Резьба по дереву иконы руками. Серия мастер-классов: резная икона (1 выпуск). Как изготавливают старинные иконы на дереве

Древние иконописцы использовали самые различные технологии для того, чтобы изготовить резные иконы , воплотить образы и лики, которые представали перед их взором после длительных молитвенных постов, предшествовавших началу работы. Верующий в Бога христианин, мастер по созданию образов не мог приступать даже к выбору доски без благословения свыше и получения разрешения отцов церкви.

История резных образов

История появления резных икон длинна и многообразна. Технология производства объемных барельефных изображений на камне была известна еще в древнем мире. Египетские, греческие и римские мастера камнерезы оставили замечательные образцы резных и скульптурных изображений. В большинстве случаев прототипами были боги, мифические и реальные герои. Христианские чудотворные иконы в свое время стали достойным продолжением традиций древности, художники использовали самые лучшие приемы и технические методы нанесения изображения.

Сегодняшнее производство резных икон значительно превзошло старинные образы по чистоте исполнения, применению современных технологий воссоздания изображения и профессионального инструмента. Само по себе объемное барельефное сечение пришло в нашу страну на заре принятия православия от художников великой Византийской Империи, которая еще в XI веке была известна мастерами объемного изображения, а резные иконы из дерева и камня были самыми распространенными в храмах и домах горожан. Об этом свидетельствуют летописи и хроники тех времен, а также результаты современных археологических раскопок византийских городов.

Во времена крещения Руси резные иконы из Константинополя, первоначально производившиеся из камня и более напоминавшие античные камеи, были наиболее ценными подарками и залогом дружбы между двумя большими государствами христианского мира.

Популярность резьбы на Руси

Древнерусскими мастерами впоследствии была перенята и усовершенствована техника обработки камня. Возможность украшения местными драгоценными и полудрагоценными камнями, жемчугами, золотом и серебром позволила делать резные иконы совершенными произведениями искусства. Благодаря достижению изумительных внешних эффектов образы обладали сильнейшим воздействием на верующих, позволяли внушать повиновение и смирение перед величием Бога. Стоимость таких икон была баснословной, и позволить иметь их могли только богатые храмы и монастыри, состоятельные вельможи, торговые люди и обеспеченные горожане.

Поэтому для получения более доступных в исполнении ликов для простого народа, сравнительно дешевых, быстрых в производстве резных икон стали использоваться местные материалы. С давних пор в наших краях самым доступным сырьем было дерево. Ценные породы древесины с определенными технологическими показателями стали отличным средством для выражения веры и художественного вдохновения мастеров. Время шло, а специфика и инструмент для работы усовершенствовались. К концу XV века ставшего пиком популярности резьбы и других прикладных искусств, резные иконы из дерева стали наиболее широко распространенными на православной Руси изображениями Спасителя, Божьей Матери и святых.

Неповторимый эффект дерева

Всем хорошо известно, насколько живым и теплым может быть любое изделие из дерева. Это связано не только с природными особенностями древесины, но и с потрясающей положительной энергетикой, которую несет такой образ в любую семью. Дом или квартира, даже небольшая комнатка, где находится такие изделия мастера, какими можно считать разнообразие ликов на резных иконах получает большую долю покоя, умиротворения, божьей благодати и добра. Благословенные лица, полные вселенской любви и всепрощения, взирающие с неподдельным теплом на нас, грешных в делах и мыслях становятся практически живыми.

Этот художественный эффект достигается при использовании древесины строго определенных пород, имеющих мощные годовые кольца с различными оттенками цветовой гаммы, присущей этому сорту дерева. Техника изготовления резных икон или как их еще называли «иконы на рези» сегодня позволяет получить изделия самого различного масштаба, назначения и выражения творческого осмысления христианских ценностей. Дерево эстетично всюду – от больших монументальных произведений до крошечных иконок, которые по православной традиции берут христиане с собой в дальнюю дорогу. Весьма интересным эффектом является инкрустация металлом, аппликации из различного по цвету дерева, а также создание подходящих по стилю и исполнению рам и окладов.

