Где сейчас принимает старец илий. Когда илий общается с президентом. Наставления батюшки Илия

Что недавно состоялась т.н. «Миссионерская экспедиция Русской Православной Церкви» во главе со схиархимандритом Илием (Ноздриным) , который именуется «известным всему православному миру духовной силой, мудростью и кротостью старцем».

В сообщении, в частности, говорится, что «после службы прихожане... ждали появление духоносного батюшки, которого уже сейчас величают старцем Земли Русской, прикоснуться к нему, подойти под его благословение».

Приведем свидетельства некоторых православных верующих, которые позволяют усомниться в «старчестве» и «духовной мудрости» всеми уважаемого схиархимандрита Илии.

Прежде всего, я хочу сказать, что являюсь противником того, чтобы отца Илия называли старцем. В моем понимании он таковым не является. Старчество предполагает не только духовную опытность, но определенную духовную общность и преемственность, а какая у отца Илия преемственность? С кем из старцев 70-90-х у него духовная общность? Я бы сказал, что в свое время его назначили быть старцем Оптиной пустыни ... Что не удивительно. Веточка эта тянется от митрополита Никодима (Ротова), который был сложной личностью, и скорее всего, работал на КГБ, плюс ко всему высказывал и исповедовал еретические взгляды, и позорный грех экуменизма, который тянется за РПЦ МП, лежит и на его совести.

Постриг отца Илия совершил митрополит Никодим (Ротов), он же затем рукоположил его во иеродиакона и иеромонаха. О Псково-Печерском пребывании отца Илии в монастырских стенах (с 1966 по 1976 год) - тишина. 10 лет - никакой информации.

Про отца Иоанна (Крестьянкина) в этом период известно намного больше (он появился в Печорах в 1967 году). И о его монашеском пути. Тогда еще были живы некоторые из старцев, которые и стали духовно окормлять отца Иоанна.

Собственно говоря, в Оптину в конце 80-х отец Илий был послан с определенным «заданием» - открытие обители и ее жизнь должны были происходить под надзором и контролем церковных властей, которые по-прежнему были тесно связаны с КГБ и КПСС. Отец Илий был «свой» человек. На должность духовника он подходил, как нельзя лучше. Но тут возникли непредвиденные препоны. Оказалось, что есть и другие, взгляды, которые идут вразрез с «линией партии». Но стало понятно, что эта «партия» не остановится ни перед чем. Впрочем, сам отец Илий был далек от выполнения «задания». Просто проявлял удивительное малодушие. А линию партии исполнял отец Мелхиседек (Артюхин)...

Вскоре после Поместного Собора 2009 года схиигумен Илий стал духовником своего сокурсника по духовной академии, вновь избранного Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, и перебрался в Переделкино, на подворье Троице-Сергиевой Лавры. Впрочем, меня это не удивляет... Клан митрополита Никодима (Ротова) одержал неожиданную победу. Надеюсь, что временную. Митрополит Иларион (Алфеев), викарий Патриарха Московского и всея Руси, председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, из той же когорты. По сути тесная смычка власти и РПЦ никуда не исчезла, а в высших эшелонах церковной власти оказались те, кто был в свое время близок к власти светской. Вот она преемственность!

Ничего не могу сказать об отце Илии как о монахе и священнике. Поскольку его духовная жизнь - тайна Божия. И мне надлежит проявлять уважение к его монашескому чину. Хотя бы формальное. Но интересно, были ли еще примеры назначения старцем в истории Церкви? Когда и кому делали мощную PR-кампанию в СМИ?

Бóльшая часть преподобных и старцев эпохи СССР и даже после 1991 года в той или иной степени были гонимы, или властью, или своими же братьями, и нередко существовали в опале (впрочем, это было и в общецерковной истории). Тут удивительный пример, когда старца «раскручивают» еще и сверху . Безусловно, опала не признак святости. Но в данном случае, речь о другом...

Почитал, что пишут на некоторых православных форумах об отце Илии - стиль речи простой - религиозная экзальтация. Совершенно чуждый православному духу. Православные информационные сайты буквально «забиты» под завязку беседами, интервью и наставлениями о. Илия. Уже пишут, что это «чуть ли не последний настоящий старец» Русской Православной Церкви (http://www.pravmir.ru/starik-i-vechnost/)

К счастью, отец Илий себя таковым не считает. В этом он честен пред Богом.

