Оперные певцы большого театра. Билеты в большой театр россии. Реконструкция исторического здания Большого театра

Большой театр России всегда был и остается одним из основных символов нашего государства и его культуры. Это главный национальный театр России, носитель традиций российской и центр мировой музыкальной культуры, способствующий развитию театрального искусства страны.
Шедевры русского музыкального театра XIX-XX веков занимают главенствующее место в репертуаре, принципы формирования которого можно условно разделить на три категории. Большой предлагает вниманию своих зрителей русскую классику, включая XX век, западную классику, также включая признанные шедевры XX столетия, и специально заказанные сочинения. Последних новейшая история Большого театра знает уже немало: это опера «Дети Розенталя» Леонида Десятникова, балеты «Misericordes» в постановке Кристофера Уилдона, «Утраченные иллюзии» Леонида Десятникова в постановке Алексея Ратманского, танцпьеса «А дальше – тысячелетие покоя» Лорана Гарнье в постановке Анжелена Прельжокажа и с участием его труппы.
Театр старается обеспечить преемственность поколений, занимаясь воспитанием молодой талантливой молодежи (так, создана специальная Молодежная оперная программа, призванная обучать и совершенствовать мастерство будущих звезд оперной сцены).
Труппа Большого постоянно находится в хорошем творческом тонусе, поскольку должна решать разнообразные творческие задачи и предлагать свои «решения» вниманию зрителей как на своей прославленной сцене, так и на сценах ведущих музыкальных театров мира. Знакомить отечественную публику с достижениями этих театров и приглашать отдельных артистов принять участие в собственном творческом процессе – еще одно важное направление деятельности театра.
Театр не только удовлетворяет потребность общества в классическом искусстве, но и формирует зрительский вкус, позволяет публике знакомиться с лучшими достижениями мирового музыкального театра. Знакомство публики с этим контекстом – одна из главных задач Большого театра, через который государство осуществляет свою социальную миссию в сфере культуры.
Театр осуществляет просветительскую деятельность, исполняя редкие для репертуара отечественных театров произведения, приглашая выдающихся солистов и постановщиков. В театре уже работали режиссеры Франческа Замбелло, Эймунтас Някрошюс, Деклан Доннеллан, Роберт Стуруа, Петер Конвичный, Темур Чхеидзе, Роберт Уилсон, Грэм Вик, Александр Сокуров, хореографы Ролан Пети, Джон Ноймайер, Кристофер Уилдон, Анжелен Прельжокаж, Уэйн МакГрегор.
Неотъемлемой составляющей деятельностью театра является проведение камерных и симфонических концертов, опер в концертном исполнении, что позволяет знакомить публику с произведениями всех музыкальных жанров.
Теперь, когда Большой театр имеет две сценические площадки и одна из них – его легендарная историческая сцена, наконец вернувшаяся в строй, он с тем большим успехом надеется выполнять эту миссию, неуклонно расширяя сферы своего влияния на родине и во всем мире.
Генеральный директор Большого театра России - Владимир Урин
Музыкальный руководитель – главный дирижер - Туган Сохиев
Управляющая творческими коллективами оперы - Маквала Касрашвили
Художественный руководитель балетной труппы - Сергей Филин

На этот раз Сергей Яковенко вспоминает замечательных баритонов, служивших в Большом театре: Сергея Мигая, Юрия Мазурка, Дмитрия Головина и Пантелеймона Норцова…

Сергей Иванович Мигай (1888-1959) родился в семье священника. С шести лет пел в церковном хоре, затем в хоре Могилевской гимназии (иногда сольные партии), увлекался игрой на флейте. В 1907-09 учился на юридическом факультете Петербургского университета, одновременно занимался вокалом в Петербургской консерватории (класс С. Габеля). За участие в студенческих волнениях был исключен из университета. Впервые выступил на концертной эстраде 4 декабря 1909 с исполнением арии Князя Игоря. В 1911 по рекомендации А. Неждановой был принят в Большой театр (дебютировал в партии Валентина – «Фауст» в апреле 1912), на сцене которого выступал до 1924. С февраля 1912 года обучался пению (свыше 100 уроков) у гастролировавшего тогда в Москве М. Баттистини, под чьим руководством подготовил партии Дон Жуана («Дон Жуан»), Фигаро («Свадьба Фигаро») и Жермона. С 1916 совершенствовал сценическое искусство у К. Станиславского, подготовил под его руководством партии Онегина и Грязного (1917), Риголетто (1919-20). В 1921 году впервые с большим успехом выступил в Петрограде. В 1924-26 и 1929-41 солист ленинградского ГАТОБа (дебютировал в партии Дон Жуана – «Дон Жуан»). В 1926-27 выступал в Московской оперной студии - театре им. К. С. Станиславского. Благодаря виртуозному техническому мастерству с равным успехом выступал в лирических и драматических партиях.

