Факторы сплоченности группы. Индивидуальный график стратегий поведения во внешнем конфликте Какие факторы обеспечивают степень сплоченности группы

Сплочение группы – это процесс, сопровождающий группу на всех этапах ее развития. Он заключается в формировании неповторимого типа связей в группе, которые дают возможность формальную структуру, задаваемую извне, превратить в психологическое сообщество. Сплоченность проявляется по-разному. Это может быть и эмоциональная притягательность, и взаимопривязанность членов группы, и стремление их к сохранению своего группового членства, и единство ценностей и целей участников группы. Отметим, что сплоченность – это важная характеристика состояния группы, так как сплоченная группа не только представляет собой более эффективно работающий единый организм, но и обладает большей привлекательностью для каждого ее члена. Сплоченная группа характеризуется усилением взаимоудовлетворяющего общения между участниками, близостью мнений и ценностных ориентаций, что позволяет человеку чувствовать себя комфортно. В группе высокого уровня сплочения растет самооценка человека, снижается уровень его тревожности, а кроме того, повышается эффективность любых форм активности такой группы.

Сама по себе сплоченность выступает для членов любой группы как привлекательная цель и ценность, как групповое состояние, к которому надо стремиться. Примером этому могут служить подростковые группы, стремящиеся достичь высокого уровня внутригрупповой солидарности и сплоченности. Однако удается это не всегда, так как формирование в группе отношений, построенных на сплоченности, зависит от множества психологических факторов.

Эмоциональная привлекательность членов группы – важный фактор человеческих взаимоотношений, который во многом определяет характер общения и успешность совместной деятельности. Так, чем выше взаимопривлекательность партнеров, тем больше они удовлетворены внутригрупповыми межличностными отношениями. Однако было бы неправильно думать, что вне взаимного притяжения невозможны пи нормальное общение, пи успешная деятельность людей. Связано это с тем, что удовлетворенность внутригрупповыми отношениями может быть высокой и при успешной совместной деятельности, даже если при этом не формируются близкие эмоциональные отношения. Отметим все же, что создать сплоченную группу без учета рассматриваемого фактора трудно.

Сходство членов группы между собой также играет важную роль. Это могут быть различные аспекты сходства: возрастное, социальное, этническое и др. Но самое главное – это ценностное сходство, близость взглядов и социальных ориентаций членов группы, поскольку в этом случае в силу вступает психологический механизм, заключающийся в том, что чем ближе чужое мнение к его собственному, тем симпатичнее лицо, высказывающее данную точку зрения. И наоборот: люди склонны не замечать разногласий и противоречий с позицией привлекательного лица. Этот же феномен работает и в группе: человек больше тяготеет к группе, взгляды и ценности которой он разделяет и в которой его собственные взгляды находят поддержку.

Более привлекательна для людей и имеет бо́льшие шансы стать сплоченной группа, чья деятельность основана не на конкуренции, а на групповой кооперации, в которой преобладает мотив сотрудничества.

Как показали исследования, удовлетворенность межличностными отношениями членов группы может регулироваться совместимостью партнеров, которая вызывает межличностную привлекательность, и срабатываемостью, которая рождает удовлетворенность результатами совместной деятельности.

Межличностная совместимость – сложный психологический эффект сочетания, взаимодействия общающихся людей. Различают структурную и функционально-ролевую совместимость.

Структурная совместимость – это совместимость темперамента, характера и других личностных качеств партнеров. Причем если в отношении двух первых подтверждается гипотеза о комплементарности, взаимодополняемости качеств партнеров, то в отношении личностных свойств нашла экспериментальное подтверждение противоположная идея – сходства и близости (совместимость партнеров высока при обладании ими взаимодополняемыми свойствами темперамента и характера (сангвиник – меланхолик, холерик – флегматик) и сходными личностными ориентациями и особенностями (общительность, тревожность, мечтательность и др.)).

Функционально-ролевая совместимость – это соответствие представлений партнеров о тех межличностных ролях, которые они будут реализовывать сами и ожидать от другого в процессе общения и взаимодействия. Если ролевые представления и ожидания участников совпадают, у них много шансов достичь гармоничных отношений, построенных на межличностной привлекательности.

Срабатываемость – еще один эффект сочетания и взаимодействия людей, который позволяет добиваться высокой успешности совместной работы и удовлетворенности своим трудом и друг другом. Срабатываемость, как правило, не приводит к возникновению таких феноменов межличностного общения, как эмоциональная близость, идентификация, ориентация на интимно-личностное общение партнеров. Это, скорее, результат успешной реализации группой ее инструментальных функций, позволяющий достигать высокой продуктивности деятельности, высокой удовлетворенности членов группы своим трудом и групповым членством, а также порождающий хороший уровень взаимопонимания, адекватного отражения участниками общения всего, что происходит в группе.

В условиях, когда члены группы не смогли достигнуть хорошего уровня срабатываемости или оказались малосовместимыми по своим характерологическим, личностным свойствам или ролевым представлениям, развиваются различные межличностные внутригрупповые конфликты.

Причиной сплочения группы выступает кооперация, способствующая возникновению в группе ряда важных и привлекательных для членов группы феноменов:

  • при кооперации и мотиве сотрудничества уменьшается число внутригрупповых конфликтов, а также есть все условия для успешного разрешения возникающих объективных противоречий;
  • кооперация способствует свободному и открытому общению людей, стимулирует сближение мнений, расширяет обмен информацией между партнерами;
  • кооперация обеспечивает взаимную поддержку действий, поскольку только совместные усилия могут привести каждого члена группы к личному успеху;
  • кооперация между членами группы способствует сплочению всей группы.

