Чудодейственная воля. Великая сила воображения Воля как сила в фантазии

В энциклопедических словарях понятие «воля» определяется обычно, как «способность свободного самоопределения к тем или иным действиям». Мы принимаем это определение за непогрешимую истину. На самом же деле оно совершенно неправильно, ибо воля, в которую мы так незыблемо верим, неминуемо терпит поражение всякий раз, как только вступает в конфликт с воображением. Этот закон непреложный, не знающий никаких исключений.

Это кощунство! Это парадокс! – Скажете вы. Нисколько. Это истина, чистейшая истина, отвечу я вам.

Если вы хотите в ней убедиться, откройте глаза, взгляните вокруг себя и постарайтесь уяснить себе то, что вы видите. Вы поймете тогда, что мое утверждение - не теория, взятая из воздуха или порожденная больным мозгом, а лишь простое выражение того, что имеется в действительности.

Предположим, что перед нами на полу доска в 10 метров длины и в 25 сантиметров ширины. Само собой разумеется, каждый легко пройдет по ней с одного конца до другого и при этом ни разу не оступится. Изменим, однако, условия нашего опыта и допустим, что та же доска соединяет в виде мостика две башни высокого собора.

Разве сумел бы кто-нибудь сделать по такому мостику хотя бы несколько шагов? Найдется ли среди моих слушателей хоть один, кто отважился бы на такой подвиг? Конечно, нет. Вы не сделаете и двух шагов, как вас охватит дрожь, и, несмотря на все напряжение вашей воли, вы неминуемо упадете.

Почему же, однако, вы не падаете, когда доска лежит на полу, и почему вы должны непременно упасть, если она прикреплена высоко над землей? Просто-напросто потому, что в первом случае вы представляете себе, воображаете, что вам вовсе не трудно пройти с одного конца доски до другого, тогда как во втором случае в вашем воображении возникает представление, что вы этого сделать не можете.

Заметьте себе, что у вас было желание пройти по доске: достаточно было вам, однако, вообразить, что вы пройти не можете, как это действительно становится для вас абсолютно немыслимым.

Кровельщики и плотники ходят свободно по доскам, расположенным на большой высоте именно потому, что у них развивается представление об этой возможности.

Ощущение головокружения вызывается только нашим представлением о том, что мы можем упасть. Это представление превращается мгновенно в действительность, несмотря на все напряжение нашей воли; это превращение совершается тем более быстро, чем сильнее мы боремся с нашим представлением.

Возьмем человека, страдающего бессонницей. Когда он не производит усилий, чтобы уснуть, он лежит в постели совершенно спокойно. Чем больше, однако, он будет хотеть, стараться уснуть, тем это ему будет труднее и тем больше он будет возбуждаться.

Всякий из нас наблюдал, вероятно, что когда мы забываем чье-нибудь имя и ломаем себе голову, стараясь его вспомнить, оно ни за что не приходит нам на ум; как только, однако, мысль: «я забыл», мы заменяем; другой: «я сейчас вспомню», - так спустя самое короткое время, без всякого напряжения с нашей стороны, имя действительно всплывает в нашем сознании.

Если среди вас есть велосипедисты, пусть они вспомнят, как они учились ездить. Они садились на велосипед, судорожно сжимали обеими руками руль и были всецело во власти боязни упасть. Заметив неожиданна посреди дороги небольшой камень или едущий на ветру экипаж, они старались избегнуть препятствий, но чем больше употребляли для этого усилий, тем неизбежнее было для них столкновение.

А кому из нас не приходилось испытывать приступа смеха? И разве не замечали мы, что смех становится все сильнее и сильнее, чем больше мы стараемся от него удержаться?

Что же происходит в нас во всех этих случаях? Я не хочу упасть, но не могу, удержаться; я хочу уснуть, но не могу; мне хочется вспомнить имя этого человека, но я не могу; я хотел бы избегнуть препятствия, но не могу; хотел бы удержаться от смеха, но не могу.

Совершенно очевидно, что, во всех этих конфликтах, всякий раз без исключения воображение берет верх над волей.

Разве - по аналогии с этим - не наблюдаем мы постоянно, что командир, становящийся во главе отряда, легко увлекает его за собою в атаку, - между тем как один только крик: «Спасайся, кто может!» - почти неминуемо вызывает неудержимое бегство? Чем же это объясняется? Исключительно тем, что в первом случае у солдат пробуждается представление, что они должны идти вперед, в атаку, тогда как во втором случае воображение говорит им, что они побеждены и только поспешным бегством могут спасти себе жизнь.

Панург, несомненно, учитывал заразительное действие примера, точнее говоря, влияние воображения, когда во время плавания на корабле, желая отомстить одному ехавшему с ним вместе купцу, купил у него самого большого барана и бросил его в море: он знал, что все стадо тотчас же кинется следом за ним.

Нам, людям, тоже в большей или меньшей степени присуще это стадное чувство. Вопреки своему желанию, мы неминуемо следуем чужому примеру, только потому, что представляем себе, будто иначе поступить мы не можем.

Я мог бы привести еще тысячу таких же примеров, но боюсь утомить ваше внимание. Тем не менее, я не могу обойти молчанием еще одного факта, который наглядно покажет вам, каким невероятным могуществом обладает воображение, иначе говоря, наше бессознательное «я» в его борьбе с нашей волей.

Есть много алкоголиков, которым очень хотелось перестать пить, но которые не в силах удержаться от вина. Порасспросите их, - они вам совершенно искренне скажут, что у них большое желание начать трезвый образ жизни, что вино им просто-напросто противно, но что их неудержимо тянет к вину, вопреки их воле, вопреки тому, что они прекрасно сознают, какой вред им оно причиняет.

Точно так же и многие преступники совершают преступления помимо своей воли, и если вы их спросите о мотивах, они вам ответят: «Я не мог удержаться, меня толкало что-то, что было сильнее меня».

