812 годах доверенное физиономия императора Александра I, Предлагает последнему план создания Великого княжества Литовского в составе Российской империи, тот, что, при всем при том, был отвергнут.

В 1817 году Огинский переезжает в Вильнюс. В 1823 году пошатнувшееся самочувствие вынуждает его переселиться в Италию, где он прожил последние 10 лет жизни.

Композиторский дар проявился у Огинского в 1790-е годы. В тот самый отрезок времени он пишет несметные боевые песни, марши, полонезы. Наибольшую известность получил полонез Прощание с Родиной (i) (полонез Огинского) (польск. Pozegnanie Ojczyzny). Ряд исследователей ещё приписывает Огинскому музыку польского гимна (Jeszcze Polska nie zginęła). Произведения Огинского приобрели большую популярность у участников восстания 1794 года.

В эмиграции композитор продолжает свою творческую занятие. С именем Наполеона связана единственная опера Огинского Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире (1799).

Значительную доля его наследия составляют фортепианные пьесы: польские танцы -полонезы и мазурки, а кроме того марши, менуэты, вальсы, романсы.

Михал-Клеофас Огинский: Я не профи в музыке

Михал-Клеофас Огинский (17651833) по роду своих занятий был дипломатом и политическим деятелем, но с ранней юности увлекался музыкой, превосходно играл на многих музыкальных инструментах, в особенности что надо на фортепиано, скрипке, арфе и виолончели, сам сочинял полонезы, романсы, песни, оперы. Полонезы Огинского известного дипломата и популярного композитора в начале XIX века звучали на петербургских балах, а венские, берлинские, лейпцигские и другие издания его произведений пользовались огромный популярностью за рубежом. Родился Михал-Клеофас в имении Гузове под Варшавой, но сам подтверждал белорусское, или как тогда говорили, литвинское происхождение своего рода. Семья Михала-Клеофаса принадлежала к высшим аристократическим кругам. Его папа Анджей Огинский (17401787) был сенатором и послом Речи Посполитой в Петербурге, Вене и Берлине, а родился в имении Тадулино под Витебском. И это было не невзначай, потому что что Витебщина со второй половины XVII и на протяжение всего XVIII века была одним из центров проживания представителей рода Огинских, которые в то время по своему благосостоянию и влиянию на политическую бытие Речи Посполитой могли сравниться только с князьями Радзивиллами.

Когда Михалу-Клеофасу было 7 лет, его отца назначили чрезвычайным послом Речи Посполитой в Вене, и семейство переехала туда. Однако уже посредством год матушка сообща с мальчиком вернулась в Гузов и с этого времени началось его систематическое обучение. Вместе с французом-гувернером он изучал иностранные языки, гуманитарные и точные науки. Для занятий музыкой к Михалу-Клеофасу был приглашен тогда ещё младой 16-летний уроженец Беларуси, а в будущем крупнейший композитор Осип Козловский, тот, что обучал мальчика игре на клавире и скрипке, а кроме того теории, истории музыки и композиции. Вместе с Козловским Михал-Клеофас посещал в Слониме резиденцию своего больше старшего по возрасту родственника известного мецената, композитора, скрипача, арфиста и кларнетиста Михала-Казимира Огинского. Эти визиты оказали на юношу большое ощущение и укрепили склонность к музыке.

Получив прекрасное домашнее образование и продолжив его в Варшаве изучением математики, каллиграфии, романских языков и творчества античных писателей, уже в возрасте 19 лет Михал-Клеофас Огинский сделал блестящую политическую карьеру стал депутатом сейма. Позднее он был назначен государственным казначеем великим подскарбием Великого Княжества Литовского (ВКЛ). В возрасте 23 лет он удостаивается ордена Белого Орла. Когда внутренняя и внешняя политика Речи Посполитой в особенности осложняются, Михал-Клеофас становится дипломатом и в 1790 году по поручению короля в качестве чрезвычайного посланника выехал в Голландию, а следом со специальным дипломатическим заданием в Лондон. Интересно, что приехав в Лондон и открыв утренние газеты, Михал-Клеофас прочитал следующее: Граф М. К. Огинский, направленный королем Польской республики с особенно важной миссией в Лондон, по пути из Кале в Дувр попал с семьей в кораблекрушение. Спастись никому не удалось. Это была первая сказка подобного рода об Огинском, опосля он ещё не единственный раз прочитает в газетах о своей смерти. Наиболее распространенной версией его гибели станет та, что композитор застрелился из-за несчастной любви на балу в то время, когда оркестр исполнял его прославленный полонез Прощание с Родиной. В Париже более того выйдет альбом полонезов Огинского, на обложке которого будет нарисован композитор с приставленным к виску пистолетом и беззаботной парой танцоров рядом. Ничего так не удивляло и не потешало меня, писал позднее Михал-Клеофас, как тот самый экземпляр. В Германии же его полонез был издан под сенсационным названием Полонез смерти.

