Умения и способности к деятельности выведенная формула. Задатки, способности, умения и навыки. Определение направленности на цель труда

Из изложенного видно, что деятельность человека представ­ляет собой в структурном и функциональном отношении сложно организован­ную систему. Таким образом, успешность всякой деятельности зависит как от эффективности ее единиц (действий и операций) и функциональных элементов (например, устойчивости мотива, адекватности выбранной цели, памяти, харак­терологических особенностей, таких как решительность или нерешительность, и т.д.), так и от общей организации деятельности. В свою очередь и единицы, и элементы, и общая организация также зависят от различных психических про­цессов, свойств и состояний человека. Вот эта совокупность психологических свойств человека, которая позволяет ему осуществлять максимально целесооб­разным и эффективным образом тот или иной вид социально значимой деятель­ности, и называется в психологии способностями. Это - определение способ­ностей, так сказать, в первом приближении, поскольку при ближайшем рас­смотрении проблема способностей оказывается гораздо более сложной и не поддающейся простым решениям.

Способности являются системным психологическим образованием такого уровня сложности, который соответствует уровню целостного функционирова­ния личности. Именно поэтому способности обычно рассматриваются в ряду таких понятий, как темперамент, характер, личность. Можно рассуждать и ина­че и рассматривать данное понятие - способности - как своеобразный мост или переходное психологическое образование, связывающее в понятийной системе отдельные психические процессы, функции, свойства и состояния с перечислен­ными более общими психологическими категориями. Действительно, например, Б. Г. Ананьев считает способности и талант высшей интегра­цией свойств человека как

все особенности человека, имеющие отношение к его деятельности можно отнести к способностям. В связи с этим появляется не­обходимость ввести некоторые критерии, на основе которых можно было бы вы­делять психологические качества человека именно как способности. Вы­дающийся отечественный психолог Б.М. Теплов предложил следующие три признака, которые «всегда заключаются в понятии "способность" при употреб­лении его в практически разумном контексте».

Во-первых, «под способностями разумеются индивидуально-психологиче­ские особенности, отличающие одного человека от другого». Свойства, в отно­шении которых все люди равны, не являются способностями. Таким образом, такие общечеловеческие качества, как способность говорить, воспринимать, мы­слить, и т.д., как таковые не являются способностями в специфическом смысле этого термина, поскольку они являются родовыми признаками человека.

Во-вторых, «способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к

В-третьих, «понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» (Теплов Б.М., 1982). Способности - это «результаты закрепления не способов действия, а психиче­ских процессов ("деятельностей"), посредством которых действия и деятельно­сти регулируются» (Рубинштейн С.Л., 1998). Способности обнаруживаются в том, «насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важны­ми для данной деятельности» (Введение в психологию, 1996).

Обобщая сказанное, можно сформулировать следующее определение способ­ностей. Способности - это такая совокупность (врожденных и приобретенных) индивидуально-психологических функциональных свойств,

от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности. Понимая свойства личности очень широко, К.К. Платонов считает, что способности - это те же свойства личности, но рассматриваемые в их соотношении с определенной деятельностью. В данных определениях акценты на деятельности подчерки­вают одно очень важное обстоятельство: индивидуально-психологические особенности, взятые в отрыве от деятельно­сти, не могут рассматриваться как способности. Понятие спо­собности при этом теряет свое характерное

большей степени - врожденными индивидуаль­ными особенностями или совокупностью социальных условий, в которых про­исходит формирование личности? Современная научная психология, опираю­щаяся на эмпирические и экспериментальные данные дает такой ответ на этот вопрос.

Во-первых, при ответе на этот вопрос необходимо строго придерживаться принятого определения понятия «способности». Из приведенных определений и пояснений к ним становится ясно, что способности включают в себя все инди­видуально-психологические свойства, которые способствуют успешному овла­дению и выполнению данной общественно значимой деятельности - и те, кото­рые в большей мере имеют врожденный характер (например, психический темп, переключаемость внимания, механическая память и т.д.), и те, которые в боль­шей мере являются результатом воспитания и социального влияния (например, интересы и ценности). В целом можно сказать, что, конечно, каждый человек рождается с определенным индивидуальным набором врожденных свойств, оп­ределяющих особенности его психической активности. Однако эти врожденные свойства еще не являются способностями, поскольку они не включены ни в ка­кие виды человеческой деятельности (со всеми ее специфическими атрибута­ми - осознанностью, целенаправленностью и т.д.). Врожденные свойства явля­ются только некоторыми предпосылками к выполнению той или иной деятель­ности, содержание которой задается конкретными культурно-историческими условиями.

Врожденные индивидуальные особенности, способствующие или препят­ствующие овладению или выполнению деятельности, являются, следовательно, не способностями, а задатками. По Б.Г. Ананьеву, задатки

наряду с темпераментом представляют собой результат высшей интеграции так называемых индивидных характеристик человека - возрастных, половых, конституциональных характеристик, нейродинамических свойств мозга, функциональных отношений между большими полушариями, а также вторичных от пере­численных психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербально-логических и т.д.) и структуры органических потребностей (Ананьев Б.Г., 1977). Задатки определяются наследственными факторами и факторами внутриутробного развития, которые в совокупности и состав­ляют группу врожденных факторов. На роль наследственных факторов в формировании спо­собностей указывают следующие факты. Выяснилось, на­пример, что разлученные при рождении и выросшие в разных условиях однояйцевые близнецы по своему умственному развитию были друг к другу ближе,

чем разнояйцевые, вос­питывавшиеся вместе. Было обнаружено также, что умствен­ные способности взрослых людей, бывших приемными деть­ми, усыновленными при рождении, больше приближались к умственным способностям именно биологических, а не приемных родителей. Интерпретация этих фактов не может быть однозначной по ряду причин. Наличие врожденных задатков не исключает тезиса о решающей роли социального фактора в форми­ровании способностей. Только что приведенные факты коротко можно объяс­нить, в частности, тем, что обнаруживающиеся в раннем детстве интеллектуаль­ные задатки в силу универсальной ценности интеллекта в любой культуре полу­чают одобрение, подкрепление и создание для их превращения в способности соответствующих межличностных или социальных условий просто по принци­пу обратной социальной связи. Таким образом, для того чтобы задатки превра­тились в способности, необходима встреча врожденных качеств с определенны­ми социальными условиями.

Во-вторых, в отечественной психологии общепризнанным считается тезис о том, что способности формируются в деятельности. Даже при наличии опреде­ленных задатков способности к данной деятельности просто по определению не могут успешно развиваться вне процесса ее выполнения и овладения ею. Дока­зательства этого тезиса лежат в двух взаимоподкрепляющих плоскостях - мето­дологической и эмпирической, экспериментальной.

С точки зрения методологии, абстрактная деятельность вместе с ее структу­рой и функциональной организацией существует только в теории. В реальной жизни деятельность как форма человеческой активности воплощается в конк­ретных исторически обусловленных и общественно значимых видах. Например, способности составления программ для компьютеров не могли сформироваться и обнаружиться до появления самих компьютеров.

