Смысл притчи о злых виноградарях. Притча о работниках в винограднике

Ответы Иисуса Христа на вопросы: о подати кесарю, о воскресении мертвых и вопрос Спасителя к фарисеям о Божественном достоинстве Мессии - Христа.

Беседуя в храме, Господь Иисус Христос, обращаясь к первосвященникам, книжникам и старейшинам народа, сказал им такую притчу.

"Был некоторый Хозяин дома, Который насадил виноградник, обнес его оградою, выкопал в нем точило, построил башню, и, отдав его виноградарям, отлучился.

Когда же приблизилось время плодов, Он послал своих слуг к виноградарям, чтобы взять Свои плоды. Но виноградари, схватив слуг Его, одного избили, другого убили, а иного побили камнями.

Еще послал Он других слуг, больше прежнего. Но и с ними поступили так же.


Наконец, послал Он к ним единственного Сына Своего, возлюбленного, говоря: "постыдятся они Сына Моего".

Но виноградари, увидев Сына, стали говорить между собой: "это наследник. Пойдем, убьем Его, и завладеем наследством Его". И, схватив Его, вывели вон из виноградника и убили".


Сказав эту притчу, Спаситель спросил их: "итак, когда придет Хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями?"

Они ответили Ему: "злодеев этих предаст злой смерти; а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать Ему плоды во времена свои".

Господь Иисус Христос подтвердил ответ их, сказав: "Потому говорю вам, что отнимется от вас Царство Божие, и отдано будет народу, приносящему плоды его".

Тогда первосвященники и фарисеи с книжниками поняли, что Спаситель говорил про них. В ярости они хотели Его схватить, но побоялись народа, потому что народ почитал Его за пророка.

Объясняется эта притча так. Хозяин дома , это Бог. Виноградник это народ еврейский, избранный Богом для сохранения истинной веры. Ограда виноградника - Закон Божий, данный через Моисея; Точило , куда стекал сок винограда - жертвы (в Ветхом завете, прообразовавшие крестную жертву Иисуса Христа); башня - храм иерусалимский. Виноградари - первосвященники, книжники, начальники еврейского народа. Слуги Хозяина - Св. Пророки. Сын Хозяина - Сын Божий Господь наш Иисус Христос. Стоявшие во главе еврейского народа первосвященники, книжники и начальники получили власть для того, чтобы приготовить народ к принятию Спасителя, а они употребляли эту власть только для своей выгоды. Бог посылал к ним пророков, но они гнали и убивали их. Так они оказались пророкоубийцами, а потом и убийцами апостолов. Спасителя же своего они отвергли и, выведя из своего города, распяли. И потому отнято было от них Царство Божие и отдано народу иному, Церкви Христовой, составившейся из язычников.

Некий хозяин сдал свой виноградник в аренду. Хозяин этот - могущественный человек: у него есть власть и силы наказывать злодеев. Но он на удивление терпелив: посылает одних слуг, потом других… Он бесконечно верит в силу добра. Хотя из предыдущих посланников кого били, а кого и убивали, он всё же напоследок посылает даже и сына своего единственного.

Он надеется, он даже уверен (а иначе бы он сына не послал), что тут-то у них точно проснётся совесть, и они «постыдятся сына моего». Сын же - одного духа с отцом: послушно идет туда, где неоднократно проливалась кровь. И лишь когда окончательно обнаруживается, что совесть у злодеев мертва, - только тогда хозяин предает их злой смерти, а виноградник отдает другим.

А что за люди эти виноградари-работнички? Не будем уже говорить об их совести, но неужели они не знают силы хозяина и не боятся ни его самого, ни законов своей земли? Может быть очень уж выгодно они арендовали виноградник и думали, что хозяин ничего не понимает в делах? Может быть считали, что хозяин у них в руках и не посмеет отплатить за зло?

А может быть они того же духа, как тот злой должник, который ни во что поставил прощение ему огромного долга (Мф.18,23-32)? Или - как те завистливые работники, которые фактически не признавали за хозяином права распоряжаться своим добром (Мф.20,1-15)? - Ни те, ни другие, ни третьи просто-напросто не признавали права собственности.

И тем, и другим, и третьим - так или иначе говорится: «Друг!.. разве я не властен в своём делать, что хочу»? - И платить сколько хочу, и прощать кому хочу, но и требовать своё, сколько мне положено. Это - моё, и я никому не должен отчитываться.

Писание со всей определенностью утверждает, что «не любящий брата, которого видит», не «может любить Бога, Которого не видит» (1 Ин. 4, 20). А если я не признаю права собственности за человеком, за братом моим, то как я смогу признать право Верховного всемирного Собственника? Как я смогу оценить милость Его прощения, как я признаю за Ним право каждому уделять, сколько Он сам считает нужным, и как я смогу считать себя должником, обязанным что-то давать Ему в свое время? Не случайно всякому насильственному переделу собственности обязательно сопутствует и борьба против Бога.

А значит, на пути к Богу необходимо научиться и уважать право собственности, и даже считать его священным: не подсчитывать чужие доходы, не судить, как ими распоряжаются. И - не требовать, а смиренно просить, и не обижаться, когда не считают нужным дать…

Но притча сия имеет ещё более глубокий смысл.

Ину притчу слышите. Человек некий бе домовит, иже насади виноград, и оплотом огради его, и ископа в нем точило, и созда столп, и вдаде и делателем и отьиде .

И так, Господь говорит им и другую притчу, дабы показать, что они, удостоившись и бесчисленных опытов попечения о себе, не исправились . Сей человек-домовладыка — есть Господь, названный человеком по Своему человеколюбию.

