Чистоговорки для детей 7 8 лет короткие. Чистоговорки на разные буквы. Игры для закрепления в произношении изолированных звуков

Чистоговорки для детей 4-5 лет.

Звук Б

1. Бы-бы-бы-бы в лесу растут грибы.

2. Любят бананы все обезьяны.

3. Белый снег, белый мел, белый заяц тоже бел.

Ба-ба-ба,ба-ба-ба - Мама, мама, вон труба!

Бу-бу-бу,бу-бу-бу - Ты и мне купи трубу!

Бе-бе-бе,бе-бе-бе потрубил я на трубе.

Ба-ба-ба,ба-ба-ба не нужна уже труба!

Был у бабушки баран, бил он бойко в барабан,

И плясали бабочки под окном у бабушки.

Бегемот разинул рот, булки просит бегемот.

Звук В

1. Ви-ви-ви, ви-ви- Только много их не рви!

2. У Вали, Вари и Валерки вареники в тарелке.

3. Ву-ву-ву - в лесу видели сову.

У девчонки, у Варюшки потерялись варежки.

Помогали две Валюшки искать Варе варежки.

Ва-ва-ва – выросла трава.

Ву-ву-ву – соберу траву.

Ву-ву-ву - я сниму сову.

Вы-вы-вы – нет травы.

Ви-ви-ви – Верочку зови,

Ве-ве-ве – Вера на траве.

Ва-ва-ва,ва-ва-ва вот высокая трава.

Вы-вы-вы,вы-вы-вы даже выше головы.

Ве-ве-ве,ве-ве-ве васильки видны в траве.

Ву-ву-ву,ву-ву-ву -Васильков букет нарву.

Звук Г

1. Га-га-га у козы рога.

2. На горе гогочут гуси.

3. У гнома ангина.

4. Гу-гу-гу - я гуляю на лугу.

5. Га-га-га – зеленые луга.

Га-га-га – у меня болит нога.

Ге-ге-ге - болит палец на ноге.

Ги-ги-ги - снять ботинок помоги.

Га-га-га,га-га-га Хочешь, Галя пирога?

Гу-гу-гу,гу-гу-гу есть их больше не могу.

Ги-ги-ги,ги-ги-ги не нужны мне пироги.

Гу-гу-гу,гу-гу-гу и я тоже не могу.

Га-га-га,га-га-га где же оба пирога?

Звук Д

1. Ду-ду-ду, ду-ду-ду - дети бегают в саду.

2. Дарья дарит Дине дыни.

3. Да-да-да - у меня вода.

4. Да-да-да - буду строить города.

5. Да-да-да - горяча вода.

6. Ды-ды-ды - нет воды.

7. Ды-ды-ды- на снегу следы.

8. Ду-ду-ду – за водой пойду.

9. Ду-ду-ду - я рыбачу на пруду.

10. Ду-ду-ду - я по ягоды иду.

11. Ду-ду-ду - я по лугу иду.

12. Ду-ду-ду - в зоопарк иду.

13. До-до-до - там на дереве гнездо.

Да-да-да, да-да-да - не ходи, Вадим, туда!

Ду-ду-ду, ду-ду-ду - Все равно туда пойду.

Ди-ди-ди, ди-ди-ди -Ты ж одетый, не ходи!

Да-да-да, да-да-да - Ой! Холодная вода!

Де-де-де, де-де-де - Вот беда! Вадим, ты где?

Ды-ды-ды, ды-ды-ды - Только слышно из воды.

Звук Ж

1. Жа-жа-жа - убежали два ежа.

2. Жу-жу-жу - ежу кофточку вяжу.

3. Хорош пирожок, внутри творожок.

4. Жи-жи-жи - под кустом живут ежи.

5. Жи-жи-жи – бегут ежи.

6. Жу-жу-жу - молока дадим ежу.

7. Жу-жу-жу – помогу ежу.

8. Жо-жо-жо – я еду на «Пежо».

9. Женя Жанне удружил: жвачку дважды одолжил.

Жи-жи-жи,жи-жи-жи в нашем доме этажи.

Жа-жа-жа,жа-жа-жа подо мной два этажа.

Жа-жа-жа,жа-жа-жа надо мной два этажа.

Же-же-же,же-же-же на каком я этаже?

Звук З

1. Зу-зу-зу - зайку моем мы в тазу.

2. У Зины козлик в корзине.

3. Лиза купила Зине корзину в магазине.

4. У магазина пьют сок Зоя и Зина.

5. У Зины звонок звенит звонко.

6. У маленькой Зины зайка спит в корзине.

7. За-за-за – вот идет коза.

8. За-за-за - вот летает стрекоза.

За-за-за, за-за-за - здесь привязана коза.

Зы-зы-зы, зы-зы-зы - мало травки у козы.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу - отвязали мы козу.

За-за-за, за-за-за - залезает в сад коза.

Зу-зу-зу, зу-зу-зу - привязали мы козу.

Зи-зи-зи,зи-зи-зи - обезьянку привези!

Зя-зя-зя, зя-зя-зя - обезьянам здесь нельзя.

Зи-зи-зи, зи-зи-зи - раз нельзя, так не вези.

Звук К

1. Ко-ко-ко- кошка любит молоко.

2. Ка-ка-ка – бежит река.

3. Ко-ко-ко – вижу далеко.

4, Ку-ку-ку – кукушка на суку.

5. Ку-ку-ку - взяли дети по совку.

6. Ак-ак-ак – у реки рыбак.

7. Ук-ук-ук - а в траве сидит паук.

8. Ок-ок-ок - на дворе снежок.

