Зачем бог допускает страдания. Как Бог допускает мучительную смерть детей? Откуда мы знаем, что мы живём в «последние дни»

— Если человек никогда не пробовал мороженого, ему будет трудно описать его вкус. То же самое относительно жизни в Боге. Можно сто раз о ней говорить, но все слова будут пусты.

Так, очень часто люди, плохо понимающие пути жизни в Боге, не знающие сладости жизни с Богом, пытаются объяснять другим людям волю Божию. Если умирает ребенок, они говорят несчастной маме: «Господь захотел себе ангелочка взять…». Если гибнут люди в теракте, объясняют родным: «Погибли лучшие…». То есть делают из Бога такого фашиста. Но что это за Бог, который забирает у меня самое любимое?

Это неправда, Господь не хочет, чтобы кто-то погиб. И Он доказал это, Он сам пошел на смерть. Бог оплакивает каждого убиенного ребенка, каждую жертву катастрофы. Он создал нас и взял ответственность за всё, происходящие с человеком, в том числе и за наше падение.

Обвиняя Бога в какой-либо катастрофе, теракте, надо помнить, что Бог Сам отдает Свою жизнь ради спасения человека.

Поэтому мы как христиане должны понимать, что при всей боли и нелепости смерти в мире, винить никого нельзя, а нужно каждому в самом себе пытаться сразиться со смертью.

Мир всегда будет нас как образ Божий испытывать на прочность – насколько этот образ красив или насколько он поругаем. Вспоминая слова Христа «мертвые погребают своих мертвецов», мы можем умереть так и не живя. Потому что жизнь человека реальна только тогда, когда его смерть не бессмысленна, когда он может ее чему-то посвятить.

Мы не должны рассуждать о вкусе мороженого, ни разу не попробовав его, но должны попробовать вкусить его. Быть с Богом – значит иметь опыт молитвы, опыт внутреннего разговора с Ним. И тогда только, уже исходя из этого настоящего опыта, человек сможет и других людей утешить.

И очень важно помнить, что перед лицом смерти и беды мы все стоим на суде Божием. Умер человек, которого я любил –застала ли его смерть в старости или случилась авария – я как христианин понимаю, что этот человек сейчас отвечает перед Богом за всю свою жизнь и за меня в том числе. А значит и я тоже на этом суде. Вот почему мы молимся за умерших.

Почему Бог допускает войны? Почему Бог допускает смерть детей? Почему Бог допускает терракты?

Самый жесткий вопрос, который люди предъявляют: Почему Бог допускает смерть детей? Почему в мире есть боль и страдания? Чтобы по-христиански говорить о таких проблемах, нам нужно хорошо знать основы нашей веры. И первый, самый важный вопрос в таком серьезном разговоре – вопрос о происхождении зла. Откуда в мире появилось зло, кто несет за него ответ?

Наличие зла в мире мы наблюдаем с первых дней человеческой жизни: маленькие дети сражаются за свои игрушки, не умея говорить, проявляют ревность, отстаивают свое первенство и так далее. Библейский ответ на вопрос о происхождении зла кроется в той катастрофе, в том падении, которое мы называем первородным грехом.

Дело не в том, что первые люди согрешили, съев запретный плод. Такое название «запретный плод» – неверно. Человеку было сказано, что есть с дерева нельзя, и объяснено почему: потому что еще не время, потому что человек еще не готов, не созрел для того чтобы вкусить этот плод. Не было прямого запрета, потому что Бог не балуется. Если бы Он сделал для человека что-то невозможное – это было бы просто человеку невозможно. Но это было воспитание свободы.

И это единственный истинный ответ, ведь Спаситель пришел в наш мир для того, чтобы, разделив с нами весь этот ужас и всю эту скорбь, преобразить его изнутри, а не для того, чтобы переключить кнопки и перенастроить программу…

прот. Максим Козлов

– Как говорить о случившемся? Можно только плакать и молиться. Все время обвинять и упрекать Бога – Где Ты был, где Ты был? – невозможно. Мы живем в таком мире, когда каждое наше слово, каждое наше дело отражается на этом мире.

Любая большая война начинается с ссоры в коммунальной квартире. Но мы об этом не думаем, не замечаем этого.

По большому счету все войны и все теракты по отношению друг другу мы устраиваем сами – пусть и маленькие, микроскопические, но жуткие. Когда мстим друг другу, воюем друг против друга, ненавидим, не прощаем друг друга. Эти теракты есть в нашей жизни, но мы их не замечаем, потому что они гомеопатического размера.

И такие теракты мы устраиваем ежедневно – оскорблением, проклятьем, пожеланием другому сдохнуть. Они происходят в нашем мире постоянно, случаются с нами ежедневно, а мы обращаем на них внимание и воспринимаем их как трагедию только тогда, когда они вырастают до катастрофических размеров.

Протоиерей Алексий Уминский

– Преступления и несчастья преследовали нас во все времена. К сожалению, уже стали привычным и обычным делом − теракты и другие намеренные убийства людей. Все это грешно и ужасно, но убийства ежедневно во множестве совершаются во всем мире. Если говорить о массовых убийствах, то можно вспомнить нацистскую Германию, начало прошлого века в нашей стране, да и в других местах по всей планете.

Но Бог есть Любовь, и это неизменно. Апостол Петр ясно ответил на вопрос “как Бог допускает зло?”. Господь не медлит, Он долготерпит, даёт нам время покаяться и исправиться, призывает нас к единению с Собой. Наступит момент, когда Бог вмешается и истребит всякое зло, это и будет концом света. Благодать Божия, Божественная Любовь исполнит Собою всё и вся. Люди, которые примут это с радостью, обретут вечное блаженство. Люди, для которых жизнь с Богом нежеланна, этим нежеланием и обрекут себя на вечную муку.

Страшный Суд ждёт каждого из нас, а не только террористов. Готовы ли мы? О себе скажу: не готов, и поэтому не тороплю второе пришествие Христово, а каждый о себе пусть сам решает. Бог даёт нам время на покаяние и подготовку к концу света, который для каждого лично наступит с окончанием его земной жизни, а потом – воскресение и Страшный Суд.

Возвращаясь к гибели людей в Брюсселе, скажу: несчастья случаются, но нам следует со смирением и терпением принимать волю Божью.

Не стоит создавать себе психозы в спокойной квартире, бесконечно читая новости.

