Самые богатые люди тувы. Сценарий мероприятия «Известные люди Тывы Тувинские блюда и напитки

Национальный характер

Жилище

Во всех районах Тувы, за исключением таежных, распространена разборная и переносная юрта с деревянным легким каркасом, покрытая войлоком. Крыша куполообразная, из тонких длинных палок, привязанных одним концом к решетке, а другим вставленных в деревянный круг, который служит одновременно и дымовым отверстием. Ориентируют юрту обычно по-древнетюркски – входом на восток, но в южных районах, по монгольскому обычаю, – на юг. Юрту покрывают семью кусками войлока определенного размера и поверх перевязывают веревками. Земляной пол раньше застилали войлоком, шкурами, а сейчас – досками. В центре юрты находится очаг с железным таганом на трех ножках для приготовления пищи, огонь очага обогревает и освещает юрту. В юрте нет перегородок, правая сторона при входе считается женской – здесь, почти у самой двери, находится кухня; левая сторона – мужская, у двери лежат седла, сбруя, и здесь же держат скот-молодняк в холодное время года. Прямо напротив входа, за очагом, – почетный угол (тор), где принимают гостей и сидит хозяин. Деревянная мебель и домашняя утварь приспособлена к перекочевкам.

Горловое пение

Природа одари ла кочевников центра Азии ис ключительным даром – умением одновременно воспроизводить мелодию двух тонов: основного (речевого или певческого) и наложенного на него второго, мелодического тона (низкого или высокого), что дает эффект особого «горлового» пения. Оно существует здесь в пяти основных жанровых формах: хоомей, сыгыт, каргыраа, борбаннадыр, эзенгилээр, с многочисленными подвидами при множестве индивидуальных манер исполнения. Если художественную культуру тувинского народа образно сравнить с национальной шапкой «оваадай», то горловое пение видится как ее красная коралловая верхушка «чинзе»: красиво по виду, высоко по положению, дорого по содержанию.

Хоомей стал одним из стержней национальной культуры тувинского народа. Говорят, что каждый пятый тувинец владеет горловым пением. 15 чел. обладают самым высоким званием – народный хоомейжи Республики Тува.

Из современных исполнителей наиболее популярен народный хоомейжи Ондар Конгар-оол и коллектив ансамбля «Хун-хурту». В Кызыле действует Международный научный центр «Хоомей» (ул. Щетинкина-Кравченко, 46, тел. 334 24).

Кухня

У тувинцев, как и у большинства кочевых народов Средней Азии, основу питания составляют продукты животноводства. Пища, как правило, пресная и с бедная вкусовыми оттенками – тувинцы почти не используют специй.

Наиболее почитаемым продуктом всегда было молоко (сут). Все блюда из молока с древности назывались «ак чем» («белая пища»).

Помимо молока в тувинской кухне важное место занимает мясо. Представление о достатке в семье связывается с возможностью ежедневно есть мясо до полного насыщения. Мясо домашних и диких животных сушат, вялят, солят, замораживают, словом, придумывают всевозможные способы его длительного хранения. В любое время года тувинцы предпочитают вареное мясо жареному. Баранина – самый распространенный вид мяса в Туве. При этом в пищу идет буквально все, в том числе внутренности и кровь. Как только баранья туша разделана и внутренности разобраны, мясо варят в котле. При этом действе присутствует вся семья, ближайшие соседи и живущие поблизости родственники.

Рыбу тувинцы не жалуют. Если и едят ее, то в вареном виде.

Дикие травы и целебные растения, которые собирают тувинцы, также используются в национальной кухне. Из чаги, крапивы, золотого корня, сараны, шиповника, облепихи, солодки, смородины делают настойки, которые в зимнее время служат спасительным источником витаминов.

Язык

Тувинский язык относится к тюркской группе языков алтайской семьи. Письменность создана в 1930 г. на базе латиницы, а с 1941 г. переведена на кириллическую основу. Конституцией Тувы 2001 г. тувинский и русский определены как равноправные государственные языки. Делопроизводство ведется на русском языке. В большинстве тувинских сел и на чабанских стоянках молодежь не говорит по-русски.

Тувинские блюда и напитки

Хойтпак – заквашенное молоко (тюркск ое название «айран»). Из него гонят молочную водку (арака), из творожистых остатков делают кислый, высушенный на солнце творог (ааржы), а также пресный сладковатый сыр (быштак). Для получения хойтпака нужна закваска. Лучшей закваской считают сам хойтпак, а когда его нет, используют пророщенную в полотняном мешочке пшеницу. Иногда готовят закваску заранее: берут кусок чистого войлока, пропитывают его хойтпаком и хранят. За зиму войлок подсыхает, но закваска не утрачивает своих свойств. Весной этот войлок опускают в свежее молоко, и оно быстро заквашивается. Хранят хойтпак в деревянных кадках (доскаар), отчего в юрте стоит специфический запах. Хойтпак употребляют как утоляющий жажду питательный напиток: две пиалы выпил – и можно пасти скот целый день.

Арака (Арага) – молочная водка. Для ее приготовления используют самогонный аппарат – уникальное изобретение тувинских умов, так называемый шууруун: ствол тополя с удаленной сердцевиной, закрепленный с помощью камней прямо в посудине, сверху – сосуд с холодной водой, который служит конденсатором алкоголя, щели в трубе обматывают войлоком. Во время кипячения напиток, называемый «шими арагазы», вытекает из шуурууна по специальному желобу. Алкоголя там немного – примерно 20 %. Чтобы получить более крепкую водку, ее перегоняют вторично и доводят до 70–80 Љ. Такая водка называется «дан» («заря»). Водка-первач не слишком приятного мутного цвета, запах соответствует цвету. Вкус такой, что лучше пить араку быстро. Этот напиток тувинцы всегда предлагают гостям.

Божа – разновидность творога. У экономных тувинцев в дело идет все. Оставшуюся после перегонки в котле жидкую творожистую массу сливают в полотняный мешочек, остужают, процеживают и сушат. Получается разновидность сушеного творога «ол ааржы». Кроме божа, на стенках перегонного аппарата образуется творожистый осадок, который соскребают ложкой и едят, – «шуурун итпээ». Из него делают съедобные колобки «хом», которые сушат на солнце.

Быштак – прессованный сыр. Готовят его из кипяченого молока с добавлением простокваши. Мешочек с «заготовкой» кладут между двух досок, что придает сыру нужную форму. Сыр можно приготовить в течение одного дня.

Куртуг – творог нарезают квадратиками и сушат, как грибы, на ниточке, подвешивая к каркасу юрты. Творог быстро твердеет. Его берут с собой в длительные поездки или на пастбище. С непривычки его есть трудно, однако попробовать стоит. Куртуг можно привезти в качестве сувенира.

Согожа – любимейшее блюдо тувинцев. Нежную часть печенки поджаривают на углях, режут и обматывают тонким сальником, нанизывают на шампуры, солят и дожаривают. Есть можно только в горячем виде.

Праздники

Наадым. Ежегодный национальный праздник тувинского народа, отмечаемый в августе. В программе соревнований: борьба хуреш, скачки, стрельба из лука и др.

Хуреш – непременный атрибут всех празднеств наравне с конными скачками и стрельбой из лука. Правила борьбы очень простые – проиграет тот, кто коснется земли чем-либо, кроме ног. Борьба ведется один на один, участвуют только мужчины. Перед схваткой они надевают борцовские костюмы содак-шудак, а после победы исполняют небольшую мимико-танцевальную сценку, изображая орла. О любимых борцах народ слагает легенды, приписывая им сверхчеловеческие качества.

Шагаа. Празднование Нового года по лунному календарю – один из главных обрядов тувинского народа. Поскольку оно зависит от фазы луны, его празднуют в разное время – с начала января до конца февраля. Дата праздника определяется ламами по астрологическим таблицам, а затем ежегодно устанавливается Верховным Хуралом.

