Белокриницкий молельный дом. Старообрядческая молельня

Будучи одновременно и православной столицей, и деловым центром, Москва со времен Раскола сохранял крупную старообрядческую диаспору. О двух ее центрах - поповском и беспоповском , я уже писал недавно. В завершение старообрядческой темы я расскажу о нескольких отдельных храмах московских староверов. Причем именно о тех, которые строились как старообрядческие изначально.

Если конкретно, то речь пойдёт о моленных - характерном типе староверского храма, и о "старообрядческом модерне" - очень интересном архитектурном стиле, существовавшем в 1905-1917 годах - в "золотое десятилетие" староверия.

Так как старообрядчество очень долго было нелегальной религией, староверские храмы строились на большей части территории России лишь в короткие периоды прекращения гонений - в 1770-1820-е годы (когда появились Рогожский и Преображенский посёлки) и в 1905-1917 годах, когда была официально провозглашена свобода вероисповедания.
В другие же периоды чаще встречались или переносные храмы-палатки (более характерно для дальних краёв, типа Яика), или моленные - специальные помещения в частных домах, не видимые снаружи. А так как старообрядчество всегда было сильно своими купцами, в Москве моленные располагались в домах купцов.

Первым пунктом моей поездки стала Морозовская моленная в Подсосненском переулке, в 5 минутах ходьбы от Курского вокзала по направлению к центру.

Особняк Морозовых-Викуловых был построен в 1830-е годы, но ныне от него почти ничего не осталось, кроме вот этих ворот (вид изнутри):

Сам особняк был поглощен огромным конструктивистским зданием, за которым сохранились остатки флигеля, где и размещалась моленная. Выглядит это примерно так:

На сайте Храмы России утверждается, что в этом флигеле сохранились даже остатки росписей моленной - но мне в это верится с трудом. О возможности проникнуть внутрь ничего не знаю.

Гораздо интереснее Рябушинская моленная на Малой Никитской, в сотне метров от площади Никитских Ворот (т.е. на другом конце центра). Ведь располагается она внутри особняка Рябушинского, построенного в 1900-1902 годах Фёдором Шехтелем.

Этот дом - во-первых, эталонный образец модерна в России, а во-вторых, после Революции особняк был передан Максиму Горькому, после смерти которого стал его же музеем. Вот так особняк выглядит со двора - моленной принадлежат три окна на самом верху:

Удивительной красоты модерновые детали, сюрреализм кривых линий:

Музей открыт с 10:00 до 18:00, но самое удивительное - он БЕСПЛАТНЫЙ. Точнее, там платная только фотосъемка, причем в каждом зале отдельно, и оплачивать надо у смотрителя. Но сам вход в музей свободный, надо только сдать куртку в гардероб.
Такой интересной системы я не видел еще нигде, а музей пользуется необъяснимой популярностью у туристов-буржуев.

Моленная, также отделанная по проекту Шехтеля в 1902-1904 годах - ныне открыта для посетителей как отдельная часть музея. Можно полюбоваться потрясающими модерновыми росписями:

Росписи были восстановлены в 1977-79 годах (показательно, что официально РПЦ аннулировала проклятие староверам на Соборе 1977 года), причём все фрагменты, окрашенные ныне в желтый цвет, изначально были позолоченными. В прошлом в моленной был иконостас и утварь, но их воссоздать пока не удалось. Для посетителей моленная была открыта относительно недавно, хотя, говорят, в частном порядке музейщики водили туда людей и раньше.

Интересно, что больше повлияло на согласие Шехтеля принять участие в "незаконном" строительстве: деньги Рябушинского или понимание того, что запрет на староверие - абсурден? Так или иначе, тайной эта моленная была лишь около года: в апреле-1905 староверы получили свободу вероисповедания.

Флигель дома Рябушинских:

Небольшое лирическое отступление: о концентрации истории в Москве. Вот в этих двух домах по соседству с домом Рябушинского (где, как было сказано, жил Горький) жили Александр Блок (слева) и Алексей Толстой (справа). Очень надеюсь, что в многоэтажке на заднем плане живёт какой-нибудь непризнанный или еще не раскрывшийся гений.

А напротив - палаты 17 века, которыми в Старой Москве никого не удивишь:

Теперь снова перенесёмся в район Курского вокзала, за железную дорогу, на старую окраину, ныне известную как Басманный район Центрального округа. Здесь, в причудливой смеси двухэтажных домиков и брежневских многоэтажек, затаились еще 2 уникальные церкви - те самые образцы "старообрядческого модерна".

Воскресенская церковь в Токмаковом переулке в 10 минутах ходьбы от Курской поражает неординарностью своих форм:

Она была построена в 1907-1909 годах. Как уже говорилось, 1905-1917 года - это "золотое десятилетие" старообрядчества. Официально выйдя из тени, староверы принялись навёрствывать упущенное, и среди прочего шел активный поиск формы для старообрядческого храма. Строились совершенно чумового вида модерновые церкви - в Москве, Петербурге , уездном Боровске , губернском Владимире , купеческом Балакове на Волге, в портовом Ростове-на-Дон у и многих других городах.
А Воскресенская церковь в Токмаковом переулке, ныне расположенная во дворе за многоэтажкой (с самого переулка церковь не видна вообще, находится на четной стороне у пересечения с Денискинским переулком) - старейший образец "старообрядческого модерна".

Эти церкви очень разнообразны по форме, почти всегда потрясающе динамичны, и просто очень хорошо используют преимущества модерна. Мне они по своему принципу кажутся даже интереснее, чем канонические храмы РПЦ того времени. Если в "патриаршьих" церквях начала ХХ века читаются Русь и Византия, то в староверческих - все те далёкие края, где они пытались обосноваться на протяжении 200 лет.
В Воскресенской церкви видны и Русский Север, и Керженец, и Буковина:

Церковь совсем недавно была возвращена беспоповцам-поморцам, и сейчас идёт ремонт. Стоит она в узком дворе среди многоэтажек, и адекватно заснять её просто невозможно.

В 20 минутах ходьбы отсюда (и в 5 минутах от станции метро Бауманская) находится еще одна модерновая церковь столь же безумного облика - Покровская в Малом Гавриковом переулке, а фактически на улице Гаврикова, входящей в Третье кольцо.

Построена она была в 1909-1911 годах архитектором Бондаренко, и кажется, это самый оригинальный по своему облику русский храм начала ХХ века.
А в её облике - Иргиз (слобода Мечетная, получившая название от руин ордынских мечетей), Прибалтика и Добруджа.

Очень необычная для России отделка - черепица и витражи:

Что удивительно, церковь до сих пор не возвращена верующим и занята всякими организациями. Но хотя бы в достойном виде, а не руина.

Многие, увидев её, не знают, какой конфессии она принадлежит. Но это ведь лишь поиск формы. Удивительно, во что бы вылился старообрядческий модерн, если бы не Революция! Быть может, староверческие купцы бы пригласили сюда Гауди.

Ну и наконец последний, едва ли не самый известный в Москве старообрядческий храм - Николая Чудотворца у Тверской заставы.

Хотя его основные преимущества в том, что он действующий и расположен на крайне видном месте - у Белорусского вокзала.

Этот храм намного тривиальнее двух показанных выше - обычный псевдорусский стиль. Но чрезвычайно удачный!

Построен он был в 1914-1916 годах, а издалека вполне потянет на 15-й век.
Этот храм крайне эффектно расположен на фоне огромного Делового центра. Хотя это не так уж странно - ведь староверы были лучшими купцами России конца 19 - начала 20 века.

Видете отражение креста в окне небоскрёба? Много и других потрясающих ракурсов:

Есть в Москве и ближнем Подмосковье и еще несколько старообрядческих храмов, построенных как таковые изначально. Некоторые действуют, некоторые до сих пор закрыты, некоторые переданы РПЦ, но и некоторые храмы РПЦ теперь числятся за старообрядцами.
Мне же теперь путь - в исторические регионы проживания староверов: Стародубье у стыка России, Украины и Беларуси; Керженец в Нижегородском Заволжье, Иргиз между Самарой и Саратовом, Литва и Латгалия - католическая Латвия, Буковина у северных границы Румынии и Добруджа у восточных... Ну а до староверческих скитов Южной Сибири я пока не дорос.
Впрочем, репортаж о Стародубье у меня уже есть - самый старый в моём ЖЖ, и потому не самый удачный. Скорее всего, в ближайшее время я попробую его перевыложить с новым текстом и по-новому обработанными фотографиями.

P.S. Всё же здорово, что можно совершить полноценное путешествие, не покидая Москвы. А во всех трёх постах по 37 фото получилось не преднамеренно - просто совпало.

