Конспект логопедического занятия "Дифференциация букв Л-М". план-конспект урока по логопедии (2 класс) на тему. Дифференциация согласных букв л-м Дидактическая игра «Проложи тропинку»

Конспект логопедического занятия: «Дифференциация л – м в словосочетаниях и предложениях».

Цели занятия:

  • Закрепление правильного вы​ бора букв л, м при написании словосочетаний и предложе​ний.
  • Определение смыслоразличительной роли л, м.
  • Обогащение словаря.
  • Формирование звукобуквенного анализа слов.
  • Развитие зрительного и слу​хового внимания, мышления.

Оборудование:

  1. Демонстрационные карточ​ки с изображением прописных букв Л, М.
  2. Зрительные символы-опо​ры - изображения Буратино и Мальвины.
  3. Перфокарты для вставки букв.
  4. Карточки для составления словосочетаний.
  5. Дидактический материал, отпечатанный по числу учащихся.

Ход занятия

Организационный момент.

Логопед. Назовите слова, где встречаются обе буквы л и м . Например, мел .

Ученики выполняют задание.

Правильно. Давайте запишем тему сегодняшнего занятия в тетрадях: «Различай Л - М». (Вывешивает демонстрацион​ные карточки прописных букв на доске.) Давайте повторим способ различения букв. Вы по​мните его? Л - «одинарная» - «раз - и». М - «двойная» - «раз - и -

Основная часть.

Поиск ошибок в предложениях.

Логопед. Какие сказочные герои приходили к нам на про​шлом занятии?

Ученики отвечают.

А вот какое письмо получила Мальвина от Буратино.

Дорогая Лальвина! Пригмашаю тебя на чай с мимоном и ламиновым вареньем!

Какие буквы перепутал Бурати​но? В каких словах ошибки? Прочитайте письмо без ошибок. Как наши подсказки помогут Буратино различить л и м?

Ученики отвечают на вопросы.

Дидактическая игра «Проложи тропинку».

Логопед. Послушайте пред​ложение. В каждом слове ищи​те буквы л, м к записывайте только их, пользуясь подсказка​ми. Если в слове нет наших букв, обозначайте его прочерком (-), предлоги обозначайте га​лочкой (V). У нас получатся тро​пинки, по которым мы придем в гости к Буратино.

На лесной опушке встретились
V л л

молодые елочки,
мл л

Вечерняя мгла покрыла все поля. - мл л - л

иволги, л

На стволах елей выступили капли
V л л л л

смолы, мл

Вставка букв в слова и словосочетания.

Логопед. С чем мы пьем чай? Вставьте соответствующие буквы в слова, используя наш способ различения.(Записыва​ет слова на доске.)

Ед, ..ята, ..и..он, ..о..око. Каждому ученику Буратино приготовил к чаю сюрприз - конфету-перфокарту. Чтобы прочитать словосочетания, на​писанные на ней, нужно вста​вить буквы л или м.

И..ая..а..а. Бе..ая..и..ия.

Под..е..а по.. При..ери..а п..атье.

Весе..ая..е..одия. ..а..енький..альчик.

Насто..ьная..а..па. С..ивочное..ас..о.

По..и.. к..у..бу. Сварили пе..ь..ени. С..отре.. ..у..ьтфи..ь.. С..ома.. ..инейку.

Составление словосочетаний.

Логопед. За чаем Бурати​но рассказал, что он сделал за день. Составьте словосочетания, назовите слова, которые разли​чаются буквами л, м. (Записы​вает на доске.)

Надел Позвал

Л _ - вику М

Сел к Посадил

Л ка- и ну м

Напо-нил время

Запишите словосочетания, заме​няя буквами условные обозна​чения: косая черта (/) обознача​ет букву л, две косые (//) - бук​ву м.

А/ый //ак. //ебе/ьный /ак.

Изменится ли смысл слова лак, если заменить л на. м?

Включение в предложения слов, различающихся буквами л, м.

Логопед. Буратино так по​нравилось играть со словами, что он даже стихи сочинил. Только он забыл, куда какое слово нужно ставить. Помогите ему.

Чтоб полы покрыть, нам ну​жен…
Чтобы сад украсить, мы по​садим… (лак, мак).

Вот мешок несет…
У него в мешке… (мука, Лука).