В экспериментальных исследованиях также была подтверждена значимая роль деятельности в развитии способностей. А.Р. Лурия несколько пар 5-6-лет­них детей - однояйцевых близнецов - разделил на две группы. Каждая группа в течение трех недель была занята конструированием моделей из мелких деревянных деталей. Инструкции по конструированию в группах отличались друг от друга. В одной группе дети по заданным детально прорисованным образцам со­ставляли просто копии построек. В другой образцы были оформлены так, что дети должны были сами догадываться, из каких элементов состоит постройка. Результатом этого эксперимента было то, что даже спустя полтора года дети из второй группы, накопившие в эксперименте опыт мысленного манипулирова­ния визуальными элементами, лучше своих однояйцевых братьев из другой группы справлялись не только с задачами на аналогичное конструирование, но и с другими зрительными головоломками и задачами на мысленную пространственную трансформацию. Практический вывод для педагогики

ни­как не путем усвоения только теоретических принципов этой деятельности.

Упомянув об общих способностях, мы затронули еще один важный вопрос в рамках проблемы способностей - вопрос о так называемых общих и специаль­ных способностях.

Под общими способностями в психологии понимается такая совокупность индивидуально-психологических качеств человека, которая отвечает требова­ниям широкого класса деятельностей и позволяет успешно решать разнообраз­ные задачи. Чаще всего исследование общих способностей сопряжено с исследо­ванием интеллекта. Однако понятие общих способностей не тождественно по­нятию интеллекта, поскольку включает в себя помимо умственной, ментальной сферы и другие индивидуальные свойства.

Интеллект - это относительно устойчивая структура именно умственных способностей. Его часто отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и т.д. (Психология: Словарь, 1990). Общие же способности определяют­ся не только интеллектом, но и такими свойствами, как обучаемость и креатив­ность (Дружинин В.Н., 1999).

Еще в начале XX в. английский исследователь Чарльз Спирмен в результате применения специальных математических процедур обработки статистических данных об умственных способностях людей выделил так называемый общий фактор (или общую способность), который он обозначил буквой G (от англ. general). Этот фактор способствует успешности выполнения различных по со­держанию тестов. Те психологические факторы, которые способствуют успеш­ному выполнению отдельных тестов, он назвал специальными факторами (или специальными способностями), которые получили обозначение S (от special).

В дальнейших исследованиях других авторов было обнаружено, что общие способности сами состоят из ряда факторов, т.е. определяются совокупностью определенных психических, главным образом познавательных качеств. В раз­личных моделях интеллекта таких факторов насчитывается от семи (модель Л. Терстоуна) до 120 (модель Дж. Гилфорда). В простейшей модели Л. Терстоуна это: словесное понимание (способность оперировать значениями слов), речевая беглость (способность

Под обучаемостью понимают общую способность к усвое­нию новых знаний и способов деятельности. Обучаемость - это скорость и объем возрастания эффективности деятель­ности (в том числе и интеллектуальной) под влиянием обуча­ющих воздействий. В качестве критериев обучаемости

разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности (М.А. Холодная). Это - способность привносить нечто новое в опыт, осознавать пробелы и противоречия, отказываться от стереотипных способов мышления. Это скорость порождения новых идей в единицу времени, способность производить «редкие» идеи, умение в простом видеть сложное и наоборот. Следует подчеркнуть, что чрезмерное и однобокое поощрение оригинальности мышления не обязательно способствует развитию креативности, оно может даже оказаться вредным, по­скольку в отрыве от иных компонентов общих способностей будет препятство­вать усвоению необходимых устоявшихся знаний и умений, а в ряде случаев укреплять «оригинальничание» как проявление личностной гиперкомпенсации как раз интеллектуальной несостоятельности либо психической неадекватности (М.А. Холодная).

С понятием «способности» тесно связано понятие одаренности. Именно при исследовании одаренных детей подтверждается тезис о том, что для формирова­ния и развития способностей врожденных задатков еще недостаточно и что важ­ную роль здесь играет интенсивная, основанная на глубоком интересе, постоян­ная деятельность в какой-то одной или нескольких сферах, а также наличие оп­ределенных личностных особенностей, способствующих этому. Одаренных детей помимо способности к сосредоточению внимания, быстроты мыслитель­ных процессов; повышенных возможностей анализа и обобщения отличает так­же энергичная любознательность, особая настроенность на познавание, на умственную работу (Н.С. Лейтес). В исследованиях американских ученых Абра­хама, Кларка, Челлинждера, Ньюланда было обнаружено, что одаренные дети помимо превосходных интеллектуальных способностей характеризуются тем,что они склонны к соревновательности и независимости, отличаются более вы­сокими социальными идеалами, более цельны, любознательны..., упорны, более расположены к творчеству и чутки к настроениям окружающих, обладают повы­шенным чувством юмора и острее реагируют на несправедливость (Одаренные дети, 1991).

Специальные способности - это такие индивидуально-психологические особенности, которые способствуют успеш­ному овладению и выполнению какого-то конкретного вида деятельности. Сразу же следует отметить, что специальные способности (например, музыкальные) - это не некая един­ственная монолитная способность, это

действия; способность использовать свой опыт; память; быстрые и точные счет­ные операции; способность улавливать пространственные отношения; умение усматривать сходство и различие (К.К. Платонов).

В структуре организаторских способностей Л.И. Уманский перечисляет 18 психологических качеств: от способности заряжать своей энергией других людей, понимать и верно реагировать на их психологию до общительности, на­стойчивости, работоспособности, активности и организованности как способно­сти организовать самого себя.

Успешность педагогической деятельности определяется помимо всего проче­го конструктивными, организаторскими, коммуникативными способностями, педагогическим тактом, интересом и любовью к детям, доступностью и общи­тельностью, выдержкой, умением работать коллегиально, личным педагогичес­ким мастерством, изобретательностью и выдумкой в работе и рядом других об­щечеловеческих качеств (К.К. Платонов).

Как видно из изложенного, успешность в любой специфической деятельнос­ти обусловлена наличием как специальных, так и общих способностей, но самое главное - выполнением самой деятельности, интересом к ней, настойчивостью, упорством и терпением.

Резюме

Категория деятельности в психологии используется в двух аспектах - как принцип объяснения возникновения психических образований и как понятие, описывающее целенаправленную, осознанную и мотивированную активность человека. Деятельность как принцип используется для утверждения о том, что психические образования представляют собой идеальные следы («превращенные формы») взаимодействий организма с объектами окружающе­го мира. Деятельность как мотивированную, целенаправленную активность можно представить как имеющую определенную уровневую организацию - собственно деятельность, которая инициируется и направляется мотивом, дей­ствие как фрагмент (этап) деятельности, направляемый промежуточной целью, и операция - система движений, обусловленная условиями выполнения дей­ствия. Любая деятельность разворачивается по определенной, общей для всех видов деятельности схеме. Основными компонентами деятельности являются: мотив, генеральная цель, анализ наличной ситуации, обращение к прошлому опыту, выбор конкретных целей для осуществления действий, выбор средств, принятие решения, осуществление операций, получение результата, сличение полученного результата с желаемым, в случае их совпадения - прекращение данной деятельности, при их несовпадении, но сохранении мотива - внесение коррективов в осуществление деятельности и повторное ее исполнение. Все ин­дивидуальные психологические особенности человека, способствующие успеш­ному выполнению общественно значимой деятельности называются способно­стями. Способности формируются и развиваются в процессе деятельности на основе задатков - наследственных и врожденных психологических качеств че­ловека. Следовательно, для развития способности к данному виду деятельности необходимо непременное выполнение этой деятельности. Способности характе­ризуют человека как субъекта деятельности.

Вопросы и задания

Общие положения

Способности - индивидуальные особенности личности, обеспечиваю­щие успех в деятельности и легкость овладения ею.

Талант - высшая степень спо­собностей личности к определенной деятельности.

Задатки - некоторые генетиче­ски детерминированные анатомо-фи-зиологические особенности нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой формирова­ния и развития способностей.

Одаренность общая - единство общих способностей человека, обус­ловливающее диапазон его интеллек­туальных возможностей, уровень и своеобразие его деятельности.

Гениальность - высшая степень творческих проявлений личности.

От способностей зависит скорость, глубина легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся

Исследованиями установлено, что способности - прижизненные образования, что их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, что среда, воспитание активно формируют их.

Способности - понятие динами­ческое, их формирование определен­ным образом происходит в процессе организованной деятельности.

Глубокий анализ проблемы способ­ностей был дан Б.М. Тепловым. В по­нятии «способности» по его мнению заключено следующее: «Во-первых под способностями разумеются инди­видуально-психологические особенно­сти, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности вы­полнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-треть­их, понятие «способность» не сводит­ся к тем знаниям, навыкам или уме­ниям, которые уже выработаны у дан­ного человека».

Характерным для задатков яв­ляется то, что они сами по себе еще ни на что не направлены. Задатки влия­ют, но не решающим образом на про­цесс формирования и развития спо­собностей, которые формируются при­жизненно в процессе деятельности и воспитания.

К основным составляющим при­родных различий спосбностей могут быть отнесены: определенные свой­ства нервной системы, познавательная активность и саморегуляция, особенно­сти строения анализаторов. Задатки многозначны, они обуславливают:

разные пути формирования способ­ностей,

влияют на уровень достижения, быстроту развития.

На формирование способностей влияет ряд условий. Это - теорети­ческий и практический опыт, знания; физическая и умственная активность, связанная с выполнением конкретных целей и приобщением к различным видам игры, учения, труда; наблюда­тельность, хорошая память, яркость воображения.

Способности, считал Б.М. Теплов, находятся в постоянном развитии. Способности, которые не развиваются на практике, со временем гаснут. Толь­ко постоянно совершенствуясь в му­зыке, рисовании, техническом творче­стве, математике, можно поддерживать и развивать способности в соответ­ствующей деятельности.

Для способностей характерны за­меняемость, большие компенсаторные возможности.

В этом плане обычно разли­чают:

общие способности (такие инди­видуальные свойства личности, ко­торые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овла­дении знаниями и осуществлении раз­личных видов деятельности);

специальные способности (систе­ма свойств личности, которые помо­гают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности). Специальные способности органичес­ки связаны с общими. Специальные способности: литературные, математические, пе­дагогические, художественные.

Одна и та же способность может быть разной по степени развития.

Талант - высокий уровень разви­тия способности, обеспечивающий выдающихся успехов в том или ином виде деятельности. Гениальность - высший уровень развития способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей сфере деятельности.

Принадлежность личности к одному из трех человеческих типов: «художественному», «мыслительному» и «промежуточному» (по терминологии И.П. Павлова) - определяет в значительной мере особенности их способностей.

Относительное преобладание первой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип, от­носительное преобладание второй сиг­нальной системы - мыслительный гип, примерно равное их представи­тельство - средний тип людей. Эти различия в современной науке связы­вают с функциями левого (словесно-логического) и правого (образного) полушарий головного мозга.

Для художественного типа свой­ственна яркость образов, для мысли­тельного типа - преобладание аб­стракций, логических построений.

У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у раз­личных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по уровню развития.

1) Общая характеристика способностей человека

Под способностями понимают та­кие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного вы­полнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.

Если суммировать существующие в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам. В первом случае под способностями пони­мают совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наи­более широкое и самое старое толкование термина «способности». С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии ХVIП-Х1Х вв. и достаточно часто встречается в настоящее время. Третий подход основан на утверждении о том, что способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое при­обретение, закрепление и эффективное использование на практике.

В отечественной психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на основе последнего подхода. Наибольший вклад в его раз­витие внес известный отечественный ученый Б. М. Теплов.Он выделил следую­щие три основных признака понятия «способность».

Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.

Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные осо­бенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения ка­кой-либо деятельности или многих деятельностей.

В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.

В повседневной практике понятия «способности» и «навыки» часто отождествляют, что приводит к ошибочным выводам, особенно в педагоги­ческой практике. (Классическим примером такого рода может служить неудачная попытка В. И. Сурикова, ставшего впоследствии знаменитым художником, посту­пить в Академию художеств. Хотя выдающиеся способности Сурикова прояви­лись достаточно рано, необходимых умений и навыков в рисовании у него еще не было. Академические педагоги отказали Сурикову в поступлении в академию. Более того, инспектор академии, просмотрев представленные Суриковым рисун­ки, заявил: «За такие рисунки вам даже мимо академии надо запретить ходить». Ошибка преподавателей академии заключалась в том, что они не сумели отличить отсутствие умений и навыков от отсутствия способностей. Суриков делом дока­зал их ошибку, овладев в течение трех месяцев нужными умениями, в результате чего те же педагоги сочли его на этот раз достойным зачисления в академию).

Несмотря на то, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, это не означает, что они никак не связаны со знаниями и умениями. От способно­стей зависят легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков. При­обретение же этих знаний и умений, в свою очередь, содействует дальнейшему развитию способностей, тогда как отсутствие соответствующих навыков и знаний является тормозом для развития способностей.

Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе как в посто­янном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на прак­тике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается. Только благода­ря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и худо­жественное творчество, математика, спорт и т. п., мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующие способности.

Следует отметить, что успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными спо­собами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более высокого развития других. «Од­ной из важнейших особенностей психики человека, - писал Б. М. Теплов, - явля­ется возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, ко­торая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвиты­ми у данного человека».

Обобщая существующие на сегодняшний день в психологии подходы, можно опреде­лить способности как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием продуктивного выполнения той или иной деятельности.

Признаки, отличающие способности от других психических свойств, были сформули­рованы в исследованиях Б.М. Теплова. Первый признак способностей - их тесная связь с индивидуальными различиями между людьми: к способностям относятся только те осо­бенности личности, которые отличают одного человека от другого.

«Никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны» [Теплов, 1961].

В качестве второго признака способностей рассматривается их взаимосвязь с осущест­вляемой деятельностью: способностями являются только те особенности личности, кото­рые имеют отношение к успешности выполнения той или иной деятельности.

Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являют­ся индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей [Теплов, 1961].

И, наконец, третий признак: способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже сформированы у человека.

Нередко бывает, что педагог не удовлетворен работой ученика, хотя этот последний обнаруживает зна­ния не меньшие, чем некоторые из его товарищей, чьи успехи радуют того же самого педагога. Свое недовольство педагог мотивирует тем, что этот ученик работает недостаточно; при хорошей работе ученик, «принимая во внимание его способности», мог бы иметь гораздо больше знаний, умений и навыков.

Когда выдвигают молодого работника на какую-либо организационную работу и мотивируют это вы­движение «хорошими организационными способностями», то предполагают, что, хотя он, может быть, и не имеет еще необходимых навыков и умений, благодаря своим способностям сможет быстро и успеш­но приобрести их [Теплов, 1961].

Дело в том, что достижение одного и того же уровня знаний, умений и навыков от одного человека требует максимального использования всех ресурсов психики и организма, а другому практически ничего не стоит. Способности проявляются в скорости и легкости приобретения знаний, умений и навыков.

Можно сформулировать две своеобразные формулы способностей:

    Способность = Продуктивность / «Цена» (объективная формула).

    Способность = Успешность / Трудность (субъективная формула).

«Объективная» формула позволяет оценить способности посредством соотнесения продук­тивности деятельности и ее «цены» - затрат, которых она требует от человека. Так, например, решение «на пятерку» задач по геометрии одному старшекласснику может даваться играючи, без какой-либо подготовки, а от другого требовать многочасовых ежедневных занятий.

«Субъективная» формула, позволяющая человеку провести самооценку способностей, предполагает сопоставление успешности деятельности с ее трудностью. Согласно этой формуле, человек считает себя наиболее способным к тем видам деятельности, в которых добивается максимальных результатов с использованием минимальных затрат.

Таким образом, о наличии у человека тех или иных способностей позволяют судить вполне определенные признаки: высокий темп обучения соответствующей деятельности, широта переноса навыка (обучившись применению операции в одной ситуации, человек способен легко применить их в других аналогичных ситуациях), энергетическая экономность выполнения данной деятельности и ее индивидуальное своеобразие, а также высокая мотивация, стремление к этой деятельности, иногда вопреки обстоятельствам.

Эти признаки отчетливо видны, например, в случае Пети В., который, интересуясь математикой, в начале пятого класса самостоятельно освоил тригонометрию и через несколько недель представил на астрономическую олимпиаду старшеклассников расчеты, необходимые для создания солнечных бата­рей космического корабля, летящего на Марс.

Нельзя говорить о способности там, где она существует до начала своего развития, так же как нельзя говорить о способности, достигшей своего полного развития, закончившей свое развитие. Способности существуют только в развитии, только в движении. Это раз­витие осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической деятель­ности. Вне деятельности способность не может ни возникнуть, не развиваться.

Абсолютный слух как способность не существует у ребенка до того, как перед ним впервые появилась задача узнавать высоту звука. До этого существовал только анатомо-физиологический факт - возмож­ность распознания высоты звуков [Теплов, 1961].

Развитие способностей осуществляется по спирали. Определенный уровень способно­стей обусловливает включение человека в деятельность, в которой формируются и диф­ференцируются навыки, создавая платформу для появления нового уровня способностей, позволяющего осуществлять более эффективную деятельность.

Таким образом, способности тесно связаны с деятельностью, осуществляемой челове­ком, и проявляются в ее различных характеристиках. Чем больше у человека способностей к той или иной деятельности, тем легче она ему дается и тем эффективнее осуществляется. Однако зачастую бывает так, что заниматься каким-то видом деятельности приходится не только тем, кто имеет к ней способности, но и тем, кто их не имеет.

Если неспособный человек вынужден продолжать занятия неподходящей для себя дея­тельностью, он сознательно или неосознанно будет компенсировать недостаток способ­ностей, опираясь на сильные стороны своей личности. Такая компенсация может осущест­вляться разными путями. Один из них - это приобретение знаний, умения или навыков, необходимых для выполнения той или иной деятельности. Другой путь компенсации спо­собностей связан с привлечением в деятельность другой, более развитой способности.

В структуре музыкальных способностей важную роль играет абсолютный слух - способность узна­вать высоту отдельных звуков, не прибегая к сравнению их с другими звуками, высота которых из­вестна. Исследования показывают, что в основе этой способности лежат врожденные задатки, которые либо даны человеку, либо нет. Однако умение узнавать высоту отдельных звуков можно выработать и у людей без подобных задатков, опираясь на другие способности - относительный слух или тембровый слух. Механизмы узнавания высоты звуков при настоящем абсолютном слухе и при специально выра­ботанном, так называемом «псевдоабсолютном» слухе будут совершенно различными, но практические результаты могут в некоторых случаях быть совершенно одинаковыми [Теплов, 1961].

И, наконец, отсутствие выраженных способностей к деятельности может компенсировать­ся формированием ее индивидуального стиля. Индивидуальный стиль деятельности, складываясь в ней, проявляется в устойчивой системе приемов и способов ее осуществления; он - средство приспособления к требованиям деятельности.

Возможность широкой компенсации одних свойств другими ведет к тому, что отно­сительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения деятельности, наиболее тесно связанной с этой способностью. Не­достающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими высокоразвитыми у данного человека. Вероятно, именно это обеспечивает возможность успешной деятельности человека в самых различных областях.

Человеческие способности неоднородны. По разным основаниям можно выделить раз­личные виды способностей.

Во-первых, способности можно разделить на природные и специфически человеческие. Природные (или естественные) способности в своей основе биологически обуслов­лены, формируются на базе врожденных свойств при наличии элементарного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей. Этот вид способностей является общим для человека и многих высших животных: восприятие, память, мышление, способ­ность к коммуникации. Существенное различие в этой связи кроется в том, что возможно­сти приобретать жизненный опыт у человека значительно шире, благодаря чему природные способности становятся основой для формирования так называемых специфически чело­веческих способностей, которые имеют общественно-историческое происхождение и обе­спечивают жизнь и развитие в социальной среде.

Во-вторых, по широте выделяют общие и специальные способности. Общие способно­сти - это такие индивидуальные свойства человека, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность осуществления широкого спектра видов деятельности. К их чис­лу относятся интеллектуальные, психомоторные, коммуникативные и креативные способ­ности, без проявления которых сложно представить себе какую бы то ни было деятельность человека вообще. Суть общих способностей заключается именно в том, что без них любая адаптивная деятельность человека невозможна.

Специальные способности, в отличие от общих, обеспечивают успешность отдельных видов деятельности; это музыкальные, математические, художественные и другие виды способностей. Они проявляются в специфических сферах и не связаны с проявлением способностей в других областях.