Сергей Яковенко: «Ну что можно сказать об этом певце? Чарующий тембр, широчайший диапазон, ровный, гибкий, свыше двух октав, прекрасная филировка, mezzo voce; репертуар его включал 65 партий. В 1912 году Мигай солировал в кантате Рахманинова «Весна», а в 1913-м – в «Колоколах» под руководством самого Сергея Васильевича Рахманинова. У Мигая в камерном репертуаре было насчитывалось больше 500 произведений. В 1941 году у него был концерт к 100-летию со дня гибели Лермонтова. Как-то он дал «Вечер итальянских арий и неаполитанских серенад». Пел Шуберта с Игумновым. В 1937 году он дал пушкинский концерт, где прозвучали от Верстовского, Титова, Кавоса до Свиридова. Он был и первым исполнителем таких свиридовских романсов, как «Роняет лес багряный свой убор…», «Подъезжая под Ижоры…».

Юрий Антонович Мазурок (1931-2006). Детство провёл на Украине, по окончании школы поступил во Львовский политехнический институт, где увлёкся студенческим музыкальным театром. В 1960 поступил в Московскую консерваторию. Победитель международных конкурсов в Праге («Пражская весна», 1960), Бухаресте (1961) и Монреале (1967), II Всесоюзного конкурса имени М. И. Глинки (1962). Обладал мягким, красивым голосом, живым темпераментом, хотя иногда критиковался за недостаток актёрской экспрессии. Среди его партий - Евгений Онегин («Евгений Онегин»), князь Елецкий («Пиковая дама»), Веденецкий гость («Садко»), Андрей Болконский («Война и мир»), Царёв («Семён Котко»), Фигаро («Севильский цирюльник») и многие другие. В 1975 дебютировал в театре Ковент-Гарден, три года спустя - в Метрополитен-опера в партии Жермона («Травиата»). Мазурок часто пел в Венской государственной опере, в частности, он исполнил роль Эскамильо в постановке на этой сцене оперы «Кармен» в 1979 году под руководством Франко Дзеффирелли. Также был известен как замечательный исполнитель русских романсов.

Сергей Яковенко: «Юрий Мазурок родился в 1931 году, и до 59-го года был учеником Сергея Мигая, и очень много у него взял. С 1963 года он был стажером, а затем и солистом Большого театра. И вот я всегда вспоминал, когда его слушал, что «какой человек, такая и его музыка». Он был удивительно спокойным человеком, и у него был на редкость ровный, безупречный вокал, как отражение спокойной уверенности его натуры».

Дмитрий Данилович Головин (1894-1966). В юношеские годы пел в церковных хорах. В 1915 выступал в театре оперетты Э. Вольской в Севастополе (под псевдонимом Сокольский). В 1919 исполнил партию Демона в Ставропольском оперном театре, ставшую одной из лучших в репертуаре певца. В 1921-24 учился в Московской консерватории по классу пения Н. Г. Райского. В 1923 солист Свободной оперы С. И. Зимина, в 1924-43 – Большого театра. В 1928 совершенствовался в Италии; пел в театрах Монте-Карло, Милана и Парижа (1928-29). Обладал голосом необычайной мощи, полноты и насыщенности. Исполнял разнообразные партии: Борис Годунов, Мазепа, Князь Игорь; Шакловитый («Хованщина»), Фигаро, Эскамильо, Риголетто, Яго; Валентин («Фауст»), Амонасро («Аида»). Первый исполнитель партий Санди («Трильби» Юрасовского, 1924) и Нагульнова («Поднятая целина» Дзержинского, 1937). Выступал как концертный певец.

Сергей Яковенко: «…Все критики отмечали, что это голос необычайной мощи и полноты, невероятной насыщенности звука. И у нас, и в Италии писали о том, что это была «голосовая махина». Диапазон его был очень широк: он, например, пел и Бориса Годунова и Фигаро в «Севильском цирюльнике», пел Князя Игоря и лирические партии; но в основном лирико-драматические: Яго, Риголетто, Валентина, Мазепу…».