Да, такие события напоминают нам о том, что мы смертны, можем умереть неожиданно по дороге с работы или на работу. Поэтому нам следует готовиться к встрече с Богом и во благо использовать отпущенное нам время.

И последнее. Молимся ли мы об убийцах, телесно губящих других людей, а духовно губящих себя?

Протоиерей Константин Островский

Не хочется говорить банальностей. Сказано много. Все очевидно и очень страшно. Страшно, потому что не оставляет ощущение того, что мы все-таки приближаемся к какой-то тяжелой развязке. Впрочем, ощущение это не ново и переживается нами уже не так остро, как теми, кто видел и слышал Спасителя еще во дни Его земного пребывания с нами. С момента же Его Вознесения те, кто последовал за Ним, чаяли его славного и великого возвращения, наверное, больше даже чем завтрашнего дня. Вот и самая таинственная и страшная книга Нового Завета завершается призывом к Тому, Кто придет в этот мир для Суда: «Ей, гряди, Господи Иисусе…» ( .).

Видимо, на этой земле уже совсем не осталось места, где бы ни было боли и страданий. Смерть в этом мире процесс, увы, неотменимый. Даже в кругу близких, со стаканом воды, с молитвой и благословением, но человек умрет. Умрет он и в нищете и в скорби, одинокий и озлобленный. И это еще страшнее. А еще это может произойти на борту воздушного лайнера, в жилом доме, в аэропорту и в метро. И самое страшное во всем этом, что человек, как бы он ни был собран, какой бы ни обладал верой и стойкостью, все равно не будет полностью к этому готов. Не будет, потому что смерть для смертного человека, как это не парадоксально, все равно противоестественна. Не создавался он для смерти и скорбей. Но то, что случилось, не имеет обратного хода, включить реверс на момент «до встречи со змеем» нельзя, да и не надо. Потому что цена за это беспечное согласие уже оплачена. Она безмерна высока. И это цена крови. Его Крови.

А значит, что во всем этом безумии и ужасе самое время вспомнить о том, что всякая слеза отрется и скорбь получит утешение. Но это не случится благодаря совместным заявлениям или всевозможным действиям и операциям. И уж тем более никакая на свете компенсация не сможет восполнить потерю близкого человека.

Я верю в то, что если человек, увидев, пусть даже на экране, в выпуске новостей, чью-то страшную чужую беду вздохнет хотя бы с капелькой сострадания к тому, кто терпит бедствие, или же погиб, лишен крова и отчаялся, то зло обязательно споткнется.

Хотя бы в его сердце. Этих мест, где ужас и смерть уже едва ли не влились в цвет глаз, уже слишком много в этом мире. И сострадать надо не думая о том, а сострадают ли нам? Какая польза в том, чтобы любить только тех, о ком мы точно знаем, что и они нас любят. Таких вот мнений в интернете за последние дни было немало: «ну и что взрывы, ну и что в Брюсселе, а кто из них переживал за наши лайнеры, за атаки на наши города и школы, а санкции кто вводил?……и т.д.». С такой логикой недалеко и до радости «что у соседа корова сдохла». С такой же логикой заливают гудроном детские горки и предлагают их еще и зарином пропитать.

Такие неслучайности и явно нечеловеческий расчет на них тоже надо учитывать. Учитывать, чтобы знать, кто и зачем по настоящему радуется боли и смерти, страданиям и хаосу. Учитывать, чтобы ужаснуться этому и не пройти мимо. Чтобы понять, что равнодушие, особенно осознанное, это самая питательная почва для страшной и смертельной пустоты в душе, занять которую стремиться тот, кому плоть и кровь не нужны.

Время Поста дано для того, чтобы учиться любить. Об этом в молитве Ефрема Сирина мы просим ежедневно вместе целомудрием и смирением. Там не указано, кого конкретно и за что. Если нет любви, то нет и молитвы, а если нет молитвы, то мы и не ищем возможности быть с Ним, дышать тем, чем исполнено Его Царство. Как будет сделано «одному из малых сих» так будет сделано и Ему. Тем более, что слова «Ей, гряду скоро» были произнесены уже очень давно. И дай-то Господь, чтобы это скоро не стало для кого-то болезненным и нежданным.

Священник Андрей Мизюк

Пожалуйста, прочитайте эту статью из журнала "Awake":