Шагаа – комплекс обрядов, игр и развлечений. Время наступления Нового года воспринимается как особое, сакральное, когда происходит разрыв между прошлым и будущим, сопровождающийся борьбой между добром и злом в их космическом значении. За несколько дней до наступления Шагаа жилища внутри и снаружи очищают от снега, грязи и пыли. Войлочные ковры, кожаные вьючные мешки, постель, одежду, обувь выносят и чистят на снегу, все старое выбрасывают или сжигают.

В домах и храмах особое внимание уделяется алтарю или месту, на котором размещают подношения Будде и статуэтки буддийских бурханов. Перед Шагаа их чистят, моют, натирают до блеска. Обязательно зажигают лампаду.

Встречают Новый год не в полночь, а с появлением первых лучей солнца в первый новогодний день. Чтобы не пропустить этот важный момент, взрослые не ложатся спать. Существует поверье, что в новогоднюю ночь Будда объезжает на своей колеснице землю и, если ему попадаются спящие люди, принимает их за мертвых и не благословляет.

Первый день Шагаа проходит в визитах, посещении родственников и обмене подарками. Происходит духовное очищение, когда прощаются все обиды, горести и печали остаются в прошедшем году. В дни празднования Нового года почитается белый цвет (который у многих тюрко-монгольских народов связывается с представлением о счастье). Особая, ритуальная роль в новогоднем празднике отводится пище. Готовят ее в большом количестве. В новогодней трапезе преобладают вареная баранина, различные виды молочных продуктов, выпечка.

Знаменитые люди

Мунзук Максим Монгужукович (1910–1999) – народный артист России и Республики Тува. Родился в с. Межегей Тандинского кожууна в семье батрака. Поистине мировую славу принесла ему роль удэгейского охотника Дерсу Узала в одноименном фильме японского режиссера Акиры Куросавы.

Оскал-оол Владимир Базыр-оолович (1920–1999) – народный артист СССР. Родился в местечке Хондергей Дзун-Хемчикского кожууна. Первый в Туве артист цирка, родоначальник целой династии. Он создал прекрасную сказку о Туве, с элементами национальных игр, обрядов, обычаев.

Черзи Монгуш Холла-Салович (1899–1969) – скульптор, родоначальник тувинского камнерезного искусства. В 8 лет смастерил из тополиной коры игрушку и с тех пор вырезал деревянные игрушки, делал и расписывал сундуки (аптара). С 1942 г. стал серьезно заниматься резьбой по дереву и камню. Черзи создал около 1000 скульптурных работ из дерева и камня, множество видов тувинских шахмат.

Кенин-Лопсан Монгуш Борахович (р. 1925) – ученый, этнограф, действительный член Нью-Йоркской академии наук, доктор исторических наук, исследователь шаманизма, президент республиканского общества шаманов «Дунгур». Родился в местечке Чаш-Тал сумона Хондергей Дзун-Хемчикского кожууна. Классик тувинской литературы. Американский фонд шаманских исследований присвоил ему звание «Живое сокровище шаманизма».

Монгуш Аяс Семис-оолович (р. 1973) – борец. Родился в с. Баян-Тала Дзун-Хемчикского кожууна. Абсолютный чемпион России, чемпион Европы, чемпион мира по борьбе сумо. На протяжении 14 лет непрерывный победитель крупнейших тувинских соревнований на праздниках Наадым. Его выступления неизменно собирают полные стадионы. Кумир всех мальчишек Тувы.

Рушева Надежда Николаевна (1952–1969) – художница редкой одаренности, имя которой вошло в историю российского искусства. Ее мама Н.Д. Ажыкмаа – одна из первых тувинских балерин. Надя родилась в г. Улан-Баторе, где ее родители находились в командировке. После рождения дочери Рушевы переехали в Москву. У девочки очень рано проявился необыкновенный талант художника. Популярность «всесоюзного» масштаба настигла девочку благодаря ее иллюстрациям к произведениям А.С. Пушкина и М.А. Булгакова. Надя умерла в возрасте 17 лет в результате осложнений после гриппа. Она оставила после себя огромное творческое наследие – около 12 тыс. рисунков.

Шойгу Сергей Кужугетович (р. 1955) – министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Родился в Чадане. Одна из самых заметных фигур в правительстве России. Член Совета безопасности РФ. Один из лидеров партии «Единая Россия». Генерал-полковник. Герой России (1999). Кандидат экономических наук, президент Международной ассоциации спасателей.

Из книги Эти странные французы автора Япп Ник

Из книги Эти странные бельгийцы автора Мейсон Энтони

ХАРАКТЕР Истинная природа бельгийцаПитер Брейгель Старший, величайший представитель прославленной династии художников, четыреста лет назад уловил и запечатлел на своих полотнах дух сограждан, занимающихся сельским трудом, радостно скользящих по льду замерзшего пруда

Из книги Эти странные шведы автора Берлин Петер

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ХАРАКТЕР МеланхолияОбщей чертой для всех шведов является сумрачное состояние души, нечто вроде английского сплина, именуемое svarmod. Это чувство, которое можно также назвать глубокой черной меланхолией, является порождением долгих морозных зим, высоких

Из книги Сибирь. Путеводитель автора Юдин Александр Васильевич

Из книги Алтай (Алтайский край и Республика Алтай) автора Юдин Александр Васильевич

Из книги Красноярский край (включая Таймырский и Эвенкийский автономные округа) автора Юдин Александр Васильевич

Из книги Забайкалье (Бурятия и Читинская область) автора Юдин Александр Васильевич

Национальный характер АлтайцыСамоназвание алтай-кижи (человек Алтая). Алтайцы – собирательное название тюркоязычных племен, населяющих Горный Алтай и Кузнецкий Алатау. К северным алтайцам относятся тубулары (туба-кижи), проживающие в Чойском и Турочакском районах,

Из книги Тува автора Юдин Александр Васильевич

Национальный характер ДолганыДолганы – основное коренное население Таймырского АО (ок. 4880 чел.) – проживают в Хатангском р-не по р. Хатанга и Хетта, а также в поселках, подчиненных администрации г. Дудинки, в Авамской тундре.Долганы – сравнительно молодой народ,

Из книги Эти странные австралийцы автора Хант Кент

Национальный характер БурятыБуряты – монголоязычный народ Сибири. Его общая численность в мире – 520 тыс. чел. Существуют разные гипотезы происхождения бурятского народа. Одни ученые считают, что буряты появились на Байкале из-за миграции их предков из других районов

Из книги Индия. Юг (кроме Гоа) автора Тарасюк Ярослав В.

Национальный характер ЖилищеВо всех районах Тувы, за исключением таежных, распространена разборная и переносная юрта с деревянным легким каркасом, покрытая войлоком. Крыша куполообразная, из тонких длинных палок, привязанных одним концом к решетке, а другим вставленных

Из книги Индия: Север (кроме Гоа) автора Тарасюк Ярослав В.

Характер Характер любого оззи – это сложнейшая смесь всех возможных характеров, какие только можно себе вообразить. Если посмотреть на австралийца как на некий единый характер, то вы не найдете в нем никакой логики. Но если вы попробуете высветить по отдельности каждый

Из книги Психология и педагогика: Шпаргалка автора Автор неизвестен

Из книги Специальная дрессировка собак автора Круковер Владимир Исаевич

Национальный характер Каждый индиец с момента рождения принадлежит к общине, касте, наследует профессию родителей и ведет образ жизни в соответствии с религиозно-этическими традициями, идущими с глубокой древности. Большое значение имеет гороскоп и определение

Из книги Простые вопросы. Книга, похожая на энциклопедию автора Антонец Владимир Александрович

29. ХАРАКТЕР Характер – это совокупность основных черт личности, от которых зависят формы социального поведения, поступки человека, которые рассчитаны на оказание влияния на окружающих. Характер проявляется в человеческих отношениях. Характер и темперамент

Из книги автора

Из книги автора

Существует ли национальный характер? Если обратиться к мнению людей, складывается впечатление, что они ясно видят колоссальное разнообразие характеров у представителей одного и того же народа, но в то же время большинство из них твердо убеждены, что национальный

Иван Иванович Широких жил и работал в Верхотурьи на Богословских заводах. Женат на Вере Николаевне Наумовой, дочери писателя-народника Николая Ивановича Наумова. Отец И.И. Широких, тоже Иван Иванович Широких, также был инженером. Мать Лидия Капитоновна Шадрина.



