Умения и способности к деятельности выведенная формула. Задатки, способности, умения и навыки. Определение направленности на цель труда
Из изложенного видно, что деятельность человека представляет собой в структурном и функциональном отношении сложно организованную систему. Таким образом, успешность всякой деятельности зависит как от эффективности ее единиц (действий и операций) и функциональных элементов (например, устойчивости мотива, адекватности выбранной цели, памяти, характерологических особенностей, таких как решительность или нерешительность, и т.д.), так и от общей организации деятельности. В свою очередь и единицы, и элементы, и общая организация также зависят от различных психических процессов, свойств и состояний человека. Вот эта совокупность психологических свойств человека, которая позволяет ему осуществлять максимально целесообразным и эффективным образом тот или иной вид социально значимой деятельности, и называется в психологии способностями. Это - определение способностей, так сказать, в первом приближении, поскольку при ближайшем рассмотрении проблема способностей оказывается гораздо более сложной и не поддающейся простым решениям.
Способности являются системным психологическим образованием такого уровня сложности, который соответствует уровню целостного функционирования личности. Именно поэтому способности обычно рассматриваются в ряду таких понятий, как темперамент, характер, личность. Можно рассуждать и иначе и рассматривать данное понятие - способности - как своеобразный мост или переходное психологическое образование, связывающее в понятийной системе отдельные психические процессы, функции, свойства и состояния с перечисленными более общими психологическими категориями. Действительно, например, Б. Г. Ананьев считает способности и талант высшей интеграцией свойств человека как
все особенности человека, имеющие отношение к его деятельности можно отнести к способностям. В связи с этим появляется необходимость ввести некоторые критерии, на основе которых можно было бы выделять психологические качества человека именно как способности. Выдающийся отечественный психолог Б.М. Теплов предложил следующие три признака, которые «всегда заключаются в понятии "способность" при употреблении его в практически разумном контексте».
Во-первых, «под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого». Свойства, в отношении которых все люди равны, не являются способностями. Таким образом, такие общечеловеческие качества, как способность говорить, воспринимать, мыслить, и т.д., как таковые не являются способностями в специфическом смысле этого термина, поскольку они являются родовыми признаками человека.
Во-вторых, «способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к
В-третьих, «понятие "способность" не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека» (Теплов Б.М., 1982). Способности - это «результаты закрепления не способов действия, а психических процессов ("деятельностей"), посредством которых действия и деятельности регулируются» (Рубинштейн С.Л., 1998). Способности обнаруживаются в том, «насколько при прочих равных условиях быстро, глубоко, легко и прочно осуществляется процесс овладения знаниями и умениями, существенно важными для данной деятельности» (Введение в психологию, 1996).
Обобщая сказанное, можно сформулировать следующее определение способностей. Способности - это такая совокупность (врожденных и приобретенных) индивидуально-психологических функциональных свойств,
от которых зависит возможность осуществления и степень успешности деятельности. Понимая свойства личности очень широко, К.К. Платонов считает, что способности - это те же свойства личности, но рассматриваемые в их соотношении с определенной деятельностью. В данных определениях акценты на деятельности подчеркивают одно очень важное обстоятельство: индивидуально-психологические особенности, взятые в отрыве от деятельности, не могут рассматриваться как способности. Понятие способности при этом теряет свое характерное
большей степени - врожденными индивидуальными особенностями или совокупностью социальных условий, в которых происходит формирование личности? Современная научная психология, опирающаяся на эмпирические и экспериментальные данные дает такой ответ на этот вопрос.
Во-первых, при ответе на этот вопрос необходимо строго придерживаться принятого определения понятия «способности». Из приведенных определений и пояснений к ним становится ясно, что способности включают в себя все индивидуально-психологические свойства, которые способствуют успешному овладению и выполнению данной общественно значимой деятельности - и те, которые в большей мере имеют врожденный характер (например, психический темп, переключаемость внимания, механическая память и т.д.), и те, которые в большей мере являются результатом воспитания и социального влияния (например, интересы и ценности). В целом можно сказать, что, конечно, каждый человек рождается с определенным индивидуальным набором врожденных свойств, определяющих особенности его психической активности. Однако эти врожденные свойства еще не являются способностями, поскольку они не включены ни в какие виды человеческой деятельности (со всеми ее специфическими атрибутами - осознанностью, целенаправленностью и т.д.). Врожденные свойства являются только некоторыми предпосылками к выполнению той или иной деятельности, содержание которой задается конкретными культурно-историческими условиями.
Врожденные индивидуальные особенности, способствующие или препятствующие овладению или выполнению деятельности, являются, следовательно, не способностями, а задатками. По Б.Г. Ананьеву, задатки
наряду с темпераментом представляют собой результат высшей интеграции так называемых индивидных характеристик человека - возрастных, половых, конституциональных характеристик, нейродинамических свойств мозга, функциональных отношений между большими полушариями, а также вторичных от перечисленных психофизиологических функций (сенсорных, мнемических, вербально-логических и т.д.) и структуры органических потребностей (Ананьев Б.Г., 1977). Задатки определяются наследственными факторами и факторами внутриутробного развития, которые в совокупности и составляют группу врожденных факторов. На роль наследственных факторов в формировании способностей указывают следующие факты. Выяснилось, например, что разлученные при рождении и выросшие в разных условиях однояйцевые близнецы по своему умственному развитию были друг к другу ближе,чем разнояйцевые, воспитывавшиеся вместе. Было обнаружено также, что умственные способности взрослых людей, бывших приемными детьми, усыновленными при рождении, больше приближались к умственным способностям именно биологических, а не приемных родителей. Интерпретация этих фактов не может быть однозначной по ряду причин. Наличие врожденных задатков не исключает тезиса о решающей роли социального фактора в формировании способностей. Только что приведенные факты коротко можно объяснить, в частности, тем, что обнаруживающиеся в раннем детстве интеллектуальные задатки в силу универсальной ценности интеллекта в любой культуре получают одобрение, подкрепление и создание для их превращения в способности соответствующих межличностных или социальных условий просто по принципу обратной социальной связи. Таким образом, для того чтобы задатки превратились в способности, необходима встреча врожденных качеств с определенными социальными условиями.
Во-вторых, в отечественной психологии общепризнанным считается тезис о том, что способности формируются в деятельности. Даже при наличии определенных задатков способности к данной деятельности просто по определению не могут успешно развиваться вне процесса ее выполнения и овладения ею. Доказательства этого тезиса лежат в двух взаимоподкрепляющих плоскостях - методологической и эмпирической, экспериментальной.
С точки зрения методологии, абстрактная деятельность вместе с ее структурой и функциональной организацией существует только в теории. В реальной жизни деятельность как форма человеческой активности воплощается в конкретных исторически обусловленных и общественно значимых видах. Например, способности составления программ для компьютеров не могли сформироваться и обнаружиться до появления самих компьютеров.
