Функциональная подготовленность. Определение функциональной подготовленности студентов по контрольным тестам. Осваивайте новые движения

На правах рукописи

ГИЗАТУЛЛИНА Чулпан Анасовна

ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА ЛЕГКОАТЛЕТОВ

С РАЗНЫМИ ТИПАМИ КРОВООБРАЩЕНИЯ

И БИОЭНЕРГЕТИКИ

13.00.04 – теория и методика физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры

Диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук

Набережные Челны - 2013

Работа выполнена на кафедре теории и методики физического воспитания и борьбы Набережночелнинского филиала ФГБОУ ВПО «

Научный руководитель

Научный консультант

ФГБОУ ВПО « Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»

доктор биологических наук, доцент

ФГБОУ ВПО « Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»

Официальные оппоненты:

доктор педагогических наук, профессор

ФГБОУ ВПО « Московский городской педагогический университет»

доктор педагогических наук, профессор

ФГБОУ ВПО « Чувашский государственный педагогический университет имени »

Ведущая организация

ФГБОУ ВПО «Волгоградская государственная академия физической культуры»

Защита состоится «03» июля 2013 года в 10 час. 00 мин. на заседании диссертационного совета Д 311.015.01 при ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма» 1, ауд. 313.

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма».

Электронная версия автореферата размещена на официальном сайте ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма». Режим доступа: http // www . kamgifk . ru и на сайте ВАК http // vak 2. ed . gov . ru

Ученый секретарь диссертационного

совета, кандидат педагогических наук, профессор

Общая характеристика работы

Актуальность . Повышающаяся конкуренция в беговых видах легкой атлетики , а также неуклонное увеличение объемов и интенсивности тренировочных и соревновательных нагрузок обусловливает поиск неиспользованных резервов организма и дальнейшего развития системы подготовки от новичка до мастера спорта международного класса (, 1999, 2000; , 2000; -Ованесян, 2000; , 1998, 2005; , 2002; , 2007, 2012; , 2007; , 2011). Приоритетным направлением в этом является коррекция спортивной подготовки с учетом функционального состояния организма спортсменов (, 2010; , 2010; , 2011; , 2011; , 2011; , 2011; , 2012; , 2012; , 2012; , 2012).

В современных условиях повышения эффективности спортивной подготовки актуальным становится вопрос изменения подготовки высококвалифицированных спортсменов, при этом приоритетными задачами являются повышение результативности выступлений и сохранение здоровья. Одно из важнейших направлений решения данной проблемы ориентировано на учет индивидуальных функциональных и резервных возможностей организма (, 2001; , 2002; , 2003; , 2003; , 2005). В этой связи актуальным является учет типологических особенностей кровообращения и биоэнергетики спортсменов.

Нами обнаружена недостаточность рекомендаций по построению тренировочного процесса легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, с разными типами кровообращения, которые позволили бы улучшить эффективность функциональной подготовки, повысить работоспособность, сохранить здоровье для дальнейшего успешного продолжения спортивной подготовки.

Представление об актуальности темы, степени ее разработанности в научной литературе по теме диссертационного исследования свидетельствует о существовании противоречия между необходимостью повышения функциональной подготовки легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, и недостаточной научной разработанностью проблемы учета типологических особенностей кровообращения и источника энергообеспечения мышечной деятельности.

С учетом содержания этого противоречия проблема нашего исследования сформулирована следующим образом: каковы организационно-педагогические особенности распределения основных беговых средств тренировки бегунов на короткие дистанции, различающихся типологическими особенностями кровообращения и биоэнергетики, на специально-подготовительных этапах первого и второго полугодичного цикла подготовки, обеспечивающие повышение эффективности функциональной подготовленности и результативности соревновательной деятельности?

Решение этой проблемы определяет цель нашего исследования: теоретическое и практическое обоснование содержания функциональной подготовки легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, на основе учета типов кровообращения и биоэнергетики.

Объект исследования – тренировочный процесс легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции на специально-подготовительных этапах первого и второго полугодичного цикла подготовки.

Предмет исследования – функциональная подготовка легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, с разными типами кровообращения и биоэнергетики.

Гипотеза исследования. Предполагалось, что подготовка легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, будет более эффективной, если основные объемы беговой нагрузки различной направленности распределить с учетом типологических особенностей кровообращения и биоэнергетики, с регулярным проведением контроля за состоянием сердечно-сосудистой системы во время и после тренировки.

Для достижения цели исследования нами последовательно решались следующие задачи :

1. Выявить особенности тренировочного процесса легкоатлетов на современном этапе подготовки и определить степень разработанности проблемы функциональной подготовки бегунов на короткие дистанции.

2. Определить типологические особенности кровообращения и принадлежность к биоэнергетическим группам легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, и оценить их функциональное состояние.

3. Разработать и экспериментально проверить эффективность методики функциональной подготовки, являющиеся основой содержания тренировочного процесса легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, на основе учета типов кровообращения и биоэнергетики.

