Всем л подходит метод парадоксальной интенции. Интенция парадоксальная. Что говорит психотерапевт, применяя метод парадоксальной интенции

Парадоксальная интенция Франкла

Метод, предложенный Франклом (Frankl V. Е.), автором логотерапии , в 1929 г., описан им лишь в 1939 г., а опубликован под этим названием в 1947 г. Логотерапия включает два таких специфических человеческих проявления, как самотрансценденция и способность к самоотстранению.

Человек с ноогенным неврозом постоянно находится в поисках смысла. П. и. Ф. применяется при неврозах, когда имеются следующие патогенные паттерны реагирования:

  1. Некий симптом вызывает у пациента опасение, что он может повториться; возникает фобия - страх ожидания повторения симптома, который приводит к тому, что симптом действительно появляется снова, и это лишь усиливает изначальные опасения пациента. Иногда сам страх может быть тем, повторения чего боится больной, но чаще боятся обморока, инфаркта, апоплексического удара. На свой страх больные реагируют бегством от действительности (жизни), например стараются не выходить из дома.
  2. Пациент находится под гнетом овладевших им навязчивых представлений, пытается подавить их, противодействовать им, но это лишь усиливает первоначальное напряжение. Круг замыкается, и пациент оказывается внутри этого порочного круга.

В отличие от фобии, собственно обсессивные состояния характеризуются не бегством, а борьбой - борьбой с навязчивыми представлениями. Однако и фобии, и обсессивные состояния вызываются стремлением избежать ситуаций, обусловливающих тревогу. Невроз порождается не только первичными условиями (внешняя и внутренняя ситуация, ведущая к первому появлению симптома), но и вторичными (закреплением страха ожидания). Необходимо разорвать эти круговые механизмы. Сделать это можно, лишив подкрепления опасения больного. При этом следует учитывать, что пациент с фобией боится чего-то, что может с ним случиться, в то время как больной с обсессией боится и того, что может совершить сам.

В данных случаях следует обратиться к столь характерной для человека способности к самоотстранению, которая особенно ярко отражается в юморе. Юмор - важное свойство человеческой личности; он дает возможность занять дистанцию по отношению к чему угодно, в том числе и к самому себе, и тем самым обрести над собой полный контроль. Мобилизация этой способности человека к дистанцированию и достигается с помощью метода П. и. Ф.

П. и. Ф. построена на том, что пациент должен захотеть, чтобы осуществили то (при фобии) или чтобы он сам осуществил то (при обсессии), чего он так опасается. При этом парадоксальное предложение должно быть сформулировано по возможности в юмористической форме.

Очевидно сходство П. и. Ф. с вошедшими позже в обиход методами поведенческой психотерапии . Однако, хотя в обоих случаях используется понятие подкрепления , не следует забывать о различиях, что иллюстрируется, например, сравнением с техникой «жетонов», где позитивно подкрепляется желаемое, правильное поведение. 9-летний мальчик регулярно, каждую ночь, мочился в постель. Родители и били сына, и стыдили его, и уговаривали, и игнорировали - все было безуспешно, становилось только хуже. Человек, к которому они обратились за советом, сказал мальчику, что за каждую ночь, когда он намочит постель, он получит по 5 центов. Мальчик немедленно пообещал сводить его в кино и пригласить «на чашку шоколада» - настолько он был уверен, что скоро разбогатеет. К моменту следующей встречи пациент заработал всего 10 центов. Он сказал, что делал все возможное, чтобы мочиться в постель каждую ночь и заработать таким образом как можно больше денег, однако, к сожалению, ничего не получалось. Он просто не мог понять этого, ведь прежде с этим у него все «было в порядке».

Логотерапия предвосхитила многое, что позднее поведенческой психотерапией было поставлено на солидную экспериментальную основу. Так, исследуя эффективность П. и. Ф., поведенческие психотерапевты подбирали пары больных неврозом навязчивых состояний с одинаково выраженными симптомами и одного из них лечили методом П. и. Ф., а другого оставляли без лечения в качестве контрольного пациента. Было установлено, что в течение нескольких недель симптомы исчезали только у больных, подвергшихся лечению, при этом ни в одном случае не возникли новые симптомы вместо прежних.

