Конспект комплексного занятия «Исследуем листья в «Лаборатории Почемучек. Исследовательская работа на тему "Почему желтеют листья?" Эксперимент «Как листья опадают»

Конспект ННОД по экологии в подготовительной к школе группе «Почему желтеют и опадают листья?»

Шило Светлана Петровна – воспитатель МКДОУ д/с № 5 с.Арзгир Арзгирского района Ставропольского края.

Конспект на тему «Почему желтеют и опадают листья» полезен воспитателям детского сада для детей подготовительной группы. Данный материал можно использовать на занятиях по экологии и экспериментальной деятельности, при наблюдениях на экскурсии и на прогулке. Дети учатся исследовать такое природное явления как листопад, самостоятельно делать выводы. Знакомятся со строением листьев их разнообразием. Узнают, почему листья нельзя сжигать. Занятие интересное и поучительное.
Задачи: Учить детей соотносить описание природы в стихах с определенным временем года. Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем, делать вывод о наличии зеленого вещества в листьях. Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева. В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы. Упражнять в умении делать аппликацию из листьев. Развивать внимание, связную речь, мыслительные операции (рассуждение, доказательство, выстраивание предложений, установление причинно-следственных связей). Воспитывать любознательность, желание изучать природу.
Словарь: черешок, кромка, хлорофилл, жилки, листопад.
Оборудование: Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, лупы, кусочки белой ткани, деревянные кубики, заготовки рамок, клей, кисти.
Предварительная работа: На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев. Сбор листьев разной формы и окраски. Игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки». Беседы об осени; Чтение художественных произведений: «Листопадничек», И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени,А.С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина; Разучивание стихов и поговорок об осени; Пение песен об осени и слушание музыки; Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы; Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев; Поделки из природного материала;
Ожидаемый результат: Дети с интересом участвуют в проведении опыта, наблюдают, делают. Воспитатель: Дети, мы сейчас отправимся в лес. Что такое лес? (ответы детей)
Лес – это место, где много деревьев. В лесу растут кустарники, трава, грибы. В нем живут дикие животные птицы, насекомые. Послушайте стихотворение и скажите, в какой лес мы попали?
Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.
Березы желтою резьбой
Блестят в лазури голубой,
Как вышки, елочки темнеют,
А между кленами синеют
То там, то здесь в листве сквозной
Просветы в небо, что оконца.
Лес пахнет дубом и сосной,
За лето высох он от солнца.
И.Бунин

Правильно мы попали в осенний лес.
Осенний лес - какое чудо! Листва ковром лежит повсюду. Деревья стройные стоят,
Ветвями на ветру шумят. Как хорошо осенью в лесу!