И алкоголики, и преступники говорят чистейшую правду: они вынуждены делать то, что они делают, и при этом только потому, что их воображение говорит им, что они удержаться не могут.

Как бы не гордились мы нашей свободною волей, как бы твердо не верили в то, что мы вольны в своих действиях, - на самом деле мы только жалкие марионетки в руках нашего воображения. Но как только мы научаемся управлять нашим воображением, так сейчас же приходит к концу эта наша печальная и ничтожная роль.

воля человека

центра нет, и все же она есть.

Воля – от в[ысшего] Манаса. Желание есть результат разобщенности, стремящейся удовлетворить себя в материи. Путь, открытый между в[ысшим] Эго и низшим, позволяет Эго воздействовать на личное я.

«Воля, – говорит Ван Гельмонт, – первая изо всех сил. Ибо через волю Творца все было сотворено и приведено в движение... Воля есть свойство всех духовных существ и проявляется в них тем сильнее, чем больше они освободились от материи».

И Парацельс, которого называли божественным, добавляет в том же самом духе:

«Вера должна подкреплять воображение, ибо вера создает волю... Решительная воля есть начало всех магических операций... Из-за того, что люди не умеют в совершенстве воображать и верить в совершенстве, получается, что результаты их магии сомнительны, не надежны, тогда как они могли быть вполне надежными». < ... >

Древняя философия утверждала, что все видимое и невидимое стало существовать вследствие проявления этой Воли, которую Платон назвал божественной мыслью. Так же, как та Разумная Идея, которая путем направления своей единой силы воли на центр сосредоточения сил вызвала объективные формы к существованию, – точно также может и человек, микрокосм великого Макрокосма, делать то же самое в соответствии с развитием его силы воли. Воображаемые атомы – художественный образ, использованный Демокритом и с благодарностью подхваченный материалистами – подобны работникам-автоматам, движимые изнутри приливом той великой вселенской воли, которая была направлена на них и которая проявляет себя, как сила, заставляет их действовать. План постройки, которая должна быть возведена, находится в мозгу Архитектора и отражает его волю. Абстрактная, с момента зарождения, эта воля становится конкретной благодаря этим атомам, которые верно воспроизводят каждую линию, точку и фигуру, намеченную в воображении божественного Геометра.

Как Бог творит, так и человек может творить. Если придавать некоторую напряженность воли, то сотворенные умом формы становятся субъективными. Их называют галлюцинациями, хотя для их творца они настолько же реальны, как любой видимый предмет для других людей; если придавать еще более напряженную и разумную концентрацию этой

воли, то формы становятся конкретными, видимыми объективными и теперь человек узнал тайну тайн, он – МАГ.

Что такое ВОЛЯ? Может ли «точная наука» объяснить? Каково естество того разумного, неосязаемого и могучего нечто, которое царствует и обладает верховной властью над всею инертной материею? Великая Вселенская Мысль проявила волю, и космос начал существовать. Я хочу, и мои конечности мне повинуются. Я хочу, и моя мысль пересекает пространство, которое для нее не существует, окутывает тело другого индивидуума, который не является частью меня самого, проникает через его поры, преодолевает его способности, если они слабее, и принуждает его к намеченному мною действию. Она действует, как флюид гальванической батареи действует на конечности трупа. Таинственные воздействия притяжения и отталкивания являются неосознанными агентами воли. Зачаровывание в таком виде, в каком им пользуются некоторые животные, например, змеи, зачаровывающие птиц, является сознательным действием воли и результатом мысли. Сургуч, стекло и янтарь, когда их натирают, т. е. когда пробуждают в них латентное тепло, которое существует в любом веществе, притягивает легкие тела; они бессознательно проявляют волю; ибо как неорганическая, так и органическая материя имеет в себе частицу божественной сущности, как бы ничтожно мала она ни была. И как могло бы быть иначе? Несмотря на то, что в ходе своей эволюции она могла пройти с начала до конца миллионы форм, она всегда должна была удержать зародышевую точку материи предсуществования, которая есть первое проявление и эманация самого божества. Что же тогда представляет эта необъяснимая сила притяжения, как не атомическую частицу той сущности, которую ученые и каббалисты одинаково признают как «принцип жизни» – акашу? Допускаем, что притяжение, проявляемое такими телами, может быть слепым; но по мере того, как мы все выше поднимаемся по шкале органических существ в природе, мы обнаруживаем, что этот жизненный принцип развивает атрибуты и способности, которые становятся все более определенными и заметными с каждой ступенью бесконечной лестницы. Человеку, наиболее совершенному из органических существ на земле, в котором материя и дух (т. е. воля) наиболее развиты и мощны, – только ему позволено давать сознательные импульсы тому принципу, который из него эманирует; и только он может сообщать магнитному флюиду противоположные и различные импульсы без ограничений в направлениях.

При наличии освещения знакомыми примерами возможности передачи тонкого флюида от одного индивидуума другому или напитывания этим флюидом вещества, к которому он прикоснулся, становится менее трудно понимать, что при решительной сильной концентрации воли на инертный предмет он может насыщаться или разрушительной или защитной силой в зависимости от цели, к какой она была направлена.

Несознательно возникшая магнетическая эманация непременно будет преодолена более сильной эманацией, с которой ей случится столкнуться. Но когда разумная и мощная воля будет направлять слепую силу и сконцентрирует ее на данной точке, – более слабая эманация очень часто побеждает более сильную. Точно такое же влияние имеет человеческая воля на Акашу.