Судя по биографическим данным, А. С Пушкину в лицейские годы не давалась математика. Д. И. Менделеев в школе отличался большими успехами в области математики и физики, а по пред­метам языкового цикла имел твердую «единицу».

Общие и специальные способности не конфликтуют, а сосуществуют, взаимно допол­няя друг друга. В отдельных случаях высокий уровень развития общих способностей может выступать в качестве специальных способностей по отношению к определенным видам дея­тельности. Это делает деление способностей на общие и специальные весьма условным.

Например, практически любая деятельность в современном мире требует умения осуществлять простейшие математические действия: складывать, вычитать, умножать, делить. Их можно рассматривать как элемент ин­теллектуальных способностей. Однако существуют люди, у которых эти способности развиты настолько высоко, что скорость усвоения математических понятий и операций, способность решать чрезвычайно сложные задачи позволяет им заниматься специализированной деятельностью в сфере математических наук.

В-третьих, по направленности можно выделить теоретические и практические способ­ности. Теоретические способности предопределяют склонность человека к абстрактным размышлениям, практические - к реальным, конкретным действиям. В отличие от общих и специальных способностей, теоретические и практические чаще всего не сочетаются друг с другом. У одного и того же человека они встречаются крайне редко, и подобное сочетание является свидетельством разносторонности его развития.

И, наконец, в-четвертых, существует деление на учебные (репродуктивные) и творче­ские способности по уровню их развития у человека. Первые определяют успешность обу­чения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, характеризуют процесс обучения соответствующей деятельности. Вторые определяют возможность произвольного исполь­зования полученного в ходе обучения опыта для создания чего-то принципиально нового, оригинального. Однако нельзя забывать о том, что всякая репродуктивная деятельность включает в себя элементы творчества, а творческая деятельность, в свою очередь, вклю­чает и репродуктивную, без которой невозможна.

Именно творческий уровень развития способностей обеспечивает развитие человечества. Но такое развитие возможно только тогда, когда следующее-поколение усваивает опыт, на­копленный предыдущим, Поэтому иногда учебные способности рассматриваются в качестве общих, а творческие - в качестве специальных, определяющих успех творческой деятельности.

Каждая способность имеет свою структуру, в ней выделяют ведущие и вспомогатель­ные свойства.

Примером ведущих свойств для педагогических способностей могут служить тактичность, наблюда­тельность, потребность в передаче знаний и любовь к детям. Для художественных способностей такими свойствами являются развитые творческое воображение и мышление, возможность создавать яркие зрительные образы, развитые эстетические чувства, а также волевые качества, способствующие пре­творению замысла в реальность [Гамезо, Домашенко, 1988].

Как уже неоднократно отмечалось, способности - это такие свойства, которые отлича­ют одного человека от другого. В связи с этим на протяжении последних полутора столетий в психологии активно обсуждается вопрос о природе их возникновения. Действительно, способности - это врожденные психические свойства или же особенности личности, скла­дывающиеся в течение жизни?

Первая точка зрения - о врожденной природе способностей - активно развивалась в психологии с 1860-х гг. благодаря работам английского психолога и антрополога Ф. Гальтона, который, проведя анкетирование более 300 представителей английской интеллектуаль­ной элиты, пришел к выводу, что способности - это наследственная черта, проявляющаяся в ряде поколений. Подобная позиция ведет свою историю с античных времен, когда Платон сформулировал представление о том, что обучение и воспитание может изменять лишь скорость появления, но не само наличие или отсутствие способностей.

В пользу концепции врожденного характера способностей говорит большое количество разнообразных фактов.

Так, у многих выдающихся людей способности проявились в раннем детстве, когда воздействие обучения и воспитания еще не могло быть определяющим: музыкальная одаренность Моцарта обнару­жилась в три года, Гайдна - в четыре; шахматный талант А. Карпова заявил о себе в пять лет и т. д.

Отдельного внимания заслуживают факты родства людей со схожими способностями. В частности, в семье Бахов музыкальные способности проявились задолго до того, как приобрел композиторскую известность И.С. Бах. Родоначальником музыкальной традиции в XVI в. стал булочник В. Бах, который отводил душу после работы музыкой и пением. Сегодня исследователи насчитывают в семье Бахов от. 20 до 60 музыкантов. Установлено также, что прабабушка Л. И. Толстого Ольга Трубецкая и прабабушка А. С. Пушкина Евдокия Трубецкая были родными сестрами. Найдено родство между философами Шел­лингом и Гегелем и т. д.

Представители второй точки зрения на природу способностей считают, что последние целиком определяются качеством воспитания и обучения. Еще в XVIII в. французский философ-сенсуалист К. А. Гельвеций провозгласил, что посредством воспитания можно сформировать гениальность. Сторонники данного направления в качестве доказательств своей позиции приводят многочисленные примеры «детей-маугли», демонстрирующие не­возможность развития способностей вне человеческого общества, факты формирования тех или иных способностей в периоды взрослости и старости (в частности, А. Н. Леонтьев показал возможность формирования музыкального слуха в любом возрасте) и т. д.

Итоговым выводом этой концепции явилось положение о том, что у каждого человека можно сфор­мировать любые способности. Придерживаясь этого взгляда, американский ученый У. Ушби утверж­дает, что способности определяются детским опытом интеллектуальной деятельности, в которой за­кладывается только умение учиться или же способность мыслить самостоятельно. В настоящее время приверженцы этой концепции в США и Западной Европе создают специальные центры «выращивания» одаренных детей.

В отечественной психологии принято считать, что концепции сугубо наследственной или социальной природы способностей, безусловно, интересны, однако ни одна из них не объясняет все факты проявления способностей. Проблема соотношения врожденного и приобретенного в способностях решается посредством понятия о задатках.

Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей. К их числу относятся индиви­дуально-типологические свойства нервной системы, уровень соотносительного развития сигнальных систем, свойства анализаторов, особенности строения и функциональная зре­лость отдельных областей коры головного мозга. Все эти особенности, судя по всему, не ограничиваются наследственными возможностями человека (как полагал С.Л. Рубин­штейн), поскольку, помимо генетики, в их формировании принимает участие множество пренатальных и ранних постнатальных факторов.

Задатки полифункциональны, то есть неспецифичны по отношению к конкретным ви­дам деятельности. Одни и те же задатки могут являться основой для формирования различных способностей (например, сильная нервная система может быть нужна как в спорте, так и при изучении иностранных языков).

Вместе с тем утверждать, что задатки абсолютно нейтральны по отношению к будущим спо­собностям, тоже не совсем справедливо. Так, особенности зрительного анализатора скажутся, прежде всего, на тех способностях, в которых участвует зрение (например, изобразительных), а особенности речевых центров мозга - на тех, которые основаны на вербальной коммуника­ции. Таким образом, задатки избирательно соотносятся с различными видами деятельности.