В экспериментальных исследованиях также была подтверждена значимая роль деятельности в развитии способностей. А.Р. Лурия несколько пар 5-6-летних детей - однояйцевых близнецов - разделил на две группы. Каждая группа в течение трех недель была занята конструированием моделей из мелких деревянных деталей. Инструкции по конструированию в группах отличались друг от друга. В одной группе дети по заданным детально прорисованным образцам составляли просто копии построек. В другой образцы были оформлены так, что дети должны были сами догадываться, из каких элементов состоит постройка. Результатом этого эксперимента было то, что даже спустя полтора года дети из второй группы, накопившие в эксперименте опыт мысленного манипулирования визуальными элементами, лучше своих однояйцевых братьев из другой группы справлялись не только с задачами на аналогичное конструирование, но и с другими зрительными головоломками и задачами на мысленную пространственную трансформацию. Практический вывод для педагогики
никак не путем усвоения только теоретических принципов этой деятельности.
Упомянув об общих способностях, мы затронули еще один важный вопрос в рамках проблемы способностей - вопрос о так называемых общих и специальных способностях.
Под общими способностями в психологии понимается такая совокупность индивидуально-психологических качеств человека, которая отвечает требованиям широкого класса деятельностей и позволяет успешно решать разнообразные задачи. Чаще всего исследование общих способностей сопряжено с исследованием интеллекта. Однако понятие общих способностей не тождественно понятию интеллекта, поскольку включает в себя помимо умственной, ментальной сферы и другие индивидуальные свойства.
Интеллект - это относительно устойчивая структура именно умственных способностей. Его часто отождествляют с системой умственных операций, со стилем и стратегией решения проблем, с эффективностью индивидуального подхода к ситуации, требующего познавательной активности, с когнитивным стилем и т.д. (Психология: Словарь, 1990). Общие же способности определяются не только интеллектом, но и такими свойствами, как обучаемость и креативность (Дружинин В.Н., 1999).
Еще в начале XX в. английский исследователь Чарльз Спирмен в результате применения специальных математических процедур обработки статистических данных об умственных способностях людей выделил так называемый общий фактор (или общую способность), который он обозначил буквой G (от англ. general). Этот фактор способствует успешности выполнения различных по содержанию тестов. Те психологические факторы, которые способствуют успешному выполнению отдельных тестов, он назвал специальными факторами (или специальными способностями), которые получили обозначение S (от special).
В дальнейших исследованиях других авторов было обнаружено, что общие способности сами состоят из ряда факторов, т.е. определяются совокупностью определенных психических, главным образом познавательных качеств. В различных моделях интеллекта таких факторов насчитывается от семи (модель Л. Терстоуна) до 120 (модель Дж. Гилфорда). В простейшей модели Л. Терстоуна это: словесное понимание (способность оперировать значениями слов), речевая беглость (способность
Под обучаемостью понимают общую способность к усвоению новых знаний и способов деятельности. Обучаемость - это скорость и объем возрастания эффективности деятельности (в том числе и интеллектуальной) под влиянием обучающих воздействий. В качестве критериев обучаемости
разнообразных оригинальных идей в нерегламентированных условиях деятельности (М.А. Холодная). Это - способность привносить нечто новое в опыт, осознавать пробелы и противоречия, отказываться от стереотипных способов мышления. Это скорость порождения новых идей в единицу времени, способность производить «редкие» идеи, умение в простом видеть сложное и наоборот. Следует подчеркнуть, что чрезмерное и однобокое поощрение оригинальности мышления не обязательно способствует развитию креативности, оно может даже оказаться вредным, поскольку в отрыве от иных компонентов общих способностей будет препятствовать усвоению необходимых устоявшихся знаний и умений, а в ряде случаев укреплять «оригинальничание» как проявление личностной гиперкомпенсации как раз интеллектуальной несостоятельности либо психической неадекватности (М.А. Холодная).
С понятием «способности» тесно связано понятие одаренности. Именно при исследовании одаренных детей подтверждается тезис о том, что для формирования и развития способностей врожденных задатков еще недостаточно и что важную роль здесь играет интенсивная, основанная на глубоком интересе, постоянная деятельность в какой-то одной или нескольких сферах, а также наличие определенных личностных особенностей, способствующих этому. Одаренных детей помимо способности к сосредоточению внимания, быстроты мыслительных процессов; повышенных возможностей анализа и обобщения отличает также энергичная любознательность, особая настроенность на познавание, на умственную работу (Н.С. Лейтес). В исследованиях американских ученых Абрахама, Кларка, Челлинждера, Ньюланда было обнаружено, что одаренные дети помимо превосходных интеллектуальных способностей характеризуются тем,что они склонны к соревновательности и независимости, отличаются более высокими социальными идеалами, более цельны, любознательны..., упорны, более расположены к творчеству и чутки к настроениям окружающих, обладают повышенным чувством юмора и острее реагируют на несправедливость (Одаренные дети, 1991).
Специальные способности - это такие индивидуально-психологические особенности, которые способствуют успешному овладению и выполнению какого-то конкретного вида деятельности. Сразу же следует отметить, что специальные способности (например, музыкальные) - это не некая единственная монолитная способность, это
действия; способность использовать свой опыт; память; быстрые и точные счетные операции; способность улавливать пространственные отношения; умение усматривать сходство и различие (К.К. Платонов).
В структуре организаторских способностей Л.И. Уманский перечисляет 18 психологических качеств: от способности заряжать своей энергией других людей, понимать и верно реагировать на их психологию до общительности, настойчивости, работоспособности, активности и организованности как способности организовать самого себя.
Успешность педагогической деятельности определяется помимо всего прочего конструктивными, организаторскими, коммуникативными способностями, педагогическим тактом, интересом и любовью к детям, доступностью и общительностью, выдержкой, умением работать коллегиально, личным педагогическим мастерством, изобретательностью и выдумкой в работе и рядом других общечеловеческих качеств (К.К. Платонов).
Как видно из изложенного, успешность в любой специфической деятельности обусловлена наличием как специальных, так и общих способностей, но самое главное - выполнением самой деятельности, интересом к ней, настойчивостью, упорством и терпением.
Резюме
Категория деятельности в психологии используется в двух аспектах - как принцип объяснения возникновения психических образований и как понятие, описывающее целенаправленную, осознанную и мотивированную активность человека. Деятельность как принцип используется для утверждения о том, что психические образования представляют собой идеальные следы («превращенные формы») взаимодействий организма с объектами окружающего мира. Деятельность как мотивированную, целенаправленную активность можно представить как имеющую определенную уровневую организацию - собственно деятельность, которая инициируется и направляется мотивом, действие как фрагмент (этап) деятельности, направляемый промежуточной целью, и операция - система движений, обусловленная условиями выполнения действия. Любая деятельность разворачивается по определенной, общей для всех видов деятельности схеме. Основными компонентами деятельности являются: мотив, генеральная цель, анализ наличной ситуации, обращение к прошлому опыту, выбор конкретных целей для осуществления действий, выбор средств, принятие решения, осуществление операций, получение результата, сличение полученного результата с желаемым, в случае их совпадения - прекращение данной деятельности, при их несовпадении, но сохранении мотива - внесение коррективов в осуществление деятельности и повторное ее исполнение. Все индивидуальные психологические особенности человека, способствующие успешному выполнению общественно значимой деятельности называются способностями. Способности формируются и развиваются в процессе деятельности на основе задатков - наследственных и врожденных психологических качеств человека. Следовательно, для развития способности к данному виду деятельности необходимо непременное выполнение этой деятельности. Способности характеризуют человека как субъекта деятельности.
