Независимая оценка квалификации обязательна или нет. Независимая оценка квалификации. Зачем это нужно работодателю

Принят закон, регулирующий проведение независимой оценки квалификации работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности.

Независимая оценка квалификации представляет собой процедуру подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным законодательством, проведенную центром оценки квалификаций. Закон устанавливает правовые и организационные основы и порядок проведения независимой оценки квалификации, а также определяет правовое положение, права и обязанности участников такой оценки. Закон не применяется в отношении государственных служащих.

Независимая оценка квалификации проводится в форме профессионального экзамена центром оценки квалификаций в порядке, установленном Правительством РФ. Экзамен проводится по инициативе соискателя за счет средств соискателя, иных физических и юридических лиц либо по направлению работодателя за счет средств работодателя в порядке, установленном трудовым законодательством.

Для прохождения экзамена в центр оценки квалификаций представляются письменное заявление соискателя по установленному образцу, поданное лично, через законного представителя или в форме электронного документа, а также иные документы, необходимые для прохождения экзамена по соответствующей квалификации. По итогам экзамена соискателю в тридцатидневный срок центром оценки квалификаций выдается свидетельство о квалификации, а в случае получения неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена - заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя. Сведения о выданных свидетельствах о квалификации вносятся национальным агентством развития квалификаций в реестр.

Координацию деятельности федеральных органов исполнительной власти, объединений работодателей, профессиональных союзов, образовательных, научных и других организаций в сфере независимой оценки квалификации осуществляет национальный совет при Президенте РФ по профессиональным квалификациям, в состав которого входят представители соответствующих органов и организаций. По решению национального совета для проведения независимой оценки квалификации по определенному виду профессиональной деятельности в целях развития системы независимой оценки квалификации на общероссийском уровне создается совет по профессиональным квалификациям. Организационную, методическую, экспертно-аналитическую поддержку деятельности национального совета, советов по профессиональным квалификациям и центров оценки квалификаций обеспечивает Национальное агентство развития квалификаций - автономная некоммерческая организация, в состав учредителей которой входят общероссийские объединения работодателей и профсоюзов и уполномоченные федеральные органы исполнительной власти.

По независимой оценкой квалификации подразумевается проведение специальной процедуры оценивания знаний и практических навыков работника или соискателя определенной должности на соответствие установленным профессиональным стандартам или иным требованиям к квалификации. При этом результат данной процедуры может напрямую влиять на возможность трудоустройства соискателя или увольнения работника за несоответствие занимаемой должности. Поэтому знать о том, обязательна или нет независимая оценка квалификации и что это такое следует всем сторонам трудового договора.

Независимая оценка квалификации – законы и нормативная база

В российском законодательстве концепция независимой оценки квалификации является достаточно новой и применяется с 2017 года. Для внедрения данной системы и концепции в трудовую практику в России были приняты отдельные нормативные документы и акты. Кроме этого, регулируется её проведение также и положениями Трудового кодекса РФ. Всего же, правовое регулирование рассматриваемой процедуры обеспечивается положениями следующих российских нормативных документов:

  • Ст. 187 ТК РФ. Её принципами обеспечивается предоставление трудящимся, направляемым на прохождение независимой оценки квалификации определенных социальных гарантий. В частности, на время прохождения оценки за сотрудником должно сохраняться его рабочее место, должность, и заработная плата. Кроме этого, если на оценку его направляет работодатель – он обязан оплатить как услуги по проведению означенной процедуры, так и покрыть все расходы, как командировочные, если оценка будет производиться в ином населенном пункте.
  • Ст. 196 ТК РФ. Принципы означенной статьи устанавливают основные обязанности и права работодателя в вопросах проведения и назначения независимой оценки квалификации. В частности, к ним относятся право самостоятельно определять в локальных нормативных актах и иных документах порядок направления сотрудников на означенную оценку, а также обязанность исполнять нормативы законодательства в вопросах предоставления сотрудникам гарантий на время прохождения означенной процедуры.
  • Ст. 197 ТК РФ. Нормативами данной статьи устанавливается право самих работников на прохождение независимой оценки квалификации по их желанию, а также на получение дополнительного необходимого им профессионального образования при необходимости.
  • ФЗ №238 от 03.07.2016. Данный Федеральный закон в своих положениях заложил основы проведения независимой оценки квалификации. Им регулируются как основные понятия, связанные с проведением означенной процедуры, так и другие нюансы, и особенности независимой оценки квалификации, её значение и правовые последствия для сторон трудового договора и самой оценки.
  • Постановление Правительства РФ №1204 от 16.11.2016. Означенное правительственное постановление своими положениями обеспечивает правовое регулирование процедуры проведения независимой оценки квалификации уполномоченными на неё организациями и устанавливает конкретные правила, используемые в данном процессе.