Теоретическими и методологическими базами исследования явились общенаучные положения и принципы теории и методики педагогических исследований (,); основные положения теории уровневого построения движений (), теории функциональных систем (); теории и методики легкой атлетики (); а также ключевые положения системы спортивной подготовки (,).

Методы исследования : анализ и обобщение научно-методической литературы, анализ документации, педагогическое тестирование, методы функциональной диагностики, педагогический эксперимент, методы математической статистики.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечивались непротиворечивой методологической базой, логической последовательностью научного исследования, адекватностью методов исследования задачам работы, достаточным объемом и репрезентативностью выборки, корректной обработкой полученных экспериментальных данных с применением современных аппаратных средств и технологий.

Научная новизна исследования результатов исследования заключается в следующем:

Выявлены типологические особенности кровообращения и источники энергообеспечения мышечной деятельности легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, определены показатели физической работоспособности, аэробной производительности, центральной гемодинамики и характер восстановления после нагрузки различной мощности;

Разработана и экспериментально проверена методика функциональной подготовки легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, на основе учета типов кровообращения и биоэнергетики, основанная на распределении тренировочных беговых средств различной направленности, адекватных индивидуальным типологическим особенностям, на специально-подготовительном этапе первого и второго полугодичного цикла подготовки;

Доказано, что учет типологических особенностей кровообращения в сочетании с биоэнергетическим профилем позволяет более эффективно планировать и осуществлять тренировочный процесс.

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты дополняют теорию и методику спортивной тренировки новыми научными знаниями и представлениями об особенностях использования тренировочных средств и методов в специально-подготовительных этапах годичного цикла подготовки легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, с учетом типов кровообращения и биоэнергетики.

Практическая значимость исследования заключается в том, что основные научные положения и выводы диссертации позволят оптимизировать и повысить эффективность тренировочного процесса легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции. Разработанная методика функциональной подготовки легкоатлетов на основе учета типов кровообращения и биоэнергетики, способствует экономичности работы сердечно - сосудистой системы, улучшению функционального состояния организма и повышению специальной физической работоспособности, аэробной производительности и результативности соревновательной деятельности. Практические рекомендации позволят тренерскому составу более рационально планировать различные тренировочные нагрузки на специально-подготовительных этапах годичного цикла подготовки.

Результаты исследования могут использоваться в учебно-тренировочном процессе легкоатлетов в учреждениях дополнительного образования детей, осуществляющих подготовку спортивного резерва по легкой атлетике (ДЮСШ и СДЮСШОР).

Другой областью применения результатов исследования являются учреждения среднего и профессионального образования , осуществляющие профессиональную подготовку и повышение квалификации тренеров по легкой атлетике.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. У легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции определены три типа кровообращения: гиперкинетический, эукинетический и гипокенитический, а также выявлена принадлежность к биоэнергетическим группам: первой – аэробной, второй - аэробно-гликолитической, третей - аэробно-анаэробной, четвертой - анаэробно-аэробной, пятой – анаэробной.

2. Содержание тренировочного процесса, основу которого составляет методика функциональной подготовки легкоатлетов с разными типами кровообращения и биоэнергетики, является педагогически целесообразной и эффективной за счет изменения соотношения основных тренировочных нагрузок различной направленности. Разработанная методика имеет следующие организационно-педагогические особенности: 1) обеспечение педагогического контроля и самоконтроля за функциональном состоянием организма; 2) учет адаптационных возможностей организма и тренировочного эффекта при нагрузках различной мощности 3) обеспечение оптимального построения тренировочных микро и мезоциклов с учетом типологических особенностей кровообращения и биоэнергетического профиля; 4) обеспечение управления тренировочным процессом с использованием современных аппаратных технических средств.

3. Учет типологических особенностей кровообращения и биоэнергетики легкоатлетов способствует повышению их общей физической работоспособности, аэробной производительности, специальной физической подготовленности, ускорению восстановительных процессов и приводит к функциональной экономизации деятельности сердечно-сосудистой системы и результативности соревновательной деятельности.

Опытно-экспериментальная база исследования - МАОУ ДОД ДЮСШ «Яр Чаллы» г. Набережные Челны. В педагогическом эксперименте участвовали легкоатлеты, специализирующиеся в спринтерских дистанциях в возрасте лет. Были сформированы одна экспериментальная и одна контрольная группы по 30 человек. Легкоатлеты имели спортивные разряды и звания (массовые разряды – 37 - чел., КМС - 13 чел., МС – 10 чел.), присвоенные на основе выполнения норм и условий единой всероссийской классификации на годы.

Организация исследования. Исследование проведено в четыре взаимосвязанных этапа в период с 2009 по 2013 г. г.

На первом этапе (сентябрь 2009 г. – май 2010 г.) изучалась и анализировалась научно-методическая литература по проблеме исследования, определялись основные направления исследований, осуществлялся подбор средств и методов исследования и контингент испытуемых.

На втором этапе (сентябрь 2010 г. – май 2011 г.) была обоснована необходимость разработки и разработана методика подготовки легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции с учетом типов кровообращения и биоэнергетики.