Вместе с тем соревнование между группами в определенных видах деятельности способствует внутреннему сплочению групп-участников. Однако важно помнить об одной опасности: межгрупповая конкуренция может привести к возникновению межгрупповой агрессии и неприятию членами групп друг друга, чего ни в коем случае нельзя допускать.

Особенности групповых целей. Цели, которые ставятся группой или перед группой ее руководителем, помогают коллективу сплачиваться в том случае, если они отвечают потребностям членов группы, могут быть приняты ими в качестве своих личных целей (каждый участник видит личный смысл в том, что делает вся группа), а также если группа может рассчитывать на успех в достижении цели.

Важной характеристикой групповой цели должна быть четкость и однозначность ее постановки. Абстрактные глобальные цели, не конкретизируемые в частные задачи (стать гармонически развитыми людьми, дружными, сплоченными и т.д.), подмена цели средством (достижение конкретного оценочного результата) не приносят желаемого эффекта.

Цель деятельности в том случае, когда она действительно может служить источником активности индивида и фактором сплочения группы, должна отвечать следующим требованиям:

  • быть конечной (иметь четкий результат, достижение которого не очень оттянуто во времени от момента принятия цели);
  • быть ясной, определенной и понятной каждому участнику группы. Обязательно нужно проверить, действительно ли все члены группы одинаково понимают смысл и цель происходящего;
  • быть технологичной (содержать в себе доступные членам группы средства ее достижения);
  • быть личностно привлекательной для каждого члена группы (содержать в себе какие-либо частные цели и средства, интересные или доступные для него). Деятельность, организуемая в процессе деятельности, должна требовать от каждого тех умений, которые у него особенно развиты или которые он хотел бы в себе развить.

Чем выше удовлетворенность участников деятельностью группы и самими собой, тем в большей степени будет сплачиваться группа. В свою очередь, удовлетворенность возникает при соблюдении ряда условий.

Известно, что коллегиальный, кооперативный стиль руководства и возможность для каждого члена группы принимать участие в выработке общего решения способствуют сплочению группы.

Коммуникация в малой группе – это способ деятельности, который облегчает взаимное приспособление поведения людей. Следовательно, суть коммуникативной деятельности состоит в установлении такой кооперации, когда поведение каждого изменяется и в известной степени регулируется фактом сотрудничества с другими индивидами. Коммуникация в малой группе – это обмен, который обеспечивает кооперативную взаимопомощь. "Интегральной характеристикой системы внутригрупповых связей является степень сплоченности, индексом которой может служить частота или степень совпадения мнений, оценок, установок и позиций членов группы по отношению к объектам, наиболее значимым для группы в целом" .

Сплоченность выступает ключевым понятием разработанной Куртом Левиным теории групповой динамики . Сплоченность определяется им как "тотальное поле сил", заставляющее членов группы оставаться в ней. Группа тем сплоченнее, чем больше она отвечает потребностям людей в эмоционально насыщенных межличностных связях. В сплоченных группах создается атмосфера внимательного отношения и взаимной поддержки, у ее членов формируется чувство групповой идентичности. Сплоченность порождает также эмоциональную привязанность, принятие общих задач, обеспечивает группе стабильность даже в самых сложных обстоятельствах, способствует выработке общих стандартов, делающих группу устойчивой, несмотря на разнонаправленность индивидуальных устремлений.

Особое значение в механизме формирования групповой сплоченности принадлежит групповому давлению. В результате его действия происходит подчинение индивида группе в ситуации наличия конфликта между мнением индивида и мнением группы. Такая степень подчинения индивида групповому давлению получила название конформизма, или конформного поведения. Впервые модель конформного поведения изучал в экспериментах Соломон Аш в 1951 г.

Специфическим случаем конформизма, своеобразной конформностью "наизнанку", выступает негативизм – поведение индивида, который противостоит мнению группы даже при оказываемом на него давлении. Однако в этом случае зависимость от группы продолжает сохраняться и проявляется в виде активного продуцирования антигруппового поведения, антигрупповой позиции. Иначе говоря, индивид продолжает сохранять привязку к групповому мнению, хотя и со знаком минус.

В исследованиях конформности, проводившихся Мортоном Дойчем и Гарольдом Джерардом, были выделены два вида группового влияния:

  • нормативное, когда давление оказывает большинство и его мнение воспринимается членом группы как норма;
  • информационное, когда давление может оказываться меньшинством и члены группы рассматривают это мнение как информацию, на основе которой они сами должны сделать выбор .

Нормативный конформизм подразумевает необходимость подчиниться группе, чтобы не быть отвергнутым, сохранить с членами группы хорошие отношения или заслужить их одобрение.

Информационное влияние имеет место, когда ситуация носит двусмысленный характер и мнение окружающих может оказаться ценным источником информации. Интересно отметить, что, после того как человек согласился с той или иной группой, у него возникает довольно сильная потребность оправдывать выбранное решение.

Как мы видим, конформизм проявляется не только в ситуациях сильного влияния группы, по и тогда, когда человек чувствует себя некомпетентным; когда задача, которую ему надо решить, кажется ему слишком трудной и он стремится избежать возможных ошибок.