В целом, законодательная база для проведения независимой оценки квалификации является достаточно обширной и этом позволило в достаточно быстрые сроки ввести эту систему в качестве используемой на федеральном уровне и существующей во всех субъектах РФ. При этом сама по себе оценка квалификации может являться полезно как для работника, так и для работодателя и государства в целом за счет ряда особенностей, которые будут рассмотрены далее.

Что такое независимая оценка квалификации, когда и как она проводится

В первую очередь под независимой оценкой квалификации подразумевается прохождение сотрудником или соискателем тестирования на соответствие какому-либо конкретному профстандарту . Требования к прохождению такового тестирования могут устанавливаться отдельными нормативными актами, затрагивающими аспекты работы в определенных должностях. В частности, является обязательной оценка квалификации для воителей или специалистов, ответственных за охрану труда на предприятиях с опасными условиями труда.

При этом в отличие от непосредственно трудовых взаимоотношений, независимая оценка квалификаций не является сугубо двусторонним процессом, касающимся лишь работника и работодателя. Обязательным её участником должен также являться центр оценки квалификации. Таковые учреждения и порядок их функционирования определяются положениями вышеозначенного ФЗ №238. Государством ведётся соответствующий реестр центров оценки, ознакомиться с которыми имеет право каждый желающий.

Центры оценки квалификаций являются сугубо частными организациями, однако их деятельность подлежит строгому законодательному регулированию. При этом они вправе самостоятельно устанавливать расценки на свои услуги в определенных пределах, а процедура проведения оценки квалификации является платной и не подлежит компенсации из бюджета.

В целом, процесс направления сотрудника на независимую оценку квалификации может выглядеть следующим образом:

  1. Работодатель находит основание, в соответствии с которым работник может быть направлен на независимую оценку квалификации. Таковыми основаниями могут являться положения локальных актов в организации, коллективного договора или трудового договора, а также законодательные требования к проведению оценки квалификации на регулярной основе. Кроме этого, факторами, на основании которых может быть проведена оценка квалификации могут являться ненадлежащее исполнение работником своих обязанностей, несчастный случай на производстве или распоряжение исполнительных органов по вопросам труда.
  2. Работодатель выдает сотруднику направление на прохождение независимой оценки. При этом работодатель в данном случае сам вправе выбрать конкретное учреждение, в котором должен проходить означенную процедуру трудящийся. Так, многие работодатели сейчас заключают договора об обслуживании с отдельными центрами оценки, что позволяет снизить общие затраты на проведение оценки.
  3. Сотрудник самостоятельно прибывает в указанное в направлении время и дату в центр оценки квалификации и подает направление на проведение тестирования, после чего проходит его. В некоторых случаях оплата тестирования может осуществляться работником – например, если работодатель предусмотрел подобный порядок оценки или вовсе не рассматривал порядок проведения означенной процедуры. В таком случае сотруднику необходимо обеспечить сохранность документов, подтверждающих его затраты на прохождение оценки квалификации.
  4. По итогам оценки квалификации сотруднику выдается сертификат о прохождении, либо непрохождении означенной оценки. В случае, если квалификация не была подтверждена, работник вправе обжаловать решение центра в судебном порядке, или же пройти тестирование в ином учреждении по своему выбору. Однако в случае прохождения повторного тестирования, трудящийся не может требовать компенсации от работодателя за прохождение означенной оценки.
  5. На время отсутствия сотрудника, работодатель сохраняет за ним его средний заработок, а при необходимости отправиться в иной населенный пункт – обеспечивает выплату работнику командировочных средств в соответствии с установленным Трудовым кодексом порядком.
  6. На основании сертификата о прохождении оценки квалификации, работодатель принимает соответствующие кадровые решения. В частности, подтверждение квалификации может подразумевать повышение работника в должности или перевод его на новую должность, ради которой он проходил оценку. Неудовлетворительный же результат может привести к отстранению сотрудника от работы или даже увольнению по причине несоответствия занимаемой должности. Однако перед увольнением работодатель обязан предложить непрошедшему оценку сотруднику иные наличествующие на предприятии должности, на которые тот подходит. Уволить работника можно будет лишь только после его отказа или при отсутствии подходящих вакантных должностей.

Процедура проведения независимой оценки квалификации может быть инициирована и самим работником. Например, в случае, если он хочет иметь дополнительную документацию, подтверждающую его статус, либо же хочет устроиться на новую должность или новое рабочее место. Также, документы о наличии какой-либо квалификации могут требоваться и при непосредственном трудоустройстве.