9. Ки-ки-ки - это кубики.

10. Ки-ки-ки - мы гуляли у реки.

Ки-ки-ки, ки-ки-ки притаились пауки.

Ка-ка-ка, ка-ка-ка муха в сетке паука.

Ки-ки-ки, ки-ки-ки нам полезны пауки

Ка-ка-ка, ка-ка-ка вы не бойтесь паука.

Звук Л

1. Лу-лу-лу- наточил Толя пилу

2. Ли-ли-ли суп соленый, не соли!

3. Дед Данила делил дыню.

4. Пол мыла Лара, Лиля Ларе помогала.

5. Ла-ла-ла - видишь, кружится юла?

6. Лы-лы-лы – новые котлы.

7. Лу-лу-лу - купили пилу.

8. Ол-ол-ол - начинается футбол.

9. Ля-ля-ля – зеленые поля.

10. Лю-лю-лю – малину я люблю.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, все мы любим тополя.

Ля-ля-ля, ля-ля-ля, но от них в пуху земля.

Лю-лю-лю, лю-лю-лю, тополя и я люблю.

Звук М

1. Ом-ом-ом-ом-мы построим новый дом.

2. Ом- ом-ом - слепим снежный дом.

4. Мама Милу в ванне мыла.

5. Ма-ма-ма - на дворе зима.

6. Ма-ма-ма - я поймал сома.

7. Му-му-му - молоко кому?

8. Мы-мы-мы- прочитали книгу мы.

9. Мы-мы-мы - дождались зимы.

10. Ми-ми-ми - поем ноту ми.

Звук Н

1. Но-но-но, но-но-но- в нашей комнате темно.

2. Няня нянчит Надю с Ниной.

3. На-на-на – лампа у окна.

4. Ну-ну-ну – саночки тяну.

5. Он-он-он – телефон.

6. Ан-ан-ан - мне купили барабан.

7. Ан-ан-ан - сшила мама сарафан.

8. Ин-ин-ин – магазин.

9. Ни-ни-ни – звонок, звони.

10. Ень-ень-ень – теплый день.

Звук П

1. Уп-уп-уп-уп - я готовлю папе суп.

2. Петя пилил пилой пень.

3. Пекарь пек калачи в печи.

4. Оп-оп-оп - землю роет землекоп

5. Оп-оп-оп - очень вкусный был сироп

6. Пилил Филипп полено из лип, притупил пилу Филипп.

7. Ап-ап-ап - раздается храп.

8. Ип-ип-ип - где-то слышен скрип.

Звук Р

1. Ра-ра-ра - во дворе гора.

2. Ра-ра-ра - в лес идти пора.

3. Ры-ры-ры – летят комары.

4. Ры-ры-ры - прокачусь с горы.

5. Ру-ру-ру – начинаем мы игру.

6. Ру-ру-ру - взяли дети по ведру.

7. Ро-ро-ро – у вороны выпало перо.

8. Ар-ар-ар - улетает красный шар.

9. Ур-ур-ур – не гоняй кур.

10. Рю-рю-рю - на ромашку я смотрю.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра во дворе у нас гора.

Ру-ру-ру, ру-ру-ру собирайте детвору.

Ры-ры-ры, ры-ры-ры- покатаемся с горы.

Ра-ра-ра, ра-ра-ра очень рада детвора.

Звук С

1. У Сони сани с горки едут сами.

2. Сеня в лесу встретил лису.

3. Са-са-са - на траве роса.

4. Са-са-са - у меня коса.

5. Су-су-су - заплету косу.

6. Су-су-су - тихо осенью в лесу.

7. Сы-сы-сы - есть лисята у лисы.

8. Сы-сы-сы - у меня две косы.

9. Со-со-со – у Сони колесо.

Спит спокойно старый слон,

Стоя спать умеет он.

Звук T

1. Та-та-та, та-та-та - хвост пушистый у кота.

2. Ту-ту-ту – помоги коту.

3. Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.

4. Ты-ты-ты - у куклы белые банты.

5. То-то-то – я иду в пальто.

6. От-от-от - летит в небе самолет.

7. От-от-от - испугался серый кот.

8. Ать-ать-ать – я иду гулять.

9. Еть-еть-еть – я буду петь.

10. То-то-то – стали мы играть в лото.

Звук Ф

1. Аф-аф-аф- мы постовим в угол шкаф.

2. У Фани фуфайка, а у Феди туфли.

3. Филипп к печке прилип.

4. На фотографии у Фёдора – Федора, на фотографии у Федоры – Фёдор.

5. Фа-фа-фа - в углу стоит софа.

6. Аф-аф-аф - в замке живет граф.

7. Фе-фе-фе - он живет в Уфе.

8. Фэ-фэ-фэ - мы пойдем в кафе.

Звук Х

1. Ха-ха-ха - пышный хвост у петуха.

2.Ху-ху-ху – ели мы уху.

3. Ух-ух-ух - ходит по двору петух.

4. Ух-ух-ух - развалилась башня - бух!

5. Их-их-их – ветерок затих.

6. Ох-ох-ох – зеленый мох.

7. Хи-хи-хи – в поле пели петухи.

8. Эх-эх-эх - в скорлупе - орех.

Ха-ха-ха, ха-ха-ха - на обед у нас уха.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи - дай попробовать ухи.

Хе-хе-хе, хе-хе-хе - соль одна в твоей ухе.

Хи-хи-хи, хи-хи-хи - не хочу такой ухи!

Звук Ц

1. Цы-цы-цы - есть хотят птенцы.

2. Из колодца вода льется.