Групповая сплоченность с точки зрения процессов коммуникации в малой группе была исследована также Леоном Фестингером. Сплоченность анализировалась им на основе данных о частоте и прочности коммуникативных связей, раскрываемых в группе. Центральным понятием, с помощью которого осуществлялся анализ, стало понятие когнитивного диссонанса, т.е. осознания индивидом противоположности своих убеждений мнению другого человека или группы .

По мнению Фестингера, процессы социальной коммуникации и социального влияния тесно связаны с процессами возникновения и устранения когнитивного диссонанса. Для индивида социальная группа является одновременно и главным источником когнитивного диссонанса, и основным средством его уменьшения или даже полного устранения. Так, информация, получаемая в процессе коммуникации, может содержать элементы, диссонирующие со взглядом индивида на какую-либо проблему или ситуацию. Наиболее эффективным путем устранения диссонанса между мнениями индивида и группы является принятие набора когнитивных элементов, соответствующих точке зрения группы. Причем диссонанс, вызванный столкновением мнений, зависит от следующих факторов.

  • 1. Количество когнитивных элементов мнения индивида, совпадающих с противоположным мнением. Чем больше консонативных отношений (совпадающих когнитивных элементов двух высказываемых мнений), тем меньше вызванный разногласием диссонанс. Таким образом, в конечном счете количественная характеристика определяет степень несогласия.
  • 2. Важность когнитивных элементов, включаемых в диссонанс. Чем более важным является элемент, тем больше будет диссонанс. Так, чем более значима проблема для отдельного человека или целой группы, тем важнее будут когнитивные элементы, свидетельствующие о существовании иных взглядов на эту проблему, и тем больше будет диссонанс, вызванный выражением несогласия.
  • 3. Авторитет человека или группы, выражающих противоположную точку зрения. Диссонанс становится больше, если противоположное мнение высказывается человеком или группой, признанными авторитетными.

По мнению Фестингера, если существует диссонанс, одновременно присутствует и стремление к его уменьшению. При этом чем больше диссонанс, тем сильнее стремление его устранить.

Способы выработки единого мнения в группах:

  • самостоятельное изменение мнения субъекта на более распространенное (именно распространенность мнения является обязательным условием уменьшения диссонанса);
  • изменение мнения субъекта через влияние;
  • утверждение превосходства собственного мнения.

Одновременно Фестингер обращает внимание на возможность использования индивидом процессов социального влияния и коммуникации для уменьшения диссонанса. Человек будет прилагать усилия, чтобы получить одобрение членов группы. Он попытается найти тех, кто придерживается аналогичной точки зрения, или повлиять на мнение других. Причем попытки влияния будут направлены главным образом в адрес тех членов группы, которые проявляют наибольшую степень несогласия, так как чем острее разногласия, тем сильнее диссонанс в сознании индивида.

На развитие внутригруппового взаимодействия, в частности его коммуникативной стороны, влияет и пространственное расположение членов группы. Согласно экспериментальным данным Роберта Соммера, существует зависимость между пространственным расположением людей в определенном помещении и их взаимодействием и аттракцией .

Близость расположения людей в пространстве влияет на усиление коммуникации, роста аттракции и дружеских отношений. Как правило, люди размещаются в пространстве не в случайном порядке. В большинстве ситуаций можно отметить влечение людей к тем, кто вызывает симпатию, и стремление дистанцироваться от тех, кто не вызывает потребности общаться. Однако этого не происходит в группах с сильным директивным руководителем, который жестко контролирует коммуникативные потоки.

Выбор членами группы того или иного местоположения в групповом пространстве показывает определенную взаимосвязь пространственной позиции со статусом владельца. В частности, позиция на пересечении внутригрупповых коммуникаций дает ее обладателю возможность контролировать групповые процессы и, следовательно, повысить свой статус, стать лидером.

В любой малой группе существует также преобладающая "эмоциональная атмосфера", от которой часто зависят самочувствие членов группы и их поступки. Соответственно, действия, согласующиеся с доминирующим настроением, в значительной степени облегчаются. Довольно часто сложившаяся и существующая автономно группа негативно воспринимает присоединение к ней новых людей, оценивая это как вторжение в сформировавшуюся в группе коммуникативную сеть.

Таким образом, средовые факторы оказываются важным элементом анализа, поскольку нельзя дать адекватную интерпретацию коммуникативных процессов в группе, не принимая во внимание конкретных условий их протекания. Например, экспериментально было выявлено: сидя за столом квадратной или прямоугольной формы, члены группы чаще обменивались информацией с партнерами, находящимися напротив них, нежели соседями. На основании этих данных был сделан важный в практическом плане вывод о целесообразности размещения участников групповой дискуссии за небольшим круглым столом с целью обеспечения равномерной коммуникации.

  • Основы теории коммуникации. С. 414.
  • Левин К. Теория поля в социальных науках. СПб., 2000.
  • Майерс Д. Социальная психология. СПб., 1996. С. 298.
  • Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса. СПб., 1999. С. 223– 271.
  • Дубовская Е. М., Кричевский Р. Л. Социальная психология малой группы. М., 2001. С. 165-166.

Повышению сплоченности группы способствуют следующие факторы:

согласие относительно целей;

частота взаимодействия;

личная привлекательность;

межгрупповая конкуренция;

благоприятные оценки.

К факторам же, уменьшающим сплоченность в группе, относятся:

отсутствие согласия относительно целей; anonymous casino is a Litecoin and Bitcoin casino and is dedicated to provide

большая численность группы;

неприятный опыт общения;

внутригрупповая конкуренция;

доминирование одного или нескольких членов.

Из вышесказанного следует, что для поощрения сплоченности необходимо:

уменьшить состав группы (5 - 7 человек);

поощрять согласие членов группы с ее целями;

стимулировать соревнование с другими группами;

вознаграждать всех членов группы;

изолировать группу, дав ей совместную территорию и время для общения.

Если же целью руководителя является ослабление сплоченности группы, направленной на достижение узкогрупповых, эгоистичных интересов, препятствующих эффективности деятельности организации, то руководитель должен принять противоположные меры:

увеличить состав группы;

поощрять несогласие членов группы с ее целями;

исключить соревнование с другими группами;

вознаграждать каждого работника индивидуально;

разобщить группу территориально, уменьшить время для общения.

Социальная структура трудового коллектива - совокупность относительно устойчивых связей между элементами социальной системы, отражающая ее сущностные характеристики. Социальная структура - внутреннее устройство общества или социальной группы; упорядоченная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных групп, социальных институтов и отношений между ними. Социальная структура трудового коллектива - характеристика трудового коллектива по полу, возрасту, профессиям, национальностям и другим социальным показателям. Трудовой коллектив как социальный организм имеет определенную социальную структуру как совокупность принципов взаиморасположения, взаимосвязей и взаимоотношений составных элементов, составляющих целостную систему. Существуют производственно-функциональная, целевая, профессионально-квалификационная, социально-демографическая, общественно-организационная, социально-психологическая и национальная социальные структуры. Производственно-функциональная включает в себя производственные подразделения, осуществляющие выпуск продукции, ее реализацию, управление, планирование, стимулирование и др. В этой социальной структуре различают три уровня коллективов: высший (основной), средний (вторичные) и низший (первичные). Высшим (основным) считается производственный коллектив, представляющий собой самостоятельную социально-экономическую единицу со сложившимися нормами производственной и общественной жизни, трудовыми традициями и правилами и состоящий из вторичных коллективов: цехов, участков, служб, - которые в своей структуре имеют множество первичных коллективов: бригад, смен, групп и т.д. Весь трудовой коллектив организаций в зависимости от выполняемых функций делится на две группы: промышленно-производственный персонал (ППП) и непромышленный персонал (НП). В состав ППП входят все работники основной деятельности: руководители, специалисты, технические исполнители, основные и вспомогательные рабочие, ученики, работники военизированной и сторожевой охраны, пожарной охраны, работники научно-исследовательских и конструкторско-технологических подразделений. В состав НП включают работников жилищно-коммунального хозяйства, культурно-бытового и медико-санитарного обслуживания, подсобных сельскохозяйственных предприятий, спортивных сооружений, педагогический и обслуживающий персонал дошкольных учреждений и др. Целевая социальная структура рассматривается как совокупность всех уровней социальной структуры (высшего, среднего, низшего), связанных между собой общей целью и задачами как производственного, так и социально-психологического характера, выражающих одинаковые интересы, общие ценностные ориентации. Профессионально-квалификационная социальная структура - это социальная форма профессионального разделения труда. Она предполагает деление групп по уровню образования, профессиям, а внутри профессий - по квалификации, общему производственному стажу, стажу работы в данной профессии, в данной организации. Социально-демографическая социальная структура характеризует трудовой коллектив, распределяя его на группы по полу, возрасту семейному положению, уровню доходов и т.п. В каждой группе важно изучать специфические потребности, интересы ее членов, характер воспроизводства, перспективы развития и другие характеристики. Общественно-организационная социальная структура выражает систему отношений в трудовом коллективе, в котором всегда образуются формальные и неформальные объединения. Несовпадение интересов формальных и неформальных групп часто приводит к конфликтным ситуациям.

  • I. Общее понятие о юридическом лице и виды юридического лица
  • I. Понятие об обязательстве как обязательственном отношении
  • Групповая сплоченность - характеристика прочности, единства и устойчивости межличностных отношений и взаимодействий в группе, что обеспечивает стабильность и преемственность деятельности группы (7). Принадлежность человека к сплоченной группе, как правило, доставляет ему положительные переживания. В сплоченной группе люди ощущают поддержку от других, их заинтересованность. Поведение людей в таких группах отличает большей искренностью, желанием общаться и сотрудничать.

    Исследования сплоченности первоначально проводились в школе групповой динами К.Левина, где данный феномен рассматривался как характеристика группы как общности, основу которой составляют межличностные эмоциональные связи (Л.Фестингер). Сплоченность интерпретировалась как привлекательность и полезность группы для индивида. Сплоченной считалась группа, члены которой сильно притягиваются ее участники.

    Кроме того, сплоченной группа считалась и в том случае. если ее члены рассматривали членство в ней как привлекательность и полезность для себя.

    В социометрии был предложен индекс сплоченности, который рассчитывался как частное отделения количества взаимных выборов, сделанных членами группы в процессе ее исследования при помощи социометрической методики, на их максимально возможное число.

    В концепции А.В.Петровского сплоченность группы понималась как ценностно-оринтационного и предметно-ценностного единства.

    Экспериментальные исследования неоднократно показывали, что эффективность групповой деятельности в сплоченных группах значительно выше, чем в группах разобщенных, недружных.

    Предпосылками сплоченности являются срабатываемость (функциональная характеристика группового взаимодействия) и совместимость (эмоциональная характеристика).