По сути, в настоящий момент, руководство РПЦ МП - это «духовные чада» одиозного митрополита Никодима (Ротова).

Жившие в Оптиной издавна, после появления игумена Илия в Оптиной, должны помнить скандал с фотопортретом папы римского Иоанна Павла II в келье сего «старца».

И только когда многие из братии возроптали и отказались идти на исповедь к Илию, портрет висевший недалеко от икон был снят.

Это услышано мной от моего духовника, игумена Никона, одного из восстановителей Оптиной, молитвенника и верного воина Христова.

Был знаком с о. Никоном, если речь идет об игумене оптинском Никоне, который последнее время подвизался на подворье Оптиной в Москве и уже почил.

Он был в опале - это точно. Знаю и о. Илия и знаю некоторые подробности из его жизни от схиархимандрита Серафима (Томина), который был благочинным в монастыре на Святой Горе Афон, когда о. Илий (тогда еще иеромонах Илиан) подвизался там библиотекарем. Он и там имел в келье портрет Папы римского, чем смущал братию.

А однажды на Афон прибыл кардинал. Братия игнорировали его приезд, а о.Илиан вышел к кардиналу навстречу с крестом, как к архиерею. После этого братия перестала с ним общаться и через некоторое время о. Илиан вернулся в Россию.

Он говорил, что там было тяжело ему. Потому что на Афоне только игумены в свободном режиме, а иеромонахи должны нести послушания как и простые монахи. И он вернулся в Россию, чтобы получить здесь игуменство. Он постригся в схиму, получил игуменство и хотел вернуться на Афон, но его пригласил о.Евлогий в Оптину не старцем, а духовником братии. Из Оптиной Илий писал письмо архимандриту Софронию (Сахарову), но ответа так и не получил.

Думаю, что о.Илий как человек неплохой. Вот только его вера искаженная. Он считает, что католики не еретики, а наши братья во Христе. Об этом он говорил при мне одному монаху из Оптиной пустыни и говорил с фанатизмом.

Тот показывал о.Илию письмо старца Амвросия, где Старец осуждает ересь латинян, а о.Илий его чихвостил по чем свет стоит, называя «сатаной» и «раскольником».

о.Илий - простец. Он и двух слов связать не может, посмотрите его видео беседы - они все противоречивы и парадоксальны.

Простота - это хорошо, но главный дар истинного старца - рассудительность . Старец никогда не будет хвалить того, кто вредит Отечеству, а о. Илий почитает Горбачева, развалившего наше государство. о.Илий даже благословил своих чад напечатать портреты Горбачева и раздавал их в храме.

Я не осуждаю Церковь и тем более не выступаю против Церкви, рассказывая тут об о. Илие. Не трудитесь меня обвинять в этом.

Я просто хочу предостеречь людей от опасности, которая поджидает их при обращении к о.Илию. Думаю что и опубликованная здесь статья имеет туже цель.

Схиархимандрит Илий привлекает своим «смиренным» видом. Но попробуйте при нем начать разговор про католиков, назовите их еретиками и вы увидите как его «смирение» исчезнет как пар. Почему-то сразу же во всем станут виноваты коммунисты. Так о.Илий реагирует на любой и политический вопрос.

Еще большая беда его вероисповедания - это оригеновская ересь. Он считает что спасутся все - независимо от веры. И думает, что это его проявление любви. «"Бог есть любовь". Он не может сделать так чтобы кто-то страдал», - говорит о. Илий.

Не знаю что это: прелестное заблуждение или еретическое убеждение?

Время покажет, а Господь рассудит. Простите, если кого-то смутил. Будьте бдительны. А врагам Церкви, хулящим Патриарха и священство, советую обратить внимание на свои грехи, а если вы их не видите, то сходите в храм Божий. Там предостаточно добрых пастырей, искренно ищущих спасения.

«Старец» Илий (Ноздрин) как орудие информационной войны

Как пропагандируют православный антисоветизм?

1. Берётся человек, имеющий образ «заслуженного авторитета» (в некоторых случаях этот образ раскручивается искусственно).

2. Его побуждают высказываться на камеру по вопросам, в которых он априори некомпетентен.

3. После получения необходимого результата идёт накачка информационного поля готовым материалом.

4. Православные благоговейно впитывают предложенную ушную лапшу, поскольку... «это же старец и духовник Патриарха ».

