Враг внутри: чем опасен диалог с самим собой. Если что-то невозможно, сделай это! Трюк с пальцами: "парализованный палец"

На вопрос Что невозможно сделать человеку? Невозможные вещи для человека. заданный автором Босоногий лучший ответ это Почему нельзя укусить себя за локоть? Почему нельзя вытащить лампочку накаливания изо рта? Почему нельзя раздавить яйцо рукой? Почему невозможно достать кончик носа языком? Почему человек чихает с открытыми глазами? Почему человек зевает при виде зевающего?. . И таким «почему» нет конца и края. Проанализировав наиболее популярные, мы решили объяснить нашим читателям причины такого вот «несовершенства» человеческой физиологии.
Почему на одной ноге с закрытыми глазами стоять трудно? Держать свое тело вертикально нам позволяет сложная система сенсомоторики, состоящая из вестибулярного и опорно-двигательного аппарата, а также коры обоих полушарий мозга. Держать свое тело вертикально мы учимся еще в детстве и на протяжении всей жизни сохраняем этот навык. Стоять вертикально наше тело может, даже имея минимальную площадь опоры, например, на ходулях, высоких каблуках, коньках, пуантах и т. д. Если ваша сенсомоторная координация развита хорошо, то вы сможете стоять на одной ноге с закрытыми глазами. Но если к этой позе добавить поднятую вверх голову, то устоять не сможет никто. Это выше возможностей человеческого организма.
Почему локоть не укусишь? Локоть не укусишь – об этом гласит даже народная мудрость. А причина невозможности этого действия в недостаточной длине шеи, языка и суставов. Но с другой стороны, мы не можем дотянуться ртом и до многих других частей своего тела. Например, до спины. Однако нам это и не нужно. Но больший интерес вызывает теряющаяся со временем гибкость человеческого тела. Попробуйте дотянуться руками до пола, не сгибая ног. В детстве у вас это точно получалось, а получится ли сейчас – вопрос другой.
Почему нельзя вытащить лампочку накаливания изо рта? Причина в жевательной мышце, которая во время всовывания лампочки в рот предельно напрягается и растягивается, а затем расслабляется. Вот в таком состоянии и образуется западня, из которой не вынуть лампу. Ведь для того чтобы ее вынуть, жевательная мышца должна еще немного растянуться. Но она не может это выполнить, так как достигла предела растяжения.
Почему нельзя раздавить яйцо рукой? Если бы вы пытались раздавить яйцо двумя пальцами, то у вас бы это наверняка получилось. А вот если вы захотите раздавить яйцо рукой, то у вас это вряд ли получится. Почему нельзя раздавить яйцо рукой? Все очень просто: сила, с который вы его сжимаете, распределяется по всей поверхности скорлупы, а следовательно, уменьшается. В результате яйцо раздавить рукой не получится.
Почему нельзя вращать правой ногой и правой рукой одновременно в разных направлениях? Вращать правой ногой и рукой в одном и том же направлении легко. А вот в разных - проблематично. Для выполнения этих действий необходимо, чтобы спинной мозг передавал одновременно два сигнала от головного мозга к нужным конечностям. И хотя вращать ногой и рукой в разных направлениях проблематично, этому можно научиться. Ведь у жонглеров же это получается.
Почему человек зевает при виде зевающего? Закономерность по поводу обязательной зевоты, если в поле зрения находится зевающий человек, всем известна. Но почему человек зевает, если рядом с ним кто-то зевнет? Все дело в нашем мозге, который всегда стремится улучшить условия жизни своему хозяину. Вот поэтому мы смеемся, получая положительный заряд, если рядом кто-то смеется. Поэтому и зеваем, если кто-то зевает, стремясь доставить больше кислорода к клеткам всего организма. Это бессознательное действие.
Почему человек чихает с закрытыми глазами и не может чихнуть с открытыми? Чихание наступает как защитная реакция организма, вызванная раздражением тройничного нерва. Последний связывает глаза с центральной нервной системой. У нас открыты глаза при нормальном состоянии тройничного нерва. Но как только он раздражается, возникает рефлекс чихания и мы рефлекторно закрываем глаза. Согласно теории, человек может чихать и с открытыми глазами, но сделать это очень трудно.

