«Полное электродвижение»: концепция боевых кораблей будущего. Военные корабли будущего Военные корабли будущего

Перспектива того, что на боевых кораблях будущего будет установлено вооружение, построенное на новых физических принципах, способствует тому, что интерес военных моряков к теме электродвижения растет. Сама идея, которая предполагает объединение силовой установки корабля и его вооружения в единый контур на основе электрической энергии представляется очень заманчивой. А значит, данная тема все более плотно исследуется инженерами и конструкторами, в том числе и на российских предприятиях судостроительной отрасли.

Системами вооружений, построенными на новых физических принципах, можно назвать, в частности, перспективные комплексы, которые используют электромагнитный импульс для временного или даже перманентного вывода из строя РЛС, радиотехнических и цифровых систем, вычислительных машин вражеских кораблей. Помимо этого возможным представляется использование электроэнергии корабля для запуска и разгона снаряда (рельсотрон). Не стоит лишь забывать о том, что все подобные системы требуют очень больших запасов электрической энергии на борту корабля, а также возможности ее восстановления или поддержания на требуемом уровне без захода судна на базу.


В наши дни электромоторы применяются на боевых кораблях и в составе главной энергетической установки, и в качестве вспомогательного движителя. Так как современные двигатели являются высокооборотными, приходится между ними и винтом размещать понижающий редуктор, потери мощности в нем могут доходить до 2%. А в случае электрической системы приходится использовать преобразователи частоты и генераторы с общим КПД менее 90%. Это ниже, чем у «чисто механической» системы (к примеру, газовая турбина и главный турбозубчатый агрегат). Поэтому в экономическом плане электродвижение представляется невыгодным.

В свое время изобретение гребного электродвигателя дало достаточно резкий скачок всему развитию подводного судостроения, тогда как применительно к надводным боевым судам оно решает лишь вспомогательные задачи. Несмотря на это энтузиасты более широкого применения на флоте «электромагнитной силы» никуда не исчезают. Стремясь подогреть к данной теме интерес, они вводят в обращение новые термины, к примеру, «расширенное применение электродвижения». Реализовать полное электродвижение возможно лишь тогда, когда винт (или другой движитель) на всех режимах движения корабля приводится в действие лишь электромотором. В том случае, если на борту судна имеются механические источники энергии (турбина, дизельный двигатель и т.д.), обладающие возможностью крутить вал винта (чаще всего на больших ходах), то можно говорить о «прямом приводе со вспомогательным электродвигателем», или «частичным электродвижением».

«Полное электродвижение», которое построено на преобразовании механической энергии в электрическую, а затем снова в механическую энергию, понижает общий КПД. Это необходимо учитывать и кораблестроителям, и военным морякам. Представляется, что ожидаемое появление электромагнитных пушек (на фрегатах, корветах и эсминцах) и катапульт (на авианосцах) сделает некоторые потери энергии, возникающие при ее преобразовании из одного вида в другой, оправданными и возможными.

Литий-ионные батареи для подлодок

В связи с общей тенденцией на рост энергопотребления разнообразными системами кораблей (включая РЛС, БИУС, ГАК и другими) конструкторам требуется все более внимательно подходить к вопросу выработки и сохранения электроэнергии. В этом плане передовые в научно-техническом отношении страны мира довольно активно ведут работы по созданию литий-ионных батарей повышенной емкости. Есть свои успехи в этой области и в России.


Стоит отметить, что сам литий-ионный аккумулятор (Li-ion) впервые был выпущен компанией Sony еще в 1991 году, однако длительное время эти аккумуляторы использовались лишь в гражданской сфере. Данный тип аккумулятора сегодня очень широко распространен во всей бытовой технике и электронике, находя также применение и в качестве накопителя энергии в различных энергетических системах, и в качестве источника энергии в электромобилях. Сегодня это наиболее популярный вид аккумулятора для таких устройств, как ноутбуки, мобильные телефоны, цифровые видеокамеры и фотоаппараты, а также электромобили. Литий-ионные аккумуляторы очень хорошо зарекомендовали себя в работе, но до недавнего времени им не находилось применения на флоте. Несмотря на то, что подобные аккумуляторы обладают рядом важных преимуществ перед классическими кислотными батареями, включая способность выдерживать повышенные токи разряда и зарядки, повышенную емкость, более долгий жизненный цикл, меньшие расходы в ходе эксплуатации и т.д.

Естественно, все это не могло остаться в стороне от конструкторов военно-морской техники. К примеру, в конце 2014 года российское ЦКБ «Рубин», специализирующееся на проектировании подводных лодок и ведущее в нашей стране бюро подводного кораблестроения, заявило об успешном проведении цикла испытаний новых литий-ионных батарей, предназначенных для неатомных подводных лодок. Об этом журналистам рассказывал тогда генеральный директор ЦКБ «Рубин» Игорь Вильнит. Подобные батареи значительно увеличивают автономность подлодок, обладая большим сроком службы, а также не требуют для обслуживания и работы сложного оборудования. В то же время в российском флоте применяются аккумуляторные батареи, срок действия которых ограничен, а цена, по оценкам экспертов, может достигать 300 миллионов рублей. По словам Андрея Дьячкова, ранее возглавлявшего ЦКБ «Рубин», современные литий-ионные аккумуляторные батареи позволят увеличить время нахождения подводных лодок под водой минимум в 1,4 раза, в то время как потенциал данной технической идеи используется в настоящее время лишь на 35-40%, сообщало РИА .

Направление является перспективным для флота, это давно заметили во всем мире. По информации ресурса shephardmedia.com, в марте 2020 года Военно-морские силы самообороны Японии собираются ввести в строй первую в мире неатомную подлодку (11-я в серии субмарин типа Soryu), которая получит литий-ионные аккумуляторные батареи. Это позволит японцам отказаться от использования на подлодках не только традиционных свинцово-кислотных аккумуляторных батарей, но и воздухонезависимых двигателей Стирлинга.

Японская неатомная подводная лодка SS 503 Hakuryū типа Soryu.


Согласно словам вице-адмирала в отставке Масао Кобаяси, использование литиево-ионных аккумуляторных батарей «должно драматически изменить действия неатомных подводных лодок». Такие батареи обеспечивают субмаринам продолжительность подводного хода, которая сопоставима с продолжительностью хода при использовании воздухонезависимых энергетических установок (ВНЭУ) на небольших скоростях, однако при этом за счет высокой емкости они могут обеспечить довольно высокую продолжительность подводного хода и на больших скоростях, что особенно важно для подлодок при выходе их в атаку или при уклонении от противника. При этом в отличие от ВНЭУ, подводная лодка в состоянии постоянно пополнять запас энергии в литиево-ионных батареях за счет подзарядки батарей с использованием устройства РДП (устройство для работы двигателя под водой).

Согласно словам вице-адмирала Кобаяси, литиево-ионные батареи также отличаются более коротким временем подзарядки в сравнении со свинцово-кислотными батареями, это достигается за счет большей силы заряда тока. Также такие аккумуляторы долговечнее, а электрические схемы с их использованием проще в построении электрических сетей и управлении. Оборотной стороной медали называют высокую стоимость литиево-ионных батарей. Так контрактная цена 11-й субмарины типа Soryu составляет 64,4 миллиарда иен (порядка 566 миллионов долларов), против 51,7 миллиарда иен (454 миллиона долларов) у десятой лодки этого же типа. Почти вся разница в цене субмарин придется на литий-ионные аккумуляторные батареи и соответствующие электросистемы.

Использование гребных электродвигателей

Для военных моряков очень большое значение имеет уменьшение демаскирующих признаков. Лучше всего этому способствует использование гребного электродвигателя (ГЭД), который считается наиболее малошумным из всех распространенных сегодня корабельных силовых установок. Правда, для надводного судна снижение акустического поля является не таким актуальным, как для подводного флота. Все дело в том, что главным демаскирующим фактором для надводных кораблей является заметность в радиолокационном (радиоволны хорошо отражаются от надстроек и борта), а также инфракрасном полях (силовая установка, построенная на основе двигателя внутреннего сгорания).

Поэтому для надводных кораблей наиболее актуальным уменьшение гидроакустического поля представляется для специализированных судов - противолодочных (сторожевых) кораблей. Чаще всего они ведут поиск вражеских субмарин в режиме малого и среднего хода - не более 15 узлов (около 28 км/ч) с помощью гидроакустических комплексов с буксируемыми, погружаемыми и подкильевыми антеннами. Дальность действия таких антенн напрямую зависит от вибрационного и шумового «портретов» корабля-носителя, чем ниже скорость движения судна, тем эффективнее работают антенны.

Модель ГЭД, рендер realred.ru


Именно меньшая шумность - основное достоинство установок с электродвижением. Никакую другую энергетическую установку невозможно сделать менее шумной, чем установку с электродвигателем. При этом существенный вклад в общий шумовой «фон» корабля вносит гребной вал, который жестко связан через редуктор с основными двигателями. Для снижения этого шума используются специальные муфты. Помимо этого вибрация двигателей передается и на обшивку корпуса судна (корабельные двигатели, редукторы, механизмы ставят на фундамент, который жестко связан с набором корпуса, а тот в свою очередь - с обшивкой корпуса). Именно обшивка корабля излучает колебания во внешнюю среду (в воду), а это и является источником шума, который называют структурным. Для снижения «структурного шума» широко практикуется установка всех механизмов на амортизаторы.

В энергетических установках с полным электродвижением гребной вал никак не связан с основным (для него) источником шума - главным двигателем, так как на всех режимах хода он вращается лишь электродвигателем. Помимо этого в «электрической» главной энергетической установке генератор вместе с первичным двигателем можно расположить даже в надстройке корабля (к примеру, так размещена часть дизель-генераторов на британских фрегатах проекта 23), максимальным образом удалив их от наружной обшивки судна.

Правда, на скорости движения более 15 узлов все преимущества электродвижения в плане бесшумности такого хода заканчиваются. Это происходит из-за того, что главной составляющей подводного шума (на некотором удалении от судна) становится шум от кавитации гребного винта. Поэтому на боевых кораблях имеет смысл бороться со снижением шума от ГЭУ лишь на скоростях до 15 узлов. Поэтому и применение электродвижения можно использовать лишь для обеспечения кораблю поискового хода, что и подходит противолодочным судам.

Сегодня известны примеры, когда отдельные конструкторы пытались снизить акустическую заметность боевых кораблей при помощи сокращения длины валов, утверждая, что такое решение достигается с помощью грамотного размещения элементов силовой установки внутри корпуса боевого корабля и надстройки. Некоторые из таких решений действительно были реализованы на практике, к примеру, на британских эсминцах тип 45 Daring, силовая установка которых состоит из 2-х газовых турбин Rolls-Royce, пары дизель-генераторов Wärtsilä, а также электродвигателей Converteam. Для КВМС с 2003 по 2011 год было построено 6 таких эсминцев.

Эсминец тип 45 Daring


В США активно ведется строительство перспективных эсминцев нового поколения, получивших обозначение Zumwalt. Работы стартовали еще в 2008 году, головной корабль серии вступил в строй в октябре 2016 года. Энергетическая установка корабля включает газовые турбины и асинхронные электродвигатели мощностью 36,5 МВт с рабочим напряжением 6600 В. На третий корабль серии DDG-1002 Lyndon B. Johnson планируется поставить высокотемпературный сверхпроводимый синхронный двигатель с постоянными магнитами, его мощность составит те же 36,5 МВт, а частота вращения вала - 2 оборота в секунду. В то же время начальная эксплуатация эсминца нового поколения продемонстрировала всему миру, что он еще ненадежен и страдает от детских болезней, его эксплуатация сопровождается многочисленными поломками. Так 22 ноября 2016 года ГЭУ эсминца Zumwalt вышла из строя в тот момент, когда он проходил Панамский канал. Обездвиженный корабль пришлось буксировать на базу с помощью самых обыкновенных буксиров, которые не обременены силовыми установками нового типа.

Еще одним положительным качеством электродвижения помимо снижения шумности, можно назвать повышение маневренности судов. Как у газовой турбины, так и у дизеля существует значение минимальной мощности, следовательно, есть и минимальное значение устойчивой скорости хода. В то время как при помощи электродвигателя можно достаточно легко менять частоту и направление вращения гребного вала, а значит скорость и направление движения судна. Благодаря этому главная энергетическая установка с электродвигателем уже достаточно давно применяется на тех кораблях, которые по своему назначению должны обладать максимально возможной маневренностью: буксиры, паромы, ледоколы, плавучие краны и т.п.

Азиподы

В перспективе еще одним несомненным плюсом электродвижения для боевых кораблей может стать отказ от использования гребных валов. Начиная с 1992 года в качестве гребных электродвигателей (ГЭД) начали довольно широко использоваться винто-рулевые комплексы (ВРК) с погруженным гребным двигателем (podded drive), в которых ГЭД был вынесен за пределы корпуса корабля и установлен в подводной капсуле (коконе), обладающей высокими гидродинамическими свойствами.

Azipod - azimuthing podded propulsion system


Типовые ВРК создают или с одним упорным, или с двумя соосными (тяговым и упорным) винтами. В нашей стране наибольшее распространение получили финские системы под обозначением «Азипод» (Azipod - azimuthing podded propulsion system) с одним упорным винтом и ГЭД мощностью от 1,5 до 4,5 МВт. Основными достоинствами ВРК называют: возможность разворота капсулы в горизонтальной плоскости сразу на 360 градусов, то есть реверс направления вращения винта на 100% мощности; валопровод и возможность функционирования винта фиксированного шага на небольших скоростях (до 0,1 от нормальной). Помимо этого ВРК позволяет значительно снизить уровень вибрации и шума силовой энергетической установки, а также установить электроэнергетическое оборудование в труднодоступных для размещения груза местах, это, в свою очередь, позволяет конструкторам более рационально использовать полезное пространство корабля.

Самым эффективным источником тока для ВРК называют сеть переменного тока, которая позволяет не только повысить экономичность и надежность главной энергетической установки, но и использовать для привода винта асинхронные двигатели, оснащенные короткозамкнутым ротором и не требующие обслуживания в процессе эксплуатации. Для того чтобы улучшить пусковые качества асинхронного привода, достаточно часто применяются глубокопазные и двухклеточные роторы специального исполнения. Частоту вращения винта в системах, называемых Azipod, можно регулировать при помощи тиристорных преобразователей частоты. Использование ВРК на практике существенно повышает маневренность кораблей и позволяет даже довольно крупным из них обходиться в порту без помощи со стороны буксиров. Помимо этого отсутствие гребных валов повышает полезный объем в корпусе судна.

Известно, что системы электродвижения были применены на российском транспорте вооружений «Академик Ковалев», который был построен на ЦС «Звездочка» в Северодвинске и принят в состав флота в декабре 2015 года. Особенностью корабля проекта 20180ТВ, созданного специалистами ЦМКБ «Алмаз», стала его движительная установка: дизель-генераторы корабля вырабатывают электричество, которое питает электродвигатели в составе ориентируемых винторулевых комплексов. Благодаря наличию на корабле ВРК, этот транспорт вооружений отличается повышенной маневренностью, он может удерживать заданный курс при существенном волнении на море и успешно решать задачи, поставленные перед ним командованием ВМФ. В настоящее время ЦС «Звездочка» осуществляет постройку второго корабля в рамках того же проекта.


Специалисты считают, что подводные и надводные корабли с электродвижением, наиболее распространенные уже сегодня, в дальнейшем будут лишь совершенствоваться, особенно с учетом все более широкого применения винто-рулевых комплексов. При этом в будущем электродвижение на кораблях военно-морского флота во всех странах мира будет приобретать все больший размах.

Источники информации:
https://tvzvezda.ru/news/opk/content/201706150803-999y.htm
http://bmpd.livejournal.com/2443028.html
http://www.arms-expo.ru/news/perspektivnye_razrabotki/tskb_rubin_litievye_batarei_dlya_podlodok_proshli_ispytaniya
Целуйко И. Г. Развитие электродвижения военных флотов в мире // Молодой ученый. - 2012. - №4. - С. 54-57.

Раз в два года по чётным годам во Франции проходит военно-морская выставка Euronaval. Это настоящий праздник для всех любителей военно-морской техники. Больше ни на одном форуме вы не увидите такого количества перспективных и даже концептуальных боевых кораблей как на этой выставке.

У нас н6а сайте это уже третий Euronaval который мы обозреваем. Первым был Euronaval-2010 , вторым, соответственно Euronaval-2012 .

Свой обзор новинок я начну с экспозиции отечественных судостроителей представленной на этой выставке:

Российская экспозиция на Euronaval 2014

С 27 по 31 октября 2014 года в Ле-Бурже (Париж) проходит военно-морская выставка Euronaval 2014. В ней, согласно данным оргкомитета выставки, принимают участие 352 компании из 28 государств мира.

В том числе Российскую Федерацию представляют (не считая СМИ) 20 компаний, во главе с ОАО "Рособоронэкспорт" и

ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" (ОСК). От России представлены также ОАО "Центральное морское конструкторское бюро (ЦМКБ) "Алмаз", ЗАО "Балтийский завод-Судостроение", ОАО "ЦНИИ "Буревестник", ОАО "Концерн "Океанприбор", ЗАО "Морской салон", ОАО "Адмиралтейские верфи", ОАО "Центр судоремонта "Звездочка", ОАО "СПМБ "Малахит", ОАО "Невское проектно-конструкторское бюро (ПКБ)", ОАО "ПО "Северное машиностроительное предприятие", ОАО "Центральное конструкторское бюро морской техники (ЦКБ МТ) "Рубин", ОАО "Северное ПКБ", ОАО "Прибалтийский судостроительный завод "Янтарь", ОАО "Средне-Невский судостроительный завод", ОАО "Зеленодольское ПКБ", группа компаний "Тетис", ОАО "Таганрогский НИИ связи". Российские участники объединены в составе национального павильона, который является одним из крупнейших и заметных на выставке.

В целом российские компании на Euronaval 2014 не представили принципиально новых проектов, хотя ряд выставленных проектов кораблей имел некоторые отличия от ранее демонстрировавшихся вариантов. Под эгидой объединенной экспозиции ОСК были представлены модели дизель-электрических подводных лодок проектов 636 и "Амур-1650", двух вариантов малых подводных лодок проекта "Пиранья-Т", фрегата проекта 22356 (экспортная версия проекта 22350), корвета проекта 20382, патрульного корабля проекта 22160, ракетного и артиллерийского кораблей проекта 21632 (под этим номером фигурировали одновременно экспортные версии проектов 21630 и 21631), ракетно-артиллерийского катера проекта 12300, сторожевого катера проекта 12200, большого десантного корабля проекта 11711Э, противоминного корабля (рейдового тральщика) проекта 10750Э.

На стенде "Рособоронэкспорта" были представлены модели подводной лодки проекта "Амур-1650", фрегата проекта 11356, сторожевых катеров проектов 12150 и 14310, десантного катера на воздушной подушке проекта 12061Э.


Модель большой дизель-электрической подводной лодки проекта 636 разработки ОАО "ЦКБ МТ "Рубин"

Модель корвета проекта 20382 ("Тигр") разоаботкии ОАО "ЦМКБ "Алмаз" в объединенной экспозиции ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" на выставке Eu ronaval 2014. В представленном виде экспортная версия идентична серийным корветам модифицированного проекта 20380.

Модель фрегата проекта 22356 (экспортного варианта проекта 22350) разработки ОАО "Северное ПКБ" в объединенной экспозиции ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" на выставке Euronaval 2014. В представленном виде корабль оснащен ЗРК "Риф-М", другим вариантом оснащения называется ЗРК "Штиль-1" с ВПУ. Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Неожиданно всплывший из забвения ракетно-артиллерийский катер проекта 12300 ("Скорпион") разработки ОАО "ЦМКБ "Алмаз". В представленном виде несет четыре ПКР "Яхонт" в ВПУ. Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Модель сторожевого катера проекта 12200 ("Соболь") разработки ОАО "ЦМКБ "Алмаз". Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Модель неатомной подводной лодки проекта 677Э ("Амур-1650") разработки ОАО "ЦКБ МТ "Рубин" в объединенной экспозиции ОАО "Объединенная судостроительная корпорация" на выставке Euronaval 2014. Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Ну а продолжит наш обзор рассказ о французской части выставки. Так как выставка проходит у них на родине они традиционно представлены наиболее богато.

Экспозиция DCNS (Франция)

Экспозиция DCNS, традиционно, одна из самых интересных на выставке. И это не мудрено ведь эта компания, фактически является хозяйкой мероприятия. Кстати, для тех кто не знает именно DCNS строит Мистрали для России. И если контракт сорвётся, то по её экспортному потенциалу будет нанесён сокрушительный удар. А потенциал у неё более чем серьёзный. В чём вы сейчас убедитесь.

DCNS представляло в очередной раз "подработанный" экспортный проект большого авианосца, теперь именуемый DCNS Evolved Aircraft Carrier (DEAC). Стандартное водоизмещение корабля дается в 55 тыс т, длина - 272 м. Модель DEAC была представлена с двумя катапультами. Практически единственным возможным заказчиком корабля являются ВМС Бразилии, поэтому модель была выполнена несущей на полетной палубе не только самолеты Rafale М и Е-2D, и ударные БЛА в стиле Neuron, но и курьезно выглядящий рядом с последними архаичный конвертированный бразильский Turbo Trader.

Модель проекта большого авианосца DCNS Evolved Aircraft Carrier (DEAC) в экспозиции выставки Euronaval 2014. Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Как обычно, DCNS представляло универсальный десантный корабль типа Mistral (была выставлена модель третьего французского корабля в серии L 9015 Dixmude , обозначенная как проект Mistral 200), корабль комплексного снабжения проекта BRAVE 200, свои варианты фрегата FREMM, а также гамму различных вариантов корветов проекта Gowind. Интересно, что патрульные варианты последнего (бывшие Gowind Patrol) теперь не именуются Gowind, а рекламируются как просто патрульные корабли OPV (бренд Gowind, как можно понять, сохранен только за "боевыми" корветами, которые теперь переобозначены от Gowind 1000 до Gowing 2500). Следует отметить, что во время официальной части выставки 28 октября вокруг всех моделей вариантов Gowind наблюдалось настоящее столпотворение военно-морских
делегаций с моряками всех цветов кожи в разнообразных мундирах, и представители DCNS работали там прямо как на конвейере, давая пояснения. Видимо, после прорыва Gowind в Малайзии и Египте, следует ожидать дальнейших успехов этого проекта на мировом рынке.

Модель корабля комплексного снабжения проекта BRAVE 200 разработки DCNS в экспозиции выставки Euronaval 2014. Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Ясно что (с) bmpd

Одним из наиболее интересных новых проектов DCNS стал начатой рекламой еще до выставки проект большой неатомной подводной лодки SMX Ocean, представляющей собой фактически неатомный вариант строящихся для ВМС Франции атомных многоцелевых подводных лодок проекта Barracuda. Лодка SMX Ocean предлагается к оснащению дизель-электрической энергетической установкой в комбинации с рекламируемой DCNS некоей "высокоэффективной воздухонезависимой энергетической установкой с использованием топливных элементов второго поколения" (любопытно, что ранее разработанная DCNS воздухонезависимая ЭУ MESMA с турбиной со сжиганием метанола в замкнутом контуре в данном случае не предлагается). Заявляется, что при автономности в три месяца и запасе хода под топливными элементами до трех недель, лодка сможет шесть раз пересечь Атлантику в подводном положении на крейсерской скорости 14 уз. Лодка заявляется как подлинно многоцелевая, и должна быть оборудована встроенным за ограждением выдвижных устройств контейнером для размещения транспортировщиков боевых пловцов. За ним, в свою очередь, в корпусе размещаются ВПУ для крылатых ракет (всего, с учетом боезапаса торпедных аппаратов, лодка должна нести до 34 единиц оружия) .

При надводном водоизмещении 4750 т и длине корпуса 100 м, SMX Ocean является крупнейшей неатомной подводной лодкой, предлагаемой на мировом рынке. Можно предположить, что проект разработан главным образом для участия в известном тендере ВМС Австралии, поскольку другие потенциальные заказчики неатомной подводной лодки такого размера пока что не просматриваются.

Модель большой неатомной подводной лодки проекта SMX Ocean разработки DCNS в экспозиции выставки Euronaval 2014. Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Модель собственно атомной многоцелевой подводной лодки проекта Barracuda, строящихся DCNS для ВМС Франции, в экспозиции выставки Euronaval 2014. Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Также DCNS представляла свой известный проект неатомной большой подводной лодки Scorpene, теперь обозначаемый как Scorpene 2000, и по-прежнему предлагаемый с опциональным оснащением воздухонезависимой ЭУ MESMA. Теперь этот проект был дополнен проектом средней неатомной подводной лодки по индексом Scorpene 1000 (водоизмещением около 1000 т). Как можно понять, под последним скрывается проект, ранее демонстрировавшийся DCNS под шифрами SMX-26 и Andrasta.

Модели неатомных подводных лодок проектов Scorpene 2000 и Scorpene 1000 разработки DCNS в экспозиции выставки Euronaval 2014. Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Модель стандартного французского фрегата FREMM в противолодочном варианте в экспозиции DCNS на выставке Euronaval 2014. Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Модели корветов проектов Gowind 1000 и Gowind 2500 разработки DCNS в экспозиции выставки Euronaval 2014. Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Модели вариантов проектов патрульных кораблей, ранее обозначавшихся как Gowind Patrol, разработки DCNS в экспозиции выставки Euronaval 2014. Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

На выставке DCNS был также представлен аванпроект "концепции" принципиального нового надводного боевого корабля тримаранной архитектуры XWIND 4000 полным водоизмещением около 4000 т. Как можно судить, концептуально он является развитием рекламировавшегося DCNS несколько лет назад, но затем "исчезнувшего с радаров" аванпроект футуристического фрегата тримаранной архитектуры Swordship. По-видимому, подобно другим авангардным проектам, регулярно демонстрируемым DCNS на выставках Euronaval, проект XWIND 4000 и не рассматривается всерьез для реализации, а выдвигается как своего рода свидетельство "передового уровня" разработчиков и конструкторов французского объединения военного кораблестроения.

Экспозиция CMN (Франция)

Значительная экспозиция на Euronaval 2014 принадлежала так же известной частной группе Constructions Мécaniques de Normandie (CMN). Ранее крупнейший французский (а возможно и мировой) катеростроитель, создатель знаменитой серии боевых катеров La Combattante, CMN Group длительное время переживала серьезные трудности и находилась под перманентной угрозой банкростства. Однако в последнее время ее положение улучшилось благодаря заключению (или перспективе заключения) ряда контрактов. Борясь за выживание и стремясь соответствовать современному уровню, CMN предлагает необычайно широкий спектр проектов катеров и малых боевых кораблей, обильно представленных на Euronaval 2014.

Экспозиция французской компании на военно-морской выставке Euronaval 2014. Линейка моделей проектов патрульных кораблей серии Vigilante, на переднем плане - модель проекта Vigilante 1400 CL 79.

Cамым крупным кораблем в экспозиции CMN, однако, был проект фрегата MEKO A200 AN для ВМС Алжира. Два таких корабля, были, как известно, в марте 2012 года заказаны алжирским флотом у германского объединения ThyssenKrupp Marine Systems (TKMS). Как отношение CMN имеет к этому германскому проекту неясно, но, видимо, французская компания там получит какую-то долю подрядных работ. Интересен сам облик варианта MEKO A200 AN для Алжира - корабль несет внушительную батарею из 16 ПКР Saab RBS-15 Mk 3, а также новую 127-мм/64 артиллерийскую установку Oto Melara LW.

Представленная в экспозиции французской компании Constructions Мécaniques de Normandie (CMN) на военно-морской выставке Euronaval 2014 модель заказанного Алжиром фрегата проекта TKMS MEKO A200 AN. За ним - модель известного проекта ракетного корвета Combattante BR 70 (BR 71) собственной разработки CMN, по которому для ВМС ОАЭ строятся шесть кораблей программы Baynunah

Модели патрульных кораблей серии Vigilante в э кспозиции французской компании Constructions Мécaniques de Normandie (CMN) на военно-морской выставке Euronaval 2014. Сверху вниз - модели проектов Vigilante 700 CL 65, Vigilante 400 CL 54, Vigilante 200 BR 42 и Vigilante 400 CL 52 (первая цифра в обозначении указывает на стандартное водоизмещение в т, вторая - на длину корпуса в м) . Париж, Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

На Euronaval 2014 CMN представила также проект "концепции" боевого корабля (корвета) нового поколения C Sword 90 (цифра - длина корпуса в м).

Модель проекта "концепции" боевого корабля (корвета) нового поколения C Sword 90 разработки французской компании Constructions Мécaniques de Normandie (CMN) Париж, Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Модель проекта "стелсизированного" малого ракетного корвета Combattante 700 CL 65S разработки французской компании Constructions Мécaniques de Normandie (CMN) на военно-морской выставке Euronaval 2014. Париж, Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Модели проектов ракетных катеров Combattante FS 46 (вверху) и Combattante FS 56 (внизу) разработки французской компании Constructions Мécaniques de Normandie (CMN) на военно-морской выставке Euronaval 2014. Как нетрудно понять, данные проекты основываются на корпусах хорошо известных ракетных катеров проекта La Combattante 3. Три катера проекта Combattante FS 56 планирует заказать Ливан. Париж, Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Модель проекта уже известного военного тримарана проекта Ocean Eagle OE 43 разработки французской компании Constructions Мécaniques de Normandie (CMN) на военно-морской выставке Euronaval 2014. В данном случае он представлен в противоминном варианте (проект Ocean Eagle OE 43 МН). Три таких корабля в патрульном варианте в 2013 году были заказаны береговой охраной Мозамбика . Париж, Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Экспозиция Fincantieri (Италия)

Весьма обширным был стенд итальянского судостроительного объединения Fincantieri. После почти 25-летнего перерыва в получении экспортных военных заказов, Fincantieri в последние годы уверенно возвращает себе статус одного из ведущих игроков на мировом рынке военного кораблестроения, реализовав ряд значительных контрактов с ОАЭ, Турцией, Алжиром и Индией. Компания сосредотачивается на маркетинге надводных боевых кораблей основных классов и крупных вспомогательных судов, имея широкую гамму проектов.

"Флагманский продукт" итальянского судостроительного объединения Fincantieri - новый авианосец ВМС Италии C 550 Cavour. Модель из экспозиции Fincantieri на военно-морской выставке Euronaval 2014. Париж, Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Представленная в одель фрегата FREMM в итальянском противолодочном варианте (FREMM ASW). Париж, Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Модель фрегата FREMM в итальянском многоцелевом варианте (FREMM GP). Модель была представлена в экспозиции компании Oto Melara. Париж, Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Представленная в экспозиции Fincantieri на военно-морской выставке Euronaval 2014 м одель фрегата FREMM в экспортном варианте с оснащением американской многофункциональной системой оружия AEGIS и американскими системами вооружения. Париж, Ле Бурже, 27.10.2014 (с) bmpd

Боевой корабль Advansea

Битвы больших кораблей стали частью истории первой половины XX века. Но уже во Второй мировой войне огромные линкоры были полностью вытеснены авианосцами, которые превратились в главное орудие мощнейших морских держав. В наше время, когда речь идет о военно-морском превосходстве, надводным боевым кораблям (если они не авианосцы) отводится скромная вспомогательная роль. Несмотря на это, ведущие страны мира активно разрабатывают новые эсминцы, фрегаты и корветы.

Видео: Стелс эсминец ВМС США Замволт, спуск на воду

Пока Россия, Китай и страны Европы только проектируют боевые корабли будущего, американцы вплотную подошли к принятию на вооружение самого футуристичного судна современности – эсминца Замволт DDG-1000. Он построен на верфи Bath Iron Works, которая находится в штате Мэн. Это первый боевой корабль класса «Замволт». DDG-1000 Zumwalt был спущен на воду совсем недавно – 29 октября 2013 года.

Главный козырь Замволт DDG‑1000 – использование технологий «стелс». Чтобы сделать корабль малозаметным, разработчики решили придать его корпусу уникальную форму. Замволт выглядит так, будто сошел со страниц книг писателей-фантастов. Внешне он напоминает этакий F-117 морских пучин. Чтобы сделать его еще менее заметным, в конструкции использованы новейшие композитные материалы.

Эсминец Замволт получился довольно большим – он превосходит другие корабли своего класса. Водоизмещение Замволта больше 14000 т. Длина – 183 м, ширина – больше 24 м. Однако за счет высокой автоматизации экипаж составляет всего 148 человек. Две газотурбинные установки Rolls-Royce MT30 позволяют развивать максимальную скорость – 55 км/ч.

Эсминец Замволт назван в честь адмирала ВМС США Элмо Зумвалта, одного из самых известных реформаторов в истории американского флота. Во второй половине XX века Зумвалт сделал все возможное, чтобы жизнь американских моряков стала легче. Адмирал известен также своим активным участием во Вьетнамской кампании.

Корабли типа Замволт предназначены для борьбы с авиацией, подводными лодками и судами противника. Они также могут наносить мощные ракетные удары по территории врага. Для решения основных боевых задач Замволт имеет двадцать пусковых установок и может нести на борту 80 крылатых ракет «Томагавк». Против кораблей и подводных лодок эсминец Замволт может использовать и противолодочные ракеты RUM-139. Зенитное вооружение Замволта состоит из ракет RIM-162 и двух артиллерийских установок Mk. 110. Имеет корабль Замволт и крупнокалиберную артиллерию: на его борту находятся два 155-миллиметровых орудия AGS, разработанных специально для эсминцев этого типа. Артиллерийская установка может уверенно поражать цели на дистанции до 100 км. Наконец, корабль несет на борту вертолет Sikorsky SH-60 Seahawk и небольшую эскадрилью беспилотников.

Видео: Стелс эсминец Замволт DDG 1000

Несмотря на свою инновационность, «Замволт» не лишен недостатков. Требования малозаметности идут вразрез с проверенными технологиями кораблестроения. Например, угловатый корпус «Замволта» делает его менее устойчивым к морской стихии. Помимо этого, судно Замволт несет и меньший объем вооружения, чем некоторые менее «продвинутые» аналоги. Есть у «Замволта» и еще один, пожалуй, главный недостаток – его цена. Она варьируется от 1,4 млрд. до 3,2 млрд. долларов.

С учетом резкого сокращения военных расходов американцы давно отказались от первоначальных планов приобретения 32 таких кораблей. Сначала общее число эсминцев типа «Замволт» сократили до 24 единиц, потом до семи. Сейчас заказ ВМС США и вовсе рассчитан на постройку лишь трех кораблей этого типа. Впрочем, за судьбу новейших эсминцев беспокоиться не стоит. Растущее соперничество между США и Китаем в Тихом океане диктует американцам новые условия геополитической игры. Игры, в которой не последняя роль отводится мощному и современному флоту. Последний из кораблей типа «Замволт» должен встать в строй не позднее 2018 года.

Cамое футуристичное судно современности – эсминец Замволт DDG-1000

Эсминец Замволт DDG-1000 на верфи

Огромная стоимость «Замволта» вынудила американцев вернуться к производству эсминцев четвертого поколения типа «Арли Бёрк». Эти мощнейшие корабли могут нести до 56 крылатых ракет «Томагавк». На данный момент на службе ВМС США находится 62 таких корабля. В дополнение к ним американцы хотят построить еще 10.

Суровый русский корабль

Сегодня Россия столкнулась с необходимостью модернизации своего флота. Действительно, многие корабли ВМФ России были построены еще в СССР и устарели как морально, так и физически. Руководство флота вынашивает амбициозные планы создания эсминца Проект 21956, который смог бы заменить сразу несколько типов боевых кораблей. Концепт российского эсминца будущего получил обозначение «проект 21956». Новый корабль придет на смену эсминцам типа «Современный», ракетным крейсерам типа «Атлант» и некоторым большим противолодочным судам.

О новом российском корабле Проект 21956 известно относительно мало. Проект эсминца был представлен в 2007 году и в наше время существует лишь на бумаге. Появление Проект 21956 на свет публика восприняла с изрядной долей скептицизма. Концепт Проект 21956 был мало проработан и требовал серьезных корректив.

Сейчас доподлинно известно одно – отечественные разработчики решили пойти по пути зарубежных коллег и сделать эсминец проект 21956 малозаметным. С технологической точки зрения «проект 21956» станет менее революционным, чем американский «Замволт». Хорошо это или плохо, сказать трудно: российский флот в любом случае не может позволить себе трат, сопоставимых с тратами американского флота.

«Проект 21956» будет универсальным кораблем и сможет действовать в составе как небольших групп, так и крупных флотилий.

Новый корабль Проект 21956 будет иметь полное водоизмещение 9000 т. Его длина превысит 160 м, а ширина составит 19 м. На борту эсминца будут нести службу 300 матросов и офицеров. Главным орудием кораб­ля станут перспективные крылатые ракеты «Калибр», которые разместятся в 16 пусковых установках. Максимальная дальность полета таких ракет – 220 км. Эсминец получит и противолодочную модификацию этой ракеты – «Калибр-ПЛЭ». На борту Проект 21956 установят зенитно-ракетный комплекс С-300Ф и зенитную артиллерийскую установку «Кортик». Крупнокалиберная артиллерия эсминца представлена одним 130-миллиметровым орудием.

О дальнейшей судьбе проекта судить сложно. Строительство первого эсминца Проект 21956 этого типа может быть начато уже в текущем году. Впрочем, руководство ВМФ России называть какие-либо сроки реализации проекта пока не спешит.

Но надежды российского флота связаны не только с этим кораблем Проект 21956. Сегодня ВМС разрабатывают два типа новейших фрегатов со столь же традиционными неромантичными названиями – «проект 22350» и «проект 11356». Эти корабли уже заложены и должны были быть введены в строй в конце прошлого года. Фрегаты «проекта 22350» несколько крупнее кораблей проекта 11356 (последний разработан на базе экспортного фрегата «Тальвар»).

«Проект 22350» – фрегат дальней морской зоны. В его конструкции нашли свое применение новейшие композитные материалы, снижающие радиолокационную заметность. Сейчас строятся три судна этого типа, а всего российский флот заинтересован в приобретении восьми таких кораблей.

Прорабатывается сегодня концепт и еще одного фрегата дальней морской зоны – «проект 22356». Перспективный корабль планируется оснастить ракетами «Ка­либр», а также зенитно-ракетными комплексами С-300Ф и «Штиль». Если концепт получит путевку в жизнь, то фрегат «проекта 22356» может стать самым мощным в мире кораблем этого класса.

Российский эсминец будущего – «проект 21956»

В будущем роль авиации во флотах ведущих мировых держав будет расти. Но к привычным палубным самолетам прибавятся еще и беспилотные летательные аппараты. В XXI веке боевые корабли и вовсе могут лишиться наступательного вооружения, поскольку нанесение ударов будет целиком отдано палубным беспилотникам.

Корабль «проекта 22350» и корабль «проекта 11356»

Разработка «проекта 21956» свидетельствует о коренном изменении в политике комплектации отечественного флота. Если в советское время строилось огромное количество самых разных боевых кораблей, то сейчас взят курс на максимальную унификацию. Такой подход можно считать правильным, ведь обслуживание большого количества различных кораблей – очень сложная задача.

Британский лев и галльский петух

Даже если напрячь все свое воображение, представить, как будут выглядеть боевые корабли далекого будущего – нереально. Американцы тратят миллиарды долларов на проработку облика боевой техники завтрашнего дня, а европейцы делают все, чтобы от них не отставать.

Не желает окончательно расставаться со статусом «владычицы морей» Великобритания. Не так давно англичане вынесли на суд общественности свое видение фрегата будущего. Концепт пока назвали Type 26 GCS. Он создается в рамках программы Global Combat Ship, призванной обеспечить флот Ее Величества новейшими боевыми кораблями. За разработку Type 26 GCS взялась известная английская компания BAE Systems – один из крупнейших в мире производителей оружия.

Фрегат Type 26 создается с учетом популярной в наше время модульной концепции вооружений. В зависимости от поставленной задачи, корабль Type 26 GCS будет комплектоваться разным вооружением и другой полезной нагрузкой. Не забыли британцы и о технологии «стелс»: Type 26 станет одним из самых малозаметных боевых кораблей в мире. А еще корабль Type 26 GCS рассчитан на выполнение десантных операций. На его палубе смогут приземлиться даже тяжелые военно-транспортные вертолеты. Водоизмещение судна превысит 5000 т, длина его достигнет 150 м. Англичане хотят приобрести 13 кораблей Type 26 GCS.

Побороться за рынок морских вооружений намерены и французы. Пятая республика финансирует амбициозную программу Advansea. Построенные в рамках нее боевые корабли будут не только двигаться за счет электричества, но и иметь принципиально новые типы вооружений: лазерное и электромагнитное. Первое будет применяться для борьбы с воздушными целями. Электромагнитные орудия станут главным калибром судна. Достоинство столь оригинального подхода в том, что лазерные и электромагнитные установки не требуют тяжелых боеприпасов, а потому борт корабля освободится для других нужд.

Но чтобы реализовать задуманное, французам придется ответить на ключевой вопрос: где найти энергию для всего этого. Сами разработчики планируют оборудовать корабль энергетической установкой мощностью 20 МВт. Есть проблемы и с уровнем технологической готовности вооружений. Сегодня активно испытываются пока только лазерные установки. А вот первые серьезные испытания элетромагнитного вооружения начнутся лишь в 2018 году. Но даже если от перспективного оружия придется отказаться, корабль все равно может увидеть свет: помимо этого, на борту Advansea могут быть размещены и обычные управляемые ракеты.

Водоизмещение судна составит 4500 т, длина – 120 м. Скорее всего, реализация проекта начнется после 2020 года.

Концепт Type 26 GCS

Видео: Эсминец Type 26 Global Combat Ship

В наше время эсминцы и фрегаты являются самыми востребованными типами крупных боевых кораблей. Конечно, по своему потенциалу они не сравнятся с авианосцами, но далеко не все страны могут себе позволить иметь авианесущие корабли. А вот крупные крейсера, такие, как «Петр Великий», на сегодняшний день устарели концептуально. При гораздо меньших размерах эсминцы могут нести нагрузку, соизмеримую с вооружением морских гигантов.

Французский боевой корабль Advansea

Сейчас на Западе активно разрабатываются корабельные лазерные системы. Как правило, они создаются для предотвращения ракетной угрозы и для борьбы с авиацией противника. Одним из самых известных проектов корабельных лазерных систем является TLS (Tactical Laser System). Этот комплекс способен эффективно поражать цели на дальности 3 км. Более мощные лазерные системы вскоре смогут уничтожать вражескую технику на дистанции свыше 50 км.

«Ныряющий» фрегат и боевые роботы

Один из самых удивительных концептов последних лет – это надвод­но-подводный корабль SMX-25. Его разработала французская компания DKNS. Французское чудо сочетает достоинства надводного судна и подводной лодки SMX-25: скрытность и мобильность. «Ныряющий» фрегат сможет очень быстро добраться до любой точки планеты за счет высокой надводной скорости. А вот удар по противнику нанесет из подводного положения.

В небоевой обстановке SMX-25 будет находиться на поверхности и выполнять роль фрегата. Над водой SMX-25 будет передвигаться с помощью газотурбинного двигателя, а под водой – за счет электромоторов.

Корабль SMX-25 получит вооружение, состоящее из 16 ракет и торпед, размещенных в четырех торпедных аппаратах. Водоизмещение его составит 3000 т, а длина – 109 м. Высокий уровень автоматизации заменит лишние руки, поэтому численность экипажа на судне не должна превысить 27 человек.

Попытки создать нечто похожее предпринимались и раньше. Но именно французы подошли к реализации идеи ближе, чем кто бы то ни было. Представители компании DKNS заявляют, что они готовы приступить к постройке ныряющего фрегата уже сегодня. Однако самые оптимистичные сроки окончания строительства – 2016‑2017 годы.

Еще один невероятный концепт разрабатывает сейчас британская компания BAE Systems. Идею создания UXV Combatant англичане позаимствовали у популярных нынче беспилотников. Но корабль – не просто перспективный проект. Возможно, англичане создали новый класс военного судна: специализированный носитель боевых беспилотных летательных аппаратов. Обладая размерами эсминца, корабль по своему боевому потенциалу сможет вплотную приблизиться к малым авианосцам. Идея дизайна судна перекликается с уже принятым на вооружение новейшим британским эсминцем Type 45. UXV Combatant тоже станет малозаметным кораблем. Помимо дронов, его вооружение будет включать в себя ракеты большой дальности и орудия разного калибра.

Одна из особенностей концепта – многофункциональность. В зависимости от поставленной задачи, корабль будет брать на борт нужное оснащение, а еще выполнять боевые задачи и вовсе без дронов. Беспилотники будут доставляться на борт корабля лишь в том случае, если они понадобятся.

Надводно-подводный корабль SMX-25

в Избранное в Избранном из Избранного 0

Интересная винтажная статья, которая, думаю, заинтересует коллег.

Издавна человека прельщала заманчивая мечта – летать подобно птице. История-древности и Средних веков знает немало случаев, когда человек прикреплял к своим рукам и ногам крылья и прыгал с отвесной скалы или высокой башни, Все эти попытки летать заканчивались обычно трагически. Мускульной тяги человека было явно недостаточно того, чтобы осуществить полет, а подходящего двигателя в то время не было. К тому же и полет птиц был изучен совершенно недостаточно.

Один из гениальнейших ученых прошлого – Леонардо да Винчи проявлял большой интерес к воздухоплаванию. В сохранившихся до наших дней рукописях Леонардо найдено большое количество заметок о полете птиц, летучих мышей и различных насекомых. Там же приводятся довольно подробные теоретические выкладки, относительно полета при помощи крыльев, полета с помощью ветра и, наконец, относительно возможности летания человека! Сохранились и чертежи Леонардо: На одном из них представлено хорошо разработанное крыло летательной машины, похожее на крыло гигантской летучей мыши.

Развивая и углубляя выводы, сделанные Леонардо да Винчи, изобретатели крыльев более тщательно начинают изучать полет птиц. Ле-Бри, моряк по профессий, длительное время наблюдал за полетом морских птиц, которые чаще других прибегают к парящему полету, Ле-Бри пришел к убеждению, что прежде всего необходимо решить задачу парящего полета. Он построил громадные крылья, площадью в 20 кв. м, внешне похожие на крылья альбатроса, и совершил на них несколько удачных полетов. Однако его успехи остались незамеченными и не имели влияния на разрешение проблемы летания. Зато полёты другого исследователя и изобретателя – Отто Лилиенталя – положили практическое начало современной авиации: полетам на аппаратах тяжелее воздуха.

В 1890 г. Лилиенталь построил свой первый планер с летательными плоскостями, напоминающими крылья летучей мыши. Его первые полеты происходили в Штеглице. Вооружившись своим планером-крыльями, Лилиенталь прыгал с высокой башни и плавно приземлялся. Когда планер кренился набок, наклоном своего тела, т. е. перемещением центра тяжести, Лилиенталь восстанавливал равновесие.