Однако все это ещё будет спереди, а покуда понемногу главные интересы Михала-Клеофаса концентрируются на музыке и истории. Вернувшись из дипломатических путешествий, он создает свой начальный полонез. Позднее он об этом писал: Осенью 1792 года я создал, точнее вымолвить, сымпровизировал тот самый полонез в Варшаве, когда впервой испытал ощущение, вызванное любовью, которое продолжалось краткосрочно. Чувство было тихое, спокойное и счастливое () Мой второй полонез привлек больше внимания. Знатоки предсказывали, что я произведу реформу, развивая модуляцию в полонезах, которые в нашей стране популярны только как светские танцы, что в полонезах разрешается сберечь национальный нрав, воплощая в них певучесть, выразительность, привкус и чувство.

В марте 1794 года в Речи Посполитой началось восстание, которым стоял во главе Тадеуш Костюшко. Граф Михал-Клеофас Огинский жаркий его сторонник. Он был избран в Национальный Совет, на одном из заседаний которого он заявил: Отдаю на благо Родины свои добро, работа и жизнь. На свои средства он сформировал здоровенный вооруженный отряд, которым сам и командовал. Старинный герб Огинских он заменил щитом с девизом: Свобода. Стойкость. Независимость. В одном из писем жене Изабелле Огинской он просил ее быть бережливой, оттого что монеты нужны для восстания, для содержания отряда. Письмо он адресовал не княгине, а гражданке. Себя называл гражданином и солдатом революции.

Михал-Клеофас был начальником повстанцев Вилкомирского, Свенцянского и Браславского уездов. С тысячей кавалеристов и полутора тысячами пехотинцев он напал на Динабургскую крепость. Однако нападение не удалось.

В это время востребованными оказываются не только ум и храбрость Огинского, но и его искусство. Для своего отряда я написал марш на свои слова. Этот марш с того времени исполняли и многие другие поляки. Я писал ещё военные патриотические песни, имевшие фарт посреди товарищей по оружию, возбуждавшие героизм, энергию и энтузиазм, писал позднее Михал-Клеофас.

Самоотверженные и трагические дни восстания завершились в ноябре 1794 года. Генерал Костюшко был тяжко ранен, без малого всё Великое Княжество Литовское включено в состав Российской империи, только небольшая доля земель за Неманом досталась Прусскому королевству. Тайная полиция Габсбургов начала внимательно присматривать за Огинским, взявшим другую фамилию. Вместе с женой он был вынужден эмигрировать в Италию. Некоторое время он прятался в Риме. Прибыв в Неаполь, в основополагающий же закат дня он пошел в оперный театр Сан Карло куда же ещё?! Там из-за своей близорукости он не заметил в толпе зрителей русского посла, с которым был знаком. Посол узнал князя, и, зная, что ему придется сообщить о местоположении Огинского русской императрице, сквозь третьих лиц предупредил его о грозящей опасности. Огинский уехал в Константинополь, следом на его пути Париж, Гамбург, Венеция и Варшава. Он по-прежнему думал о возрождении своей Родины, о восстановлении ВКЛ и рассчитывал на поддержка в этом Наполеона Бонапарта, в честь которого более того написал оперу Зелис и Валькур, или Бонапарт в Каире.