Породы дерева и их особенности

Мастер всегда выбирает наиболее качественную и отвечающую его требованиям и художественному замыслу древесину. Обычно используют самые разные сорта. Тем не менее, иконы из дерева резные и выжженные, наиболее часто производят из следующих пород:

  • Лиственные породы чаще всего представлены липой, которая проста и легка в работе, а произведения из нее характерны особым теплым оттенком.
  • Доска из ольхи наиболее часто используется как имитация красного дерева, она отлично режется и полируется.
  • Березовый материал несколько сложнее в обработке, но прекрасно поддается лакированию и окраске. Резные иконы из дерева березы выглядят живыми и трогательными.
  • Для небольших образов с мелкими деталями отлично подойдут тополь и осина.
  • Древесину дуба и бука применяют для создания масштабных творений, которые будут служить многие десятки лет.
  • Доска из ореха, черешни, яблони и вишни позволяет создать неповторимые по эстетике резные иконы и достичь исключительного эффекта живого лица с возможностью точной проработки мельчайших деталей.
  • Чтобы создать монументальные произведения в стиле изысканных резных икон, большие по размерам и сюжетам образа, алтари и другие аксессуары храмовых комплексов используют сосну или ель высочайшего качества.

Особая эстетика и неповторимое тепло дерева позволит создать истинно живые образа и лики. Добро, свет божьей любви и непередаваемая благодать снисходит с них на верующего. Главным аспектом была и остается твердая вера и высокое мастерство художника, как и много веков назад.

Резная икона — несколько более сложное изделие, нежели, например, резное цветочное панно. И сложна она порой не столько технически, сколько нравственно, если можно так выразиться. Даже если вы работаете быстро и споро, стремясь успеть в срок, не забывайте вкладывать душу, ну или хотя бы пытайтесь.

Мне встречались некоторые воистину неистовые резчики икон, которые, запершись от всего мира, работали при лучине и с благостной молитвой на устах. Хорошо ли это, не знаю, но вполне возможно, что только так и надо работать. Но мы всё же попробуем по-другому.

Предварительная работа

Резная икона — это почти всегда аналог иконы писаной. Иконография и чувство обратной перспективы, переосмысленные и воплощённые в объёме дерева. Проще говоря, берём икону писаную и переносим её контур (абрис) на доску, а затем вырезаем, как умеем. Но прежде чем начать, рекомендую провести небольшую исследовательскую работу: кто изображён, кто таков, какие варианты икон бывают. При нынешней массовости Интернета это вопрос часа.

Вот, например, Иоанн Оленевский — это месночтимый святой (святой, более чтимый в какой-нибудь определённой местности). Весьма почитаемый по средней Волге (1854-1951). Новомученик. За праведную жизнь был наделён даром исцеления и прозорливости.



Как вы видите, сходство иконы и портрета вовсе не явное. Также и сами иконы меж собой разнятся значительно. Так и ваша резная работа может несколько отличатся. Не в этом суть. Однако данный анализ, несомненно, поможет вам.

Процесс изготовления резной иконы

Липа. 230 X 310мм, толщина 25мм. Для первичной обработки, т.е. для опускания по глубине (10мм), в данном случае используется ручной фрезер.

Затем изделие обрабатывается (вычищается) по контурам, подбирается фон и набирается общая масса (обрубка). Лик пока не трогаем.

Теперь вырезаем одежды полностью и начисто, и переходим к лику. Набираем общую массу.

Техника декупажа известна из глубины веков. Сначала её применяли для украшения мебели. Пик его популярности пришёлся на 17 век. Венецианцы искусно инкрустировали мебель в восточном стиле. Мастера вырезали картинки и наклеивали на поверхность и закрепляли 30-40 слоями лака. Относительно тех времен особенно недорогое удовольствие.

После Германии и Франции декупаж завоевал Англию, а во время войны Америку. В викторианской Англии почти в каждой семье был альбом для вырезания с пасторальными картинками, ангелочками. Юные мисс украшали свой дом в этом стиле.

Сегодня эта техника снова пользуется большой популярностью. В ней оформляют всё, что угодно. Чаще всего этот способ используют при украшении подарков. Обычная бутылка может превратиться в красивую вазу, а старая обшарпанная шкатулка в образец утонченности.

Почему, в таком случае, при подготовке подарка, к примеру, на Рождество или Новый год, не обратиться именно к этой технике? Предлагаем вам вместе с нами попробовать сделать картину-икону в стиле декупажа.

Нам потребуются:

2. отпечатанный рисунок,

3. клей ПВА,

4. кисточка,

5. шпатель,

6. платок или любая ткань.