Например, о «могильщике» великой державы (или «империи зла») СССР Б.Н. Ельцине «старец» Илий высказался так: «Была б моя власть, я бы сделал памятник ему. Он, как Георгий Победоносец, при всем синклите этом - ЦК - бросил билет партийный... Он шёл на растерзание... Его заслуга в том, что миллионы, миллиарды людей обратились к Богу, и Церковь стала нормальной».

Очевидно, что махровый антисоветизм схиархимандрита Илии использован в качестве орудия информационной войны против нашей Родины.

С давних пор среди российского монашества появилась особая категория иноков, именуемых старцами. Эти люди далеко не всегда преклонного возраста, так как звание свидетельствует не о прожитых годах, а о дарах прозорливости и мудрости, ниспосланных им Господом, за кротость, смирение и победу над собственными страстями. Одним из таких избранников Божьих является наш современник схиархимандрит Илий Ноздрин.

Родился отец Илий Ноздрин в 1932 году в крестьянской семье села Становой Колодезь Орловского района. При святом крещении ему было дано имя Алексей — в честь святого Алексия, человека Божьего. Несмотря на бытовавший в те годы массовый атеизм, его семья была очень религиозной. Как вспоминает сам старец Илий (Ноздрин), молиться он начал с трёхлетнего возраста. Рано лишившись отца, погибшего на фронте в 1942 году, мальчик стал верной опорой матери, вынужденной после смерти мужа в одиночку растить четырёх детей.

Милостью Божией с детства будущий схиархимандрит Илий Ноздрин был одарён не только трудолюбием, но живым и ясным умом. Несмотря на все трудности послевоенных лет, он успешно окончил среднюю школу и, отслужив положенный срок в армии, поступил учиться в Серпуховской механический техникум. После его окончания Алексей Ноздрин (Илий) получил направление в город Камышин Волгоградской области, где трудился на строительстве хлопчатобумажного комбината.

Годы учёбы

В эти годы в нём с особой силой проявилась тяга к служению Богу. Оставив профессию строителя, к которой он, как выяснилось, не имел склонности, Алексей Ноздрин (Илий) поступил учиться в Саратовскую духовную семинарию. Однако окончить её не удалось. Как известно, в те годы враг рода человеческого избрал своим орудием главу государства Никиту Хрущёва, учинившего очередное гонение на церковь. На волне этой антирелигиозной кампании семинария в Саратове была закрыта, и Алексей отправился в Ленинград, где продолжил учёбу в духовной семинарии, а затем и в академии.

Выпускник академии Ноздрин (Илий) становится монахом

Здесь же, на берегах Невы, произошло важнейшее событие в его жизни. В марте 1966 года Алексей Ноздрин (Илий) принял монашеский постриг с новым именем Илиан, которое он взял в честь одного из сорока Севастийских мучеников. Вскоре митрополит Никадим (Ротов) рукоположил инока сначала в иеродиакона — то есть монаха, имеющего право исполнять дьяконское служение, а затем и в иеромонаха — монаха, имеющего священнический сан. С этих пор он начинает исполнять послушания в целом ряде приходов Ленинграда и области.

Годы, проведённые в Псково-Печерском монастыре и на Афоне

Как вспоминал потом отец Илий (Ноздрин), на формирование его духовного мира большое влияние оказал пример выходца из Тамбовской губернии, ставшего монахом Афонского монастыря, и впоследствии причисленного к лику святых, Силуана Афонского. Возымев желание также посвятить себя жизни в святой обители, Илиан проводит длительный период времени, с 1966 по 1976 год, в стенах Псково-Печерского монастыря, где тесно общается с выдающимся деятелем Русской православной церкви — признанным старцем и прозорливцем архимандритом Иоанном Крестьянкиным.

В 1976 году сбылась заветная мечта отца Илии — его направили в монастырь великомученика Пантелеймона, расположенный на святом Афоне. Проживая в одном из горных скитов, в удалении от суетного мира, он нёс послушание духовника монастырской братии, что, безусловно, предоставило ему возможность получить богатый опыт в познании тайн человеческих душ.

В Оптиной пустыне

Конец восьмидесятых годов в России стал периодом духовного возрождения страны после десятилетий тотального безбожия. Для того чтобы придать этому процессу дополнительный толчок, руководство Русской православной церкви использовало все находившееся в её распоряжении резервы. Указом Священного синода из Афона был вызван и Иеромонах Илиан.