Однажды, в Бенгалии, мы явились свидетелями проявления силы воли, которое проливало свет на очень интересную фазу этого предмета. Адепт магии сделал несколько пассов над куском обычного олова, внутренней стороны крышки блюда, которая оказалась поблизости, пока он внимательно устремлял свой взор на нее, он, казалось, хватал пригоршнями невесомый неуловимый флюид и бросал его на поверхность крышки. Когда олово подставили под полный свет приблизительно в течение шести секунд, блестящая поверхность покрылась как бы пленкой. Потом на этой поверхности стали появляться пятна более темного оттенка, и когда приблизительно через три минуты крышку передали обратно нам, мы обнаружили на ней отпечатанную картину или, вернее, фотографию пейзажа, который простирался перед нами; все было точно, как в самой природе, и каждая краска совершенна. Картина удержалась на этой поверхности около сорока восьми часов и затем медленно поблекнув, исчезла.

Этот феномен легко объяснить. Воля адепта сконденсировала на поверхности олова пленку акаши, которая превратила ее на время в светочувствительную фотопластинку. Остальное сделал свет.

Такое проявление могущества воли, дающее объективные физические результаты, как вышеприведенное, подготовит изучающего к пониманию эффективности лечения болезней посредством контакта больного с неодушевленным предметом, насыщенным желаемым свойством.

Только через эти космические и духовные центры могут физические центры (верхние семь отверстий и нижняя триада) извлекать пользу из своих оккультных взаимодействий, ибо эти отверстия или проходы являются каналами, проводящими в тело те влияния, которые воля человека притягивает и использует, т. е. космические силы.

Разумеется, эта воля должна действовать первоначально через духовные принципы. Чтобы пояснить это, возьмем пример. Для того, чтобы прекратить боль, скажем в правом глазу, вы должны привлечь к нему могущественный магнетизм с того космического принципа, который соответствует этому глазу и также Буддхи. Мощным усилием воли сотворите воображаемую линию сообщения между правым глазом и Буддхи, помещая последнего в качестве центра в той же самой части головы. Эта линия – хотя вы можете назвать ее «воображаемой» – если только вам удалось увидеть ее вашим ментальным глазом и придать ей форму и цвет, в сущности столь же хороша, как и реальна. Веревки в сновидении нет, и все же она есть. Кроме того, влияние будет действовать в соответствии с тем призматическим цветом, каким вы наделите вашу линию.

Высший Ум направляет Волю; низший превращает ее в эгоистическое Желание.

< ... >

Аурический Флюид есть комбинация Жизненного и Волевого принципов: в Космосе жизнь и воля одно и то же. Он эманирует из глаз и рук, когда направлен волею действующего лица.

< ... >

Эрос в человеке есть воля гения творить прекрасные картины, чудесную музыку, вещи, которые будут жить и служить расе. Это не имеет ничего общего с животным желанием творить. Воля – от Высшего Манаса. Это вселенская гармоническая тенденция, действующая посредством Высшего Манаса. Желание есть результат разделенности, стремящейся удовлетворить Себя в Материи. Путь, открытый между Высшим Эго и Низшим, дает возможность Эго воздействовать на личное я.

ВОПРОС - Какую роль играет в снах Воля?

ОТВЕТ - Во время сна воля внешнего человека, равно как и его желание, конечно, спит и бездействует. Но бездействующей дремлющей воле можно сообщить некоторое направление и вызвать определенные последствия, которые порождаются почти механически в результате взаимодействия и объединения двух или более "принципов" в один таким образом, что по пробуждении они будут действовать в совершенной гармонии, без малейшего трения и фальши. Это одна из хитростей "черной магии", но так как она может служить и благим целям, эта хитрость изучается и студентами оккультизма. Нужно быть достаточно продвинутым на Пути, чтобы иметь волю, которая может сознательно действовать во время физического сна или влиять на волю другого человека, в то время как он спит, то есть управлять его снами и через них - его действиями, когда он бодрствует.

Когда адепту удается это сделать, он становится Дживанмуктой: фактически он уже не принадлежит этой земле, отныне он - Нирвани, который может погружаться в самадхи по желанию. Адепты обычно классифицируются по количеству «принципов», которые они полностью контролируют, ибо то, что мы называем волей, помещается в высшем Эго, а последнее, когда оно освобождается от своей отягощенной грехами личности - божественно и чисто

Что сильнее воля или воображение? Как ни странно, сила воли, в которую мы так непоколебимо верим, неминуемо терпит поражение всякий раз, как только вступает в конфликт с воображением. Представим, что перед нами на полу доска длиной 10 метров и шириной 25 сантиметров. Само собой разумеется, любой человек легко пройдет по ней с одного конца до другого и при этом ни разу не оступится. Изменим, однако, условия нашего опыта и допустим, что та же доска соединяет в виде мостика два высоких здания. Разве сумел бы кто-нибудь сделать по такому мостику хотя бы пару шагов? Естественно, нет. Скорее всего, Вы не сделаете и двух шагов, как Вас охватит дрожь, и, несмотря на все напряжение Вашей воли, Вы неминуемо упадете.

Почему же Вы не падаете, когда доска лежит на полу, и почему Вы должны непременно упасть, если она прикреплена высоко над землей? Просто-напросто потому, что в первом случае Вы представляете себе, воображаете, что Вам вовсе не трудно пройти с одного конца доски до другого, тогда как во втором случае в Вашем воображении возникает представление, что Вы этого сделать не можете. Заметьте себе, что у Вас было желание пройти по доске: достаточно было Вам, однако, вообразить, что Вы пройти не можете, как это действительно становится для Вас абсолютно немыслимым. Кровельщики и плотники ходят свободно по доскам, расположенным на большой высоте, — но именно потому, что у них развивается представление об этой возможности. Ощущение головокружения вызывается только нашим представлением о том, что мы можем упасть. Это представление превращается мгновенно в действительность, несмотря на все напряжение нашей воли. Это превращение совершается тем более быстро, чем сильнее мы боремся с нашим представлением.