Возвращение на Родину оказалось возможным только потом амнистии, последовавшей в 1802 году. Михалу-Клеофасу была более того возвращена большая количество поместий. В 1810 году дворянство Виленской и Гродненской губерний решило сориентировать к царю представителя для совещания по экономическим и административным делам края. Этим представителем был избран Михал-Клеофас Огинский. Эту кандидатуру поддержал и генерал-губернатор Михаил Илларионович Кутузов. По его мнению, князь Огинский был достоин императорской милости, несмотря на то, что по образу своих мыслей раньше и являлся врагом России. Император Александр I в июне 1810 года принял Огинского и позже назначил его своим тайным советником и сенатором. Михал-Клеофас вошел в высшие круги русской знати. В Петербурге его, известного политического деятеля, дипломата и популярного композитора, желали зреть в аристократических салонах. Здесь же он встретил и своего бывшего учителя музыки Осипа Козловского, тот, что ныне был руководителем музыкальной жизни не только царского двора, но и всей столицы. (Осип Козловский сочинил музыку праздничного полонеза с хором Гром победы, раздавайся на торжество, данное князем Потемкиным в честь Екатерины II в Таврическом дворце. Это произведение вскоре стало гимном Российской империи).

Сразу потом возращения из эмиграции Михал-Клеофас поселился в имении Залесье близко от Сморгони, расположенном на половине пути из Минска в Вильно. Здесь он жил на протяжение 20 лет и превратил родное имение в действительный цивилизованный середина, бытие которого была насыщена музыкальными событиями. В Залесье Михал-Клеофас построил свежий дворец в классическом стиле по проекту профессора архитектуры Виленского университета Михаила Шульца и расквасил парк с оранжереей. Современники называли Залесье Северными Афинами. Из Петербурга сюда приезжал Осип Козловский, а ещё несчетные музыканты и исполнители. Здесь бывали и поэты, писатели, а кроме того ученые Виленского университета, почетным членом ученого совета которого был избран Огинский. (Следует подметить, что на его средства пополнялись исторические и естественнонаучные коллекции, он подарил университету телескоп и два микроскопа).

Все переживания, надежды, сомнения прожитых лет Огинский поверял друзьям и музыке. Сегодня известно возле 60 его фортепианных и вокальных произведений, в том числе 26 полонезов, 4 марша, 3 мазурки, галоп и менуэт. Однако у Михала-Клеофаса было ещё как собак нерезаных неопубликованных или изданных небольшими тиражами произведений, которые ещё не найдены. По словам белорусского музыковеда и историка музыки Ольги Дадиомовой, на создание музыкальных вкусов Михала-Клеофаса Огинского, бесспорно, повлияли впечатления, полученные в разных странах, при всем при том его творчество наиболее рядом славянскому музыкальному искусству. Эта общность проявилась и в образном содержании, и в музыкальном языке его произведений, и в жанровой их направленности.

О процессе создания своих произведений, для которого были характерны черты спонтанности и импровизации, сам Огинский писал: Мне ни при каких обстоятельствах не приходила в голову дума сотворить совершенную и научную композицию и посвятить ей немало времени. Эмоциональный порыв, ощущение любви или дружбы, беспокойство, а другой раз и боль или глубокая кручина диктовали мне нрав звуков и модуляций, которые рисовали все эти эмоциональные переживания и правдиво очерчивали состояние моей души. Мне нечасто приходилось вносить изменения в мою первую импровизацию.

При всей своей музыкальной одаренности Михал-Клеофас не считал себя профессионалом в музыке и подчеркивал любительский нрав своего творчества. Так, в своих Письмах о музыке он писал: Все, что я имею, это хорошее ухо, глубокое ощущение гармонии и привкус, которые я воспитал в себе, слушая и зачастую занимаясь хорошей музыкой. Если мне удалось немного раз сочинить какие-то мелочи, отмеченные похвалами любителей музыки и знаменитыми артистами, если они пару раз взволновали чувствительное сердце я не могу это приписать ни выдающимся способностям, которых я ни в жизнь не имел, ни глубокому знанию музыки.

Жизнь Михала-Клеофаса оборвалась во Флоренции, где он жил последние 10 лет. Умер он 15 октября 1833 года в доме 1014 на улице Легнаоли в окружении своей семьи второй жены-итальянки и четверых детей. Но, по мнению его современников, так еле слышно не мог покинуть из жизни дядя, уже при жизни ставший легендой. И тогда возникла ещё одна сказка о смерти Огинского. Согласно ей, бытие князя оборвалась трагически. Когда близкие подошли к композитору, тот, что продолжительно стоял у перил террасы особняка, то увидели, что в его груди торчит кинжал

Михала-Клеофаса захоронили на монастырском кладбище примерно храма Санта Мария Новелла. Спустя некоторое время останки композитора были перенесены в костел Санта Кроче, в пантеон, где покоятся Микеланджело, Макиавелли, Галилей.