Александр Степанович Попов родился 4 марта 1859 (16 марта 1859) года на Урале в посёлке Турьинские Рудники Верхотурского уезда Пермской губернии. В семье его отца, местного священника, кроме Александра было ещё 6 детей. Жили более чем скромно. В 10-летнем возрасте Александр Попов был отправлен в Далматовское духовное училище, где учился с 1869 по 1871 год. В 1871 году Александр Попов перевёлся в Екатеринбургское духовное училище. В то время в Екатеринбурге жила со своей семьей его старшая сестра Мария Степановна, по мужу Левицкая.
В 1873 году он перевелся в Пермскую духовную семинарию. После окончания общеобразовательных классов Пермской духовной семинарии (1877 год) Александр успешно сдал вступительные экзамены на физико-математический факультет Петербургского университета. Годы учения в университете не были для Попова лёгкими. Средств не хватало, и он вынужден был подрабатывать электромонтёром в конторе «Электротехник». В эти годы окончательно сформировались научные взгляды Попова: его особенно привлекали проблемы новейшей физики и электротехники.
Успешно окончив университет в 1882 году, А. С. Попов получил приглашение остаться там для подготовки к профессорской деятельности по кафедре физики. В 1882 году защитил диссертацию на тему «О принципах магнито- и динамоэлектрических машин постоянного тока». Но молодого учёного больше привлекали экспериментальные исследования в области электричества, и он поступил преподавателем физики, математики и электротехники в Минный офицерский класс в Кронштадте, где имелся хорошо оборудованный физический кабинет. В 1890 году получил приглашение на должность преподавателя физики в Техническое училище Морского ведомства в Кронштадте. Одновременно в 1889—1898 гг. в летнее время заведовал главной электростанцией Нижегородской ярмарки. В этот период всё своё свободное время Попов посвящает физическим опытам, главным образом, изучению электромагнитных колебаний.
С 1901 года Попов — профессор физики Электротехнического института императора Александра III. Попов был Почётным инженером-электриком (1899) и почётным членом Русского технического общества (1901).
В 1905 году учёный совет института избрал А. С. Попова ректором.
Скоропостижно скончался 31 декабря 1905 (13 января 1906). Похоронен на Волковском кладбище в Санкт-Петербурге.



Родился в Турьинских рудниках в семье горного инженера. После смерти отца в 1857—1866 годах учился в Петербурге в Горном кадетском корпусе (к окончанию учёбы Горный институт), впоследствии состоял там же профессором геологии.

По окончании корпуса два года работал на Урале.

В 1886 году избран членом Императорской академии наук.

С 1899 по 1936 — президент Минералогического общества России. Опубликовал работы по палеонтологии, стратиграфии и тектонике, петрографии, геологии и полезным ископаемым Урала. В 1899 году впервые описал геликоприона.

Урна с прахом А. П. Карпинского покоится в Кремлёвской стене. Академик Карпинский — старейший (по дате рождения) из погребённых в этом некрополе.



Евграф Степанович Фёдоров (10 (22) декабря 1853, Оренбург — 21 мая 1919, Петроград) — русский кристаллограф, минералог и математик. Брат инженера и изобретателя Евгения Степановича Фёдорова.

Крупнейшее достижение Е. С. Фёдорова — строгий вывод всех возможных пространственных групп (1891 год). Тем самым Федоров описал симметрии всего разнообразия кристаллических структур. В то же время он фактически решил известную с древности задачу о возможных симметричных фигурах. В некотором смысле Федоров завершил построение здания классической кристаллографии. Значение открытия Федорова можно проиллюстрировать тем, что все изученные до 80-х годов XX-го века кристаллические структуры укладывались в 230 открытых им пространственных групп и лишь в 1982 году были открыты новые типы структур, не укладывавшиеся в классическую кристаллографию.

Кроме того, Евграф Степанович создал универсальный прибор для кристаллооптических измерений — фёдоровский столик.

Среди учеников Фёдорова следует отметить: Д.Н. Артемьева, А.К. Болдырева

Февральская и Октябрьская революции 1917 г. произвели на Фёдорова глубокое впечатление. Он верил в светлое будущее России и российской науки и связывал с произошедшими в обществе переменами самые светлые надежды и мечты. В 1919 г. он был избран действительным членом обновленной Российской Академии наук… Но жизнь в революционном Петрограде была тяжелой, не хватало еды и тепла. В феврале 1919 г. Фёдоров заболел воспалением лёгких, 21 мая его не стало.

С 1920 года на базе кафедр кристаллографии и минералогии Горного института проходили заседания Фёдоровского института, организованного в ЛГИ по инициативе проф. А. К. Болдырева. С 1944 года конференции получили название «Фёдоровские сессии» и проводятся ежегодно. В 1953, 1969, 1991, 1999 и 2003 гг. Фёдоровские сессии носили международный характер. История Фёдоровских сессий подробно изложена в статье И. И. Шафрановского «Фёдоровская кафедра кристаллографии, Фёдоровский институт и Фёдоровские сессии» (в кн. "Е. С. Фёдоров. Очерки, воспоминания современников, материалы. Труды Санкт-Петербургского Общества естествоиспытателей, сер.1, т.93., СПб, 1999, с.125-132).



Родился (20 марта 1910 — 11 мая 1939) в п. Воронцовка на Урале (впоследствии Краснотурьинского горсовета Свердловской области) в семье Серова Константина Терентьевича и Серовой Любовь Фроловны. В июне 1930 окончил Вольскую военно-теоретическую школу лётчиков и был переведён во 2-ю школу военных лётчиков и летнабов в г. Оренбурге. 17 декабря 1931 окончил 2-ю школу военных лётчиков и летнабов по 1-му разряду. В августе 1935 поступил в Военно-воздушную академию им. Жуковского.

Первый муж известной советской киноактрисы Валентины Серовой (Половиковой).

Участвовал с 1937 г (ст. лейтенант) в Гражданской войне в Испании под псевдонимом «Родриго Матео». 2 марта 1938 полковнику Серову было присвоено звание Герой Советского Союза.

В мае 1938 он был назначен начальником Главной лётной инспекции ВВС. 11 мая 1939 комбриг погиб в авиакатастрофе во время курсов усовершенствования начальствующего состава — осваивая «слепые» полёты вместе с Полиной Осипенко.

Прах Серова и Осипенко помещён в урнах в Кремлёвской стене на Красной площади в Москве.

В честь Анатолия Серова назван город Серов (Надеждинск) на Урале, где в юности он жил и учился в школе ФЗУ при металлургическом заводе. В Омске, в Ленинском округе, в честь Серова названа площадь.



(20 апреля (3 мая) 1917 года, село Золотухи ныне Оржицкого района Полтавской области (Украина) — 14 сентября 2001 года, Краснотурьинск, Свердловская область, Россия) — командир отделения 255-го отдельного саперного батальона (186-я стрелковая дивизия, 65-я армия, 1-й Белорусский фронт), старший сержант.

Родился в семье крестьянина. Украинец. Член ВКП(б)/КПСС с 1943 года. С 1932 года жил в Свердловской области. Образование начальное. Работал на Уралвагонзаводе и в Сотринском мехлесо-пункте.

Участник Великой Отечественной войны. Сражался на Калининском, Брянском, 2-м Белорусском фронтах. Был командиром отделения и помощником командира взвода 255-го отдельного саперного батальона 186-й стрелковой Брестской Краснознаменной дивизии. Был ранен.

5—8 сентября 1944 года командир отделения старший сержант Петрик переправлял на плотах пехотные, артиллерийские и минометные подразделения с вооружением и боеприпасами через реку Нарев в районе деревни Лахы (севернее города Сероцк, Польша), чем содействовал успеху боёв за плацдарм.

Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали «Золотая Звезда» Афанасию Филипповичу Петрику присвоено 24 марта 1945 года.

После войны жил в городе Краснотурьинск Свердловской области. Работал выпарщиком на Богословском аллюминеевом заводе. Умер 14 сентября 2001 года.

