Советская карикатура. Карикатуры во времена ссср и "холодной" войны как это было

Злободневные сатирические карикатуры Кукрыниксов и других художников в журнале «Крокодил».

Послевоенная антиамериканская сатира кажется удивительно современной, хотя мало кто бывал за границей. О жизни в США узнавали из передач по радио «Голос Америки». Но если в те времена над советской антиамериканской пропагандой больше смеялись, то спустя годы эти карикатуры воспринимаются совершенно иначе.




Дядя Сэм играет на аккордеООНе.
«По сути дела ООН являтеся теперь не столько всемирной организацией, сколько организацией для американцев, действующей на потребу американским агрессорам».
(Из беседы тов. Сталина И. В. с корреспондентом «Правды»).


«В Американке. В этом ресторане обслуживают только одну персону».
На рисунке за пустыми столами изображены Здравоохранение, Школы, Искусство, Библиотеки. Официанты несут блюда, полные денег, только к одному столу, где сидит солдат с надписью на спине «Война».



«Настоящий американский юмор кончился в тот час, когда умер Марк Твен». (Из доклада на совещании сатириков и юмористов).
Марк Твен (Тому Сойеру и Геку Финну): - Уйдём отсюда, дети! Здесь теперь шутки плохи!..


«В тесном кругу»
Дядя Сэм решает политические дела малых стран.



– Джентльмены! Европа в опасности! С Востока ей грозит мир!
В послевоенные годы в СССР началась компания за мир. На советских плакатах изображали голубей как символ мира, устраивали мирные демонстрации.



Жертвы Голливуда.
Дети сидят за решёткой – вот к чему приводит просмотр американских фильмов, как считают карикатуристы!



Светская американская семья (судя по фильмам голливудских киносценаристов). Отец – подлец, мамка – хамка, племянница – пьяница, брат – дегенерат.




На многих карикатурах изображения американских солдат мало отличаются от изображений фашистов. Типичный образ – солдат с оружием в руках, убивающий мирных людей.


Руководитель страны с распростёртыми объятиями встречает человека, на чемодане которого написано «США». Сквозь огромные розовые очки этот человек кажется благожелательным, но на самом деле он крадётся с недобрыми намерениями, в его глазах – фашистская свастика.


Торговля суверенитетом. В обмен на деньги руководители стран охотно делят государства, отдавая их под контроль американцам.


До отмены рабства ещё далеко, на улицах нередки расистские выступления против чёрных.







Нью-Йоркская телефонная сеть.
Огромный паук с надписью «ФБР» оплёл паутиной весь город и контролирует разговоры всего населения. Кто тогда мог поверить, что ФБР на самом деле плетут свои сети, и прослушивают не только американских граждан, но даже политических лидеров других стран?



Антиамериканские плакаты 1960-х гг. смотрите

В отличие от современных художников, настоящие мастера сатиры никогда не опускались до откровенной похабщины

Изменить размер текста: A A

Крушение аэробуса А321 над Синаем, в котором погибли 224 человека, потрясла весь мир. Весь цивилизованный мир. Тех людей, у которых есть чувства и совесть. Тех, кто не чужд эмпатии и обременен такими вещами, как мораль и этика. Видимо, карикатуристы «Шарли Эбдо» к этим людям не относятся. Иначе как объяснить тот факт, что они кропают одну за одной издевательские поделки на тему трагедии.

Сами «Шарли» утверждают, что у них просто такой способ подачи информации – сатира ведь. Но если обратиться к мастерам советской сатиры, то в их работах вы не найдете ни чернухи, ни оскорблений, какой бы острой ни была тема карикатуры. И, тем более, ни Кукрыниксы, ни Борис Ефимов, ни Марк Абрамов никогда не позволяли себе издеваться над человеческим горем – пусть даже горюет идейный противник.

Ведь советские художники прежде всего были людьми. А потом уже журналистами.

Особой любви между странами запада и тогда еще юной Советской Россией не было никогда. Это находило отражение в плакатах творческого объединения "Окна РОСТА". И, несмотря на призывы к насилию, за которые художников сейчас дружно бы осудили, этот мини-комикс выглядит куда культурнее, чем современный французский журнал.



Один из плакатов, нарисованных объединением "Окна РОСТА"

Война во Вьетнаме . Юмор юмором, но в рисунках Льва Бродаты, к примеру, - больше сочувствия, чем веселья.



