Старообрядческое подмосковье

Село Губино находится между реками Клязьмой и Нерской и Сеньгой-озером, в 25 километрах от ст. Орехово-Зуево. После 1861 года в село Губино переехали гуслицкие купцы-староверы Кокуновы.

Губинская старообрядческая моленная находилась сначала в доме крестьянина Кузнецова, затем было построено отдельное деревянное здание. В 1876 году на месте деревянной моленной на средства Серапиона и Тихона Кокуновых была выстроена каменная церковь старообрядцев белокриницкого согласия. Здесь разместилась главная губинская святыня — икона Казанской Божией Матери.

Существует предание об истории написания этой чудотворной иконы. В Губинской в начале XVIII века свирепствовала моровая язва. Старообрядческое население деревни, ужасно страдая от эпидемии, решило написать икону Божией Матери Казанской. Для этого были выбраны два ходока, которые отправились в Гуслицы, славившиеся искусными мастерами иконописи. В пути ходокам встретился незнакомый иконописец, который взялся написать икону и привезти ее в деревню. Ходоки возвратились домой. Время шло, а неизвестный иконописец икону все не нес. Народный сход заставил ходоков отправиться в путь для розыска пропавшего иконописца. Посланные уже подумывали сделать заказ другому мастеру, как вдруг на том же самом месте встретили того же самого иконописца, которого искали. Он отдал икону Божией Матери Казанской, ничего не взял с губинцев за работу и ушел неизвестно куда. По сей день никто не знает, кем же все-таки написана чудотворная икона. (Автор, рассказавший об этой иконе в № 47 журнала «Церковь» за 1910 год, считал, что это случилось в начале XVIII века, но, поскольку в устных сказаниях время часто искажается, естественней предположить, что это было во время страшной моровой язвы 1771 года.)

В деревне икону поставили в старообрядческом молельном доме. В нем она пребывала до большого пожара 1847 года.

Всенародные почести и прославление Губинской чудотворной иконы начались с избавления от холеры села Слободищи Богородского уезда. В народной памяти год этот затерялся. Одной глухонемой девушке в Слободищах трижды являлся старец, который посоветовал съездить в Губинскую, взять оттуда святую икону Божией Матери и помолиться перед ней. Глухонемая вдруг заговорила и передала отцу о своем видении, а тот рассказал обо всем деревенским жителям. В тот же день были посланы гонцы в Губинскую. Икону привезли в Слободищи, стали служить перед ней молебен. Поднялся сильный вихрь, а затем шум. Все больные в селе выздоровели, эпидемия прекратилась. С тех пор большую часть года чудотворная икона посещала разные места старообрядческой России. Ее везде принимали с радостью и умилением.

Славную историю приобрела древняя земля Губинская. В прошлые века здесь существовал скит — основанная иноком Иосифом обитель, населенная 15 инокинями, приемлющими белокриницкую иерархию. Во владении скита была одна десятина земли. В разные годы посетили Губино и его храм во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы старообрядческие первосвятители Московские и всея Руси архиепископ Мелетий и митрополит Алимпий.

Первым священником, настоятелем храма стал о. Иоанн. В 20-е годы в возрасте около 70 лет отец Иоанн был репрессирован и по дороге в ссылку умер. Об этом позже сообщили прихожанам местные купцы-старообрядцы, также подвергшиеся репрессиям.

Преемник о. Иоанна — священноиерей Филарет — служил также в 20-е годы, дальнейшая судьба его неизвестна. Печальную участь предшественников разделил настоятель храма о. Никола, служивший до 1937 года. Он также пополнил ряды страдальцев за веру. Пришедшему ему на смену отцу Еразму довелось окормлять храм в Губине всего лишь два-три года. В 1940-м его служба прервалась, и можно догадаться, по какой причине. В эти же самые годы преследований за святую веру многое претерпело и само здание православного старообрядческого храма — на рубеже 1939-1940 годов святыня горела, а вскоре храм использовался (вплоть до 1945-го) не по назначению. По воле власти, здание отняли у верующих в пользу местного колхоза.

И в эти страшные годы разгула атеизма, войны, голода и разрушений к православным христианам, лишенным святыни, приезжали духовные пастыри из других мест. Священники проводили богослужения на дому. Среди духовных подвижников, приезжавших в Губино в 1940-1945 гг., известны орехово-зуевские старообрядческие священнослужители о. Стефан и о. Иоанн.

После Победы нашего народа над фашизмом верующим и духовным православным пастырям со стороны сталинского правительства оказывалось некоторое послабление. Поруганное властями здание губинского храма возвратили местной старообрядческой общине. С 1945 по 1960 гг. здешний приход возглавлял отец Сергий. Он сразу же принял деятельное участие в восстановлении храма. По воспоминаниям прихожан, о. Сергий обладал великолепным певческим голосом. Также рассказывают, что он долгие годы до своего священства служил диаконом в старообрядческом Покровском кафедральном храме на Рогожском кладбище в Москве. Вслед за ним, с 1960 по 1962 гг., настоятелем губинского храма стал о. Максим. По словам старожилов, он родом из Гуслиц. В эти годы верующие ощутили на себе новые «приступы» хрущевского воинствующего атеизма.

На смену о. Максиму пришел священноиереей Антоний. По некоторым данным, он был из Орехово-Зуева. Как и везде, в Гуслицах в это время остро недоставало старообрядческих священников, о. Антонию выпала нелегкая миссия окормлять несколько приходов. К примеру, в его ведении находился и старообрядческий храм деревни Язвищи. Служил этот священник-подвижник и в московских храмах. Он умер в 1983 году, в возрасте сорока с небольшим лет.

Затем почти целое десятилетие у губинского храма не было постоянного настоятеля. В 80-е годы священников сюда направляла Московская старообрядческая Архиепископия. И, наконец, в 1992 году постоянным священником стал отец Зотик (Еремеев). В этот сан его рукоположил первый старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Алимпий. Еще в бытность о. Антония о. Зотик ревностно служил в губинском храме уставщиком. Сам Зотик Иоасафович Еремеев родился в 1947 году в семье коренных староверов. Позднее закончил Духовную семинарию. До 1994-1995 гг. о. Зотик являлся настоятелем храма, многое претерпел от святотатцев, пытавшихся ограбить святыню и украсть чудотворную икону Казанской Пресвятой Богородицы.

В 1994 году о. Зотик принял иноческий постриг с именем Зосима, хиротонисан в епископы митрополитом Алимпием в сослужении с епископом Силуяном и архиепископом Иоанном и направлен в епархию Кишиневскую и всея Молдавии Русской Православной Старообрядческой Церкви.

