Речь фразовая плохо сформированная. XVI. Фразовая речь. Формирование импрессивного глагольного словаря

В статье описывается речевой онтогенез и значение сензитивных периодов развития речи . Рассматривается психомоторное и речевое развитие у здоровых детей в возрасте от рождения до 2,5 лет жизни. Анализируются такие показатели, как возрастные периоды появления гуления и лепета, первых слов и их постепенное накопление, возникновение фразовой речи и интенсивное формирование ее развернутой формы, становление грамматических речевых структур, речевого дыхания, наличие итераций и других признаков неплавности речи.

Развитие ребенка от 0 до 1,5 месяцев жизни

В этот период интенсивно интонационно обогащается крик. Развиваются динамические изменения тонуса мышц всего тела.

Речевое развитие от 1,5 до 2,5 месяцев жизни

Ребенок начинает вертикально удерживать головку. У малыша появляется возможность разжимать и зажимать кисть. Ребенок учится удерживать вложенный в ручку предмет.

Гуление не похоже на речевые звуки русского языка. Но в гулении можно различить гласные звуки, которые наиболее легки для артикулирования (А, Э, У, О). Мышцы, участвующие в акте сосания, обеспечивают произнесение губных согласных (П, Б, М). Мышцы, обеспечивающие акт глотания, участвуют в произнесении заднеязычных звуков (К, Г, Х).

Дольше всего дети гулят в состоянии эмоционально-физического комфорта (после еды, во время купания, в моменты общения с близкими людьми). Особенно ярко гуление выражается во время эмоционального общения со взрослыми. Ребенок пристально всматривается в лицо говорящего, повторяет его голосовые реакции (эхолалия) и мимические движения (эхопраксия).

Речевое развитие на 5-м месяце жизни

У большинства детей появляются лепетные звуки. В этот период также формируется функция сидения. Гуление начинает «распадаться» на слоги.

Речевое развитие ребенка в 7 месяцев

В течении 2-4 минут малыш может повторять в определенном ритме один и тот же слог (га-га-га, ба-ба-ба и др.). При этом он как бы вслушивается в издаваемые им звуки — выражение лица ребенка очень сосредоточенное.

8 — 9 месяцев

В этот период у ребенка появляются новые звуки, соответствующие фонемам родного языка. Подавляющее большинство детей в этом возрасте произносят некоторые лепетные звукосочетания, употребляют их особенно часто, используют их для выражения своих желаний. Например, малыш требует бутылочку и просится на ручки, произнося одни и те же слоги: »Га-га-га».

9 — 12 месяцев

У большинства детей появляются первые слова. В этот же период они учатся первым шагам, пробуют ходить без поддержки. Кроме того, интенсивно развивается манипулятивная деятельность рук.

Ребенок понимает гораздо больше слов, чем может сам произнести. Пытаясь произнести свои первые слова, малыш сопровождает их мимикой и жестами. При этом у него получается воспроизвести лишь их общий звуковой облик. Примерно у 80% детей в этом возрасте наблюдается очень высокая речевая активность. Поток слов часто прерывается дыхательными паузами.

Чаще всего малыши говорят в присутствии взрослых, но не всегда наблюдается явное обращение к ним. Ребенок «говорит», не обращаясь ни к кому конкретно, взгляд устремлен на окружающую обстановку, перебегает с предмета на предмет. Звуковой поток малыша интонационно напоминает повествование о зрительных впечатлениях.

16 — 20 месяцев жизни

В этом возрасте особенно интенсивно пополняется словарь ребенка . Многие слова передаются только ударным слогом. Например, «Па» означает и «упал», и «папа», и «палка». Иногда дети произносят слова так, что последний ударный слог становится первым.

18 — 22 месяца жизни

Формируется элементарная фразовая речь .

Самые первые фразы состоят из 2-3 слов. Каждое слово произносится на своем выдохе и иногда сопровождается отдельным жестом. Фраза из 2 слов быстро начинает произноситься на одном выдохе.

Синтагма — это отрезок высказывания, объединенный смысловым и интонационным значением. Синтагма произносится на едином речевом выдохе.

Таким образом, в этом возрастном периоде малыш физиологически еще не способен объединить слова фразы в синтагму.

28 — 32 месяца жизни

Фразовая речь интенсивно усложняется и активно употребляется. Грамматические формы постепенно становятся правильными, нормативными. Фразы начинают организовываться иерархически: слова объединяются не только синтаксическими и семантическими связями, но и очень важным психофизиологическим механизмом — речевым выдохом. То есть все слова во фразе произносятся на едином речевом выдохе. Это — период формирования истинной синтагмы .

Но сначала такой сложнейший психофизиологический механизм крайне неустойчив. У ребенка могут наблюдаться паузы в середине фразы и даже в середине слов. Малыш может проговаривать часть фразы на вдохе, задерживать дыхание на вдохе или на выдохе.

Наряду с паузами наблюдаются повторения слов, слогов, словосочетаний. Это называется физиологической итерацией . В такие моменты у малышей могут наблюдаться выраженные вегетативные реакции: лицо краснеет, дыхание учащается, мышцы лица, рук и ног напрягаются. Чаще всего эти явления возникают при развернутых ответах на вопросы взрослого.

Параллельно с развитием фразовой речи в этот возрастной период происходит интенсивное развитие моторики ребенка. Он учится бегать, прыгать, лазать. Особенно интенсивно развивается пальцев рук.

Примерно у 7% детей формирование фразовой речи происходит позднее, чем у большинства. Элементарная фраза из 2 слов появляется у них к 2 годам. Интенсивное формирование и усложнение фразы происходит в возрасте 3 — 3,5 лет. Одновременно с этим у них отмечается ограниченный словарный запас. Наблюдается также недостаточное развитие общей и мелкой моторики.

С такими детьми, как правило, мало общались в семье, не поощряли речевую активность, речевые контакты были ограничены ситуативной диалогической речью. В данном случае можно говорить о задержке речевого развития, обусловленной педагогической запущенностью.