Так же читайте биографии известных людей:
Михаил Плетнев Mihail Pletnev

В 2005 году альбом, записанный Михаилом Плетневым вместе с пианисткой Мартой Аргерих, удостоен Грэмми в номинации лучшее исполнение камерной музыки...

Михаил Пляцковский Mihail Plyatzkovsky
Михаил Рожков Mihail Rozhkov
Михаил Серебро Mihail Serebro

Михаил Серебро. Родился 30 июня 1962 года в станице Варениковской Анапского района (тогда ещё, ныне Крымский район) Краснодарского края.С 14 лет..

http://www.tvp.pl/player/video?id=28418874

Что дает нам право считать Михаила Клеофаса Огинского также белорусским композитором? Насколько богатое музыкальное наследство он оставил после себя? Какие произведения Огинского, на тот момент участника восстания под руководством Тадеуша Костюшко, исполнялись в императорских палатах в Петербурге? Название какого музыкального инструмента происходит от итальянского слова со значением «связка»? Об этом и о многом другом ведущие передачи Алесе Литвиновской и Глебу Лободенко расскажет музыкант, лауреат международных конкурсов, дирижер Алексей Фролов.

Михаил Клеофас Огинский (1765-1833), государственный деятель Речи Посполитой, дипломат, композитор, родился в имении Гузов около Варшавы. Его семья принадлежала к высшим аристократическим кругам, поэтому с первых лет жизни мальчик присоединился к интеллектуальным и художественных ценностям, в том числе музыке. Михаил Клеофас получил разностороннее образование и сделал блестящую карьеру. Огинскому не было и 20 лет, когда он стал депутатом сейма.

Уже в 1794 году он вошел в Национальный совет в качестве виленского делегата и в составе одного из воинских формирований, созданных на его собственные средства, сражался на стороне повстанцев под руководством Тадеуша Костюшко. После подавления восстания на семь лет уехал в эмиграцию. В 1801-м возвращается на родину и в Гродно присягает на верность российскому императору. В феврале 1802-го приезжает в Петербург.

В апреле 1802 года Михаил Клеофас Огинский едет в д. Залесье, в дарованное ему молодечненским графом Франциском Ксаверием Огинским родовое поместье, где создает новую семью и восстанавливает заброшенное хозяйство. Залесье превращается в настоящий культурный центр, жизнь которого полна музыкальными событиями. Огинский работает над камерно-вокальными и инструментальными миниатюрами, начинает писать свои литературные произведения — четырехтомные «Мемуары про Польшу и поляков с 1788 до 1815 года», в которых он неоднократно подчеркивал свое литвинское происхождение (изданы в Париже в 1827-1828 годы) и трактат «Письма о музыке» (закончен в 1828-м). Именно здесь, в Залесье, Огинский написал свой знаменитый полонез «Прощание с Родиной». В 1817 г. в Вильнюсе выходят два сборника полонезов и романсов.

В 1810 году Огинский получил от Александра I должность сенатора Российской империи и чин тайного советника, ордена св. Владимира и Александра Невского. В мае 1811-го он подал царю проект об учреждении Великого княжества Литовского, которое должно было объединить восемь губерний. Однако Александр I проект отклонил. В июне 1812 года Огинский отступает вместе с российскими войсками в Петербург. После войны с Наполеоном он возвращается в Залесье, где остается до 1822 года, потихоньку отходя от политических дел.

В 1822-м Огинский с семьей покинул Беларусь навсегда и выехал в Италию. Там его главным делом становится литературная и музыкально-редакторская деятельность. Умер композитор 15 октября 1833 года, похоронен на монастырском кладбище при храме Санта Мария Новелла, позднее перезахоронен в пантеоне Санта Кроче. В апреле 1996 года в Флоренции, на доме, где жил Огинский, открылась мемориальная доска (скульптор В. Янушкевич). Бывшая усадьба Огинских перешла в ведение Министерства культуры, в ней действует музей композитора.