С 1 июня 1995 года в Губинском храме служит священник Александр (Селин), рукоположенный митрополитом Алимпием. Его дед Петр Александрович Селин (1890-1967 гг.) был известным старообрядческим деятелем, протоиереем, благочинным Горьковской области.

Нынешний храм деревни Губино освящен во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В 2014 году исполняется 125 лет со дня его освящения.

Славная история старообрядческой святыни продолжается.

Исторически старообрядцы жили небольшими "анклавами", где по какой-то причине им удавалось закрепиться. Самые известные из таких "старообрядческих республик" Европейской России - Керженец, Иргиз и Гуслицы (все три названы по рекам). В Гуслицу, в глухие Мещерские леса, староверы бежали начиная с 1660-х годов, и именно они освоили в основном безлюдный угол, а позднее купцы-старообрядцы начали создавать на его перифериях крупные производства, сделав западную часть Мещеры главным промышленным районам Подмосковья.
О Егорьевске - одном из таких фабричных городов, будет отдельный рассказ. Пока же я рассажу о трёх гуслицких сёлах: Слободище, Ильинский Погост и Шувое, где по-прежнему, несмотря на близость Москвы и обилие дачников, живо староверие.

В эти края ведёт Егорьевское шоссе, и в принципе отсюда совсем недалеко до крупных городов и промышленных центров: в 30км южнее находится химический гигант Воскресенск, чуть дальше - Коломна; в 50км севернее - Орехово-Зуево и сплошная цепочка городов и посёлков вдоль дороги на Владимир. Полчаса пути на запад автобусом - и начиется сплошная застроенная территория, где деревни следуют одна за другой без перерыва.
Но здесь - удивительно глухой угол!

В этих лесах и жили староверы. Хотя Москва и была рядом, карательные экспедиции сюда ходили редко и своей цели не достигали. Возможно, причина была в том, что в непосредственной близости от столицы (даже и если это "вторая столица" в 18-19вв.) опасно вести боевые действия; возможно, в том, что староверы имели хороших покровителей - купцов, на которых держалась во многом и экономика Москвы.
Так или иначе, гусляки жили тут относительно безопасно. Трудились на фабриках - купцы охотно брали "своих", занимались ремёслами (например, иконописью - конечно же, для других староверов), а также - фальшивомонетничеством. Было нормально иметь несколько чеканных станков на деревню, а иконописцы в тайне "писали" и ассигнации. Кроме того, гусляки считались лучшими в России "тараканниками", то есть дезинсекторами. Известно, что именно гусляки были тараканниками в Кремле и в Большом театре.
Не брезговали тут и разбоем, поэтому Касимовский тракт считался опасной дорогой. Но еще больше Гуслицы известны как "кузница кадров" для Белокриницкого согласия - зажиточность и поголовная грамотность стали причиной того, что значительная часть духовенства РПСЦ на протяжении всей её истори является выходцами из Гуслиц (в том числе нынешний митрополит Корнилий).

Слободище

Панорама села Слободище - правда, не с трассы, от которой оно отрезано полосой рощ, а с окрестных лугов. Слободище находится у перекрёстка Егорьевского шоссе и дороги, соединяющей Егорьевск и Куровское. Именно в Слободище я и отправился из Куровского.

Крест у северного въезда в село (остановка "Слободище-Первое") - еще есть южный, но от северного ближе до церкви.

С первого взгляда Слободище - это обычный дачный посёлок дальнего Подмосковья, с небольшим количеством старых домов, и только вот эта табличка напоминает - село не такое простое:

От креста на възде до церкви идти минут 10-15 - она находится в северо-западном углу села, довольно далеко от обеих трасс - что и немудрено для нелегальной религии:

Деревянная Казанская церковь построена как молельный дом в 1882 году, и при взгляде издали только опытный человек мог признать в ней церковь. Главка появилась позже - в 1905-м, после манифеста о свободе вероисповедания, в "золотое десятилетие" староверов (тут повторяться не буду - могу лишь отослать к моим же постам о Москве старообрядческой).

По своей архитектуре эта церковь больше всего похожа на деревянные татарские мечети - ведь те сформировались так же: молельный дом с минаретом на крыше. Только тут вместо минарета - главка. Сравните с фотографией по ссылке.

Старообрядческие церкви, татарские мечети, еврейские синагоги - любые храмы угнетаемой на протяжении долгого времени религии приобретают похожие черты.

Имеется в Слободище и некоторое количество деревянных домов с резными наличниками:

А еще в Слободищах мне очень понравилась живность.

"Над твоей могилой будут кукареки петухать":

"Тебе кто разрешил тут снимать?!"

Видите, как укоризненно гусь на меня смотрит?

А положив фотоаппарат на землю и врубив максимальный зум, можно получить интересный вид:

Из Слободищи я прошёл через луга и рощу, и выбрался на Егорьевское шоссе.

Ильинский Погост

От Слободищ около 4 километров до отворота к следующему интересному селу - Ильинскому Погосту. За отворотом нужно пройти еще 800 метров по лесной дороге:

Помню, как когда-то я ехал поздним вечером на автобусе из Касимова, 6 часов по таким лесам. Была зима, мороз, темнота, мало машин - и мне казалось, что я в Сибири. В этому году обнаружил, что по крайней мере в Западной Сибири трассы действительно похожи на Егорьевское шоссе (на кадре выше - не оно).
А тем временем, за поворотом дороги открывается вот такой вид:

Гигантская колокольня Воскресенской церкви. Дело в том, что Ильинский Погост - это и есть село Гуслицы, "столица" всей "старообрядческой республики", а нынешнее название он получил в конце 19 века, когда Гуслицы объединили с несколькими соседними деревнями.

Северный въезд в Ильинсий Погост - не главный, поэтому здесь путника встречают сюрреалистические пейзажи развалин совхоза:

Неподалёку есть и еще один совхоз, действующий, но его сооружения фотографировать неинтересно.

Между тем, недалеко до Воскресенской церкви, построенной в 1822-50 годах. Освящена церковь была в 1840-м (последующие 10 лет ушли на строительство колокольни), и при её освящении присутствовал московский митрополит Филарет:

Храм вмещает до 2000 молящихся - для села это сверхестественный размер! И думается, строительство такой огромной и в общем-то ненужной тут церкви, которую освящал сам Митрополит - это один из элементов миссионерской деятельности, еще одна попытка искоренить гуслицкое староверие без кровопролития.

Дома и виды вокруг церкви:

На земле валялся вот такой агрегат - кажется, соха. Трудно поверить, что отсюда люди ездят в Москву на работу:

Хотя над Ильинским Погостом доминирует Воскресенская церковь, старообрядческого колорита здесь намного больше, чем в Слободище. На улицах постоянно видишь суровых бородатых мужиков с тяжёлым взглядом. Окладистые старорусские бороды всегда считались характерной чертой староверов, и здесь их видишь чаще на порядок. Если внешность современного "простого русского мужика" восходит скорее к облику фабричных рабочих, то староверы сохранили облик исконных крестьян. Но фотографировать их даже издалека я не рискнул.