Вопросы и задания
Общие положения
Способности - индивидуальные особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности и легкость овладения ею.
Талант - высшая степень способностей личности к определенной деятельности.
Задатки - некоторые генетически детерминированные анатомо-фи-зиологические особенности нервной системы, являющиеся индивидуально-природной предпосылкой формирования и развития способностей.
Одаренность общая - единство общих способностей человека, обусловливающее диапазон его интеллектуальных возможностей, уровень и своеобразие его деятельности.
Гениальность - высшая степень творческих проявлений личности.
От способностей зависит скорость, глубина легкость и прочность процесса овладения знаниями, умениями и навыками, но сами они к ним не сводятся
Исследованиями установлено, что способности - прижизненные образования, что их развитие идет в процессе индивидуальной жизни, что среда, воспитание активно формируют их.
Способности - понятие динамическое, их формирование определенным образом происходит в процессе организованной деятельности.
Глубокий анализ проблемы способностей был дан Б.М. Тепловым. В понятии «способности» по его мнению заключено следующее: «Во-первых под способностями разумеются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого... Во-вторых, способностями называют не всякие индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей... В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека».
Характерным для задатков является то, что они сами по себе еще ни на что не направлены. Задатки влияют, но не решающим образом на процесс формирования и развития способностей, которые формируются прижизненно в процессе деятельности и воспитания.
К основным составляющим природных различий спосбностей могут быть отнесены: определенные свойства нервной системы, познавательная активность и саморегуляция, особенности строения анализаторов. Задатки многозначны, они обуславливают:
разные пути формирования способностей,
влияют на уровень достижения, быстроту развития.
На формирование способностей влияет ряд условий. Это - теоретический и практический опыт, знания; физическая и умственная активность, связанная с выполнением конкретных целей и приобщением к различным видам игры, учения, труда; наблюдательность, хорошая память, яркость воображения.
Способности, считал Б.М. Теплов, находятся в постоянном развитии. Способности, которые не развиваются на практике, со временем гаснут. Только постоянно совершенствуясь в музыке, рисовании, техническом творчестве, математике, можно поддерживать и развивать способности в соответствующей деятельности.
Для способностей характерны заменяемость, большие компенсаторные возможности.
В этом плане обычно различают:
общие способности (такие индивидуальные свойства личности, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность в овладении знаниями и осуществлении различных видов деятельности);
специальные способности (система свойств личности, которые помогают достигнуть высоких результатов в какой-либо области деятельности). Специальные способности органически связаны с общими. Специальные способности: литературные, математические, педагогические, художественные.
Одна и та же способность может быть разной по степени развития.
Талант - высокий уровень развития способности, обеспечивающий выдающихся успехов в том или ином виде деятельности. Гениальность - высший уровень развития способностей, делающий его выдающейся личностью в соответствующей сфере деятельности.
Принадлежность личности к одному из трех человеческих типов: «художественному», «мыслительному» и «промежуточному» (по терминологии И.П. Павлова) - определяет в значительной мере особенности их способностей.
Относительное преобладание первой сигнальной системы в психической деятельности человека характеризует художественный тип, относительное преобладание второй сигнальной системы - мыслительный гип, примерно равное их представительство - средний тип людей. Эти различия в современной науке связывают с функциями левого (словесно-логического) и правого (образного) полушарий головного мозга.
Для художественного типа свойственна яркость образов, для мыслительного типа - преобладание абстракций, логических построений.
У одного и того же человека могут быть разные способности, но одна из них может быть более значительной, чем другие. С другой стороны, у различных людей наблюдаются одни и те же способности, но различающиеся между собой по уровню развития.
1) Общая характеристика способностей человека
Под способностями понимают такие индивидуальные особенности, которые являются условиями успешного выполнения какой-либо одной или нескольких деятельностей.
Если суммировать существующие в настоящее время подходов к исследованию способностей, то их можно свести к трем основным типам. В первом случае под способностями понимают совокупность всевозможных психических процессов и состояний. Это наиболее широкое и самое старое толкование термина «способности». С точки зрения второго подхода под способностями понимают высокий уровень развития общих и специальных знаний, умений и навыков, обеспечивающих успешное выполнение человеком различных видов деятельности. Данное определение появилось и было принято в психологии ХVIП-Х1Х вв. и достаточно часто встречается в настоящее время. Третий подход основан на утверждении о том, что способности - это то, что не сводится к знаниям, умениям и навыкам, но обеспечивает их быстрое приобретение, закрепление и эффективное использование на практике.
В отечественной психологии экспериментальные исследования способностей чаще всего строятся на основе последнего подхода. Наибольший вклад в его развитие внес известный отечественный ученый Б. М. Теплов.Он выделил следующие три основных признака понятия «способность».
Во-первых, под способностями понимаются индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; никто не станет говорить о способностях там, где речь идет о свойствах, в отношении которых все люди равны.
Во-вторых, способностями называют не всякие вообще индивидуальные особенности, а лишь такие, которые имеют отношение к успешности выполнения какой-либо деятельности или многих деятельностей.
В-третьих, понятие «способность» не сводится к тем знаниям, навыкам или умениям, которые уже выработаны у данного человека.
В повседневной практике понятия «способности» и «навыки» часто отождествляют, что приводит к ошибочным выводам, особенно в педагогической практике. (Классическим примером такого рода может служить неудачная попытка В. И. Сурикова, ставшего впоследствии знаменитым художником, поступить в Академию художеств. Хотя выдающиеся способности Сурикова проявились достаточно рано, необходимых умений и навыков в рисовании у него еще не было. Академические педагоги отказали Сурикову в поступлении в академию. Более того, инспектор академии, просмотрев представленные Суриковым рисунки, заявил: «За такие рисунки вам даже мимо академии надо запретить ходить». Ошибка преподавателей академии заключалась в том, что они не сумели отличить отсутствие умений и навыков от отсутствия способностей. Суриков делом доказал их ошибку, овладев в течение трех месяцев нужными умениями, в результате чего те же педагоги сочли его на этот раз достойным зачисления в академию).
Несмотря на то, что способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, это не означает, что они никак не связаны со знаниями и умениями. От способностей зависят легкость и быстрота приобретения знаний, умений и навыков. Приобретение же этих знаний и умений, в свою очередь, содействует дальнейшему развитию способностей, тогда как отсутствие соответствующих навыков и знаний является тормозом для развития способностей.
Способности, считал Б. М. Теплов, не могут существовать иначе как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается. Только благодаря постоянным упражнениям, связанным с систематическими занятиями такими сложными видами человеческой деятельности, как музыка, техническое и художественное творчество, математика, спорт и т. п., мы поддерживаем и развиваем у себя соответствующие способности.