Возьмем человека, страдающего бессонницей. Когда он не производит усилий, чтобы уснуть, он лежит в постели совершенно спокойно. Чем больше, однако, он будет хотеть, стараться уснуть, тем это ему будет труднее, и тем больше он будет возбуждаться. Всякий из нас наблюдал, вероятно, что когда мы забываем чье-нибудь имя и ломаем себе голову, стараясь его вспомнить, оно ни за что не приходит нам на ум. Но как только, мысль: «я забыл», мы заменяем другой: «я сейчас вспомню», — так спустя самое короткое время, без всякого напряжения с нашей стороны, имя действительно всплывает в нашем сознании. А кому из нас не приходилось испытывать приступа смеха? И разве не замечали мы, что смех становится все сильнее и сильнее, чем больше мы стараемся от него удержаться?

Что же происходит в нас во всех этих случаях? Я не хочу упасть, но не могу удержаться. Я хочу уснуть, но не могу. Мне хочется вспомнить имя этого человека, но я не могу. Я хотел бы удержаться от смеха, но не могу. Совершенно очевидно, что, во всех этих конфликтах, всякий раз без исключения воображение берет верх над волей.

Так, например, командир, командующий ротой, легко увлекает ее за собою в атаку, — между тем как один только крик: «Спасайся, кто может!» — почти неминуемо вызывает неудержимое бегство? Чем же это объясняется? Исключительно тем, что в первом случае у солдат пробуждается представление (воображение), что они должны идти вперед, в атаку, тогда как во втором случае воображение говорит им, что они побеждены и только бегством могут спасти свою жизнь. Панург, несомненно, учитывал заразительное действие примера, точнее говоря, влияние воображения, когда во время плавания на корабле, желая отомстить одному ехавшему с ним вместе купцу, купил у него самого большого барана и бросил его в море: он знал, что все стадо тотчас же кинется следом за ним.

Нам, людям, тоже в большей или меньшей степени присуще это стадное чувство. Вопреки своему желанию, мы неминуемо следуем чужому примеру, только потому, что представляем себе, будто иначе поступить мы не можем. Я мог бы привести еще тысячу таких же примеров, но боюсь утомить Ваше внимание. Тем не менее, я не могу обойти молчанием еще одного факта, который наглядно покажет Вам, каким невероятным могуществом обладает воображение, иначе говоря, наше бессознательное «Я» в его борьбе с нашей волей.

Есть много курильщиков, которым очень хотелось бы бросить курить, но которые не в силах удержаться от сигарет. Порасспросите их, — они Вам совершенно искренне скажут, что у них большое желание бросить курить, что сигареты им просто-напросто противны. Но, вопреки их воле, вопреки тому, что они прекрасно сознают, какой вред приносит курение, они все равно курят. Точно так же и многие преступники совершают преступления помимо своей воли, и если Вы их спросите о мотивах, они Вам ответят: «Я не мог удержаться, меня толкало что-то, что было сильнее меня».

И курильщики, и преступники говорят чистейшую правду: они вынуждены делать то, что они делают, и при этом только потому, что их воображение говорит им, что они удержаться не могут. Как бы не гордились мы нашей свободною волей, как бы твердо не верили в то, что мы вольны в своих действиях, — на самом деле мы только жалкие марионетки в руках нашего воображения. Но как только мы научаемся управлять нашим воображением, так сейчас же приходит к концу эта наша печальная и ничтожная роль.

Воля и воображение

Существование свободной воли вопросов не вызывает. Вы – мыслящее существо, способное делать выбор. Более того, вся ваша жизнь – непрерывный процесс сознательного выбора. Вопрос заключается не в противопоставлении свободной воли и предначертанной судьбы, а в том, как то, что выбираете, согласуется с вашей способностью поступательно двигаться в сторону исполнения ваших желаний. В этой книге под намерением мы понимаем не просто сильное желание, подкрепляемое твердой решимостью. Пытаться достигать своих целей за счет непреклонной воли и решимости – значит делать своей руководящей силой эго. «Я добьюсь своего, я никогда не отступлю». Замечательно, но это не воссоединяет вас с намерением. Ваша сила воли значительно уступает по эффективности вашему воображению, которое является звеном, связующим вас с силой намерения. Воображение – это движение универсального разума внутри вас. Ваше воображение создает внутренний образ, который позволяет вам участвовать в акте творения. Это невидимое звено, соединяющее вас с проявлением вашей судьбы.

Попробуйте представить, будто вы принуждаете себя делать то, чему противится ваше воображение. Ваша воля является частью вашего эго и верит, что вы отделены от других людей, отделены от своих целей и желаний и отделены от Бога. Она также верит, что ваше имущество, ваши достижения, ваша репутация составляют вашу сущность. Воля эго хочет, чтобы вы постоянно приобретали все новые свидетельства вашей значимости. Она подталкивает вас постоянно доказывать ваше превосходство и приобретать вещи, за которыми вы готовы охотиться со всей решимостью, забыв обо всем другом. С другой стороны, ваше воображение есть концепция Духа внутри вас. Это Бог внутри вас. Почитайте, что писал об этом Уильям Блейк в своей поэме «Иерусалим». Он верил, что благодаря воображению мы можем иметь все, чего желаем.

Я без отдыха бьюсь над великой задачей!

Открыть Вечный Мир,

Повернуть человеческий взор

В Мир Мысли,

Вечно расширяющийся

В Лоне Господа,

В мир Человеческого Воображения.

Теперь вернемся к идее принуждения себя делать то, чему противится ваше воображение. В качестве примера мне на ум приходит хождение по раскаленным углям. Вы можете силой воли заставить себя пройтись по ним, но, если вы полагаетесь только на силу воли, дело кончится сильными ожогами. Но когда вы воображаете себя защищенным Божьей силой – говоря словами Блейка, ощущаете себя в Лоне Господа – и видите в себе еще что-то помимо тела, вы сможете идти по углям, не причиняя себе вреда. Воображая себя невосприимчивым к жару раскаленных углей, вы начинаете ощущать себя бестелесным. Вы представляете себя сильнее огня. Ваш внутренний образ чистоты и защищенности позволяет вам пройтись по углям и не обжечься. Именно ваше воображение обеспечивает вам безопасность. Без него вы бы неминуемо обожглись!