В Ильинском Погосте хорошо сохранился небольшой, но чётко локализованный центр села:

Резьба с характерными для Гуслиц полукруглыми завершениями:

Отдельные здания, такие как сельская больница:

Ильинский Погост показался мне самым интересным из трёх посещенных сёл. Да и просто очень красивым:

По южной его окраине пролегает собственно Егорьевское шоссе (на севере - это объездная Егорьевска, переходящая в дорогу на Касимов):

Между Ильинским Погостом и Егорьевском можно увидеть еще несколько совершенно крышесносящих старых изб, облик которых вряд ли изменился за 100 лет - но заснять их у меня не получилось. Однако этот 15-километровый участок трассы интересен и сам по себе, может быть, на нём стоит сделать как минимум 1-2 остановки.

Шувое

Третье село находится севернее Егорьевска, в 10 километрах от последнего, и носит странное название ШувОе (ударение на "о"). Туда каждый час ходят автобусы с автовокзала Егорьевска и маршрутки из другой части города (остановка у перекрёстка Советской и Профсоюзной). Шувое - это даже не село, а ПГТ (до недавнего времени носил название Красный Ткач, оставшееся на некоторых картах).
Здесь, в бывшем селе Нареево (часть Шувого) сохранилась еще одна деревянная старообрядческая церковь - Троицкая. Чтобы пройти к ней, надо высадиться на первой остановке в селе и пройти еще 800 метров налево (теоретически, церковь видна на подъездах к селу).

Троицкая церковь, в отличие от Казанской в Слободищах, изначально строилась как храм - но имеет очень много черт молельного дома (о вероятных причинах я уже писал чуть выше)..

То, что я фотографирую церковь, заметила смотрительница - жещина лет 30, и сразу же подошла и потребовала представиться.
Я уже настроился на неприятный разговор с очередным "ловцом злоумышленников" (на этот раз заподозрили, что я могу привести сюда воров, а воры здесь бывают ежегодно), тем более что вид у женщины был очень боевой... но уже спустя 5 минут разговора она мне поверила, и вскоре мы уже говорили о вере. Вообще, эта женщина произвела на меня впечатление - чем дальше, тем больше я вижу, что не понимаю сути старообрядчества, но чувствую, что суть эту понять надо.
Впрочем, "доверяй - но проверяй". Я оставил смотрительнице свой номер телефона, а стало быть, если в ближайшее время церковь обворуют, я теоретически в круге подозреваемых.

Среди других сёл Шувое примечтельно количеством сохранившихся деревянных домов с резьбой:

На некоторых домах - солярные знаки. Такой же знак я увидел на доме священника, так что весьма вероятно, что традиционно они символизировали принадлежность хозяина к староверам:

Недалеко от Шувого находится село Устьяново с Никольской старообрядческой церковью начала ХХ века в новгородском стиле - она считается здесь главной из старообрядческих храмов, и даже служит местом паломничества. Но я туда ехать уже поленился.

.По данным последней переписи в деревне постоянно проживают 817 жителей. В летнее время численность населения деревни увеличивается в несколько раз за счет населения, прибывающего в садовые товарищества и домовладения, используемые как сезонные. Первые письменные упоминания о деревне уходят в 16 век. Деревня была образована старообрядческими общинами, которые в те времена населяли берега реки Нерская, приток реки Москвы. Река Нерская являлась судоходной рекой, что сыграло большое значение в развитии всего региона.

Обычаи старообрядческих общин встречаются в деревне и в настоящее время; рядом с деревней находится старообрядческое кладбище, на котором и по сей день происходит захоронение умерших.Такие факторы как: удаленность от дорог, неплодородные почвы, заливные луга сыграли основную роль в занятости населения общин.Предпочтение отдавалось бортничеству животноводству и выращиванию хмеля, посевами которого занималась большая часть населения общин.

Рельеф местности, на котором расположена деревня, неоднородный, имеет возвышенности и низины.деревня и сейчас рассечена двумя ручьями, которые являются притоками реки Нерская.В окрестностях деревни находится три родника: Никольский, на котором в настоящее время установлена часовня;Пятницкий, в настоящее время заброшен; и Казенный, которым пользуются жители, как питьевым колодцем.Деревня Губино является одной из немногих деревень поселения, в которой население пользуется питьевыми колодцами, расположенными по всей главной улице деревни.Колодцы необычной формы, в народе получили название «Журавль».

Коренное население деревни и сейчас помнит сохраненные стариками названия отдельных участков местности в окрестностях деревни: Пятницкая гора, Подкруча,Брюханово, Захаров Погост, Пукова гора. Все перечисленные участки местности находятся на берегу реки.Наверное с повествования о Нерской и нужно начать рассказ по истории деревни.



Нажмите для увеличения



Река Нерская

На всех старинных картах река, которая и ныне протекает в окрестностях деревни Губино, называлась Мерска, или Мерекая. Это левый приток Москвы-реки; названа она так, предпочтительно, по названию угро-финского племени Меря, жившего на этой территории. В соседней Вохне(ныне Павлово-Посадский район) было село Меря, которое только недавно сменило название. На территории соседней Гуслицы было село Мереево.

Заселение местности шло по рекам, поскольку в те далекие века грунтовых дорог не было.

Нажмите для увеличения

До 1301 года здесь по реке Нерской проходила граница между двумя древнерусскими княжествами, к северу, за рекой, начиналась Владимиро-Суздальская земля, из состава которой позднее выделилось Удельное Московское Княжество, на южном берегу кончались пределы Рязанского княжества. Может быть здесь и проживали те, кто охранял границы Рязанского княжества. В 11-15 веках по реке шли лодки с товарами из Рязани во Владимир и обратно, после присоединения Рязанских земель к Москве, был возможен маршрут Москва-Владимир. Вместе с впадением Нерской в Москва-реку находился Мыт, назывался он Усть-Мерский. Название образовано от слов: «усть» и «мерска». C таким названием была и волость, которая существовала до 1929года. Вместе Мыта брали пошлину с проплывающих лодок.сейчас очень трудно поверить в судоходность реки, но уровень воды в местных реках был в то время намного выше. Учитывая рельеф местности, река в окрестности деревни имела следующий вид.

Проплывая мимо поселений общин, купцы или сопровождающие товар, часто останавливались на постой, пополняли запас провианта. Предположительно, именно поэтому с тех далеких времен участок реки с высоким берегом, на котором было поселение старообрядческой общины получило название Брюханово. Замерзшие зимние реки были прообразом первых грунтовых дорог; по ним часто перемещались обозы, княжеские гонцы и ратники. С развитием грунтовых дорого, торговый путь по Нерской перестал функционировать. Поселения общин по берегам Нерской остались отдаленными от Касимовского тракта, здешние крестьяне жили своим замкнутым миром, несколькими старообрядческими общинами.

