Храм Казанской иконы Пресвятой Богородицы. Губино. Церковь Казанской иконы Божией Матери

Село Губино находится между реками Клязьмой и Нерской и Сеньгой-озером, в 25 километрах от ст. Орехово-Зуево. По устным преданиям, Губино (в прошлом - деревня Губинская) существует около 300 лет. Название селения произошло от губительной, гиблой, болотистой местности окрест деревни, где скрывались преследуемые царем и властью старообрядцы. В те далекие годы Губинская входила в состав Кудыкинской волости Покровского уезда Владимирской губернии и имела три улицы, названные по именам трех братьев-помещиков: Измайловскую, Николаевскую, Александровскую.

После 1861 года сюда переехали гуслицкие купцы-староверы Кокуновы. Тихон Александрович Кокунов вскоре построил одноэтажный кирпичный корпус для ткацкой и красильно-аппретурной фабрики с керосиновым освещением. Серапион Александрович Кокунов открыл ткацкую фабрику в двухэтажном корпусе. Всего у Кокуновых на фабриках было 250 ручных станков. Кузьма и Степан Кокуновы владели торфяными машинами. Промышленная добыча торфа в окрестностях Губина началась в 1913 году. Губинское болото относилось к Ликинским торфоразработкам.

Губинская старообрядческая моленная находилась сначала в доме крестьянина Кузнецова, затем было построено отдельное деревянное здание. В 1876 году на месте деревянной моленной на средства Серапиона и Тихона Кокуновых была выстроена каменная церковь старообрядцев белокриницкого согласия. Здесь разместилась главная губинская святыня - икона Казанской Божией Матери.

Существует предание об истории написания этой чудотворной иконы. В Губинской в начале XVIII века свирепствовала моровая язва. Старообрядческое население деревни, ужасно страдая от эпидемии, решило написать икону Божией Матери Казанской. Для этого были выбраны два ходока, которые отправились в Гуслицы, славившиеся искусными мастерами иконописи. В пути ходокам встретился незнакомый иконописец, который взялся написать икону и привезти ее в деревню. Ходоки возвратились домой. Время шло, а неизвестный иконописец икону все не нес. Народный сход заставил ходоков отправиться в путь для розыска пропавшего иконописца. Посланные уже подумывали сделать заказ другому мастеру, как вдруг на том же самом месте встретили того же самого иконописца, которого искали. Он отдал икону Божией Матери Казанской, ничего не взял с губинцев за работу и ушел неизвестно куда. По сей день никто не знает, кем же все-таки написана чудотворная икона. (Автор, рассказавший об этой иконе в №47 журнала «Церковь» за 1910 год, считал, что это случилось в начале XVIII века, но, поскольку в устных сказаниях время часто искажается, естественней предположить, что это было во время страшной моровой язвы 1771 года.)

В деревне икону поставили в старообрядческом молельном доме. В нем она пребывала до большого пожара 1847 года.

Всенародные почести и прославление Губинской чудотворной иконы начались с избавления от холеры села Слободищи Богородского уезда. В народной памяти год этот затерялся. Одной глухонемой девушке в Слободищах трижды являлся старец, который посоветовал съездить в Губинскую, взять оттуда святую икону Божией Матери и помолиться перед ней. Глухонемая вдруг заговорила и передала отцу о своем видении, а тот рассказал обо всем деревенским жителям. В тот же день были посланы гонцы в Губинскую. Икону привезли в Слободищи, стали служить перед ней молебен. Поднялся сильный вихрь, а затем шум. Все больные в селе выздоровели, эпидемия прекратилась. С тех пор большую часть года чудотворная икона посещала разные места старообрядческой России. Ее везде принимали с радостью и умилением.

Славную историю приобрела древняя земля Губинская. В прошлые века здесь существовал скит - основанная иноком Иосифом обитель, населенная 15 инокинями, приемлющими белокриницкую иерархию. Во владении скита была одна десятина земли. В разные годы посетили Губино и его храм во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы старообрядческие первосвятители Московские и всея Руси архиепископ Мелетий и митрополит Алимпий.

Журнал «Старообрядческая мысль» в 1915 году сообщал: «15 ноября сего года в храме Успения Пресвятой Богородицы, что на Апухтинке в Москве, состоялось торжественное богослужение по случаю принесения в храм чудотворного образа Казанской Пресвятой Богородицы (из деревни Губинской). Всенощную и Божественную литургию совершал архиепископ Мелетий… Постоянное пребывание вышеназванной чудотворной иконы в Губинской Кудыкинской волости Покровского уезда Владимирской губернии».

В Гуслицах был установлен порядок чествования чудотворной иконы Царицы Небесной: 11 июня торжество встречи и провождение иконы с крестным ходом совершалось в Селиванихе, 12-го - в Степановке, 13-го - в слободе Абрамовке, 15-го - в Шувое, 17-го - в Нарееве. В эти дни все работы прекращались даже на механических ткацких фабриках. Моление в честь прибытия святыни начиналось вечером служением всенощной, а утром проводилась Божественная литургия с произнесением торжественной речи, после которой по колокольному звону все собирались на крестный ход вокруг селения по полям. Тут же служились молебны с водоосвящением. Затем икона следовала в соседний приход.

Духовенство господствующей церкви часто ополчалось против чудотворной иконы, искало случая отобрать ее у старообрядцев. До 80-х годов XIX века даже открытое перенесение святой иконы из храма поперек улицы с пением считалось преступлением, и почти вся уездная полиция приводилась в боевую готовность. Старообрядцы ревностно и бдительно охраняли дорогую святыню: от властей икону прятали в закрома, в рожь и т.п. Если везли икону в другую деревню, то обычно ее прятали в середину какой-нибудь клади, чтобы избежать подозрения полицейских. До 1915 года икона находилась в доме братьев Кокуновых.

Первым священником, настоятелем храма стал о. Иоанн. В 20-е годы в возрасте около 70 лет отец Иоанн был репрессирован и по дороге в ссылку умер. Об этом позже сообщили прихожанам местные купцы-старообрядцы, также подвергшиеся репрессиям.

Преемник о. Иоанна - священноиерей Филарет - служил также в 20-е годы, дальнейшая судьба его неизвестна. Печальную участь предшественников разделил настоятель храма о. Никола, служивший до 1937 года. Он также пополнил ряды страдальцев за веру. Пришедшему ему на смену отцу Еразму довелось окормлять храм в Губине всего лишь два-три года. В 1940-м его служба прервалась, и можно догадаться, по какой причине. В эти же самые годы преследований за святую веру многое претерпело и само здание православного старообрядческого храма - на рубеже 1939-1940 годов святыня горела, а вскоре храм использовался (вплоть до 1945-го) не по назначению. По воле власти, здание отняли у верующих в пользу местного колхоза.

И в эти страшные годы разгула атеизма, войны, голода и разрушений к православным христианам, лишенным святыни, приезжали духовные пастыри из других мест. Священники проводили богослужения на дому. Среди духовных подвижников, приезжавших в Губино в 1940-1945 гг., известны орехово-зуевские старообрядческие священнослужители о. Стефан и о. Иоанн.

После Победы нашего народа над фашизмом верующим и духовным православным пастырям со стороны сталинского правительства оказывалось некоторое послабление. Поруганное властями здание губинского храма возвратили местной старообрядческой общине. С 1945 по 1960 гг. здешний приход возглавлял отец Сергий. Он сразу же принял деятельное участие в восстановлении храма. По воспоминаниям прихожан, о. Сергий обладал великолепным певческим голосом. Также рассказывают, что он долгие годы до своего священства служил диаконом в старообрядческом Покровском кафедральном храме на Рогожском кладбище в Москве. Вслед за ним, с 1960 по 1962 гг., настоятелем губинского храма стал о. Максим. По словам старожилов, он родом из Гуслиц. В эти годы верующие ощутили на себе новые «приступы» хрущевского воинствующего атеизма.

На смену о. Максиму пришел священноиереей Антоний. По некоторым данным, он был из Орехово-Зуева. Как и везде, в Гуслицах в это время остро недоставало старообрядческих священников, о. Антонию выпала нелегкая миссия окормлять несколько приходов. К примеру, в его ведении находился и старообрядческий храм деревни Язвищи. Служил этот священник-подвижник и в московских храмах. Он умер в 1983 году, в возрасте сорока с небольшим лет.

Затем почти целое десятилетие у губинского храма не было постоянного настоятеля. В 80-е годы священников сюда направляла Московская старообрядческая Архиепископия. И, наконец, в 1992 году постоянным священником стал отец Зотик (Еремеев). В этот сан его рукоположил первый старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Алимпий. Еще в бытность о. Антония о. Зотик ревностно служил в губинском храме уставщиком. Сам Зотик Иоасафович Еремеев родился в 1947 году в семье коренных староверов. Позднее закончил Духовную семинарию. До 1994-1995 гг. о. Зотик являлся настоятелем храма, многое претерпел от святотатцев, пытавшихся ограбить святыню и украсть чудотворную икону Казанской Пресвятой Богородицы.

В 1994 году о. Зотик принял иноческий постриг с именем Зосима, хиротонисан в епископы митрополитом Алимпием в сослужении с епископом Силуяном и архиепископом Иоанном и направлен в епархию Кишиневскую и всея Молдавии Русской Православной Старообрядческой Церкви.

Село Губино находится между реками Клязьмой и Нерской и Сеньгой-озером, в 25 километрах от ст. Орехово-Зуево. После 1861 года в село Губино переехали гуслицкие купцы-староверы Кокуновы.

Губинская старообрядческая моленная находилась сначала в доме крестьянина Кузнецова, затем было построено отдельное деревянное здание. В 1876 году на месте деревянной моленной на средства Серапиона и Тихона Кокуновых была выстроена каменная церковь старообрядцев белокриницкого согласия. Здесь разместилась главная губинская святыня — икона Казанской Божией Матери.

Существует предание об истории написания этой чудотворной иконы. В Губинской в начале XVIII века свирепствовала моровая язва. Старообрядческое население деревни, ужасно страдая от эпидемии, решило написать икону Божией Матери Казанской. Для этого были выбраны два ходока, которые отправились в Гуслицы, славившиеся искусными мастерами иконописи. В пути ходокам встретился незнакомый иконописец, который взялся написать икону и привезти ее в деревню. Ходоки возвратились домой. Время шло, а неизвестный иконописец икону все не нес. Народный сход заставил ходоков отправиться в путь для розыска пропавшего иконописца. Посланные уже подумывали сделать заказ другому мастеру, как вдруг на том же самом месте встретили того же самого иконописца, которого искали. Он отдал икону Божией Матери Казанской, ничего не взял с губинцев за работу и ушел неизвестно куда. По сей день никто не знает, кем же все-таки написана чудотворная икона. (Автор, рассказавший об этой иконе в № 47 журнала «Церковь» за 1910 год, считал, что это случилось в начале XVIII века, но, поскольку в устных сказаниях время часто искажается, естественней предположить, что это было во время страшной моровой язвы 1771 года.)

В деревне икону поставили в старообрядческом молельном доме. В нем она пребывала до большого пожара 1847 года.

Всенародные почести и прославление Губинской чудотворной иконы начались с избавления от холеры села Слободищи Богородского уезда. В народной памяти год этот затерялся. Одной глухонемой девушке в Слободищах трижды являлся старец, который посоветовал съездить в Губинскую, взять оттуда святую икону Божией Матери и помолиться перед ней. Глухонемая вдруг заговорила и передала отцу о своем видении, а тот рассказал обо всем деревенским жителям. В тот же день были посланы гонцы в Губинскую. Икону привезли в Слободищи, стали служить перед ней молебен. Поднялся сильный вихрь, а затем шум. Все больные в селе выздоровели, эпидемия прекратилась. С тех пор большую часть года чудотворная икона посещала разные места старообрядческой России. Ее везде принимали с радостью и умилением.

Славную историю приобрела древняя земля Губинская. В прошлые века здесь существовал скит — основанная иноком Иосифом обитель, населенная 15 инокинями, приемлющими белокриницкую иерархию. Во владении скита была одна десятина земли. В разные годы посетили Губино и его храм во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы старообрядческие первосвятители Московские и всея Руси архиепископ Мелетий и митрополит Алимпий.

Первым священником, настоятелем храма стал о. Иоанн. В 20-е годы в возрасте около 70 лет отец Иоанн был репрессирован и по дороге в ссылку умер. Об этом позже сообщили прихожанам местные купцы-старообрядцы, также подвергшиеся репрессиям.

Преемник о. Иоанна — священноиерей Филарет — служил также в 20-е годы, дальнейшая судьба его неизвестна. Печальную участь предшественников разделил настоятель храма о. Никола, служивший до 1937 года. Он также пополнил ряды страдальцев за веру. Пришедшему ему на смену отцу Еразму довелось окормлять храм в Губине всего лишь два-три года. В 1940-м его служба прервалась, и можно догадаться, по какой причине. В эти же самые годы преследований за святую веру многое претерпело и само здание православного старообрядческого храма — на рубеже 1939-1940 годов святыня горела, а вскоре храм использовался (вплоть до 1945-го) не по назначению. По воле власти, здание отняли у верующих в пользу местного колхоза.

И в эти страшные годы разгула атеизма, войны, голода и разрушений к православным христианам, лишенным святыни, приезжали духовные пастыри из других мест. Священники проводили богослужения на дому. Среди духовных подвижников, приезжавших в Губино в 1940-1945 гг., известны орехово-зуевские старообрядческие священнослужители о. Стефан и о. Иоанн.

После Победы нашего народа над фашизмом верующим и духовным православным пастырям со стороны сталинского правительства оказывалось некоторое послабление. Поруганное властями здание губинского храма возвратили местной старообрядческой общине. С 1945 по 1960 гг. здешний приход возглавлял отец Сергий. Он сразу же принял деятельное участие в восстановлении храма. По воспоминаниям прихожан, о. Сергий обладал великолепным певческим голосом. Также рассказывают, что он долгие годы до своего священства служил диаконом в старообрядческом Покровском кафедральном храме на Рогожском кладбище в Москве. Вслед за ним, с 1960 по 1962 гг., настоятелем губинского храма стал о. Максим. По словам старожилов, он родом из Гуслиц. В эти годы верующие ощутили на себе новые «приступы» хрущевского воинствующего атеизма.

На смену о. Максиму пришел священноиереей Антоний. По некоторым данным, он был из Орехово-Зуева. Как и везде, в Гуслицах в это время остро недоставало старообрядческих священников, о. Антонию выпала нелегкая миссия окормлять несколько приходов. К примеру, в его ведении находился и старообрядческий храм деревни Язвищи. Служил этот священник-подвижник и в московских храмах. Он умер в 1983 году, в возрасте сорока с небольшим лет.

Затем почти целое десятилетие у губинского храма не было постоянного настоятеля. В 80-е годы священников сюда направляла Московская старообрядческая Архиепископия. И, наконец, в 1992 году постоянным священником стал отец Зотик (Еремеев). В этот сан его рукоположил первый старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Алимпий. Еще в бытность о. Антония о. Зотик ревностно служил в губинском храме уставщиком. Сам Зотик Иоасафович Еремеев родился в 1947 году в семье коренных староверов. Позднее закончил Духовную семинарию. До 1994-1995 гг. о. Зотик являлся настоятелем храма, многое претерпел от святотатцев, пытавшихся ограбить святыню и украсть чудотворную икону Казанской Пресвятой Богородицы.

В 1994 году о. Зотик принял иноческий постриг с именем Зосима, хиротонисан в епископы митрополитом Алимпием в сослужении с епископом Силуяном и архиепископом Иоанном и направлен в епархию Кишиневскую и всея Молдавии Русской Православной Старообрядческой Церкви.

С 1 июня 1995 года в Губинском храме служит священник Александр (Селин), рукоположенный митрополитом Алимпием. Его дед Петр Александрович Селин (1890-1967 гг.) был известным старообрядческим деятелем, протоиереем, благочинным Горьковской области.

Нынешний храм деревни Губино освящен во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В 2014 году исполняется 125 лет со дня его освящения.

Славная история старообрядческой святыни продолжается.

Село Губино находится между реками Клязьмой и Нерской и Сеньгой-озером, в 25 километрах от ст. Орехово-Зуево. По устным преданиям, Губино (в прошлом - деревня Губинская) существует около 300 лет. Название селения произошло от губительной, гиблой, болотистой местности окрест деревни, где скрывались преследуемые царем и властью старообрядцы. В те далекие годы Губинская входила в состав Кудыкинской волости Покровского уезда Владимирской губернии и имела три улицы, названные по именам трех братьев-помещиков: Измайловскую, Николаевскую, Александровскую.

После 1861 года сюда переехали гуслицкие купцы-староверы Кокуновы. Тихон Александрович Кокунов вскоре построил одноэтажный кирпичный корпус для ткацкой и красильно-аппретурной фабрики с керосиновым освещением. Серапион Александрович Кокунов открыл ткацкую фабрику в двухэтажном корпусе. Всего у Кокуновых на фабриках было 250 ручных станков. Кузьма и Степан Кокуновы владели торфяными машинами. Промышленная добыча торфа в окрестностях Губина началась в 1913 году. Губинское болото относилось к Ликинским торфоразработкам.

Губинская старообрядческая моленная находилась сначала в доме крестьянина Кузнецова, затем было построено отдельное деревянное здание. В 1876 году на месте деревянной моленной на средства Серапиона и Тихона Кокуновых была выстроена каменная церковь старообрядцев белокриницкого согласия. Здесь разместилась главная губинская святыня - икона Казанской Божией Матери.

Существует предание об истории написания этой чудотворной иконы. В Губинской в начале XVIII века свирепствовала моровая язва. Старообрядческое население деревни, ужасно страдая от эпидемии, решило написать икону Божией Матери Казанской. Для этого были выбраны два ходока, которые отправились в Гуслицы, славившиеся искусными мастерами иконописи. В пути ходокам встретился незнакомый иконописец, который взялся написать икону и привезти ее в деревню. Ходоки возвратились домой. Время шло, а неизвестный иконописец икону все не нес. Народный сход заставил ходоков отправиться в путь для розыска пропавшего иконописца. Посланные уже подумывали сделать заказ другому мастеру, как вдруг на том же самом месте встретили того же самого иконописца, которого искали. Он отдал икону Божией Матери Казанской, ничего не взял с губинцев за работу и ушел неизвестно куда. По сей день никто не знает, кем же все-таки написана чудотворная икона. (Автор, рассказавший об этой иконе в №47 журнала «Церковь» за 1910 год, считал, что это случилось в начале XVIII века, но, поскольку в устных сказаниях время часто искажается, естественней предположить, что это было во время страшной моровой язвы 1771 года.)

В деревне икону поставили в старообрядческом молельном доме. В нем она пребывала до большого пожара 1847 года.

Всенародные почести и прославление Губинской чудотворной иконы начались с избавления от холеры села Слободищи Богородского уезда. В народной памяти год этот затерялся. Одной глухонемой девушке в Слободищах трижды являлся старец, который посоветовал съездить в Губинскую, взять оттуда святую икону Божией Матери и помолиться перед ней. Глухонемая вдруг заговорила и передала отцу о своем видении, а тот рассказал обо всем деревенским жителям. В тот же день были посланы гонцы в Губинскую. Икону привезли в Слободищи, стали служить перед ней молебен. Поднялся сильный вихрь, а затем шум. Все больные в селе выздоровели, эпидемия прекратилась. С тех пор большую часть года чудотворная икона посещала разные места старообрядческой России. Ее везде принимали с радостью и умилением.

Славную историю приобрела древняя земля Губинская. В прошлые века здесь существовал скит - основанная иноком Иосифом обитель, населенная 15 инокинями, приемлющими белокриницкую иерархию. Во владении скита была одна десятина земли. В разные годы посетили Губино и его храм во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы старообрядческие первосвятители Московские и всея Руси архиепископ Мелетий и митрополит Алимпий.

Журнал «Старообрядческая мысль» в 1915 году сообщал: «15 ноября сего года в храме Успения Пресвятой Богородицы, что на Апухтинке в Москве, состоялось торжественное богослужение по случаю принесения в храм чудотворного образа Казанской Пресвятой Богородицы (из деревни Губинской). Всенощную и Божественную литургию совершал архиепископ Мелетий... Постоянное пребывание вышеназванной чудотворной иконы в Губинской Кудыкинской волости Покровского уезда Владимирской губернии».

В Гуслицах был установлен порядок чествования чудотворной иконы Царицы Небесной: 11 июня торжество встречи и провождение иконы с крестным ходом совершалось в Селиванихе, 12-го - в Степановке, 13-го - в слободе Абрамовке, 15-го - в Шувое, 17-го - в Нарееве. В эти дни все работы прекращались даже на механических ткацких фабриках. Моление в честь прибытия святыни начиналось вечером служением всенощной, а утром проводилась Божественная литургия с произнесением торжественной речи, после которой по колокольному звону все собирались на крестный ход вокруг селения по полям. Тут же служились молебны с водоосвящением. Затем икона следовала в соседний приход.

Духовенство господствующей церкви часто ополчалось против чудотворной иконы, искало случая отобрать ее у старообрядцев. До 80-х годов XIX века даже открытое перенесение святой иконы из храма поперек улицы с пением считалось преступлением, и почти вся уездная полиция приводилась в боевую готовность. Старообрядцы ревностно и бдительно охраняли дорогую святыню: от властей икону прятали в закрома, в рожь и т.п. Если везли икону в другую деревню, то обычно ее прятали в середину какой-нибудь клади, чтобы избежать подозрения полицейских. До 1915 года икона находилась в доме братьев Кокуновых.

Первым священником, настоятелем храма стал о. Иоанн. В 20-е годы в возрасте около 70 лет отец Иоанн был репрессирован и по дороге в ссылку умер. Об этом позже сообщили прихожанам местные купцы-старообрядцы, также подвергшиеся репрессиям.

Преемник о. Иоанна - священноиерей Филарет - служил также в 20-е годы, дальнейшая судьба его неизвестна. Печальную участь предшественников разделил настоятель храма о. Никола, служивший до 1937 года. Он также пополнил ряды страдальцев за веру. Пришедшему ему на смену отцу Еразму довелось окормлять храм в Губине всего лишь два-три года. В 1940-м его служба прервалась, и можно догадаться, по какой причине. В эти же самые годы преследований за святую веру многое претерпело и само здание православного старообрядческого храма - на рубеже 1939-1940 годов святыня горела, а вскоре храм использовался (вплоть до 1945-го) не по назначению. По воле власти, здание отняли у верующих в пользу местного колхоза.

И в эти страшные годы разгула атеизма, войны, голода и разрушений к православным христианам, лишенным святыни, приезжали духовные пастыри из других мест. Священники проводили богослужения на дому. Среди духовных подвижников, приезжавших в Губино в 1940-1945 гг., известны орехово-зуевские старообрядческие священнослужители о. Стефан и о. Иоанн.

После Победы нашего народа над немцами верующим и духовным православным пастырям со стороны сталинского правительства оказывалось некоторое послабление. Поруганное властями здание губинского храма возвратили местной старообрядческой общине. С 1945 по 1960 гг. здешний приход возглавлял отец Сергий. Он сразу же принял деятельное участие в восстановлении храма. По воспоминаниям прихожан, о. Сергий обладал великолепным певческим голосом. Также рассказывают, что он долгие годы до своего священства служил диаконом в старообрядческом Покровском кафедральном храме на Рогожском кладбище в Москве. Вслед за ним, с 1960 по 1962 гг., настоятелем губинского храма стал о. Максим. По словам старожилов, он родом из Гуслиц. В эти годы верующие ощутили на себе новые «приступы» хрущевского воинствующего атеизма.

На смену о. Максиму пришел священноиереей Антоний. По некоторым данным, он был из Орехово-Зуева. Как и везде, в Гуслицах в это время остро недоставало старообрядческих священников, о. Антонию выпала нелегкая миссия окормлять несколько приходов. К примеру, в его ведении находился и старообрядческий храм деревни Язвищи. Служил этот священник-подвижник и в московских храмах. Он умер в 1983 году, в возрасте сорока с небольшим лет.

Затем почти целое десятилетие у губинского храма не было постоянного настоятеля. В 80-е годы священников сюда направляла Московская старообрядческая Архиепископия. И, наконец, в 1992 году постоянным священником стал отец Зотик (Еремеев). В этот сан его рукоположил первый старообрядческий митрополит Московский и всея Руси Алимпий. Еще в бытность о. Антония о. Зотик ревностно служил в губинском храме уставщиком. Сам Зотик Иоасафович Еремеев родился в 1947 году в семье коренных староверов. Позднее закончил Духовную семинарию. До 1994-1995 гг. о. Зотик являлся настоятелем храма, многое претерпел от святотатцев, пытавшихся ограбить святыню и украсть чудотворную икону Казанской Пресвятой Богородицы.

В 1994 году о. Зотик принял иноческий постриг с именем Зосима, хиротонисан в епископы митрополитом Алимпием в сослужении с епископом Силуяном и архиепископом Иоанном и направлен в епархию Кишиневскую и всея Молдавии Русской Православной Старообрядческой Церкви.

С 1 июня 1995 года в Губинском храме служит священник Александр (Селин), рукоположенный митрополитом Алимпием. Его дед Петр Александрович Селин (1890-1967гг.) был известным старообрядческим деятелем, протоиереем, благочинным Горьковской области.

Нынешний храм деревни Губино освящен во имя Казанской иконы Пресвятой Богородицы. В 2009 году исполняется 120 лет со дня его освящения.

по материалам краеведческой работы «Губино старообрядческое» Титовой Натальи (Губинская СОШ) адрес публикации:

Исторически старообрядцы жили небольшими "анклавами", где по какой-то причине им удавалось закрепиться. Самые известные из таких "старообрядческих республик" Европейской России - Керженец, Иргиз и Гуслицы (все три названы по рекам). В Гуслицу, в глухие Мещерские леса, староверы бежали начиная с 1660-х годов, и именно они освоили в основном безлюдный угол, а позднее купцы-старообрядцы начали создавать на его перифериях крупные производства, сделав западную часть Мещеры главным промышленным районам Подмосковья.
О Егорьевске - одном из таких фабричных городов, будет отдельный рассказ. Пока же я рассажу о трёх гуслицких сёлах: Слободище, Ильинский Погост и Шувое, где по-прежнему, несмотря на близость Москвы и обилие дачников, живо староверие.

В эти края ведёт Егорьевское шоссе, и в принципе отсюда совсем недалеко до крупных городов и промышленных центров: в 30км южнее находится химический гигант Воскресенск, чуть дальше - Коломна; в 50км севернее - Орехово-Зуево и сплошная цепочка городов и посёлков вдоль дороги на Владимир. Полчаса пути на запад автобусом - и начиется сплошная застроенная территория, где деревни следуют одна за другой без перерыва.
Но здесь - удивительно глухой угол!

В этих лесах и жили староверы. Хотя Москва и была рядом, карательные экспедиции сюда ходили редко и своей цели не достигали. Возможно, причина была в том, что в непосредственной близости от столицы (даже и если это "вторая столица" в 18-19вв.) опасно вести боевые действия; возможно, в том, что староверы имели хороших покровителей - купцов, на которых держалась во многом и экономика Москвы.
Так или иначе, гусляки жили тут относительно безопасно. Трудились на фабриках - купцы охотно брали "своих", занимались ремёслами (например, иконописью - конечно же, для других староверов), а также - фальшивомонетничеством. Было нормально иметь несколько чеканных станков на деревню, а иконописцы в тайне "писали" и ассигнации. Кроме того, гусляки считались лучшими в России "тараканниками", то есть дезинсекторами. Известно, что именно гусляки были тараканниками в Кремле и в Большом театре.
Не брезговали тут и разбоем, поэтому Касимовский тракт считался опасной дорогой. Но еще больше Гуслицы известны как "кузница кадров" для Белокриницкого согласия - зажиточность и поголовная грамотность стали причиной того, что значительная часть духовенства РПСЦ на протяжении всей её истори является выходцами из Гуслиц (в том числе нынешний митрополит Корнилий).

Слободище

Панорама села Слободище - правда, не с трассы, от которой оно отрезано полосой рощ, а с окрестных лугов. Слободище находится у перекрёстка Егорьевского шоссе и дороги, соединяющей Егорьевск и Куровское. Именно в Слободище я и отправился из Куровского.

Крест у северного въезда в село (остановка "Слободище-Первое") - еще есть южный, но от северного ближе до церкви.

С первого взгляда Слободище - это обычный дачный посёлок дальнего Подмосковья, с небольшим количеством старых домов, и только вот эта табличка напоминает - село не такое простое:

От креста на възде до церкви идти минут 10-15 - она находится в северо-западном углу села, довольно далеко от обеих трасс - что и немудрено для нелегальной религии:

Деревянная Казанская церковь построена как молельный дом в 1882 году, и при взгляде издали только опытный человек мог признать в ней церковь. Главка появилась позже - в 1905-м, после манифеста о свободе вероисповедания, в "золотое десятилетие" староверов (тут повторяться не буду - могу лишь отослать к моим же постам о Москве старообрядческой).

По своей архитектуре эта церковь больше всего похожа на деревянные татарские мечети - ведь те сформировались так же: молельный дом с минаретом на крыше. Только тут вместо минарета - главка. Сравните с фотографией по ссылке.

Старообрядческие церкви, татарские мечети, еврейские синагоги - любые храмы угнетаемой на протяжении долгого времени религии приобретают похожие черты.

Имеется в Слободище и некоторое количество деревянных домов с резными наличниками:

А еще в Слободищах мне очень понравилась живность.

"Над твоей могилой будут кукареки петухать":

"Тебе кто разрешил тут снимать?!"

Видите, как укоризненно гусь на меня смотрит?

А положив фотоаппарат на землю и врубив максимальный зум, можно получить интересный вид:

Из Слободищи я прошёл через луга и рощу, и выбрался на Егорьевское шоссе.

Ильинский Погост

От Слободищ около 4 километров до отворота к следующему интересному селу - Ильинскому Погосту. За отворотом нужно пройти еще 800 метров по лесной дороге:

Помню, как когда-то я ехал поздним вечером на автобусе из Касимова, 6 часов по таким лесам. Была зима, мороз, темнота, мало машин - и мне казалось, что я в Сибири. В этому году обнаружил, что по крайней мере в Западной Сибири трассы действительно похожи на Егорьевское шоссе (на кадре выше - не оно).
А тем временем, за поворотом дороги открывается вот такой вид:

Гигантская колокольня Воскресенской церкви. Дело в том, что Ильинский Погост - это и есть село Гуслицы, "столица" всей "старообрядческой республики", а нынешнее название он получил в конце 19 века, когда Гуслицы объединили с несколькими соседними деревнями.

Северный въезд в Ильинсий Погост - не главный, поэтому здесь путника встречают сюрреалистические пейзажи развалин совхоза:

Неподалёку есть и еще один совхоз, действующий, но его сооружения фотографировать неинтересно.

Между тем, недалеко до Воскресенской церкви, построенной в 1822-50 годах. Освящена церковь была в 1840-м (последующие 10 лет ушли на строительство колокольни), и при её освящении присутствовал московский митрополит Филарет:

Храм вмещает до 2000 молящихся - для села это сверхестественный размер! И думается, строительство такой огромной и в общем-то ненужной тут церкви, которую освящал сам Митрополит - это один из элементов миссионерской деятельности, еще одна попытка искоренить гуслицкое староверие без кровопролития.

Дома и виды вокруг церкви:

На земле валялся вот такой агрегат - кажется, соха. Трудно поверить, что отсюда люди ездят в Москву на работу:

Хотя над Ильинским Погостом доминирует Воскресенская церковь, старообрядческого колорита здесь намного больше, чем в Слободище. На улицах постоянно видишь суровых бородатых мужиков с тяжёлым взглядом. Окладистые старорусские бороды всегда считались характерной чертой староверов, и здесь их видишь чаще на порядок. Если внешность современного "простого русского мужика" восходит скорее к облику фабричных рабочих, то староверы сохранили облик исконных крестьян. Но фотографировать их даже издалека я не рискнул.

В Ильинском Погосте хорошо сохранился небольшой, но чётко локализованный центр села:

Резьба с характерными для Гуслиц полукруглыми завершениями:

Отдельные здания, такие как сельская больница:

Ильинский Погост показался мне самым интересным из трёх посещенных сёл. Да и просто очень красивым:

По южной его окраине пролегает собственно Егорьевское шоссе (на севере - это объездная Егорьевска, переходящая в дорогу на Касимов):

Между Ильинским Погостом и Егорьевском можно увидеть еще несколько совершенно крышесносящих старых изб, облик которых вряд ли изменился за 100 лет - но заснять их у меня не получилось. Однако этот 15-километровый участок трассы интересен и сам по себе, может быть, на нём стоит сделать как минимум 1-2 остановки.

Шувое

Третье село находится севернее Егорьевска, в 10 километрах от последнего, и носит странное название ШувОе (ударение на "о"). Туда каждый час ходят автобусы с автовокзала Егорьевска и маршрутки из другой части города (остановка у перекрёстка Советской и Профсоюзной). Шувое - это даже не село, а ПГТ (до недавнего времени носил название Красный Ткач, оставшееся на некоторых картах).
Здесь, в бывшем селе Нареево (часть Шувого) сохранилась еще одна деревянная старообрядческая церковь - Троицкая. Чтобы пройти к ней, надо высадиться на первой остановке в селе и пройти еще 800 метров налево (теоретически, церковь видна на подъездах к селу).

Троицкая церковь, в отличие от Казанской в Слободищах, изначально строилась как храм - но имеет очень много черт молельного дома (о вероятных причинах я уже писал чуть выше)..

То, что я фотографирую церковь, заметила смотрительница - жещина лет 30, и сразу же подошла и потребовала представиться.
Я уже настроился на неприятный разговор с очередным "ловцом злоумышленников" (на этот раз заподозрили, что я могу привести сюда воров, а воры здесь бывают ежегодно), тем более что вид у женщины был очень боевой... но уже спустя 5 минут разговора она мне поверила, и вскоре мы уже говорили о вере. Вообще, эта женщина произвела на меня впечатление - чем дальше, тем больше я вижу, что не понимаю сути старообрядчества, но чувствую, что суть эту понять надо.
Впрочем, "доверяй - но проверяй". Я оставил смотрительнице свой номер телефона, а стало быть, если в ближайшее время церковь обворуют, я теоретически в круге подозреваемых.

Среди других сёл Шувое примечтельно количеством сохранившихся деревянных домов с резьбой:

На некоторых домах - солярные знаки. Такой же знак я увидел на доме священника, так что весьма вероятно, что традиционно они символизировали принадлежность хозяина к староверам:

Недалеко от Шувого находится село Устьяново с Никольской старообрядческой церковью начала ХХ века в новгородском стиле - она считается здесь главной из старообрядческих храмов, и даже служит местом паломничества. Но я туда ехать уже поленился.

Д. Губино.

Между сёлами Гора и Яковлево, в которых стоят православные храмы, расположено Губино, в старые времена населённое старообрядцами. Губино было во Владимирской губернии, в Покровском уезде.

В д. Губино владельцем Ликинской фабрики Алексеем Васильевичем Смирновым был куплен участок земли с домом и каменными надворными постройками, дом превращен в школу и подарен братству Святителя Петра Митрополита Московского. Губинская православная церковноприходская школа открылась в 1898 г. В школе ежегодно обучалось до 100 человек. Заведовал школой священник М.П. Преображенский, попечительницей была потомственная почётная гражданка Татьяна Яковлевна Смирнова.

С 1912 по 1915 г., по окончании семинарии, в д. Губино работал учителем церковноприходской школы в будущем священномученик Николай Дмитриевич Покровский (1890-1937). Он родился в семье диакона Димитрия Покровского в с. Архангельское Волоколамского уезда, окончил Волоколамское Духовное училище, и, в 1912 г., Вифанскую семинарию.

В 1915 г. только что рукоположенный диакон Николай Покровский был направлен в Покровский Хотьков монастырь .

В 1916 г. переведён в Москву к церкви Троицкой в Троицком.

В 1919 г. рукоположен во священника, призван в тыловое ополчение Красной Армии и служил в топливном отделе управления Кремля и домами ВЦИК.

В 1923 г. переведён к Спасской на Песках церкви, в 1930 г. - к Знаменской церкви (2-й Колобов пер.).

В июле 1930 г. о. Николай был арестован по подозрению в соучастии в делах двоюродного брата, священника Александра Козлова, и приговорён к трём годам лагерей. По возвращении из заключения о. Николай стал настоятелем церкви Рождества Христова в с. Ямкино.

Во второй раз отец Николай был арестован 26 ноября 1937 г., обвинен в контрреволюционной пропаганде и 10 декабря того же года расстрелян.

Репрессии советского периода были направлены как против православных, так и старообрядцев. Враги Христа не разбирали тонкостей обрядов.

По рассказам старожилов деревни и прихожан губинского старообрядческого храма, он был построен в 1889 г. на средства владельцев местных ткацких фабрик старообрядцев Кокуновых. В Губино сохранились дома Кокуновых, Серапиона и Тихона, которые они начали строить в 1876 г. одновременно с возведением храма. В советское время в домах Кокуновых жили учителя. Двухэтажное каменное здание фабрики Кокуновых было сожжено сразу после революции, в 1950-е гг. уцелевшие от пожара каменные стены фабрики повалили тракторами. В губинской церкви хранится чтимый образ Казанской Божией Матери.

Первым настоятелем храма стал о. Иоанн. Он продолжал служить здесь и в 1920-е гг. в возрасте около 70 лет. Судьба о. Иоанна завершилась трагически. Его репрессировали. По дороге в ссылку священник умер. После о. Иоанна служил старообрядческий священник Филарет. Настоятель храма о. Никола служил до своего ареста в 1937 г. Пришедшему на смену о. Еразму довелось окормлять храм в Губине всего лишь несколько месяцев. 27 октября 1937 г. старообрядческий губинский священник Еразм Иванович Пчелин (1882-1937) был арестован. Он родился в д. Остров, имел «низшее образование», 28 октября 1937 г. по обвинению в активной контрреволюционной деятельности был арестован, приговорён и 19 ноября 1937 г. расстрелян.

В 1940 г. в здании старообрядческого храма был пожар, храм был закрыт и использовался вплоть до 1945 г. не по назначению местным колхозом.

Старообрядческие священники из Орехово-Зуево проводили богослужения на дому у верующих. Среди духовных подвижников, приезжавших в Губино в 1940-1945 гг., известны орехово-зуевские старообрядческие священнослужители о. Стефан и о. Иоанн.

После войны и победы над фашизмом к верующим со стороны сталинского правительства имелось некоторое послабление. Поруганное здание храма возвратили местной старообрядческой общине.

Старообрядческий журнал «Церковь» № 14,1909 г. писал: «Деревня Губино Покровского уезда. У нас существует старообрядческий храм, построенный ещё до объявления веротерпимости (конечно, в селе был судебный процесс о постройке храма, дело доходило до высочайшего имени) теперь общество решило отдать здание храма под двухклассную старообрядческую школу. Просторное светлое здание как нельзя лучше отвечает этой цели, и громадный старообрядческий приход (до 5000 человек губинских жителей) будет обеспечен школьным помещением, которого хватит для всех желающих учиться. А учеников в губинском приходе наберётся очень много. С открытием школы губинцы торопятся. При школе предполагается организовать приходскую библиотеку и ввести преподавание крюкового пения. Наряду с отчуждением храма под школу идёт подготовка к по стройке нового храма, для которого уже отведена громадная площадь земли среди селения, на красивом месте». Храм так и не был построен из-за начавшейся революции (1917 г.) Богослужения совершаются и в наше время в старом храме.

Губино - большая деревня, разделяющаяся на три слободы. Первыми в Губино построили фабрики ручного ткачества крестьяне Крыловы и Перовы (владевшие ещё и кирпичным заводом и пользовавшиеся услугами гуслицких фальшивомонетчиков).

В 1860-х гг. приехали в Губино братья Кокуновы. Тихон Александрович Кокунов построил одноэтажный каменный корпус для ткацкой и красильной фабрик. Серапион Александрович Кокунов построил каменный двухэтажный корпус ткацкой фабрики. Кузьма и Степан Кокуновы на губинских болотах добывали торф.

В середине XIX в. в 6 км от д. Губино возник старообрядческий женский монастырь. В канун Октябрьской революции в нём оставалось 22 сестры.

К 1931 г. оставалось 13 человек, но вскоре преставилась ещё одна монашка, и осталось 12, одна другой старше. Игуменьей в монастыре была 71-летняя мать Ирина - Зотова Ирина Яковлевна, на её попечении и находились остальные 11, с массой всевозможных болезней. Как служители культа, они были лишены избирательных прав, - так называемые лишенцы. Находясь в постоянном труде и молитвах, старушки-монашки вряд ли об этом переживали. Им некогда было об этом думать. Ведь они содержали 5 деревянных одноэтажных домов, 2 коровы, тёлку, надо было для них заготовлять сено, обрабатывать десятину земли.

Вести хозяйство монахиням было нелегко. Когда надо было выполнять тяжёлую работу, например вспахать землю, привезти сено, они из деревни приглашали мужиков. Отношения с жителями деревни у старушек-монашек были хорошие, поэтому люди с охотой шли им помогать, а монашки в свою очередь помогали людям убирать картошку, выполнять другую посильную работу.

До революции оказывал помощь монастырю фабрикант, владелец фарфорового завода в г. Ликино-Дулёво М.С. Кузнецов.

В скит из Губина для служения приходил 68-летний священник о. Николай Евдокимович Авдонин.

После революции началась сплошная коллективизация, для монахинь она обернулась трагедией.

В 1929 г. в Губине был организован колхоз «Восходы социализма». Местная власть где обещаниями, где угрозами сумела втянуть в колхоз почти всё население деревни. Только вскоре многие крестьяне убедились, что жить лучше не стало, коллективной работы в колхозе не получилось: плохая организация, безответственность, желание одних жить за счёт труда других. Начался массовый отток крестьян из колхоза. После опубликования известной статьи И. Сталина «Головокружение от успехов» отток усилился.

Разумеется, руководители местных властей не очень-то хотели признавать свои ошибки. Стали искать виновного... 1 марта 1931 г. сотрудница Орехово-Зуевского окружного отдела ОГПУ О.С. Гладкая возбудила уголовное дело против монахинь и некоторых жителей д. Губино, обвинив их в том, что они якобы на протяжении ряда последних лет проводили антисоветскую работу в д. Губино путём агитации и террористических актов, то есть в совершении преступлений, предусмотренных ст. 58ю и 58в УК РСФСР.

В этот же день начальник Орехово-Зуевского городского отдела ОПТУ Глушков подписал ордер на арест священника Авдонина и игуменьи Зотовой. Вслед за ними были арестованы монахини В.Е. Хренова, И.И. Титова, В. И. Мурицкая, И.Т. Фирсова, А.П. Болотина, О.Г. Емельянова, Д.М. Боярова, О.Т. Крупникова, А.Г. Козырнова, Л.М. Полозова.

Всего по данному уголовному делу было арестовано и привлечено к уголовной ответственности вместе с монахинями 24 человека. Ни один из привлеченных не признал себя виновным. Большинство из них были абсолютно неграмотные люди, не умеющие ни читать, ни писать. Вместо росписи на документах они ставили или отпечатки своих пальцев, или крестики. А сотрудники ОГПУ работали, надо сказать, оперативно.

27 марта, то есть через 16 дней после возбуждения уголовного дела, по нему было составлено обвинительное заключение. Никто из обвиняемых с материалами уголовного дела не был ознакомлен. В деле нет никаких данных, которые свидетельствовали бы о том, что за расследованием осуществлялся хотя бы минимальный прокурорский надзор. Как скоро состряпалось дело, так же скоро он было рассмотрено тройкой при полномочном представительстве ОГПУ Московской области, 1 апреля тройка постановила приговор.

Все привлечённые по делу лица признаны виновными. Монахиням Полозовой, Крупниковой, Бояровой, Хреновой назначено наказание в виде заключения в исправительно-трудовой лагерь сроком на 5 лет. Священнику Авдонину, игуменье Зотовой, монашкам Титовой, Мурицкой, Фирсовой, Болотиной, Емельяновой и Козыревой вынесли наказание в виде заключения в исправительно-трудовой лагерь сроком на 5 лет с заменой на высылку этапом в Казахстан на этот же срок. Горячеву высылка назначалась вместе с женой. Шлыкова тройка лишила права проживания в ряде областей и городов СССР сроком на 3 года. Махову, Титову, Ешкова, Жукова приговорили к заключению в исправительно-трудовой лагерь на 3 года каждого. Не по статьям, указанным в обвинительном заключении, назначалось наказание Телегиной, Еремину, Кокунову, Голубеву и Топецину - в виде заключения в исправительно-трудовой лагерь сроком на 5 лет с заменой высылкой этапом на тот же срок в Казахстан.

По ходатайству тройки Президиум ЦИК СССР своим постановлением от 17 апреля 1931 г. конфисковал имущество у Хреновой, Бояровой, Крупниковой, Авдонина, Зотовой, Титовой, Мурицкой, Фирсовой, Болотиной, Емельяновой, Козыревой. А все-то их имущество составляли миски да кружки для питья.

Опись имущества монастыря состояла из 988 пунктов, это - простая одежда, обувь, посуда, продукты питания, иконы, книги и колокол . Всё имущество передавалось колхозу.

По окончании следствия всех арестованных осмотрели врачи. У большинства из них обнаружились различные заболевания. Например, монахини Титова, Мурицкая, Емельянова, Фирсова, Болотина были признаны инвалидами по возрасту. Игуменья Зотова страдала старческой дряхлостью, склерозом лёгких, сосудов и сердца. Полозова - компенсированным пороком сердца. Хренова болела двухсторонней паховой грыжей, у Жукова наблюдалось неправильное строение стопы левой ноги. Ешков, названный в обвинительном заключении «юристом всех лишенцев и антисоветских элементов», страдал пороком сердца. Эта же болезнь была у Титова.

Как сложилась в дальнейшем судьба этих невинно пострадавших людей? Известно только, что Кокунов из Казахстана через 3 месяца сбежал, вернулся домой, где у него оставалась жена и четверо малолетних детей, но его задержали. Он снова сбежал и был задержан только в ноябре 1940 г. За побег его снова судили.

Вдоль дороги, ведущей в Ликино, построили свои фабрики братья Василий, Кирилл, Платон и Иван Ешковы. Бывший фабрикант, родившийся в д. Губино, Иван Васильевич Ешков (1877-1938), проживавший на станции Лосиноостровская (ныне в границах Москвы), заведовавший палаткой промторга.

Он был арестован 19 марта 1938 г. по обвинению в высказывании повстанческих настроений с террористическими намерениями, в сожалении о «врагах народа». Иван Васильевич был приговорён к расстрелу и 10 июля 1938 г. расстрелян.

11 марта 1938 г. был арестован уроженец д. Губино, бывший член семьи фабриканта, а к моменту ареста слесарь губинских торфоразработок Павел Кириллович Ешков (1903-1938). Он был обвинен в антисоветской агитации и причастности к контрреволюционной группе, пригоыворен к расстрелу и расстрелян 1 июля 1938 г. В тот же день, и по тому же делу, был расстрелян ещё один губинский крестьянин - Иван Никитич Ешков (1878-1938).

30 января 1938 г. был арестован десятник на заводе «Лозод» (в пос. Ликино), уроженец д. Губино, на момент ареста проживавший в д. Кудыкино, сын фабриканта Николай Никифорович Ешков (1911-1938). Он был обвинён в высказывании террористических намерений, приговорён к расстрелу и 26 февраля того же года расстрелян.

В наше время дома Ешковых, в которых после расстрела владельцев разместились больница и детский сад, почти полностью разрушены. В поле, за домами Ешковых, в разной степени разрушения, стоят каменные корпуса ешковской фабрики, и только один цех продолжает использоваться в целях производства.