Я вспоминаю, как впервые в жизни пробежал марафонскую дистанцию – 42 километра. Отнюдь не одна сила воли помогла мне бежать без остановки три с половиной часа. Главную роль сыграло воображение. Я настроился на внутренний образ и тогда уже усилием воли заставил свое тело проявить его возможности до предела. Без этого образа мне бы не хватило никакой силы воли, чтобы выдержать это испытание.

И так во всем. Когда вы волевым решением принуждаете себя быть счастливыми, успешными, богатыми, знаменитыми, эти идеи рождаются из эго, будучи проявлением чрезмерного самолюбия. Во имя этой силы воли люди бегут по головам тех, кто встречается на их пути, они мошенничают, крадут, обманывают, стараясь реализовать свое намерение. Такая практика в конечном счете ведет к краху. Вы можете достичь физической цели, которую наметили для себя. Однако ваше воображение, то место в вас, где и протекает ваша истинная жизнь, не позволит вам достичь душевного покоя.

В своей работе я всегда ставлю силу воображения выше силы воли. Например, я вижу себя закончившим эту книгу. Такое мышление от результата побуждает меня вести себя так, словно всего, чего я хотел бы достичь, я уже добился. Мое кредо – каким себя вообразишь, таким и станешь , и этот образ помогает мне в любых ситуациях. Я заканчиваю начатую книгу не благодаря колоссальной силе воли. Это означало бы, что все делаю я сам, тело по имени Уэйн Дайер, в то время как мое воображение не имеет ни телесной оболочки, ни имени. Мое воображение – это моя собственная копия силы намерения. Оно обеспечивает меня всем необходимым, позволяет мне в эту самую минуту сидеть и писать, направляет ручку в моей руке, заполняет все пустоты. Не я, Уэйн Дайер, превращаю эту книгу в реальность своей волей. Мой внутренний образ настолько ясен и точен, что материализуется сам. В древности божественный Гермес писал:

То, что ЕСТЬ, явлено;

То, что было, и то, что будет, не явлено,

но и не мертво;

Потому что душа, вечный промысел Божий,

оживляет все.

Над этими важными словами следует поразмыслить, если вы хотите восстановить свою связь с силой намерения и обрести возможность воплощать все, что создается в вашем воображении. Вы, ваше тело и ваше эго не способны что-либо создать и оживить. Отставьте свое эго в сторону. Поймите меня правильно. Цель в жизни и решимость, чтобы ее достичь, иметь необходимо, но избавьтесь от иллюзии, что вы воплощаете свои желания в жизнь усилием воли. Я хочу сконцентрировать ваше внимание на воображении, чтобы вы увидели все свои цели и всю свою деятельность с помощью воображения, которое направляет, поддерживает, даже подталкивает вас в направлении того, что было назначено вам намерением, пока вы были еще в неявленном состоянии. Вы должны стремиться к совпадению энергетических частот вашего воображения и Источника Созидания.

Ваше воображение позволяет вам сказочную роскошь – мыслить от результата. Того, кто мыслит подобным образом, ничто не может остановить. Вы сами создаете условия для исполнения своих желаний и преодолеваете все ограничения и барьеры. Воображайте свою цель и будьте абсолютно уверены, что она уже существует в материальном мире и что вы имеете возможность пользоваться любыми ресурсами всемогущего Источника, чтобы сделать свое желание осязаемым. Поскольку Источник имеет семь прекрасных ликов, вы тоже должны примерить эти лики на себя: только так вы сможете стать сотворцом того, что вам предназначено.

Оставайтесь равнодушными к сомнениям и зову воли. Будьте уверены, что, всецело полагаясь на воображение, сможете материализовать свои образы. Воссоединение с намерением предполагает проявление вами тех же семи качеств, которые использует создающий все сущее Источник, превращая неявленное в явленное. Если воображение помогает Богу, вам оно тоже поможет. Что Бог воображает реальным, то и становится реальностью. Такой должна быть и ваша стратегия.

Из книги Психологическая безопасность: учебное пособие автора Соломин Валерий Павлович

ВООБРАЖЕНИЕ Воображением (фантазией) называется процесс воспроизведения и преобразования хранящихся в памяти образов предметов и явлений действительности, создания на этой основе в новых сочетаниях и связях новых образов предметов, явлений, действий, условий

Из книги Стратегия разума и успеха автора Антипов Анатолий

Воображение О важности воображения говорится мало, а между тем творческая деятельность немыслима без воображения. В учении, общении, труде человек, как правило, опирается не только на мышление и память, но и на воображение.Человек должен обладать развитым воображением,

Из книги Основы психологии автора Овсянникова Елена Александровна

4.6. Воображение Понятие воображения. Сознание человека не только отражает окружающий мир, но и творит его, а творческая деятельность невозможна без воображения. Для того чтобы изменить существующее или создать что-то новое, отвечающее материальным и духовным

Из книги Психология: конспект лекций автора Богачкина Наталия Александровна

8. Воображение 1. Понятие о воображении.2. Виды воображения.3. Функции воображения.4. Развитие воображения.1. Воображение – это психический процесс, благодаря которому создаются такие образы, которые человек ранее никогда не воспринимал.Можно выделить четыре типа

Из книги Лицо – зеркало души [Физиогномика для всех] автора Тикл Наоми

Воображение Широту воображения можно определить по тому, насколько у человека бугристый лоб. Выпуклости на лбу располагаются слева и справа, примерно на 2–3 см ниже линии волос. Чем они более явные, тем сильнее воображение людей.Воображение - способность человека