Пантелеймон Маркович Норцов (1900-1993). В 1925 окончил Киевскую консерваторию. В том же году был принят в Большой театр. В 1926-27 пел в оперных театрах Киева и Харькова; в 1927-54 солист Большого театра. Совершенствовал вокальное и сценическое мастерство в Оперной студии Большого театра под руководством К. С. Станиславского. Среди партий: Онегин, Елецкий, Мазепа; Роберт («Иоланта»), Светлейший («Черевички» Чайковского; Государственная премия СССР, 1942), Мизгирь, Веденецкий гость, Жермон; ди Луна («Трубадур»), Фигаро; Невер («Гугеноты»), Дон Жуан, Эскамильо; Сильвио («Паяцы»), Аркадий («Тупейный художник» Шишова). Выступал как концертный певец. С 1951 преподавал в ГМПИ им. Гнесиных (РАМ им. Гнесиных). В 1962 доцент Московской консерватории, затем профессор ГМПИ им. Гнесиных (до 1987).

Сергей Яковенко: «Главным достижением Пантелеймона Марковича Норцова была партия Евгения Онегина в опере Петра Ильича Чайковского. Одно время даже продавались статуэтки «Норцов – Онегин». Это был хрестоматийный Онегин. Всего Пантелеймон Маркович Норцов исполнил партию Онегина свыше 600 раз на сцене Большого театра – думаю, что это достижение достойно Книги рекордов Гиннеса. Вряд ли кто-нибудь еще из певцов в одной и той же партии был занят более чем в 600 спектаклях…»

    См. также Мариинский театр, Список оперных певцов, Балетная труппа Мариинского театра, Оперная труппа Большого театра. Содержание 1 Сопрано 2 Меццо сопрано 3 Контральто … Википедия

    Здесь приведён список солистов балета, входивших в труппу Большого театра в разные периоды его существования. Список разбит на две части: солисты, покинувшие сцену Большого театра и солисты, продолжающие выступать. Внутри каждой категории список… … Википедия

    См. также Большой театр, Оперная труппа Большого театра, Балетная труппа Большого театра, Режиссёры и хореографы Большого театра, Дирижёры Мариинского театра до 2000 после 2000 Альтани, Ипполит Карлович Арендс, Андрей Фёдорович Андропов, Владимир … Википедия

    Здесь приведён список солистов балета, входивших в труппу Мариинского театра в разные периоды его существования. Список разбит на две части: солисты, покинувшие сцену Мариинского театра и солисты, продолжающие выступать. Внутри каждой категории… … Википедия

    - … Википедия

    Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/21 августа 2012. Пока процесс обсужден … Википедия

    См. также Большой театр, Дирижёры Большого театра, Оперная труппа Большого театра, Балетная труппа Большого театра, Режиссёры и хореографы Мариинского театра В список помещены режиссёры, сотрудничавшие с Большим театром на постоянной основе, либо … Википедия

    См. также Большой театр, Оперная труппа Большого театра, Балетная труппа Большого театра, Режиссёры и хореографы Большого театра, Дирижёры Мариинского театра до 2000 после 2000 Чайковский, Пётр Ильич Альтани, Ипполит Карлович Рахманинов, Сергей… … Википедия

    В настоящей статье приведён неполный список репертуара московского Большого театра. Необходимо учитывать, что поначалу труппа Малого (Малый театр открылся 14 октября 1824 г.) и Большого театров (Большой театр открылся чуть позже Малого … Википедия

Сцена Большого театра. Фото – Владимир Вяткин

28 марта отмечался юбилей Большого театра. Рассказываем о примах-балеринах, которые сегодня блистают на знаменитой сцене.

Мария Александрова

Имя народной артистки РФ Марии Александровой в афише - несомненная гарантия аншлага.

Балерина попала в Большой театр ещё в 1997 году, став лауреаткой первой премии международного конкурса. И почти сразу перешла из артисток кордебалета в ранг ведущих солисток.

Вот уже 20 лет без её участия не обходится ни один театральный сезон.

Все героини примы - обладательницы трудного характера, волевые и сильные женщины. Сегодня в Большом театре можно увидеть Александрову в образе Ундины из «Героя нашего времени» и в главной роли «Жизели» в редакции Григоровича.

Светлана Захарова

Светлана Захарова сначала выступала на сцене петербургского Мариинского театра, однако на взлёте своей карьеры не побоялась начать всё сначала и перейти в Большой.