В вопросах же того, обязательна независимая оценка квалификации или нет, законодательство решает этот вопрос достаточно просто. Следует обратить внимание на отдельные нормативные документы, регулирующие вопросы ведения определенной деятельности – именно их положениями устанавливается обязательность соответствия профстандартам, или же рекомендательный характер их применения и использования.

Налоговый вычет по 3 НДФЛ за независимую оценку квалификации

Действующее налоговое законодательство позволяет трудящимся получать определенные дополнительные гарантии на случай прохождения ими независимой оценки квалификации. В частности, подразумевается возможность получения налогового вычета 3-НДФЛ за независимую оценку квалификации при расчете заработной платы работника.

Документы для получения налогового вычета предоставляются работником, потратившимся на прохождение оценки не работодателю, а непосредственно в ФНС. При предоставлении работодателю даже полного пакета необходимой документации, он не вправе осуществить налоговый вычет.

Размер социального налогового вычета за оценку квалификации составляет 13% от сумм, потраченных на прохождение означенной процедуры.

При этом получить фактический вычет работник сможет при предоставлении в ФНС следующего пакета документов:

Cледует помнить о том, что законодательно ограничивается максимальная сумма налоговых вычетов социального характера, которые может в течение одного года получить сотрудник. Она составляет 120 тыс. рублей за год.

Настоящий Федеральный закон №238 был принят для урегулирования отношений, возникающих при проведении независимой оценки для выявления профессиональной квалификации работника. В статьях закона описан процесс проведения оценки и его участники. Действие Настоящего Федерального закона №238 не распространяется на лица, претендующие на замещение государственных должностей.

Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» был принят 22 июня 2016 года Госдумой РФ. Одобрен законодательный акт был спустя неделю. Вступил в силу ФЗ-238 3 июля того же года. После принятия закона изменений в него не было внесено.

Предмет регулирования ФЗ-238 — отношения, которые возникают при осуществлении независимой оценки квалификации сотрудников и лиц, претендующих на определенную должность.

Федеральный закон №238 устанавливает:

  • правовые и организационные основы;
  • порядок и сроки проведения независимой экспертизы сотрудников и других лиц;
  • права и обязанности граждан, которые проводят независимую экспертизу.

Действие настоящего закона не распространяется на граждан, которые претендуют на замещение государственных должностей.

Краткое содержание ФЗ-238:

  • Статья 1 — описывает предмет регулирования законодательного проекта;
  • Ст 2 — перечисляет основные понятие, которые употребляются в законе;
  • Статья 3 — перечисляет участников единой системы независимой оценки;
  • Ст 4 — описывает процесс проведения независимой оценки квалификации сотрудников;
  • Статья 5 — дает понятие словосочетанию «национальный совет»;
  • Ст 6 — описывает сферу деятельности национального агентства развития должностей;
  • Статья 7 — описывает полномочия Совета по профессиональной квалификации;
  • Ст 8 — описывает действия центра оценки классификации по должностям;
  • Статья 9 — перечисляет полномочия специально-уполномоченного органа исполнительной власти;
  • Статья 10 — раскрывает понятие информационного обеспечения независимой оценки;
  • Статья 11 — перечисляет переходные положения;
  • Статья 12 — регламентирует вступление в силу ФЗ-238.

Согласно положениям ФЗ-238, участниками системы независимой оценки квалификации являются :

  • национальный совет;
  • соискатели;
  • работодатели;
  • советы по профессиональным квалификациям;
  • центры оценки;
  • федеральный орган исполнительной власти.

Порядок и время проведения квалификации устанавливается Правительством РФ. Экзамен по профессии проводится за счет соискателя и по его инициативе.

Скачать закон о независимой оценке

Федеральный закон «О независимой оценке квалификации» состоит из 12 статей. Каждая из них содержит информацию о типах оценки, о времени и о месте ее проведения. Чтобы пройти письменный экзамен, соискатель лично подаёт заявление в центр проверки. Заявление пишется в письменной форме по предоставленному образцу.

Чтобы ознакомиться с законом об оценке квалификации, скачайте его по .

Изменения в законе о подтверждении квалификации

Так как закон был принят в 2016 году, в него еще не успели внести изменения. Ниже будут рассмотрены статьи, которые содержат важные аспекты.

Статья 4

Согласно ст 4 соискателю после прохождения теста в течение 30 дней выдается свидетельство о квалификации. Оно выдается в специальных проверочных центрах только при наличии хорошей оценки. Если соискатель прошел тест и получил отрицательный результат, то ему выдается справка о прохождении экзамена с рекомендациями. Все выданные свидетельства вносятся в специальный реестр.