Захаровка

Правый приток реки Нерской протекает между деревнями Губино и Марьинка, впадая в Нерскую. Захаровка очень маленькая речка, ее длина всего несколько километров. Но, несмотря на это, у нее имеются свои собственные притоки - правый приток речушка Никитовка и левый - Харитошевка, причем последняя, судя по карте, совсем пересохла и представляет теперь заболоченную лощину к западу от деревни Дворниково. О происхождении ее названия от упомянутой в 1504г. бортной деревни Харитоновской.

Нажмите для увеличения


Нажмите для увеличения


Соответственно и название речки Захаровки связано с названием селения, которое в старину располагалось на ее берегу. По данным писцовой книги 1631-34гг. и позднейших документов здесь фиксируется погост с Пятницкой церковью: «Парасковеи Пятницы церковь (стоит без пения), Гвозднинской волости, на погосте, что было сельцо Захаровское, попа нет, пашни паханой около церквей Парасковеи Пятницы и обвалившейся Рождества Пресвятой Богородицы по дворищам (то есть на месте, где стояли дворы сельца) осмина в поле, а в дву по тому ж, сена 100 копен; пашет и косит Гжельской волости Георги веской поп Фёдор, оброк даёт Коломенскому епископу». Пятницкий погост с действующим деревянным храмом существовал еще в первой половине XX столетия, а ныне здесь находится небольшое сельское кладбище.

Итак, судя по процитированному документу, во второй половине XVI столетия на берегах речки стояло сельцо Захаровское, принадлежавшее, видимо, одному из опричников царя Ивана Грозного. Неизвестный нам по фамилии помещик (имя его, возможно, было Захар) несомненно, причастен к возведению здесь храмового комплекса из двух деревянных церквей - Пятницкой и Рождества Богородицы. В последующие десятилетия конца XVI - начала XVII в. Сельцо Захаровское и многие окрестные деревни запустели, и стоявшие здесь храмы остались без призора. Позднее селение возродилось, и под именем «деревни Захаровой» упомянута в переписной книге 1646 г.. Правда, в перечне Гвозднинских деревень начала XVIII столетия, Захарово отсутствует, стало быть, люди его опять покинули. Но речка, на которой располагалось селение, вот уже несколько веков носит название Захаровка.



Нажмите для увеличения




События давно минувших дней



Утратив возможность торговать и обмениваться товарами используя торговый путь по Нерской жителям общин пришлось менять образ жизни: заниматься бортничеством, земледелеем, животноводством, кормиться сборами по окрестным лесам.


Нажмите для увеличения



Учитывая воспоминания стариков передаваемые несколькими поколениями именно в это время из небольших поселений на реке Захаровке и общины деревни Брюханово и было образовано поселение на притоке Нерской, которое в последствии и было названо деревней Губино. В это время начали образовываться и другие деревни: Ашитково, Дворниково, Знаменка. Торговля между поселениями способствовала образованию грунтовых дорог, появилась возможность перемещаться до Косимовского тракта и далее. В настоящее время существует несколько версий названия деревни Губино.




В начале XX в. речушка Казенка представляла собой заболотившую лощину. Местами поверхность речушки была сплошь покрыта пластами мха, под которыми находилась вода. Детьми мы бегали по этим пластам, как по мягкому ковру. В местечке, которое местные жители называли Подкруча было много заболоченых озер и торфянников, от стариков осталось много рассказов, что в таких пагубных местах гибло много скота и диких животных.



Нажмите для увеличения



В первой половине XIX в. на северовостоке от деревни Губино было захоронено много павшего от болезни скота, об этом постоянно говорили деды и прадеды. Могильник находился в низменности не далеко от Никольского родника и был отмечен насыпными буграми со всех сторон. Отметки могильника отчетливо были видны еще во второй половине XX в. Старики запрещали выкашивать траву с этого места боясь повторного падежа. В начале 80-х гг. XX в. были распаханы все неугодья и низины в окрестности деревни. Эта участь была уготовлена и могильнику.




Скорее всего название деревни произошло от пагубных мест, а их судя по топографической карте 1860 г. в окрестностях было предостаточно. Необходимо отметить, что все упомянутые участки местности в окрестности деревни Губино находятся на Урочищах (участках местности резко отличающейся от основного рельефа). В начале поселение представляло собой несколько дворов на правом притоке реки Нерский, который получил название Казенка, т. к. отделял лесной массив от пустошей и заливных лугов. Первые постройки находились на возвышенности на расстоянии с пол версты от теперешнего расположения центральной улицы. Рядом с постройками находилось небольшое озерцо с родником, и небольшое кладбище о котором стало известно от стариков.



Детьми мы часто бегали по березовой роще между заросших, но имеющих тогда форму и направление запад-восток могил. Их было не много, на некоторых были крупные камни. Озерцо около кладбища было заросшее и имело каплевидную форму с вытекающим ручьем. Немного западнее находилось точно такое же озерцо и по размерам и по форме, оно сохранилось. Из него берет начало речушка Казенка. При проведении земляных работ по обустройству культурных пастбищ в 70х гг. XX в. было уничтожено небольшое кладбище в березовой роще, и озеро с родником. Кто и когда был захоронен в березовой роще, кто были первыми жителями деревни мне не известно. Единственно что напоминает о тех далеких временах, это зарытое озеро и сочившийся из земли на возвышенности родник, который напоминает о себе и о первых поселенцах деревни Губино. Сохранились и крупные камни с могил - время перед ними бессильно.




В XVII в. все окрестные деревни Гвозднинской волости, несколько раз дарились (переходили из рук в руки). В 1679 г. деревня Губино (в составе Гвозднинской волости) находится


Нажмите для увеличения



в ведении Дворцовой конюшенной канцелярии. В начале XVIII в. деревни Губина, Ашиткова подарены царем Петром I Александру Меньшикову после свержения и ареста которого в 1727 г. окрестные деревни, как и вся Гвозднинская волость, вновь отошли к Дворцовой канцелярии. Анализируя карты 1774 г., 1792 г., 1800 г. можно с уверенностью сказать, что деревня Губина зарождалась дважды. На карте 1774 г. отмечены деревни: Губина, Ашиткова, Шерпина, Исакова. Спустя 18 лет на карте 1792 г. деревни Губина, Ашиткова не отмечены.