    Срабатываемость основана на согласованности действий и процессе совместной трудовой деятельности. Она представляет собой одновременно и процесс и результат совместной деятельности. На основе срабатываемости формируется совместимость, которая возникает как итог достаточного продолжительного взаимодействия людей, характеризующегося удовлетворенностью их друг другом.

    Совместимость формирует на трех уровнях: психофизиологическом, психологическом и социально-психологическом.

    Психофизиологическая совместимость предполагает удовлетворенность людей друг другом на основе схожести таких индивидных характеристик как время реакции, скорость, интенсивность протекания психических процессов и т.д.

    Психологическая совместимость предполагает удовлетворенность людей друг другом на основе подобия или различия характерологических свойств, качества личности, способностей, интеллектуального потенциала (при различных психических свойствах она может сформироваться за счет их взаимодополнения). Такая совместимость важна в семье, группе друзей.

    Социально-психологическая совместимость - предполагает сходство ценностных ориентаций и диспозиций. Идеалов, принципов, уровня профессиональной подготовки и образования. Она важна в деятельности коллективов и служит основой их сплоченности.

    Групповая сплоченность проявляется в создании единой социально-психологической общности людей, входящих в группу, и предполагает возникновение системы свойств группы, препятствующих нарушению ее психологической целостности. К таким свойствам обычно относят:

    А) характер межличностных эмоциональных отношений членов группы (взаимные симпатии, общие интересы. Эмоциональные переживания)

    Б) характер отношений между членами группы в процессе принятия совместной деятельности (взаимопомощь, поддержка, сотрудничество);

    В) характер ценностных ориентаций, установок, целей, стереотипов поведения членов группы.

    На групповую сплоченность влияют такие факторы, как:

    Согласие между членами группы по поводу ее целей;

    Широкое общение и взаимодействие между членами группы;

    Приемлемое для всех равенство социального статуса и происхождения членов группы;

    Демократизм групповых взаимоотношений;

    Положительное мнение членов группы друг о друге;

    Размер группы, достаточный для реализации ее целей и коммуникаций;

    Пространственная близость;

    Преобладание положительного опыта в достижении группой своих целей и защите ценностей;

    Психологическая совместимость членов групп, которая представляет собой совокупность индивидуальных качеств членов группы, обеспечивающих слаженность и эффективность их деятельности.


    1 | | |

    Контрольная работа 3

    Выполните задания:

    1. Директор библиотеки добивается увеличения ассигнований из городских фондов для покупки книг. С этой целью он решил заручиться поддержкой жителей города и провел обследование, спрашивая читателей библиотеки: «Хотите ли вы, чтобы в библиотеке было больше книг?». Этот вопрос он задал десяти читателям, девять из которых ответили утвердительно. Десятый не имел определенного мнения. На этом основании директор библиотеки сделал следующий вывод: «Девяносто процентов жителей нашего города высказались в пользу того, чтобы на покупку книг выделялось больше средств. Против выделения дополнительных средств не высказался ни один человек». Напишите ваше мнение по поводу примененного этим библиотекарем метода обследования с точки зрения: отбора реципиентов; объема выборки; формулировки вопроса; заключения.

    Ответ: Анализ конкретной ситуации изучает одного человека, но очень подробно, в то время как опрос представляет собой исследования многих людей.

    а. Выборка была проведена не тщательно и не представляла всех горожан. Были исключены люди, не пользующиеся библиотекой.

    б. Было опрошено только десять человек. И хотя население городка не обозначено, выборка все же слишком мала, чтобы дать точные результаты.



    в. Вопрос не касался выделения средств из городского бюджета.

    г. В выводе не отражены ни размер выборки, ни способ проведения опроса. Директор библиотеки сделал заключение о том, что жители хотят получить средства из бюджета, хотя его вопрос был вовсе не об этом. Выводы должны быть реальными, а не искусственными.

    2. Какой социально-психологический механизм описан в знаменитой сказке Х. Андерсена о голом короле? Этот тот случай, когда человек делает вид, что согласен с группой, но на самом деле он просто не хочет «выделяться», чтобы не нарушить единодушия группы.

    Ответ: в социальной психологии влияние группы на индивида рассматривается как феномен группового давления или его еще называют феноменом «конформизма». Само слово «конформизм» имеет в обычном языке совершенно определенное содержание и означает «приспособленчество». На уровне обыденного сознания феномен конформизма зафиксирован в сказке Г.Х.Андерсена о голом короле. Поэтому в повседневной речи понятие приобретает негативный оттенок.

    2. Лектор произносит монолог, а аудитория не задает ни вопроса, не подает ни одной реплики, не записывает, но слушает, а слышит ли, понимает ли – сказать трудно. Можно ли это считать общением между лектором и аудиторией?

    Ответ: Общение одного субъекта с другим рассматривается как межличностный уровень коммуникативной деятельности, общение субъекта с группой - как личностно-групповой, общение субъекта с массой как личностно-массовый. Принято считать основными коммуникативными следующие формы общения.

    Монологическая - преобладание высказывания одной личности - субъекта и слушание другой Личности-субъекта общения.

    Решите тест:

    1. Вид общения, который происходит с целью достижения договорённости между людьми, не состоящими в близких межличностных отношениях, называют:

    а) референтным;

    б) деловым;

    в) опосредованным;

    г) ролевым.