В современном мире человек редко действительно остается наедине с собой. Всегда есть телефон, интернет и интересный контент, позволяющие нам переключить внимание. Но когда внешние стимулы исчезают, мы можем остро ощутить то чувство, которое находится внутри нас. Какое бы приятное или неприятное оно ни было, у него есть важный сигнал. В этой статье я расскажу об этом сигнале, а также как и почему его можно использовать себе во благо или во вред.

Чувство внутри

Мы определяем качество нашей жизни по тем чувствам, которые мы испытываем большую часть времени. Если нам «хорошо», то есть ощущение, что жизнь идет в правильном направлении. Если нам «плохо», то вне зависимости от количества благ, радости нет.

Неприятные чувства доставляют дискомфорт, от которого хочется избавиться. И есть возможность взять телефон, что-то посмотреть, почитать или послушать. Можно куда-то сходить, что-то сделать. Налить себе выпить, съесть что-нибудь сладкое, выкурить сигарету…

Стоп! Тут очень важно остановиться и понять, что происходит, потому что именно в этот момент, человек делает выбор, часто неосознанный, который может серьезным образом улучшить или ухудшить его жизнь.

Что ощущает человек, оставшись наедине с собой? Это могут быть любые чувства, но в данном контексте важны негативные эмоции, и чем острее, тем лучше. Это может быть что-то конкретное вроде скуки, злости, тревоги или абстрактный дискомфорт с самим собой, от которого хочется избавиться. Многим людям неприятно оставаться наедине с собой, поэтому даже в одиночестве, они всегда с телефоном, книгой, ноутбуком, наушниками или чем угодно – лишь бы не ощущать это гнетущее чувство внутри.

Сигнал чувства внутри

Почему оно возникает? Это сигнал о том, что чего-то важного не хватает, какая-то потребность не удовлетворена, или в подсознании сидит неконструктивный, мешающий шаблон. Подсознание привлекает к этому внимание человека, когда получает такую возможность – когда пропадают внешние стимулы и внимание больше ничто не занимает.

Подсознание всегда старается сделать, как лучше для человека. Оно хочет избавиться от проблемы и привлекает к ней внимание сознания теми инструментами, которые ему доступны – эмоциями и ощущениями.

Избегание неприятной эмоции отвлекающими действиями ухудшает проблему. Любое замещающее поведение не имеет никакого отношения к причине возникновения эмоции. И если игнорировать неприятное чувство достаточно долго, то оно перерастает в разочарование и в итоге в депрессию. Избегание пусть и неприятной, но естественной и необходимой эмоции превращает ее в снежный ком, добавляя новые неприятные эмоции, которые в итоге закрепляются в подсознательном шаблоне и превращаются в серьезную проблему.

Правильная реакция

Необходимо научиться понимать сигналы своих эмоций и грамотно на них реагировать. Если человек чувствует страх – это всегда сигнал об опасности. Злость – это реакция на несправедливость по отношению к нам, в то время как чувство вины возникает, если мы поступает нечестно с кем-то другим. Грусть возникает всегда и только от потери чего-то или кого-то важного и так далее. Нужно понимать, что говорит нам та или иная эмоция и предпринимать конструктивное действие, которое уберет ее причину. Если устранить угрозу, восстановить справедливость или восполнить потерю – уйдет и соответствующее чувство внутри, и гармония восстановится.

Но что, если чувство, которое человек ощущает, не соотносится ни с одной ситуацией в окружающей реальности? Что если нет угрозы или несправедливости, но есть неопределенная тревожность, неприязнь к самому себе, неуверенность, страх и что-то иное, для чего, казалось бы, нет рациональных причин? Что это за ощущение?