Нажмите для увеличения


О том, что деревня зарождалась дважды говорит и тот факт, что сегодняшнее расположение центральной улицы находится примерно на растоянии 600 метров восточнее первых построек. Скорее всего здесь основное значение сыграла грунтовая дорога между деревнями Алешина — Пятницкий погост — Дворникова. То, что дорога прошла мимо возвышенности на которой были первые постройки говорит о том, что деревня Губина по каким то причинам запустела. В это время крестьян целыми поселениями отправляли на Урал. Металлургические комбинаты Демидовых требовали много рабочих. Труд в основном был ручной, крестьяне долго не выдерживали, им на смену выкупались новые поселения и так продолжалось несколько десятилетий. В 1796 г. император Павел I именным указом пожаловал земли на которых располагалось Гвозднинская волость, штаб-медику императорской семьи Ивану Фелиповичу Беку, воспитателю Елизаветы Григорьевны Темкиной, дочери императрицы Екатерины II и князя Григория Потемкина. В состав пожалованного имения (1500 душ крестьян), вошли деревни: Ашиткова, сельцо Бекова, Фомина, Никулина, Забусова, Юрасова, Алешина, Исакова, Губина, Щельпина.

Барскую усадьбу для себя Иван Филипович Бек выстроил в деревни Михалёвой, которая с тех пор стала именоваться сельцом Беково, Михалёво тож. После смерти старого лекаря в 1811 году имение унаследовал его сын - Александр Иванович Бек. Который у себя в усадьбе построил Хресторождественный храм. В котором церковным старостой служил Федот Афанасьевич Шинков, уроженец деревни Алёшинской. После смерти А.И Бека поместье было разделено между двух его внучек, младшей Верой и старшей Марией, которая в последствии становится женой графа А.М. Ламсдорфа.

Однако семейная жизнь не сложилась, граф в семье был тираном, разлад в семье был полный. Мария Ивановна уехала заграницу, где в 1869 скоропостижно умерла в дали от родных, оставив графу четырех малолетних детей (Николая, Павла, Дмитрия и Марию). После смерти Марии Ивановны, А.Н. Ламсдорф и его дети наследуют поместье жены в Бронницком уезде. Граф с детьми первоначально селится в Петербурге на Литейном, затем переезжает в Москву. С 1869 года он действительный статный советник, с 1874 года - гормейстер, затем - обергормейстер. На имя своих детей граф покупает у Ашитковских крестьян участок земли с двухэтажным каменным домом, который перестраивает в усадьбу с роскошным парком.

Нажмите для увеличения

Нажмите для увеличения

В родственных семьях Вяземских, Горчаковых, Шереметьевых после смерти жены педантичный граф недолюбливается. Может быть поэтому чтобы проявить себя граф продает обустроенный дом в Ашитково и строит на месте сгоревшего к тому времени сельца на бору знаменитую в последствии усадьбу. Рядом с усадьбой строится пивоваренный завод, ориентированный на сырье (хмель), который в большом количестве выращивали на землях деревни Губино. Оставив службу, граф, полностью отдает себя поместью. По его просьбе на железной дороге строится полустанок Ашитково, от которого к пивоваренному заводу строится железнодорожная ветка, обустраиваются заливные луга, строятся и освящаются храмы, во всех деревнях строятся начальные земские школы. В конце 19 века крепостнические отношения проявили себя как тормоз дальнейшего развития региона. Для того, что бы вывести гос-во из кризиса помещики строят в своих поместьях вотчинные фабрики. Для своих крестьян. Образовался класс крепостных фабрикантов и зажиточных крестьян, плативших своему помещику налог от 50-70 % от прибыли. Не смотря на большие налоги наиболее предприимчивые крестьяне накопили не малые капиталы направляя их на развитие производства, строительства домов и храмов.

Нажмите для увеличения

В середине 19 века деревня Губино одна из больших деревень Гвозднинской волости. На топографической карте 19 века просматривается одна улица от дома Беловых до реки Казёнка. В это время в деревни наметились несколько направлений занятости крестьян. Надомное ткачество — Беловых; Хмелеводство — Ивановых; Животноводство — Грибовых.



Братья Беловы были компаньонами по организованному ими ткацкому производству в деревне Губино. Они снабжали крестьян ткацкими станками используя вольнонаемный труд крестьян деревни Губино. В начале 20 века Беловы основали ткацкую мануфактуру, которая в годы советской власти называлась Пионер. Сейчас здание построенное Беловыми сохранилось, а более поздние постройки растащили во время « Перестройки » , после которой деревня Губино потеряла все рабочие места. Семье Беловых принадлежало 2 двухэтажных дома. Оба дома отошли советам в 1918 году. Собственников выселили в производственное помещение — сновальню, которая находилась позади когда-то принадлежащего им двухэтажного дома. В 1929 семью Беловых повторно выселили. В домах когда-то принадлежащих Беловым в годы советской власти были: Магазины, начальная и вечерние школы, ателье. Одно здание сохранилось и является частным домовладением. Главное здание рядом со сновальнями пострадало от пожара в 80-х годах 20 века.
Оба брата после неоднократных унижений в годы советской власти нашли покой на Ашитковском кладбище. Семьи фабрикантов разделили судьбу многих тысяч униженных во времена репрессий. (см. книга памяти жертв политических репрессий Воскресенского района.)
Ивановы- Иван с супругой Евдокией, уроженцы деревни Губино, занимались выращиванием хмеля. Имея большие плантации использовали наемный труд крестьян деревни Губино и окрестных деревень. Поставляя сырье на пивоварни в Германию сумели накопить немалые капиталы. Семье Ивановых принадлежал двухэтажный дом из красного кирпича в деревне Губино, который сохранился и по сей день. В 1918 году здание отошло советам и использовалось для различных нужд. В нём проживали административные работники, находился медпункт, библиотека. Сейчас это социальное жильё.



Сын Ивановых, Иван Иванович как и родители занимался хмелеводством, для прессования сырья он построил рядом со своим домом, который находился позади дома родителей прессовальню для хмеля. Скупая сырьё у крестьян, переработав его, продавал на пивоварни Ламсдорфа.

Семьи Ивановых входили в старообрядческую общину деревни Губино. Посещали старообрядчискую церковь (Молельну), которая была построена с тчаянием местных старообрядцев на возвышенности за домами Ивановых (сейчас это территория Губинского ДК. В церкви совершал старообрядческие обряды, был певчим Иванов Саватий Петрович.

Нажмите для увеличения

Нажмите для увеличения

Арестован по доносу в 1937 году, расстрелян 17 августа. В 30-х годах старообрядческую молельну закрыли, устроив в ней деревенский клуб трудовой молодёжи. Жители деревни, входившие в старообрядческую общину перед закрытием молельни разобрали церковные книги и другую утварь по домам. В силу этих обстоятельств в деревне образовалось несколько молебных домов. Ивановы Иван и Евдокия нашли покой на старообрядческом кладбище деревни Губино. Семьи детей Ивановых разделили судьбу многих тысяч униженных в годы репрессий.