Награды

  • Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945, Орден Ленина и Медаль «Золотая Звезда») — за мужество и отвагу, проявленные при форсировании реки Нарев.
  • Орден Отечественной войны 1-й степени (1985)
  • Орден Трудового Красного Знамени (1961)
  • 2 Ордена Красной Звезды (1944), (1944)
  • Орден Славы 3-й степени (1943)
  • Медаль «За отвагу»
  • Медаль «В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина» (1970)
  • Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1945)
  • Юбилейная медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1965)
  • Юбилейная медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1975)
  • Медаль «За освобождение Варшавы» (1945)
  • Юбилейная медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР» (1967)
  • Юбилейная медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР» (1978)
  • Юбилейная медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР» (1988)
  • Медаль Жукова (1994)
  • Юбилейная медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» (1995)
  • иностранной медалью.
  • Почётный металлург (1966)
  • Почётный гражданин города Краснотурьинска (1967)



Родился 14 ноября 1914 года в селе Исток (ныне Троицкое) Каменского района Свердловской области в семье крестьянина. Русский. Учился на строительных курсах в городе Свердловске (ныне Екатеринбург). После окончания курсов работал десятником на строительстве Южно-Заозёрского прииска в посёлке Турьинские рудники (ныне город Краснотурьинск), а затем в автотранспортном цехе прииска.

В Красной Армии служил с 1936 по 1939 год и с июля 1941 года. Участвовал в боях с японскими милитаристами у озера Хасан в 1938 году.

В боях Великой Отечественной войны с февраля 1943 года. Был командиром артиллерийского расчёта дивизиона противотанковых пушек. Воевал на Северо-Западном, Степном, 2-м Украинском фронтах. Член КПСС с 1943 года.

Участвовал:

В боях по ликвидации Демянского «котла», в боях в районе реки Ловать и города Старая Русса, в форсировании Днепра, в освобождении города Пятихатки и боях за Кривой Рог и Кировоград - в 1943 году; - в Корсунь-Шевченковской и Уманско-Ботошанской операциях, в том числе форсировании реки Днестр и удержании плацдарма в районе города Оргеев, в Ясско-Кишинёвской операции, освобождении Румынии, в том числе Бухареста, района Южных Карпат и города Тимишоара, в боях на территории Венгрии и освобождении города Карцаг - в 1944. В конце января 1944 года был ранен на реке Гнилой Тикич в ходе Корсунь-Шевченковской операции.

Командир орудия гвардии старшина Мещерягин в бою за город Карцаг (Венгрия) 11 октября 1944 года в составе батареи вместе со стрелковыми подразделениями вышел в тыл противника и участвовал в захвате центральной части города. При отражении контратак противника уничтожил 3 танка и бронетранспортёр. В бою был ранен, но, оставшись один из расчёта, продолжал вести огонь, удерживая захваченную позицию. Погиб в этом бою.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 24 марта 1945 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецко-фашистскими захватчиками и проявленные при этом мужество и героизм гвардии старшине Мещерягину Михаилу Николаевичу присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

Похоронен в братской могиле в городе Карцаг на центральной площади.

Август Генрихович Крузе

Август Генрихович Крузе (род. 27 июля 1941 года в селе Штрауб (ныне Скатовка) Саратовской области) — Архиепископ Евангелическо-лютеранской церкви России, Украины, Казахстана и Средней Азии.

Через месяц после своего появления на свет семья Августа Крузе — мама, бабушка и старший брат — была депортирована в небольшой городок Кортуз Красноярского края. В 1949 году вышел указ, согласно которому депортированным немцам разрешалось переехать к своим близким родственникам для воссоединения семей. Тогда же семья переехала к дяде в город Краснотурьинск Свердловской области. В 50-х годах бабушка Августа Крузе брала его с братом на собрания лютеранской общины Краснотурьинска, проходившие тогда тайно в домах верующих. Все богослужения проходили на немецком языке. Лишь в 1990 году стало возможным всем лютеранским общинам города открыто праздновать Рождество.

После 3-х лет службы в армии Крузе устроился работать на алюминиевый завод в Краснотурьинске, где он проработал 28 лет. В 1964 году Август Крузе женился. У него двое взрослых детей — сын и дочь, пять внуков и один правнук.

Август Крузе был рукоположен тогдашним епископом Николаем Шнайдером (de:Nikolaus Schneider) со всеми правами пастора. Уже в 1993 году он стал пробстом на Урале и представителем епископа.

В 2004 году избран на должность епископского визитатора. С 2007 года — Епископ Евангелическо-Лютеранской Церкви Сибири, Урала и Дальнего Востока.

19 сентября 2009 года на III Генеральном Синоде Евангелическо-Лютеранской Церкви (ЕЛКРАС) в городе Санкт-Петербурге в соборе Святых Петра и Павла избран Архиепископом Евангелическо-лютеранской церкви России, Украины, Казахстана и Средней Азии

Иванченко Александр Львович (1945) - писатель, член Союза писателей России, член Международного ПЕН-клуба. Автор романов, повестей, рассказов, пьес, эссе. Переводчик с английского. Родился в г. Краснотурьинске

Представлены монгольские элементы. Эта закономерность отражается и в собственных именах. Они издавна имели важное значение для тувинцев.

История происхождения имен

Современные тувинские имена были заимствованы у монголов, русских, тюркских народов.

Еще совсем недавно ребенка нарекали не сразу, а спустя месяцы, а иногда и годы после его рождения. Еще в 19-м веке мальчик получал свое «мужское» имя в возрасте примерно 10 и более лет. До этого его называли просто «сын», «маленький мальчик», «малыш» и так далее.

Эта традиция берет свое начало из преданий и эпических сказаний тувинцев, где объясняется, что наречение происходит только тогда, когда молодой человек получает коня и становится мужчиной. Так, например, один из героев эпических сказаний Хан-Буддай получил имя, когда стал ездить на охоту и смог укротить своего коня, а герой эпических сказаний Меге Сагаан-Тоолай - только перед поездкой за своей невестой.

Многие тувинские имена связаны с внешним видом ребенка, его темпераментом или характером. Например, Биче-оол переводится как «маленький мальчик», Кара-кыс - «черная девочка», Узун-оол - «длинный мальчик» и так далее.

Нередко способ наречения отражает сильное желание родителей видеть в малыше ту или иную черту, например Маадыр переводится как «герой», Мерген - «мудрый».

Встречаются у народа имена, которые были даны по названию определенного предмета: Деспижек - «корытце».

Девочек часто называли в честь красивых птиц, растений, животных, например Сайлыкмаа - «синичка», Чодураа - «черемуха». Самое распространенное тувинское женское имя - Чечек - «цветок».

Иногда детей нарекали по названию местности, где проживала семья, например, Хемчик-оол (река, впадающая в Енисей).

Еще в начале 20-го века, если в семье умирали дети, то ребенку давали какое-либо «страшное», «скверное» имя, чтобы отпугнуть злого духа. Вместе с плохим прозвищем ему давали и мирское «настоящее», но его не произносили, пока ребенок не подрастет и не окрепнет. В настоящее время этот обычай исчез, но среди людей старшего поколения часто можно встретить лиц с такими именами и возникшими на их основе фамилиями.

Способ образования

Все тувинские имена по происхождению делятся на три группы:

  • Первая группа - это исконно национальные наречения: Мерген - «мудрый», Анай «козленок», Чечен - «изящный», Белек - «подарок», Чечек - «цветок», Маадыр - «герой».

Многие имена двусложные, состоят из нескольких компонентов, например, Белек-Байыр - «подарок и праздник», Алдын-Херел - «золотой луч».

Наиболее распространенным компонентом тувинских имен для мальчиков является слово «оол», которое переводится как «мальчик», «парень». Например, Алдын-оол - «золотой мальчик».

  • Ко второй группе относят те, которые связаны с буддизмом, они были видоизменены согласно фонетическим законам. Часто тувинцы называли детей в честь буддийских божеств, Долчан, Долгар, Шогжал.