На сегодняшний день наследие Михаила Клеофаса Огинского насчитывает 20 полонезов, 4 марша, 4 вальса, 3 мазурка, галоп, менуэт, многочисленные романсы, оперу «Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире», написанную на собственное либретто.

Михаи́л Клеофа́с Оги́нский (польск. Michał Kleofas Ogiński; 25 сентября 1765, Гузув близ Варшавы, Мазовецкое воеводство, Речь Посполитая — 15 октября 1833, Флоренция, Великое герцогство Тосканское) — знаменитый польский композитор и политический деятель Речи Посполитой, Великого княжества Литовского, участник восстания Костюшко, граф.Политической деятельностью занялся в 1789 году.

С 1790 года посол Речи Посполитой в Голландии, с 1791 — в Англии, в 1793—1794 — казначей Великого княжества Литовского. В 1794 году участвовал в восстании за восстановление независимости Речи Посполитой во главе сформированного им батальона егерей. После поражения восстания эмигрировал в Константинополь, где стал активным деятелем эмиграции, затем переехал в Париж. В Париже контактировал с Талейраном и французской директорией с целью восстановления независимости Речи Посполитой.

После ослабления надежд на восстановление независимости и объявленной амнистии в 1802 году вернулся в Россию и поселился в деревне Залесье (на территории современного Сморгонского района Белоруссии). В 1807 году встречается с Наполеоном в Италии.

В 1810 году Огинский переезжает в Петербург и становится сенатором Российской империи, активно занимается политикой. В 1810—1812 годах — доверенное лицо императора Александра I. Предлагает последнему проект создания Великого княжества Литовского в составе Российской империи, известный под названием План Огинского, который, однако, был отвергнут.

В 1817 году Огинский переезжает в Вильно. В 1823 году пошатнувшееся здоровье вынуждает его переехать в Италию, где он прожил последние 10 лет жизни.Композиторский талант проявился у Огинского в 1790-е годы. В этот период он пишет многочисленные боевые песни, марши, полонезы. Наибольшую известность получил полонез «Прощание с Родиной» (польск. Pożegnanie Ojczyzny), более известный как полонез Огинского. Ряд исследователей также приписывает Огинскому музыку польского гимна Jeszcze Polska nie zginęła. Произведения Огинского приобрели большую популярность у участников восстания 1794 года.

В эмиграции композитор продолжает свою творческую деятельность. С именем Наполеона связана единственная опера Огинского «Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире» (1799).

Значительную часть его наследия составляют фортепианные пьесы: польские танцы — полонезы и мазурки, а также марши, менуэты, вальсы, романсы.

Огиньский Михал Клеофас (1765- 1833), граф, польский композитор и политический деятель.

Родился 25 сентября 1765 г. в городке Гузув недалеко от Варшавы. С ранних лет серьёзно увлекался музыкой и брал уроки у О. А. Козловского, известного в то время композитора, автора многочисленных романсов и героико-патриотических произведений («Гром победы, раздавайся» на стихи Г. Р. Державина и др.).

Огиньский принимал участие в Польском восстании 1794 г. под руководством Т. Костюшко, но после поражения восстания вынужден был покинуть родину. Он эмигрировал в Италию. В том же году композитор написал своё, пожалуй, лучшее и самое популярное произведение - полонез «Прощание с родиной», которое в России более известно под названием «Полонез Огиньского».

В 1799 г. Огиньский создал оперу «Зелида и Валькур, или Бонапарт в Каире». Либретто он написал сам. В целом в творчестве композитора преобладали малые формы: романсы, вальсы, полонезы, марши, мазурки, менуэты.

С 1802 г. Огиньский жил в Петербурге; в 1810 г. стал сенатором. В 1815 г. он уехал из России и поселился во Флоренции, где и умер 15 октября 1833 г.

ПОЛОНЕЗ ЖИЗНИ МИХАЛА ОГИНЬСКОГО

Был не только госчиновником, но и композитором-любителем. Он написал довольно много музыкальных произведений, и некоторые из них даже стали популярными в Российской империи. «Полонез Огиньского» и – одно и то же произведение. Первый вариант – народное название, второй – авторское.