Следует отметить, что успешность выполнения любой деятельности зависит не от какой-либо одной, а от сочетания различных способностей, причем это сочетание, дающее один и тот же результат, может быть обеспечено различными способами. При отсутствии необходимых задатков к развитию одних способностей их дефицит может быть восполнен за счет более высокого развития других. «Одной из важнейших особенностей психики человека, - писал Б. М. Теплов, - является возможность чрезвычайно широкой компенсации одних свойств другими, вследствие чего относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения даже такой деятельности, которая наиболее тесно связана с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими, высокоразвитыми у данного человека».
Обобщая существующие на сегодняшний день в психологии подходы, можно определить способности как индивидуально-психологические особенности личности, являющиеся условием продуктивного выполнения той или иной деятельности.
Признаки, отличающие способности от других психических свойств, были сформулированы в исследованиях Б.М. Теплова. Первый признак способностей - их тесная связь с индивидуальными различиями между людьми: к способностям относятся только те особенности личности, которые отличают одного человека от другого.
«Никто не станет говорить о способностях там, где дело идет о свойствах, в отношении которых все люди равны» [Теплов, 1961].
В качестве второго признака способностей рассматривается их взаимосвязь с осуществляемой деятельностью: способностями являются только те особенности личности, которые имеют отношение к успешности выполнения той или иной деятельности.
Такие свойства, как, например, вспыльчивость, вялость, медлительность, которые, несомненно, являются индивидуальными особенностями некоторых людей, обычно не называются способностями, потому что не рассматриваются как условия успешности выполнения каких-либо деятельностей [Теплов, 1961].
И, наконец, третий признак: способности не сводятся к знаниям, умениям и навыкам, которые уже сформированы у человека.
Нередко бывает, что педагог не удовлетворен работой ученика, хотя этот последний обнаруживает знания не меньшие, чем некоторые из его товарищей, чьи успехи радуют того же самого педагога. Свое недовольство педагог мотивирует тем, что этот ученик работает недостаточно; при хорошей работе ученик, «принимая во внимание его способности», мог бы иметь гораздо больше знаний, умений и навыков.
Когда выдвигают молодого работника на какую-либо организационную работу и мотивируют это выдвижение «хорошими организационными способностями», то предполагают, что, хотя он, может быть, и не имеет еще необходимых навыков и умений, благодаря своим способностям сможет быстро и успешно приобрести их [Теплов, 1961].
Дело в том, что достижение одного и того же уровня знаний, умений и навыков от одного человека требует максимального использования всех ресурсов психики и организма, а другому практически ничего не стоит. Способности проявляются в скорости и легкости приобретения знаний, умений и навыков.
Можно сформулировать две своеобразные формулы способностей:
Способность = Продуктивность / «Цена» (объективная формула).
Способность = Успешность / Трудность (субъективная формула).
«Объективная» формула позволяет оценить способности посредством соотнесения продуктивности деятельности и ее «цены» - затрат, которых она требует от человека. Так, например, решение «на пятерку» задач по геометрии одному старшекласснику может даваться играючи, без какой-либо подготовки, а от другого требовать многочасовых ежедневных занятий.
«Субъективная» формула, позволяющая человеку провести самооценку способностей, предполагает сопоставление успешности деятельности с ее трудностью. Согласно этой формуле, человек считает себя наиболее способным к тем видам деятельности, в которых добивается максимальных результатов с использованием минимальных затрат.
Таким образом, о наличии у человека тех или иных способностей позволяют судить вполне определенные признаки: высокий темп обучения соответствующей деятельности, широта переноса навыка (обучившись применению операции в одной ситуации, человек способен легко применить их в других аналогичных ситуациях), энергетическая экономность выполнения данной деятельности и ее индивидуальное своеобразие, а также высокая мотивация, стремление к этой деятельности, иногда вопреки обстоятельствам.
Эти признаки отчетливо видны, например, в случае Пети В., который, интересуясь математикой, в начале пятого класса самостоятельно освоил тригонометрию и через несколько недель представил на астрономическую олимпиаду старшеклассников расчеты, необходимые для создания солнечных батарей космического корабля, летящего на Марс.
Нельзя говорить о способности там, где она существует до начала своего развития, так же как нельзя говорить о способности, достигшей своего полного развития, закончившей свое развитие. Способности существуют только в развитии, только в движении. Это развитие осуществляется в процессе той или иной практической или теоретической деятельности. Вне деятельности способность не может ни возникнуть, не развиваться.
Абсолютный слух как способность не существует у ребенка до того, как перед ним впервые появилась задача узнавать высоту звука. До этого существовал только анатомо-физиологический факт - возможность распознания высоты звуков [Теплов, 1961].
Развитие способностей осуществляется по спирали. Определенный уровень способностей обусловливает включение человека в деятельность, в которой формируются и дифференцируются навыки, создавая платформу для появления нового уровня способностей, позволяющего осуществлять более эффективную деятельность.
Таким образом, способности тесно связаны с деятельностью, осуществляемой человеком, и проявляются в ее различных характеристиках. Чем больше у человека способностей к той или иной деятельности, тем легче она ему дается и тем эффективнее осуществляется. Однако зачастую бывает так, что заниматься каким-то видом деятельности приходится не только тем, кто имеет к ней способности, но и тем, кто их не имеет.
Если неспособный человек вынужден продолжать занятия неподходящей для себя деятельностью, он сознательно или неосознанно будет компенсировать недостаток способностей, опираясь на сильные стороны своей личности. Такая компенсация может осуществляться разными путями. Один из них - это приобретение знаний, умения или навыков, необходимых для выполнения той или иной деятельности. Другой путь компенсации способностей связан с привлечением в деятельность другой, более развитой способности.
В структуре музыкальных способностей важную роль играет абсолютный слух - способность узнавать высоту отдельных звуков, не прибегая к сравнению их с другими звуками, высота которых известна. Исследования показывают, что в основе этой способности лежат врожденные задатки, которые либо даны человеку, либо нет. Однако умение узнавать высоту отдельных звуков можно выработать и у людей без подобных задатков, опираясь на другие способности - относительный слух или тембровый слух. Механизмы узнавания высоты звуков при настоящем абсолютном слухе и при специально выработанном, так называемом «псевдоабсолютном» слухе будут совершенно различными, но практические результаты могут в некоторых случаях быть совершенно одинаковыми [Теплов, 1961].
И, наконец, отсутствие выраженных способностей к деятельности может компенсироваться формированием ее индивидуального стиля. Индивидуальный стиль деятельности, складываясь в ней, проявляется в устойчивой системе приемов и способов ее осуществления; он - средство приспособления к требованиям деятельности.
Возможность широкой компенсации одних свойств другими ведет к тому, что относительная слабость какой-нибудь одной способности вовсе не исключает возможности успешного выполнения деятельности, наиболее тесно связанной с этой способностью. Недостающая способность может быть в очень широких пределах компенсирована другими высокоразвитыми у данного человека. Вероятно, именно это обеспечивает возможность успешной деятельности человека в самых различных областях.
Человеческие способности неоднородны. По разным основаниям можно выделить различные виды способностей.
Во-первых, способности можно разделить на природные и специфически человеческие. Природные (или естественные) способности в своей основе биологически обусловлены, формируются на базе врожденных свойств при наличии элементарного опыта через механизмы научения типа условно-рефлекторных связей. Этот вид способностей является общим для человека и многих высших животных: восприятие, память, мышление, способность к коммуникации. Существенное различие в этой связи кроется в том, что возможности приобретать жизненный опыт у человека значительно шире, благодаря чему природные способности становятся основой для формирования так называемых специфически человеческих способностей, которые имеют общественно-историческое происхождение и обеспечивают жизнь и развитие в социальной среде.