Фото: АиФ/ Людмила Максимова

Процесс:

1. Выбираем изображение для нанесения на дерево. Редактируем его в любом иллюстраторе, увеличиваем контраст для печати. Отразите картинку по горизонтали - чтобы получилось зеркальное отображение. Распечатывайте картинку на хорошей глянцевой бумаге.

Фото: АиФ/ Людмила Максимова

Важно : отразить по горизонтали, распечатать на глянцевой фотобумаге.

2. Выбираем поверхность нужного формата. Дерево можно выпилить самому, в таком случае, не забудьте «ошкурить» доску, чтобы защитить ее от неровностей.

Фото: АиФ/ Людмила Максимова

3. Наносим равномерно тонким слоем клей ПВА на доску и размазываем кисточкой.

Фото: АиФ/ Людмила Максимова

4. Прикладываем к доске распечатанный рисунок. Приглаживаем тканью.

5. Выдавливаем воздух. Для этого подойдет шпатель или другой твердый предмет. За неимением шпателя, мы используем плоскую деревянную расческу.

Фото: АиФ/ Людмила Максимова

Важно: если вы плохо выдавите воздух, изображение не закрепится на доске.

Кладем на доску груз. Через десять часов снимаем и приступаем к последнему этапу работы.

Фото: АиФ/ Людмила Максимова

6. Отрываем приклеенный рисунок. Если слой бумаги останется на доске, аккуратно отслаивайте пальцем его от изображения, возможно, придется увлажнить поверхность слегка (!) намоченной тряпкой.

Смотрим на результат. Изображение полностью не отразилось на поверхности, вероятно, мы недостаточно хорошо выдавили воздух. Но, тем не менее, декупаж удался, получилась старинная икона.

Фото: АиФ/ Людмила Максимова

Разумеется, этим способом вы можете сделать не только икону, но и любую другую картину.

Кстати, в средние века в православной Церкви украшали иконы с помощью декупажа. В иконописи эта техника называется аппликацией на деревянную основу: изображения, вырезанные из дерева, кожи, ткани, бумаги наклеивались или прикреплялись на икону. В России такой декупаж стали использовать с 17 века, когда эту технику передали мастерам Оружейной палаты западные художники.

Декупаж салфетками

Приведем пример еще одного способа декупажа - салфетками.

Фото: АиФ/ Дарья Крайнова

  1. Зашкурьте сначала грубой наждачной бумагой, а потом мягкой деревянную поверхность, стеклянную - обезжирьте спиртом. Если ваша основа из металла - очистите ее от ржавчины и протрите спиртом.
  2. Задекорируйте основу белой акриловой краской. Это не только спрячет прежний, возможно, неприглядный фон, но и сделает вашу поделку более яркой.
  3. Выберите салфетки с нужным рисунком. Вырежьте изображение. Если вам лень мучиться с неудобной салфеткой и ножницами, просто промокните влажной кисточкой контур рисунка и вырвите из него изображение.
  4. Промокните рисунок в воде, отсоединяя два нижних белых слоя.
  5. Покройте поверхность клеем и приложите рисунок. Либо, наоборот, приложите сначала рисунок, а сверху покройте его клеем. Не спешите расправлять намокшую под клеем салфетку. Выдавите воздух чуть позже.
  6. Когда рисунок высохнет, покройте его несколькими слоями лака. Если ваша работа будет выставляться на улице, выберите лак на водной основе.

Все эти советы весьма просты, зато результат впечатляет. Творите, друзья. Дарите радость себе и близким, украшая то, что вас окружает.

Продолжение следует…

Для того чтоб собственноручно изготовлять деревянные резные иконы , в первую очередь нужно подобрать подходящий материал (древесину).

Наиболее оптимальным вариантом будет древесина липы, так как этот вид дерева лучше всего поддается обработке, благодаря своей структуре волокна (но можно также использовать и древесину ореха у него схожие с липой характеристики волокна). Выбирая материал, обратите пристальное внимание на то, чтоб дерево не имело: сучков, трещин, затемнение, и обязательно было хорошо просушенное. Потому что изделие, изготовленное из сырого дерева, со временем, высыхая, может деформироваться, что приведёт к нарушению цельности конструкции и изменению рисунка.

Работу своими руками начинаем из изготовления рамки, (все цифры даны для иконы стандартного размера): 11,5 сантиметров на 15,5 сантиметров. Для нее Вам потребуется 4 планки.