Послушаем лес и определим его звуки. Закроем глаза, так лучше слушать и слышать. (Звучит аудиозапись «Звуки осеннего леса») Что вы услышали? (Шелестят под ногами сухие листья, дует ветер) Что представили? (Листья падают с деревьев и кружатся в воздухе, под ногами целый ковер из листьев) Почему много листьев? (начался листопад) Что такое листопад?
Утром мы во двор идем Листья сыплются дождем, Под ногами шелестят, И летят, летят, летят…
- А вы, знаете, почему желтеют листья? А хотели бы узнать эту тайну? (ответы детей)
-Тогда слушайте. Читаю рассказы из книги Г. Граубина:
ПОЧЕМУ ЖЕЛТЕЮТ ЛИСТЬЯ?
Осень. До трескучих зимних морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Не сразу, не вдруг освобождаются они от листьев. Идет подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения. Перво-наперво листья начинают желтеть. Хотя никто не добавляет в соки желтой краски. Желтая краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он забивается более сильным - зеленым.
Зеленый цвет листьям придает особое вещество - хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету.
Летом солнце светит долго. Хлорофилл разрушается и тут же восстанавливается, разрушается и опять восстанавливается... Образование хлорофилла не отстает от его разрушения. Лист все время остается зеленым. Наступает осень, удлиняются ночи. Света растения получают меньше. Хлорофилл днем разрушается, но не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листве убывает, и заметным становится желтый: лист желтеет.
Но осенью листья становятся не только желтыми, а и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе.
Осенний лес богат своими красками! Яркость осенних листьев зависит от того, какая стоит погода. Если осень затяжная, дождливая - окраска листвы от избытка воды и недостатка света будет тусклой, невыразительной. Если же холодные ночи чередуются с ясными солнечными днями, то и краски будут под стать погоде сочными, яркими.
А вот с ольхи и сирени листва упадет зеленой, независимо от погоды. В их листьях, кроме хлорофилла, других красящих веществ нет.
КАК НАСТУПАЕТ ЛИСТОПАД?
Дереву никто не говорит, когда надо сбрасывать листву. Но вот приближается осень - и листья на деревьях изменяют свой зеленый цвет. Уже в августе начинают желтеть листья березы и липы, а в первых числах сентября появляется золотой наряд у клена остролистного. В сентябре краснеет листва у рябин, в конце месяца надевают желтый и ярко-красный наряд осины...
Все как по часам.
И действительно, у деревьев, как у всего живого, есть свои внутренние "часы". Эти "живые часы" чутко ощущают смену дня и ночи.
Укоротившиеся осенние дни как бы поворачивают в растении невидимый переключатель. Зеленый цвет заменяется желтым. Из листьев в ствол начинают оттягиваться питательные вещества. В черешках листьев тоже происходят изменения. Летом черешки листьев прочно скреплены с ветками.
Попробуйте сорвать зеленый лист, например, у березы. Его легче разорвать, чем отделить от ветки без каких-либо повреждений.
А осенью? Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается. И наступает момент, когда стоит только дотронуться до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черешком. Еще вчера листья не смог сорвать даже сильный ветер, а теперь они отваливаются сами.
Что произошло? Оказывается, осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появился так называемый пробковый слой. Он, как перегородка, отделил черешок от ветки. Теперь только несколько тонких волоконцев соединяют черешок листа с веткой. Даже легкое дуновение ветра обрывает эти волоконца. Листья падают.
ЗАЧЕМ ДЕРЕВЬЯ СБРАСЫВАЮТ ЛИСТЬЯ?
Хотя наши лиственные деревья живут десятки, нередко и сотни лет, листья у них "работают" всего один сезон. И за это время все равно быстро изнашиваются. Ведь "работа" у листьев очень напряженная.
В зеленом листе вся нижняя поверхность, покрытая прозрачной кожицей, усеяна мелкими отверстиями - устьицами. Под влиянием окружающей температуры и влажности воздуха они то открываются, то закрываются. Как форточки в домах.
Вода, которую всасывает из почвы корень, поднимается по стволу к веткам и листьям. Когда форточки-устьица открыты - из листьев испаряется влага, и новые порции воды подтягиваются через ствол в крону.
Солнце нагревает листья, а испарение - охлаждает их, не дает перегреться. Приложите листик к щеке - он холодит. Сорванный с дерева зеленый листик быстро засыхает. А на дереве листья сочные, свежие - клетки живого листа всегда наполнены водой. Деревьям нужно очень много воды. За лето большая береза, например, испаряет около 7 тонн воды. Зимой столько влаги из почвы не получишь. Зима для деревьев не только холодное, но и, главное, сухое время года. Теряя листья, деревья защищаются от "зимней засухи".
Нет у дерева листьев - нет и такого обильного испарения воды.
Кроме того, нужен листопад деревьям и в лечебных целях.
Вместе с водой дерево втягивает из почвы различные минеральные соли, но использует их не полностью. Излишки накапливаются в листьях, как зола в топках печей. Если бы листья не опадали, дерево могло бы само себя отравить.
В городах воздух сильно загрязняют дымящие трубы фабрик и заводов. Мельчайшие частички сажи оседают на листья, забивают устьица. Испарение замедляется.
Поэтому в городах некоторым деревьям приходится менять листву дважды за год. А известен случай, когда тополь сменил ее пять раз!
Есть и третья причина для листопада: защитить тонкие хрупкие ветки дерева от тяжести выпавшего снега.
Однажды я видел такое печальное зрелище. Снег выпал, а деревья еще не сбросили листву. И все березы, стоявшие вдоль дороги, согнулись в дугу.
Их так придавило снегом, что вершины опустились до земли.
Прошло много лет. Я опять увидел эти березы - многие стволы так и остались похожими на коромысла. Значит, деревья эти не совсем здоровы, движение соков в них нарушено. Ведь именно по стволу поднимаются к листьям питательные соки.
Листопад приспосабливает деревья к зиме.
Листья осыпались, люди подметают их и сжигают. Нужно ли сжигать листья?
(ответы детей)
Ни в коем случае нельзя делать! Знаете почему? Когда-то эти листики были молодыми и зелёными. Но пришла осень, и листья опали, легли на землю густым ковром. Эти листья должны превратиться в перегной - очень ценное удобрение для тех же деревьев, с которых они слетели! Кроме того, ковёр из опавших листьев зимой защищает корни растений от мороза. А весной в этом толстом лиственном одеяле, как в губке, скапливается вода, которая постепенно поступает к корням деревьев и кустов, питая их. И вот ещё что важно! Под опавшими листьями живут разные насекомые: жуки и жужелицы, черви и бактерии, которые делают почву плодородной.
Если мы разведём костёр на лужайке, погибнут все насекомые живущие в траве, а так же и сама земля на месте кострища! И на этом месте в течение долгих лет обожжённая земля не зарастёт травой - посреди зелени так и будут чернеть ожоги. Есть еще одна причина. Мы говорили, что в листьях накапливаются разные вредные вещества и если мы их будем сжигать, то эти вещества с дымом разнесутся по воздуху, а мы будем этим воздухом дышать.
Физкультминутка.
Мы - осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
(Дети образуют круг.) Ветер дунул - полетели.
(Разбегаются по комнате). Мы летали, мы летали -
(Бегают, помахивая листьями). Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок -
Собрались мы все в кружок (Садятся на корточки, поднимают листья над головой.)
Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул.
(Бегают, помахивая листьями.) Все листочки полетели
И на землю тихо сели.
(Подбрасывают листья.)
А сейчас мы станем учеными. Будем проводить опыты. У вас на столах лежат листья. Рассмотрим их строение.
Опыт:№1: «Строение листьев»
Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки - тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой. Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.
Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки питаются влагой. Почему же листья желтеют осенью? Да, листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.
Опыт №2: «Почему лист зеленый?»
Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта?
(Дети: на ткани появились зеленые пятна).
Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Вывод: Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым.
Опыт №3: Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке.
Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают.
Вывод. Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки.
Опыт№4: «Как листья опадают»
На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?
Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся, а маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.
Одинаковые ли листья на деревьях?
Дидактическая игра «С какого дерева листок?»
Любое путешествие заканчивается и нам пора возвращаться в детский сад. О чем мы говорили, что запомнилось?
(ответы детей)
Чтобы лучше запомнилось наше занятие, мы с вами украсим осенними листочками рамки для фотографий. Дети выполняют аппликацию.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №3 " Сказка" г. Камбарка

Конспект НОД

по познавательно-исследовательской деятельности

в подготовительной группе.

Составитель:

Воспитатель 1 категории

Щекалева Р.Н.

Камбарка

2017г.

Тема занятия: Почему листья опадают.

Цель: 1. Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева. В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

2. Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем, делать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

3. Развивать внимание, связную речь, мыслительные операции (рассуждение, доказательство, выстраивание предложений, установление причинно-следственных связей).

4. Воспитывать любознательность, желание изучать природу.

Оборудование : Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, кусочки белой ткани, деревянные кубики.

Предварительная работа : На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев. Сбор листьев разной формы и окраски. Игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки». Беседы об осени; Чтение художественных произведений: «Листопадничек», И. Соколов-Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени,А.С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина; Разучивание стихов и поговорок об осени; Пение песен об осени и слушание музыки; Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы; Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной деятельности различных деревьев; Поделки из природного материала.

Ход занятия.

Ребята, сегодня к нам пришли гости. Поздороваемся с нашими гостями. Встаньте в круг, возьмитесь за руки. Теплые у вас ручки, это мы с вами передаем тепло друг другу. Повернитесь и подарите улыбку друг другу. А сейчас я приглашаю вас присесть на стульчики.

Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то обнаружила вот такое письмо. Хотите узнать от кого оно? (Да)

Читаю письмо.

Дорогие ребята!

Пишет вам ЛУНТИК. Я недавно родился и многого еще не знаю. Поэтому мне нужна ваша помощь. Я гулял по парку и вдруг увидел, что на деревьях пожелтели листья и опадают. Я решил их покрасить зеленой краской, я подумал, может дереву не нравится желтый цвет и поэтому он сбрасывает листья, но прошел дождик и все смыл, и листья снова стали опадать. Почему это происходит? Помогите мне пожалуйста разобраться.