December 20th, 2013

Решил я друзья, как грится- подбить итог староверческих мест Москвы. Отбросим пока в сторону- особняки и дома зажитошных староверцев, также откинем- заводы, фабрики, больницы и прочие... всё равно объектов остается не мало! Глядя на количество старообрядческих церквей и моленных, невольно возникат вопрос- "А жили ли в Москве до революции -никониане?" ...шучу, шучу...наверное жили.)))
Я вот насчитал-около 70-ти церквей и моленных. Старалси выставлять свои фото и посты, ну и земной поклон за материалы, моему одноверцу и ЖЖ-товарищу- rostovetz . Постараюсь под каждым номером, заполнить фотографиями и информацией. (если у вас, уважаемые, будет материал или поправки, буду очень признателен!)

1. Церковный комплекс на Рогожском.

кладбище
Институт на Рогожском (школа №459)

на фото: слева- Христорождественский собор, Колокольня и храм Успения Божией Матери, Покровский кафедральный собор, Никольский храм (ныне никонианский), ул. Старообрядческая. (все храмы действующие)

2. Духовный центр безпоповцев феодосеевцев на Преображенское кладбище.
Сейчас, осталось- три моленных, главная (на фото) Крестовоздвиженский храм .
(действующая)

3.Церковь Николы чудотворца на Тверской заставе . Бутырский вал, 8.
(действующая)
Так как являюсь- прихожанином Никольской церквы, о ней наверное, больше всего фото.)))
разбито на 5-ть частей, по годам.






4. Никольская церковь (неокружники) Лефортовский пер. (м. Бауманская)
(часть занята офисами, иногда проходят молебны)


5.ВВЕДЕНСКАЯ СТАРООБРЯДЧЕСКАЯ ЦЕРКОВЬ НА ГЕНЕРАЛЬНОЙ (ЭЛЕКТРОЗАВОДСКОЙ) УЛИЦЕ
(не сохранилась)
http://rostovetz.livejournal.com/140679.html?thread=694151&

6.Церковь во имя св. Екатерины в доме московского купца 2-й гильдии И.И. Карасёва, Бауманская ул. д.20 (Девкин пер.)
(сохранилась лишь колокольня)

7. Храм Николы чудотворца , Николо-смоленской общины белокриницкой общины Москвы на Варгунихиной горе. (Смоленская наб)
(не сохранилась)

8.Замоскворецкая община Белокриницкой иерархии, Покровская церковь .ул. Новокузнецкая, д.38
(действующая)

9. Остоженская старообрядческая община. Покровский храм . Турчанинов пер. 4
(действующая)

11. Храм Тихвинской иконы Божией Матери на ул.Хавская
(ресторан закрыт, выставлена на продажу)

добавлено 30.06.14г. "Продолжение плохих новостей с Хавской..."

12.Церковь 2-й Поморской общины . Токмаков пер.
(идет реставрация)
http://rostovetz.livejournal.com/228079.html

14. ХРАМ НИКОЛО-РОГОЖСКОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ОБЩИНЫ , ул. Вековая, 15
(последний хозяин- партия СПС, выставленна на продажу)
http://rodnaya-starina.livejournal.com/9632.html

15. Старообрядческая Покровско-Успенская церковь в Малом Гавриковом пер.

21.В доме Носовых ул. Мал. Семеновская 1

Роспись парадной лестницы и моленной дома Носовых. Её исполнитель - выдающийся художник Добужинский. Заказчица, супруга В.Носова, Ефимия Носова (урожденная Рябушинская).
http://alekka4alin2012.livejournal.com/259242.html

22.В доме Морозова Подсосенский пер. 21, стр.3
Архитектор: Д.Н. Чичагов, Ф. Шехтель
Хороший репортаж- http://il-ducess.livejournal.com/97702.html

23.Троицы Святой , поповцы, в доме Свешникова, Самокатная ул. 2
(не сохранилась)

24.Успения Пресвятыя Богородицы , филиповцы, в доме Фроловых, ул. Рабочая 39
(не сохранилась)

25.Храм-часовня Успения Пресвятой Богородицы Московской Поморской старообрядческой общины
ул. Преображенский Вал, 25 (действующая, западная половина церкви с колокольней принадлежит РПЦ)

26. в доме Миловановой, поповцы, Бол. Семеновская, 47 (не сохранилась)

27. Введения Пресвятыя Богородицы в доме Спиридонова Мал. Андроньевская, 24
(не сохранилась) сейчас тут- трансформаторная будка

28. Креста Господня часовня феодосеевцы Преображенское кл.
(действующая)

29. , беглопоповцы, в доме Лубковой. Ул. Бахрушина, 25
нынче, в здании- к/т "Пять звезд", в 30-х -к/т Моссовета.

30. Марии Египетской , в доме Морозовых, поповцы. Трехсвятительский пер.1
http://a-dedushkin.livejournal.com/839689.html

31. Николы чудотворца Первой Московской общины поморского согласия, Переведеновский пер.24
(не сохранилась)Храм был построен в 1908 году по проекту архитектора И.Е.Бондаренко

32. Николы чудотворца , поповцы, в доме А.Е. Храпуновой ул.Садово-Сухаревская, 7 (не сохранилась)

33. Николы чудотворца , часовня, феодосеевцы, Преображенское кладбище
(действующая) http://www.pavel-prusskiy.ru/ssorokov50.html

34. Петра и Павла , поповцы, в доме С.А. Нырковой (Морозовой), Шелапутинский пер. 1
80-е годы

35. Петра и Павла , поповцы, в доме Муравьевых, ул. Бахрушина (не сохранилась)

36. Петра и Павла , поповцы, в доме А.Г. Кремневой, Медовый пер.4
(на фото дом №3, справа виден край комплекса усадьбы)

37. Покрова Пресвятыя Богородицы , поповцы, в доме Баулиных, Таганская пл. 1 (не сохранилась)
(на фото 1888г., начало Большая Алексеевская улица (с 1924 по 2008 годы - Большая Коммунистическая улица; с 2009 года - улица Александра Солженицына)

38. Покрова Пресвятыя Богородицы , поповцы в доме Полежаевых, ул. Бахрушина (не сохранилась)

39. Сергия преподобного , поповцы, в доме Миловановой, Измайловское ш., д.1 (не сохранилась)
фото с Олдмоса. Снято примерно от 13-го дома. Дом Миловановой, находился справа, на перекрестке.(сейчас там пустырь и автостоянка)

40. Спаса Нерукотворного , феодосеевцы, ул. Бакунинская, 55 , женский монастырь (не сохранилась)

41. Успения Пресвятыя Богородицы , поповцы, Балакириевский 2

42. Успения Пресвятыя Богородицы , неокружники, в доме Козлова, Земляной вал, 7 (не сохранилась)
Предположительно- дом №7 (1910г.)

43. Успения Пресвятыя Богородицы , филиповцы, Дурной пер. 6
Виден длинный дом во дворе Филипповской богадельни и бывшей колокольни. Все уничтожено в 1982 году.

44. Успения Пресвятыя Богородицы , поповцы, Николоямский пер.6

45. Успения Пресвятыя Богородицы , поповцы, Печатники (не сохранилась)
Дом, в котором до 1930-х годов действовала церковь Успения Пресвятыя Богородицы староверов Белокриницкой иерархии, находилась у тонеля под Курской ж/д, (нынче- ул Полбина, 9). .

46. Моленная в доме А.В. Смирнова ул. Солженицына 11

47.«Овражная моленная» поповцы- Коломенское (не сохранилась)

48. Феодосеевская моленная на Семеновской .
(открылась недавно, в заброшенном здании эл.п/ст)

49. Введения Пресвятыя Богородицы в доме В.Е. Быкова, феодосеевцы, 2-ая Брестская, 19 (не сохранилась)
дом после пожара

50. Казанской иконы Божией Матери в дер. Новинки (неокружники)

51. Пресвятой Троицы (по другим - Николы Чудотворца) в с. Борисово (окружники)

52. Петра и Павла в доме Муравлевых (неокружники):
http://rostovetz.livejournal.com/230914.html

53. Введенская в доме П.И. Миловановой (у Семеновской заставы, окружники - Всеросс. старообр. календарь. М., 1910)

54. Успенский молитвенный дом на Рогожском кладбище (окружники - Всеросс. старообр. календарь. М., 1910),

55. Святителя Николы в Трехсвятительском переулке, д.1 (дом Ф.Е. Морозовой - - Всеросс. старообр. календарь. М., 1910)
Кто сейчас занимает здание, неизвестно... хотя все ухожено.
Церковь на верхнем этаже и туда вела чугунная лестница (безследно пропала)

56. ц. преп. Сергия в Б. Вокзальном переулке, дом Федорова №21 (неокружники-иосифовцы, - Всеросс. старообр. календарь. М., 1910)

57. Моленная инока Генадия (Завалова) на Благуше (2-я Хапиловская - неокружники-даниловцы, - Всеросс. старообр. календарь. М., 1910)

58. святителя Николы в доме Худяковых, на Вороньей улице (беглопоповцы-необщинники - Всеросс. старообр. календарь. М., 1910)

59. Шесть разноименных моленных на бывшей женской половине Преображенского богаделенного дома (в каждом из корпусов)
http://rostovetz.livejournal.com/76652.html

60. Казанская моленная в Лосиноостровских дачах (беглопоповцы)
http://-http://rostovetz.livejournal.com/15280.html

61.моленная Николы Чудотворца в доме Исаакия Носова.
Год постройки: между приблизительно 1900 и приблизительно 1917.
Адрес: Пушкарев пер. 7.