Агеева Лариса Геннадьевна,
учитель-логопед

Глава 2
Речевое развитие детей, воспитывающихся вне семьи

Часто у детей, поступающих в детский дом, отсутствует анамнез, иногда неизвестна точная дата рождения. Поэтому для уточнения фактического возраста ребенка и оценки уровня сформированности его речи необходимо сравнение реального состояния речевого развития воспитанника с условным эталоном закономерностей овладения детьми родным (русским) языком. В первом разделе этой главы нами представлены основные этапы речевого развития ребенка, а во втором описаны особенности речевого развития детей младенческого и раннего возраста, растущих без семьи.

2.1. Основные этапы речевого развития ребенка

В психическом развитии ребенка речь выполняет три основные функции: коммуникативную, когнитивную, регулятивную.

В основе всего вербального развития ребенка лежит коммуникативная функция речи. От своевременного появления этой функции зависит скорость овладения высшими уровнями сознания и произвольности поведения.

Овладение речью как средством общения проходит три основных этапа (57).

1. На довербальном этапе, который охватывает первый год жизни, складываются условия, необходимые для формирования речи.

В импрессивной речи это дофонемный уровень. Младенец понимает обращенную к нему речь на основе интонации (до 6 месяцев), ритма речи (после 6 месяцев) и общего звукового рисунка слова (к 1 году) (69).

В экспрессивной речи это подготовительный уровень. У младенца появляются предречевые вокализации: гуканье, гуление, выкрики, лепет (8).

2. Этап возникновения речи – ребенок начинает понимать простые высказывания взрослых и произносит свои первые слова. Обычно это период от конца первого года до второй половины второго года жизни.

3. Этап развития речевого общения – овладение разными способами общения с окружающими – протекает все последующее время до 7 лет.

Два последних этапа относятся к вербальному периоду. В импрессивной речи это фонемный период. Ребенок усваивает дифференциацию (различение) фонем. В экспрессивной речи это основной период. Ребенок усваивает произношение звуков, сначала простых, затем сложных по артикуляции.

Коммуникативная функция речи формируется одновременно с когнитивной (познавательной) , с помощью которой ребенок усваивает полученную информацию. Обобщая предметы и явления, слово служит орудием познания окружающего мира и выступает как средство мышления.

Регулирующая функция речи развивается постепенно, формируется к концу дошкольного возраста и имеет большое значение для перехода ребенка к школьному обучению

(54). Основы речевой регуляции устанавливаются в конце первого года жизни и приводят к возникновению у ребенка способности подчинять свое действие речевой инструкции взрослого. Л. С. Выготский (26) показал, что вначале планирующая речь является внешней по своей форме, а затем переходит во внутренний план (внутренняя речь). Речь, включаясь в процесс восприятия, делает его более обобщенным и дифференцированным, способствует осмысленному запоминанию.

При недоразвитии регулирующей функции речи ребенок импульсивен, затрудняется в последовательном выполнении тех или иных интеллектуальных операций, не замечает своих ошибок, не доводит начатое дело до конца, при этом не использует инструкции и подсказки взрослого.

Период речевого развития от 1 года до 7 лет считается сенситивным, то есть особо чувствительным как к восприятию речи окружающих, так и к влиянию разных факторов внешней и внутренней среды. Именно в этот период дети осваивают устную речь. Хорошее здоровье ребенка и благоприятная речевая среда способствуют формированию высокоразвитой речи. Речь развивается по подражанию, поэтому общение ребенка со взрослыми должно проходить на эмоционально положительном фоне, на основе, характерной для данного возрастного этапа ведущей формы деятельности.

Первый год жизни ребенка является очень важным для формирования речи. В лаборатории психологии детей раннего и дошкольного возраста НИИ общей и педагогической психологии АПН под руководством М. И. Лисиной было установлено, что в ходе непосредственно-эмоциональных контактов со взрослыми у детей формируется потребность в общении, речевые звуки выделяются в особо значимую сферу, развивается фонематический слух. Довербальные вокализации детей включаются в общение и приобретают функцию средства общения, возникает голосовое взаимодействие ребенка и взрослого (7, 28, 51, 57, 59).

На протяжении первого года жизни у малыша последовательно складываются две формы общения с окружающими взрослыми: ситуативно-личностная и ситуативно-деловая.

Рефлекторный крик здорового младенца характеризуется звонким и продолжительным голосом. Уже вскоре после рождения крик приобретает различную окраску в зависимости от состояния ребенка. Так, крик голода отличается от крика, связанного с другими состояниями ощущения дискомфорта. В этот период именно присутствие взрослого, который постоянно обращается к детям со словесными высказываниями и требует адекватной на них реакции, в том числе речевой, заставляет ребенка овладевать речью.

Постепенно к двум месяцам складывается ситуативно личностное (эмоциональное) общение с близкими родственниками, признаками которого являются:

с трехнедельного возраста – сосредоточение внимания, взгляд в глаза взрослого;

с конца первого месяца – ответная улыбка на воздействие взрослого;

в течение 4–6 недель – «комплекс оживления», радостное поведение, сопровождаемое улыбкой, вокализацией, двигательными реакциями;

к двум месяцам – перестройка поведения ребенка в соответствии с поведением взрослого, связанная с желанием продлить эмоциональный контакт.

Гуление

Ко второму месяцу жизни ребенка крик обогащается интонационно (64). Это свидетельствует о том, что у ребенка начала формироваться функция общения. Криком он активно выражает свое недовольство, связанное с действиями взрослого. Часто дети реагируют криком на перевозбуждение перед засыпанием.

Период интенсивного интонационного обогащения крика совладает с определенным этапом развития моторики. Ребенок начинает держать голову вертикально, удерживать вложенный в руку предмет.

В это же время ребенок начинает прислушиваться к звукам речи, поворачивать голову к говорящему, сосредоточивая свое внимание на лице, губах взрослого. Появляются специфические голосовые реакции – гуление. К гулению относятся звуки кряхтения, радостного повизгивания. Выделяются звуки, которые напоминают гласные (а, о, у, э ), губные согласные (п, м, б ), обусловленные физиологическим актом сосания, и заднеязычные (г, к, х ), связанные с физиологическим актом глотания.

Периоды гуления бывают особенно длительными в моменты эмоционального общения со взрослыми. Если в эти моменты мимика и интонация взрослого радостны, то дети отчетливо повторяют мимические движения и подражают голосовым реакциям, появляется интонация, сигнализирующая о состоянии благополучия ребенка.