С места – в карьер

1765 года в местечке Гузув, в семи километрах от Варшавы появился на свет мальчик, которого назвали Михалом . Такое имя дано было не случайно. Дяденька младенца, Михал-Казимир Огиньский, был великим гетманом Литвы. Он остался в истории как блистательный исполнитель, автор многочисленных опер, полонезов, мазурок и стихов. Родители Михала были люди влиятельные и богатые и широко известны в Польше и Литве. Отец Михала занимал высокие общественные должности. Известность он приобрел благодаря успехам на дипломатическом поприще. Мать Михала была женщиной образованной и сумела дать сыну хорошее образование.

Развитию музыкального образования Михала содействовало посещение двора великого гетмана литовского и их родственника Михала-Казимира Огиньского в Слониме, где часто ставились оперы и балеты, звучали оркестровые и камерные музыкальные произведения. Юный Михал учился игре на скрипке, а разностороннее музыкальное образование он получил под руководством Юзефа Козловского, давшего серьезные навыки игры на фортепиано и в теории музыки.

Михал-Казимир Огиньский, дядя

Занятия музыкой были вторичными. На первом плане у Огиньского-младшего было добывание разносторонних знаний. Все было подчинено главной цели – стать одним из самых блестящих молодых людей своей родины. Это удалось уже в 1785 году, когда 19-летнего Михала Огиньского избрали депутатом в сейм. Чуть позже депутаты сейма проголосовали и за избрание юного Огиньского государственным казначеем.

Все эти успехи не вскружили юноше голову, но это сумела совершить одна паночка… Молодые поженились, дав клятву нести верность друг другу. Меж тем, на политическом Олимпе Речи Посполитой в то время было ничуть не безоблачно.

Патриот Михал Огиньский

Страна едва пришла в себя после первого раздела Речи Посполитой в 1772 году, как конфедераты вторично начали мутить воду против короля. Более того, они настаивали на том, чтобы пригласить в «судьи» Россию. Станислав II Понятовский, пришедший к власти в 1764 году, понимал, что если в Москве зададутся целью посадить на польский трон кого-то другого, то это случится. Поэтому он начал прощупывать Европу в поисках своего возможного союзника. Для этого в Голландию в качестве чрезвычайного посланника отправили Михала Огиньского -младшего. По мнению короля, молодой граф с блеском выполнил возложенные на него обязанности, а потому получил новое назначение – послом в Лондон. В путешествие молодой дипломат уехал со своей первой женой Изабеллой из Лясоцких.

Второго раздела Речи Посполитой избежать не удалось. Это произошло 12 января 1793 года. Далеко не все поляки были с этим согласны. В марте 1794 года в Речи Посполитой началось восстание, которым руководил Тадеуш Костюшко. Граф Михал-Клеофас Огиньский оказался в первых рядах восставших. Он был избран в Национальный Совет, на одном из заседаний которого заявил: «Отдаю на благополучие Родины свои собственность, дело и жизнь». Это были не пустые слова. На свои средства он сформировал легковооруженный отряд, которым сам и командовал. В одном из писем жене – Изабелле Огиньской – он просил ее быть бережливой, поскольку деньги нужны для восстания, для содержания отряда. Письмо он адресовал не «графине», а «гражданке». Себя называл гражданином и солдатом революции. «Для своего отряда я написал марш на свои слова. Этот марш с того времени исполняли и многие другие поляки. Я писал также военные патриотические песни, возбуждавшие героизм, энергию и энтузиазм», – писал позднее Михал.

Крушение надежд

Силы были неравны, осенью того же года восстание полностью подавили. Генерала Костюшко тяжело ранили, а Михалу Огиньскому с трудом удалось избежать ареста.

усадьба в Залесье (Беларусь)

Он вместе с Изабеллой бежит в Италию, но скоро она покидает мужа и возвращается в Польшу. Жена узнала, что муж потратил на действие «революции» даже ее фамильные драгоценности. Спустя какое-то время Михал пробирается к тестю и пытается уговорить жену вернуться, но гордая полячка была непреклонна. Она заявила, что с нищим жить не будет!

Дальнейшая жизнь Огиньского напоминает щепку в водовороте. Он бежит в Константинополь, потом приезжает в Францию. Наполеону Бонапарту Огиньский сильно понравился. Но Михал требует от императора скорейшего наступления на Россию, как виновницу всех бед польского и литовского народов. Наполеон не спешит, чем вызывает у дипломата резкое возмущение.