Также нарекали детей в честь священных буддийских книг, например Манзырыкчы.

  • К третьей группе относятся русские или заимствованные из других европейских языков.

Следует отметить, что имена у тувинцев употребляются чаще, чем фамилии. Человека знают по его личному прозвищу, кроме того, вплоть до 1947 года фамилиями были старые названия племен.

Образование фамилий и отчеств

В 1947 году тувинцам разрешили брать русские имена и фамилии, так как родоплеменные названия, которые служили фамилиями, были количественно ограничены.

В результате этого процесса национальные тувинские имена стали фамилиями, а русские заимствованные - именами. Например, Кускелдей Тамара, Даваа Александр. Особенно это характерно для младшего и среднего поколения.

У тувинских фамилий отсутствуют определенные окончания, которые характерны для русских.

Отчества образуются следующими способами:

  • К имени отца прибавляются суффиксы: -евич, -ович для мужчин; -евна, -овна для женщин. Например, Кызыл-ооловна, Кызыл-ооло-вич.
  • Имя отца ставится на третьем месте без суффикса. Например, Танова София Седип, Монгуш Александр Кызыл-оол.

Необычные мужские

По сложившейся народной традиции родители называли ребенка странно, чтобы уберечь его от опасности. Ему подбирали необычное или некрасивое прозвище. Например, Кодур-оол означает «лишайник». Часто мальчика называли женским именем, а девочку - мужским. Иногда детям давали даже кличку. Считалось, что такие способы наречения отгоняли от ребенка злых духов.

Список красивых тувинских имен:

  • Айлан - «соловей»,
  • Айхаан - «лунный хан»,
  • Алдынхерел - «золотой луч»,
  • Баазан - «родился в пятницу»,
  • Байлак - «достаток»,
  • Белек - «образованный»,
  • Бурбу - «родился в четверг»,
  • Маадыр - «герой»,
  • Менгиот - «горный ледник»,
  • Мерген - «меткий стрелок»,
  • Чечен - «изящный»,
  • Чимит - «бессмертный».

Для женщин

У тувинцев мужские имена легко превращают в женские, заменив элемент «оол» на «кыс», который означает «девочка», «девушка», или «уруг» - «дочь», «ребенок». Например, Алдын-кыс «золотая девочка», Ак-уруг «белый ребенок».

Одним из характерных показателей тувинских имен для девочек является составная часть «маа», это тибетское слово, которое означает «мама». Например, Сайлыкмаа - «синичка», Чечекмаа - «цветочек».

Список популярных тувинских женских имен:

  • Азунда - значение неизвестно,
  • Айсуу - «лунная вода»,
  • Анай - «козленок»,
  • Каракыс - «черная девушка»,
  • Олча - «удача»,
  • Саар - «доярка»,
  • Сайлыкмаа - «синичка»,
  • Сылдысмаа - «звезда»,
  • Хералмаа - «луч»,
  • Херел - «луч»,
  • Чечекмаа - «цветок»,
  • Шенне - «пион»,
  • Шуру - «красивая».

Вместо заключения

В последнее время тувинцы наряду с национальными именами для наречения детей используют заимствованные из русского языка.

Современные мужские имена преимущественно тувинские (тюркского происхождения), а также монгольские, русские, европейские, тибетские.

Мужские легко узнать по окончанию - оол, женские по -кыс, -маа, -уруг.

Для тувинцев большое значение всегда имело имянаречение, так как они верили в мистическую, магическую и духовную связь между объектом и словом. Поэтому называли детей словами, означающими положительные качества характера. Также популярными являются имена, образованные от названия местности, в которой рожден малыш.

После распространения ламаизма (16-й век) тувинцы активно стали использовать тибетские и монгольские слова и понятия для наречения детей. Появились буддийские имена - в честь божеств, философских терминов, священных книг.

Часто имя подбирал ребенку лама и шептал его в правое ухо ребенку мужского пола.

Респу́блика Тува́, (Тува́, тув. Тыва Республика) - субъект Российской Федерации. Входит в состав Сибирского федерального округа.

Площадь республики - 168 604 км², население - 315 532 чел. (2016).

Столица - город Кызыл.

Республика Тува расположена в Южной Сибири, в географическом центре Азии. Граничит с субъектами Российской Федерации - Республикой Алтай, Республикой Хакасия, Красноярским краем, Иркутской областью, Республикой Бурятия.

Самая протяжённая юго-восточная и южная граница Республики Тува с Монголией является государственной границей Российской Федерации».

Тува находится в Западном Саяне, соседствует с Хакасией, но по сути на отшибе планеты, окружена горами, рядом нелюдимые местности… Обширная территория с довольном малочисленным населением, главные достопримечательности края — природные.

Особенности региона (смесь религий, своеобразные красоты природы, интересные культура, творчество, народ, история) ярко отличают его от других российских регионов.

«Тывинцы по своему происхождению восходят к тюркоязычному населению Средней Азии. В 13 в. их территория вошла в состав Монгольской империи Чингиз Хана. В связи с этим тывинцы приобрели монголоидные черты во внешнем облике и культуре, но сохранили свой тюркский язык».

Тувинцы — монголоидные народы.

Религия и культура тувинцев

Своеобразие религии и верований местного населения откладывает отпечаток и на природу республики и на все восприятие Тувы. Леса, окутанные тайной духов… Здесь есть и православные верующие, и старообрядцы, и протестанты, но их мало.

«Местные верования тувинцев – интересный микс буддизма и языческого шаманизма – ставят в ступор религиоведов».

У Тывы очень богатое историческое и религиозное прошлое, только момент того, что в 1758 — 1911 Тува была провинцией Китая — заслуживает большого внимания. Вполне закономерно появление буддизма, он начал обосновываться здесь еще в 13-м веке. А вот шаманство — первая, кровная — так скажем, религия тувинцев. Туву, Кызыл смело можно назвать одним из центров шаманизма.

«Шамани́зм (также шама́нство) - ранняя форма религии, в основании которой лежит вера в общение шамана с ду́хами в состоянии транса («камлание»). Шаманизм связан с магией, анимизмом, фетишизмом и тотемизмом. Его элементы могут содержаться в различных религиозных системах.

Шаман является избранником духов. Это означает, что шаманами становятся не по своей воле, не вследствие обучения, а по воле духа, вселяющегося в шамана».

К тувинским шаманам едут не только со всей России, а, бывает, даже из-за границы… Хоть и христианством шаманизм не одобряется, мало того — считается бесовским учением (однако не стоит забывать про столь популярную толерантность) — надо отдать должное «профессионализму» местных духовников.

Настоящие шаманы — люди проникающие в суть вещей и явлений без колдовства, они входят в транс, особую волну, измерение, для ритуалов нередко используются всякие натуральные психотропные препараты вроде отвара разных грибов, трав, порошков. В общем — это экстрасенсорика, основанная на животных инстинктах, без шарлатанства и пафоса. Правда, все равно русскому человеку справедливо чужды подобные обряды.

Танцы, ритуалы здесь сопровождают все процессы жизни: рождение, свадьбу, болезнь, смерть, похороны, праздники и т.д. Также вызов природных явлений, исцеление, упокоение души умершего нередко происходят под руководством шамана.

Что главенствует в Туве — буддизм или шаманство — понять сложно, действительно симбиоз религий..

По основной версии:

«Традиционная религия тувинцев - тибетский буддизм, который сочетается с элементами древнего шаманизма. В сентябре 1992 года Далай-лама XIV, являющийся духовным лидером буддистов, совершил в республику трёхдневный визит».

Документальный фильм «Тува. Свободные люди»:

Несмотря на «здоровый» образ жизни мужчин-добытчиков, показанный в фильме:

«По данным сессии совместного общего собрания РАН и РАМН за 2004 год, опубликованной в «Вестнике Российской Академии Наук», только Республика Тыва попала в число территорий с низким уровнем здоровья, тогда как все регионы России разместились в группах с повышенным и средним уровнем здоровья населения».

