Откровения божьи. Откровение божественное. §1. Виды откровений

В тот час возрадовался духом Иисус и сказал: славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение.

Нас всегда живо интересуют переживания любимого человека. В них отражается его внутренний мир, они открывают нам, чем он дорожит, что радует его и что печалит. И если мы действительно любим кого-либо, то постепенно его ценности станут дорогими и для нас, а все, что огорчает его, мы постараемся не делать.

Видя Иисуса Христа плачущим у гроба Лазаря или у стен погрязшего в грехах Иерусалима, мы в благоговении склоняем голову, восхищаемся Его Божественной любовью и хотим научиться любить ближнего так, как Он, и, как Он, переживать за погибающих.

На страницах Нового Завета мы встречаем своего любимого Учителя не только плачущим, но и радующимся. «В тот час возрадовался духом Иисус...» Нам приятно видеть радость на Его лице и так хочется понять, чему же Он радуется?

Причина радости открывается в следующих словах: «Славлю Тебя, Отче, Господи неба и земли, что Ты утаил сие от мудрых и разумных и открыл младенцам; ей, Отче! ибо таково было Твое благоволение». Бог дает откровение людям - вот что радовало Иисуса!

В чем же ценность Божьего откровения? Иисус говорил ученикам: «...Кто есть Сын, не знает никто, кроме Отца, и кто есть Отец, не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» (Лук.10:22). Откровение, вызвавшее радость у Господа, ценно тем, что через него человек познает Бога. Никакое другое познание не сравнится с этим!

Конечно, знать действия Божьи, видеть Его могущество в природе, читать Слово Его - все это хорошо и очень важно. Но знать Его Самого?! Возможно ли это? Действительно, можем ли мы найти Бога исследованием? Можем ли совершенно постигнуть Вседержителя? Не случайно эти вопросы волновали человека от древних времен (Иов.11:7) Громадная разница между тленным человеком и вечным, всемогущим Богом виделась людям как непреодолимая, бездонная пропасть. И человек, пытающийся постичь Творца бренным умом, вынужден был признать свое ничтожество и смолкнуть. О, для многих Бог и сегодня остается таким: великим, но недоступным и потому страшным! Человек восклицает: «Я не могу постичь Его!»

Однако Бог хочет, чтобы мы знали Его, хочет общения с нами. На протяжении истории человечества Он открывался многим людям. Самым великим откровением, решившим проблему нашей отделенности от Бога, было то, что Он послал в мир Сына Своего, Который явил Отца (Иоан.1:18).

Пришествие в мир единородного Сына Божьего - это величайшее откровение Бога, данное человекам. Причем Иисус Христос не только однажды явил Бога миру Он сказал: «Я открыл им имя Твое и открою..» (Иоан.17:26) В этих словах слышится обещание делать это и в будущем Можно сказать, что Своим приходом в мир Господь открыл новую эпоху - эпоху откровения.

Теперь Бог стал настолько близким людям, что каждый может прийти к Нему. Больше того, Бог Сам идет навстречу человеку и, достигая его сердца, добиваясь в нем отклика, увлекает его за Собой. Действительно благодарным и счастливым человек может быть только тогда, когда откровение Божье введет его в общение с Самим Господом. Итак, цель откровения - ввести человека, погибающего в разлуке со своим Творцом, в животворящее общение с Богом.

Откровение ценно еще и тем, что Бог приглашает к сотрудничеству того, кто вступил в общение с Ним. Другими словами, откровение вводит нас в служение. И только то служение истинно, которое вытекает из общения с Богом.

Любовь к Богу производит в человеке любовь к людям. В Священном Писании можно проследить такой порядок в служении пророков: они сначала слышали Бога, верой принимали Его слово, а потом им открывалась нужда погибающего народа и они начинали передавать откровение, полученное от Бога для спасения этого народа. Служение пророка могло быть успешным только в том случае, когда он находился в тесном общении с Богом, потому что в служении необходимо постоянное руководство Божье, а оно невозможно без откровения. Насколько это важно, можно увидеть на следующем примере.

Иисус Христос поручил Своим ученикам исцелять больных, проповедовать, изгонять бесов. И вот они через некоторое время приходят очень радостные и с восторгом говорят: «Господи! И бесы повинуются нам о имени Твоем!» Как это прекрасно! Как это хорошо, как сильно! А Христос их поправляет: это неверная основа для радости, не этому радуйтесь. Истинная радость в том, что имена ваши записаны на небесах, то есть вы на счету у Бога, вы можете общаться с Ним, вы для Него свои. Вот этому нужно радоваться, а не успеху в служении.

В разговоре Христа с учениками открывается еще одна ценность откровения - оно ставит учеников на подобающее им место. Завтра они пойдут на другое дело и могут уклониться в другую сторону, но Господь снова поправит их, если они будут в общении с Ним. В следующий раз Он откроет им, кто должен почитаться большим и стоять впереди, кого нужно слушать, потому что ученики снова отойдут от истины, мечтая о старшинстве. Иисус остановит их и откроет принцип старшинства в Царстве Божьем. «Цари господствуют над народами, и владеющие ими благодетелями называются; а вы не так: но кто из вас больше, будь как меньший, и начальствующий, как служащий» (Лук.22:25-26).

