Развитие доспехов в средние века в западной европе. Рыцарские ордены в Германии XIII века Немецкий рыцарь 13 века

Это будет интересно всем любителям средневековой истории.

Последовательность облачения рыцаря 13-го века.


Шаг 1. Совершенно понятно, что кольчуга надевалась не на голое тело
и не на нижнее белье. Сначала нужно было защитить ноги при помощи
довольно толстых стеганных штанов:

Шаг 2. Затем уже надевались кольчужные "сапоги-чулки",
которые подвязывались к поясу рыцаря.
Под коленями они стягивались специальными ремнями,
иначе получилась бы слишком большая нагрузка на поясницу:

Шаг 3. Прежде чем надеть кольчугу, рыцарь облачался в такой же как и штаны
стеганный кафтан:

Шаг 4. Надевается кольчуга.
Вот теперь рыцарь защищен почти полностью:

Шаг 5. Поверх кольчуги обязательный плащ геральдических цветов рыцаря с его родовым гербом,
иначе было бы непонятно, что это за рыцарь и на чьей стороне в бою он выступает.
Впрочем, плащи рыцарей католических орденов чаще всего не отличались друг от друга,
если говорить о членах одного ордена.

Тогда отличительным знаком служил шлем, имеющий соответствующие геральдические знаки.
Отличить рыцарей можно было и по форме шлема. В отличие от пеших кнехтов, шлемы которых
были единообразными, конные рыцари стремились к индивидуальности и их шлемы были весьма
разнообразными как по форме, так и по декору.
Шлем также надевался не на голую голову, а на некий чепчик с подвязками под подбородком.

Шаг 6. Экипировка коня.
Во время рыцарских турниров, как правило, конь также облачался в попону
геральдических цветов рыцаря-наездника. Но в реальных сражениях это было
не обязательным правилом.


Зимой в таком облачении рыцарю, может быть, было и комфортно. Но в теплое (и особенно жаркое) время года, он должен был просто изнывать от жары, обливаясь потом. А учитывая отношение западноевропейского средневековья к гигиене, можно себе представить, как от этих благородных рыцарей воняло!

Благодарю за внимание.
Сергей Воробьев.

XIII век в истории Германии отмечен еще одним крайне важным явлением – рыцарскими орденами. Ордена, объединявшие рыцарей в братства по образу и подобию монашеских орденов раннего Средневековья, были организациями весьма воинственными. Формально рыцарский орден подчинялся и Папе римскому, и императору, фактически же, имея двух хозяев, не зависел полностью ни от одного из них. В 1237 году два главных немецких рыцарских ордена – Тевтонский и Ливонский – объединились. В германских землях появилась новая сила, превосходно вооруженная и обученная армия «воинов веры». Рыцари не стали покушаться на земли, принадлежавшие германским князьям, и обратили свое оружие на восток. В течение пяти лет они завоевывали прибалтийские земли, населенные славянами и финнами. Захваченные земли оставались в полном распоряжении ордена, хотя формально считались частью Германии. Остановить натиск немецких рыцарей удалось лишь русскому князю Александру Невскому. 5 апреля 1242 года на Чудском озере состоялось знаменитое Ледовое побоище, итогом которого стал полный разгром доселе непобедимого войска.

После этого поражения тевтонские и ливонские рыцари закрепились на захваченных землях, основав там несколько городов. Прибалтика оказалась крайне ценным приобретением для Германии – многочисленные торговые пути, связывавшие Европу с Русью, пролегали именно здесь. Города, основанные рыцарями, впоследствии объединились в Ганзу – знаменитый союз торговых городов, включавший в себя крупнейшие торговые центры Северной и Восточной Европы.

Завоевание Прибалтики положило началу новому этапу экономического развития германских земель. На новые территории хлынула масса переселенцев из Саксонии, где в это время крупные феодалы активно скупали крестьянские наделы, отпуская крестьян на волю и в то же время лишая их средств к существованию. В XIII веке окончательно сложились три основных региона Германии, в каждом из которых преобладал особый тип сельского хозяйства.

Саксонские земли стали оплотом крупных усадебных хозяйств, сдававшихся в аренду министериалам или мелким рыцарям за денежную плату (а не за оброк и барщину, как было до того с крепостными крестьянами). Получившие свободу и лишившиеся земель крестьяне уходили в Прибалтику и на земли к востоку от Эльбы, где становились государственными крестьянами – обзаводились собственным земельным участком, платили подати князьям и выполняли некоторые государственные повинности. Позднее часть крестьянских наделов перешла в руки мелких рыцарей, владевших феодами на прибалтийских территориях. Там постепенно складывалось помещичье хозяйство, в котором крестьяне попадали в крепостную зависимость от владельца большинства земель в округе. В этих землях, прежде всего в Пруссии, отношения между рыцарем-землевладельцем и крестьянином, были сравнительно рано, еще в XIV веке, оформлены многочисленными законами, оговаривавшими права и обязанности тех и других. Наконец, в южно-германских землях феодальные порядки сохранились дольше, чем где-либо еще. Там основу сельского хозяйства составляли крупные вотчинные владения. В отличие от северных и восточных земель, землевладельцы еще не полностью отказались от барщины и оброков.

Эта разница не могла не сказаться на общем развитии каждого из трех районов. Неравномерное экономическое развитие и стремление германских князей к независимости от верховной власти привело к тому, что Германия еще в XVI – XVII веке представляла собой множество разрозненных княжеских владений. Феодализм и феодальная раздробленность, сохранившиеся здесь дольше, чем в других странах Западной Европы, сдерживали развитие Германии.

Истории рыцарей, верных королю, прекрасной даме и воинскому долгу уже много веков вдохновляют мужчин на подвиги, а людей искусства - на творчество.

Ульрих фон Лихтенштейн (1200-1278)

Ульрих фон Лихтенштейн не брал штурмом Иерусалим, не сражался с маврами, не участвовал в Реконкисте. Он прославился как рыцарь-поэт. В 1227 и 1240 он совершил путешествия, которые описал в куртуазном романе «Служение дамам».

По его словам, он прошёл от Венеции до Вены, вызывая каждого встречного рыцаря на бой во имя Венеры. Также он создал «Дамскую книгу», теоретическое сочинение о любовной поэзии.

«Служение дамам» Лихтенштейна является хрестоматийным примером куртуазного романа. В нем рассказывается о том, как рыцарь добивался расположения прекрасной дамы. Для этого ему пришлось ампутировать мизинец и половину верхней губы, победить на турнирах три сотни противников, но дама осталась непреклонна. Уже в конце романа Лихтенштейн заключает, «что только глупец может до бесконечности служить там, где нечего и рассчитывать на награду».

Ричард Львиное Сердце (1157-1199)

Ричард Львиное Сердце – единственный король-рыцарь в нашем списке. Кроме общеизвестного и героического прозвища было у Ричарда и второе - «Да и нет». Его придумал другой рыцарь, Бертран де Борн, окрестивший так молодого принца за нерешительность.

Уже будучи королем, управлением Англией Ричард совершенно не занимался. В памяти потомков он остался бесстрашным воином, заботившимся о личной славе более, чем о благополучии своих владений. Практически все время своего царствования Ричард провел за границей.

Он принял участие в Третьем крестовом походе, завоевал Сицилию и Кипр, осадил и взял Акру, однако на штурм Иерусалима английский король так и не решился. На обратном пути Ричард попал в плен к герцогу Австрии Леопольду. Только богатый выкуп позволил ему вернуться домой.

После возвращения в Англию Ричард ещё пять лет воевал с французским королем Филиппом II Августом. Единственная крупная победа Ричарда в этой войне - взятие Жизора под Парижем в 1197 году.

Раймунд VI (1156-1222)

Граф Раймунд VI Тулузский был нетипичным рыцарем. Он прославился противоборством Ватикану. Один из крупнейших феодалов Лангедока в Южной Франции, он покровительствовал катарам, религию которых исповедовало во время его правления большинство населения Лангодека.

Папа Иннокентий II дважды отлучал Раймунда от церкви за отказ от подчинения, а в 1208 году призвал к походу на его земли, вошедшему в историю как Альбигойский крестовый поход. Раймунд сопротивления не оказал и в 1209 году публично покаялся.

Однако слишком жестокие, по его мнению, требования к Тулузе привели к очередному разладу с католической церковью. Два года, с 1211 по 1213 год ему удавалось удерживать Тулузу, но после поражения крестоносцам в Битве при Мюре Раймунд IV бежал в Англию, ко двору Иоанна Безземельного.

В 1214 году он снова официально покорился папе. В 1215 году Четвёртый Латеранский собор, на котором он присутствовал, лишил его прав на все земли, оставив только маркизат Прованс его сыну, будущему Раймунду VII.

Уильям Маршал (1146-1219)

Уильям Маршал был одним из немногих рыцарей, чью биографию издали практически сразу же после его смерти. В 1219 году в свет вышла поэма под названием «История Уильяма Маршала».

Маршал стал знаменит не из-за ратных подвигах на войнах (хотя и в них он участвовал), а благодаря победам на рыцарских турнирах. Им он отдал целых шестнадцать лет жизни.

Архиепископ Кентерберийский называл Маршала величайшим рыцарем всех времен.

Уже в 70-летнем возрасте Маршал возглавил королевскую армию в походе на Францию. Его подпись стоит на Великой хартии вольностей в качестве гаранта ее соблюдения.

Эдуард Черный принц (1330-1376)

Старший сын короля Эдуарда III, Принц Уэльский. Свое прозвище он получил либо из-за тяжелого характера, или из-за происхождения матери, или по цвету доспехов.

Свою славу «Черный принц» стяжал в боях. Он выиграл две ставшие классическими битвы средневековья - при Кресси и при Пуатье.

За это отец особо отметил его, сделав первым кавалером нового ордена Подвязки. Его брак на кузине, Джоанне Кентский, также добавил Эдарду рыцарской славы. Эта пара была одной из самых ярких в Европе.

8 июня 1376 года, за год до смерти отца, принц Эдуард умер, и был похоронен в Кентерберийском соборе. Английскую корону унаследовал его сын Ричард II.

Черный принц оставил след в культуре. Он является одним из героев дилогии Артура Конана Дойля о Столетней войне, персонажем романа Дюма «Бастард де Молеон».

Бертран де Борн (1140-1215)

Рыцарь и трубадур Бертран де Борн был правителем Перигорда, владельцем замка Отфор. Данте Алигьери изобразил Бертрана де Борна в своей «Божественной Комедии»: трубадур находится в Аду, и держит свою отрезанную голову в руке в наказание за то, что в жизни он раздувал ссоры между людьми и любил войны.

И пел, по мнению Данте, Бертран де Борн только для того, чтобы сеять раздор.

Де Борн, между тем, прославился и своей куртуазной поэзией. В своих стихах он прославил, например, герцогиню Матильду, старшую дочь Генриха II и Алиеноры Аквитанской. Де Борн был знаком со многими трубадурами своего времени, такими как Гильем де Бергедан, Арнаут Даниэль, Фольке де Марселья, Гаусельм Файдит и даже с французским трувером Кононом Бетюнским. К концу жизни Бертран де Борн удалился в цистерцианское аббатство Далон, где скончался в 1215 году.

Готфрид Бульонский (1060-1100)

Чтобы стать одним из предводителей Первого крестового похода, Готфрид Бульонский продал все, что у него было и отказался от своих земель. Вершиной его военной карьеры стал штурм Иерусалима.

Готфрид Бульонский был избран первым королем царства крестоносцев на Святой земле, но отказался от такого титула, предпочтя ему титул барона и Защитника Гроба Господня.

Он оставил распоряжение короновать своего брата Болдуина королем Иерусалима в случае, если сам Готфрид погибнет – так была основана целая династия.

Будучи правителем, Готфрид позаботился о расширении пределов государства, налагал подати на эмиссаров Кесарии, Птолемаиды, Аскалона и подчинял своей власти аравитян по левую сторону Иордана. По его инициативе было введено законоположение, которое получило название Иерусалимских Ассизи.

Погиб, по сообщению Ибн аль-Каланиси, при осаде Акры. По другой версии, умер от холеры.

Жак де Моле (1244-1314)

Де Моле был последним магистром ордена тамплиеров. В 1291 году, после падения Акры, тамплиеры переместили свою штаб-квартиру на Кипр.

Жак де Моле ставил перед собой две амбициозные задачи: он хотел реформировать орден и убедить папу и европейских монархов снарядить новый Крестовый поход на Святую землю.

Орден тамплиеров был самой богатой организацией в истории средневековой Европы, и его экономические амбиции начинали мешать европейским монархам.

13 октября 1307 года по приказу короля Франции Филиппа IV Красивого все французские тамплиеры были арестованы. Орден был официально запрещен.

Последний магистр трамплиеров остался в истории в том числе благодаря легенде о так называемом «проклятии де Моле». Согласно Жоффруа Парижскому, 18 марта 1314 года Жак де Моле, взойдя на костёр, вызвал на Божий суд французского короля Филиппа IV, его советника Гийома де Ногарэ и папу Климента V. Уже окутанный клубами дыма, он пообещал королю, советнику и папе, что они переживут его не более чем на год. Также он проклял королевский род до тринадцатого колена.

Кроме этого, существует легенда о том, что Жак де Моле перед смертью основал первые масонские ложи, в которых должен был сохраниться в подполье запрещённый орден тамплиеров.

Жан ле Менгр Бусико (1366-1421)

Бусико был одним из самых прославленных французских рыцарей. В 18 лет он поехал в Пруссию, чтобы помогать Тевтонскому ордену, затем он участвовал в сражениях против мавров в Испании и стал одним из героев Столетней войны. Во время перемирия в 1390 году Бусико выступил на рыцарском турнире и занял на нем первое место.

Бусико был странствующим рыцарем и слагал стихи о своей доблести.

Его была настолько велика, что король Филипп VI сделал его маршалом Франции.

В знаменитой битве при Азенкуре Бусико попал в плен и умер в Англии через шесть лет.

Сид Кампеадор (1041(1057)-1099)

Настоящее имя этого прославленного рыцаря было Родриго Диас де Вивар. Это был кастильский дворянин, военный и политический деятель, национальный герой Испании, герой испанских народных преданий, поэм, романсов и драм, а также знаменитой трагедии Корнеля.

Сидом рыцаря прозвали арабы. В переводе с народного арабского «сиди» значит «мой господин». Кроме прозвания «Сид» Родриго также заслужил другое прозвище – Кампеадор, что переводится как «победитель».

Слава Родриго была выкована при короле Альфонсо. При нем Эль Сид стал главнокомандующим кастильской армией. В 1094 году Сид захватил Валенсию и стал её правителем. Все попытки Альморравидов отвоевать Валенсию кончились их поражениями в битвах при Куарте (в 1094) и Байрене (в 1097). После своей смерти в 1099 году Сид превратился в народного героя, воспетого в поэмах и песнях.

Считается, что перед последней битвой с маврами Эль Сид был смертельно ранен отравленной стрелой. Его жена облачила тело Компеадора в доспехи и усадила на коня, чтобы его армия сохранила боевой дух.

В 1919 году останки Сида и его жены доньи Химены были захоронены в Бургосском соборе. Здесь же с 2007 года находится Тисона - меч, предположительно принадлежавший Сиду.

Уильям Уоллес (ок. 1272-1305)

Уильям Уоллес - национальный герой Шотландии, одна из самых важных фигур в её войнах за независимость в 1296-1328 годах. Его образ воплотил Мэл Гибсон в фильме «Храброе сердце».

В 1297 году Уоллес убил английского шерифа Ланарка и вскоре зарекомендовал себя как один из лидеров шотландского восстания против англичан. 11 сентября того же года небольшая армия Уоллеса разбила 10-тысячное английское войско на Стерлингском мосту. Большая часть страны была освобождена. Уоллес был посвящен в рыцари и объявлен хранителем королевства, управляя от имени Баллиола.

Через год английский король Эдуард I вновь вторгся в Шотландию. 22 июля 1298 года состоялась Фолкеркская битва. Силы Уоллеса были разбиты, и он был вынужден уйти в подполье. Тем не менее, сохранилось письмо французского короля его послам в Риме от 7 ноября 1300 года, в котором он требует, чтобы те оказали поддержку Уоллесу.

В Шотландии в это время продолжалась партизанская война, и Уоллес в 1304 году возвратился на родину и принял участие в нескольких столкновениях. Однако 5 августа 1305 года он был схвачен в окрестностях Глазго английскими солдатами.

Обвинения в измене на суде Уоллес отверг, сказав: «Я не могу быть предателем Эдуарда, потому что я никогда не был его подданным».

23 августа 1305 года в Лондоне Уильям Уоллес был казнен. Его тело было обезглавлено и разрублено на части, голова вывешена на Большом Лондонском мосту, а части тела выставлены в крупнейших городах Шотландии - Ньюкасле, Бервике, Стерлинге и Перте.

Генри Перси (1364-1403)

За свой характер Генри Перси получил прозвище «хотспур» (горячая шпора). Перси – один из героев исторических хроник Шекспира. Уже в четырнадцатилетнем возрасте он под командованием отца участвовал в осаде и захвате Берика, через десять лет уже сам командовал двумя рейдами на Булонь. В том же 1388 году он был посвящен в рыцари подвязки королем Англии Эдуардом III, принимал активное участие в войне с Францией.

За поддержку будущего короля Генриха IV Перси стал констеблем замков Флинт, Конви, Честер, Карнарвон и Денби, а также был назначен юстициарием Северного Уэльса. В битве при Хомилдон-Хилле Хотспур захватил в плен графа Арчибальда Дугласа, который командовал шотландцами.

Выдающийся военачальник Столетней войны Бертран Дегюклен в детстве был мало похож на будущего прославленного рыцаря.

По словам трубадура Кувелье из Турне, составившего жизнеописание Дюгеклена, Бертран был «самым уродливым ребенком в Ренне и Динане» – с короткими ногами, слишком широкими плечами и длинными руками, некрасивой круглой головой и смуглой «кабаньей» кожей.

На первый турнир Дегюклен попал в 1337 году, в возрасте 17 лет, а позже избрал военную карьеру – как пишет исследователь Жан Фавье, он сделал войну своим ремеслом «столь же по необходимости, сколь и по душевной склонности».

Больше всего Бертран Дюгеклен прославился своим умением брать штурмом хорошо укреплённые замки. Его небольшой отряд, поддерживаемый стрельбой лучников и арбалетчиков, штурмовал стены с помощью лестниц. Большинство замков, имевших незначительные гарнизоны, не могло противостоять подобной тактике.

После гибели Дюгеклена при осаде города Шатонеф-де-Рандон ему была оказана высшая посмертная почесть: он похоронен в усыпальнице французских королей в церкви Сен-Дени в ногах Карла V.

Джон Хоквуд (ок. 1320-1323 -1394)

Английский кондотьер Джон Хоквуд был самым известным предводителем «белой роты» - отряда итальянских наемников XIV века, послужившим прототипом для героев романа Конана Дойля «Белая рота».

Вместе с Хоквудом в Италии появились английские лучники и пешие латники. Хоквуд за свои боевые заслуги получил прозвище l’acuto, «крутой», которое впоследствии стало его именем - Giovanni Acuto.

Слава Хоквуда была так велика, что английский король Ричард II попросил разрешения флорентийцев похоронить его на родине в Хедингаме. Флорентийцы вернули прах великого кондотьера на родину, но заказали для его опустевшей могилы во флорентийском соборе Санта-Мариа-дель-Фиоре надгробие и фреску.

Здесь мы рассмотрим рыцарские доспехи с 11-го века до первой половины 12 века, в частности, времена битвы при Гастингсе по Первый Крестовый поход. Будем считать, что рыцарское снаряжение в Центральной Европе было очень похожее. Значительные региональные различия не могут быть получены из источников, но представленные здесь изобразительные источники не позволяют их выделить. Границы применимости данных конструктивных особенностей уходят далеко на восток, например типичные для Восточной Европы формы шлемов. Различия в снаряжении мы находим в Византийской империи и в подчиненных ей районах, также свои особенности имеет снаряжение испанских рыцарей.

В первом квартале 11 века следует отметить, что щиты все еще не миндалевидные, и большинство из шлемов, можно датировать только второй половиной 11-го века.

Кольчуга

Понятия: кольчужный доспех, хоуберк, кольчуга могут быть использованы как взаимозаменяемые, поэтому далее будем называть просто "кольчуга". Представленые выше термины описывают наиболее распространенный железный доспех из применяемых в то время. Сохранилось несколько кусков кольчужного полотна, датированных 11 веком. Целых почти не сохранилось. Чтобы получить представление о внешнем виде кольчуги, рассмотрим артефакты и изобразительные источники до и после и естественно во время выбранного периода.

(А) Кольчуга из Гьермундбю 10-го века

Очень короткая, по реставрации она длиной только чуть ниже талии (до бедренных костей) у человека ростом 1,75 м. Реставрация очень ненадежная, поскольку кольчуга сохранилось в виде многих мелких фрагментов. Рукава короткие, едва закрывают плечи. Собрана из переменных рядов склепанных и полностью замкнутых колец.

Клепанные кольца: проволока сечением от 1,09 мм до 1,4 или 1, 68 мм, кольцо диаметром 7,4 мм до 8,3 мм, и 7,7 мм кое-где. Проволока круглая в сечении. Шляпки заклепок только на одной стороне кольца, все шляпки заклепок на одной и той же стороне ряда.

Замкнутые кольца: материал сечением от 1,1 мм до 2 мм, внутренний диаметр кольца от 7,5 до 8,4 мм. Кольцо в сечении в форме "скругленного квадрата". Эти кольца скорее всего были откованы.

Всего вышеупомянутых колец было обнаружено около 25 000, общим весом в 5,5 кг. (2, 17)

(B1) Кольчуга, предписываемая святому Вацлаву, выставка "Европа до 1000 года н. э." Прага, Чехия, начало 10 века

Вес кольчуги B1 равен 10 кг. Длинная, у человека ростом 1,75 м доходит почти до колен. Длинные рукава, закрывают большую часть предплечья. Эта кольчуга в более поздние времена, по-видимому была отремонтирована и изменена. Кольца сечением от 0,75 мм до 0,8 мм, и 0,9 мм у воротника. Все кольца клепаные. Внутренний диаметр колец варьируется от 6,5 мм и 8 мм. Разрез был вероятно на затылке, то есть на этой фотографии кольчуга со спины. Очевидно что после того как кольчугу одевали этот самый разрез затягивали кожаным шнурком.

(C) Кольчуги, Государственный Исторический музей на Красной площади, Москва.

Судя по визуальной оценке кольчуги C длина её до середины бедра. Рукава короткие, закрывающие до середины плеч. Проволока сечением около 1.5 мм, внутренний диаметр кольца около 7-8мм. Кольца клепанные.

При рассмотрении этих трех рубашек возникают следующие впечатления: кольчуги являются очень разными по длине, они в конечном итоге где-то между талией и коленями. Они с короткими рукавами – максимум одна треть предплечья покрыта. Кольца слегка приплющены в сечении (круглые, овальные, почти квадратный, и т.д.). Но плоских колец не известно. Кольца кольчуг являются часто цельными, и кольчуги иногда были собраны из чередующихся рядов склепаных и цельных колец. Полностью замкнутые кольца, либо штампуют (Гьермундбю, 17) или соединяют сваркой (Коппергейт, 8). Шпильки имеют круглое сечение и в основном из железа, хотя некоторые присутствие сплавов цветных металлов были найдены. (8).

Как изобразительный источник для современных реконструкций кольчуг, мы рассматриваем конечно Гобелен из Байе (Bayeux Tapestry). Поздняя дата изготовления и обстоятельства его производства влияет на качество этого источника (он был изготовлен через 20 лет после битвы при Гастинсе). Кольчуги, простираются на колено и локоть, ну по крайней мере закрывают предплечья. Другие изобразительные источники подтверждают это впечатление. Закрывающие запястье длинные рукава представлены на рисунке Q1 из Апокалисиспса Сент Север (z.B. Apocalypse von St. Sever, Französische Ritter zwischen 1028 und 1072,).


(D1) деталь Гобелена из Байо. Здесь кольчуга изображена квадратиками, что интересно меч "прячется" под кольчугу, обратите внимание на квадрат на груди.

Кольчуга со временем стремится закрыть все тело. Она разрастается за пределы колена и охватывает все предплечье, и во второй половине 12 века закрывают кисть руки кольчужной рукавицей. Это развитие завершается в 13-м веке полным бронированием рыцаря в кольчугу. Среди находок на месте битвы при Висбю, на о. Готланд 1361 г., также присутствуют кольчуги, которые сильно напоминают кольчуги более ранних периодов. Кольцо основном 8-10мм в диаметре, с колебаниями от 4-17мм. Кольца, в основном, круглого сечения, но также присутствует и уплощенные кольца (16). Вероятно, широко распространены плоские кольца на кольчугах стали в 14 веке, они были склепаны при помощи заклепки из маленькой треугольной пластины. (8)

О разрезе на кольчугах нельзя сказать определенно: для коротких кольчуг они не нужны; разрезы по бокам очень удобны, но воин рискует получить по бедрам и тазу мечом (а в тот ранний период преобладающей техникой была рубка на мечах), поэтому предпочтительнее разрезы спереди и сзади. Такие разрезы очень часто встречаются на изобразительных источниках того периода, и к тому же такие разрезы очень полезны всадникам, а рыцари были всадниками.

Разрез в районе воротника встречается. Расклешенная юбка у кольчуг интересующего нас периода не обнаружена. Также фестонов на кольчугах интересующего нас периода не обнаружено.

Боковая щель для ножен меча появляется во второй половине 11-го века и встречается до середины 12 века у кольчуг. Из неё заметен меч рукояткой торчащий из этой щели, наконечник ножен часто при этом выглядывает снизу из под кольчуги. На Гобелене из Байе, (см. рис. D). мы видим каким образом носился меч также очень интересна фигра в Хильдесхаймском соборе (нем. Hildesheimer Dom) см. рис. К, "Избиение младенцев" (см. рис. I3) и посмотрите на фасад собора в Ангулеме (нем. Kathedrale von Angouleme) на рис. U. Более ранних данных о ношении меча под кольчугой не мне не известно.

Другой особенностью рыцарей на изобразительных источниках являются кольчужные квадраты на груди. Что это может быть является спорным вопросом. Возможно это закрепленный на кольчуге в области груди дополнительный лоскут-нагрудник, или кольчужный клапан который защищает шею и лицо. В пользу варианта с клапаном говорят крючки на наносниках некоторых найденных шлемов. Такие крючки имеют смысл только, если на них что-то смонтировано. Нагрудник по логике вещей должен быть прикреплен постоянно, но против этой теории говорят изображения на Гобелене из Байе. Если это нагрудник почему он в боевые сценах никогда не показан? Хотя в боевых сценах кольчужные квадраты часто уже не на груди, но лицо все равно отображается как полностью, как раньше. Но поскольку, я думаю что артефакт шлем является более значимым, чем Гобелен, я считаю что это был все таки клапан закрывающий лицо, см. также рис. I7. Есть также множество изображений без этого квадрата.

Кольчужная (и вообще любая) защита на ног и ступней в изобразительных источниках на 11 и первую половину 12 века крайне редко встречались, и если таковая все же имела место, то принадлежала самым высокопоставленным воинам. Епископ Одо изображен на Гобелене из Байе вполне вероятно имеет кольчужные чулки, Вильгельма несколько раз (правда в более поздних источниках) изображали в кольчужных чулках.

Возможно кольчуги были покрыты чем-то, для защиты от коррозии. С позднего средневековья и раннего нового времени есть примеры лужения, то есть покрытия оловом. И есть посеребренная кольчуга 10 века, которая хранится в национальном археологическом музее в Софии, Болгария (1). Так как на интересующий нас период и регион нет никаких доказательств, то покрытие маловероятно.

Толщина проволоки и диаметр колец сильно варьируется, так что мы можем предположить много вариантов.


Все цифры в мм. Почти все подлинные кольца находятся в зеленой зоне. Некоторые отдельные кольца достигают размеров до 2,9 мм толщиной и почти 15 мм внешнего диаметра. Интересно, что тенденция показывает, что древнее кольчуга, тем толще кольца (шестой/седьмой век), в то время как более ранние находки преимущественно меньшего диаметра (8-10 век).(20)


(Е) Немецкие пешие или спешенные воины 1130-1140, аббатства Андлау в Эльзасе (восток Франции) Abteikirche von Andlau im Elsaß). Даже довольно длинные кольчуги, по-видимому, не обязательно имели прорези. Щиты несмотря на середину 12 века круглые.

Кольчуг было сделано в десятках разновидностей, размеров и весов, их почти невозможно точно датировать. Так как они сделаны из железной проволоки, то очень подвержены коррозии. Поэтому совсем не удивительно, что сохранившихся средневековые атртефакты фрагментарны и неопределенного происхождения. Тем не менее, тщательно очищенные и смазанные (...) кольчуги практически не имеют срока хранения. Не простые солдаты были снабжены кольчатой ​​броней тем более новой и в хорошем состоянии. Поэтому вероятно, что уже в позднем средневековье использовались кольчуги сделанные очень давно (13).


(F) клепанное кольчужное полотно: два примера плоских колец, округлые и овальные в сечении кольца

Кроме нижеуказанной кольчуги (F2) из сведенных колец сделанных из круглой проволоки встречаются захоронении III в. до н.э. в Киумешти, в Румынии, где были обнаружены фрагменты кольчуги. Вероятно, они представляют собой остатки двух разных кольчуг, поскольку одна из них состоит из чередующихся рядов штампованных и соединенных встык колец, в то время как на второй кольчуге кольца второго типа - склепанные. Также фрагмент кольчужного полотна из "сведенки" был найден в захоронении Саттон-Ху 6-7 века, это курганный некрополь восточнее Вудбриджа в английском графстве Саффолк. При этом есть множество примеров кольчуг из клепаных колец древних времен и позднего средневековья.

(F2)Сведенная кольчуга, Аугсбург, 1582 г. Кавалерии броню курфюрста Кристиана, в арсенале Цвингер в Дрездене (18). кусок кольчужного полотна прикрывающий бедро.

Кольчужная защита головы

На данный момент создается впечатление, будто кольчужная защита головы была представлена в следующими вариантами:

  1. Кольчужный капюшон составляющий единое целое с кольчугой;
  2. Кольчужная бармица на шлеме;
  3. Отдельный кольчужный капюшон;
  4. Кольчуга на корпусе у воина есть, но отсутвует кольчужная защита головы и шеи

Кольчужная рубаха, составляющая единое целое с кольчужным капюшоном – является бесспорным вариантом. Хотя, конечно, ни одного такого артефакта не было найдено масса соответствующих изобразительных источников указывающих на то, что эта версия защиты головы не имеет никаких сомнений: Гобелен Байе, Великая Печать Генриха I, Библия Санкт-Этьен, Апокалипсис Санкт Север, и т.д.


(N1) Апокалипсис Иоанна Богослова (Beatus-Apokalypse), 10-й век.(975 год) датировано по сопутствующим артефактам из собора в Героне (im Besitz der Kathedrale von Gerona), северо-запад Испании. Но очень высокий армор клас изображенных воинов заставляет усомниться в датировке. Но это скорее всего особенности Испанского вооружения и снаряжения.

Рыцари на рис. N1 до кисти руки полностью защищены кольчугой. Также закованы в кольчугу ноги и ступни. Такая кольчужная защита больше похожа на ту что использовалась в конце 12 века. Виден по крайней мере один фригийский шлем, (подробнее ниже слева). Щиты круглые без умбонов, находки таких щитов присутствуют на 10 век. Изображены также наносники на некоторых шлемах, они нижнем краем соединены с кольчужным капюшоном.


(L) Деталь сосуда для святой воды из Лотарингии (ок. 1000 года) в настоящее время хранится в соборе Аахен. Отчетливо видна кольчуга закрывающая уши и шею, также две кольчуги с коротким рукавом, овальные щиты.

(М) Евангилие Эстернаха (Evangeliar von Echternach (Codex aureus Epternacensis)), 1030-1050. Сегодня хранится в Германском Национальном музей в Нюрнберге (Hs 156 142). Хороший изобразительный источник. (F), фреска из склепа базилика Аквилеи из провинции Удине (Krypta der Basilika von Aquileia) в северной Италии, начало 12 века.
(J) Два рыцаря из рукописи de Ebulo Liber. 1196 год "Liber ad honorem Augusti sive de rebus Siculis” von Petrus de Ebulo (Кодекс 120 II Гражданского библиотеки в Берне). Полная картина также показывает, епископа Конрада фон Вюрцбурга Рисунки (F и J) показывают, что в кольчужный капюшон в более поздние времена становится стандартом снаряжения. (I1) У отмеченного воина в отличии от многих других нет на теле кольчуги. Сегментный шлем с низу снабжен кольчужной бармицей. Изо. начала 11 века, иллюстрация "Видения Авакуума" из северной Франции библия бенедиктинского монастыря Сен-Вааст, недалеко от Арраса ("The Vision of Habukuk” aus der nordfranzösischen Bibel des Benediktinerklosters Saint-Vaast in der Nähe von Arras). MS 435, Муниципальный библиотеке, Аррас.

Кроме кольчужных капюшонов, присоединенных к рубашке, была распространена кольчужная бармица, крепившаяся к шлему (нем. Helmbrünne англ. Aventail). Кольчужная бармица закрывала шею и плечи, возможно иногда и лицо.

Шлем Печ, конец 10-го Века: "В нижней части купола все еще ​​присутствуют остатки креплений для кольчуги." (4),

Шлем из Ледницкого озера (Helm von Ostrow Lednicki), 11-12век: "На краю шлема отверстия, которая служили для крепления защиты шеи." (4)

Шлем Святого Вацлава (Helm des heiligen Wenzel), 10 век: "К нижней части шлема приковано железную полосу к которой была прикреплена (...) защита шеи." (4)

На шлеме из Гьермунбю (Gjermundbu helm) все еще есть остатки кольчуги, вставленной в отверстия в нижней части шлема. (3)

Все эти признаки в совокупности доказывают что небольшой кусок кольчуги крепился и к шлему.

Отдельные кольчужные капюшоны и ожерелья, которые даже не соединены с кольчужной рубашкой и не крепятся к нижней части шлема, трудно подтвердить. Однако, большая часть изобразительных источников, показывающих рыцарей в кольчуге и шлеме не может быть истолковано однозначно. Например, возможно что на рисунке M изображен рыцарь в шлеме с кольчужной бармицей, а возможно что к его кольчуге крепится кольчужный капюшон, есть мнение что он вообще не в кольчуге. Некоторые рыцари могли также носить отдельные капюшоны. В силу схематичности изобразительных источников и скудности артефактов можно строить предположения. То есть предположим что шлем одевается на кольчужный капюшон, тогда подбродочные ремешки или шнурки должны быть видны над закрытыми кольчугой щеками рыцаря, но художники того времени (а часто и более поздних времен) не слишком утруждали себя мелкими деталями. В случае применения кольчужной бармицы ремешки спрятаны под кольчугой, но если и использовалась отдельная кольчужная перелина или кольчужный капюшон, то художники и скульпторы во многих случаях не утруждали себя выведением стыка.

Нашел пока только два изобразительных источника, показывающих отдельные кольчужные капюшоны, смотрите ниже рисунок K, и в другом разделе рисунок T.

Было бы удивительно предполагать отсутствие у главнокомандующего доспеха. Вы скажете: а зачем, он же должен руководить боем? Но в то время главнокомандующий должен был атаковать в первых рядах, поэтому он должен быть защищен очень надежно.

Также немного странно предполагать в то время шлем без кольчужной бармицы и не одетый на кольчужный капюшон, то есть вообще без кольчуги. Казалось бы это так просто, но очень мало таких изображений. Из летописных источников известно что в разгар битвы при Гастингсе была разнесена весть о то том что Вильгельм погиб, и он открыл лицо и показал свои воинам что он жив. Значит во время боя его лицо было чем-то закрыто, наверняка ни личиной ни забралом, а клапаном кольчужного капюшона.

(G2) Печать Вильгельма Завоевателя. Такое впечатление что он вообще без кольчуги и шея голая. Шлем очень необычный - похож на шлема античности.

Норманнский шлем

Шлемы конической и сфероконической формы с наносником типа Аусбург распространились в с начала 11 века по всей Европе и сохраняли свою популярность на протяжении 12 века. С конца 12 века постепенно вытесняются горшкообразными шлемами, но используются и в 13 веке. (6)

(Р2) Шлем из в реки Маас , (территория Бельгии), 11-12 вв. Хранится в Майнце, в римско-германском центральном музее, выставка "Das Reich Salier"

Отбольшинства шлемов такого типа отличается отсутствием ребра жёсткости по центру шлема, как на пример на шлеме из Ольмуца и ем подобным. Так же интересно наличие навершия с кольцом, возможно служившим местом крепления яловца или подобного ему украшения. Также выкован из одного куска.



(В2 + W1 + СС1) шлем из Ледницкого озера (Ostrow lednicki) район Гнезно в провинции Познань в Польше. 11/ 12 век. Выкован изьодного куска. Слегка трапециевидная тулья. Крючок на наноснике присутствует.

Эти шлема очень похожи, шлем святого Вацлава является также представителем шлемов этого типа. Их высоты составляют 27,5 см, 26,5 см, 24,2 см, 24,4 см, 27,9 19,5 см, вероятно, измеряется от вершины к кончику наносника. Они все кованы из одного куска железа, и с наносниками. Также очень интересен для рассмотрения шлем, опубликованный в начале 20 века в немецком журнале "Историческая экспертиза" из Awarenwall,

(I2) Шлем найденный то ли в Темзе, то ли в северной Франции. Наносник восстановлен. Швы на передней правой и левой и задней правой и левой. Если вы посмотрите на шлем сверху носа и лицевой стороной вверх, в результате швы образуют букву X. На форуме налогичные из акционов,

Изобразительные источники демонстрируют по большей части только один тип шлема: Норманнский . То есть каску конической или сфероконической формы приплюснутый с боков так что при просмотре сверху напоминает овал, чаще всего с наносником. Они цельнокованные или сваренны из сегментов так что стыков не видно. На рисунках шлем часто выглядит так как будто был собран из сегментов. Сегменты были прикованы друг к другу непосредственно (например, из Темзы и ряд восточноевропейских шлемов). Шлема скрепленные при помощи полос (Гьермундбю, Бальденхем) могут встречаться, но уже устарели – в Западной и Центральной Европе датированного 11-12 векам ни сохранилось ни одного экземпляра. Но многие изобразительные источники и находки таких шлемов от более ранних эпох говорит в пользу этого предположения.

Особой формой конических шлемов является "Фригийский колпак", названный так по аналогии с шерстяными шапками из Фригии (области на западе современной Турции). Их отличает загнутая вперед верхушка тульи, смотрите рис. N. Видимо, это форма шлемов вошла в моду после 11 века и просуществовала на протяжении всего 12 века.

Шлем Шамосон (Chamoson) очень похож на шлем из замка Нидереальты (Niederrealta), в 1961 году, в настоящее время позволяет нам первоначально последить происхождение Черепников в Северной Италии, в 12 веке. Они были изготовлены в соответствии с традицией Гьермундбю и других сегментных шлемов, для соблюдения её на шлеме Chamoson были установлены сегменты, которые не добавляют оборонительных свойств(9).

Шлема Черепники и "Фригийские колпаки" в 11 - первой половине 12 века применяются очень ограничено, они актуальны только для конца рассматриваемого нами периода. В принципе шахматные фигуры из Аббатства Льюис в Шотландии, изготовленные в 12 веке применяют для реконструкции 11 века (а там у некоторых фигур как раз черепники), но все равно ограничено.

Не исключено что шлема могли быть ярко окрашены. Иллюстрации показывают красочные шлемы. Но материально подтвердить это невозможно. Ни на одном шлеме интересующего нас периода краски не сохранилось.

О наноснике

В 10-ом веке, большинство шлемов не имеют наносника. Но есть некоторые исключения, а с конца 10 века наносники все чаще появляются.


(S1) Шлема из рукописи Сен Галлен из университетской библиотеки Лейден (St. Gallen um 925. Leiden, Universitätsbibliothek, Ms. Periz. F17, fol. 22r (1.v.l.), 9r (2.v.l.). Верхняя строка показывает, шлема с наносниками. Нижний ряд показывает такие же шлемы без наносников.

На рис. S1 ясно различимые наносники, иногда даже с типичным крючком на кончике. Только слетающие с голов шлема изображены с наносниками. Может быть, это художник изобразил так, чтобы не закрывать лица воинов.


(DD) Филлипс Мидлтон, Райдейл, Северный Йоркшир, Англия, 10 век (Jellingstil). Викинг в шлеме с наносником с мечом, саксом, копьем и щитом.

До и после изучаемого нами периода, есть много примеров шлемов с наносниками. Эта преемственность и представленные здесь рисунки: S1, DD, N1 доказывают существование наносников в 10-м веке и естественно в 11 и 12 веке.

Краткое описание мифа

Мало найдётся представлений о нашем прошлом, которые так прочно сидели бы в народном сознании. Даже если кто забыл всё, что учил в школе про Древнюю Русь, и тот с ходу вспомнит: у немецких рыцарей, бившихся с Александром Невским в Ледовом побоище на льду Чудского озера 5 апреля 1242 года, доспехи были тяжелее, чем у русских. Поэтому лёд под ними в конце концов не выдержал - и немцы стали тонуть, и потонули.

Первоисточник таких представлений - гениальный фильм Сергея Михайловича Эйзенштейна « » (1938 г.). Это там Александр Невский прямо говорит: «Немец тяжелее нас, под ним и проломится». Что дальше и показывается весьма наглядно и с большой художественной выразительностью. Фильм был настолько впечатляющ, что даже в популярных брошюрах в последующие годы Ледовое побоище описывалось не по историческим источникам, а «по Эйзенштейну». Вот постепенно миф в сознании и закрепился.

На самом деле

А между тем это именно миф. И самое интересное, что первая часть его - о том, что немцы были вооружены тяжелее, чем русские, - не только порождена кинофильмом «Александр Невский», но им же и опровергается!

Внешний облик орденских братьев-рыцарей Тевтонского ордена - и русских дружинников первой половины XIII в. в фильме воспроизведен с очень большой точностью, и неспроста: картину консультировали лучшие советские историки того времени: знаменитый археолог Артемий Владимирович Арциховский, Юрий Владимирович Готье, Михаил Николаевич Тихомиров, специалист по европейскому средневековью Николай Павлович Грацианский.

И хорошо видно, что из защитного вооружения у орденских братьев - почти исключительно кольчуги (правда, закрывающие всё тело, с кольчужными чулками и перчатками). А у русских аналогов западноевропейского рыцарства - князей и дружинников - поверх кольчуги надет ещё и пластинчатый доспех - «брони дощатые». Это стальные пластины, которые либо соединены между собой ремешками, либо приклёпаны одной из четырёх сторон к кожаной основе; и в том, и в другом случае получался своего рода бронежилет с разрезом сзади, стягиваемым ремнями.

Шлемы у немцев, конечно, закрывают всю голову целиком, но и у русских дружинников они закрывали всю верхнюю половину лица. Потому что либо сидели на голове очень глубоко, так что для глаз приходилось делать полукруглые вырезы, либо снабжались откидной «личиной» - полумаской (именно в таком шлеме сражается в фильме Александр Невский Николая Черкасова). С учётом вытянутой вверх, сфероконической или куполообразной формы русские шлемы вряд ли весили меньше немецких.

В киноверсии Александр Невский (справа) снаряжён вряд ли «легче» своего противника.

Всё вышесказанное подтверждается как рисунками средневековых хроник, так и археологическими данными.

Да, европейские рыцари XIII века тоже носили поверх кольчуги пластинчатый «бронежилет». Он мог быть если не у орденских братьев, то у их союзников в той битве - вассалов дерптского епископа и датского короля. Но даже и в этом случае немецкие и датские рыцари весили не больше, чем русские дружинники.

Рыцарские кони были защищены конским доспехом (из простёганной ткани на вате, амортизирующей удары). Но, судя по сообщению Галицко-Волынской летописи о том, что кони дружинников Даниила Галицкого в конце 1240-х годов были «в личинах и коярех кожаных», конский доспех имелся тогда и у русского рыцарства. (его конструкция была, по-видимому, заимствована у монголов). И вес немецких и датских коней был поэтому тоже вряд ли больше, чем у русских.

Впрочем, всё это представляет лишь академический интерес. Дело в том, что ни один из источников, повествующих о Ледовом побоище, ни словом не упоминает о том, чтобы хоть кто-то провалился под лёд и утонул! Ни русские источники - Новгородская I летопись старшего извода и «Житие Александра Невского» (созданные в том же XIII веке), - ни немецкие - «Старшая Ливонская рифмованная хроника» (тоже XIII столетия) или более поздние, созданные в XV - XVI веках. В «Рифмованной хронике» указано лишь, что орденские братья были разбиты и потеряли 20 убитыми и 6 пленными и что часть рыцарей дерптского епископа бежала с поля боя. Да, внимание составителей этой хроники было сосредоточено почти исключительно на Ордене и его братьях.

Может, тонули люди епископа, короля и/или союзные немцам эсты («чудь»)? Но и русская Новгородская I летопись тоже ничего не пишет об утонувших. Там сказано лишь, что немцы в результате сражения «падоша», а «чудь» обратилась в бегство и была преследуема на протяжении семи вёрст, до западного берега озера, что немцев погибло 400, «чуди» - «без числа», а 50 немцев попали в плен. А «Житие Александра Невского» вообще фиксирует лишь яростный накал сражения и факт разгрома и долгого преследования врага…

Подробно и увлекательно об этих и других фактах Ледового побоища рассказывает санкт-петербургский историк Клим Жуков в беседе с Дмитрием Пучковым .

Ледовое побоище 1242 года. Миниатюра из Лицевого летописного свода. XVI век.

Но такова великая сила искусства - миф, так красочно показанный в великом кино, продолжает жить.

Нет ли в том какой злонамеренной фальсификации истории? Да нет, пожалуй.

Во-первых, битва действительно была, и была именно в тех исторических обстоятельствах, о которых языком художественных образов рассказывает фильм. И воинство Александра Невского действительно побило там неприятеля.

Во-вторых, то, что наши обиходные представления о Ледовом побоище строятся больше на фильме, чем на исторически достоверных сведениях (хотя их ведь тоже никто не отрицает и не скрывает), - вовсе непредосудительно. Ведь гениальное творение С. Эйзенштейна - тоже факт истории. И, значит, мы знаем об этом подвиге наших предков в два раза больше.

Литература

Володихин Д.М. Рюриковичи. М., 2015.

Кирпичников А.Н. Ледовое побоище. Тактические особенности, построение и численность войск // Цейхгауз. 1997. № 1 (6).

Хрусталёв Д.Г. Северные крестоносцы. Русь в борьбе за сферы влияния в Восточной Прибалтике XII - XIII вв. Т. 1. СПб., 2009.

Читайте также:

Андрей Сорокин.

Виктор Мараховский, Иван Зацарин.

Виктор Мараховский.

Иван Зацарин.

История заблуждений.

Валентин Жаронкин. Нет в русской истории «трудных вопросов». Часть 3: выбор Александра Невского

***

Александр Шишков. «Европейский выбор Власова»: о навязчивой пропаганде идеологии предательства

Виктор Мараховский.

Иван Зацарин.

Андрей Смирнов. Древнерусская народность: что об этом пишут в учебниках

Иван Зацарин.

Иван Зацарин. Инструкция по собиранию русских земель. К юбилею Сообщества России и Белоруссии

Иван Зацарин.

Андрей Сорокин.

Андрей Сорокин.