Кто бы нам порезал…
Резать лук такая… (мука, лука).

Этот зверь зовется…
… - дочь и … - … (лама, мама).

На ладошке пыли…
Ты его скорее… (смой, слой).

Чтоб чистюлей…
Грязь всю нужно… (смыть, слыть).

Теперь запишите пословицу, подобрав подходящие слова. Объясните ее смысл.

На языке…, а под языком… (лед, мед).

Дидактическая игра «Пара к паре».

Логопед. Сейчас мы будем составлять предложения на ос​нове установления простых ана​логий между предметами. За чаем Буратино любит решать головоломки. (Пишет слова на доске.)

лимон яблоко

кислый круглое, сладкое, зеленое, большое

Прочитайте первую пару слов. Как они связаны по смыслу? Какое слово связано со словом яблоко так же, как слово кис​лый со словом лимон? Давайте запишем предложение, которое у нас получилось.

Лимон кислый, а яблоко сладкое.

мыло хлеб

мыльница тарелка, мука, хлебница, магазин

хлеб масло

мука мед, масленка*, .блюдце, молоко

Пальчиковая гимнастика.

В гости к пальчику большому
Ученики сгибают и разгибают большие пальцы.
Приходили прямо к дому
Делают крышу домика из ладо​ней.
Указательный и средний, Безымянный и последний. Сам мизинчик-малышок
Поочередно соединяют пальцы с большим.
Постучался на порог. Вместе пальчики - друзья.
Сцепляют пальцы в «замок», вра​щают кистями рук.
Друг без друга им нельзя.

Теперь угадайте, название како​го пальчика зашифровано на доске. (Записывает шифр.)

М1 (мизинец), Л8 (указательный), ЛЗ (большой), М5 (безымянный).

Вставка слов в предложения.

Логопед. Буратино на​учился различать буквы л, м и даже составил предложения. (Записывает на доске.) Какие слова пропустил Буратино? За​пишите любое предложение по выбору, добавьте нужные слова.

…всю зиму спит в берлоге. В дуб ударила… В руках у дворника была… Из молока получают… и…

Поиск смысловых ошибок в предложениях.

Логопед. Прочитайте пред​ложения, которые составил Буратино. Найдите его ошибки. Чтобы их исправить, нужно за​менить подчеркнутые слова. (Раздает ученикам дидакти​ческий материал.) Запишите одно из получившихся предло​жений по выбору.

Стол и тумбочка - это посуда. Хлеб хранят в хлебнице, а масло в сахарнице. Мила в семье старшая, а Лиля маленькая

Итог занятия.

Логопед. Какие буквы мы сегодня учились различать? Ка​кие подсказки и как нам помо​гали? Какие задания были са​мыми интересными?

Ученики отвечают на вопросы.

Мурзагалиева Э.А.,
учитель логопед

Статьи по теме:

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ Л - М

      Сравнение букв по словесному описанию.

      Запись букв в воздухе с закрытыми глазами.

      История о том, как буквы за покупками ходили.

Жили-были в городе Буквограде буквы Л и М . Жили они дружно, вместе играли, домики их стояли по соседству в алфавите. Некоторые ребята даже думали, что эти буквы - родные сестры, и путали их. В самом деле, буквы ведь были похожи. Чем похожи буквы, ребята? А чем они отличаются?

Однажды пошли буквы Л и М в магазин. В магазине продавались разные фрукты - яблоки, бананы, лимоны, мандарины. Буквы решили купить лимоны. Продавцы в магазине на каждый лимон наклеили этикетку с буквой Л , ведь в слове «лимон» первой пишется именно эта буква (демонстрация плаката). Букве М это так понравилось, что она тоже попросила наклеить свои этикетки. «Нет, - сказали ей продавцы, - ты слишком широкая, ты не не поместишься на лимоне, ведь у тебя не один крючочек, а два. Лучше выбери другие фрукты, например, мандарины. Они круглые, на них поместятся оба твоих крючочка. Да и первая буква в слове мандарин - М. Увидят ребята такие мандарины и не станут тебя путать с буквой Л . Они сразу вспомнят, какая буква стоит в начале слова «мандарин». Буква М согласилась. Посмотрите, как красиво получилось (демонстрация плаката).

С тех пор в городе Буквограде мандарины и лимоны продаются с этикетками.