Огиньский едет в Россию. Александр I принял его тепло. Была возвращена большая часть поместий. В 1810 году дворянство Виленской и Гродненской губерний решило адресовать к царю представителя для совещания по экономическим и административным делам края. Этим представителем был избран Михал-Клеофас Огиньский . Кандидатуру поддержал и генерал-губернатор Михаил Илларионович Кутузов.

Находчивость дипломата Михала Огиньского

Наладить отношения с Изабеллой так и не удалось. История вторичной женитьбы Огиньского полна комизма. По одной из версий итальянка Мария, представительница древнейшей профессии, назначив встречу польскому графу в своей квартире, попросила полицейских, чтобы они ворвались к ней в самый разгар любовного действия. Когда все так и случилось, Огиньскому, как дворянину, ничего не оставалось, как заявить, что это его невеста, и они собрались повенчаться. По иной версии квартира была съемной, и в нее «неожиданно» нагрянул никто другой, как виленский генерал-губернатор. Увидев знакомое лицо, Михал тут же поспешил заявить, что эта баба – его невеста. Как бы там ни было, Мария родила мужу четверых детей. Две дочери унаследовали гены отца и стали музыкантами.

Известный полонез Михала Огиньского

Когда же и по какому поводу был написан самый известный , названный «Прощание с Родиной», историки так и не выяснили. Одни утверждают, что это произведение родилось в 1794 году, когда из-за разгрома войск Костюшко Огиньский вынужден был оставить родину. Другие, и их большинство, уверены, что полонез написан в 1820, когда полностью разочарованный политикой Александра I Огиньский согласился переселиться на родину второй жены – в Неаполь. По самым скромным подсчетам Огиньскому принадлежит около 40 фортепианных пьес, из них 25 полонезов . Композитор ввел новое в обычный танцевальный жанр, в частности, чередование двух тем (минорной и мажорной). Кроме камерно-инструментальных произведений в наследие Огиньского входят 18 вокальных – романсы, песни (к некоторым из них композитор написал и слова), а также одноактная опера «Зелис и Валькур, или Бонапарт в Каире».

Попрощался навечно

В 1822 году Огиньский навсегда покидает Россию. Он посетил разные города Европы и в 1823 году поселился вместе с семьей во Флоренции. Здесь, в столице Тосканы, Огиньский провел последние 11 лет своей жизни, покидая город лишь ненадолго для посещения других европейских стран.

На протяжении этих лет появились издания многих его музыкальных произведений. Во Флоренции он начал работу над мемуарами. Четырехтомное издание, названное им «Воспоминания о Польше и поляках», вышло в Париже в 1826 году. Он написал также подробные воспоминания о себе, начиная с детства, которые велел опубликовать только после его смерти. Двумя годами позже вышли в свет его «Письма о музыке», на титульном листе которых была сделана надпись: «Флоренция, 25 сентября 1828, день, когда мне исполнилось 63 года».

Скончался Михал Клеофас Огиньский 1833 года во Флоренции и был похоронен на монастырском кладбище у храма Санта Мария Новелла. Через несколько лет во флорентийском храме-пантеоне Санта Кроче ему был воздвигнут памятник – статуя из каррарского белого мрамора, олицетворяющая собой убитую горем Польшу.

ФАКТЫ

Что особенно интересно – написанный Михалом Клеофасом Огиньским полонез стал той музыкой, которая примирила победителей с побежденными. В Российской империи полонез Огиньского стал одной из самых популярных мелодий. Даже в этом проявился великий дар дипломата.

памятник в Беларуси

Полонез Огиньского «Прощание с Родиной» прозвучал в двух советских фильмах. Первая картина, снятая в 1971 году, так и называется «Полонез Огиньского». Вторая лента 1990 года «Попугай, говорящий на идиш». Полонез звучит в качестве музыкальной заставки в самом начале кинокартины.

В современной Польше полонез Огиньского «Прощание с Родиной» считается музыкальным символом страны, были даже предложения сделать эту музыку польским гимном. Полонез Михала Огиньского исполняется в польских школах на выпускных вечерах, очень часто используются рингтоны и сигналы вызова мобильных телефонов с этой мелодией.

Обновлено: Апрель 14, 2019 автором: Елена