    2. Положение человека в обществе, установленное в терминах прав и обязанностей, называют:

    а) социальная установка;

    б) общественная позиция;

    в) общественный престиж;

    г) социальный статус;

    3. Структурными компонентами общения выступают:

    а) коммуникативный;

    б) когнитивный;

    в) восприятия партнёра;

    г) нормативный.

    4. Некоторый устойчивый образ какого-либо явления (или человека), которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением, называется:

    а) предикат;

    б) установка;

    в) ключ доступа;

    г) стереотип.

    5. Процесс группового развития результатом, которого является дифференциация групповой структуры, её совершенствование, за счёт личной инициативы участников, называется:

    а) социализация

    б) лидерство;

    в) групповая динамика;

    г) конформизм.

    6. Повышение скорости и продуктивности деятельности вследствие актуализации в сознании образа другого человека, выступающего или соперником, или наблюдателем,

    а) фантазия;

    б) каузальная интеграция;

    в) фасилитация;

    г) идеализация.

    7. К ведущим стратегиям поведения в процессе взаимодействия относят:

    а) избегание;

    б) внушение;

    в) убеждение;

    г) сотрудничество.

    8. Набор ожидаемых образцов поведения для мужчин и женщин, называют ролью:

    а) половой;

    б) перцептивной;

    в) социальной;

    г) гендерной.

    9. Группа, объединенная только внутренними целями, не выходящая за ее рамки, стремящаяся осуществить свои групповые цели любой ценой, в том числе и за счет других групп, называется:

    а) корпорацией;

    б) ассоциацией;

    в) кооперацией;

    г) диффузной группой.

    10. Особое качество группы, высший уровень ее развития обозначается термином:

    а) кооперация;

    б) коллектив;

    в) корпорация;

    г) ассоциация.

    11. Процесс, посредством которого определенные члены группы мотивируют и ведут за собой группу, называется:

    а) руководством;

    б) доминированием;

    в) управлением;

    г) лидерством.

    12. Композиция группы раскрывается посредством характеристик, отражающих:

    а) профессиональную, социальную принадлежность членов группы;

    б) взаимоотношения членов микрогрупп;

    в) иерархию статусов;

    г) направленность коммуникаций.

    13. Осуществляемый групповой выбор из ряда альтернатив в условиях взаимного обмена информацией при решении общей для всех членов группы задачи называется:

    а) групповой идентификацией;

    б) групповой дискуссией;

    в) групповым самоопределением;

    г) групповым принятием решения.

    14. Увеличение сплоченности группы приводит, как правило, к:

    а) стремлению членов группы уменьшить свой личный вклад в совместную деятельность;

    б) желание ослабить влияние группы и перейти в другую;

    в) уменьшению влияния группы на ее членов;

    г) усилению влияния группы на ее членов;

    15 Референтный тип социальной власти в группе:

    а) основан на отношениях симпатии и эмоционального предпочтения лидера;

    б) базируется на превосходстве лидера;

    в) реализуется через принуждение;

    г) основан на вознаграждении лидером других членов группы.

    16. Императивное общение предполагает:

    а) равноправное субъект-субъектное общение

    б) скрытное воздействие на партнера с целью достижения свои намерений

    в) официальное распространение информации

    17. Добровольное подчинение суждения или действия индивида мнению группы, которое противоречит его собственному мнению, называется:

    а) конформность;

    б) влияние;

    в) манипуляция;

    г) внушение.

    18. Осознание расхождения в мнениях с окружающими людьми и внешнее согласие с ними, реализуемое в поведении, это:

    а) внушение;

    б) подражание;

    в) фасилитация;

    г) конформность.

    19. Бесструктурное скопление на короткий период людей, лишенных ясно осознаваемой общности целей, но связанных между собой сходством эмоционального состояния и общим объектом внимания, называется:

    а) толпой;

    б) массой;

    в) аудиторией;

    г) группой.

    20. Основателем «теории инстинктов социального поведения» является:

    а) Г.Фестингер;

    б) У.МакДауголл;

    в) З.Фрейд;

    г) Э.Росс.

    3. Выполните тест Томаса. Проанализируйте результаты с точки зрения их совпадения с интуитивными представлениями о специфике своего поведения во внешних конфликтах. Результаты исследования оформите графически.

    Инструкция: С помощью этого теста предлагаем Вам определить собственный стиль поведения в конфликтной ситуации. Всего таких стилей пять:

    сотрудничество – оптимально почти всегда;

    компромисс – вполне приемлемо в ряде случаев;

    избегание (уход) – возможно в случаях, неспровоцированных партнёром «пожаров»;

    приспособление – возможно в тех случаях, когда партнёр действительно прав;

    соперничество – наименее эффективный, но наиболее часто используемый способ поведения в конфликтах.

    Для того чтобы определить, к какому способу Вы склонны, нужно, внимательно прочитавкаждое из двойных высказываний а) и б), выбрать из них то, которое в большей степени соответствует тому, как Вы обычно поступаете и действуете.

    1. а) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

    б) Чем обсуждать то, в чём мы расходимся, я стараюсь обратить особое внимание на то, с чем мы оба согласны.

    2.

    б) Я пытаюсь уладить дело с учётом всех интересов и другого человека, и моих собственных.

    3.

    б) Иногда я жертвую своими собственными интересами ради интересов другого человека.

    4. а) Я стараюсь найти компромиссное решение.

    б) Я стараюсь не задеть чувств другого человека.