3. Не велика птица синица, да умница.

4. Цу-цу-цу - дали нам по огурцу.

5. Цы-цы-цы- мы помыли огурцы.

6. Ец-ец-ец - там стоит дворец.

Цо-цо-цо, цо-цо-цо курица снесла яйцо.

Цу-цу-цу, цу-цу-цу киска тянется к яйцу.

Ца-ца-ца, ца-ца-ца брысь, котенок, от яйца!

Цу-цу-цу, цу-цу-цу не пускать его к яйцу!

Цо-цо-цо, цо-цо-цо сами мы съедим яйцо.

Цы-цы-цы, цы-цы-цы отогнали? Молодцы!

Це-це-це, це-це-це вот вам сказка о яйце.

Звук Ч

1. Ча-ча-ча - сидит зайчик у врача.

2. Чу-чу-чу - врач идет к грачу.

3. Чу-чу-чу – я гулять хочу.

4. Чу-чу-чу - на скакалке я скачу.

5. Чи-чи-чи – красные кирпичи.

6. Чо-чо-чо – ох, как горячо!

7. Оч-оч-оч - я хочу помочь.

8. Шубка овечки греет лучше печки.

9. У четырех черепах по четыре черепашонка.

Ча-ча-ча-ча, - на столе горит свеча.

Чо-чо-чо-чо, - ой, как свечке горячо.

Чу-чу-чу-чу, - я подую на свечу.

Чи-чи-чи-чи, - пламя сдую у свечи.

Звук Ш

1. Нашей Маше дали мало каши.

Ша-ша-ша-ша, - наша Таня хороша.

Шо-шо-шо-шо, - поёт хорошо.

Шу-шу-шу-шу, - поёт песню малышу.

Ши-ши-ши-ши, - любят песни малыши.

Шо-шо-шо, шо-шо-шо я пишу уж хорошо.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу все, что хочешь, напишу.

Ши-ши-ши, ши-ши-ши "Ешьте кашу",--напиши.

Шу-шу-шу, шу-шу-шу это я уж напишу.

Звук Щ

1. Ща-ща-ща - Коля ходит без плаща.

2. Щи-щи-щи - ищем мы щавель на щи.

3. Для ухи нужны лещи, а щавель - на щи.

4. Щука проглотила щетку, щетка ей щекочет глотку.

5. Щу-щу-щу – я тебя ищу.

6. Ще-ще-ще – я в плаще.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - будем мы готовить борщ.

Ща-ща-ща, ща-ща-ща - нету свёклы для борща.

Щи-щи-щи, щи-щи-щи - приготовим лучше щи.

Щу-щу-щу, щу-щу-щу - я капусту поищу.

Ощ-ощ-ощ, ощ-ощ-ощ - не клади в кастрюлю хвощ!

Щу-щу-щу, щу-щу-щу - я морковку поищу.

Ща-ща-ща, ща-ща-ща - брат принес домой леща.

Щи-щи-щи, щи-щи-щи - поедим сначала щи.

Малыши с 1,5-2 лет начинают уже не просто лепетать, а говорить целые фразы. Чтобы помочь детям научиться правильно и чётко проговаривать слова, предлагаем простые и весёлые упражнения – стишки-чистоговорки.

Чистоговорки - маленькие четверостишья, написанные в шуточной форме, благодаря которым можно в словесной форме поиграть с ребёнком и в то же время . Проговаривая сложные по произношению строки, можно предложить малышу - делать это с разной интонацией и скоростью. Также достаточно эффективно произносить чистоговорки, кидая друг другу мяч, или хлопая в ладоши, благодаря чему .

Бегемот разинул рот,
Булки просит бегемот.

Боря барабан берёт,
И во двор играть идёт.
Там-тарарам - выводит он,
Слышит Борю целый дом.

Белый снег, белый мел,
Белый сахар тоже бел.
А вот белка не бела,
Белой даже не была.

Гусь смеётся: га-га-га
Вдаль несёт его река.
Справа, слева берега -
Вот гусиная тропа.
Га-га-га, га-га-га -
Выходить ему пора.

Кто на дереве сидит,
И по дереву стучит:
Тук-тук-тук-
Тук тук-тук…

Раздается громко звук.
Это дятел строит дом
Будет жить он скоро в нём.


Жук жужжит -
Опять жара,
Уже красные бока.
Полетел он за дома,
Ждёт его там детвора.

Мышки по полю шуршат,
Колоски собрать хотят.
Будет праздник у мышат,
И у их друзей - котят.

П, П, П! - пускает пар
Полный чая самовар.
Каша на плите пыхтит,
Из-под крышки пар летит.


Рыбка плещется в воде,
Рыбка плавает в реке.
Солнце, лето, хорошо,
Когда весело, тепло.

Чистоговорки и стихи специально написаны и разработаны для малышей, которые только начали говорить, либо хотят говорить, но их нужно еще подтолкнуть. Этот материал, который я собрала, подобран так, чтобы каждое слово в чистоговорках и стихотворениях малыш смог произнести сам...