Это тот самый снежный ком, который сформировался за много лет избегания первой, базовой и простой эмоции. Каждый раз, отвлекая себя и не обращая внимания на сигнал эмоции, человек добавлял новую нить к негативному чувству, которое в итоге стало прочным подсознательным канатом и автоматическим поведением, причиняющим дискомфорт и вред человеку.

Если, оставшись наедине с собой, вы ощущаете неприятное чувство, которое непонятно и иррационально, - это не просто неприятная эмоция, а сигнал о сформировавшемся шаблоне, который с годами опустился на уровень подсознания. В этом случае его нельзя поменять силой воли, но можно быстро устранить, обратившись напрямую к подсознанию.

Если продолжать игнорировать этот сигнал, проблема будет только ухудшаться, потому что подсознание будет продолжать стараться привлекать к ней внимание человека все сильнее и сильнее.

Если же обратиться к самому подсознанию и нейтрализовать причину, проблема исчезнет навсегда.

К сожалению, многие не знают, что у них есть выбор и возможность избавиться от этого неприятного ощущения навсегда и обрести гармонию с самим собой. Но лучше знать, что такая возможность есть и еще лучше понимать свои эмоции, прислушиваться к ним и своевременно и правильно на них реагировать.

Используйте свое

  • сергей лазарев поработил твой мозг?

    Хз... Хз... Тогда получаеться что не разу не любила?) Хмм... Впринципе, я думаю возможно полюбить 2, 3, 4 раза... Вот только если глубокий след в душе оставлен кем-то, тогда просто чувство осторожности и недоверия мешает влюбиться заново... А чувства сразу не появляються. Сперва идёт симпатия и влечение... А потом через время ты понимаешь - это твоё или нет... Начинаешь замечать что скучаешь, и ловишь себя мысли, что думаешь только о нём/о ней...
    А если у него к тебе нету, тогда конечно.... Зачем мучать и себя и его?

    очень даже возможно скрыть!))) но на это должны быть причины)

    эти вопросы наверно никогда не потеряют свою актуальность, каждый человек хочет высказаться, показать себя "умнее" чем другие ответчики.

    Не согласна только с одним пунктом: "между ними может быть страсть, вражда, обожание, любовь". Не обязательно и не всегда это будет взаимно. Иногда один будет стараться именно дружить... а вот второй - нет...
    Со всем остальным - на 100%.

    Вероятно, если эти "простые вещи" - это то, что не создано человеком и является чем-то ещё не изученным наукой (наука даёт свои названия и объяснения, определения).. то дать определение им действительно невозможно. Можно просто объяснить как это проявляется, привести примеры из жизни, но не дать определение. Особенно это относиться к чувствам и качествам.

“Это невозможно”.
“У меня не получится.”
Как часто мы говорим себе и друг другу эти слова?

В 1984 году Ричард Брэнсон, владелец фирмы Virgin, не смог дозвониться до авиакомпании, чтобы заказать билет и через день позвонил своему партнёру Саймону:
- Что ты думаешь насчёт того, чтобы открыть авиакомпанию? У меня тут есть предложение…
- Ради Бога! Ты не в своём уме. Перестань, - услышал он в ответ.
Через несколько месяцев в полёт отправился первый самолёт Virgin Atlantic. А затем Брэнсон основал ещё несколько локальных авиакомпаний под маркой Virgin.

Генри Форду говорили, что ему не найти нужное количество квалифицированных работников, которые способны собирать автомобили в большом объеме. А он взял и соорудил конвейер: теперь ему подходил любой неквалифицированный работник.

Человек не может летать?
Невозможно передавать информацию без проводов?
Без высшего образования ты не будешь финансово успешен?

