Как правильно называть студенты или обучающиеся техникума. Студенты в колледже. Сценарий посвящения в студенты в колледже

Вопрос терминологии имеет важное значение для правильного заполнения документации детского сада. Заполненные некорректно бумаги могут быть признаны недействительными. В чем же разница понятий "учащийся" и "обучающийся" в ДОО по закону?

Перечень лиц, относящихся к обучающимся

В зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации к обучающимся относятся:

  • воспитанники;
  • учащиеся;
  • студенты (курсанты);
  • аспиранты;
  • адъюнкты;
  • ординаторы;
  • ассистенты-стажеры;
  • слушатели.

Правильное употребление понятий «обучающийся» и «учащийся»

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации») дает новые, по сравнению с Законом РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании», определения понятий «учащийся» и «обучающийся».

Учащийся – это лицо, осваивающее образовательную программу начального общего, основного общего или среднего общего образования, а также дополнительную общеобразовательную программу (п. 2 ч. 1 ст. 33 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).

Обучающийся – это лицо, осваивающее любую образовательную программу (п. 15 ст. 2).

Таким образом, с 1 сентября 2013 г. всех учениковшкол, гимназий, лицеев и других общеобразовательных организаций правильно называть учащимися. Понятие «обучающиеся» лучше использовать в тех случаях, когда имеются в виду не только учащиеся, но и, например, воспитанники.

Если в образовательный комплекс входят школа и детский сад, то всех детей, которые его посещают, корректно называть обучающимися. При этом детей, которые посещают школу, можно также называть учащимися, а детей, которые посещают детский сад, – воспитанниками.

Возраст начала обучения в дошкольной образовательной организации

Получение дошкольного образования в образовательных организациях может начинаться по достижении детьми возраста двух месяцев. Получение начального общего образования в образовательных организациях начинается по достижении детьми возраста шести лет и шести месяцев при отсутствии противопоказаний по состоянию здоровья, но не позже достижения ими возраста восьми лет.

По заявлению родителей (законных представителей) детей учредитель образовательной организации вправе разрешить прием детей в образовательную организацию на обучение по образовательным программам начального общего образования в более раннем или более позднем возрасте.

В соответствии с ч. 4 ст. 11 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» сроки получения общего образования устанавливаются Федеральными государственными образовательными стандартами с учетом различных форм обучения, образовательных технологий и особенностей отдельных категорий обучающихся.

Эксперты НИУ ВШЭ развеяли основные мифы о среднем профессиональном образовании.

В колледжи и техникумы поступают 42% выпускников девятых классов школы. Однако СМИ все еще продолжают считать среднее профессиональное образование невостребованным и несовременным. Федор Дудырев рассказал, как на самом деле живут колледжи и техникумы. Он представил в НИУ ВШЭ новый Мониторинг качества подготовки кадров в системе СПО , который проводится по заданию Минобрнауки.

Миф 1: студенты предпочитают вузы, а не колледжи

В массовом сознании существует клише о том, что программы среднего профобразования непопулярны и молодежь «единогласно» выбирает вузы.
На деле количество учащихся колледжей и техникумов составляет 2,73 млн человек. Учебу в вузах выбирают вдвое больше студентов (5,2 млн в 2014-2015 учебном году). Тем не менее, аудитория у колледжей и техникумов весьма существенная. И «эхо» демографического спада 1990-х годов - уменьшение числа абитуриентов - гораздо больше отразилось на высшей школе, чем на СПО (рис. 1). Так, с 2005 по 2015 год ежегодный прием в вузы упал на 600 тысяч человек. А на программы подготовки специалистов среднего звена (колледжи) - на 155 тысяч человек.

Рисунок 1. Аудитория высшего и среднего профессионального образования.

Если в высшей школе с 2013 по 2015 год количество поступающих продолжало падать, то в колледжах прием, наоборот, подрос.

Ширится «транзитный поток» учащихся - это те, кто идут «в вуз через колледж». Такие ребята с помощью учебы в организации СПО упрощают себе поступление в высшую школу. Дело в том, что у техникумов и колледжей есть партнерские программы с университетами, вузы могут иметь свои подразделения среднего профобразования и пр. "Доля людей с образованием СПО в общем приеме на программы высшего образования выросла с 28% в 2013 году до 37% в 2015 году", - говорит аналитик Института образования НИУ ВШЭ Алексей Шабалин. - Однако только 18% от выпуска СПО в 2015 году сразу же отправились в университет. Остальные выпускники колледжей и техникумов перед вузом успели поработать и отслужить в армии.