У Ани синий мяч

А-а-а-у меня болит нога

А-а-а-шире ротик, детвора

Бу-бу-бу взяли мы с собой трубу

Ба-ба-ба у меня есть новая труба

Бы-бы-бы теперь нет у нас трубы

Бы-бы-бы - иду в лес я по грибы

Ва-ва-ва выросла у нас трава

Ва-ва-ва - вышла мышка и сова

Вы-вы-вы нет нисколечко травы

Ву-ву-ву соберём мы всю траву

Ви-ви-ви за веревочку скорей тяни

Ве-ве-ве Вера сидит на траве

Гу-гу-гу сейчас я Гале помогу

Гу-гу-гу - я гуляю на лугу

Гу-гу-гу гуси сели на лугу

Гу-гу-гу - хорошо на берегу

Га-га-га здесь зеленые луга

Га-га-га дайте Гале пирога

Ги-ги-ги Машенька, скорей беги

Ги-ги-ги - за шаром быстрей беги

Ги-ги-ги мы поели пироги

Да-да-да - у меня стоит вода

Да-да-да - буду строить города

Да-да-да - горяча эта вода

Ды-ды-ды - вот не стало и воды

Ды-ды-ды - на снегу видны следы

Ду-ду-ду за водой скорей пойду

Ду-ду-ду - я рыбачу на лугу

Ду-ду-ду - я домой теперь пойду

Ду-ду-ду - в лес по ягоды иду

Ду-ду-ду - в зоопарк скорей пойду

До-до-до - там на дереве гнездо

Жа-жа-жа мы нашли вот здесь ежа

Жи-жи-жи - под кустом сидят ежи

Жу-жу-жу - молока дадим коту

Жу-жу-жу помогу ка я ежу

За-за-за в огороде живёт коза

За-за-за - летает рядом стрекоза

За-за-за - у куклы карие глаза

Зе-зе-зе - верхом едет на козе

Зу-зу-зу - вот я яблоки везу

Зу-зу-зу - накормлю ка я козу

Зу-зу-зу не боюсь теперь козу

Зы-зы-зы язык длинный у козы

Зи-зи-зи резину к деду привезли

И-и-и-ротик к ушкам потяни

И-и-и- ну-ка смирно ты сиди

И-и-и- нашу песенку тяни

Ай-ай-ай поскорей бы месяц май

Уй-уй-уй ветер, ну-ка ты подуй

Ой-ой-ой забери меня с собой

Ой-ой-ой - скачет заинька косой

Эй-эй-эй воды скорей попей

Ка-ка-ка всё бежит-бежит река

Ко-ко-ко сижу и вижу далеко

Ку-ку-ку кукушка села на суку

Ку-ку-ку - кричит петух ку-ка-ре-ку

Ак-ак-ак у реки сидит рыбак

Ак-ак-ак - расцветает в поле мак

Ук-ук-ук - а в траве сидит паук

Ки-ки-ки - это кубики мои

Ок-ок-ок - на дворе идёт снежок

Ки-ки-ки - мы гуляли вдоль реки

Ла-ла-ла вот лопата и пила

Ла-ла-ла - не забьете мне гола

Ла-ла-ла - а вот кружится юла

Ла-ла-ла - вот машинку я нашла

Ло-ло-ло у меня теперь тепло

Лы-лы-лы теперь новые котлы

Лу-лу-лу - купили новую пилу

Лу-лу-лу - заведу ка я юлу

Ал-ал-ал - деда сказку мне читал

Ал-ал-ал темный, серый тот подвал

Ал-ал-ал - мяч в ворота не попал

Ол-ол-ол теперь вымыли мы пол

Ул-ул-ул новый мы купили стул

Ол-ол-ол - вот начинается футбол

Ул-ул-ул - ветерок слегка подул

Ил-ил-ил вот полы и я помыл

Ул-ул-ул - зимний лес теперь уснул

Ил-ил-ил - в барабан я сильно бил

Олка-Олка у Володи лежит иголка

Алка-Алка у Володи в руках Галка

Улка-Улка у Володи спрятана булка

Илка-Илка у Володи рядом вилка

Ля-ля-ля вот зеленые поля

Наша Катя ещё мала

Ле-ле-ле еле еду на осле

Ли-ли-ли малину мы с собой несли

Лю-лю-лю малину я очень люблю

1. Теоретическая часть и актуальность

Исследованиями установлено, что правильное произношение звуков очень важно для формирования полноценной личности. Ребёнок с хорошей, внятной речью легче вступает в контакт со сверстниками и взрослыми, может понятно выразить свои мысли, желания. Дефекты в звукопроизношении затрудняют контакт. Часто у детей с проблемами в звукопроизношении наблюдается задержка в психическом развитии.

Развитие правильного звукопроизношения очень важно и при поступлении ребёнка в школу. Одной из причин неуспеваемости по русскому языку в начальной школе является недостаточно чёткое произношение звуков. Таким детям трудно определить количество звуков в слове, их последовательность, подобрать слово с заданным звуком. Дети с плохо или недостаточно развитым фонематическим слухом затрудняются в овладении навыками письма в школе.

Исследования учёных показывают, что 20% детей, поступающих в школу, имеют дефекты в звукопроизношении, что доказывает необходимости работы по обучению детей правильному звукопроизношению. В этом хорошо помогают различные тренировочные упражнения, такие как:

Артикуляционные гимнастики и упражнения.

Чистоговорки.

Скороговорки.

2. Из опыта работы.

1. Артикуляционные гимнастики и упражнения.

Чтобы ребёнок научился произносить сложные звуки, его губы и язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому помогут научиться артикуляционные гимнастики и упражнения.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой.

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по развитию речевого аппарата дети сами могут научиться говорить чисто и правильно, без помощи специалиста.

2. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым звукопроизношением, про которых говорят, что у них “каша во рту”.

Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на начальном этапе.

3. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят детям научиться говорить правильно, четко и красиво.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой:

Сначала знакомим ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых историй о Язычке. На этом этапе он должен повторять упражнения 2-3 раза. Затем повторяйте с ним все упражнения не менее 5-6 раз.

Не забываем выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

Все упражнения для развития артикуляционного аппарата направлены на решение трех задач и, соответственно, делятся на три группы.

Развитие подвижности языка (умение делать язык широким и узким, удерживать широкий язык за нижними резцами, поднимать за верхние зубы, отодвигать его назад и вглубь рта).

Развитие достаточной подвижности губ (умение вытягивать их вперед, округлять, растягивать в улыбку, образовывать нижней губой щель с передними верхними зубами).

Развитие умения удерживать нижнюю челюсть в определенном положении, что важно для произношения звуков. Проводя с ребёнком упражнения и гимнастики для развития его речевого аппарата и профилактики речевых проблем, нужно помнить следующее: надо начинать занятия со статических упражнений (где язычок не выполняет постоянные движения, а лишь занимает то или иное положение) и переходить к динамическим лишь тогда, когда малыш освоит первый этап. Упражнения для губ можно делать в любом случае.

* Сказочные истории из жизни Язычка.

История №1 “Домик для Язычка”.

Жил – был Язычок, очень грустный Язычок. Да и откуда взяться веселью, если не было у него своего домика? Язычку ничего не оставалось, как жить на улице, а там: осенью – дождь, зимой – снег. Плохо было Язычку. Он часто простужался и болел. Но вот однажды нашёл Язычок себе домик – (какой?) – рот и очень обрадовался. Дом должен быть крепостью, поэтому Язычок установил две двери – (какие?) - первая дверь – губы, вторая – зубы. В доме Язычка не было окон, но зато были построенные стены: они могли раздуваться, как шарики.

Как они называются? Правильно, это щёки. А потолок был твёрдым и назывался нёбо. В домике у Язычка было тепло и не было сквозняков.

История №2 “Язычок делает ремонт”.

Из-за постоянной сырости Язычку часто приходилось делать ремонт. Прежде всего он проветривал свой дом, для чего открывал сначала первую дверь – губы, а потом вторую – зубы. После этого он тщательно протирал их сначала с наружной, а потом с внутренней стороны (дети под руководством учителя делают соответствующие движения, то есть проводят языком по внутренней и наружной стороне губ и зубов). Потом Язычок брал большую кисть и красил потолок – нёбо. Красить надо было хорошо и для этого он крепко прижимал кисточку (широко открыв рот, ребёнок двигает языком 5-10 раз вперёд – назад – упражнение “Маляр”). Выполнив эту работу, Язычок приступал к оклейке стен – щёк обоями. Делал он это очень аккуратно (дети двигают язычок сверху вниз по внутренней стороне обеих щёк).

После ремонта Язычок мыл пол (дети двигают кончик язычка из стороны в сторону под языком и возле передних зубов, открыв при этом рот).

* Артикуляционные гимнастики и упражнения, основанные на звукопроизношении.

Толстый колокольчик (ла-ла-ла), тонкий колокольчик (ля-ля-ля).

Шарик (т-ссс).

Пароход (ч-ч-ч).

Солдат (та-та-та), солдаты (да-да-да).

Ветер (в-в-в, ф-ф-ф).

Чайник (пых-пых).

Сдуваем пёрышко (ф-ф-ф).

Машина (пи-пи-пи).

Гудит пароход (ы-ы-ы – громко - большой, ы-ы-ы – тихо – маленький).

Большой молоток (д-д-д), маленький молоточек (мь-мь-мь).

Стук колёс большого поезда (т-т-т), стук колёс маленького поезда (ть-ть-ть).

Стук часов (тик-так, тик-так).-

Песенка большого мотора (р-р-р), песенка маленького моторчика (рь-рь-рь).

Песенка большого комара (з-з-з), песенка маленького комарика (зь-зь-зь).

Песенка большого насоса (с-с-с), песенка маленького насосика (сь-сь-сь).

Песенка ветра (ш-ш-ш).

Песенка жука (ж-ж-ж).

Дрожим от холода (в-в-в).

У врача (а-а-а).

Девочка кормит цыплят (цып-цып).

Птенчики (ти-ти-тисс).

Гусь злится (ш-ш-ш).

Змея (щ-щ-щ).

Курочка (ко-ко-ко).

Мурка (кис-кис).

Лошадка скачет (цоканье).

Цыплёнок (пи-пи-пи).

Гусь (га-га-га).

Кукушка (ку-ку, ку-ку).

Кошка (мяу-мяу-мяу),

Лошадка (и-го-го).

Лягушка квакает (ква-ква-ква)

Козлёнок зовёт маму (ме-е-е – тихо), мама-коза отвечает козлёнку (ме-е-е – громко).

Мычит телёнок (му-у-у – тихо).

Ягнёнок зовёт маму (бе-е-е – тихо), овечка – мама зовёт ягнёнка (бе-е-е – громко).

Петух на заборе (ку-ка-ре-ку).

Волк воет (у-у-у).

Собака лает (аф-аф-аф).

*Артикуляционные игры и упражнения, основанные на воображении и представлении.

- “Футбол” (Играем в футбол – забиваем голы то в левые ворота, то в правые. Нужно ударять язычком по-очереди то в левую щёку, то в правую).

- “Грибок” (Язык представляем в виде гриба. Для этого язычок присасывается к нёбу и удерживается в таком положении. При этом нужно открыть рот как можно шире, не отрывая язычок от нёба).

- “Сладкое варенье” (Облизываем языком сначала нижнюю губу, а потом верхнюю. И так несколько раз).

- “Иголочка” (Превращаем язычок в иголочку. Вытягиваем его вперёд как можно дальше).