В руках - ветвь лавра, символизирующая мир. А на деле - жестокое кровопролитие, затеянное ради вульгарных денег. И все выражено в лаконичном рисунке.



Вот, пожалуй, пример черного юмора в карикатурах о войне во Вьетнаме. Но это именно юмор, а не чернуха. К тому же американским солдатам действительно приплачивали за меткое попадание бомб в населенные пункты.



Благодатная тема - придумать нового "дядю Сэма", символ для США . Но и здесь карикатуристы издевались над Америкой , соблюдая приличия.



Критиковали и войну в Корее - но именно войну. Никогда не брали на карандаш сюжеты с гибелью мирных людей.



Фашисты нарушали Женевскую конвенцию, запрещающую применение на войне отравляющих газов. Как можно было бы смеяться над корчащимися от удушья людьми! Но никому это и в голову не приходило.



Рис.: "Кукрыниксы"

Ненавистных капиталистов изображали неприглядно, но не непристойно.



Американский Конгресс открыто называли источником всех мировых бед. И ведь с тех пор ничего не изменилось, кроме разве что открытости, с которой люди выражают свое мнение.



"Террористов финансируют американские капиталисты", - громко, в голос заявляли советские художники. Они были уверены: непрерывная война выгодна милитаристам. И не стеснялись об этом говорить.



Рис.: "Кукрыниксы"

Борис Ефимов вполне открыто изобразил ООН марионеткой США. Ничего не напоминает?



Еще одна карикатура, которая актуальна по сей день. Но сейчас таких уже никто не рисует - ведь мы стали такими толерантными.



Рис.: "Кукрыниксы"

История СССР, как в капле воды, отразилась и в истории советской карикатуры. По мере того, как всё дальше в глубь времён уходила революция 1917 года, всё меньше раздолья становилось сатирической карикатуре.

Может показаться, что после революции карикатура весело высмеивала только разных «буржуев», но никак не затрагивала собственных вождей. Однако это не так.
Советская печать начала 20-х годов пестрит карикатурами на вождей революции. Особенно часто вождей рисовали в виде святых, богов и православных священников. Видимо, само уподобление главных безбожников планеты святым в те годы бесконечно веселило, как вершина абсурда. Например, одна из карикатур изображала Владимира Ильича в образе супруга Девы Марии - праведного Иосифа, с нимбом вокруг головы (а роль Богородицы играл Лев Троцкий)… А вот известный рисунок - Троцкий в образе Георгия-Победоносца:



Пролистаем подшивки журнала «Красный перец» за 1923–1924 годы. Журнал помещает на рисунке набор париков, бород и усов. Прилепляя их по-разному к лысой, безбородой и безусой болванке, можно получить портреты вождей - Маркса, Ленина, Троцкого… (В набор входят даже ленинские морщинки у глаз). Ленина при жизни рисовали на шаржах в виде Ильи Муромца, смотрителя маяка коммунизма, футболиста, шахматиста… На одной из карикатур Ленин древком флага протыкал пузатого буржуя. Самый известный советский шарж на Ленина - рисунок Дени (печатался и в форме плаката) - председатель Совнаркома в качестве дворника с метлой, чистит земной шар от всякой нечисти - царей-королей в горностаевых мантиях, миллионеров с тугими мешками золота…

Между прочим, в 1917 году тот же Дени был противником большевиков и рисовал на Ленина куда более злые карикатуры, вот, например, как эта в журнале «Бич», изображавшая Владимира Ильича в образе Иуды Искариота, в древнеиудейской одежде, с веревочной петлей на шее. Ленин принимает от некоего «неизвестного лица» в маске и с усиками а-ля кайзер Вильгельм мешок с серебрениками: «Благоволите получить и расписаться, херр Ленин… Тридцать сполна!» «Верная служба - честный счёт», - иронизировал художник…

Были и другие похожие карикатуры Дени. В начале 1923 года советский журнал «Красный перец» решил припомнить Дени этот его давний грех. Журнал перепечатал в виде загадки старый рисунок Дени - уродливый человек, похожий на трактирного забулдыгу, с нацепленной на голову царской короной. Рисунок первоначально появился в журнале «Бич» в конце 1917 года с подписью «Владыка дней наших. Его Величество Хам I». Картинку сопровождала многозначительная подпись: «Печатая этот рисунок, „Красный Перец“ предлагает всем читателям поломать голову над следующими тремя вопросами:
1. Кто нарисовал?
2. Когда нарисовал?
3. Кого нарисовал???».

Один из мэтров советской карикатуры Борис Ефимов рассказывал об этом случае: «Перепуганный Дени всполошился и прибежал искать защиты у Марии Ильиничны, сестры Ленина. Как она потом рассказывала в редакции, когда она показала номер «Красного перца» Владимиру Ильичу и начала говорить о том, как хорошо работает Дени в «Правде», Ленин только махнул рукой и сказал:
- Боже, какими пустяками занимаются люди! Передай, пожалуйста, от моего имени в «Красный перец», чтобы оставили этого Дени в покое.»
Известны также шаржи другого мастера советской карикатуры - Дмитрия Моора - на Ленина.

Владимир Ильич в качестве факелоносца, разжигателя «пожара мировой революции»:


Воображаемое появление Ленина на Генуэзской конференции в 1922 году:

Ничуть не меньше, а пожалуй, и побольше Ленина доставалось другому вождю Октября - Троцкому.
Лев Давидович в образе дьявола («Троцкий в представлении благочестивой Антанты»), рисунок Дени:

Троцкий «по Брэму» (популярная тема карикатур того времени - изображать вождей в образе животных), автор - тоже Дени:

Другая карикатура «зоологического направления» - Дзержинский в образе щуки («На то и щука в море, чтобы карась не плодился»), рисунок Мина:

А здесь Троцкий шутливо сравнивается с Рокфеллером - не в пользу последнего:


Излюбленной мишенью карикатуристов в 20-е годы был нарком просвещения Анатолий Луначарский.

Безо всякого пиетета в начале 20-х годов карикатуристы обходились с образом Сталина. На одной из известных карикатур тех лет большевики, как репинские запорожцы, пишут письмо «аглицкому керзону». Генсек партии Сталин запечатлён здесь в виде хохочущего запорожского казака. А на другой карикатуре в «Красном перце» бойкое перо художника превратило генсека в знак зодиака - Козерога, с натуральными копытами и рогами…
Шаржи на Сталина - Дмитрия Моора (слева) и Бориса Ефимова:

Позднее шаржи и весёлые рисунки со Сталиным стали мягче (вот как этот рисунок Дени «Трубка Сталина»), но не исчезли совсем:


При Хрущёве шаржи на него порой появлялись, но это были уже редкие исключения. Один из них, Бориса Ефимова в «Правде», например, изображал Никиту Сергеевича в виде шахтёра, дробящего отбойным молотком ледяную, с носом-сосулькой, «холодную войну»:

Другой запечатлел его в форме статуи «Перекуём мечи на орала». Перепечатывали иностранные карикатуры на Хрущёва: вот он высоко поднимает бокалы вместе с президентом США, а вот - зарывает «топор войны»… В 1960 году дружеский шарж на Хрущёва появился в «Известиях», когда он провёл огромное - на треть - сокращение армии. На рисунке премьер добродушно командует войску: «Каждый третий, выходи!». Из строя выходят военные с чемоданами, остаются - с автоматами… Несколько чаще самого премьера на весёлые рисунки попадали его автомобили или морские корабли, которыми он путешествовал. Довольно часто карикатуры иллюстрировали цитаты из речей - в 20-е годы Троцкого и Зиновьева, потом Бухарина, Сталина, наконец, Хрущёва.

Леонид Ильич Брежнев был первым руководителем СССР, при котором никаких шаржей, даже самых мягких, на первое лицо государства, и весёлых рисунков (даже в виде шутливых иллюстраций к речам) в открытой печати уже не было. Серьёзные живописные картины с изображением генсека, впрочем, допускались - но никак не легкомысленные газетные рисунки. Более того. В это трудно поверить, но и персональные карикатуры на западных деятелей появлялись в печати всё реже и реже. «Из уважения к президенту (США) мы его не нарисовали», - говорилось в подписи к одному рисунку в «Крокодиле». Высмеивались абстрактные герои, вроде американского дядюшки Сэма, британского льва или галльского петуха (потом к ним добавилась пекинская утка). В момент наибольшего обострения отношений с Китаем либеральной «Литературной газете» разрешили опубликовать пару карикатур на Мао - но это был исключительный случай.

А обычно разрешалось высмеивать только «маргинальных», фашистских и полуфашистских мировых деятелей вроде чилийского правителя генерала Пиночета или президента расистской ЮАР Питера Боты. Среди рисунков Бориса Ефимова в 80-е годы можно найти отдельные карикатуры на Рональда Рейгана, но даже и тут в подписи фамилия и должность президента США целомудренно не указывались.

Опять-таки, надо заметить, что всё тут решали вовсе не личные свойства Леонида Ильича (генсек не только любил сатирические рисунки, но и сам их в молодости рисовал, признался как-то художникам-сатирикам: «Как вы этих империалистов по кумполу бьёте, по кумполу. А между прочим, я в юности такими рисуночками баловался. Вам бы показать - такой бы тут хохот стоял!»). Всё решала «атмосфера эпохи», с которой карикатуры на первых лиц государства - и даже на глав не слишком враждебных западных государств - уже решительно не сочетались. Борис Ефимов, по его воспоминаниям, публично спросил у Брежнева в 1977 году:
- Не станем ли мы скоро безработными?
«Он несколько секунд смотрел на меня с удивлением, как бы не понимая вопроса, потом спохватился:
- Карикатуристы - безработными? Э, нет! До этого ещё ой как далеко, продолжайте работать!».


Л. И. Брежнев и Б. Е. Ефимов на выставке художников-сатириков, 1977 год

Подводя итоги, можно сказать: конечно, карикатура и вообще сатира - это кривое зеркало реального мира, но именно его «кривизна» отчасти позволяет этому миру сохранять устойчивость и равновесие. Смех, несомненно, - разрушительная стихия, но прочно бывает лишь то, что опирается в том числе и на смех. Один из нынешних идейных «гуру», называющий себя даже «красным», всерьёз доказывал как-то, что роковую роль в разрушении СССР сыграла книга Михаила Бахтина о «смеховой культуре» (вышедшая, между прочим, именно на заре брежневской эпохи, в 1965 году). Это было бы смешно, когда бы не было так грустно… На самом деле существенную (хотя и не основную, конечно) роль в разрушении СССР сыграло именно сужение легального поля для политического смеха, сатиры и карикатуры. Ведь смех, как вода - «всегда дырочку найдёт», но только если эта дырочка не предусмотрена конструкцией корабля, она легко может оказаться для него фатальной…

Советская карикатура сформировалась как отдельный жанр в период прихода советской диктатуры. Первоначально, как политическая агитация против старого режима в рядах русской армии. Власть придавала огромное значение карикатурному жанру, поощряя публикации художников-карикатуристов во всех советских печатных изданиях. Советская карикатура 1920-1930-х гг. являлась высмеиванием старой власти, борьбы с буржуазностью, религией, оппозицией Западной Европе, капитализму и прочим значимым темам в пропагандистских целях. В послевоенной карикатуре появляются новые темы, так называемые «на злобу дня», в которых высмеивалось тунеядство, пьянство, некультурное асоциальное поведение. Карикатуры создавались не только для газет и журналов, но также выпускались отдельными плакатами. Среди видных советских художников-карикатуристов первого поколения стоит выделить М. Черемных, В. В. Маяковский, Д. Моор, И. Малютин, П. Соколов-Скаля, Л. Бродаты, Е. Ефимов, Кукрыниксы, В. Литко и др. Многие представлены в нашей рубрике «Советская карикатура»

Как купить советскую карикатуру в магазине салоне в Москве:

В нашем магазине представлен широчайший выбор карикатуры советского периода, как в виде рисунков и макетов, так и в печатном, опубликованном виде. Следите за обновлениями рубрики «Советская карикатура» на сайте и приезжайте к нам в магазин-салон в Москве, где квалифицированные эксперты помогут Вам подобрать интересующую Вас карикатуру советского автора

Если вы хотите продать советскую живопись, то вы можете обратиться в нашу антикварную галерею. Наши специалисты проконсультируют и окажут помощь при оценке произведений искусства и дальнейшей реализации на взаимовыгодных условиях

Если Вы хотите продать советскую карикатуру, Вы можете обратиться в наш антикварный магазин-салон в Москве. Квалифицированные эксперты окажут вам всестороннюю помощь при оценке произведений искусства и в его дальнейшей реализации на взаимовыгодных условиях

Оформить подписку на рубрику «Советская карикатура»вы сможете на странице или подписать на интересующую вас рубрику на этой странице активировав клавишу «Подписаться на обновление рубрики» При оформлении подписки Вы сможете получать информацию с уведомлением на электронную почту о новых поступлениях в рубрику «Советская карикатура»

Твитнуть

Класснуть

За окном морозы, самое время для зимней верхней одежды. Доставая из шкафа дубленку или пуховик, мало кто из нас задумывается, что, распространенная сегодня, эта верхняя одежда была дефицитом еще для поколения наших мам. Вот такой вот парадокс: пальто или шинель из натуральной шерсти - весьма распространенная в СССР зимняя одежда, которую носили почти все. А пуховик?

Просматривая эти карикатуры, можно понять, как выглядели модники и модницы в 60 и 70-х. Сегодня в моде ретро, в том числе и отсылки к стилю модов и хиппи. Основы стиля (гиперболизированные, конечно), считываются с легкостью.

60-е (стиляги)

Сегодня ты играешь джаз… Яркие цвета, короткие стрижки и юбки… да, это те самые «стиляги», которых показывали в одноименном фильме.

Узкие джинсы-дудочки, укладки у девушек, стиль нью-лук в платьях.


Карикатуристы высмеивали, в основном, психоделику в цветах.


Хотя и платформам «на манной каше» тоже доставалось. Эти же платформы будут упоминаться и в стиле хиппи.

Еще нью-лук:

60-е (тедди бойз)

Стиль «хулиганов-джентельменов». В Англии он появился в конце 40-х, но потом возрождался в 70-х и 90-х. Уставшие от второй мировой парни захотели одеваться с шиком и лоском и взяли за основу стиль времен короля Эдварда (это 10-е годы 20 века, собственно, короля уменьшительно звали Тэдди, отсюда и название стиля): костюмы-тройки, английский дендизм и лоск.



Пиджак с удвоенным воротником, приталенные пальто, зауженные брюки и набриолиеннные волосы. Если интересно, можно посмотреть на Элвиса Пресли. Слушали эти ребята джаз, рок-н-ролл и свинг.

Девушки тоже начинают одеваться, как парни. Правда, не все осмеливались носить брюки, заменяя их юбкой. Но волосы тоже стригли коротко.


Карикатуры на унисекс

Что интересно, возникнув, как стиль «золотой молодежи», он почти сразу стал стилем рабочих окраин.

60-70-е (моды)

Противовес стилю «тедди бойз», моды - сокращенно от «модернисты», слушали не рок-н-ролл, а модерн джаз и блюз. Отсюда и название. Формировалось данное движение из выходцев среднего класса, для которых важно было «быть», а не «казаться». Если Пресли закатывал вечеринки напоказ, даже период пребывания на фронте превратив в шоу, то моды просто наслаждались жизнью. На них большое влияние оказали битники и тогдашняя лондонская культурная богема. Все, что про них известно точно - это любовь к джазу, мотороллерам и амфетаминам. И конфронтация с рокерами. И всемирная экспансия культуры. «Битлз» и «Роллинг стоунз», к примеру.


Советские моды носят пальто и укладки, подражая лондонской молодежи.

Юбки становятся короткими, как и женские стрижки (спасибо Твигги и Мери Куант).


Карикатуристы это не оставили без внимания:

Длины юбок в 60-е

70-е (хиппи)

Субкультура, зародившаяся в США в 60-е, до нас дошла в 70-х.


Это очень известная субкультура, повлиявшая на мировую моду (даже определившая стиль целого поколения). Дети цветов, «да любви, нет войне» и прочая рефлексия на войну во Вьетнаме. Посмотреть на оригинальных хиппи можно в «Форесте Гампе». Советские же хиппи… многие известные рокеры, панки и барды, в молодости своей были хиппи. Например, Арефьева, Умка, Янка и Летов, Веня Дыркин и Юрий Шевчук.


Прически становятся следующими: парни отращивают себе гривы (и на эту тему много карикатур).


Девушки же либо отращивают тоже, и тогда мы наблюдаем картину «Стога»: