Правила поведения на уроке. Против учителя одной из тюменских школ, которого во время урока избил ученик, возбудили уголовное дело Три лучших метода записи новой информации

Мастерство настоящего учителя, умеющего владеть аудиторией, состоит из мелочей. Как удержать внимание класса, правильно сделать замечание, использовать свой голос для поддержания дисциплины, а не наоборот? Многие приходят к этому путем проб и ошибок, однако теперь все педагогические приемы подробно описаны, и их можно изучить. Накануне Дня учителя предлагаем вашему вниманию отрывок из книги, по которой можно научиться эффективно учить других.

Сильный голос

Сильный голос — прием, позволяющий преподавателям (и тренерам) перенять мастерство педагогов, умеющих "руководить классом". Лучшие учителя приходят в самый неуправляемый класс, в котором никто не может навести порядок, заставляют учеников делать то, что нужно, и возвращают к уроку тех, кто не слушает (или не хочет слушать). В рамках данного приема учителя используют пять навыков.

Лаконичность. Чем меньше слов, тем более сильный эффект они производят. Излишняя болтливость сигнализирует о нервозности и нерешительности, тогда как правильно подобранные слова свидетельствуют о подготовке и прозрачности намерений.

Старайтесь обойтись без лишних слов, особенно если волнуетесь. Используйте простые синтаксические конструкции. В одной фразе должна быть заложена одна простая и понятная мысль. За счет этого важная информация не потеряется в потоке ненужных фраз.

Не говорите одновременно с учениками. Покажите, что ваши слова имеют вес: дождитесь полной тишины и только потом говорите. Добившись того, что никто не соревнуется с вами за внимание, вы показываете, что сами будете решать, кого и когда ученики будут слушать. Для достижения этой цели, возможно, потребуется прерваться на самом неожиданном месте, чтобы показать таким образом, что вы не станете продолжать, пока не завладеете всеобщим вниманием.

Допустим, вы собирались сказать: "Ребята, достаньте дневники и запишите домашнее задание". Если вас слушали невнимательно, прервите свою речь на полуслове ("Ребята, достаньте...") и, выдержав паузу, продолжайте. Если мерный гул и бормотание по-прежнему мешают работе, сократите фразу до минимума: "Ребята..." Во время этих пауз не меняйте позы, тем самым давая понять, что, пока не установится тишина, никакого продолжения не будет.

Не позволяйте вовлекать себя в диалог. Заявив некую тему, не отвлекайтесь на посторонние разговоры. Этот принцип особенно важен, когда вы делаете кому-то замечание.

Предположим, Дэвид толкает стул Маргарет. Вы говорите: "Пожалуйста, Дэвид, убери ногу со стула Маргарет". Дэвид отвечает: "Она тоже меня толкает!" или "Она хотела занять мою половину!". У многих учителей появляется искушение продолжить выяснение: "Маргарет, все так и было?" или "Меня не интересует, что там делала Маргарет". Тем самым вы поддерживаете тему, предложенную Дэвидом, вместо того, чтобы вовлечь его в свою. Лучше всего отреагировать так: "Дэвид, я попросила тебя убрать ногу со стула Маргарет" или "Сейчас же выполни мою просьбу и убери ногу со стула Маргарет". В этом случае учитель недвусмысленно дает понять, что он управляет разговором, и все слушают только его.

В этой же ситуации Дэвид может возмутиться: "Но я ничего не делал!" Даже в данном случае не рекомендуется развивать эту тему. В конце концов, вы не стали бы делать замечания, если бы сомневались в его проступке. Поэтому реагируйте так: "Я попросила тебя убрать ногу со стула". К этим словам можно уже ничего не добавлять.

Смотрите в глаза, стойте на месте. О чем бы вы ни говорили, помимо слов вы задействуете невербальную коммуникацию. Даже телом можно показать, что вас должны слушать. Если вы хотите подчеркнуть значимость своих слов, развернитесь всем телом и лицом к человеку, к которому обращаетесь. Смотрите ему в глаза. Стойте прямо или слегка наклонитесь (последний жест свидетельствует, что у вас все под контролем и вас невозможно смутить или напугать).

Стойте на одном месте, когда даете задание, не жестикулируйте и не отвлекайтесь на посторонние дела. Человек, одновременно говорящий что-то и отвлекающийся на какие-то бумажки, показывает, что его слова не столь важны. Поэтому примите официальную позу, сложите руки за спиной и покажите, что ваши слова, как и вы сами, весомы, значительны и отнюдь не случайны.

Сила тишины. Обычно, когда учитель нервничает или боится, что ученики не будут его слушаться, когда чувствует, что перестает управлять классом, он первым делом старается говорить громче и быстрее. Громкая и быстрая речь сигнализирует о волнении, страхе и потере контроля. Ученики, понимая, что взяли верх над вами и вашими эмоциями, способны легко довести вас до истерики, что, конечно, намного интереснее, чем писать контрольную или решать задачу. Громкий голос, как это ни парадоксально, усиливает шум в классе, и ученикам проще переговариваться шепотом.

Если хотите удержать внимание, говорите медленнее и тише, хотя это и противоречит первому порыву. Понижайте голос. В буквальном смысле слова заставьте учеников прислушиваться к себе. Будьте воплощением уравновешенности и невозмутимости.

Сто процентов

Сто процентов — это количество учеников, которые должны слушать учителя на уроке. "Это из области фантастики?" — спросите вы. Нисколько. Нужно лишь знать некоторые тонкости. Лучшие преподаватели добиваются послушания позитивными и, что немаловажно, ненавязчивыми мерами. Сто процентов внимания достигается за счет умелого использования трех принципов.

Коррекция не должна быть ни навязчивой, ни агрессивной. Сто процентов внимания нужны для того, чтобы вы могли вести урок . Если продираться к этой цели сквозь чащу постоянных замечаний, получится замкнутый круг. Делая выговор одному ученику, вы отвлекаете от урока всех , даже тех, кто слушает вас. Поэтому необходимо следить за дисциплиной, не отступая от темы урока и с минимальными потерями времени. Мы предлагаем шесть видов ненавязчивой коррекции в порядке усиления. Постарайтесь как можно чаще прибегать к первым положениям из списка.

  1. Невербальная коррекция. Контактируйте с нарушителем дисциплины жестами или взглядом, не отвлекаясь от темы урока . Например, жестами попросите ученика опустить руку, пока вы говорите.
  2. Позитивная групповая коррекция . Не говорите лишний раз о том, чего ученик делать не должен. Кратко напоминайте всему классу, чем следует заниматься ученику на уроке . Например: "Каждый читает по очереди; остальные следят за отвечающим". Используйте этот навык, когда замечаете, что внимание учеников скоро рассеется. Чем раньше вы напомните, тем лучше.
  3. Анонимная индивидуальная коррекция . Делайте краткие напоминания классу, как было описано выше, но в данном случае подчеркивайте, что не все занимаются тем, чем нужно. Например: "Мы ждем, когда двое замолчат; все должны смотреть на отвечающего".
  4. Индивидуальная коррекция . Если приходится обращаться к ученику персонально, делайте замечание незаметно для окружающих. Подойдите к парте нарушителя, наклонитесь и, стараясь не отвлекать других, быстро и тихо выскажите свою просьбу. Затем продолжайте урок. Например: "Квентин, я просила всех слушать меня, и мне бы хотелось, чтобы ты делал то же самое".
  5. Мгновенная публичная коррекция . Не всегда удается сделать замечание незаметно для остальных. Публичная коррекция позволит ограничить объем внимания к нарушителю и объяснить, чего от него ждут, а не ругать или рассказывать, что он сделал не так. Например: "Квентин, куда ты смотришь? Задние парты, не зеваем!".
  6. Наказание . Если не удается оперативно, не прибегая к крайним мерам, разрешить ситуацию, постарайтесь не сорвать урок. Как и при прочих видах коррекции, наказывать следует быстро, ненавязчиво и без лишних эмоций. В идеале учитель должен располагать арсеналом приемов, чтобы адекватно реагировать на любое нарушение и справляться с ним решительно и без колебаний.

Будьте тверды и спокойны

  1. Ловите на раннем этапе. Лучшие учителя мгновенно замечают, что глаза ученика начинают блуждать, и пресекают его дурные намерения еще до того, как тот успеет что-то сделать.
  2. Благодарность обладает огромной силой. Простая признательность за то, что ученик выполнил вашу просьбу, не только свидетельствует о воспитании, но и внушает всему классу, что записной хулиган сделал то, что вы просили. (Подумайте, за что еще можно было бы поблагодарить ученика.) Внимание восстанавливается, и ученики воспринимают вас как спокойного и воспитанного учителя, у которого все под контролем.
  3. Средство, а не цель. Внимание — это средство, а не цель. Ученикам нужно вас слушать, чтобы достичь успехов в учебе. "Смотрите на меня, иначе не поймете" — эта фраза скажет гораздо больше, чем такая: "Все должны смотреть на учителя. Если я прошу вас о чем-то, вы должны это делать".
  4. Универсальные требования. Педагоги, в совершенстве овладевшие этим приемом, подчеркивают универсальность требований. Они выражают это следующим образом: "Я хочу, чтобы все сели прямо" или, еще лучше: "Мы все должны сесть прямо". Эти фразы подчеркивают единство требований в отличие от такой модели: "Смотри на учителя, Тревор".

Акцентируйте внимание на видимых аспектах поведения

  1. Добейтесь максимальной видимости . Найдите верный способ сделать так, чтобы нарушителей дисциплины было легко обнаружить. Не требуйте от учеников абстрактного внимания, а попросите их смотреть на учителя — это действие проще отследить. А еще лучше, попросите положить карандаш и посмотреть на учителя. Теперь вы наблюдаете за выполнением двух указаний, причем отследить выполнение первого — положить карандаш — гораздо проще, чем отметить, весь ли класс смотрит на учителя.
  2. Покажите, что все контролируете . Не просто давайте указания, но и следите за их выполнением, при этом ученики должны понимать, что вы не дремлете. Каждые пару минут оглядывайте класс со спокойной улыбкой, чтобы проверить, все ли идет по плану. Перед тем как что-то попросить, обязательно делайте паузу и смотрите на учеников. Проговаривайте все, что видите: "Спасибо, Питер. Спасибо, Марисса. Первый ряд, смотрим на меня". Тем самым вы подчеркиваете, что наблюдаете за всеми и замечаете, кто чем занят, словно у вас есть "радар".

Во множестве ситуаций - на деловых встречах, во время «мозговых штурмов», или если нужно написать аннотацию к книге - правильно сделанные записи помогут сэкономить время, понять новый материал, быстро восстановить картину происходящего. Формируется это умение как раз в школе, и заинтересованы в нём не только ученики, но и сами учителя: если вы хотите, чтобы ребята справлялись с домашним заданием и легко готовились к контрольным, научите их правильно записывать ту новую информацию, которую они получают на уроках.

Эта статья посвящена трём эффективным техникам ведения записей и тому, как показать ученикам пользу от этого занятия.

Начнём с самых распространённых ошибок учеников, которые они совершают, записывая за речью учителя.

Ошибка №1. Ученики стараются записать все детали, о которых говорит учитель, но практически не слышат его при этом.

Делать записи - это на 75% слушание и лишь на 25% письмо. Когда ученики слушают, они постоянно должны внутренне работать с новой информацией, чтобы понять, о чём идет речь, и запомнить это. Это самое подходящее время, чтобы задать вопросы, если не всё, что говорит учитель, понятно. Только после этого делается запись. Она должна быть короткая и убедительная. Лучше, если каждое предложение состоит максимум из пяти слов. Это позволит записать только ключевую информацию.

Ошибка №2. Делая записи, ученики не анализируют то, что говорит учитель.

Конечно, важно делать записи, чтобы потом вспомнить, о чём говорилось на занятии. Но ещё более важно понимать комплекс идей, который доносит преподаватель до аудитории. Записи оказываются бесполезны, если ученики сделали их механически, не понимая содержания.

Ошибка №3. Ученики не задают вопросы, пока учитель рассказывает новый материал.

Если во время изложения нового материала у одного ученика есть вопрос, вполне вероятно, что и у других возник тот же самый вопрос. Вопросы во время занятия показывают, что дети заинтересованы в теме и хотят её лучше понять. Не нужно ждать окончания урока, чтобы ответить на вопросы, ведь тогда часть занятия проходит с «белыми пятнами» в понимании.

В результате ученики, старательно записывая за учителем, зарабатывают себе лишь мозоли на пальцах, и эти конспекты мало чем помогут им в будущем, потому что фактически материал нужно будет осваивать с самого начала при их чтении. Осознание этих ошибок поможет более эффективно применять методы, о которых сейчас пойдёт речь.


Три лучших метода записи новой информации

Динамический план

Это модернизированный способ классического конспекта, которым пользовались многие поколения учеников. Классический конспект достаточно эффективен, но и достаточно однообразен.

В этом методе используются специальные символы, такие как скобки, блоки, круги, и цвет.

Эти инструменты позволяют студентам выстроить информацию согласно чёткой структуре, как в классическом случае, но позволяют также выстраивать дополнительные связи внутри материала с помощью специальных символов и стрелок. Цвет позволяет выделить блоки текста, разбив его на смысловые части. Динамический план - это синтез классического конспекта с таким способом структурирования материала, как интеллект-карта, о которой пойдёт речь ниже.

Когда ученик разукрашивает свой конспект цветом и разрисовывает стрелками и скобками, он неизбежно анализирует материал, избегая ошибок №2 и №3.

Разделение страницы

Попросите учеников разделить страницу на две части: левая должна быть около 6 см, справа остаётся просторное поле. Сначала информация конспектируется в правой части, при этом можно использовать инструменты, обозначенные выше - символы, цвет, схемы. Затем ученикам даётся время, чтобы выписать в левую часть страницы темы смысловых блоков и ключевые слова.

Такое разделение поможет быстро найти нужную часть записи при подготовке к контрольным работам и экзаменам. Кроме того, в процессе заполнения левой колонки ученики ещё раз осмысляют новый материал и могут задать возникающие вопросы.

Интеллект-карта

Интеллект-карта, или диаграмма связей (и то, и другое является переводом понятия «mind map»), стала популярным способом записи информации на совещаниях, бизнес-тренингах и презентациях. Всё благодаря своей наглядности и нелинейности.

Интеллект-карта - спасение для перфекционистов, которые ненавидят втискивать текст между строк, когда учитель вдруг возвращается к теме, которая была в начале занятия и по которой он забыл сообщить что-то важное. Вместо того, чтобы нарушать линейность предыдущих методов помарками и дополнениями, лучше сразу взять на вооружение метод нелинейный.

При использовании этого метода лучше всего начать с размещения в центре главной темы. Например, если речь идёт о еде, напишите «Еда» в центре листа и располагайте все её разновидности, о которых говорится далее, соединяя их с главной темой линиями. Если что-то относится сразу к двум разновидностям (например, бутерброд - это и хлеб, и масло), то линиями можно показать такую связь.

У этого способа есть недостаток - сложно расположить большой объём информации на одном развороте тетради. Но есть неопровержимое достоинство - визуализация связей внутри материала, который излагается преподавателем.

Когда ваши ученики познакомятся с этими способами записи, ваша задача сделать так, чтобы им было легко и удобно использовать их во время урока. Первое время, возможно, ребята не всегда будут понимать, какой метод лучше использовать, и определённых усилий требует выработка навыка структурировать информацию сразу при её поступлении. Но награда в виде понятных и полезных конспектов стоит ваших трудов.

Обращайте внимание на то, что именно вы повторяете или записываете на доске. Это должна быть самая важная информация, которая затем пригодится ученикам при самостоятельной работе с материалом.

Перед занятием нужно ещё раз структурировать материал для себя. Решите сами раз пару предлагаемых детям задач или сформулируйте пару терминов, настраиваясь на материал, который вам нужно донести.

Ученики должны использовать свои собственные слова, делая записи. Нет ничего хуже выписанного из учебника абзаца, из которого ученик не понимает хотя бы одно слово. Когда проговариваешь мысль своими словами, работают механизмы и понимания, и запоминания.

Расскажите о системе, как можно сокращать слова. Это могут быть специальные символы для стенографических записей, или запись слова без гласных. Главное, чтобы сокращения подчинялись понятным правилам, и их можно было потом расшифровать.

Умение делать записи очень индивидуально, ведь оно призвано помочь конкретному человеку разобраться с большим количеством информации. Способы, которые при этом используются, зависят от личных особенностей, вплоть до того, какой у человека почерк и насколько он склонен к порядку. Перечисленные методы - это не идеальный рецепт, который подходит всем, а базовые способы, которые можно комбинировать в собственную систему быстрого письма. И если ученики будут применять их на ваших занятиях, по этим конспектам, возможно, они будут потом готовить уроки для своих учеников.

WikiHow тщательно следит за работой редакторов, чтобы гарантировать соответствие каждой статьи нашим высоким стандартам качества.

Даже если вы достаточно спите ночью, скорее всего, иногда вы испытываете сонливость во время уроков. В этом случае вы можете позволить себе немного вздремнуть. Однако это не должно входить в привычку. Прикройте лицо капюшоном или волосами. Делайте это очень осторожно, чтобы учитель не увидел, что вы спите.

Шаги

Прикройте лицо

    Наденьте капюшон таким образом, чтобы скрыть лицо спереди и сбоку. Если вы носите кофту с капюшоном, наклонитесь немного вперед и наденьте капюшон. Ваши глаза будут защищены как спереди, так и сбоку. Благодаря этому вы сможете немного вздремнуть.

    • Узнайте требования к дресс-коду в вашей школе. Спросите, можете ли вы носить в школу кофту с капюшоном. Если учитель просит вас снять капюшон, скорее всего, он, понимает, что вы спите на уроке. Учтите, что во многих школах есть требования к форме одежды - она должна иметь светский характер и соответствовать общепринятым нормам делового стиля.
  1. Обопритесь лицом о ладони и смотрите вниз. Учитель не будет видеть ваших глаз. Руки помогут вам сохранять баланс. Благодаря этому вы сможете сохранить равновесие, если уснете.

    • Чтобы отвести от себя подозрения, откройте учебник и поставьте его перед собой, чтобы учитель думал, что вы читаете.
  2. Подоприте голову одной рукой, а второй возьмите карандаш. Согните руку в локте и поставьте его на парту. Подставьте руку под подбородок, щеку или лоб. Возьмите карандаш в другую руку и положите ее на тетрадь. Наклоните голову, чтобы вздремнуть.

    • Другие будут думать, что вы собираетесь делать заметки или читаете то, что только что написали.
  3. Прикройте лицо волосами. Сделайте такую укладку, чтобы лицо было прикрыто волосами. Учитель подумает, что вы поменяли прическу. Поскольку вашего лица не будет видно, вы сможете немного вздремнуть. Это отличный метод, если у вас длинные волосы.

  4. Поставьте книгу на парту таким образом, чтобы она закрывала ваше лицо. Если вы хотите, чтобы учитель не видел вашего лица, поставьте учебник вертикально на парту и сядьте таким образом, чтобы лица не было видно. Старайтесь сидеть ровно, чтобы другие думали, что вы читаете.

    • Этот способ слишком очевидный, поэтому пользуйтесь им только в том случае, когда на уроке шумно или кипит работа, например, во время выполнения групповых заданий или лабораторной работы. Ваш учитель будет занят и не заметит, что вы спите.
  5. Сядьте за одноклассником, который крупнее вас и немного пригнитесь. Сядьте на стул, положите голову на парту или обоприте ее на руки. Одноклассник, сидящий перед вами, закроет вас, и учитель не будет видеть, что вы спите.

    • Выберите одноклассника, который выше и крупнее вас.
    • Вы должны быть уверены, что во время урока ваши одноклассники не будут подниматься и меняться местами, например, чтобы выполнить групповую работу. Если человек, сидящий перед вами, встанет, учитель может увидеть, что вы спите.
  6. Вздремните в компьютерном классе. Компьютерный класс - это самое лучшее место, если вам необходимо вздремнуть, поскольку вы сидите перед большим монитором, который скрывает ваше лицо. Возьмитесь рукой за мышь. Время от времени двигайте мышью, чтобы не появилась экранная заставка.

    • Вы также можете вздремнуть, если используете ноутбук. Слегка наклонитесь, чтобы скрыть свое лицо за ноутбуком.
    • Если вы пользуетесь на уроке планшетом, попробуйте поддерживать голову одной рукой, а другую положите на экран планшета, делая вид, что вы работаете.
    • Если вам кажется, что вы не сможете проснуться, отключите заставку полностью. Обязательно верните все на место, чтобы учитель не догадался, что вы спали.
  7. Вздремните, если у вас есть возможность сесть спиной к учителю. Во время некоторых уроков, например, на уроке рисования, ученики могут садиться так, как им удобно. Если у вас есть такая возможность, быстро выполните работу и сядьте спиной к учителю. Теперь вы можете немного вздремнуть.

    • Просыпайтесь время от времени, чтобы контролировать ситуацию. Делайте вид, что вы работаете, а затем снова засыпайте.