- “Часики” (Язычок – стрелочка. Вытягиваем его вперёд и водим им влево – вправо).

- “Толстый – тонкий” (становимся то толстыми, то тонкими. Для этого сначала надуваем губы как можно сильнее, то втягиваем их вовнутрь как можно сильнее).

- “Забор – дудочка” (Сначала растягиваем губы в стороны, показываем зубы. Это забор.

Затем вытягиваем губы трубочкой и гудим: “у-у-у”).

* Артикуляционные игры и упражнения, основанные на сюжетно – ролевых играх.

- “Снежинка”. У каждого ребёнка на ладошке лежит снежинка, вырезанная из бумаги. Рука мёрзнет, поэтому снежинку нужно сдуть. А так как она очень маленькая и лёгкая, то сдувать её нужно очень осторожно. Поэтому дуть будем на неё вот так: сомкнуть губы, произнести звук п один раз. Не сдули. Тогда произносим звук п несколько раз подряд, пока снежинка не слетит: п-п-п.

- “Греем руки”. Можно эту игру использовать как продолжение предыдущей. А можно придумать новый сюжет. Например такой: мы лепили снеговика и у нас очень замёрзли руки. Нужно их согреть. Подносим руки ко рту и дуем на них вот так: х-х-х. - “Подуй на шарик”. Представим, что у нас на ладошках лежит воздушный шарик. Объявляется соревнование, кто быстрее сдует его. Но сдувать нужно аккуратно и медленно.

- “Лошадки”. Дети, изображая лошадок, стоят в “конюшне”. Учитель говорит: “Наступило утро. Все лошадки идут гулять”. Дети друг за другом идут по комнате, высоко поднимая ноги, как лошадки. По сигналу: “Лошадки идут домой!” - дети произносят “и-го-го” и быстро бегут в “конюшню”.

- “Автомобили”. Дети делятся на две группы и становятся дуг за другом у противоположных стен. На команду: “Поехали!” дети, изображая руками движения руля, идут друг за другом навстречу. Встречаясь, они дают сигналы “Би-би, би-би”, чтобы автомобили не столкнулись.

2. Чистоговорки.

Чистоговорки – это стихотворные упражнения, направленные на развитие органов артикуляционного аппарата и помогающие отработке произношения какого – то звука при регулярном их повторении.

Произносить их целесообразно сначала медленно, чётко артикулируя каждый звук, словно говоришь глухому человеку, который умеет читать по губам. А затем темп следует увеличивать, но не снижая качества произношения. Можно проговаривать чистоговорки сначала шёпотом, стараясь при этом активно работать губами и языком, а затем – громко, с такой же активностью органов артикуляции. Или можно произносить текст вначале со сжатыми зубами, активизируя работу губ, а потом повторить фразы с разжатыми зубами.

* Чистоговорки, основанные только на повторении отрабатываемых звуков и не несущих смысловой нагрузки.

- Ба-бо-бы – на дворе стоят столбы. - Ду-до-да – гудят провода.
- Бу-бы-ба – из окна торчит труба.
- Жи-жи-жи – здесь живут ежи. - За-за-за – уходи домой коза.
- Жа-жа-жа – есть иголки у ежа. - Зу-зу-зу – моем Катю мы в тазу.
- Жу-жу-жу – молоко дадим ежу.
- Же-же-же – дождь пошёл уже.
- Ло-ло-ло – на улице тепло. - Ма-ма-ма – дома я сама.
- Лу-лу-лу – стол стоит в углу. - Му-му-му – молока кому.
- Ул-ул-ул – у нас сломался стул. - Мы-мы-мы – прочитали мы.
- Оль-оль-оль – мы купили соль. - Ми-ми-ми – поём ноту ми-и-и.
- Ра-ра-ра – Кате спать пора. - Са-са-са – бегает в лесу лиса.
- Ры-ры-ры – летают комары. - Ос-ос-ос – на поляне много ос.
- Ро-ро-ро – на полу стоит ведро. - Су-су-су – было холодно в лесу.
- Ор-ор-ор – подмели мы двор. - Усь-усь-усь – на лугу пасётся гусь.
- Ри-ри-ри – на ветке снегири.
- Арь-арь-арь – на стене висит фонарь.
- Чу-чу-чу – я сейчас зажгу свечу.
- Чу-чу-чу – погасить пора свечу. - Ча-ча-ча – горит в комнате свеча.
- Оч-оч-оч – наступила ночь. - Чи-чи-чи – сели мы вокруг свечи.
- Уч-уч-уч – нас разбудит солнца луч.
- Ща-ща-ща – я несу домой леща. - Ли-ли-ли – тополя видны вдали.
- Ащ-ащ-ащ – я надела плащ. - Ле-ле-ле – много их у нас в селе.
- Ля-ля-ля – но от них в пуху земля.
- Са-са-са – ой-ой-ой! Летит оса! - Ля-ля-ля – все мы любим тополя.
- Сы-сы-сы – не боимся мы осы.
- Су-су-су – видел кто из вас осу? - Та-та-та – у нас дома чистота.
- Сы-сы-сы – мы не видели осы. - Ты-ты-ты – сметану съели всю коты.
- То-то-то – сели мы играть в лото.
- Си-си-си – в водоёме караси. - Ти-ти-ти – съели кашу всю почти.
- Ся-ся-ся – вот поймать бы карася. - Тё-тё-тё – отложили мы шитьё.
- Се-се-се – карасей ловили все. - Ать-ать-ать – мы идём гулять.
- Ся-ся-ся – не поймали карася.
- Шу-шу-шу – я письмо пишу.
- Аш-аш-аш – у Марины карандаш.
- Ша-ша-ша – мама моет малыша.