Статья 5

Ст 5 регламентирует сферу осуществления независимой оценки национальным советом:

  • координация деятельности органов гос власти;
  • координация деятельности объединения работодателей;
  • координация ассоциаций и других организаций.

Состав национального совета:

  • представитель власти гос органов субъектов РФ;
  • объединение общероссийских и иных работодателей;
  • ассоциации и иные организации.

Полномочия и состав совета определяет Правительство и Президент РФ.

Статья 6

В ст 6 обозначены полномочия национального агентства :

  • обеспечивает поддержку в сфере организации, методики и экспертной деятельности национального совета и иных советов профессиональной квалификации;
  • осуществляет подготовку проектов для улучшения экспертных оценок;
  • организовывает формирование и ведение реестра;
  • в зависимости от поступающих предложений устанавливает категории квалификации;
  • информирует и консультирует работников независимой оценки по вопросам, касающимся ее проведения;
  • иные полномочия, предусмотренные настоящим Федеральным законом.

Статья 7

В ст 7 перечислены обязанности Совета по профессиональным квалификациям:

  • утверждает средства по оценке соответствующих рабочих разрядов;
  • представляет данные в национальное бюро о новых видах разрядов;
  • проводит мониторинг деятельности организаций;
  • создается специальная комиссия для принятия жалоб, связанных с результатами проведения профессионального экзамена и другие.

Финансовое обеспечение совета осуществляется за счет личных средств юридического лица и других источников, не запрещенных законодательством РФ.

Статья 8

В ст 8 описаны центры про подтверждению квалификации человека. В таких центрах проводятся профессиональные экзамены, на основе которых выдается свидетельство. В центрах проводится независимый контроль соответствия гражданина своему званию.

Полномочия центра могут быть прекращены в случае, если:

  • деятельность центра не соответствует заявленным требованиям;
  • сотрудники центра неоднократно нарушают порядок проведения профессионального экзамена;
  • представители центра намеренно указали ложные данные в выданном свидетельстве;
  • юридическое лицо ликвидируется в соответствии с требованиями, которые предусмотрены Гражданским Законодательством РФ.

Статья 10

Согласно ст 10, для обеспечения реализации независимого контроля квалификации используется реестр.

В него входит следующая информация:

  • о деятельности национального совета по профессиональным разрядам;
  • о наименованиях центров по проверке;
  • о выданных свидетельствах;
  • о перечне официальных сайтов национальных советов;
  • о иных сведениях.

Хотите подробнее изучить Закон о подтверждении квалификации? Скачайте его .

Независимая оценка квалификации работников в 2017 году будет проводиться специализированными центрами. Для подтверждения профессиональной компетентности работник должен сдать экзамен, программа которого заранее утверждается экспертами центра оценки, и получить свидетельство о соответствии профстандарту. Все, что нужно знать о процедуре независимой оценки квалификации работников - читайте в нашей статье.

Из статьи вы узнаете:

Независимая оценка квалификации - относительно новое явление в российской кадровой практике. Определение для данной процедуры появилось в трудовом законодательстве РФ параллельно с началом внедрения системы профессиональных стандартов, а сама возможность ее проведения обсуждалась с 2013 года. Независимая оценка квалификации работников в 2017 году применяется как инструмент проверки уровня профессиональной компетентности персонала.

Скачайте документы по теме:


Скачать в.doc


Скачать в.doc

Система независимой оценки квалификации все еще находится в стадии формирования. Тем не менее, уже можно говорить о реальных шагах, предпринятых в этом направлении. Учрежден Национальный совет при президенте РФ для управления системой независимой оценки, создано Национальное агентство развития квалификаций - для методической и экспертно-аналитической поддержки системы. Создаются советы по отдельным видам профессиональной деятельности (их полномочия очерчены приказом Минтруда России №758н от 19.12.2016г.).

Закон о независимой оценке квалификации работников

Отношения, возникающие при проведении процедуры, регулирует Федеральный закон «О независимой оценке квалификации работников» от 03.07.2016г № 238-ФЗ. Параллельно с утверждением закона были приняты поправки в Трудовой кодекс РФ.

Суть поправок сводится к предоставлению всем работникам, проходящим процедуру квалификационной оценки, специальных гарантий со стороны работодателя. Положения Закона № 238-ФЗ применяются к любым категориям работников, помимо государственных служащих и граждан, претендующих на должность государственной службы.