Виноград — есть народ иудейский, насажденный Богом в земле обетованной, ибо сказано: введ насади я в гору Святую Твою (Исх. 15, 17.). Оплот означает закон, не позволявший иудеям смешиваться с язычниками, или святых Ангелов, хранивших Израиля. Точило — жертвенник, столп — храм, делатели — учители народа, фарисеи и книжники. Отошел же домовладыка Бог, когда уже не хотел более говорить с ним в столпе облачном. Или отшествие Божие означает долготерпение: так как Бог представляется и спящим и далеко отстоящим, и не слушающим, когда долготерпит, не обнаруживая гнева всякой день и не тотчас подвергая на истязанию за неправды наши.

Егда же приближися время плодов, посла рабы своя к делателем, прияти плоды его. И емше делателе рабов его, оваго убо биша, оваго же убиша, оваго же камением побиша. Паки посла ины рабы множайшя первых: и сотвориша им такоже. Последи же посла к ним сына своего, глаголя: усрамятся сына моего. Делателе же видевше сына, реша в себе: сей есть наследник, приидите убием его, и удержим достояние его. И емше его изведоша вон из винограда и убиша .

Время плодов наступило во времена пророческие. Ибо посланные рабы были пророки, а делатели — ложные учители — архиереи и книжники. Одного они били, как Михея, коего Седекия ударил в ланиту (3 Цар. 22, 24), другого убили, как Захарию, между храмом и жертвенником, иного камнями побили, как Захарию, сына Иодаева, архиерея (2 Цар. 24, 21).

Напоследок послан был Сын Божий, явившийся во плоти. Усрамятся сына моего , — сказал, не не зная, что делатели убьют сына, а желая показать то, что они имели (должны были) сделать. Надлежало, говорит, им убившим рабов, устыдиться, по крайней мере, достоинства сына. Но делатели, увидя сына, сказали: это наследник, приидите, убьём его . Так, те самые иудеи, которые говорили: Сей есть Христос , распяли Его. Извели же Его вон из виноградника, потому что вне града умерщвлен был Христос. Впрочем, как виноградником называется народ, то выражение: вне виноградника — означает и то, что фарисеи, злые делатели, убили Господа, не имея на то воли простосердечного народа .

Егда убо приидет господин винограда что сотворит делателем тем? Глаголаша Ему: злых зле погубит их: и виноград предаст иным делателем, иже воздадят ему плоды во времена своя. Егда приидет , — Когда? Не во второе ли пришествие? Кажется, и это разумеется; но лучше разуметь так: господин виноградника, то есть Бог Отец, пославший Сына Своего, Которого они убили, когда придет, то есть когда воззрит на беззаконие, совершенное иудеями, тогда злых зле погубит, как и действительно призрел, и послав войско римское, погубил и расточил их, а виноградник Свой, то есть народ предал иным делателям.

Разумей также под виноградником и божественное писание, в котором оплот есть буква, ископанное точило — глубина духа, а столп — богословие — учение самое возвышенное. Сие-то писание сперва имели злые делатели — фарисеи и книжники, но Бог предал его нам, усердно возделывающим оное. Ибо они убили Господа вне виноградника, то есть вопреки учению говорившего о Нем писания.

Глагола им Иисус: несте ли чли николиже в писаниях: камень его же не в ряду сотвориша (небрегоша) зиждущии, сей бысть во главу угла: от Господа бысть cue, u есть дивно во очию вашею. Сего ради глаголю вам, яко отъимется от вас царствие Божие, и дастся языку творящему плоды его. И падый на камени сем, сокрушится: и на немже падет, сотрыет и . Камнем называет Себя Самого, а зиждущими учителей иудейских, которые пренебрегли Его, как непотребного, когда говорили: самарянин ecu Ты, и беса имаши (Иоан, 8, 48).

Но Он, воскресши из мертвых, положен во главу угла, то есть стал главою церкви, связуя иудеев и язычников одною верою. Ибо как камень, положенный под угол в здании, сдерживает с той и другой стороны стены его, так и Христос совокупил всех оною верою . Сей угол дивен, и бысть от Господа; ибо Церковь, содержащая и соединяющая нас верою, произошла от Господа, и достойна великого удивления по своему благолепному устройству . Дивен угол сей и потому, что слово Христово утверждено и укреплено чудесами, а потому дивно и составление Церкви. Царствие Божие, — то есть право иудеев принадлежать Богу, — отнято у них и дано уверовавшим. Упадающие на камень и соблазняющиеся о Христе, сокрушатся во второе пришествие; впрочем они сокрушены уже Им и ныне, то есть рассеяны по всей земле, как видим это на несчастных иудеях, отвернувшихся от Иисуса Христа. Сотрыет — значит рассеет и развеет их.

Блаженный Феофилакт Болгарский

Вконтакте

Царство Божие дано будет народу, приносящему плоды его

Мф. 21, 43

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Дорогие о Господе братья и сестры!

Будучи спрошен фарисеями о том, кто дал Ему власть совершать чудеса, Сын Божий ответствовал им страшной притчей о злых виноградарях. Спаситель поведал о неком владетеле, насадившем виноградник и доверившем его работникам, дабы те усердно трудились и отдавали хозяину должную часть урожая. Но виноградари задумали присвоить себе чужое достояние: они стали гнать, побивать камнями, убивать слуг, которых хозяин виноградника посылал, чтобы взять плоды. Наконец долготерпеливый владелец собственного сына своего послал к ним, надеясь усовестить их этим, говоря: постыдятся сына моего (Мф. 21, 37). Но и сына его умертвили эти бессердечные и коварные люди, думая завладеть наследством.