Среди культурных достижений тувинцев выделяются — тувинское камнерезное искусство, тувинское горловое пение:

«Всемирную известность получило тувинское горловое пение, ставшее неофициальным символом республики. В частности, этот вид пения исполняет национальный оркестр.

Среди других символов - тувинское камнерезное искусство».

В Туве множество буддийских организаций, храмов и монастырей. Некоторые храмы и монастыри (например, Устуу-Хурээ) — крупные достопримечательности, культурные объекты Тувы.

Также в Туве несколько учреждений культуры: театры, музеи, филармония.

Одной из значительных археологических достопримечательностей Тувы является: Пор-Бажын (развалины крепости на острове посреди озера Тере-Холь в Тере-Хольском кожууне республики Тывы).

«Представьте себе озеро в степи, гладкое, как зеркало. В центре его – несколько островов, где на самом большом из них высится древняя крепость. Это и есть Пор-Бажын, в переводе с тувинского – «глиняный дом»».

«Традиционная культура тувинцев, основного населения республики, это культура кочевников. Благодаря своему относительно изолированному положению - отсутствию железных дорог, горам, окружающим территорию со всех сторон - в Туве до настоящего времени сохранились самодостаточные кочевнические хозяйства.

Традиционным для тувинцев является разведение овец, лошадей, в Тоджинском кожууне сохраняются оленеводство и охота как основные занятия населения».

«Большую популярность приобрела археология Тувы. Символом древней Тувы стала свернувшаяся кольцом бронзовая пантера VIII века до н. э., обнаруженная при раскопках кургана Аржан-1. В 2001 году при раскопках кургана Аржан-2 было обнаружено богатейшее захоронение, названное первой археологической сенсацией XXI века».

«Республика обладает богатым историко-культурным наследием, сохранившейся этнической культурой: традиционное жилище тувинцев-кочевников (юрта), национальная кухня, народные промыслы и ремёсла (фигурки из агальматолита), национальные виды искусства (горловое пение хоомей), национальные виды спорта (борьба «хуреш», конные скачки), уникальное сочетание традиций шаманизма и буддизма, быт русских староверов.

Ежегодный праздник животноводов Наадым, фестиваль «Устуу-Хурээ» и празднование национального Нового года Шагаа - красочные и популярные мероприятия, привлекающие туристов».

Быт тувинцев также создается вокруг основ народного мировоззрения: шаманизма-буддизма. Артибуты верований есть почти в каждом доме, шаман на праздниках, в гостях — само собой разумеющийся факт.

Тувинцы могут жить в юртах, кочевать, основной способ прокорма семьи схож с первобытными моделями поведения: охота, рыбалка, разведение домашних животных (оленей).

Природа Тувы

83% республики — леса, а вокруг горы. О Туве часто говорят как о кладезе природных красот, памятников, неизведанных мест, девственной природе, но в действительности — желающих полюбоваться достопримечательностями Тувы и приезжающих в республику туристов — немного.

«Тыва обладает значительным туристическим потенциалом, что определяется большим разнообразием природно-климатических зон (горные тундры, тайга, степи и полупустыни), наличием живописных пейзажей, богатством фауны и флоры, сохранностью национальных традиций и уникальных памятников истории.

По результату Национального Туристического Рейтинга (№1), опубликованного проектом «Национальный Рейтинг» в декабре 2015 года, Республика Тыва заняла последнее, 85-е место».

В Туве 16 заказников, 14 памятников природы и два заповедника.

Природный биосферный заповедник «Убсунурская котловина» — памятник Всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО.

«Находится в самом северном крупном замкнутом водном бассейне Центральной Азии, входящем в состав Монголии (район озера Убсу-Нур) и России (заповедник Убсунурская котловина) и является природоохранной зоной в обеих странах. Общая площадь объектов охраны природы в Убсунурской котловине составляет 1 068 853 га».

В близлежащих местностях в изобилии растут сосны, ели, находятся альпийские луга, ледники, тундра, тайга, пустыни — здесь встречаются совершенно разные природные, климатические зоны и здесь по-настоящему красиво.

Это, пожалуй, одно из самых прекрасных мест Тувы, для кого-то самое красивое. Благодаря столь бурным климатическим контрастам — здесь много животных, птиц, совершенно «разношерстных».

Однако территория не совсем российская: большая часть заповедника находится все-таки в Монголии, а не в России… Это памятник не только природных красот, но и вечного родства Монголии и Тувы.

Убсунурская котловина, Республика Тыва:

«На территории заповедника зарегистрировано 359 видов птиц. В фауне заповедника насчитывается около 80 видов млекопитающих. Основные виды — это жители гор, тайги и тундры, такие как ирбис, алтайский улар, марал, рысь и росомаха.

Степные виды - монгольский жаворонок, журавль-красавка, суслики, дрофа и песчанки. Заповедник является охраняемой территорией, и многие виды, исчезнувшие в иных местах, можно встретить здесь.

Географическое положение Тувы на стыке восточно-сибирских таёжных и центрально-азиатских полупустынных ландшафтов определяет богатство её флоры и фауны. Более 90 % территории представляет собой охотничьи угодья.

Здесь обитают соболь, саянская белка, рысь, росомаха, горностай, медведь, волк, марал, горный козел, кабарга. Здесь же обитает и снежный барс, занесённый в Красную книгу России.

С 2011 года каждое лето проводятся Археолого-географические экспедиции «Кызыл - Курагино»».

Ирбис (или нежный барс) — жемчужина данного заповедника, этот редкий вид животных, занесенный в Красную Книгу, на грани исчезновения, на территории заповедника снежных барсов — несколько десятков особей (20-30).

Ирбис — легенда заснеженных гор :

В Туве процветает горно-добывающая промышленность, республика богата запасами древесины, термальными карбонатными источниками, минеральными водами.

Регион, окутанный неизвестностью — почему так воспринимают россияне Туву? Некоторые действительно очень мало знают о республике, а те, которые что-то знают — не более чем фрагментарно. Единицы были в Туве и много знают о ней.

Приезжающие сюда журналисты поражаются красотами природы, самобытностью и загадочною этого региона: «краю скифских курганов, китайских дворцов, шаманов и старинных обычаев удалось сохранить свою уникальную самобытность».

Тыва является сейсмоопасным регионом: здесь часто происходят землетрясения, к подземным толчкам в 3-4 балла все уже привыкли, в декабре 2011 года было одно из самых крупных за последние годы землетрясений силой 9,5 баллов и магнитудой 6,7. Повторное землетрясение было зафиксировано 27 февраля 2012 года. Помимо этого были мелкие толчки.

Но Тува помимо природных красот, загадочности, шаманизма, необычности имеет ряд и нехороших черт, не считаем частые землетрясения: Тува — один из самых криминальных регионов в России, по количеству убийств на первом месте в России.

Убийства происходят в основном на бытовой почве, на фоне застолий, пьет около половины населения, не работает только официально пятая часть, но на деле гораздо больше, либо имеют неудовлетворительный заработок. Многие тувинцы носят с собой ножи, нравом отличаются буйным (говорят, что что это в предков: войны Чингисхана были беспощадны), при провокации сдачи дают с лихвой…

Осложняет все и оторванность от «большой земли»: до Тувы не так просто добраться, ж/д транспорта нет, есть как основной вид связи с остальным миром — автодорога. Ездят автобусы из сибирских регионов, возможно добраться на самолете, вертолете, летом можно на теплоходе.

Так что, учитывая криминальность региона и частые землетрясения, смотреть на красоты Тувы стоит с осторожностью… но все-таки стоит, потому что в горах, вдали от суеты, в заповедниках — это очень красивый регион.

Затерянные среди кольца Саянских гор тувинцы всегда ощущали обособленность и изолированность от мира. В древности в формировании народности участвовали монголы, тюрки, саксы, скифы. Результатом смешения культур оказалась самобытная тувинская народность, в жизни которой тесно переплелись буддизм, шаманизм, уникальное горловое пение и национальная борьба хуреш.