Из книги Занимательная психология автора Шапарь Виктор Борисович

Воображение Способы стимуляции воображения Что делать, если одни дети лучше усваивают логическую структуру материала, а хуже - его конкретную, образную сторону, а другие наоборот?Мы не будем здесь говорить об индивидуальном подходе: если в классе более 30 учащихся, а

Из книги Самоосвобождающаяся игра автора Демчог Вадим Викторович

8. Воображение Итак, ВНИМАНИЕ!НИКТО, КРОМЕ НАС САМИХ, НЕ ЗАИНТЕРЕСОВАН В ТОМ, ЧТО ЯВЛЯЕТСЯ ДЛЯ НАС САМЫМ ВАЖНЫМ! Это первое! Второе: МЫ САМИ СОЗДАЕМ СИЛОВЫЕ ПОЛЯ, КОТОРЫЕ РАСКРЫВАЮТ НАШ ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ! И, наконец, третье: МЫ САМИ АККУМУЛИРУЕМ СВОЮ СОБСТВЕННУЮ

Из книги Экзистенциальная психотерапия автора Ялом Ирвин

7. ВОЛЯ, ОТВЕТСТВЕННОСТЬ, ВОЛЯ И ДЕЙСТВИЕ Японская пословица гласит: «Знать и не делать – вообще не знать». Осознание ответственности само по себе не синонимично изменению; оно только первый шаг в процессе изменения. Именно это я имел в виду, когда в предыдущей главе

Из книги Мой метод: начальное обучение автора Монтессори Мария

Воображение Творческое воображение в науке основывается на истинеЕсли бы 100 лет назад кто-нибудь сказал людям, путешествующим в дилижансе, пользующимся масляными светильниками, что скоро появится ослепительный, сияющий огнями в ночи Нью-Йорк, что можно будет вызвать

автора Первушина Ольга Николаевна

ВООБРАЖЕНИЕ Воображение – психический процесс создания образа предмета, ситуации путем перестройки имеющихся представлений.В настоящее время распространяется мнение, что воображение является комбинацией не только образного, но и абстрактного содержания.Образы

Из книги Общая психология автора Дмитриева Н Ю

37. Воображение С творческим мышлением непосредственно связан еще один важный психический процесс – воображение. В этом процессе отражение действительности происходит в особой форме создания объективно или субъективно нового (в виде образов, представлений, идей),

Из книги Психология рекламы автора Лебедев-Любимов Александр Николаевич

Из книги Труд писателя автора Цейтлин Александр Григорьевич

Воображение Первой и едва ли не самой специфичной особенностью психики писателя является его воображение, или фантазия. Горький считал воображение «одним из наиболее существенных приемов литературной техники, создающей образ». «Нет фантазии, - справедливо писал

Из книги Энергия намерения автора Дайер Уэйн

Воля и воображение Существование свободной воли вопросов не вызывает. Вы – мыслящее существо, способное делать выбор. Более того, вся ваша жизнь – непрерывный процесс сознательного выбора. Вопрос заключается не в противопоставлении свободной воли и предначертанной

Из книги Уши машут ослом [Современное социальное программирование. 1-е издание] автора Матвейчев Олег Анатольевич

Из книги Научите себя думать! автора Бьюзен Тони

6. Воображение Эйнштейн сказал, что «воображение важнее знания, поскольку знание ограниченно, а воображение охватывает весь мир, стимулируя прогресс и порождая эволюцию». Чем больше воображение включается в процесс запоминания, тем лучше работает

Ученые недавно выяснили, что сила воли - вполне измеряемый ресурс. В процессе использования она истощается. Когда ешь определенные продукты - увеличивается. А еще ее можно накачать!

Катя Чекушина

Задумывался ли ты, сколько желаний среднестатистический житель большого города испытывает в течение дня? Ученые из Вюрцбургского университета недавно ответили на этот вопрос с доскональной точ­ностью. Двести человек в течение недели носили с собой специально запрограммированные смартфоны, которые периодически издавали резкий звук, после которого участники эксперимента должны были сообщить ученым, хочется ли им чего-либо в этот момент и чего именно.

Выяснилось, что примерно три четверти времени бодрствования современный житель мегаполиса испытывает желания, причем, увы, самые примитивные. Чаще всего людям хочется что-нибудь съесть. На втором месте - поспать. На третьем - отвлечься от работы, поиграв в какую-нибудь компьютерную игрушку или проверив социальную сеть. Наконец, на непризовом четвертом месте находятся сексуальные фантазии. Нет, мы, конечно, и без немецких ученых прекрасно знаем, что до нирваны нам всем очень далеко. Да и черт с ней! Нас интересует другой любопытный факт: треть всех испытываемых желаний современный человек признает вредными и пытается им противостоять (при этом лучше всего у нас получается отказываться от сна, секса и случайных покупок, а хуже всего - от прокрастинации на работе). Получается, четверть всего нашего времени мы сопротивляемся соблазнам, используя ту самую силу воли.

Воля к победе

Что же это такое? Американский профессор Рой Баумейстер утверждает, что сила воли - основополагающее качество в судьбе современного человека. Карьера, здоровье, семья, накопления на старость и количество друзей - все это в твоей жизни определяет именно она. В принципе, звучит логично, поскольку исключительно сила воли заставляет тебя работать на износ и не грубить шефу; она же ведет тебя в спортзал; помогает трезво оценить последствия семейного скандала и простить, когда на самом деле хочется сесть в машину и уехать навсегда из этого ада; наконец, именно с ее помощью ты в дождливый вечер бросаешь ужин и свежескачанный сезон любимого сериала, чтобы поехать к менее волевому другу, который наорал на шефа, послал жену и собирается пропить все свои накопления.