62. Моленная в доме феодосеевского начетчика Егора Егоровича Егорова . Дмитро́вский переу́лок(Салтыковский), д.1,12

Владелец дома на левой стороне Дмитровского переулка (№ 1/12) купец Е. Е. Егоров прославился своей коллекцией икон, старопечатных книг и рукописей. Он трагически кончил свою жизнь - в ноябре 1917 г. его убили грабители, но коллекция уцелела, и теперь ее книжная и рукописная часть хранится в Российской государственной библиотеке, а иконы в различных музеях.

63. Моленная в доме Рахмановых (поповцы) Гончарная улица /Швивая горка/, владение №9.
Дети во дворе. Дом семьи промышленников Рахмановых, которым принадлежало несколько владений на Таганке. Староверы, благотворители, эти люди были необычайно разнообразны по своим увлечениям. Вместе с Зимиными, Алексеевыми, Птициными, Тюляевыми и Зубовыми, они задавали тон всей культурной и общественной жизни старой Таганки.
Хозяин дома Георгий Константинович Рахманов устроил в доме моленную, которую иначе, как храм-музей не именовали. Более 500 древних икон было в ней. В 1918 году в доме Рахмановых организовали Пролетарский музей Рогожско-Симоновского района. С ликвидацией музея коллекцию распределили между собраниями крупнейших музеев страны.
Тверская ул.
фото 1979г.из книги П. Паламарчук "Сорок Сороков"

В центре Саратова, на небольшой Кузнечной улице находится интересное здание, точнее небольшой деревянный дом, с небольшим деревянным куполом на крыше. Это Белокриницкий молельный дом, он интересен саратовцам прежде всего своей историей.

История Белокриницкого молельного дома

История этого дома с куполом на крыше начинается в 30-е годы прошлого столетия. Именно тогда после закрытия на Кузнечной улице Белокриницкой церкви, многочисленная старообрядческая община на долго осталась без своего места.

Старообрядчество, древлеправославие - это совокупность религиозных течений и организаций в русле русской православной традиции, отвергающих предпринятую в 1650-х - 1660-х патриархом Никоном и царём Алексеем Михайловичем церковную реформу, целью которой была унификация богослужебного чина Русской Церкви с греческой Церковью и прежде всего - с Церковью Константинопольской

Спустя почти полвека, в 1973 году, для возобновления богослужений был выкуплен старый деревянный дом, стоявший напротив той самой Белокриницкой церкви. Здесь сразу возвели небольшой купол с крестом, и превратили это место в закрытый старообрядческий саратовский храм – Белокриницкий молельный дом.

Стоит отметить один немаловажный факт. На деревянный дом претендовала также Новозыбковская община (была и такая община), которой было разрешено использовать храм в случае необходимости.

Новозыбковская Архиепископия - это прежнее название Русской Древлеправослвной Церкви (сокращённо РДЦ) - одно из старообрядческих поповских согласий, действующих в Российской Федерации и некоторых иных странах. Получается, что новозыбковцы те-же самые старообрядцы

В 1990-е годы на волне возрождения церкви в России, и в частности после возрождения церкви Космы и Дамиана на Комсомольской улице Белокриницкий молельный дом был закрыт. Небольшой деревянный дом с маленьким куполом на крыше опустел, и, казалось бы, про него все забыли. Нет, в 2001–2003 годах шли переговоры по продаже здания Римско-католической апостольской администратуре!!! Зачем понадобился ветхий дом Римско-католической церкви остается загадкой. Тем не менее, сделка между католическим епископом Клеменсом Пиккелем и председателем совета Успенской старообрядческой общины Тимофеем Гилевым была заключена, но впоследствии так и не состоялась, из-за несогласия с продажей митрополита Алимпия.

Сегодня небольшой ветхий дом так и продолжает пустовать, обращая на себя внимание любознательных прохожих и жителей прилегающего района.

УСТРОЙСТВО СТАРООБРЯДЧЕСКОГО МОЛИТВЕННОГО ДОМА

В XIX ВЕКЕ В ВЯТСКОЙ ГУБЕРНИИ

Исследования в области религиозности представляются актуальными в контексте повседневной жизнедеятельности человека и предполагают фиксацию и анализ частных ее проявлений. Интерес к церковному расколу и староверию как явлению социальному обусловлен рядом факторов, актуальность и значимость которых трудно недооценить. Во-первых, это возрождение и активизация в нашей стране религии как социального и духовного института. Во-вторых, вот уже на протяжении трех с половиной столетий, староверие представляет собой одно из мощнейших духовных движений в России. В-третьих, староверие является уникальным социокультурным феноменом, сохранившим до наших дней множество вещественных источников: архитектурные памятники (храмы, молитвенные дома, часовни), иконы, книги, традиционный своеобразный костюм, домашнюю утварь, росписи жилища, – которые являются ценным материалом для изучения и с полным правом могут служить объектом самостоятельных специальных исследований.

Духовная жизнь старообрядцев была сосредоточена в часовнях и молельнях. Они являлись центрами духовного единения старообрядцев «на местах». По твердому убеждению светских и церковных властей, старообрядческие молитвенные дома и часовни представляли собой «публичное оказательство раскола» и способствовали «уклонению православных в раскол» . Исходя из этого, их наличие и количество было строго регламентировано. В соответствии с Российским законодательством старообрядцам было запрещено строительство часовен и молитвенных домов. Однако допускалось наличие старых молитвенных зданий, построенных до 17 сентября 1826 года, при условии, что они «остаются в настоящем их положении, но переделка или возобновление старых подобных зданий, ни по какому случаю не дозволяется» . Внешний облик этих зданий, по закону, ничем не должен был напоминать образ церкви. Не допускалось наличие наружных колоколов и крестов, «как принадлежность православных церквей». Постановлением от 28 апреля 1836 года запрещалось обращение в публичные молельни частных домов . Государственный контроль над несанкционированным открытием старообрядческих молитвенных домов производился по следующей схеме: на приходское духовенство возлагалось обязательство по выявлению незаконно существующих моленных «на местах», то есть на территории их прихода. Стоит отметить, что служители синодальной Церкви часто сами проявляли инициативу. Благодаря длительному опыту, они без труда могли обнаружить моленную по косвенным признакам. В числе таковых можно отметить: отказ допустить в дом приходского иерея или миссионера господствующей церкви, регулярные массовые посещения жилища одного из старообрядцев его единомышленниками (особенно в дни церковных праздников) и пр. Их рапорты о наличии незаконных заведений поступали в Консисторию. Некоторые из церковников, жаловались в своих рапортах даже на некоторую «пассивность» силовых структур.

В Нолинском уезде, возле сел Ситьма, Боровское, Слудка (под Слудкой одновременно существовали две часовни, одна федосеевская, другая беглопоповская) и деревни Таратихинской, в конце XVIII – начале XIX вв. были созданы крупные моленные (часовни), вокруг которых устроены кельи, и эти точки стали местами особого сосредоточения старообрядцев федосеевского согласия. Именно там периодически скрывались руководители местной федосеевщины. В 1838 году в рапорте Синоду епископ Вятский и Слободской Неофит писал, что «сим часовням в простом народе усвояется имя монастырей» .

По поводу Ситьминской часовни в 1830 – 1850-е гг. неоднократно проводились следствия. В 1835 году дело было возбуждено в связи с тем, что там был построен двухэтажный каменный дом, в который старообрядцы пытались перенести моленную из ветхого помещения, что им было запрещено. По распоряжению губернатора разрешено было разместить там призираемых больных и стариков на основании особых правил, которые не распространялись на другие часовни. В 1837 году у часовни были отобраны колокола и утверждены правила для богадельни. В 1840 году решался вопрос о превращении всех пяти федосеевских часовен Нолинского уезда в единоверческие церкви. Относительно Ситьминской часовни было принято решение оставить ее без изменений, поскольку она «существует с давнего времени без всяких починок» и весьма ветха .