Грибовы, Яков Николаевич с сыновьями Алексеем, Василием, Григорием уроженцы деревни Губино были крупными мясоторговцами. В хозяйстве имели большой надел земли, добротный деревянный дом с хозяйственными постройками. Возросший спрос на мясомолочную продукцию уже в конце 19 века способствовал развитию внутренней торговле. В деревне в это время открываются несколько торговых лавок и чайных. Одна из чайных принадлежала семье Грибовых.
После октябрьской революции Алексей Яковлевич Грибов отделился от отца. Имея добротный дом, лошадь, несколько голов домашнего скота, как и отец, занимался мясоторговлей. В начале 30 годов содержал чайную. Закончил торговлю в 1928 году.
Как крупный мясоторговец был лишен избирательных прав, в 1931 году арестован. Имущество перешло советам. В доме, когда-то принадлежащем семье А.Я. Грибова расположился детский сад. Семья Грибова А.Я. была выселена в Кемеровскую область.


Голиковы, Андриановы, Хохловы, Голышевы, Штаниковы, Катаевы, Соколовы - это только малая часть фамилий Губинских семей которые, несомненно, сыграли важную роль в развитии не только деревни, но и Ашитковской волости. Идейная борьба в начале 20 века проявившаяся октябрьской революцией 1917 года как потом оказалось, не объединила жителей деревень. Борьба с богатством, гражданская война, всё это разделило крестьянские семьи на белых и красных, на бедных, середняков и зажиточных. Это расслоение в годы сплошной коллективизации крестьянских семей приведёт к очередному раскулачиванию теперь уже своих односельчан и земляков.



Нажмите для увеличения

В конце двадцатых годов положение правящей в России коммунистической партии стало стремительно ухудшаться. Воплощая в жизнь революционные лозунги: земля крестьянам; фабрики рабочим молодое советское государство вошло во временной период НЭПа, сменившим на десятом съезде РКПб 5 марта 1921 года политику "Военного коммунизма". Получив в руки народное достояние, землю и экономическую слободу, трудолюбивые крестьянские семьи деревни Губино за небольшой временной период смогли серьёзно улучшить благосостояние своих семей.

Нажмите для увеличения

Огромные плантации хмеля, пасеки до ста пчелосемей, крупнорогатый скот и.т.д. Многие семьи, имея выездных лошадей и оформленное надлежащим образом разрешение, занимались извозом. Уже к концу 20 годов произошло новое расслоение общества, поделившее крестьянские семьи на бедных, середняков и кулаков. Почувствовав внутреннюю угрозу, советы для выравнивания благосостояния крестьянских семей вступают в период сплошной коллективизации. Будучи одной из больших деревень Ашитковского, вскоре Виноградовского района, где в колхоз наречённый в память расстрелянного в 1905 году революционера Сергея Ивановича Виноградова записалось лишь девять семей на сотню домовладений, доставляла немало хлопот молодой власти. Бедные семьи, ничего не имея, записавшись в колхоз, становились хозяевами создавшегося положения. Земли, завоёванные отцами в гражданской войне, отходят вновь образованным колхозам, а нажитое имущество описывается рабоче-крестьянскими инспекциями. Всех кто не желал разделить судьбу бедных, Отобрав избирательные права, записывали в кулаческие семьи, которые вскоре разделят судьбу многих тысяч униженных в годы политических репрессий. Имея громадный опыт, как отобрать и поделить руководство района для размещения правления колхоза повторно выселяет семью фабриканта Белова из производственного здания сновальни, находившегося позади когда-то принадлежащего им двухэтажного дома. Складские помещения фабрикантов используют для хранения общего инвентаря переданного вступившими в колхоз крестьянскими семьями. Фруктовые сады становятся достоянием колхоза. Несмотря на доставшееся даром колхозу имущество и оценивавшийся трудоднями крестьянский труд, впервые годы колхозное движение не дало положительных результатов.

Нажмите для увеличения

Набожность крестьянских семей, многочисленная община с действующей старообрядческой молебной, действующие на близлежащих погостах и в селе Ашитково храмы. Всё это, по мнению партийного руководства тормозило колхозное движение. Аналогичная картина наблюдалась и в соседних деревнях и сёлах.

Нажмите для увеличения

Усилив антирелигиозную пропаганду в учебных заведениях, привлекая на колхозные поля учащихся школ, советы уже в середине тридцатых годов начинают борьбу с Церковью. Закрыв в деревне старообрядческую молельню, советы производят рокировку государственных структур. В культовом здании традиционно размещают деревенский клуб трудовой молодёжи, который переехал из двухэтажного дома семьи Беловых. В освободившее помещение вскоре из дома семьи Ивановых переезжает Губинский сельский совет, а двухэтажное кирпичное здание Ивановых занимает библиотека с читальным залом. Освободившись от неугодных земляков пополневших огромную армию осужденных, взяв за основу имущество фабрикантов Беловых, советы делают первые шаги сближения с народом. Сконцентрировав в одном месте, рядом с ткацкой мануфактурой: школу, сельский совет и правление колхоза молодая власть начинает строительство нового общества.



Нажмите для увеличения

Нажмите для увеличения

Будучи одной из больших деревня Губино очередной раз кроится на несколько улиц, казённый конец получает статус двух улиц: Красноалексеевская (от Морозовской чайной до родового дома священника Николая Голышева (Егорьевского) и улица имени 40 кодексов (впоследствии будет переименована в улицу имени Калинина). В бывшей усадьбе Ламздорфа, молодая власть открывает первую семилетнюю школу колхозной молодёжи ориентированную на ближайшие деревни и сёла. В программе обучения деревенских школ идёт мощная пропаганда колхозного движения. Уделяя огромное внимание пионерскому движению, сменившему кодетство ещё в 1922 году, советы на первое место ставят идейное воспитание. Антирелигиозная пропаганда в учебных заведениях постепенно изменила отношение к вере в Христа. На погостах всё чаще и чаще вместо православных крестов появляются памятники с революционными лозунгами.

Нажмите для увеличения

Нажмите для увеличения

Православные кресты со старинных захоронений, оказавшись в руках пионеров, служат лишь развлечением для молодой публики. Не спокойная мировая обстановка вызванная фашизмом объединила народ, в школьную программу вводят предмет обучающий детей школьного возраста обращению с оружием. В соседнем селе Ашитково открывают цех по пошиву солдатского обмундирования. Страна готовится дать отпор врагу, завоевавшему к тому времени многие европейские страны, даже не подозревая, что грядущая война затянется на долгие четыре года, унеся более двадцати миллионов сынов и дочерей.