Рассказав эту притчу, Спаситель вопросил окружавших Его вождей народа израильского: когда придет хозяин виноградника, что сделает он с этими виноградарями? (Мф. 21, 40). И они отвечали: злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям, которые будут отдавать ему плоды во времена свои (Мф. 21, 41). Так жестокие и духовно слепые законники изрекли приговор самим себе.

В притче о злых виноградарях прикровенно содержалась история народа израильского и пророчество о ближайшем его будущем. Под хозяином виноградника разумеется Сам Бог Вседержитель, под слугами его – ветхозаветные пророки и праведники, под сыном его – Иисус Христос, Сын Божий Единородный.

Некогда Господь для служения Себе избрал израильский народ, произошедший от великого праведника, патриарха Иакова. Этому-то народу Всемогущий и доверил Божественный виноградник Откровения Своего, дабы принесены были Ему обильные плоды веры и праведности.

Но лукавыми и жестоковыйными виноградарями оказались израильтяне. Книги Ветхого Завета переполнены свидетельствами об их косности и неблагодарности, жестокости и пороках. От сыновей патриарха Иакова, коварно продавших в рабство своего брата Иосифа, потянулась цепь преступлений. Израильтяне роптали на пророка Моисея, выведшего их из плена египетского, роптали на Самого Господа, питавшего их в пустыне небесной пищей. В виду святой горы Синай, с которой спускался боговидец Моисей с врученными ему от Господа скрижалями Завета, предавались эти безумцы идолослужению и разврату. Многократно воздвигал среди них Господь духоносных Своих пророков, дабы обличить их и вернуть на путь праведности, но они не слушали, гнали и убивали этих слуг Божиих. Один из последних ветхозаветных пророков, Михей, восклицает: Не стало милосердых на земле, нет правдивых между людьми; все строят ковы, чтобы проливать кровь; каждый ставит брату своему сеть (Мих. 7, 2). И вот, в довершение всех непотребств и злодеяний – отрубленная голова величайшего праведника Ветхого Завета Иоанна Крестителя на блюде перед бесстыжей плясуньей Иродиадой и хохочущими гостями царя Ирода.

В пору наступления полноты времен, сошествия в мир Сына Божия, нечестие израильского народа достигло крайних пределов. В самом наименовании главенствующего колена Израилева, иудеев, слышалась уже не память о наследнике благословения Иуде, сыне Иакова, а предвестие близкого предательства Иуды Искариота. Самым ужасным в сознании тогдашнего иудейского народа было то, что учителя его впали в сатанинскую гордыню, втайне считая не Господа, а самих себя хозяевами виноградника Божия. «Гордость есть мать пороков, от которой и диавол сделался диаволом, не быв прежде таковым», – говорит святитель Иоанн Златоуст. И надменные иудейские первосвященники дерзнули осудить Сына Божия, а соблазненный ими народ кричал: Распни Его! Так совершилось неслыханно чудовищное преступление – богоубийство.

На иудейском народе сбылось предсказание о злых виноградарях. Вскоре римляне взяли штурмом и разрушили считавшийся неприступным Иерусалим, а от величественного Иерусалимского храма не осталось камня на камне, была вспахана сама земля, на которой стоял этот храм. Уцелевшие иудеи потеряли родину, рассеялись по всему миру. Утратил этот народ и Божественное Откровение, растворив Ветхий Завет в жестоких и гордых писаниях Талмуда, в бесовской магии Каббалы. По слову преподобного Нила Синайского, «гордость есть опухоль души, наполненная испорченной кровью». В руках гордецов нельзя было оставлять виноградник Господень, чтобы плоды его не подверглись той же порче.

Для очищения насажденной Богом святыни потребовалось невместимое умом человеческим, страшное Таинство. На сухое древо креста Сын Божий вознес Пречистое Тело Свое, дабы Пречистою Своей Кровью оживотворить иссохший во грехах род человеческий. Сладчайшим соком этой Божественной лозы, Кровью Спасителя в Таинстве Причащения питаются с той поры и даже доселе поколения христиан.

Богатый плод принес Господу обновленный виноградник Его, Святая Церковь Христова. Почва этого удела Божия полита кровью мучеников и слезами молитвенников, воздух напоен ароматом священных песнопений и мыслей святоотеческих. Однако и на этой благодатной почве растут порой хищные сорняки, и здесь встречаются нерадивые виноградари, и сюда вторгаются дышащие злобой разбойники.

Кто-то из нас, слушая притчу о злых виноградарях, может подумать: «Это относится только к древним иудеям, а меня это не касается». О, если бы это было действительно так! Но увы, дорогие братья и сестры, каждый из нас может оказаться и зачастую оказывается одним из тех злых виноградарей, которым грозит кара Господня.

В одном из своих богодухновенных слов святой праведный Иоанн Кронштадтский задается вопросом: «Одни ли иудеи распяли Иисуса Христа?», – и горький плач вызывает ответ на этот вопрос: «Приди каждый из нас ко гробу Господа и Спасителя и плачь над этими язвами, над всеми поругательными мучениями этого Агнца Божия, вземлющего грехи всех. Язвы эти – наше дело. Иудеи неблагодарные, лукавые, строптивые и злые сделали ужасное дело однажды навсегда, и хотя против своей воли, – на благодеяние и спасение всему миру, всякой душе верной. А мы делаем это каждый день, каждый час. Мы распинаем Господа грехами своими: грешим и не чувствуем грехов своих; грешим и не перестаем грешить. Мы согрешили, а Отец Небесный предаде Его грех ради наших (Ис. 53, 6)».