На третьем этапе (сентябрь 2011 г. - июль 2012 г.) был организован и проведен педагогический эксперимент, направленный на обоснование эффективности разработанной нами методики.

На заключительном четвертом этапе (сентябрь 2012 г. - апрель 2013 г.) было проведено обобщение и интерпретация результатов исследования, формулирование выводов и разработка научно-практических рекомендаций , оформление результатов исследования в виде диссертации и автореферата, проводились мероприятия по их внедрению в педагогическую практику.

Апробация результатов исследования. Основные результаты исследования представлены на международных (Белоруссия, г. Пинск 2011, 2012; Ставрополь, 2012; Казань, 2012); всероссийских (Набережные Челны, 2009, 2010, 2013; Воронеж, 2011; Ульяновск, 2012; Казань, 2011, 2012; Тюмень, 2012; Челябинск, 2012; Кемерово, 2013); межвузовских (Набережные Челны, 2011, 2012, 2013) научно-практических конференциях. По теме работы опубликовано 14 работ, в том числе 3 научные статьи в изданиях, включенных в перечень ВАК РФ. Результаты исследования внедрены в учебно-тренировочный процесс МАОУ ДОД «ДЮСШ «Яр Чаллы» г. Набережные Челны, ЧУ «Спорткомплекс «Шинник» г. Нижнекамска, МУЧ ДЮСШ №1 г. Елабуги, МБОУ ДОД «СДЮСШОР по ЛА» г. Казани и НФ ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма».

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Во «Введении» проведен анализ научно-методической литературы, определены и обоснованы проблема, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи исследования, научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы, приводятся основные положения, выносимые на защиту.

В первой главе – «Теоретические аспекты подготовки легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, с учетом типологических особенностей кровообращения» – рассматриваются современные методические подходы в многолетней подготовке бегунов на короткие дистанции и пути индивидуализации тренировочного процесса на основе учета типологических особенностей кровообращения, раскрывается представление о рациональном и планомерном применении средств спортивной и соревновательной подготовки, определяются их роль и место в тренировочном процессе как на уровне годичного цикла, так и на его отдельных этапах, во многом определяется эффективность всей системы подготовки спортсменов различной квалификации.

Во второй главе – «Методы и организация опытно-экспериментального исследования» – дано описание методов исследования, раскрыты этапы и особенности организации опытно-экспериментального исследования.

В третьей главе – «Технология подготовки легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, с учетом типологических особенностей кровообращения» – приведено обоснование методики подготовки легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, на основе учета типов кровообращения и биоэнергетики. Представлен анализ научно-методической и специальной литературы, а также результаты предварительных исследований таких показателей, как характеристика типов кровообращения легкоатлетов и биоэнергетики, реакция сердечно - сосудистой системы на физические нагрузки различной мощности, особенности проявления физических качеств у легкоатлетов в зависимости от их типов кровообращения.

В настоящее время специалистами с соавт. (1986, 2005); , (2009); , (2011); S . Berthoins et al . (1986); A . Pelliccia , (2009) отмечено, что воздействие любого из факторов окружающей среды на организм человека отражается на деятельности ССС, вызывая процесс адаптационных перестроек систем организма.

Практически любые сдвиги, происходящие в организме под влиянием физических нагрузок, находят отражение в определенном уровне функционирования системы кровообращения и изменениях резервных возможностей организма. Для анализа факторов , влияющих на результативность выступлений легкоатлетов, мы взяли объем и характер распределения основных средств годичной подготовки. Отмечено, что наибольший акцент в тренировочном процессе легкоатлетов делается на применении объема средств скоростно-силового характера и в меньшей степени – на беговую нагрузку аэробной направленности. У легкоатлетов наблюдается увеличение беговой нагрузки в анаэробном режиме, которая достигает пика в мае. Отмечены завышенность объемов беговой нагрузки в анаэробном режиме в подготовительном периоде и резкий скачок на специально-подготовительном этапе. Это указывает на нарушение последовательности применения беговых средств различной направленности. Нарушается принцип подготовки спортсменов «обеспечение прогнозируемого результата», о чем свидетельствует анализ учебно-тренировочного процесса. Функциональная подготовка на современном этапе развития спринтерского бега должна стать краеугольным камнем для успешного решения следующих задач: укрепления здоровья, совершенствования техники, постепенного увеличения тренировочных нагрузок. Анализ спортивных дневников показал, что используемые в настоящее время в тренировочном процессе основные физические и соревновательные нагрузки спринтеров приближены к соревновательным условиям независимо от периодов подготовки. В тренировочном процессе подготовительного периода преобладают анаэробные и смешанные нагрузки, в меньшей мере – аэробные. Однако при переходе из подготовительного этапа к раннему соревновательному этапу происходит резкое увеличение нагрузок скоростно-силовой направленности.

По мнению, (2005), все типы гемодинамики: гипокинетический, эукинетический и гиперкинетический ТК (типы кровообращения) – являются вариантами нормы и различаются не только особенностями показателей системы кровообращения, но и механизмами нейрогуморальной регуляции в ее деятельности. На основе приведенного выше анализа рассматриваемого вопроса нами проведено распределение легкоатлетов, специализирующихся в беге на короткие дистанции, с учетом их типов кровообращения (табл. 1).

