Процессами создания образов воображения являются. Природа воображения, его виды и способы создания образов. Развитие воображения у детей

Воображение может проявляться по-разному. Осознать это более глубоко можно, познакомившись с основными видами воображения.

В зависимости от степени выраженности активности различают два вида воображения: пассивное и активное.

  • Пассивное воображение характеризуется созданием образов, которые в последствии не воплощаются в практических делах, деятельности. Создаваемые образы заменяют реальную жизнедеятельность фантазиями, грезами и т.д.

В зависимости от волевых усилий пассивное воображение может быть либо преднамеренным, либо непреднамеренным.

Преднамеренное (произвольное) пассивное воображение (грезы) – это образы фантазии, осознанно вызванные, но не связанные с волей, направленные на воплощение их в жизнь. Непреднамеренное (непроизвольное) пассивное воображение – это самопроизвольное создание новых образов. Оно происходит при ослаблении деятельности сознания, второй сигнальной системы, например, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта, во сне (сновидения) , при патологических расстройствах сознания (галлюцинации) , при чтении книг и т.д.

  • Активное воображение , связанное с выполнением конкретной практической деятельности. Начиная что-то делать, мы представляем образ результата, методов деятельности и т.д. Активное воображение в большей степени направлено вовне: человек центрирован прежде всего на внешних объектах (на ситуации, других людях, деле) и в меньшей степени на внутренних субъективных переживаниях, мыслях и т.д. Часто активное воображение побуждается, направляется задачей и всегда контролируется волей. Однако активное воображение это не обязательно только конкретные дела – оно может наблюдаться и в общении, (ярким примером выступает проявление эмпатии – способности понимать другого человека, проникаться его мыслями и чувствами, сострадать, вместе с ним радоваться, сопереживать).

В зависимости от характера создаваемого образа активное воображение может быть воссоздающим или творческим .

  • Воссоздающее воображение – это представление чего-то нового для данного человека, опирающееся на словесное описание или условное изображение этого нового (чертеж, карта, ноты и т.д.). Широко используется в различных видах деятельности, в ходе обучения.
  • Творческое воображение – это создание новых образов без опоры на готовое описание или условное изображение. Это самостоятельное создание новых образов (написание романа, музыкального произведения и т.д.).

Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие ценность для других людей или общества в целом и которые воплощаются (“кристаллизируются”) в конкретные оригинальные продукты деятельности. Творческое воображение является необходимым компонентом и основой всех видов творческой деятельности человека.

Мечта – образ, отражающий желаемое будущее для человека.

Роль мечты в жизни для человека сложно переоценить. Она ориентирована на будущее, делает жизнь увлекательной и целеустремленной. Хотя мечта и не предполагает немедленного достижения реального результата, а также его полного совпадения с образом желаемого, но вместе с тем она может стать сильной мотивирующей и смыслообразующей основной активной и творческой жизни человека.

Способы создания новых образов. Создание образов воображения проходит два основных этапа.

1. Первый этап формирования образов воображения характеризуется анализом полученных от реальности впечатлений или сформированных в результате предшествующего опыта представлений. В ходе такого анализа происходит абстрагирование объекта , т.е. он представляется нам изолированным от других объектов, при этом также происходит абстрагирование частей объекта.

2. С этими образами далее могут осуществляться преобразования двух основных типов. Во-первых, эти образы могут быть поставлены в новые сочетания и связи . Во-вторых, этим образам может быть придан совершенно новый смысл . В любом случае с абстрагированными образами производятся операции, которые могут быть охарактеризованы как синтез. Формы, в которых осуществляется синтезирующая деятельность воображения, крайне многообразны. Рассмотрим некоторые из них.

Агглютинация – «склеивание» различных, не встречающихся и не соединяемых в повседневной жизни качеств, т е. создание нового образа путем присоединения в воображении частей или свойств одного объекта другому (Примером может служить классический персонаж сказок человек-зверь или человек-птица, образ крылатого человека в рисунках североамериканских индейцев, сфинксы (голова женщины, туловище и лапы с огромными когтями льва, громадные крылья), драконы, образ древнеегипетского божества (человек с хвостом и звериной головой), избушка на курьих ножках, кентавр: туловище быка, шея и голова - верхняя часть человечес­кого тела; русалка: волосы – водоросли, туловище и голова женщины, хвост - рыбы). Изображая жителей Марса, писатель-фантаст Герберт Уэллс придал им «черты» земных обитателей, используя в описании всем знакомые предметы. Так голова марсианина похожа на металлический цилиндр, снабженный клювом птицы, ноги напоминают конечности насекомого и в общем марсианин оказался похожим на огромного спрута. Агглютинация широко используется в искусстве и техническом творчестве (автомобиль-амфибия и судно на воздушной подушке).

Увеличение (гипербола) или уменьшение (литота) объекта или его частей . С помощью такого способа были созданы различные литературные персонажи, художественные произведения. С детства в нашу жизнь входят и навсегда остаются с нами как нечто свое, родное, неразрывно связанное с представлениями о Родине картины В.М. Васнецова «Алёнушка», «Три богатыря» и как форма воображения гиперболизация «Иван-царевич на сером волке».

Гипербола и литота, как и агглютинация могут осуществляться и с помощью включения уже известных образов в новый контекст. В этом случае между представлениями устанавливаются новые связи, благодаря которым вся совокупность образов получает новое значение. Как правило, при включении представлений в новый контекст этому процессу предшествует определенная идея или цель. Данный процесс полностью контролируем, если только это не сновидение, когда контроль сознания невозможен. При включении уже известных образов в новый контекст человек добивается соответствия между отдельными представлениями и целостным контекстом. Поэтому весь процесс с самого начала подчинен определенным осмысленным связям. Примером могут служить следующие сказочные персонажи: Карлик Нос, Мальчик - с - пальчик, «Белоснежка и семь гномов», девочка-дюймовочка. Этот прием широко ис­пользован в народных сказках, былинах, когда герой изображается могучего сложения, со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему вести борьбу с целым вражеским войском «выше леса стоячего, чуть пониже облака ходячего».