Ну что, ребята, поможем лунтику разобраться почему так происходит в природе.

А сейчас я вам предлагаю подумать и сказать, почему листья желтеют и опадают с деревьев? (Ответы детей)

Молодцы ребята. А вы хотите узнать тайну, почему листья желтеют и опадают.

(Да)

Тогда садитесь поудобнее на стульчики и послушайте меня внимательно. Сейчас я вам прочитаю рассказ Г. Граубина:

ПОЧЕМУ ЖЕЛТЕЮТ ЛИСТЬЯ?

Осень. До трескучих зимних морозов еще далеко, а деревья уже начинают постепенно сбрасывать листву. Не сразу, не вдруг освобождаются они от листьев. Идет подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения. Перво-наперво листья начинают желтеть. Хотя никто не добавляет в соки желтой краски. Желтая краска находится в листьях всегда. Только летом желтый цвет незаметен. Он забивается более сильным - зеленым.

Зеленый цвет листьям придает особое вещество - хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету.

Летом солнце светит долго. Хлорофилл разрушается и тут же восстанавливается, разрушается и опять восстанавливается... Образование хлорофилла не отстает от его разрушения. Лист все время остается зеленым. Наступает осень, удлиняются ночи. Света растения получают меньше. Хлорофилл днем разрушается, но не успевает восстановиться. Зеленый цвет в листве убывает, и заметным становится желтый: лист желтеет.

Но осенью листья становятся не только желтыми, а и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе.

- Я предлагаю вам провести эксперимент. Подойдите, пожалуйста к столам.

у вас на столах лежат кусочки салфеток белых, зеленый лист и обыкновенные карандаши, которые нам будут служить палочкой.

Я сейчас предлагаю вам самим убедиться в том, что в листьях есть зеленый цвет, который называется хлорофилл.

«Почему лист зеленый?»
Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой салфетки. Теперь деревянным карандашом сильно надавите на эту салфетку и раскатайте по нему. Что вы обнаружили в ходе опыта?
(Дети: на ткани появились зеленые пятна).

Как называется это вещество которое окрашивает лист в зеленый цвет?
Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. Какой вывод вы можете сделать?

Вывод : Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет, становится желтым.

Вот, оказывается, что происходит в природе. Почему исчезает зеленый цвет в листьях? (ответы детей). А какой цвет постоянно живет в листьях(желтый). Как называется вещество которое постоянно летом окрашивает лист? (хлорофилл). А почему с наступлением осени хлорофилл не восстанавливается в листьях? (потому что с наступлением осени света меньше, поэтому хлорофилл не успевает восстановиться).

Молодцы ребята. А вы хотите узнать тайну, почему же все таки листья желтеют и опадают.

(Да)

Ну сначала мы с вами немножко отдохнем.

Физкультминутка.
Мы - осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул - полетели.
Мы летали, мы летали -
Все листочки так устали!
Перестал дуть ветерок -
Собрались мы все в кружок
Ветер снова вдруг подул
И листочки с веток сдул.
Все листочки полетели
И на землю тихо сели.

А чтобы нам еще лучше понять как это происходит в природе, я предлагаю вам посмотреть мультфильм. Рассаживайтесь поудобнее и смотрите внимательно. Все хорошо запомните, ведь нам с вами надо Лунтику еще сообщить о том, что мы с вами узнали. Обратите внимание, в мультфильме будет еще один секрет, почему листья опадают. (Дети смотрят мультфильм)

Ну что ребята, вы все поняли?(да) А ответьте тогда мне на один вопрос. Почему еще опадают листья? (ответы детей)

Правильно ребята.

Чем сильнее пожелтел или покраснел лист, тем легче он обрывается. И наступает момент, когда стоит только дотронуться до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черешком. Еще вчера листья не смог сорвать даже сильный ветер, а теперь они отваливаются сами.
Что произошло? Оказывается, осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появился так называемый пробковый слой. Он, как перегородка, отделил черешок от ветки. Теперь только несколько тонких волоконцев соединяют черешок листа с веткой. Даже легкое дуновение ветра обрывает эти волоконца. Листья падают.

- Ну что, вы теперь все поняли, почему так происходит в природе? - А как вы думаете, когда листья опадают они летят на землю одинаково или по разному?

(ответы детей).

А чтобы в этом убедиться я предлагаю вам еще провести один эксперимент. Возьмите в руки, пожалуйста, по 2 листочка. Один большой, а другой поменьше.

«Как листья опадают»

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит, внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился? (Дети выполняют задание)

Ну что вы заметили? (Ответы детей). Какой вывод можно сделать?

Вывод : Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся, а маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

Молодцы, ребята. А теперь ребята, как мы с вами сообщим Лунтику о том, почему листья желтеют и опадают (ответы детей) . Решили написать письмо и сообщить все, о чем узнали сами. (Запечатываю письмо и решаем что мы его пошлем сегодня вечером после работы).

А сейчас, ребята, встаньте, пожалуйста полукругом перед доской. У меня на доске изображено осеннее дерево с листочками. Вы подумайте и возьмите тот листочек, какой считаете нужным.

Если вы возьмете желтый листок, значит вы для себя сегодня узнали что-то новое и интересное., а если вы возьмете зеленый листок, значит вам сегодня было что-то трудно. (Дети берут листочки и встают в круг.

Ну а на этом наше занятие окончено. Давайте попрощаемся с нашими гостями и пожелаем им всего самого доброго.

Примерный план - конспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе по теме « Почему листья опадают?» в рамках образовательной области «Познание» с элементами экспериментирования.

Задачи:

Обобщить знания об осенних изменениях в природе.

Исследовать строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях.

В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы.

Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева.
Интеграция:

1. Образовательная область «Чтение художественной литературы»:

Способствовать образному восприятию стихотворений. Развивать умение отгадывать загадки.

2. Образовательная область «Социализация»:

Развивать умение работать в коллективе, согласовывать свои действия с другими детьми.

3. Образовательная область «Коммуникация»:

Уметь задавать вопросы, анализировать, рассуждать, самостоятельно делать выводы, аргументировать свои ответы. Активизировать слова: черешок, кромка.

4. Образовательная область «Физическая культура»:

Совершенствовать умение ориентироваться в пространстве.
Развивать внимание, связную речь, общую и мелкую моторику.

5. Образовательная область «Музыка»:

Побуждать детей эмоционально реагировать на музыкальное сопровождение и наглядность.

6. Образовательная область «Здоровье»:

Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний от совместной деятельности.

Предварительная работа:

На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев.
Сбор листьев разной формы и окраски.
Игры «Беги к дереву, которое я назову», «С чьей ветки детки».

Оборудование:

Лупы; кусочки белой ткани, сложенные пополам; деревянные кубики.
Листья зеленые и других цветов.
Листья настоящие крупные и мелкие, разной формы.
Вырезанные из цветной бумаги листья разных деревьев.
Коробки с прикрепленными к ним рисунками с изображением знакомых детям деревьев.
Листы бумаги с заданиями «Найди тень» и «Полет листка».
Листы бумаги зеленого цвета.

Методы и приемы :

Художественное слово,сюрпризный момент, дидактические игры, рассматривание, исследовательская деятельность, вопросы, словесная инструкция, практические упражнения, пальчиковая гимнастика, игровые приемы, динамическая пауза.

Ход НОД:

Организационный момент:

Воспитатель : Ребята, сегодня утром, в почтовом ящике, я нашла письмо, а пишут нам ребята из другого детского сада, вот послушайте: " В одно прекрасное утро мы вышли дети утро на прогулку. Вдруг налетел прохладный ветерок, солнышко спряталось за облака. Дети поежились и спросили:
- Что случилось?
- Ничего особенного! Просто закончилось лето! - улыбнувшись, сказала нам воспитательница. - На дворе осень.
- А и правда! - расстроено сказал один мальчик. - Осень - очень грустное время года. Почти каждый день идут дожди и дует сильный ветер...
- Нет, дети, - возразила воспитательница, - каждое время года прекрасно по-своему!"

А вы, ребята, как считаете? Объясните почему вы так считаете. (Если дети затрудняются, воспитатель использует наводящие вопросы: « А почему именно осенью так приятно гулять в парке? Чем одаривает осенний лес? Разве плохо, когда взрослые приносят с магазина или рынка спелые гроздья винограда, арбузы и другие вкусности? У кого из вас день рождения осенью? И хотя одни птицы улетают от нас в теплые края, другие птицы прилетают к нам зимовать. Какие это птицы?)

Осень - очень красивое время года, потому что деревья меняют свои зеленые наряды на разноцветные.

Дети читают стихотворение : С. Коган "Листики".

Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит.

Воспитатель предлагает детям отправиться в Лабораторию к Знайке: " Мы проведем опыт и эксперимент для того, чтобы получить ответы на вопросы. Кроме этого, вас ждет много интересных заданий и игр.Давайте рассмотрим, как устроен лист. А для того, чтобы получше рассмотреть воспользуемся увеличительным прибором - лупой.

Исследование строения листа с помощью лупы

Рассмотрим сначала черешок - это часть, которая соединяет лист с веткой.
Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки - тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу. Она вбирает в себя солнечный свет и потому всегда темнее, чем нижняя сторона листа. Убедитесь в этом сами, если перевернете листок и рассмотрите его нижнюю поверхность.
Край листа называется «кромка ». Рассмотрите кромку листа.
Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка.

Динамическая пауза «Мы листики осенние»

Мы листики осенние,
На ветках мы сидели,
(Плавное покачивание руками вверху над головой)

Ветер дунул - полетели,
Мы летели, мы летели
(Руки в стороны, махательные плавные движения, бег)

И на землю тихо сели.
(Медленно присесть на корточки)

Ветер снова набежал
И листочки все поднял.
(Встать, руки в стороны)

Закружились, полетели
(Бег с плавными махательными движениями)

И на землю снова сели,
(Присесть)

А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество.

Опыт «Почему лист зеленый?»

Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Что вы обнаружили в ходе опыта? На ткани появились зеленые пятна. Это зеленое вещество из листочка и окрашивает его в зеленый цвет. (Для этого опыта лучше брать сочные листья комнатных растений).
Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист становится желтым или … какого цвета бывают листья у деревьев осенью? Оранжевые, красные, коричневые.

Но вернемся к нашей истории.

Все что вы рассказали про осень, объяснила детям их воспитательница. И дети согласились с ней, что осень действительно не так уж плоха. А тем временем сильным порывом ветра во дворе разметало и подняло в воздух пыль и опавшие листья.
- Ну вот! - сказал упрямый мальчик. - Я же говорил.
А когда ветер успокоился, воскликнул:
- Смотрите с этого дерева облетели почти все листочки.

Эксперимент «Как листья опадают»

На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по-разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться.
Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Пока лист летит внимательно следите за его полетом и запоминайте: быстро или медленно он падал, летел прямо вниз или кружился?

Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.

А теперь послушайте, что случилось дальше в нашей истории.

Ох-ох-ох! - вздохнул мальчик. - И как же бедные деревья будут без листьев, совсем голые спасаться от холода. Может мы сможем им как-то помочь?
И придумали дети прикрепить листья к дереву клеем или липкой лентой. Но прежде пришлось им определить с какого дерева слетел какой листок.

А вам по силам определить с какого дерева листок? Сейчас проверим.

Динамическая пауза «С какого дерева листок»

На ковре разбросаны опавшие листья. На коробках изображены знакомые вам деревья. Бегите на ковер собирайте листья и складывайте их в ту коробку, на которой изображено именно то дерево, с которого слетел этот листок. (Воспитатель уточняет, какое количество разных листочков может взять каждый ребенок, чтобы хватило всем)

Дерево готово, займемся листьями. У вас есть еще кусочки пластилина. Какого они цвета? Зеленые, желтые, оранжевые. Отщипывайте от них небольшие кусочки и прикрепляйте к ветвям дерева надавливанием. (В ходе работы детей воспитатель следит, чтобы листья не лепились к стволу, поощряет проявления творчества вроде листочков, опавших на землю или летящих).

Сюрпризный момент

Воспитатель обращает внимание, что в конверте есть ещё одно письмо - схема.

Ребята, мы сможем прочитать такое письмо? Конечно нет. Ведь оно зашифровано. Но расшифровать мы попробуем. Давайте подойдем к столу. Возьмите в руку сухой листок и высоко поднимите над головой, а затем опустите. Что делает ваш листок?

Ответы детей : кружится, летит, падает.