Важно, что способности не являются прямой функцией задатков самих по себе. Задатки включены в развитие способностей только как исходный момент, предпосылка, но не единственное условие. Природные предпосылки развития, по утверждению Б. М. Теплова, не имеют качественной определенности, содержательного момента.

Например, существенная предпосылка для развития музыкальных способностей - нормативное строение и функционирование слухового анализатора. Однако наличие у человека слухового анализа­тора не предусматривает, какие профессии и специальности, связанные с музыкальным слухом, могут возникнуть в человеческом обществе. Не предусмотрено и то, какую область деятельности изберет для себя человек, будет ли он заниматься музыкой, какие возможности будут предоставлены ему для раз­вития имеющихся у него задатков. Следовательно, в какой степени будут развиты задатки человека, зависит от условий его индивидуального развития.

Таким образом, развитие задатков - это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. Задатки развиваются и трансформируются в способности при условии возникновения в обществе потребности в тех или иных видах деятельности. Второй существенный фактор развития задатков - осо­бенности обучения и воспитания, позволяющие человеку получить и закрепить опыт дея­тельности, соответствующей развивающимся способностям. Важно помнить, что развитие способностей происходит не благодаря механическому включению человека в ту или иную деятельность, а только лишь при условии его собственной активности. В зависимости от на­личия или отсутствия условий для развития способностей их принято разделять на потенци­альные и актуальные: потенциальные способности, в отличие от актуальных, не проявляются в деятельности, но могут актуализироваться при изменении социальных условий.

Подводя итог, можно перечислить факторы, определяющие развитие способностей. К их числу относятся задатки, создающие природный фундамент способностей, а также так называемая социальная наследственность, определяющая условия семейного воспитания (очевидно, что в семье Бахов, о которой речь шла выше, дети погружались в музыкальную среду с самого детства, видели родительский интерес к музыке, получали доступ к музы­кальным инструментам и т. д.).

Другую группу условий развития способностей составляют факторы макросреды - особенности общества, в котором родился и живет человек. Общество создает модели обучения и воспитания, которые могут в большей или меньшей степени создавать условия для развития способностей (например, системы профильных классов в школе), формирует социальные запросы на те или иные виды деятельности, влияет на выбор человеком приоритетных сфер деятельности путем формирования общественного мнения о них и т.д.

Некоторые бланки документов психолога-профконсультанта

Лист первичного обращения

Формулировка причины обращения к профконсультанту:

Сведения о членах семьи (образование, работающие, неработающие):

1. Информативность оптанта о мире профессий:

а) полная ________________________________________

б) недостаточная__________________________________

в) отсутствует ____________________________________

г) другое _________________________________________

2. Наличие профессионального плана у оптанта:

а) предполагаемая профессия _______________________

б) учебное заведение ______________________________

3. Сформированность у оптанта профессионального плана:

а) сформирован ___________________________________

б) частично сформирован __________________________

в) не сформирован ________________________________

г) другое ________________________________________

4. Осознанность выбора профессии оптантом _______________________

5. Ведущие мотивы оптанта в выборе профессии: _______

Дата ________ Подпись профконсультанта ___________

Лист итоговых результатов профдиагностики в профконсультации

1. Сведения из «Анкеты оптанта»: ____________________

а) любимые занятия _____________________________________

в) опыт работы __________________________________________

г) успешность обучения по дисциплинам:

естественным ________________________________________

точным _____________________________________________

гуманитарным _______________________________________

труду ______________________________________________

2. Анкета профессионального самоопределения:

3. Анкета «Твоя будущая взрослая жизнь»

4. Беседа «Стандартизированное интервью»

5. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО):

вариант 1_________________________________________

вариант 2_________________________________________

вариант 3_________________________________________

Результаты профессиональной направленности личности (итоговый вариант): П___Т___Ч___З___Х___

7. Определение направленности на цель труда:

Г ___ П ___ И ____

6. Орудия и средства труда:

Р___А___М___П__Ф___

7. Различные аспекты деятельности:



а) степень проблемности трудовых ситуаций:Н___ С___ В___

б) социально-психологические параметры: К___ С___В___

в) эмоционально-волевые параметры: О___У___ П/Н___

8. Умения и способности к деятельности: (выведенная формула)

9. Выявленные профессии по формуле:

_______________________________________________________

10. Карта интересов (сведения о познавательных интересах):

11. Классификатор и опросник профессий Дж. Голланда: (сведения о взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности)

12. «Мечты о профессиях»:

13. Опросник Йовайши: (сведения о сфере профессиональных предпочтений)

Опросник профессиональных склонностей Л.Н.Кабардова

15. Выраженность профессиональных интересов и склонностей:

а) ярко выражены (в какой области деятельности?)

б) не выражены

16. Опросник профессиональных предпочтений Д. Голланда:

а)вариант 1______________________________________



б)вариант 2______________________________________

_______________________________________________________

Матрица выбора профессии.

20. Мотивы выбора профессии:

_______________________________________________________

21. Тест «Самооценка»: (результат)

^

Методика 31. «Анализ значимых личностных качеств»

Если ты хочешь получить советы специалистов при выборе профессии, выполни представленные ниже задания:

Задатки дарований есть у каждого человека, в соответствии с ними нужно выбрать профессию.

^ Выполняя следующий тест, подчеркни тот признак одаренности, который проявляется у тебя в наибольшей мере:

Хорошая память;

Наблюдательность;

Сообразительность;

Тонкость и точность движений и действий;

Тонкое обоняние;

Умение различать цвета и их оттенки;

Рассудительность;

Здравый смысл;

Устойчивый интерес ко всем наукам;

Высокая умственная работоспособность;

Увлеченность техникой;

Умение конструировать, моделировать;

Интерес к экспериментам;

Любовь к детям и стремление постоянно быть с ними;

Страсть к путешествиям, желание много увидеть;

Любовь к природе, к животным;

Интерес к кулинарии;

Постоянно испытываемое удовольствие от общения;

Свои наблюдения __________________________________

Чем ты отличаешься от других?
___________________________________________________
В чем превосходишь своих сверстников?
В чем отстаешь от них?
__________________________________________________________________________________________________________

^ Некоторыми профессиями невозможно овладеть при определенных недостатках, которые называются противопоказаниями к профессии. Перечисли их:

Аллергия на пищу, запахи, шерсть, пыль, растения и др.;

Плохое здоровье;

Болезненность;

Быстрая утомляемость;

Повышенная нервная чувствительность;

Раздражительность;

Нетерпеливость;

Боязнь крови, человеческих страданий;

Вспыльчивость, неуравновешенность;

Быстрая утомляемость от общения с людьми;

Неаккуратность, неряшливость;

Небрежное отношение к работе и быту;

Отсутствие выдержки;

Конфликтность в отношениях со сверстниками и взрослыми;

Нежелание переделывать плохо выполненную работу.
^ Какие из названных ниже профессий ты предпочтешь, если другого выбора не будет:

Моторист;

Милиционер;

Строитель;

Продавец;

Кулинар;

Овощевод…. (подчеркните свой вариант выбора).
^ Подчеркни профессиональные черты того человека, который для тебя является образцом:

Знание своего дела;

Вдумчивость;

Пытливость;

Цепкость в работе;

Творческий склад ума;

Нестандартность мышления;

Умение быть простым, доступным в общении с людьми;

Требовательность к себе и своей работе;

Высокая результативность труда и качество его выполнения;

Полная самоотдача в любом деле;

Умение учитывать условия и обстоятельства;

Умение преодолевать трудности;

Уверенность в своих силах.
^ Подчеркни требования к своей будущей профессии:

Отсутствие чрезмерной физической нагрузки;

Конкретные результаты;

Возможность творчества;

Возможность заниматься любимым делом;

Общение с интересными людьми;

Высокая общественная значимость;

Разнообразие в содержании работы;

Свободное время;

Возможность самому регулировать рабочее время.
^ Какой учебный является твоим любимым и почему (?):

(люблю ………………...… (учебный предмет), потому что):

Он легко усваивается;

Развивает хорошо ум и способности;

Нравится преподаватель этого предмета и мои

Взаимоотношения с ним;

Нравится, как преподают этот предмет;

Знание этого предмета необходимо для поступления в

Институт;

Знание этого предмета пригодится для будущей

Профессии;

Испытываю постоянное чувство успеха в освоении этой

- ……………………..………………………..(своя причина).
Анализ ответов учащихся может дать психологу первичную информацию о них:

Интересах;

Склонностях;

Увлечениях;

Способностях;

Возможностях;

Характере мотивации выбора профессии;

Уровне самооценки;

О главных направлениях профориентационной работы при

Последующих встречах с ребенком.
^ Бланк для выделенных ответов.


1

Твои способности, одаренности, природные задатки, проявившиеся в большей мере... (выдели 2-3 призн-ка).

2

Чем отличаешься от других? В чем превзошел своих сверстников. В чем отстаешь от них?

3

Твои недостатки, которые возможно мешают тебе и могут считаться как «противопоказания» к профессии.


4

Какие профессии из предложенных предпочтешь, если другого выбора не будет?


5

Профессиональные черты личности – твой образец человека (твой идеал).

6

Какие требования ты выдвигаешь к своей будущей профессии?

7

Какой твой любимый школьный предмет и почему...

^ Анализ ответов:

Вывод :_________________________________________________

_______________________________________________________

Методика 32. «Теппинг-тест».

(Определение типа нервной системы).
Тест определяет один из пяти типов нервной системы:

– по уровню нейродинамики (сила-слабость):

1 тип – сильный тип нервной системы;

2 тип – средне-сильный тип нервной системы;

3 тип – средний тип нервной системы;

4 тип – средне слабый тип нервной системы;

5 тип – слабый тип нервной системы.
– по уровню психодинамики (подвижность- инертность):

1 тип (45-50 точек) – высокая подвижность;

2 тип (35-45 точек) – средневысокая подвижность;

3 тип (25-35 точек) – средняя подвижность;

4 тип (20-25 точек) – склонность к инертности;

5 тип (до 20 точек) – ярко выраженная инертность.
^ Ход работы:

В течение 5 секунд в каждом из 8 квадратов вы должны поставить как можно больше точек, держа руку на весу. Идет подсчет точек в каждом квадрате, строится график, определяется тип нервной системы. Задание выполняется для каждой руки отдельно.

^ Бланк к теппинг-тесту:


I
4

II
3

III
2

IV
1

VIII
5

VII
6

VI
7

V
8

В бланке арабскими цифрами обозначен порядок работы «Правой рукой», а римскими – порядок работы «Левой рукой».

Результаты, полученные с помощью «бланка к теппинг-тесту», необходимо занести в «график нейродинамических процессов». С помощью графика определите «силу-слабость» и «подвижность-инертность» нервных процессов испытуемого.

^ График нейродинамических процессов:

(Представить две кривые – на левую и правую руку отдельно).

Кол.точек :

^ Кол. 1 2 3 4 5 6 7 8

клеток:

Обработка результатов:

Обработка производится по анализу графической кривой.

I. Сила-слабость:


  1. Средний тип нервной системы:

  1. Низкий тип нервной системы:
II. Подвижность-инертность:

  1. Подвижный тип – ближе к 50 точкам

  2. Слабо-подвижный – 25-35 точкам

  3. Инертный тип – ближе к 10 точкам.
В случае, когда в ходе профессиональной консультации выявляются четко выраженные профессиональные намерения, возникает вопрос, а сможет ли ученик в полной мере овладеть избранной профессией, какой ценой он добьется в ней успеха, т.е. речь идет о соответствии возможностей и способностей -интересам и склонностям . Иногда психолог уже в ходе первичной консультации видит явное несоответствие выбора ученика его возможностям. В этом случае ему необходимо изучить «общие» и «специальные» способности ребенка, чтобы подсказать ему правильный выбор. Речь идет об исследовании:

  • типологических свойств нервной системы;

  • психических процессов;

  • психомоторных процессов;

  • психических состояний.

Выводы: ___________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
^ Тема VI. Работа с документацией

по профессиональному самоопределению
Методика 33. «Бланки документов психолога-
профконсультанта».

Бланк 1. Лист первичного обращения.
Формулировка причины обращения к профконсультанту:

______________________________________________________________________________________________________________

Сведения о членах семьи (образование, работающие, неработающие)______________________________________________

_______________________________________________________

1. Информативность оптанта о мире профессий:

А) полная ________________________________________

Б) недостаточная__________________________________

В) отсутствует ____________________________________

Г) другое _________________________________________

2. Наличие профессионального плана у оптанта:

А) предполагаемая профессия _______________________

Б) учебное заведение ______________________________

3. Сформированность у оптанта профессионального плана:

А) сформирован ___________________________________

Б) частично сформирован __________________________

В) не сформирован ________________________________

Г) другое ________________________________________

4. Осознанность выбора профессии оптантом ____________ _______________________________________________________

5. Ведущие мотивы оптанта в выборе профессии: ________

______________________________________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата ________ Подпись профконсультанта ___________

^ Бланк 2. Лист итоговых результатов профдиагностики в профконсультации.


  1. Сведения из «Анкеты оптанта»:
_______________________________________________________

А) любимые занятия _____________________________________

В) опыт работы __________________________________________

Г) успешность обучения по дисциплинам:

Естественным ________________________________________

Точным _____________________________________________

Гуманитарным _______________________________________

Труду ______________________________________________


  1. ^ Анкета профессионального самоопределения:
_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

3. Анкета «Твоя будущая взрослая жизнь»

_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________


  1. Готовность на материальные жертвы:
_ ______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

^ 5. Беседа «Стандартизированное интервью»

_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

6. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО):

Вариант 1_________________________________________

Вариант 2_________________________________________

Вариант 3_________________________________________

Результаты профессиональной направленности личности (итоговый вариант): П___Т___Ч___З___Х___

^ 7. Определение направленности на цель труда:

Г ___ П ___ И ____

8. Орудия и средства труда: Р___А___М___П__Ф___

9. Различные аспекты деятельности:

а) степень проблемности трудовых ситуаций: Н___ С___ В___

Б) социально-психологические параметры:

К___ С___В___

В) эмоционально-волевые параметры: О___У___ П/Н___

^ 10. Умения и способности к деятельности: (выведенная формула)

______________________________________________________________________________________________________________

^ 11. Выявленные профессии по формуле:

_______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

^ 12. Карта интересов (сведения о познавательных интересах):


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14



16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

26

27

28

29

^ 13. Классификатор и опросник профессий Дж. Голланда: (сведения о взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности)

_______________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________

14. «Мечты о профессиях»:

_______________________________________________________

^ 15. Опросник Йовайши: (сведения о сфере профессиональных предпочтений)

_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

^ 16. Опросник профессиональных склонностей Л.Н.Кабардова

_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________

^ 17. Выраженность профессиональных интересов и склонностей:

А) ярко выражены (в какой области деятельности?)_____

_______________________________________________________ _______________________________________________________

Б) не выражены__________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

^ 18. Опросник профессиональных предпочтений Д. Голланда:

а)вариант 1 ______________________________________

_______________________________________________________

б)вариант 2______________________________________

_______________________________________________________

^ 19. Матрица выбора профессии.

_______________________________________________________

^ 20. Потребность в достижениях:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


  1. Ведущие мотивы деятельности:
_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________


  1. Мотивы выбора профессии:
_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________


  1. ^ Личностный опросник Кэттэлла:

14

13


12

9


8

5


4

0

МД А В С Е F G H I L M N O Q1 Q2 Q3 Q4

МД – самооценка;

А – замкнутость-общительность; В – интеллект;

С – эмоциональная неустойчивость– устойчивость;

Е – подчиненность – доминантность;

F – сдержанность - экспрессивность;

G - моральное непостоянство–высокая нормативность повеления;

H - робость–смелость;

I - жесткость–чувствительность (эмпатия);


L – доверчивость – подозрительность (тревога);

M - практичность– развитое воображение (творчество);

N – наивность – принципиальность;

O - уверенность в себе–тревожность;

Q1 - консерватизм–радикализм; Q2 - зависимость от группы –самостоятельность;

Q3 - низкий самоконтроль –высокий самоконтроль;

Q4 – расслабленность – напряженность.


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  1. Личностный опросник Томаса (выявление степени конфликтности):________________________________
______________________________________________________________________________________________________________

  1. Опросник «Коммуникативных» и «Организационных» склонностей (КОС):________________________
а) Кс – 1, 2, 3, 4, 5; Уровень:___________________

Б) Ос - 1, 2, 3, 4, 5. Уровень:___________________

^ 26. Тест «Самооценка»: (результат)__________________

_______________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

^ 27. Самооценка деловых качеств:

_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

28. Уровень притязаний (моторная проба):

_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

^ 29. Анализ значимых личностных качеств:

_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

30. Определение типа нервной системы:

_______________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

^ Результаты профдиагностики:

______________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________

Дата: __________________________________________

Консультант: ______________________________________
^ Бланк 3. Лист заключения психолога по

профессиональному консультированию клиента.

Фамилия ___________________________________________

Имя _______________________________________________

Отчество ___________________________________________

Возраст ____________________________________________

Адрес проживания __________________________________

___________________________________________________

Телефон ___________________________________________

Учебное заведение __________________________________

Класс\ курс\ группа _________________________________

Оптант (не) нуждается в углублённой профконсультации:

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Пути профессионализации:____________________________
______________________________________________________________________________________________________________

Запасной вариант профессионального выбора: __________
______________________________________________________________________________________________________________

Противопоказанные сферы деятельности: _______________
______________________________________________________________________________________________________________

Сформированность профплана после консультации: ______

_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Выводы психолога-консультанта:______________________

______________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________

Виза лица, проводившего психологическую профконсультацию, профдиагностику _________________________________ _______________________________________________________

Дата __________ Подпись профконсультанта ____________

^ Бланк 4. Пример составления отчета по результатам

первичной индивидуально-психологической

профконсультации.
В результате анализа «Карты первичной профконсультации» выявлено несколько ситуаций выбора профессий. Информированность о мире профессий хорошая, профессиональный план частично сформирован.

1. По результатам изучения ведущих мотивов установлено: профессиональные мотивы адекватно сформированы; более значимы мотивы собственного труда, социальной значимости и самоутверждения в труде; менее значимы мотивы профессионального мастерства.

2. Данные профессиональной направленности на предмет труда (опросник ДДО) показывают, что предпочтения отдаются следующим группам профессий:

- «Человек-Техника» - наибольшее предпочтение;

- «Человек-Пирода», «Человек-Знаковая система» - предпочтение выше среднего;

- «Человек-Художественный образ» - менее предпочитаем;

- «Человек-Человек» - не предпочитаем.

3. Полученные результаты исследования профессиональной направленности на цель труда показало, что доминирующее положение занимает «преобразующая» цель труда.

4. Потребность в достижении ПД = 13 баллам, что позволяет предположить средний уровень развития этой сферы. Прослеживается достаточно критическое отношение к себе, к своим возможностям, отмечается постановка наверняка достижимых целей перед собой. Возможно соперничество в деле, где есть стремление достигнуть успеха. От помощи не отказывается.

5. Результаты познавательных интересов показывают:


Наиболее выраженные
интересы


Высокая степень
отрицания


1. Биология

1. Литература

2. Электро- и радиотехника

2. Легкая и пищевая промышленность

3. История

3. Журналистика

4. Химия

4. Педагогика

5. Военные специальности

5.Изобразительное искусство

6. Авиационное и морское дело

6. География

7. Физкультура и спорт

7. Физика

8. Строительство

8. Деревообработка

9. Иностранные языки

9. Металлообработка

10. Экономика

10. Транспорт

11. Сценическое искусство

11. Право, юриспруденция

12. Экономика

6. Анализ полученных данных характеристики типа личности и сферы профессиональной деятельности наиболее соответствует Конвенциальному типу - наиболее предпочтительны такие специальности, как бухгалтер, товаровед, экономист, делопроизводитель.

7. По результатам определения профессиональных предпочтений более привлекательна сфера технических интересов.

8. По результатам опросника Холланда определился код профессии ESC. Это означает, что испытуемому близки профессии в области торговли и предпринимательства, менее интересны - в социальной сфере и совсем не интересны традиционные профессии.

9. Полученные данные оценки коммуникативных и организационных склонностей характеризуют их средний уровень у человека.

10. Уровень самооценки средний, характеризуется так: человек уважает себя, он знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.

11. Уровень притязаний - умеренный, успешно решает круг задач средней сложности, не стремясь улучшить свои достижения и перейти к более сложным целям.

12. В конфликтной ситуации стремится к компромиссу.
^ Вывод :

Оптант не нуждается в углубленной профконсультации.

Дата____________________200_г.

Психолог-профконсультант: _____________________