У моих родителей не было высшего образования. Я часто слышал от них: “Если бы у меня был диплом, то я бы сейчас был…” - стандартная фраза для людей, которые выросли и работали в Советском Союзе, где практически каждому предлагалось выбрать то, чем он будет заниматься всю жизнь сразу после окончания школы. Прозвенел последний звонок, и ты выбираешь путь, по которому пойдёшь дальше и с которого вряд ли сможешь свернуть. Ты взбираешься по карьерной лестнице, пока не упрёшься в полученный уровень образования.

Поэтому мои родители так мечтали, чтобы их сыновья получили высшее образование. “Без диплома не получить хорошую работу. Без хорошей работы не получить достаточно денег.”

Наверное тогда, когда мы с братом в тысячный раз услышали эти слова, в нас выросла жажда. Жажда доказать, что возможно всё. Мой брат проучился несколько курсов в университете и бросил его. Теперь он владелец успешного бизнеса. Я свою недолгую студенческую жизнь растил маленький софтверный бизнес. Теперь диплом мне не нужен - мне просто не кому его показывать.

“Смотри, мам - это возможно!”

Теперь мой отец говорит так: “Надо либо хорошо учиться, либо заводить свой бизнес.”

Риск делать что-то “невозможное” велик, но скажите мне, где нет риска? Когда я закончил школу, мой отец рассказал историю про сына своего приятеля. Он закончил престижный университет и уехал в Канаду работать на высокотехнологическую компанию. У него был большой дом и хорошая зарплата. А всё потому, что он хорошо учился. От меня ожидался такой же путь: я должен был выучиться и пойти работать в крупную компанию - иначе не видать мне финансовой стабильности.

Этот сын приятеля “преследовал” меня на протяжении долгого времени. Я боялся неоправдать ожиданий родителей. И что бы вы думали? В то время, когда я, наконец, стал получать от своего сидения дома за компьютером больше, чем мои родители на работе, отец рассказал, что во время дот-ком бума та канадская компания развалилась и теперь сын приятеля находится в крайне плохом положении.

Стабильность - это риск, а риск - это стабильность.

Вряд ли кто-нибудь сможет предсказать будущее и узнать, к чему приведёт то, чем он страстно желает заниматься. Но если ты - оптимист, то и предсказания не нужны, потому что ты знаешь, что у тебя обязательно получится.

В 1983 году два парня из Orange County, умирая со скуки, решили создать свою рок-группу. Вот только одна сложность - они не умели играть ни на одном музыкальном инструменте. Невозможно? Как бы ни так - Брайан и Грег наплевали на все преграды, научились играть, пригласили в группу двух других парней и через 15 лет песни The Offspring заиграли в доме каждого американца. Они выпустили 7 альбомов и продали более 32 миллионов копий, их песни стали хитами на MTV и занимали ведущие места во множестве чартов.

Незнание или неумение - не преграда, если ты делаешь “невозможное”. Главное - желание.

Стивен Кинг всегда хотел стать писателем. Он писал рассказы когда учился в школе, когда работал на вонючей прядильно-ткацкой фабрике, когда собирал грязное бельё, работая в прачечной. Стивену редко удавалось опубликоваться - он собирал сотни отказов от редакторов. Но он верил в себя и стал одним из самых успешных писателей.

На этом история Кинга не кончается. К 1985 году он стал не только успешным писателем, но и алкоголиком и наркоманом. Всё, жизнь окончена? Нет! Желание сохранить семью, профессию и самого себя пересилило невозможность и Стивен бросил свои дурные привычки.

И опять не всё. В 1999 году Кинга сбила машина. Доктор, приехавший на место аварии, даже не надеялся на то, что Стивен дотянет до больницы. Но писатель снова доказывает, что невозможное возможно - вскоре он начинает писать романы, сидя на кресле-каталке, а потом и ходить.