Точка зрения Библии
Смерть ребенка. Почему же Бог допускает это?
Хотя так учат некоторые религии, на самом деле, Бог не забирает детей, заставляя их умирать - осознание этого приносит облегчение многим родителям, потерявшим ребенка. И Бог действительно имеет силу предотвратить смерть. Однако Он все же допускает, чтобы люди умирали.
Поэтому у родителей, сокрушенных смертью ребенка, может возникнуть недоумение: «Почему же Бог допускает такое?» Любая смерть, вызвана ли она несчастным случаем, болезнью или насилием, почти всегда кажется жестокой несправедливостью. Особенно смерть ребенка. На одном кладбище на памятнике у детской могилки был написан отчаянный протест: «Такой маленький, такой милый, так скоро ушел».
Как же может Бог допускать такие муки? Если у тебя недавно умер ребенок, никакое объяснение, каким бы разумным оно ни было, не сможет сразу удалить твою боль. В библейские времена даже мужи, обладавшие сильной верой, тяжело переносили несправедливые трагедии жизни и спрашивали Бога о том, почему же Он допускает это. (Сравни Аввакум 1:1-3.) Но в Библии находятся ответы, которые со временем смогут утешить нас.
Прежде всего, пойми, что твой ребенок умер не по желанию Бога. Богу даже уничтожение нечестивого не приносить удовольствие, а смерть ребенка тем более. (Сравни 2 Петра 3:9.) Бог, несомненно, глубоко огорчается смертью ребенка. Ведь мы понимаем трагичность смерти и сочувствуем ее жертвам лишь только потому, что мы способны любить. И мы способны любить лишь потому, что мы сотворены по образу Божьему. Мы в какой то степени отражаем Божью совершенную способность любить (Бытие 1:26; 1 Иоанна 4:8). Библия уверяет нас, что Бог читает глубочайшие чувства в наших сердцах, знает число волос на нашей голове и даже знает, когда падает воробей с дерева. Поэтому Он называется «Отцом милосердия» (2 Коринфянам 1:3; Матфея 10:29-31).
Бог, очевидно, не желает, чтобы кто-либо из Его разумных созданий умирал. Он намерен удалить смерть, поглотить ее навеки (Исаия 25:8). Имея такие взгляды, почему же Он все еще позволяет продолжаться смерти, особенно детской?
Бог позволяет детям умирать по той же причине, что и взрослым. Не Бог, а Адам избрал смерть. Еще в Едеме, до своего восстания против Бога, Адам и Ева были предупреждены Богом, что согрешив, они непременно умрут. Если бы они остались преданными Богу, они и сегодня были бы живыми. Но они безрассудно отказались от драгоценнейшего наследства, которое они могли бы передать своим детям - от права на совершенную, вечную жизнь на земле. Согрешив, они не были больше совершенными. Все, что они могли передать своему потомству, были лишь грех да смерть (Бытие 3:1-7; Римлянам 5:12).
Ты, возможно, задумываешься над вопросом: «Если цена была такой высокой, то почему же Бог допустил, чтобы Адам и Ева согрешили? Или почему Он не подавил их возмущение, прежде чем они могли передать смерть и несчастье своим детям, да и нашим?»
Бог допустил непослушание наших первых родителей, потому что Он не намеревался создать мир автоматов, в котором Его создания служили бы Ему лишь потому, что они были запрограммированы поступать так. Бог, как любые родители, желал, чтобы люди повиновались Ему не по принуждению, а из чувства доверия и любви. Он дал Адаму и Еве вполне достаточное основание доверять Ему и любить Его, однако они все же не послушались и отвергли Его руководство (Бытие 1:28, 29; 2:15-17).
Почему же Бог не умертвил мятежников сразу и на месте? Бог уже сообщил о Своем намерении, что земля будет однажды полностью заселена потомством Адама и Евы. Он всегда исполняет Свои намерения (Исаия 55:10, 11). Но что еще важнее: в Едеме был выдвинут решающий вопрос. Имеет ли Бог право властвовать над человеком и является ли путь Бога наилучшим, или может человек править собой лучше?
Единственный справедливый способ для разрешения этого вопроса раз и навсегда - позволить человеку самому господствовать над собой. История ответила на этот вопрос весьма жестоко. Нас окружают печальные результаты правления человека - мир, в котором смерть безвинных детей является таким обычным событием, что чуть ли не меркнет в море иных бед. Шесть тысяч лет правления человека показали следующее: идея, что человек способен без Бога управлять собой, является не просто печальной иллюзией, а грубой ложью. Все время, пока человек будет управлять без Бога, он и будет жить и умирать в страданиях.
У Иеговы, любящего и справедливого Бога, имеется более мудрый выбор. Подобно родителям, которые, заботясь о будущем здоровье и счастье ребенка, разрешают подвергнуть любимого ребенка боли операции, Бог допустил ради вечного будущего, чтобы человек почувствовал боль, причиненную самоуправлением. И точно так, как операционная боль не продолжается вечно, так и правление человека и его несправедливости придут вскоре к своему концу. В книге пророка Даниила записано: "И во дни тех царей Бог небесный установит царство, которое никогда не будет разрушено. Это царство не будет передано другому народу. Оно сокрушит все эти царства и положит им конец, а само будет стоять вечно" (Дан 2:44) Когда Царство Бога будет господствовать над землей, миллионы детей воскреснут из мертвых и будут радушно приняты. Тогда многие „придут в великое изумление“, какое испытывали родители первого века н. э., детей которых Иисус возвращал из смерти к жизни воскресением (Марка 5:42; Луки 8:56; Иоанна 5:28, 29). И когда все человечество будет в конце концов возвращено к состоянию совершенства, потерянному Адамом и Евой, тогда, включая детей, никто не будет больше умирать (Откровение 21:3, 4).

Добрый день. Меня заинтересовал ваш ответ "Пожалуйста, прочитайте эту статью из журнала "Awake":Точка зрения Библии Смерть ребенка. ..." на вопрос http://www.. Можно с вами обсудить этот ответ?

Обсудить с экспертом

Содержимое

Более серьезной, чем вопросы о чудесах или отношениях между наукой и Библией, является мучительная проблема, почему ни в чем не повинные страдают, почему дети рождаются слепыми, почему многообещающая жизнь рушится в самом расцвете или почему существует социальная несправедливость. Почему все время вспыхивают войны, в которых погибают тысячи невинных людей, заживо сгорают дети, и многие на всю жизнь превращаются в калек?

В классической постановке эта проблема звучит так: либо Бог всемогущ, но не добр и не желает положить конец злу, либо Бог добр, но не всемогущ, если Он не может остановить зло.

Существует общая тенденция винить Бога за зло и страдания и возлагать на Него всю ответственность за них.

На этот сложный вопрос нет простого ответа. К этому вопросу нельзя отнестись легко или схоластически. Как говорится в известном выражении, «шрамов нет у тех, кто не имел ран». Но в данном вопросе следует помнить о некоторых факторах.

Мы никогда не должны забывать, что Бог, сотворяя человека, сотворил его совершенным. Человек не был создан как исчадие зла. Однако он, как человеческое существо, был наделен способностью подчиняться или не подчиняться Богу. Если бы человек подчинился Богу, проблемы зла и страданий никогда бы не возникло. Он жил бы вечно в общении с Богом, наслаждаясь этим общением и всем Божьим творением. Именно такую судьбу предназначал человеку Бог, когда создавал его. Однако первый человек возмутился против Бога, и каждый из нас принял это возмущение за должное. «Посему, как одним человеком грех вошел в мир, и грехом смерть, так и смерть перешла во всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим. 5:12).

Мы никогда не должны забывать, что за грех ответственен человек, а не Бог.

Но многие спрашивают: «Почему Бог не создал такого человека, который был бы неспособен грешить?». Безусловно, Он мог создать такого человека. Но не забывайте: если бы Он это сделал, мы бы перестали быть человеческими существами, а стали бы машинами. Понравилось бы вам быть мужем говорящей куклы? Каждое утро и каждый вечер вы бы дергали шнурок и получали в ответ прекрасные слова: «Я люблю тебя». Вы никогда бы не обменивались с ней резкими словами, между вами никогда не возникало бы конфликтов, никогда бы не было сказано или сделано такого, что могло бы вас опечалить! Но кто бы этого захотел? В таком браке не было бы также и любви. Любовь – дело добровольное. Бог мог бы сделать нас послушными, как роботов, но тогда мы перестали бы быть людьми. Бог, очевидно, считал, что риск создать нас такими, какие мы есть, стоил того. В любом случае, Он это сделал, и мы вынуждены принимать действительность такой, какая она есть.