Во-вторых, по широте выделяют общие и специальные способности. Общие способности - это такие индивидуальные свойства человека, которые обеспечивают относительную легкость и продуктивность осуществления широкого спектра видов деятельности. К их числу относятся интеллектуальные, психомоторные, коммуникативные и креативные способности, без проявления которых сложно представить себе какую бы то ни было деятельность человека вообще. Суть общих способностей заключается именно в том, что без них любая адаптивная деятельность человека невозможна.
Специальные способности, в отличие от общих, обеспечивают успешность отдельных видов деятельности; это музыкальные, математические, художественные и другие виды способностей. Они проявляются в специфических сферах и не связаны с проявлением способностей в других областях.
Судя по биографическим данным, А. С Пушкину в лицейские годы не давалась математика. Д. И. Менделеев в школе отличался большими успехами в области математики и физики, а по предметам языкового цикла имел твердую «единицу».
Общие и специальные способности не конфликтуют, а сосуществуют, взаимно дополняя друг друга. В отдельных случаях высокий уровень развития общих способностей может выступать в качестве специальных способностей по отношению к определенным видам деятельности. Это делает деление способностей на общие и специальные весьма условным.
Например, практически любая деятельность в современном мире требует умения осуществлять простейшие математические действия: складывать, вычитать, умножать, делить. Их можно рассматривать как элемент интеллектуальных способностей. Однако существуют люди, у которых эти способности развиты настолько высоко, что скорость усвоения математических понятий и операций, способность решать чрезвычайно сложные задачи позволяет им заниматься специализированной деятельностью в сфере математических наук.
В-третьих, по направленности можно выделить теоретические и практические способности. Теоретические способности предопределяют склонность человека к абстрактным размышлениям, практические - к реальным, конкретным действиям. В отличие от общих и специальных способностей, теоретические и практические чаще всего не сочетаются друг с другом. У одного и того же человека они встречаются крайне редко, и подобное сочетание является свидетельством разносторонности его развития.
И, наконец, в-четвертых, существует деление на учебные (репродуктивные) и творческие способности по уровню их развития у человека. Первые определяют успешность обучения, усвоения человеком знаний, умений и навыков, характеризуют процесс обучения соответствующей деятельности. Вторые определяют возможность произвольного использования полученного в ходе обучения опыта для создания чего-то принципиально нового, оригинального. Однако нельзя забывать о том, что всякая репродуктивная деятельность включает в себя элементы творчества, а творческая деятельность, в свою очередь, включает и репродуктивную, без которой невозможна.
Именно творческий уровень развития способностей обеспечивает развитие человечества. Но такое развитие возможно только тогда, когда следующее-поколение усваивает опыт, накопленный предыдущим, Поэтому иногда учебные способности рассматриваются в качестве общих, а творческие - в качестве специальных, определяющих успех творческой деятельности.
Каждая способность имеет свою структуру, в ней выделяют ведущие и вспомогательные свойства.
Примером ведущих свойств для педагогических способностей могут служить тактичность, наблюдательность, потребность в передаче знаний и любовь к детям. Для художественных способностей такими свойствами являются развитые творческое воображение и мышление, возможность создавать яркие зрительные образы, развитые эстетические чувства, а также волевые качества, способствующие претворению замысла в реальность [Гамезо, Домашенко, 1988].
Как уже неоднократно отмечалось, способности - это такие свойства, которые отличают одного человека от другого. В связи с этим на протяжении последних полутора столетий в психологии активно обсуждается вопрос о природе их возникновения. Действительно, способности - это врожденные психические свойства или же особенности личности, складывающиеся в течение жизни?
Первая точка зрения - о врожденной природе способностей - активно развивалась в психологии с 1860-х гг. благодаря работам английского психолога и антрополога Ф. Гальтона, который, проведя анкетирование более 300 представителей английской интеллектуальной элиты, пришел к выводу, что способности - это наследственная черта, проявляющаяся в ряде поколений. Подобная позиция ведет свою историю с античных времен, когда Платон сформулировал представление о том, что обучение и воспитание может изменять лишь скорость появления, но не само наличие или отсутствие способностей.
В пользу концепции врожденного характера способностей говорит большое количество разнообразных фактов.
Так, у многих выдающихся людей способности проявились в раннем детстве, когда воздействие обучения и воспитания еще не могло быть определяющим: музыкальная одаренность Моцарта обнаружилась в три года, Гайдна - в четыре; шахматный талант А. Карпова заявил о себе в пять лет и т. д.
Отдельного внимания заслуживают факты родства людей со схожими способностями. В частности, в семье Бахов музыкальные способности проявились задолго до того, как приобрел композиторскую известность И.С. Бах. Родоначальником музыкальной традиции в XVI в. стал булочник В. Бах, который отводил душу после работы музыкой и пением. Сегодня исследователи насчитывают в семье Бахов от. 20 до 60 музыкантов. Установлено также, что прабабушка Л. И. Толстого Ольга Трубецкая и прабабушка А. С. Пушкина Евдокия Трубецкая были родными сестрами. Найдено родство между философами Шеллингом и Гегелем и т. д.
Представители второй точки зрения на природу способностей считают, что последние целиком определяются качеством воспитания и обучения. Еще в XVIII в. французский философ-сенсуалист К. А. Гельвеций провозгласил, что посредством воспитания можно сформировать гениальность. Сторонники данного направления в качестве доказательств своей позиции приводят многочисленные примеры «детей-маугли», демонстрирующие невозможность развития способностей вне человеческого общества, факты формирования тех или иных способностей в периоды взрослости и старости (в частности, А. Н. Леонтьев показал возможность формирования музыкального слуха в любом возрасте) и т. д.
Итоговым выводом этой концепции явилось положение о том, что у каждого человека можно сформировать любые способности. Придерживаясь этого взгляда, американский ученый У. Ушби утверждает, что способности определяются детским опытом интеллектуальной деятельности, в которой закладывается только умение учиться или же способность мыслить самостоятельно. В настоящее время приверженцы этой концепции в США и Западной Европе создают специальные центры «выращивания» одаренных детей.
В отечественной психологии принято считать, что концепции сугубо наследственной или социальной природы способностей, безусловно, интересны, однако ни одна из них не объясняет все факты проявления способностей. Проблема соотношения врожденного и приобретенного в способностях решается посредством понятия о задатках.
Задатки - это врожденные анатомо-физиологические особенности нервной системы, составляющие природную основу развития способностей. К их числу относятся индивидуально-типологические свойства нервной системы, уровень соотносительного развития сигнальных систем, свойства анализаторов, особенности строения и функциональная зрелость отдельных областей коры головного мозга. Все эти особенности, судя по всему, не ограничиваются наследственными возможностями человека (как полагал С.Л. Рубинштейн), поскольку, помимо генетики, в их формировании принимает участие множество пренатальных и ранних постнатальных факторов.