Как происходит сопоставление желаний с возможностями? Я так думаю, в каждом человеке есть внутренний светофор, который регулирует желания и действия. Когда вы хотите чего-то, в ответ на желание загорается свой цвет: красный - я не могу сделать этого, жёлтый - я попробую, но скорее всего не получится, и зелёный - я сделаю это, я смогу.

Вспомните, что вы планировали 31 декабря прошлого года на этот год?
Было ли это вашим истинным желанием или же желанием, пропущенным через зелёный свет светофора?

Станьте быком. Пусть красный цвет вызывает в вас желание умчаться вперёд. Пусть он вызывает желание доказать, что вы сможете сделать то, чего хотите. Помните, как герой фильмов “Назад в будущее” реагировал на фразу “ты трус”? Сделайте “это невозможно” такой же фразой для себя - пусть она вызывает в вас задор. Примите вызов и наслаждайтесь им!

Слушайте тех, кто говорит “ты не сможешь” - это те люди, которые зажгут в вас красный цвет (вперёд!) и заставят доказать обратное. Поверьте мне, это приносит огромное удовольствие!

Итак, что вы там хотите? ВЫ НЕ СМОЖЕТЕ ЭТОГО СДЕЛАТЬ!
(Загорелись?)
Делайте это!
Автор : Дмитрий Честных

В психологии внутренний диалог - это одна из форм мышления, процесс общения человека с самим собой. Он становится результатом взаимодействия разных эго-состояний: «ребенка», «взрослого» и «родителя». Внутренний голос часто критикует нас, дает советы, апеллирует к здравому смыслу. Но прав ли он? T&P узнали у нескольких человек из разных областей, как звучат их внутренние голоса, и попросили психолога это прокомментировать.

Внутренний диалог не имеет ничего общего с шизофренией. Голоса в голове есть у всех: это мы сами (наша личность, характер, опыт) говорим с собой, ведь наше Я состоит из нескольких частей, а психика устроена весьма сложно. Мышление и рефлексия невозможны без внутреннего диалога. Не всегда, впрочем, он оформлен как беседа, и не всегда часть реплик как бы произносят голоса других людей - как правило, родных близких. «Голос в голове» также может звучать как собственный, а может «принадлежать» совсем постороннему человеку: классику литературы, любимому певцу.

С точки зрения психологии внутренний диалог представляет проблему, только если он так активно развивается, что начинает мешать человеку в повседневной жизни: отвлекает его, сбивает с мысли. Но чаще этот молчаливый разговор «с самим собой» становится материалом для анализа, полем для поиска больных мест и испытательным полигоном для развития редкой и ценной способности - понимать и поддерживать себя самого.

Роман

социолог, маркетолог

Мне сложно выделить какие-то характеристики внутреннего голоса: оттенки, тембр, интонации. Я понимаю, что это мой голос, но слышу его совсем по-другому, не так, как остальные: он более гулкий, низкий, грубоватый. Обычно во внутреннем диалоге я представляю себе действующую ролевую модель какой-то ситуации, скрытую прямую речь. Например, - что бы я сказал той или иной публике (притом, что публика может быть очень разной: от случайных прохожих до клиентов моей компании). Мне их нужно убедить, донести до них свою мысль. Обычно я также проигрываю интонации, эмоции и экспрессию.

В то же время, как таковой дискуссии нет: есть внутренний монолог с размышлениями вроде: «А что, если?». Бывает ли, что я сам называю себя идиотом? Бывает. Но это не осуждение, а, скорее, нечто среднее между досадой и констатацией факта.

Если мне нужно стороннее мнение, я меняю призму: например, стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии. По звучанию голоса классиков ничем не отличаются от моего: я вспоминаю именно логику и «оптику». Ярко чужие голоса я различаю только во сне, и они точно моделируются реальными аналогами.