Мы также должны признать, что Бог мог бы искоренить зло, если бы захотел. Иеремия напоминает нам: «По милости Господа мы не исчезли, ибо милосердие Его не истощилось» (Пл. Иер. 3:22). Приближается момент, когда Он искоренит зло в этом мире. Тем временем Божья любовь и благодать торжествуют, и Он предлагает милосердие и прощение всякому, кто пожелает его принять.

Если бы Бог решил искоренить зло сегодня, Он бы довел это дело до совершенства. Ему бы пришлось покончить с нашими обманами, нашими личными пороками, нашим недостатком любви, нашим неумением делать добро. Предположим, Бог издал бы декрет, что сегодня в полночь все зло будет удалено из вселенной… Кто бы из нас уцелел здесь после полуночи?

Но Бог сделал нечто с проблемой зла. Он сделал нечто наиболее драматическое, наиболее дорогостоящее и наиболее действенное – послал Своего Сына умереть за грехи людей. Человек может избежать неотвратимого Божьего суда над грехом и злом. Для человека стало возможным порвать с закрепощающей властью греха, вступив в личные отношения с Господом Иисусом Христом. Решение проблемы зла на личном уровне заключается в жертвенной смерти Иисуса Христа.

Догадки о происхождении зла можно строить бесконечно. Ни у кого нет исчерпывающего ответа. Этот вопрос относится к категории «сокрытого», которое «принадлежит Господу» (Втор. 29:29).

Мы имеем дело с непреложным фактом существования реального зла, с которым нам приходится сражаться.

Частично наша проблема возникает от ограниченности нашего понимания значения слова добро и его применения к Богу. Хью Эван Хопкинс отмечает: «В своем знаменитом очерке «О природе» Джон Стюарт Милль ясно ставит перед читателями проблему, над которой бились мыслители всех веков: если бы законом всего творения была справедливость, а Творец его был всемогущим, тогда, в зависимости от количества страдания и счастья, распределенных в мире, доля каждого человека была бы прямо пропорциональна его добрым или злым делам. Ни один человек не был бы хуже другого, каждый бы получал то, что заслужил; несчастным случаям и привилегиям не было бы места в таком мире, и жизнь каждого человека разыгрывалась бы, как совершенная нравоучительная пьеса. Даже по самой искаженной и ограниченной теории добра, когда-либо сформированной религиозными или философскими фанатиками, в природе невозможны действия, отражающие одновременно доброе и всесильное.

Проблема возникает главным образом из-за веры в то, что «добрый и справедливый» Бог должен вознаграждать каждого человека по заслугам, и что всесильный Бог может без труда это сделать. То, что награды и наказания в форме счастья и неприятностей распределены в жизни произвольно и беспорядочно, вызывает у многих людей сомнения либо в доброте Бога, либо в Его всемогуществе.

Но был бы Бог добрым, если бы Он поступал с каждым человеком точно по его делам? Подумайте, что бы это значило для вашей жизни! Главная идея Благой Евангельской Вести, раскрывающейся сначала в Ветхом, а затем в Новом Завете, состоит не только в Божьей справедливости, но также в Его любви, милосердии и доброте. Как мы все должны быть благодарны за то, что Он «не по беззакониям нашим сотворил нам, и не по грехам нашим воздал нам. Ибо, как высоко небо над землею, так велика милость Господа к боящимся Его» (Пс. 102:10-11).

Идея доброты Бога, которая побуждала бы Его обращаться с человеком в соответствии с тем, что он заслуживает, основана также на ложной предпосылке, что счастье – величайшее благо в жизни. Счастье обычно ассоциируется с приятными условиями жизни, с благополучием. Однако истинное, глубокое счастье – это нечто более серьезное, чем преходящие радости моментального наслаждения. И истинное счастье не может быть нарушено страданиями. В Своей безграничной мудрости Бог знает, что иногда определенные результаты в нашем характере могут быть достигнуты только через страдания. Оградить нас от этих страданий означало бы лишить нас более высокого добра. Петр намекает на это, когда говорит: «Бог же всякой благодати, призвавший нас в вечную славу Свою во Христе Иисусе, Сам, по кратковременном страдании вашем, да совершит вас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми» (1 Пет. 5:10).»

Чтобы увидеть логические следствия этого «соответственного вознаграждения», составляющего сущность идеи Милля о справедливости в обращении Бога с человеком, достаточно взглянуть на индуизм. Закон кармы гласит, что все события сегодняшней жизни являются результатом действий жизни предыдущей. Слепота, нищета, голод, физическое уродство, все это – наказание за зло, совершенное человеком в предыдущей жизни. Из этого следует, что всякая попытка облегчить такую боль и страдания будет вмешательством в Божью справедливость. Эта идея является одной из причин, почему индусы на протяжении такого долгого периода так мало сделали для облегчения положения своих несчастных. Некоторые просвещенные индусы говорят сегодня о социальном прогрессе и переменах и пытаются что-то сделать, но им все еще не удалось примирить эту новую идею с четкой древней доктриной кармы, которая является основой индийской жизни и мысли.

Концепция кармы, однако, предлагает четкое, простое и ясное объяснение страданию: всякое страдание – это результат совершенного в прошлом зла.

Но разве в каком-то смысле и христианство также не утверждает, что страдание – это наказание от Бога?

Безусловно, по мнению многих это так. «Что я сделал, чтобы заслужить такое?» – вот первый вопрос, который часто срывается с уст пострадавшего. И его друзья, вслух или про себя, говорят то же самое. Мы находим классический разбор этой проблемы страдания и зла в книге Иова, в которой показано, как это жестокое предположение было принято друзьями Иова. Это только усугубило его и без того уже невыносимую боль.

На основании учения Ветхого и Нового Заветов мы можем заключить, что страдание может быть Божьим наказанием, но что во многих случаях страдание совершенно не связано со злом, совершенным человеком. Нет никаких оснований автоматически делать заключение, что наказание свидетельствует о вине.