Среднее профобразование в цифрах:

→ 4,6 тысяч колледжей и техникумов обучают молодежь по программам среднего профобразования. Большинство регионов говорят о намерении «нарастить» долю поступающих в колледжи и техникумы;
→ 80% студентов учатся на специалистов среднего звена, 20% - готовятся быть квалифицированными рабочими и служащими;
→ 72% - доля бюджетного приема в учреждения СПО. Особенно важно, что колледжи и техникумы широко доступны для малообеспеченных людей. Около трети учащихся - ребята из неблагополучных семей, 4-6% - сироты.

Миф 2: в техникумы идут только слабые учащиеся

Социальный «резервуар» для двоечников - так СМИ нередко расценивают организации среднего профобразования. Считается, что в колледжи и техникумы идут те, кто «не потянет» учебу в старших классах.

В действительности в систему СПО идут ребята с разной успеваемостью. Средний балл основного государственного экзамена (ОГЭ, ранее - ГИА) у абитуриентов колледжей и техникумов - 3,77, но он малоинформативен. По специальностям картина неоднородна. Так, в медицинские колледжи и колледжи культуры (музыкальные, хореографические и пр.) поступают ребята со средними баллами ОГЭ от 4,5 до 4,7. В то же время у тех, кто выбирает сельскохозяйственные профессии, средний балл ниже среднего - в районе 3,2.

Миф 3: колледжи предлагают мало специальностей

В учреждениях СПО небольшой набор и недостаточно профилей обучения - таково еще одно клише.

На деле в большинстве заведений учатся до 1000 человек. Есть и организации-рекордсмены - например, в Пензе (7,5 тысяч студентов) и в Тюмени (6,5 тысяч учащихся). Это многопрофильные колледжи. Количество специальностей в них может доходить до двадцати. Стандартный «джентльменский набор» - от восьми до пятнадцати программ.

Сельские колледжи - как правило, узкоспециализированные, они действительно принимают намного меньше учащихся (бывает до сотни). Это связано с объективными проблемами: сокращением жителей села, «исходом» молодых людей в город. Однако такие организации играют огромную роль: удерживают молодежь на селе, помогают ей социализироваться и обучают профессиям, нужным местному хозяйству.

Самые популярные специальности

→ все охотнее учащиеся выбирают профессии повара-кондитера и автомеханика. Также молодежь идет в техникумы за дипломом специалиста по компьютерному программированию и информационной безопасности, дизайну, гостиничному сервису.
→ востребованы также транспортные специальности: в колледжах учатся будущие железнодорожники и моряки.
→ в регионах растет популярность строительных специальностей. Если в СССР в области СПО лидировало машиностроение, то теперь быстро и уверенно развиваются строительные колледжи.

Миф 4: педагоги пожилые и несовременные

В техникумах и колледжах преобладают пожилые педагоги (штатные преподаватели и мастера производственного обучения), считают СМИ.

Но по факту во многих регионах идет омоложение кадров. «Видны управленческие воздействия - например, система грантов для молодых преподавателей», - пояснил исследователь.

Доля педагогов пенсионного возраста (50-59 лет и более 60 лет; рис. 2) составляет 46%. Доля совсем молодых преподавателей, а также тех, кому 30-39 лет и 40-49 лет, суммарно достигает 54%. Причем среди них преобладают педагоги «золотого возраста» - от 30 до 49 лет (41,2%), достаточно опытные, но в то же время открытые для профессионального развития и инноваций.


Рисунок 2. Возрастные категории штатных преподавателей и мастеров производственного обучения.

Таким образом, система профобразования развивается достаточно успешно. У нее есть и господдержка, и востребованность со стороны семей, заключил Федор Дудырев.

В этот день на переменах в колледже царит веселая, но вместе с тем деловая атмосфера. На разных «точках» студенты рассказывают о вреде курения, устраивают мини-первенство по настольному теннису и шахматам, занимаются творчеством. Как говорят сами студенты, такие акции делают жизнь в колледже разнообразней, приучат ребят к спорту, ну и, безусловно, заставляют еще раз задуматься о пагубности некоторых привычек.