Анастасия

специалист препресса

В моем случае внутренний голос звучит как мой собственный. В основном, он говорит: «Настя, перестань», «Настя, не тупи» и «Насть, ты дура!». Этот голос появляется нечасто: когда я чувствую себя несобранной, когда собственные действия вызывают у меня недовольство. Голос не сердитый - скорее, раздраженный.

Я ни разу не слышала в мыслях ни маминого, ни бабушкиного, ни чьего-либо еще голоса: только свой. Он может меня ругать, но в определенных рамках: без унижений. Этот голос, скорее, как мой тренер: нажимает на кнопки, которые побуждают меня к действию.

Иван

киносценарист

То, что я слышу мысленно, не оформлено как голос, однако я опознаю эту личность по строю мыслей: она похожа на мою мать. И даже точнее: это «внутренний редактор», который объясняет, как сделать так, чтобы понравилось матери. Для меня как для потомственного киношника это нелестное название, поскольку в советские годы для творческого человека (режиссера, писателя, драматурга) редактор - это туповатый ставленник режима, не очень образованный работник цензуры, упивающийся собственной властью. Неприятно осознавать, что подобный тип в тебе цензурирует мысли и подрезает крылья творчеству во всех областях.

Многие свои комментарии «внутренний редактор» дает по делу. Однако вопрос заключается в цели этого «дела». Он, если резюмировать, говорит: «Будь как все и не высовывайся». Он кормит внутреннего труса. «Нужно быть отличником», потому что это избавляет от проблем. Это всем нравится. Он мешает понять, чего хочу я сам, нашептывает, что комфорт - это хорошо, а остальное потом. Этот редактор на самом деле не дает мне быть взрослым в хорошем смысле этого слова. Не в смысле унылости и отсутствия пространства игры, а в смысле зрелости личности.

Я слышу внутренний голос, в основном, в ситуациях, которые напоминают мне о детстве, или когда необходимо прямое проявление творческой составляющей и фантазии. Иногда я поддаюсь «редактору», а иногда нет. Самое главное - вовремя распознать его вмешательство. Потому что он хорошо маскируется, прикрываясь псевдологичными умозаключениями, которые на самом деле не имеют смысла. Если я его опознал, то пытаюсь понять, в чем проблема, чего хочу я сам и где правда на самом деле. Когда этот голос, например, мешает мне в творчестве, я стараюсь остановиться и выйти в пространство «полной пустоты», начав все с начала. Сложность заключается в том, что «редактора» бывает сложно отличить от простого здравого смысла. Чтобы сделать это, нужно послушать интуицию, отойти от смысла слов и понятий. Часто это помогает.

Ирина

переводчик

Мой внутренний диалог оформлен как голоса бабушки и подруги Маши. Это люди, которых я считала близкими и важными: у бабушки я жила в детстве, а Маша оказалась рядом в сложное для меня время. Бабушкин голос говорит, что у меня кривые руки и что я неумеха. А голос Маши повторяет разные вещи: что я снова связалась не с теми людьми, веду неправильный образ жизни и занимаюсь не тем, чем нужно. Они обе всегда осуждают меня. При этом голоса появляются в разные моменты: когда у меня что-то не получается - «говорит» бабушка, а когда у меня все получается и мне хорошо - Маша.

Я реагирую на появление этих голосов агрессивно: стараюсь заставить их умолкнуть, мысленно спорю с ними. Я говорю им в ответ, что лучше знаю, что и как делать со своей жизнью. Чаще всего у меня получается переспорить внутренний голос. Но если нет, я чувствую себя провинившейся, и мне плохо.

Кира

редактор прозы

Мысленно я иногда слышу голос матери, который осуждает меня и обесценивает мои достижения, сомневается во мне. Этот голос всегда бывает мною недоволен и говорит: «Да ты что! Ты в своем уме? Займись лучше прибыльным делом: ты должна зарабатывать». Или: «Ты должна жить, как все». Или: «У тебя ничего не получится: ты никто». Он появляется, если мне предстоит совершить смелый шаг или пойти на риск. В таких ситуациях внутренний голос как бы пытается за счет манипуляции («мама расстроена») склонить меня к максимально безопасному и максимально непримечательному образу действий. Чтобы он был доволен, я должна быть незаметной, старательной, и всем нравиться.

Также я слышу и свой собственный голос: он называет меня не по имени, а прозвищем, которое придумали мои друзья. Обычно он звучит немного раздраженно, но дружелюбно, и говорит: «Так. Прекрати», «Ну что ты, детка» или «Все, давай». Он побуждает меня сосредоточиться или начать действовать.

Илья Шабшин

психолог-консультант, ведущий специалист «Психологического центра на Волхонке»

Вся эта подборка говорит о том, о чем психологи хорошо знают: у большинства из нас очень силен внутренний критик. Мы общаемся сами с собой в основном на языке негатива и грубых слова, методом кнута, и навыков самоподдержки у нас практически нет.

В комментарии Романа мне понравился прием, который я бы даже назвал психотехникой: «Если мне нужно стороннее мнение, я стараюсь вообразить, что сказал бы один из классиков социологии». Этот прием могут использовать люди разных профессий. В восточных практиках даже существует понятие «внутреннего учителя» - глубинного мудрого внутреннего знания, к которому можно обращаться, когда тебе трудно. У профессионала за плечами обычно есть та или иная школа или авторитетные фигуры. Представить себе одну из них и спросить, что бы сказал или сделал он, - это продуктивный подход.

Наглядная иллюстрация к общей теме - это комментарий Анастасии. Голос, который звучит, как собственный, и говорит: «Настя, ты дура! Не тупи. Перестань», - это, конечно, по Эрику Берну, Критикующий Родитель. Особенно плохо, что голос появляется, когда она чувствует себя «несобранной», если собственные действия вызывают недовольство, - то есть, когда, по идее, человека как раз надо поддержать. А голос вместо этого утаптывает в землю… И хотя Анастасия пишет, что он действует без унижений, это небольшое утешение. Может, как «тренер» он нажимает не на те кнопки, и побуждать себя к действиям стоит не пинками, не упреками, не оскорблениями? Но, повторюсь, такое взаимодействие с собой - это, к сожалению, типично.

Побудить себя к действию можно, сначала убрав страхи, сказав себе: «Настя, все в порядке. Ничего страшного, мы сейчас разберемся». Или: «Вот, смотри: получилось хорошо». «Да ты молодец, ты справишься!». «А вспомни, как тогда ты здорово все сделала?». Такой метод подойдет любому человеку, который склонен себя критиковать.

В тексте Ивана важен последний абзац: здесь описывается психологический алгоритм борьбы с внутренним критиком. Пункт первый: «Распознать вмешательство». Такая проблема возникает часто: нечто негативное маскируется, прикрываясь полезными утверждениями, проникает человеку в душу и наводит там свои порядки. Дальше включается аналитик, пытаясь понять, в чем проблема. По Эрику Берну, это взрослая часть психики, рациональная. У Ивана даже есть авторские приемы: «выйти в пространство полной пустоты», «послушать интуицию», «отойти от смысла слов и все понять». Отлично, так и нужно! На основе общих правил и общего понимания о том, что происходит, необходимо находить свой подход к происходящему. Как психолог я аплодирую Ивану: он хорошо научился говорить с собой. Ну, а то, с чем он борется, - классика: внутренний редактор - это все тот же критик.

«В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде»

У Ивана есть и еще одно интересное наблюдение: «Нужно не высовываться и быть отличником». То же самое отмечает и Кира. Ее внутренний голос также говорит, что она должна быть незаметной и всем нравиться. Но этот голос вводит свою, альтернативную логику, поскольку, можно либо быть самым лучшим, либо не высовываться. Однако такие утверждения взяты не из реальности: все это внутренние программы, психологические установки из разных источников.

