Длинный короткий задания для дошкольников. Конспект нод по фэмп для детей средней группы «длинный-короткий. Понятия «толстый - тонкий»

Вторая младшая группа

«Длинное - короткое»

Цель: закреплять умение сравнивать предметы контрастных размеров; при сравнении предметов соизмерять один предмет с другим по заданному признаку (длине), пользуясь приемом наложения; обозначать результат сравнения словами: «длинный» - «короткий».

Материал. Атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров, сюжетные игрушки: толстый мишка и тоненькая кукла.

Содержание. В гости к детям приходят Миша и кукла Катя. Они рассказывают о том, что собрались в гости и им очень хочется быть нарядными, а для этого им нужны пояски. Миша и кукла Катя просят детей помочь им выбрать нужные пояски. Воспитатель говорит: «Ребята, давайте поможем Мише и кукле Кати. Посмотрите, какие пояски у меня есть!». Показывает пояски детям (атласные и капроновые ленты разных цветов и размеров). Затем воспитатель подзывает двух детей и дает им свернутые в трубочку ленточки: одну короткую - поясок для Кати, другую длинную - поясок для мишки. Дети с помощью воспитателя примеряют и завязывают пояски игрушкам. Игрушки выражают радость и кланяются. Но затем игрушки хотят поменяться поясками. Воспитатель предлагает снять пояски и поменять их игрушки. Вдруг обнаруживает, что на мишке Куклин поясок не сходится, а для куклы поясок слишком велик. Воспитатель предлагает рассмотреть пояски и расстилает их рядом на столе, а затем накладывает короткую ленточку на длинную. Воспитатель объясняет, какая ленточка длинная, а какая короткая, т. е. дает название качества величины - длина. Затем воспитатель предлагает детям взять нужные пояски (длинный – для мишки, короткий – для куклы Кати) и завязать их. Миша и кукла Катя очень рады, они благодарят детей, что помогли им стать нарядными и уходят в гости.

«Осенние листочки»

Дидактические задачи: учить собирать целое из частей; закрепить знания о цвете, величине; развивать зрительное восприятие, мышление, внимание, логику; развивать мелкую моторику рук; развивать речь.

Материал: из цветного картона (зеленого, желтого, красного, оранжевого), вырезать кленовые листочки, размером (большой - маленький), по паре. Каждый листочек разрезать пополам, одну пару оставить неразрезанной для образца.

Вариант 1. «Собери листочки»

Цель: развивать у детей конструктивные навыки; закреплять знание цвета (красный, желтый, зеленый, оранжевый), величины (большой, маленький); развивать зрительное внимание, мышление, творческое воображение.

Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку собрать листочки из частей, обращает внимания, что листочки разного цвета и величины.

- « Подул сильный ветер, и разлетелись листочки. Давай их соберём».

Вместе с ребенком сложить половинки листьев, чтобы получились целые.

Вариант 2. «У кого такой листок?»

Цель: различать у детей конструктивные навыки, зрительное внимание; закреплять знание цвета (красный, желтый, зеленый, оранжевый), величины (большой, маленький); развивать речь, обогащать словарь.

Ход игры: Взрослый раздает детям по одной половинке от разрезанных картинок, а остальные оставшиеся части оставляет у себя. Спрашивает, кому надо дать каждую из половинок, чтобы сложить целые картинки. Когда дети выбирают свои половинки осенних листьев с учетом цвета и величины, каждый ребенок складывает целое изображение и рассказывает, какой у него получился листок (большой красный, маленький зеленый и т.д.)

Следующие варианты игры с собранными листочками.

Вариант 3. «Большие и маленькие листочки»

Цель: закрепить знание величины, закрепить понятия: большой – маленький .

Ход игры: Взрослый кладет на стол два листочка и предлагает ребёнку, около большого листочка положить большие листочки, около маленького листочка – маленькие.

Вариант 6. «Покажи листочек»

Цель: закрепить умение детей различать и называть цвета, размер; закрепить понятия «большой», «маленький».

Ход игры: Взрослый предлагает ребёнку найти листочек с определенным цветом и размером.

- «Покажи большой красный листочек».

- «Покажи маленький зелёный листочек» и т.д.

Вариант 7. «Назови листочек»

Цель: закреплять умение детей различать и называть цвета (зеленый, желтый, красный, оранжевый) и величину (большой и маленький), развивать речь.

Ход игры: Взрослый показывает на листочек, а ребенок называет какого он цвета и величины.

Подвижная игра на закрепление понятия «Величина»

Подвижная игра «1, 2, 3, листочек собери!»

Задачи: развивать у детей конструктивные навыки, зрительное внимание; развивать мышление, закреплять знания о цвете и величине, развивать слуховое и зрительное восприятие.

Ход игры: Взрослый раздает детям по одной половинке от разрезанных картинок. Дети ходят по площадке. По сигналу разбегаются и бегают в любом направлении. На сигнал «1, 2, 3 листочек собери» встают парами. (Используется музыкальное сопровождение).

Дидактические игры и игровые упражнения на закрепление понятия «Величина»

Средняя группа

«Веселые матрешки»

Цель: закреплять умение устанавливать размерные отношения между 5 предметами разной высоты, располагать их в определенной последовательности – в порядке нарастания величины; использовать в активной речи понятия, обозначающие размерные отношения предметов (самая высокая, высокая , пониже, еще ниже, самая маленькая ); сравнивать предметы; обозначать результат сравнения по высоте «одинаковые» .

Материал. 2 комплекта пятиместных матрешек, 2 комплекта разных по величине кружочков, башенка из полых кубов.

Содержание. Игра проводится с группой детей (4 человека). По приглашению воспитателя дети садятся за общий стол, на котором стоит матрешка. Воспитатель обращается к детям: «Я хочу поиграть с вами в веселых матрешек, но вижу, что здесь только одна матрешка, а где же остальные? (смотрит вокруг, а потом берет в руки матрешку и покачивает ее). Что-то там, в середине гремит! Посмотрим, что там есть? (Снимает верхнюю половину матрешки). Вот, оказывается, где они спрятались! (Все матрешки выставляются в ряд). Давайте познакомимся с ними! Воспитатель называет имя каждой матрешки, наклоняя ее при этом: «Я - Матреша, я - Наташа, я - Даша, я – Маша, а я - Глаша». Каждый ребенок выбирает себе одну из матрешек (одну матрешку берет себе воспитатель). Игра начинается. Сначала матрешки гуляют, (ходят по столу). Затем их зовут измерять рост. Они выстраиваются друг за другом и по очереди, начиная с самой маленькой, встают по росту, а воспитатель уточняет, какая матрешка самая высокая, какая высокая, какая пониже, какая еще ниже и какая самая маленькая? Потом матрешки идут обедать. Воспитатель ставит на стол набор кружочков (тарелочек) пяти вариантов величины, вызывает детей по очереди, которые подбирают для своих матрешек тарелочки соответствующей величины. Пообедав, матрешки собираются на прогулку. Воспитатель ставит на стол второй комплект матрешек, и дети подбирают своим матрешкам подружек такого же роста. Воспитатель просит сравнить пары матрешек. Затем спрашивает: «одна матрешка высокая и другая высокая, значит они какие по высоте?» (Одинаковые). Пары матрешек передвигаются по столу. Потом разбегаются и смешиваются. («Матрешки захотели побегать»). Незаметно для детей воспитатель убирает со стола пару матрешек одного роста. «Пора домой! - говорит воспитатель. Становитесь в пары». Матрешки выстраиваются парами, и вдруг обнаруживается, что какой-то пары матрешек не хватает. Воспитатель предлагает детям позвать матрешек по имени (если помнят). Все хором просят их вернуться. Матрешки появляются, дети ставят их на место и игрушки отправляются домой. Воспитатель ставит на стол башенку из полых кубов (одна сторона у них отсутствует) - это домики для матрешек. По просьбе воспитателя каждый ребенок находит дом для своей матрешки. Матрешки кланяются, прощаются и уходят домой.

Дидактические игры и игровые упражнения на закрепление понятия «Величина»

Старшая группа

«Сломанная лестница»

Цель: закреплять умение замечать нарушения в равномерности нарастания величин, развивать глазомер.

Материал. 10 прямоугольников, величина большого 10x15, меньшего 1x15. Каждый последующий ниже предыдущего на 1 см; фланелеграф.

Содержание. На фланелеграфе строится лестница. Затем все дети, кроме одного ведущего, отворачиваются. Ведущий вынимает одну ступеньку и сдвигает остальные. Кто раньше других укажет, где лестница «сломана», становится ведущим. Если при первом проведении игры дети допускают ошибки, то можно использовать мерку. Ею измеряют каждую ступеньку и находят сломанную. Если дети легко справляются с задачей, можно одновременно вынуть две ступеньки в разных местах.

«Сложи дощечки»

Цель: закреплять умение устанавливать размерные отношения между 10 предметами разной ширины, упорядочивать ряд в 2-х направлениях: по убыванию и возрастанию.

Материал. 10 дощечек разной ширины от 1 до 10 см. Можно использовать картонки.

Содержание. Участвующие делятся на 2 группы. Каждая подгруппа получает набор дощечек. Один набор находится на одном столе, другой набор на втором столе. Дети двух подгрупп сидят на стульях с одной стороны стола (за разными столами). Обе подгруппы детей должны выстроить дощечки в ряд (одна - по убывающей ширине, другая - по возрастающей). По очереди один ребенок подходит к набору с дощечками и ставит в ряд 1 дощечку. При выполнении задания исключаются пробы и перемещения. Затем дети сравнивают. Определяют, какая подгруппа справилась с заданием правильно.

«Палочки в ряд»

Цель: закреплять умение находить предметы длиннее, строить последовательный ряд по величине, развивать глазомер.

Материал: палочки разной длины. Можно вырезать тонкие полоски из картона разной длины.

Содержание. Воспитатель раздает детям материал и объясняет задание: «Нужно палочки построить в ряд так, чтобы они уменьшались по длине». Предупреждает детей, что задание нужно выполнять на глаз (примеривать и перестраивать палочки нельзя). «Чтобы выполнить задание, верно, нужно каждый раз брать самую длинную палочку из всех, которые не уложены в ряд» - поясняет Воспитатель.

Дидактические игры и игровые упражнения на закрепление понятия «Величина»

Подготовительная к школе группа

«Новогодние елочки»

Цель: закреплять умение пользоваться меркой для определения высоты (одного из параметров высоты).

Материал. 5 наборов: в каждом наборе 5 елочек высотой 5, 10, 15, 20, 25 см. (елки могут быть изготовлены их картона на подставках). Узкие картонные полоски той же длины - мерки.

Содержание. Воспитатель собирает детей полукругом и говорит: «Дети, приближается Новый год, и всем нужны елочки. Давайте мы с вами поедет в лес, и каждый найдет там елочку, по мерке. Я вам раздам мерки, и вы будете подбирать елочки нужной высоты. Кто найдет такую елочку, подойдет ко мне с елочкой и меркой и покажет, как измерил свою елочку. Мерить надо, поставив мерку рядом с елочкой, чтобы низ у них совпадал, если верх тоже совпадает, значит вы нашли нужную елку (показывает прием измерения)». Дети едут в лес, где на нескольких столиках вперемешку стоят разные елочки. Каждый подбирает нужную ему елочку. Если ребенок ошибся, то он возвращается в лес и подбирает нужную елочку. В заключение обыгрывается поездка по городу и доставка елок по местам.

Подвижные игры на закрепление понятия «Величина»

Для детей среднего и старшего дошкольного возраста

«Перепрыгни через ручеек»

Цель: закрепить представление детей о ширине: широкий, поуже, еще ужу, самый узкий.

Материал. Две одинаковые по длине веревки или скакалки.

Ход игры. Дети выстраиваются в колонну друг за другом. Воспитатель делает из двух веревок (скакалок) ручеек. Сначала он кладет веревки (скакалки) параллельно друг другу на большом расстоянии – широкий ручеек. Говорит детям: «Посмотрите, ребята, какой широкий ручеек. Кто сможет перепрыгнуть через него?» Дети друг за другом перепрыгивают ручеек. После того, как все дети перепрыгнули, воспитатель делает ручеек поуже. Говорит, что теперь наш ручеек стал поуже . Дети снова перепрыгивают друг за другом через ручеек. Игра продолжается – воспитатель делает ручеек еще уже , обращая внимание детей на ширину. Дети снова перепрыгивают через ручеек. В конце воспитатель делает самый узкий ручеек, обращает внимание на ширину. Дети перепрыгивают через него.

Усложнение. Ручейки, которые «еще уже» и «самый узкий» можно попробовать перепрыгнуть на одной ноге.

«Арка»

Цель: закрепить представление детей о высоте: высокая, пониже, еще ниже, самая низкая.

Материал. Веревка или скакалка.

Ход игры. Воспитатель выбирает себе из детей одного помощника (в этой игре также может помогать няня). Воспитатель и ребенок – помощник встают напротив друг друга на расстоянии и держат в руках веревку (скакалку) – это арка. Остальные дети выстраиваются в колонну друг за другом. Сначала воспитатель и ребенок – помощник делают высокую арку (на уровне вытянутой руки ребенка). Воспитатель говорит: «Ребята, посмотрите, какая у нас высокая арка. Пройдите под ней!». Дети проходят под аркой. Игра продолжается – каждый раз воспитатель и ребенок – помощник меняют высоту арки: пониже, еще ниже, самая низкая. Воспитатель обращает внимание детей на высоту. Ребенок должен пройти под аркой, не задев веревку головой. Дети проходят друг за другом.

Варианты игры: 1. Тот ребенок, который задел веревку, становится на место ребенка – помощника и теперь он держит веревку. 2. После того, как прошли все дети, другой ребенок сменяет того, кто держал веревку и игра начинается заново.


Упражнения на развитие моторики

При подготовке ребенка к школе важнее не учить его писать, а создавать условия для развития мелких мышц рук. Существует много игр и упражнений.

  1. Рисование, раскрашивание картинок.
  2. Изготовление поделок из бумаги, природного материала, пластилина, глины.
  3. Конструирование.
  4. Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, крючков.
  5. Всасывание пипеткой воды.
  6. Завязывание и развязывание лент, шнурков, узелков на веревке.
  7. Нанизывание бус и пуговиц.
  8. Игры в мяч, с кубиками, мозаикой.
  9. Переборка круп. Насыпать в небольшое блюдце гороха, гречки и риса и попросить ребенка перебрать.
  10. «Показ» стихотворения.

Все эти упражнения приносят тройную пользу ребенку: во-первых,развивают мелкие мышцы рук, во-вторых, формируют художественный вкус, в-третьих, детские физиологи утверждают, что хорошо развитая кисть руки «потянет» за собой развитие интеллекта.

Упражнения на развитие мышления

Выполняя упражнения на развитие логического мышления, ребенок одновременно будет развивать и внимание, и склонность к анализу, и способность к выделению обобщающих черт тех или иных явлений.

1. Запиши обобщающее слово:

Окунь, карась-…

Трава, дерево-…

Крот, мышка-…

Пчела, жук-…

Чашка, тарелка-…

Ботинки, туфли-…

2. В каждом ряду найди одинаковые цифры, вычеркни их. Сложи те, которые останутся. Сколько получилось?

3. Что здесь лишнее? Почему?

Таракан, муха, муравей, оса, жук, комар, самолет;

Тарелка, будильник, стакан, молочник, кружка;

Лиса, заяц, медведь, пчела;

Машинка, пирамидка, юла, слива, мишка

4. Найди отличия.

5. Найди одинаковых рыбок, бабочек с одинаковым рисунком, одинаковые домики.

6. Каких предметов нет на правой картинке?

7. Отыщи место в шкафу для каждой вещи.

8. Соедини линией, кто где живет.

Кротгнездо

Ласточканора

Паукв доме

Тараканпаутина

9. Заштрихуй клетки фигур, как показано на образце.

10. Ответь на вопросы

1. Назови времена года.

2. Сколько месяцев в году?

3. Перечисли месяцы года.

4. С какого месяца начинается год?

5. Назови последний месяц года.

6. Назови второй, пятый, девятый, одиннадцатый месяц.

7. Назови зимние месяцы.

8. Назови летние месяцы.

9. Назови весенние и осенние месяцы.

10. Сколько дней в неделе?

11. Перечисли дни недели.

12. Назови рабочие дни недели.

13. Назови выходные дни недели.

14. Какой день недели первый?

15. Какой день недели последний?

16. Сколько дней в месяце?

17. Сколько недель в месяце?

18. Какой месяц самый короткий?

11. Скажи коротко

  1. Остаться на зиму … (зимовать)
  2. Остаться на ночь … (заночевать)
  3. Мелкий дождь … (дождик)
  4. Капля дождя … (дождинка)
  5. Маленькая лошадка … (пони)

12. Кто что делает?

  1. Кто лечит больных? (врач)
  2. Кто учит детей? (учитель)
  3. Кто делает мебель? (столяр, плотник)
  4. Кто лечит зверей? (ветеринар)
  5. Кто добывает уголь? (шахтер)
  6. Кто кует железо? (кузнец)
  7. Кто пишет книги? (писатель)
  8. Кто управляет оркестром? (дирижер)
  9. Кто летает в космос? (космонавт)
  10. Кто разрабатывает планы домов? (архитектор)
  11. Кто управляет самолетом? (пилот)

Играем в выдающихся математиков

Необходимо проводить игры и игровые упражнения для усвоения математических понятий:

Сравнение предметов по размеру и форме (длиннее, короче, больше, меньше, выше, ниже);

Последовательность чисел и счет предметов (первый, второй, третий…) – до 10;

Временные и пространственные представления (раньше, позже, выше, ниже, слева, справа, за, перед, сверху, внизу, вверх и т. д.)

1.Игра «Что куда?»

Расстановка предметов по Вашим указаниям вида:

На верхнюю полку поставь кубик. Под ним - куклу, левее кубика поставь слона, правее - мишку и т. д.

2.Игра «Назови соседей».

Расставь 6 -7 игрушек в любом порядке. Назови соседей куклы, мишки и т.д.

3.Игра «Кто раньше, кто позже».

Эти игры можно проводить, используя сказки, например, «Репка», «Теремок» и др. Дети должны назвать героев, кто пришел раньше, кто позже.

4. Что выше?

Дом или забор?

Слон или крокодил?

Стол или стул?

Горка или песочница?

Грузовик или легковая машина?

5. Решизадачку!

1) Катя выше Люды, Люда выше Сони. Кто выше всех?

2) Нарисуй огурец слева от моркови, но справа от яблока.

3) Пчела летит выше, чем муха. Муха летит выше, чем оса.

Кто летит ниже всех?

4) Дима темнее Коли. Коля темнее Саши. Кто темнее всех?

6. Запомни и нарисуй. (Читается 2 раза)

1) Нарисуй пять бусинок разного цвета и размера так, чтобы средняя бусинка была красного цвета, последняя – самая маленькая.

2) Нарисуй пять квадратов разного цвета и размера так, чтобы четвертый квадрат был синего цвета, а средний – самый маленький.

3) Нарисуй семь грибов разного цвета и размера так, чтобы второй гриб был желтого цвета, на шляпке четвертого лежал листочек, а средний – самый маленький.

7. Посчитаем

Утром спросите у ребенка, сколько щеточек стоит в стаканчике в ванной комнате? Почему? Какая щетка самая большая?

Сели завтракать. Спросите, чего на столе больше: вилок или ложек? Сколько чашек? Положи в каждую чашку по чайной ложке. Чего меньше, чего больше?

По дороге в детский сад считайте деревья, проходящие машины, идущих навстречу людей.

8. У кого больше…

…лап - у кошки или попугая?

…хвостов - у собаки или лягушки?

…ушей - у мышки или свинки?

…глаз - у змеи или крокодила?

9. Кого больше?

Кого в реке больше - рыбы или окуней?

Кого у вас в группе больше - детей или мальчиков?

Чего на клумбе больше - цветов или тюльпанов?

Кого в зоопарке больше - животных или медведей?

Чего в квартире больше - мебели или стульев?

10. Посмотри вокруг

Что бывает прямоугольной формы?

Что бывает круглое?

Что бывает треугольное?

11. Истинно или ложно?

Все кошки полосаты.

В Москве есть зоопарк.

Я такая сильная, что могу поднять слона.

Заяц съел на обед волка.

На яблоне выросли бананы.

На елке сливы не растут.

12. Реши примеры:

13. Выполни задания:

1) Нарисуй 8 квадратов.

2) Под ними нарисуй треугольников на 3 меньше.

3) Нарисуй кругов на 2 больше, чем треугольников.

4) Половину квадратов заключи в овал, а остальные перечеркни.

5) Половину кругов закрась синим цветом, а половину красным.

14. Графические диктанты Напишии продолжи…

1) Одна клетка вниз.

2) Одна клетка вправо.

3) Одна клетка вверх.

4) Одна клетка вправо.

5) Одна клетка вниз.

6) Одна клетка вправо.

7) Одна клетка вверх.

1) Три клетки вправо.

2) Одна клетка вниз.

3) Одна клетка вправо.

4) Одна клетка вверх.

5) Три клетки вправо.

6) Одна клетка вниз.

7) Одна клетка вправо.

8)Одна клетка вверх.

Развитие грамматических способностей ребенка

Запоминаем буквы

Цель: помочь ребенку легче запоминать буквы алфавита, опираясь на слуховую, зрительную и мышечную память.

  1. Взрослый обводит букву по контуру, называя ее, а ребенок штрихует букву карандашом или закрашивает красками.
  2. Взрослый выводит контуры задуманной буквы в воздухе, ребенок пытается угадать и назвать ее.
  3. Буква вылепливается из пластилина, конструируется из спичек, счетных палочек, семечек.
  4. Взрослый с ребенком по очереди называют сходство какой-то буквы с предметами из окружающего мира.

Замени твердое звучаниена мягкое

Цель: тренировать фонематический слух, внимание.

Замените на конце слова твердый согласный звукна мягкий: угол, брат, ел, топ, мел, хор, пыл, был, жар, дал, стал, вес.

Цепочка из слов

Цель: тренировать навык звукового анализа слов, стимулировать интерес ребенка к словесному творчеству.

Все играющие по очереди называют слова, при этом каждое последующее должно начинаться с того звука, которым закончилось предыдущее. При этом не следует путать понятия «звук» и «буква».

Учите делить слова на слоги.

Полезный совет: попробуйте это сделать при помощи хлопка в ладоши. Потренируйте ребенка в делении слов на слоги и схематичном изображении слов.

Например, словоЛИ – СА (два слога)


Учите детей находить ударные слоги.

Выделение гласных и согласных звуков.

Это Вы должны знать, чтобы помочь Вашему ребенку выделять гласные и согласные звуки в словах и обозначать их на схемах.

1.Гласные звуки произносятся плавно и напевно, они как бы «поются».

2.Согласные звуки произносятся четко и отрывисто, при произношении мы встречаем в полости рта как бы препятствие.

Учите составлять предложения по схемам.

Что такое схема? Схема – это графическое изображение слов.

По схеме можноопределить количество слов в предложении.

В этом предложении 3 слова.


Это слово.

Составление рассказов по иллюстрациям.

Учите ребенка составлять простые предложения по картинкам, но сначала предложите ему самому рассказать, что он видит на картинке, без наводящих вопросов. Поощряйте ребенка, если предложения получились красивыми и выразительными. Если испытывает затруднения, то:

Задавайте наводящие вопросы;

Требуйте отвечать на вопросы целыми предложениями;

Исправляйте ошибки.

Лилия Скачко
Конспект НОД по ФЭМП для детей средней группы «Длинный-короткий»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений

с детьми среднего дошкольного возраста (от 4 до 5 лет)

Тема: «Длинный, короткий»

Лилия Скачко

Цель: знакомство с понятиями «длинный», «короткий», «длиннее», «короче».

Задачи:

Обучающие:

Познакомить детей с понятиями «длинный», «короткий», «длиннее», «короче».

Закрепить названия цветов (красный, жёлтый, оранжевый).

Обучение сравнению предметов по длине методом приложения.

Развивающие:

Развитие познавательных процессов, развитие общей и мелкой моторики.

Формировать у детей навыки сравнения предметов по длине.

Формировать представление о частях своего тела;

Воспитательные:

Развитие самооценки ребёнка.

Воспитание в детях уважения к себе и другим.

Сплочение детского коллектива.

Оборудование: магнитная доска, сюжетная картина к рассказу «Заяц и ёж», картинка с изображением двух девочек (у одной –короткие волосы, у другой- длинные, одна в коротком платье, другая - в длинном); пары коротких и длинных предметов: ленты, верёвки, линейки; две бумажные полоски разного цвета и разной длинны; рабочие тетради, простые и цветные карандаши (по количеству детей)

Ход НОД.

Организационный момент.

К друг другу повернулись, улыбнулись. (Дети поворачиваются, улыбаются)

Руку правую подали, руку левую пожали. (Подают и пожимают руки)

А теперь мы все обнялись. (Обнимаются)

Вы готовы заниматься?

Все готовы заниматься, (Дети отвечают)

Будем очень мы стараться.

2. Введение в тему.

На магнитную доску прикрепляется сюжетная картинка к рассказу.

Встретились на лесной опушке Ёж и Заяц. Посмотрел ёж на зайца и рассмеялся:

Ой, косой, какие у тебя длинные уши! И лапы длинные, а хвост короткий!

А у тебя, ёжик, короткие уши, короткие лапы, а мордочка длинная! И в этом совсем ничего смешного нет. Всё на свете может быть и длинным, и коротким. Правда, ребята?

3. Закрепление понятий «длинный», «короткий».

На магнитную доску прикрепляется картинка с изображением двух девочек.

Воспитатель.

Покажите девочку с короткими волосами.

Покажите девочку с длинными волосами.

Покажите девочку в коротком платье.

Покажите девочку в длинном платье.

4. Дидактическая игра «Скажи наоборот».

Длинные волосы- (короткие волосы);

Короткое платье- (длинное платье);

Воспитатель демонстрирует предметы, дети выполняют аналогичное задание.

Короткая лента- длинная лента;

Длинная верёвка- короткая верёвка;

Длинная линейка – короткая линейка.

5. Практическая работа за столами. Задание № 1 в рабочей тетради.

На столах рабочие тетради, простые карандаши.

Дети по просьбе воспитателя показывают короткую дорожку для Ёжика и длинную дорожку для Зайчика; Проводят их простым карандашом.

6. Динамическая пауза. «Собери грибы»

Во лесок пойдём (Дети идут по кругу)

И грибочки соберём. (Наклоняются)

Грибы съедобные берём, (Поворачиваются в центр круга и кивают)

Несъедобные - обойдём! (Разводят руки в стороны)

7. Практическая работа за столами. Задание № 2 в рабочей тетради.

На столах рабочие тетради, цветные карандаши.

Ребята, какое сейчас время года?

Дети: наступила осень.

Воспитатель.

Посмотрите, сколько листьев разбросала осень.

Листья какого цвета? (жёлтые, красные, оранжевые)

Дети по просьбе воспитателя показывают самую длинную из трёх веточек и закрашивают её цветными карандашами (красный, жёлтый).

8. На отдельном столе – две бумажные полоски разного цвета и разной длинны (по количеству детей).

Воспитатель.

Ребята, подойдите, пожалуйста, к этому столу и выберите себе одну длинную и одну короткую полоску. (Чтобы узнать, какая из лент длиннее, педагог советует положить полоски рядом и показывает, как нужно совместить их концы и боковые стороны).

Дети выполняют задание и отвечают на вопрос, какая лента длиннее, а какая короче.

9. Динамическое, музыкальное упражнение. «Листочки»

Воспитатель.

Ребята, а давайте превратимся в осенние листочки. Повторяйте за мной: «На одной ноге кручусь и в листочек превращусь…» (Дети повторяют)

А теперь споём песенку листочков:

На головку

Ветер дунул, (Сильно дуют)

Полетели (Взмах кистями рук)

Два листочка полетели (Разводят руки в стороны и плавно машут).

На животик тихо сели (Кисти рук на голову)

Ветер дунул, (Сильно дуют)

Полетели (Взмах кистями рук)

(повторяется 4-5 раз, называя другие части тела )

Посидели, Посидели. (Плавные движения кистями рук)

Ветер дунул, (Сильно дуют)

Улетели (Дети кружатся).

Нам пора возвращаться в детский сад. Давайте скажем волшебные слова:

На одной ноге кручусь и в себя я превращусь. (Дети повторяют)

Воспитатель.

Всех в детишек превратили,

Никого не позабыли?

10. Итог.

Чем мы сегодня занимались?

Что узнали нового?

Что вам понравилось? (Ответы детей)

Публикации по теме:

Конспект НОД для детей подготовительной группы по ФЭМП «Путешествие в страну времени» Конспект НОД для детей подготовительной группы по ФЭМП «Путешествие в страну времени» Тема: «Путешествие в страну времени» Цель: Развитие.

Конспект НОД по ФЭМП для детей старшей группы «Путешествие по сказкам» ЗАДАЧИ: 1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ Закрепить навык прямого и обратного счета в пределах 10, знание цифр; Умение соотносить количество предметов.

Конспект НОД по ФЭМП «Путешествие в страну Здоровье» для детей средней группы Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Здоровье” Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательная.

Конспект НОД по ФЭМП «Повторение» для детей подготовительной группы Цель: -Упражнять в счете в пределах 20; -Учить понимать количественные отношения между числами в пределах 20, пользоваться знаками: «>»,.

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) для детей с ЗПР средней группы Программные задачи: Формировать представления у детей об основных цветах спектра (красный, жёлтый, зелёный, синий, белый); о возможности.

Конспект НОД по познавательному развитию (ФЭМП) «Путешествие в страну математики» для детей средней группы ДОУ Примерная основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»/ Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева.

Как правило, дети уже в 4 года легко усваивают такие понятия, как «высокий — низкий», «маленький — большой,» «широкий — узкий», «длинный — короткий». Это происходит в повседневной жизни и в игре. Задания в картинках по математике для детей 4-х лет очень помогают освоить этот материал.

Сначала ребенок должен усвоить понятия «маленький — большой» относительно предметов. Как только малыш легко определяет величину предметов, начинайте использовать определения «высокий — низкий», узкий широкий, «длинный-короткий».

Дети сами со временем понимают, что не всегда можно сказать о чем-то только «большой» или «маленький». Если малыш путается в понятиях, то не надо смеяться над ним. Игнорировать неправильное применения математических понятий — тоже плохое решение. Постарайтесь больше уделить внимания развивающим играм. Усвоение понятий — это вопрос развития речи и расширения словарного запаса. Читайте малышу сказки, беседуйте на прогулках о том, что видите, используя больше определений.

На улице акцентируйте внимание на окружающие предметы — это узкая дорожка, по ней вдвоем не пройти. А это широкая дорога, по ней даже машина проедет. «Смотри, какой высокий дом построили! А этот до маленький». «Ой, какая большая лужа!». «Это широкие ступеньки, а это узкие».

Помогут задания в картинках по математике для детей и загадки. Например, Какое дерево самое высокое на картинке? Какая птичка выше сидит? Чей шарфик самый широкий — твой или мой?

Почему важно развивать у ребенка использование понятий «высокий — низкий», «маленький — большой,» «широкий — узкий», «длинный — короткий»? У ребенка не только расширяется словарный запас, но и активизруется мыслительная деятельность. Особенно, если нужно зрительно определить, что самое большое, узкое или широкое. В этом случае малышу придется задействовать внимание, анализ и речь.

Почему стоит давать детям задания в картинках? Такие математические раскраски помогут ребятам закрепить новые для него понятия в увлекательной форме в виде раскрасок. К тому же, они наглядно помогают видеть и сравнивать свойства предметов.