Наблюдая за жизнью учеников, можно сказать, что только постоянное присутствие Учителя сохраняло их на истинном пути. Точно так и сегодня мы не сможем избежать заблуждений, если с нами не будет Господа, если не пребудем в Нем.

Итак, откровение ценно тем, что вводит нас в общение с вечным Богом, дает возможность трудиться для Него, открывает Его волю и направляет на путь освящения. Когда мы начинаем сознавать ценность откровения, нам становится понятной радость Господа о том, что Бог усмотрел для человека этот чудный путь познания истины.

Как Бог дает откровение? Каким образом Он открывается людям? Как нам познать Его? - Чтобы открыть человеку какую-либо истину, Бог пользуется бесконечно разнообразными формами. И здесь очень важно обращать внимание не на саму форму, а на содержание откровения.

Душевный человек не понимает откровений Божьих (1Кор.2:14) и останавливается только на формах. Например, читая о явлении Бога Моисею в горящем кусте, он может сделать заключение, что все, в чем открывается Господь, должно гореть и не сгорать. А познакомившись с событиями на Кармиле, скажет: «То, в чем является Бог, обязательно сгорает». Наблюдая за действиями Бога в дни Соломона, когда царь молился об освящении храма, душевный человек может сделать вывод: «Когда является Господь, обязательно спускается облако,- вот как можно узнать о Его присутствии. Если облака нет, значит, Бог еще не явился!»

Все это лишь различные формы, в которых открывался Господь, но Он не был связан ими. Бог не ограничен какой-либо формой или набором форм. Он может постоянно избирать все новые и новые пути и средства для того, чтобы дать людям необходимое откровение.

Возьмем, например, Иоанна Крестителя. Сам Христос сказал, что не было пророка больше, чем Иоанн Креститель. Через него Бог дал Израилю очень важное откровение: «Приблизилось Царство Небесное! Покайтесь, приготовьте путь Господу!» Этот пророк открылся народу в таком виде: одежда его была из верблюжьего волоса, подвязанная кожаным поясом, ел он акриды и дикий мед. Не имея откровения от Бога, человек скажет: «Чтобы быть настоящим пророком, надо носить такую же одежду, питаться такой же пищей и жить в пустыне».

Форма - это внешний вид, то, что наружно, что видимо. Человек, привыкший смотреть на видимое, склонен принимать за главное внешнюю сторону откровения. Форма для него доступнее, чем содержание, она впечатляет. Но повторять эти формы - значит исполнять всего-навсего обряд, не имеющий в себе ни жизни, ни духа.

В книгах Царств говорится, что народу израильскому Бог давал откровения через пророков. Слушая их, Израиль ходил путями Господними, и Бог окружал его благополучием. Но вот наступило время, когда пророки замолчали. Боясь остаться без откровений, без какой-либо связи с Богом, евреи, построив множество синагог, стали собираться и тщательно изучать и исследовать откровения, которые Бог давал раньше. Глядя в прошлое, они видели в основном формы откровений и, упустив важнейшее, превратили эти формы в традиции. Такое служение - мертвое, оно привело к лицемерию.

Несомненно, нам нужно смотреть назад и сегодня очень полезно знать, как Дух Святой говорил через Самуила, через Малахию и других пророков Ветхого Завета. Но если мы сами не слышим Бога, обращающегося лично к нам, мы заблудимся и не сможем ходить путями Господними.

В книге Откровение в обращении к церквам повторяется одно и то же выражение: «Имеющий ухо слышать, да слышит, что Дух говорит церквам». Это очень важно. Мы должны знать, что Бог говорит народу Своему сегодня.

Откровение Божье всегда соответствует насущной нужде и по-новому освещает истину. Это не вещие сны, в которых многие ищут предсказание будущего. Откровение - это внутреннее понимание Бога, соединение с Ним в духе. Оно обязательно созвучно со Словом Божьим и вытекает из него.

Необходимость откровений для каждого наступающего дня весьма велика. Они так же значительны, как и зрение. Если, например, человек по каким-то причинам ослеп, то хорошее зрение, которое было у него вчера, никак не поможет ему перейти дорогу сегодня. Ему нужно именно сейчас видеть: не идет ли машина, не грозит ли какая опасность.

Верное понимание настоящего времени можно получить только от Господа через Духа Божьего. Это не значит, что Бог должен открываться нам точно так, как древним пророкам, или должен явиться непосредственно Сам и говорить с нами. Иисус Христос сказал: «Истинно, истинно говорю вам: принимающий того, кого Я пошлю, Меня принимает; а принимающий Меня принимает Пославшего Меня» (Иоан.13:20).

Сегодня Бог дает откровения через Своих слуг, слышащих слово из Его уст, а также через творение, через жизненные обстоятельства и многое другое. Особенно полно и ярко Он открывается на страницах Священного Писания, но понять Слово Божье сам по себе никто не может, если Дух Божий не откроет написанное, потому что оно писалось по вдохновению от Бога.

То же самое нужно сказать и о проповеди. Если проповедник получил откровение от Господа, его слово будет живым, проникающим в сердце, и слушатели смогут услышать голос Бога, обращенный к ним через раба Его, то есть они тоже получат откровение, так необходимое в жизни.