Название

Самоназвание народа «тыва» известно с ранних пор: первые упоминания встречаются в китайских летописях VI-VII веков, как «тупо», «дубо», «тубо». Название восходит к имени древнего тюркского племени туба, занявшего территорию современной Тувы в конце первого тысячелетия новой эры.
Соседние народы ошибочно именовали тувинцев сойотами и урянхайцами. Второй вариант распространен среди монголов. Сойотами, по аналогии с общим названием Саянских племен, тувинцев определяли хакасы и алтайцы, использующие экзоним по отношению к народности до сих пор.

Где живут и численность

Специалисты оценивают численность нации в 300 000 человек. Российская перепись 2010 года показала, что на территории страны проживает 263 934 тувинца. Большая часть - около 250 000 человек, находится на территории Республики Тыва, в исторической зоне обитания. Живут тувинцы и в других регионах России:

  • Красноярский край - 2 939 чел.
  • Иркутская область - 1 674 чел.
  • Новосибирская область - 1 252 чел.
  • Томская область - 983 чел.
  • Хакасия - 936 чел.
  • Бурятия - 909 чел.


В других государствах число тувинцев меньше из-за процессов длительной ассимиляции, однако существует ряд национальных диаспор, где сохраняются культурные и языковые традиции народа. Среди них:

  • Аймаки Хувсгел, Ховд, Баян-Улгий в Монголии - порядка 5000 чел.
  • Синьцзян-Уйгурский автономный район в Китае - порядка 3300 чел.

Язык

Подавляющее большинство представителей народности, 283 000 человек, знают родной язык, относящийся к тюркской ветви, саянской группе. На формирование языка значительное влияние оказали вторгнувшиеся в регион современного расположения Тувы уйгурские и кыргызские племена, смешавшиеся с тюркским населением.
В древние времена при переписке тувинцы пользовались монгольским языком, собственной письменности не существовало. Первый алфавит разработали в 1926 г. на основе русской графики, в 1930 г. его сменил латинский вариант. 1943 г. ознаменован появлением нового кириллического варианта алфавита, применяемого сегодня. В Республике Тыва национальный язык используется повсеместно в быту, культуре, СМИ. Распространены русский, монгольский.

История

Схожие генотипы тувинцев и американских индейцев указывают на наличие общих предков. Согласно исследованиям, древние племена, мигрировавшие из Восточной Сибири 15 000 лет назад, частично осели на территории Саянских гор. Часть пересекла ледовый перешеек в Северную Америку, положив начало развитию индейских племен.
Начало формирования тувинской народности приходится на конец первого тысячелетия нашей эры. Тогда на территории современной Тувы обитали разрозненные индоевропейские, самодийские, кетоязычные племена. Археологические находки доказывают связи со скифами, племенами Казахстана и Монголии, сакскими племенами.
К VIII веку регион находился под влиянием могущественного Тюркского каганата, который в конце столетия разбили тюркоязычные племена уйгурского происхождения, вторгнувшиеся на территорию Тувы, оказавшие влияние на этногенез и формирование национального языка. Столетие спустя тувинцев захватили енисейские кыргызы, быстро ассимилировавшиеся с местным населением.


Первичное формирование национальных особенностей завершилось в XIII-XIV веках, когда в регионе обосновался ряд монгольских племен, оказавших значительное влияние на внешность тувинцев. В этот же период тувинские племена находились под властью монгольских ханов: существует версия, что мать Чингисхана происходила из этой народности. Упадок Монгольской империи привел к появлению нескольких ханств: тувинские земли входили в состав Ойратского, а затем Джунгарского ханства. В 1755-1766 гг. регионом овладевают войска Цинской империи: тувинцы попадают под власть Маньчжурии. В этот период введена воинская повинность, укреплена феодальная организация общества, произведен раздел на административные территории.
С 1860 г. российским и китайским купцам разрешена беспрепятственная торговля на территории Тувы. Начинается активное освоение земель русскими переселенцами. Это положило конец изоляции Тувы, привело к появлению современных предметов быта, жилищ, одежды. Торговля с несведущими в деле тувинцами велась по завышенным ценам, что привело к резкому сокращению скота у населения.
В начале XX века между Россией, Монголией и Китаем начались политические споры относительно стратегически привлекательного Урянхайского края. В результате в 1912 г. тувинцы предпочли Россию, попросив у государства защиту и покровительство: в 1914 г. российский император включил край в состав страны.
1922 г. - образовано независимое государство Народная Республика Танну-Тува, или Тувинская Народная Республика. В годы Великой Отечественной войны тувинцы добровольцами уходили на фронт, где стали настоящей грозой вермахта. Привычные к ограничениям в быту, они отличались храбростью и отчаянно сражались. Народ отдал на нужды войны всех лошадей, отличавшихся особой выносливостью. А для комплектации союзных войск лыжами были вырублены уникальные, встречающиеся лишь в республике березы, отлично подходящие для этих целей.


Дальнейшая история народа неразрывно связана с Россией:

  • 1944 г. - Тува вошла в состав СССР в качестве автономной области;
  • 1961 г. - приобрела статус Тувинской АССР;
  • 1991 г. - Республика Тува в составе России;
  • 1993 г. - переименование в «Республика Тыва».

Внешность

В процессе формирования внешности народности участвовали тюркские, индоевропейские, монгольские, кетские племена, саксы и скифы. Жителей Тывы относят к североазиатской расе, точнее - монголоидному центрально-азиатскому типу.
Отличительные особенности внешности:

  • средний рост;
  • атлетическая или худощавая фигура;
  • черные жесткие волосы;
  • темные глаза с эпикантусом;
  • слабая растительность на лице и теле;
  • широкое и высокое лицо;
  • слабо выступающий нос.

Кочевой образ жизни сделал тувинцев сильными, выносливыми, проворными. Народ отличался храбростью, вспыльчивым характером, чувством собственного достоинства. И по сей день ментальность отличается склонностью к обособлению народа, чья страна затеряна среди отрогов Саян, скрытая от других регионов и наций.

Одежда

Национальный костюм тувинцев разнообразен, богат яркими красками и декором. Одежду шили из покупных тканей, войлока собственного производства, выделанных шкур домашних и диких животных. Традиционная летняя одежда - халат монгольского кроя, длинный, запахивающийся направо, дополненный поясом. Одежда была однотонной - фиолетовой, зеленой, синей, красной, желтой. Верх наряда украшал стоячий воротник, собранный из разноцветных полос ткани.
В межсезонье носили короткие овечьи шубы мехом наружу, зимой заменяли длиннополыми, застегивающимися с правого бока. Обувь - сапоги из сыромятной кожи с вытянутыми и загнутыми вверх носками. Праздничные пары украшались аппликациями с геометрическими, растительными, анималистическими орнаментами. Зимой дополнительно надевали войлочные чулки.
Женщины ценили украшения, имея их вдоволь: тувинцы считались искусными ювелирами. Предпочитали кольца, перстни, браслеты с гравировками, массивные серьги. Металлические пластины, декорированные драгоценными камнями, вплетали в две косы. Мужчины переднюю часть головы обривали, из оставшихся волос собирали одну косу.


Непокрытая голова женщин не приветствовалась, обязательно носили платки, шляпы. Популярны были шестиклинные шапки, шляпы с высоким остроконечным верхом, отороченные по полям мехом. Замужние украшали их меховыми кистями, красными лентами. Узоры и вставки того же цвета крепились поверх костюма на грудь: считалось, что красные оттенки прогоняют злых духов.

Семейный уклад

До XX столетия тувинцы сохраняли пережитки родоплеменных отношений. Преобладали малые семьи из двух поколений, проживавшие в отдельных юртах в составе аала. Аальная община состояла из двух-трех родственных поколений, обычно рядом с юртой родителей свои жилища ставили выросшие сыновья. Таким составом кочевали, а летом объединялись с другими общинами по соседскому принципу.
Преобладающий тип семьи - моногамный, несколько жен имели богатые тувинцы, владеющие большими стадами. Брачный возраст девушек наступал в 15 лет, известны случаи замужества в 11-13 лет. Согласно традиции, свадьбу играть могли лишь на нечетном году жизни: 15, 17, 19 лет. Возраст жениха роли не играл, порой женили 10-12-летних мальчиков, искали невест и овдовевшие старики.
Практиковались свадьбы по сговору, заключавшемуся после исполнения ребенку 8-9 лет, случались «люлечные» свадьбы. По достижении невестой возраста деторождения, прибывали назначенные сваты с гостинцами: тканями, алкоголем, сладостями, мехами. Родные девушки принимали калым, в ответ закатывая пир длиной в сутки: итогом застолья считалось назначение даты свадьбы.