Конечно, не исключено, что когда ты, весь такой положительный, богатый и семейный, соберешься на пенсию, то поймешь, что жизнь попросту прошла мимо. Однако мы сейчас не об этом. Вернемся к американским ученым, которые получают свою немалую зарплату именно потому, что не довольствуются логическими рассуждениями, а проводят всякие любопытные эксперименты. Как раз недавно были опубликованы результаты одного 30-летнего исследования, которое замеряло влияние силы воли на судьбу человека. Эксперимент начался в Стэнфордском университете, штат Калифорния, в 1972 году.

Профессор Уолтер Мишелл решил установить возраст, в котором у детей впервые проявляется сила воли. Он собрал обширную группу сладкоежек от 4 до 6 лет и каждого подопытного по очереди запустил в пустую комнату, посреди которой стоял стол, а на столе - тарелка с кусочком зефира маршмэллоу.

Ребенку было сказано, что лакомство можно съесть в любой момент, однако, если он дождется возвращения дяди-ученого, то получит вторую такую же. Многие клали зефир в рот, едва только взрослый уходил за дверь, но были и те, кто прождал долгих 15 минут, чтобы получить заслуженную награду (среди 6-летних, как и подозревал профессор Мишелл, таких оказалось больше).

На этом эксперимент должен был бы завершиться, если бы в нем участвовали случайные дети. Однако в числе подопытных оказались дочери профессора, а также их друзья, соседи и одноклассники. Дочки обсуждали с папой успехи других детей, и Мишелл заметил четкую закономерность: те, кто когда-то в эксперименте дождался награды, лучше учились в школе, у них было больше друзей, они реже попадали в неприятные истории.

Спустя 34 года профессор снова собрал своих подопытных и подтвердил эти наблюдения статистически: «волевые» были более здоровы, достигли больших успехов в жизни, реже становились одинокими родителями и попадали в тюрьму.

Итак, теорема доказана. Воля ведет нас к успеху. Однако что делать людям безвольным, например поедающим уже третью зефирину, вместо того чтобы писать нужную и полезную статью? Нам на помощь приходит ранее упомянутый доктор Баумейстер, который утверждает, что свою силу воли можно регулировать самостоятельно. И воздержание от зефира, кстати, не самый плохой способ!

Для начала узнай, насколько все плохо у тебя

Тест: Сильна ли твоя сила воли?

Тест

Сильна ли твоя сила?

1/15

Сможешь ли ты за один присест завершить нудную работу, если у тебя есть возможность безболезненно устроить себе перерыв?

Продолжить

Эксперимент доктора Баумейстера

В самом начале 2000-х годов профессор Баумейстер провел довольно простой эксперимент. Он собрал студентов-добровольцев, которым было велено не есть за несколько часов до проведения теста.

Подопытных разделили на две группы. Одну из них оставили в покое, а другую провели в комнату, где на столе стоял поднос с шоколадным печеньем и миска мытой редиски. Половине из тех, кто зашел в комнату, разрешили угощаться печеньем, а другой половине предложили редис. После этого доктор Бау­мейстер покинул комнату и с по­мощью камер наблюдал, как поедатели редиса завидуют черной завистью тем, кому досталось шоколадное лакомство. Впрочем, правила никто не нарушил. После этого все студенты, включая тех, кто даже не подозревал об искушении печеньем, были собраны в одной аудитории, где им предложили решать довольно сложные математические задачи - «столько, на сколько хватит терпения». В результате те, кто ел печенье, и те, кто вообще ничего не ел, потратили на задачи примерно одинаковое количество времени. А вот обиженные редисоеды ушли из аудитории почти в два раза раньше!

Из этого профессор Баумейстер заключил, что сила воли имеет свойство истощаться от активного использования: тем, кому пришлось отказываться от печенья, не хватило настойчивости долго мучиться с задачами.

Впоследствии этот вывод был подтвержден многочисленными похожими экспериментами. В частности, профессор обнаружил, что необходимость делать выбор истощает силу воли точно так же, как необходимость от чего-либо воздерживаться. Подопытные студенты, которым перед решением задач предлагали в течение часа отвечать на вопросы о том, какой подарок они предпочитают в конце эксперимента (футболку или ароматические свечи? Футболку какого цвета? А может быть, ежедневник?), ушли из аудитории гораздо раньше, чем контрольная группа. Возможно, это связано с тем, что мы психологически воспринимаем выбор как упущенные возможности, так что студентам, выбиравшим подарок, пришлось последовательно отказаться от целого списка хоть и маленьких, но желаний. Кстати, это объясняет психологическую усталость от шопинга, когда под конец ты абсолютно безволен и готов купить хоть шубу, хоть занавески, хоть чужого ребенка вместе с цветными мячиками из детской комнаты, лишь бы скорее убраться из этого проклятого торгового центра.

Вечер трудного дня

Шопинг в современном мире вообще является одним из основных испытаний воли. Например, есть теория доктора Дэна Спирса, экономиста из Принстона, который утверждает, что для бедных даже поход в продуктовый магазин - это время критических решений, ведь каждая покупка в их корзине съедает серьезную часть бюджета. В итоге малоимущие оказываются пойманными в замкнутый круг: каждый день они вынуждены принимать столько жизненно важных решений по поводу покупки самых примитивных вещей, что у них просто не остается силы воли, чтобы потратить ее на образование, работу, воздержание от алкоголя и другие возможности социального роста.

Доктор Спирс, может, и перегибает палку, однако совершенно очевидно, что продуктовые списки и закупки на неделю, к примеру, помогут тебе значительно сэкономить не только время, но и силу воли.