    5. а) Улаживая спорную ситуацию, я всё время пытаюсь найти поддержку у другого.

    б) Я стараюсь делать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.

    6. а) Я пытаюсь избежать неприятности для себя.

    б) Я стараюсь добиться своего.

    7. а) Я стараюсь отложить решение спорного вопроса, чтобы со временем решить его окончательно.

    б) Я считаю возможным в чём-то уступить, чтобы добиться другого.

    8. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

    б) Я первым делом стараюсь определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

    9. а) Я думаю, что не всегда стоит волноваться из-за каких-то возникших разногласий.

    б) Я предпринимаю усилия, чтобы добиться своего.

    10. а) Я твердо стремлюсь добиться своего.

    б) Я пытаюсь найти компромиссное решение.

    11. а) Первым делом я стремлюсь ясно определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

    б) Я стараюсь успокоить другого и, главным образом, сохранить наши отношения.

    12. а) Зачастую я избегаю занимать позицию, которая может вызвать споры.

    б) Я даю возможность другому в чём-то остаться при своём мнении, если он также идёт навстречу.

    13.

    б) Я настаиваю, чтобы всё было сделано по-моему.

    14. а) Я сообщаю другому свою точку зрения и спрашиваю о его взглядах.

    б) Я пытаюсь показать другому логику и преимущество моих взглядов.

    15. а) Я стараюсь успокоить другого и сохранить наши отношения.

    б) Я стараюсь сделать всё необходимое, чтобы избежать напряжения.

    16. а) Я старюсь не задеть чувств другого.

    б) Я обычно пытаюсь убедить другого в преимуществах моей позиции.

    17. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

    б) Я стараюсь сделать всё, чтобы избежать бесполезной напряжённости.

    18. а) Если это сделает другого счастливым, я дам ему возможность настоять на своём.

    б) Я дам другому возможность остаться при своём мнении, если он идёт мне навстречу.

    19. а) Первым делом я пытаюсь определить то, в чём состоят все затронутые интересы и спорные вопросы.

    б) Я стараюсь отложить все спорные вопросы, чтобы со временем решить их окончательно.

    20. а) Я пытаюсь медленно преодолеть наши разногласия.

    б) Я стараюсь найти лучшее сочетание выгод и потерь для нас обоих.

    21. а) Ведя переговоры, стараюсь быть внимательным к другому.

    б) Я всегда склоняюсь к прямому обсуждению проблемы.

    22. а) Я пытаюсь найти позицию, которая находится посредине между моей и позицией другого человека.

    б) Я отстаиваю свою позицию.

    23. а) Как правило, я озабочен тем, чтобы удовлетворить желания каждого из нас.

    б) Иногда я предоставляю другим взять на себя ответственность за решение спорного вопроса.

    24. а) Если позиция другого кажется ему очень важной, я стараюсь идти ему навстречу.

    б) Я стараюсь убедить другого пойти на компромисс.

    25. а) Я пытаюсь убедить другого в своей правоте.

    б) Ведя переговоры, я стараюсь быть внимательным к аргументам другого.

    26. а) Я обычно предлагаю среднюю позицию.

    б) Я почти всегда стремлюсь удовлетворить интересы каждого из нас.

    27. а) Зачастую стремлюсь избежать споров.

    б) Если это сделает другого человека счастливым, я дам ему возможность настоять на своём.

    28. а) Обычно я настойчиво стремлюсь добиться своего.

    б) Улаживая ситуацию, я обычно стремлюсь найти поддержку у другого.

    29. а) Я предлагаю среднюю позицию.

    б) Думаю, что не всегда стоит волноваться из-за возникающих разногласий.

    30. а) Я стараюсь не задеть чувств другого.

    б) Я всегда занимаю такую позицию в споре, чтобы мы совместно могли добиться успеха.

    Обработка результатов

    Максимально возможное число баллов по каждому из пяти тактик – 12. Диапазон значений от 9 до 12 соответствует частому использованию тактики поведения в ситуации внешнего конфликта. Диапазон балльного выражения от 5 до 8 – зона умеренной выраженности тактики.

    Индивидуальный график стратегий поведения во внешнем конфликте

    Количество баллов

    Соперничество Сотрудничество Компромисс Избегание Приспособление тактики поведения

    1. Анастази А. Психологическое тестирование. М.: «Педагогика».1982.

    1. Андреева Т.В. Психология социального познания. - М.: «Аспект-Пресс», 1997.

    3. Бессознательное: многообразие видения. Новочеркасск. 1994. 240с.

    1. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. М.: Филин, 1996. С. 29 - 30.
    2. Бороздина Г.В. Типология делового общения. М.: Инфра-М, 2001.

    6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психологической диагностике.- Киев, 1989г.

    7. Веккер Л.М. Психические процессы: 3 т. – Т. 3. – Л., 1981. (Психика – речь – сознание: 285 – 325.)

    8. Выготский Л.С. Собрание сочинений: 6 т. – Т. I. – М., 1982. (Сознание как проблема психологии поведения: 78 – 98. Психика, сознание и бессознательное: 132 – 148.)

    9. Грановская Р.М. Элементы практической психологии-2-е издание –Л., 1988г.

    10. Дубровина И. В. Психология. – М., 2001. (Сознание и самосознание: 147 – 157.)

    11. Клайн П. Справочное руководство по конструированию тестов. Пер. с англ. Киев, 1994г.

    1. Кон И.С. Сексуальная культура в России. Клубничка на березке. - М.: ОГИ, 1997.
    2. Марьин М.И., Петров В.Е., Адаев А.И., Егоров К.А. Организация социально-психологической работы в органах внутренних дел: Методическое пособие / Под общ. ред. В.Л. Кубышко. М.: ЦОКР МВД России, 2006. С. 5 - 6. Толерантное сознание и формирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. ст. 2-е изд., стереотип. М.: МОДЭ, 2003. С. 150 - 152.

    14. Немов Р.С. Психология: 1 т. – М., 2001. (Сознание человека: 132 – 142.)

    1. Парыгин Б.Д. Социально-психологический климат коллектива. Л.: ЛОТОС, 1981.
    2. Почебут Л.Г., Чикер В.А. Организационная социальная психология: Учеб. пособие. СПб.: Изд-во «Речь», 2000.
    3. Пугачев В.П. Руководство персоналом организации. М.: Аспект-Пресс, 2002.

    18. Роджерс К.Р. К науке о личности//История зарубежной психологии. Тексты/Под ред. П.Я.Гальперина. –М.: Изд-во МГУ. 1986г. С.200-230.

    19. Романова Е.С., Гребенников Л.Р. Механизмы психологической защиты. Генезис. Функционирование. – Мытищи. 1996г.

    20. Рубинштейн С.Я. Экспериментальные методики патопсихологии и опыт применения их в клинике (практическое руководство). –М. 1970г.

    21. Соколова Е.Т. Проективные методы исследования личности. –М. Изд-во МГУ. 1980г. 176с.

    22. Соколова Е.Т. Самосознание личности. М.: Изд-во МГУ, 1989 г. 215с.

    1. Социально-психологический климат в служебных коллективах: Метод. пособие / Под общ. ред. М.И. Марьина, Е.А. Мешалкина. М.: ЦОКП МВД России, 2001.
    2. Социологическая энциклопедия: В 2 т. Т. 1. М.: Мысль, 2003.

    25. Столин В.В. Самосознание личности. –М. 1983г.

    26. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М., 1991. (Ошибочные действия: 7 – 48.).

    1. Чернобровкина А.А. Гендерные особенности поведения личности в управленческой деятельности: Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М., 2000.
    2. Бойдаченко П.Г. Ключи к разуму и сердцу // ЭКО, 1997. № 1.
    3. Воронина О. А. Женщина - друг человека? // Человек. - 1990. - № 5.
    4. Гаврилица О. А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. - 1998. - № 4.
    5. Гаврилицина О.А. Чувство вины у работающей женщины // Вопросы психологии. 1998. № 4.
    6. Гвоздева Е.С, Герчиков В.И. Штрихи к портрету женщины-менеджера // Социс. 2000. № 11.
    7. Грошев И.В. Как принимают решения женщины и мужчины - руководители // ЭКО. 1996. № 4. Калмыков А.А. Управление человеческими ресурсами // Прикладная психология. 1998. № 1.
    8. Денисов В.М. О ресурсах вообще и о ресурсах менеджера в частности // Менеджмент в России и за рубежом. 2003. № 4.
    9. Коноваленко. Мотивировать или заставлять // Управление персоналом. 2003. № 12.
    10. Корель Л.В. Бизнес-леди: Новые возможности или новые грани // ЭКО, 1998. № 7.
    11. Палагин Г.А. Психологические проблемы деятельности женщин - топ-менеджеров // Вести Кабардино-Балкарского университета. Серия: Экономические науки. 2001. № 6.
    12. Пахальян В.Э. Женский вопрос // Прикладная психология. 2000. № 7.
    13. Петрунин Ю.Ю. Этика бизнеса: Современные концепции // Общественные науки и современность. 1998. № 3.
    14. Радаев В. В. Человек в домашнем хозяйстве // Социологические исследования. - 1997. -№ 4.
    15. Радько С.Г. Принципы и методы управления персоналом. Московский государственный университет дизайна и технологии. Вестник, 2001. № 1.
    16. Ракитская Г. Необъявленная реформа социально-трудовых отношений в 1990-е годы // Вопросы экономики. 2003. № 9.
    17. Ржаницына Л. С, Сергеева Г. П. Женщина на российском рынке труда // Социологические исследования. - 1995. - № 7.
    18. Сидоренков А. 5 В. Психологические противоречия в малой группе // Вопросы психологии. 2003. № 1.
    19. Скрипников К., Кутайсова Т. Навыки руководителя: Результаты анализа управлением структуры. // Проблемы теории и практики управления. 1997. № 3.
    20. Теплова Т. Системы вознаграждения топ-менеджеров // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 1.
    21. Турецкая Г. В. Страх успеха: психологическое исследование феномена // Психологический журнал. - 1998. - Т. 19. - № 1. - С. 37-46.
    22. Тюрина И. О. Московский рынок труда: гендерные аспекты // Социологические исследования. - 1998. - № 8. - С. 98-103.
    23. Хвостов А.А. Гендерные особенности организационного поведения // Вопросы психологии. 2004. № 3. С. 34.
    24. Хвостов А.А. Гендерные особенности организационного поведения // Вопросы психологии. 2004. № 3.
    25. Чирков В.И. Межличностные отношения, внутренняя мотивация и саморегуляция // Вопросы психологии. 1997. № 3.
    26. Юферева Т. И. Образы мужчин и женщин в сознании подростка// Вопросы психологии. - 1985. - № 3. - С. 84-90.