Центры независимой оценки квалификации работников

В 2017 году правом проводить независимую оценку обладают только аккредитованные центры, получившие разрешение НСПК (Национального совета по профессиональной квалификации). Они не относятся к числу образовательных организаций и располагают собственной материальной базой. Прежде, чем заключить договор о предоставлении услуги, убедитесь, что выбранная организация соответствует этим критериям и присутствует в Реестре сведений о проведении независимой оценки квалификации. Он ведется Национальным агентством развития квалификаций (НАРК).

Независимая оценка квалификации поможет работодателю определить, соответствует ли квалификация работника профстандарту или иным требованиям, установленным в нормативно-правовых актах. Является ли обязательной независимая оценка квалификации работников? Вправе ли работник самостоятельно пройти такую оценку? Какие гарантии предусмотрены для работников, направляемых на независимую оценку квалификации? Какова процедура направления работников на экзамен по независимой оценке квалификации? В статье вы найдете ответы на эти и другие вопросы.

Является ли обязательной независимая оценка квалификации работников?

Для начала разберемся с тем, что представляет собой независимая оценка квалификации (НОК). Согласно п. 3 ст. 2 Федерального закона № 238‑ФЗ :

под независимой оценкой квалификации понимается процедура подтверждения соответствия квалификации соискателя положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ;

независимая оценка квалификации проводится центром оценки квалификаций (ЦОК) в соответствии с правилами Федерального закона № 238‑ФЗ;

работодатель проводит НОК в отношении работников, с которыми заключены трудовые договоры.

К сведению:

Работодатель может направить на прохождение НОК и соискателей на должность, которые не являются сотрудниками организации. Однако в дальнейшем связанные с этим расходы нельзя будет признать при исчислении налога на прибыль.

Обязательно ли оценивать квалификацию работников? Статьей 196 ТК РФ установлено, что необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и получения ими дополнительного профессионального образования, а также направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель.

Как видим, трудовое законодательство не обязывает работодателя оценивать квалификацию работников, а разрешает ему принимать соответствующие решения самостоятельно исходя из спе­цифики деятельности.

Работодатели с учетом мнения представительного органа работников в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов, определяют:

  • формы подготовки и дополнительного профессионального образования работников;
  • перечень необходимых профессий и специальностей, в том числе для направления работников на прохождение НОК.

Вместе с тем ч. 4 ст. 196 ТК РФ установлено: в случаях, предусмотренных федеральными законами, иными нормативными правовыми актами РФ, работодатель обязан проводить профессиональное обучение работников или обеспечивать получение ими дополнительного профессионального образования, если это является условием выполнения работниками определенных видов деятельности.

Например, в соответствии с Приказом Минтранса РФ от 28.09.2015 № 287 «Об утверждении Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» при наличии в штате организации работников, занимающихся управлением внедорожниками, они подлежат обязательной оценке квалификации.

К сведению:

НОК может проводиться только центрами оценки квалификаций. Вместе с тем работодатель вправе проводить оценку квалификации работников через процедуру их аттестации.

Какие гарантии предусмотрены для работников, направляемых на НОК?

Гарантии и компенсации работникам, направляемым работодателем на профессиональное обучение или для получения дополнительного профессионального образования, в том числе на НОК, перечислены в ст. 187 ТК РФ.

Вправе ли работник самостоятельно пройти НОК?

Пунктом 3 ст. 2 Федерального закона № 238‑ФЗ прямо предусмотрена возможность прохождения НОК лицами, претендующими на осуществление определенного вида трудовой деятельности. В частности, работник может выступить в роли инициатора проведения оценки в случае, если он претендует на ту или иную должность. Предполагается, что положительное заключение независимого оценщика поможет устроиться на работу, удержаться на ней и продвинуться по карьерной лестнице.

В случае, когда НОК проводится по инициативе работника, она финансируется за счет его средств.

При этом следует обратить внимание на пп. 6, который был введен в п. 1 ст. 219 НК РФ Федеральным законом № 251‑ФЗ . Положениями данного подпункта предусмотрено предоставление социального вычета по НДФЛ в сумме, уплаченной в налоговом периоде налогоплательщиком за прохождение НОК на соответствие требованиям к квалификации в организациях, осуществляющих такую деятельность согласно законодательству РФ.

Такой вычет предоставляется в размере фактически произведенных расходов на прохождение НОК. Кроме того, надо помнить об общем ограничении размера социального вычета по НДФЛ: в совокупности он должен составлять не более 120 000 руб. за налоговый период (п. 2 ст. 219 НК РФ).

Данный вычет предоставляется при подаче налогоплательщиком декларации в налоговый орган по окончании налогового периода.

Какова процедура направления работника на НОК?

Порядок и условия направления работников на НОК необходимо прописать в коллективном или трудовом договоре. Такое требование установлено в ст. 196 ТК РФ.

Прохождение НОК является добровольной процедурой, то есть работодателю необходимо получить письменное согласие работника. В частности, согласие можно получить на уведомлении. Специальная форма уведомления законодательством не установлена, так что оно составляется в произвольном виде. Ниже приведем образец уведомления о необходимости пройти НОК.

Общество с ограниченной ответственностью «Матрица»

электромонтажнику Д. Н. Копосову

Уведомление

01.03.2017 г. Н. Новгород

Уважаемый Дмитрий Николаевич!

В соответствии со ст. 196, 197 Трудового кодекса РФ предлагаем Вам пройти независимую оценку квалификации на соответствие Профессиональному стандарту «Электромонтажник», утвержденному Приказом Минтруда РФ от 18.01.2017 № 50н.

В случае Вашего согласия независимая оценка Вашей квалификации на соответствие профессиональному стандарту «Электромонтажник» будет проводиться в форме профессионального экзамена в центре оценки квалификаций ЦОК «ГАЦ ВВР» по адресу: г. Н. Новгород, пр. Героев, д. 11, в период
со 2 по 14 апреля 2017 года.

За период сдачи профессионального экзамена в соответствии со ст. 187 ТК РФ Вам будет выплачен средний заработок.

Директор Борисов О. С. Борисов

Экземпляр уведомления получил

(дата) (подпись)

С прохождением независимой оценки

квалификации согласен / не согласен Копосов Д. Н. Копосов

(нужное подчеркнуть)

Обратите внимание:

С учетом положений ст. 192 ТК РФ за отказ работника от прохождения НОК, в том числе предусмотренной локальным нормативным актом, к нему не может быть применено дисциплинарное взыскание. Однако в случае, когда требования к квалификации работника установлены законом либо работодатель принял решение об обязательном применении профстандартов, после отказа работника от прохождения НОК работодатель может провести аттестацию самостоятельно. По результатам аттестации возможны перевод сотрудника на другую работу, направление его на курсы повышения квалификации или переподготовку. В отдельных случаях непрохождение аттестации является основанием для увольнения.

В случае согласия работника работодатель заключает договор с ЦОК.

Каковы правила проведения экзамена по НОК?

С 1 января 2017 года действуют Правила проведения центром оценки квалификаций независимой оценки квалификации в форме профессионального экзамена, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 16.11.2016 № 1204 (далее – Правила № 1204).

Согласно п. 6 Правил № 1204 лицо, за счет средств которого проводится профессиональный экзамен (работодатель, соискатель, иное физическое или юридическое лицо), производит оплату услуг по проведению профессионального экзамена на основании заключенного между ним и ЦОК договора о возмездном оказании услуг.

Для прохождения профессионального экзамена соискатель лично или через законного представителя подает в ЦОК на бумажном или электронном носителе комплект документов, включающий в себя (п. 7 Правил № 1204):

заявление о проведении профессионального экзамена с указанием квалификации, по которой соискатель хочет пройти профессиональный экзамен, при этом в заявлении соискатель дает согласие на обработку его персональных данных, содержащихся в заявлении, а также в документах и материалах, прилагаемых к нему;

копию паспорта или иного документа, удостоверяющего личность соискателя;

иные документы, необходимые для прохождения соискателем профессионального экзамена по соответствующей квалификации, информация о которой содержится в реестре сведений для проведения НОК.

В течение 10 календарных дней после получения комплекта документов ЦОК информирует соискателя способом, указанным в заявлении, о результатах рассмотрения заявления и согласовывает дату, место и время проведения экзамена, а также сообщает соискателю о процедурах его проведения.

В случае если профессиональный экзамен проводится по направлению работодателя, ЦОК согласовывает с работодателем дату, место и время проведения профессионального экзамена.

Экзамен проводится в соответствии с оценочными средствами для проведения НОК по соответствующей квалификации, утвержденными советом по профессиональным квалификациям.

К сведению:

При проведении профессионального экзамена вправе присутствовать представители Минтруда, совета по профессиональным квалификациям.

Профессиональный экзамен считается успешно пройденным, если соискателем достигнут результат, соответствующий критериям оценки, определенным оценочными средствами для проведения НОК.

В соответствии с п. 15 Правил № 1204 результаты профессионального экзамена оформляются протоколом экспертной комиссии.