Таблица 1

Распределение легкоатлетов, специализирующихся в беге

на короткие дистанции, с учетом их типов кровообращения (кол-во)

Тип кровообращения

Легкоатлеты

МС

КМС

Массовые

разряды

Эукинетический ТК

Гиперкинетический ТК

Гипокинетический ТК

У легкоатлетов со спортивной квалификацией МС наблюдается преобладание гипокинетического ТК – 7 человек; у спортсменов уровней КМС и «массовые разряды» отмечено большее проявление гиперкинетического ТК – 6 и 28 человек соответственно. У легкоатлетов, где спортивный стаж от 5 лет, массовые разряды выявляются три типа кровообращения, а у бегунов со спортивным стажем более 5-8 лет и разрядами КМС, МС при уменьшении доли эукинетического и гиперкинетического ТК происходит формирование гипокинетического типа кровообращения (7 чел.).

Существует целый ряд методов функциональной подготовки. В основном это те же методы, которые используются в других видах подготовки. Но существует ряд специальных методов. К ним можно отнести различные методы подготовки в измененных условиях внешней среды (в условиях высокогорья, в барокамере, использование бани), методы подготовки на фоне критических состояний организма спортсмена (в условиях голода, переохлаждения, повышенной опасности, во время конфликтов и т.п.).

Функциональная подготовленность спортсмена не всегда может быть определена по внешним признакам как, например, физическая. Нередко внешне сложенный не атлетично спортсмен может демонстрировать огромные функциональные возможности, и наоборот в горах не редки случаи, когда атлет с огромной мышечной массой демонстрирует очень слабые функциональные возможности. В горах преимущество имеет спортсмен, обладающий большей выносливостью, а не атлетическим телосложением. Выносливость же определить внешне по морфологическим признакам спортсмена бывает очень сложно.

Функциональную подготовку альпиниста необходимо четко планировать так как в экстремальных ситуациях именно функциональные возможности спортсмена, его физиологические резервы играют решающую роль.

Функциональная подготовка в теории спорта не выделена в самостоятельный раздел и нет достаточно четкого ее анализа. Видимо поэтому этот вид подготовки часто входит в компетенцию физиологов, психологов и врачей, работающих с альпинистами.

На самом же деле физиологи и врачи должны только контролировать функциональную подготовленность спортсмена и давать тренерам практические рекомендации. Планирование этого раздела подготовки и методика реализации на практике этого плана входят в обязанности тренера.

Занятия по программе функциональной тренировки не требуют предварительной подготовки и подходят для людей с низким уровнем физических возможностей. Функциональный тренинг – прекрасный вид тренинга для восстановления организма после долгого отсутствия двигательной активности, после родов или в постреабилитационный период.

2.3. “УДЕРЖАТЬ РАВНОВЕСИЕ”

Функциональный тренинг проводится и как отдельная тренировка, и как дополнение к традиционному силовому тренингу. Усложнение тренировки происходит не за счет увеличения веса отягощения, а за счет усложнения движений при помощи специального оборудования, в частности кор-платформ, босу (резиновых полусфер), фитболов (резиновых гимнастических мячей), балансировочных подушек Airex Balance Pad (подушек, изготовленных из мягкого «пенного» материала») или силовых тренажеров со свободной траекторией выполнения движения.
В работе по программе «Функциональный тренинг» используется и вес собственного тела, а также свободные веса, тяговые тренажеры, амортизаторы, мячи. Балансирующая основа, на которой выполняются упражнения, активизирует большое количество мышц, как крупных, так и мелких (глубокие постуральные мышцы) которые на обычных тренажерах не работают. Наши старания удержать равновесие, чтобы не упасть или не скатиться с неустойчивой поверхности, способствуют затратам большего количества энергии, при этом наши суставы надежно оберегаются от излишнего воздействия, так как неустойчивая, пружинящая поверхность принимает на себя часть ударной нагрузки.

2.4. Цели функциональной тренировки.
На начальном уровне это развитие общей выносливости, координационных способностей (сохранение равновесия), силовых способностей (общее гармоническое развитие всех мышечных групп опорно-двигательного аппарата), развитие гибкости.

На среднем уровне это развитие общей выносливости, собственно силовых способностей и их соединения с другими физическими способностями (скоростно-силовые, силовая ловкость, силовая выносливость), координационных способностей, гибкости.

На продвинутом уровне это развитие специальных физических способностей непосредственно определяющих достижения в избранном виде спорта

2.5. Методика проведения Функциональной тренировки на примере круговой тренировки .
При составлении комплексов Круговой Тренировки следует исходить из того, что в них должны чередоваться упражнения общего и избирательного воздействия, на разных этапах в работу должны вовлекаться различные мышечные группы. В результате комплекса нагрузка будет иметь рассеянный характер (оптимальный срок смены КТ составляет 6-8 занятий).