Нажмите для увеличения



По каждой семье прошла та страшная война. Имена и фамилия наших земляков, в боях, ценой своей жизни завоевавших для будущих поколений мир, навсегда увековечены на мраморных плитах памятника погибшим воинам установленного в семидесятых годах на территории Губинской средней школы. Многолетний, омытый кровью земляков путь к победе, очередной раз сплотил народ, научившийся за военные годы жить и радоваться простым человеческим радостям. С началом восстановления разрушенного войной народного хозяйства произошло очередное укрупнение административных округов. Будучи одной из больших деревень Виноградовского района, деревня Губино сохранила сельский совет, причём в бывшем Беловском здании по соседству разместилось и правление колхоза имени Виноградова. Освободившееся здание Беловской сновальни приспособили под складское помещение. Истосковавшийся за военные годы по мирной жизни народ, с удовольствием принимал участие в благоустройстве родной деревни. Дома, когда то принадлежащие семье Грибовых (в военные годы детский сад и школа) перенесли на старую слободку для строительства детского сада. Возле ткацкой мануфактуры «Пионер» началось строительство колхозных ферм. На урочище с закрепившимся названием «Подкруча» построили колхозные крольчатники, благодаря которым среди жителей местность получила название «заячьи ямы». Углубления от построек просматривались на урочище вплоть до восьмидесятых годов 20 века и были сневелированы при строительстве склада химических удобрений. На окраине улицы имени Калинина (Казённый конец) обустроили механические молотилки с навесом для сушки зерна. Все вновь вводимые объекты в деревне Губино строились строительной бригадой, в штате которой были Губинские женщины руками, которых и восстанавливалось разрушенное войной народное хозяйство.



Прошедшие десятилетия, очередная революция наречённая Перестройкой, которая ещё раз поменяла ценности. Всё это позволяет очередной раз переосмыслить знаменитую фразу "Что такое хорошо, что такое плохо?" Написать историческую статью может и один человек, а вот сделать и что ещё важнее оценить историю может только общество.



Нажмите для увеличения



Поэтому что было, то было. Среди уроженцев деревни Губино есть фамилии жителей, которыми могут гордиться и сегодняшние поколения. Хохлов Иван Сергеевич (1885-1973 г.) из семьи бедных крестьян. Свой трудовой путь начал надомным ткачом, после чего работал на ткацкой мануфактуре Губинских фабрикантов Беловых. После Октябрьской революции был активным участником революционного движения. Объединив Губинских крестьян в отряд (125 сабель) на стороне красной армии участвовал в Гражданской войне. Вскоре вернувшись по ранению в родную деревню, получил назначение на работу в волостной исполком, откуда и начался его карьерный рост. Несколько лет формировал продовольственные обозы для красной армии, был членом рабоче-крестьянской инспекции. После образования Виноградовского района Иван Сергеевич курировал районную газету " Сталинский путь ", потом работал вместе с Рожновым Д.С., Тимофеевым, Васиным С.И. на руководящих постах вновь образованного района. В 40 годах был переведён в Бронницкий район, где избирался на руководящие посты Раменского райисполкома. Затем был избран председателем Мосисполкома. В 1940 году на третьей сессии верховного совета РСФСР единогласно был утверждён на пост руководителя российского правительства. В годы ВОВ, передав дела Косыгину А.Н., который впоследствии и сменил его на посту председателя правительства РСФСР, всю войну провёл на фронтах, был членом военного совета Западного и Белорусского фронтов. Закончил войну в Кенигсберге в звании Генерал-лейтенанта. После войны работал в министерствах РСФСР и СССР.
Андреанов Василий Иванович 1891 года рождения, уроженец деревни Губино Ашитковской волости, участник первой мировой войны 1914-1917 годов. Один из немногих кто был награждён Георгиевскими крестами всех четырёх степеней. В возрасте 22 лет Василий Иванович был переведён на службу в 71 пехотный полк, который располагался тогда в Польше. Полным Георгиевским кавалером Василий Иванович стал на австро-германском фронте. Если учитывать, что высшее воинское отличие, учреждённое для солдат, матросов и унтер-офицеров в 1807 году Георгиевский крест вручался за личное мужество, проявленное на полях сражений, то мы с полной уверенностью можем гордиться своим земляком, на груди которого кроме прочих наград теснились все четыре Георгиевских креста.

Село Губино находится между реками Клязьмой и Нерской и Сеньгой-озером, в 25 километрах от ст. Орехово-Зуево. По устным преданиям, Губино (в прошлом - деревня Губинская) существует около 300 лет. Название селения произошло от губительной, гиблой, болотистой местности окрест деревни, где скрывались преследуемые царем и властью старообрядцы. В те далекие годы Губинская входила в состав Кудыкинской волости Покровского уезда Владимирской губернии и имела три улицы, названные по именам трех братьев-помещиков: Измайловскую, Николаевскую, Александровскую.

После 1861 года сюда переехали гуслицкие купцы-староверы Кокуновы. Тихон Александрович Кокунов вскоре построил одноэтажный кирпичный корпус для ткацкой и красильно-аппретурной фабрики с керосиновым освещением. Серапион Александрович Кокунов открыл ткацкую фабрику в двухэтажном корпусе. Всего у Кокуновых на фабриках было 250 ручных станков. Кузьма и Степан Кокуновы владели торфяными машинами. Промышленная добыча торфа в окрестностях Губина началась в 1913 году. Губинское болото относилось к Ликинским торфоразработкам.

Губинская старообрядческая моленная находилась сначала в доме крестьянина Кузнецова, затем было построено отдельное деревянное здание. В 1876 году на месте деревянной моленной на средства Серапиона и Тихона Кокуновых была выстроена каменная церковь старообрядцев белокриницкого согласия. Здесь разместилась главная губинская святыня - икона Казанской Божией Матери.

Существует предание об истории написания этой чудотворной иконы. В Губинской в начале XVIII века свирепствовала моровая язва. Старообрядческое население деревни, ужасно страдая от эпидемии, решило написать икону Божией Матери Казанской. Для этого были выбраны два ходока, которые отправились в Гуслицы, славившиеся искусными мастерами иконописи. В пути ходокам встретился незнакомый иконописец, который взялся написать икону и привезти ее в деревню. Ходоки возвратились домой. Время шло, а неизвестный иконописец икону все не нес. Народный сход заставил ходоков отправиться в путь для розыска пропавшего иконописца. Посланные уже подумывали сделать заказ другому мастеру, как вдруг на том же самом месте встретили того же самого иконописца, которого искали. Он отдал икону Божией Матери Казанской, ничего не взял с губинцев за работу и ушел неизвестно куда. По сей день никто не знает, кем же все-таки написана чудотворная икона. (Автор, рассказавший об этой иконе в №47 журнала «Церковь» за 1910 год, считал, что это случилось в начале XVIII века, но, поскольку в устных сказаниях время часто искажается, естественней предположить, что это было во время страшной моровой язвы 1771 года.)