Он был направлен в знаменитую некогда Оптину пустынь, которую предстояло восстановить после десятилетий запустения. Своё пребывание в ней Илий начинает с принятия великой схимы — высшего монашеского ранга, предусматривающего полное отречение от мира и духовное воссоединение с Богом. Согласно церковному уставу, он получает и новое имя — Илий, под которым его знают сегодня.

Признание заслуг старца

Возрождением своего былого духовного величия Оптина пустынь во многом обязана старческому служению, которое уже третий десяток лет несёт в ней схиархимандрит Илий. Именно благодаря его неустанным трудам в качестве координатора и идеолога обитель стала в наши дни крупнейшим центром православия и паломничества.

С 2009 года отец Илий выполняет важную и почётную миссию — он является личным духовником предстоятеля Русской православной церкви патриарха Кирилла. Для окормления своего духовного чада он переехал в его подмосковную резиденцию, расположенную в посёлке Переделкино, широко известном тем, что в нём проживало много выдающихся деятелей российского и советского искусства.

Старческое служение

Выполняя столь высокое послушание, старец не прекращает, находясь в Оптиной пустыне, общение и с простыми людьми. У многих в жизни возникают различные сложные ситуации, разобраться в которых, по их мнению, может лишь старец Илий (Ноздрин). Как попасть на прием к нему — вопрос, волнующий многих. Впрочем, это вполне реальная задача, была бы на то Воля Божия и собственное желание. Оптинские монахи сообщают, что батюшка регулярно принимает паломников прямо за столом в трапезной и отводит этому большую часть дня.

Приезжих бывает, как правило, много, и это неслучайно, ведь молитва старца обладает особой благодатной силой, что неоднократно подтверждалось на практике. И в стенах монастыря, и за его пределами известен случай, когда он своей молитвой вернул к жизни привезённого из Чечни тяжелораненого и уже умиравшего солдата. Известно, что этот эпизод, широко обсуждавшийся в медицинских кругах, не нашёл научного объяснения. Известны и иные случаи чудесных исцелений по молитвам старца.

На Руси всегда существовали духовно прозорливые люди, которых называли старцами. Причем попадали они в эту категорию вовсе не за преклонные года, а благодаря особой мудрости, появившийся в результате усердных молитв и трудов во славу Божью. Ранее такие старцы проживали в основном в Оптиной пустыни, куда со всей России съезжались паломники за советом и благословением. Сегодня эта традиция возрождается, и немалую роль в этом процессе сыграл старец Илий, о котором сегодня и пойдет речь в нашей статье.

Ради встречи с этим удивительным человеком люди готовы проводить в Оптиной пустыни несколько дней, ожидая его визита и хотя бы одного ободряющего слова. Как говорят паломники, от взгляда старца Илии не укроется ни одна беда. Каждого он ободрит, поддержит и направит. Многое, что он делает, воспринимается как нечто чудесное, хотя сам старец считает, что в этом мире все происходит только по воле Божьей. Кто же он такой, старец Илия из Оптиной пустыни? Давайте знакомиться с ним вместе.

Знакомство со старцем

Схиархимандрита Илию сложно застать на одном месте. Несмотря на то что ему недавно исполнилось восемьдесят пять лет, он все время находится в движении. Да и как иначе, если у старца столько дел и обязанностей, что только диву даешься, где он черпает силы на все это? Хотя сам схиархимандрит только на Бога и уповает. Он уверен, что каждому в этом мире ноша дана по силам и разумению. Ведь милостив Господь, а потому никогда не станет бичевать чад своих возлюбленных.

Старец Илий успевает все. Он часто ездит по России и проводит встречи с простыми людьми, а кроме этого не забывает еженедельно бывать в Оптиной пустыни. Ведь именно он был благословлен на восстановление и возрождение этого древнего монастыря. И, судя по тому, как он выглядит сейчас, старец отлично справился с этой работой.

Не так давно схиархимандрит был назначен духовником самого патриарха Кирилла, с которым они знакомы уже несколько десятилетий. Это назначение стало причиной вынужденного переезда старца Илии в Переделкино.

Как попасть к нему на встречу, задумываются многие паломники. Они планируют визиты именно в Переделкино, однако делать этого не стоит. Ведь застать старца здесь практически невозможно. В свой дом он приезжает для редких минут отдыха и прием посетителей не ведет. О лучшем способе увидеться и пообщаться со старцем мы расскажем читателям немного позже.

Молодые годы схиархимандрита

Будущий старец Илия, а в миру Алексей Ноздрин, является выходцем из простой крестьянской семьи. Родился он на Орловщине и до сих пор очень любит эти места. Сюда он приезжает чаще всего и курирует многие приходы.

Несмотря на то что в тридцатые годы прошлого столетия тотально насаждался атеизм, семья Ноздриных была очень набожной, и с ранних лет мальчик регулярно бывал в церкви. С трех лет он уже не мыслил себя без молитвы и, по собственным словам, обращался к Богу за советом абсолютно в любой ситуации.

В семье было четверо детей, но помогать матери растить их пришлось именно Алексею. Его отец погиб на фронте, и мальчик взял на себя всю заботу о матери и близких. От природы он был щедро наделен добротой, трудолюбием и смирением. Кроме этого, молодой человек отличался умом, сообразительностью и стремлением к знаниям, что помогло ему закончить обучение в средней школе.

Во время службы в армии с Алексеем произошла история, о которой он потом долго сожалел. Сдавшись под натиском уговоров своего командира, он вступил в комсомол и получил комсомольский билет. Однако юноша считал, что верующий в Бога человек не может быть партийным. Он горячо раскаивался, что позволил уговорить себя на этот поступок, и вскоре сжег выданный ему билет.

В пятидесятые годы прошлого века Алексей закончил профессиональное учебное заведение в Серпухове и был отправлен на работу в Камышин.

Выбор пути

Так как молодой человек выучился на строителя, то его и направили на возведение новой фабрики. Однако именно в это время Алексей осознал, что совсем не испытывает никакой тяги к своей профессии, и начал все чаще бывать в единственном в городе действующем храме. Там он часто общался со своим духовном, и тот однажды посоветовал юноше попробовать поступить в духовную семинарию. Это предложение показалось Алексею очень интересным, и после долгих размышлений он переехал в Саратов, где и поступил в семинарию.

Учеба в семинарии

Годы учебы были нелегкими для Алексея. В этот период времени в стране начались массовые гонения на церковь, в результате которых стали закрываться храмы и христианские учебные заведения.

Семинарию в Саратове закрыли, и продолжить обучение молодому человеку пришлось в Ленинграде. Здесь он закончил не только семинарию, но и академию. В эти годы он познакомился с будущим патриархом Кириллом, общение с которым доставляло ему огромное удовольствие. Как позже вспоминал патриарх, Алексей показался ему живым, разумным и очень добрым человеком, который буквально видел каждого изнутри, и был по натуре очень общительным.

В Ленинграде он получил монашеский постриг и взял новое имя - Илиан. Свою службу он начал сразу в нескольких приходах города и области. В первые годы послушания его рукоположили в монаха, имеющего священнический сан.

Формирование духовного мира старца

Илиан очень вдумчиво относился к своим обязанностям и много читал. Под влиянием жития святых формировалось его духовное мировоззрение и отношение к службе Господу. Особенно сильно он вдохновился возможностью посвятить свою жизнь службе в Афонском монастыре. Ради этого Илиан провел долгие десять лет в Псково-Печерской обители. Здесь его часто можно было застать за душевными разговорами со старцем Иоанном Крестьянкиным.

Наконец его направили на Афон, где он нес послушание монаха и жил в уединенной келье. Годы, проведенные в монастыре святого Пантелеймона, многое дали старцу. В тишине и молитвах он познавал тайны человеческой души, что очень сильно помогло ему в дальнейшей деятельности.

Возрождение Оптиной пустыни

К началу девяностых годов ситуация в стране резко изменилась. Повсеместно стали возрождаться храмы и монастыри, а народ душой потянулся к вере. Подобный массовый порыв раскрыл острую нехватку священников, которые к этому времени были раскиданы по разным концам света. С Афона был призван и Илиан, которому поручили важную миссию восстановления Оптинского монастыря. К этому времени он уже более десяти лет находился в полном запустении и нуждался в человеке, который смог бы взяться за настоящий подвиг возрождения святого места.

В этот же год старец получил высший сан, согласно которому он полностью отрекался от мира и посвящал каждую секунду своей жизни Господу. Так как принятие этого сана можно рассматривать как рождение в Боге, то и имя старец получил новое - Илий. Старец в Оптиной пустыне служит уже около тридцати лет, и своим сегодняшним статусом монастырь обязан неустанным трудам схиархимандрита. Вполне заслуженно это место считается центром православия, куда ежегодно приезжают десятки тысяч паломников.

Почетная миссия

Уже восемь лет схиархимандрит выполняет самую почетную миссию, которую только может представить себе православный священнослужитель. Он является духовником патриарха Кирилла. Удивительно, но сам старец считает, что данный труд представляет собой его священный долг, и даже покинул столь дорогой его сердцу монастырь, чтобы поселиться в Переделкине. Отсюда ему гораздо ближе добираться до Москвы и общаться со своим духовным чадом.

Между патриархом и схиархимандритом уже давно сложились теплые отношения, поэтому с каждым днем они только укрепляются. Не последнюю роль в этом процессе играют и молитвы старца. Им приписывают невероятную силу, ведь там, где старец Илий, всегда есть место чуду.

О том, как попасть к старцу Илию, в той или иной жизненной ситуации задумываются многие православные. А те счастливчики, которым удалось это сделать, рассказывают о схиархимандрите удивительные вещи. У каждого паломника в запасе есть своя история знакомства и общения со старцем, ведь многих он буквально спас от духовной слепоты и других проблем.

Одни рассказывают о том, как, даже не взглянув на паломника, схиархимандрит отвечал на все вопросы, которые мучили душу пришедшего за ответом человека. При этом в зависимости от ситуации старец находил утешительные или обличительные слова.

Многие пишут о том, что Илий способен одним или двумя словами излечить душевные муки или заставить человека задуматься о своей жизни, полностью изменив ее в дальнейшем. И ведь не повышает голоса старец, не обвиняет, а может проникнуть в самую суть стоящего перед ним паломника и понять, что именно ему необходимо.

Старец всегда знает, кому из присутствующих подарить иконку, привезенную им лично с Афона, а кому книжку, прочтение которой поможет паломнику духовно прозреть.

Известно о случаях, когда после молитвы старца люди исцелялись самым чудесным образом. Широко обсуждается история о солдате, находящимся при смерти. Его в надежде на чудо привезли в монастырь родственники. Мужчина уже не приходил в сознание и лишь после молитвы старца открыл глаза, а вскоре встал на ноги. Медики относительно этого случая просто развели руками и не смогли найти ему достойного научного объяснения.

Старец Илий, Оптина пустынь: как попасть

Если вам очень необходимо увидеться со старцем, то смело отправляйтесь в Оптину пустынь. Правда, никто не знает, когда сюда приедет схиархимандрит. Однако бывает он в обители практически каждую неделю и свободно общается с паломниками в трапезной. Поэтому обязательно помолитесь перед поездкой в монастырь и будьте уверены, что Господь даст вам возможность побеседовать со старцем, если это необходимо для блага вашей души.

Отец Илий, схиархимандрит, духовный наставник патриарха Московского и всея Руси Кирилла и Свято-Введенской Оптиной пустыни.

Отец Илий

Илию Ноздрину с детства было предначертано стать «Божьим человеком»

Семья

Алексей Афанасьевич Ноздрин, родился 8 марта 1932 года в Орловской губернии в селе Колодезь, в самой обычной семье крестьян. В семье, где вера в бога была в чести.

Отец - Афанасий Ноздрин,

Мама - Клавдия Ноздрина.

В семье кроме, маленького Алексея были 3 брата и сестра.

День рождения Отца Илия

К моменту рождения Алексея, был жив дед Иван по отцовской линии. Иван Ноздрин служил старостой Покровской церкви в своем селе.

В тяжелом 1942 году, семья Ноздриных понесла трагические потери. Отец погиб на фронте, и дед умер в том же году.

После смерти отца Алексея, мать решила посвятить себя детям, семье и больше замуж не вышла.

Крещение Алексея Ноздрина прошло в младенческом возрасте близ лежащей деревни Лукино.

Еще с маленького возраста, благодаря стараниям матери ребенок научился читать книги, особенно ему легко давались книги с молитвами. Даже его друзья мальчишки его называли «Божественным».


Рядом с ним всегда много просящих о помощи. И он никому не отказывает

По рассказам современников маленького Алексея, в его родном селе широко известен случай: в 1947-1948 году Алексея обокрали.

Он помолился в слезах перед Казанской иконой Божией Матери и нашёл на земле горячий пшеничный каравай

Годы учебы

1949 год - завершил учебу в Становоколодезьской средней школе.

Служба в армии

Отец Илий воспринимал ее как черную полосу в жизни, из за принудительного вступления в комсомол

Как считает сам отец Илий, эта пора для него - черная полоса. Это связано с вступлением в комсомол по решению воинского начальства.

После армии он понял, что это грех против Бога. Раскаявшись, он не придумал ничего лучшего, как это исправить и просто сжег билет.

1955-1958 годы - студент Серпуховского машиностроительного техникума.


После завершения учебы в техникуме был направлен на работу по специальности в Волгоградскую область, г.Камышин.

Город Камышин был одним из редких городов, где в конце 50-х годов действовал православный храм.

Дорога к Богу

Иоанн Букоткин, первый духовный наставник отца Илия

В храме Николая чудотворца, будущий отец Илия познакомился со своим первым духовным наставников, Иоанном Букоткиным.

По предложению и благодаря помощи отца Иоанна, он поступает в Саратовскую духовную семинарию.

Обучение уже заканчивал в Ленинградской семинарии, далее обучение в академии.

Там же, в Ленинграде, Алексей Ноздрин принял постриг с именем Илиан, в честь одного из сорока мучеников Севастийских. Постриг совершил митрополит Никодим (Ротов).

1966-1976 годы. Служба в Псково-Печерском монастыре.

Псково-Печерский монастырь

Один из самых крупных и известных в России мужских монастырей с многовековой историей.

Название монастыря связано с находящимися в нём пещерами, называемыми «Богом зданными».

В 1473 году здесь была освящена пещерная церковь Успения Божией Матери, выкопанная преподобным Ионой в холме из песчаника.

Этот год считается годом основания монастыря. Холм, в котором находятся Успенская церковь и Богом зданные пещеры, называется Святой горой.

Весной 1976 года уже нес послушание в Пантелеимоновской церкви, которая находится на Святой Афонской горе.

Старец Илий

1989 год возвращается в Россию и по решению Священного Синода едет в Оптину пустынь, помогать восстанавливать монастырь.

Как мы с вами видим биография Илия Ноздрина богата на переезды в различные церкви и монастыри.

В начале 90-х годов принял постриг в великую схиму с именем Илий.

В течение 20 лет отец Илий нес старческое служение в монастыре Оптина пустынь.

В эти годы его называли Илий Оптинский.


В течение 20 лет в Оптиной пустыне служил Илий (Ноздрин)

2009 год - новое ответственное испытание, он - духовник Патриарха Кирилла, с которым учился в духовной академии.


2010 год. Архимандрит Илий Ноздрин стал членом Межсоборного присутствия Русской Православной Церкви и членом Комиссии по вопросам организации жизни монастырей и монашества Межсоборного присутствия.

В апреле 2010 года его возвел патриарх Кирилл в сан схиархимандрита в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя.


Отец Илий принимает в Преображенском храме

На вопрос, как попасть к нему и принимает ли он посетителей, ответ такой - старец Илий ведет прием в Преображенском храме, который находится в Переделкино в резиденции Патриарха всея Руси.

Адрес, где служит Илий: город Москва, улица 7-я Лазенки, дом 42А, строение 4.

Добраться до храма в Переделкино можно на электричке и на автобусе

  1. На автобусе № 468 со станции «Одинцово» до платформы «Переделкино».
  2. На электричке (или автобусе) со станции «Одинцово» до станции «Баковка». Далее - пешком, пересекая Минское шоссе, вдоль асфальтированной дороги, соединяющей Минское и Боровское шоссе.
  3. На электричке из Москвы до станции «Переделкино» с Киевского вокзала ехать примерно 20 минут.
  4. На машине в Переделкино можно добраться по Боровскому или Минскому шоссе. Из Одинцово через Лесной городок выехать на Минское шоссе, развернуться на ближайшей развязке в сторону Москвы, и в районе деревни Баковка свернуть налево (на светофоре) на Буденновское шоссе и ехать до Переделкино примерно 2 км.

До Преображенского храма от станции «Переделкино» нужно идти по ходу движения электрички вдоль автомобильной дороги, пути не переходить.

Реальные истории помощи старца Илия нуждающимся

Пишут паломники:

Встреча с отцом Илией состоялась в братском корпусе, за закрытыми дверями.

Нас, паломников, было трое, и каждый мог сравнительно спокойно поговорить с батюшкой.

Я заранее подготовил в уме слова о своих внутренних нестроениях и житейских бедах, которые в тот период моей жизни особо одолевали меня, рождая в душе ледяное уныние и безразличие ко всему.

Мне хотелось попросить святых молитв батюшки (ведь много может молитва сильного) и узнать, как жить дальше.

Когда подошла моя очередь, я, стесняясь своего физического превосходства, встал перед отцом Илией на колени и неожиданно для себя сказал: «Батюшка, умножь во мне веру!»

«Веру?» - нараспев произнес батюшка. Удивился. Затем хорошо, так ласково улыбнулся, что сразу угрел мне сердце.

Слова и время потеряли значение.

Все, кроме одного, утратило смысл - вот так стоять бы до конца жизни рядом с батюшкой на коленях, да греться в его лучах - на греческом языке его имя значит Солнце.

Сколько же это длилось? Может быть, десять минут, а может быть, и вечность.

С того дня я стал живее понимать слова Апостола - «покрывайте любовью», испытав на себе тепло настоящей любви».

Это были настоящие чудеса батюшки.


Надо лететь на выполнение задания - а батюшка Илий все не отпускает… «Он меня отмолил!» - признался генерал Ивановский

Считается, что молитва старца Илия обладает особой силой.

Вот что говорят те, кому помог он: однажды к нему в скит доставили смертельно раненного в Чечне офицера-разведчика, который пять месяцев провел без сознания в разных госпиталях.

Схиигумен Илий помолился над офицером - и тот открыл глаза, сознание вернулось к нему. После этого началось выздоровление.

Гришин, М. Русский вестник от 04.09.2003. Отзывы от людей о Илие.

Видео

На этом видео беседа с отцом Илием о соблазнах, которые встречаются у человека на жизненном пути, как он может их избежать.

Подлинные задачи и ошибки духовничества, выбор священника, способного стать настоящим учителем для человека, вступающего в Церковь, — мало найдется тем для разговора сложнее, чем эти. Свои непростые вопросы «Фома» решил задать одному из наиболее известных и авторитетных духовников нашего времени, .

— Батюшка, скажите, для чего необходимо духовное руководство человеком, приходящим в Церковь, и в чем оно должно заключаться?

— Духовной жизни нужно учиться, и это, пожалуй, важнейшая учеба в нашем мире, без которой все наше общество обречено. Посмотрите, до чего довело нас безбожие, отказ от жизни по заповедям. Не случайно в середине века наш мир стоял на грани гибели и атомной катастрофы, именно в те годы, когда по телевизору обещали в скором времени «показать последнего попа». И сейчас , сатанинская ненависть, деградация нашей деревни — все это имеет единый корень, восходящий к разрушению той преемственности в духовном опыте, без которых мы не можем жить нормально. Это не только отталкивает человека от спасения в жизни вечной, но и разрушает нашу сиюминутную социальную жизнь.

Задача же духовного учительства состоит именно в том, чтобы восстановить и укрепить традицию передачи, сохранения и преумножения духовного опыта. О важности этого служения говорит хотя бы то, что в Евангелии самого Господа именуют Учителем. Ведь Он сам дал нам пример: ходил по Палестине с учениками из конца в конец, поступал так же, как и другие учителя того времени не только в Израиле, но и в Афинах, и на Востоке. Тем самым Христос показал нам, что для духовной учебы не обязателен теплый кабинет, учить можно и на голых скалах. Главное — чему учить и как.

Христианство дает на это четкий ответ. Наша вера, богатство нашей духовной жизни зарабатывается в первую очередь прямым общением с Богом, то есть молитвой, через которую человек закрепляет свою веру, и без которой, по словам , бывшего, кстати, ректором Петербургской духовной академии, теоретические знания и образование стоят немного. Но в то же время это не отрицает значения знания, которое также является неотъемлемой частью духовной жизни, и которым человек не может ни в коем случае пренебрегать. Почему сегодня у нас так много проблем, в том числе и в духовной жизни, в поиске духовника? Вся беда упирается в отсутствие православного воспитания, знаний в области богословия. Если бы ребенок с детства хоть сколько понятий поимел о том, что такое духовная жизнь, что такое вера, многих ошибок ему бы удалось избежать.

Учиться духовной жизни означает совмещать молитву и образование. И, конечно, прежде всего важно понимать, что духовник не может за пять-десять минут дать человеку то, что тот при нормальной духовной жизни должен был получать годами. Ведь нередко, приходя в Церковь, человек думает сразу же стать святым, получить от Бога особые духовные дары. Но так не бывает.

Вы прочитали статью Схиархимандрит Илий (Ноздрин): о духовниках . Читайте также.