Две размерами:
1) длинна - 15,5 сантиметров.
2) ширина - 5,5 сантиметров.
3) высота - 5,0 сантиметров.
Это будут продольные стороны рамки.
И две размерами:
1)длинна - 11,5 сантиметров,
2) ширина - 5,5 сантиметров,
3) высота - 5,0 сантиметров.

Это будут поперечные стороны рамки.
На этих планках нужно выпилить стыки, расположив их так чтоб при соединении планок в рамку, внутренние углы составляли по 45 градусов, то есть, чтоб получился равносторонний прямоугольник.
После выпилки стыков на планки наносится рисунок узора, такой формы, чтоб на стыках образовалось совпадение линий (это нужно для более эстетического вида рамки), и можно приступать к вырезке. Старайтесь вонзать резец не глубоко, лучше сделать несколько легких надрезов, и лишний раз поработать резцом «стамеска», чем наделать дыр. Самим главным критерием рисунка должно быть выпуклость, потому резку нужно проводить, делая узор наружным, а не внутренним. Конечно, можно самому, решать какие, резцы использовать для выборки узора рамки, но как показывает практика лучше всего для этого подойдут резцы вида: «флажок», «стамеска», «выборка». Когда узор будет готов, его необходимо отполировать наждачной бумагой (используя с 100№ по 800№ покрытия), это нужно для придания окружности острым углам, и чтоб стереть слишком резкие границы перехода линий. Также ею легче добиться идентичности выпуклостей, если например Вам покажется, что одинаковые виды рисунка на двух разных сторонах получились не совсем одинаковые по размеру или объему. Завершив узор, наносим клей на стыки и соединяем планки в рамку. Перед нанесением клея стыки также нужно отполировать, это поможет точно подогнать их при соединении и предать конструкции вид изготовления из цельного дерева. Соединив рамку, ставим ее с тиски на 24 часа, так склеивание будет более плотным и крепким, если, нет подходящих тисков, используйте жгуты. Когда рамка будет готова, и склеена, нужно к ней прикрепить заднюю стенку. Можно на внутренней стороне рамки сделать выборку для помещения в нее стенки, используйте для выпилки канавок електро - лобзик. Материалом для стенки используйте лист ДСП, вырезав его по размерам рамки.

Следующим этапом будет вырезание «лика». Сначала берём кусок доски, размер которой приблизителен размеру образка, и наносим на нее контур желаемого рисунка, для вырезания по форме воспользуйтесь так же електро - лобзиком, не старайтесь вырезать точно по линиям, лучше сделайте просто приближенный к линиям обрез, так вы избежите риска обрезать лишнее. Когда это сделаете, подгоните края к нарисованному контуру (используя для снятия излишков резец, вида стамеска). На заготовку переносим «лик» выбранного Вами рисунка (заделайте это способом разбивания рисунка на квадраты и постепенное копирование квадратов) и приступаем к его выделке, когда лик будет вырезан, его контуры линий тоже, нужно отшлифовать, используя те же номера наждачной бумаги. Этим Вы предадите мягкость чертам облика святого, которого вырезали. После по желанию Вы можете разрисовать «лик» используя гелиевые чернила, блёстки, а можете просто оставить таким как есть.

Дальше следует изготовление арки. Ее верх стоит сделать квадратным и по размеру верхнего внутреннего проема рамки, так как она будет помещаться над «ликом» в самом верху иконы. Принцип изготовления тот же: рисунок контура, выборка по контуру, нанесение узора, выборка (вырезка) узора, шлифование контура и узора. Если желаете упростить задачу изготовления арки, сделайте узорчатую кромку, кант, резцом «стамеска» выберите середину полотна на глубину миллиметра 2, отшлифуйте выбранную поверхность. А узор нарисуйте грифельным карандашом, и обведите его «выжигателем», соблюдая нужную Вам глубину и ширину. Под аркой, по обе стороны «лика», должны располагаться «столбы». Которые, упираясь в нижнюю внутреннюю грань иконы, будут ее (арку) как бы поддерживать. Для их изготовления используйте планочки:
1) шириной - 1,5-2 сантиметров.
2)толщиной - 1,0 сантиметров.