Нет сомнения, что Бог – не сентиментальный, поглаживающий свою бороду дедушка, сидящий на облаке, который считает, что «мальчишки останутся мальчишками». «Что посеет человек, то и пожнет» (Гал. 6:7) – это серьезное предостережение каждому. Бог поразил Мариам проказой за то, что она бросила вызов авторитету Моисея, своего брата, которого Бог поставил вождем народа Израиля. Бог отнял жизнь у ребенка Давида, рожденного от его прелюбодеяния с Вирсавией. И можно привести ряд других примеров. В Новом Завете мы находим потрясающий пример Анании и Сапфиры, пораженных смертью за ложь, обман и лицемерие. Во всех этих случаях связь между страданием и грехом очевидна, но далеко не всегда эта связь выступает настолько явно. По этому вопросу недвусмысленно высказался Сам Иисус. Ученики, очевидно, разделяли идею о заслуженном возмездии в теории страдания. Однажды, увидев человека, слепого от рождения, они пожелали узнать, чья вина была в том, что этот человек родился слепым – его самого или его родителей? Иисус прямо ответил, что в этом не были виноваты ни его родители, ни он сам, «но для того, чтобы на нем явились дела Божии» (Иоан. 9:1-3).

Когда речь зашла о галилеянах, безжалостно убитых Пилатом, Иисус ясно показал, что они вовсе не грешнее других галилеян, а затем подчеркнул, что восемнадцать убитых упавшей на них Силоамской башней, не были виновнее остальных жителей Иерусалима. И на основании этих двух примеров Он предостерегает: «Если не покаетесь, все так же погибнете» (Лук. 13:1-3).

Было бы большой самонадеянностью автоматически делать вывод относительно нас самих или кого-то другого, что всякая трагедия или страдание объясняется Божьим судом. Далее, как отмечает Хопкинс, из библейских примеров ясно, что если невзгоды человека являются справедливой карой за его проступки, страдающий никогда не остается в неведении относительно того, что его несчастье – это наказание.

Одна из глубочайших истин всего Писания заключается в том, что Божьему суду всегда предшествует предостережение. На протяжении всего Ветхого Завета мы видим повторяющиеся увещевания Бога и Его предостережения о Суде. Только после того, как эти предостережения упорно игнорируются и отвергаются, приходит суд. Прекрасным примером этому служат слова Самого Бога: «…не хочу смерти грешника… Обратитесь, обратитесь от злых путей ваших: для чего умирать вам, дом Израилев?» (Иез. 33:11).

Та же тема продолжается в Новом Завете. Невозможно представить более берущую за сердце картину Божьей любви, чем любовь Иисуса, рыдающего над Иерусалимом: «Иерусалим, Иерусалим… сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, но вы не захотели!» (Матф. 23:37). А вспомните слова Петра о том, что «Господь … долготерпит нас, не желая, чтобы кто погиб, но чтобы все пришли к покаянию» (2 Пет. 3:9).

Как может добрый Бог посылать людей в ад? – вопрос, задаваемый многими. Бог никого не посылает в ад. Каждый человек посылает туда себя сам. Бог сделал все необходимое для того, чтобы мы могли обрести прощение, искупление и очищение, чтобы сделать нас пригодными для жизни в раю. Все, что нам остается сделать – это принять Его дар. Если мы от него отказывается, у Бога не остается выбора, кроме как дать нам то, что мы избрали. Рай, для тех, кто не хочет туда попасть, окажется адом.

Хотя страдания бывают иногда наказанием от Бога, следует рассмотреть несколько других возможностей. Как мы видели ранее, человек повинен в том, что грех и смерть вошли во вселенную. Мы не должны забывать, что злые дела во многих случаях - источник страданий и несчастий. Небрежность при строительстве здания иногда приводила к тому, что оно рушилось под сильным ветром. В результате кто-то бывал ранен, а кто-то убит. Сколько жизней было загублено пьяными водителями! Обман, ложь, воровство и эгоизм – все, чем характеризуется наше общество сегодня, приносят всем горький урожай страданий. Но мы едва ли можем винить за это Бога! Подумайте обо всех несчастьях, ставших результатом неправедных действий человека – и вы поразитесь, какую огромную долю страданий можно отнести на их счет.

Но человек на этой планете не один. Бог говорит нам о присутствии врага. Он является в различных формах, в соответствии с обстоятельствами. Он может явиться как ангел света или как рыкающий лев – в зависимости от обстановки и преследуемых им целей. Его имя – сатана. Это он, с позволения Бога, причинял страдания Иову. Иисус, в притче о добром зерне и плевелах, объясняя, почему был загублен урожай земледельца, сказал: «Враг человек сделал это» (Матф. 13:28). Для сатаны это огромное удовольствие – разрушать Божье творение и причинять несчастья и страдания. Бог дал ему ограниченную власть, и он не может коснуться тех, кто находится в близких отношениях с Богом. «Противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4:7) – заверяет нас Слово Божье. Тем не менее, мы можем отнести на счет сатаны многие болезни и страдания в мире сегодня.

Чтобы ответить на вопрос, почему Бог дает сатане власть приносить страдания, нам было бы полезно почерпнуть немного мудрости из диалога Робинзона Крузо с Пятницей. «Хорошо, ты говоришь, Бог такой сильный, такой могучий; разве у Него нет столько мощи и сил, как у дьявола?» – спросил Пятница. «Да, да, Пятница, – ответил я, – Бог сильнее и могущественнее дьявола». «Но, – возразил он, – раз Бог больше и сильней дьявола, почему Он не убил дьявола, чтобы не было зла?» Поразмыслив, Робинзон Крузо ответил: «А ты лучше спроси, почему Бог не убьет тебя и меня, ведь мы тоже грешим и оскорбляем Его, но Он хранит нас, чтобы мы раскаялись и были прощены.»

При размышлениях о боли и страданиях, будь они физические или душевные, следует не выпускать из виду еще одно очень важное соображение. Бог не далекий, холодный, недоступный властелин, безразличный к Своему народу и его страданиям. Он не только знает о наших страданиях – Он их чувствует. Мы никогда не испытывали боли и страданий, которые не прошли бы сначала через сердце и руки Бога. Как бы мучительно мы ни страдали, нам всегда полезно помнить, что Сам Бог – великий страдалец. Утешением звучат слова пророка Исаии, предсказывающего страдания Христа: «Он был презрен и умален пред людьми, муж скорбей и изведавший болезни…» (Ис. 53:3). Автор Послания к Евреям напоминает нам: «Ибо, как Сам Он претерпел, быв искушен, то может и искушаемым помочь» (Евр. 2:18). И там же далее: «Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:15).

Проблема зла и страдания является одной из серьезнейших проблем современности. Особенно острой она стала в наше время с появлением ядерного оружия. Это все непростые вопросы, и контроль за ситуацией нам не принадлежит. Однако есть несколько указаний к разгадке этой проблемы.

Во-первых, как представил это Дж. Б. Филлипс: «Зло порождено рискованным даром свободной воли».

Бог мог сделать нас машинами, но тогда бы мы были лишены драгоценной свободы выбора и перестали бы быть человеческими существами. Человек, во время своего, так называемого «падения», воспользовался свободой выбора в пользу зла, что и является основной причиной существования зла и страдания в мире. Так что за это несет ответственность не Бог, а человек. Бог мог бы остановить все это, но тогда все мы были бы уничтожены. Следует отметить, что «сущность настоящего христианства заключается не во вмешательстве Бога в процесс выбора, но в создании в самом человеке желания избирать добро вместо зла». Пока вселенная имеет смысл, действия каждого отдельного человека отражаются на других. Никто не изолирован от мира, как остров от материка. Иначе наша жизнь была бы подобна игре в шахматы, где правила меняются после каждого хода. Такая жизнь была бы бессмысленной.

Во-вторых, большинство страданий в мире происходит оттого, что люди избирают зло вместо добра. Это очевидно, когда грабитель убивает кого-либо. Иногда это менее очевидно, как, например, когда принимаются нечестные решения в правительстве или бизнесе, которые могут привести к потерям, или когда результаты стихийных бедствий усугубляются человеческой виной, потому что люди отказались прислушаться к предостережениям о надвигающемся тайфуне, об извержении вулкана, о потопе и т. п..

В-третьих, – и это еще далеко не все – страдания допускаются Богом как суд и наказание. Эту возможность никогда не следует упускать из виду. Бог обычно допускает такого рода страдания с целью восстановления и формирования характера человека, и те, кто страдает в результате совершенного ими зла, обычно знают об этом.

В-четвертых, у Бога есть непримиримый враг в лице сатаны, которому дозволено совершать зло до последнего Божьего суда. Тот факт, что в мире есть сила зла, которая сильнее, чем сам человек, ясно виден из Божьего откровения и из нашего жизненного опыта.

В-пятых, Бог Сам – великий страдалец, и Он сделал все, что нужно было сделать с проблемой зла, – принес величайшую для Него жертву, отдав на смерть Своего единородного Сына, Иисуса Христа. Последствия, которые зло могло бы оказать на вечность, были ликвидированы, грех прощен, мы получаем новую жизнь и силу избирать то, что праведно, когда мы принимаем Господа Иисуса Христа.

Возможно, для веры труднее всего признать, что Бог добр. Многие факты, взятые в отдельности, указывают на обратное. Хельмут Тилеке из Гамбурга говорит, что, если смотреть на кусочек ткани через увеличительное стекло, рисунок в центре будет выглядеть четким, а по краям – расплывчатым. Но мы знаем, что рисунок по краям на самом деле такой же четкий, как и в центре. Жизнь, говорит он, подобна этому кусочку ткани. Многие ее края выглядят расплывчатыми, многие обстоятельства и события мы не в состоянии понять. Но о них надо судить на основании четкости и ясности, которую мы видим в ее центре – кресте Иисуса. У нас нет необходимости строить догадки о доброте Бога по обрывочным знаниям. Бог дал ясное откровение о Своем характере и драматически продемонстрировал его на Кресте. «Тот, Кто Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?» (Рим. 8:32).

Бог не просит нас понимать это. Все, что от нас требуется – это верить Ему, точно так же, как мы просим нашего ребенка просто верить, что мы его любим, когда ведем его к врачу, хотя он, возможно, не может ни понять, ни оценить этого.

Мир наступает, когда мы начинаем понимать, что нам дано видеть только несколько нитей в великом полотне жизни и Божьей воли и что у нас нет перед собой целиком всей картины.

И тогда с облегчением и радостью мы сможем подтвердить, что «любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу» (Рим. 8:28).

Временами от нашей реакции на страдание зависит, принесет ли оно благословение или причинит нам вред. От одного и того же солнца масло тает, а глина затвердевает.

Когда, с Божьей помощью, мы сумеем увидеть всю жизнь через призму веры в Божью любовь, мы подтвердим вместе с пророком Аввакумом: «Хотя бы не расцвела смоковница, и не было бы плода на виноградных лозах, и маслина изменила, и нива не дала пищи, хотя бы не стало овец в загоне и рогатого скота в стойлах, - но и тогда я буду радоваться о Господе и веселиться о Боге спасения моего» (Авв. 3:17-18).

Этим вопросом задавался каждый, ведь в нашем мире происходит столько зла, несправедливости и безнаказанности. Как же Господь может такое допускать, если Он есть и любит нас? Свой ответ на этот вопрос дает автор недавно вышедшей священник Владимир Архипов.

Людям дан страшный и могущественный дар свободы, которого никто их не может лишить. Он может привести к спасению, а может и к гибели. Этот дар дается человеку вместе с жизнью, и отнять его равносильно лишению жизни. Бог не может лишить человека свободы, потому что это единственный путь к любви и Богу. За этот дар человеку Своими страданиями и смертью заплатил Сын Человеческий, искупая его из рабства греху.

Принимая смерть и побеждая ее Воскресением, Христос Спаситель открывает путь к новому бытию, свидетельствует о любви Божией к человеку, о ценности его свободы.

Человек хотел бы большего уже сейчас - окончательного уничтожения смерти, а значит, греха, болезни, страдания, зла. Но грех и все его последствия - выбор человека.

Бог пребывает с нами в страдании, используя любые обстоятельства нашей жизни достучаться до нас.

Кроме Господа Иисуса Христа, прошедшего в земной Своей жизни через одиночество, предательство, страдания, пустыню богооставленности и смерть, никто не может со всей полнотой понять боль и страдание другого. Никому не дано проникнуть в глубину страданий, а тем более предсмертных, даже самого близкого человека.

Мы можем бесконечно сострадать, быть готовыми взять чужую боль на себя, но человек остается один в своем страдании. Только Бог может оказаться рядом с нами в эти дни и часы и Своим утешающим и животворящим присутствием привнести свет во тьму наступающей смерти.

Ибо, как истинный Человек, Он испытал на Себе боль и одиночество в страдании, ужас богооставленности.

Он прошел через опыт встречи со злом, обретя укрепление в послушании воле Отца. Любящий и сострадающий Бог, Он один знает, как превратить зло страдания во благо для души. И это благо дается тем душам, которые открыты к Нему.

Как говорит протоиерей Александр Шмеман:

Не остался Бог безучастным к нашему страданию, но вошел в него и принял его. И потому так часто именно страждущие находят Бога, встречают Его и верят в Него.