В феврале проходят встречи ректората МосГУ, деканов факультетов с выпускниками колледжа и их родителями. В общей сложности на них присутствовало более 600 человек. Проректор по экономическим вопросам Агеев Сергей Анатольевич традиционно дал развёрнутую и подробную информацию о процедуре поступления в Университет после колледжа, представители факультетов рассказали об учебном процессе и перспективах обучения на всех интересующих родителей специальностях.

Как учатся в колледже, или Все о среднем профессиональном образовании

Как учатся в колледже? Фактически так же, как и в вузе. Но с той разницей, что обязательной составляющей является получение опыта работы по выбранной специальности. Ну и порядок зачисления не такой серьезный, как в высших учебных заведениях. В колледж можно поступить после 9 класса на базе ГИА, после 11 — по ЕГЭ. Чаще всего достаточно просто предоставить аттестат. И тогда абитуриента зачислят на ту или иную специальность. Получается, что поступление в училище более простое.

Колледж в данной области предлагает больше возможностей. Почему? Обычно здесь отводится специальное время для работы, а точнее, для практики. Фактически ребенок будет и учиться, и получать трудовой опыт, которого так не хватает выпускникам вузов. Практика — обязательная составляющая обучения в училище. Без нее не обойтись.

Студенты в колледже

В зависимости от формы обучения, различают студента «очника», «заочника» и «вечерника». Студенты очной формы обучения пользуются большим «пакетом» привилегий: получают государственную стипендию , имеют право пользоваться студенческим проездным билетом, бесплатно питаться, при необходимости проживать в общежитиях учебного заведения, участвовать в конкурсах и дополнительных стипендиальных программах. Срок обучения составляет 5 лет (специалист ). Студенты заочной формы учатся без отрыва от работы. Как и студентам вечерних отделений, им не полагаются стипендии, студенческие проездные. Студенты «заочники» и «вечерники» учатся 6 лет (специалист).

Не менее интересна российская студенческая история. Так, до 1918 года студентами называли также выпускников вузов, которые не имели практического опыта работы. А в советское время студентами называли лишь учащихся вузов. Обучающиеся в средних специальных учебных заведениях именовались учащимися, в военно-учебных - курсантами и слушателями.

2-й ведущий : Пришла пора предоставить слово вашим кураторам (классным руководителям). Именно они будут вашими няньками все эти трудные, но интересные годы учебы. Это они будут отстаивать вас перед деканатом и комиссией по студенческим стипендиям. Это они будут ежедневно звонить вашим родителям перед началом сессии или в конце семестра и напоминать им, что их дети пока еще студенты. Это они будут несколько лет не только делить с вами горести и радости, но и станут надежным «буфером» между вами и администрацией нашего техникума (колледжа). Итак, встречайте.

2-й ведущий: Сегодня в этом зале присутствуют будущие юристы. Если юристы в зале, просим вас подняться и показать себя во всей красе. (Если в данном УСПО есть первокурсники-юристы, то они поднимаются с мест, а все присутствующие их приветствуют.)

Студенты в колледже

Огромное внимание при выборе учебного заведения стоит уделить Студенческой жизни внутри колледжа или техникума . Ведь студенческая жизнь является важной составляющей при развитии и реализации всего творческого потенциала будущего специалиста.

У каждого колледжа или техникума, конечно же, присутствует своя уникальная программа студенческого развития . При этом само название «студенческая жизнь» может подразумевать под собой множество аспектов деятельности студентов в учебно-воспитательном процессе. К ним можно отнести:

Студент убил преподавателя ОБЖ и себя в колледже в Москве

В настоящее время на месте преступления работают следователи и криминалисты. Проводится комплекс следственных действий, направленный на установление обстоятельств произошедшего и лиц, причастных к совершению преступления. Оперативники опрашивают руководство колледжа, коллег убитого педагога и однокурсников студента.

Зашедший после перемены в класс педагог обнаружил сначала тело 44-летнего учителя по ОБЖ Сергея Данилова. У него было перерезано горло. Чуть позднее в конце класса было найдено тело 18-летнего ученика 3 курса колледжа Андрея Е. Раны на его теле были идентичными.

Правила внутреннего распорядка

1.20 При проведении лабораторных работ, практических и семинарских занятий, занятий по физическому воспитанию и иностранному языку, а также при выполнении курсовой работы и на учебных практиках учебная группа может делиться на подгруппы численностью не менее 8 человек.

1.22 Производственная (профессиональная) практика по профилю специальности и практика квалификационная (преддипломная) проводится, как правило, на предприятиях, в учреждениях и иных организациях на основе договоров, заключаемых между колледжем и этими организациями.