После тяжелых физических упражнений работоспособность восстанавливается не сразу. Поэтому если на следующем этапе дать нагрузку на работавшие перед этим мышцы, то работоспособность и тренирующий эффект снизятся. При «рассеянной» нагрузке на разные мышечные группы повторная работа выполняется менее утомленными мышцами на фоне недовосстановления сердечно-сосудистой, дыхательной и других систем.

Заключение.

Подводя итог, можно отметить, что отбор упражнений для комплексов КТ с учетом основных критериев, а также соблюдение положений и принципов спортивной тренировки, способствует активизации переноса тренированности и повышению тренировочного эффекта тренировок.


Список использованной литературы

1. Ашмарин Б.А. Теория и методика педагогических исследований в физическом воспитании. -М.: Физкультура и спорт, 1978.

2. Бойко В.В. Целенаправленное развитие двигательных способностей человека, - М.: Физкультура и спорт, 1987. - 144 с. ил. - (Наука - спорту; Ос­новы тренировки).

3. Васильева В.В. Изменение возбудимости центральной нервной систе­мы при интенсивной работе. // Теория и практика физической культуры. 1949г. - № 6. - С. 12.

4. Волков Н.И. Влияние величины интервалов отдыха на тренировочный эффект, вызываемый повторной мышечной работой. // Теория и практика физической культуры,- 1986г.- № 2. - С. 18.

5. Гульянц А.Е. Использование методов круговой тренировки в физическом воспитании студентов: Дис... канд. пед. наук. -М., 1987г. - 157с.

6. Захаров Е.Н. и др. Энциклопедия физической подготовки: методические основы развития физических качеств. – М.: Ленос, 1994. -368с.

7. Кряж B.IL Круговая тренировка в физическом воспитании студентов. - М.: Высшая школа, 1982. - 120 с, ил.

В спорте существует много противоположных друг другу подходов и способов достижения результата — и не всегда бывает просто разобраться, который из них подходит именно вам. Один из таких случаев, это выбор между функциональным тренингом и изолированными силовыми упражнениями.

Какой подход будет более оправданным в конкретном случае, каковы типичные ошибки, совершаемые спортсменами, и что следует знать — но знают, к сожалению, не все.

Функциональный и изолированный тренинг: что это?

Для начала, разберёмся с самими определениями: необходимо понимать, о чём вообще идёт речь. Функциональные и изолированные тренировки действительно абсолютно противоположны друг другу как по форме, так и по решаемым ими задачам.

Изолированный тренинг — это набор таких упражнений, которые направлены на тренировку конкретной малой группы мышц, или вовсе одной мышцы.

Например, если вы работаете со штангой на скамье для жима на бицепс — это изолирующее упражнение

Функциональные упражнения всегда затрагивают обширнейшие группы мышц — иногда даже практически всё тело одновременно. Но не это их главная характеристика: данному критерию отвечают и, например, приседания со штангой, которые функциональным упражнением не являются.

Ключевой момент в функциональном тренинге — это тренировка не только мышц, но и самого движения тела. Любые подобные упражнения направлены не просто на увеличение силы или выносливости, а именно на то, чтобы тело стало способно выполнять некие реальные действия. Отличным примером функционального силового упражнения являются подтягивания на турнике.

Многие склонны относить к функциональным только те силовые упражнения, что выполняются с собственным весом — подтягивания, отжимания, выпрыгивания, и так далее. Однако, это неверно: функциональный тренинг вполне возможен и с применением отягощений.

Каковы преимущества и недостатки обоих подходов?

Снова начнём разговор с изолированного тренинга. Плюсом подобного варианта является то, что вы достигаете максимальной эффективности именно в выбранной точке тела: вся нагрузка ложится исключительно на целевую мышцу. Подобное преимущество совершенно незаменимо в том же бодибилдинге, но зачастую пригождается и обычным любителям фитнеса: бывает так, что вам необходимо проработать конкретную мышцу, задать телу точечную нагрузку.

В этом же свойстве изолирующих упражнений состоит и их недостаток: развитый бицепс, к примеру, хорош сам по себе — но его недостаточно ни для гармоничной фигуры, ни для реальной функциональной силы. И вот тут настаёт время поговорить о функциональном тренинге.

Основных преимуществ у функциональных тренировок три

Во-первых, вы не просто увеличиваете показатели силы и выносливости мышц, а приучаете тело к конкретному типу физической работы. В жизни нам не приходится выполнять что-то похожее на французский жим — а вот необходимость подтянуться на руках может возникнуть запросто.

Во-вторых, эффект от функционального тренинга крайне многообразен. В работе участвует очень большое число мышц одновременно. Вы становитесь и сильнее, и выносливее, развиваете координацию, гибкость, равновесие... список зависит от конкретных упражнений, но он всегда обширен. К примеру, даже банальные отжимания от пола укрепляют не только руки и грудь (на которые направлены в первую очередь), но также пресс, ноги и спину.