В 1901 году Господь открыл праведному Иоанну Кронштадтскому, какое воздаяние ожидает Россию за умножающийся грех того времени. В явленном святому Иоанну видении за цифрами «1913, 1914, 1917, 1922, 1934» он узрел реку крови и гору человеческих трупов, цареубийство, поругание церквей Божиих, множество принявших мучения за веру священнослужителей, монахов и мирян, псов, пожирающих тела умерших от голода людей. Мы знаем, что все это сбылось, как сбылось предсказание ветхозаветных пророков о падении Иерусалима.

Россию называли Третьим Римом, а русский народ – народом-богоносцем. Древний Рим пал, когда предался нечистым наслаждениям и разнузданным порокам. То же случилось по прошествии времен и со «вторым Римом», Константинополем, столицей великой православной державы – Византии. Императорский Константинополь стал погрязать в роскоши и игре честолюбий, государственную власть сотрясали постоянные дворцовые заговоры. Духовная жизнь империи также была поражена язвой: незадолго до падения Византии большинство ее духовенства было готово пойти на унию, признать власть римского папы. И на Византию, не устоявшую в Божественной Истине, также излилась чаша гнева Господня. И тогда на долгие века оплотом Святого Православия стала Русская держава.

Господь воззвал русский народ к Божественному Свету из кромешного мрака языческой дикости. Еще в начале правления великого князя Владимира в Киеве идолам приносились человеческие жертвы. Но дивны чудеса, совершаемые благодатью Божией! Сам князь Владимир, приняв Святое Крещение, взамен жестокости и сладострастия обрел добродетели апостольские: кротость, милосердие и мудрость. С той поры во всех концах необъятной Руси стали возгораться яркие светильники веры Христовой: преподобные Антоний и Феодосий Печерские, Сергий Радонежский, Зосима и Савватий Соловецкие, Нил Сорский, Кирилл Новоезерский, Александр Свирский… А у кормила Церкви Русской вставали подвижники и чудотворцы – святители Петр, Иона, Алексий… И называлось тогда отечество наше не просто Русью, но Русью Святой.

Долго силился диавол разрушить этот плодоносный виноградник Господень. И только в начале нынешнего столетия [ XX в.] удалось отцу лжи повергнуть Российскую державу в прах и мерзость запустения. Пала Россия не от иноземного нашествия, а от врагов внутренних. Пала оттого, что высшие и ученые сословия ее, учителя народа сделались злыми виноградарями.

В том же видении 1901 года перед праведным Иоанном Кронштадтским предстала такая картина: «Вижу гору книг и между теми книгами ползают черви, которые распространяют страшное зловоние. Что это за книги? Безбожные, богохульные, которые заражают всех христиан богохульным учением».

Просвещен тот, кто видит Свет Господень, образован тот, кто имеет образ Божий! А в России со времен Петра I образованными и просвещенными считались те, кто впитал в себя пришедшие с запада вольномыслие и атеизм. И эти-то высокоумные слепцы, осмеивавшие духовенство, дерзавшие хулить Церковь Христову, начали поучать народ и «заботиться» о нем. Сейчас принято во всех бедах нашего отечества винить одних большевиков. Но большевики с их пропагандой материализма и классовой ненависти ничего не смогли бы сделать в православной России, если бы им так усердно не прокладывали путь все эти вольтерьянцы и декабристы, народовольцы и либералы, прогрессисты и конституционалисты. Ту зловещую роль, которую в древней Иудее сыграли фарисеи и книжники, в России взяла на себя большая часть дворянства и интеллигенции. И совращенный ими народ, бывший тогда одним из богатейших народов мира, подобно питаемым небесной манной израильтянам, начал роптать и с завистью глядеть на достояние помещиков и фабрикантов. И Россия, соблазненная своими безбожными «учителями», пала в объятия большевиков, и пролились реки человеческой крови.

Ныне мы видим, что последующие семьдесят пять лет ничему не научили некоторых представителей отечественной интеллигенции. По-прежнему находятся досужие журналисты, дерзающие пристрастно и свысока критиковать Церковь, ее служителей и иерархов. Многие образованные люди занялись пропагандой буддизма и индуизма, теософии и экстрасенсорики, протестантизма и католицизма – обращаются к чему угодно, кроме Святого Православия. Горе народу, если он вновь начнет слушать подобных учителей!

Виноградник Господень в нашей стране вытоптан так основательно, будто легионы бесов пронеслись по нему. С огромным трудом мы возводим и укрепляем хрупкие жердочки – храмы и монастыри, лишь только начинает робко виться зеленая лоза – приходит к вере молодежь. И со всех сторон опасности, со всех сторон ломятся в этот виноградник разбойники: сектанты и язычники, экстрасенсы и уфологи, пропагандисты вседозволенности и «сладкой жизни». В этих условиях нам необходима великая сила покаяния, неусыпное молитвенное делание, неустанный труд на ниве Божией, непоколебимое единство о Господе. Иначе не подняться Церкви Российской, а с нею будет ввергнуто в окончательную погибель все отечество наше.

Возлюбленные во Христе братья и сестры!

Каждый из нас призван по мере сил возделывать виноградник Господень – прежде всего в собственной душе, а затем и в душах ближних наших. Страшно уподобиться злым виноградарям, которых ожидает злая смерть и геенна огненная. Будем помнить, что от каждого совершенного нами греха вновь кровоточат раны Распятого Спасителя, и мы становимся недостойными из-за нерадения своего Всемилостивого Сына Божия, сказавшего: Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод, и чтобы плод ваш пребывал, дабы, чего ни попросите от Отца во имя Мое, Он дал вам (Ин 15, 16). Аминь.