* Чистоговорки, имеющие вид обычного детского стихотворения, в котором часто повторяется отрабатываемый звук, несущие в себе обязательную смысловую нагрузку.

- Зачем у маленькой хозяйки-
Зелёный зонтик взяли зайки?
Затем, чтоб спрятаться от волка
Под этим зонтиком из шёлка.
- Индюк из города идёт,
Игрушку новую везёт.
Игрушка не простая –
Индюшка расписная.
- Лежат ежи у ёлки,
У ежат иголки.
А внизу, похожие на маленьких ежат,
Шишки прошлогодние на траве лежат.
- Совершил сверчок скачок –
Заскочил он на сучок.
“Не хочу попасть в сачок,
Я не бабочка – сверчок!”
- Щебетал щегол и щёлкал,
Раздувал, как шарик, щёки.
Из пруда глядела щука,
Удивлялась, что за штука.
- Полосатые матрасы
Полоскала дочка Власа.
Полоскала, полоскала,
Полосатой речка стала.
- В небе громко гром гремит –
Громко нам гроза грозит.
Не гремите, не грозите,
Дождём грядки напоите.
- Прорычал медведь в берлоге,
Промолчал сурок в норе,
Прорычали, промолчали –
И проснулись на заре.

3. Скороговорки.

Что такое скороговорка? На первый взгляд кажется, что скороговорка – это весёлая и безобидная игра в быстрое повторение труднопроизносимых стихов и фраз. Но попробуйте сразу правильно и быстро произнести любую скороговорку. Например:

Водовоз вёз воду из водопровода.

Получилось? Не тут-то было. Вся прелесть скороговорки в том, что с первого раза её ни за что не проговоришь. Ведь по правилам игры скороговорку не читают, а повторяют со слуха, что гораздо труднее. Это делает скороговорки полезными упражнениями, которые способствуют улучшению звукопроизношения, дикции ребёнка, приучают быстро менять положение органов артикуляции при произношении трудных сочетаний звуков, помогают устранить нечёткое, словно с кашей во рту, произношение, а также превращает их в увлекательную игру, в словотворчество.

Чтобы научиться произносить скороговорку быстро и правильно, нужно делать это постепенно и следовать нескольким правилам.

Научитесь произносить скороговорки медленно, но чётко, внятно и без запинок.

Выучите скороговорку наизусть, при заучивании произносите её в обычном темпе.

Научитесь произносить скороговорку быстро, постепенно увеличивая темп.

Для интересного введения скороговорки на занятии можно использовать разные сказочные персонажи, например, сорока Маруся – чемпион по произношению скороговорок. Также существуют специальные стихи, которые очень нравятся детям:

Усядемся на пригорке, да расскажем скороговорки.

Кто хочет разговаривать, тот должен выговаривать

Всё правильно и внятно, чтоб было всем понятно. Мы будем разговаривать, и будем выговаривать

Так правильно и внятно, чтоб было всем понятно.

Это весёлые стишки, с которых можно начать знакомство со скороговорками.

Водовоз вёз воду из водопровода.

Грабли – грести, метла – мести.

Вёсла – везти, полозья – ползти.

Кукушка кукушонку купила капюшон.

Надел кукушонок капюшон, как в капюшоне он смешон.

На дворе – трава, на траве – дрова.

Не руби дрова на траве двора.

Перепёлка перепелят прятала от ребят.

Проворонила ворона воронёнка.

У Кондрата куртка коротковата.

У осы не усы, не усищи. А усики.

Хохлатые хохотушки хохотали, хохотали.

Белые бараны били в барабаны.

Бублик, баранку, батон и буханку

Пекарь из теста испёк спозаранку.

До города дорога в гору, от города – с горы.

Испугался Рома грома,

Заревел он громче грома.

От такого рёва гром

Притаился за бугром.

У ежа – ежата, у ужа – ужата.

Слишком много ножек у сороконожек.

У зайки Бубы заболели зубы.

У Ивашки рубашка,

У рубашки – кармашки.

Иней лёг на ветви ели,

Иглы за ночь побелели.

Котик ниток клубок закатил в уголок.

Укатил в уголок котик ниток клубок.

Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.

И матросы три недели карамель на мели ели.

Говори попугай попугаю: “Я тебя попугай попугаю12

Отвечает ему попугай: “Попугай, попугай, попугай!”

Из-под пилки сыплются опилки.

Купила Маруся бусы бабусе.

Цыплята и курица пили чай на улице.

Часовщик, прищурив глаз,

Чинит часики для нас.

Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке.

От топота копыт пыль по полю летит.

К каждой скороговорке можно добавить наглядное изображение сюжета для упрощения её запоминания и последующего воспроизведения, особенно на начальном этапе.

3. Заключение.

Таким образом, материал, содержащийся в данной работе, может значительно облегчить подготовку к занятиям по развитию речи педагогам, работающим с дошкольниками.

Скороговорки

Как с ними работать?

1. В самом начале можно проговаривать полюбившиеся скороговорки от двух до пяти раз в день и делать это в виде шуточных перерывов в течение 10 минут.

2. В дальнейшем, для новизны ощущений и регулярности тренировок можно добавлять новые скороговорки для дикции. Лучше распечатывать их яркими крупными буквами на листе бумаги.

3. Если вы занимаетесь не с ребенком, а сами хотите улучшить свою дикцию, то было бы хорошо разместить листы с текстом в местах, привлекающих ваше внимание – рядом с телефоном, компьютером, зеркалом, окном и т.д.