В-третьих, из-за обширности нагрузки, функциональные упражнения эффективно сжигают калории. А это значит, что вы можете совместить эффект от силовых и кардиотренировок. Многие атлеты думают, что эти два типа тренинга — какие-то антагонисты, однако, это не всегда справедливо. Именно в функциональных упражнениях силовая и кардиосоставляющие прекрасно уживаются.

Есть ли у функциональных тренировок недостатки? Разумеется, есть. Основных минуса два

Во-первых, из-за широкого спектра эффектов от таких упражнений, результаты менее выражены. К примеру, вы эффективнее разовьёте сердце на кардитренажёре, а силу — «большой тройкой» со штангой.

Во-вторых, плотный функциональный тренинг плохо совместим с набором мышечной массы: слишком много сжигается калорий. Если тип фигуры Аполлона вам ближе, чем Геракла — функциональные тренировки подходят отлично, но не в обратном случае.

Наверное, вы уже догадались, что выбирать один тип тренировки совсем не обязательно. На самом деле, объединить изолированные и функциональные тренировки в своей программе вполне возможно. Более того: если без изолированного силового тренинга ещё можно обойтись (он, всё-таки, служит в основном достижению эстетического эффекта), то функциональная подготовка в той или иной мере нужна каждому спортсмену.

Выполняются ли функциональные тренировки при помощи тренажёров? Разумеется!

К примеру, со свободной тягой, выпускаемые компанией Life Fitness, подходят для них великолепно. Да и все возможности для интересного построения тренировок Life Fitness создаёт. Например, комбинируя мультистанцию с тягой свободной траектории, тренировочный жилет Hammer Strength и любую можно выполнять дома интереснейшие упражнения, направленные на функциональное развитие!

Как совмещать два вида тренировок?

Есть несколько советов на эту тему: раскрыть её полностью возможно, скорее, в отдельном материале. Но вот несколько советов.

Главный совет — не «перепрыгивайте» с одного упражнения на другое слишком быстро — это типичная ошибка тех, кто пытается совмещать много разнообразного. Ваше тело должно успевать привыкнуть к новому типу нагрузки, к ритму тренировок — иначе есть риск возникновения тренировочного плато или даже травмы.

Добавляйте к привычным силовым упражнениям изменение углов, скручивания,наклоны и прочие усложнения — используйте все возможные плоскости движения! Подобное возможно и с , и на , и при помощи мультистанции . Разумеется, делать это нужно осторожно, снижая рабочий вес. Так вы включите в работу большее число мышц и сделаете упражнения более функциональными.

И обязательно — изменяйте скорость выполнения движений! Это особенно удобно на тренажёрах с тягой, имеющих низкое стартовое сопротивление: например, всё тех же домашних мультистанциях Life Fitness. Такие технологии позволяют выполнять движение под большой нагрузкой очень резко — но без риска как для суставов и связок, так и для тренажёра.

Функциональная подготовленность

О функциональной подготовленности судят как по показателям в состоянии покоя, так и по изменениям различных функций организмапри работе. Для тестирования используют стандартные и предельные нагрузки, причем стандартные нагрузки подбираюттакие, которые доступны всем обследуемым лицам независимо от возраста и уровня тренированности. Предельные же нагрузки должны соответствовать индивидуальным возможностям человека.

В случае стандартных нагрузок регламентируется мощность и длительность работы. Задается частота педалирования на велоэргометре и величина преодолеваемого сопротивления, высота ступенек и темп восхождения пристеп - тестах, длительность работы и интервалы между пробами и т. п., т. е. всем обследуемым предлагается одинаковая работа. В этой ситуации лучше подготовленный человек, работая более экономно за счет совершенной координации движений, имеет небольшие энерготраты и показывает меньшие сдвиги. Стандартные нагрузки бывают общие, неспециализированные (различные функциональные пробы, велоэргометрические тесты, степ-тесты) и специализированные, адекватные упражнениям в избранном виде спорта (проплывание, пробегание отрезков с заданной скоростью или заданным временем, поддержание заданного статического усилия в течение необходимого времени и т. п.).

В случае выполнения предельных нагрузок тренированный спортсмен работает с большей мощностью, выполняет заведомо больший объем работы, чем неподготовленный человек. Несмотря на экономичность отдельных физиологических процессов и высокую эффективность дыхания и кровообращения, для выполнения предельной работы тренированный организм спортсмена затрачивает огромную энергию и развивает значительные сдвиги в моторных и вегетативных функциях, совершенно недоступные для неподготовленного человека.

Таким образом, особенности морфологических, функциональных и психофизиологических показателей организма человека в состоянии покоя характеризуют степень его функциональной подготовленности к определенной физической нагрузке. Также все показатели дополняются и анализируются в совокупности с медицинскими данными получаемые при обследованиях и врачебном контроле .

Показатели функциональной подготовленности

Изменения физиологических показателей у тренированных и нетренированных лиц при стандартных и предельных нагрузках имеют принципиальные различия.

При стандартной работе тренированный организм отличают от нетренированного следующие особенности: более быстрое врабатывание,меньший уровень рабочих сдвигов различных функций,лучше выраженное устойчивое состояние,более быстрое восстановление после нагрузки.