Этапы лепета

Между 4 и 5 месяцами жизни начинается следующий этап предречевого развития ребенка – лепет.

На первом этапе развития лепета голосовой поток, характерный для гуления, начинает распадаться на слоги, постепенно формируется механизм слогообразования. Этот период совпадает с формированием у ребенка функции сидения, которая окончательно формируется к 6 месяцам жизни.

Гуление и первый этап лепета являются филогенетической речевой памятью и осуществляются благодаря врожденным программам центральной нервной системы, не зависят от состояния слуха детей и не отражают фонетический строй родного языка (1, 4). Образно говорят, что в этот период у ребенка присутствуют звуки всех языков мира.

Второй этап в развитии лепета и дальнейшее развитие речи связано с обязательным речевым (слуховым) и зрительным контактом со взрослым человеком. На этом этапе ребенок подолгу повторяет один и тот же открытый слог: «ва-ва-ва», «га-га-га», сосредоточенно прислушивается к себе. У детей с врожденной глухотой на этом этапе вокализация угасает.

Лепетная речь, являясь ритмически организованной, тесно связана с ритмическими движениями ребенка, потребность в которых появляется к 5–6 месяцам жизни. Взмахивая руками, подпрыгивая на руках у взрослых, он ритмически повторяет слоги «та-та-та», «га-га-га» и т. д. Поэтому очень важно давать ребенку свободу движения. Активное двигательное взаимодействие ребенка и взрослого в виде игры, гимнастики, сопровождаемое эмоциональной речью, влияет не только на развитие психомоторики, но и на формирование речевых артикуляций ребенка. Примером для проведения таких игр-перекличек, способствующих активизации лепета и подражания движениям, могут служить русские народные песенки-потешки: «Ладушки», «Ехали, ехали…», «Гуси, гуси…»; прятки – «Кукушка».

В конце первого полугодия жизни ребенок, овладевший хватанием, переходит к ситуативно деловой (предметной) форме общения со взрослым, которая будет доминировать до 3–4 лет. Особенностями ситуативно-делового общения являются следующие параметры:

Общение разворачивается в ходе предметных манипуляций со взрослым;

ребенок начинает стремиться не только к доброжелательному вниманию, но и к сотрудничеству, к совместным действиям с окружающими;

ведущим в общении становится деловой мотив, дети ищут контакта со взрослым как организатором и участником совместной деятельности;

в качестве средств общения используются позы, жесты, изображающие действия и приглашающие к совместной игре.

В итоге совместной деятельности со взрослым у ребенка в возрасте 7–8 месяцев развивается начальное понимание обращенной речи. При многократном повторении взрослым слов в сочетании с показом ребенок поворачивает голову и глаза в ответ на вопрос: «Где папа?», «Где мама?» и т. д., что свидетельствует о формирующемся соотношении звукового образа слова с предметом в конкретной ситуации. Понимание слышимого слова устанавливается задолго до того, как ребенок может его произнести. До появления собственной речи дети могут понимать от 50 до 100 слов. Эта закономерность, проявляющаяся в значительном преобладании импрессивного словаря над экспрессивным, остается у человека на всю жизнь.

После 8 месяцев лепетные звуки, которые не соответствуют фонемам слышимой ребенком речи, утрачиваются, появляются новые речевые звуки, сходные с фонемами речевого окружения. В этот период развития у ребенка начинает формироваться собственно речевая онтогенетическая память и фонетическая система родного языка.

Для подготовки артикуляционного аппарата к образованию звуков и речи очень важны особенности орально-моторного развития ребенка. Орально-моторное функционирование зависит от того, на каком вскармливании находится ребенок. Совершенствование орально-моторных движений щек, губ, языка, нижней челюсти в процессе сосания, жевания твердой пищи, глотания создает необходимую моторную базу для образования правильной артикуляции звуков.

На третьем этапе развития лепета ребенок начинает произносить «слова», образованные повторением одного и того же слога по типу: «ба-ба», «ма-ма». Эти «слова» обычно не соотносятся с реальным предметом, но воспроизводят основные ритмические структуры родного языка. Третий этап лепета бывает коротким, и ребенок к 1 году начинает говорить первые слова.

Первые слова

Первые слова появляются на первом месяце второго года жизни. Наблюдаются некоторые различия в темпах развития речи у мальчиков и девочек. Речевые зоны коры головного мозга обычно формируются в левом полушарии. У мальчиков быстрее развивается правое полушарие, а у девочек – левое. Кроме того, у девочек раньше формируется межполушарное взаимодействие, что способствует лучшей компенсации у них мозговых повреждений. Поэтому у девочек отмечаются более ранние сроки речевого развития. Таким образом, у девочек первые слова могут появиться на 8– 9-м месяце жизни, у мальчиков – на 11–12-м месяце (33, 55).

В этот период ребенок начинает делать первые шаги и в короткое время обучается ходьбе. Развиваются целенаправленные движения руками. Речевая активность ребенка в этом возрасте ситуативна, тесно связана с предметно-практической деятельностью и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. Произнесение ребенком слов сопровождается, как правило, жестом и мимикой.

Первые слова, употребляемые ребенком в речи, многозначны. Например, словом «мама» ребенок выражает чувства, желания и обозначает предмет. Одно слово может выражать законченное целостное сообщение и в этом отношении равняться предложению. Первые слова обычно представляют собой сочетание повторяющихся слогов: «ма-ма», «па-па», «дя-дя» и т. д. В более сложных словах сохраняется часть корня, начального или ударного слога. Фонетический строй речи и словарь дети усваивают не параллельно, а последовательными скачками. Развитие лексико-семантической стороны речи опережает фонетическую, формирование которой требует созревания фонематического восприятия и речевой моторики. Поэтому по мере роста словаря фонетические искажения проступают более заметно. Скорость овладения активным словарем в этот период очень индивидуальна. Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго года жизни и насчитывает от 50 до 200 и более слов (27, 33).