П. и. Ф. помогает даже в тяжелых и хронических случаях, причем и тогда, когда лечение длится недолго. Страх является биологической реакцией, позволяющей избегать тех ситуаций, которые страх представляет как опасные. Если больной будет сам искать эти ситуации, научится действовать «мимо» страха, то последний постепенно исчезнет, как бы «атрофируется» от бездействия.

Ребенка называют чистым листом бумаги. Он пока ничего не знает, не умеет, не приспособлен к социуму. Задачу всему обучить берут на себя родители, воспитатели и учителя. Именно под их руководством и возникает интенция, которая бывает парадоксальной и коммуникативной..

Интенция может показаться сложным понятием. Однако если правильно и в прямом смысле прочитать слова, которые будут написаны в данной статье, можно легко понять, что это такое.

  • Почему у каждого человека имеется свое мировоззрение?
  • Почему люди говорят об одном и том же, однако каждый из них понимает что-то свое?
  • Почему одна и та же ситуация интерпретируется по-разному людьми?
  • Почему то, что хорошо для одного, может быть плохим для другого?

Эти и многие другие вопросы люди задают себе, не обращая внимания на то, что речь идет о разности. Мир как бы существует один на всех. В нем все четко, ясно и определенно. Однако люди, которые на него смотрят и оценивают, говорят различные вещи.

Как так получается, что мир один, а мнений о нем много? На данный вопрос частично можно ответить, исходя из теории интенции.

Что такое интенция?

Пытаясь выяснить, что такое интенция, можно простым языком определить данное понятие как направленность мышления. У каждого человека есть своя направленность мышления на определенное действие или предмет. И эту направленность зачастую человек вырабатывает с детства, когда занимаются его воспитанием, формированием мировоззрения, даже объяснением того, что такое хорошо и плохо.

Здесь не имеет значения, реальным или надуманным является то, на что направлен человек. Синонимами интенции являются:

  1. Цель.
  2. Стремление.
  3. Замысел.
  4. Желание.
  5. Идея.
  6. Установка.
  7. План.
  8. Побуждение.
  9. Назначение.
  10. Смысл.
  11. Решение.

Определяющими словами являются установка или направленность. Иногда под интенцией понимается совершение действия под порывом своих духовных желаний, не анализируя, насколько это целесообразно.

  • В психологии под интенцией понимается стремление человека проигрывать напряженно критические ситуации, в которых он снова может пережить свой страх или невроз.
  • В неврологии под интенцией понимается направленность мышления на психическую активность, деятельность или объект, что помогает в достижении цели.
  • В философии под интенцией понимается смысловая направленность на духовное познание и восприятие. Это мировоззрение, направленность воли, души или цели.

Если говорить простым языком, интенция – это ориентирование человека на определенные действия, события, предметы и прочие явления. Почему мужчины разбрасывают носки, а женщины из-за этого переживают? Потому что каждый направлен на определенную деятельность: мужчина не придает никакого значения, где лежат его носки, пока они ему не понадобились; женщина заботится о том, чтобы все вещи лежали на своих местах, поэтому переживает, когда порядок нарушается.

Каждый человек направлен на что-то конкретное. В зависимости от этой направленности, у него формируются те или иные взгляды на жизнь, он развивает в себе определенные умения и привычки, получает конкретный набор знаний и информации. Человек не познает мир целиком. Его мышление (взгляд) ограничено. В зависимости от того, что он замечает, у него формируются те или иные убеждения. И все это основано на направленности, на что человек должен обращать внимание.

Одним из примеров интенции можно привести различные взгляды на одно и то же явление. У каждого свое понимание справедливости. Для одного человека справедливо иметь красивое тело, в то время как другой человек считает это несправедливым. Но если спросить, что делает тот и другой человек для своей красоты, выяснится, что тот, кто красив, тратит много времени для собственного преображения, а тот, кто некрасив, ничего не делает ради своей красоты. Так, где здесь справедливость?

На самом деле справедливо все, что человек имеет в реальной жизни. Та справедливость, о которой люди думают, — лишь иллюзия. Зачастую люди судят о чем-то, не зная всех обстоятельств дела. К примеру, все люди будут жалеть женщину, которую избил мужчина. Но если бы они участвовали в той ситуации, когда это все произошло, то наверняка заметили бы, что женщина сама спровоцировала мужчину на ее избиение (либо она его оскорбляла, либо сама бросалась на него с кулаками, либо угрожала и т. д.).

Человек получает все по справедливости. И если кажется иначе, то вы просто не хотите замечать очевидных вещей. Всем людям хочется лежать на диване и при этом быть богатыми. Но как вы считаете, это справедливо? Почему вы осуждаете богатых людей, которые тратят по 16 часов в сутки? Вы тратите намного меньше времени и сил на зарабатывание денег. Все справедливо: кто больше и усерднее трудится, тот больше получает.

«У соседа всегда трава зеленее», поэтому вам всего лишь кажется, что люди легко достигают своих успехов. Справедливо все то, что вы имеете. Это стало результатом всех ваших решений, слов, действий. Все, что у вас есть, — справедливый результат всех ваших усилий. Не судите других, потому что вы не живете их жизнью, как и другие не могут судить о вас, потому что они не знают, сколько усилий вам пришлось приложить, чтобы справедливо иметь все то, что у вас есть.

Понимание, взгляды, выводы, поступки – это и многое другое базируется на том, на что направлено мышление человека. Вот почему так часто можно услышать совет: если хотите изменить жизнь, измените свое мышление (то есть измените направленность своего мышления на другой лад).

Человек периодически сталкивается с неприятными ситуациями. Некоторые из них являются пугающими или стрессовыми настолько, что человек не может себя контролировать. В логотерапии используется методика парадоксальной интенции, когда терапевт предлагает клиенту представить или осуществить то, что его пугает, в момент критической ситуации.

Другими словами, нужно начать дрожать и бояться в момент сдачи экзамена, если у человек есть страх перед его сдачей. Людям нужно максимально громко и долго ссориться, если им неприятны скандалы.

В чем смысл данной техники:

  1. Человек обретает контроль. Он не боится чего-то непредсказуемого, а сам провоцирует ситуацию, когда его страх осуществляется. Здесь приходит понимание бессмысленности таких действий.
  2. Человек перестает бояться. Это происходит благодаря тому, что переключается от возможных переживаний, которые он будет испытывать, если случится нечто страшное, на совершение поступков, которые вызовут страх.

Парадоксальная интенция используется в лечении людей, которые подвержены различным страхам, неврозам, переживаниям. Человек в состоянии ожидания начинает бояться еще сильнее. Хотя по факту еще ничего не происходит из того, что бы пугало человека. Если ситуация случается, тогда его переживания усиливаются. Нередко в состоянии ожидания человек доводит себя до такого, что падает в обморок или сталкивается с инфарктом.

Обычной реакцией боящегося человека является избегание, убегание от той реальности, в которой может произойти нечто страшное. Порой человек даже начинает бояться выходить из дома или общаться с людьми, чтобы только его страхи не реализовались. Человек старается подавить или каким-либо образом противостоять , однако они еще больше усиливаются.

Человек большую часть своего времени опасается того, что может с ним случиться или что он может сделать. Принцип парадоксальной интенции заключается в том, чтобы человек хотел осуществления и реализации его страха.

Все люди обучаются речи, которая заключается сначала в усвоении слов, построении предложений и фраз. Однако со временем вырабатывается определенный стиль общения человека с различными людьми. Именно данный стиль общения является коммуникативной (речевой) интенцией, которая проявляется в одобрении или порицании, утверждении или расспросах, требовании или советах. Она базируется на человеческих:

  • Желаниях.
  • Мотивах.
  • Мыслях.
  • Потребностях.
  • Эмоциях.

Человек через свою речь выражает свой внутренний мир, отношение и намерения.

Проблема того, что люди друг друга не понимают, часто беспокоит тех, кто пытается установить контакты с важными для себя людьми, но у них ничего не получается. Вы пытаетесь что-то объяснить, говорите, «разжевываете», но вас будто не слышат. Каковы причины того, что люди друг друга не понимают?

Не будем брать примеры, когда люди просто говорят на разных языках. Вы говорите по-русски, а ваш собеседник – по-японски – очень сложно понять друг друга, если ни один из вас не знает языка другого.

Но случается так, что люди говорят на одном языке, вот только создается ощущение, что все-таки на разных. Вы и ваш собеседник говорите на русском языке, но почему-то понимания не происходит. В чем же дело? Проблема заключается в том, какую смысловую нагрузку каждый из вас вкладывает в одни и те же слова. Одно и то же слово, а значение у каждого человека свое. Кто-то под «любовью» понимает чувства, которые у него возникают, когда рядом находится любимый, а его собеседник под этим же словом будет понимать поступки, которые совершает партнер. Вот и получается, что они оба могут не поверить в любовь друг к другу, потому что один хочет чувствовать, а второй будет на действиях демонстрировать свои чувства, при этом будучи спокойным на уровне эмоций.

Люди не понимают друг друга еще и по другой причине. Невозможно понять то, что сам не пережил. Вы можете приблизительно представить то, о чем вам говорят другие люди. Но если вы сами не пережили этих же ощущений, чувств, боли, негатива и т. д., то сложно понять того, кто вам о них рассказывает.

Так, ребенку сложно понять родителей, почему нужно учиться. Ему не хочется учиться, а родители пытаются передать ему ту боль, которую они испытывали, когда их не нанимали на работу по причине отсутствия образования. Так, невозможно отговорить ребенка от замужества, если он еще сам не пожил в браке и не понял, что это такое.

Невозможно человеку понять то, что лично не переживалось. Вы можете поддержать другого человека, можете ему посочувствовать. Но пока вы сами не пройдете через ту радость или боль, о которой говорите, вам не понять.

Люди могут говорить на одном языке, но не понимать друг друга. Наверняка вы и сами сталкивались с непониманием со стороны окружающих либо чувствовали, что не понимаете других людей. Это определяется той направленностью, на которую заточено ваше мышление.

«Я не понимаю, как такое может быть» — это еще одна из форм того, почему люди не находят общего языка. В картине мира всех людей находятся идеи о том, как должно быть: какими окружающие должны быть, как должны себя вести, как события должны развиваться и т. д. Но когда происходит что-то, что не вписывается в их картину мира, они говорят: «Я не понимаю таких людей». Так же другие могут не понимать вас, когда вы совершаете поступки или принимаете решения, которые не вписываются в их картину мира: «Так должно быть».

Это 3 причины того, почему люди говорят на одном языке, но им настолько трудно понять друг друга, что они готовы «вешать ярлыки» и оскорблять других, нежели просто принять тот факт, что не все будут поняты вами и не всем будете понятны вы.

Итог

Интенция – это направленность, которая говорит человеку, на что обращать внимание, как действовать, к чему стремиться и как достигать целей. Итог зависит от этой направленности, поскольку человек в любой ситуации начинает себя ограничивать в свободе выбора и нахождения различных решений. Только при отсутствии направленности можно увидеть все многообразие и найти максимально комфортный для себя подход.

психотерапевтический прием, разработанный В. Франклом в 1927 г. в рамках его логотерапии и анализа экзистенциального. Состоит в том, что клиент, мучимый страхом ожидания, получает от логотерапевта инструкцию: в критической ситуации или непосредственно перед ее наступлением хотя бы на несколько минут захотеть (при фобиях), или же самому осуществить (при неврозах навязчивости) то, чего он опасается. Это иллюстрируется на примере студента, у которого перед экзаменами начиналась дрожь и который больше всего страдал от ожидания этой дрожи и от опасений, что это все заметят. С помощью логотерапевта он сформулировал для себя интенцию парадоксальную - задрожать в экзаменационной обстановке так сильно, чтобы его сочли "чемпионом по дрожанию". За счет этого студенту удалось избавиться и от дрожи, и от ее боязни. Другой его пример - супруги, склонные к постоянным ссорам, договариваются в следующий раз ссориться так долго, чтобы окончательно измотать себя. Реализация подобных самоинструкций может происходить двумя путями: либо интенция реализуется, и тогда ситуация или действие, коих клиент опасается, перестанет быть внешней непрогнозируемой силой и тем самым лишится самого болезненного признака; либо сама попытка клиента реализовать интенцию переключит его внимание с непроизвольных эмоциональных переживаний на их воспроизведение произвольное, что разрушит их естественное течение и приведет к их ослаблению. В качестве механизмов действия этого приема усматривается процесс самоотстранения, позволяющий клиенту выйти из эмоциогенной ситуации в область смыслов. В качестве модели такого процесса приводится феномен потери способности к чувственному наслаждению при целенаправленном стремлении только к его достижению. Этот прием имеет много общего с такими психотерапевтическими техниками, как возбуждение тревоги, терапия имплозивная, тревожность индуцированная. Для большего эффекта интенцию парадоксальную можно сформулировать в юмористической форме.

Парадоксальная интенция

Словообразование. Происходит от греч. рaradоxоs - странный и лат. intentiо - стремление.

Специфика. Заключается в том, что пациент, мучимый страхом ожидания, получает от логотерапевта инструкцию, в критической ситуации или непосредственно перед ней - хотя бы на несколько минут - захотеть (при фобиях) или самому осуществить (при неврозах навязчивых состояний) то, чего он опасается. Франкл иллюстрирует это на примере студента, у которого начиналась дрожь перед экзаменами и который страдал больше всего от ожидания этой дрожи и из-за опасений, что это все увидят. С помощью логотерапевта он сформулировал для себя "парадоксальную интенцию" - задрожать в экзаменационной обстановке так сильно, чтобы его сочли "чемпионом по дрожанию". Другой его пример - супруги, склонные к постоянным ссорам, договариваются в следующий раз так долго ссориться, чтобы окончательно измотать себя. Реализация подобных самоинструкций может происходить двумя путями: либо интенция будет реализована, в этом случае ситуация (или действие), которой пациент опасается, перестает быть внешней непрогнозируемой силой и тем самым лишается самого болезненного своего признака, либо сама попытка пациента реализовать свою интенцию переключает его внимание с эмоциональных переживаний на их произвольное воспроизведение, что разрушает их естественное течение и приводит к ослаблению. В качестве механизмов действия этого приема рассматривается процесс самоотстранения, позволяющий пациенту выйти из эмоциогенной ситуации в область смыслов, а в качестве модели этого процесса приводится феномен потери способности к чувственному наслаждению при целенаправленном стремлении достигать только его. Для большего эффекта "парадоксальная интенция" может быть сформулирована в юмористической форме.

Контекст. Данный прием имеет много общего с такими психотерапевтическими техниками, как "возбуждение тревоги", "имплозивная терапия", "индуцированная тревожность".

Литература. Франкл В. Человек в поисках смысла, М., 1990

ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ИНТЕНЦИЯ

Психотерапевтическая методика, использовавшаяся в логотерапии Виктора Франкла, в соответствии с которой индивида поощряют (с соответствующим юмором – момент, который Франкл настоятельно подчеркивал и который некоторые другие, на собственный страх и риск, не достаточно оценили) делать именно то, что он боится делать, или воображать, что его самые плохие невротические опасения действительно сбылись. Эта методика применяется прежде всего в работе с навязчивыми идеями; например, в случае с человеком, который боялся выходить из дома из-за навязчивой идеи сердечного приступа. Ему сказали: "Продолжайте выходить из дома, пусть у вас будет сердечный приступ, пусть будет два, сейчас раннее утро; вы могли бы и хорошо провести день, и получить сердечный приступ". Ясно, что эту процедуру нужно применять рассудительно; она не рекомендуется для тех, кто не прошел подготовку в рамках подхода Франкла.

ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ИНТЕНЦИЯ

специальная терапевтическая техника, метод, прием, используемые в логотерапии при лечении невротических заболеваний.

Терапевтическая техника парадоксальной интенции была предложена австрийским психотерапевтом В. Франклом (1905–1977) в 1946 г. В систематическом виде эта техника была представлена им в 1960 г. Она основывалась на двойном факте, зафиксированном логотерапией и состоящем в том, что, с одной стороны, тревога пациента порождает именно то, чего он боится, а с другой стороны, невротическая интенция (гиперинтенция) делает невозможным достижение того, чего пациент хочет. Попытка избежать ситуаций, в которых возникает тревога, или подавить, побороть угрожающие идеи только усиливает невротические симптомы. Исходя из подобного понимания патогенеза невротического заболевания, техника парадоксальной интенции состоит в том, что испытывающему тревогу пациенту предлагают осуществить именно то, чего он боится и от чего он спасается «бегством в болезнь».

Если удается привести пациента в состояние, когда он способен перестать избегать свои невротические симптомы или бороться с ними, то симптомы ослабевают сами по себе. Если же удается преувеличить их, то они вообще перестают преследовать и беспокоить пациента.

Понимание существа парадоксальной интенции можно проиллюстрировать следующим примером, почерпнутым из терапевтической практики В. Франкла. В течение последних трех лет тридцатипятилетняя пациентка была парализована боязнью бактерий: она постоянно мыла руки из-за страха перед бактериями, не выходила из дома, не позволяла мужу прикасаться к детям и решила развестись, так как чувствовала, что делает несчастной свою семью. Используя метод парадоксальной интенции, аналитик предложил пациентке подражать его действиям. Он начал скрести пол руками, говоря, что никак не может набрать грязи, чтобы получить достаточное количество бактерий. При поощрении аналитика пациентка последовала его примеру. Это привело к тому, что в дальнейшем она стала работать со всевозможными грязными вещами, чтобы как можно чаще соприкасаться с микробами. Через несколько дней пациентка могла обнимать и ласкать своих детей без боязни заразить их. Навязчивость мытья рук исчезла. Женщина могла выполнять все повседневные дела, на которые раньше была не способна.

Метод парадоксальной интенции предполагает использование специфической человеческой способности, а именно юмора, с которым индивид может относиться к самому себе. Юмористическая организация ситуации позволяет придерживаться установки менее серьезного отношения к своим невротическим симптомам. Пациент оказывается способным посмеяться над самим собой. Он как бы обретает возможность отделиться от невроза, дистанцироваться от него, воспринять происходящее в шутливой форме. Метод парадоксальной интенции как раз и основывается на том, что обучение пациента юмористическому отношению к самому себе, своим симптомам и невротическому заболеванию в целом является важным и необходимым условием для возможного его выздоровления.

Если, например, человек страдает излишней застенчивостью и в присутствии вышестоящего должностного лица его охватывает дрожь, в результате чего одна только мысль о предстоящей встрече с ним вызывает у него панический страх, то он может прибегнуть к следующему приему. Он может сказать самому себе: «Наконец-то я вновь вижу должностное лицо. Сейчас я начну так дрожать перед ним, что никто не сможет сравниться со мной по степени дрожания. Я самый великий дрожатель в мире. Я могу так долго дрожать, что мой рекорд дрожания занесут в Книгу рекордов Гиннесса». Или если пациент страдает невротическим страхом сердечных приступов и боится один ездить в лифте, так как в случае приступа никто не сможет ему помочь, то он может сказать своему собственному страху: «Вчера я спускался по лестнице пешком вместе с соседом, а сегодня я один не только воспользуюсь лифтом, но даже специально поднимусь на пять этажей выше, чтобы у меня было несколько сердечных приступов». Практика логотерапии показывает, что и в том и в другом случае происходит совсем не то, к чему стремится человек: «дрожателю» не суждено попасть в Книгу рекордов Гиннесса, поездка на лифте несколькими этажами выше не сопровождается у человека сердечным приступом.

По мнению ряда логотерапевтов, метод парадоксальной интенции особенно эффективен при лечении различного рода фобий, особенно в том случае, когда аналитику удается научить пациента с юмором и смехом относиться к собственным страхам, тревогам, волнениям, переживаниям.

ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ИНТЕНЦИЯ ФРАНКЛА

Метод, предложенный Франклом (Frankl V. Е.), автором логотерапии, в 1929 г., описан им лишь в 1939 г., а опубликован под этим названием в 1947 г. Логотерапия включает два таких специфических человеческих проявления, как самотрансценденция и способность к самоотстранению.
Человек с ноогенным неврозом постоянно находится в поисках смысла. П. и. Ф. применяется при неврозах, когда имеются следующие патогенные паттерны реагирования:
1. Некий симптом вызывает у пациента опасение, что он может повториться; возникает фобия - страх ожидания повторения симптома, который приводит к тому, что симптом действительно появляется снова, и это лишь усиливает изначальные опасения пациента. Иногда сам страх может быть тем, повторения чего боится больной, но чаще боятся обморока, инфаркта, апоплексического удара. На свой страх больные реагируют бегством от действительности (жизни), например стараются не выходить из дома.
2. Пациент находится под гнетом овладевших им навязчивых представлений, пытается подавить их, противодействовать им, но это лишь усиливает первоначальное напряжение. Круг замыкается, и пациент оказывается внутри этого порочного круга.
В отличие от фобии, собственно обсессивные состояния характеризуются не бегством, а борьбой - борьбой с навязчивыми представлениями. Однако и фобии, и обсессивные состояния вызываются стремлением избежать ситуаций, обусловливающих тревогу. Невроз порождается не только первичными условиями (внешняя и внутренняя ситуация, ведущая к первому появлению симптома), но и вторичными (закреплением страха ожидания). Необходимо разорвать эти круговые механизмы. Сделать это можно, лишив подкрепления опасения больного. При этом следует учитывать, что пациент с фобией боится чего-то, что может с ним случиться, в то время как больной с обсессией боится и того, что может совершить сам.
В данных случаях следует обратиться к столь характерной для человека способности к самоотстранению, которая особенно ярко отражается в юморе. Юмор - важное свойство человеческой личности; он дает возможность занять дистанцию по отношению к чему угодно, в том числе и к самому себе, и тем самым обрести над собой полный контроль. Мобилизация этой способности человека к дистанцированию и достигается с помощью метода П. и. Ф.
П. и. Ф. построена на том, что пациент должен захотеть, чтобы осуществили то (при фобии) или чтобы он сам осуществил то (при обсессии), чего он так опасается. При этом парадоксальное предложение должно быть сформулировано по возможности в юмористической форме.
Очевидно сходство П. и. Ф. с вошедшими позже в обиход методами поведенческой психотерапии. Однако, хотя в обоих случаях используется понятие подкрепления, не следует забывать о различиях, что иллюстрируется, например, сравнением с техникой «жетонов», где позитивно подкрепляется желаемое, правильное поведение. 9-летний мальчик регулярно, каждую ночь, мочился в постель. Родители и били сына, и стыдили его, и уговаривали, и игнорировали - все было безуспешно, становилось только хуже. Человек, к которому они обратились за советом, сказал мальчику, что за каждую ночь, когда он намочит постель, он получит по 5 центов. Мальчик немедленно пообещал сводить его в кино и пригласить «на чашку шоколада» - настолько он был уверен, что скоро разбогатеет. К моменту следующей встречи пациент заработал всего 10 центов. Он сказал, что делал все возможное, чтобы мочиться в постель каждую ночь и заработать таким образом как можно больше денег, однако, к сожалению, ничего не получалось. Он просто не мог понять этого, ведь прежде с этим у него все «было в порядке».
Логотерапия предвосхитила многое, что позднее поведенческой психотерапией было поставлено на солидную экспериментальную основу. Так, исследуя эффективность П. и. Ф., поведенческие психотерапевты подбирали пары больных неврозом навязчивых состояний с одинаково выраженными симптомами и одного из них лечили методом П. и. Ф., а другого оставляли без лечения в качестве контрольного пациента. Было установлено, что в течение нескольких недель симптомы исчезали только у больных, подвергшихся лечению, при этом ни в одном случае не возникли новые симптомы вместо прежних.
П. и. Ф. помогает даже в тяжелых и хронических случаях, причем и тогда, когда лечение длится недолго. Страх является биологической реакцией, позволяющей избегать тех ситуаций, которые страх представляет как опасные. Если больной будет сам искать эти ситуации, научится действовать «мимо» страха, то последний постепенно исчезнет, как бы «атрофируется» от бездействия.


Психотерапевтическая энциклопедия. - С.-Пб.: Питер . Б. Д. Карвасарский . 2000 .

Смотреть что такое "ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ИНТЕНЦИЯ ФРАНКЛА" в других словарях:

    ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ИНТЕНЦИЯ - – специальная терапевтическая техника, метод, прием, используемые в логотерапии при лечении невротических заболеваний. Терапевтическая техника парадоксальной интенции была предложена австрийским психотерапевтом В. Франклом (1905–1977) в 1946 г …

    ПАРАДОКСАЛЬНАЯ ИНТЕНЦИЯ - Психотерапевтическая методика, использовавшаяся в логотерапии Виктора Франкла, в соответствии с которой индивида поощряют (с соответствующим юмором – момент, который Франкл настоятельно подчеркивал и который некоторые другие, на собственный страх … Толковый словарь по психологии

    Интенция парадоксальная - (лат. intentio греч. paradoxos странный, невероятный) термин В. Франкла, обозначает психотерапевтический приём представлять себе желаемым нечто, вызывающее страх или тревогу, но посредством помещения объекта тревоги и страха в некий… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике - Одно из двух основных направлении когнитивной психотерапии, разработанное Эллисом (Ellis А.) в 50 е гг. В последний период его развитие в виде рационально эмоционально поведенческой психотерапии успешно осуществляется Кассиновым… … Психотерапевтическая энциклопедия

    Наука о психической реальности, о том, как индивид ощущает, воспринимает, чувствует, мыслит и действует. Для более глубокого понимания человеческой психики психологи исследуют психическую регуляцию поведения животных и функционирование таких… … Энциклопедия Кольера

Чтобы понять то, что происходит, когда применяется эта техника, давайте возьмем в качестве отправной точки известный каждому психиатру феномен антиципированной тревоги. Обычно происходит так, что такая тревога порождает именно то, чего пациент боится. Пациент, страдающий эритрофобией, который боится покраснеть, например, когда входит в помещение и встречает группу людей, действительно покраснеет именно в этот момент. Симптом вызывает психическую реакцию, соответствующую антиципированной тревоге, которая провоцирует повторное появление симптома. Повторное появление симптома в свою очередь усиливает антиципированную тревогу, и таким образом замыкается порочный круг. В этом порочном круге оказывается заключенным сам пациент; он запутывается в нем, как в коконе.

Что касается тревоги, выступающей в качестве исходного момента, то сами пациенты часто сообщают о своей тревоге по поводу тревоги. Очевидно, они подтверждают хорошо известное высказывание Франклина Д. Рузвельта:

Единственная вещь, которой следует бояться, - это сам страх.

(Д. Рузвельт)

Исследуя этот страх страха, однако, более обстоятельно, мы обнаруживаем, что существуют три типичные причины, его обусловливающие, поскольку пациенты, страдающие боязнью страха, обычно сообщают, что они боятся: 1) что приступ тревоги может привести к смерти или обмороку (технический термин, введенный для обозначения этого состояния - «коллапсофобия»); 2) что он может закончиться инфарктом («инфарктофобия»); 3) что результатом приступа тревоги может стать инсульт мозга («инсультофобия»).

До сих пор речь шла о мотивации боязни страха. Но каковы же реакции на страх страха? Обычно наблюдается поведение избегания, или, как это называется в , бегство от страха. Пациент начинает избегать открытого пространства или замкнутых помещений, иными словами, демонстрирует агорафобические или клаустрофобические паттерны поведения.

Этому паттерну бегства от страха при неврозе тревоги существует параллель при обсессивном неврозе, а именно паттерн борьбы против обсессий. Он мотивируется прежде всего страхом обсессивного невротика, что его обсессий могут оказаться симптомом неизбежного психоза («психотофобия», как это обозначается в ). Однако психотофобия - не единственное, что может мотивировать пациента к борьбе с его обсессиями, точно так же мотивирующим фактором может выступать «криминофобия», как это называется в . Действительно, те обсессивные пациенты, которые парализуются страхом, что они могут реализовать любую из их обсессий, например в один прекрасный день выброситься из окна, или действительно убить человека ножом, лежащим на столе, также борются против своих обсессий. В таких случаях говорит о «фобии суицида» или «фобии гомицида».

Наконец, существует третий паттерн реагирования и поведения, составляющий параллель бегству от страха перед чем-то, а именно борьба за что-то. Он характерен для сексуальных невротиков. Многие сексуальные неврозы, по крайней мере соответственно данным , могут быть прослежены к истокам, связанным с форсированной интенцией достижения цели сексуального акта - будь то стремление мужчин продемонстрировать свою потенцию или стремление женщины доказать ее способность переживать оргазм. Как правило, пациент домогается удовольствия интенционально (можно сказать, что он воспринимает «принцип удовольствия» буквально). Однако удовольствие принадлежит к такой категории вещей, которые не могут быть достигнуты посредством прямой интенции; напротив, оно бывает просто вторичным эффектом или побочным продуктом. Таким образом, чем больше субъект стремится к удовольствию, тем менее он способен его получить.

Итак, мы обнаруживаем интересную параллель: как антиципированная тревога порождает именно то, чего пациент боялся, так эксцессивная интенция, или «гиперинтенция», как это называется в , делает невозможным достижение того, чего пациент хотел. Как раз на этом двойном факте основывает свою технику, называемую парадоксальной интенцией, которая состоит в том, что фобическому пациенту предлагается стремиться, хотя бы на один момент, именно к тому, чего он боится.