Как подготовиться к зимней сессии. Подготовка к экзаменам: как с лёгкостью запомнить больше. Цифры и формулы

Всем привет! Зачеты , экзаменационная и сдача экзаменов — самое ответственное время в жизни студента . И сегодняшняя статья как раз на тему как подготовиться к сессии . Ведь хорошенько подготовиться к сессии , а затем на отлично сдать экзамены это долг студентов.

Самое главное , нужно повторить весь материал касающегося предмета , по которому предстоит сдача экзамена . А это значит , если Вы не пропускали лекции , внимательно слушали и делали конспекта , тогда Вам не трудно будет пробежаться по изученному материалу и быстренько все повторить , но , а если уж пропускали занятия , тогда увы , Вам придется в кротчайшие сроки все учить , чтобы не завалить экзамен .

Не пропускайте лекции ! Внимательно слушайте и делайте конспекты ! И тогда будет все гуд !

Как подготовиться к сессии — памятка студенту ! Обязательно к прочтению !

  1. Перевод студента с курса на курс и начисления стипендии (сумма ). Будет зависеть от итогов экзаменов
  2. Студент допускается к экзаменам тогда , когда у него сданы все зачеты , курсовые и др . работы за семестр . Исключением станут только уважительные причины
  3. Если по уважительной причине (утвержденные подходящим актом ), учащийся института не сдал в конкретные сроки собственные работы , то декан устанавливает сроки для сдачи зачета и экзамена
  4. За месяц до экзаменов , ректор согласовывает их расписание , после сообщает педагогам и учащимся . Для подготовки к 1 экзамену в среднем будет уходить три — четыре дня .
  5. У учащегося должна находиться зачетная книжка . Пред экзаменом он ее сдаёт экзаменатору , он ставит в ведомость № зачетки на 1 -вой страничке , так как в праве раскрыть только лишь ее , а когда поставит оценку в ведомость , то раскрывает ту страничку , на которую вносится оценка
  6. Проводятся экзамены в строгчайшем распорядке по ведомости , в ней уже помечены студенты , которые никак не имеют допуск к экзаменам . Экзамен делится на 3 вида по билетам , утверждается управляющим кафедрой : устный , письменный и в виде теста . На экзамене разрешено использовать тех . средства (ЭВМ и др .). Экзаменатор оставляет за собой преимущество установить студенту доп . вопросцы , задачки и примеры
  7. Экзамены принимает лектор , а зачеты преподаватель
  8. Зачеты по практическим и лабораторным работам воспринимаются по времени их исполнения . На практических упражнениях время от времени ведутся зачеты , типа контрольных работ . Зачет по семинарским занятием засчитывается по предоставленным рефератом или студент устно дает ответ на семинаре . Зачеты , которые не имеют экзамен ведутся до начала сессии , после завершения лекции . Студент в праве пересдавать зачеты лишь 3 раза по предмету , ежели он израсходовал собственные 3 попытки , то не допускается до сессии и отчисляется из учебного учреждения . Пересдачу студент согласовывает с педагогом , когда у него свободное время
  9. Во время экзамена учащийся ВУза пользуется лишь учебными программами , однако в некоторых вариантах экзаменатор позволяет применять справочную литературу . Посторонние лица на экзаменах и зачетах не находятся , исключением будет ежели лектор , проректор либо декан позволил им находиться
  10. Ежели студен сдаёт зачет на оценку (удовлетворительную ), то она идет ему в зачетку . Ежели на неуд , то она ставится только в ведомость . Если студент не является на экзамен , то в экзаменационную ведомость ставится отметка — «не явился» . Не явка на экзамен по не уважительной причине , ведет к последствию и декан факультета после экзамена ставит оценку неудовлетворительную
  11. Если у студента в сессию не более 2 -х оценок (неуд ), то с разрешения ректора и постановлением декана факультета студент имеет шанс перевестись на последующий курс . Однако , учащийся ВУЗа сдает все хвосты в срок , который устанавливает декан
  12. Отчисляются студенты по приказу ректора , которые имеют задолженности :
    1 . Не сдали экзамен по 3 -м и более предметам
    2 . Есть хвосты за первый семестр
    3 . Переведены на следующий курс , но не погасили задолженность во время (отчисляется студент с переведенного курса )
    4 . Не прошли практику либо получили оценку (неуд ), когда защищали отчет . В таком случае студент во время каникул отправляется снова на практику , а ели такая возможность отсутствует , то оставляется на повторное обучения либо отчисляется
  13. Во время экзаменационной сессии у учащегося не будет возможности пересдать экзамен . Исключения станет только уважительная причина , тогда декан позволяет учащемуся пересдать экзамен , однако лишь по 1 предмету и у того же экзаменатора . По 1 и тому же предмету позволяется пересдача экзамена не более 2 -х раз . Т .е дается только 2 попытки , а третью студен сдает уже комиссии

Вот так ! Так что , дорогие студенты , мотайте себе на ус !))) Но , а сейчас идем дальше !

Советы: как подготовиться к сессии

Так как подготовиться к сессии В первую очередь нужно узнать , когда будут зачеты и экзамены . Затем составить для себя график . Таким образом Вы уже будите знать как распределить время на подготовку . Узнайте все условия к допуску и пометьте их в график . Соберите всю не обходимую информацию , как происходит сдача зачета (спросите у старшекурсников )

На каждый поставленный вопрос дайте расширенный план ответа . Заведите для этого специальную тетрадь . Начинайте подготовку с более трудных по вашему мнению вопросов . Не нужно использовать только материал взятый с записей с лекций . Сходите в библиотеку и поищите редкие материалы , цитаты и документы . Это сыграет важную роль на экзамене .

Делайте перерывы . Гуляйте на свежем воздухе , сделайте зарядку . В общем расслабьтесь .

Перед экзаменами хорошенько отоспитесь , чтобы не дремать на экзамене перед преподавателем .

Обязательно позавтракайте , выпейте чашку чая с печением , так вы получите очередную порцию углеводов , которые нужны мозгу .

Ну вот и все ! Коротко и ясно ! Теперь вы знаете как подготовиться к сессии. Желаю удачи на экзамене ! Пока , пока !

К стати я уже писал ранее статью: Советы, которые помогут эффективно подготовиться к экзаменам

С уважением Алексей !

Сессия — непростое время даже для самых старательных студентов. Бывает, что выученный назубок материал выскакивает из головы от одного вида билетов на столе преподавателя. Что делать, если волнение на экзамене мешает сосредоточиться? Как попасть в разряд счастливцев, которые ходят на сессию как на праздник? Можно ли превратить процесс подготовки в увлекательное занятие? На эти и другие вопросы корреспондента БЕЛТА отвечает начальник психологической службы Белорусского государственного университета, практический психолог высшей категории Руслан Попок .

Студентам во время сессии необходимо соблюдать 5 золотых правил.

Во-первых, нужно грамотно распределить силы . Проанализировать, например, свое расписание: какой экзамен сложнее, какой проще. Взять у однокурсников конспекты пропущенных лекций. Если какие-то темы в течение семестра туговато шли, еще раз пролистать учебники.
Кроме того, в процессе подготовки важно учитывать, что любой человек имеет свой биологический ритм. У каждого из нас подъем сил, настроения сменяется спадом. Разница в интервале, поэтому один без устали может сидеть над учебниками полдня, другой — два часа, а кого-то уже через 20 минут тянет отложить конспекты в сторону. В любом случае свои биоритмы можно и нужно использовать во благо: в период подъема сил — учить, а когда активность идет на убыль — повторять пройденное.

Во-вторых, избегать зубрежки. Механически заученный текст имеет свойство безвозвратно улетучиваться из памяти на экзамене. А чтобы этого не произошло, знания нужно систематизировать. Изучая материал по тому или иному экзаменационному вопросу, постарайтесь запомнить самое главное. Эта информация в дальнейшем послужит своеобразным маячком. Если вспомнили ключевой факт, формулу, дату, то непременно придет на ум еще что-нибудь из того, что читали по данной теме. Такой подход дает гораздо больший эффект, чем простое заучивание. Кстати, правильно расставить маячки помогает преподаватель — на консультации, поэтому пропускать их не стоит.

Как отмечает Руслан Попок, во время сессии студенты часто приходят с просьбой помочь им снять напряжение. Многие считают, что готовиться к экзаменам нужно, в буквальном смысле слова, не поднимая головы от учебников. Но это совсем не так. Планирование отдыха – третье золотое правило успешного студента. «Сходите в театр, кино, посидите в кафе с друзьями или хотя бы прогуляйтесь на свежем воздухе», — советует психолог. Не стоит бояться, что упустите время и что-то не успеете выучить. Наоборот, после отдыха работоспособность увеличится.

Четвертое правило – уделите внимание своему питанию, которое должно быть полноценным и сбалансированным. Нельзя отказываться от обеда якобы из-за того, что нужно готовиться. Чувство голода не поможет хорошо усвоить изучаемый материал — скорее наоборот. На время сессии также забудьте о диетах. Ведь даже самая щадящая из них – стресс для организма, а тут еще экзамены. Двойная нагрузка! Специалисты настоятельно рекомендуют исключить из меню энергетические напитки. Эффективность их, может, и высока, но недолговечна. Затем неизменно наступает упадок сил, с которым бывает трудно справиться.

И, наконец, пятое. Займитесь спортом. Во время сессии студенты в основном ведут сидячий образ жизни. Однако сделать утром зарядку или сходить, например, в бассейн не помешает. С одной стороны, это позволит снять напряжение, а с другой (специалисты давно это установили) — уровень физической активности напрямую влияет на душевное состояние.

Непосредственно же перед экзаменом постарайтесь себя не накручивать. Не выпытывайте у тех, кто уже сдал, как все прошло, если чувствуете, что начинаете от этого волноваться еще больше. В аудиторию заходите уверенно. Всем своим видом показывайте, что вы все знаете. Суть не в том, чтобы произвести впечатление на преподавателя, пояснил Руслан Попок, таким образом вы сами настраиваетесь на успех.

Вытянув билет, отложите его в сторонку и дайте себе установку, что готовы ответить на вопросы, которые в него включены. Спокойно подготовьте свое рабочее место: достаньте ручку, лист бумаги. Перепишите первый вопрос, затем — второй. Привычные действия помогают разрядить обстановку: ничего необычного не происходит – значит, волноваться не о чем.

Работу над билетом психологи рекомендуют начинать с вопроса, который кажется более легким. Набросав схему ответа, то же самое сделайте и с более сложным заданием. Затем вернитесь и дополните предыдущий ответ. Такая, на первый взгляд, чехарда также помогает создать ощущение успеха. При необходимости можно разбавить ответ сведениями из смежных областей. Пригодиться, если преподаватель начнет задавать дополнительные вопросы. Некоторые могут поставить в тупик, но и в этом случае важно не терять уверенности.

«Ни в коем случае не начинайте оправдываться. Я, мол, учил, читал… — проигрывает ситуацию Руслан Попок. — Этим человек в первую очередь сам себе внушает, что не готов. Нужно уверенно, по деловому попросить, чтобы вам дали время на размышление». Взяв тайм-аут, постарайтесь перефразировать вопрос, перескажите его своими словами. Этим вы настроитесь на то, что начали проникать в суть проблемы, вернется уверенность в себе, а там и нужная дата-формула придет в голову. Впрочем, такой вариант возможен в том случае, если вы действительно что-то читали перед экзаменом.

Есть еще один простой совет, как уменьшить психологическую нагрузку во время сессии. Не живите одними экзаменами, живите тем, что будет после — каникулами. Стройте планы, назначайте встречи с друзьями. А еще лучше — думайте, как придете на учебу, отдохнувшие, поумневшие, набравшиеся опыта.

Кстати, сессия — стрессовый период не только для студентов, но и для преподавателей. Особенно для молодых. Те, кто постарше, умеют противостоять натиску со стороны некоторых студентов. Ведь иной раз молодые люди рассуждают так: оценку мне все равно поставят, никуда не денутся. Кто-то, чувствуя, что «плавает» во время ответа, начинает утверждать, что материала по данной теме не давали или давали недостаточно. Другой жалуется на плохое самочувствие, кое-кто (чаще девушки) иной раз принимаются плакать. Эти уловки стары как мир, преподаватели хорошо их знают и реагируют соответственно.

Однако бывает, что студент действительно попал в тяжелую жизненную ситуацию или же просто сильно накрутил себя перед экзаменами. Среди молодежи много максималистов, которым свойственно бросаться из крайности в крайность, отметил психолог. Сегодня молодой человек бесконечно уверен в себе, а завтра от былой уверенности может не остаться и следа. Опытный и чуткий преподаватель не станет усугублять и без того непростое психологическое состояние студента, но и поблажек не сделает, возможно, предложит прийти еще раз.

Вопросами, как справиться с волнением на экзамене, снять стресс, студенты задаются либо незадолго до сессии, либо уже после. Между тем к сессии, по мнению Руслана Попка, нужно начинать готовиться с начала учебного года. Анализировать свое поведение на экзаменах, выделять плюсы и минусы. Кому-то, возможно, стоит вести себя более уверенно, а кому-то наоборот, нужно быть поскромнее. А что касается пяти золотых правил, то их можно с успехом применять не только во время сессии, но и в течение всего учебного года, отметил психолог.

Person typing on laptop Free Photo
Если вы не можете спокойно жить перед сессией, вас мучает вопрос о ее закрытии, и вы не можете держать психической равновесие - купите бензопилу! Зачем она вам? Продолжайте читать статью и узнаете.
Предлагает 5 советов, которые помогут в подготовке к сессии. Не стоит выбирать роль жертвы в фильме ужасов с названием «Сессия грядет». НЕ вы должны боятся сессии, а наоборот!

Совет 1. Не впадайте в панику

На самом деле, сессия не столь страшна, как ее представляют. Что пугает больше всего? По мнению психологов - это неизвестность и отсутствие возможности повлиять на ситуацию. Если маленькие дети бояться темноты, то студенты - сессии. Бороться с проблемой следует следующим образом:

Узнайте график зачетов и экзаменов, чтобы узнать собственный график подготовки и распределить равномерно нагрузку. В этот период времени ваш план действий всегда должен быть на виду, поэтому загрузите его в смартфон или на компьютер. Его можно распечатать на листе А3 и повесить на стену, а потом отмечать выполненное.
Уточнить условия допуска к каждому предмету на сессии. Написать их в графире, сразу после каждого экзамена или зачета.
Спросить у старшекурсников, как проходит сдача каждого предмета и составить психологические портреты преподавателей.
Узнать у одногруппников и даже у преподавателей, какими материалами пользоваться для подготовки к экзаменам.
Узнать информацию о том, сколько экзаменов можно «завалить» и сроки дополнительной сессии. Надеемся, что информация вам не понадобится, но все же узнать стоит. Таким образом вы точно будете знать, сколько у вас есть времени и это снизит тревогу, в случае пересдачи.
Второй фактор страха - отсутствие контроля страха. От него можно избавится, стоит только понять, как действовать. Эта фобия бывает не только у первокурсников, но и у тех, кто имеет негативный опыт «сдачи хвостов». Разумеется, перед сессией, после сора необходимой информации, стоит обдумать следующие действия:
Что нужно сделать для качественной подготовки?
Где взять необходимые материалы для подготовки?
Какие методы подготовки применить, что все успеть выучить к установленному сроку?
Ответы должны быть четкими и максимально лаконичными!

Совет 2. Кромсайте слона, он слишком большой

Если с паникой разобрались - это хорошо, но проблема осталась. Как бы морально готовы к подготовке, но количество конспектов, лекций и учебников отпугивает даже садится и начинать готовится. Перед вами неизвестность, а глыба кажется непосильной.

Как поступить? Брать в руки бензопилу!

Главный принцип тайм-менеджмента: для того чтобы съесть слона - приготовьте из него груду бифштексов.

Для этого вам понадобится создать четкий план собственных действий, который будет разбит на задачи и подзадачи.

Совет 3. Расставляем приоритеты, делегируем задачи

Помечтайте и вообразите, что вы Президент! Если это для вас слишком, то хотя бы директором предприятия. Если сроки уже поджимают - визуализируйте, вы антикризисный менеджер!

Выберите стратегию подготовки к сдачи каждого предмета и остановите сроки.
Определите приоритеты (выделите самые сложные и самые легкие задания).
Оцените будущую оценку в зачетке. Нет смысла тратить время на предмет, если преподаватель не вдумываясь поставит отметку или же «завалит» в любом случае.
Разберитесь, кто вам может предоставить материалы для качественной подготовки. В случае необходимости, обратитесь еще к студлансерам, которые предоставлять хорошие шпаргалки.
Отдайте часть задач тем, кто может вам помочь. К примеру, студлансеры с радостью вам помог, и вы сократите время на подготовку. Они сгрызут вместе с вами не слона, а целого бронтозавра.
Велите переговоры и налаживайте контакты. Большую часть проблем с допуском можно решить именно таким образом. Не бойтесь, преподаватели также в какой-то мере заинтересованы в сдачи вами зачета или экзамена.
Ведите отчётность. Таким образом вы будете видеть результат своей работы и предстоящая сессия не будет казаться такой тяжелой.
Немаловажно, эти навыки необходимо применять в профессиональной жизни и собственном тайм -менеджменте!
Совет 4. Мотивация

Поработайте над мотивацией. Чем выше мотивация - тем проще качественно подготовиться к сессии. Определите для себя цели, которые будут вашими мотиваторами. Их можно распечатать, написать и даже нарисовать. Они должны быть всегда на виду: в учебниках, тетрадях, на стенах, в планере.

Учтите, что «не вылететь из вуза», «получать стипендию», «не быть худшим» - мотиваторы, которые работают плохо. Остановите свой выбор на той мотивации, которая будет способствовать вашей самореализации или профессиональным достижениям. К примеру: «Благодаря собственным зданиям я смогу стать хорошим специалистов и смогу себе ни в чем не отказывать», «Если я буду все учить и понимать - через 10 лет куплю себе виллу».

Помните, что мотиваторы не должны начинается с отрицаний «НЕ». К примеру, «Остаться в вузе» гораздо лучше звучит, нежели «Не вылететь из университета».

Для усиления мотивации лучше всего установить награды, которые должны быть промежуточными и глобальными.

Совет 5. Не драматизируте

Вы все сможете осилить! Мы в начале статьи уверяли, что все можно усилить, если у вас есть бензопила, мотиваторы и мозг, который работает. Если студент драматизируете ситуацию, то подготовится к сессии будет сложнее.
Не падайте в обморок, даже если масштабность стоящий задач вас пугает. Это сессия и она всего лишь одна из многих. Все сдавали, и вы сдадите!

Неважно, какой студент, – отличник, который весь семестр пишет лекции и понимает, что происходит на семинарах. Или весёлый малый, который живет по принципу «и так прокатит».
В любом случае, при слове «сессия» будет сосать под ложечкой, хотя не очень понятно, что это и где, но в книжках так пишут.

День до экзамена самый прекрасный день за целый месяц. Именно сегодня можно несколько раз выйти «подышать свежим воздухом», переслушать любимые альбомы, узнать как дела у друзей, сесть писать статью или внезапно затеять уборку ― в общем, делать всё, лишь бы оттянуть неизбежную подготовку.

Вечером приходит осознание, что тянуть дальше уже нельзя. И тут начинается синхронное плавание в Интернете, нежные объятия с книгами и конспектами (классно если они есть), и поиск хотя бы одного одногруппника, который тоже этой ночью пытается бороться с timeline.

«Твой Плюс» составил 10 советов, которые помогут подготовиться к экзамену за один день:

1) Надо спать! Серьёзно. Поэтому лучше всего готовиться к экзамену днём, а ночью выспаться и закрепить изученное. Отсюда и появилась традиция класть учебник на ночь под подушку.
Если всё-таки готовитесь к экзамену ночью, поспите утром 1,5 или 3 часа. Это поможет активизировать процессы «утрамбовывания» информации.

2) Не надо спать! В процессе подготовки, конечно же. Заливать в себя литрами кофе и энергетики ― классика. Вообще, их нельзя смешивать, иначе получается обратный эффект. Даже обычный кофе с молоком или сгущёнкой работают лучше эспрессо, так как стимулируют не только кофеином, но и мощной дозой углеводов.
Никаких таблеток для активизации умственной активности не стоит принимать, за один день эффект будет нулевой.

3) Что есть во время спринтерской подготовки к экзамену? Орехи – лучшая дозаправка.
Если готовитесь к экзамену днём, обязательно начните этот день с полезного энергетического завтрака (это запустит обменные процессы и заставит мозг работать эффективней).
Обед и ужин должны давать энергию, но не быть плотными и жирными: иначе захочется полежать, а там и до сна недалеко.

4) Отдыхайте! В течение каждого часа выделяйте 5–10 минут на отдых: йога, медитация (не засните только), растяжка, разминка, ничего не делание. Что угодно, что поможет на это время забыть о подготовке и расслабиться.

5) Вопросы, которые учить первыми:

  • Если в течение семестра что-то отложилось в голове – начинайте учить экзаменационные вопросы, о которых вы уже имеете представление.
  • Второй вариант – поступательно двигаться строго по логике изучаемых тем. Этого принципа стоит придерживаться в тех случаях, когда каждая последующая тема базируется на предыдущих.
  • Если приверженец мнемотехники, то имеет смысл учить билеты друг за дружкой, «расставляя» информацию в голове.
  • Сложное надо учить первым, пока концентрация и энергия на пике.


6) Не успеваете выучить все вопросы? Не стоит играть в рулетку, надеясь, что попадётся нужный билетик. Целесообразней поступить так: выучить первые вопросы каждого билета, а по вторым – пройтись слегка.
Бодрое начало обеспечит вам благоволение преподавателя.

7) Найти информацию по экзаменационным билетам. К счастью, не бывает групп, где учится один студент. Сессия ― чудесное время для сплочения, вы становитесь как никогда близки с одногруппниками, кое-где даже проявляется ментальная связь.
Поэтому объединяйтесь, делите вопросы между собой: экономия времени налицо.

8) Ограничить поступление информации по каждому вопросу. Досконально вникнуть в изучаемые темы не удастся в любом случае, поэтому важно, чтобы вся необходимая информация была по делу, изложена кратко и структурировано.
Короткий ответ вместо главы учебника – вот что нужно спринтеру, у которого на изучение одного вопроса всего 10–30 минут.

9) Не зацикливаться на отдельных вопросах. Не позволяйте себе тратить на один вопрос 2–3 часа. Устанавливайте таймер, это мобилизует.

10) Найти соучастников. Готовьтесь вдвоём, втроём, проговаривайте темы, объясняйте их друг другу.
Эта технология позволит понять то, что изучаете, чтобы своими словами рассказать на экзамене.

Как работать с электронным учебником и электронной хрестоматией

Электронные учебники и электронные хрестоматии – современные источники информации, составленные в полном соответствии с требованиями учебных планов и учебных программ.

Электронный учебник содержит учебную программу, сам учебник, небольшую хрестоматию, включающую несколько наименований близких информационных источников и дополняющих отдельные разделы учебника, тренировочный тест-контроль, вопросы для подготовки к зачету или экзамену. Работа с электронным учебником при наличии хорошего компьютера становится не только важным, но и увлекательным делом, тем более, что в соответствии с логикой создания учебника, можно легко найти все необходимые сведения, поработать со схемами, графиками, рисунками, видео- и аудио-материалами, составить электронный конспект учебника или целиком скопировать его для последующей работы в домашних условиях. Возможность многократного возвращения к трудным местам учебника, использование дополнительных материалов из других информационных источников, имеющихся в хрестоматии, текущая проверка усвоения материала по тестам существенно расширяют информационное поле по сравнению с традиционными учебниками.

Электронная хрестоматия включает в себя все самые важные источники информации по изучаемой дисциплине. В неё входят классические труды выдающихся ученых прошлого, монографии, написанные в последние годы, учебники и учебные пособия, имеющие грифы Министерства образования,Учебно-методических объединений по специальности, отмеченные премиями как лучшие учебные пособия России. Многие хрестоматии содержат иностранные источники, с которыми студент может работать при подготовке курсовых и дипломных работ. Встроенные поисковые системы облегчают работу с хрестоматиями и позволяют пользоваться ими в различных режимах обработки информации. По сути, электронная хрестоматия – внушительная часть собственной библиотеки будущего специалиста. К окончанию института эта своеобразная «книжная полка» разрастется до внушительных размеров, обеспечив специалисту любой справочный материал по его профессии и прекрасные навыки работы с самыми современными поисковыми системами.

Подготовка к экзаменационной сессии и сдача экзаменов и зачетов является ответственейшим периодом в работе студента. Серьезно подготовиться к сессии и успешно сдать все экзамены - долг каждого студента.

Основное в подготовке к сессии - это повторение всего материала, курса или предмета, по которому необходимо сдавать экзамен. Только тот успевает, кто умеет хорошо повторять материал, который был прослушан на лекциях, законспектирован и закреплен на самостоятельных занятиях. Такое повторение предполагает обобщение, углубление, а в ряде случаев и расширение усвоенных за семестр знаний.


Если студент плохо работал в семестре, пропускал лекции либо слушал их невнимательно и не конспектировал, не изучал рекомендованную литературу, то в процессе подготовки к сессии ему придется не повторять уже знакомое, а заново в короткий срок изучать весь материал, который его товарищи усвоили серьезно, основательно и поэтапно в течение семестра. Для такого студента подготовка к экзаменам будет трудным, а иногда и непосильным делом.

При подготовке к экзаменам необходимо помнить:

1. Готовиться к сессии надо с первых дней семестра: не пропускать лекций, работать над закреплением лекционного материала, выполнять все практические и лабораторные работы.

2. Приступать к повторению и обобщению материала необходимо задолго до сессии (примерно за месяц).

3. Перед повторением учебного материала необходимо еще раз свериться с типовой и рабочей программами (имеются в библиотеке университета, в методическом кабинете или на соответствующей кафедре), по которым велось преподавание. В случае какой-либо неясности следует получить у преподавателя необходимые разъяснения.

4. Готовиться к экзамену рекомендуется каждый день в одном и том же помещении и на одном и том же рабочем месте, т.к. в этом случае устанавливается ассоциативная взаимосвязь между окружающей обстановкой и процессом переработки информации. Это дает возможность в дальнейшем на экзамене воспроизводить все мельчайшие детали этой обстановки (что сделать довольно легко), а через установившиеся ассоциативные связи - саму информацию, которую требовалось запомнить непосредственно для экзамена. Возможны и другие искусственные приемы для запоминания, которых великое множество и которые должны быть в арсенале у каждого студента.

Но одно из важных условий укрепления памяти - это ее постоянное тренировка. Хотя мысль о том, что повторение - мать учения, не оригинальна, нельзя лишний раз не сказать, что именно это упражнение - самое действенное и результативное.

5. Начинать повторение следует с чтения конспектов. Прочитав внимательно материал по предмету, приступить к тщательному повторению по темам и разделам. На этом этапе повторения следует использовать учебник и рекомендованную преподавателем дополнительную литературу. Нельзя ограничиваться при повторении только конспектами, ибо в них все записано весьма кратко, сжато, только самое основное. Вузовские же дисциплины надо усвоить достаточно широко с учетом всей программы курса. Это можно сделать только с помощью учебника и дополнительной литературы.

6. Повторяя материал по темам, надо добиваться его отчетливого усвоения. Рекомендуется при повторении использовать такие приемы овладения знаниями:

а) про себя или вслух рассказывать материал;

б) ставить самому себе различные вопросы (и почаще) и отвечать на них, руководствуясь программой (применять самоконтроль);

в) делать дополнительные записи, схемы, помогающие обобщить материал, синтезировать его;

г) рассказывать повторенный и усвоенный материал своим товарищам, отвечать на их вопросы и критически оценивать изложенное;

д) повторяя и обобщая, записывать в блокнот все непонятное, всякие сомнения, вновь возникающие вопросы и обязательно выяснить их на консультациях.

Повторение, в основном, надо закончить за день до экзамена, чтобы повторенный и закрепленный материал " отстоялся" в сознании и памяти. В этом случае останется некоторый резерв времени на доработку каких-либо упущений, а ответы на экзамене будут спокойнее, увереннее, без лишнего напряжения. Если студент приходит на экзамен, не прочитав целиком даже свой конспект, и продолжает " учить" у дверей аудитории, где его товарищи уже сдают экзамен, то он демонстрирует худший вид школярства, равнодушие к занятиям и безответственность.

В дни подготовки к экзаменам избегай чрезмерной перегрузки умственной работой, придерживайся гигиенического режима, чередуй труд и отдых.

Можно рекомендовать на этот период следующий режим дня. Подъем - в 7-00-7-30, утренний туалет, гимнастика, завтрак должны занять у тебя не более часа. В 8-00-8-30 приступай к занятиям (для них все должно быть подготовлено еще с вечера). Краткие паузы для отдыха устраивай через 50-55 минут интенсивной работы. После 2-3 часов занятий сделай перерыв на 30-40 минут. В это время можно поиграть в теннис или сделать гимнастику, выполнить хозяйственно-бытовые дела, проветрить помещение, выпить стакан сока, молока или чая.

После перерыва надо сосредоточенно позаниматься еще 2-2,5 часа.

Сразу после обеда (1-1,5 часа) заниматься не рекомендуется (труд малопроизводителен). Лучше сделать прогулку, выполнить какую-либо работу, не связанную с подготовкой к экзамену, либо поспать (если есть потребность - это самый лучший вариант). Затем надо опять напряженно позаниматься 2,5-3 часа и 1-2 часа после ужина.

Старайся весь объем работы распределять равномерно по дням, отведенным для подготовки к экзамену, и контролировать каждый день выполнения работы, старайся немного перевыполнить план. Тогда у тебя всегда будет резерв времени.

В день, предшествующий экзамену, занимайся не более, чем до 19 часов. Лучше до сна в этот день погулять где-нибудь в тихом месте (парк, лес), собраться с мыслями, но ни в коем случае не отвлекайся на посторонние дела. Утром обязательно позавтракай. Тогда на экзамен ты придешь бодрым и уверенным в своих силах. После сдачи экзамена остаток дня посвяти отдыху, сходи в театр, на стадион или в кино. Но ни в коем случае не забудь обязательно все подготовить для работы на следующий день. Ни в коем случае не употребляй спиртные напитки: даже в малых количествах они снизят твою работоспособность на несколько дней.

Свой бюджет надо продумать и организовать так, чтобы в период сессии ты мог хорошо и своевременно питаться 3-4 раза в день.

Как планировать самостоятельную работу. Ваши успехи в учебе определяются организацией самостоятельной работы. Только при систематической, напряженной работе можно рассчитывать на успешное овладения всей суммой знаний, навыков и умений, которые требуются в современном мире.

Многолетний опыт работы университетов и проведенные исследования показывают, что рабочий день студента должен быть равен 9-10 часам, а рабочая неделя – 54-60 часам. Для студентов младших курсов аудиторное занятие планируются по 6 часов в день. Следовательно, на самостоятельную работу ежедневно необходимо отводить 3-4 часа. Самостоятельная работа каждого студента зависит от его индивидуальных особенностей и степени предварительной подготовки.

Большое значение имеет умение правильно организовать свою работу. Приобрести такое умение Вы сможете при условии четкого планирования всех видов учебной деятельности с учетом имеющегося бюджета времени. Планирование окажется эффективным только в том случае, если Вы будете постоянно вести учет времени, которое фактически затрачивается на различные виды учебной и другой деятельности. Это позволит более точно определить время, необходимое для выполнения каждого вида работы.

Рассмотрим составляющие самостоятельной домашней работы:

· изучение лекционного материала, основой которого является конспект лекций;

· решение задач, которые выдаются преподавателями на практических занятиях;

· выполнение домашних заданий, которые выдаются на лекции;

· чтение и конспектирование отдельных разделов рекомендуемых учебников и учебных пособий, дополняющих лекционный материал;

· подготовка к лабораторным работам, практическим занятиям и семинарам, коллоквиумам, контрольным работам;

· выполнение курсовых работ;

· перевод иностранного текста и др.

Опыт высшей школы показывает, что на лекции запоминается не более 60-65% объема прослушанной информации, что обусловлено физиологическими особенностями кратковременной памяти человека. Для перевода информации из кратковременной памяти в долгосрочную, необходимо повторение и закрепление лекционного материала (чтение конспекта лекций, написание отдельных разделов лекций на черновике, повторение вслух отдельных разделов лекций и т.д. – в этом случае работает зрительная память), при этом, чем раньше проводится повторение, тем легче и прочнее информация запоминается.

При изучении лекционного материала нельзя ограничиваться только записями в конспектах. Вам следует обязательно использовать рекомендованные учебники и учебное пособие. Преподаватель из-за ограниченности времени часто не в состоянии в лекции детально излагать некоторые учебные вопросы и иллюстрировать их достаточным количеством примеров, фактических данных. Отдельные вопросы учебной программы вообще не излагаются в лекции, а рекомендуется для самостоятельного изучения по учебникам. Поэтому знания, полученные на основе лекционных конспектов, являются важными и основными, но неполными.