4. Скороговорки должны периодически заменяться новыми (примерно каждые 10 дней). Так вы не позволите своему артикуляционному аппарату привыкнуть к одному и тому же произношению.

5. Для себя и вашего малыша подбирайте скороговорки с теми проблемными буквами, которые вам необходимо освоить.

Ну а теперь самое интересное! Выбирайте, какие скороговорки вам по душе и тренируйтесь!

У Феофана Митрофаныча три сына Феофаныча.

Вахмистр с вахмистршей, ротмистр с ротмистршей.

Сачок зацепился за сучок.

Из кузова в кузов шла перегрузка арбузов. В грозу, в грязи от груза арбузов развалился кузов.

Жутко жуку жить на суку.

В шалаше шуршит шелками желтый дервиш из Алжира и, жонглируя ножами, штуку кушает инжира.

Цыган подошел на цыпочках к цыпленку и цыкнул: «цыц!

Сшит колпак, да не по-колпаковски;
Вылит колокол, да не по-колоколовски.
Надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать;
Надо колокол переколоколовать, перевыколоколовать,
Надо все скороговорки переговорить, перевыскороговорить
И тогда так заговоришь,
Словно реченька зажурчишь.

Сиреневенький глазовыколупыватель с полувыломаными ножками едет на сиреневеньком бронетранспортёрчике с передним предподвыподвертом.

Скороговорун скоровыговорил, что все скороговорки не перескороговоришь, не выскороговоришь, позже убедился, что все скороговорки выговоришь, да перевыговоришь.

И прыгают скороговорки, как караси на сковородке!
Говорил, говорил – проговаривал,
Да не выговаривал,
Скороговорки прочитал, читал – читал,
Но быстрей говорить не стал.
Может просто плохо проговаривал
Невыговариваемые скороговорки.

Эйяфьятлайокудль эйяфьятлайокудляли, эйяфьятлайокудляли, но не выэйяфьятлайокудляли.
Надо эйяфьятлайокудль переэйяфьятлайокудлевать да перевыэйяфьятлайокудлевать.

Чистоговорки

Для отработки отдельных звуков речи и их сочетаний служат специально составленные фразы - чистоговорки. В них неоднократно повторяется тренируемый звук или сочетание звуков.

Как с ними работать?

1. Работать над чистоговорками надо не торопясь, заботливо проверяя установку каждого звука, тщательно отрабатывая его верное звучание.

2. Перед началом работы над чистоговорками внимательно изучите нормы произношения. Надо знать, как произносятся отдельные звуки и их сочетания по законам устной речи, чтобы не наработать неверного навыка. Например, слова «редко» (редька редко росла на грядке) и «грядка» звучат - «реТко», «гряТка»; «сшила» (сшила капюшон) как «ШШыла» и т. д.

3. Записывайте упражнения с чистоговорками на диктофон, это позволит вам услышать себя со стороны, заметить и быстрее исправить недостатки речи, а также внести коррективы в процессе работы.

И несколько примеров:

Бык тупогуб, тупогубенький бычок у быка бела губа была тупа.

От топота копыт пыль по полю летит.

Турка курит трубку, курка клюет крупку. Не кури, турка, трубку, не клюй, курка, крупку.

Пришел Прокоп - кипел укроп, ушел Прокоп - кипел укроп. Как при Прокопе кипел укроп, так и без Прокопа кипел укроп.

Редька редко росла на грядке, грядка редко была в порядке.

Рыла свинья тупорыла-белорыла, полдвора рылом изрыла, вырыла да подрыла.

Была у Фрола, Фролу на Лавра наврала, к Лавру пойдет, Лавру на Фрола наврет.

Везет Сенька Саньку с Сонькой на санках. Санки - скок, Соньку с ног, Саньку - в бок, Сеньку - в лоб, все - в сугроб!

Кукушка кукушонку сшила капюшон. Надел кукушонок капюшон: как в капюшоне он смешон.

Цапля мокла, цапля сохла, цапля чахла, цапля сдохла.

Щетинка у чушки, чешуйка у щучки.

В Чите течет Читинка.

Не тот глуп, кто на слова скуп, а тот глуп, кто на дело туп.

Повар Петр, повар Павел. Петр плавал, Павел плавал.

И ещё несколько упражнений на улучшение дикции

1. Помассируйте языком ротовую полость изнутри. Делайте языком вращательные движения. Проводите им по зубам, как будто вы чистите зубы, старайтесь достать языком нёба.

2. Помассируйте пальцами губы, щеки, нос, кожу под подбородком. Надуйте щеки, как будто ваша кожа - натянутый барабан. Стучите по всем этим местам подушечками пальцев, как барабанными палочками.

3. Произносите скороговорки для улучшения дикции и артикуляции каждый день, хотя бы по 5-10 минут.

4. Упражнение на произнесение скороговорок можно усложнить. Например, перед тем, как произносить скороговорки, можно положить в рот несколько мелких камешков или орешков. Ясное дело, чтобы в этом случае произнести фразу красиво и четко, следует приложить усилия. Так тренируются мышцы рта, улучшая артикуляцию.

5. Еще одним популярным упражнением в разговорной практике является также разговор с закрытым ртом. Поскольку губы сомкнуты, усложняется произношение звуков. В этом случае также нужно проявить дополнительную сноровку, волю, чтобы сказать хоть сколько-нибудь понятные слова. После такой тренировки дикция и артикуляция обычной разговорной речью значительно улучшаются.

Будет очень полезно, если перед каждым публичной речью или возможностью выступить перед людьми, вы в течении 5-7 минут проделаете первые три упражнения.