Кому же Бог дает откровения? Всякий ли может удостоиться этой чести? Ответ на этот чрезвычайно важный вопрос однозначен - Бог дает откровение младенцам. Здесь имеется в виду не физический возраст. Младенцы - это люди, которые не уповают на свою разумность и мудрость, а, как маленькие дети, доверяются Богу.

Трагедия в Едемском саду заключалась в том, что человек отказался доверять словам Бога и захотел самостоятельно испытать, какое преимущество дает запретный плод. О, это гибельное желание - самому во всем разобраться, стать как боги! Творец прямо предупредил Адама: «В день, в который вкусишь от него, смертию умрешь». Детское доверие Божьим словам избавило бы человека от падения, но, увы! Адам и Ева проявили самостоятельность, избрали мирскую мудрость, начало которой в познании добра и зла.

Самостоятельные решения ведут к смерти. Путь самостоятельности отдаляет от Бога и лишает возможности получать откровения от Него. От идущих этим путем, мудрых и разумных, Бог скрыл благодать Свою.

Вспомним Каина, первого человека, совершившего братоубийство. Несмотря на отступление и удаление от Бога, он чувствует себя уверенно: строит город, называет его именем сына. Потомки Каина - люди предприимчивые, сильные, способные. Они были музыкантами, скотоводами и кузнецами. Они не чувствовали нужды в Боге и жили без Его откровений. Но вот «у Сифа также родился сын, и он нарек ему имя: Енос; тогда начали призывать имя Господа» (Быт.4:26). Енос в переводе означает: слабый, хилый, немощный, смертный, то есть совершенная противоположность потомкам Каина. Те - сильные, уверенные в себе, способные, а тут - слабость, смертность, нет надежды на себя. Эти люди и стали призывать имя Господне, то есть, признавая свою беспомощность, они доверились Богу.

Мы можем всецело довериться Богу лишь в том случае, когда убедимся в своей несостоятельности, разуверимся в себе. Тогда мы по-детски обратимся к Богу и будем уповать на Него, то есть станем способными получать откровения.

Откровение воли Божьей несет нашему духу несказанную радость, блаженство, укрепляет в вере. И напротив, сплошные мучения сердцу, когда не понимаешь Господа, когда неясны Его желания и пути, когда слово Его ничего не говорит внутреннему человеку.

Дорогой друг! Стоишь ли ты на блаженном пути откровений Божьих? Открывает ли тебе Господь Себя, Свою волю? Для этого тебе нужно стать младенцем, то есть занять правильное положение перед Богом. Тебе нужно не вчерашнее познание, а сегодняшнее живое соединение с Богом. Доверься любящим рукам Господа, положись на Него, и Он будет давать тебе Свои откровения, будет руководить тобой.

В ответ на человеческое желание познать своего Создателя.

Человек есть часть мира. Мир создан без участия человека. Человек ограничен временем своего рождения и смерти и пространством своего пребывания. Как часть не может познать целого, так и человек не может познать всего. Он не может сам, собственными силами ума постичь ни первопричины всего существующего, ни смысла своей и мировой жизни, ни цели вселенной. Эти вопросы, которые встают и требуют разрешения в сознании каждого человека, неразрешимы человеческим умом. Единственный возможный способ разрешения этих и многих других насущнейших духовных запросов заключается в откровении. Если Бог захочет открыть людям эти непознаваемые истины, тогда и только тогда человек сможет познать их.

Откровение совершалось постепенно. Господь открыл Себя и Свою волю не сразу. Сначала Он дал, через чудесные явления природы и ее законов, так называемое естественное откровение. Затем дал сверхъестественные откровения через духоносных пророков и через чудесные явления в человеческой истории. И наконец, дал полное благовестное откровение в Сыне, Богочеловеке Иисусе Христе .

Христос есть полнота богооткровенной истины. Его устами говорил Сам Бог, каждое слово Его было абсолютная чистая истина. Ибо Сам Он, Спаситель мира, есть Сын Божий, истинный Бог.

Виды Откровения

Необходимо отличать сверхъестественное Откровение от т. н. естественного богопознания , часто также называемого откровением.

Под сверхъестественным Откровением подразумевается такое действие Божие, которое дает человеку знания, необходимые для спасения . В связи с этим Откровение разделяется на общее и индивидуальное.

Общее Откровение дается через особо избранных людей - пророков и апостолов - для возвещения истин веры и жизни широкому кругу лиц (отдельному народу, всему человечеству). Таковым, во-первых, по значимости является Священное Писание и Священное Предание Нового Завета, во-вторых, "закон и пророки" (Мф. 7:12), - Ветхозаветная Библия .

Индивидуальное откровение дается человеку с целью его назидания (и, иногда, ближайших к нему лиц). Многие из таких откровений, особенно даруемых святым, "нельзя пересказать" (2 Кор. 12, 4) другому человеку. Поэтому в святоотеческих писаниях и в житийной литературе, хотя и рассказывается о различных переживаниях, видениях и состояниях святых, однако передается исключительно их внешняя сторона. В индивидуальных откровениях не сообщается каких-либо принципиально новых истин, а дается лишь более глубокое познание того, что уже есть в Откровении общем.

Естественным откровением , или естественным богопознанием , обычно называются те представления о Боге, человеке и бытии в целом, которые возникают у человека естественным путем на основании познания им самого себя и окружающего мира. Апостол Павел писал об этом: "Ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира чрез рассматривание творений видимы" (Рим. 1, 20). Этот процесс естественного богоискания и богопознания всегда имел место в истории, он присущ человеку. И поныне многие приходят к вере в Бога и во Христа, фактически, ничего не зная о религии, о христианстве, не прочитав даже Евангелия.

Церковь - хранительница Откровения

Раскрываясь человеку, Бог сообщает ему знание о Себе сверхъестественным образом. "Сверхъестественное знание есть то, которое привходит в ум путем, превышающим его естественные способы и силы, – учит св. Феодор Студит . – Бывает же оно от единого Бога, когда найдет Он ум очищенным от всякого вещественного пристрастия и объятым Божественной любовью". Сверхъестественное знание о Боге сообщается человеческой душе Божественной благодатью , исходящей от Отца чрез Сына в Святом Духе. Именно посредством Божественной благодати Святого Духа человек усваивает истины Божественного Откровения. Апостол Павел утверждает, что: "…никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым" (1 Кор. 12, 3). Это значит, что исповедать Христа Господом может только тот, на чье ум и сердце воздействовала Божественная благодать.

Божественная благодать пребывает в Церкви , подается в

Бог, хотя и непостижимый, не оставил Свое творение без знания о Себе и Своих делах. Святым Духом Он открыл Свою волю праведным людям с чистыми сердцами. Они называются пророками и апостолами. По словам святителя Иоанна Златоуста, нужно было бы, чтобы всякий человек стал слышать Слово Божие, но, так как мы погрязли в грехах и плотоугодии, Бог, по милости Своей, оставил нам Откровение, переданное через людей.

Различают естественное и сверхъестественное Откровение. Преподобный Антоний Великий так отвечал философам, удивлявшимся его мудрости: – Я читаю две книги – Природы и Писания, – и через них узнаю́ Бога Творца.

Первая из этих книг ясно учит созерцать могущество, мудрость, искусность Господа и Его заботу о мире, а Писание, сверхъестественное Откровение, раскрывает и Его свойства, и Его замыслы о мире и человеке. Даже не знающие Писания язычники не остаются без знания о Боге, которое вложено в их сердца, передано им по Преданию от предков и черпается от созерцания природы. Потому они и будут безответны в день Суда, «ибо невидимое Его, вечная сила Его и Божество, от создания мира через рассматривание творений видимы, так что они безответны» (Рим. 1, 20).

Но без сверхъестественного Откровения Бог остался бы для нас некоей далекой Силой, могучей, но непонятной. И лишь прямое вмешательство Бога открывает нам Его Самого. Как же происходило это Откровение? Святитель Василий Великий так описывает состояние пророчества: «Каким образом пророчествовали чистые и просветленные души? Сделавшись как бы зеркалом Божия действования, они показывали в себе ясное, неслитное, не потемненное плотскими страстями изображение. Ибо Дух Святой пребывает во всех, но собственную Свою силу обнаруживает в тех, которые чисты от страстей, а не в тех, у кого владычественное души (то есть ум – прим. авт.) омрачено греховными нечистотами… когда душа, посвятив себя всякому подвигу добродетели, сильной любовью к Богу постоянно сохраняет в себе напечатленное в ней памятование о Боге и таким образом соделывает Бога как бы живущим в себе, тогда, от сильного стремления и неизреченной любви к Богу став богодухновенной, соделывается она достойной пророческого дара, потому что Бог дает Божественную силу и отверзает душевные очи для уразумения видений, какие Ему угодно сообщить…»

«Некоторые говорят, что они пророчествовали в исступлении, так что человеческий ум затмеваем был Духом. Но противно обетованию наития Божия богодухновенного делать изумленным (вышедшим из ума – прим. авт.), так чтобы он, когда исполняется Божественных наставлений, выходил из свойственного ему разума и, когда приносит пользу другим, сам не получал никакой пользы от собственных своих слов. И вообще, сообразно ли сколько-нибудь с разумом, чтобы Дух премудрости делал человека подобным лишенному ума и Дух ве́дения уничтожал в нем разумность? Но свет не производит слепоты, а, напротив того, возбуждает данную от природы силу зрения. И Дух не производит в душах омрачения, а, напротив того, возбуждает ум, очищенный от греховных скверн, к созерцанию мысленного». Так получается нами непогрешимое и безошибочное знание о Боге, мире и человеке. Но, будучи по сути единым, распространяется оно силой Святого Духа двумя способами – Писанием и Преданием.

Священное Предание

Древнейшей формой передачи Божественного Откровения является Священное Предание, а устный способ был единственным до времен пророка Моисея (XVI век до Р.Х.). Преданием называется передача верующими людьми под руководством Господним полученных от Бога учений, законов и правил жизни. От пророков и апостолов истинная жизнь передавалась следующим поколениям верующих, а источником ее является вечный Дух, благодаря Которому Откровение не искажалось, проходя сквозь века, и не возникал принцип «испорченного телефона». Так, верным хранилищем Предания является, по мысли апостола Павла, «Церковь Бога живаго, столп и утверждение истины» (1Тим. 3, 15).