Примерно в одно время с Ситьминской возникла Боровская часовня. Уже в 1803 году старообрядцы ходатайствовали перед властями о разрешении перестроить ее из-за ветхости. Их просьба была удовлетворена. Несмотря на существовавшее запрещение, старообрядцы устроили на ней купол с главою и крестом, что вскоре стало известно властям, и крест был снят, но купол остался. После 1826 года производился ремонт часовни и были устроены кельи. Из-за этого в результате следствия 1842 года часовню запечатали. В сентябре 1843 года было решено обратить ее в единоверческую церковь, но старообрядцы отказывались переходить в единоверие и отдавать часовню. Тогда Секретный совещательный комитет по делам раскола принял решение ее разобрать, а кельи уничтожить. Однако до 1849 года власти не решались на этот шаг, ведя активную переписку по этому вопросу и занимаясь увещеванием старообрядцев, которое так и не привело к желаемым результатам. В итоге в начале 1849 года часовня была разрушена .

С момента ослабления гонений во второй половине XVIII в. в городах и сёлах – крупных центрах старообрядчества (беспоповских согласий) – стали строиться соборные моленные и соборные часовни. Главная черта пути отрицания – отсутствие алтаря – неизменно сохраняется во всех соборных часовнях. При этом происходит некоторое упрощение внутри типа соборной часовни. В конце XIX в. тип небольшой монообъёмной соборной часовни как приходской единицы распространился повсеместно в России. В начале XX в. старообрядческие храмы представляли собою уникальное явление. Старанием зодчих и заказчиков-старообрядцев были созданы уникальные храмы, сочетающие в себе верность древним, дораскольным традициям, и черты, присущие именно старообрядческому храмозданию.

В разговорной речи молитвенный дом старообрядцев велеречиво называется храмом. В храмовых помещениях Древлеправославной Поморской Церкви, исторически лишенной священства, алтарей нет, поэтому иконостас примыкает к восточной стене храма. Возникновение совершенно нового, собственно-старообрядческого типа культовых строений связано с отказом беспоповцев от элементов храмового пространства, связанных с литургией (и священством). Церковь, оставшись без алтаря, фактически стала часовней. По этой причине, название «храм» – образный синоним более верного названия – «моленная». Наиболее же верное название – «часовня» - старообрядцами почти не употребляется.

Возведенный деревянный храм был большим прямоугольным срубом с двухскатной кровлей, без колокольни и глав. Несмотря на отсутствие культовых признаков, храм выглядел величественно благодаря точно выверенным пропорциям и монументальному масштабу сооружения. Фасады были украшены только сдержанным декором наличников окон и карниза кровли.

Тема домовой церкви в старообрядческом храмоздании получила наибольшее распространение в условиях гонений и сводилась в основном к такому типу построек, как моленная. Ведь практически все моленные были в чьём-то личном владении и многие даже назывались по имени владельца. Как продолжение этой традиции, восходящей к типу домовой церкви, после отмены гонений возникли старообрядческие домовые церкви. В домовых моленных устраиваются алтари – таким образом, моленные вновь становятся домовыми церквями (правда, название моленной продолжает сохраняться). В условиях гонений сформировались такие типы строений, как старообрядческий молитвенный дом, старообрядческая моленная. Именно здесь складываются особенности интерьера старообрядческих церквей, его насыщенность информацией, обилие икон. Основной задачей старообрядческой моленной, помимо богослужебной, стала учительная и вероисповедная. Поэтому в интерьере моленной большую роль начинают играть текст, знак, информация. Отсюда – обилие в старообрядческих моленных икон, также на стенах моленных присутствовал и учительный лубок, в интерьере многих старообрядческих моленных добавились места для сидения.

В качестве примера можно привести свидетельства статского советника Ив. Синицына (1862 г.), который, характеризуя одно из направлений старообрядчества - «Спасовщину», писал: «...Кроме особо уважаемых святынь и своих домашних икон, никаким и ничьим образам не молятся и куда бы ни отправлялись хотя бы на короткое время и даже в моленную, всегда носят с собой свои иконы и молятся только им. По этой причине иконы и кресты их почти всегда маленькие, литые из меди, большую частью в виде складней». Из доклада того же Синицына известно, что «у раскольников... прибиты над воротами домов и расставлены в избах восьмиконечные кресты от трех вершков до 1/2 аршина и более длиною, почти все без титла с заменяющею ее подписью «ЦРЬ СЛВЫ ИС ХС СНЪ БЖИЙ»... с нерукотворным вверху образом Спасителя вместо изображения Господа Саваофа с солнцем и луною на краях большого поперечника, старинные иконы, медные складни» .

Изгнанные после раскола из больших и малых древних храмов, постоянно преследуемые, ревнители древлеправославия собирались тайно на общую молитву в чьем-то доме. Богатые старообрядцы обустраивали целые комнаты – моленные, в которых проводился весь суточный круг богослужений. Когда прекратились открытые гонения, моленные дома существовали полулегально, на них, по законам, не должно было быть никаких внешних отличительных признаков православного храма: ни куполов, ни колоколен, ни даже главки с крестом. Поэтому молитвенные дома у беспоповцев имеют наружный облик большого жилого здания. Несмотря на то, что моленная зачастую создаётся просто как помещение в избе, её интерьер являет нам подобие интерьера центральной части церкви – корабля, где во время богослужения стоят миряне. На одной из стен в моленной или молитвенном доме располагается иконостас, в некоторых молитвенных домах копирующий иконостас церкви. Моленная не предназначена для совершения евхаристии. Этот признак позволяет типологически разделить такие типы построек, как моленная и домовая церковь. (Хотя в названиях конкретных церквей и моленных на местах существует некоторая путаница: домовые церкви часто называют моленными). Приступая к строительству дома, старообрядцы, не в последнюю очередь, определяли места для размещения домашних икон и старообрядческого восьмиконечного Креста. Как наставляет Домострой: «Каждый христианин должен в доме своем, во всех комнатах, развесить святые образа, красиво их обрядив, и поставить светильники, в которых перед святыми образами зажигаются во время молебствия свещи… и всегда их следует обметать чистым крылышком и мягкою губкою их протирать, а комнату всегда содержать в чистоте».

Непременной принадлежностью любой избы старообрядцев являются иконы. Домашний иконостас, как правило, – это восточный угол дома или комнаты, где размещаются домашние иконы и богослужебные книги. По старой традиции, которой придерживаются старообрядцы, иконы в доме должны быть закрыты (занавешены) от посторонних глаз. Долгие годы федосеевцы села Тушки не имели официально разрешенной моленной, собираясь в домах А.А. Черезова, Е.А. Черезова, Г.Е. Богданова, а в 60-е гг. – в тайной моленной, устроенной в селе под видом усыпальницы .

Возникает тип старообрядческой церкви без алтаря – часовни-церкви. Часовня-церковь, как известно, предназначена для соборного моления – общей молитвы. Эта тема становится особенно актуальной в условиях отказа от священства старообрядцами-беспоповцами. В отличие от моленных и молитвенных домов, которые скрывались и маскировались под ординарные постройки, соборные часовни (да и часовни вообще) не маскируются, а напротив, предъявляют окружающему миру (главой с крестом и проч.) освящённый характер. После Манифеста о свободе совести 1905 года старообрядцы получили возможность обустроить свои моленные дома к соответствию предназначения. Достраивались купола с крестами, колокольни или возводились новые храмовые здания (например, в Старой Тушке). Молитвенный дом после перестройки получил облик трапезных церквей: в центре вытянутого здания молитвенного дома устраивается повышение – трибун, обыкновенно увенчанный несколькими главками. Восточная часть основного объёма выделяется под алтарь (или становится видимой перед пристроенной алтарной апсидой). Западная часть молитвенного дома получает вид трапезной. К ней пристраивается колокольня. Обязательным атрибутом храма является наличие алтаря (жертвенника). Алтарь в храме и моленной старообрядцев поповского согласия – это перегородка, увешанная иконами и отделяющая алтарь от средней части храма. В старых молитвенных домах насчитывается до 100 икон в алтаре, при этом почти все в окладах. Старообрядческая молельня в Старой Тушке была основана еще в XVIII веке. Уже в 1835 году миссионеры сообщали, что «многолюдная деревня эта вся была населена раскольниками. Здесь же была у них часовня». Эти миссионеры оставили подробное описание Тушкинской часовни того времени.

