Что значит спасение души. Спасение души. Надежда есть у каждого

«Спасение своей Души — это главное дело в жизни человека,
основная его цель, смысл его существования.
Спасение Души — это истинное служение духовному миру, а не материальному.
Спасись сам и вокруг тебя спасутся тысячи».

Ригден Джаппо

Что такое человеческая Душа? Каково её предназначение? В этой статье мы поговорим о самом сокровенном, истинном, вечном, что есть в каждом из нас - о Душе как частице Духовного мира, о главном смысле человеческой жизни - слиянии нашей Личности с Душой и обретении стабильного внутреннего счастья.

Человек двойствен по своей природе - в нём есть смертное, а потому иллюзорное Животное начало, и настоящее, живое и вечное Духовное начало. Самое ценное, что дано человеку, пока он временно живёт в этом трёхмерном мире - это право Выбора, какой именно своей стороне отдать предпочтение в своих мыслях, словах и делах. Это Выбор здесь и сейчас между Смертью и вечной Жизнью. А из таких «здесь и сейчас» и состоит вся жизнь.

Вечность близка для человека, эта бесконечность внутри него, эта настоящая реальность в нём самом, но трёхмерная иллюзия застилает взор своей призрачностью. Вечность беседует с нами на языке глубинных чувств, оберегает своей безбрежной Любовью, зовёт в духовную высь. Пребывая наедине с собой, многие люди испытывали чувственные всплески, вступая в незримый диалог со своей духовной природой, со своей Душой. Человек в это время чувствует, как пробуждается Душа, озаряя личность внутренним неземным счастьем, позволяя ей соприкоснуться с Духовным миром. Такие моменты человек помнит всю свою жизнь, ведь они незабываемы. Это тот ценный опыт, который человек выносит за грань жизни, как самое сокровенное и дорогое. Важно отбросить всё внешнее, чуждое твоей духовной природе и отыскать в себе истинный, спасительный для тебя духовный Источник и начать в нём жить.

Как научиться видеть настоящее сквозь иллюзию? Как достичь в своей жизни главной цели - духовного освобождения? Ответы на эти и многие другие важные для человека вопросы даны в книге .

Книга «АллатРа» - уникальна. Она содержит исконные достоверные сведения о том, что в действительности представляет из себя человек, о его конструкции в невидимом мире. И главное - что такое Душа!!! В этой книге впервые в мире приводятся уникальные фотографии Души человека в переходном состоянии после смерти физического тела. Эти эксклюзивные наглядные фотоматериалы не оставляют равнодушным ни одного читателя. Задевают что-то глубинное, сугубо личное, что неподвластно описанию человеческим языком. Это чувства Запредельного, таинство приобщения к чистейшему источнику Знаний.

Знание своей природы и истинного предназначения жизни существенно изменяет жизненные ценности человека. Эти уникальные знания как глоток кристально чистой воды из живительного первозданного Источника. Углубляясь в познание своей истинной природы, человек начинает жить этим таинством, этим сокровенным диалогом с Богом через глубинные чувства своей Души.

Из книги «АллатРа»:

«Ригден: ...Итак, что такое Душа? Как я уже говорил, Душа является истинной антиматерией, частицей извне — из духовного мира, мира Бога. Душа есть составляющая только человеческого существа. Она является его основным потенциалом, порталом, прямой связью каждого человека с духовным миром. Её нет ни в растениях, ни у животных, ни в иной другой материи, в том числе и разумной. Душа внедряется в формирующуюся энергетическую конструкцию человека на восьмой день после рождения физического тела (новорождённого). Если ориентироваться по строению физического тела, то приблизительным её месторасположением является район солнечного сплетения, то есть фактический центр человека. Но она не является ни солнечным сплетением, ни сердцем, ни любым другим физическим органом или системой, в том числе ни мозгом, ни умом, ни сознанием, ни мышлением, ни разумом, ни умственными способностями. Всё перечисленное также не является ни продуктом, ни свойством Души, это всё относится к материальному миру. Хирургическое удаление, пересадка тех или иных органов физического тела (например, сердца), или переливание крови не имеют никакого отношения к Душе. Акцентирую внимание на том, что она находится в энергетической конструкции человека, а не в физической части этой структуры. Душа у человека одна. Она едина и неделима. Нет разницы между Душой мужчины или женщины, Душа не имеет пола. Души всех людей одинаковы по своей природе. И в этом смысле можно сказать, что люди друг другу очень близки и родственны. Душа не материя, она не изнашивается, не стареет, не болеет. Она совершенна в отношении материального мира, но недостаточно индивидуально совершенна в отношении мира Бога. Вследствие неоднократных реинкарнаций в материальном мире, Душа отягощена информационными оболочками.

Что представляет собой человеческое существо? Человеческое существо при жизни представляет собой многомерный пространственный объект, который выстроен вокруг Души и имеет свою разумную Личность. Видимая глазу привычная форма и устройство физического тела, вместе с его физико-химическими процессами и системой управления (в том числе материальным мозгом), — это всего лишь часть общей конструкции человека, которая относится к трёхмерному измерению. То есть человек состоит из Души вместе с её информационными оболочками, Личности и структуры, скажем так, состоящей из различных полей других мерностей (в том числе физического тела, находящегося в трёхмерном измерении).

Что такое разумная Личность? В новой конструкции, в новом теле, формируется и новая Личность — это кем ощущает себя при жизни любой человек, тот, кто совершает выбор между Духовным и Животным началами, анализирует, делает выводы, накапливает личный багаж чувственно-эмоциональных доминант. Если в течение жизни человек духовно развивается настолько, что происходит слияние его Личности с Душой, то образуется качественно новое, зрелое Существо, отличное от человеческого, которое уходит в духовный мир. Это и есть по факту то, что называется «освобождение Души из плена материального мира», «уход в Нирвану», «достижение святости» и так далее. Если же в течение жизни человеческой такого слияния не произошло, то после смерти физического тела и разрушения энергетической конструкции эта разумная Личность уходит вместе с Душой на перерождение (реинкарнацию), превращаясь, скажем условно, для понимания сути, в субличность. Когда умирает физическое тело, человеческое существо продолжает своё существование. В переходном состоянии оно имеет шарообразный вид со спиральными структурами. В это образование и заключена Душа вместе с её информационными оболочками — субличностями из предыдущих воплощений, в том числе и Личностью из недавней жизни.

Фото 1. Душа человека в переходном состоянии, после смерти физического тела .

На фотографии Души чётко прослеживается краевая оболочка. Она состоит (по мере углубления к шару) из красного цвета (остаток жизненной энергии — праны), а также жёлтого и бело-жёлтого цветов других энергий. Сама шарообразная форма небесно-голубого цвета с оттенками светло-зелёного; обладает характерной спиралевидной структурой, закрученной к центру, имеющей оттенки радуги и белые вкрапления.

Фото 2. Исчезновение Души человека из материального мира в процессе перехода .