Что будет делать наш листок, если опустить его в таз с водой?

Ответы детей : он плавает....

Возьмите на одну ладошку лист, на другую – камушек. Затем подуйте сильно, сначала на камушек, а затем на лист. Что произошло?

Ответы детей : Лист полетел, а камушек остался на ладошке. Значит камушек тяжелый, а лист – легкий.

Возьмите сухой осенний лист и сожмите его в ладошке. Что произошло?

Ответы детей : лист сломался.

Воспитатель предлагает всем ребятам вернуться на места и вместе расшифровать наше письмо – схему. (На схеме листочек. От него идут стрелочки к птице, к рыбе, к перышку, к елочной игрушки).

И так наш листок как птица, что делает?

Ответы детей – летает....

Наш листок как рыба, что делает?

Ответы детей - плавает....

Наш листок как перо, какое оно?

Ответы детей - легкое....

Наш листок как елочная игрушка, какое оно?

Ответы детей – хрупкое....

Молодцы! Расшифровали письмо – схему.

Аркадьев Павел, Солдатова Наталья

Данный материал интересен, потому что не многие знают, почему желтеют листья.

Скачать:

Предварительный просмотр:

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Селищенская основная школа имени В.М. Крылова»

Исследовательская работа

на тему:

« Почему желтеют листья? »

Аркадьев Павел, обучающийся 3 класса

Солдатова Наталья, обучающаяся 3 класса

Научный руководитель:

учитель начальных классов

Дмитриева Светлана Николаевна

2015-2016 учебный год

Введение…………………………………………………………………………...3

Глава 1. Основная часть

1.1. Строение листа………………………………………………………5

1.2 . Почему осенью – листопад?…………………………………………6

1.3 . Почему желтеют листья?……………………………………………7

1.4 . Как наступает листопад?......................................................................8

1.5 . Зачем деревья сбрасывают листья?…………………………………9

1.6. Народные приметы…………………………………………………..10

Глава 2. Практическая часть

2.1. Анкетирование……………………………………………………..11

2.2. Опыты………………………………………………………………12

Заключение……………………………………………………………………….15

Список литературы………………………………………………………………16

Приложение

Введение:

Актуальность темы исследования:

В золотой карете, что с конём игривым,

Проскакала осень по лесам и нивам.

Добрая волшебница всё переиначила,

Ярко – жёлтым цветом землю разукрасила.

Осень – чудесное время года, когда можно побродить по осеннему парку, послушать, как шуршат листья под ногами, понаблюдать за осенними изменениями в природе, собрать букеты из опавших листьев, полюбоваться жёлтыми, оранжевыми, багряными и даже лиловыми красками. (Слайд 2)

Во время экскурсии в парк мы с друзьями заметили на ветке одного дерева разные по цвету листья: жёлтые и зелёные.

Вопрос: «Почему листья были летом все зелёные, а осенью стали жёлтыми?» заинтересовал нас и многих наших друзей. Эта тема стала нам интересна потому, что не многие знают, почему желтеют листья. Чтобы ответить на этот вопрос, мы решили провести исследовательскую работу.

Исследуя эту загадку природы, мы сможем дать точный ответ на поставленный перед нами вопрос. (Слайд 3)

Цель исследования: узнать, почему листья осенью изменяют окраску и опадают? (Слайд 4)

Задачи исследования:

  1. изучить причины изменения окраски листьев осенью;
  2. узнать, зачем деревья сбрасывают листья;
  3. провести опыты, чтобы выяснить, зачем дереву листья, почему листья осенью меняют свой цвет и опадают;
  4. изучить строение листа;
  5. познакомиться с народными приметами, связанными с изменением окраски листьев. (Слайд 5)

Гипотеза исследования: узнать, содержатся ли в листьях красящие вещества; влияет ли на окраску листьев нехватка тепла и света. Если это возможно, то каким способом? (Слайд 6)

Методы исследования : наблюдение, эксперимент, анкетирование, анализ литературы. (Слайд 7)

План работы:

1. Изучение литературы по теме: «Почему желтеют листья?».

2. Постановка проблемы.

3. Определение цели.

4. Определение задач.

5. Формирование гипотезы.

7. Оформление исследовательской работы.

8. Подготовка презентации.

9. Презентация исследовательской работы.

10. Обсуждение итогов работы.

Глава 1. Основная часть

  1. Строение листа

Прежде, чем узнать, почему листья изменяют окраску, мы начали с изучения литературы. Сначала мы рассмотрели подробно строение листа . Лист состоит из двух частей : листовой пластинки – это то, что мы привыкли называть листом, и черешка – это его стебелек. С помощью черешка лист прикрепляется к стеблю.

На листовой пластинке очень хорошо видны, особенно с нижней стороны, жилки. Из листовой пластинки жилки переходят в черешок. Жилки – это сосуды, по которым движется вода, питательные вещества. Но если заглянуть в середину листа, то мы увидим, что в каждом листике полным-полно чудесных зерен .

Зерна так малы, что не разглядеть. Они готовят дереву пищу. Корни дерева высасывают из земли воду. В этой воде растворено много нужных растениям веществ. Зеленые зернышки берут нужные вещества из воздуха и воды и строят новые веточки, листочки, ствол и корни. Но самое главное – для такой работы им нужен солнечный свет. С утра до вечера они ловят солнечные лучи.

До зимних морозов еще далеко, а деревья уже начинают сбрасывать листву.

Но не сразу освобождаются они от листьев. Сначала идет подготовка к листопаду. В листьях происходят удивительные превращения – они начинают желтеть или краснеть.

За лето между ножкой листочка и веточкой вырастает тонкая перегородка. Она не пропускает ни соки, ни воду. Вырастет перегородка и отделит лист от ветки. Даже в безветренную погоду у нас в лесу листопад. (Слайд 8)

  1. Почему осенью – листопад?

Листопадность – приспособительное свойство растений. В холодном климате это приспособление к морозной зиме, в жарком – к выдерживанию зноя, что позволяет переносить засуху.

Осенняя раскраска листьев, а затем и листопад, у разных деревьев и кустарников начинаются не одновременно.

Значительное влияние на это оказывает местообитание растения. У одних и тех же растений на водоразделе, склоне, узком распадке, долине – это происходит в разные сроки. Сказывается разная степень освещенности и температура воздуха.

Влияние оказывает и влажность почвы: на сухих почвах осенние цвета появляются раньше.

  1. Почему желтеют листья?