Вообще, отношение к своей силе воли (то есть к способности принимать взвешенные решения с заделом на будущее и противостоять соблазнам) как к ограниченному ресурсу заставляет совсем иначе смотреть на вещи. Например, начинаешь понимать, как важно никогда не оставлять важные решения на после того, как разберешься со всякой мелочевкой. А еще, каким бы ты ни был полуночником, лучше воздерживаться от вечерних совещаний, на которых именно тебе предстоит что-то решать. Ведь твою истощенную волю легче всего сломить именно в конце дня, четверть которого, как известно, уходит на противостояние всяким мелким желаниям. Хотя тут может случиться перекос совсем в другую сторону.

Например, стастистика израильских судок показывает, что просьбы о помиловании, рассмотренные в утренние часы, удовлетворяются в 70% случаев, а в вечерние часы - всего в 10%.

Для судьи истощение силы воли выражается в отказе от принятия решения вообще и стремлении оставить все как есть.

Во всяком случае, вечер - не время взвешенных решений. Что, впрочем, может играть и в твою пользу, если решение, к примеру, предстоит принять девушке…

Доза глюкозы

Тем временем профессор Баумейстер не остановился на достигнутом и в 2006 году задумал еще один эксперимент, который, правда, закончился провалом, однако позволил сделать совершенно неожиданные выводы. К этому времени у Баумейстера родилась «теория Марди Грас»*, которая гласила, что кратковременное погружение в бесконтрольные удовольствия способно усилить силу воли человека.

* - Примечание Phacochoerus"a Фунтика: « Марди Грас, или Жирный вторник, - это неделя карнавалов и обжорства, которая проводится в Северной и Южной Америке перед весенним постом и, по сути, напоминает русскую Масленицу »

Проверить свою новую теорию профессор решил по старой технологии - с помощью унылых математических задач и голодных студентов, которые должны были их решать, пока хватит сил. Треть подопытных перед экспериментом получали жирный молочный коктейль со взбитыми сливками и вишенкой, еще треть - безвкусный протеиновый напиток, напоминающий прозрачную слизь, а конт­рольная группа мучилась над задачами на голодный желудок. Как мы уже сказали, эксперимент с треском провалился: те, кто пил коктейль, и те, кто употреб­лял безвкусный напиток, показали абсолютно одинаковый результат, который, впрочем, отличался от контрольной группы в лучшую сторону.

Таким образом, выяснилось, что удовлетворение желаний и погружение в удовольствие никак не увеличивают силу воли, но ее явно увеличивает сытый желудок.

Еще несколько экспериментов доктора Натана Де Уолла, когда подопытным давали лимонад с сахаром или сахарозаменителем, подтвердили: доза глюкозы, принятая перед испытанием, значительно повышает силу воли человека и помогает ему в течение более долгого времени принимать эффективные решения. Чуть позже в центре Тода Хезертона провели похожие опыты, сопровождавшиеся сканированием мозга. Оно показало, что глюкоза способствует угасанию активности в так называемых мозговых «центрах удовольствий», которые отвечают за предрасположенность человека к получению немедленной награды, и повышают активность центров, которые контролируют импульсивное поведение. То есть глюкоза помогает нам отложить получение быстрой и очевидной, но малой выгоды ради более выигрышной долгосрочной стратегии, для чего, по сути, и служит сила воли.

Если вернуться к аналогии с шопинг-усталостью, глюкоза - именно то, чего так не хватает нашему мозгу в конце долгого похода по магазинам. Производители сладостей, которые размещают свой товар у касс, поняли это без всяких экспериментов со сканированием мозга.

Итак, вот еще одно правило для принятия ответственных решений или иного проявления силы воли: убедись, что ты делаешь это не на голодный желудок. Правило, впрочем, старо как мир: всем известна агрессивность и невосприимчивость голодных начальников, которые на самом деле просто не хотят делать выбор в пользу долгосрочной, но рисковой стратегии и предпочитают, как израильские судьи, быстро и безопасно отказать, чтобы скорее удовлетворить более насущные желания.

Следить за стабильным «питанием воли» довольно просто: наш мозг, как правило, сам сигнализирует о недостатке глюкозы чувством голода или желанием съесть шоколадку. Однако тем, кто не любит сладкое или привык не замечать голод, придется заняться более глубоким самоанализом. Есть и другие признаки «усталости воли» - например, повышенная раздражительность, стремление обострить конфликты, более острое восприятие неудач, желание купить что-нибудь ненужное. Все это может свидетельствовать о том, что твоя воля находится не в лучшей форме. И об импульсивных решениях, принятых в данный момент, ты потом очень сильно пожалеешь.

Накачать волю

В конце концов доктор Баумейстер пришел к выводу, что сила воли, как и мускулы, не только подвержена усталости и требует питания, но и нуждается в тренировке. Накачивать волю помогают любые примитивные упражнения на самоконтроль. Например, опытная группа, которую попросили в течение недели постоянно следить за своей осанкой и не горбиться (классическое упражнение на силу воли, известное всем нашим мамам), по прошествии этого срока показала лучшие результаты в испытаниях на настойчивость, чем люди, прожившие эту неделю в свое удовольствие. Также известно, что канонически верующие люди, привыкшие к исполнению регулярных ритуалов вроде намаза или медитаций, в целом гораздо лучше проходят тесты на силу воли, чем неверующие. Хотя канонически верующие в нашем мире соблазнов - это вообще люди особенные. От них всего ожидать можно.

Если уж на то пошло, среди бесконечных современных гаджетов даже есть специальные тренажеры силы воли. Например, всевозможные шагомеры, счетчики калорий и программы, которые следят, сколько времени ты проводишь на непрофильных сайтах, чтобы в момент, когда ты перебрал свой лимит, выкинуть тебя из Сети. Этакие заменители совести, которые напоминают тебе регулярно применять силу воли.

Кстати, поскольку мы тебе друзья и в некотором роде заменители совести, то будем откровенны: лимит на прокрастинацию с нашим сайтом исчерпан. У тебя за это время должно было скопиться изрядное количество силы воли, и ее ждут великие свершения!