Владимир, митрополит Ташкентский и Среднеазиатский

(ныне – митрополит Омский и Таврический)

_______________

Сказать гордым фарисеям и книжникам в присутствии множества народа, что мытари и грешники раньше их войдут в Царствие Божие, значило поразить их, как громом. Теперь стоило Иисусу сказать народу еще одно слово, сказать прямо, что Он есть обетованный Мессия, что их вожди не стоят доверия, и судьба этих слепых вождей была бы решена: народ заставил бы силой уступить власть Иисусу Христу. Но Господь удовольствовался тем, что заставил их выслушать еще одну, горькую для них притчу, в которой раскрыл всю историю Божия промышления о народе Иудейском и Божия долготерпения к вождям этого народа. ВЫСЛУШАЙТЕ ДРУГУЮ ПРИТЧУ , – сказал Он: БЫЛ НЕКОТОРЫЙ ХОЗЯИН ДОМА , который любил заниматься хозяйством, КОТОРЫЙ сам, своими руками НАСАДИЛ ВИНОГРАДНИК , ОБНЕС ЕГО ОГРАДОЮ или из камня, или из живой изгороди: колючих растений, вроде терновника или алоэ, которые защищают виноградники от лисиц и вепрей лучше всякой каменной стены. ВЫКОПАЛ В НЕМ ТОЧИЛО , выдолбил в камне или вырыл в земле яму, обложив ее камнем, чтобы в ней можно было выжимать сок из винограда, ПОСТРОИЛ БАШНЮ , легкую, высокую башню для сторожей и для хранения собранного винограда. Так заботливый хозяин сделал все для благоустройства виноградника, И , так как дела потребовали его присутствия в другом месте, ОТДАВ ЕГО , свой виноградник, ВИНОГРАДАРЯМ , заключив с ними договор о своевременном получении с них определенной части вина и плодов за это, ОТЛУЧИЛСЯ на долгое время. КОГДА ЖЕ ПРИБЛИЗИЛОСЬ ВРЕМЯ собирания ПЛОДОВ , а время это, по закону левитов, наступало не раньше пяти лет, ОН ПОСЛАЛ СВОИХ СЛУГ , одного за другим, К ВИНОГРАДАРЯМ ВЗЯТЬ СВОИ ПЛОДЫ , т.е. принадлежавшую ему часть плодов, какова бы она ни была; ВИНОГРАДАРИ , СХВАТИВ СЛУГ ЕГО ,ИНОГО ПРИБИЛИ (много били и с безчестием прогнали назад, ни с чем), ИНОГО же и совсем УБИЛИ , А ИНОГО со зверским озлоблением ПОБИЛИ КАМНЯМИ . Несмотря на такую возмутительную несправедливость и злобу, ОПЯТЬ ПОСЛАЛ ОН (долготерпеливый хозяин виноградника) ДРУГИХ СЛУГ , БОЛЬШЕ ПРЕЖНЕГО; И С НИМИ ПОСТУПИЛИ ТАК ЖЕ .

И сколько раз ни посылал хозяин слуг своих, злые виноградари не хотели его знать и учиняли с посланными дикую расправу. Казалось, время уже было произнести суд праведный над злыми виноградарями, но домовладыка был чрезвычайно добр. «Что мне делать?» – размышлял он. И пришел к такой мысли: хотя злые люди и надругались над рабами, но все же окажут уважение к его сыну. НАКОНЕЦ , ПОСЛАЛ ОН К НИМ СВОЕГО СЫНА возлюбленного, единородного, ГОВОРЯ: может быть, ПОСТЫДЯТСЯ СЫНА МОЕГО . Не может же быть, чтобы их злоба дошла до того, что они и сына моего не послушают. Сын пошел. НО ВИНОГРАДАРИ , УВИДЕВ СЫНА издали, СКАЗАЛИ ДРУГ ДРУГУ: ЭТО единственный НАСЛЕДНИК , будущий владелец виноградника, ПОЙДЕМ ,УБЬЕМ ЕГО И ЗАВЛАДЕЕМ НАСЛЕДСТВОМ ЕГО. И СХВАТИВ ЕГО ,ВЫВЕЛИ ВОН ИЗ ВИНОГРАДНИКА И УБИЛИ ... Но хозяин виноградника не всегда будет находиться в отлучке; он, конечно, возвратится: ИТАК , КОГДА ПРИДЕТ ХОЗЯИН ВИНОГРАДНИКА , ЧТО СДЕЛАЕТ ОН С ЭТИМИ ВИНОГРАДАРЯМИ? Как, думаете, поступит он с ними? – заключил Свою притчу . Не понять этой притчи было нельзя: смысл был слишком ясен. Еще древний пророк Исайя изображал избранный народ под видом виноградника и обращался к нему от лица Божия с таким вопросом: «Что еще надлежало бы сделать для виноградника Моего, чего Я не сделал ему?» (). Винограднику, виноградной лозе уподобляли его и другие пророки: Иеремия, Иезекииль, Осия. Подобие это встречается даже в Законе Моисеевом и у Псалмопевца. Виноградная лоза, это самое скромное и в то же время самое благородное растение, требует от виноградаря постоянной, неусыпной заботы и ухода во все времена года; так и Бог, избрав народ Еврейский из всех народов земных, являл во все времена Свое дивное о нем попечение. «Но Иудеи, – говорит святитель Златоуст, – при всем о них попечении, дали блудницам и мытарям опередить себя и притом так много. И рассуди, как велико было Божие о них попечение, как непомерна их безпечность. Ибо, что надлежало делать земледельцам, то сделал Он Сам: насадил виноградник, обнес оградой и прочее. Ибо, когда Иудеи вышли из Египта, дал им Закон, дал им гражданское бытие, устроил жертвенник (который и означал "точило" , ибо на нем проливалась кровь животных, прообразовавшая Кровь Христову) и храм воздвигнул (который разумеется в притче под именем "столпа" ). Через ограждение посредством Закона Иудеи сделались народом отдельным, так что Закон, став «стеною огненною» , явно охранял их от языческих племен, от заразы идолопоклонства, и служил залогом покровительства Божия».