Гипербола и литота широко используются в поэзии и прозе (у Некрасова – «мужичок с ноготок», у Гоголя – «редкая птица долетит до середины Днепра» и т.д.). Гиперболе и литоте построены образы великанов и лилипутов в романе Дж.Свифта «Путешествие Гулливера».

Гиперболизация может достигаться также изменением количества частей предмета (многорукий Будда, одноглазый циклоп, дракон с семью головами).

Наиболее существенными способами переработки представлений в образы воображения, идущими по пути обобщения существенных признаков, являются схематизация и акцентировка.

Схематизация. В этом случае отдельные представления сливаются, различия сглаживаются. Отчетливо прорабатываются основные черты сходства, т.е. изображение чего-либо в обобщенном виде. Это любой схематический рисунок. Схематизация проявляется в национальных орнаментах и узорах вышивки, резьбы, росписи. По орнаменту, украшающему какую-нибудь вещь: прялку, вазу, чашу, горшок, книгу, икону и т.д., можно определить стану, где она создана и даже время ее создания.

В древнеегипетском орнаменте мы видим цветы лотоса, папирус, в древнегреческом – ломанные под прямым углом линии и элементы растительного и животного мира, в русском – вязь (искусное соединение букв), фантастических животных и птиц, фигурки людей.

Схематизация может иметь место при различных условиях:

1. Она может возникать в результате неполного, поверхностного восприятия объекта. В этом случае представления схематизируются случайным образом, среди них иногда выделяются второстепенные детали, случайно обнаруженные при восприятии предмета. В результате возникают искажения, которые приводят к созданию образов воображения, извращенно отражающих действительность. Подобное явление часто встречается у детей.

2. Причиной схематизации в случае достаточно полного восприятия объекта может быть забывание каких-либо несущественных деталей или частей. В этом случае в представлении на передний план выступают существенные детали и черты. При этом представление утрачивает некую индивидуальность и становится более обобщенным.

3. Причиной схематизации может быть сознательное отвлечение от несущественных, или второстепенных, сторон объекта. Человек сознательно направляет свое внимание на существенные, по его мнению, черты и свойства объекта и в результате сводит представления до определенной схемы.

Типизация . Для нее характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных в каком-то отношении фактах и воплощении их в конкретном образе. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача, инженера и т. д. Художники, писа­тели, скульпторы в большей мере опираются именно на нее, отражая типичное, выделяя существенное повторение свойств, качеств, явлений в единичном.

Акцентирование заключается в подчеркивании наиболее существенных, самых важных, типичных признаков образа. Как правило, этот способ используется при создании художественных образов. Классическим примером является шарж, карикатура. Главной особенностью такой переработки образов восприятия в образы воображения является то, что, отражая реальную действительность и типизируя ее, художественный образ всегда дает широкое обобщение, однако это обобщение всегда отражено в конкретном образе. Причем переработка представлений при создании типического образа не совершается путем механического складывания или вычитания каких-либо черт. Процесс создания типического образа представляет собой сложный творческий процесс и отражает определенные индивидуальные особенности человека, создающего этот образ.

Понятие воображения

Воображение – это создание образов объектов, не встречавшихся в личном опыте человека, результатом чего выступает создание новых материальных и духовных ценностей. Произведем сравнение (нахождение сходства и различия) воображения с другими познавательными процессами:


  • сравнение воображения и восприятия:
а) различие: восприятие – это создание образов реально существующей действительности при ее прямом воздействии на органы чувств, воображение – создание не существующих в реальности образов; воображение умеет преобразовывать действительность повседневного восприятия, делая ее более выразительной;

б) общее: в основе и восприятия, и воображения лежит процесс создания образов;


  • сравнение воображения и образной памяти: образы памяти – это воспроизведение прошлого опыта, сохранение точности воспринятых образов; воображение предполагает их преобразование ;

  • общее в процессах воображения и мышления:

  1. мышление, как и воображение, позволяет предвидеть будущее: воображение помогает мышлению отыскать новые решения, делая содержание проблемы наглядно-образной;

  2. различие воображения и мышления в том, что мышление, какую бы важную роль оно не играло в предвидении будущего, предполагает познание законов реального мира, с которыми каждый из нас вынужден считаться, чтобы не погибнуть в нем.

Виды воображения

Для выделения видов воображения возьмем два основания:

1. Участие сознания:

а)непроизвольное воображение связано со спонтанным возникновением в сознании человека каких-либо образов без всякого участия воли (мечты, фантазии, сновидения, видения и грезы). Интересно отметить, что они иногда могут быть вещими (особенно сновидения), то есть предсказывать будущее, или объяснять прошлое. Особенно актуализируется непроизвольное воображение в тех случаях, когда ослабляется действие сознания, когда человек находится в состоянии полудремоты, сна, напряженного ожидания, сильного обострения значимых потребностей или при патологических расстройствах психики.

б) произвольное воображение: воссоздающее и творческое .

Воссоздающее воображение связано с конструированием образов по заранее кем-то составленному описанию, например, при чтении книг, стихов, нот, чертежей, математических знаков. Иначе этот вид воображения называют репродуктивным, воспроизводящим, вспоминающим. В воссоздающем воображении реальность воспроизводится почти в непереработанном виде, поэтому оно больше напоминает восприятие или память, чем творчество.

Виды воссоздающего воображения: а) эмпатия, которая требует нашей способности вжиться в образ переживаемых другим человеком эмоций, т.е. требует от нас воспроизведения эмоций того, с кем мы общаемся; б) схемы, таблицы, чертежи; в) воссоздание в воображении воспринимаемых из описания образов героев при чтении художественной литературы. Однако такое воображение не является творческим, так как эти образы были созданы не читателем, а автором произведения.

Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов по собственному замыслу. Оно очень характерно для деятельности художников-живописцев, конструкторов, композиторов, режиссеров, писателей, поэтов, архитекторов и других представителей творческих профессий.

2. Содержание образов (предметное, социально-психологическое):


  • Предметное воображение подчинено созданию образов предметной среды и оно необходимо инженерам, архитекторам, дизайнерам, кулинарам, портным и т.д.

  • Социально-психологическое воображение является условием формирования и развития тех черт личности , которые выражают отношение человека к самому себе и другим людям. Оно представлено:

  1. образами других людей, так как обслуживает общение и выступает инструментом решения психологических задач: представить способы поведения человека в той или иной ситуации, сделать прогноз развития личности и т.д.;

  2. образом самого себя (образом «Я») как концепции индивида о самом себе, на основе которой он строит взаимоотношения с другими людьми и выстраивает жизненные планы.
Социально-психологическое воображение особо должно быть развито у руководителей, педагогов, социальных работников и т.д. Чуткость в отношении к людям, тактичность и сочувствие к ним невозможны без этого вида воображения. Чтобы быть чутким, нужно на основе знаний о жизни и характере человека представить себе его эмоциональное состояние в данный момент. Тактичность предполагает не только способность с помощью воображения воссоздать настроение и переживание другого человека, но и предвидеть, какое эмоциональное воздействие произведут на него наши слова или поступки. Если вы хотите выразить сочувствие человеку, то должны иметь развитое воображение, чтобы представить, понять и сопережить его чувства.
Способы создания образов творческого воображения

  1. Агглютинация (комбинирование) – прием создания нового образа путем субъективного объединения элементов или частей некоторых исходных объектов. , а о подлинном синтезе. При этом могут соединяться совершенно разные, в повседневной жизни даже несовместимые объекты, качества, свойства. Путем агглютинации созданы многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр, сфинкс и т.п.). Описанный прием используется и в искусстве, и в техническом творчестве. Его можно использовать в социальном познании при формировании целостного образа как самого себя, так и другого.

  2. Аналогия это создание нового по сходству с известным. Аналогия представляет собой субъективный перенос основных свойств и объектов с одних явлений на другие. Этот прием широко применяется в техническом творчестве. Так, по аналогии с летающими птицами люди придумали летательные устройства, по аналогии с формой туловища дельфина сконструирован каркас подводной лодки. С помощью аналогии с самим собой можно понимать мотивы поведения других.

  3. Акцентирование – это такой способ создания нового образа, при котором какое-то качество объекта или отношения его с другим выдвигается на первый план, усиленно подчеркивается. Этот прием лежит в основе карикатур и дружеских шаржей. Его можно использовать и для понимания тех или иных устойчивых, характерных особенностей других людей.

  4. Гиперболизация субъективное преувеличение (преуменьшение) не только размеров объекта (явления), но и количества его отдельных частей и элементов или их смещения. Примером может служить образ Гулливера, Мальчика-с-Пальчик, многоголового Дракона, Дюймовочки, лилипутов и других сказочных образов. Это наиболее простой прием. Увеличивать и уменьшать можно практически все: геометрические размеры, вес, рост, громкость, богатство, расстояние, скорости. Этот прием можно использовать при самопознании и познании других людей , мысленно преувеличивая те или иные личностные качества или черты характера. Гиперболизация делает образ ярким и выразительным, выдвигая на первый план какие-то его определенные качества. Так, в комедиях Фонвизина образы Митрофанушки, Скотинина, Правдина созданы для того, чтобы вызывать у читателя отвращение к их чертам характера и стилю поведения.

  5. Типизация это прием обобщения множества родственных объектов с целью выделения в них общих, повторяющихся признаков и воплощения их в новом образе. При этом полностью игнорируются специфические личностные качества. Это наиболее сложный путь формирования нового образа. Этот прием широко используется в литературе, скульптуре и живописи. Типизация использована А.Н. Островским в его пьесах при создании образов купцов.

  6. Придача заключается в том, что объекту приписываются (или придаются) чуждые ему (чаще всего мистические) качества и свойства. На основе этого приема были созданы некоторые сказочные образы: сапоги-скороходы, золотая рыбка, ковер-самолет.

  7. Перемещение это субъективное помещение объекта в новые ситуации, в которых он никогда не был и не может быть вообще. Этот прием очень широко используется для понимания других людей, а также в художественном творчестве. Любое художественное произведение представляет собой особую систему психологического времени и пространства, в которой действуют герои.

  8. Слияние – произвольное сравнение и объединение качеств разных объектов в одном образе. Так, Л.Н. Толстой писал, что в образе Наташи Ростовой слиты качества его жены Сони и ее сестры Тани. Точно так же слияние может использоваться вами в чертеже здания, в котором могут быть объединены несколько архитектурных стилей.
Перечисленные приемы творческого воображения взаимосвязаны между собой. Поэтому при создании одного образа могут использоваться одновременно несколько из них.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

  1. Какова роль памяти в формировании жизненного опыта личности?

  2. В чем проявляется связь памяти и будущего в жизни личности?

  3. Что дает человеку знание основных законов памяти?

  4. Какие существуют основания для классификации видов памяти?

  5. В чем состоит отличие оперативной памяти от кратковременной?

  6. Какая информация передается в долговременную память?

  7. Перечислите основные процессы памяти.

  8. При каких условиях продуктивность непроизвольного запоминания может быть выше, чем произвольного?

  9. Какие существуют виды сохранения как процесса памяти?

  10. Перечислите факторы эффективного запоминания.

  11. Каково влияние на запоминание личностных особенностей человека и его эмоционального состояния в момент запоминания?

  12. Какова роль образного мышления в решении инженерных задач?

  13. В чем специфика словесно-логического мышления?

  14. В чем отличие двигательной памяти от наглядно-действенного мышления?

  15. В чем специфика творческого воображения?

  16. Назовите виды воссоздающего воображения.

  17. Чем предметное воображение отличается от социально-психологического?

  18. Перечислите приемы создания образов творческого воображения.

  19. Как можно использовать аналогию и перемещение при понимании других людей?

  20. Каковы особенности памяти у детей?

  21. Раскройте способы развития образного мышления детей.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Задание 1
Определить, какие виды памяти включаются в следующих жизненных ситуациях:


  • врач назначает лечение пациенту , перечисляя процедуры, которые ему необходимо выполнять;

  • экспериментатор предлагает испытуемым посмотреть на таблицу и сразу же воспроизвести то, что они увидели;

  • свидетеля просят составить словесный портрет преступника;

  • ведущий конкурса просит участников попробовать предложенное блюдо и определить, из каких продуктов оно приготовлено;

  • режиссер поручает актеру освоить новую роль в спектакле.

Задание 2
Как вы объясните описанные факты?


  • Один актер должен был неожиданно для себя заменить своего товарища и в течение одного дня выучить его роль. Во время спектакля он знал ее в совершенстве, но после спектакля все выученное словно губкой стерло из памяти и роль была забыта им совершенно.

  • В «Воспоминаниях о Скрябине» Л.Л. Сабанеев приводит слова композитора: «Вот вам до мажор каким кажется? Красным. А вот минор – синий. Ведь каждому звуку, вернее, тональности соответствует цвет».

Задание 3


  • Представьте себе свою будущую профессиональную деятельность и укажите, какие требования она предъявляет к воображению.

  • Опишите воображение людей с заданными чертами характера (честолюбие, трусость, тревожность, мстительность, сострадательность) в контексте соответствующих жизненных ситуаций.

  • Дайте характеристику воображения, которое актуализируется в следующих ситуациях: а) глядя на ноты, музыкант «слышит» мелодию; б) в минуту опасности в сознании человека может быть отчетливо представлена вся его жизнь.

  • Художник разрабатывает проект оформления актового зала.

  • Ребенок слушает сказку «Три поросенка».

Задание 4
Укажите, какие приемы создания образов были использованы в следующих случаях: русалка, Змей-Горыныч, человек-амфибия, колобок, Баба-яга, Плюшкин, скатерть-самобранка, Дон-Жуан, портрет А.С. Пушкина, подводная лодка, Печорин, радар.
Задание 5
Какие виды мышления проявляются в приведенных ниже ситуациях? (При ответе укажите характеристики соответствующего вида мышления).


  • Раскройка портнихой деталей будущего платья.

  • Изготовление мастером сложной детали на токарном станке.

  • Проектирование дизайнером интерьера помещения.

  • Решение студентом задачи по теоретической механике.

  • Собирание ребенком сооружения из игрового конструктора.

  • Составление архитектором будущего плана постройки.

Задание 6
Определите, на проявление каких мыслительных операций и видов мышления направлены следующие заданные воздействия?


  • Сопоставить между собой по природным условиям и числу жителей Карелию и Якутию.

  • Составить предложение из данного набора слов.

  • Сформулируйте основную идею романа М. Булгакова «Собачье сердце».

  • Начальник отдела дает задание бухгалтеру подготовить отчет, используя имеющиеся финансовые документы за текущий период.

В общей и специальной психологии различают активное и пассивное воображение.

Пассивное воображение, в свою очередь, подразделяется на преднамеренное и не преднамеренное. Активное воображение - на творческое и воссоздающее.

Пассивная форма воображения выступает тогда, когда при воображении подменяют деятельность фантастическими представлениями, далекими от реальной жизни, своей деятельности, анализа своих ошибок и т. д. Подобная форма пассивного воображения встречается как у взрослых, так и у детей. Преднамеренное воображение выражается в образах фантазии, но оно не связано с волевым действием. Эти образы имеют связь с потребностями и интересами и чаще могут быть радостными, заманчивыми и приятными. Они получили название «грезы».

Творческое воображение присуще людям всех возрастов. Оно формируется с самого раннего детства в форме новых образов, которые направлены на продуктивную деятельность («Вот вырасту буду тем-то или тем-то», «сделаю то-то и то-то» и т. д.). Данный вид воображения чрезвычайно важен, и его необходимо развивать у всех детей, как форму любого творчества и целеустремленности, направленную на поиск путей удовлетворения творческих потребностей. Воссоздающее воображение - это воображение, имеющее в своей основе создание образов, соответствующих преднамеренному описанию. Воссоздающее воображение возникает у детей при изучении географических карт, чтении книг, слушании рассказов, просмотре диафильмов, кино и т. д. Привычка детей сопереживать образам природы, книг, кино поможет им в жизни приблизить к своей деятельности образы воображения.

Как показывают исследования, воображение развивается в процессе обучения и формируется поэтапно. В развитии воображения важную роль играет повышение активности детей, совершенствование наглядно- образного и словесно-логического мышления. Образы творческого воображения создаются посредством различных приемов, методов. Преобразование материала в воображении подчиняется определенным законам, выражающим его особенность.

Для воображения характерны процессы, которые представляют собой элементы наглядности. Так, операцией обобщения при создании образа воображения выступает операция типизации. Типизация, как специфическое обобщение, состоит в создании сложного, целостного образа, носящего синтетический характер. Например, существуют профессиональные образы рабочего, врача и т. д.

Приемом воображения является и комбинирование, представляющее собой подбор и создание определенных черт предметов или явлений. Комбинирование - это не простое механическое сочетание исходных элементов, а объединение их по конкретной логической схеме. Основой для комбинирования является опыт человека.

Следующим существенным способом создания творческих образов является акцентирование, подчеркивание определенных черт, признаков, сторон, свойств, их преувеличение или преуменьшение. Классическим примером является шарж, карикатура. Определенное значение в деятельности воображения имеет и прием реконструкции, когда по части, признаку, свойству воссоздается целостная структура образа.

Имеется способ аплютинации, т. е. «склеивания» различных, не соединимых в повседневной жизни частей. Примером может служить классический персонаж сказок: человек-зверь или человек-птица.

Гипербализация - парадоксальное увеличение или уменьшение предмета или отдельных его частей (пример: Мальчик с пальчик).

Механизмом функционирования воображения является и прием уподобления, который в форме аллегорий, символов играет значительную роль в эстетическом творчестве. В научном познании прием уподобления тоже важен: он позволяет конструировать схемы, репрезентировать те или иные процедуры (моделирование, схематизация и т. д.).

Прием расчленения заключается в том, что новое получается в результате разъединения частей объектов.

Прием замещения - это замена одних элементов другими.

Существует еще пример аналогии. Его сущность - в создании нового по аналогии (сходству) с известным.

Определяя особенность воображения, связанную с названными приемами действительности, следует подчеркнуть, что все они так или иначе протекают не только в абстракции, но и в форме чувственности. В основе этих процессов лежат мыслительные операции, но формой всех превращение здесь выступает именно чувственность. Конечный источник операций воображения - предметно-практическая деятельность, служащая фундаментом для преобразования и оформления содержания образов воображения. Следовательно, основой для воображения являются чувственные образы, но их преобразование осуществляется в логической форме.

Творческое преобразование действительности в воображении подчиняется своим законам и осуществляется в соответствии с определенными способами и приемами. Новые представления, благодаря операциям анализа и синтеза, возникают на основе того, что уже запечатлено в сознании. Таким образом, процессы воображения состоят в мыслительном разложении исходных представлений на составные части (анализ) и последующем их соединении в новых сочетаниях (синтез), т.е. носят аналитико-синтетический характер. Перечислим приемы и способы процесса воображения.

  • 1. Комбинирование – сочетание отдельных элементов разных образов в совершенно новых комбинациях.
  • 2. Агглютинация – "склеивание", комбинация, слияние отдельных элементов или частей нескольких предметов в один образ.
  • 3. Акцентирование, или заострение, – выделение и подчеркивание какой-либо части, детали в создаваемом образе; выделение тех или иных черт, свойств частей объекта. Данный способ создания образов широко используется при создании шаржей, карикатур. При акцентировании используют следующие приемы: а) утрирование – намеренное подчеркивание особенностей внешности или поведения (например, Карлик-Нос, Гаргантюа); б) преувеличение или преуменьшение (мальчик-с-пальчик, Великан, Дюймовочка, Гулливер в стране лилипутов); в) типизация – обобщение и эмоциональное насыщение образа (например, Отелло – обобщенный образ ревнивца).

Образы воображения

Учитывая, что продуктом, или результатом, процесса воображения являются образы воображения, следует отметить их специфику. Образы воображения могут возникнуть как в соответствии с инструкцией, указаниями другого субъекта, так и произвольно – на основе просмотра фотографий, картин, кинофильмов, природных воздействий и др. В отличие от процессов памяти прошлый опыт в воображении преобразуется (обобщается, дополняется, перекомбинируется, приобретает иную эмоциональную окраску, изменяется его масштабность). В отличие же от мыслительных образов (понятий, суждений, умозаключений) в воображении значительно снижена функция контроля. Воображение относительно свободно, ибо не сковано задачей оценки правильности того, что продуцирует наше сознание или подсознание. Новизна образов в воображении носит не абсолютный, а относительный характер. Образ воображения является новым по отношению к увиденному, услышанному, воспринятому в какой-то момент времени или точке зрения, подходу к трактовке какого-либо человека. В процессах творчества этой новизны больше, в воссоздающем воображении – меньше. Характерным отличием образов воображения является их наглядность (представляемость), отнесенность к какой-либо модальности (зрительной, слуховой, тактильной, вкусовой и т.п.).

Формы воображения

Их можно подразделить на две большие группы: непроизвольные и произвольные.

Непроизвольные формы воображения не зависят от целей и намерений человека, их протекание не контролируется работой сознания, они возникают при снижении степени его активности или расстройстве работы мозга. К данной группе относятся следующие явления мира психического:

  • а) сновидения – эти образы рождаются нашим подсознанием или связаны с остаточной активностью отдельных участков коры головного мозга;
  • б) бред – данная форма воображения порождается расстройством работы сознания. Образы воображения, возникающие в бредовых состояниях, как правило, имеют отрицательную эмоциональную окраску;
  • в) галлюцинации – они возникают под влиянием некоторых токсических и наркотических веществ и представляют собой обостренное нереалистическое восприятие действительности, искаженное сниженным контролем сознания и преобразованное воображением;
  • г) гипнотические образы воображения – они возникают под влиянием гипноза (отключение контроля сознания но приказу другого лица) и напоминают реальное восприятие, но являются внушенными, т.е. существуют только в психике гипнотизируемого человека, исчезают и появляются в соответствии с установкой гипнотизера.

Промежуточное положение между непроизвольными и произвольными формами воображения занимают грезы. С непроизвольными формами их роднит время появления: они возникают в момент снижения активности сознания в расслабленном состоянии или полудреме. Сходство грез с произвольными формами воображения обусловлено наличием намерения и возможностью управлять процессом по желанию самого человека. Грезы всегда имеют положительную эмоциональную окраску.

Произвольные формы воображения подчинены творческому замыслу или задачам деятельности и возникают на основе работы сознания. Основу этой формы воображения составляют фантазии, вымыслы или измышления, научное, художественное, техническое творчество взрослых, творчество детей, мечты и т.д.

Фантазия – это конструирование вымышленных, часто далеких от реальности образов (создание легенд, мифов, сказок, фантастических картин иных миров). Образы фантазии призваны осуществить новый синтез элементов ранее приобретенного опыта, найти образное объяснение непонятным явлениям, восполнить информационный дефицит.

Мечта – это образ желаемого будущего. Она обладает колоссальной побудительной силой: человек стремится к ее осуществлению, невзирая на препятствия и разного рода барьеры. Существуют люди, для которых мечта выступает в качестве замещения деятельности: в этом случае мечта становится сознательным, произвольным процессом, не имеющим практического завершения.

Вымыслы, иногда именуемые ложью, обычно преследуют цель получения некоторой личной выгоды за счет преднамеренного искажения действительности. Но, чтобы солгать, сначала надо создать в своем воображении трансформированный образ действительности, отвечающий интересам или расчетам автора. Детские фантазии и вымыслы, например страхи, игры и др., опираются на замещающую функцию воображения. Они могут быть изменены, трансформированы как воздействиями извне, так и по желанию самого ребенка.

Воображение - это процесс создания образов таких предметов и явлений, которые никогда не воспринимались человеком раньше.

Воображение - необходимый элемент творческой деятельности, выражающийся в построении образа конечного и промежуточного продуктов труда, а также обеспечивающий создание программы поведения в тех случаях, когда проблемная ситуация характеризуется неопределенностью. Т.е. воображение позволяет представить результат труда до его начала, представить не только конечный продукт, но и промежуточные результаты.

Воображение тесно связано с мышлением. Так же как и мышление, воображение возникает в проблемной ситуации, т.е. тогда, когда нужно отыскать новое решение. Но опережающее отражение действительности в процессе воображения происходит в виде ярких представлений, а опережающее отражение в процессе мышления происходит путем оперирования понятиями. Если исходные данные задачи известны, то ход ее решения подчинен преимущественно законам мышления (например, научная проблема).

Если проблемная ситуация отличается неопределенностью и исходные данные с трудом поддаются точному анализу, то в действие приходят преимущественно механизмы воображения (например, работа писателя). Фантазия позволяет «перепрыгнуть» через какие-то этапы мышления, когда отсутствует нужная полнота знаний, и все-таки представить себе конечный результат. Хотя иногда намеченные фантазией пути решения бывают недостаточно точны.

Воображение тесно связано с восприятием и памятью, т.к. воображение всегда строится на переработанном материале прошлых восприятий, которые человек запомнил. Например, создавая образ пустыни, человек опирается на прошлый опыт (он знает, что такое песок, видел на картинке или в зоопарке верблюда).

Процессы создания образов воображения.

Технология создания образов воображения имеет аналитико-синтетический характер, т.е. осуществляется с помощью анализа и синтеза. Человек расчленяет ранее сложившуюся систему представлений и создает на этой основе новые образы. Если придумать даже что-то совершенно необычайное, то при тщательном рассмотрении выяснится, что все элементы, из которых сложился вымысел, взяты из жизни, являются результатами преднамеренного или непреднамеренного анализа бесчисленного множества фактов.

Но анализ и синтез при создании образов воображения могут осуществляться в различных формах .

1. Агглютинация (в переводе с греческого - склеивание) - соединение различных качеств, свойств, частей, характерных для двух разных объектов. Путем агглютинации строятся многие сказочные образы (русалка, избушка на курьих ножках, кентавр). Также этот прием используется в техническом творчестве (танк-амфибия соединяет качества танка и лодки, аккордеон - сочетает фортепьяно и баян, троллейбус).


2. Гиперболизация (гипербола - увеличить объект, литола - уменьшить) - увеличение или уменьшение предметов, или изменение количества частей предмета (великан, мальчик-с-пальчик, многорукие богини в Индии, дракон с семью головами, одноглазый циклоп).

3. Подчеркивание - заострение каких-либо признаков (дружеские шаржи или злые карикатуры).

4. В том случае, если представления, из которых конструируется образ фантазии, сливаются, различия сглаживаются, а черты сходства выступают на первый план, это способствует осуществлению схематизации (создание художником национального орнамента, элементы которого взяты из растительного мира; образ итальянца, американца и т.д.).

5. Типизация - используется в художественной литературе, скульптуре, живописи; здесь характерно выделение существенного, повторяющегося в однородных фактах, и воплощение этого в конкретном образе.

Виды воображения

По степени активности в процессе создания новых образов различают два вида воображения: активное и пассивное.

Активное воображение возникает из потребностей человека и стимулирует его творческую и практическую активность. Активное воображение может быть творческим и воссоздающим.

Воссоздающее - это воссоздание образов существующих предметов, создание образов, соответствующих описанию.

Творческое - это самостоятельное создание новых, несуществующих образов в процессе деятельности (открытия в науке, изобретения в технике, создание произведений искусства). Творчество - это работа и памяти, и мышления.

Воображение необходимо и в педагогической деятельности (педагогическое творчество). Учитель должен быть в состоянии предвидеть комплекс причин, обусловливающих поведение учащихся, предвидеть ход урока, предугадать реакции учеников. Кроме этого, воспитание - это проектирование личности, создание идеального образа, но в индивидуальном порядке.

Пассивное воображение - это когда фантазия создает образы, которые не воплощаются в жизнь, намечает программы поведения, которые не осуществляются и зачастую не могут быть осуществлены. Пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным.

Преднамеренное воображение проявляется тогда, когда образы возникают в результате специального намерения человека. Преднамеренно вызванные образы, которые человек не стремится воплотить в жизнь, называются грезами . Всем людям свойственно грезить о чем-то радостном, приятном, заманчивом. Но если в процессе воображения у человека преобладают грезы, то это дефект развития личности. У таких людей воображение выступает как замена действительности: человек уходит в область фантастических представлений, чтобы скрыться от тяжелых условий, неразрешимых задач.

Непреднамеренное воображение возникает при ослаблении деятельности сознания без специальных намерений человека. Например, в полудремотном состоянии, в состоянии аффекта , во сне, при патологических расстройствах сознания (галлюцинации).

Особый вид воображения - мечта - это создание образов желаемого будущего. В отличие от грез мечта выступает побудительной силой деятельности.

Сензитивным периодом для развития воображения является дошкольный возраст, т.к. ведущей деятельностью здесь является игра, а необходимый элемент игры - воображаемая ситуация, вводимая при помощи слов «как будто». Богатую пищу воображению дают ролевые игры, которые позволяют не только усваивать общественный опыт, но и углубляют и закрепляют ценные качества личности (смелость, решительность, организованность, находчивость). Хотя говорить о настоящем творчестве в дошкольном возрасте еще рано, т.к. недостаточно опыта.

Эмоции и чувства, свойства и виды эмоций.

Когда человек воспринимает предметы и явления окружающего мира, он всегда как-то относится к ним, испытывает те или иные чувства. Одни события вызывают у него радость, другие - негодование, одни вещи ему нравятся, другие - нет, одних людей он любит, других ненавидит, к третьим равнодушен.

Чувства - переживаемые в различной форме внутренние отношения человека к тому, что происходит в его жизни, что он познает или делает, к другим людям и самому себе.

Эмоции - физические состояния и процессы, возникающие в результате действия на индивида значимых явлений и ситуаций и проявляющиеся в форме непосредственных переживаний.

Эмоции и чувства для человека выступают показателем того, как происходит процесс удовлетворения потребностей. Человек сопоставляет информацию о том, что требуется для удовлетворения потребности, с тем, чем он располагает в момент ее возникновения. Если вероятность удовлетворения потребности велика, появляются положительные чувства. Отрицательные эмоции порождаются невозможностью удовлетворения потребности или же падением ее вероятности по сравнению с прогнозом, который субъект давал ранее.

Функции эмоций и чувств:

1. Отражательная (позволяют определить полезность или вредность события).

2. Побудительная (эмоциональное переживание содержит образ предмета и пристрастное отношение к нему, что и побуждает человека к действию).

3. Подкрепляющая (значимые события быстрее и надолго запечетлеваются в памяти).

4. Переключательная (обнаруживается при конкуренции мотивов, в результате которой определяется доминирующая потребность).

5. Приспособительная (благодаря эмоциям устанавливается значимость тех или иных условий для удовлетворения актуальных потребностей, поэтому организм может эффективно приспособиться к тем или иным окружающим условиям).

6. Коммуникативная (мимика и пантомимика позволяет человеку передавать свои переживания другим людям). Благодаря этой функции человек может воздействовать на других людей.

Выражение эмоций и чувств .

Нередко слова "эмоции" и "чувства" употребляются как синонимы. Но эмоции имеют ситуативный характер. Эмоции - это непосредственное, временное переживание какого-либо чувства. Например, эмоцией называется не само чувство любви к музыке, а состояние восхищения, которое человек переживает в данный момент, слушая концерт.

Эмоции и чувства по своему качеству могут быть положительными и отрицательными . Но иногда отрицательные эмоции могут иметь положительную окраску (гнев на плохой поступок). А иногда возможно переживание противоположных эмоций ("Мне грустно и легко", - Пушкин). Это явление называют амбивалентностью (двойственностью) чувств (любовь и ненависть при ревности).

Эмоции и чувства можно рассматривать и с точки зрения того, вызывают они активное или пассивное состояние. Если эмоции побуждают к поступкам, высказываниям, увеличивают напряжение сил, их называют стеническими (от греч. "стенос" - сила). Например, человек готов "свернуть горы". Радость, гнев, ненависть - стенические эмоции. Если же переживание эмоции характеризуется пассивностью, расслабляет человека, то говорят об астенических эмоциях ("астенос" - слабость).

Как говорят, "подкашиваются ноги". Печаль, тоска, уныние - астенические эмоции. Но у некоторых людей одни и те же эмоции могут переживаться как стенические, у некоторых - как астенические. Например, эмоция страха может вызвать у одного человека беспомощное состояние, у другого - бурную реакцию.

По форме протекания все многообразие эмоций и чувств можно разделить на эмоции (в узком смысле этого слова), аффекты, настроения, фрустрация , стрессовые состояния, высшие чувства, страсти, увлечения. Эти формы переживания эмоций и чувств и образуют эмоциональную сферу личности.

Эмоции (в узком смысле этого слова) - непосредственное переживание какого-либо чувства.

Выделяют следующие "фундаментальные эмоции" (по К. Изарду) или основные эмоциональные состояния:

1. Интерес - положительное эмоциональное состояние, способствует развитию умений и навыков, приобретению знаний.

2. Радость - положительное эмоциональное состояние, связанное с возможностью удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого момента была невелика.

3. Удивление - не имеет четко выраженного положительного или отрицательного знака, возникает внезапно, тормозит все предыдущие эмоции и направляет внимание на объект его вызвавший. Может переходить в интерес.

4. Страдание - отрицательное эмоциональное состояние, связанное с достоверной или кажущейся таковой информацией о невозможности удовлетворения важнейших жизненных потребностей, которое до этого момента представлялось более или менее вероятным. Им астенический характер.

5. Гнев - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое внезапным серьезного препятствия на пути удовлетворения исключительно важной потребности. Имеет стенический характер.

6. Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (людьми, предметами, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое взаимодействие, общение и т.д.) вступает в резкое противоречие с нравственными или эстетическими принципами субъекта.

7. Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных взаимоотношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций субъекта с жизненными позициями или поведением самого объекта.

8. Страх - отрицательное эмоциональное состояние, проявляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности, ему грозящей. Имеет как стенический так и астенический характер.

9. Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении.

Аффект - (от лат. аffectuctus - душевное волнение) сильное и кратковременное эмоциональное состояние, связанное с изменением важных для человека жизненных обстоятельств. Характеризуется изменением сознания, нарушением контроля за действиями, утратой самообладания. Быстро овладевает человеком и бурно протекает. Аффекты кратковременны, т.к. вызывают огромную затрату сил. Если обычная эмоция - это душевное волнение, то аффект - буря, взрыв.

Человек утрачивает контроль над собой, совершая безрассудные действия, а потом может жалеть об этом и вспоминать как сквозь сон. После аффективной вспышки наступает разбитость и упадок сил. Любая эмоция может перерасти в аффект: радость в восторг, злость в гнев, страх в ужас, страдание в отчаяние. Можно сказать, что аффект плох или хорош в зависимости от того, какая эмоция переживается человеком. Человек может управлять аффектом, сдерживать его наступление на первых этапах.

Настроение - общее эмоциональное состояние, окрашивающее в течение длительного времени все поведение человека (радостное, печальное, серьезное, легкомысленное, бодрое, вялое). Обычно настроение не осознается человеком, но иногда имеет значительную интенсивность и накладывает отпечаток и на умственную деятельность и на продуктивность работы (все спорится).

Настроение - бессознательная оценка личностью того, насколько благоприятно для нее складываются обстоятельства. Источники настроения: удовлетворенность или нет ходом жизни, делами на работе, в семье; состояние здоровья, погода и т.д. Настроения различаются и по продолжительности. Это зависит от: возраста (у детей - быстро меняется), характера, темперамента , силы воли и т.д. Настроение оказывает влияние на поведение, стимулирует или подавляет деятельность.

Стресс - (от англ. stress - давление, напряжение) возникает в необычно трудных ситуациях и переживается с большой внутренней напряженностью. По своим психологическим характеристикам близок к аффекту, по длительности протекания - к настроению. Может иметь стенический или астенический характер (пример с экзаменом). Возникает при опасности, больших физических и умственных нагрузках и т.д. Стресс может быть физиологическим и психическим.

Психологический стресс в свою очередь - информационным (человек не справляется с задачей, не успевает быстро принять верное решение при высокой ответственности) и эмоциональным (угроза, опасность, обида). Разные люди по-разному переживают стресс («стресс льва», «стресс кролика»). По своей направленности выделяют стресс (положительная направленность, обеспечивает мобилизацию систем организма, например, в случае опасности) и дистресс (отрицательная направленность, носит разрушающий характер, приводит к истощению организма).

Близким по своим проявлениям к стрессу является состояние фрустрации.

Фрустрация - (от лат. frustratio - обман, расстройство, разрушение планов) состояние человека, вызываемое объективно непреодолимыми (или субъективно так воспринимаемыми) трудностями, возникающими на пути к достижению цели. Фрустрация сопровождается целой гаммой отрицательных эмоций, способных дезорганизовать сознание и деятельность.

В состоянии фрустрации человек может проявлять озлобленность, подавленность, внешнюю и внутреннюю агрессию, расстройство, двигательное возбуждение (бесцельные и неупорядоченные движения), апатию. Уровень фрустрации зависит от силы и интенсивности воздействующего фактора, состояния человека, типа темперамента и сложившихся у него форм реагирования на жизненные трудности. Особенно часто источник фрустрации - отрицательная социальная оценка.

Высшие чувства.

В отличие от эмоций, аффектов, настроений, стрессов, имеющих ситуативный характер и отражающих отношение человека к объекту в данный момент, чувства (в узком смысле этого слова) отражают более сложные, постоянные, устоявшиеся отношения человека. Измеряются не часами, днями, а месяцами, годами. Чувства определяют динамику и содержание эмоций. Чем сильнее чувство, тем в меньшей мере его могут заслонить сиюминутные эмоции.

Чувства различают по содержанию:

1. Моральные или нравственные - эмоциональное отношение личности к поведению других людей и своему. Возникают под влиянием нравственных норм общества и малых групп. К ним относятся: любовь, сострадание, доброжелательность, гуманность, преданность, чувство долга, дружба, симпатии, уважение, чувство чести и т.д.

Аморальные или безнравственные чувства: жадность, эгоизм, жестокость, злорадство, надменность и т.д.

2. Интеллектуальные - переживания, возникающие в ходе умственной деятельности, выражающие отношение личности к процессу познания. К ним относятся: удивление, любознательность, сомнение, радость открытия, любопытство, чувство юмора, ирония (хотя иногда 2 последних чувства относят к 3 группе чувств).

Чувство юмора - относительно-положительное отношение к другим людям с указанием на незначительные недостатки.

Чувство иронии - выражение остро-критического отношения.

3. Эстетические - чувства, возникающие при восприятии или создании прекрасного в природе, искусстве и т.д. Переживаются как эмоции эстетического наслаждения, восторга или презрения, отвращения.

Моральные, интеллектуальные и эстетические чувства иногда именуют высшими чувствами, т.к. в них заключено все богатство эмоциональных отношений человека к действительности. Начинают развиваться у дошкольников.

По силе стремления к объекту выделяют такие виды чувств:

1. Страсть - устойчивое, глубокое и сильное чувство, определяющее направление мыслей и поступков человека. Страсть направляет все помыслы и действия человека на один объект. Страсть может быть положительной и отрицательной. Объектом страсти может быть другой человек, хобби, наука и т.д., алкоголь, наркотики, накопительство и т.п.

2. Увлечение - менее устойчивое, приходящее чувство (в спорте, любви и т.д.).

Чувства людей могут отличаться своей направленностью. Направленность чувств может быть альтруистической, праксической, интеллектуальной, эстетической, гедонистской (потребность в душевном и телесном комфорте).