Боевые искусства ушу. По Пути дракона. Рассказываем о буднях Шаолинь Тагоу - самой большой школы боевых искусств в мире. Девочки и мальчики учатся в разных группах и редко пересекаются

Многие люди знают о монастыре Шаолинь в Китае, о нём снимали фильмы и писали в книгах, газетах.

Всем известно, что монахи этого монастыря обладали необычным боевым искусством.

Так вот, родиной боевого искусства ушу является китайская провинция Хэнань. А именно зарождение произошло в известном монастыре Шаолинь.

Что это такое

Ушу это в переводе с китайского означает – «остановить агрессию или боевое искусство», на Западе называют кунг фу (kung fu). Человека, владеющего приемами ушу называют ушуист.

Создателем этого уникального восточного единоборства был бывший патриарх Бодхидхарма в середине 6 века нашей эры, так же он был создателем и вложил основы в секту чэнь, в Японии называют дзэн.

Когда Бодхидхарма пришёл в монастырь Шаолинь, он начал рассказывать о новом учении.

И тут он увидел на 1-х занятиях, что многие ученики слабые телом и духом, то есть засыпают во время занятий.

И вот он решил создать физическую и психологическую подготовку специальных упражнений под названием «18 движений рук архатов» (архат – это сверхчеловек или полубог, переводится с санскрит – достойный).

В этих 18 простых комбинациях вначале вставали в защиту, потом наносился удар, в итоге потом стало очень много комбинаций, около нескольких тысяч.

Ещё до создания ушу во 2-м – 3-м веке, знаменитый медик по имени Хуа-то разработал лечебную гимнастику – Игры пяти зверей, в которую входили медведь, птица, тигр, обезьяна, олень, то есть подражание этим животным.

Но она также использовалась не только в лечебных целях, но и в боевых. Когда он умер, он оставил после себя огромное и научное наследие.

Эта гимнастика существует и на данный момент, её вы можете посмотреть в этом видео:

Стили

В скором времени и монахи Шаолиня стали разрабатывать стили животных и насекомых, подражать стихиям воды, ветра, огня и воздуха.

Сейчас стилей ушу насчитывают несколько тысяч. Например, названия известных стилей ушу – самый знаменитый это Тайцзицюань (кулак Великого Предела) , в него входят медленные и пластичные движения, которые завораживают своей красотой, красота этих движений не только внешняя, но и внутренняя, то есть человек чувствует в себе всю красоту в своём теле.

Ещё существует стиль ушу Танланцюань или стиль Богомола созданный мастером Ван Ланом из провинции Шаньдун.

В Танланцюань входят быстрые движения, гибкость, захваты.

Используя его, вы познаете всю красоту, а чтобы познать, нужно желание и сила воли, тогда вы достигните высот само совершенства.

Сейчас боевое искусство ушу существует практически везде, кто-то его использует в боевых, а кто то и в лечебных целях. Ушу — это и своеобразная гимнастика. Так же выделяют спортивное ушу саньда — свободный контактный поединок.

Вы можете начать им заниматься, если хотите поближе узнать его, вот название книги – автор И-Шен – «Гимнастика ушу начинаем с нуля». Читайте, пользуйтесь и будьте здоровы!

Смотрите видео, в котором рассказывается о боевом искусстве ушу:

Боевые монахи известнейшего Шаолиньского монастыря утверждают, что мастерству нельзя обучить, ведь оно невидимо и его можно лишь практиковать. Усердная учеба, терпение в лишениях и упорные тренировки позволят набирать знания, укреплять тело, воспитывать волю и характер - на этом устроена самая большая в мире школа боевых искусств, расположившаяся по соседству с Шаолиньским монастырем у подножия священной горы Суншань в провинции Хэнань.

Школа традиционного китайского ушу "Шаолинь Тагоу" (Shaolin Tagou) была основана почти 40 лет назад мастером в седьмом поколении, учеником-мирянином Шаолиньского монастыря Лю Баошанем. Обычная школа превратилась в настоящую империю: тысячи квадратных метров территории со спортивными залами и тренировочными базами, 35 тысяч учеников и 900 тренеров. Важно, что в наши дни в Шаолинь Тагоу обучают не только традиционному ушу, но и боксу, тхэквондо, ММА, шаолиньскому футболу и даже боевой хореографии для кино. Выпускники Шаолинь Тагоу ежегодно пополняют ряды китайской армии, полиции и спецслужб.

Рассказываем, чем живет школа Шаолинь Тагоу.

Плавильный котел с армейской дисциплиной

Главной особенностью школы является Ушу, а основой, по словам руководителей, - просвещение. В "Тагоу" с начальных и до старших классов обучаются общеобразовательным предметам; при этом детей принимают с пяти-шести лет, а вот верхнего порога нет - "поступить" могут и люди старше тридцати. Главный критерий - обучение в школе платное. 1 месяц полноценного обучения здесь стоит тысячу долларов, год - 10 тысяч [информация с официального сайта школы ].

Директор отдела пропаганды школы Фэн Вэйфэн рассказывает следующее:

Фэн Вэйфэн: Некоторые приходят к нам из-за популярности школы, для кого-то ушу - хобби, кого-то приводят родители, некоторых детей отдают сюда, потому что они непослушные и неуправляемые. Есть и те, кто приходят к нам в школу под влиянием фильмов о кунгфу. Они тоже хотят стать знаменитыми актерами боевых искусств.

Дисциплина в школе "армейская": подъем в 5:30 под звуки самого настоящего военного марша, зарядка и завтрак, после первая тренировка и уроки по общеобразовательным предметам, обед и снова тренировка, уроки, ужин и еще одна тренировка, отбой. Здесь нет мобильных телефонов и компьютерных игр, а общаться с родителями разрешено только по предназначенному для этого стационарному телефону. Домой школьники обычно ездят один раз в год.

Конечно, ученики "Тагоу" носят одежду по дресс-коду: черные спортивные штаны, красные мастерки и знаменитые кеды Feiyue. Школьники живут в комнатах в общежитиях без отопления по 10-20 человек. Одежду стирают самостоятельно в обычных тазиках. Самым маленьким первое время помогают учителя и друзья постарше.

Господин Фэн Вэйфэн сравнивает школу с плавильным котлом.

Фэн Вэйфэн: Эта школа как плавильная печь, как горнило, непослушание — лишь временное явление. Столько послушных детей, здесь такая атмосфера, и они заражаются этим. Есть и такие, которые действительно не выдерживают и уходят.

По словам Вэйфэна, ежегодно около сотни студентов не выдерживают жесткий график и дисциплину. Некоторые даже отваживаются на побег. Поэтому на всех выездах дежурит охрана, роль которой выполняют сами школьники. Дело в том, что ученики, не достигшие 18 лет, могут уйти из "Тагоу" только по решению родителей.

Фэн Вэйфэн: Нельзя сказать, что, однажды поступив в нашу школу, вы уже не сможете ее покинуть. Есть и те, кто убегает. Вернув их обратно, мы воспитываем убеждением, объясняем им трудности человеческой жизни, напутствуем, помогаем, проявляем заботу и любовь.

Ну а школьники, обучающиеся в "Тагоу" много лет, уже знают: трудно лишь в начале, потом приходит привычка, терпение. Главное - не останавливаться на полпути.

Требование: не применять телесные наказания в отношении учащихся

Директор отдела пропаганды школы Фэн Вэйфэн, отвечая на вопрос, бьют ли школьников за нарушение дисциплины, заверил, что подобные методы строго запрещены. Впрочем, Вэйфэн тут же добавил, что раньше в Китае школы боевых искусств практиковали именно телесные наказания - это было нормой.

Фэн Вэйфэн: У нас есть строгое требование: не применять телесные наказания в отношении учащихся. У современных родителей совсем другое отношение к этому. Да, ребенок может плохо учиться, но бить его за это нельзя. В прошлые годы в школах ушу - вы знаете, у нас здесь в Дэнфэне их так много - телесное наказание было обычным делом. И вообще, был такой традиционный способ воспитания в китайских школах, поэтому иногда получить палкой пару раз по мягкому месту и вытерпеть способен каждый. Но теперь вы не можете просто так ударить ребенка и остаться безнаказанным. Если такое произойдет, его родители подадут на вас в суд. Сейчас закон очень силен.

Интересно, что даже драки между учащимися случаются крайне редко. Тренеры и представители школы готовы устроить поединок между конфликтующими школьниками - при обоюдном согласии и под судейским контролем. В этом контексте важно, что по правилам школы тренеры живут с подопечными в общежитии, питаются вместе с ними и в большинстве случаев знают обо всех трениях и разногласиях.За каждым тренером закреплены 40-50 школьников.

Девочки и мальчики учатся в разных группах и редко пересекаются

В Шаолинь Тагоу 35 тысяч учеников, и лишь около трех тысяч из них - девочки. Обучение в школе разделено по гендерному признаку: мальчики и девочки учатся в разных группах и редко пересекаются.

Школьницы говорят, что занятия боевыми искусствами делают их смелее, отважнее и никакие трудности им не страшны.

По словам представителя школы Фэн Вэйфэна, мальчики и девочки в школе редко находятся вместе, а открытые "истории любви" в школе не разрешены.

Фэн Вэйфэн: У нас юноши и девушки занимаются в раздельных группах. Есть отдельные мужские и женские общежития. Конечно, может, и есть у них тайная любовь, но отрыто такого явления нет.

Отвечая на вопрос о том, не становятся ли преступниками их бывшие воспитанники, которые вдобавок владеют боевыми искусствами, Фэн Вэйфэн говорит, что такое тоже возможно, но не нужно это связывать со школой.

Фэн Вэйфэн: А что, из университета Цинхуа [самый престижный университет Китая] выпускаются только хорошие люди? Неважно, какое нравственное воспитание школа дает — после того, как они входят в общество, мы уже не в состоянии их контролировать. Поэтому следует объективно смотреть на школы боевых искусств. Мы такие же, как и другие школы, только у нас на одну дисциплину больше. Не нужно смотреть на нас крайне субъективно.

По мнению представителя учебного заведения, важно то, что в школе боевых искусств у учеников можно воспитать волю, которая им очень пригодится в самостоятельной жизни в обществе.

За последние полгода в Петербурге было проведено несколько чемпионатов по боевым искусствам Ушу и Кунг-фу (кстати, в европейским обиходе эти названия, будучи разными определениями одного и того же явления, часто разделяются).

Именитые ушуисты, среди которых присутствовали многократные чемпионы России, Европы и Мира, демонстрировали зрителям красочные Таолу (комплекс формальных упражнений), «железную рубашку» (практика «жесткого цигуна»), фул-контактые боевые спарринги, вызывая одобрительный гул зала, возможно заставляя вертеться в гробу не один десяток классиков некогда мощнейшего боевого искусства планеты.

Вероятно, ироничная поговорка «Не путайте Ушу с распространённым в нашей стране одноимённым видом спорта» как нельзя лучше отражает положение, в котором сегодня оказались боевые искусства Востока. Современные представления об Ушу, Каратэ, Тхэквандо подчас кажутся просто апофеозом заблуждений: на сайтах даже именитых традиционных школ, всерьёз ведут речь о «десяти смертных грехах в буддизме», о том, что Ушу – это китайская оздоровительная гимнастика, а Кунг-фу – борьба, что все боевые искусства придумали монахи Шаолиня, и другие не менее курьёзные анекдоты, приводящие в замешательство любого, кто интересовался этой темой чуть глубже уровня современного кинематографа.

За некоторым исключением, не лучше обстоят дела и на практике. Нередко демонстрирующего мастерство владения собственным телом ушуиста в спарринге легко «выносит» любой начинающий боец Муай-Тай и не обладающий какими-либо особыми навыками уличный «быдляк». На спортивном же ринге Ушу превратилось либо в бессмысленный «танец с саблями», либо в кик-боксинг, не имеющий ничего общего с уникальной системой психофизического тренинга, которая некогда наделяла тело бойца сверхъестественными для обычного человека способностями.

О том, почему мощное боевое искусство превратилось в выхолощенную спортивную дисциплину, корреспондент «Нашей Версии на Неве» поговорил с известным в Китае и Европе мастером традиционного Ушу – господином Чжун Ляньбао, который гостил в Петербурге в конце августа и встречался с представителями традиционных школ Северной столицы.

– Шифу (учитель – Ред.), вы много путешествуете по миру, доводилось ли видеть, как под эгидой Ушу не ведающей публике в лучшем случае показывают хороший рукопашный бой?

– Это явление повсеместно, оно происходит не только в России, но и в странах Европы, и в Китае. Всё вполне объяснимо: организаторы соревнований требуют зрелища, следовательно любое выступление должно соответствовать трём условиям: высоко, быстро, сложно. Но это не имеет никакого отношения к истинному боевому искусству. В традиционных стилях необходимо знать, для чего ты делаешь ту или иную Таолу. Ведь по сути дела, это тот же «бой с тенью». Ученик должен знать, что любое её движение имеет практическое применение, неважно удар это, захват или бросок. Спортсмен же просто театрально копирует движения. Спорт не ведает применения, он не уважает традиции, поэтому превращается в полную бессмыслицу.

Тот, кто знает соревнования, не знает применения тех движений, которые он так красиво делает. А кто знает применение, не будет участвовать в таком соревновании. Поэтому то, что вы видите – это не более чем акробатика. Человек, владеющий боевым искусством, просто не может так высоко и сложно прыгать, так выгибаться, так приземляться, ему это не нужно, это не имеет никакого практического смысла.

– Почему, на ваш взгляд, Ушу превратилось в спортивную дисциплину?

– Это связано с политическими событиями. Процесс начался после создания Китайской Народной Республики в 1949 году. Примерно с 1953 года наше правительство начало говорить, что традиционное Ушу нельзя распространять, оно не полезно для сплочения народа. В стране начал продвигаться спорт. Было принято решение показать всё лучшее, что есть в Китае. Начался всплеск Ушу: мир смотрел, удивлялся. Однако существовала чёткая градация того, что показывать можно, а что нельзя. Развивалось спортивое Ушу, а традиционные мастера остались в народе. Потом началась культурная революция, она продлилась 10 лет. Было большое затишье, все мастера ушли в подполье. Сегодня наше руководство говорит, что нужно восстанавливать традиции. Но не делает ничего для этого. Они уважают только красивые вещи, настоящее не пропагандируют.

Ваш президент – Владимир Путин, он молодец, нравится мне своим уважительным отношением к Ушу. Он приезжал в Китай, ему показали наш известный монастырь Шаолинь, бойцов, которые демонстрировали свою технику. Но что там увидел ваш Президент? Знают ли эти бойцы боевое применение тех красивых движений, которые они выполняют? Нет, скажу я вам, уже не знают, боевая техника почти выхолощена.

Мой родной город Янтай – там много мастеров Танлан-Цуаня (стиль Ушу – Ред.), это родина стиля. Соответственно там много мастеров. Иностранцы могут придти учиться к любому мастеру, но не все из них знают практику применения тем движениям, которые они делают. Практика ушла. Та же история в Гонконге: много школ, которые учат Ушу, но не все знают применения своего стиля. У нас осталось очень мало хороших мастеров, не все из них готовы передать своё умение. Ведь в основе Ушу лежит традиция, которая передаётся от ученика к учителю. Учитель ищет достойных среди своих учеников, и если не находит, может не передать своё мастерство.

Например, у моего шифу – мастера традиционного искусства Лин Дзиньшаня, было трое сыновей. Никому из них он не передал настоящего мастерства. Даже среди моих учеников не все знают применения техники. Вторая сторона медали кроется в том, что не каждый способен взять мастерство. Это долгий, кропотливый труд, за короткий период ничего не придёт. Из 10 тысяч учеников может успеть 1–2 человека, не больше, оно поэтому и называется – искусство. Боец учит и традиционное Ушу. Но это вовсе не значит, что он высокого уровня. Он может выйти на бой и не суметь его применить.

–Западную цивилизацию с Ушу познакомил Брюс Ли, однако непредвзятый анализ биографии показывает, что его образ сильно раздут. Вы считаете, Ли был хорошим бойцом или же Китай просто нуждался в национальном герое?

– Много, кто о нём говорит, но мало тех, кто его знает по-настоящему. Это был молодой человек, настоящего мастерства он не успел взять, но Ли совершил настоящий подвиг тем, что распространил Ушу во всём мире.

– Правда ли, что его убили сами китайцы за то, что он, якобы, выдал какие-то секреты боевого искусства европейцам?

– Он не знал каких-то особенных секретов Ушу. Но зато много сделал для его развития.

– В современной Европе вам доводилось видеть настоящих мастеров?

– Во время путешествий я встречался с некоторыми известными мастерами, но поскольку мы не соревновались, не знаю их профессионального уровня. Сильные мастера не хотят показывать своё мастерство. К тому же в этой структуре есть негласное правило – не критиковать друг друга, поэтому про тех, кто не столь силён, говорить ничего не могут.

– Сегодня в сети Интернет выложено очень много роликов, где показаны мастера «бесконтактного боя» которые энергетическими ударами могут уложить человека, находящегося за несколько метров. Понятно, что эта идея обросла множеством поклонников, говорят, что систему бесконтактного боя применяли не только мастера дзенских искусств, но и русское казачество, и даже спецназ ГРУ. Вам доводилось встречать таких мастеров?

– Нет, я таких не встречал. В Китае, кстати, много говорят об этом. Существуют мнения «за» и «против». Но на мой взгляд – человека, который занимается Ушу 50 лет, бесконтактный бой не реалистичен.

– Вы говорили, что сами начали заниматься Ушу с 1953 года. То есть по времени это совпало с началом «спортсменизации» боевого искусства. Приходилось ли вам «маскироваться» на занятиях? Например, в период запрета Каратэ в СССР, наши каратисты делали вид, что занимаются «оздоровительной гимнастикой Тай-Цзы».

– Нет, мне повезло, я не маскировался. Тогда ещё всё было легальным, и я со своими братьями попал к мастеру традиционного искусства, у которого взял стиль «Кулак богомола семи звезд». Мой шифу Лин Дзиньшань был добродушный человек, мы начали учёбу, когда ему было почти 70 лет. Ушёл он из жизни в возрасте 87 лет, после чего я возглавил школу и возглавляю её до сих пор.

– Какова система тренировок ваших учеников?

– Я заставляю их заниматься минимум по 45 минут ежедневно. Чтобы овладеть Ушу, необходимо заниматься каждый день, делать много повторений, постоянно помнить о применении. Такая система тренировок будет очень эффективна. Сам я тренируюсь по часу в день и ещё несколько часов преподаю.

– На прошедшей Олимпиаде в Лондоне китайская сборная удивила весь мир, взяв второе место по количеству золотых медалей. Многие СМИ, в том числе и «Наша Версия на Неве» задавалась вопросом: неужели китайцы изобрели генный допинг, и в прямом смысле слова научились выращивать идеальных спортсменов?

– Генной инженерии такого уровня у нас нет (смеётся). Просто представьте себе население Китая. Говорят, что там живёт 1,3 миллиарда человек, но на самом деле мы практически перешагнули отметку в полтора миллиарда. Среди такого огромного населения просто больше возможности найти потенциально сильных спортсменов. Если мы сравним 7 миллиардов населения земного шара, то шансы повышаются. К тому же, в нашей стране заложена новая база для развития спорта. Раньше у нас не был развит спорт, и никто не знал, насколько можно соревноваться с другими странами. К пекинской Олимпиаде мы начали развиваться, соответственно те успехи, которые тогда заложили, были усовершенствованы на минувшей Олимпиаде в Лондоне.

29.04.2018 Олег Мироненко 1196 просмотров


Из века в век монахи Шаолиня оттачивали своё мастерство. Фото: Toby Melville/Reuters

Двигаться как ветер, быть тяжёлым, как гора и лёгким, как лебяжий пух – этому искусству обучают мастеров ушу.

Принято считать, что все виды китайских единоборств возникли на базе боевой техники, которую разработали в монастыре Шаолинь. На самом деле это не совсем так. В действительности китайское ушу разделяется на множество стилей и школ. И не все из них практиковались и изучались монахами монастыря. Своей всемирной известностью шаолиньское искусство рукопашного боя во многом обязано Голливуду, хотя и сами монахи хорошо потрудились во славу Шаолиня.

Термин «ушу» перевести с китайского на русский можно как «боевые искусства». Сегодня мир ушу расколот. Вмешалась, как всегда, Её Величество Идеология. В прошлом веке некоторые китайские коммунистические политики посчитали, что традиционное ушу – это пережиток прошлого и призвали к созданию массового ушу, принявшись осуществлять задуманное. Так появилась гимнастика ушу, никакого отношения к боевым искусствам не имеющая. Любой турист, оказавшись в Китае, не перестаёт удивляться, когда замечает, с каким усердием и прилежанием китайцы занимаются гимнастикой ушу. Стоит только пораньше проснуться и пройтись по какому-нибудь парку…

Просто ушу

Традиционное ушу – это всё-таки не гимнастика, а комплексное боевое искусство. Оно включает не только подготовку к рукопашному поединку и умение обращаться с различными видами оружия. Система подготовки во всех стилях примерно одинакова: сначала «даётся» база – азы технической и физической подготовки; далее – разучивание приёмов и проработка их практического применения; и только потом – психологический тренинг, готовящий бойца к реальным схваткам.

Большинство стилей оканчивается словом «цюань», обозначающим «кулак». Однако во многих школах кулакам отводится второстепенная роль. Тогда они могут оканчиваться на «джан» («ладонь») - например, багуачжан («ладони восьми триграмм»), или «цзяо» («стопа») – чуоцзяо («втыкающиеся стопы»).


Гимнастика ушу никакого отношения к боевым искусствам не имеет. Фото: Mohammad Ismail/Reuters


Зародилось китайское ушу приблизительно в первом тысячелетии до н.э. Тогда Китай ещё не был единым государством. Каждый мелкий князёк желал подчинить себе соседа. То и дело происходили кровопролитные стычки. Вполне очевидно, что ушу «выросло» из системы подготовки воинов. Первый её этап - воинские танцы, имитировавшие сражения. Так воины отрабатывали ряд боевых приёмов.

Китайские правители быстро разобрались, что эффективность боя (а тогда столкновения с противником происходили регулярно) возрастает многократно, если бойцы владеют не только навыками обращения с оружием, но и приёмами рукопашного боя.

Долгое время воинские и боевые искусства не разделялись, но с VI-VII веков ситуация изменилась: первые стали привилегией элиты, вторые – простого люда. В результате получился своеобразный симбиоз воинских методик, народной мистики и даосских воззрений – уникальная система ушу, включающая в себя не только воинские искусства, но и целые системы внутренней тренировки человека, психопрактики и так называемого «регулирования циркуляции внутренней энергии «ци».

Постепенно характер боевого ушу менялся. Стали появляться специалисты, превосходившие по уровню мастерства воинов-ушуистов и дворцовых спецов. Прежде всего это касалось рукопашного боя. Простолюдинам было часто не по карману дорогое оружие – вот они и оттачивали мастерство иначе, обходясь элементарным шестом или вовсе без него, то есть кулаками.


Мастерство можно оттачивать и с футбольным мячом. Фото: Toby Melville/Reuters


К концу XIX века ушу стало массовым явлением. Возникали все новые и новые школы. Многие из них больше напоминали тайные сообщества, где по крупицам собирался весь арсенал средств ведения боя, оттачивались методики, вырабатывалась тактика.

Легендарный монастырь

Что же касается древнейшей ветви ушу – шаолиньского искусства - оно зародилось в монастыре Суньшань Шаолинь в провинции Хэнань. Однажды там появился индийский проповедник буддизма Бодхидхарма (у китайцев его называли Путидамо или просто Дамо). Произошло это событие в VI веке. Первое что Дамо сделал… присел на 9 лет – медитировать в позе, которая называется бигуань, чтобы серьёзно обдумать, как помочь монахам. Когда Бодхидхарма “очнулся», он написал несколько текстов. Два из них можно назвать медицинскими справочниками. В одном («И Цзинь Цзинь») рассказывается об упражнениях, которые помогают развить физическую силу. Другой («Си Суй Цзин») повествует о медитации, дыхании и кровообращении. Скорее всего, именно Дамо «внедрил» в монашескую среду наряду с молчаливым созерцанием и практику регулярных физических упражнений. Первый комплекс ушу, который стали изучать в Шаолине, - «Восемнадцать рук архатов» (архат – последователь Будды, который достиг четвёртой ступени на пути к нирване) - также, по всей видимости, преподал Дамо. В этом трактате («Ши Ба Луо Хань Шоу») он изложил свой опыт, который получил в Индии, входя в касту кшатриев (воинов и правителей). В тексте описываются приёмы самообороны. Неизвестно, преподавал ли Дамо ушу, но в предписанные им «Четыре деяния» входило «воздаяние за зло».

Однако, стоит признать, что как целостное боевое искусство, ушу возникло в Шаолине позже. Примерно в XIII веке во время правления династии Юань. Связывают это событие с появлением в монастыре четверых монахов, специалистов по кулачному бою: Ли Соу, Бай Юнфэня, Цзюэюаня и сына Ли Соу, Дэнхуэйя. На основе «18 рук архатов» Цзюэюань создал комплекс «72 руки», который потом был существенно дополнен – до 170 приемов. Юнфэн разработал систему «боя пяти ступеней». Ему, кстати, приписывают изобретение и «системы пяти стилей животных», ставших основными в Шаолине. Однако исторические источники это не подтверждают – по всей видимости, их появление происходило поэтапно и растянулось на столетия. Монахи наблюдали за поведением и повадками животных, за тем, как они ведут борьбу со своими соперниками, побеждая их. Эти наблюдения и легли в основу создания боевых стилей, которые со временем и стали применяться в настоящих боях человека с человеком.

Постепенно выделялись так называемые «звериные» стили, некоторые из них развивались настолько успешно, что стали составлять целую школу - иногда в одной образовывалось стразу несколько стилей, которые заметно отличались друг от друга. Например, внутри только «змеиного» стиля существует, как минимум, пять разновидностей ведения боя: они основываются на повадках различных видов змей – от удава до кобры.

Периодически в Шаолиньский монастырь приходили бойцы со стороны, некоторые из них отличались высоким боевым мастерством - им они и делились с шаолиньскими монахами. В китайских манускриптах ранее обнаружили рассказ о 18 монахах, внёсших большой вклад в развитие техники ушу. Сегодня классическими шаолиньскими комплексами можно назвать, например, такие стили как хунцюань (кулак Хуна) и тунбицюань (кулак Туна). В пяти провинциях Китая были открыты филиалы Шаолиня. Южный Шаолинь в провинции Фуцзян по популярности даже стал превосходить Северный – его монахи участвовали во многих сражениях и местных разборках, неизменно выходя из них победителями. Именно эти монахи успешно противостояли японским пиратам и изгнали их с территории Китая. Впрочем, и северные шаолиньцы частенько оказывались в центре политических интриг и волнений. Например, принимали активное участие в свержении династии Суй. Первый император династии Тан пришёл к власти не без их помощи, за что и приказал выделить монастырю 600 акров земли. Кроме того, монахи сформировали свой отряд воинов. Он выполнял функции элитного полицейского подразделения и защищал деревни в округе от мародерствующих банд.


Современные монахи Шаолиня - это ещё и хорошие артисты. Фото: Luke MacGregor/Reuters


Однако было бы неверно думать, что ушу, преподаваемое в Шаолине, отличалось сверхсложностью. В то время в Китае существовали другие, куда более мудрёные направления боевых искусств. Другое дело, что в Шаолине делали бойца практически из любого. Монахи умели заставлять нерадивых учеников тренироваться: те чуть ли не сутками, до автоматизма повторяли одно и то же упражнение. В результате искусство ведения поединка буквально проникало в их плоть и кровь.

Из века в век монахи Шаолиня оттачивали своё мастерство. Беда пришла в 1928 году, когда по Китаю, как смерч, пронеслась великая смута – период «правления милитаристов». Территория монастыря стала ареной боя, в результате которого его просто-напросто спалили. Монахам не осталось ничего иного, как покинуть монастырь. Лишь в 1970 году Шаолинь начали восстанавливать. Великий кормчий Мао не был большим поклонником традиционного ушу, но лично вмешался в ситуацию. Он должным образом отреагировал на прибытие в Китай знаменитого японского мастера Со Досина. Миссия у того была вполне определённая – рассказать о своем «Сёриндзи-кэмпо», которое он успешно практиковал. В Китае «любезно согласились» считать это боевое искусство (одновременно являющиеся и религиозным движением) японским вариантом шаолиньского ушу. Правительство КНР почему-то прониклось – выделило большие деньги на восстановление монастыря и даже разыскало последних оставшихся в живых монахов, которые ранее обучались ушу в Шаолине.

В обновленный монастырь пригласили десяток молодых энтузиастов ушу, которые стали тренироваться в соответствии с древними канонами. Они усердно изучали старые методики, со временем обзавелись учениками. Потом многие из них разъехались по миру и стали активно пропагандировать шаолиньское ушу – «истинное гунфу Китая».

Сегодня мы наблюдаем интересную ситуацию. Ряды поклонников шаолиньского ушу разделились на два лагеря. Одни считают монахов монастыря Суньшань Шаолинь истинными последователями заветов древних мастеров. Другие, наоборот, навешивают на них ярлык «коммерсантов», которые лишь компрометируют настоящее шаолиньское ушу. А оно якобы всё ещё живо, но только не в этом монастыре, а, например, в районах Кайфэня, Мэнсяня и некоторых других местах. Их аргумент достаточно убедителен: мол, ни один уважающий себя мастер не станет драть деньги за занятие с наивного иностранца, желающего после двухнедельных тренировок заполучить сертификат о том, что он «изучал настоящее шаолиньское ушу» в Шаолине. Но как бы там ни было, сегодня монастырь живёт и процветает. Однако это тема уже другого разговора, к которому мы ещё вернёмся.

Первые архаичные формы единоборства, появившиеся в древнем Китае, зародились в эпоху Ся, Шан и Чжоу.

Эти формы, с появлением бронзового оружия эволюционировали в технику боевого искусства, и стали применяться для тренировки войска (Цзюнь-лянь). В эпоху Чжаньго (Воюющих царств 770 до н.э. - 221 до н.э.), востребованность боевых искусств возросла, из-за непрекращающихся конфликтов между удельными князьями, которые, зачастую, держали в своей свите наставников боевых искусств. Первые письменные упоминания о формах двигательной активности, отдаленно напоминавших ушу, встречаются в древних литературных памятниках Китая. В памятнике эпохи Хань “Шицзин” (Книга песен), в “Оде о клеветниках”, встречается строка “У цюань у юн”, которая может быть переведена как: “Не владеющий искусством кулака не может быть храбрецом”. В период Тан и сунн (618-1279) формы ушу стали постепенно систематизироваться. Так, например, Сунский генерал Юэ Фэй, согласно преданию, обучал своих солдат созданному им стилю Юэцзяцюань. Другая легенда гласит, что Юэ Фэй мастерски владел техникой копья, на основе которой, впоследствии, был создан стиль Син’ицюань.

Наивысшего расцвета развитие ушу достигло во времена династий Мин и Цинн. Автор минской эпохи Ци Цзигуан оставил первое сочинение, систематизирующее различные стили и направления ушу - “Цзисяо синьшу” (новое исследование о военных искусствах), где перечислялись основные виды ушу. К тому времени были введены военные экзамены по ушу. В отличие от военного ушу, которое было сосредоточено в основном на прикладном аспекте, применимом в бою, ушу, развивавшееся вне военных кругов, в процессе эволюции, дало толчок развитию огромного количества стилей и направлений, основанных на разных принципах, и различных философских школах. С появлением огнестрельного оружия, ценность ушу как военного искусства заметно снизилась, и ушу, постепенно, превратилось в комплексную систему совершенствования личности, с глубоким философским обоснованием. Основной функцией ушу в этот период стало совершенствование индивидуального мастерства занимающегося и приведением его в соответствие с ценностными характеристиками “саньцзяо” - трех основных филосовских школ Китая - Даосизма, Буддизма и Конфуцианства. Именно в этот период появляются такие основополагающие теоретические трактаты ушу как “Цюань и шу чжэнь”, “Багуацюань сюэ”, “Тайцзицюань сюэ”, “Син’ицюань сюэ” Сунь Фуцюаня, “Чэньши тайцзицюань тушо” Чэнь Синя, “Тайцзицюань цзин” Ван Цзунъюэ и другие. В период восстания ихэтуаней ушу превратилось в мощный этноинтегрирующий фактор: для борьбы с иностранными державами, захватившими Китай и поделившими его на сферы влияния, по всей стране возникали отряды крестьян, во главе которых стояли мастера ушу. Такие группы, называвшиеся ихэцюань (кулаки согласия и справедливости) практиковали эзотерические формы ушу, с выраженным мистическим компонентом. После Синьхайской революции количество занимающихся ушу пошло на убыль, однако уже с 1928 года начался новый расцвет этого древнего искусства. В Шанхае создается “Цзин у хуэй” - Ассоциация “Боевой дух”, по всей стране создаются учебные центры ушу и начинают проводится соревнования. В 1936 году Китай направляет команду мастеров ушу для участия в показательных выступлениях на открытии Олимпиады в Берлине.

Что такое у-шу - воинское искусство, спорт, лечебная и оздоровительная гимнастика, психотренинг, философия, система? Прежде всего - это путь к совершенствованию личности, к гармонии человека с окружающим миром. Термин "у-шу" в переводе с китайского означает "боевое искусство". Само название у-шу появилось только в начале нашего века, до этого использовали термины "цинь-юн", "цзи-юн" и т.д.

Ушу дословно означает воинские искусства. Как и любое другое искусство ушу первоначально возникло из ремесла, состоявшего из навыков охоты и самозащиты. Толчком к возникновению подобной системы явилась мысль не только иметь хорошее оружие, но и владеть мастерством его использования.

Уже в конце второго века появилась стройная система индивидуальной подготовки воинов, носившая название уи. Этот термин использовался на протяжении ряда столетий, став впоследствии синонимом слова ушу. В уи вошла борьба (цзюэди), рукопашный бой (шоубо) и техники работы с оружием (так называемые "18 боевых искусств", состоящие из умения пользоваться девятью короткими и девятью длинными видами оружия). Обучение базировалось на комплексах формальных упражнений (таолу), которые выполнялись индивидуально и с партнерами.

На протяжении ряда столетий Ушу (Уи) совершенствовалось, вбирая в себя методы владения различным оружием и собственным телом, став в результате неким синтезом из вещей сколь разнородных, столь и взаимно дополняющих, и превратившись не в простую систему боя, а в путь к само совершенству.

В настоящее время в Китае существует несколько сотен разных стилей Ушу, включающих в себя рукопашный бой и технику работы с разнообразным оружием. Деление стилей и техник происходит от привязки к территории их происхождения. Основными центрами возникновения различных школ и направлений стали: южный и северный Шаолинь, и территории Уданских и Эмэйских гор.

Условно существует деление на "внешние" и "внутренние" школы. По преданию, впервые это деление ввел даосский монах Чжан Саньфэн в 12 веке. Он учил, что "внешние" стили базируются на развитии физических качеств, а "внутренние" - на использовании жизненной силы (ци) и выжидании, как основной технике. Позднее стало популярным сравнивать "внешние" стили с преодолевающей препятствия горной рекой, а "внутренние" - с равнинной, огибающей их.

Существует мнение, что такое деление возникло в результате противопоставления шаолиньского ушу (с его легендарными физическими тренировками) ряду остальных техник. Возможно поэтому в дальнейшем "внутренние" стили связывали с даосской традицией, а внешние с буддийской. Но по большому счету это деление весьма условно, так как в любом "внешнем" стиле или направлении внутренней работе отводится очень значимое место, а любая "внутренняя" школа не обходится без комплекса изнуряющих физических упражнений.

Процесс обучения во "внутренних" и во "внешних" школах не сводился только к изучению различных приемов, а был рассчитан на многие годы, и представлял собой широкую программу, главной целью которой было совершенствование тела и духа, совершенствование личности. Определить, что такое Ушу, довольно сложно. Если на Западе Ушу воспринимается либо как боевое искусство, либо как спорт или оздоровительная гимнастика, то для Китая это нечто большее. В разные периоды истории к Ушу относили методы боя, способы оздоровления и врачевания, медитативную и духовную практику, народные праздничные ритуалы, цирковые представления и танцы в подражание животным, даже дыхательную гимнастику. Но самое главное, во все времена Ушу воспринималось как "чудесное и утонченное", как "сокровенное искусство" (мяо и сюань шу). Оно реализовывалось в "одухотворенном ударе" (шэнь цюань), даровало истинное мастерство" (чжэнь гунфу), "благую мощь" (дэ). Несложно заметить, что все это как бы некий священный "от Неба данный характер" Ушу. Не случайно сегодня в традиционных школах о занятиях боевыми искусствами говорят: "упражняться в достижении мастерства" (лянь гун), в противоположность спортивным секциям, где просто "тренируются". Все это лишь подтверждает связь традиции Ушу с духовными и религиозными системами.

Ушу послужило истоком и, одновременно, матрицей для всех боевых искусств Восточной Азии. Именно в Китае находятся корни каратэ и дзюдо, айкидо и корейского хварандо, японского сумо и вьетнамского вьетводао. Следовательно, изучая китайские боевые искусства, мы можем видеть как бы "праформу" японских, корейских, вьетнамских и даже некоторых индонезийских боевых систем. Правда, не все сегодня громко заявляют об этом. Но факт остается фактом - даже в таком чисто японском виде боевых искусств, как каратэ, в первое время названия приемов и комплексов были заимствованы из Китая.

Если японские боевые искусств распространялись в мире по "официальной" линии, и росту их популярности до сих пор способствует продуманная государственная политика, то китайское Ушу проникало в другие страны прежде всего через общины китайцев - эмигрантов. Именно от них Запад узнал о китайском Ушу. Поскольку зарубежные китайцы происходили, в основном, с Юга Китая, а многие были к тому же членами тайных обществ, то для обозначения боевых искусств стал применяться термин, распространенный в этой среде и являющийся синонимом ушу, - гунфу. Вследствие особенностей транскрипции его звучание несколько исказилось, и мир узнал о боевом искусстве кунфу. Сначала на Западе кунфу преподавали в основном китайцы, чуть позже к ним присоединились и европейцы. Долгое время такое преподавание носило довольно бессистемный характер, а под кунфу подразумевались не столько собственно китайские боевые искусства, сколько все те способы боя и оздоровления, которые не попадали под четкую систему каратэ. Естественно, не обошлось без создания новых "стилей" и "школ". Большинство из них представляло собой откровенные подделки под восточную экзотику, но некоторые оказались весьма удачными изобретениями, хотя и мало соприкасающимися с китайской традицией.

О китайских боевых искусствах заговорили еще в 60-х гг. XX-го века, но настоящий бум наступил приблизительно с начала 70-х гг., когда стало стремительно расти число залов для занятия кунфу.

Сначала кунфу воспринималось лишь как антитеза или дополнение к каратэ - "еще лучше", как писали о нем западные журналы типа "Inside Kungfu" и "Karate". Интересно, что долгое время Запад вообще не знал, как называются китайские боевые искусства, поэтому появилось название "китайский бокс", а известный популяризатор боевых искусств, Эд Паркер вообще писал о китайском карате.

Ситуация заметным образом изменилась в конце 70-х. Именно тогда стали выходить первые, пусть недостаточно профессиональные, но познавательные работы по истории и духовной традиции Ушу, потеснившие бульварную литературу о "смертельных касаниях и энергетических ударах". Так постепенно становилось ясно, что Ушу - явление более высокого порядка, нежели просто боевая практика.

С созданием в 1949 году Китайской Народной республики в развитии ушу наступает настоящий перелом: ушу признается официальным видом спорта и включается в программу Всекитайских соревнований. В 1958 году создается Всекитайская ассоциация ушу, перед которой ставится задача разработки правил и соревновательного стандарта для спортивных школ и секций ушу. По всей стране создаются “вечерние спортивные школы ушу” (ею ушу сюэсяо), в институтах физической культуры открываются отделения ушу, в спартакиаду народов КНР ушу включается обязательным видом программы.

В 1979 году Государственный комитет по физической культуре и спорту КНР поручает группе специалистов провести работу по составлению энциклопедии школ и разновидностей ушу. Эта работа, длившаяся почти 6 лет позволила зафиксировать на видеопленку около 500 различных стилей ушу, составить реестр мастеров традиционных видов ушу и издать “Большой энциклопедический словарь китайского ушу”, где перечислены все зафиксированные на настоящий момент виды ушу.

В 1986 году при Всекитайской ассоциации ушу создан “Институт изучения ушу КНР” (Чжунго ушу яньцзю юань) в задачу которого входит разработка, подготовка и издание учебно-методических материалов по ушу, подготовка тренерско-преподавательских кадров, совершенствование правил соревнований.

Создание в 1991 году Международной федерации ушу и включение ушу (таолу) в программу Олимпийских игр 2008 года открывает в истории этого вида спорта новую страницу.