К сведению:

По итогам профессионального экзамена ЦОК выдает (ч. 4, 5 ст. 4 Федерального закона № 238‑ФЗ):

  • свидетельство о квалификации – в случае успешного прохождения экзамена (сведения о выданном свидетельстве будут также вноситься в специальный реестр);
  • заключение о результатах профессионального экзамена с рекомендациями соискателю – при неудовлетворительном результате экзамена.

Не позднее семи календарных дней после завершения профессионального экзамена ЦОК направляет протокол, копии комплектов документов соискателя и иные материалы профессионального экзамена в совет по профессиональным квалификациям.

Не позднее 14 календарных дней после завершения профессионального экзамена на основании протокола, копий комплектов документов соискателя, результатов тестирования, фото- и видеоматериалов и иных материалов профессионального экзамена совет по профессиональным квалификациям:

  • проверяет, обрабатывает и признает результаты НОК;
  • принимает решение о выдаче соискателю или его законному представителю центром оценки квалификаций свидетельства о квалификации или заключения о прохождении профессионального экзамена;
  • направляет в автономную некоммерческую организацию «Национальное агентство развития квалификаций» для внесения в реестр сведений о проведении НОК информацию о свидетельствах о квалификации и заключениях о прохождении профессионального экзамена.

Не позднее 30 календарных дней после завершения профессионального экзамена на основании решения совета по профессиональным квалификациям по итогам прохождения соискателем профессионального экзамена ЦОК:

  • либо оформляет и выдает соискателю или его законному представителю свидетельство о квалификации (в случае получения соискателем неудовлетворительной оценки при прохождении профессионального экзамена оформляет и выдает заключение о прохождении профессионального экзамена, включающее рекомендации для соискателя);
  • либо направляет свидетельство о квалификации (заключение о прохождении профессионального экзамена) по адресу соискателя, указанному в заявлении о проведении профессионального экзамена.

К сведению:

По правилам ч. 6 ст. 4 Федерального закона № 238‑ФЗ работник и работодатель, если они не согласны с результатами экзамена, в течение 30 календарных дней с даты их информирования вправе подать письменную жалобу в апелляционную комиссию совета по профессиональным квалификациям.

Для информирования работодателей и граждан о проведении экзамена на сайтах ЦОК и совета по профессиональным квалификациям, а также в реестре сведений о проведении НОК размещаются следующие сведения и документы:

  • наименования квалификаций и требования к квалификации, на соответствие которым ЦОК проводит оценку;
  • сроки действия свидетельств о квалификации по соответствующим квалификациям;
  • перечень документов, необходимых для прохождения экзамена по соответствующим квалификациям;
  • комплекс заданий, входящих в состав оценочных средств для проведения оценки;
  • почтовые адреса, адреса электронной почты, адреса сайтов ЦОК и совета по профессиональным квалификациям;
  • адреса мест проведения экзамена;
  • образец заявления соискателя о проведении экзамена;
  • Правила № 1204.

Расходы на проведение НОК и налоги

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 238‑ФЗ в Налоговый кодекс Федеральным законом № 251‑ФЗ был внесен ряд поправок, в частности, в ст. 217, 219, 264. Данные изменения начали действовать 01.01.2017.

Налог на прибыль. Как уже было отмечено, на основании ст. 187 ТК РФ прохождение работником НОК по инициативе работодателя оплачивается за счет его средств.

Федеральным законом № 251‑ФЗ в расходы на обучение, учитываемые в порядке, предусмотренном ст. 264 НК РФ, включены также расходы на прохождение НОК на соответствие требованиям к квалификации работников налогоплательщика.

В целях налогообложения прибыли расходы на прохождение НОК учитываются в составе прочих расходов при соблюдении ряда условий (пп. 23 п. 1, пп. 2 п. 3 ст. 264 НК РФ):

  • наличие договора между ЦОК и работодателем;
  • наличие трудового договора с работником, который прошел НОК.

Аналогичные условия должны быть соблюдены при признании расходов на НОК «упрощенцами» с объектом налогообложения «доходы, уменьшенные на расходы» (пп. 33 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

Налогоплательщик обязан хранить документы, подтверждающие расходы на прохождение работником НОК на соответствие требованиям к квалификации, в течение всего срока действия договора оказания услуг по проведению НОК и одного года работы физического лица, прохождение которым такой оценки было оплачено налогоплательщиком в соответствии с заключенным с ним трудовым договором, но не менее четырех лет.

НДФЛ. В соответствии с п. 21.1 ст. 217 НК РФ (введен Федеральным законом № 251‑ФЗ) не подлежат налогообложению суммы платы за прохождение НОК работников или лиц, претендующих на осуществление определенного вида трудовой деятельности, на соответствие положениям профессионального стандарта или квалификационным требованиям, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, согласно законодательству РФ.

Страховые взносы. Суммы оплаты прохождения работниками НОК не перечислены среди расходов, освобожденных от обложения страховыми взносами (пп. 12 п. 1 ст. 422 НК РФ, пп. 13 п. 1 ст. 20.2 Федерального закона от 24.07.1998 № 125‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»). Из прямого толкования норм следует, что на такие суммы нужно начислять страховые взносы. По нашему мнению, в данной ситуации взносы не начисляются, как и в отношении стоимости обучения работника, если оно проводится в рамках основных профессиональных образовательных программ или дополнительных профессиональных программ (письма Минфина РФ от 16.11.2016 № 03‑04‑12/67082, ФСС РФ от 17.11.2011 № 14‑03‑11/08‑13985, а также информация ФСС, размещенная на сайте http://fss.ru 04.03.2016).

Возможно, в ближайшее время законодатели исправят данный пробел, а пока во избежание разногласий с проверяющими желательно обратиться за разъяснениями в инспекцию ФНС и территориальное отделение ФСС по месту регистрации организации.

Куда обращаться работодателям при возникновении вопросов, связанных с проведением НОК?

Распоряжением Правительства РФ от 29.09.2016 № 2042-р «О центре профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров» базовым центром профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров была определена автономная некоммерческая организация «Национальное агентство развития квалификаций» (далее – Национальное агентство).

Функции Национального агентства

Создание базы данных лучших практик предприятий и организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по подготовке, повышению квалификации и переподготовке рабочих кадров с учетом лучших отечественных и международных практик

Организация повышения квалификации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, образовательным программам среднего профессионального образования и дополнительным профессиональным программам, на основе применения профессиональных стандартов, лучшего отечественного и международного опыта

Методическая и консультационная поддержка работодателей, их объединений, а также организаций, осуществляющих образовательную деятельность, по вопросам применения профессиональных стандартов, процедур и методик независимой оценки квалификации рабочих кадров

Осуществление мероприятий по повышению престижа рабочих профессий

Подготовка и распространение методических и информационных материалов по вопросам подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров в соответствии с профессиональными стандартами

Названным распоряжением Национальному агентству рекомендовано создать управляющий комитет базового центра профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации рабочих кадров с участием представителей объединений работодателей, объединений профсоюзов, органов власти и заинтересованных организаций.

Итак, если у работодателей возникнут вопросы о применении профстандартов и направлении сотрудников на НОК, за методической поддержкой и консультациями они могут обратиться в Национальное агентство.

К сведению:

Ранее Распоряжением Правительства РФ от 08.10.2014 № 1987-р (действовало в редакции от 26.11.2015) базовым центром было признано Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Ворлдскиллс Россия». Однако поддержка работодателей по вопросам профстандартов и оценки квалификации не входила в его функции.

Напомним, что давать официальные разъяснения по применению профстандартов вправе и Минтруд (ч. 3 ст. 195.3 ТК РФ). Если мнения Национального агентства и Минтруда не совпадают, приоритет следует отдавать рекомендациям Минтруда.

К сведению:

Разъяснения Минтруда по вопросу применения работодателями профессиональных стандартов были приведены в Письме от 06.07.2016 № 14-2/ООГ-6465.

* * *

В заключение перечислим основные моменты, рассмотренные в статье:

  • необходимость направления работников на прохождение независимой оценки квалификации для собственных нужд определяет работодатель;
  • порядок и условия направления работников на НОК нужно прописать в коллективном или трудовом договоре;
  • прохождение НОК является добровольной процедурой, работодатель должен получить письменное согласие работника;
  • для независимой оценки квалификации сотрудников работодатели должны обращаться в специальные центры оценки квалификаций, при этом за работодателями сохраняется право проводить оценку квалификации работников через процедуру их аттестации;
  • с учетом поправок, внесенных в НК РФ, работодатели могут учесть при исчислении налога на прибыль расходы на НОК работников, с которыми заключены трудовые договоры. Направить на прохождение НОК можно и соискателей на должность, которые не являются сотрудниками организации, однако расходы, связанные с этим, не учитываются в целях налогообложения;
  • суммы оплаты работодателем независимой оценки квалификации работника не облагаются НДФЛ;
  • в случае прохождения сотрудником НОК по его инициативе он самостоятельно оплачивает соответствующие расходы, при этом он вправе заявить социальный налоговый вычет;
  • при возникновении вопросов о применении профстандартов и направлении сотрудников на НОК работодатели могут обращаться за методической поддержкой и консультациями в Национальное агентство и Минтруд.
  • Оценка персонала, ассессмент