Какая этикетка на лимонах? Мандаринах? Почему?

4. Работа с карточками.

На карточках - контурные изображения лимонов и мандаринов. Дети должны вписать соответствующие буквы.

5. Выкладывание букв из элементов.

Для выполнения этого задания потребуются вырезанные из картона элементы: ⌡ ɭ

Ведущий читает слова, а дети выкладывают из элементов букву, которая есть в слове. Слова: лапа, мак, лужа, мука, лыжи, мыло, лопата, столы, дама, полка, панама, сумка, вилка, стул, дом, соль, пол, ком, мел.

Мел, лес, люк. Миша, Лида, мед, люди, лиса, метла, милый, лень, ливень, мир.

6. Путешествие на море.

Наступило лето. Буквы Л и М поехали на море. Там они купались. загорали, играли. Букве Л больше всего нравилось кататься на лодке, ведь в слове «лодка» первая буква Л . А буква М очень любила купаться в море. Ей казалось, что волны моря похожи на букву М .

Посмотрите на карточку. Здесь нарисованы лодочки, которые плывут по морю. В каждую лодочку «посадите» букву Л . А волны моря сделайте из букв М .

Расскажите эту историю дома маме или бабушке, объясните им, почему буква Л больше всего любила кататься на лодке, а буква М - купаться в море.

7. Запись слогов и слов под определенными символами (лимон- мандарин, лодочка - волны моря). Инструкция: Слоги (слова) с буквой Л запишите под лимоном (лодочкой), а с буквой М - под мандарином (волнами моря).

8. Догони и верни букву.

Инструкция: Из слов убежали буквы Л или М. Догоните их и верните на место. Какое слово получилось? Слова:

Ашина, ...опата, ...исица, ...агазин, ...естница, ...едведь, ...олоко, со...нце, весе...о, у...ица, ...о...оток, ...ороз, костю..., ...имон, ...ед...енно, сто...ица, бо...ото.

Какие словарные слова вам встретились? Правописание каких гласных букв нужно запомнить? Напишите по памяти словарные слова в 2 столбика - в один с буквой Л , во второй - с буквой М .

9. Графический диктант.

Послушайте предложение. Скажите, сколько в нем слов. Начертите графическую схему предложения - столько черточек, сколько слов в предложении. Первую черточку рисуем с уголком. Это значит, что первое слово в предложении пишется с большой буквы. В конце предложения поставим точку. Назовите первое (второе, третье и т.д.) слово. Есть в этом слове буква М или Л? Напишите над соответствующей черточкой букву.

Образец : Мила любит мороженое.

Мл л м.

Предложения для графического диктанта.

Люда моет ладони мылом.

Марина помогает маме полоть лук.

Леша и Маша рисовали слона.

Муха села на салфетку.

Молоко убежало с плиты.

Летом в лесу много малины.

Медведь любит сладкую малину.

Мама купила масло, молоко и шоколадку.

В лесу жили олени, волки, медведи.

10. Слуховой диктант.

Слова для диктанта: малина, лимоны, лампа, молоко, малыши, сломал, мешал, мазал, вымыл, менял, смеялся, милый, смелый, пламя, пломба, клумба, молния, металл, алмаз, мускулы, Михаил.

Текст для диктанта.

Малыш Миша

Миша маленький. Мама любит Мишу. Миша милый малыш. Мама купила Мише новую машинку. Миша катал машинку по полу. Мама позвала Мишу ужинать. Миша вымыл ладони мылом. Мама дала Мише молочную лапшу. Потом Миша ел хлеб с маслом и пил малиновый компот.

11. Работа со словами-паронимами .

Инструкция : Ребята, буквы Л и М прислали вам шифровку. Прочитайте слова. Объясните значение каждого слова. Запишите слова. Подчеркните букву Л одной чертой, а букву М - двумя.

М Л Л Л

ёд ил аска ак

VI. Итог занятия

V. Развитие двигательных навыков пальцев рук

Составление рассказа об овощах или фруктах

Классификация названий овощей и фруктов

IV. Лексико-грамматическая часть занятия

Логопед раздает карточки с игрой «Читалочка».