Самая страна их, Палестина, была со всех сторон ограждена и защищена: с востока она отделялась рекой Иорданом и двумя озерами, с юга – пустыней и гористой Идумеей, с запада – морем и с севера – Антиливаном. В чудесах при исходе из Египта, при Синае, при завоевании земли обетованной, Сам являлся вождем народа в постоянных явных чудесах и знамениях; но потом, все благоустроив, Господь поручил Свой народ его духовным вождям, первосвященникам, священникам и левитам, которым и дал право сидеть на седалище Моисеевом, и с него поучать народ и толковать Закон, «и отлучился» , т.е. долго терпел, не всегда и не тотчас по преступлении наказывал. Под отшествием разумеется великое Божие долготерпение» (свт. Иоанн Златоуст). «И послал Своих слуг» , т.е. пророков, этих великих избранников Божиих, которые возвещали Иудеям волю Божию, призывали их к покаянию, открывали будущее, указывая на грядущего Спасителя мира – Единородного Сына Божия. Эти посланники Божий требовали от Иудеев плодов, т.е. исполнения воли Божией, «повиновения, доказываемого делами. Но Иудеи не только не дали плода после таких попечений, но даже вознегодовали на пришедших, и не только вознегодовали, но еще обагрили руки свои кровью; сами заслуживая казнь, предали казни посланных» (свт. Иоанн Златоуст). Так, Иеремия и Захария, сын Иодаев, были побиты камнями (), Исайя распилен пилой; другие испытали поругание, а третьи – побои, а также узы и темницу; камнями побиваемы были, перепиливаемы, подвергаемы пытке, умирали от меча те, которых весь мир не был достоин. «Я послал к вам, – говорит Бог у пророка Иеремии, – всех рабов Моих, пророков, посылал с раннего утра, чтобы сказать: «не делайте этого мерзкого дела, которое Я ненавижу» (). Но Иудеи оставались упорными. «Но почему не тотчас послал Сына? – спрашивает святитель Златоуст и отвечает. – Для того, чтобы они почувствовали, как несправедливо поступали с посланными рабами и, отложив гнев, устыдились Его пришествия. Словами: «постыдятся Сына Моего» показывается не неведение в Боге, а только намерение обнаружить великость греха и совершенную неизвинительность Иудеев. Ибо знал, что убьют и Сына, однако ж, послал. Если они были непризнательны к рабам, то, по крайней мере, должны были почтить достоинство Сына». В этом послании Сына Своего Отцом Небесным является последнее, уже окончательное усилие милосердия Божия. «Но как же поступили они? – говорит святитель Златоуст. – Им должно было прийти и просить помилования, а они ведут себя по-прежнему, даже задумывают новые злодеяния, ужаснейшие прежних. Что говорят, увидев Сына? «пойдем, убьем Его» . Для чего и за что? Можно ли им было обвинять Его в чем-нибудь, великом или малом? Разве в том, что Он почтил вас?

Будучи Богом, сделался для вас Человеком и совершил безчисленные чудеса? Или в том, что призывал в Царствие? Смотри, как они, при своем нечестии, крайне безумны, и как безрассудно их побуждение к убийству: "убьем Его" , – говорят они, – «и завладеем наследством Его!» Так некогда совещались и братья Иосифа, злоумышляя против него: увидев его издали, они сказали друг другу: «вот, идет сновидец; пойдем теперь, и убьем его... и увидим, что будет из его снов» (). Подобно тому, как братья Иосифа, думая разорить намерения Божии относительно своего меньшего брата, способствовали их исполнению, так и законники Иудейские, восставая против Христа, сделались орудиями осуществления намерений Божиих. «Это наследник» , – говорят злые виноградари. есть Наследник всего, не как Бог, но как Человек, ибо, как Бог, Он есть Творец всего. Каким поразительным пророчеством являются слова притчи: «пойдем, убьем... и завладеем наследством Его» ... для Иудейских вождей, которые спустя несколько дней услышали от Каиафы на тайном совещании синедриона: «что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него... лучше нам, чтобы один человек умер..» . (). И вывели вон из виноградника и убили». «Видишь, – говорит святитель Златоуст, – как предсказывает о самом месте, где будет убит?» Известно, что Он «пострадал вне врат» (). В Своей притче Господь говорит, как Всеведущий. Он изображает перед Иудеями их будущее преступление точно так, как оно через несколько дней было ими совершено. Он читает их злые намерения и в притче показывает им, как в зеркале, весь ужас этих намерений, чтобы, если можно, устрашить их. Он ставит перед судом их совести все их поведение и предлагает прямо вопрос, решающий их собственную участь: «когда придет хозяин виноградника» , – когда истощится великое Божие долготерпение, и Он явится грозным карателем неправды, – «что сделает Он с этими виноградарями?» Что же после всего этого книжники и фарисеи? Они поняли притчу, поняли, к чему ведет этот заключительный вопрос; вопрос был поставлен в присутствии народа, так что нельзя было на него не ответить, и они ответили... С видимым спокойствием, но на самом деле с удивительным безстыдством они в другой раз произносят приговор против самих себя. ГОВОРЯТ ЕМУ: КОНЕЧНО, ЗЛОДЕЕВ СИХ ПРЕДАСТ ЗЛОЙ СМЕРТИ , А ВИНОГРАДНИК ОТДАСТ ДРУГИМ ВИНОГРАДАРЯМ , КОТОРЫЕ БУДУТ ОТДАВАТЬ ЕМУ ПЛОДЫ ВО ВРЕМЕНА СВОИ . Видно, их сожженная совесть позволила им и тут показать вид, будто они не узнают себя в собственном изображении, вовсе не относят к себе этой притчи и рассуждают безпристрастно.

И Господь, по сказанию святого евангелиста Луки, подтвердил их решение: так, – сказал Он, – придет и предаст казни негодных виноградарей, и отдаст виноградник другим. Но строгий тон голоса и Его взор показывали, что эти грозные слова относятся прямо к членам синедриона. Это так поразило одного из слушателей, что он воскликнул: «избави Бог!» Видно, что притчу поняли не одни фарисеи, но и народ; это восклицание невольно вырвалось у кого-то из учеников фарисейских: сами фарисеи были слишком осторожны и себя не выдали бы. Господь взглянул еще раз на Своих собеседников взором, проникающим сердца... ИИСУС ГОВОРИТ ИМ: вы считаете невозможным, чтобы у вас отняты были ваши преимущества? но НЕУЖЕЛИ ВЫ НИКОГДА НЕ ЧИТАЛИ В ПИСАНИИ: КАМЕНЬ , КОТОРЫЙ ОТВЕРГЛИ СТРОИТЕЛИ , ТОТ САМЫЙ СДЕЛАЛСЯ ГЛАВОЮ УГЛА? Вы должны знать, о каком Камне говорит здесь Псалмопевец, вы сами относите эти слова к Мессии. Вам было поручено строение духовного храма – Церкви Божией, но вы отвергли Меня, краеугольный Камень этого храма. Несмотря на это отвержение, сей Камень ляжет в основу угла, соединяющего две стены: в Моей Церкви Я соединяю верующих из Иудеев и язычников. Так благоугодно Самому Богу, Отцу Моему: ЭТО ОТ ГОСПОДА , И ЕСТЬ ДИВНО В ОЧАХ НАШИХ? А вы, за ваше ожесточение, за неверие, сами будете отвержены: ПОТОМУ СКАЗЫВАЮ ВАМ , ЧТО ОТНИМЕТСЯ ОТ ВАС ЦАРСТВИЕ БОЖИЕ , которого вы так желаете, но в чем оно – не хотите понять, И ДАНО БУДЕТ НАРОДУ , ПРИНОСЯЩЕМУ ПЛОДЫ ЕГО . Так, наконец, притворство и лукавство фарисеев заставило Господа сказать со всей ясностью, что они будут отвержены, что Царствие Божие отнимется у народа Иудейского и перейдет к другим народам. После такого открытого заявления посланникам синедриона уже невозможно было притворяться непонимающими; личина их лицемерия спала сама собой. Святитель Златоуст при этом замечает, что и теперь Господь не назвал прямо язычников, как наследников Царствия Божия, «чтобы не раздражить Иудеев против Себя, но намекнул только, сказав: «дано будет народу, приносящему плоды его» . Без сомнения, для того и притчу сказал, чтобы Иудеи сами произнесли приговор, как и Давид произнес свой суд, уразумев притчу Нафана. Суди же по этому, как справедлив приговор, когда подвергаемые наказанию сами себя обвиняют! Потом, дабы они видели, что не только самая справедливость этого требует, но что это давно уже предрекла благодать Святого Духа и Бог так определил, приводит пророчество. Камнем называет Себя, а строителями учителей Иудейских; то же сказано и пророком Иезекиилем: «когда он строит стену, они обмазывают ее грязью» ().

Как же "отвергли" ? Когда говорили: «Не от Бога Этот Человек» (); «Ты Самарянин и... бес в Тебе» (). Наконец, чтобы они знали, что им угрожает не одно отвержение, указывает на самые казни». ТОТ , КТО УПАДЕТ НА ЭТОТ КАМЕНЬ , РАЗОБЬЕТСЯ; А НА КОГО ОН (Камень этот) УПАДЕТ , ТОГО РАЗДАВИТ . «Здесь, – говорит святитель Златоуст, – представляет двоякую гибель: одну – от преткновения и соблазна, что означают слова: «тот, кто упадет на этот камень» ; а другую, – когда подвергнется пленению, бедствиям и конечной пагубе, что ясно выражает в словах: «того раздавит» , а этим Он указал и на Свое воскресение». Претыкались о Камень те, которые соблазнялись смирением Христа и погибали духовно. А те, на которых Камень падал, были нераскаянные враги Христовы, которые знали, кто Он, однако же, до конца упорно вооружались против Него. Преткнувшийся может, хотя и не без вреда, встать; соблазнившийся может еще вразумиться, одуматься, покаяться, но на кого упадет камень, как с неба, тот будет разбит, раздавлен насмерть, «как прах на летних гумнах» (), т.е. погибнет навеки. Враги Христовы сами произнесли против себя приговор, «и это самое было ясным доказательством того, что не Наказывающий, но сами наказываемые были виновниками ниспосылаемой на них казни» (свт. Златоуст). Можно себе представить, какой стыд, какое замешательство овладело посланцами синедриона, какая злоба закипела в их ожесточенных сердцах при этих грозных словах Господа. И СЛЫШАВ , – говорит святой Матфей, – ПРИТЧИ ЕГО , ПЕРВОСВЯЩЕННИКИ И ФАРИСЕИ ПОНЯЛИ , ЧТО ОН О НИХ ГОВОРИТ . Они готовы были употребить силу, чтобы схватить Обличителя, И СТАРАЛИСЬ СХВАТИТЬ ЕГО , НО ПОБОЯЛИСЬ НАРОДА, ПОТОМУ ЧТО ЕГО ПОЧИТАЛИ ЗА ПРОРОКА . И они удалились от Господа с таким видом, какой только можно было принять на себя людям, всенародно посрамившимся, и, однако же, не желающим, чтобы к ним все относились с презрением. А Господь и теперь, как и всегда, действовал с любовью к врагам Своим. Что было бы, если бы Он теперь же решительно и прямо объявил Себя Мессией, как того желали книжники и фарисеи? Им хотелось, конечно, в таком объявлении найти низкий предлог к обвинению Его перед Римлянами; но какой опасности подвергали они Иерусалим и самих себя? Народ, услышав из Его уст, что Он – Мессия, тотчас возмутился бы против чужеземного владычества, и в этом возмущении легко могли погибнуть все первосвященники и книжники. Господь все предвидел, и враги Его услышат эти решительные слова: «Я – Сын Божий» , но услышат уже тогда, когда эти слова не поведут ни к какому народному возбуждению, а только ускорят Его собственный крест.

А между тем все, что нужно было синедриону знать, он теперь и узнал. Из притчей Господа само собою следовало, что Он – Мессия, мало того, что Он знает все, что у них на сердце, знает, что они Ему готовят, и что Он добровольно идет на смерть. Если бы они хотели послушать голос своей совести, она сказала бы им, что Иисус есть не кто иной, как Сын Бога Живаго – истинный Мессия Христос. Но они не хотели этого знать и шли на явную гибель. И камень упал на них всей своей тяжестью: через сорок лет по Вознесении Христовом Иерусалим был разрушен, страшные бедствия обрушились на Иудею, сотни тысяч Иудеев погибли и миллион отведен в плен. Царство Иудейское перестало существовать. Поистине тогда сбылись слова притчи Христовой: «злодеев сих предаст злой смерти, а виноградник отдаст другим виноградарям» , апостолам Своим. Так отнято у Евреев Царствие Божие и дано «народу, приносящему плоды его» . «Какой это народ, избранный Богом на место неблагодарного и вероломного Израиля?». Этот народ – мы, христиане; мы – новый виноградник, насажденный от Самого Господа по слову Его: ). Нам даны все средства для того, чтобы мы могли приносить добрые плоды: Святая , «столп и утверждение истины» (), есть наша ограда; животворящая Кровь Иисуса Христа и благодать Святого Духа, как из точила, в Церкви подаются для душ, алчущих и жаждущих правды. Для приношения добрых плодов веры, дел благих, Господь поручил нас делателям – пастырям и учителям, призванным «к совершению святых, на дело служения» (). Так, все нам дано для того, чтобы мы могли жить свято и целомудренно, отверглись нечестия и мирских похотей, как свойственно сынам нового благодатного Царства. Но все эти достоинства и преимущества принадлежат только тем из нас, которые живут достойно своего высокого звания. Если же мы одним только именем отличаемся от жестоковыйных Иудеев, если только одними устами исповедуем Христа, а сердцем и делами отметаемся от Него, если, будучи искуплены крестной Спасителя, вторично распинаем Его своими грехами и неблагодарностью, то не только все осуждения и клятвы, произнесенные Богом на ожесточенных Иудеев, падут на нас, но постигнет нас участь еще более горькая...

Однажды Иисус проповедовал народу и, завидев в толпе священников и фарисеев, рассказал такую притчу:

Один человек насадил виноградник и все в нем обустроил. Но тут ему пришлось надолго отлучиться в другую страну, и он оставил свой виноградник на попечение виноградарей.

Когда созрел урожай, владелец послал к виноградарям своего слугу, с тем чтобы виноградари отдали ему причитающуюся часть урожая. Но виноградари ничего слуге не дали, а вместо этого избили и отослали прочь ни с чем.

Тогда владелец виноградника послал другого слугу, но и с тем виноградари поступили так же. Многих еще слуг посылал владелец к виноградарям, но те каждый раз жестоко избивали посланников, а некоторых даже убили.

Был у владельца единственный любимый сын. И вот, наконец, он решил послать к виноградарям его, думая, что с сыном его они постыдятся обходиться так, как обходились со слугами.

Но он ошибся. Виноградари убили и сына. Они рассчитывали, что, убив наследника владельца, они сами сделаются наследниками, и виноградник будет принадлежать им.

Как вы думаете, что теперь сделает владелец виноградника? Он придет сам, предаст смерти злых виноградарей, а виноградник передаст другим виноградарям, которые будут отдавать владельцу его часть урожая.

Всем слушателям было понятно, о чем эта притча. Ведь в Писании народ израильский часто называется виноградником, владелец которого - Сам Бог. Цари, правители и старейшины народа - это те самые виноградари, призванные возделывать принадлежащий Богу виноградник. Но очень часто они отказывались повиноваться Богу, не слушали, что им говорили слуги Божьи - пророки, избивали и казнили их. Теперь же они отказываются слушать, что говорит последний и самый главный посланник Бога - Его Сын. Вместо этого они собираются убить Его.