Задатки полифункциональны, то есть неспецифичны по отношению к конкретным видам деятельности. Одни и те же задатки могут являться основой для формирования различных способностей (например, сильная нервная система может быть нужна как в спорте, так и при изучении иностранных языков).
Вместе с тем утверждать, что задатки абсолютно нейтральны по отношению к будущим способностям, тоже не совсем справедливо. Так, особенности зрительного анализатора скажутся, прежде всего, на тех способностях, в которых участвует зрение (например, изобразительных), а особенности речевых центров мозга - на тех, которые основаны на вербальной коммуникации. Таким образом, задатки избирательно соотносятся с различными видами деятельности.
Важно, что способности не являются прямой функцией задатков самих по себе. Задатки включены в развитие способностей только как исходный момент, предпосылка, но не единственное условие. Природные предпосылки развития, по утверждению Б. М. Теплова, не имеют качественной определенности, содержательного момента.
Например, существенная предпосылка для развития музыкальных способностей - нормативное строение и функционирование слухового анализатора. Однако наличие у человека слухового анализатора не предусматривает, какие профессии и специальности, связанные с музыкальным слухом, могут возникнуть в человеческом обществе. Не предусмотрено и то, какую область деятельности изберет для себя человек, будет ли он заниматься музыкой, какие возможности будут предоставлены ему для развития имеющихся у него задатков. Следовательно, в какой степени будут развиты задатки человека, зависит от условий его индивидуального развития.
Таким образом, развитие задатков - это социально обусловленный процесс, который связан с условиями воспитания и особенностями развития общества. Задатки развиваются и трансформируются в способности при условии возникновения в обществе потребности в тех или иных видах деятельности. Второй существенный фактор развития задатков - особенности обучения и воспитания, позволяющие человеку получить и закрепить опыт деятельности, соответствующей развивающимся способностям. Важно помнить, что развитие способностей происходит не благодаря механическому включению человека в ту или иную деятельность, а только лишь при условии его собственной активности. В зависимости от наличия или отсутствия условий для развития способностей их принято разделять на потенциальные и актуальные: потенциальные способности, в отличие от актуальных, не проявляются в деятельности, но могут актуализироваться при изменении социальных условий.
Подводя итог, можно перечислить факторы, определяющие развитие способностей. К их числу относятся задатки, создающие природный фундамент способностей, а также так называемая социальная наследственность, определяющая условия семейного воспитания (очевидно, что в семье Бахов, о которой речь шла выше, дети погружались в музыкальную среду с самого детства, видели родительский интерес к музыке, получали доступ к музыкальным инструментам и т. д.).
Другую группу условий развития способностей составляют факторы макросреды - особенности общества, в котором родился и живет человек. Общество создает модели обучения и воспитания, которые могут в большей или меньшей степени создавать условия для развития способностей (например, системы профильных классов в школе), формирует социальные запросы на те или иные виды деятельности, влияет на выбор человеком приоритетных сфер деятельности путем формирования общественного мнения о них и т.д.
Некоторые бланки документов психолога-профконсультанта
Лист первичного обращения
Формулировка причины обращения к профконсультанту:
Сведения о членах семьи (образование, работающие, неработающие):
1. Информативность оптанта о мире профессий:
а) полная ________________________________________
б) недостаточная__________________________________
в) отсутствует ____________________________________
г) другое _________________________________________
2. Наличие профессионального плана у оптанта:
а) предполагаемая профессия _______________________
б) учебное заведение ______________________________
3. Сформированность у оптанта профессионального плана:
а) сформирован ___________________________________
б) частично сформирован __________________________
в) не сформирован ________________________________
г) другое ________________________________________
4. Осознанность выбора профессии оптантом _______________________
5. Ведущие мотивы оптанта в выборе профессии: _______
Дата ________ Подпись профконсультанта ___________
Лист итоговых результатов профдиагностики в профконсультации
1. Сведения из «Анкеты оптанта»: ____________________
а) любимые занятия _____________________________________
в) опыт работы __________________________________________
г) успешность обучения по дисциплинам:
естественным ________________________________________
точным _____________________________________________
гуманитарным _______________________________________
труду ______________________________________________
2. Анкета профессионального самоопределения:
3. Анкета «Твоя будущая взрослая жизнь»
4. Беседа «Стандартизированное интервью»
5. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО):
вариант 1_________________________________________
вариант 2_________________________________________
вариант 3_________________________________________
Результаты профессиональной направленности личности (итоговый вариант): П___Т___Ч___З___Х___
7. Определение направленности на цель труда:
Г ___ П ___ И ____
6. Орудия и средства труда:
Р___А___М___П__Ф___
7. Различные аспекты деятельности:
а) степень проблемности трудовых ситуаций:Н___ С___ В___
б) социально-психологические параметры: К___ С___В___
в) эмоционально-волевые параметры: О___У___ П/Н___
8. Умения и способности к деятельности: (выведенная формула)
9. Выявленные профессии по формуле:
_______________________________________________________
10. Карта интересов (сведения о познавательных интересах):
11. Классификатор и опросник профессий Дж. Голланда: (сведения о взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности)
12. «Мечты о профессиях»:
13. Опросник Йовайши: (сведения о сфере профессиональных предпочтений)
Опросник профессиональных склонностей Л.Н.Кабардова
15. Выраженность профессиональных интересов и склонностей:
а) ярко выражены (в какой области деятельности?)
б) не выражены
16. Опросник профессиональных предпочтений Д. Голланда:
а)вариант 1______________________________________
б)вариант 2______________________________________
_______________________________________________________
Матрица выбора профессии.
20. Мотивы выбора профессии:
_______________________________________________________
21. Тест «Самооценка»: (результат)
^Методика 31. «Анализ значимых личностных качеств»
Если ты хочешь получить советы специалистов при выборе профессии, выполни представленные ниже задания:
Задатки дарований есть у каждого человека, в соответствии с ними нужно выбрать профессию.
^ Выполняя следующий тест, подчеркни тот признак одаренности, который проявляется у тебя в наибольшей мере:
Хорошая память;
Наблюдательность;
Сообразительность;
Тонкость и точность движений и действий;
Тонкое обоняние;
Умение различать цвета и их оттенки;
Рассудительность;
Здравый смысл;
Устойчивый интерес ко всем наукам;
Высокая умственная работоспособность;
Увлеченность техникой;
Умение конструировать, моделировать;
Интерес к экспериментам;
Любовь к детям и стремление постоянно быть с ними;
Страсть к путешествиям, желание много увидеть;
Любовь к природе, к животным;
Интерес к кулинарии;
Постоянно испытываемое удовольствие от общения;
Свои наблюдения __________________________________
Чем ты отличаешься от других?
___________________________________________________В чем превосходишь своих сверстников?
В чем отстаешь от них?
__________________________________________________________________________________________________________^ Некоторыми профессиями невозможно овладеть при определенных недостатках, которые называются противопоказаниями к профессии. Перечисли их:
Аллергия на пищу, запахи, шерсть, пыль, растения и др.;
Плохое здоровье;
Болезненность;
Быстрая утомляемость;
Повышенная нервная чувствительность;
Раздражительность;
Нетерпеливость;
Боязнь крови, человеческих страданий;
Вспыльчивость, неуравновешенность;
Быстрая утомляемость от общения с людьми;
Неаккуратность, неряшливость;
Небрежное отношение к работе и быту;
Отсутствие выдержки;
Конфликтность в отношениях со сверстниками и взрослыми;
Нежелание переделывать плохо выполненную работу.