В деревне икону поставили в старообрядческом молельном доме. В нем она пребывала до большого пожара 1847 года.

Всенародные почести и прославление Губинской чудотворной иконы начались с избавления от холеры села Слободищи Богородского уезда. В народной памяти год этот затерялся. Одной глухонемой девушке в Слободищах трижды являлся старец, который посоветовал съездить в Губинскую, взять оттуда святую икону Божией Матери и помолиться перед ней. Глухонемая вдруг заговорила и передала отцу о своем видении, а тот рассказал обо всем деревенским жителям. В тот же день были посланы гонцы в Губинскую. Икону привезли в Слободищи, стали служить перед ней молебен. Поднялся сильный вихрь, а затем шум. Все больные в селе выздоровели, эпидемия прекратилась. С тех пор большую часть года чудотворная икона посещала разные места старообрядческой России. Ее везде принимали с радостью и умилением.

Славную историю приобрела древняя земля Губинская. В прошлые века здесь существовал скит - основанная иноком Иосифом обитель, населенная 15 инокинями, приемлющими белокриницкую иерархию. Во владении скита была одна десятина земли. В разные годы посетили Губино и его храм во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы старообрядческие первосвятители Московские и всея Руси архиепископ Мелетий и митрополит Алимпий.

Журнал «Старообрядческая мысль» в 1915 году сообщал: «15 ноября сего года в храме Успения Пресвятой Богородицы, что на Апухтинке в Москве, состоялось торжественное богослужение по случаю принесения в храм чудотворного образа Казанской Пресвятой Богородицы (из деревни Губинской). Всенощную и Божественную литургию совершал архиепископ Мелетий… Постоянное пребывание вышеназванной чудотворной иконы в Губинской Кудыкинской волости Покровского уезда Владимирской губернии».

В Гуслицах был установлен порядок чествования чудотворной иконы Царицы Небесной: 11 июня торжество встречи и провождение иконы с крестным ходом совершалось в Селиванихе, 12-го - в Степановке, 13-го - в слободе Абрамовке, 15-го - в Шувое, 17-го - в Нарееве. В эти дни все работы прекращались даже на механических ткацких фабриках. Моление в честь прибытия святыни начиналось вечером служением всенощной, а утром проводилась Божественная литургия с произнесением торжественной речи, после которой по колокольному звону все собирались на крестный ход вокруг селения по полям. Тут же служились молебны с водоосвящением. Затем икона следовала в соседний приход.

Духовенство господствующей церкви часто ополчалось против чудотворной иконы, искало случая отобрать ее у старообрядцев. До 80-х годов XIX века даже открытое перенесение святой иконы из храма поперек улицы с пением считалось преступлением, и почти вся уездная полиция приводилась в боевую готовность. Старообрядцы ревностно и бдительно охраняли дорогую святыню: от властей икону прятали в закрома, в рожь и т.п. Если везли икону в другую деревню, то обычно ее прятали в середину какой-нибудь клади, чтобы избежать подозрения полицейских. До 1915 года икона находилась в доме братьев Кокуновых.

Первым священником, настоятелем храма стал о. Иоанн. В 20-е годы в возрасте около 70 лет отец Иоанн был репрессирован и по дороге в ссылку умер. Об этом позже сообщили прихожанам местные купцы-старообрядцы, также подвергшиеся репрессиям.

Преемник о. Иоанна - священноиерей Филарет - служил также в 20-е годы, дальнейшая судьба его неизвестна. Печальную участь предшественников разделил настоятель храма о. Никола, служивший до 1937 года. Он также пополнил ряды страдальцев за веру. Пришедшему ему на смену отцу Еразму довелось окормлять храм в Губине всего лишь два-три года. В 1940-м его служба прервалась, и можно догадаться, по какой причине. В эти же самые годы преследований за святую веру многое претерпело и само здание православного старообрядческого храма - на рубеже 1939-1940 годов святыня горела, а вскоре храм использовался (вплоть до 1945-го) не по назначению. По воле власти, здание отняли у верующих в пользу местного колхоза.

И в эти страшные годы разгула атеизма, войны, голода и разрушений к православным христианам, лишенным святыни, приезжали духовные пастыри из других мест. Священники проводили богослужения на дому. Среди духовных подвижников, приезжавших в Губино в 1940-1945 гг., известны орехово-зуевские старообрядческие священнослужители о. Стефан и о. Иоанн.

После Победы нашего народа над фашизмом верующим и духовным православным пастырям со стороны сталинского правительства оказывалось некоторое послабление. Поруганное властями здание губинского храма возвратили местной старообрядческой общине. С 1945 по 1960 гг. здешний приход возглавлял отец Сергий. Он сразу же принял деятельное участие в восстановлении храма. По воспоминаниям прихожан, о. Сергий обладал великолепным певческим голосом. Также рассказывают, что он долгие годы до своего священства служил диаконом в старообрядческом Покровском кафедральном храме на Рогожском кладбище в Москве. Вслед за ним, с 1960 по 1962 гг., настоятелем губинского храма стал о. Максим. По словам старожилов, он родом из Гуслиц. В эти годы верующие ощутили на себе новые «приступы» хрущевского воинствующего атеизма.

На смену о. Максиму пришел священноиереей Антоний. По некоторым данным, он был из Орехово-Зуева. Как и везде, в Гуслицах в это время остро недоставало старообрядческих священников, о. Антонию выпала нелегкая миссия окормлять несколько приходов. К примеру, в его ведении находился и старообрядческий храм деревни Язвищи. Служил этот священник-подвижник и в московских храмах. Он умер в 1983 году, в возрасте сорока с небольшим лет.

Затем почти целое десятилетие у губинского храма не было постоянного настоятеля. В 80-е годы священников сюда направляла Московская старообрядческая Архиепископия. И, наконец, в 1992 году постоянным священником стал отец Зотик (Еремеев). В этот сан его рукоположил первый старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Алимпий. Еще в бытность о. Антония о. Зотик ревностно служил в губинском храме уставщиком. Сам Зотик Иоасафович Еремеев родился в 1947 году в семье коренных староверов. Позднее закончил Духовную семинарию. До 1994-1995 гг. о. Зотик являлся настоятелем храма, многое претерпел от святотатцев, пытавшихся ограбить святыню и украсть чудотворную икону Казанской Пресвятой Богородицы.

В 1994 году о. Зотик принял иноческий постриг с именем Зосима, хиротонисан в епископы митрополитом Алимпием в сослужении с епископом Силуяном и архиепископом Иоанном и направлен в епархию Кишиневскую и всея Молдавии Русской Православной Старообрядческой Церкви.