У адаптированного к выполнению статической работы спортсмена меньше выражен феномен статических усилий -- меньше подавление функций дыхания и кровообращения во время нагрузки и меньше послерабочее их нарастание, чем у других лиц.

В центральной нервной системе спортсмена отмечается высокий уровень лабильности нервных центров, оптимальная возбудимость и хорошая подвижность нервных процессов (возбуждения и торможения), высокая скорость восприятия и переработки информации, хорошая помехоустойчивостью и др. Этому способствуют, с одной стороны, сформированные в мозгу мощные рабочие доминанты, ас другой -- большое количество нейропептидов и гормонов.

У спортсменов, обладающих выраженным качеством быстроты, время двигательной реакции укорочено, в ЭЭГ покоя отмечается повышенная частота альфа-ритма -- 11 -12 колеб.- с` (напр., у 80% баскетболистов 1 разряда и мастеров спорта, в отличие от лыжников-гонщиков и борцов, имеющих частоту 8-9 колеб.- с1).

Двигательный аппарат квалифицированных спортсменов отличается большей толщиной и прочностью костей, выраженной рабочей гипертрофией мышц, их повышенной лабильностью и возбудимостью, большей скоростью проведения возбуждения по двигательным нервам, запасами мышечного гликогена и миоглобина, высокой активностью ферментов. Об улучшении иннервации мышц свидетельствуют факты утолщения нервно-мышечных синапсов и увеличение их числа. Спортсмены имеют высокие показатели произвольного напряжения мышц и в то же время отличного их расслабления, т. е. большую величину амплитуды твердости мышц.

Обмен веществспортсменов характеризуется увеличением запасов белков и углеводов, снижением уровня основного обмена (лишь в соревновательном периоде основной обмен может быть повышен из-за недостаточного восстановления).

Дыхание спортсменов более эффективно, так как увеличена ЖЕЛ (до 6-8 л), т. е. расширена дыхательная поверхность; больше глубина вдоха, что улучшает вентиляцию легких и снижает частоту дыхания (до 6-12 вдохов в 1 мин). Следовательно, повышение минутного объема дыхания достигается преимущественно за счет увеличения глубины дыхания. Лучше развиты и более выносливы дыхательные мышцы (это можно наблюдать, например, по способности сохранять высокие значения ЖЕЛ при повторных ее определениях).

Величина минутного объема дыхания в покое не изменена (из-за противоположных сдвигов частоты и глубины дыхания), но максимальная легочная вентиляция значительно выше у тренированных лиц,увеличена длительность задержки дыхания что свидетельствует о хороших анаэробных возможностях и пониженной возбудимости дыхательного центра.

В сердечно - сосудистойсистеме спортсменов также выявлены адаптивные изменения. Тренированное сердце имеет большой объем и толщину сердечной мышцы. При тренировке на выносливость наблюдается особенное увеличение объема сердца. Большой объем сердца -- до 1200 см3 -- характерен также для высокорослых баскетболистов, Однако более этой величины нарастание объема неблагоприятно, так как ухудшаются возможности кровоснабжения самой сердечной мышцы. При адаптации к скоростно-силовым упражнениям происходит преимущественно утолщение сердечной мышцы -- ее рабочая гипертрофия, а объем в меньшей степени превышает норму (800-1000 см3). Рабочая гипертрофия сердечной мышцы повышает мощность работы сердца и обеспечивает кровоток в скелетных мышцах при их напряжении в условиях силовых и скоростно-силовых нагрузок.

Повышение общего объема сердца сопровождается увеличением резервного объема крови и, хотя ударный объем крови в покое практически не нарастает, но при работе его значительный рост обеспечивается за счет резервного объема.

В системе крови у спортсменов больше концентрация эритроцитов -- 6 * 1012 * л"1 и гемоглобина -- 160 г * л1 и более. Это обеспечивает большую кислородную емкость крови (до 20-22 об.%). Общее количество гемоглобина в организме у тренированного спортсмена (800-1000 г) превышает его запасы у нетренированных лиц (700 г). Повышены щелочные резервы, т. е. легче противостоять окислению крови. Больше объем циркулирующей крови.

Величины МПК, характеризующие аэробные возможности, достигают у выдающихся спортсменов (лыжников, пловцов, гребцов и др.) 6 и даже 7 л/ мин для абсолютного МПК и 85-90 мл/ кг/мин для относительного МПК. Такие величины МПК позволяют спортсмену развивать значительную мощность передвижений и показывать высокие спортивные результаты. Огромны и величины суммарного потребления кислорода на всю дистанцию.

Высококвалифицированные спортсмены, работающие в зоне субмаксимальной мощности, отличаются очень высокими показателями анаэробных возможностей.

Все перечисленные перестройки функциональных показателей свидетельствуют об общей адаптации организма спортсменов к физическим нагрузкам и в частности, к особенной функциональной подготовленности купражнениям в избранном виде спорта .