Продолжая успешные полеты, Лилиенталь совершенствовал свой планер. Он ввел руль поворотов и для большей устойчивости в полете поместил над первой летательной плоскостью вторую плоскость. Затем Лилиенталь приступил к конструированию моторного планера с машущими крыльями. Однако ему не удалось осуществить эту идею. 12 августа 1896 г. планер Лилиенталя потерпел аварию, и отважный изобретатель разбился.

Успешные полеты братьев Райт и других изобретателей на аппаратах с неподвижными плоскостями, но с толкающим или тянущим воздушным винтом – пропеллером – отвлекли внимание от конструирования ортоптеров, т. е. летательных аппаратов с машущими крыльями.

До сих пор еще ни одному человеку не удавалось, вооружившись крыльями, отделиться от земли. Однако автор этой статьи считает, что одна из основ проектирования летательных аппаратов будущего покоится, по-видимому, на полете ортоптера.

Присмотритесь внимательно к полету птиц, проследите за работой их крыльев, и вы убедитесь, что во время полета птица использует не только силу удара крыла по воздуху, но и возникшую при этом силу инерции. При взмахе крыльев эта сила подбрасывает птицу вверх. В тот момент, когда птица поднимает крылья кверху, сопротивление воздуха уменьшается, и движение вверх продолжается за счет силы инерции. Но вот подъем прекращается, птица широко раскрывает крылья и снова наносит ими удар по воздуху. При этом уничтожаются силы инерции, возникшие при движении крыльев вниз.

Во время полета птицы и насекомые производят своими крыльями различные сложные движения. Крылья служат им не только для парящего полета или парашютирования, но и являются также органом, обеспечивающим движение вперед. Тщательные наблюдения показала; что при машущем полете крылья птиц описывают восьмерку. При движении вперед острая кромка крыла легко рассекает воздух. При обратном движении крыль отталкиваются от воздуха всей плоскостью, вызывая этим силу тяги.

Для того чтобы осуществить механический полет с машущими крыльям нужно прежде всего изготовить механизм, позволяющий этим крыльям описыват восьмерку. Многие попытки конструкте ров превратить круговое движение в движение восьмерки при больших скоростя не удались. Применяемые при этом сложные передаточные механизмы поглощали не менее 60–60% мощности мотора.

Автор предлагает новую конструкций механизма, позволяющего при небольших потерях энергии получить движение восьмерки. В принципе это предложение сводится к следующему. Представим себе круглый обруч, в воображаемом центре которого закреплен шатун, снабженный на конце шариком. Если вращать шатун, то шарик будет совершать круговое движение по окружности обруча. Попробуем теперь одновременно с вращением шатута на вращать и обруч вокруг его оси со скоростью, большей, чем скорость шарика. В этом случае шарик будет описывать замкнутую шарообразную спираль. Если же скорости обоих круговых движений; будут равны, то шатун с шариком опишет восьмерку в одном полушарии. Если шатун в этой схеме заменить двумя лопастями (крыльями), вращающимися навстречу друг другу, то каждая лопасть опишет такую же восьмерку, как и крыло птицы при полете.

Механизм, осуществляющий передачу от мотора к крыльям, построенный по этой схеме, будет отличаться своей простотой. Он будет состоять из трех одинаковых конических шестерен, одна из которых закреплена неподвижно. Через середину этой шестерни проходит вал мотора, на конце которого сидят две другие конические шестерни, соприкасающиеся своими зубьями с неподвижной шестерней. При работе мотора каждая из подвижных шестерен участвует з двух круговых движениях, а прикрепленные к шестерням лопасти описывают восьмерку, Лопасти расположены так, что при вращении они проходят сначала кромкой вперед, так что воздух оказывает им малое сопротивление, затем, при движении назад, лопасти опираются на воздух всей плоскостью, вызывая циркуляцию воздушного потока в одну сторону. Описанная планетарная передача будет иметь высокий коэфициент полезного действия. Расчеты показывают, что модель с электромотором мощностью всего в 150 ватт и с двумя лопастями длиной по 400 мм сможет производить прыжки на высоту в 100 мм и иметь поступательное движение.

Какой можно представить себе авиацию будущего? Автор полагает, что цельные аппараты с машущими крыльями найдут себе широкое применение. По сравнению с современным самолетами они будут иметь большие преимущества. Применение машущих крыльев объединит в одно устройство пропеллер и плоскости самолета. Моторная установка перенесется во внутреннюю часть корпуса, что даст возможность свободного доступа к мотору во время полета. Изъятие мотора из передней части самолета освободит место для кабины летчика, возможность обзора вперед от него значительно улучшится. Новые летательные аппараты смогут развивать большую скорость полета и в то же время дадут возможность осуществлять взлет и посадку на малых площадках.

Попробуем представить себе один из гигантских воздушных кораблей будущего. Его длина превышает длину самых больших из существующих сейчас океанских пассажирских судов. Каюты и служебные и общественные помещения спроектированы так, что каждое из в случае аварии корабля может самостоятельно опуститься на парашюте, корабль приводится в действие мощными турбинными установками, размещенными в четырех отсеках. В каждом из них установлены специальные прямоточные скоростные турбины и целый ряд других агрегатов. Турбины приводят во вращательное движение два вала, расположенные по бокам корабля. С помощью целой системы шестерен движение передается лопастям, описывающим восьмерку. Стройные, ритмичные движения лопастей напоминают групповую греблю на гоночных лодках.

Воздушный корабль летает подобно птице. Сделав мощный взмах, крылья острой кромкой поднимаются кверху, и сила инерции подбрасывает корабль. В следующий момент крылья принимают горизонтальное положение, и корабль совершает планирующий полет. Если издали наблюдать за полетом воздушного гиганта, то кажется, что это несется по воздуху, поднимаясь и опускаясь на невидимых воздушных волнах, громадный бескрылый корабль: лопасти, совершающие движения с большой скоростью, абсолютно незаметны для человеческого глаза.

На корме корабля помещены гигантские плоскости управления, похожие на рули современных самолетов.

В средней части воздушного гиганта расположены вместительные цистерны, содержащие большой запас синтетического топлива для паровых котлов, обладающего высокой теплотворной способностью. Отработанные газы выбрасываются в задней части хвостового оперения через специальные трубы. Весь корабль имеет герметическую оболочку, что дает возможность летать на больших высотах и в то же время поддерживать внутри корабля нормальное давление воздуха. Специальные нагнетательные установки собирают разреженный воздух, сжимают его до 1 атмосферы и подают во внутреннюю часть корабля. Такие же установки отсасывают из корабля использованный воздух.

Рубка управления кораблем находится в его носовой части. Она сделана из небьющегося стекла и сливается с общей обтекаемой формой корабля. В верхней части корабля имеется специальное отделение для легких летательных аппаратов – скоростных связистов. Эти аппараты могут подниматься с летящего корабля и производить на него посадку. Скорость воздушного гиганта доходит до 1000 км в час и таким образом значительно превосходит скорость всех известных сейчас средств передвижения.

Этот корабль не только летает по воздуху, но в случае надобности может и передвигаться по воде. При посадке на воду лопасти складываются подобно крыльям птицы, и турбины переключаются на четыре специальные установки, находящиеся в нижней части корабля. Эти установки также имеют лопасти, при вращении которых корабль передвигается по воде.

Какими станут боевые корабли будущего? Пока первые прототипы и опубликованные эскизы вызывают в памяти образы то старинных броненосцев, то океанских транспортов из фантастических фильмов. Но внешний вид все же не главное.

Устремления инженерной мысли в области проектирования боевых надводных кораблей являются отражением военно-политических концепций соответствующих стран. Первое, что бросается в глаза, – это всеобщая мода на малую заметность, или технологии «стелс». Именно эти технологии придают кораблям футуристический вид, и первым в этом ряду стоит шведский корвет Visby, спущенный на воду еще в 2000 году. Характерный угловатый дизайн, затрудняющий радиолокацию, легкий корпус из композитного пластика, минимум выступающих элементов.

Шведская концепция заключалась в том, что юркий и малозаметный корвет гораздо быстрее обнаружит в прибрежных водах вражескую цель и уничтожит ее, чем будет обнаружен и уничтожен сам. В январском номере «ПМ» писала о новейшем российском корвете проекта 20380, в котором также применены композиты и элементы технологии «стелс».

В основе дизайна USS Independence лежит конструкция скоростного парома Benchijigua Express, разработанного австралийской фирмой Austal. В наши дни гражданское судостроение нередко технологически опережает военное.


Теперь при взгляде на тримаран USS Independence, представителя нового класса «боевой корабль прибрежной зоны (Littoral Combat Ship, LCS), характерные черты малозаметности уже кажутся чем-то самим собой разумеющимся. Но если Visby и российский корвет предназначены для действий в национальной прибрежной зоне с оборонительными целями, то LCS очевидно рассчитан на участие в операциях прежде всего у чужих берегов. И на это указывает многое.

К далеким берегам

Строго говоря, LCS – это два разных проекта. Один – разработка корпорации Lockheed Martin, монокорпусный корабль. Первенцем проекта в 2006 году стал USS Freedom. Второй вариант LCS, детище General Dynamics, – тримаран (номер один в серии – USS Independence). Первоначально ВМС США планировали сделать выбор из этих двух концепций, но затем было решено достраивать новыми кораблями обе линейки.

Вместе с тем, поскольку известные оружейные корпорации выполняли схожее техзадание, параметры и возможности двух типов LCS оказались довольно близки. Главное, на что сразу обращаешь внимание, – это весьма приличный для корабля прибрежной зоны запас хода. У локхидовского Freedom – 3500 морских миль на скорости 18 узлов, у Independence – 4300, это почти 8000 км. Автономность – 21 день. Второе – максимальная скорость, составляющая порядка 45 узлов (83 км/ч) и обеспечиваемая водометными двигателями. Это значительно превосходит показатели Visby (35 узлов) и упоминавшегося российского корвета проекта 20380 (27 узлов).

Речь тут явно идет о чем-то большем, чем просто замена устаревшим корветам и минным тральщикам, особенно если вспомнить, что на момент спуска на воду USS Freedom стал представителем единственного введенного в строй за все предыдущие 20 лет класса американских боевых кораблей.

Появление легких скоростных кораблей, близких по классу к корветам, стало результатом осознания новой реальности. А реальность была такова, что АУГ, тяжелые крейсеры и эсминцы хорошо подходили для демонстрации силы в эпоху холодной войны, но для конфликтов малой интенсивности нужны были более тонкие и дешевые инструменты. Среди американских военных аналитиков родилась даже концепция «уличного бойца» – недорогого, небольшого, специализированного корабля, который сможет действовать на мелководье в прибрежной зоне противника.

Идея LCS близка к этой концепции – Freedom или Independence легко себе представить выполняющими задачи где-нибудь у берегов Персидского залива. Там такие суда могли бы охотиться за дизельными подводными лодками и скоростными ракетными катерами (на которые возлагает надежды Иран), освобождать акваторию от мин, вести разведку и в итоге расчищать путь для крупномасштабного вторжения с моря.

Простые превращения

А что же со специализацией? Эта проблема легко решается за счет модульности, конструктивно заложенной в оба проекта LCS. Модульность – это, очевидно, еще один базовый тренд развития как надводных, так и подводных боевых кораблей. В применении к кораблям прибрежной зоны это означает возможность оснащения их (в зависимости от предстоящей операции) модулем для борьбы с минами, модулем для противолодочных операций или модулем для противодействия противнику, находящемуся на поверхности воды или суши.

Модули размещаются в специальных контейнерах, которые легко монтируются на корабле, а при необходимости быстро заменяются другими. В модули входит разнообразная разведывательная аппаратура: например, для обнаружения мин используется роботизированный автономный зонд, в противолодочной борьбе применяются подводные датчики и системы воздушного базирования: LCS способен нести на палубе пару вертолетов MH-60R, а также БПЛА.

В «пакет» противодействия противнику на поверхности входит 30-мм пушка mk46, производящая 200 выстрелов в минуту, а также пусковые установки NLOS (выстрел за пределы видимости) с высокоточными ракетами.


Интегральная надстройка и необычный корпус сделают эсминцы с ракетным вооружением класса Zumwalt похожими на подводные лодки. Возможно, они смогут вести бой в полупогруженном состоянии для обеспечения большей малозаметности.


«Ближе к берегу» – таким мог бы быть лозунг многих проектов перспективных боевых кораблей. Давно разрекламированный новый класс эскадренных миноносцев с ракетным вооружением – так называемый класс Zumwalt – будет одинаково хорошо выполнять свои функции как в дальней морской зоне, так и в прибрежном мелководье. Первый представитель этого класса DDG 1000 Zumwalt должен быть вскоре спущен на воду.

Характерно, что к этому эсминцу, который впервые за сто с лишним лет будет построен по схеме с расширяющимся книзу корпусом (а-ля крейсер «Аврора»), особый интерес проявило командование морской пехоты США. «Морпехи» рассматривают Zumwalt как мощное средство поддержки морского десанта. Корабль мог бы помочь десанту ракетными и артиллерийскими ударами в тыл противника, а также обеспечил бы противовоздушную оборону места проведения операции. Высказывалось даже предположение о том, что эсминец класса Zumwalt способен выступать в качестве опорного элемента действующей в прибрежных водах противника группы LCS типа Freedom или Independence.

Ради операций в прибрежной зоне особое внимание уделено малозаметности, чем, собственно, и продиктован необычный дизайн корабля. И это при том, что Zumwalt (водоизмещение 14 500 т) фактически имеет размеры линейного крейсера и значительно больше близкого по классу эсминца с ракетным вооружением типа Arleigh Burke. Zumwalt несет на себе вертолет и три многофункциональных беспилотника MQ-8 Fire Scout, построенных по вертолетной схеме (такими же оснащены и LCS).

В конструкции эсминца просматривается еще одна интересная тенденция в кораблестроении – переход на единый электрический источник. Два газотурбинных двигателя Rolls-Royce Marine Trent 30 раскручивают генераторы Curtiss-Wright, а уже этим электричеством питаются двигатели, вращающие винты. Кроме того, возможно, в будущем от электричества будут запитываться различные перспективные системы вооружений вроде рейлганов.

Корабль роботов

Британская BAE Systems, как правило, активно участвует в крупных американских оборонных проектах, однако имеет и свои разработки, вполне отвечающие современным высокотехнологичным тенденциям. В частности, примерно с 2012 года на вооружение Королевского ВМФ Великобритании должен встать «глобальный боевой корабль типа 26» (Global Combat ShipType 26).

«Тип 26» по водоизмещению относится к фрегатам (то есть он больше корвета и меньше эсминца), и ему предстоит со временем стать «рабочей лошадкой» флота, что предполагает высокую степень многофункциональности. Это будет достигнуто, естественно, с помощью модульной конструкции – корабль легко переоборудовать под борьбу с пиратством, гуманитарную операцию или задачу установления блокады побережья.


Британия отличается весьма продвинутыми разработками. В дополнение к высокотехнологичным эсминцам «тип 45» создается «тип 26» – фрегат, получивший название «Глобальный боевой корабль».


Но, пожалуй, самой забавной английской концепцией надводного корабля будущего (это тоже проект BAE, правда, сроки его реализации неясны) можно считать так называемый UXV Combatant. Этот корабль размером с эсминец призван стать плавучей базой, ориентированной на работу с беспилотными аппаратами, как летающими, так и плавающими.


Предполагается, что UXV Combatant будет обслуживать небольшой экипаж (около 60 человек), а все взлеты и запуски разведывательных или ударных беспилотников смогут производиться в автоматическом режиме. В конечном итоге, вероятно, именно этот британский проект показывает, куда постепенно движется вся оружейная индустрия в развитых странах, и кораблестроение здесь не исключение: скоро на войну будут отправлять одних роботов.