Второй визит сватов проходил вместе с женихом, остававшимся с невестой наедине: проверялась его «мужская сила». Это приводило к добрачным беременностям и родам, что у тувинцев не считалось позором. В день свадьбы невеста переезжала в аал жениха, где устраивали пир, длившийся сутки, вне зависимости от богатства и социального положения семьи.
Перед отъездом девушки из дома родители невесты готовили новую юрту, одежду, постельные принадлежности, кухонную утварь, выделяли скот. «Приданое» не переходило к семье жениха, а оставалось в собственности невесты до конца жизни: в новую юрту молодые переселялись сразу после свадьбы.
Отношения до брака не с нареченным карались лишь гневом отца: получившихся в результате таких союзов детей оставляли в семьях, воспитывали наряду с законнорожденными. Тувинцы стремились к многодетности: считалось, что родившая пятерых детей женщина автоматически получает место в лучшем мире. У народа не было чужих детей: сирот брали на попечение родственники, соседи.

Жизнь

По роду занятий и территориальному распределению тувинцы делились на восточных и западных.

  1. Восточные тувинцы (тоджинцы) - оленеводы и охотники, кочевавшие в горной местности Восточных Саян. Охотились на пушных, копытных зверей: шкуры первых продавали, мясо и шкуры вторых использовали для шитья одежды, обустройства жилища, пищи.
  2. Западные тувинцы - скотоводы, занимавшие равнинные и предгорные западные районы. Преобладающая деятельность - кочевое скотоводство, пасли яков, верблюдов, лошадей, овец. Во время летних стоянок занимались земледелием, сеяли ячмень и просо, прорывали искусственные каналы для орошения полей.

Большую роль играло собирательство кореньев, орехов, трав: запасы сараны доходили в аале до нескольких сот килограммов. Традиционный народный промысел - создание войлочных изделий: одежды, обуви, ковров, циновок, укрытий для юрт. Мужчины занимались кузнечным, столярным делом, женщины выделывали кожи, создавали берестяные изделия.


Жилище

Традиционное тувинское жилище - юрта, сложенная из решетчатых стенок-основ, скрепленных внутри обручем, образовывавшим окошко для выхода дыма. Основу покрывали войлоком, скрепленным веревками. Западные тувинцы устанавливали конические чумы, летом покрывавшиеся берестой, зимой - шкурами животных.
В центре тувинского жилища находился очаг: символ благополучия, наделяемый сакральным значением. Ежегодно шаманы устраивали обряды приветствия и кормления духа-огня в каждом доме. В повседневной жизни следить за очагом надлежало женщине, поскольку огонь имел в представлении тувинцев женскую природу и назывался От-ине: реальное воплощение женщины-хранительницы домашнего очага.
Правая половина юрты женская: здесь хранилась утварь, одежда, предметы быта. Слева располагались мужчины и предметы мужской зоны ответственности: войлок, оружие, столярные инструменты, орудия охоты, загона скота. Напротив входа оборудовали свободную зону для приема гостей. По бокам юрты размещали металлические сундуки с изысканной ковкой, на стены вешали кожаные мешки с запасами зерна, масла, чая.


Культура

Достояние тувинского народа - уникальное горловое пение хоомей. Мастерство исполнителей позволяет добиваться звуков разных тонов не движениями голосовых связок, а сокращениями диафрагмы: из-за постоянного давления на внутренние органы профессиональные певцы чаще других болеют, имеют меньшую продолжительность жизни.
Горловое пение зародилось благодаря окружающей обстановке: расположенные в пустынных полях юрты пронизывались звуками ветра и дождя, криками птиц, животных. Человеческий слух не способен различить диапазон звуков горлового пения полностью, однако доказано его влияние на подсознание, животных. Самым знаменитым хоомейжи называют монгольского война, известного как Соловей Разбойник, убивавшего громогласным свистом.


Религия

Традиционные верования тувинцев связаны с наделением окружающего мира духами: хранителями, помощниками, защитниками, карателями. Религия тесно связана с шаманизмом: шаманы были семейные и профессиональные, мужчины и женщины. В XIII-XIV столетии в регион проник буддизм из Тибета, он гармонично переплелся с национальными верованиями.
И сегодня в жизни общества важную роль играют шаманы и ламы. К шаманам ходят посоветоваться, узнать будущее, попросить исцеления или хорошей погоды в определенную дату. С момента прихода в регион ламы вполне терпимо относятся к проявлениям традиционных верований, включив ряд духов в пантеон, часть праздников в религиозный календарь.
В Тувинский Новый год Шагаа в буддийских храмах ночь напролет проходят богослужения с участием духовного лидера народа Кабы-ламы. Утром шаманы вместе с ламами проводят обряд Сан-сарылы, посвященный солнцу и огню. Ламы читают священные писания, а шаманы «кормят» огонь подношениями из сластей и мяса.


Тувинцы почитают и обожествляют солнце, а во время затмения встают на его защиту, так как думают, что светило борется с темными, злыми духами. В прошлом люди выбегали на улицу, начинали громко кричать, стрелять в небо из ружей, бить в железную посуду. Сегодня с помощью национальной ложки с девятью отверстиями тос-карак «окропляют небо», разбрызгивая вверх национальный соленый чай или молоко.

Традиции

Погребальные традиции также тесно связаны с культами солнца и огня: в прошлом покойников сжигали, а дома усопших окуривали ветками лиственницы. Позже умерших начали выносить далеко в тайгу: оставляли на земле, вокруг сооружая надгробие.
В последний путь тувинцев провожали аплодисментами: считалось, что громкие звуки отгоняют злых духов. Хлопанье в ладоши настолько ассоциировалось с похоронами, что детям запрещали хлопать во время игр, а если такое случалось, рисовали на ладошках защитные крестики.
Ежегодно в конце лета отмечается национальный тувинский праздник Наадым, ранее проводившихся для объединения родоплеменных связей, почитания духов предков. Сегодня на празднике возрождают национальные традиции народа. Среди обязательных элементов гуляний:

  • Горловое пение;
  • Национальная борьба хуреш. Борьба похожа на сумо, поэтому тувинцы не раз показывали себя отличными сумоистами. Самые знаменитые из них - Баткар Баасан и Аяс Монгуш;
  • Конные скачки, где наездниками выступают дети с 3-5 лет;
  • Стрельба из лука в мишень;
  • Выставка изделий из войлока;
  • Дегустация блюд национальной кухни;
  • Красочное представление по мотивам истории народности.


Еда

Повседневный рацион тувинцев состоял из отварного мяса барана и молочных продуктов. После забоя от барана оставляли лишь шкуру, «рожки, да ножки». Мясо, внутренние органы и даже кровь использовали в пищу. Главным напитком, хорошо утоляющим жажду, считали соленый чай хан. Для приготовления в большой котел заливали молоко, кидали пару щепоток черного или зеленого чая, давали закипеть, солили, подливали растопленное масло.


Национальное тувинское блюдо - кровяная колбаса. В тщательно промытые бараньи внутренности заливали сцеженную кровь, из специй использовали соль и лук. Верх завязывали узлом и протыкали палкой, затем опускали заготовку в кипящую воду на несколько часов. По готовности нижнюю часть колбасы скармливали духу огня, верхнюю, с палочкой, относили главе рода. По традиции кусок колбасы или часть туши (для приготовления одного обеда) обязательно раздавали каждому члену аала.

Известные тувинцы

Самый известный тувинец - министр обороны России Сергей Шойгу. Интересно, что его настоящее имя Шойгу, а фамилия - родовое имя Кужугет. То есть при рождении будущий министр был Шойгу Кужугет: Сергеем он стал лишь в зрелом возрасте при получении документов.


Видео