А вот высота, их будет напрямую зависеть от размера арки, так как они должны быть плотно подогнаны между низом арки и внутренней гранью иконы. Можете сделать их просто фигурными, используя для изготовления токарный станок, только не забудьте что задний бок столбов должен быть плоским, значит, выточив округлое изделие его нужно распустить вдоль, надвое. А если хотите, сделайте их по системе изготовления арки: кант, выборка нутра по канту, нанесение узора, выжигание по узору. Или же по системе вырезания «лика»: наведение формы, выборка узора с приданием объема. Только не забывайте, что в любом варианте задний бок столбов должен быть плоским.

Над «ликом» нужно сделать нимб, над головой святого, для этого - в середину рамки на заднюю стенку приложите образ, обводите его по контуру, и уберите. У Вас на стенке иконы останется нарисованный контур. Возьмите циркуль, поставьте его острие на середину, так сказать, головы образа и нарисуйте круг такого размера,чтоб от контура верхней точки «головы» образа вверх к точки контуру круга расстояние составило 1 см. Это будет нимб над головой лика. Для его выделки можете использовать подходящие резцы или же «выжегатель». Рисунок на нимбе можно использовать любой какой вам хочется, но главное условие, нимб нужно сделать желтым, «золотым». Воспользуйтесь для придания цвета нимбу, желтой «морилкой», но нанести ее нужно только не посредственно на нимб, не выходя за приделы контура.

В завершающей стадии изготовления иконы нужно соединить все изготовленные части в одно изделие. Делаем это так: В рамку непосредственно на низ иконы, на заднюю стенку приклеиваем образок, таким образом, чтоб нимб был правильно расположен над головой «лика», сверху впритык к рамке - арку, а под нее по обе стороны «лика» установите столбы. Далее дайте клею время высохнуть (24 часа), покройте изделие «морилкой» и пусть постоит так где-то часов 12, чтоб она хорошо впиталась и высохла. Теперь наждачной бумагой №1500 нужно высветлить некоторые участки «лика» и рамки как бы придавая вид игры теней. Когда образ достигнет желаемого вида, вскройте изделие нитро лаком, он «вытянет» цвет, придав оттенкам насыщенность. Оставьте его сохнуть на 24 часа. По прошествии этого времени нанесите на изделие масляной лак, это сделает поверхность иконы глянцевой. Время сушки так же 24 часа. Когда и этот слой лака высохнет, ручная работа над иконой закончена.

Резные иконы, панно. Марков Александр

Марков Александр (Саянск). Резьбу по дереву Александр Марков начал еще в 1985 году, работая художникам оформителем в Саянской художественной мастерской при оформлении детских садов и других объектов. В 90-х Отец Алексий попросил вырезать крест для аналоя и голгофу. Ему понравилось, и он в 1995 году пригласил Александра Владимировича принять участие в оформлении строящегося Храма. Вот с этой поры Александр и работает в церкви.

По словам священнослужителей, резные иконы (использует мастер при их изготовлении твердые породы деревьев, такие как осина и кедр) несут в себе глубочайший духовный смысл. Дерево издревле считалось живым материалом, а освященная икона вообще творит чудеса. Потому традицией для саянцев стало преподносить иконы — творения Маркова — почетным гостям.

Марков Александр Владимирович родился в 1958 г. в Иркутской области село Берёзовка Куйтунского района. В 1980 году закончил Тулунское педагогическое училище художественно-графическое отделение. Работал художником оформителем в Тулунской художественной мастерской. В 1985 году в связи с переездом в город Саянск работал художником-оформителем в художественной мастерской. В 90-е годы принимал участие в оформлении строящейся Благовещенской церкви. Занимался в основном резьбой по дереву. Выполнены два резных деревянных иконостаса, два престола, киоты для икон, плащаницы, иконы и другие резные церковные предметы.

Участие в выставках:

Областная выставка, посвященная 2-у всесоюзному фестивалю художественного творчества. 1980 году г. Иркутск.
В 2003 году за оформление Благовещенского храма была вручена патриаршая грамота от Архиепископа Иркутского и Ангарского Вадима.
Областная выставка народное искусство 2004 г. Иркутск
Вручен Орден русской православной церкви преподобного Сергия Радонежского 3-й степени 2006 г. Москва
Областная выставка «Саянская мозаика» 2007 г. Иркутск
Дипломант межрегионального конкурса «Русь мастеровая» 2008 г. Иркутск
Городская выставка прикладного искусства 2008 г. Саянск
Городская выставка «Мужество воспетое красотой» 2009 г. Саянск