Помимо того, что весь период от 1 года до 6 лет считается сенситивным для развития речи, на этом фоне отмечаются три достаточно ограниченные по времени гиперсенси тивные фазы . Если в этот временной отрезок организм ребенка претерпевает влияние каких-либо вредоносных воздействий, то нормальный процесс речевого развития нарушается. Соматические и особенно нервно-психические заболевания, потеря слуха, а также эмоциональная депривация, ограничение речевого общения или резкое увеличение сенсорной информации, постоянное шумовое воздействие, обилие новых людей в окружении ребенка, смена языковой среды и другие вредоносные факторы могут вести к задержке, искажению и патологии речевого развития.

Первый критический период в развитии речевой функции относится к периоду накопления первых слов. В возрасте 14–18 месяцев происходит наиболее интенсивное развитие речевых зон коры головного мозга, отвечающих за устную речь, поэтому любые, даже незначительные неблагоприятные факторы, действующие в этом периоде, могут отразиться на развитии речи ребенка.

В этот период адекватное речевое общение взрослого с ребенком позволяет ребенку достаточно быстро накапливать слова, являющиеся основой для дальнейшего нормального развития фразовой речи, а недостаточное речевое общение со взрослым, соматические и психические стрессы легко приводят к разрушению формирующейся речи. Ребенок забывает те слова, которыми уже владел, и в некоторых случаях его речевое развитие может приостановиться.

Условием развития речи ребенка в этот период являются изменения в характере его общения со взрослым. Накопленные в процессе совместной предметно-игровой деятельности впечатления создают основу для усвоения значений слов и формирования связи их с образами предметов окружающей действительности. Если общение со взрослым остается только эмоциональным, то может произойти отставание в развитии речи.

Фразовая речь

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь. Сроки ее появления у разных детей различны и зависят от многих причин: генетической программы развития, интеллекта, состояния слуха, условий воспитания и т. д. Если к 2,5 годам у ребенка не появляется элементарная фраза, то считается, что темп его речевого развития начинает отставать от нормы.

Элементарная фразовая речь включает в себя, как правило, два – три слова, выражающие требование в утвердительной форме, при котором главное слово стоит на первом месте («мама, дай», «папа, иди», «Мане одеть»). Постепенно к трем годам фразы усложняются, а активный словарь ребенка достигает от 800 до 1000 слов (67).

Таким образом, речь становится основным средством общения. При этом ребенку необходимо ощущать эмоциональное участие взрослого в его жизни, постоянно на близком расстоянии видеть лицо говорящего. Недостаток индивидуального речевого общения со взрослым негативно сказывается на общем психическом развитии ребенка.

Второй критический период в развитии речи наступает в возрасте 2,5–3,5 лет. В это время ребенок переходит от конкретных форм общения к отвлеченно-обобщенным, от односложных фраз к сложным синтаксическим и семантическим структурам.

Переход к развернутой фразовой речи требует большей согласованности в работе центральной нервной системы (речедвигательного механизма, внимания, памяти, произвольности и т. д.). Возрастная неравномерность созревания отдельных звеньев функциональных систем приводит к изменению поведения, наблюдается упрямство, негативизм и т. д. Все это определяет большую ранимость речевой системы.

Реализация ребенком резко усложнившегося речевого замысла на этом этапе сопровождается не только психическим, но и эмоциональным напряжением. В речи ребенка появляются паузы, которые могут возникать между фразами, в середине фраз, слов, наблюдаются повторения слогов, слов или словосочетаний.

Этот период характеризуется особенностями речевого дыхания. Ребенок может начинать говорить на вдохе, выдохе, в паузе между выдохом и вдохом. Внешне это проявляется в увеличении темпа речи, при этом ребенок «захлебывается» речью, создается впечатление, что ему не хватает воздуха. Нередко речь детей этого возраста сопровождается выраженными вегетативными реакциями: покраснением, учащением дыхания, общим мышечным напряжением.

В этом возрасте речь самого ребенка становится средством его интеллектуального и речевого развития. У ребенка трех лет усиливается потребность в общении. Он постоянно говорит, инициирует общение с собой, обращается к взрослому с вопросами.

Завышенные требования взрослых к ребенку в этот период могут вызвать реакции протеста, отказ от речевого общения. Психические стрессы, а также любые виды сенсорных деприваций могут замедлить темп речевого развития, а в некоторых случаях привести к заиканию, мутизму.

На третьем году жизни у ребенка стремительно увеличивается объем общеупотребительных слов, возрастает возникшая в конце второго года жизни способность к словотворчеству. Появляется рифмование («рюкизяки – зякирюки» вместо «рюкзак»), изобретаются новые слова («копата» вместо «лопата»). Активно формируется регуляторная функция речи – ребенок начинает оречевлять свои игровые действия.

У ребенка постепенно формируется умение правильно связывать разные слова в предложения. От простой двухсловной фразы ребенок переходит к употреблению сложной фразы, использует союзы, падежные формы существительных единственного и множественного числа. Со второго полугодия третьего года жизни в его речи значительно увеличивается количество прилагательных.

В формировании связной речи отчетливо прослеживается тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия, наблюдательности. Чтобы связно рассказывать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа, уметь анализировать, отбирать основные свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями.

Для выражения своих мыслей в речи ребенок учится использовать необходимые для этого языковые средства. В процессе овладения связной речью он учится правильно использовать интонацию, логическое ударение, подбирать слова, наиболее точно подходящие для выражения данной мысли, строить сложные предложения и переходы от одного предложения к другому.

Связная монологическая речь начинает формироваться в условиях диалога как основной формы речевого общения. В диалоге связность зависит от способностей и умений собеседников. Вначале обязанности по обеспечению связности выполняет взрослый, но постепенно их учится выполнять и ребенок. Разговаривая со взрослым, ребенок учится задавать вопросы и самому себе. Таким образом, диалог со взрослым в процессе совместной деятельности является условием развития связной монологической речи ребенка.

После трех лет интенсивно развивается фонематическое восприятие и овладение звукопроизношением. Полностью звуковая сторона языка при нормальном речевом развитии ребенка формируется к пяти годам. Звуки русского языка появляются в речи ребенка в следующей последовательности: взрывные, щелевые, аффрикаты. Позднее всего дети обычно начинают произносить звуки сложной артикуляции: сначала свистящие, затем шипящие, [л], дрожащий [р]. Формирующееся нормативное произношение звуков неустойчиво, легко искажается при возбуждении или утомлении ребенка.

В раннем дошкольном возрасте ребенок с трудом управляет громкостью и высотой голоса. Шепотная речь появляется к концу четвертого года жизни.

С четырех лет фразовая речь ребенка усложняется. В ней используются простые и сложные предложения, в среднем состоящие из 5–6 слов. Дети легко запоминают и рассказывают стихи, сказки, передают содержание картинок.

В этот период складывается внеситуативно познавательная форма общения , содержанием которой являются отношения между предметами и явлениями. Например: «Темно стало – солнышка нет».

Чтобы разобраться в закономерностях и взаимосвязях окружающего предметного мира, ребенку необходим взрослый, который становится источником знаний. Кроме того в этот период у ребенка возникает потребность в уважении со стороны взрослого, в положительной оценке его знаний и умений. Поэтому ребенок начинает бурно реагировать на замечания и порицания взрослого.

На пятом году жизни ребенок усваивает обиходный словарь и основные грамматические формы языка. В его речи появляются собирательные существительные и новые слова, образованные с помощью суффиксов, он овладевает типами склонений и спряжений.

Третий критический период наблюдается в 5–6 лет, когда в норме формируется контекстная речь, то есть умение самостоятельно создавать текстовое сообщение. В этот период у ребенка интенсивно развивается и существенно усложняется механизм перехода внутреннего замысла во внешнюю речь. Его высказывания начинают по форме напоминать короткий рассказ и включают фразы, требующие согласования большой группы слов. В активном словаре появляются новые сложные по своим характеристикам слова.

Как и у 3-летних детей, центральная нервная система детей 5–6 лет испытывает особое напряжение в процессе речи. Затруднения в планировании высказывания, в лексико-грамматическом оформлении сложных фраз в момент произнесения приводят к появлению пауз, к сбоям речевого дыхания. Наряду с возрастанием объема речи и ее качественным обогащением наблюдаются увеличение грамматических ошибок, искажения слов, нарушения в структуре предложений. Поэтому ребенок становится очень чувствителен к качеству речевых образцов контекстной речи взрослых.

В этом возрасте ограничение речевого общения, низкий уровень речевого окружения обусловливает и недостаточную сформированность монологической речи. Эта недостаточность плохо компенсируется в более старшем возрасте и является одной из причин возникновения трудностей обучения в школе.

К концу дошкольного возраста формируется внеситуативно личностная форма общения . Интересы старших дошкольников начинают распространяться на отношения между людьми. Например: «Петя толкнул Катю. Кто виноват?». На этом этапе ребенок начинает стремиться к взаимопониманию и сопереживанию со взрослым. Мотивом общения со взрослым становятся его личные, индивидуальные качества.

Примерно к шести годам формирование речи ребенка в лексико-грамматическом плане считается законченным. К седьмому году жизни ребенок употребляет слова, обозначающие отвлеченные понятия, использует слова с переносным значением. К этому возрасту дети полностью овладевают разговорно-бытовым стилем речи.

Организация правильного обучения и воспитания ребенка основана на знании закономерностей речевого развития и особенностей протекания критических периодов.

Усвоение родного языка происходит поэтапно. Особенно важным для успешного развития речи является ранний возраст , так как в этот период жизни ребёнок овладевает основными закономерностями языка.

Знание основных речевых этапов поможет вовремя выявить возможные речевые проблемы любимого чада. Несмотря на то, что жёстких стандартов нет (ведь каждый ребёнок развивается в своём индивидуальном темпе), любое отклонение от возрастных норм должно насторожить внимательных родителей и стать сигналом для своевременного обращения к логопеду. Пусть лучше специалист опровергнет Ваши опасения, чем будет пропущен благодатный период для исправления нарушения.

Первый год жизни (подготовительный возраст) крайне важен для речевого развития ребёнка, так как идёт активное созревание речевых областей мозга. Первый год – это доречевой период, который является фундаментом для дальнейшего становления речи. Его условно можно разделить на следующие этапы: первый (0 – 3 мес.) – развитие эмоционально-выразительных реакций; второй (3 – 6 мес.) – время появления голосовых реакций (гуления и лепета); третий (6 – 10 мес.) – начало развития понимания речи, активного лепета; четвёртый (10 мес. – 1 год) – время появления первых слов.

Первый этап (0 – 3 мес.)

Крик – первая голосовая реакция. Крик здорового ребёнка – звонкий и продолжительный. К 2 – 3 месяцам жизни отражает состояние крохи. Интонации при крике становятся разнообразны. Так, например, крик голодного малыша пронзительный и настойчивый, а крик при дискомфорте вялый и невыразительный. Появляется «комплекс оживления» – простейшая форма доречевого общения со взрослым в виде улыбки, общих хаотичных движений, звуков, зрительного прослеживания за взрослым.

Второй этап (3 – 6 мес.)

К третьему месяцу или чуть раньше появляется гуление. Гуление – протяжные негромкие певучие звуки: "а-а-а-а", "гу-у-у", "а-бм", "бу" и т.д. Эти звуки либо просты для произношения, либо связаны с актами сосания и глотания. В период гуления появляется интонация радости. Кроха гулит, когда ему хорошо: он выспался, сух и сыт. В 4 месяца звуковые сочетания усложняются и появляются новые: "гн-агн", "рн", "кхн" и т.д.

Гуление есть абсолютно у всех детей. Дети всего мира гулят одинаково: в речи крохи можно услышать звуки всех языков. Но позже малыш отберёт только те звуки, которые свойственны его родному языку.

При нормальном развитии ребёнка в 4 – 5 месяцев гуление плавно переходит в лепет. Лепет – воспроизведение слоговых сочетаний, подражание речи окружающим. Наиболее интенсивный процесс накопления лепетных звуков происходит после шестого месяца. При тяжёлых речевых нарушениях лепет обнаруживается у детей в более позднем возрасте! У глухих и слабослышащих гуление затухает!

Нравится статья? Расскажи друзьям!

Третий этап (6 – 10 мес.)

От 7 – 8 месяцев и до 1 года новых звуков появляется мало. Ребёнок много раз подряд ритмически повторяет «тя-тя-тя…», «гы-га-гы…» и другие лепетные цепи, оттачивая мастерство произношения и одновременно слушая себя. Так постепенно количество переходит в качество. Появляются лепетные слова , которые малыш соотносит с определёнными лицами, предметами, действиями. «Би-би» – показывает на машину, «топ» – шагает, «ма-ма» – обращается к маме и т.д. Лепетные слова состоят из тех звуков, которые приближены по звучанию к звукам родного языка (в отличие от звуков гуления). У здоровых ребятишек речь эмоционально выразительна. В процессе общения со взрослыми малыш пытается подражать интонации, темпу, ритму звучащей речи, сохранять общий контур слова.

В этот период формируется понимание речи окружающих. Уже в 7 – 8 месяцев дети начинают адекватно реагировать на слова и фразы, которые сопровождаются жестами и мимикой. Ребёнок поворачивает голову в ответ на вопросы «Где папа? Баба?». Реагирует на своё имя. Знает обычное местонахождение домашних предметов (часов, кроватки…), если их раньше показывали и называли. Другими словами, начинает развиваться соотношение звукового образа слова с предметом. Полное непонимание обращённой речи является тревожным сигналом!

Четвёртый этап (10 мес. – 1 год)

Появляются первые слова – слова-предложения. Одно и тоже слово может выражать чувства, желания и обозначать предмет. «Мама» - это и обращение, и просьба, и жалоба. Первые слова состоят из парных одинаковых (намного чаще) и неодинаковых слогов: «па-па», «ди-ди», «би-ка» и др. При этом один слог выделяется громкостью и длительностью. Так закладывается ударение. Речевая активность в этом возрасте ситуативна и зависит от эмоционального участия взрослого в общении. В 1 год здоровый малыш владеет 8 – 10 словами типа «кис-кис», «му», «ням-ням».

От 1 года до 3 лет (преддошкольный возраст) происходит становление активной речи , потому что ребёнок начинает ходить. С появлением способности передвигаться быстро расширяются представления об окружающем мире, интенсивно развивается речь: малыш спрашивает, что как называется. В речи наблюдаются звуковые искажения, употребляются ударные и начальные слоги, пропускаются трудные звуки, имеются перестановки слогов.

К концу второго года жизни формируется элементарная фразовая речь . В общении со взрослым малыш объединяет 2-3 слова, например, «дай пи» (дай пить), «папа би» (папа уехал) и т.д.

Если к 2,5 годам у ребёнка нет элементарной фразовой речи, то темп его речевого развития начинает отставать от нормы!

Постепенно формируются грамматические категории (число, род, падеж…). К 3 годам ребёнок самостоятельно употребляет наиболее простые грамматические конструкции . Общаясь со взрослыми или сверстниками, детишки используют простые предложения.

Характерным для этого периода является достаточно стойкое воспроизведение интонационно-ритмических контуров слов, например, «каябль» - корабль, «синюська» - свинюшка.

К 3 годам появляется потребность в словотворчестве . Ребёнок придумывает свои слова, но при этом использует законы родного языка: «пальчатки» - перчатки, «копатка» - лопатка, т.е. малыш овладевает основными закономерностями языка.

В 3 года практически заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, следовательно, завершается благоприятный период в речевом развитии ребёнка. Поэтому так важно при отклонениях от возрастных норм развития речи обратиться к логопеду, который проведёт комплексное обследование и по необходимости направит к отоларингологу (проверить слух крохи), неврологу (выявить особенности созревания ЦНС) и другим специалистам. Всё это максимально достоверно поможет установить причины речевого недоразвития, назначить комплексное лечение (массаж, рефлексотерапию...) и провести логопедическую коррекцию для достижения положительных результатов.

Смердова Юлия ,
логопед

08. 10. 2009

Здебская Марина Васильевна,

логопед,

Муниципальное бюджетное

дошкольное образовательное учреждение

Киселевского городского округа

детский сад 46

комбинированного вида

«Формирование фразовой речи

у детей дошкольного возраста с ОНР»

Под связной речью принято понимать такие развернутые высказывания, которые позволяют человеку четко и последовательно излагать свои мысли. Без свободного владения связной речью процесс школьного обучения, даже в плане обычных ответов на уроке, просто немыслим, поэтому о ее развитии у ребенка необходимо беспокоиться уже в дошкольном возрасте. Один из этапов развития связной речи- развитие фразы.

Тема является актуальной, потому что для всестороннего развития ребенка, для его успешного обучения в школе является умение общаться со взрослыми и сверстниками

Л.Н. Ефименковой систематизированы приемы по формированию фразовой речи у детей дошкольного возраста с общим речевым недоразвитием. Коррекционная работа в соответствии с уровнями речевого развития детей делится на три этапа. На каждом этапе проводится работа по расширению словаря и формированию фразовой речи.

Основная работа первого этапа - формирование пассивного и активного словаря. На втором этапе главное - формирование фразовой речи. Ведущим в работе третьего этапа является формирование связной речи.

Формирование фразовой речи, следует начинать с самого простого: накопления слов в пассивный и активный словарь ребенка. Для занятий имею альбом, в котором картинки, соответствующие предметному словарю каждой темы. Такие картинки помогают ребенку накапливать пассивный словарь и использовать его в речи.

Занятия начинаю с того, что сначала обучаю ребенка понимать слово – называю предмет с тем, чтобы он указал на него. Затем произносим это слово, добиваясь, чтобы ребенок повторил его. Слова должны быть доступными для произнесения. Развитие пассивного словаря идет в основном за счет широкого знакомства с предметами, которые окружают ребенка, рассматривания доступных по содержанию картинок. Ребенок на втором году жизни усваивает и названия действий. Выполняем такие задания. 1. Научить детей узнавать предметы по их назначению. Образец. «Покажи то, чем ты будешь кушать», «Покажи, что ты наденешь на голову, когда пойдешь гулять», «Покажи, чем ты будешь чистить зубы?», «Покажи, чем ты нарисуешь домик?» и т.д.

2. Научить детей узнавать демонстрируемые игрушки (предметы или животных) по их описанию. На столе стоят игрушки: шарик, кошка, птичка. Логопед предлагает угадать, о ком это он сейчас говорит: «У нее пушистый хвост, мягкая шерсть и длинные усы», или: «Он круглый, красный, деревянный» и т. д.

Активный словарный запас ребенка играет решающее значение в овладении фразовой речью. Фразы возникают лишь тогда, когда активный словарь достигает определенного количества слов (40-60). Особенно быстро пополняется словарь в последние месяцы второго года жизни.

Выполняя действия с предметами, дети оречевляют их: пью молоко, наливаю молоко в бутылку, дую на молоко и т.д. У них вырабатывается умение отвечать на вопросы и задавать их, придумывать предложения по слову, опорным словам, по серии картинок, составлять загадки о предметах. Одной из форм словарной работы – является игра в картинное лото. Играть можно по-разному. Если слова детям знакомы, я молча вынимаю картинки и показывает их детям, а ребенок, имеющий на своей игральной карте соответствующий рисунок, должен громко его назвать, например, «кошка», или если это возможно: «У меня кошка».

Важную роль играет умение малыша не только назвать предмет, который он видит или который ему показывают, но и указать, как называется действие, которое выполняет тот или иной предмет.

Глаголы в повелительном наклонении, «дай, отойди, пошли» начинают активно появляться в речи ребенка с существительными и в сочетании они начинают составлять первые фразы ребенка.

На основе сказки «Репка» в театрализованной деятельности познакомила с глаголом иди.

Дети отвечали на мои вопросы по сказке:

Что посадил дед? (- Репку)

Кто тянул репку с дедом? (-Бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка.)

Как звал дед бабку?

Детям предлагала позвать бабку тихо, затем громко: «Баба, иди!»

Внучка, иди!

Жучка, иди!

Мурка, иди!

Мышка, иди!

Как мяукала кошка?

Как лаяла собака Жучка?

Как пищала мышка? (

Если у ребенка не активизировать словарь действий, это отрицательно скажется на развитии его коммуникативных способностей: умении отвечать на вопросы, составлять простые предложения или небольшие рассказы. Решая задачу обогащения словаря действий ребенка, я использую картинный материал, речевые задания и игры, на материале которых формируются и закрепляются различные речевые навыки, прежде всего связанные с употреблением глаголов в разных временных категориях: хожу- ходил; прыгаю- прыгал; умываюсь - буду умываться.Такие игры способствуют закреплению у дошкольников представлений о времени: действие происходит сегодня, сейчас; оно происходило вчера, неделю назад; оно произойдет.

Одним из способов коррекции связанной речи детей является фольклор.

С детьми пропеваем народные песенки, потешки, в которых содержатся слова, наиболее близкие, понятные, доступные ребёнку.

Песенки, потешки вызывают желание повторить слова, движения за взрослым, участвовать в общих играх. Детей завораживает напевность слов («Ой люли, люли, люли»).

На первых этапах работы разучиваем потешку. Текст проговариваю, а ребенок только воспроизводит действия или повторяет некоторые звукоподражания из произносимого текста. Например, «Ай ду-ду, ду-ду, ду-ду»!

Ребенок показывает, как сидит ворон, затем – как ворон играет во трубу.

«Наши уточки с утра»

Для проведения этого этюда потребуется: картинки с изображением уточек, гусей, голубей, курочек, индюка и петушка.

Я поочередно, в соответствии с текстом, показываю картинки с изображением нужных птиц и читаю потешку, подражая «голосам» персонажей.

На данном этапе я предварительно прочитываю текст, а затем пересказываю детям, строя короткие предложения и сопровождая рассказ показом по картинке.

Подбирая загадки, стараюсь, чтобы их содержание было доступно для детей. Если содержание загадки незнакомо малышам необходимо предварительное объяснение с показом игрушки, предмета или картинки с изображением отгадки.

Чтобы малышам легче было отгадывать загадки, вначале можно предъявлять игрушки-отгадки. На следующем этапе дети могут выбрать отгадку из набора игрушек и предметов. Помимо развития речи, ставится задача развития мышления малышей. Завершается работа отгадыванием уже знакомых загадок. Дети любят узнавать их и стараются быстро дать ответ.

Чтобы дети правильно произносили фразу, они должен научиться правильному речевому дыханию. Любой звук мы произносим на выдохе. Ребенок иногда не умеет делать плавный речевой выдох.

Научить ребенка управлять речевым дыханием - немаловажная задача. На четвертом году ребенок начинает употреблять довольно сложные предложения, состоящие из 3-5 и более слов, а для свободного и слитного их произнесения нужно уметь правильно производить выдох, чтобы воздуха хватило на часть фразы или на всю фразу.

Для усиления и удлинения выдоха необходимо приучать ребенка правильно расходовать воздух. Специальные игры помогают нам в этом.

Например, спросите мальчика: «Как плачет маленькая девочка?» (У-а-а...) При произнесении звуков необходимо обращать внимание на плавность перехода от одного звука к другому, на слитность их произнесения. Шутки-чистоговорки, произнесенные на одном выдохе, способствуют выработке речевого дыхания:

ха-ха-ха - поймали петуха,

ко-ко-ко-мы едем далеко,

ту-ту-ту - даем еду коту.

Игра «Приятный запах» .Дети по очереди подходят к вазочке с цветком и нюхают его. На выдохе произносят с выражением удовольствия слово или фразу: «Хорошо; очень хорошо; очень приятный запах; очень ароматный цветок (ароматное яблоко)» и т.д.

Первоначально детям предлагают предложения. В дальнейшем они (в зависимости от речевых возможностей) сами придумывают предложения.

Отрабатывая правильный выдох, не забываем о правильно произведенном вдохе. Он должен быть спокойным, коротким, без особых напряжений со стороны мышц лица и шеи.

Итак, развитие речи детей осуществляю поэтапно. Работу начинаю с формирования умения понимать значение слова, соотносить его с конкретным предметом, затем с действием. В процессе обучения словарный запас детей обогащается словами разной степени и разных категорий, формируется фразовая речь. Учу детей высказываться предложением, обучаю вопросно-ответной речи, связному высказыванию.

Результативность логопедической работы по формированию фразы отслеживается через мониторинговые исследования.

Сравнительный анализ диагностики показывает положительную динамику уровня развития воспитанников.

Список литературы

1.Ефименкова Л.Н. Формирование речи у дошкольников [Текст): Книга для логопеда / Л.Н. Ефименкова М.: Просвещение, 1985.-109с.

2. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Логопедия Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст): Книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева Екатеринбург: АРД ЛТД, 1998.- 316 с.

3. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников [Текст): Книга для логопеда / Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева.- М.: Просвещение, 1990.-238с.

4. Кузьмина Н.И., Рождественская В.И. Воспитание речи у детей с моторной алалией [Текст):/ пособие для логопеда Н.И. Кузьмина, В.И.Рождественская. - М. Просвещение, 1977.-125с.

5.Шестернина Н.Л. Тематический словарь в картинках " Азбука действий: кто что делает?" [Текст): пособие/ Н.Л.Шестернина.- М.: Школьная Книга, 2013.

6.Фадеева, Ю.А.,Пичугина Г.А. Логопедические занятия в младшей группе для детей с речевым недоразвитием [Текст):/ Конспекты Ю.А.Фадеева, Г.А.Пичугина.- М.: Книголюб, 2006.-143с.

Составление предложений по опорным словам: со словами: девочка, альбом, рисунок, дополнив его соответствующими добавочными словами______________________________________________

по отдельным словам, расположенным в неправильной последовательности:

на, Саша, лыжах, катается___ _______________________________________________________

клетки, чиж, из, вылетел_____ ________________________________________________________

по картинкам_______________________________________________________________________

Вывод:_________ ___________________________________________________________________

(фразовая речь не нарушена; нарушения фразовой речи: структурный аграмматизм (пропуск знаменательных слов, нарушения линейной последовательности слов в предложении), морфемный аграмматизм - нарушения сочетаемости слов: согласования, управления)

XVII. Связная речь

(образцы детских рассказов обязательно записываются)

1. Составление рассказа по картине___ ________________________________________________

2. Составление рассказа по серии картин__ _____________________________________________

3. Пересказ__________ _______________________________________________________________

Вывод: ____________________________________________________________________________

(рассказы лаконичные; фраза развернутая; отмечаются нарушения порядка слов в предложении, аграмматизмы; предложения нераспространенные; трудности в логическом построении связного высказывания; низкий уровень сформированности связной речи)

Логопедическое заключение___ ______________________________________________________

Дата______ Логопед ________________________________________________________________

План работы по формированию речевой деятельности детей логопедических групп

Планирование работы в логопедических группах различного профиля представлено в коррекционных программах, рекомендованных Министерством просвещения СССР, Министерством образования РФ, большинство из которых были составлены более 25 лет назад. За это время в организации и содержании образовательного процесса в дошкольных учреждениях произошли значительные изменения. В настоящее время принят ряд документов, в которых закрепляется право ДОУ самостоятельно выбирать программы, рекомендованные государственными органами управления образования, вносить в них различные коррективы, в частности изменять формы, содержание и количество фронтальных занятий. В современной логопедической практике имеет место уменьшение общего числа фронтальных занятий, что предполагает увеличение количества и улучшение качества индивидуальных и под-групповых занятий.

Планирование логокоррекционной работы осуществляется на основе определенной специальной программы обучения и воспитания детей с нарушениями речи, с учетом профиля логопедической группы, возраста детей, а также с учетом современных подходов к планированию коррекционно-педагогического процесса.

Разделы плана охватывают все стороны речевой деятельности: фонетико-фонематическую, лексико-грамматическую, связное высказывание. Содержание разделов плана распределяется по периодам обучения, месяцам, неделям. Это позволяет рационально распределять во времени многообразные коррекционные задачи, регулировать объем речевого материала на групповых и подгрупповых занятиях и обеспечивать эффективность и высокую результативность коррекционно-педагогического процесса.

Тематическое планирование лексического материала представлено с учетом требований общеобразовательных программ дошкольных учреждений и специальных (коррекционных) программ для логопедических групп. Обогащение словарного запаса по конкретной лексической теме осуществляется на занятиях и вне занятий логопедом, воспитателями, родителями и профильными специалистами, работающими в логопедической группе.

Планирование работы по формированию речевой деятельности детей с ФФН

(подготовительная к школе группа) 1

период обучения (сентябрь - первая половина ноября) Всего 27 занятий: 11 недель (3 занятия в неделю)

Количество занятий

Звукослоговой анализ, грамота

Лексико-грамматический строй речи

Связная речь

Логопедическое обследование

Выделение начального гласного. Анализ звукового ряда из двух гласных типа ау

Закрепление навыка употребления имен существительных с окончаниями -и, -а, -ы (утка - утки, конфета- конфеты, письмо - письма).

Закрепление навыка употребления существительных в форме родительного падежа множественного числа (много стульев, оленей, окон).

Согласование притяжательных местоимений мой, моя, мое с существительными мужского, женского, среднего рода (мой стакан, моя сумка, мое окно).

Составление предложений по демонстрации действий.

Объединение этих предложений в небольшие рассказы.

Формирование навыка составления простых распространенных предложений. Объединение этих предложений в небольшие рассказы.

Заучивание текстов наизусть.

Анализ звукового ряда типа иау. Выделение последнего согласного. Анализ, чтение слога an .

Выделение начального и последнего согласного. Анализ, чтение слогов типа am

Закрепление навыка употребления падежных окончаний существительных единственного числа. Согласование глаголов единственного и множественного числа настоящего времени с существительными (девочка поливает. Дети поливают). Употребление глаголов прошедшего времени множественного числа (мыли, катали).

Закрепление навыка согласования прилагательных с существительными в роде, числе, падеже (синий пояс, синяя сумка, синее пальто).

Закрепление навыка образования относительных прилагательных (стеклянная посуда, сосновая доска).

Закрепление навыка образования

новых слов с помощью приставок (наливает - выливает - поливает), суффиксов (пень - пенек),

путем сложения (самосвал, пылесос)

Обучение умению задавать вопросы и отвечать на них полным ответом

Повторение пройденного материала

Выделение гласного из положения после согласного

Анализ и чтение прямых слогов типажа

Анализ и чтение слов типа бык.

Анализ, чтение слогов тплми

Определение места звука в слове, деление слов на слоги. Анализ, чтение слов типа сом, кит

Анализ и чтение слов тина суп, косы, Сима

Примечание. На 8-й неделе обучения при изучении звука [й] осуществляется знакомство со зрительным образом буквы й. Занятие, посвященное усвоению буквы й, проводится во II периоде обучения.