ПОМИДОРКАПУСТААПЕЛЬСИНМОРКОВЬ ЧЕСНОКХУРМАЛИМОНКАРТОФЕЛЬОГУРЕЦ СВЁКЛАЯБЛОКОГРУШАЛУКСЛИВАРЕПА БАКЛАЖАНРЕДИСПЕРЕЦКАБАЧОКАНАНАС

Следующее задание «Читалочка» попроще. Разделите тетрадный лис полам. Прочитайте слова, написанные на карточках. Выпишите названия фруктов в первый столбик, названия овощей во второй столбик.

Обратите внимание, что слова в «Читалочке» написаны слитно, их нужно отделить друг от друга.

Например:

помидор, капуста, апельсин, морковь, чеснок, хурма, лимон, картофель, перец, свёкла, яблоко, груша, лук, слива, репа, баклажан, редис, перец, кабачок, ананас.

В названиях каких предложенных овощей или фруктов нет букв о, а? (лук, редис, перец)

- Выполните шифровку букв о, а (о возьмите в овал, букву а подчерк одной чертой)

А теперь мы с вами попробуем составить рассказ об овоще или фрукте. Представьте, что кто-то никогда не видел, не пробовал яблока. С помощью нашего рассказа может быть кто-то захочет попробовать яблоко. Каждому из вас предлагается схема, с помощью которой можно составить рассказ об овоще фрукте.

Схема рассказа (описания предмета)

1. ... - это овощ или фрукт?

2. Овощ растет в огороде на грядке (фрукт растет в саду на дереве).

5. Размер.

Например. Послушайте мой рассказ о яблоке (я следую схеме рассказа).

1. Яблоко - это фрукт.

2. Он растет в саду на дереве (яблоне).

3. Яблоко может быть зеленым, красным, жёлтым.

4. Яблоко - круглое или овальное.

5. По размеру оно большое, а может быть маленькое.

6. У яблока сладкий вкус, но оно может быть и кисло-сладким.

7. У яблока приятный, ароматный запах.

Кто попробует составить свой рассказ? (варианты ответов детей)

Логопед раздает карточки с изображением наложенных контуров предметов «Овощи и фрукты» (рис. 7).

На карточке находятся изображения овощей и фруктов, по желанию красьте либо фрукты, либо овощи.

Какие звуки и буквы мы изучали на занятии? Что общего у звуков [о], Чем они различаются? Какой общий элемент у букв о, а? Чем различается написание?

и букв л, м в словах

Задачи:

1. Совершенствовать оптико-пространственные и кинетические представления.

2. Развивать умение анализировать предложения на слова (называть слова в определенной последовательности, выделять первое и последнее слова, закреплять знания о написании предложений с помощью схем) и навыки слогового и звукобуквенного анализа и синтеза.



3. Формировать грамматически правильную речь, слуховую память.

4. Совершенствовать двигательные навыки пальцев рук

Материал:

игра «Буквенные цепочки» –> м –> и –> у –> ц);

Игра «Паутинка» («Слова»);

Игра «Улитка» (для каждого ребенка);

Призовые жетоны;

Наложенные изображения («Различные предметы») (для каждого ребенка).

План занятия.

I. Организационный момент.

II. Развитие оптико-пространственных представлений, умения объяснять.

III. Логопедическая часть занятия:

1. Повторение артикуляции и характеристики звуков [л], [м], написания букв л, л.

2. Формирование оптико-пространственных представлений, навыков слого­вого анализа и синтеза.

3. Анализ предложений.

4. Формирование звукобуквенного анализа,

IV. Лексико-грамматическая часть занятия.

1. Образование субъективно-оценочных форм слов с помощью уменьшитель­но-ласкательных суффиксов.

2. Изменение предложения, содержащего субъективно-оценочные формы

V. азвитие двигательных навыков пальцев рук.

VI. Итог занятия.

1. Дифференциация букв и-у.

1 этап

(Логопед вместе с детьми уточняет положение органов артикуляции в момент произнесения звука.)

Звук и буква «у» . Губы округлены и сильно выдвинуты вперед. Кончик языка отходит от нижних зубов, спинка языка выгнута. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

Звук и буква «и» . Губы растянуты в улыбке. Зубы видны. Кончик языка прижат к нижним зубам, спинка языка сильно выгнута. Выдыхаемый воздух не встречает во рту преград.