^
Какие из названных ниже профессий ты предпочтешь, если другого выбора не будет:
Моторист;
Милиционер;
Строитель;
Продавец;
Кулинар;
Овощевод…. (подчеркните свой вариант выбора).
^
Подчеркни профессиональные черты того человека, который для тебя является образцом:
Знание своего дела;
Вдумчивость;
Пытливость;
Цепкость в работе;
Творческий склад ума;
Нестандартность мышления;
Умение быть простым, доступным в общении с людьми;
Требовательность к себе и своей работе;
Высокая результативность труда и качество его выполнения;
Полная самоотдача в любом деле;
Умение учитывать условия и обстоятельства;
Умение преодолевать трудности;
Уверенность в своих силах.
^
Подчеркни требования к своей будущей профессии:
Отсутствие чрезмерной физической нагрузки;
Конкретные результаты;
Возможность творчества;
Возможность заниматься любимым делом;
Общение с интересными людьми;
Высокая общественная значимость;
Разнообразие в содержании работы;
Свободное время;
Возможность самому регулировать рабочее время.
^
Какой учебный является твоим любимым и почему (?):
(люблю ………………...… (учебный предмет), потому что):
Он легко усваивается;
Развивает хорошо ум и способности;
Нравится преподаватель этого предмета и мои
Взаимоотношения с ним;
Нравится, как преподают этот предмет;
Знание этого предмета необходимо для поступления в
Институт;
Знание этого предмета пригодится для будущей
Профессии;
Испытываю постоянное чувство успеха в освоении этой
- ……………………..………………………..(своя причина).
Анализ ответов
учащихся может дать психологу первичную информацию о них:
Интересах;
Склонностях;
Увлечениях;
Способностях;
Возможностях;
Характере мотивации выбора профессии;
Уровне самооценки;
О главных направлениях профориентационной работы при
Последующих встречах с ребенком.
^
Бланк для выделенных ответов.
1 | Твои способности, одаренности, природные задатки, проявившиеся в большей мере... (выдели 2-3 призн-ка). | |
2 | Чем отличаешься от других? В чем превзошел своих сверстников. В чем отстаешь от них? | |
3 | Твои недостатки, которые возможно мешают тебе и могут считаться как «противопоказания» к профессии. | |
4 | Какие профессии из предложенных предпочтешь, если другого выбора не будет? | |
5 | Профессиональные черты личности – твой образец человека (твой идеал). | |
6 | Какие требования ты выдвигаешь к своей будущей профессии? | |
7 | Какой твой любимый школьный предмет и почему... |
^ Анализ ответов:
Вывод :_________________________________________________
_______________________________________________________
Методика 32. «Теппинг-тест».
(Определение типа нервной системы).
Тест определяет один из пяти типов нервной системы:
– по уровню нейродинамики (сила-слабость):
1 тип – сильный тип нервной системы;
2 тип – средне-сильный тип нервной системы;
3 тип – средний тип нервной системы;
4 тип – средне слабый тип нервной системы;
5 тип – слабый тип нервной системы.
– по уровню психодинамики (подвижность- инертность):
1 тип (45-50 точек) – высокая подвижность;
2 тип (35-45 точек) – средневысокая подвижность;
3 тип (25-35 точек) – средняя подвижность;
4 тип (20-25 точек) – склонность к инертности;
5 тип (до 20 точек) – ярко выраженная инертность.
^
Ход работы:
В течение 5 секунд в каждом из 8 квадратов вы должны поставить как можно больше точек, держа руку на весу. Идет подсчет точек в каждом квадрате, строится график, определяется тип нервной системы. Задание выполняется для каждой руки отдельно.
^
Бланк к теппинг-тесту:
I 4 | II 3 | III 2 | IV 1 |
VIII 5 | VII 6 | VI 7 | V 8 |
В бланке арабскими цифрами обозначен порядок работы «Правой рукой», а римскими – порядок работы «Левой рукой».
Результаты, полученные с помощью «бланка к теппинг-тесту», необходимо занести в «график нейродинамических процессов». С помощью графика определите «силу-слабость» и «подвижность-инертность» нервных процессов испытуемого.
^ График нейродинамических процессов:
(Представить две кривые – на левую и правую руку отдельно).
Кол.точек :
^ Кол. 1 2 3 4 5 6 7 8
клеток:
Обработка результатов:
Обработка производится по анализу графической кривой.
I. Сила-слабость:
Средний тип нервной системы:
Низкий тип нервной системы:
Подвижный тип – ближе к 50 точкам
Слабо-подвижный – 25-35 точкам
Инертный тип – ближе к 10 точкам.
типологических свойств нервной системы;
психических процессов;
психомоторных процессов;
психических состояний.
Выводы: ___________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
^
Тема VI. Работа с документацией
по профессиональному самоопределению
Методика 33. «Бланки документов психолога-
профконсультанта».
Бланк 1. Лист первичного обращения.
Формулировка причины обращения к профконсультанту:
______________________________________________________________________________________________________________
Сведения о членах семьи (образование, работающие, неработающие)______________________________________________
_______________________________________________________
1. Информативность оптанта о мире профессий:
А) полная ________________________________________
Б) недостаточная__________________________________
В) отсутствует ____________________________________
Г) другое _________________________________________
2. Наличие профессионального плана у оптанта:
А) предполагаемая профессия _______________________
Б) учебное заведение ______________________________
3. Сформированность у оптанта профессионального плана:
А) сформирован ___________________________________
Б) частично сформирован __________________________
В) не сформирован ________________________________
Г) другое ________________________________________
4. Осознанность выбора профессии оптантом ____________ _______________________________________________________
5. Ведущие мотивы оптанта в выборе профессии: ________
______________________________________________________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата ________ Подпись профконсультанта ___________
^ Бланк 2. Лист итоговых результатов профдиагностики в профконсультации.
Сведения из «Анкеты оптанта»:
А) любимые занятия _____________________________________
В) опыт работы __________________________________________
Г) успешность обучения по дисциплинам:
Естественным ________________________________________
Точным _____________________________________________
Гуманитарным _______________________________________
Труду ______________________________________________
^ Анкета профессионального самоопределения:
______________________________________________________________________________________________________________
3. Анкета «Твоя будущая взрослая жизнь»
_______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
Готовность на материальные жертвы:
______________________________________________________________________________________________________________
^ 5. Беседа «Стандартизированное интервью»
_______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
6. Дифференциально-диагностический опросник (ДДО):
Вариант 1_________________________________________
Вариант 2_________________________________________
Вариант 3_________________________________________
Результаты профессиональной направленности личности (итоговый вариант): П___Т___Ч___З___Х___
^ 7. Определение направленности на цель труда:
Г ___ П ___ И ____
8. Орудия и средства труда: Р___А___М___П__Ф___
9. Различные аспекты деятельности:
а) степень проблемности трудовых ситуаций: Н___ С___ В___
Б) социально-психологические параметры:
К___ С___В___
В) эмоционально-волевые параметры: О___У___ П/Н___
^ 10. Умения и способности к деятельности: (выведенная формула)
______________________________________________________________________________________________________________
^ 11. Выявленные профессии по формуле:
_______________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
^
12. Карта интересов (сведения о познавательных интересах):
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | | 16 | 17 | 18 |
19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 |
25 | 26 | 27 | 28 | 29 |
^ 13. Классификатор и опросник профессий Дж. Голланда: (сведения о взаимосвязи типа личности и сферы профессиональной деятельности)
_______________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________
14. «Мечты о профессиях»:
_______________________________________________________
^ 15. Опросник Йовайши: (сведения о сфере профессиональных предпочтений)
_______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
^ 16. Опросник профессиональных склонностей Л.Н.Кабардова
_______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________
^ 17. Выраженность профессиональных интересов и склонностей:
А) ярко выражены (в какой области деятельности?)_____
_______________________________________________________ _______________________________________________________
Б) не выражены__________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
^ 18. Опросник профессиональных предпочтений Д. Голланда:
а)вариант 1 ______________________________________
_______________________________________________________
б)вариант 2______________________________________
_______________________________________________________
^ 19. Матрица выбора профессии.
_______________________________________________________
^ 20. Потребность в достижениях:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ведущие мотивы деятельности:
______________________________________________________________________________________________________________
Мотивы выбора профессии:
______________________________________________________________________________________________________________
^ Личностный опросник Кэттэлла:
14 13
| ||||||||||||||||
12 9
| ||||||||||||||||
8 5
| ||||||||||||||||
4 0
|
МД – самооценка; А – замкнутость-общительность; В – интеллект; С – эмоциональная неустойчивость– устойчивость; Е – подчиненность – доминантность; F – сдержанность - экспрессивность; G - моральное непостоянство–высокая нормативность повеления; H - робость–смелость; I - жесткость–чувствительность (эмпатия); | L – доверчивость – подозрительность (тревога); M - практичность– развитое воображение (творчество); N – наивность – принципиальность; O - уверенность в себе–тревожность; Q1 - консерватизм–радикализм; Q2 - зависимость от группы –самостоятельность; Q3 - низкий самоконтроль –высокий самоконтроль; Q4 – расслабленность – напряженность. |
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Личностный опросник Томаса (выявление степени конфликтности):________________________________
Опросник «Коммуникативных» и «Организационных» склонностей (КОС):________________________
Б) Ос - 1, 2, 3, 4, 5. Уровень:___________________
^ 26. Тест «Самооценка»: (результат)__________________
_______________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
^ 27. Самооценка деловых качеств:
_______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
28. Уровень притязаний (моторная проба):
_______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
^ 29. Анализ значимых личностных качеств:
_______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
30. Определение типа нервной системы:
_______________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
^ Результаты профдиагностики:
______________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________________________________
Дата: __________________________________________
Консультант: ______________________________________
^
Бланк 3. Лист заключения психолога по
профессиональному консультированию клиента.
Фамилия ___________________________________________
Имя _______________________________________________
Отчество ___________________________________________
Возраст ____________________________________________
Адрес проживания __________________________________
___________________________________________________
Телефон ___________________________________________
Учебное заведение __________________________________
Класс\ курс\ группа _________________________________
Оптант (не) нуждается в углублённой профконсультации:
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Пути профессионализации:____________________________
______________________________________________________________________________________________________________
Запасной вариант профессионального выбора: __________
______________________________________________________________________________________________________________
Противопоказанные сферы деятельности: _______________
______________________________________________________________________________________________________________
Сформированность профплана после консультации: ______
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Выводы психолога-консультанта:______________________
______________________________________________________________________________________________________________
_______________________________________________________
Виза лица, проводившего психологическую профконсультацию, профдиагностику _________________________________ _______________________________________________________
Дата __________ Подпись профконсультанта ____________
^ Бланк 4. Пример составления отчета по результатам
первичной индивидуально-психологической
профконсультации.
В результате анализа «Карты первичной профконсультации» выявлено несколько ситуаций выбора профессий. Информированность о мире профессий хорошая, профессиональный план частично сформирован.
1. По результатам изучения ведущих мотивов установлено: профессиональные мотивы адекватно сформированы; более значимы мотивы собственного труда, социальной значимости и самоутверждения в труде; менее значимы мотивы профессионального мастерства.
2. Данные профессиональной направленности на предмет труда (опросник ДДО) показывают, что предпочтения отдаются следующим группам профессий:
- «Человек-Техника» - наибольшее предпочтение;
- «Человек-Пирода», «Человек-Знаковая система» - предпочтение выше среднего;
- «Человек-Художественный образ» - менее предпочитаем;
- «Человек-Человек» - не предпочитаем.
3. Полученные результаты исследования профессиональной направленности на цель труда показало, что доминирующее положение занимает «преобразующая» цель труда.
4. Потребность в достижении ПД = 13 баллам, что позволяет предположить средний уровень развития этой сферы. Прослеживается достаточно критическое отношение к себе, к своим возможностям, отмечается постановка наверняка достижимых целей перед собой. Возможно соперничество в деле, где есть стремление достигнуть успеха. От помощи не отказывается.
5. Результаты познавательных интересов показывают:
Наиболее выраженные интересы | Высокая степень отрицания |
1. Биология | 1. Литература |
2. Электро- и радиотехника | 2. Легкая и пищевая промышленность |
3. История | 3. Журналистика |
4. Химия | 4. Педагогика |
5. Военные специальности | 5.Изобразительное искусство |
6. Авиационное и морское дело | 6. География |
7. Физкультура и спорт | 7. Физика |
8. Строительство | 8. Деревообработка |
9. Иностранные языки | 9. Металлообработка |
10. Экономика | 10. Транспорт |
11. Сценическое искусство | 11. Право, юриспруденция |
12. Экономика |
6. Анализ полученных данных характеристики типа личности и сферы профессиональной деятельности наиболее соответствует Конвенциальному типу - наиболее предпочтительны такие специальности, как бухгалтер, товаровед, экономист, делопроизводитель.
7. По результатам определения профессиональных предпочтений более привлекательна сфера технических интересов.
8. По результатам опросника Холланда определился код профессии ESC. Это означает, что испытуемому близки профессии в области торговли и предпринимательства, менее интересны - в социальной сфере и совсем не интересны традиционные профессии.
9. Полученные данные оценки коммуникативных и организационных склонностей характеризуют их средний уровень у человека.
10. Уровень самооценки средний, характеризуется так: человек уважает себя, он знает свои слабые стороны и стремится к самосовершенствованию, саморазвитию. Такая самооценка является наилучшей для конкретных условий и ситуаций.
11. Уровень притязаний - умеренный, успешно решает круг задач средней сложности, не стремясь улучшить свои достижения и перейти к более сложным целям.
12. В конфликтной ситуации стремится к компромиссу.
^
Вывод
:
Оптант не нуждается в углубленной профконсультации.
Дата____________________200_г.
Психолог-профконсультант: _____________________