Студент московского колледжа убил преподавателя в день своего отчисления

«Сегодня должен был быть педсовет. На нем должны были решать, кого из студентов отчислят. Этот Андрей был первым претендентом. Потому что учился плохо, — рассказал корреспонденту » КП » четверокурсник Виктор Чуканов, — У Андрея был нервный срыв на фоне учебы и предстоящего отчисления. На последней фотографии — уже после убийства — он улыбается».

Сразу два трупа обнаружили в учебном кабинете колледжа «Западный комплекс непрерывного образования» на улице Гвардейской — 44-летнего преподавателя ОБЖ и его 18-летнего студента Андрея Емельянникова. У обоих на шее следы от насильственной смерти и колото-резаные ранения.

Адаптация студентов-первокурсников в колледже

Адаптация студентов в группе и в новом образовательном учреждении - самая главная проблема, которую необходимо преодолеть, как можно быстрее и, желательно, с положительным исходом. В преодолении этой проблемы играют большую роль преподаватели колледжа и, в первую очередь, куратор группы. Первокурсники в своей жизни приобретают новую роль - студент, они методом проб и ошибок пытаются освоить и оправдать ожидаемое от них поведение, на основе которого строят отношения со сверстниками, преподавателями. Большую роль в социальной адаптации играет формирование группы, чем быстрее она сформируется, тем быстрее студенты освоят свою новую роль.

В момент адаптации у студентов происходит кардинальная смена деятельности и окружения, их внутренние установки претерпевают сильные изменения. Происходит переориентация ценностей, освоение новых социальных ролей, студенты по- другому начинают воспринимать себя и других. Успешная адаптация первокурсника к жизни в колледже является залогом дальнейшего развития каждого студента как личности и как будущего специалиста.

Сценарий посвящения в студенты в колледже

Подготовительная работа . Праздник посвящения в студенты должен быть торжественным мероприятием. Поэтому некоторые моменты сценария могут носить ритуальный характер. Элементы ритуальности праздника могут стать традиционными - это усилит их эмоциональную эффективность. Поэтому при доработках и изменениях данного сценария целесообразно смысл тех или иных ритуалов сохранить.

Вы решили получить профессиональные знания в своем любимом деле. Думаю, что не ошибусь, если скажу, что подавляющее большинство из вас именно это любимое дело, желание превратить его в любимую профессию и привело в наше училище (лицей). Мы, преподаватели и Мастера, рады этому и готовы помочь вам пойти по избранному пути. Часть из вас уже сделали первые шаги, некоторые лишь вступают на эту дорогу.

1. К обучающимся в зависимости от уровня осваиваемой образовательной программы, формы обучения, режима пребывания в образовательной организации относятся:

1) воспитанники - лица, осваивающие образовательную программу дошкольного образования, лица, осваивающие основную общеобразовательную программу с одновременным проживанием или нахождением в образовательной организации;

2) учащиеся - лица, осваивающие образовательные программы начального общего, основного общего или среднего общего образования, дополнительные общеобразовательные программы;

4) аспиранты - лица, обучающиеся в аспирантуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;

5) адъюнкты - лица, проходящие военную или иную приравненную к ней службу, службу в органах внутренних дел в адъюнктуре по программе подготовки научно-педагогических кадров;

(см. текст в предыдущей редакции)

6) ординаторы - лица, обучающиеся по программам ординатуры;

7) ассистенты-стажеры - лица, обучающиеся по программам ассистентуры-стажировки;

8) слушатели - лица, осваивающие дополнительные профессиональные программы, лица, осваивающие программы профессионального обучения, а также лица, зачисленные на обучение на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования, если иное не установлено настоящим Федеральным законом;

9) экстерны - лица, зачисленные в организацию, осуществляющую образовательную деятельность по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам, для прохождения промежуточной и государственной итоговой аттестации.

2. Специальные названия обучающихся, осваивающих дополнительные общеобразовательные программы в общеобразовательных организациях, имеющих целью подготовку несовершеннолетних граждан к военной или иной государственной службе, предусматриваются уставами этих образовательных организаций.

3. Студентам (курсантам) бесплатно предоставляется зачетная книжка, а студентам также студенческий билет. Образцы зачетной книжки и студенческого билета для студентов (курсантов), осваивающих образовательные программы среднего профессионального образования, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Образцы зачетной книжки и студенческого билета для студентов (курсантов), осваивающих программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.