2 этап

После того, как дети произвели анализ артикуляционного уклада гласных звуков «и-у», им предлагается следующее сравнение:

При произнесении гласного «и» губы растягиваются в улыбке, точно
также буква «и» при написании растягивается по строчке, никуда «не съезжая»:

При произнесении звука «у» губы вытягиваются трубочкой вперед, детям предлагается увидеть себя в профиль перед зеркалом, посмотреть на соседа, а затем обратить внимание, как буква «у» при написании точно также «вытягивает» свой «хвостик», съезжая с нижней рабочей строки.

На данном этапе важно, чтобы дети увидели сходство артикуляции с написанием букв, научились чувствовать положение губ в момент произнесения, а главное: поняли, что этим необходимо руководствоваться при написании этих гласных в словах.
Другими словами, ребенок, услышав слово, которое ему необходимо записать, проговаривает его, ощущая положение своих губ, и «переносит» это на бумагу.

3 этап . Графический диктант. Игра «Шифровка».

Для закрепления навыка необходимо потренироваться на следующем упражнении. Дисграфику выдается карточка-бланк, в которой зашифрован набор букв, где
«- » - обозначает букву «и», которая растягивается по строчке и губы также «расплываются» в улыбке. Так, ребенок, глядя на черточку, принимает нужный артикуляционный уклад, а под ней пишет букву.
« / » - обозначает букву «у», у которой «хвостик» вытягивается, спускаясь ниже рабочей строки, как и губы в момент произнесения данного звука:

- / - - / / - - / / / - - - - / / - / - / - / - /
и у и и у у и и у у у и и и и у у и у и у и у и у

Дети с удовольствием выполняют задание, а после, один из них читает, что получилось, у всех ли совпала последовательность, а если нет, то разбирается почему, уточняется артикуляция, исправляют ошибки.

4 этап . Дифференциация «и-у» в слогах.

Задание1 . Учитель-логопед диктует слоги, а дети должны записать только те, в которых слышится звук «и» (затем «у»).
Задание 2 . Записать предлагаемые слоги в 2 столбика: кту, лки, лну, жшу, ржи, гси, дву, нпи, зру, шду, хби, фжи, фпу, пси, сви, кму, гбу.


Задание 3 .Записать слоги под диктовку. В них выделить двумя разными цветными карандашами буквы «и» и «у».
Задание 4 . Выпишите из каждой строчки только те «слова», в которых гласные стоят в следующем порядке.
уиу
бизури, дузису, гимуви, дируну, рукури, луничу
иуи _______________________________________________________________
мурину, шикуди, пудилу, дигури, кисуму, гулити, визури

5 этап . Дифференциация букв «и-у» в словах.
Задания те же, что и со слогами. (Добавляются слова с пропущенной буквой «и» или «у», вставить нужную букву.)

6 этап . Дифференциация букв «и-у» в предложениях.
Задание 1. Вставить нужную букву «и» или «у», подходящую по смыслу.
Задание 2. Записать предложения под диктовку. Выделить двумя цветными карандашами буквы «и-у».

2. Дифференциация букв л-м.


1 этап . Уточнение артикуляционного уклада.

Звук и буква «л» . Кончик языка упирается в верхние зубы или в бугорки за верхними зубами. Средняя часть спинки языка опущена, задняя часть спинки языка приподнята, боковые края языка опущены. Форма языка напоминает седло. Выдыхаемый воздух проходит по бокам языка.

Звук и буква «м» . Губы сомкнуты и не размыкаются, выдыхаемый воздух проходит через нос. Кончик языка немного отходит от нижних зубов, язык плоский. Голосовые связки работают, горло дрожит (есть голос).

2 этап . Соотнесение артикулемы с кинемой.
На этом этапе важно сравнить, что в произнесении звука «л» участвует язык, который поднимается вверх. Обращаем внимание детей на то, что язык у нас один , а значит и количество элементов (т.е. палочек) будет соответствовать одному (в написании буквы «л» - одна палочка):

(В 3 классе у меня один ученик опровергнул данное мнение, объяснив это тем, что «у нас во рту есть ещё один маленький язычок, так что их два!» Здесь важно уточнить, чтобы не возникло путаницы, что мы опираемся на артикуляцию, говоря «о том язычке», который принимает непосредственное участие в произнесении звука «л».)


При произнесении звука «м» основными участницами являются губы, а т.к. у нас их две (нижняя и верхняя), то и количество элементов (палочек) будет соответствовать двум:

3 этап . Графический диктант.

На данном этапе варианты упражнений я провожу по аналогии с дифференциацией букв «п-т», изложенной в книге Л. Н. Ефименковой «Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов».

Задание 1 . Запишите названное логопедом количество палочек.
О б р а з е ц: Логопед: «Две, одна, одна, две, две…» и т. д.
(запись: // / / // // /)
Под палочками запишите соответствующие буквы: л-м.

Задание 2 . Запишите цифры под диктовку логопеда: « Один, два. Два, один, один…» и т. д.
(запись: 2 1 1 2 1 2 1 1 2 2 1 2 1 2…)
Под цифрами запишите соответствующие буквы.

4 этап . Дифференциация «л-м» в слогах.

Задание 1 . Игра «Шифровка».
Расшифруй слоги (вместо цифр пиши буквы).
2а-1а 2у-2у-1у и2-и1
2и-1и 2е-2е-1е а2-а1
2о-1о 2а-2а-1а о2-о1

Задание 2 .
Расшифруй звуковые сочетания:
2о2 2о1 2и1
1о1 1а2 1е2
2е2 2и1 1я2
1и1 3ю1 1ё2

5 этап . Дифференциация «л-м» в словах.

Задание1 . Расшифруй слова:
2ера же1ток са1ют па1ь2а
2олоко г1оток теп1ло пав1ин
1одка 1и2он програ22а к1ад
1апка г1ина по1яна стек1о
2ышь 2о1оток с1оварь са1ют

Задание 2 . Вместо точек вставь букву «л-м»:


Задание 3 . Запиши слова в два столбика: в первый - с буквой «л», во второй с - «м». (Предлагаются слова: лак, мак, лужа, мел, лодка, машина, клад, лейка, муха...)

6 этап . Дифференциация «л-м» в словосочетаниях.
Задание 1. Расшифруй словосочетания, вставляя вместо точки нужную букву «л-м»
Зо.отой ку.он
.о.одежный ба.
Тяже.ое одея.о
Ше.ковый п.аток
Подсо.нечное мас.о
У.ыбка м.аденца

7 этап . Дифференциация «л-м» в предложениях, пословицах, поговорках.
Задание: Вставь буквы «л-м».

В до.гах – как в ше.ках.
.олчание – знак сог.асия.
По.ожить зубы на по.ку.
Го.ова седая, да душа.олодая.
У.ение – по.овина де.а.
Кто с.ел, тот и съе.
Кабы куст не бы. ми., со.овей гнезда б не ви.
Где много с.ов, та. мало де.а.
У.елого по с.овам – неу.елого по г.азам видать.
С.ово сказа. – стре.у пос.ал, пись.о написа. – в западню попа. .

8 этап . Дифференциация в текстах.

Слуховой диктант .
Солнечные лучи осветили землю. Колокола звонили на всю площадь. Люди шли толпами и пели. Стоял месяц май. Я любовался молодой зеленью.

Апробировав данные методики на своих учащихся 2 -3 классов в ГОУ №1607 г. Москвы, я имела возможность наблюдать за тем, как с каждым днем у них повышался уровень самоконтроля. При записи слов, предложений, я видела, как старательно они вытягивали губки (при проговаривании слов со звуком «у») или, наоборот, растягивали их (при звуке «и»), с каждым разом допуская все меньше и меньше ошибок. Интересно было заметить, как на первых порах дети приоткрывали рот, ощущая подъём языка вверх (при проговаривании слов со звуком «л»), или смыкали губки (при звуке «м») и записывали нужное количество элементов. Проводя работу с родителями, я также объясняла им, на что нужно обращать внимание. При выполнении письменных работ детьми дома, родители сначала напоминали им об этом, а позднее, стали отмечать самостоятельное выполнение ими этих «упражнений», достигая тем самым необходимых результатов. Таким образом, к концу года из 8 выявленных учеников с описываемым нарушением, у 7 были полностью устранены ошибки, а у 1 – резко сократилось их количество (остаточные явления связываю с редкой посещаемостью логопедических занятий по причине частой болезни ребенка.)

Литература.

1. Артикуляция звуков в графическом изображении. Учебно-демонстрационный материал. Приложение к книге Е.В. Новиковой «Логопедическая азбука. Новая методика обучения чтению.»-М.: Изд. ГНОМ и Д, 2003.

2. Ефименкова Л.Н. Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов: Пособие для логопеда. – М.: Гуманит. издат.центр ВЛАДОС, 2001.

3. Лалаева Р.И. Логопедическая работа в коррекционных классах: Кн. Для логопеда. – М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1999.

4. И.Н. Садовникова Нарушение письменной речи у младших школьников: Учебное пособие – М.: ВЛАДОС, 1997.

5. Парамонова Л.Г. Предупреждение и устранение дисграфии у детей. С.-Пб, изд. «СОЮЗ», 2001 г.


Алеся Королькова

Дифференциация звуков Н-М.

Подготовительная группа

Задачи:

1. Учить детей давать сравнительную характеристику звуков Н, М.

2. Учить детей различать звуки Н, М в слогах, словах, на слух.

3. Учить зрительно различать буквы Н и М.

4. Развивать фонематический слух и восприятие.

5. Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику.

Ход занятия:

Сегодня в гостях у нас две куклы. И обе без имени.

Ребята поможем куклам придумать имена. Имя одной куклы должно начинаться со звука М, а другой – со звука Н (Наташа и Маша). Эти звуки мы будем сегодня учиться различать.

Дайте характеристику звука Н. (Звук Н – согласный, твердый, звонкий).

А теперь характеристику звука М. (Звук М - согласный, твердый, звонкий).

В чем сходство? Чем отличаются?

Сейчас проверим, как вы умеете их различать. Возьмите в руки буквы М и Н. Я буду говорить слоги и слова, если вы услышите звук М или Н, то показываете соответствующую букву.

Слоги: ан, ам, ом, ут, ын, ма, на, па, му.

Слова: Наташа, мак, ум, кино, ком, кон.

Подбор слов со звуками М и Н: Подарим картинки кукле Маше и кукле Наташе:

мак, нож, майка, макака, слон, звон, сом, ком, поклон, книга, смех, сумка, санки.

А теперь поменяйте в слове звук М на звук Н:

Маша - наша Мыть - ныть Рамы - раны

Мил - нил Мытье - нытье Комок - конек

Миг - Ник Мука - наука Самки - санки

Дама - дано Дом - Дон Сама - Саня

Рама - рано Ком - сон Дима - Дина

Миша - ниша Там - тон Моль - ноль

Назовите картинки. Определите место звука Н, М в названии картинок:

мак, нож, майка, макака, слон, звон, сом, ком, поклон, книга, смех, сумка, санки .

Молодцы все сделали!

На что похожа буква Н? а буква М?

Выложите буквы из счетных палочек.

А сейчас выполните задания в тетрадях. Раскрасьте букву М и Н в синий цвет.

Определите, какой звук М или Н спрятался в каждом слове. Впишите буквы М или Н в квадратики. Раскрасьте картинки.

Какие звуки мы научились различать? Дайте им характеристику.

Публикации по теме:

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [т]-[д]. Наша Родина» Тема: Звуки [т - д]. Цель: Дифференциация звуков [т - д] Задачи: Коррекционно - образовательные: 1) уточнить акустические особенности звуков.

Тема: «Дифференциация К - Г» Тип занятия: занятие по закреплению знаний, умений и навыков. Цель: учить различать звуки и буквы К-Г устно.

.

Конспект индивидуального логопедического занятия «Дифференциация звуков [с]-[ш]» Цель: дифференцировать звуки [с], [ш] в изолированном произношении и в обратных слогах. Основные задачи: Коррекционно-образовательные:.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» I. Организационная информация (Согласно ФГОС ДО) 1 Доминирующая образовательная область Речевое развитие 2 Вид деятельности детей Игровая,.

Конспект логопедического занятия «Дифференциация звуков [Ш] и [Ж]» Цель: Закрепить умение детей выделять сходства и различия между звуками [ш] и [ж]. Продолжать развивать умения детей выделять звуки [ш].

Конспект подгруппового логопедического занятия «Дифференциация звуков [С]-[Ш]» Конспект подгруппового логопедического занятия "Дифференциация звуков [с-ш]" Цель: Дифференциация и закрепление правильного.