Но откуда же берется желтая краска? Ведь летом вся листва зеленая. Оказывается, желтая краска находится в листьях всегда. (Слайд 9)

Только летом желтый цвет незаметен. Он забивается более сильным – зеленым. Зеленый цвет листьям придает особое вещество – хлорофилл. Хлорофилл в живом листе постоянно разрушается и вновь образуется. Но происходит это только на свету. (Слайд 10)

Летом день очень длинный, и растения получают много солнечного света. В это время в листьях растений активно происходит фотосинтез, постоянно вырабатывается хлорофилл.

1.4. Как наступает листопад?

Деревья, листья которых осенью меняют цвет и опадают, называются листопадными. Их стволы и ветки способны выдерживать зимние морозы, но тонким нежным листьям это не под силу. По мере того, как дни становятся короче, деревья понемногу готовятся к зиме. Количество сока в дереве уменьшается. Хлорофилл, который окрашивал листья в зеленый цвет, исчезает. Этому способствуют резкие перепады между дневной и ночной температурой. Одновременно в листьях накапливаются вредные вещества метаболизма (обмена веществ). Листья стареют. (Слайд 11) Сосуды, по которым в лист поступает вода, перекрывается в основании листа пробковой тканью. В этом же месте образуется рыхлый отделительный слой, состоящий из слабо соединительных между собой клеток. Достаточно дуновения ветерка – и лист отрывается. (Слайд 12)

С наступлением осени день укорачивается, солнечного света листьям не хватает. Хлорофилл днем разрушается, но не успевает восстановиться.

Поэтому зеленый цвет в листве убывает, а становится заметным желтый: лист желтеет.

Но осенью листья становятся не только желтыми, а и красными, багряными, фиолетовыми. Это зависит от того, какое красящее вещество находится в вянущем листе. (Слайд 13)

Листья любого вида растений содержат множество пигментов, главными из которых, кроме известного нам хлорофилла, являются:

  • каротин (провитамин А) – именно он дает насыщенный, яркий цвет моркови, тыкве, ягодам облепихи. Бывает желтый и красный.
  • антоциан – лилово-красный пигмент, придает особый цвет свекле и краснокочанной капусте.

Еще одним элементом, который напрямую связан с образованием цвета листьев, является ауксин. Он питает клетки, расположенные в месте крепления черенков листьев к ветке.

1.5. Зачем деревья сбрасывают листья?

Наверное, все замечали, что чем сильнее покраснел или пожелтел лист, тем легче он обрывается. И вот наступает момент, когда стоит только дотронуться до листа, как он тут же падает с ветки вместе с черешком. Еще вчера листья не смог сорвать даже сильный ветер, а теперь они отваливаются сами. Оказывается, осенью в черешках листьев тоже происходят изменения.

Летом черешки листьев прочно скреплены с ветками. Сорвать зеленый лист с дерева очень трудно. Его легче разорвать, чем отделить от ветки без каких-либо повреждений.

Что же произошло?

Оказывается, осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появился так называемый пробковый слой. Он, как перегородка, отделил черешок от ветки. Теперь только несколько тонких волоконцев соединяют черешок листа с веткой. Даже легкое дуновение ветра обрывает эти волоконца. Листья падают.

Хотя наши лиственные деревья живут десятки и сотни лет, листья у них «работают» всего один сезон. И за это время все равно быстро изнашиваются. Ведь «работа» у листьев очень напряженная. Деревьям нужно очень много воды. За лето большая береза, например, испаряет около 7 тонн воды. Зимой столько влаги из почвы не получишь. Теряя листья, деревья защищаются от «зимней засухи». Нет у дерева листьев – нет и такого обильного испарения воды.

1.6. Народные приметы

Люди издавна наблюдают за природой, замечают все, что происходит вокруг.

И в народе появились приметы, связанные с изменением окраски листьев.

  • Лист хотя и пожелтел, но отпадает слабо – морозы наступят не скоро.
  • Если осенью листья березы начнут желтеть с верхушки, то будущая весна будет ранняя, а если снизу – то поздняя.
  • Безвременно на деревьях появятся желтые листья – к ранней осени.
  • Пока лист с вишневых деревьев не опал, сколько бы снега не выпало – зима не наступит. (Слайд 14)

Глава 2. Практическая часть

2.1. Анкетирование

Мы с одноклассниками провели анкетирование, чтобы выяснить, знают ли они, зачем дереву листья, почему листья осенью меняют свой цвет и опадают.

На первый вопрос «Зачем дереву листья?» 5 человек ответили «Правильно», 6 – «Не правильно».

На второй вопрос «Почему листья меняют свой цвет?» 3 человека ответили «Правильно», 8 – «Не правильно».

На третий вопрос «Почему листья осенью опадают?» 2 человека ответили «Правильно», 2 – «Не правильно».

Анализируя результаты анкетирования, мы выяснили, что большинство учащихся не знают причины изменения цвета осенних листьев и причины их опадания. (Слайд 15)

2.2. Опыты

Мы решили провести опыты для выяснения этих причин.

Опыт № 1, подтверждающий наличие хлорофилла в растениях.

Почему листья имеют зелёный цвет?

Предположим, что в листьях содержится какое-то красящее вещество. Чтобы подтвердить гипотезу, мы провёли опыт: опустили зелёный лист в очень крутой кипяток на несколько минут.

Результат : цвет листка изменился, а вода приобрела зеленоватый оттенок.

Вывод : именно хлорофилл помогает листьям оставаться зелёными до осени. Гипотеза подтвердилась. (Слайд 16)

Опыт № 2, раскрывающий причины изменения окраски листьев.

Но почему же именно осенью листья меняют свой цвет?

Предположим, что осенью становится холоднее, дни короче, а ночи длиннее. Может, нехватка тепла и света влияет на окраску листьев?

Для подтверждения этой гипотезы мы провёли следующий опыт. Вырезали кусочек фольги в виде кружочка, прикрепили его скотчем к необорванному листу.

Результат : через 10 дней мы увидели «фотографию» на зелёном листочке. В том месте, где была фольга, и, естественно, туда не поступал свет, лист стал жёлтым.

Вывод : этот опыт доказывает, что при нехватке света, не происходит фотосинтеза. Хлорофилл разрушается, и с его исчезновением становятся видимыми другие «красящие» пигменты, которые придают листьям жёлтую и оранжевую окраску. Наша гипотеза подтвердилась. (Слайд 17)

Опыт № 3, подтверждающий наличие в листьях растений каратиноидов.