В монографии обобщаются данные теоретического анализа и экспериментальных исследований по проблеме функциональной подготовки спортсменов.
Рассматриваются основные структурные компоненты функциональной подготовленности спортсменов, определены ведущие категории факторов, ее определяющих, и обусловлена их значимость в соответствии с этапом многолетней подготовки и специализацией.
На основе анализа литературы выделены и охарактеризованы ведущие механизмы и закономерности повышения функциональных возможностей спортсменов в процессе адаптации к мышечной деятельности.
Подробно рассматриваются структура, средства и методы развития основных компонентов функциональной подготовленности. Формулируется концепция комплексной, целенаправленной оптимизации функциональной подготовки.
В отдельной главе представлены методологические основы и описаны методы контроля основных параметров функциональной подготовленности и ее интегрального показателя - физической работоспособности, обосновывается дифференцированный подход к ее комплексной оценке.
Книга предназначена для преподавателей и студентов физкультурных высших учебных заведений, тренеров.

1.1. ПРОБЛЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В СПОРТЕ
Проблема повышения эффективности процесса подготовки спортсменов встает всякий раз, когда спортивные результаты выходят на новые, более высокие рубежи. При этом вновь и вновь обостряются противоречия современной системы спортивной подготовки практически на всех уровнях.
Пожалуй, наступает такой момент, когда понимание спортивной тренировки как чисто педагогического процесса становится фактором, ограничивающим дальнейший рост, как в технологическом (методическом), так и в методологическом планах. Совершенствование и развитие системы подготовки спортсменов неизбежно требует мировоззренческой перестройки, и, прежде всего, связанной с пониманием тренировки как процесса формирования биологического субъекта. Все в большей мере понимается (и принимается во внимание), что какими бы «чисто педагогическими» средствами мы не манипулировали, объектом воздействия всегда остается человек - живая, динамичная, крайне сложная система, имеющая несколько многоуровневых контуров регуляции и саморегуляции, к тому же подверженная широчайшему спектру влияний со стороны как биологических, так и социальных факторов.


ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.
Список условных обозначений.
Глава! ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ
СПОРТСМЕНОВ.
1.1. ПРОБЛЕМА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ В СПОРТЕ.
1.2. СТРУКТУРА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ.
1.2.1. Психический компонент функциональной подготовленности спортсменов.
1.2.2. Нейродинамический компонент функциональной подготовленности спортсменов.
1.2.3. Энергетический компонент функциональной подготовленности спортсменов.
1.2.4. Двигательный компонент функциональной подготовленности спортсменов.
1.3. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНУЮ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ.
1.4. ИЕРАРХИЯ ВКЛЮЧЕНИЯ РАЗНЫХ КАТЕГОРИЙ ФАКТОРОВ В ОБЕСПЕЧЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ.
1.4.1. Значение различных факторов в обеспечении функциональной подготовленности (физической работоспособности)
у спортсменов разных этапах подготовки.
1.4.2. Значение различных факторов в обеспечении функциональной подготовленности (физической работоспособности)
у спортсменов различной специализации.
Глава 2. МЕХАНИЗМЫ И ЗАКОНОМЕРНОСТИ РАЗВИТИЯ
ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ СПОРТСМЕНОВ.
2.2. ОБЩИЕ МЕХАНИЗМЫ ПОВЫШЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ.
2.2. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ МОБИЛИЗАЦИЯ И ЭКОНОМИЗАЦИЯ.
2.3. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ СПЕЦИАЛИЗАЦИЯ.
Глава 3. ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА (ПОВЫШЕНИЕ
УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ).
3.1. ПОВЫШЕНИЕ УРОВНЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ.
3.2. РАЗВИТИЕ ОСНОВНЫХ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ.
3.2.1. Совершенствование психической (психофункциональной) подготовленности.
3.2.2. Развитие нейродинамического компонента функциональной подготовленности.
3.2.3. Повышение уровня энергообеспечения.
3.2.4. Совершенствование двигательной (физической) подготовленности.
Глава 4. ОПТИМИЗАЦИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕНННОСТИ.
4.1. ПРОБЛЕМА ОПТИМИЗАЦИИ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ.
4.2. ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКОЙ.
4.3. ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ.
4.4. ОПТИМИЗАЦИЯ ТРЕНИРУЮЩИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ.
4.5. ОПТИМИЗАЦИЯ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ.
Глава 5. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ
ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ.
5.1. МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КОНТРОЛЯ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕНННОСТИ СПОРТСМЕНОВ.
5.2. ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ КОМПОНЕНТОВ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ.
5.2.1. Диагностика психофункциональной подготовленности.
5.2.2. Оценка состояния нейродинамического компонента функциональной подготовленности.
5.2.3. Определение уровня энергопродукции спортсменов.
5.2.4. Исследование двигательной (физической) подготовленности спортсменов.
5.3. ИНТЕГРАЛЬНАЯ ОЦЕНКА ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ.
5.4. ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ КОМПЛЕКСНЫЙ КОНТРОЛЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СПОРТСМЕНОВ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
ЛИТЕРАТУРА.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА СПОРТСМЕНОВ, СОЛОПОВ И.Н., ШАМАРДИН А.И., 2003 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.