С 2003 года артистка выступает в Москве, а в 2008 году даже стала примой-балериной знаменитого миланского театра «Ла Скала». Можно сказать, что Захарова успела перетанцевать все сольные партии культовых балетов, среди которых «Жизель», «Лебединое озеро», «Баядерка», «Кармен-сюита».

Но, несмотря на мировую славу, прима остаётся преданной Большому театру, и последняя её работа - Мери в балете «Герой нашего времени».

Евгения Образцова

Ещё одна бывшая прима Мариинки, а с 2011 года звезда Большого театра - Евгения Образцова.

Изящная, хрупкая девушка - идеальная героиня всех романтических сказок, поэтому за её плечами такие нежные образы, как Сильфида, Жизель, Баядерка, Принцесса Аврора, Золушка, Джульетта.

Однако балерина не стремится ограничивать себя рамками узкого амплуа: главное для неё - станцевать так, чтобы зрители поверили увиденному на сцене. Образцова много гастролирует и даже снимается в зарубежных фильмах.

Екатерина Шипулина

Екатерина Шипулина сегодня одна из самых востребованных балерин России. По окончании Московской государственной академии хореографии она была принята в труппу Большого театра, где успела поработать абсолютно со всеми хореографами.

Критики отмечают стремление Шипулиной к абсолютной точности исполнения. В репертуаре звезды десятки ведущих партий: Одетта-Одиллия в «Лебедином озере», Эсмеральда в «Соборе Парижской Богоматери», Жизель в «Жизели».

Сегодня приму можно увидеть на сцене Большого в образе Ундины в балете «Герой нашего времени».

Екатерина Крысанова

Биография этой примы может удивить многих, ведь первое образование Екатерины Крысановой было не хореографическим.

Сначала знаменитая балерина училась в Московском центре оперного пения им. Вишневской и только после поступила в Московскую академию хореографии. Статус примы она получила не сразу, зато после участия в балете «Спящая Красавица» раз и навсегда стала любимицей зрителей и театральных критиков.

Последней работой Крысановой в Большом театре были «Русские сезоны» и роль парижской балерины Корали в «Утраченных иллюзиях».

Нина Капцова

Нину Капцову в 1996 году, сразу после окончания Московской государственной академии хореографии, приняли в труппу Большого театра. Она с детства была отличницей и не привыкла работать вполноги.

Результат усердных тренировок налицо: в 2011 году Капцова получила звание примы Большого. После чего закрепила свой успех ведущими партиями в балетах: «Изумруды», «Иван Грозный», «Онегин». Сегодня приму-балерину можно увидеть на сцене Большого в образе Маргариты Готье в «Даме с камелиями», а также в «Классической симфонии».

На момент открытия Большого театра его коллектив состоял всего из тринадцати музыкантов и тридцати артистов. Каждый из которых мог быть задействован и в опере и драматических постановках.

С каждым годом увеличивающаяся популярность театра требовала и расширения состава кадрового персонала. Так, к 1785 году труппа выросла до 80 человек, к 1990 году - число артистов театра достигло 900.

С формированием подлинно русского репертуара театра - появилась острая необходимость разделения специализаций. Так появились оперная и балетная труппы.

  • Сергей Лемешев
  • Надежда Обухова
  • Елена Степанова
  • Георгий Нэлепп
  • Никандр Ханаев
  • Бэла Руденко
  • и др.

Другие удостоились Сталинский и Ленинских премий, заслужили звание Героя Социалистического труда. В период после 1991 года многие артисты стали Народными артистами Российской Федерации.

Балетная труппа

Яркие балетные постановки в исполнении артистов Большого театра не смогут не полюбиться публике - ведь их отточенное мастерство, грациозность и качество исполнения завораживают каждого зрителя.

Многие артисты из состава балетной труппы были удостоены внимания со стороны государства и получили звание Народного артиста СССР. Так, в этот список вошли:

  • Ольга Лепешинская
  • Галина Уланова
  • Юрий Владимиров
  • Нина Сорокина
  • и др.

До сих многие помнят удивительные исполнения постановки с участием звезд балетного искусства. Вечно живые «Жизель» и «Золушка», «Лебединое озеро» и «Щелкунчик» до сих пор на сцене Большого театра.

Благодаря балетным постановкам Большого театра стали широко известны всему миру имена таких талантливых артистов, как Михаил Барышников, Майа Плисецкая, Светлана Захарова, Рудольф Нуриев и многие другие.

Сейчас в составе балетной труппы около 250 талантливых артистов, которые изо дня в день показывают эмоциональный, завораживающий дух балет, и которому нет равных во всем мире.