В результате опытов мы так же выяснили, что, оказывается, хлорофилл – не единственное красящее начало в тканях растений.

Для подтверждения мы взяли зелёный лист дерева, бросили его в ёмкость с крепким спиртом.

Результат: лист начал бледнеть, а спирт, напротив, быстро позеленел.

Вывод: хлорофилл растворяется в спирте.

При рассматривании спиртовой вытяжки мы обнаружили, что в проходящем свете она выглядит изумрудно-зелёной, а в отражённом отсвечивает желтоватым оттенком.

Вывод: вместе с хлорофиллом в спирт переходят и жёлтые пигменты – каратиноиды. (Слайд 18)

Опыт № 4, подтверждающий наличие антоциана в растениях.

Во время прогулки мы увидели очень красивые листья, необычного багряного цвета.

Нам захотелось узнать, откуда берётся на листьях такой необычный цвет? Мы обратились к интернету. Оказывается, в листве есть ещё одно красящее вещество – антоциан, который получается только на свету и при низкой температуре. Антоциан слабее зелёного, но сильнее жёлтого и образуется при более низких температурах, именно он и даёт листьям такой необычный багряный цвет.

Для подтверждения мы проделали следующий опыт. Взяли небольшой кусочек красной свёклы, прокипятили его.

Результат: вода окрасилась в грязно-красный цвет.

Прибавили к этому раствору уксусную кислоту.

Результат: раствор принял ярко-красную окраску.

Вывод: в свёкле содержится красящее вещество – антоциан. Появление антоциана в тканях растений находится в зависимости от внешних условий. При понижении температуры количество антоциана в клеточном соке увеличивается так же, как и при ярком свете. Таким образом, багряные оттенки, в которые окрашиваются некоторые деревья во время листопада, не являются каким-либо особым приспособлением. Они говорят лишь о том, что в листьях происходит затухание жизнедеятельности в связи с подготовкой растений к зимнему периоду покоя.

Заключение

Проведя исследовательскую работу, мы узнали:

  • почему осенью листья изменяют свой цвет;
  • что влияет на окраску листа;
  • почему происходит листопад.

Оказывается, кроме известного нам хлорофилла, в листьях растений присутствуют в разных долях и другие пигменты – каротиноиды, антоцианы. Вместе с хлорофиллом они поглощают более широкий спектр световой энергии. Но с приходом осени хлорофилл разрушается быстрее, чем вырабатывается, и красно-желтые пигменты затмевают зеленую окраску.

С листьями деревья избавляются от вредных продуктов обмена веществ. Питательные же вещества и необходимые минеральные элементы в пору отмирания почти полностью переходят из листьев во внутренние части растений. (Слайд 19)

В результате наблюдения мы заметили, что не все деревья и кустарники , одновременно меняют раскраску своих листьев. Различен и характер листопада. Совершенно не изменяют свой цвет, например, листья сирени, акации. Их листья остаются зелеными. Не одинаковы и у различных деревьев сроки, длительность и характер листопада. На это оказывает различное местообитания растений. Ранний или поздний листопад – своего рода сигнал, который подают нам деревья и кустарники, указывая на смену времени года. (Слайд 20)

валентина литвинова
Почему опадают листья. НОД в старшей группе

Задачи : формировать представления детей о том, почему опадают листья , закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Закрепить навык образования прилагательного от существительного. Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения. Расширять представления детей о разнообразии растительного мира, познакомить с осиной и дубом. Развивать познавательную активность. Формировать эстетическое отношение к природе.

Предварительная работа : наблюдение за деревьями на участке, разучивание стихотворений об осени, домашнее задание по желанию детей (подготовка докладов дома с родителями, разучивание игры «Дерево» .

Ход занятия.

Воспитатель : Вы знаете, каждое время года состоит из 3 месяцев. Назовите месяцы осени.

Дети : Сентябрь, октябрь, ноябрь.

Воспитатель : Молодцы! Вы правильно назвали месяцы. А что происходит с природой осенью?

Дети : Погода теплая, на деревьях разноцветные листочки , летают серебряные нити паутины, дуют холодные ветры, желтеет и высыхает трава, идет теплый и моросящий дождь, на небе серые облака, по утрам бывают туманы, лужи покрываются корочкой льда, созревают желуди, орехи, поспевают клюква.

Дети : Дни короче, ночь длиннее, солнце светит мало, ветер срывает листья с деревьев , идет мелкий холодный дождь, небо серое, травы буреют, цветы вянут, ночью заморозки, деревья покрываются инеем, насекомые исчезли, солнце светит редко.

Воспитатель : ребята, хотите узнать, почему осыпаются листья .

Посмотрите, пожалуйста, на экран : сначала мы поговорим о том, зачем вообще дереву листья ?

Всё очень просто – листья деревьев вырабатывают сок (он называется живицей или сахарозой, питающий само дерево и участвующий в созревании плодов. Живица производится при помощи содержащегося в листьях зелёного клейкого вещества, хлорофилла.

Листья вырабатывают питательные вещества только при солнечном свете, забирая из воздуха углекислый газ, а из земли по корневой системе дерева воду. При этом в листве происходит химический процесс (фотосинтез, во время которого листья вырабатывают кислород, очень необходимый всем живущим на Земле. Именно поэтому деревья называют «лёгкими планеты» .

Почему желтеют листья осенью ? Кроме зелёного хлорофилла в листьях есть и другие вещества (пигменты, жёлтого и красного цвета, но их очень мало. Осенью образование хлорофилла прекращается и основным «красителем» листьев остаются только эти пигменты. Почему желтеют листья с наступлением холодов понятно, но почему они опадают ? К осени листья накапливают много полезных и вредных веществ. Полезные вещества дерево забирает, а от вредных веществ избавляется, сбрасывая листву .

Ещё один ответ на вопрос «почему опадают листья . Дело в том, что через листья деревья отдают много влаги в результате испарений, а зимой корни дерева не смогут её восполнить. Избавляясь от листвы , дерево спасает себя от засыхания в холодное время года. Игра «Дерево» . Воспитатель : ребята подготовили для вас стихотворение, давайте его послушаем. Осень в лесу. Осень лесу каждый год,

Платит золотом за вход.

Поглядите на осину –

Вся одета в золото,

А сама лепечет :

"Стыну. " –

И дрожит от холода. А берёза рада

Жёлтому наряду :

"Ну и платье!