«Дом сей, отстоящий от селения в одной версте на возвышенной полевой равнине, с примыкающей к нему с западной стороны еловою рощею, в коей находится кладбище, окруженное деревянным заплотом, а внутри сего – небольшими, называемыми от них кельями, потому что в них живут их старцы и старицы для охранения часовни и наблюдения чистоты. Внутри сего строения на южной стороне протекает небольшой источник воды, коею пользуются жители часовни, равно и приходящие на молитву должны умывать в нем руки. При входе в молитвенный дом на высоком столбе под крышею повешен колокол в 35 ф. для оповещения времени бываемого у них служения. Самый же дом утвержден на каменном фундаменте и имеет вид деревянной церкви, но только без алтаря и без верха. Внутренность сего здания имеет 3 главных отделения, из коих первое, разделенное на три части, заключает в себе в средине коридор, по правую сторону палатку сторожа, а по левую – ход на подволоку и кладовую, второе отделение составляют две почти равныя части, из коих в правой – комната для приходящих на молитву новоженов, а в левой – таковая же для старух, сверху же сих обеих одна общая комната для женщин и девиц, которыя входят туда, равно как и старухи, отдельным крыльцом и слушают пение и чтение через открытые окна. Третье же отделение, в которое могут входить вдовые старики и все безженные, где также совершается и их служение, не имеет никаких частей, а составляет одну возвышенную и просторную комнату, довольно благолепно украшенную на восточной стороне разными большими иконами, поставленными в четырех ярусах по подобию церковных иконостасов. Перед иконами в ряд расставлены большия местныя свечи в медных подсвечниках; по середине моленной висит не малой величины паникадило о двенадцати свечах. На месте бываемого в церкви амвона стоит столбец, накрытый двумя пеленами, на коем, как говорят, читается у них псалтырь; за оным стольцом в небольшой тумбе поставлен большой деревянный осьмиконечный крест с врезанным в него медным, тоже осьмиконечным, немалым крестом. По обе стороны стольца стоят в ряд четыре налоя, из коих на двух поставлены иконы в серебряных позлащенных ризах… Между… книгами, коих число до двадцати, имеются только две подлинной старинной печати, прочия же все вновь печатаны со старых, но только не в Москве, как повелено законом, а в разных типографиях». Молитвенный дом был очень богатый (в 1850 году во время обыска старообрядцы этого села через задний двор вынесли 100 образов высотой 7 вершков .

Духовная жизнь в целом не мыслима без специальных молитвенных домов и часовен, которые властями повсеместно закрывались и разрушались. Вместе с тем очень часто старообрядческие часовни были реально востребованы и прихожанами-никонианами. По причине отдаленности деревень от приходских храмов никониане не имели возможность в физическом смысле совершать такие важные обряды как крещение или отпевание. В данном случае старообрядческие молитвенные дома и часовни служили для них «духовной отдушиной». Посещение никонианами старообрядческих моленных рассматривалось правительством как «уклонение в раскол» и возбуждалось уголовное дело по факту «распространения раскольничьей ереси среди православных» или «совращения православных в раскол», после чего данный молитвенный дом подлежал немедленному закрытию или уничтожению.

Итак, гонения со стороны властей привели к возникновению особенностей в архитектурном облике старообрядческих культовых строений: главенствующее место занимает интерьер. В интерьере особое место занимает вероисповедное учительное начало, что выразилось в обилии икон на стенах, лавках для сидения; у старообрядцев-беспоповцев возникают новые типы строений – церковь-часовня, церковь без возможности служить литургию. В целом, политика жесткого ограничения количества старообрядческих молитвенных домов не приносила для государственных властей ожидаемого результата. Старообрядцы нелегально строили новые, самовольно открывали «запечатанные», с каждым годом увеличивалось число прошений от старообрядцев на имя центральных и местных светских властей о разрешении им строительства новых молитвенных домов.

ЛИТЕРАТУРА

    Ершова О.П. Развитие законодательной системы в области раскола в 50-60-е годы XIX в. // Старообрядчество: история, культура, современность. Вып. 4. М., 95. С 26-31.

    Фармаковский И. Ф. О первоначальном проявлении раскола в Вятской епархии // ВЕВ. 1868. № 5. Неофиц. ч. С. 108; Одоев П. Реферат, читанный в общем собрании Вятского братства святителя-чудотворца Николая. 22.12.1896 // ВЕВ. 1897. № 2. С. 47.

    К-в И. Слудские часовни // ВЕВ. 1871, № 2. С. 39–40.

    ГАКО. Ф. 582. Оп. 84. Д. 6

    Вятская противораскольничья миссия // ВЕВ. 1870. № 11. Неофиц. ч. С. 199.

    О степени отеческой. Тушка, 1910. Л. 16. Опубликовано в кн.: К истории книжной культуры Южной Вятки: Полевые исследования. По материалам археогр. экспедиций 1984–1988 гг. / Сост. А.А. Амосов, Н.Ю. Бубнов, М.Г. Казанцева и др. Л., 1991. С. 110–141.

    ГАКО. Ф. 582. Оп. 28. Д. 25, 323. ОР БРАН. Вятское (74) собр. № 38. Моленная в этом доме существует по сей день. К сожалению, в 1997 году в ней произошел пожар, сгорело все, остались одни стены. В настоящее время ведутся восстановительные работы. Об этом см.: Рудаков С. На берегах Вятки // Старообрядец. Нижний Новгород, 1999. Октябрь. № 14. С. 7.

М.И. Комарова

СОСТАВЛЕНИЕ ЛЕТОПИСЕЙ СТАРООБРЯДЧЕСКИХ ХРАМОВ УРЕНСКОГО РАЙОНА НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ – НОВЫЙ ВКЛАД В РАЗВИТИЕ ДУХОВНОЙ КУЛЬТУРЫ КРАЯ

В истории нашего края мы долгие годы опускали страницы духовной жизни, связанные с религией и ее деятелями. Сегодня снят покров секретности со многих тайн и недомолвок, и конференция «Жизнь провинции как феномен духовности» дает возможность познакомить широкий круг людей с историей жизни старообрядческих храмов.

По воспоминаниям старожилов Храм Всемилостивого Спаса в Урене располагался на улице Занечайка. Конкретная дата открытия храма не известна. Сначала это был первый древлеправославный молельный дом. Священника в молельне не было: были матушка Валентина, матушка Паолья и матушка Анна. Воспоминания Е.С. Чегодаевой дают основания полагать, что в 1927-1928 гг. из этого молельного дома сделали древлеправославную церковь, пристроили колокольню. В это же время в церковь прислали священника о. Владимира. Через некоторое время его перевели в деревню Содомово Тонкинского района. На его место назначили местного священника о. Василия из деревни Веденино.

Храм Всемилостивого Спаса просуществовал до 1929 года. Во время Уренского пожара он сгорела, восстановлена не был.

Спустя 60 лет 17 сентября 1989 года прихожанами Уреня было основано Общество древлеправославных христиан. С этого времени Общество древлеправославных христиан объединяет вокруг себя прихожан окрестных сел Темта, Карпово, Б. Песочное, Уста, Семеново, р.п. Арья и деревень Титково, Холкино, Б.Арья, Терсень и принимает решение ходатайствовать об открытии церкви в г. Урене. Было много хлопот по выбору земельного участка для храма. В выборе места помогали Преосвященный епископ приходов Нижегородской области Александр (ныне Патриарх). Ольге Петровне Гординой были показаны места в Заливной усадьбе, за железнодорожной линией на бывших землях колхоза «Трактор», на Климовской горе за маслозаводом. Однако эти места были неудобны для расположения храма. И тогда Приходское собрание просит Е.А. Красильникову продать свой дом и земельный участок под храм. На продажу дома дал свое согласие и сын Елены Александровны.

Прихожане активно приступили к сбору денег, обходя все улицы, предприятия Уреня, Уренского и Тонкинского района. На собранные у прихожан деньги был куплен дом Е.А. Красильниковой в г. Урене. В доме был оборудован алтарь, начались службы. Чтецом в молельном доме был Александр Семиклетов, ныне настоятель храма Св. Петра и Павла в г. Вольске.

В 1990 году А.С. Бархатова, О.П. Гордина по инициативе директора библиотеки МГУ г. МоскваЕлены Александровны Агеевой поехали в Москву на прием к Президенту РФ Б.Н. Ельцину с ходатайством о выделении финансовой помощи на строительство Древлеправославного Храма Всемилостиваго Спаса в городе Урене Нижегородской области. Советом при Президенте Б.Н. Ельцине на строительство храма было выделено 100 тысяч рублей через администрацию Нижегородской области.

28 июля 1990 года священником Уренского прихода назначен Ергаков Виктор Афанасьевич. После стажировки в Новозыбково, его послали в Урень с условием, что за 2 года он построит церковь.

В строительстве храма о. Виктору помогали все сельскохозяйственные и промышленные предприятия Уренского района. Денежные средства перечисляли на счет Храма. Строительными материалами помогали колхоз им. Абрамова, Управление лесного хозяйства.

25 августа 1991 года начали закладку Храма. Строительство храма шло очень трудно, так как недобросовестный подрядчик заменил хороший лес на тонкий брус.

На строительстве Храма трудилось очень много людей, приходивших на работу со своими инструментами.

В ходе строительства неожиданно одна стена храма стала крениться, Терпелов А.С. с бригадой восстановили стену, сделав стяжку металлическими планками и болтами.

Отец Виктор тяжело заболел, переживая за судьбу строительства храма, и уже больным, поднимал кресты. Когда подняли первый крест над колокольней, он плакал, хотя по натуре был очень сдержанный человек. Затем с помощью прихожан поставили основной крест и на алтарь.

Из воспоминаний Ергаковой Екатерины Васильевны: «Очень тяжело воздвигать церковные кресты на Руси, темные силы мешают, но Бог помогает и правым дает силы побеждать. Итак, с Божьей помощью мы перешли в недостроенный храм, который благоустраиваем до сих пор. Это было 14 августа 1995 года».

Молитва и духовная бодрость не покидали отца Виктора даже в дни его болезни. Проводить в последний путь отца Виктора пришли прихожане – те, кого он крестил, венчал, о ком непрестанно молился и в чьем сердце оставил благодарную память. Уренская земля приняла и стала родной для отца Виктора.

Построенный храм стал сразу же основным центром духовной жизни древлеправославных прихожан. На благоустройство и украшение храма в эти годы приносили добровольные подаяния по преимуществу бедные прихожане со всей округи.

С 1997 года в церкви служит Лебедев Иоанн Евстигнеевич, помощником у него Дионисий Большаков. В этом же году в Москве Аристархом Александром в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы дьякон Иоанн торжественно рукоположен в священники храма Всемилостиваго Спаса и получил поздравления не только священнослужителей России, но и священнослужителей Болгарии, Румынии.

За время служения настоятелем храма о. Иоанн был неоднократно отмечен наградами. За отличную усердную службу – наперсным крестом. В 1999 году за ревностное служение – набедренником.

Отец Иоанн располагал к себе ласковым, добрым обращением к прихожанам. Он оставил среди прихожан добрую и благодарную память о себе, заслужив ее безупречным священнослужением и проповедью Слова Божия. Неравнодушный к просвещению народному, в 2000 году он собрал различные сведения о церкви, опубликовал в 1-м издании книги, сохранив тем самым бесценную историю храма для последующих поколений прихожан. Отец Иоанн является автором поэтического сборника «Избранные стихи».

Указом святейшего Патриарха Александра 5 июня 2004 года назначается в Урень в храм Всемилостиваго Спаса священноиерей Шулепин Михаил Борисович. Он служил в храме с 5 июня 2004 года по июль 2008 года. Благодаря его трудам храм снаружи облицован. Прихожане уренского храма Всемилостиваго Спаса продолжили совершать паломнические поездки на озеро Светлояр.

В июле 2008 года отец Михаил переведен на службу в храм в честь Владимирской Иконы Божией Матери в р.п. Арья Уренского района Нижегородской области.

С августа 2008 года службы в церкви ведет молодой иподьякон Дионисий. Всё его детство прошло в этом храме. Он бежал сюда сразу после занятий в школе. Помогал, как мог, в строительстве храма. Проводил здесь все воскресные и праздничные дни: научился быстро читать церковные книги, мыл иконы, чистил подсвечники, звонил в колокола. Он был помощником у отца Иоанна 8 лет, затем помогал по службе отцу Михаилу.

После окончания Уренской средней школы Денис поступил в Новозыбковское древлеправославное духовное училище. 4 декабря 2006 года он рукоположен в чин иеродьякона, в следующий чин – иподьякона – где было необходимо решить: либо быть женатым, либо принять иночество.18 мая 2008 года он был рукоположен в сан священоинока и направлен на службу в храм в честь Иконы Владимирской Божией Матери в п. Арья, а в августе 2008 года переведен на службу в храм Всемилостиваго Спаса.

По словам прихожанки храма Т.Ф. Мельниковой: «Став настоятелем, отец Дионисий заботится об исполнении во всей полноте устава, заботится о благолепии богослужения.

В храм потянулись люди, на праздники бывает много уренцев. После каждой службы отец Дионисий обращается к прихожанам с проповедью. Своими словами, очень доходчиво и понятно объясняет прихожанам о праздниках, разъясняет Евангельские тексты.

Отец Дионисий печется о благолепии храма. При нем сделана новая колокольня, реконструируются купола храма, приобретена новая кровля для крыши, сделано крыльцо, заменена электропроводка. С его приходом оживилась церковная жизнь».

В 2009 году много людей откликнулись, чтобы помочь храму. Сердца прихожан храма согревает сознание того, что в реконструкцию вложена частичка их труда, труда во славу Божию и во имя процветания храма. Высоконравственный патриотический поступок жителей Уренского района подтверждает поименный список, составляющий около 1000 человек.

Прошло не одно столетие, сменились поколения уренцев, но не утрачены вера и трепет пред святостью настоятелей церкви, чьими именами знаменит уренский храм.

Героическую и подвижническую составляющую содержат истории Храма во имя Казанской Божьей Матери, история часовни в честь прихода Святые Славнее Пророчи Илье в д. Б.Песочное. Это наследие духовной культуры края для молодого поколения уренцев.

Л.В. Хирьянова

  1. Научная концепция музея книги нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки им i к истории вопроса

    Книга

    Количество памятников мирового значения. Нижегородская государственная областная универсальная научная библиотека им. ... , отдела периодических изданий и т.д. Нижегородской государственной областной универсальной научной библиотеки. Из фондов...

  2. Лобачевского нижегородская государственная областная

    Сборник статей

    Российской федерации нижегородский государственный университет им Н.И. Лобачевского Нижегородская государственная областная универсальная научная... в статьях сборника. ISBN © Нижегородский государственный университет имени Н.И. Лобачевского, 2008 ...

  3. Государственное бюджетное города москвы «центральная универсальная

    Документ

    Научно-технической библиотеки (НТБ) Нижегородского государственного технического университета им. Р.Е. Алексеева... использования новых информационных технологий в деятельности

February 23rd, 2015 , 02:36 pm

Далее рассказ о старообрядческих молитвенных домах. Надо понимать, что в старообрядчестве молитвенным, или моленным домом называются и те церкви, о которых я рассказал в предыдущих частях. В данном случае я сделал разделения скорее по архитектурному, визуальному принципу. Все моленные, или как ещё говорят - молельни, расположены на востоке Московской области. Для наглядности ещё раз карта:

Орехово-Зуево - Старообрядческий Молитвенный дом Николая Чудотворца
Устроен в частном доме у Зуевского кладбища, постройки 1946 и перестроенного в молитвенный дом в 1973, после сноса старой деревянной "чёрной" моленной.

Абрамовка - Старообрядческий молитвенный дом
В середине 2000-х молельню устроили в доме, в котором ранее располагалась сельская библиотека, в связи с невозможностью возвращения старой церкви, о которой рассказ ниже. Приписан молитвенный дом к храму в Устьяново.


Фото 2008 г.


Фото 2009 г.

Новое (Новинка) - Молитвенный дом устроен в каменно-деревянном двухэтажном здании бывшего Новинского сельсовета

Молитвенный дом Покрова Пресвятой Богородицы в Смолёво
Деревянная церковь неокружнической общины. Большое здание простой архитектуры, более напоминающее молитвенный дом, было выстроено в 1912 на средства М. Р. Елисеевой. Сломана в ХХ в. В настоящее время в частном доме вновь устроена моленная.

Кроме храмов и молитвенных домов, на востоке Подмосковья много старообрядческих часовен. Все они почитаемы.

урочище Гвоздна - Часовня Никиты Великомученика при старообрядческом Молельном Камне

Село Гвоздна впервые упоминается в XIV веке. Село располагалось на левом берегу реки Десны, на расстоянии 1 км к Юго-Западу от деревни Чёлохово. Существует предание, что первые миссионеры именно здесь крестили местное население и уйдя, оставили икону Св. Великомученика Никиты, который и стал небесным покровителем этой части Гуслиц. По другому преданию, образ был утрачен и вновь явлен в 17 веке, в ознаменовании чего крестьянином Сергеем Ивановым в 1668 году была построена деревянная церковь. Гвоздна стала центром одноимённого прихода Коломенской епархии. В 1770-е годы владелец села Демидов вывез своих крестьян на уральские заводы и в 1792 году церковь была перевезена в Егорьевск, на городское кладбище, где сгорела в 1918 году. Село опустело и заросло лесом, но жизнь в нём не замерла. Место церкви и старинного погоста стало местом паломничества старообрядцев, как из прилегающих гуслицких деревень, так и их дальних краев. В конце XIX века, владелец леса купец В. Клопов поставил на месте бывшего погоста часовню, обустроил источник, из которого брал начало Никитский ручей и поставил бревенчатые дома для паломников. Для молебнов была расчищена поляна, а специально для крестных ходов - лесная дорога. В начале ХХ века журнал "Старообрядческая мысль" неоднократно писал о многолюдных богослужениях в лесу и называл эту лесную поляну "Обителью Мира". № 7 журнала за 1915 год упоминал и о большом красном камне, сохранившемся в лесу от основания столь чтимой в народе церкви.


Священный камень

В советский период потери этой заповедной части Гуслиц были особенно тяжелы. Была разрушена часовня и снесён посёлок паломников, разобрана старообрядческая молельня в соседнем Чёлохово. Тем не менее, тайные молебны у источника и камня продолжались до конца 40-х годов ХХ века.
В начале 70-х большая часть "Обители мира" физически перестала существовать. Вплотную подошедшие с запада фосфоритные разработки перевернули грунт на глубину до 18-20 метров. Источник был уничтожен, но камень из основания церкви уцелел. В 2001 году в лесу, у камня вновь была расчищена площадка и Русской Православной Старообрядческой Церковью в день Св. Никиты (28 сентября н.с.) отслужен молебен.

Давыдово - Старообрядческая часовня Николая Чудотворца
Деревянный ярусный часовенный столб был сооружен в 2006 г. на средства Мосаловой Е. Н. и пожертвования прихожан.

Запонорье - Старообрядческая часовня
Сооружена весной 2011 года.

Костино - Старообрядческая часовня
В Костино был деревянный молитвенный дом неокружнической общины, который несколько раз ремонтировался и перестраивался. Закрыт в конце 1930-х и сломан в 1960-х. В настоящее время в деревне сооружена деревянная ярусная часовня-столп.

Ляхово - Старообрядческая часовня Пресвятой Богородицы
В Ляхово был деревянный молитвенный дом неокружнической общины, сооруженный в XIX в. Закрыт в 1934, позже сломан. В середине 2000-х в деревне сооружена ярусная деревянная часовня-столп.

Рахманово - Старообрядческая Часовня Димитрия Солунского
Сооружение часовни на месте Дмитриевского храма началось в 2000 году. Была нанята бригада, оказавшаяся непрофессиональной. Поставленный ими столп, возведенный с массой ошибок, два года как некий "зуб" стоял посреди села. В конце концов, его пришлось разобрать, и в 2004 году был построен новый столп, и вскоре часовня была закончена. Как и храм, она посвящена Димитрию Солунскому. В свой "престольный" праздник в 2004 г. часовня была освящена.

Данилово - Старообрядческая часовня
В Данилове была старообрядческая церковь Николы и Казанской Божией Матери. Церковь снесли в 1930-х годах, сохранилось лишь старообрядческое кладбище. У дороги стояла каменная часовня (не сохранилась). В 2011 году была возведена новая часовня.

Смолёво (Соболевский с/с) - Старообрядческая часовня Покрова Пресвятой Богородицы
Деревянная часовня, сооруженная в 2010 году на частном участке, но открытая для всех жителей.

Теперь расскажу о закрытых и недействующих старообрядческих храмах, здания которых сохранились.

Орехово-Зуево - Здание бывшей Старообрядческой церкви Рождества Пресвятой Богородицы
Кирпичный однокупольный храм в псевдорусском стиле, выстроенный вместо деревянного молитвенного дома в 1906-1908 на участке Соловьёвых. Имелись Никольский и муч. Никиты приделы. Принадлежал окружнической общине. Закрыт не позже 1930-х, перестроен - сломан купол, надстроен второй этаж. В настоящее время занят фабричным цехом.

Ногинск - Здание бывшей старообрядческой церкви Захарии Пророка и Евдокии Преподобномученицы
Храм Захарии Пророка и Евдокии Преподобномученицы был построен для Богородско-Глуховской старообрядческой общины в 1911 году. Как сообщал старообрядческий журнал "Церковь" (№ 2, 1911 г.), она была возведена по типу древнего храма, построенного Св. Евфросинией Полоцкой в ее монастыре в г. Полоцке. Действительно, сохранившиеся проекты и старые фотографии храма дают представление о том, что за образец был взят древнерусский храм - отсюда и одноглавие, и позакомарное завершение кровли, и отдельно стоящая звонница, соединенная с храмом небольшим приделом. Даже наружная роспись храма, а также устроенные внутри него хоры, говорят о том, что древние традиции русского зодчества здесь соблюдались неукоснительно. И вместе с тем, Захарьинская церковь была удивительно современна, так как отвечала духу возрождения национальных традиций, который был ощутим в культуре начала XX века. Автором проекта церкви был архитектор И.Е. Бондаренко, много строивший для старообрядцев и хорошо понимавший стилистические особенности древнерусской архитектуры. Деньги на строительство храма, на колокола и на устройство иконостаса давал известный деятель старообрядчества А.И.Морозов. Кроме основного посвящения в честь пророка Захарии храм имеет и второе посвящение - во имя преподобной мученицы Евдокии. Примыкающий к храму с юга придел освящен во имя св. Николы Чудотворца. Современное состояние храма печально. Здание принадлежит местному хлебокомбинату. Храм лишился главы, искажена звонница, позднейшие пристройки и трубы отопления изуродовали его внешний облик. Об интерьере говорить не приходится. Но очень хочется верить, что Захарьинская церковь дождется своего нового Морозова и будет возрождена.

Построена церковь в 1908-1910 для общины старообрядцев федосеевского старопоморского согласия на средства фабрикантши А. В. Мараевой. Не закрывалась. Однако в связи с сокращением численности общины пришла в упадок. В 1988 передана в ведение историко-художественного музея.

Алёшино - Бывшая старообрядческая Церковь Георгия Победоносца
Об этом храме мне рассказывать особенно тяжело. В этом храме в 1986 году крестилась моя молодая жена. В 1997 году я крестил в нём своих сыновей.
Церковь построена в 1886 году как новообрядческая на средства Н. М. Бардыгина, Егорьевского головы. Первоначально освящена как Знаменская. Закрыта в 1930-х, колокольня сломана. Вновь открыта в 1947, причём передана старообрядческой общине не только Алёшино, но и всей округи. В том числе и жителей Егорьевска. Потому что Егорьевский старообрядческий храм Георгия Победоносца был закрыт. Видимо потому и Алёшинский храм, как старообрядческий, был освящён как Георгиевский. Во второй половине 2000-х произошел практически рейдерский захват храма. Подробнее об этом и . 5 декабря 2008 г. РПСЦ передала храм РПЦ МП. Храм был переосвящен в церковь Иконы Божией Матери Знамение.


Фото 1997 г. тогда еще Георгиевского храма


1997 г. крестины моих сыновей


Фото 2013 г. Новообрядческий храм

Абрамовка - Бывшая старообрядческая церковь Николая Чудотворца
Слобода Абрамовка образовалась во второй половине XVIII века путём объединения деревень Андреево и Чанниково. Каменная старообрядческая церковь построена в 1916 году на средства промышленника А.П. Муравлёва, построившего в Абрамовке также больницу и баню. Здание используется как сельский клуб.

Красная Дубрава - Бывшая старообрядческая Рождества Пресвятой Богородицы
Прежнее название села - Барская Дубрава. Старообрядческая церковь (Белокриничского согласия) Рождества Пресвятой Богородицы построена в 1908 году на средства братьев Нажёсткиных и Морозовых.

Никулино - Бывшая Старообрядческая церковь Рождества Пресвятой Богородицы
Старообрядческая окружническая община в Никулино зарегистрирована в 1909. Деревянная одноглавая церковь с колокольней в неорусском стиле выстроена в 1915 на участке М. Д. Клопова при помощи купца А. И. Морозова. Закрыта в конце 1930-х, венчания сломаны. В настоящее время пустует.

Выстроенная на средства А. И. Морозова. Закрыта на рубеже 1920-1930-х, венчания сломаны. Была занята клубом. К настоящему времени разорена.


Фото

Беливо - Место бывшего старообрядческого скита
Через полвека после трагического раскола Русской церкви в лесу недалеко от деревни Беливо поселился подвижник - инок-схимник Леонтий. Предание говорит, что он много и долго странствовал, бывал в Царьграде и в Святой Земле. Вернувшись в подмосковный край, он основал скит в диком лесу. Окружающие болота и хвойные чащи укрывали хранителей древлеправославия от преследования властей. Все общежития монахов, которые устраивали старообрядцы, назывались скитами и, естественно, находились под запрещением. Гуслицкая волость с ее болотами и мокрыми лесами, где было царство комаров, ядовитых змей и волков, где тропинки по болотным гривам знали только опытные старожилы, была идеальным местом для тайных поселений старообрядческих монахов. В какие времена был основан скит (монастырь) близ деревни Беливо, сказать без археологического исследования местности, пожалуй, невозможно, т. к. ни письменных свидетельств, ни легенд об этом не сохранилось. Отец Леонтий был, очевидно, последним игуменом этого монастыря. А последние, наиболее решительные правительственные действия по ликвидации «раскольнических» скитов осуществлялись в 1853—1861 годах. В те времена Московский митрополит Филарет поручил монаху Парфению работу по устройству в Гуслице православного мужского монастыря, назначением которого должно было быть отвлечение местных жителей от «раскола».


Могила святого отца Леонтия Беливского

Люберцы - Здание музея, поглотившее Старообрядческую церковь Преображения Господня
Небольшая каменная церковь, выстроенная только после революции, в 1924 г. Закрыта в 1931 г., частично разрушена. В 1960-х встроена в здание городского музея.


Видна часть стены храма

Ликино-Дулево - На месте памятника Ленину (задекорирован) стояла старообрядческая церковь Покрова Пресвятой Богородицы в Дулёво
Деревянный старообрядческий храм - здание в псевдорусском стиле с шатровым куполом и шатровой колокольней. Построен был в 1908-1914 вместо молитвенного дома в посёлке при фарфоровой фабрике Кузнецова, принадлежал окружнической общине. Закрыт и сломан в 1934. На его месте поставлен памятник Ленину.

Куровское - Место старообрядческой церкви Преображения Господня
Деревянная клетская постройка простой архитектуры, построенная в 1905-1906 вместо старой моленной. Принадлежала окружнической общине. Закрыта в 1937. Здание сломано в 70-е.

Анциферово - Школа на месте старообрядческой церкви Покрова Пресвятой Богородицы
Деревянная одноглавая церковь в псевдорусском стиле с шатровой колокольней, сооруженная по проекту 1911. принадлежала окружнической общине. Закрыта в 1939 г., венчания сломаны, была занята школой. После строительства нового здания школы разобрана.

Богородское - Место старообрядческой церкви Рождества Пресвятой Богородицы
Сравнительно небольшая деревянная церковь типа восьмерик на четверике с колокольней, сооруженная по проекту 1914 путём реконструкции старого молитвенного дома 2-й пол. XIX в. Принадлежала окружнической общине.


Храм располагался на том берегу пруда

Дуброво - место бывшей старообрядческой церкви
Небольшая деревянная одноглавая церковь простой архитектуры, выстроенная по проекту 1917 вместо молитвенного дома неокружнической общины. Сломана в сер. ХХ в.

Елизарово - Бывшая старообрядческая молельная
Старообрядческая моленная неокружнической общины. Перед революцией, по всей видимости, помещалась в кирпичном здании без явных следов церковной архитектуры. Закрыта в 1938 под клуб, к 1960-м заброшена, в настоящее время находится в руинированном состоянии.

Заволенье - Место старообрядческого молитвенного дома Преображения Господня
Деревянный молитвенный дом простой архитектуры, построенный в 1893, был отремонтирован в 1906. Принадлежал неокружнической общине. Закрыт в кон. 1930-х, разобран ок. 1959-1960.

Загряжская - место бывшей старообрядческой церкви Никиты Великомученика
Деревянная церковь простой архитектуры, была построена в 1906-1907 при помощи А. И. Морозова на основе построенной в 1898 моленной. Принадлежала окружнической общине. Закрыта в 1930-х. Возвращена верующим в 1945. Сгорела в конце 1960-х.

Коровино - Место бывшей старообрядческой церови Параскевы Пятницы
Деревянный молитвенный дом, перестроенный в церковь в 1910-х. Община была зарегистрирована в 1910. Сломана в сер. ХХ в. В селе также имелась неокружническая община, молитвенный дом которой, построенный в 1891, сгорел в 1916.

Петрушино - Место бывшей старообрядческой Церкви Рождества Пресвятой Богородицы
Деревянная старообрядческая церковь окружнической общины, построенная в 1911-1912 вместо молельной. Однокупольная постройка в псевдорусском стиле с шатровой колокольней. Средства выделили Гавриловы, Кузнецовы и др. Закрыта в кон. 1930-х, позже сломана.

Цаплино - Место бывшей старообрядческой церкви Николая Чудотворца
Деревянный молитвенный дом окружнической общины, перестроенный в 1906. Второй престол Спаса Нерукотворного. Закрыт в 1939, позже сломан.

Яковлевская - Место бывшей старообрядческой церкви Воздвижения Честного Креста Господня
Деревянный молитвенный дом окружнической общины, сооруженный в нач. ХХ в. на средства Ф. Е. Морозовой (по другим данным сооружен на основе здания XIX в.). Представлял собой клетское здание с крупной главкой на кровле. Закрыт в 1939, сломан в нач. 1970-х.

Заполицы - На месте этого дома была окружническая молельня

Заполицы - На месте этого дома была неокружническая молельня

Как и в части, посвященной московским старообрядческим храмам, расскажу немного и о единоверческих подмосковных храмах. Хотя, в буквальном смысле их и не принято считать старообрядческими по известным причинам.
Не только подмосковным, но и общероссийским единоверческим духовным центром является Михайловская слобода в Раменском районе.

Михайловская Слобода - Единоверческая церковь Михаила Архангела
Каменная церковь была выстроена в 1689 году на средства московского Георгиевского монастыря. В 1822 году обращена в единоверческую и в течении 1830-х реконструирована в стиле классицизма - на храме поставлена ротонда, пристроены новая трапезная с Никольским и Георгиевским приделами и высокая колокольня. В сер. 2000-х ротонда 1830-х сломана и основной объём реконструирован в формах XVII в. Церковь была закрыта в 1930-х. Вновь открыта в 1943 году и вновь закрыта в 1961. В 1989 году открыта.

Осташово - Единоверческая Церковь Иконы Божией Матери Владимирская
в Воскресенском районе. Церковь типа восьмерик на четверике в стиле барокко. Построена в 1763 году на средства князя Г. И. Шаховского. Закрыта в 1933 году и к 1980-м заброшена. Открыта в 1991 как единоверческая. Отремонтирована.

Далее о двух единоверческих храмах в центре Гуслицы, в городе Куровское.
До 90-х годов прошлого века в Куровское не было единоверческой общины. НИКОГДА не было. До революции были две старообрядческие моленные. И местное население было и оставалось быть преимущественно старообрядческим. Еще в XIX веке здесь был построен Преображенский Гуслицкий монастырь новообрядцев, основной целью которого было искоренение старообрядчества.


Преображенский Гуслицкий монастырь

Но заметных подвижек в этом направлении практически не произошло, ни до революции, ни после. Миссия оказалась невыполнимой. И когда в начале 1990-х изменилось отношение государственной власти к религии и встал вопрос о необходимости иметь свой храм Куровским верующим (преимущественно старообрядцам), вдруг «НАШЛАСЬ» община единоверцев. И им сначала отдали старое здание, а потом выделили землю для строительства нового храма. Полагаю, в чем-то это продолжение миссионерской монастырской деятельности. Ведь местному населению тогда строительство и открытие единоверческого храма преподносилось как открытие СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ. Со временем многие разобрались что по чём и покинули этот приход. И в настоящее время прихожан у Куровского единоверческого храма крайне мало. А старообрядческого храма в городе так и нет…

Куровское - Единоверческая церковь Преображения Господня
Церковь единоверческой общины, устроенная в 1994 в двухэтажном каменно-деревянном доме конца XIX в., в прошлом принадлежавшем купцу Кудрявцеву. Позже в здании находился городской отдел милиции, а до этого ОГПУ. К зданию в 1995 году пристроен алтарь, поставлена главка. После освящения нового храма Иоанна Лествичника церковь закрыта, здание ветшает.

Куровское - Единоверческая церковь Иоанна Лествичника
Сооружена в 1996-2000 рядом с деревянным зданием Преображенского храма.

Мальково - Единоверческая церковь Рождества Христова
Небольшая кирпичная одноглавая церковь в псевдорусском стиле, построенная в 1893-1895 при помощи А. В. Смирнова как единоверческая, хотя население деревни было преимущественно старообрядческим. Неслучайно храм неоднократно поджигали. С 1916 года в ней отсутствовал священник и поэтому после революции она была занята старообрядческой окружнической общиной. В 1930-х закрыта. В 2000-х годах передана общине Московского Патриархата.

деревня Авсюнино - Бывшая единоверческая церковь Петра, митрополита Московского
Каменная церковь, пристроенная в 1903-1905 годах к зданию миссионерской церковно-приходской школы братства митрополита Петра, выстроенного в 1893. Одноглавая церковная пристройка примыкает к зданию с востока. В 1930 году закрыта. В настоящее время школа занята библиотекой и сельским клубом, храмовая часть пустует, своды рухнули.