Установка «не высовываться» (как и большинство других) берется из воспитания: в детском и подростковом возрасте человек делает выводы о том, как ему жить, дает себе инструкции на основе того, что слышит от родителей, воспитателей, учителей.

В этой связи печально выглядит пример Ирины. Близкие и важные люди - бабушка и подруга - говорят ей: «У тебя кривые руки, и ты неумеха», «ты неправильно живешь». Возникает замкнутый круг: бабушка осуждает ее, когда что-то не получается, а подруга - когда все хорошо. Тотальная критика! Ни когда хорошо, ни когда плохо, нет никакой поддержки и утешения. Всегда минус, всегда негатив: или ты неумеха, или с тобой еще что-нибудь не так.

Но Ирина молодец, она ведет себя как боец: заставляет голоса умолкнуть или спорит с ними. Так и надо действовать: власть критика, кем бы он ни был, нужно ослаблять. Ирина говорит, что чаще всего голоса получает переспорить, - по этой фразе можно предположить, что соперник сильный. И в этом плане я бы предложил ей попробовать другие способы: во-первых (поскольку она слышит это как голос), представить себе, что он исходит из радио, и она поворачивает ручку громкости в сторону минимума, так что голос затихает, его становится хуже слышно. Тогда, вероятно, его власть ослабеет, и его станет легче переспорить, - или даже просто отмахнуться от него. Ведь такая внутренняя борьба создает довольно большое напряжение. Тем более, Ирина пишет в конце, что чувствует себя провинившейся, если не получается переспорить.

Негативные представления глубоко проникают в нашу психику на ранних этапах ее развития, особенно легко - в детстве, когда они исходят от больших авторитетных фигур, с которыми, по сути, спорить невозможно. Ребенок маленький, а вокруг него - огромные, важные, сильные хозяева этого мира - взрослые, от которых зависит его жизнь. Тут особенно не поспоришь.

В подростковом возрасте мы также решаем сложные задачи: хочется показать себе и другим, что ты уже взрослый, а не маленький, хотя на самом деле в глубине души понимаешь, что это не совсем так. Многие подростки становятся ранимыми, хотя внешне выглядят колючими. В это время утверждения о себе, о своей внешности, о том, кто ты и какой, западают в душу и позже становятся недовольными внутренними голосами, которые ругают и критикуют. Мы разговариваем с собой так плохо, так гадко, как никогда не стали бы говорить с другими людьми. Другу ты ни за что не скажешь ничего подобного, - а в твоей голове твои голоса по отношению к тебе запросто себе это позволяют.

Чтобы корректировать их, прежде всего, нужно осознать: «Не всегда то, что звучит в моей голове, - это дельные мысли. Там могут оказаться мнения и суждения, просто усвоенные когда-то. Они мне не помогают, мне это не полезно, и ни к чему хорошему их советы не ведут». Нужно научиться их распознавать и разобраться с ними: опровергнуть, приглушить или другим способом убрать из себя внутреннего критика, заменив его на внутреннего друга, оказывающего поддержку, особенно, когда плохо или трудно.

В школе нас обучают извлекать квадратные корни и проводить химические реакции, но вот нормально общаться с самим собой не учат нигде. А нужно культивировать в себе вместо самокритики здоровую самоподдержку. Конечно, рисовать вокруг собственной головы нимб святости не нужно. Нужно, когда сложно, уметь себя подбодрить, поддержать, похвалить, напомнить себе об успехах, достижениях и сильных сторонах. Не унижать себя как личность. Говорить себе: «В конкретной области, в конкретный момент я могу сделать ошибку. Но к моему человеческому достоинству это не имеет отношения. Мое достоинство, мое положительное отношение к себе как к человеку - это незыблемый фундамент. А ошибки - это нормально и даже хорошо: я извлеку из них урок, буду развиваться и двигаться дальше».

Иконки: Justin Alexander from the Noun Project