Точная мысль, отражающая суть и внутреннюю логику встречи человека с Богом через испытания плоти и духа. Пока жизнь человека относительно благополучна физически и душевно, неверующий горячо упрекает Бога за зло, болезни, жестокость человеческого рода, а верующий учит других, как им надо радоваться и благодарить за страдания. И только когда жестокая болезнь или душевная боль приблизятся к человеку, он начинает молить Бога о помощи, и в нем начинает пробуждаться совесть и открывается новое видение пролетевшей жизни и своих поступков.

Если человек не лишал себя радости думать и искать ответы на вопросы, то страдание ведет его через покаяние к абсолютно новому мироощущению. Тогда он сам приходит к выводу, что только благодаря страданию ему открывается неведомый доселе духовный мир, по-новому звучит Евангелие, которое ранее воспринималось только как литературный памятник. Если раньше для человека абстрактное страдание было доказательством отсутствия Бога, то теперь реальное собственное страдание явилось доказательством присутствия в нем Бога.

Если мы будем настойчиво Его искать, воскресшего и живого, в своей жизни и не превращать нашу веру в нравственную или религиозную схему для самоуспокоения или наставления других, то сможем обрести Его в испытаниях. В трудные минуты евангельские слова оживают и звучат в душе как собственное открытие. И тьма начинает рассеиваться, когда к нам прикасается Тот, Кто сказал.

Человек, признающий существование Бога, знает, что Он – основа и первоисточник Мироздания, идеально разумный, идеально справедливый и источник бесконечной любви. Любовь и страдания невинных людей представляются несовместимыми с такой характеристикой.

Страдания, смерть и грех

Бог установил законы природы, по которым существует материальный мир – физические, химические, биологические. Хорошо известно, что происходит, когда люди отказываются считаться с этими законами – например, если человек курит, он в конечном итоге заболевает раком легких.

Почему Бог допускает страдание невинных? Есть ли в этом смысл? Как можно совместить веру во всесильного, любящего Бога и такую вопиющую несправедливость?

Страдания переполняют землю

Когда встречаешься с людьми, которые пережили страшную трагедию, говорить о страданиях трудно. Если бы я сейчас смотрел в глаза матери, у которой погиб ребенок, мужу, у которого погибла жена, сыну, у которого погибла мать, я не знаю, что бы я сказал… Хотя я сам пережил подобное и понимаю, как это тяжело. У меня умерла жена, умерло трое моих внуков в младенчестве. Мир становится черно-белым вместо цветного. Еда теряет свой вкус, когда ты рядом с близким человеком переживаешь опыт умирания. Хотелось бы, чтобы страданий не было, чтобы все жили счастливо, весело, радостно, чтобы никто не болел раком, рассеянным склерозом, чтобы люди никогда не попадали в автокатастрофы.

Почему Бог допускает страдания?

Почему Бог допускает страдания, такой вопрос сегодня волнует многих людей. Если мы не будем знать правду, то всегда будем обвинять Бога во всех бедах, которые причиняют нам боль. Статья поможет в этом разобраться и даст исчерпывающий ответ. Книга - Думай и Богатей!

На самом ли деле Бог заботится о нас?

Возможно, когда-нибудь в своей жизни ты спрашивал: «Если существует Бог, который на самом деле о нас заботится, то почему он допускает так много
страданий?» Мы все испытывали страдания или знаем кого-то, кто их испытывал.

Да, в течение всей истории люди страдали от боли и душевных мук, причиняемых войнами, жестокостью, преступлениями, несправедливостью, нищетой, болезнями и смертью близких. Только в нашем XX веке в войнах было убито более 100 миллионов человек. Сотни других миллионов получили ранения или остались без крова и имущества.

Почему Бог допускает страдание невинных? Есть ли в этом смысл? Как можно совместить веру во всесильного, любящего Бога и такую вопиющую несправедливость? Размышляет епископ Смоленский и Вяземский ПАНТЕЛЕИМОН.

Заслуженное страдание легче принять

Наверное, легче умирать за высокую идею, может быть, радостно умирать во имя любви, можно спокойно пойти на смерть, если ты совершил тяжелое преступление и понимаешь, что достоин наказания. Бывает, преступники сами хотят, чтобы их наказали. В житиях святых есть рассказ про одного разбойника, который убил многих людей, в том числе и детей. В те времена преступники иногда скрывались от правосудия в монастырях. Монахи жили отдельно, носили особую одежду, за которой можно было спрятаться. Этот разбойник тоже ушел в монастырь и был принят монахами. Сначала он обманывал их, но потом покаялся и получил прощение от Бога – всякий грешник получает прощение от Бога.

Очень больно, когда уходят близкие. Вдвойне больнее, если эти близкие маленькие дети. И в минуты наибольшего отчаянья верующие люди задают вопрос о существовании Бога, о том, как он мог допустить такое. Жизнь знает множество примеров, когда люди, после семейных драм отворачивались от веры, что не спасла дорогих им людей. Но постулаты религии говорят об ином: только действительно верующий человек способен дать ответ на главный вопрос: почему со мной?

Соразмерность греха и смерти
Не раз в Священном Писании можно встретить объяснение о том, что за каждый грех следует наказание и самое страшное из них – смерть. Разобраться в причинно-следственной связи этих связующих бывает крайне сложно. Люди привыкли мыслить банально: вот есть грех, скажем, лишение жизни другого человека, и кроме уголовной ответственности убийцу должна постигнуть небесная кара в виде его смерти или смерти близких ему людей. Но это очень упрощенное мышление.

Более серьезной, чем вопросы о чудесах или отношениях между наукой и Библией, является мучительная проблема, почему ни в чем не повинные страдают, почему дети рождаются слепыми, почему многообещающая жизнь рушится в самом расцвете или почему существует социальная несправедливость. Почему все время вспыхивают войны, в которых погибают тысячи невинных людей, заживо сгорают дети, и многие на всю жизнь превращаются в калек?

В классической постановке эта проблема звучит так: либо Бог всемогущ, но не добр и не желает положить конец злу, либо Бог добр, но не всемогущ, если Он не может остановить зло.

Существует общая тенденция винить Бога за зло и страдания и возлагать на Него всю ответственность за них.

На этот сложный вопрос нет простого ответа. К этому вопросу нельзя отнестись легко или схоластически. Как говорится в известном выражении, «шрамов нет у тех, кто не имел ран». Но в данном вопросе следует помнить о некоторых факторах.

Библия говорит, что Бог не желает, чтобы кто-либо страдал.

Он сотворил мир без страдания (в начале) и приготовил также место в будущем (небо), где не будет страдания (Отк. 21,22).

Пс. 9:9,10: «и Он будет судить вселенную по правде, совершит суд над народами по правоте. И будет Господь прибежищем угнетенному, прибежищем во время скорби».

Иоан. 10:10: «Я пришёл для того, чтоб имели жизнь с … Избытком».

Рим. 2:4: «… Благость Божия ведет тебя к покаянию».

Иоан. 3:17: «Ибо не послал Бог сына своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него».

Откр. 21:4: «и отрет Бог всякую слезу с очей их». (это касается тех, кто будет на небе.)

См. Также Ис. 11:6-9; 1 Кор. 15:50-57; Откр. 21:1-5; Иез. 18:23,32; 33:11.

Хотя Бог сотворил вселенную без страдания (Быт. 1), он также дал человеку свободу выбора, и человек, если пожелает, может отвергнуть Бога (быт. 3:1-3).

Видя и зная все ужасы, которые происходили на протяжении всей истории человечества и происходят сегодня. Видя, как страдает и мучается большинство жителей нашей планеты, кто-то может быть скажет: «Куда смотрит Бог? Если он любящий и справедливый, как об этом говорит Библия, то почему он допускает страдание людей»? Как-бы противоречиво, на первый взгляд, это не звучало, но, Бог допускает все эти ужасы потому, что является любящим и справедливым. Не спешите отвергать эту мысль. Чтобы это лучше понять, предлагаю поразмышлять над некоторыми наглядными примерами. Начну с некоторых примеров из своей личной жизни. На память приходят три случая из моего раннего детства.

— Моим воспитанием занималась мама, т.к. отец, искал «истину в вине», и ему было не до меня. Так вот, однажды, когда мама держала меня на руках, мне очень захотелось потрогать яркосветящуюся лампочку. Мама говорила, что я обожгусь, но я, не понимая сути сказанного, всё равно вырывался и тянул руки к лампочке.

Страдания и безвременная смерть ни в чем не повинных людей, даже младенцев – один из самых болезненных вопросов. Многие люди, не находя ответа на него, отворачивались от веры. Между тем именно верующий человек способен и понять, и принять ответ на этот вопрос.

Человек, признающий существование Бога, знает, что Он – основа и первоисточник Мироздания, идеально разумный, идеально справедливый и источник бесконечной любви. Любовь и страдания невинных людей представляются несовместимыми с такой характеристикой.

Страдания, смерть и грех

«Наказание за грех – смерть», – говорится в Священном Писании. Этого не отрицает ни один христианин, но нередко люди понимают такую формулировку упрощенно. Наказание представляется как юридическое понятие: поступок – суд – приговор. Это даже подталкивает людей к осуждению Бога за «жестокость приговоров». В действительности же наказание за грех является не «уголовным», а «естественным».

Ждет ли нас в будущем еще что-то, подобное Всемирному потопу? Почему добрый Бог допускает массовую гибель и страдание людей? Правильно ли бояться катастроф христианину и как можно победить этот страх?

За что Бог посылает людям бедствия, подобные потопу, землетрясению и т. п.?

Сама подобная постановка вопроса - «за что?» - с христианской точки зрения неверна. Когда речь заходит о страдании целого народа во время стихийного бедствия, объяснять эту катастрофу действием рассердившегося Бога можно только с позиции языческих религий, но никак не из тех представлений о Боге, которые открыты в Евангелии. Правда, и в Ветхом Завете тоже можно найти упоминания о гневающемся на людей Боге, о Боге - мстителе за зло, о Боге - погубителе грешников. Но ветхозаветное Откровение было дано одному, вполне конкретному народу, исходя из его уровня интеллектуального, нравственного и общекультурного развития.

Почему Бог допускает страдания? Потому, что он жесток и несправедлив?

Уважаемые читатели, видя и зная все ужасы, которые происходили на протяжении всей истории человечества и происходят сегодня, видя, как страдает и мучается большинство жителей нашей планеты, кто-то может быть скажет: «Куда смотрит Бог? Если он любящий и справедливый, как об этом говорит Библия, то почему он допускает несправедливость и страдание людей»? Как-бы противоречиво (на первый взгляд) это не звучало, но, Бог допускает все эти ужасы потому, что он действительно является любящим и справедливым. Пожалуйста, не спешите отвергать эту мысль. Чтобы это лучше понять, предлагаю поразмышлять над некоторыми наглядными примерами. Начну с примеров из своей личной жизни. На память приходят три случая из моего раннего детства.

Почему Бог допускает такие страдания?Ты все щадишь, потому что все Твое, душелюбивый Господи.
Заблуждающихся Ты мало-помалу обличаешь и, напоминая им, в чем они согрешают, вразумляешь, чтобы они, отступив от зла, уверовали в Тебя, Господи. Обладая силою, Ты судишь снисходительно и управляешь нами с великою милостью, ибо могущество Твое всегда в Твоей воле.

Мои мысли — не ваши мысли, ни ваши пути — пути Мои, говорит Господь. Но как небо выше земли, так пути Мои выше путей ваших, и мысли Мои выше мыслей ваших.

Если бы мы судили сами себя, то не были бы судимы. Будучи же судимы, наказываемся от Господа, чтобы не быть осужденными с миром.

Бог бы и не хотел давать нам скорбей, но беда наша в том, что без скорбей мы не умеем спасаться!

Священник Дионисий.

Ответы Архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского на вопросы телезрителей православной телекомпании «Союз».

– «В программе «Новости» показали детский дом. В нем очень жестоко обращались с детьми: старшие дети били младших (дети – школьники 7-8 лет). Как же Господь Бог допускает, чтобы маленькие дети так страдали? Они и так наказаны».

– Мы свои грехи перекладываем на Бога. Господь тут не при чем, что детей бьют или оскорбляют. Господь дал каждому человеку свободную волю. Человек должен как разумное существо поступать по правде Божией, по правилам жизни на земле, которые установил человеку Господь. Но поскольку люди отступили от Бога, от правды Божией, от нравственной жизни, то они нарушают закон, и за это получают от Бога наказание.
Винить в этом Бога не надо. Винить надо самих себя.

Нам необходимо больше усилий и стараний приложить, чтобы воспитывать людей в нравственности, духовности, в страхе Божием, чтобы они не были злыми.