Если бы не было Предания, тогда сама Библия стала бы совершенно недоступной как способ передачи Откровения Бога. Разве мертвая буква может точно описать живое слово Творца, если и в обычной речи огромную роль играют интонации, мимика? Так и в Церкви Писание истолковывается через святых людей Тем же Духом, Который и дал Его. Да и само Писание показывает, что без толкования правильное его понимание затруднено или даже невозможно. Евнух на вопрос Филиппа: «Разумеешь ли, что читаешь?» – отвечал: «Как могу разуметь, если кто не наставит меня?» (Деян. 8, 30–31).

Преподобный Викентий Лиринский так определяет принципы отличия истинного Предания от простых обычаев, существующих между христианами, но не являющихся Откровением Бога: «…когда мы последуем всеобщности, древности, согласию; а всеобщности последуем мы тогда, когда признаем истинною ту только веру, которую исповедует вся по земному шару Церковь; а древности – тогда, когда никак не отступим от тех мыслей, которые, несомненно, одобрены святыми предками и отцами нашими; а согласию – тогда, когда в самой древности последуем определениям и мыслям всех или, по крайней мере, большинства священников и вместе учителей».

Священное Писание

Самой важной частью Предания является Священное Писание, благодаря которому сохраняется большая точность передачи Откровения. Писанием называются книги, написанные Святым Духом через пророков и апостолов, а собрание этих книг называется Библией (в переводе с греческого – «книги»).

Библия состоит из двух частей – Ветхого и Нового Завета. Слово «Завет» означает – союз между Богом и людьми.

Ветхий Завет

Написан до Пришествия Христова, и главной его вестью было обещание Пришествия Спасителя и подготовка к нему людей.

Книги Священного Писания Ветхого Завета:

Законоположительные книги – пять книг, написанных святым боговидцем и пророком Моисеем:

1. Бытие (сокращение при цитировании – Быт.).
2. Исход (Исх.).
3. Левит (Лев.).
4. Числа (Чис.).
5. Второзаконие (Втор.).

Исторические книги:

6. Иисуса Навина (Нав.).
7. Судей Израилевых (Суд.).
8. Руфи (последние две книги традиционно приписываются святому пророку Самуилу) (Руфь).
9. Первая книга Царств (1 Цар.)
10. Вторая книга Царств (2 Цар.)
11. Третья книга Царств (3 Цар.)
12. Четвертая книга Царств (4 Цар.).
13. Первая книга Паралипоменон (1 Пар.)
14. Вторая книга Паралипоменон (2 Пар.) (Хроники. Основаны на летописях пророков, а последняя их редакция принадлежит святому Ездре).
15. Первая книга Ездры (1 Езд.).
16. Неемии (в канонических правилах часто называется Второй книгой Ездры) (Неем.).
17. Есфири (Есф.).

Учительные книги:

18. Иова (древнейшая книга Библии, написанная еще святым Иовом, но отредактированная святым Соломоном) (Иов).
19. Псалтирь святого царя Давида (Пс.).
20. Притчи Соломона (Притчи).
21. Екклесиаст Соломона (Еккл.).
22. Песнь песней Соломона (Песн.).

Пророческие книги:

23. Исаии (Ис.).
24. Иеремии (Иер.).
25. Плач Иеремии (Плач).
26. Иезекииля (Иез.).
27. Даниила (Дан.).
28. Осии (Ос.).
29. Иоиля (Иоиль).
30. Амоса (Амос).
31. Авдия (Авд.).
32. Ионы (Иона).
33. Михея (Мих.).
34. Наума (Наум).
35. Аввакума (Авв.).
36. Софонии (Соф.).
37. Аггея (Агг.).
38. Захарии (Зах.).
39. Малахии (Мал.).

Кроме этих книг, называемых каноническими (образцовыми), в Писание входят неканонические книги:

1. Пророка Варуха (Вар.).
2. Послание Иеремии (Посл. Иер.).
3. Премудрости Соломона (Прем.).
4. Премудрости Иисуса, сына Сирахова (Сирах.).
5. Иудифи (Иудифь).
6. Товита (Тов.).
7. Вторая книга Ездры (2 Езд.).
8. Третья книга Ездры (3 Езд.).
9. Первая книга Маккавейская (1 Мак.).
10. Вторая книга Маккавейская (2 Мак.).
11. Третья книга Маккавейская (3 Мак.).

Новый Завет

Говорит о том, что обещанный Спаситель пришел и искупил нас от греха, проклятия и смерти. В состав Нового Завета входят только канонические книги.

Законоположительные:

1. Евангелие от Матфея (Мф.).
2. Евангелие от Марка (Мк.).
3. Евангелие от Луки (Лк.).
4. Евангелие от Иоанна (Ин.).

Исторические:

5. Деяния апостолов (Деян.).

Учительные книги – это Послания апостолов.

Соборные, обращенные ко всем Церквам:

6. Иакова (Иак.).
7. Первое послание Петра (1 Петр.).
8. Второе послание Петра (2 Петр.).
9. Первое послание Иоанна (1 Ин.).
10. Второе послание Иоанна (2 Ин.).
11. Третье послание Иоанна (3 Ин.).
12. Иуды (Иуд.)

Послания апостола Павла:

13. К Римлянам (Рим.).
14. Первое к Коринфянам (1 Кор.).
15. Второе к Коринфянам (2 Кор.).
16. К Галатам (Гал.).
17. К Ефесянам (Еф.).
18. К Филиппийцам (Фил.).
19. К Колоссянам (Кол.).
20. Первое к Фессалоникийцам (1 Фес.).
21. Второе к Фессалоникийцам (2 Фес.).
22. Первое к Тимофею (1 Тим.).
23. Второе к Тимофею (2 Тим.).
24. К Титу (Тит.).
25. К Филимону (Филим.).
26. К Евреям (Евр.).

И наконец, пророческая книга

27. Апокалипсис (Откровение) Иоанна Богослова (Откр.).
В этих книгах содержится то, что необходимо для спасения. Читая их с молитвой и понимая в согласии с Церковью, мы можем узнать волю Бога.
_____________________________________

В данном разделе представлен текст из книги «Закон Божий: введение в Православное христианство» иерея Даниила Сысоева.

Сущность и содержание Откровения

Было благоугодно Богу в Его благости и премудрости явить Самого Себя и поведать тайну Своей воли, а именно, что люди через Христа, воплотившееся Слово, имеют в Духе Святом доступ к Отцу и становятся причастниками Божественного естества (ср. Еф 2,18; 2 Петр 1,4).

Откровение имеет не только дидактическую цель (сообщить человеку истину о Боге, о мире, истину о самом человеке), но и спасительную цель (призвать человека к участию в жизни Божией).

Бог говорит человеку не только словами, но и делами. Это история спасения. Завершение этой истории осуществляется во Христе, в тайне Его Воплощения, Смерти и Воскресения.

Разумом человек может определенно познать Бога по Его делам. Но существует другой порядок знания, которого человек совершенно не способен достичь своими собственными силами. Это – Божественное Откровение.

Своими естественными силами человек не может познать тайну Пресвятой Троицы (тайну единого Бога в трех Лицах), благодать богосыновства (крещеный усыновлен Богом во Христе) и сверхприродные средства (таинства), ведущие к спасению.

Бог открывает Себя через внешние знамения, но Он в то же время дарует человеку Свою милость или благодать, т.е. внутренний импульс, благодаря которому он может свободно принять откровенные истины. Человек принимает Слово Божие потому, что привлекает его Отец (ср. Ин 6,44) и пробуждает его сердце Святой Дух (ср. Деян 16,14).

Этапы Откровения

Бог изначала явил Себя Самого нашим прародителям. После грехопадения Он обещал им искупление и ободрил их надеждой спасения.

Затем Бог заключил заветы (союзы) с Ноем, Авраамом и Моисеем. После потопа Он уверил Ноя в продолжении человеческого рода и в Своем попечении о всем творении.

Бог обещает Аврааму сделать его отцом потомства, в котором будут благословенны все народы. Он возобновляет завет Свой и обетование после того, как Авраам согласился принести в жертву своего сына Исаака.

Бог подготовил Израиль к тому, чтобы он был Его народом, спасая его от египетского плена. Он заключил с Израилем завет на горе Синай и дал ему через Моисея Свой закон, чтобы Израиль признал Его и служил Ему как единому Живому и Истинному Богу.

Освобождение Израиля от египетского плена, завет на горе Синай и вступление в обетованную землю – это прообразы освобождения от греха, нового и вечного завета во Христе, и будущего вступления в Небесную Родину. Заповеди Моисеева закона подготовили человечество к принятию закона евангельского.

Через пророков Бог образует Свой народ в чаянии спасения, в ожидании нового и вечного Завета, предназначенного всем народам и написанного в сердцах их. Пророки возвещают коренное искупление народа Божия, очищение его от всех его измен, спасение, которое будет простираться на все народы.

Иисус Христос – полнота и завершение Откровения

Бог, многократно и многообразно говоривший издревле в пророках, в последние дни сии говорил нам в Сыне (Евр 1,1-2). Сын есть окончательное Слово Отца, так что после Него не будет другого Откровения.

Одновременно со смертью последнего апостола, свидетеля Христа, содержание Откровения закреплено. Церковь не может отнять ничего или прибавить нового к Откровению.

Принять Откровение Божие значит принять истинное учение, а еще более – принять личность Иисуса Христа, который есть Сама Истина, сделавшаяся видимой для нас. Встреча со Словом Божиим есть встреча с личностью Иисуса Христа.

Вера есть не только ответ человека открывающему Себя Богу, но и ответ человека личности Иисуса Христа, призывающего веровать в Него через свидетельство Его жизни, дел и слов, в особенности Его пасхальной тайны. Веровать в Бога значит веровать во Иисуса Христа – следовать за Ним и основать свою жизнь на Нем.

Христос отличается от других основателей религий тем, что Ему не только поручено направить людей на путь истины и жизни, а Он Сам есть путь, истина и жизнь (ср. Ин 14,6).

Передача Божественного Откровения

Передача Откровения совершалась двумя путями:

Устно , апостолами, которые своей проповедью передали либо то, что они узнали из уст Христа, живя с Ним и видя Его действия, либо то, что было внушено им Духом Святым;

Письменно , теми же апостолами и людьми из их окружения, которые, тоже по вдохновению Духа Святого, запечатлели в письменной форме Весть Спасения.

Священное Писание и Предание тесно и взаимно между собой связаны, ибо они проистекают из одного Божественного источника и устремляются к одной цели. Священное Писание и Предание составляют вместе единое целое, единое наследие («depositum fidei»).

Священное Писание есть Слово Божие, запечатленное в письменной форме по вдохновению Святого Духа.

Все Писание богодухновенно (2 Тим 3,16). Бог есть главный автор Священного Писания. Агиографы – тоже авторы, свободно отдавшие свои способности и таланты служению Божественному вдохновению, чтобы написать все, что Бог хотел, и только то, что Он хотел. Агиографы – не «секретари Бога», пишущие «под Его диктовку», а подлинные авторы, пишущие под вдохновением Святого Духа. Они живые инструменты в руках Божиих.

Священное Писание состоит из Ветхого и Нового Заветов. Ветхий Завет, т.е. совокупность книг, написанных до пришествия Христа, насчитывает 21 историческую книгу, 7 дидактических и 18 пророческих книг. Исторические книги описывают историю Израиля. Дидактические книги – это книги религиозного и нравственного поучения. Пророческие книги предвозвещают пришествие Христа. Новый Завет насчитывает 5 исторических книг (4 Евангелия и Книга Деяний Апостолов), 21 учебную книгу (Послания) и одну пророческую (Откровение св. Иоанна).

Священное Предание передает Слово Божие, вверенное Христом Апостолам. Оно передает его неповрежденно их преемникам, чтобы они, озаренные Духом Истины, Своею проповедью верно его хранили, излагали и распространяли.

Предание содержится главным образом:

– В Апостольском Символе веры.

– В учении, жизни и богослужении Церкви. Поскольку богослужение выражает жизнь и веру Церкви, оно важный источник Предания: «lex orandi, lex credendi» (как молишься, так и веришь).

– В писаниях Отцов и Учителей Церкви. Святые Отцы – авторитетные свидетели Предания Церкви, когда в своих писаниях они единодушно провозглашают религиозные истины. Отцами Церкви называются писатели христианской древности (до VIIвека), которые отличались чистотой своей веры и святости. Учителями Церкви называются писатели любой эпохи, которые отличаются не только чистотой своей веры и святостью, но и своей замечательной ученостью.

Тем, кто отрицает Предание как источник Откровения, можно возражать следующее:

– Предание предшествует Священному Писанию: вначале апостолы проповедовали Евангелие устно.

– Библию дала Церковь через Предание. Благодаря Преданию Церковь знает какие книги из Священного Писания богодухновенны (канонические книги). Нигде в Священном Писании не сказано в каких книгах содержится подлинное учение Христа.

– Христос сказал Своим Апостолам: Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари (Мк 16,15). Он не сказал: «Идите и пишите книги». Он также сказал: Слушающий вас меня слушает (Лк 10,16), а не «кто читает ваши книги Меня слушает».

– Само Писание свидетельствует о ценности Предания. Апостол Павел пишет: Итак, братья, стойте и держите предания, которым вы научены или словом или посланием нашим (2 Фес 2,15). Апостол Иоанн писал: Многое и другое говорил Иисус; но если бы писать о том подробно, то думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг (Ин 21,25). Он также писал: Многое имею писать вам, но не хочу на бумаге чернилами; а надеюсь прийти к вам и говорить устами к устам (2 Ин, 12).

Предание, идущее от апостолов – не мертвая, а живая реальность. «Предание есть живая память Церкви, – пишет православный богослов Сергей Булгаков, – которая содержит истинное учение, как оно раскрывается в ее истории. Это не есть археологический музей или научный каталог, и это не есть даже мертвый “депозит” веры; оно есть живая сила, присущая живому организму» .

Предание развивается в Церкви содействием Святого Духа. Слово Божие всегда актуально: в любую историческую эпоху оно способно освещать новые обстоятельства и новые проблемы. «Хотя изменяется историческая оболочка, – продолжает Сергей Булгаков, – остается неизменным тот же дух».

Учительство Церкви и церковное толкование наследия веры

Задание подлинно толковать написанное или устно переданное Слово Божие было поручено живому Учительству Церкви, т.е. епископам, пребывающим в общении c преемником Петра, Римским Епископом.

Учительство Церкви не ставит себя выше Слова Божия, а служит ему, уча только тому, что было передано. Учительство Церкви благочестиво слушает Слово, свято хранит его и верно излагает его верующим.

Священное Писание правильно толкуется в рамках живого Предания Церкви, учитывая единство всего Писания (все книги Священного Писания составляют единое целое), и учитывая связь между истинами веры.

Чтобы узнать намерения авторов Священного Писания, нужно обратить внимание на исторические и культурные обстоятельства той эпохи, в которую они жили, а также на литературные жанры, которые он употребляли. Можно исследовать библейские тексты разными научными методами, если только не забыть упомянутые выше критерии, ибо Священное Писание – не книга как все другие книги (его авторы – люди, пишущие под вдохновением Святого Духа – главного Автора).

Предание, Писание и Учительство Церкви между собой связаны и соединены так, что одно не может существовать без другого.

Заблуждаются те, которые утверждают, что Откровение Божие содержится в одном Священном Писании и что его толкование – задание не Учительства Церкви, а каждого верующего, которому помогает Святой Дух индивидуально.

Заблуждаются и те, которые утверждают принцип буквального толкования Слова Божия. Христианская религия – не «религия Книги», а «религия Слова». Христианство – религия не написанного и немого слова, а Глагола воплощенного и живого.

Неизменность Откровения

После пришествия Христа, Воплощенного Слова, не надо ожидать нового всеобщего откровения. В ходе веков бывали откровения, называемые «частными». Некоторые из них были признаны Церковью. Их цель – не улучшить и не дополнить окончательное Откровение Христа, но помочь христианам определенной исторической эпохи воплотить его в жизнь.

Откровение Божие не полностью разъяснено. Христианской вере предстоит на протяжении веков проникать постепенно в глубины его смысла. Понимание Откровения растет как плод созерцания и исследования откровенной истины, а более всего – как плод Дара Премудрости.

Смиренное изучение христианской религии, просвещенное дарами Святого Духа, необходимая защита Откровения от заблуждений, горячее стремление передать евангельскую весть во все более понятной форме разным историческим эпохам и культурам, новые достижения исторических, гуманитарных и естественных наук, – это факторы, помогающие разъяснению Откровения Божия.

Догматы – это Богооткровенные истины, формально определенные Церковью. Провозглашение нового догмата не прибавляет ничего к Откровению, а разъясняет истины, которые в нем содержатся. Вероучение не меняется. Меняются лишь термины, которыми вероучение излагается. Догматы являются только раскрытием того, что содержится в Откровении.

Прот. Cергей Булгаков, Православие.

Божественное Откровение – проявление Бога в мире, открывающее людям познание Его и истинную веру в Него; самораскрытие Бога человеку. Различается на естественное – видимый мир, история человечества, совесть в человеке, и на сверхъестественное, когда Бог открывает о Себе непосредственно Сам (пришествие на землю Спасителя) или через праведных людей – пророков, апостолов и святых отцов Церкви.

Божественное Откровение – раскрытие Богом Себя человеку в ответ на человеческое желание познать своего Создателя. Творение человека Богом предполагает деятельный поиск Бога со стороны человека. Бог сотворил весь род человеческий, чтобы люди искали Его, «не ощутят ли Его, и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас» (Деян.17:26, 28). Стремясь к Богу, человек не может познать Бога своими усилиями, но само стремление человека имеет цену перед Богом, Который открывается человеку в ответ на его свободный поиск.

Естественное Откровение состоит в том, что Бог открывает Себя в Своём творении, подобно тому как художник открывает себя в своей картине или автор в своём сочинении. Но такой метод Богопознания весьма ограничен, ведь Божественное бытие нетварно. В Своем сверхбытии Бог превосходит все Свои создания. Не являясь умопостигаемым предметом или воспринимаемым чувствами явлением, Он не может быть познан усилиями человеческого ума или чувств как часть этого мира. Именно поэтому, раскрывая Себя, Бог нисходит к человеку Сам. «Спаситель отнюдь не сказал, будто познать Бога решительно невозможно, – учит св. Ириней Лионский, – а сказал только, что никто не может познать Бога без Божественной воли, без научения от Бога, без Его откровения («и кому Сын хочет открыть»). Но так как Отец соизволил, чтобы мы познали Бога, а Сын открыл Его нам: то мы имеем о Нем необходимые познания».

Раскрываясь человеку, Бог сообщает ему знание о Себе сверхъестественным образом. «Сверхъестественное знание есть то, которое привходит в ум путем, превышающим его естественные способы и силы, – учит св. Феодор Студит. – Бывает же оно от единого Бога, когда найдет Он ум очищенным от всякого вещественного пристрастия и объятым Божественной любовью». Сверхъестественное знание о Боге сообщается человеческой душе Божественной благодатью, исходящей от Отца чрез Сына в Святом Духе. Именно посредством Божественной благодати Святого Духа человек усваивает истины Божественного Откровения. Апостол Павел утверждает, что: «...никто не может назвать Иисуса Христа Господом, как только Духом Святым» (1 Кор.12:3). Это значит, что исповедать Христа Господом может только тот, на чье ум и сердце воздействовала Божественная благодать.

Божественная благодать пребывает в Церкви, подается в Святых Таинствах. Поэтому Церковь является и хранительницей Божественного Откровения. «Познается Бог только Духом Святым, – учит св. Силуан Афонский. – Нашей Преславной Церкви дано Духом Святым разуметь тайны Божии». Всю полноту истины, полученную от Христа, апостолы возвестили Церкви (Деян.20:27). По слову св. Иринея Лионского, апостолы положили в Церковь все, что относится к истине. Будучи «столпом и утверждением истины» (1 Тим.3:14), Церковь хранит богооткровенные вероучительные истины, называемые догматами.