Информационные оболочки, расположенные вокруг Души, — это чувственно-эмоциональные сгустки, точнее разумная информационная структура, которую ассоциативно можно сравнить со своеобразной туманностью. Проще говоря, это бывшие Личности из прошлых воплощений. Таких субличностей возле Души может быть много, в зависимости от того, сколько у человека было реинкарнаций».

Душа - это и есть единственное настоящее из всего, что присутствует в этом материальном мире. Всё остальное мертво! Согласно знаниям, изложенным в книге «АллатРа», вся материя, в том числе и наши тела, субличности из предыдущих воплощений, мысли, пространство и время - это всё состоит из информационных кирпичиков. По сути, всё, что нас окружает и даже то, кем мы себя ощущаем, пока наша Личность не слилась с Душой - это лишь информационная иллюзия. Единственной существующей реальностью является наша Душа. «Личность — это всего лишь зародыш индивидуального Сознания возможного будущего Духовного Существа» (из книги «АллатРа») . В этом смысле можно сказать, что Душа - это истинно живое среди мёртвого .

Для живущей Личности слиться с Душой - это не желание, это необходимость. Это настоящий инстинкт самосохранения, сохранения в Душе, в том, что и является истинным источником жизни для человека. Кстати говоря, в нашу речь уже настолько вошли фразы «я желаю», «я хочу», что мы пользуемся ими, не задумываясь. Однако, если задаться вопросами: «а кто чего желает?» и «чьи на самом деле желания я как Личность принимаю за свои?», то мы увидим несколько иную картину реальности. В действительности же многие наши желания исходят от Животного начала .

Точнее будет даже сказать, что источником устремлений человека изначально является необходимость Души быть в постоянном духовном диалоге с Богом. Однако Животное начало переворачивает эту единственную духовную необходимость на множественность материальных желаний и хотений. В этом отношении и происходит подмена необходимости слиться с Душой «здесь и сейчас» ради искренней, чистой Любви к Богу на желание «там и потом» может быть позаботиться о душе и то ради обладания сверхспособностями для тела, возвеличивающими эго человека. В первом случае, человек своей любовью формирует жизнь настоящую, во втором же случае, человек формирует смерть, субличность…

Ничто не может быть важнее в жизни, чем духовное освобождение. В этом заключена вся суть. Наблюдая за собой, а также общаясь со своими друзьями, мы обратили внимание на общую закономерность в наших мыслях. Зная о необходимости спасения своей души, мы, тем не менее, ранее часто искали внешнюю опору на своём пути - в посещении мест силы, в общении с интересными людьми, в медитациях часто направляли своё внимание на внешние иллюзорные образы, играли в визуализации, забывая при этом о внутренней сути духовных процессов. Но работая над собой, сейчас мы пришли к простому заключению, что наше спасение в наших руках. Мы поняли, как всё-таки важно сформировать в себе внутреннюю духовную опору в своей Душе. Как изменяется качество духовных практик при сосредоточении в течение всего дня на внутренних глубинных чувствах. Есть на этот счёт очень интересное выражение: «Мы ищем дверь в Духовный мир вовне, непонятно где, и не замечаем, что всю жизнь носим её с собой».

Действительно, ведь все знания есть в нашей Душе, стоит лишь открыться Духовному миру! Мне очень запомнилась такие слова Ригдена Джаппо:

«В пыли дороги, по которой прошёл Путник,

В стопе Путника, шагающей по пыли,
Не ищи Звезду, ведущую Путника.

В глазах Путника, отражающих огонь Звезды,
Не ищи Звезду, ведущую Путника.

В сердце Путника, воспевающем Звезду,
Не ищи Звезду, ведущую Путника.

Только в Лотосе, в глубине Цветка
Ты увидишь Звезду, ведущую Путника»

(Ригден Джаппо)

Занимаясь духовными практиками, в частности медитацией «Цветок Лотоса», неустанно работая над собой, начинаешь видеть в этих мудрых словах новые грани. Начинаешь чувствовать ту бесценную для Души информацию, которая заложена в эти строки. На своём личном опыте начинаешь понимать, как скуден человеческий язык и как многогранна реальность Духовного мира, которую невозможно передать словами. Духовный путь - это процесс познания Истины. Издревле в народе говорят, что сколько людей - столько и путей. Однако среди всего разнообразия выбора есть только одна тропа, ведущая в Вечность. Отыскать свою заветную тропинку, не запутавшись в лабиринте материи, помогает лишь сформированная внутри прочная духовная опора - личный опыт соприкосновения в духовных практиках с новыми для себя гранями познания духовного мира, познания самого себя.

Согласно знаниям, изложенным в книге «АллатРа», духовные практики и медитации - это лишь инструменты в руках мастера, который с их помощью возделывает внутри себя храм, в котором и происходит его соприкосновение с миром Бога. Кроме практик важную роль на духовном пути каждого человека играет то, как он изменяется внутренне, как учится отслеживать проявления качеств своего Животного начала, контролировать и не допускать их в дальнейшем. В конечном счёте, как изменяется модель мышления и поведения человека в социуме по отношению к другим людям.

Из книги «АллатРа»:

«Ригден : …Нужно принимать ситуации и людей такими, какие они есть, ведь всякая ситуация, каждый человек в ней — своеобразный учитель. Надо уметь из любого, даже негативного обстоятельства извлекать позитивные уроки. Уметь довольствоваться тем, что имеешь. Ведь корень чувства удовлетворения не во внешнем мире, а во внутреннем мире человека, в его глубинном желании. Если человек хочет стать Духовной Личностью, то о радении духовном и все его желания.

Для Человека важно помнить, что стремление казаться не означает быть. Главное, полагаться на внутреннее, на исходящее от Души. Жить не ради мнения других «животинок». Лучший судья — это Совесть. Приняв личное решение бдеть по мыслям, очень сложно разрешить себе халтурить. В человеке важна чистота внутреннего откровения перед самим собой, ведь он никогда не бывает одинок, Бог всегда с ним…»

Третьим важным аспектом духовного развития человека - являются добрые дела. Его мы рассмотрим в следующих статьях.

Владимир Оксененко

Подробнее о том, что такое Душа человека, что такое Личность, субличность, что такое настоящая жизнь и в чём её смысл смотрите в потрясающем выпуске программы "Вдвоём наедине:"

Об оставлении согрешений других молись так, как молишься об оставлении своих согрешений, когда они, поражая скорбью и теснотой душу твою, побуждают тебя с болезновением, сокрушением сердца и со слезами умолять Бога о помиловании; равно и о спасении других молись так, как о своем собственном. Если достигнешь этого и обратишь это в навык, то получишь от Господа обилие даров духовных, даров Духа Святого, Который любит душу, сочувствующую спасению других, потому что Сам Он, Всесвятой Дух, всячески хочет спасти всех нас, только бы мы не противились Ему, не ожесточали сердец своих. «Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» () (1).

* * *

Христианам, особенно православным, хранящим и соблюдающим в чистоте веры своей богопреданной, так дано много от Бога благ и сил к спасению, столь много открыто тайн Божиих, что верующим, внимательным, подвизающимся в вере своей легко спастись и сделаться наследниками Царствия Небесного, вечного, иго Господне благо, и бремя Его легко (). Ангелы с трепетом дивятся милосердию Божию, к нам бывшему, проявленному в воплощении Божием ради нас, сожительству Его с человеками на земле, личному учительству, безчисленным чудесам, сотворенным Им в уверение Своего Божества и Божественного посольства, в страданиях за нас, смерти, погребении и воскресении из мертвых и вознесении на небеса с обетованием о втором страшном Его пришествии судить живых и мертвых (4).

* * *

Меня удивляет непрестанно Божие всеблагое, премудрое строение спасения душ человеческих, сотворенных по образу и подобию всеблагого премудрого вечного Бога с самого начала человеческого рода досель и до скончания века. Внимайте и вникайте, что сделано и делается Богом для этого великого, человеколюбивого дела с самого начала падения первых людей в грех, проклятие и смерть, с первого удаления их от Него. Сколько заботы о спасении, какое обетование о Семени жены, имеющем стереть главу змея! Сколько попечения об избранном семени – Аврааме, Исааке, Иакове, Ное, о всех патриархах народа избранного, как и о народе! Сколько чудного промышления, сколько чудес (при изведении из Египта) в пустыне, при судьях, при царях избранного народа! Сколько отеческих наказаний со стороны Господа Бога упорному, преступному народу, сколько пленов ужасных; сколько гибели повинных перед Богом! А разные идолопоклоннические народы – какими бичами Божиими служили для наказания евреев, как сами были потом сокрушены праведным судом Божиим! А в Новом Завете – явление Архангела Захарии, рождение Предтечи, Благовещение Приснодеве и рождение Спасителя мира (4)!

* * *

Когда согрешишь против Бога и грехи твои будут мучить, жечь тебя, ищи тогда скорее единой Жертвы о грехах, вечной и живой, и повергай свои грехи перед лицом этой Жертвы. Иначе тебе нет ниоткуда спасения. Сам по себе спастись не думай (6).

* * *

Дивно, могущественно, скоро заступает и спасает Он (Господь) меня в бедах и теснотах моих, в увлечениях моих. Когда я взываю к Нему о спасении своем, невидимые враги бегут от меня после пакостей своих внутри меня, и я осязательно познаю над собой спасительную десницу Бога моего, Спасителя моего. Слава, благодарение Пастырю и Посетителю души моей (6)!

* * *

Во всем и на всякое время угождай Богу и думай о спасении души своей от грехов и диавола и усвоении ее Богу. Встал с постели, перекрестись и скажи: во имя Отца и Сына и Святого Духа, – и еще: Господи, сподоби в день сей без греха сохранитися нам и научи мя творити волю Твою . Моешься дома или в бане, говори: окропиши мя иссопом, Господи, и очищуся, омыеши мя, и паче снега убелюся (). Надеваешь белье, думай о чистоте сердца и проси у Господа чистого сердца: сердце чисто созижди во мне, Боже. Обнову сшил и надеваешь ее, думай об обновлении духа и говори: дух прав, Господи, обнови во утробе моей (). Отлагаешь ветхую одежду с пренебрежением ее, думай об отложении с большим пренебрежением ветхого человека, греховного, страстного, плотского. Вкушаешь хлеб сладости, думай об истинном хлебе, дающем вечную жизнь душам, – о Теле и Крови Христовой – и алкай этого хлеба, то есть желай чаще его причащаться. Пьешь воду, или чай, или мед сладости, или другое питье, думай об истинном питье, утоляющем души, палимые страстями, о Пречистой и Животворящей Крови Спасителя. Отдыхаешь днем, думай о вечном покое, уготованном подвизавшимся здесь в борьбе с грехом, с духами злобы поднебесными, с неправдами человеческими или невежеством и грубостью человеческой. Спать ли ложишься ночью, думай о сне смертном, который рано или поздно непременно придет для всех нас, и о той темной, вечной, ужасной ночи, в которую будут повержены все грешники нераскаянные. Встречаешь день, думай о невечернем, вечном, пресветлом паче нынешнего солнечного дня дне Царствия Небесного, в который будут радоваться все угодившие Богу или от всего сердца покаявшиеся Богу в этом временном животе. Идешь ли куда, думай о правости духовного хождения перед лицом Божиим и говори: Стопы мои направь по слову Твоему и да не обладает мною никакое беззаконие (). Делаешь ли что, старайся это дело делать с мыслью о Боге Творце, все соделавшем бесконечной премудростью, благостью Своею, всемогуществом Своим и тебя создавшем по образу и подобию Своему. Деньги ли, сокровище ли какое получаешь или имеешь, думай, что Сокровище наше неистощимое, от которого все сокровища души и тела, Источник приснотекущий всякого блага есть Бог, вседушевно Его благодари и не заключай своих сокровищ у себя, да не заключишь входа в свое сердце бесценному и живому Сокровищу – Богу, но уделяй из своего состояния требующим, нуждающимся, нищим братьям своим, которые для того оставлены в этой жизни, чтобы ты мог доказать на них свою любовь, благодарность к Богу и удостоиться за то награды от Бога в вечности. Видишь ли белый серебряный блеск, то есть серебро, не прельщайся им, но помышляй, что должна быть бела и блистать добродетелями Христовыми душа твоя. Видишь ли золотой блеск или злато, не прельщайся им, но помни, что душа твоя должна быть как злато, огнем очищаемое, и что тебя самого Господь хочет просветить, как солнце, в вечном, светлом Царствии Отца Своего, что ты узришь незаходимое Солнце правды – Бога в трех Ипостасях, Пресвятую Владычицу Богородицу, и все Небесные Силы, и святых человеков, неизреченным светом исполненных и сияющих светолитием (6).

* * *

Ты не можешь без благодатной помощи победить ни одной страсти, ни одного греха, проси же всегда помощи у Христа Спасителя своего. Он для того и пришел в мир, для того пострадал, умер и воскрес, чтобы во всем помогать нам, чтобы спасать нас от греха и от насилия страстей, чтобы очищать грехи наши, чтобы подавать нам в Духе Святом силу к деланию добрых дел, чтобы просвещать нас, укреплять нас, умиротворять нас. Говоришь: как спастись, когда на каждом шагу стоит и на всякую минуту грешишь? На это ответ простой: на всяком шагу, на всякую минуту призывай Спасителя, помни о Спасителе, и спасешься и других спасешь (7).

* * *

Нет ничего важнее на свете, как спасение душ человеческих, и нет предмета, более достойного непрестанного и всегдашнего памятования, как искупление мира Сыном Божиим от греха, проклятия и вечной смерти. Святая начертала навсегда неизгладимыми буквами, образами и обрядами в своем Богослужении все домостроительство нашего спасения для того, чтобы люди столь склонные к забвению Бога и спасения душ своих и всего того, что Бог сделал для нашего спасения, вечной радости и блаженства, постоянно имели, так сказать, перед глазами и как бы под руками все великие, премудрые и благие дела Божии касательно нас, непрестанно возбуждали себя к покаянию, исправлению и спасению и бегали суеты мира, тленного и скоропреходящего. «Мир проходит, и похоть его, а исполняющий волю Божию пребывает вовек» () (7).

* * *

Во все продолжение нашей земной жизни Бог ради Сына Своего, нас ради вочеловечившегося и принявшего на Себя все грехи мира, печется о нашем спасении, ведет к нему как бы за руку Духом Своим Святым, Который есть залог наследия будущих благ через богослужение, проповедь , Слово Божие и Таинства Церкви, через совесть и испытание наших внутренностей – и, наконец, введет нас в наследие обещанных благ (7).

* * *

Творец неба и земли, всего видимого и невидимого, Тот, Кто засветил на небе солнце, месяц и бесчисленное множество звезд, Тот, Кто разлил воздух для дыхания всего живущего, Кто разлил воды по лицу земли, Кто покрывает растительностью всю землю и плодит, растит и питает всех живых тварей, единородный Сын Бога изволил сделаться человеком для спасения падшего по своей воле от жизни в человека; терпит за него страдания на Кресте самые мучительные и смерть самую поносную, чтобы Его страдания вменены были правосудным Отцом Небесным как бы собственные страдания всего человечества всех времен и мест и чтобы, таким образом, преданное Ему верой и любовью человечество избавилось от невообразимых вечных мучений во аде и от смерти второй. Человек с непотемненными сердечными очами, видя такую бесконечную любовь великого, всемогущего Бога к грешному человеку, не может не плакать от чувства беспредельной любви Божией и льет слезы любви и благодарности, не имея что принести больше своих слез Тому, Кому дороги наши слезы любви. Но чем же большая часть из нас отзывается на такую любовь Божию? Бесчувственностью, готовностью второй раз распинать Сына Божия всеми возможными пороками, угодливостью своей грешной плоти самой усиленной, так что большая часть из нас, как бы забыв о страданиях крестных Господа Иисуса Христа, живет вовсе не для неба и не для души своей, а для земли и для тела своего и едва-едва, по установлению Церкви, соглашается отказывать своей плоти в лишней пище и питье только несколько дней. Итак, мы сами всеми мерами идем прочь от своего спасения; пострадал за нас Спаситель на Кресте, но мы не хотим и знать этих страданий; заповедал Он нам для нашего спасения взять каждому свои кресты и следовать за Ним к небесной славе, а мы и слышать не хотим; указано нам как лекарство умерщвление плоти нашей со страстями и похотями, но мы еще сильнее стараемся удовлетворять своим страстям, исполнять свои похоти. Что же, таков будет и конец. И поглощены будем вечным огнем, и не получим ни капли прохлаждения в гееннском пламени за то, что здесь имели все возможные прохлаждения, все возможные удовольствия для грешной плоти. Не дай Господи! Скорее за крест, пока Распятый на Кресте еще продолжает к нам Свои милости (8).

* * *

Если мы великодушно переносим скорби, болезни, лишения и разные несчастья в жизни и почитаем их должным воздаянием себе же за грехи свои, с верой и любовью вспоминая страшные страсти Спасителя, ради нас претерпленные, то блаженны мы: распятый Господь спасет нас. Но горе тем, которые христиане только по имени и попирают Его спасительное учение своим пренебрежением к Нему или дерзкими мудрованиями о Нем, которые живут по воле сердца своего в неправде, в нечистоте, в забвении о Боге: они должны ужаснуться своего страшного положения: «Страшно впасть в руки Бога живаго!» (). "Злодеев Бог предаст злой смерти» (). Грешников нераскаянных Жизнодавца не спасет, а осудит; но грешники, кающиеся искренне в своих грехопадениях, имеющие сердечную веру в Господа и надежду на Него и очищающие себя от грехов, спасутся Им: Своими крестными страданиями Спаситель прикроет грехи их, по немощи человеческой содеянные (8).

* * *

Господь предупреждает: если хочешь спастись, хочешь блаженствовать на небе со всеми святыми, не живи по своей воле и по внушению страстей своих, откажись от своей воли грешной и неустойчивой и во всем подчинись воле Божией, всегда святой и благой. Тогда ты всецело сочетаешь себя Христу, потому что нельзя соединиться Христу, источнику благости, с человеком злым, недоброжелательным, неправедным, лицеприятным; какое общение света с тьмою, у Христа с сатаной (см. )? Никакого.

Поэтому Христос Спаситель объявляет наперед, что кто думает сберечь свою душу, избегая самоотвержения, тот потеряет ее. О какой душе здесь идет речь? А о той, которая сама себя блажит, ласкает, лелеет, холит, нежит, увеселяет играми, роскошью, богатством, удовольствиями всякого рода. Что здесь значит сберечь душу? Значит не трогать страстей души, оставлять их в покое, давать им жить и крепнуть. И все, что человек выдумывает приятного, веселого и роскошного в жизни, все это служит к его погибели: его душа умирает от богатства и роскоши, влекущих ее к самоуслаждению, к тщеславию, гордости, любочестию, потому что в ней оскудевает вера, благодать и все, что составляет истинную жизнь. Напротив, сбережет, сохранит свою душу для вечности кто будет воевать против страстей и прочих наклонностей и умрет ради правды. Таковы, например, мученики, которые для Христа, для сохранения веры в Него и любви к Нему погубили жизнь свою для земли и приобрели ее для другой жизни: получили вечные награды от Господа Бога.

Здесь под погублением души разумеется погубление страстей и умерщвление греха в себе и всех греховных похотей. Тяжело искоренять их, глубокие корни они пустили в нас: тяжело пьянице расставаться с пьянством, гордецу – с честолюбием, похотливому – с любодением, сребролюбцу – с деньгами, а надобно расстаться, иначе нельзя сделаться истинным последователем Христовым, последователем не на словах только и по имени, но и на самом деле. Господь усиливает речь свою и говорит, что нет никакой пользы для человека даже в обладании целым миром, если он погубит душу свою: благами всего мира он не выкупит своей души от вечной гибели. Какая была слава у Александра Македонского, у Наполеона и др., и все исчезло, как дым, все прошло, как сон, потому что душа их погибла у одного в пьянстве, у другого – из-за ослепленной гордости, в отвержении Бога (9).

* * *

Человек, христианин! Вспомни, сколь многопопечительный и чудесный промысел явил о спасении твоем Господь, предопределяя спасти Тебя, прежде, чем веки сотворены, предъявив Свое пришествие на землю через пророков и разных праведных мужей Ветхого Завета, как Он пришел на землю и исполнил все Свое смотрение дивное о Тебе, основав с пастырством и Таинствами, дав ей спасительное слово, благодать на благодти, всеспасительные средства к жизни и благочестию! Вспомни страдания за тебя Господа Иисуса Христа, искупительную смерть крестную, воскресение и вознесение на небо и обещание вторично прийти на землю со славой для суда над живыми и мертвыми. Скажи, что ты сам делаешь для своего спасения, ибо Царствие Небесное усилием приобретается, и употребляющие усилие приобретают его (см. )? Устыдись себя, покайся, оплачь свое неверие, нерадение, косность, леность, суетность, безумие, гордость, зависть, любостяжание, невоздержание, распутство, блуд и всякую страсть и скорее примись за дело своего спасения. Читай Слово Божие, читай, как жили и подвизались святые, подобострастные человеки (9).

* * *

Сердечная энергия человека должна быть направлена вся к Богу, к любви Его, к исполнению святых заповедей, к борьбе со злом или грехами всякого рода, к сохранению душевного мира, кротости, смирения, свободы духа, сочувствия человечеству в его немощах, заблуждениях, потерях, неудачах, скорбях и болезнях, а не к самолюбию, не к сребролюбию и сладострастию, к чревоугодиям и неумеренным удовольствиям, к играм, спектаклям, к конским ристалищам, к катанию на велосипеде. Между тем враг старается всю энергию сердца и воли нашей устремить к суете, к страстям плоти и духа, к люблению мира и всего, что в мире: похоти плоти, похоти очей и гордости житейской (), – и таким образом постоянно крадет самое дорогое благо человека – спасение души (10).

* * *

Удивительно наше небрежение, нерадение, леность о своем спасении, ибо сколько средств, сил, удобств ко спасению дано нам многомилостивым и всещедрым Господом! Это естественная жажда наша спасения, мира и блаженства в душе; свет разума и стремление воли нашей ко всему истинному, доброму, прекрасному, чистому, возвышенному; обилие благодати, данной нам для спасения и, подобно рекам, текущей в Церкви и наполняющей души, жаждущие спасения; близость и готовность Господа спасать нас на всякое время и всякий час; ходатайство Духа Святого «воздыханиями неизреченными» (), пособие, содействие Ангелов Хранителей ко спасению, богослужение ежедневное в церкви, спасительные Таинства, молитвы и ходатайство Божией Матери и всех святых. Удивительно при всем этом, как мы можем погибать, а не спасаться все. Конечно, много противодействия ко спасению: искушения от плоти многострастной, от мира прелюбодейного и грешного, от диавола, всюду расставившего сети на погибель; естественная порча, греховное зачатие и рождение во грехе; наклонности и привычки ко греху. Но гораздо больше средств ко спасению, чем к погибели. «Ибо Тот, Кто в вас (Христос), больше того, кто в мире (диавол)» (), и все святые победили все препятствия и спаслись. А мы что? Дремлем и спим! Стыдно, грешно, больно, плачевно. Грех берет над нами силу тем, что он глубоко зарылся и засел в нас, в нашем сердце, в нашей многострастной плоти, сделал себе крепость из наших же страстей: самолюбия, сластолюбия, честолюбия, гордости, корыстолюбия, невоздержания, самомнения, маловерия, неверия, вольнодумства, лицемерия, лицеприятия, лености, лукавства, и этими страстями как сильными орудиями подстреливает нас и берет себе в плен, отрывая, удаляя от Христа, истинного Живота нашего. А потому желающему спасения надо копать, углубляться в своем сердце и положить основание на камне, то есть на Христе Спасителе, на крепкой, непоколебимой вере в Него, уповании на Него, и ни на ком, ни на чем больше – на крепкой любви к Нему и ближнему (10).

* * *

Дело спасения душ наших есть самое великое, самое мудрое дело, и учиться этому делу, этому мастерству надо у тех, кому открыто это дело, кто исполнил это дело; а это – дело спасения, дело покаяния – открыто особенно святым, так как они особенно старались заниматься им и выполнили его превосходным образом, богоугодно, душеспасительно (10).

* * *

У Господа Бога цель твоей жизни – вечное спасение твое – всегда в виду. Он ведет тебя к нему какими Сам весть судьбами. Поэтому если и неприятности приходится терпеть тебе в жизни, переноси их великодушно, зная, что, верно, они нужны в деле твоего спасения (10).

Есть люди, которые желали бы спасти душу свою, но не знают, как начать это дело. Многие откладывают заботу о спасении души до будущего времени.

Молодые люди думают: «Нам еще рано думать о спасении; спасать душу трудно, а нам хочется пожить, повеселиться. Уж после, когда постарше будем, начнем думать о душе».

Люди зрелого возраста думают: «Теперь мне невозможно думать о спасении души. Ведь для спасения души нужно оставить всё житейское и удалиться куда-нибудь на уединение. А я имею семью, хозяйство и не могу этого оставить. Уж после когда-нибудь, когда старость придет, тогда и буду спасаться».

А старики думают: «Стары мы стали, сил нет, чтобы тру­диться для спасения души: поститься не можем, молиться не при­выкли, в монастырь нас уже не примут. Поживем пока так, как жили; придет болезнь, тогда пошлем за священником и покаемся».

Так отлагает свое спасение и молодой, и зрелый возраст, так не радят о своей душе и старики. Так обманывают себя и те, и другие, и третьи. Как молодые не начнут своего спасения, достигнув зрелого возраста, так, и в зрелом возрасте не начав спасения, не начнут его и в старости; так же достигшие и старческого возраста не успевают покаяться на смертном одре, ибо прежде чем успеет прибыть к ним священник, они нередко отходят из этой жизни непокаявшимися и неочищенными. Так погибают душой и молодость, и зрелость, и ста­рость.

Все они теряют спасение, которое приобретено столь дорогой ценой, как Кровь Сына Божия.

А теряют свое спасение они потому, что считают это дело слишком трудным, скучным, препятствия к тому неодолимыми для себя.

На самом же деле спасение души не так трудно, как кажется.

Все препятствия легко устранятся, если люди будут пользоваться теми средствами, какие им уже даны как христианам. Главная причина того, что люди откладывают свое спасение до будущего времени, состоит в том, что у них недостает решимости - часто потому, что не знают, как начать это важное дело.

Как же это сделать? Лучше всего начинать спасение не с того, что более трудно, не с подвига удаления от мира, не со строгого поста и продолжительных молитв, а с самого легкого.

Самое же легкое есть то, чтобы грешник сознал свою греховность, воздохнул о себе и обратился с молитвой к Богу, хотя краткой, но усерд­ной, вроде следующей: «Господи, грешен я, погибаю - спаси меня!» Эту молитву нужно повторять каждый день и в то же время думать о том, что нужно начинать свое спасение.

Эта дума о спасении и будет началом, ведущим к спасению. После этого нужно приступить к очище­нию своей души от тех грехов, какие обложили ее, подобно тому как смердящий труп облепляют разного рода гады: мухи, жуки, черви и т. п. Нужно вынимать из души этих гадин одну за другой и бросать от себя. Иначе сказать: нужно начать борьбу со своими дурными привычками, со своими пороками, со своими страстями. Но эту борьбу нужно начи­нать с малого.

Ведь и в тяжкие грехи мы впадаем не вдруг, а подходим к ним постепенно, начиная с малого, почти с ничтожного случая. Посмотрим, например, как сделался человек пьяницей. Он почти и не заметил первого случая, когда началось у него употребление вина в самом малом размере. Вот он, молодой, сидел в обществе старших, употребляющих вино. Здесь представился случай для всех выпить общую чашу за здоровье кого-либо или по случаю какого-либо события или праздника. Все пьют - и для него налита чаша вина.

Что ему делать? Пить из нее или не пить? Рядом сидящие говорят ему, иногда даже родные, отец или мать: «Ты, родимый, не пей, но только пригуби». И он послушался, пригубил, то есть коснулся губами или выпил один глоток вина. Но это пригубленье для него стало роковым: после того он стал смело не только пригублять, но и испивать, потом пить, может быть, сперва по полрюмки, потом по полной чаше, и чем дальше, тем больше. Его стало уже тянуть к вину. При всяком случае, с радости и с горя, он стал выпивать, а потом пить без всякого повода, потому только, что хочется пить. И, вот, первый, по-видимому, невинный глоток вина сделал его пьяницей.

В чем была его ошибка? В том, что ему не следовало делать первого глотка, а сделав это, не следовало повто­рять его, а если повторил, то остановиться тогда, когда у него еще не явился сильный позыв к вину. Когда же он заметил в себе этот позыв, то он должен был решительно воспротивиться ему: нужно было пону­дить себя, чтобы не исполнить явившегося в нем желания выпить, пока оно было не сильно; следовало тогда же молиться мысленно Богу, чтобы Он не дал ему пристраститься к вину. Сделай он это, не был бы он пья­ницей.

Подобно этому человек приучается к воровству. Берегись взять без спроса, тайно чужую вещь, хотя самую ничтожную. Берегись утаить найденную чужую копейку. Одна христианка в своей ежедневной записи так изображает постепенный навык ко греху, начиная от ничтожного повода и оканчивая тяжким грехопадением:

«Если по совершении тяжкого греха я захотела бы добраться до причины, приведшей меня к такому действию, и припомнила бы сначала помышление, возбудившее похоть, потом случай, породив­ший это помышление, то увидала бы, что это было почти ничто, малость, безделица едва заметная. Это было слово двусмысленное, которое я услышала и которому я усмехнулась; это был равнодушно брошенный мною взгляд, от которого совесть моя, однако, удержи­вала меня; это было ненужное изъяснение, которого я добилась из пустого любопытства; это была молитва, которой я пренебрегла и которую заменила другим занятием, более занимательным; это была оставленная мной работа, пока я следила в уме своем за чем- нибудь неопределенным... Неделю спустя повторилось то же самое более продолжительно - угрызение совести стало глуше и, наконец, замолкло... Еще неделя... но мы не будем продолжать: каждый, испы­тавший подобное, сам может докончить свою повесть и вывести нраво­учение».

Из этой повести видно, как самый ничтожный случай, двусмыс­ленное слово и по поводу его улыбка, привел человека к тяжкому греху.

Таков путь грехопадения. Таково же может быть и возвращение от греховной жизни к покаянию и исправлению.

Для Марии Египетской, этой сперва великой грешницы, потом великой трудницы, началом обращения послужила некая сила, для нее сперва неведомая, не допустившая ее войти в храм Иерусалим­ский для поклонения Животворящему Кресту. Познав в этом Божию силу, она тогда же дала обещание исправиться и тотчас пошла в пус­тыню.

Один человек говорил о себе преподобному Павлу Препростому, что поводом к обращению его к Богу послужили слова, слышанные им в церкви: Омойтесь, очиститесь; удалите злые деяния ваши от очей Моих (Ис. 1,16). И он с этих слов начал свое спасение.

Но эти примеры могут показаться для кого-либо неподражае­мыми: «Ведь это были люди, достигшие великой святости, они-де, может быть, получили от Бога особенную благодать, а мы - люди обыкновенные». Нет, и они были люди обыкновенные - а если полу­чили особенную благодать, то уже после того, как они оказали много усердия в деле своего спасения.

Впрочем, оставим их и поищем другие примеры, более подходящие к нам. Вот евангельский блудный сын - с чего он начал свое спасение? С подвигов молитвы и поста? Нет; он только пришел в себя, одумался и сказал сам себе: Встану, пойду к отцу моему (Лк. 15,18), встал и пошел, а что дальше было - сами знаете.

Встань и ты, брат и сестра, встань, иди к Отцу, припади и скажи: «Отче! Я согрешил против неба и пред Тобою, прими меня кающегося и помилуй меня». С этой минуты начинай нудить себя и исполнять то, что велит твоя совесть.

Вот и евангельский Закхей - как он начал свое спасение? Не обе­щанием ли исправиться и удовлетворить с избытком всех, кого он оби­дел (Лк. 19, 8)? Вот и опять пример для тебя, брат христианин, с чего начать свое исправление.

А потом что делать? Потом начинай с Божией помощью по силам своим борьбу с пороками. Прежде всего найди в себе главный порок, который ты очень возлюбил и которому ты служил как какому-нибудь богу. Вот, например, ты привык пить вино. Начни борьбу с этим грехом теперь же, не отлагая до будущего времени. Когда тебя будет тянуть туда, где старые твои друзья устроят пьяную попойку, ты не иди туда, решись одолеть свое желание, влекущее тебя разделить с друзьями пьяное веселье. Трудненько сперва будет - но ты крепись, проси у Бога помощи; когда совладаешь с собой, то на душе твоей будет великая радость: знай, что ты одержал победу над диавольским искушением. После этого тебе легче будет бороться с грехом. А потом, победа над гре­хом доставит великую радость и семье твоей, и тебе самому. С семьей тебе будет гораздо веселее, чем когда ты разделял с друзьями твоими пьяное веселье.

Много соблазна бывает во время общественных увеселений, устраиваемых в городах и селах. Много молодых людей гибнет на этих увеселительных собраниях: в городах - в театрах, маскарадах, общественных садах, в селах и деревнях - на вечеринках, качелях и других подобных местах. Молодые люди так же привыкают к такого рода увеселениям, как рабочий народ к пьяным попойкам. Кто привык к увеселительным собраниям такого рода, гульбищам, садам, вечерин­кам и прочим местам соблазна, тому нужно вести борьбу с этими гре­ховными привычками так же, как пьянице с вином, вору с воровством. Как не пившему вино нужно беречься первой рюмки, так молодым людям нужно опасаться первого выхода в места увеселений: одним - в театры, сады, места гуляний, другим - на вечеринки, качели и тому подобные собрания. А кто уже привык к этому, тому нужно употреб­лять всё усилие воли, чтобы прекратить посещение этих увеселитель­ных собраний. Сперва скучно и трудно будет, но потом, при помощи Божией, можно одолеть себя и возвратить себе душевный мир и спа­сение души.

Итак, выходите на борьбу со своими греховными навыками, не страшитесь - вам Бог помощник. Боритесь и молитесь. Спасение души дороже всего. Стоит для него потрудиться, даже до пролития крови, если бы то понадобилось!

Святитель Макарий (Невский), митрополит Московский и Алтайский. "Единое на потребу". Проповеди, слова, речи, беседы и поучения. Том 2

Каждая душа, которая справляется со своей земной задачей, проходит один и тот же путь и приходит к одному и тому же результату. Хотя процесс этот в различных духовных традициях называется по-разному. В христианстве этот процесс называется Спасение Души .

Понятие о Спасении Души принес людям Иисус Христос. Он знал, что от зависит многое в жизни человека. Если душа человека отяжелена грехом, по закону подобия к тяжести притягиваются страдания. Сын Бога пришел освободить человечество от страданий, возвестить о возможности Спасения Души. Он указал Путь и открыл Истину, подчеркивая, что только Любовь изменит человеческие отношения, и мир станет краше, люди по Любви приумножат творение Бога.

Человеческое безумие, невежество и страсти – это то, что запеленило произрастание Духа и убило естественную природу. Воля Бога через Сына говорит человеку: «Пробудись и своих, осознай, что нужно взрастить семя, посаженное Мной. Одухотвори себя и окружение, посмотри на мир, как это делает каждый цветок, испуская аромат, и каждое плодовитое дерево дает свои плоды. Это огромное счастье – отдавать миру то, что имеешь в избытке».

Процесс одухотворения, или рост Духа, дает возможность человеку стать Живою Душою , в которой заговорил о себе Дух, испуская свет Вечности, Любви и Мудрости. После ухода из жизни такого человека, его мощи становятся нетленными, а душа попадает в обитель Бога – по своему подобию. Даже и на Небесах спасенные души продолжают молиться за людей, ими движет Любовь и . Для этих спасенных душ уже больше нет необходимости воплощаться на Земле, ибо они уже обрели свободу. Такие души могут вновь воплощаться по своему желанию – чтобы помочь другим душам обрести спасение.

Когда умирает человек с греховной душой (не спасенной) , его плоть войдет в прах, у души проснется совесть, и начнутся мучительные воспоминания, переживания за содеянные грехи. Нет ничего более мучительного, чем когда человека терзает совесть. Если у человека на Земле было какое-то пристрастие (к еде, алкоголю, противоположному полу, сильная привязанность к материальному богатству и т.п.), то душа человека мучительно страдает, потому что все это в загробном мире невозможно удовлетворить. По закону подобия грешная душа попадает на низкие планы бытия (мир Лукавого), где существует невежество, жестокость и насилие. Сильное порабощает слабое, и душа испытывает страх и терпит издевательства. По Божьему плану человеческая душа проходит Чистилище, где душа раскаивается и переосмысливает свои поступки. Приходит осознанность, и душа снова перевоплощается на земле. Ей дается следующий шанс взрастить Дух и спасти свою Душу.

Кем является человек в глазах Бога?

Самая главная мысль Евангелия, «Благой вести», заключается в том, что Бог бесконечно любит человека. Не только человечество вообще, как «дело рук своих», но также и каждого человека в частности. Каждую дорогую и неповторимую человеческую личность.

Человек был создан Богом как венец творения, имеющий в своей природе и часть духовного, невидимого мира, и часть мира видимого, материального. Поэтому, если человек славит Бога, то получается, что в его лице сразу весь сотворённый Богом мир воздаёт хвалу своему Создателю.

До прихода Спасителя люди воспринимали Бога как Творца мира, Судию, Хозяина. Но Господь Иисус Христос принёс им совершенно удивительную и непривычную мысль о том, что люди являются для Бога бесконечно дорогими и любимыми детьми. Сыновьями и дочерьми. Мысль о том, что они сотворены для того,чтобы разделить с Богом радость вечной жизни. Что жизнь дана им для уподобления Богу. Что безгрешный Господь готов пойти даже на мучения и смерть ради того, чтобы примирить с Отцом отпавших от него детей.

В рассказанной Спасителем притче о заблудшей овце заключается самая большая надежда каждого человека — Господь лично для него готов оставить всех праведников и в любой ситуации подать ему руку, чтобы именно его душа избежала гибели.

Есть ли надежда на спасение у блудниц, колдунов, душегубов и отступников?

Человек, обратившийся к Богу, осознавший свою прежнюю греховную жизнь, нередко находятся на пороге отчаяния. Он опасливо спрашивает священника, есть ли надежда на спасение в его ситуации. В ситуации, когда лично он обрек бы такого негодяя, каким он вдруг осознал себя сам, на вечные мучения. Когда за спиной остались аборты, половые извращения, предательство, убийство, лжесвидетельство, осуждение всех и вся, халатность, вымогательство и тому подобное.

И священник отвечает ему, что надежда на спасение есть у каждого. Он приводит ему в пример жизнь святых, которые некогда были закоренелыми грешниками, но раскаялись, изменили свою жизнь, и не только получили прощение, но и достигли обожения. Рассмотрим некоторые такие примеры и мы.

Преподобная Мария Египетская, бывшая блудница

Мария Египетская родилась в столице античной учёности — Александрии Египетской в середине V века. 12 лет от роду она ушла из дома и довольно быстро увлеклась порочной жизнью.

Более 17 лет она предавалась блуду. По её собственному признанию, ей так нравился порок, что она даже не брала денег с тех, кто вступал с нею в интимную близость. Однажды она отправилась с на корабле с паломниками в Иерусалим. Плы­вя с па­лом­ни­ка­ми на ко­раб­ле, Ма­рия не пе­ре­ста­ва­ла со­блаз­нять их и гре­шить.

Однако в Святой Земле с её душой случилась метаморфоза. Она попыталась пройти в храм Воскресения Христова и какая-то сила не пускала её. Тогда ей на ум пришло осознание всей низости своей предыдущей жизни и Мария глубоко раскаялась за бывшие прегрешения.

После этого она смогла войти в храм, где долго молилась и обильно оплакивала свою жизнь. Через некоторое время Мария приняла крещение, причастилась Святых Тайн Христовых и ушла в Египетскую пустыню, чтобы побороть в своей душе проросшие в ней страсти.

Она взывала к Богу о помощи долгие годы. Целых 17 лет, столько же, сколько ранее заняли в её жизни пороки, Мария гнала от себя навязчивые мысли о блудном грехе, терпела голод, зной дня и холод ночи. Наконец, за неотступное покаяние и молитву, Господь вознаградил Марию бесстрастием и благодатью.

Когда её жизнеописатель, старец Зосима, встретил Марию в пустыне — это была уже совершенно святая женщина, благочестивая и целомудренная. В конце жизни, во время молитвы она даже немного возносилась над землёй и совершала иные чудеса, часто сопутствующие святой жизни.

Священномученик Киприан Антиохийский, бывший колдун

Живший в III столетии от Рождества Христова, Киприан с детства был посвящён родителями-язычниками на служение Аполлону. Он проходил жреческое обучение у многих знаменитых чародеев и волхователей, так что уже в юности стал знаменитым колдуном.

К 30 годам он закончил своё обучение магии и стал настолько искусен в колдовстве, что беседовал лицом к лицу с самим дьяволом. Живя в Антиохии, он много людей совратил ко всяким беззакониям, многих погубил отравами и чародейством, а юношей и девиц приносил в жертву бесам.

Однажды он взялся за плату совратить для нечестивого юноши Аглаида благочестивую христианскую деву Иустину. Но никакие его чары с нею не работали, а все прислужники-бесы и даже сам дьявол ничего не могли поделать с праведницей.

Тогда Киприан осознал всю слабость демонов перед истинным Богом и обратился ко Христу. Он пришёл в храм и публично раскаялся в прежних прегрешениях, отказываясь покидать святое место, пока не станет христианином.

Видя его настойчивость, епископ совершил над Киприаном Таинство Крещения. Через некоторое время, возрастая в покаянии, молитвах и духовных подвигах, Киприан был посвящён во чтецы. Затем его рукоположили во диаконы, во священники и, наконец, в епископы.

Во времена очередного гонения на христиан, епископ Киприан был схвачен и, вместе с благочестивой Иустиной и другими христианами, приговорён к мучениям и смерти. После пыток священномученик Киприан был усечён мечом. Позже на могиле святого стали происходить исцеления и другие чудеса.

Преподобный Моисей Мурин, бывший разбойник

Эфиоп Моисей жил в IV веке. Несколько лет он был главарём известной банды разбойников и своей жестокостью наводил ужас на всех жителей местности, в которой обитал.

По ве­ли­кой ми­ло­сти Бо­жи­ей, Моисей раскаялся в своих преступлениях, оста­вил шай­ку раз­бой­ни­ков и ушел в од­ин из пустынных монастырей, где годами из­ну­рял плоть свою уси­лен­ным по­стом и непрестанно молился, чтобы победить в себе гневливость и блудную страсть.

Про­ве­дя мно­го лет в ино­че­ских по­дви­гах, пре­по­доб­ный Мо­и­сей достиг бесстрастия, а со временем был ру­ко­по­ло­жен во диа­ко­на, за­тем в пре­сви­те­ра, в сане ко­то­ро­го под­ви­зал­ся ещё 15 лет и со­брал во­круг се­бя 75 уче­ни­ков.

Ко­гда пре­по­доб­но­му ис­пол­ни­лось 75 лет, на скит, где жили подвижник с учениками, напали разбойники и убили его и ещё шестерых иноков. Незадолго до нападения, преподобный предсказал братии будущее событие и большинство иноков спаслись, вовремя уйдя в другую обитель.

Священномученик Маркеллин, папа Римский, бывший отступник

Свя­той Мар­кел­лин был па­пой Рим­ским в раз­гар го­не­ния на хри­сти­ан при Дио­кли­ти­ане и Макси­ми­ане в конце III века.

Устра­шив­шись же­сто­ких мук, в которых в течение месяца было замучено до 17 000 христиан, схваченный папа отрёкся от Христа, вос­ку­рил фими­ам и при­нес жерт­ву идо­лам. Им­пе­ра­тор на­звал его сво­им дру­гом и об­лек в рос­кош­ные одеж­ды. А папа Маркеллин горь­ко пла­кал о том, что, по­бу­див мно­гих к при­ня­тию мук за Хри­ста, сам по­дал сво­ей пастве при­мер ма­ло­ду­шия и раскаивался в содеянном.

В то вре­мя в го­ро­де Си­ну­ес­се за­се­дал Со­бор из 180 епи­ско­пов и пре­сви­те­ров. Па­па Мар­кел­лин явил­ся на за­се­да­ние Со­бо­ра во вла­ся­ни­це, посыпал голову пеп­лом и про­сил су­дить его за от­ре­че­ние, сказав: «Я при­знаю се­бя ли­шен­ным свя­щен­но­го са­на, ко­то­ро­го я недо­сто­ин. Пусть по­сле смер­ти те­ло мое не пре­да­ют по­гре­бе­нию, а бро­сят на съе­де­ние псам; да бу­дет про­клят тот, кто осме­лит­ся по­хо­ро­нить его».

После этого римский понтифик пришёл к императору и при всех исповедал Христа Богом и заявил о раскаянии за своё предшествующее отречение. Разгневанный император казнил Маркеллина и приказал бросить его труп у дороги.

Около месяца лежало тело папы Римского на виду у всех, где-то на обочине. Наконец, в сонном видении новому папе явился сам апостол Пётр и повелел похоронить тело раскаявшегося священномученика Маркеллина со всеми почестями, подобающими христианскому святому.

С какими трудностями человек сталкивается в Церкви, вступая на путь покаяния?

К сожалению, путь кающегося грешника отнюдь не лёгок. Мало того, что его терзают нравственные страдания от осознания собственных прегрешений. Он также испытывает трудности в преодолении страстных склонностей, которым он долгое время потакал.

Все мы знаем, что человеку в разы легче не употреблять наркотики тогда, когда он никогда не пробовал их, чем тогда, когда весь его организм впал в зависимость от этих пагубных химических веществ. Абсолютно то же самое можно сказать обо всех видах греховных склонностей, которые только существуют.

Кающемуся человеку тяжело бороться со своими страстями и победить их внутри своей души он может, только опираясь на благодатную помощь самого Господа.

Второй же из серьёзных проблем покаяния является людская память. Человек может уже всё осознать и внутренне измениться, но инерция мышления окружающих часто препятствует его покаянию. Не отделяя греха от грешника, многие его братья и сёстры во Христе продолжают считать такого человека падшим и сторонятся, а иногда и прямо напоминают ему о прежних прегрешениях. Не отвергаемый Христом, он отвергается его чадами.

К сожалению, нередко такая встреча в Церкви заставляет человека уйти оттуда и, иногда, даже вновь впасть в ту пучину страстей, из которой он с таким трудом выбирался.

Евангельский рассказ о хождении Спасителя по водам является аллегорией к достижению человеком святости. Без опаски, над морем житейских страстей может шествовать только сам безгрешный Господь, или тот, кто подпитывается дарованной Господом силой и имеет на Него твёрдое упование. Но любой засомневавшийся или возгордившийся собой довольно легко погружается в пучину страстей с головой. Тогда человек ужасается, раскаивается и кричит: «Спасите, погибаю!»

Долг каждого христианина в этом случае не притопить его ещё глубже, а уподобиться Христу и протянуть ему руку помощи, несмотря на проявленное им ранее малодушие, ведь на его месте может оказаться каждый.

Надежда на вечную жизнь есть у любого живущего на Земле человека. Спастись, с помощью Божией, может каждый. У многих святых было своё прошлое, но и у каждого грешника может быть своё будущее!

Андрей Сегеда

Вконтакте