Что за прелесть!"

Быстро листья разлетелись ,

Наступил мороз внезапно.

И берёзка шепчет :

"Зябну.» Прохудилась и у дуба

Позолоченная шуба.

Спохватился дуб, да поздно,

И шумит он :

"Мёрзну! Мёрзну!"

Обмануло золото –

Не спасло от холода.

(Из А. Гонтаря в переводе В. Берестова)

Воспитатель : скажите, пожалуйста, о каких деревьях говорится в этом стихотворении. Дети : об осине, берёзе и дубе. Воспитатель : ваши друзья подготовили для вас небольшие сообщения об этих деревьях. Давайте их послушаем. (Дети рассказывают о деревьях во время показа слайдов) . Осина осенью выглядит красочнее других. Этот вид может обладать самым разнообразным цветом кроны, создает неописуемо чудную картину, которую природа дарит всем. Кора ствола имеет светло-серый или зеленоватый оттенок, иногда с коричневатыми нотками. В вечернее время вид осины осенью можно перепутать с березой. Это связано с эффектом "свечения" ее коры. Она любит расти в овражках, возле водоемов, на опушках. Часто ее можно встретить в соседстве с березами и соснами. Осина осенью рядом с такими спутниками выглядит очень ярко. Весь букет красок и пересказать сложно. Совершая прогулку осенью по лесу или парку, можно сделать много умопомрачительных по красоте фото осин. Срок жизни этого дерева сравним с человеческим сроком. Редко осина живет больше 90 лет. Очень редко встречаются особи, которые прожили до 150 лет. Но довольно долго дерево может жить в своих поколениях поросли. Белоствольная берёза – краса смешанных лесов. С наступлением тепла начинается активное сокодвижение от корней дерева к веткам. Этот сок очень вкусный и полезный. В это время начинают набухать почки, и вдруг в один момент берёза покрывается нежной дымкой. Это появились на свет мелкие маленькие листочки . В мае берёза цветёт, а в конце лета разлетаются по земле её многочисленные семена. Всё лето листья питают дерево , дают ему силы для роста. Лист у берёзы тонкий , трепещет на ветру, мерцает, пропуская сквозь крону солнечный свет. Кора у берёзы со временем становится слоистой и плотной. Из неё можно сделать ковшик и вскипятить воду. Береста не боится ни огня, ни воды. Осенью берёза желтеет не вся сразу и по ней можно определить, какая будет зима. Если с макушки пожелтеет берёза, то зима будет суровая. Дуб – символ силы, долгожитель, старожил . Не зря существует пословица : «Держись за дубок – дубок в землю глубок» . Ветки дуба крепкие. Мощной кроной раздвигает своих соседей. Кора и древесина дуба содержат дубильные вещества, которые используют при выделке шкур. Древесина – крепкая и упругая. Потрогайте листья дуба . Они жёсткие, кожистые, испаряющие мало влаги. Так выглядят листья тропических растений. Дубы – теплолюбивые. Их родственники в Монголии – вечнозеленые. Поэтому осенью дубы неохотно расстаются со своими листьями . Порой и снег уже выпал, а сухие листья дуба всё ещё шелестят на холодном ветру. А семена (жёлуди) созревают не летом, а поздней осенью. Ими кормятся белки, кабаны и сойки. Физкультминутка "Листочки ". Листья осенние тихо кружатся, (дети поворачиваются вокруг себя) Листья под ноги тихо ложатся. (дети приседают) И под ногами шуршат, шелестят, (дети ногами имитируют шелест листьев ) . Будто опять закружиться хотят. (дети присаживаются на стулья) . Воспитатель : дети, посмотрите, пожалуйста, на экран и назовите, как называются деревья. Дети называют деревья. Игра «Назови, чей листочек » . Воспитатель раздаёт детям листья с разных деревьев . На экране появляются деревья и ребята должны поднять листья того дерева , которое они видят и назвать чей листочек . Клён - кленовый; липа – липовый; берёза - берёзовый; дуб – дубовый; ива – Ивовый; каштан – каштановый. Воспитатель подводит итог занятия, спрашивает у детей, почему осенью опадают листья . Воспитатель : скажите, пожалуйста, чьи ответы вам понравились больше и почему . Сюрпризный момент. Почтальон приносит посылку от осени : в ней лежат листочки , которые дети должны раскрасить по- своему желанию и яблоки.

Публикации по теме:

Задачи: продолжать знакомить детей с осенью, сезонными изменениями в природе, с жанром изобразительного искусства пейзажем; закреплять.

Конспект занятия «Узор на полосе» (бутоны и листья) в старшей группе Тема: «Узор на полосе» (бутоны и листья). Цель: Выявить знание о декоративно прикладном искусстве. Программные задачи: Закрепить знания.

Исследовательская деятельность «Почему осенью листья желтеют и опадают?» Тема: «Почему осенью листья желтеют и опадают?» Актуальность. Погружаясь в бытовые проблемы, взрослые перестают обращать внимание на окружающий.

Нетрадиционная техника рисования. Рисование жесткой кистью методом «тычок» - «Листья,листья, листопад» Автор работы: Купянская Галина Владимировна.

Комплексное занятие в старшей группе «Листья падают, шуршат - это листопад» Цели: учить детей рисованию с использованием нетрадиционного метода; развивать мелкую моторику; корригировать мыслительную деятельность;.

Конспект непосредственно образовательная деятельность «Почему утки плавают» для старшей группы Цель: Установление опытным путём связи между строением водоплавающих птиц и их средой обитания (перья покрыты жиром, чтобы держаться на.

Конспект НОД тема: «Почему осенью листья опадают» подготовительная к школе группа. Цели: Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать.

Конспект осенней прогулки «Ветер в парке листья кружит» с детьми старшей группы детского сада. Конспект осенней прогулки «Ветер в парке листья кружит» с детьми старшей группы детского сада.

НОД «Листья на деревьях» в первой младшей группе НОД на тему: «Листья на деревьях» Программное содержание: Образовательные: Учить детей ритмично наносить мазки на силуэт деревьев, использовать.

Занятие по развитию речи в старшей группе «Почему у бурундука на спине полоски?» Занятие по развитию речи в старшей группе Тема «Почему у бурундука на спине полоски? /по эвенкийской сказке «Медведь и бурундук»/». Цель:.

Библиотека изображений: